Содержание

Ford GPA — Wikiyy

Ford GPA
Производитель Ford
Годы производства 1942—1943
Сборка США
Класс амфибия
Ford GPW-500, 4-цилиндровый, рабочий объём — 2199 см³, мощность — 60 л. с. при 3600 об/мин
механическая
Длина 4620 мм
Ширина 2130 мм
Высота 1750 мм
Масса 1595 кг
Максимальная скорость 89 км/ч (на плаву — 8,6 км/ч)
Грузоподъёмность 0,5 тонны
Объём бака 76 литров
 Медиафайлы на Викискладе

Ford GPA — плавающий автомобиль, выпускавшийся компанией Ford с 1942 по 1943 год. Автомобиль предназначался для обеспечения действий разведывательных подразделений, а также для проведения инженерных работ на воде.

Географическое положение США и оторванность от главных театров военных действий во Второй мировой войне принудили командование ВС США планировать крупные морские десантные операции по высадке войск. Для осуществления подобных операций требовалась специальная техника, которая позволяла бы доставлять личный состав с больших десантных кораблей к пологим берегам, как к более удобным для десантирования войск. По мнению американских инженеров, рациональным средством для высадки войск должны были стать плавающие автомобили (амфибии), которые, спускаясь по рампе корабля в море на большом удалении от берега, вплавь добирались до него.

Для высадки боевых подразделений была разработана трёхосная амфибия DUKW-353, способная принять на борт взвод пехотинцев (до 30 человек) или взять груз весом 2,5 тонны. Всего автомобильной компанией «Дженерал моторс» было произведено 21 147 единиц, из которых по программе ленд-лиза в СССР было поставлено 586 единиц. За основу конструкции был взят трёхосный полноприводной грузовик GMC CCKW.

Для высадки с десантных кораблей на берег разведывательных подразделений и подразделений связи требовалась амфибия меньшего размера. По аналогии с DUKW-353, за основу предполагалось взять полноприводной двухосный автомобиль повышенной проходимости. В связи с тем, что отработка подобных автомобилей не была закончена, проектная стадия создания амфибий малого класса затянулась. Только в апреле 1941 года Специальная интендантская служба Армии США (Quarter Master Corps) сформулировала основные требования к новому лёгкому плавающему автомобилю с приводом на все колёса, с грузоподъёмностью 0,25 тонны. На стадии проекта разрабатываемый образец получил название QMC-4 1/4 Ton Truck Light Amphibian.

www.wikiyy.com

«Форды» штурмуют Ригу | Melkon

Несмотря на универсальность джипов, конструкторы постоянно работали над расширением области применения этих машин и повышением их ходовых качеств. Постепенно появлялись различные опытные модификации: облегчённые, трёхосные, полугусеничные, гусеничные и даже гибрид джипа и вертолёта. Но наиболее известными стали плавающие варианты легендарных вездеходов.

В июле 1940 года Квартирмейстерский корпус армии США, отвечавший за автомобилизацию американских сухопутных сил, объявил о тендере на постройку лёгкого полноприводного автомобиля-разведчика. 23 сентября того же года фирма American Bantam Car представила пилотную модель, отвечавшую требованиям этого технического задания. Затем американским военным были продемонстрированы конкуренты: автомобили Ford Pigmy и Willys Quad. После оценки качеств машин всем трём фирмам была заказана постройка ограниченных партий усовершенствованных автомобилей Bantam BRC-40, Ford GP и Willys MA.

Из трёх «кандидатов» на массовый выпуск армия США выбрала последнюю модель. После усовершенствования конструкции машина получила название Willys MB и 18 ноября 1941 года была запущена в серийное производство на заводе компании Willys-Overland Motors в г. Толидо (штат Огайо).

В военном ведомстве США Willys MB считался полноприводным грузовиком класса 0,25 т (Truck, ¼-Ton, 4×4) и предназначался для транспортировки личного состава, небольших грузов, ведения разведки и буксировки 37-мм противотанковых пушек. В войсках автомобиль получил прозвище «джип» (Jeep), впоследствии ставшее нарицательным. Модель MB была выбрана единым образцом в своем классе, но, поскольку мощности Willys-Overland не позволяли обеспечить сборку нужного количества машин, для увеличения объёмов выпуска пришлось задействовать Ford Motor Company.

По технической документации, полученной от Willis-Overland, 6 января 1942 года Ford Motor начала серийное производство джипов Ford GPW, имевших некоторые конструктивные отличия. Willys MB оснащали 4-х цилиндровыми двигателями Willys 441 (позднее – модели 442) мощностью 54 л.с. Ford GPW комплектовали аналогичными двигателями, но их компания Ford выпускала по лицензии. Цельнометаллические кузова для Willys MB поступали с фирмы American Central, а для Ford GPW их изготавливали на заводе отделения Lincoln.

С января 1944 года American Central перешла на выпуск кузовов несколько изменённой конструкции, их стали монтировать на джипы обеих марок. За годы серийного производства в джипы вносили некоторые изменения. Например, в марте 1942 года у Willys MB сварную облицовку радиатора заменили на штампованную, заимствованную от Ford GPW.

Ещё во время разработки техзадания на автомобиль-разведчик армейские круги выразили желание получить и плавающий вариант этого автомобиля. Однако реализация этой идеи стала возможна лишь после отработки конструкции джипов. В апреле 1941 года Национальный комитет оборонных исследований (National Defense Research Committee, известен под аббревиатурой NDRC) начал координацию работ по созданию лёгкого полноприводного плавающего автомобиля класса 0,25 т, получившего обозначение QMC-4.

В июле того же года к проектированию водоизмещающего корпуса привлекли нью-йоркское судостроительное бюро Sparkman and Stephens, занимавшееся проектированием и постройкой яхт. Работы по изготовлению амфибии QMC-4 начались в октябре 1941 года на фирме Marmon-Herrington (г. Индианаполис), бывшей в ту пору известным изготовителем полноприводных автомобилей. Ей предоставили три джипа Willys MA в качестве «доноров» узлов для ходовой части, а фирма Sparkman and Stephens передала техническую документацию на водоизмещающий корпус, разработанный её главой Родериком Стивенсом-младшим. Автомобиль имел несущую конструкцию и весил 1573 кг.

