Политика канонерок — это… Что такое Политика канонерок?


Политика канонерок

Демонстрация силы — угрожающие действия вооружённых сил государства или группы государств, осуществляемые с целью оказать давление на другое государство (государства) и заставить его (их) пойти на политические, экономические или иные уступки.

Известны следующие формы демонстрации силы:

  • Дипломатия канонерок
  • Демонстрация флага.

После Второй мировой войны демонстрация силы наиболее часто применялась как средство воздействия на развитие политической ситуации в отдельных странах и регионах мира.

Демонстрация силы может осуществляться путём повышения степени боевой готовности Вооружённых сил, резкого наращивания вооружений, развёртывания и выдвижения войск (сил флота) к государственной границе, проведения манёвров, учений, полётов самолётов и т. д.

См. также

  • en:Show of Strength Pro Championship

Wikimedia Foundation. 2010.

  • Политика двойных стандартов
  • Политика одного ребенка

Смотреть что такое «Политика канонерок» в других словарях:

  • Политика большой дубинки — Вильям Аллен Роджерс. Карикатура 1904 года: Теодор Рузвельт шагает по Карибскому морю с большой дубинкой за плечами Политика большой дубинки (англ.  …   Википедия

  • Дипломатия канонерок — (англ. gunboat diplomacy)  военно политический курс, при осуществлении которого используется демонстративная проекция силы с применением военно морского флота. Канонерки  небольшие корабли с серьёзным артиллерийским… …   Википедия

  • Дипломатия канонерок — Публ. Неодобр. Политика грубого нажима, угрозы применить военную силу (о действиях западных держав и особенно США). НРЛ 81; Мокиенко 2003, 24 …   Большой словарь русских поговорок

  • Франция — I (France, Frankreich). Расположение, границы, пространство. С севера Ф. омывает Немецкое море и Ла Манш, с запада Атлантический океан, с юго востока Средиземное море; на северо востоке она граничит с Бельгией, Люксембургом и Германией, на… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Франция* — (France, Frankreich). Расположение, границы, пространство. С севера Ф. омывает Немецкое море и Ла Манш, с запада Атлантический океан, с юго востока Средиземное море; на северо востоке она граничит с Бельгией, Люксембургом и Германией, на востоке… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • СОЕДИНЕННЫЕ ШТАТЫ АМЕРИКИ — США (United States of America, U. S. A.), гос во в Сев. Америке. Tepp. США состоит из 3 несмежных частей: двух материковых районов собственно США (осн. часть США) и Аляски, и Гавайских о вов в Тихом ок. Осн. часть США граничит на С. с Канадой, на …   Советская историческая энциклопедия

  • Германия — I союз государств или союзное государство [Мы не останавливаемся решительно ни на одном из этих терминов (Staatenbund. Bundesstaat), потому что Герм. империя, как будет объяснено ниже не подходит вполне ни под тот, ни под другой] в средней Европе …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Мьянма — Союз Мьянма, гос во в Юго Вост. Азии. Совр. название Мьянма (Myanma) страна народа мьянь . До 1989 г. страна называлась Бирма (ср. франц. Birmanie, англ. Burma). См. также Салуин. Географические назв …   Географическая энциклопедия

  • Северо-Американские Соединенные Штаты* — (United States of America, Etats Unis, Vereinigte Staaten von Nord America) федеральная республика в Северной Америке, между 24° 30 и 49° сев. шир., и 66° 50 и 124° 31 зап. долг. (по Гринвичу), тянется от Атлантического до Тихого океана и… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Северо-Американские Соединенные Штаты — I (United States of America, Etats Unis, Vereinigte Staaten von Nord America) федеральная республика в Северной Америке, между 24° 30 и 49° сев. шир., и 66° 50 и 124° 31 зап. долг. (по Гринвичу), тянется от Атлантического до Тихого океана и… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

dic.academic.ru

КАНОНЕРОК ДИПЛОМАТИЯ — это… Что такое КАНОНЕРОК ДИПЛОМАТИЯ?


КАНОНЕРОК ДИПЛОМАТИЯ
КАНОНЕРОК ДИПЛОМАТИЯ

[canonniere — небольшой военный корабль, канонерка] — полит. тип внешней политики какого-л. государства, проявляющейся в явной демонстрации силы. Нем. Kanonenboot-Diplomatie.

Словарь иностранных слов.- Комлев Н.Г., 2006.

.

  • КАНОНЕРКА
  • КАНОНЕРСКАЯ ЛОДКА

Смотреть что такое «КАНОНЕРОК ДИПЛОМАТИЯ» в других словарях:

  • Дипломатия канонерок — (англ. gunboat diplomacy)  военно политический курс, при осуществлении которого используется демонстративная проекция силы с применением военно морского флота. Канонерки  небольшие корабли с серьёзным артиллерийским… …   Википедия

  • Дипломатия канонерок — (gunboat diplomacy), дипломатия, подкрепленная угрозой применения силы одним гос вом с целью навязать свою волю др. Это понятие используется особенно часто применительно к 19 в., когда великие мор. державы, в первую очередь Великобритания,… …   Всемирная история

  • ДИПЛОМАТИЯ — канонерок. Публ. Неодобр. Политика грубого нажима, угрозы применить военную силу (о действиях западных держав и особенно США). НРЛ 81; Мокиенко 2003, 24. Челночная дипломатия. Публ., Полит. Деятельность, направленная на организацию переговоров,… …   Большой словарь русских поговорок

  • Дипломатия — средство осуществления внешней политики государств, представляющее собой совокупность практических мероприятий, приёмов и методов, применяемых с учётом конкретных условий и характера решаемых задач; официальная деятельность глав государств и… …   Википедия

  • дипломатия — и; ж. [франц. diplomatie] 1. Официальная деятельность правительства по осуществлению внешней политики государства. Миролюбивая д. Д. канонерок (политика государства, основанная на угрозе применения военной силы). 2. Разг. Тонкий расчёт,… …   Энциклопедический словарь

  • дипломатия — и; ж. (франц. diplomatie) см. тж. дипломатический 1) Официальная деятельность правительства по осуществлению внешней политики государства. Миролюбивая диплома/тия. Диплома/тия канонерок (политика государства, основанная на угрозе применения… …   Словарь многих выражений

  • Дипломатия канонерок — Публ. Неодобр. Политика грубого нажима, угрозы применить военную силу (о действиях западных держав и особенно США). НРЛ 81; Мокиенко 2003, 24 …   Большой словарь русских поговорок

  • Политика канонерок — Демонстрация силы  угрожающие действия вооружённых сил государства или группы государств, осуществляемые с целью оказать давление на другое государство (государства) и заставить его (их) пойти на политические, экономические или иные уступки.… …   Википедия

  • Франция* — (France, Frankreich). Расположение, границы, пространство. С севера Ф. омывает Немецкое море и Ла Манш, с запада Атлантический океан, с юго востока Средиземное море; на северо востоке она граничит с Бельгией, Люксембургом и Германией, на востоке… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Франция — I (France, Frankreich). Расположение, границы, пространство. С севера Ф. омывает Немецкое море и Ла Манш, с запада Атлантический океан, с юго востока Средиземное море; на северо востоке она граничит с Бельгией, Люксембургом и Германией, на… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

dic.academic.ru

Дипломатия канонерок — это… Что такое Дипломатия канонерок?


Дипломатия канонерок

Публ. Неодобр. Политика грубого нажима, угрозы применить военную силу (о действиях западных держав и особенно США). НРЛ-81; Мокиенко 2003, 24.

Большой словарь русских поговорок. — М: Олма Медиа Групп. В. М. Мокиенко, Т. Г. Никитина. 2007.