Амфибия Marmon-Herrington QMC-4, 1942 год

В декабре 1941 года заказ на разработку альтернативного варианта амфибии получила Ford Motor Company. Так как Национальный комитет оборонных исследований продолжал курировать проект, то работы также осуществлялись совместно с фирмой Sparkman and Stephens.

Особенность конструкции корпуса новой машины заключалась в изменённых обводах и в применении более тонкого металла. Промышленные возможности Ford Motor Company позволили ей опередить своего конкурента: первый прототип амфибии был представлен 9 февраля 1942 года, в то время как машина фирмы Marmon-Herrington была готова лишь 9 марта. Амфибия Ford под названием Pilot No. 1 базировалась на шасси Ford GP и имела места для трёх членов экипажа, расположенные в ряд.

К концу февраля были построены ещё два прототипа, но уже на базе новой модели GPW. Третий, предсерийный опытный образец, имел пятиместный кузов. В ходе испытаний плавающие «Форды» продемонстрировали скоростные преимущества над машиной фирмы Marmon-Herrington.

11 апреля 1942 года амфибия компании Ford, получившая обозначение GPA (G – правительственный контракт, А – плавающий), была выбрана для серийного производства, которое из-за технических проблем началось лишь 9 сентября того же года на главном заводском комплексе Генри Форда River Rouge в г. Дирборн. 23 октября 1942 года автомобиль был «стандартизирован» (т.е. принят на вооружение) как Truck, Amphibian, ¼-Ton, 4×4.

Серийные Ford GPA имели такую же ходовую часть, что и Ford GPW. В отличие от прототипов на серийных машинах корпус имел штампованные рёбра жесткости. При этом амфибия имела колёсную базу на 10 см длиннее, чем обычный джип. Движение по воде осуществлялось посредством трёхлопастного пропеллера. Для обеспечения плавучести машина оснащалась трюмным водяным насосом с приводом от двигателя и резервным насосом с ручным приводом. Дополнительное оборудование также включало лебёдку с тягой в 1589 кг. На каждый автомобиль можно было установить турель М31 для пулемётов калибра 7,62 и 12,7 мм, якорь и судовой компас.

В ноябре 1942 года амфибии были задействованы в операции «Торч», в ходе которой американские войска высадились в Северной Африке, но тогда плавучие качества автомобиля практически не пригодились. По результатам эксплуатации в войсках выяснилось, что малая высота борта затрудняет использование амфибии на воде при наличии волнения, а на суше громоздкий корпус мешал при передвижении по пересечённой местности. По аналогии с названием «джип» у американских военных машина получила прозвище «Seep» (от «Seagoing Jeep», т.е. мореходный джип), что, конечно, не совсем соответствовало реальности.

Из-за отсутствия заинтересованности военных в автомобиле подобного класса и назначения в апреле 1943 года выпуск Ford GPA был практически прекращён, хотя ещё по одной машине собрали в мае и июне. В статистике военного ведомства сообщается о постройке 12 774 машин, но в заводских источниках указывается количество в 12 781 штуку, включая три прототипа.

Несмотря на недостатки амфибий, эти машины использовали в ходе высадки на Сицилию в июле 1943 года и в Нормандии в июне 1944 года. 400 амфибий было передано в ВМФ США и Корпус морской пехоты. В годы войны они также задействовались в подразделениях береговой охраны США и Американского Красного креста. Все Ford GPA армии США до 1947 года были сняты с вооружения.

Так как описываемая машина была единственной в своём роде, то её в значительных количествах поставляли странам-союзницам по антигитлеровской коалиции, где за годы войны ничего подобного создано не было. Согласно отчёту Военного министерства США о поставках по ленд-лизу, 3520 машин было отправлено в СССР, 852 – в Великобританию, 22 – в Канаду, 24 – в силы Свободной Франции, 40 – в Китай, 22 – в Бразилию и 6 – в голландские вооружённые силы. Из числа автомобилей, выделенных Великобритании, 161 единицу передали Австралии. Вероятно, дольше всего эти автомобили состояли на вооружении в Нидерландах. Там они встречались в инженерных подразделениях ещё в 1957 году.

В Красной армии Ford GPA получил обозначение «Форд-4» и за отсутствием альтернативы командование вполне устраивал. В РККА эти амфибии активно использовали при форсировании водных преград в ходе наступательных операций советских войск.

Что касается количества машин, полученных СССР, то здесь данные разнятся. Если в послевоенной статистике военного ведомства США указывается количество в 3520 штук, то отчёт Танко-автомобильного центра армии США рапортует о поставке 3020 машин к 1 ноября 1944 года. Наконец, имеется информация, что Красная армия получила всего 2200 амфибий (1900 в 1944 году и 300 в 1945 году).

В 1940–1950-х годах Ford GPA послужил прообразом для плавающих автомобилей, созданных в СССР и странах Восточной Европы: ГАЗ-011, ГАЗ-46 (МАВ), Tatra T801 (Чехословакия) и P2S (ГДР).

После войны немало Ford GPA оказалось в руках частных владельцев, находивших им применение в качестве автомобиля-вездехода, а иногда и… морской яхты. К 1980-м годам интерес к военным автомобилям-ветеранам стали проявлять и коллекционеры старых автомобилей. Если в годы войны амфибии Ford GPA у «джи-ай» особой популярностью не пользовались, то в наши дни для американских любителей олдтаймеров они являются желанным приобретением и оцениваются почти в 2 раза дороже, чем их сухопутные «собратья» Ford GPW и Willys MB.

Технические характеристики Ford GPA

Вес снаряжённый – 1662 кг Грузоподъёмность – 363 кг Полный вес – 2025 кг Длина – 4620 мм Ширина – 1626 мм Высота (по ветровому стеклу) – 1753 мм Колёсная база – 2134 мм Размер шин – 6,00 х 16 Двигатель – Ford GPW, карбюраторный, 4-х цилиндровый, рядный, нижнеклапанный, водяного охлаждения Рабочий объём двигателя – 2196 см куб. Мощность двигателя – 54 л.с. при 4000 об/мин. Трансмиссия – 3-х ступенчатая механическая коробка переключения передач, 2-х ступенчатая раздаточная коробка Тормозная система – гидравлическая, с барабанными тормозами Разрешённая скорость на суше – 96 км/ч Разрешённая скорость на воде – 8,8 км/ч Запас хода на суше – 400 км Запас хода на воде – 59 км

Сергей Джорджиевич Егоров Москва

www.melkon.lv

Ford GPA — Википедия

Ford GPA

Общие данные

Ford GPW-500, 4-цилиндровый, рабочий объём — 2199 см³, мощность — 60 л. с. при 3600 об/мин

механическая

Характеристики

Массово-габаритные

Динамические

Макс. скорость89 км/ч (на плаву — 8,6 км/ч)

Другое

Грузоподъёмность0,5 тонны
Объём бака76 литров

Ford GPA — плавающий автомобиль, выпускавшийся компанией Ford с 1942 по 1943 год. Автомобиль предназначался для обеспечения действий разведывательных подразделений, а также для проведения инженерных работ на воде.

История создания

Географическое положение США и оторванность от главных театров военных действий во Второй мировой войне принудили командование ВС США планировать крупные морские десантные операции по высадке войск. Для осуществления подобных операций требовалась специальная техника, которая позволяла бы доставлять личный состав с больших десантных кораблей к пологим берегам, как к более удобным для десантирования войск. По мнению американских инженеров, рациональным средством для высадки войск должны были стать плавающие автомобили (амфибии), которые, спускаясь по рампе корабля в море на большом удалении от берега, вплавь добирались до него.

Для высадки боевых подразделений была разработана трёхосная амфибия DUKW-353, способная принять на борт взвод пехотинцев (до 30 человек) или взять груз весом 2,5 тонны. Всего автомобильной компанией «Дженерал моторс» было произведено 21 147 единиц, из которых по программе ленд-лиза в СССР было поставлено 586 единиц. За основу конструкции был взят трёхосный полноприводной грузовик GMC CCKW.

Для высадки с десантных кораблей на берег разведывательных подразделений и подразделений связи требовалась амфибия меньшего размера. По аналогии с DUKW-353, за основу предполагалось взять полноприводной двухосный автомобиль повышенной проходимости. В связи с тем, что отработка подобных автомобилей не была закончена, проектная стадия создания амфибий малого класса затянулась. Только в апреле 1941 года Специальная интендантская служба Армии США (Quarter Master Corps) сформулировала основные требования к новому лёгкому плавающему автомобилю с приводом на все колёса, с грузоподъёмностью 0,25 тонны. На стадии проекта разрабатываемый образец получил название QMC-4 1/4 Ton Truck Light Amphibian.

Ford GPW — прообраз, взятый для создания амфибии. Ford GPA на испытаниях в окрестностях Детройта.

Контроль за выполнением проекта был возложен на Национальный комитет оборонных исследований (NDRC). В июле 1941 года NDRC привлёк к разработке образца судостроительное бюро из Нью-Йорка Sparkman & Stephens Inc., которое занималось проектированием и строительством яхт. Постройка опытных образцов амфибий была поручена компании Marmon-Herrington, которая была главным разработчиком и поставщиком полноприводных автомобилей в Армию США.

В качестве основы для разработки будущей амфибии компания Marmon-Herrington взяла 3 джипа Willys MB и техническую документацию на водоизмещающий несущий корпус, предоставленный бюро Sparkman & Stephens Inc.. По мнению разработчиков, жёсткий несущий кузов должен был снизить вес амфибии. Гребной винт размещался в туннеле нижней части корпуса.

Ввиду того, что Marmon-Herrington затянул сроки разработки амфибии, компания Ford, не дожидаясь её итогов, предложила собственный вариант амфибии, конструкция которой была аналогична конструкции большой амфибии DUKW-353, в которой водоизмещающий корпус устанавливался на стандартное шасси грузовика. В предложенной конструкции водонепроницаемый корпус в виде лодки-плоскодонки устанавливался на шасси Ford GPW. Сталь для корпуса применялась толщиной 1—2 мм. В результате сравнений опытных образцов от компании Marmon-Herrington и от Ford образец у последней оказался на 180 килограмм легче. Разработку водоизмещающего корпуса для образца Ford также осуществляло Sparkman & Stephens Inc.. Первый опытный образец от Ford был готов 9 февраля 1942 года, от Marmon-Herrington — только месяцем позже 9 марта. На ходовых испытаниях опытные образцы от Ford показали лучшие результаты, чем от Marmon-Herrington, в связи с чем с 11 апреля того же года амфибия была запущена в массовое производство, а компании Ford был передан заказ на 5 000 единиц.

Согласно отчёту Министерства обороны США было выпущено 12 774 единицы Ford GPA.

Согласно данным производителя было изготовлено 12 781 единицы, включая 3 опытных образца[1].

Название амфибии

Руководство компании присвоило образцу название «Ford GPA», в котором аббревиатура раскрывалась следующим образом:

  • G — Government — означал правительственный заказ
  • P — Passenger — обозначение легковых автомобилей с колёсной базой в 80 дюймов (2032 мм)
  • A — Amphibian — водоплавающая

Эксплуатация

Боевое применение

На подготовку конвейерного производства ушло всё лето 1942 года. Первые серийные образцы сошли с конвейера 9 сентября 1942 года. 23 октября образец был принят на вооружение США как Truck Amphibian 1/4 Ton 4×4.

В связи с тем, что первые крупные морские десантные операции в Средиземном море на побережье Северной Африки были запланированы военным руководством США на сентябрь-октябрь 1942 года, масштабных испытаний образца в войсках не производилось.