  • Дип пёрднул
  • Челночная дипломатия

Смотреть что такое «Дипломатия канонерок» в других словарях:

  • Дипломатия канонерок — (англ. gunboat diplomacy)  военно политический курс, при осуществлении которого используется демонстративная проекция силы с применением военно морского флота. Канонерки  небольшие корабли с серьёзным артиллерийским… …   Википедия

  • Дипломатия канонерок — (gunboat diplomacy), дипломатия, подкрепленная угрозой применения силы одним гос вом с целью навязать свою волю др. Это понятие используется особенно часто применительно к 19 в., когда великие мор. державы, в первую очередь Великобритания,… …   Всемирная история

  • ДИПЛОМАТИЯ — канонерок. Публ. Неодобр. Политика грубого нажима, угрозы применить военную силу (о действиях западных держав и особенно США). НРЛ 81; Мокиенко 2003, 24. Челночная дипломатия. Публ., Полит. Деятельность, направленная на организацию переговоров,… …   Большой словарь русских поговорок

  • Дипломатия — средство осуществления внешней политики государств, представляющее собой совокупность практических мероприятий, приёмов и методов, применяемых с учётом конкретных условий и характера решаемых задач; официальная деятельность глав государств и… …   Википедия

  • КАНОНЕРОК ДИПЛОМАТИЯ — [Словарь иностранных слов русского языка

  • дипломатия — и; ж. [франц. diplomatie] 1. Официальная деятельность правительства по осуществлению внешней политики государства. Миролюбивая д. Д. канонерок (политика государства, основанная на угрозе применения военной силы). 2. Разг. Тонкий расчёт,… …   Энциклопедический словарь

  • дипломатия — и; ж. (франц. diplomatie) см. тж. дипломатический 1) Официальная деятельность правительства по осуществлению внешней политики государства. Миролюбивая диплома/тия. Диплома/тия канонерок (политика государства, основанная на угрозе применения… …   Словарь многих выражений

  • Политика канонерок — Демонстрация силы  угрожающие действия вооружённых сил государства или группы государств, осуществляемые с целью оказать давление на другое государство (государства) и заставить его (их) пойти на политические, экономические или иные уступки.… …   Википедия

  • Политика большой дубинки — Вильям Аллен Роджерс. Карикатура 1904 года: Теодор Рузвельт шагает по Карибскому морю с большой дубинкой за плечами Политика большой дубинки (англ.  …   Википедия

  • КАНОНЕРКА — КАНОНЕРКА, и, жен. Канонерская лодка. Дипломатия канонерок (о политике открытого насилия). Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 …   Толковый словарь Ожегова

dic.academic.ru

Дипломатия канонерок — это… Что такое Дипломатия канонерок?


Дипломатия канонерок
«Дипломатия канонерок» (gunboat diplomacy), дипломатия, подкрепленная угрозой применения силы одним гос-вом с целью навязать свою волю др. Это понятие используется особенно часто применительно к 19 в., когда великие мор. державы, в первую очередь Великобритания, использовали свою военно-мор. мощь для оказания давления на малые или более слабые гос-ва. «Д.к.» применялась брит. мин. иностр. дел лордом Пальмерстоном в ходе «опиумных войн». В 1882 г. брит, флот подверг бомбардировке Александрию для подавления национально-освободительного движения в Египте. Во время Боксерского» восстания в Китае в 1900 г. «Д.к.» приняла форму объединения сил европ. держав для защиты своих интересов и наказания повстанцев. Она применялась также США в отношении Филиппин и для навязывания амер. полит, требований странам Лат. Америки.

Всемирная история. Оксфордская иллюстрированная энциклопедия. — М.: Весь мир, ИД «Инфра-М», Oxford University Press. Гарри Джадж. 2003.

  • Диоклетиан
  • Дипонегоро

Смотреть что такое «Дипломатия канонерок» в других словарях:

  • Дипломатия канонерок — (англ. gunboat diplomacy)  военно политический курс, при осуществлении которого используется демонстративная проекция силы с применением военно морского флота. Канонерки  небольшие корабли с серьёзным артиллерийским… …   Википедия

  • Дипломатия канонерок — Публ. Неодобр. Политика грубого нажима, угрозы применить военную силу (о действиях западных держав и особенно США). НРЛ 81; Мокиенко 2003, 24 …   Большой словарь русских поговорок

  • ДИПЛОМАТИЯ — канонерок. Публ. Неодобр. Политика грубого нажима, угрозы применить военную силу (о действиях западных держав и особенно США). НРЛ 81; Мокиенко 2003, 24. Челночная дипломатия. Публ., Полит. Деятельность, направленная на организацию переговоров,… …   Большой словарь русских поговорок

  • Дипломатия — средство осуществления внешней политики государств, представляющее собой совокупность практических мероприятий, приёмов и методов, применяемых с учётом конкретных условий и характера решаемых задач; официальная деятельность глав государств и… …   Википедия

  • КАНОНЕРОК ДИПЛОМАТИЯ — [Словарь иностранных слов русского языка

  • дипломатия — и; ж. [франц. diplomatie] 1. Официальная деятельность правительства по осуществлению внешней политики государства. Миролюбивая д. Д. канонерок (политика государства, основанная на угрозе применения военной силы). 2. Разг. Тонкий расчёт,… …   Энциклопедический словарь

  • дипломатия — и; ж. (франц. diplomatie) см. тж. дипломатический 1) Официальная деятельность правительства по осуществлению внешней политики государства. Миролюбивая диплома/тия. Диплома/тия канонерок (политика государства, основанная на угрозе применения… …   Словарь многих выражений

  • Политика канонерок — Демонстрация силы  угрожающие действия вооружённых сил государства или группы государств, осуществляемые с целью оказать давление на другое государство (государства) и заставить его (их) пойти на политические, экономические или иные уступки.… …   Википедия

  • Политика большой дубинки — Вильям Аллен Роджерс. Карикатура 1904 года: Теодор Рузвельт шагает по Карибскому морю с большой дубинкой за плечами Политика большой дубинки (англ.  …   Википедия

  • КАНОНЕРКА — КАНОНЕРКА, и, жен. Канонерская лодка. Дипломатия канонерок (о политике открытого насилия). Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 …   Толковый словарь Ожегова

world_history.academic.ru

«Дипломатия канонерок» по-китайски | Синология.Ру

(1880–1890-е гг.)
 
После 1860 г. нити европейского влияния в Китае оказались сосредоточены в руках Великобритании, Франции и России. Обеспечив свои торговые интересы, эти державы отказались от силового давления на Пекин в пользу более взвешенной и гибкой политики. Тем не менее, в конце XIX в. дряхлеющая Цинская империя вновь становится объектом колониальной экспансии [4, с. 92, 111]. Это было связано с настойчивыми попытками США, Германии и Японии начать передел сложившегося порядка. Для достижения поставленных целей традиционные лидеры и молодые игроки использовались различные методы, одним из которых стала «дипломатия канонерок», т.е. демонстрация военно-морской мощи в водах Китая. Флот во все времена был главным средством приобретения и защиты заморских владений. Даже при наличии баз комплектование и содержание крупных военно-морских группировок на значительном расстоянии от метрополий требовало колоссальных средств. В связи с этим в конце XIX в. возник спрос на небольшие военные суда, сочетающие сильное артиллерийское вооружение с высокой автономностью – мореходные канонерские лодки. Интересно, что начало массового использования кораблей этого класса в интересах азиатской политики было непосредственно связано именно с Китаем. Кроме того, вопреки устоявшемуся мнению, Цинская империя на протяжении более чем 10 лет была не только объектом, но и субъектом «дипломатии канонерок».
 
Во второй половине XIX в., под влиянием унизительных поражений от сил Запада и тайпинских повстанцев, пекинский двор окончательно осознал необходимость создания современного флота. Решение такой масштабной задачи требовало средств, которых в оскудевшей имперской казне не было. К тому же, в Китае того времени отсутствовал орган, ведавший морскими делами в общегосударственном масштабе. В результате дело оказалось фактически отдано на откуп наместникам самых богатых регионов страны. К таковым относились южнокитайские провинции Гуандун и Гуанси (сокращенно Лянгуан), земли бассейна реки Янцзы (т.н. Наньян, или Юг), а также прилегающие к столице регионы Чжили и Шаньдун (т.н. Бэйян, или Север). Их правители обладали такой полнотой власти, что заслужили среди европейцев прозвище «вице-королей». Никто из этих сановников не имел прямого отношения к морю, однако следует отметить, что им удалось достичь серьезных результатов в военно-морском строительстве. В 1860 г. в Англии были заказаны первые 7 парусно-паровых корветов, а уже в 1884 г. под флагом Цинской империи ходило свыше 50 судов разных классов, более половины из которых было построено собственными силами [8, c.110]. Главными центрами военного судостроения в Китая были т.н. арсеналы – крупные казенные предприятия, основанные по инициативе Ли Хунчжана, Цзэн Гофаня и Цзо Цзунтана [4, с.95]. Первым был построен Шанхайский (или Цзяннаньский) арсенал, за которым последовали предприятия в гг.Фучжоу, Гуанчжоу и Тяньцзинь. В этом списке выделялся Фучжоуский арсенал, иногда именуемый Фучжоуским адмиралтейством. Организованное отставным офицером французского флота П. Жикелем в 1866 г., это предприятие располагало современным западным оборудованием и профессиональными кадрами корабелов. На верфи трудилось более полусотни европейских специалистов, которые за 6 лет (1867-1873 гг.) не только построили 15 боевых кораблей, но и подготовили себе достойную смену из числа местных уроженцев [1, 1879, № 8, морская хроника, c. 79]. Командир русской канлодки «Соболь» лейтенант Соколов, посетивший арсенал летом 1876 г., нашел там только шестерых иностранцев. В своем рапорте офицер отметил: «По собранным мною сведениям, китайцы настолько приготовлены в техническом отношении, что могут работать без указания европейцев решительно все, что только делалось раньше в арсенале» [1, 1877, № 2, морская хроника, c. 14]. Цзяннаньский арсенал, призванный выполнять те же задачи, не уступал Фучжоускому по своим возможностям [1, 1881, № 1, морская хроника, c. 31].
 
Лица, причастные к китайскому флоту той эпохи, в большинстве своем сознавали значение крупнотоннажных броненосных судов. Тем не менее, недостаток средств заставлял их ограничивать свои амбиции строительством канонерских лодок. Небольшие мелкосидящие артиллерийские суда должны были играть двоякую роль: в мирное время охранять внутренние морские пути и судоходные реки Китая от многочисленных пиратов, а в случае иностранного вторжения – защищать подходы к важнейшим портам страны. В 1875 г. главный инспектор морских таможен Китая англичанин Р. Харт заинтересовал пекинский Кабинет министров (Цзунлиямэнь) канонерскими лодками, строившимися в Великобритании по проекту Дж. Рэнделла (1833–1902) [9, c. 98]. В 1867 г. этот инженер предложил установить орудие крупного калибра на борту маленького маневренного судна с небольшой осадкой. По мысли Рэнделла, такой корабль мог успешно противостоять мощному броненосцу, держась на мелководье и оставаясь неуязвимым благодаря малым размерам [1, 1879, № 9, морская хроника, с. 56–57]. Пушечный король Уильям Армстронг и судостроитель Чарльз Митчелл профинансировали перспективный проект, а затем предложили головное судно – канонерку «Стонч» («Стойкий») – правительству Великобритании. В скором времени Королевский флот пополнился 39 судами подобного типа [9, c. 97].
 
Первыми китайскими судами, воплотившими конструктивные идеи Дж. Рэнделла, стали 250-тонные канонерские лодки «Фушэн» («Счастливая победа») и «Цзяньшэн» («Воздвигающая победу»). Малая осадка и невысокая скорость отвечали их назначению: суда должны были базироваться в г. Фучжоу, защищая акваторию р. Миньцзян и Фучжоуский арсенал. Обе канонерки были построены в 1875 г. в английском городе Биркенхэд, на заводе Дж. Лэрда, инженеры которого полностью заимствовали технические решения «армстронговских канонерок». Каждая из лодок была вооружена 10-дюймовым орудием [9, с. 100] Совершив удачный переход из Англии, «Фушэн» и «Цзяньшэн» прибыли к месту службы и уже 17 марта 1876 г. провели первые учебные стрельбы [1, 1876, № 10, морская хроника, с. 50]. 23 августа 1884 г. обе канонерки были потоплены французами во время сражения на Мавэйском рейде [1, 1884, № 10, морская хроника, с. 36].
 
Весной 1875 г. интерес к строительству канонерских лодок проявил Ли Хунчжан (1823–1901) – наместник провинции Чжили и фактический хозяин Северного Китая. Еще в начале 1870-х гг. этот сановник считал флот вспомогательным средством. Аппетиты Японии, проявлявшей все более пристальный интерес к Корее, островам Рюкю и Тайваню, заставили Ли Хунчжана изменить мнение. Находившаяся на его попечении Бэйянская (Северная) эскадра требовала значительного усиления, которое Ли намеревался провести, заказав за границей 6 крейсеров и несколько более мелких судов [8, с. 68]. Убедившись, что средств на осуществление амбициозного плана нет, Ли обратил свое внимание на канонерки. В результате, в 1875–1881 гг. по заказу Китая в Великобритании были построены 11 лодок, вошедших в историю под названием «алфавитных канонерок»[1]. Имея водоизмещение от 340 до 500 т, эти небольшие корабли несли в носовой части по одному тяжелому орудию калибром 11–12 дюймов [6, с. 30–31]. Особую проблему представляла переброска новых судов из Англии к месту назначения. Небольшие мелкосидящие канонерки должны были совершить многомесячный переход по морям трех океанов. Первые корабли – «Альфа» и «Бета», – отплыли к берегам Китая уже 24 июня 1876 г. Ввиду опасностей предстоящего плавания лодки застраховали на сумму 30 000 ф.ст. Кроме того, снаряды главного калибра были отправлены отдельно, на борту коммерческого парохода. Вопреки всем опасениям, канонерки благополучно достигли Тяньцзиня 20 ноября того же года [9, с. 100–101]. Несмотря на успех перехода, многие морские авторитеты продолжали сомневаться в способности малых судов противостоять силе океана. Между тем к отправке в Китай были подготовлены лодки «Гамма» и «Дельта». Дабы развеять страхи, лондонская «Таймс» в марте 1877 г. опубликовала заявление бывшего командира «Альфы» Ла-Примандэ (La Primandaye): «Я решаюсь заранее утверждать, что „Гамма“ и „Дельтa“ совершенно способны, подобно своим предшественницам, держаться в море во всякую погоду с безопасностью и удобством для своей команды, имея полные запасы угля и провизии на всякую случайность» [1, 1878, № 3, неофиц. отдел, с. 29]. То же издание регулярно помещало известия о плавании судов. Так, командир «Гаммы» сообщал из Гибралтара: «…Лодка выказала чудеса остойчивости: бортовая качка была едва заметна, и палуба все время оставалась совершенно сухой… Судно держалось на воде превосходно, поднималось на больших волнах и спускалось с них совершенно легко и спокойно» [1, 1878, № 3, неофиц. отдел, c. 28].
 