Опыт первых применений Ford GPA выявил массу конструктивных недостатков. Осадка загруженного автомобиля на воде оказалась большой, а борта низкими, что создавало на море опасность затопления набегающими волнами. Другим недостатком являлось высокое давление колёс на грунт, вследствие чего возникало частое застревание машин в прибрежном песке на небольшой глубине, на котором сухопутные прототипы Ford GPW с массой на полтонны меньше передвигались без проблем.

Фактически созданный образец малой амфибии для морского десантирования оказался непригодным[2]. Тем не менее они были использованы в боевых действиях. Первое боевое применение Ford GPA относится на ноябрь 1942 года, когда в ходе совместной операции «Торч» американские и британские войска высадились на побережье Алжира и Марокко.

Также Ford GPA были использованы при высадке союзных войск в Сицилии в 1943 году и в ходе высадки на побережье Нормандии в 1944 году.

Передача амфибий союзникам

В связи с тем, что эксплуатационные характеристики амфибии не удовлетворили американских военных, их интерес к образцу угас, и производство было завершено к апрелю 1943 года, то есть спустя 8 месяцев с начала производства[2].

По этой причине в годы Второй мировой войны США поставлял Ford GPA государствам антигитлеровской коалиции[1]:

Боевое применение в ВС СССР

Абсолютно противоположной оказалась оценка боевого применения, данная Ford GPA в Красной Армии[2][3].

Если для морских десантных операций, проводимых войсками США и Великобритании, данный образец не удовлетворял по своим конструктивным недостаткам, то для основного театра военных действий, в котором участвовали противостоящие Вермахту советские войска и который представлял собой сушу с частыми водными преградами в виде рек и озёр, Ford GPA оказался чрезвычайно востребован. Большая осадка Ford GPA на воде не представляла собой серьёзную проблему, поскольку на реках не создавалось высоких волн, как в морских условиях.

В 1944 году Главное автобронетанковое управление провело ходовые испытания поставленных по ленд-лизу американских амфибий DUKW-353 и Ford GPA. Автомобили в ходе испытаний преодолели 9 000 километров по суше и 25 часов в плавании по Москва-реке. В ходе испытаний были выявлены предельные возможности образцов, параметры проходимости, максимальные скорости передвижения по воде и суше, возможности по буксировке на воде. По итогам испытаний были даны рекомендации по рациональному использованию Ford GPA в войсках.

До появления данного образца в Красной Армии фактически не было лёгких амфибий, способных преодолевать водные преграды. Для моторизации разведывательных подразделений требовалась машина данного класса в больших количествах. Также машина оказалась чрезвычайно удобной заменой малым речным катерам, которые спускали в воду для сооружения понтонной переправы. В отличие от катеров, амфибии не требовалась транспортировка и сложные действия по спуску на воду и обратного подъёма на грузовики для дальнейшей перевозки.

На заключительной стадии войны, в апреле 1944 года, в Красной Армии были сформированы 11 отдельных моторизованных батальонов Особого Назначения (омб ОСНАЗ)[4]. По существу они предоставляли собой моторизованный батальон пехоты с придаными сапёрными подразделениями, предназначенный для форсирования водных преград, удержания и разминирования плацдарма для наступающих войск. Основным средством моторизации омб ОСНАЗ служили Ford GPA в количестве 100 единиц на батальон[5]. Всего было поставлено, по разным источникам, от 2200 до 3500 единиц данной модели[6][7].

В Красной Армии для обозначения образца использовалось название «Форд-4»[1][8].

Производство аналогов другими государствами

ГАЗ-46, сконструированный на основе Ford GPA

Конструкция Ford GPA как речной амфибии советскими конструкторами была признана удачной. В связи с этим в послевоенное время на её основе была разработана амфибия ГАЗ-46[9].

Аналогично поступили в Чехословакии и в ГДР, в которых создали соответственно такие образцы амфибий, как T801 компании Tatra и P-2S производства компании VEB Barkas-Werke[1][10][11].

Первоначально советские конструкторы перенесли технические решения Ford GPA на основу ГАЗ-67Б. Данный образец получил название в 1952 году ГАЗ-011. Но после было решено создать копию на базе более современного на тот момент вездехода ГАЗ-69. Версия на базе ГАЗ-69 получила название ГАЗ-46 и пошла в серию в 1953 году[12][13].

Интересные факты

После того как в 1947 году Ford GPA был снят с вооружения в США, оставшиеся образцы продавались гражданским лицам. Некоторые из них, введя дополнительные изменения в конструкцию машины, повышали её мореходные качества. Изменения в конструкции касались установки надстройки (герметичной кабины), установки водонепроницаемых переборок, удлинения водоизмещающего корпуса.

В 1954—1956 году Элен и Фрэнк Шрейдер проехали на модернизированном Ford GPA «La Tortuga» от северного полярного круга до Ушуайи[14]. В 1960 году они построили еще один джип «La Tortuga II» для путешествия по Индонезии[15].

В мае 1950 года австралийский путешественник Бен Карлин на доработанном Ford GPA под названием «Half-Safe» совершил с супругой путешествие по Атлантическому океану от Монреаля до Азорских островов за 32 дня. После прибытия на Азорские острова он по морю доплыл до побережья Северной Африки и, по суше добравшись до Европы, через Ла-Манш приплыл в Англию. Одной из доработок стало удлинения кузова за счёт установки острого носа, повышавшего управляемость на воде.

Успех столь длительного путешествия сподвиг Бена Карлина на совершение кругосветного путешествия на Half-Safe.

В мае 1954 года он с товарищами выехал из Лондона и, преодолев всю Европу, Турцию, Иран, Пакистан, добрался до Калькутты. В январе 1956 года началось дальнейшее продвижение через Индию в Бирму по Бенгальскому заливу. Из Рангуна Бен Карлин по суше добрался через Бангкок в Сайгон и морем до Гонконга. Из Гонконга морем он проследовал до Тайваня, а после и в Японию. После некоторого перерыва Бен Карлин в июне 1957 годы выплыл из Японии в направлении Алеутских островов. Достигнув побережья Аляски, экипаж Half-Safe по суше добрался до Монреаля к 12 маю 1958 года. Тем самым Бен Карлин завершил кругосветное путешествие, начатое в мае 1950 года[16][1][17].

Технические характеристики

  • масса
    • снаряжённая, кг: 1595
    • полная, кг: 1845
  • вместимость, чел: 5
  • габариты
    • ширина, мм: 2130
    • длина, мм: 4620
    • высота со сложенным ветровым стеклом, мм: 1340
    • высота максимальная, мм: 1750
    • колея, мм: 1450
    • база, мм: 2300
  • скорость передвижения
    • максимальная по суше, км/ч: 89
    • максимальная скорость движения на плаву, км/ч: 8,6
  • расход топлива при скорости 6—70 км/ч, л/ч: 14
  • ёмкость топливного бака, л: 57
  • размер шин, в дюймах: 6—16
  • запас хода по горючему на суше, км: 400
  • запас хода по горючему на воде, час: 5
  • двигатель: Ford GPW-500, рядный 4-тактный, 4-цилиндровый, нижнеклапанный.
    • диаметр цилиндра, мм: 79,3
    • ход поршня, мм: 111,1
    • рабочий объём, куб.см: 2199
    • степень сжатия: 6,48
    • порядок работы цилиндров: 1—3—4—2
    • максимальная мощность, л. с.: 60 при 3600 об/мин
    • максимальный крутящий момент, кгм: 14,5 при 2200 об/мин
  • коробка передач: механическая трёхступенчатая
    • передаточные числа
      • I — 2,665
      • II — 1,564
      • III — 1,0
      • задний ход — 3,554
  • раздаточная коробка: механическая двухступенчатая
    • передаточные числа
  • сцепление: однодисковое сухое
  • тормоза
    • на всех колёсах: барабанные с гидравлическим приводом
    • стояночный: ленточный с механическим приводом на трансмиссию
  • подвеска
    • передняя: с продольными полуэллиптическими рессорами и гидравлическими амортизаторами
    • задняя: с продольными полуэллиптическими рессорами и гидравлическими амортизаторами

См. также

Ссылки

Примечания

  1. 1 2 3 4 5 Ford GPA. Земноводный джип. Незаменим в разведке. Вездеход и морская яхта. // Журнал «Автолегенды СССР и СоцСтран». — № 190. — Издательство ООО «Де Агостини», 2016 год.
  2. 1 2 3 The Amphibious jeep story.
  3. ↑ Автомобиль-солдат. «Willis — Ford GPW».
  4. ↑ Перечень № 29 бронетанковых частей и подразделений (отдельных батальонов, дивизионов, рот и бронепоездов), входивших в состав действующей армии в годы Великой Отечественной войны 1941—1945. // Солдат.ру.
  5. ↑ 275-й, особого назначения.
  6. ↑ «Форды» штурмуют Ригу.
  7. ↑ Land-lease. Section III-B. Motor transport vehicles/ Page 1. . В списке указана как «1/4 ton, 4×4, amphibian»
  8. ↑ Труженики фронтовых дорог. // Журнал «Братишка». — 10.2013.
  9. ↑ Военный вездеход-амфибия Ford GPA.
  10. ↑ «Народное предприятие Баркас» (VEB Barkas-Werke).
  11. ↑ Škodovka, která uměla plavat.
  12. ↑ Военное наследство. 1946 г. — конец 1950-х гг.
  13. Евгений Кочнев. Автомобили Советской Армии, 1946—1991. — М.: «Эксмо», 2011. — С. 21—32. — 95 с. — ISBN 978-5-699-46736-5.
  14. ↑ 20,000 Miles South by Helen and Frank Schreider. eWillys. Проверено 6 сентября 2016.
  15. (Amphi) Hans Rosloot. The Amphiclopedia Ta to Trh. amphibiousvehicle.net. Проверено 6 сентября 2016. Архивировано 11 октября 2016 года.
  16. Strohl, Daniel (2011). Ambitious Amphibious: Ben Carlin’s round-the-world trek in a Ford GPA — Hemmings Daily. Published 2 March 2011. Retrieved 2 October 2012.
  17. ↑ Half safe (1947—1958) — Amphibious Vehicles. (недоступная ссылка — история). Проверено 14 июля 2016. Архивировано 16 мая 2016 года.

wikipedia.green

Ford GPA — Википедия

Ford GPA

Общие данные

Ford GPW-500, 4-цилиндровый, рабочий объём — 2199 см³, мощность — 60 л. с. при 3600 об/мин

механическая

Характеристики

Массово-габаритные

Динамические

Макс. скорость89 км/ч (на плаву — 8,6 км/ч)

Другое

Грузоподъёмность0,5 тонны
Объём бака76 литров

Ford GPA — плавающий автомобиль, выпускавшийся компанией Ford с 1942 по 1943 год. Автомобиль предназначался для обеспечения действий разведывательных подразделений, а также для проведения инженерных работ на воде.

История создания

Географическое положение США и оторванность от главных театров военных действий во Второй мировой войне принудили командование ВС США планировать крупные морские десантные операции по высадке войск. Для осуществления подобных операций требовалась специальная техника, которая позволяла бы доставлять личный состав с больших десантных кораблей к пологим берегам, как к более удобным для десантирования войск. По мнению американских инженеров, рациональным средством для высадки войск должны были стать плавающие автомобили (амфибии), которые, спускаясь по рампе корабля в море на большом удалении от берега, вплавь добирались до него.

Для высадки боевых подразделений была разработана трёхосная амфибия DUKW-353, способная принять на борт взвод пехотинцев (до 30 человек) или взять груз весом 2,5 тонны. Всего автомобильной компанией «Дженерал моторс» было произведено 21 147 единиц, из которых по программе ленд-лиза в СССР было поставлено 586 единиц. За основу конструкции был взят трёхосный полноприводной грузовик GMC CCKW.