В ходе 103-суточного совместного плавания «Гамма» и «Дельта» посетили Мальту, Суэц, Аден, остров Цейлон и Сингапур. 4 июня 1877 г. лодки благополучно прибыли в Гонконг и 25 июня на рейде Фучжоу окончательно перешли в распоряжение заказчика [9, с. 100].
 
В Великобритании недаром так пристально следило за переходами лодок на Дальний Восток. Дело в том, что англичане испытывали постоянные проблемы с комплектованием своих отдаленных флотских станций в Ост-Индии и Тихом океане. Строительство, переброска и содержание в азиатских водах крупных современных кораблей обходилось слишком дорого. Приходилось опираться на суда устаревших типов: даже в конце 1886 г. 12 из 19 британских кораблей в китайских морях были старыми парусно-паровыми судами, помнившими еще кампанию 1858–1860 гг. [АВПРИ, ф. 148, оп. 487, д. 1368, л. 68]. Заменять их было попросту нечем. После удачного плавания «Гаммы» и «Дельты» многие увидели средство решения проблемы колониальных морских сил в канонерках. Парламентский деятель Т. Брэсси, будущий издатель известных «Военно-морских ежегодников», 30 мая 1877 г. писал в «Таймс»: «Открытие Суэцкого канала дало возможность небольшим военным судам, вооруженным сильной артиллерией и с незначительным запасом угля, благополучно доходить до тех отдаленных морей Востока, которые имеют столь важное значение для английской торговли. Проливы Гибралтарский, Баб-Эль-Мандебский и Сингапурский, как главнейшие морские станции, которые должны быть заняты нашими войсками, в высшей степени пригодны для надлежащего пользования подобными небольшими судами» [1, 1878, № 3, неофиц. отдел, с. 30].
 
24 мая 1878 г., на обеде в британском консульстве в Тяньцзине, представители английского морского командования предложили Ли Хунчжану продать Королевскому флоту 4 первых «алфавитных» канонерки.[2] «Альфа», «Бета», «Гамма» и «Дельта» могли с успехом поддержать авторитет британского флага в Гонконге и Сингапуре, однако Ли Хунчжан отказался от предложения [9, с. 101]. В последующие годы британский флот Тихого океана пополнялся главным образом канонерскими лодками. В период с 1897 по 1945 г. в водах Восточной Азии несли службу более 30 британских судов этого класса [10].
 
Стремление Китая создать мощный современный флот заставило другие страны Запада также принять срочные меры к усилению своего военно-морского присутствия в Тихом океане. В первую очередь это касалось России, увидевшей в «алфавитных канонерках» средство возможного нападения китайцев на слабо защищенные порты Приамурья и Приморья. 9 марта (с.ст.) 1880 г. Морское министерство секретной телеграммой уведомило главного командира портов Восточного океана о возможном разрыве с Китаем и необходимости принятия «соответствующих мер предосторожности». По Высочайшему повелению от 17 марта (с.ст.) 1880 г. начальнику отряда судов в Тихом океане контр-адмиралу А.Б. Асланбегову было предписано срочно сосредоточить вверенные силы (6 вымпелов) в Нагасаки. Для усиления отряда было решено перебросить из Пирея фрегат «Князь Пожарский», а из Кронштадта – крейсер «Генерал-Адмирал», клиперы «Пластун» и «Стрелок», крейсера «Европа», «Африка» и «Забияка». Кроме того, пароход Доброфлота «Москва» должен был доставить во Владивосток «две минные лодки». В апреле 1880 г. на совещании в Главном штабе обсуждались меры «для воспрепятствования китайским… канонерским лодкам проникать вверх по Амуру». Участники признали желательным «иметь в устье реки минные заграждения и несколько миноносок» [РГВИА, ф. 400, оп. 1, д. 625, л. 22–23]. Тревожное настроение Петербурга подогревалось дипломатическим конфликтом, который как раз в то время разгорелся между Россией и Китаем и вошел в историю под именем Кульджинского кризиса.
 
Убедившись в том, что китайский флот становится серьезным фактором международной политики, Ли Хунчжан счел целесообразной активную демонстрацию его мощи за границей – в первую очередь в Корее и водах российского Дальнего Востока. На это указывает тот факт, что еще до окончания строительства последних «алфавитных канонерок» консорциуму У. Армстронга и Ч. Митчелла были заказаны крейсера «Чаоюн» («Выдающийся герой») и «Янвэй» («Являющий силу»), отличавшиеся усиленным вооружением, высокой скоростью и более высокими мореходными качествами [6, с. 48–50]. Вскоре после этого германская фирма «Вулкан» в г. Штеттин получила от Ли Хунчжана заказ на постройку двух броненосцев и одного крейсера. Первый случай использования боевых судов в интересах внешней политики Пекина относится к 1882 г., когда Госдепартаменту США удалось склонить корейское правительство к заключению торгового трактата. Для наблюдения за этими переговорами в мае 1882 г. в Сеул был направлен видный китайский дипломат Ма Цзяньчжун (1844–1900), авторитет которого поддерживали «Чаоюн» и «Янвэй». В июле того же года в корейской столице началось восстание гарнизона. Мятежники, под предводительством солдата Сон Сун Гиля, захватили город, убили нескольких японцев и сожгли здание японской миссии. В Токио сразу же воспользовались этим для отправки в Корею своих войск. Китай не мог остаться в стороне от происходящего, поэтому «Чаоюн» и «Янвэй» были вновь посланы в корейский порт Инчхон (Чемульпо). Вслед за ними в Корее появился китайский армейский корпус численностью 4500 чел., в течение месяца занимавшийся зачисткой столичного округа от бунтовщиков. Даже во время Франко-китайской войны 1884–85 гг., вопреки требованиям пекинского двора, Ли Хунчжан продолжал держать свои крейсера в корейских водах, мотивируя это наличием опасности со стороны Японии [8, с. 121–122].
 
В октябре 1885 г. был организован Военно-морской департамент (ямэнь) во главе с князем Чунем (1840–1891), который получил титул верховного комиссара по делам флота (цзунли хайцзюнь шиу дачэнь). Его помощниками были назначены князь Цин (1836–1916) и Ли Хунчжан [7, с. 253]. В начале 1886 г. департамент организовал первые совместные маневры Южного (Наньянского) и Северного (Бэйянского) флотов. В августе того же года во Владивосток прибыла китайская эскадра в составе 6 вымпелов под командованием адмирала Дин Жучана (1836–1895). В отряд входили броненосцы «Динъюань» и «Чжэньюань», крейсера «Цзиюань», «Вэйюань», «Чаоюн» и «Янвэй». На пути в Россию эти корабли совершили промежуточный заход в корейский Пусан. Что касается посещения Владивостока, то оно было предпринято в связи с проводившимися переговорами по демаркации русско-китайской границы в Южно-Уссурийском крае [9, c. 21; 11]. Демарш имел эффект разорвавшейся бомбы. Популярнейший русский журнал «Нива» писал: «Владивосток посетила китайская эскадра – 2 броненосных фрегата, 2 стальных монитора и 2 полуброненосных корвета; суда все хорошо вооружены и громадных размеров; на мониторах и фрегатах устроены стальные вращательные башни, в которых стоят громадные орудия; на судах есть мины и электрическое освещение… На судах чистота и порядок» [2, с. 122]. Летом 1886 г. Приморскую область успел посетить управляющий Морским министерством вице-адмирал И.А. Шестаков. Впоследствии он признался Приамурскому генерал-губернатору барону А.Н.Корфу: «Ехал я сюда с намерением все морское здесь по возможности сократить; теперь… я пришел к заключению, что нужно не сокращать здесь флот, а, напротив того, весь активный флот Балтийского моря следует перевести в Тихий океан» [5, с. 247]. В январе–феврале 1887 г. в Петербурге было созвано Особое совещание в составе министра иностранных дел, военного и морского министров, Приамурского генерал-губернатора и других чиновников. Собравшиеся отметили, что «положение дел в бассейне Тихого океана заметно изменяется в последние годы благодаря активной роли, которую стремится присвоить себе Китай». И.А.Шестаков сразу же заявил, что русская эскадра Тихого океана уступает китайскому флоту. Морской министр утверждал: «Как бы ни стояли мы выше китайцев в морском деле, но неравномерность сил наших должна ронять нас в их мнении, почему необходимо, не теряя времени, довести эскадру нашу до таких размеров, при которых она могла бы внушительно действовать…». По мнению И.А.Шестакова, эскадру Тихого океана следовало усилить переброской судов со Средиземного моря, доведя ее состав до 12 вымпелов [АВПРИ, ф. 148, оп. 487, д. 1368, л. 19об, 26–27]. Русский посланник в Пекине А.М. Кумани в письме министру иностранных дел Н.К. Гирсу от 18 февраля 1887 г. соглашался с мерами по усилению русской Тихоокеанской эскадры и советовал чаще демонстрировать Андреевский флаг в портах Северного Китая – особенно в Тяньцзине. Там флотскому командованию следовало обязательно посетить Ли Хунчжана и пригласить его отдать визит на борту русского флагмана. По мнению посла, «оказанные этому сановнику почести…польстили бы его весьма чувствительному самолюбию» [АВПРИ, ф. 148, оп. 487, д. 1368, л. 109об][3]³.
 
Под впечатлением от китайских военно-морских демонстраций, Россия не скупилась на жесты доброй воли. В конце 1880-х гг. русский флот окончательно отказался от планов использования залива Ёнхынман (порт Лазарева) в Корее. В сентябре 1886 г. русский посланник в Пекине Н.Ф. Ладыженский вел переговоры с Ли Хунчжаном, предлагая заключить соглашение о сохранении status quo на Корейском полуострове и оказать совместное давление на Англию. Дело в том, что последняя 26 апреля 1885 г. захватила порт Гамильтон на о-вах Комундо. Инициативы были благосклонно восприняты Ли Хунчжаном, однако практических результатов не имели: соглашение застряло на уровне проекта, а с англичанами китайцы справились без помощи России. В ноябре 1887 г. в состав Бэйянского флота вошли 4 новейших крейсера английской и германской постройки, сразу же предпринявшие несколько плаваний в акватории Желтого моря. Вскоре после этого британское Адмиралтейство уступило давлению Пекина и отозвало свои корабли с о-вов Комундо [3, с. 116–124].
 
Еще одним объектом цинской «дипломатии канонерок» была Япония. 13–15 августа 1886 г. (сразу после посещения Владивостока) отряд бэйянских кораблей нанес визит в Нагасаки. Там имел место печально знаменитый инцидент: на почве бытового конфликта китайские моряки, находившиеся в увольнении, подверглись нападению полиции и солдат. В результате было убито и ранено более 50 китайцев [9, с. 21].
 
В конце 1880-х гг. Ли Хунчжан разработал порядок взаимодействия Бэйянского и Наньянского флотов, вскоре утвержденный Цзунлиямэнем. Согласно правилам, смешанные учебные отряды должны были каждый год совершать походы вдоль побережья Восточной Азии: зимой в южном, а весной – в северном направлении. При этом особо указывалось, что корабли должны посещать иностранные порты, в особенности корейские, японские и русские [8, с. 134]. В случае необходимости учебные отряды могли использоваться для поддержки китайских дипломатических миссий и защиты торговли. В декабре 1889 г. отряд судов Бэйянского флота начал свой самый длительный поход, продолжавшийся до мая 1890 г. За это время эскадра посетила Гонконг, Манилу, Сайгон и Сингапур [9, с. 90]. В 1890 г., в соответствии с новыми правилами, наньянская канонерка «Дэнъинчжоу» была впервые послана с «особой миссией» в Корею [8, с. 135]. Конец подобной практике положила Японо-китайская война 1894–95 гг., завершившаяся полным уничтожением элиты цинского военно-морского флота.
 
Таким образом, в период с начала 80-х до середины 90-х гг. XIX в. Китай систематически прибегал к «дипломатии канонерок», которой были свойственны следующие особенности:
  1. Возможности страны в данной сфере были сильно ограничены, т.к. для внешних демонстраций был фактически пригоден только один из четырех военных флотов империи, а именно Бэйянский.
  2. Цинская «дипломатия канонерок» не преследовала экспансионистских целей. Ее задачами были сохранение исторически сложившейся системы отношений с Кореей, защита интересов страны в отношениях с Россией и ограничение притязаний прочих западных держав.
  3. «Дипломатия канонерок» осуществлялась Китаем в условиях постоянной нехватки финансовых средств и ценой напряжения всех имеющихся материальных и людских ресурсов.
Несмотря на все это, цинская «дипломатия канонерок» оказалась довольно успешной. Во многом благодаря активному использованию флота Китай на целое десятилетие отсрочил потерю Кореи, а также сумел с выгодой для себя решить некоторые проблемы пограничных отношений с Россией.
 
Сокращения:
 
АВПРИ – Архив внешней политики Российской империи
РГВИА – Российский государственный военно-исторический архив
 
Литература:
 
1.«Морской сборник», 1876-1884.
2. «Нива», № 48, 1886 г., разные известия.
3. Пак Б. Новые материалы об устном соглашении Ладыженского – Ли Хунчжана 1886 г. // «Проблемы Дальнего Востока», № 5, 1999 г.
4. Сладковский М.И. Китай и Англия. М:Наука, 1980.
5. Унтербергер П.Ф. О современном состоянии корейского вопроса // в: Россия и Корея: некоторые страницы истории, конец XIX в. (сб.документов). М: Изд-во МГИМО, 2004.
6. Brook P. Warships for Export: Armstrong Warships, 1867-1927. Gravesend: World Ship Society, 1999.
7. The Cambridge History of China, vol.11, part 2. Late Ch’ing, 1800-1911. Cambridge University Press, 1980.
8.Rawlinson J.L. China’s struggle for naval development, 1839–1895. Cambridge (Massachusetts), 1967.
9.Чэнь Юэ 陈悦. Бэйян хайцзюнь цзяньчуаньчжи 北洋海军舰船志 (Описание кораблей и судов Бэйянского флота). Цзинань, 2009.
10. Интернет-сайт «Канонерки Королевского флота в Китае и на Дальнем Востоке» (Великобритания)
11. Интернет-сайт «История Бэйянского флота» (КНР)
 
Ст. опубл.: Общество и государство в Китае: XLI научная конференция / Ин-т востоковедения РАН. — М.: Вост. лит., 2011. – 440 с. – (Ученые записки Отдела Китая ИВ РАН. Вып. 3 / редкол. А.А. Бокщанин (пред.) и др.). – ISBN 978-5-02-036461-5 (в обл.). С. 168-174.
 