Для высадки с десантных кораблей на берег разведывательных подразделений и подразделений связи требовалась амфибия меньшего размера. По аналогии с DUKW-353, за основу предполагалось взять полноприводной двухосный автомобиль повышенной проходимости. В связи с тем, что отработка подобных автомобилей не была закончена, проектная стадия создания амфибий малого класса затянулась. Только в апреле 1941 года Специальная интендантская служба Армии США (Quarter Master Corps) сформулировала основные требования к новому лёгкому плавающему автомобилю с приводом на все колёса, с грузоподъёмностью 0,25 тонны. На стадии проекта разрабатываемый образец получил название QMC-4 1/4 Ton Truck Light Amphibian.

Ford GPW — прообраз, взятый для создания амфибии. Ford GPA на испытаниях в окрестностях Детройта.

Контроль за выполнением проекта был возложен на Национальный комитет оборонных исследований (NDRC). В июле 1941 года NDRC привлёк к разработке образца судостроительное бюро из Нью-Йорка Sparkman & Stephens Inc., которое занималось проектированием и строительством яхт. Постройка опытных образцов амфибий была поручена компании Marmon-Herrington, которая была главным разработчиком и поставщиком полноприводных автомобилей в Армию США.

В качестве основы для разработки будущей амфибии компания Marmon-Herrington взяла 3 джипа Willys MB и техническую документацию на водоизмещающий несущий корпус, предоставленный бюро Sparkman & Stephens Inc.. По мнению разработчиков, жёсткий несущий кузов должен был снизить вес амфибии. Гребной винт размещался в туннеле нижней части корпуса.

Ввиду того, что Marmon-Herrington затянул сроки разработки амфибии, компания Ford, не дожидаясь её итогов, предложила собственный вариант амфибии, конструкция которой была аналогична конструкции большой амфибии DUKW-353, в которой водоизмещающий корпус устанавливался на стандартное шасси грузовика. В предложенной конструкции водонепроницаемый корпус в виде лодки-плоскодонки устанавливался на шасси Ford GPW. Сталь для корпуса применялась толщиной 1—2 мм. В результате сравнений опытных образцов от компании Marmon-Herrington и от Ford образец у последней оказался на 180 килограмм легче. Разработку водоизмещающего корпуса для образца Ford также осуществляло Sparkman & Stephens Inc.. Первый опытный образец от Ford был готов 9 февраля 1942 года, от Marmon-Herrington — только месяцем позже 9 марта. На ходовых испытаниях опытные образцы от Ford показали лучшие результаты, чем от Marmon-Herrington, в связи с чем с 11 апреля того же года амфибия была запущена в массовое производство, а компании Ford был передан заказ на 5 000 единиц.

Согласно отчёту Министерства обороны США было выпущено 12 774 единицы Ford GPA.

Согласно данным производителя было изготовлено 12 781 единицы, включая 3 опытных образца[1].

Видео по теме

Название амфибии

Руководство компании присвоило образцу название «Ford GPA», в котором аббревиатура раскрывалась следующим образом:

  • G — Government — означал правительственный заказ
  • P — Passenger — обозначение легковых автомобилей с колёсной базой в 80 дюймов (2032 мм)
  • A — Amphibian — водоплавающая

Эксплуатация

Боевое применение

На подготовку конвейерного производства ушло всё лето 1942 года. Первые серийные образцы сошли с конвейера 9 сентября 1942 года. 23 октября образец был принят на вооружение США как Truck Amphibian 1/4 Ton 4×4.

В связи с тем, что первые крупные морские десантные операции в Средиземном море на побережье Северной Африки были запланированы военным руководством США на сентябрь-октябрь 1942 года, масштабных испытаний образца в войсках не производилось.

Опыт первых применений Ford GPA выявил массу конструктивных недостатков. Осадка загруженного автомобиля на воде оказалась большой, а борта низкими, что создавало на море опасность затопления набегающими волнами. Другим недостатком являлось высокое давление колёс на грунт, вследствие чего возникало частое застревание машин в прибрежном песке на небольшой глубине, на котором сухопутные прототипы Ford GPW с массой на полтонны меньше передвигались без проблем.

Фактически созданный образец малой амфибии для морского десантирования оказался непригодным[2]. Тем не менее они были использованы в боевых действиях. Первое боевое применение Ford GPA относится на ноябрь 1942 года, когда в ходе совместной операции «Торч» американские и британские войска высадились на побережье Алжира и Марокко.

Также Ford GPA были использованы при высадке союзных войск в Сицилии в 1943 году и в ходе высадки на побережье Нормандии в 1944 году.

Передача амфибий союзникам

В связи с тем, что эксплуатационные характеристики амфибии не удовлетворили американских военных, их интерес к образцу угас, и производство было завершено к апрелю 1943 года, то есть спустя 8 месяцев с начала производства[2].

По этой причине в годы Второй мировой войны США поставлял Ford GPA государствам антигитлеровской коалиции[1]:

Боевое применение в ВС СССР

Абсолютно противоположной оказалась оценка боевого применения, данная Ford GPA в Красной Армии[2][3].

Если для морских десантных операций, проводимых войсками США и Великобритании, данный образец не удовлетворял по своим конструктивным недостаткам, то для основного театра военных действий, в котором участвовали противостоящие Вермахту советские войска и который представлял собой сушу с частыми водными преградами в виде рек и озёр, Ford GPA оказался чрезвычайно востребован. Большая осадка Ford GPA на воде не представляла собой серьёзную проблему, поскольку на реках не создавалось высоких волн, как в морских условиях.

В 1944 году Главное автобронетанковое управление провело ходовые испытания поставленных по ленд-лизу американских амфибий DUKW-353 и Ford GPA. Автомобили в ходе испытаний преодолели 9 000 километров по суше и 25 часов в плавании по Москва-реке. В ходе испытаний были выявлены предельные возможности образцов, параметры проходимости, максимальные скорости передвижения по воде и суше, возможности по буксировке на воде. По итогам испытаний были даны рекомендации по рациональному использованию Ford GPA в войсках.