  1. По предложению лондонского агента китайского таможенного ведомства Дж.Д.Кэмпбелла строящиеся суда обозначались буквами греческого алфавита.
  2. По прибытии в Китай эти суда получили названия «Лунсян» («Взлет дракона»), «Хувэй» («Мощь тигра»), «Фэйтин» («Летящий гром») и «Цэдянь» («Повелевающая молниями»).
  3. Совету дипломата с большим опозданием последовал контр-адмирал С.П. Тыртов, весной 1892 г. посетивший Ли Хунчжана в его тяньцзиньской резиденции.

www.synologia.ru

Дипломатия канонерок: second_doctor — LiveJournal

К вопросу о происхождении термина


Сиприано Кастро Руис – конкретный пацан со склонов венесуэльских Анд. Начав погонщиком мулов, выбился в люди, стал владельцем плантации. Оглядевшись и не обнаружив подходящих объектов для дальнейшего «слияния и поглощения», Кастро сделал ход конём – в 1899г. вместе с приятелем Хуаном Гомесом поднял мятеж против законно избранного (ну, почти законно) президента Венесуэлы Игнасио Андраде. Наняв крепких ребят на склонах Анд, наш герой подступил к стенам Каракаса. При виде армии головорезов, прежний президент воспылал пацифизмом и утёк в нейтральное Пуэрто-Рико, а Кастро со товарищи на протяжении последующих трёх лет воевали со сторонниками прежнего режима, не обладавшими миролюбием своего удравшего лидера. Параллельно все заинтересованные стороны поправляли материальное положение, занимаясь «слияниями поглощениями», рэкетом и банальным грабежом.

Может, все так бы и осталось в рамках «банановых войн», но под раздачу революционеров попали купцы европейских стран, преимущественно, из Англии, Германии и Италии. К тому же, Венесуэла сильно задолжала перечисленным державам, а платить (экая незадача!) было нечем.

— Можете подать на меня в суд! – патриотично заявил Кастро.

— Это само собой, — ответили европейцы. – Только сперва попробуем палкой…

Не уверен насчёт Англии, но немцы с итальянцами колошматили друг друга со времён Цезаря. Когда же речь зашла о денежном интересе, великие нации мгновенно объединились и в декабре 1902 г. отправили к берегам Венесуэлы флот. Состоялась эпическая битва: объединённая англо-германо-итальянская эскадра против ВМС Венесуэлы. В морском сражении венесуэльский флот сократился ровно на три четверти – утонуло три канонерки из четырёх. Четвёртую канлодку добрали голландцы в другом бою, но по той же причине: Просрочка платежей по кредиту.


Английская канонерская лодка HMS Ringdove

Загнав остатки вражеских ВМС в гавань, злые гринго блокировали побережье Венесуэлы, прервав всякую внешнюю торговлю страны. Венесуэльские воды, как вы уже догадались, контролировали канонерские лодки – маленькие кораблики, весьма серьёзные в плане пострелять. На немецкой «Пантере», например, главный калибр составляли две пушки калибром 102 мм – достаточно, чтоб стереть в порошок небольшой городишко. Не уверен точно, но кажется, именно эта блокада послужила поводом для газетчиков ввести термин «Дипломатия канонерок».


Немецкая канонерская лодка SMS Panther

Наконец, зашевелились США, почувствовав, что кто-то хозяйничает на их заднем дворе. Позиция тогдашнего американского президента была достойна Нобелевской премии: Блокаду снять, но долги заплатить.

— Без проблем, — ответили европейцы. – Деньги вперёд.

Пока они там ругались, из дебрей Латинской Америки вынырнул элегантный аргентинец.

— Ты кто?

— Я, — представился аргентинец, подкручивая усы, — Луис Мария Драго, министр иностранных дел Аргентины и автор одноимённой «доктрины Драго».


Луис Мария Драго

— И чо?

— В доктрине сказано: «Государственный долг не может быть причиной вооружённой интервенции, ни тем более оккупации территории американских государств европейской державой»

— И чо?

— Но в доктрине же сказано…! – пискнул аргентинец, когда его взяли под локти.

Аргентинцу показали, где выход. В феврале 1903 г. в Гааге (да-да, в той самой Гааге, где нам назначили 50 млрд за «скважинную жидкость») состоялся суд, который приговорил: Венесуэла платит в счёт погашения долга 30% с таможенных сборов двух портов — Пуэрто-Кабельо и Ла-Гуайра. А чтоб венесуэльцам было с чего платить, европейцы сняли блокаду побережья.

Кстати говоря, подобную схему – таможенные сборы в счёт госдолга – хотели реализовать французы с нашими «кризис-менеджерами» Деникиным и Врангелем в последний год Гражданской войны на юге России. Но ответственные товарищи, Фрунзе с Махно это дело пресекли, взяв Крым. Царские долги потом всё равно пришлось заплатить, но много позднее и с нормальными процентами.

Прошли годы. Доктрину Драго отправили в утиль вслед за ещё более знаменитой «доктриной Монро». Дипломатия канонерок или, применительно к новейшим технологиям, дипломатия крылатых ракет, используется везде, где не помогает торговая блокада. Это грубый варварский метод, пришедший к нам из глубины веков. Но он работает! Хотя, и вы со мной согласитесь, российская таможня рядом с одесским Морвокзалом, будет явным перебором.

P.S: Зимой 1908 г. президент Венесуэлы Сиприано Кастро отправился в Париж лечить секретную болезнь, которую во Франции зовут итальянской, а в Италии – французской. Пока он глотал ртутные пилюли, ближайший друг президента Хуан Гомес подсуетился и сам стал президентом.

second-doctor.livejournal.com

Американская «Дипломатия канонерок» в Китае (первая половина XIX В. ) Текст научной статьи по специальности «История. Исторические науки»

АМЕРИКАНСКАЯ «ДИПЛОМАТИЯ КАНОНЕРОК» В КИТАЕ (первая половина XIX в.)

Александр Леонидович АНИСИМОВ,

доктор исторических наук, Хабаровский пограничный институт ФСБ РФ

Впервые американское военное судно попыталось проникнуть в Гуанчжоу по реке Жемчужной в 1819 г. В 1830 г. военный шлюп США «Винсенс» под командованием капитана Финча зашел в Гуанчжоу. В начале 30-х годов XIX в. в Макао побывал американский фрегат «Патомак»1.

В начале 30-х годов XIX в. правительство США рассматривало вопрос

об увеличении своих военно-морских сил в Восточной Азии. В 1832 г. военно-морской министр США говорил, что для обеспечения торговли между Соединенными Штатами, Индией и Китаем необходимо увеличить американскую эскадру в этом районе. Для этого в проект бюджета, предоставленного военно-морским министром, выделялись необходимые средства2.

В начале 30-х годов правительство США направило в страны Восточной Азии первую военно-дипломатическую миссию во главе с Э. Робертсом. Осенью 1832 г. Э. Робертс на корвете «Пикок» прибыл в Гуанчжоу. Китайские власти потребовали немедленного отхода военного корабля. Пользуясь военной слабостью Китая, Робертс игнорировал это требование. «Пикок» в течение 6 недель оставался в Гуанчжоу. Позднее Э. Робертс писал, что «Пикок» мог бы успешно вести борьбу со всем китайским флотом, если бы дело дошло до вооружённого конфликта3. Так американские дипломаты проявили пренебрежение к законам и суверенитету Китая, положив в основу своей деятельности принцип «сила создаёт право». Летом 1836 г. Э. Робертс снова появился в Гуанчжоу на военном корабле.

Накануне первой «опиумной» войны (1840—1842) всё отчетливее проявлялось стремление американцев, занимавшихся торговлей с Китаем и проживавших в Гуанчжоу, изменить систему американо-китайских отношений, используя при этом как дипломатические средства, так и военно-морскую силу. Наиболее зримо это стремление проявилось в «Плане учреждения консульской службы Соединённых Штатов Америки в Восточной Азии», опубликованном в июньском (1837 г.) и мартовском (1838 г.) номерах американского миссионерского журнала «Чайниз Рипозитори»4. Чтобы защитить «национальные интересы» американских торговцев и «открыть» для них китайский рынок, авторы проекта хотели

видеть сотрудничество американских консулов с военно-морскими силами США. Они предлагали постоянно держать военную эскадру Соединённых Штатов у берегов Китая. Эскадра, по мнению авторов «Плана», должна была курсировать летом вдоль побережья Китая, а зиму проводить на Филиппинах. Местонахождение эскадры было известно американским торговцам, чтобы они могли получить в любое время «защиту» своей деятельности и собственности. Это сотрудничество купцов и военно-морского флота представлялось крайне важным. Американская община в Гуанчжоу через «Чайниз Рипозитори» призывала правительство и народ Соединённых Штатов «отказаться от глупого нейтралитета и защитить честь и интересы страны в этом отдалённом районе», опираясь на военную силу5. Многие рекомендации «Плана» были впоследствии учтены американским правительством.