До появления данного образца в Красной Армии фактически не было лёгких амфибий, способных преодолевать водные преграды. Для моторизации разведывательных подразделений требовалась машина данного класса в больших количествах. Также машина оказалась чрезвычайно удобной заменой малым речным катерам, которые спускали в воду для сооружения понтонной переправы. В отличие от катеров, амфибии не требовалась транспортировка и сложные действия по спуску на воду и обратного подъёма на грузовики для дальнейшей перевозки.

На заключительной стадии войны, в апреле 1944 года, в Красной Армии были сформированы 11 отдельных моторизованных батальонов Особого Назначения (омб ОСНАЗ)[4]. По существу они предоставляли собой моторизованный батальон пехоты с придаными сапёрными подразделениями, предназначенный для форсирования водных преград, удержания и разминирования плацдарма для наступающих войск. Основным средством моторизации омб ОСНАЗ служили Ford GPA в количестве 100 единиц на батальон[5]. Всего было поставлено, по разным источникам, от 2200 до 3500 единиц данной модели[6][7].

В Красной Армии для обозначения образца использовалось название «Форд-4»[1][8].

Производство аналогов другими государствами

ГАЗ-46, сконструированный на основе Ford GPA

Конструкция Ford GPA как речной амфибии советскими конструкторами была признана удачной. В связи с этим в послевоенное время на её основе была разработана амфибия ГАЗ-46[9].

Аналогично поступили в Чехословакии и в ГДР, в которых создали соответственно такие образцы амфибий, как T801 компании Tatra и P-2S производства компании VEB Barkas-Werke[1][10][11].

Первоначально советские конструкторы перенесли технические решения Ford GPA на основу ГАЗ-67Б. Данный образец получил название в 1952 году ГАЗ-011. Но после было решено создать копию на базе более современного на тот момент вездехода ГАЗ-69. Версия на базе ГАЗ-69 получила название ГАЗ-46 и пошла в серию в 1953 году[12][13].

Интересные факты

После того как в 1947 году Ford GPA был снят с вооружения в США, оставшиеся образцы продавались гражданским лицам. Некоторые из них, введя дополнительные изменения в конструкцию машины, повышали её мореходные качества. Изменения в конструкции касались установки надстройки (герметичной кабины), установки водонепроницаемых переборок, удлинения водоизмещающего корпуса.

В 1954—1956 году Элен и Фрэнк Шрейдер проехали на модернизированном Ford GPA «La Tortuga» от северного полярного круга до Ушуайи[14]. В 1960 году они построили еще один джип «La Tortuga II» для путешествия по Индонезии[15].

В мае 1950 года австралийский путешественник Бен Карлин на доработанном Ford GPA под названием «Half-Safe» совершил с супругой путешествие по Атлантическому океану от Монреаля до Азорских островов за 32 дня. После прибытия на Азорские острова он по морю доплыл до побережья Северной Африки и, по суше добравшись до Европы, через Ла-Манш приплыл в Англию. Одной из доработок стало удлинения кузова за счёт установки острого носа, повышавшего управляемость на воде.

Успех столь длительного путешествия сподвиг Бена Карлина на совершение кругосветного путешествия на Half-Safe.

В мае 1954 года он с товарищами выехал из Лондона и, преодолев всю Европу, Турцию, Иран, Пакистан, добрался до Калькутты. В январе 1956 года началось дальнейшее продвижение через Индию в Бирму по Бенгальскому заливу. Из Рангуна Бен Карлин по суше добрался через Бангкок в Сайгон и морем до Гонконга. Из Гонконга морем он проследовал до Тайваня, а после и в Японию. После некоторого перерыва Бен Карлин в июне 1957 годы выплыл из Японии в направлении Алеутских островов. Достигнув побережья Аляски, экипаж Half-Safe по суше добрался до Монреаля к 12 маю 1958 года. Тем самым Бен Карлин завершил кругосветное путешествие, начатое в мае 1950 года[16][1][17].

Технические характеристики

  • масса
    • снаряжённая, кг: 1595
    • полная, кг: 1845
  • вместимость, чел: 5
  • габариты
    • ширина, мм: 2130
    • длина, мм: 4620
    • высота со сложенным ветровым стеклом, мм: 1340
    • высота максимальная, мм: 1750
    • колея, мм: 1450
    • база, мм: 2300
  • скорость передвижения
    • максимальная по суше, км/ч: 89
    • максимальная скорость движения на плаву, км/ч: 8,6
  • расход топлива при скорости 6—70 км/ч, л/ч: 14
  • ёмкость топливного бака, л: 57
  • размер шин, в дюймах: 6—16
  • запас хода по горючему на суше, км: 400
  • запас хода по горючему на воде, час: 5
  • двигатель: Ford GPW-500, рядный 4-тактный, 4-цилиндровый, нижнеклапанный.
    • диаметр цилиндра, мм: 79,3
    • ход поршня, мм: 111,1
    • рабочий объём, куб.см: 2199
    • степень сжатия: 6,48
    • порядок работы цилиндров: 1—3—4—2
    • максимальная мощность, л. с.: 60 при 3600 об/мин
    • максимальный крутящий момент, кгм: 14,5 при 2200 об/мин
  • коробка передач: механическая трёхступенчатая
    • передаточные числа
      • I — 2,665
      • II — 1,564
      • III — 1,0
      • задний ход — 3,554
  • раздаточная коробка: механическая двухступенчатая
    • передаточные числа
  • сцепление: однодисковое сухое
  • тормоза
    • на всех колёсах: барабанные с гидравлическим приводом
    • стояночный: ленточный с механическим приводом на трансмиссию
  • подвеска
    • передняя: с продольными полуэллиптическими рессорами и гидравлическими амортизаторами
    • задняя: с продольными полуэллиптическими рессорами и гидравлическими амортизаторами

См. также

Ссылки

Примечания

  1. 1 2 3 4 5 Ford GPA. Земноводный джип. Незаменим в разведке. Вездеход и морская яхта. // Журнал «Автолегенды СССР и СоцСтран». — № 190. — Издательство ООО «Де Агостини», 2016 год.
  2. 1 2 3 The Amphibious jeep story.
  3. ↑ Автомобиль-солдат. «Willis — Ford GPW».
  4. ↑ Перечень № 29 бронетанковых частей и подразделений (отдельных батальонов, дивизионов, рот и бронепоездов), входивших в состав действующей армии в годы Великой Отечественной войны 1941—1945. // Солдат.ру.
  5. ↑ 275-й, особого назначения.
  6. ↑ «Форды» штурмуют Ригу.
  7. ↑ Land-lease. Section III-B. Motor transport vehicles/ Page 1. . В списке указана как «1/4 ton, 4×4, amphibian»
  8. ↑ Труженики фронтовых дорог. // Журнал «Братишка». — 10.2013.
  9. ↑ Военный вездеход-амфибия Ford GPA.
  10. ↑ «Народное предприятие Баркас» (VEB Barkas-Werke).
  11. ↑ Škodovka, která uměla plavat.
  12. ↑ Военное наследство. 1946 г. — конец 1950-х гг.
  13. Евгений Кочнев. Автомобили Советской Армии, 1946—1991. — М.: «Эксмо», 2011. — С. 21—32. — 95 с. — ISBN 978-5-699-46736-5.
  14. ↑ 20,000 Miles South by Helen and Frank Schreider. eWillys. Проверено 6 сентября 2016.
  15. (Amphi) Hans Rosloot. The Amphiclopedia Ta to Trh. amphibiousvehicle.net. Проверено 6 сентября 2016. Архивировано 11 октября 2016 года.
  16. Strohl, Daniel (2011). Ambitious Amphibious: Ben Carlin’s round-the-world trek in a Ford GPA — Hemmings Daily. Published 2 March 2011. Retrieved 2 October 2012.
  17. ↑ Half safe (1947—1958) — Amphibious Vehicles. (недоступная ссылка — история). Проверено 14 июля 2016. Архивировано 16 мая 2016 года.

wiki2.red

Покорители и властелины фронтовых дорог в годы ВОВ. «Виллис», «Эмка», «Додж три четверти», «Иван-Виллис» и король форсирования рек амфибия «Ford GPA»

ВОВ 1941—1945 гг.


Армия и Флот

Через реки, горы и долины,
Сквозь пургу, огонь и чёрный дым
Мы вели машины, объезжая мины,
По путям-дорогам фронтовым.

… Может быть, отдельным штатским людям
Эта песня малость невдомёк.
Мы ж не позабудем, где мы жить ни будем,
Фронтовых изъезженных дорог.

(из песни «Песенка фронтового шофёра»)

Картина Юрия Пименова «Фронтовая дорога»

 

Внедорожники победы. Какие автомобили задавали тон в середине 40-х годов

10 мая 2018 г.

     Автор: Владимир Гаврилов

Война явилась двигателем прогресса. Техника получила серьёзный толчок для развития, и в 40-е годы прошлого века разработаны стандарты внедорожников, которые используются до сих пор. Какие же машины помогали нам побеждать?

«Виллис-Форд»

Самый известный внедорожник всех времён появился на свет сразу после начала Второй мировой войны. Три американские фирмы — Bantam, Ford и Willys — в 1940 году представили на конкурс Министерства обороны разработки общевойскового автомобиля. Все они были похожи между собой, потому как в процессе изготовления военные не скрывали от участников проекта получаемой технической информации. Хотя все признают, что понравившаяся заказчикам концепция изначально придумана Bantam. Все три машины оказались «сырыми» и в начале 1941 года проходили испытания. Однако председатель войсковой комиссии, генерал Дуайт Эйзенхауэр, принял решение объединить усилия инженеров и провести унификацию для изготовления силами всех трёх фирм одной модели. Так на свет родился Willys МА, который в фордовской документации стал именоваться Ford GPW (Government Passenger Willys — Пассажирский, «Виллис», Военный). Именно усилиями Ford автомобиль получил столь массовое распространение.



Ford GPW. Фото: Shutterstock.com

Доведённый до ума автомобиль оснащался четырёхцилиндровым 2,2-литровым 60-сильным мотором и полноприводной трансмиссией с подключаемой передней осью. Максимальная скорость поднялась до 104 км/ч, а грузоподъёмность — до 250 кг. Конструкция машины поражала продуманностью и задала стандарты для военной техники на полвека вперёд: ветровое стекло ложилось на капот, фары поворачивались на 180 градусов и использовались для освещения моторного отсека, что удобно при ремонте. Ford GPW немного отличался от Willys МА в силу особенностей производства на разных заводах, но именно он дал название целому классу армейских вездеходов: «Джип». Военные примерно так произносили неказистую аббревиатуру GPW. Огромное количество таких машин поставлялось по ленд-лизу в СССР и в Англию.

Родоначальник класса

Советские конструкторы взялись за разработку собственного автомобиля повышенной проходимости. За основу взята прославленная «Эмка», которая встала на собственную полноприводную трансмиссию с передним мостом и редуктором. Такая модификация названа ГАЗ-61-73 и считается родоначальницей класса комфортабельных внедорожников SUV. Машина обладала закрытой кабиной, укрывающей от ветра и непогоды своих седоков. Это было необходимо высшему генералитету армии, часто разъезжавшему по расположениям войск. Естественно, просиживать в Willys часами на морозе было некомфортно, да и опасно для здоровья немолодых уже штабистов. Автомобиль располагал рядным шестицилиндровым мотором объёмом 3,5 л и мощностью 85 л. с. Трансмиссия четырёхступенчатая с раздаткой и подключаемым передком.

Внедорожником ГАЗ-61-73 во время войны пользовались маршалы РокоссовскийЖуковКонев и другие. С 1940 по 1945 годы на базе «Эмки» было произведено 6 фаэтонов 61-40, 194 седана 61-73 и 36 тягачей 61