Со второй половины 30-х годов XIX в. цинские власти взяли курс на активную борьбу с опиумной контрабандой. Действия цинского правительства вызвали ответную реакцию Англии. Английская эскадра, находившаяся в индийских морях, была направлена к берегам Китая. Лондон пытался разрешить конфликт военным путем. Назревала первая англокитайская война, которая вошла в историю как Первая опиумная.

Весной 1839 г. англичане с нетерпением ожидали прибытия американских военных кораблей ист-индской эскадры в Макао. Эллиот был уверен, что сможет рассчитывать на их помощь и поддержку в борьбе с китайскими властями6. Эскадра США шла из Сингапура в Макао. Она состояла из фрегата «Коламбия» и шлюпа «Джон Адамс». Видимо, ожидания англичан не были беспочвенными, поскольку они и американцы имели наряду с противоречиями и общие интересы в Китае, преследовали одну и ту же цель—«открыть» Китай для неограниченной торговли.

Судя по всему, и американцы на ист-индской эскадре были настроены воинственно. Капеллан эскадры писал, что «для всех офицеров нашего корабля, от самого высшего до самого низшего, было праздником… взять силой Бока (Тигрис — оборонительные укрепления китайцев, расположенные на островах в фарватере р. Чжуцзян ниже Гуанчжоу. — А.А.) и потребовать безотлагательно (освободить) американцев, которые сейчас содержатся в своих жилищах». Останавливало американских моряков лишь то, что была опасность расправы со стороны китайского населения в случае приближения американской эскадры.

По мнению известного американского историка Т. Деннета, внезапное появление военно-морской эскадры США, возможно, повлияло и на намерение императорского особоуполномоченного Линь Цзэсюя оккупировать Макао с тем, чтобы не допустить планируемого англичанами ухода из Гуанчжоу в Макао после сдачи опиума7.

Командующий эскадрой коммодор Рид поддержал консула Сноу и американских купцов в отношении их обязательств не доставлять опиум в Китай, подписание которых требовал Линь Цзэсюй. Таким образом, Дж. Рид занял позицию защиты американских опиумоторговцев,

и позднее, когда американские торговцы подписали данные обязательства, он не желал активно бороться с опиумной контрабандой американских купцов8.

В связи с тем, что отношения между американскими торговцами и китайскими властями были налажены и американская торговля возобновилась, Дж. Рид посчитал свою миссию по «защите интересов» Запада9 в Китае выполненной и за неимением официальных инструкций относительно своих действий в Китае в условиях назревавшей англо-китайской войны 6 августа 1839 г. отправился в США, несмотря на «неистовые протесты торговой общины» Гуанчжоу. На решение Рида повлияло, по-видимому, и то, что команды судов эскадры сильно страдали от болезней во время пребывания в китайских водах. Американцы в Китае были очень недовольны таким поступком коммодора, так как лишились военно-морской поддержки. Это настроение было открыто высказано на страницах «Чайниз Рипозитори»10.

В марте 1842 г. в Макао прибыла американская эскадра под командованием Лоренса Керни, который должен был добиться удовлетворения исков американских граждан к цинским властям за уничтоженный ими опиум и для США права наибольшего благоприятствования. Немедленно по получению копии англо-китайского Нанкинского договора Л. Керни послал ее правительству Соединённых Штатов через вицеконсула, который должен был лично подробно информировать кабинет

о ходе англо-китайских переговоров и положении дел в Китае. Одновременно Керни направил донесение военно-морскому министру. В донесении коммодор отмечал, что присутствие американской эскадры в китайских водах способствовало бы в большей степени, чем какая-либо другая мера, заключению благоприятного для США договора, так как, полагал Керни, «пока китайский император и чиновники не убедятся в нашей силе, они не изменят» политику по отношению к США11.

Получив известие о заключении Нанкинского договора, Л. Керни

8 октября 1842 г. обратился к генерал-губернатору Гуандуна Ци Гуну с требованием предоставить американцам права наиболее благоприятствуе-мой нации. Боязнь новой войны с западными державами, с США заставила Ци Ина обратиться к императору с петицией о предоставлении равных прав Соединённым Штатам и другим западным державам.

16 апреля 1843 г. Л. Керни, чтобы ускорить решение вопроса о компенсации за убытки, вошёл на военном корабле в р. Чжуцзян и направил письмо Ци Гуну, в котором заявил, что не уполномочен вести переговоры о заключении договора с Китаем, чего не хотели цинские власти (Ци Гун истолковал предыдущее послание от Керни как желание заключить договор с Пекином), но в угрожающем тоне потребовал предоставления американцам права наиболее благоприятствуемой нации. Керни предупреждал: если американцы не получат такого права, это будет рассматриваться как недружественный акт по отношению к США. Если же вопрос решится благоприятно для Соединённых Штатов, тогда будут поддерживаться мирные отношения с Цинской империей.

За время своего пребывания в Китае Л. Керни открыто игнорировал местные законы. Как уже отмечалось, он вводил военные суда своей эскадры в р. Чжуцзян в 1842 и 1843 гг. Для демонстрации силы в марте 1842 г. провел военные манёвры с пушечной стрельбой в районе Хуан-пу. Чтобы доказать военное превосходство американцев, пригласил китайских сановников на суда эскадры. Приглашённые китайцы во главе с адмиралом Е Цзянсюем были крайне напуганы мощью американских кораблей. Кроме того, в 1843 г. ист-индская эскадра Керни посетила без разрешения местных властей Амой. Впервые американские военные корабли зашли в местный порт севернее Гуанчжоу вопреки законам Цин-ской империи12.

Действия Л. Керни и его эскадры во многом способствовали успешной деятельности первой американской военно-дипломатической миссии в Китай под руководством Калеба Кашинга и заключению договора Ванся 1844 г. В 1842—1843 гг. Керни обнажил типичные методы, характерные для дипломатии западных держав в отношении стран Востока: демонстрацию военной мощи, угрозы начать войну, шантаж, пренебрежение законами страны пребывания.

Хотя США и были заинтересованы в открытии китайского рынка не меньше, чем Англия, но старались действовать не доводя дело до вооружённого конфликта. Инструкции, данные К. Кашингу госсекретарём Д. Уэбстером, требовали, чтобы посланник без военных действий добился от Пекина открытия портов для американской торговли и др. Согласно инструкциям «посол мира» должен был показать цинским властям силу военно-морского флота США, чтобы сделать их более сговорчивыми. Силу флотов западных стран маньчжурская империя узнала во время англо-китайской войны. В заключение Уэбстер рекомендовал Кашингу пригрозить китайцам войной, если они отвергнут требования США. Инструкции носили не только коммерческий характер, как утверждают некоторые американские исследователи13, но и политический. Об этом говорилось и в самих инструкциях. Они предусматривали навязывание Цинской империи договора, используя шантаж, демонстрацию военной мощи США14. Но в тех условиях это был, вероятно, единственно верный путь достижения желаемой цели в переговорах с Пекином.

В распоряжение Кашинга был предоставлен мощный состав военных судов, куда входили паровые фрегаты «Миссури», «Брендиуайн», бриг «Перри» и военный шлюп «Сент Луис». Эскадра насчитывала около 200 орудий. Её командующим был назначен коммодор Ф. Паркер. Отправка четырёх военных кораблей была впечатляющей демонстрацией военно-морской мощи США. Тихоокеанской американской эскадре, которая в то время находилась у берегов Южной Америки, было приказано отправиться в Китай, чтобы там встретить Кашинга. 24 февраля 1844 г. на фрегате «Брендиуайн» К. Кашинг прибыл в Китай и поселился в Макао.

В письме от 23 марта американский посланник заявил о своём намерении отправиться в Пекин и потребовал назначения императором особоуполномоченного, чтобы вести с ним переговоры. Кашинг выразил

недовольство тем, что не застал императорского особоуполномоченного в Гуанчжоу, и заявил, что, если ему не будет позволено войти на военном корабле в устье р. Байхэ, он может явиться в Пекин по внутренним водам Китая. В ответ Чен Юйцай заявил о необходимости ждать решения императора.

Кашинг отправил 13 апреля фрегат «Брендиуайн» к о-ву Хуанпу с «визитом вежливости». Остров находился всего лишь в 12 милях от Гуанчжоу. Командир фрегата Ф. Паркер предложил китайцам обменяться салютами и выразил желание посетить губернатора в Гуанчжоу. Цинские власти заявили протест и потребовали убрать фрегат с внутреннего рейда. На это Кашинг угрожающе заявил, что «если эти демонстрации не будут встречены соответствующим образом, то это может принести несчастье Китаю» не по вине Соединённых Штатов15. 16 апреля Кашинг направил новое письмо Чен Юйцаю, в котором угрожал Пекину войной и захватом острова вблизи побережья Китая.

Военная демонстрация 13 апреля и нота Кашинга от 16 апреля были неприкрытым шантажом, при помощи которого он пытался заставить цин-скую сторону пойти на уступки в вопросе о допуске в столицу и заключении договора. Губернатор был вынужден терпеть все угрозы, неуважение и умышленную грубость ранних сообщений Кашинга. Последний считал, что долгая переписка с Чен Юйцаем не была бесполезной, она позволила ему сказать властям всё с «крайней прямотой и откровенностью»16.

Кашинг использовал запугивания и угрозы достаточно умело и в подходящий час, но в то же время помнил об инструкциях, которые обязывали его подчёркивать мирные намерения США. Угрозы, компромиссы были только средствами достижения цели. Кашинг вполне обоснованно надеялся получить важные уступки путём угроз. К тому же американский посланник знал о позиции Ци Ина, которая заключалась в стремлении пойти на уступки западным державам, лишь бы не допустить новой войны.

Запугивание началось до прибытия Кашинга в Китай. Для подкрепления позиций американской миссии правительство США послало в Гуанчжоу корабли тихоокеанской эскадры военный шлюп «Сент Луис» и бриг «Перри». В связи с прибытием этих кораблей Кашинг писал госсекретарю Апшеру (1843—1844): «прибытие этих кораблей снимает с меня груз забот, касающихся государственных дел, так как, если не всё пойдёт гладко с Ци Ином, посольство имеет теперь средства, чтобы двинуться и действовать на Севере». По мнению Кашинга, необходимо было использовать «флот и армию» для того, чтобы сломать барьеры на пути проникновения в Китай17.

3 июля 1844 г. в Ванся был подписан первый в истории американо-китайский договор. 27 августа Кашинг отправился в США на бриге «Перри», назначив временно поверенным в делах США в Китае Ф.А. Паркера, командующего американской эскадрой.

Таким образом, уже в начале XIX в. США начали использовать в отношениях с Цинской империей «дипломатию канонерок». В 40-е годы XIX в. США стремились извлечь выгоду из агрессивной политики

Великобритании в Китае, не ввязываясь в открытые военные действия против Цинской империи в силу своей относительной военно-экономической слабости, отдалённости театра военных действий, неуверенности в успехе военных акций против Китая. «Политика канонерок» оказалась эффективной, США сумели напугать цинское руководство и добиться поставленных целей — заключить с Китаем неравноправный договор, а также получить компенсацию за уничтоженный китайскими властями товар американских опиумоторговцев накануне и в период первой опиумной войны.

1 Хроника тихоокеанских событий. 1776—1870 // Тихий океан. 1935. № 3. С. 241—242; Messages from the Presidents of the United States to the two Houses of Congress, at the commencement of the second session of the Twenty-first Congress, Desember 7, 1830. W., 1830. P 38 // Архив внешней политики Российской империи (АВПРИ). Ф. МИД, Канцелярия, 1831, д. 278; Ф. МИД, Канцелярия, 1832 г., оп. 4б9, д. 280, л. 44.

2 АВПРИ. Ф. МИД, Канцелярия, 1832 г., оп. 469, д. 280, л. 44.

3 Roberts E. Embassy to the Eastern Courts of Cohin-China, Siam and Muscat in the U. S. Sloop-of-war «Peacock»… 1832—1834. N. Y., 1837. P 431—432.

4 The Chinese Repository. Vol. 6. # 2 (June, 1837). P 69.

5 Ibidem. Vol. VI. # 2 (June, 1837). P 79—80; # 11. (March, 1838). P 527.

6 The Chinese Repository. 1839. Vol. 8. # 4. P 149.

7 Dennett T. American in Eastern Asia. N. Y., 1941. P. 101.

8 Dulles F.R. The Old China trade. N. Y., 1970. P 162; Dennett T. Op. cit. P. 123.

9 Reynolds C.G. Famous American admirals. N. Y., 1978. P 273.

10 Dulles F.R. Op. cit. P. 162; The Chinese Repository. 1839. Vol. 8. # 2. P 221.

11 Kearny T. Tsing documents // The Chinese Social and Political Science Review. 1932. Vol. 16. # 1. P 82—83.

12 Мурадян А.А. Экспансия США в бассейне Тихого океана и Юго-Восточной Азии (конец XVIII — первая половина XIX в.): дис. … канд. ист. наук. М., 1964. С. 197—198; Swisher E. China’s management. P 93; Abend H. Treaty ports. Garden City (New York), 1944. P 48; Tong Te-kong. United States Diplomacy in China, 1844—60. Seattle, 1964. P. 61.

13 Varg P. United States foreign relation, 1820—1860. East Lansing, 1979. P 264.

14 United States policy toward Chins: diplomatic and public documents, 1839—1939 / Sel. by PH. Clyde. N. Y., 1964. P. 9—12; American foreign policy: formulation and practice. Ann Arbor, 1937. P 230; Treaties and other international acts of the United States of America / Ed. H. Miller. W., 1934. Vol. 4. P 641.

15 Varg P. Op. cit. P. 268.

16 Мурадян А.А. Экспансия США в бассейне Тихого океана. С. 205; Abend H. Op. cit. P. 57.

17 Kuo Ping Chia. Caleb Cushing and the treaty of Wanghia, 1844. P 43; Lens S. The foreign of American empire: A history of American imperialism from the revolution to Vietnam. N. Y., 1974. P 155.

SUMMARY: On the base of archival and published sources the author of the article Doctor of Historical Sciences Alexander Anisimov comes to a conclusion that in the beginning of the 19th century the USA began to use “the diplomacy of gunboats” in the relations with Qing Empire. Such a policy turned out to be quite an effective one. The USA managed to frighten the Qing authorities and to achieve their own aims—that is to conclude an unequal contract with China and to achieve payment for indemnification of opium trade of American opium dealers on the eve and during the First Opium war, destroyed by Chinese authorities.

cyberleninka.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *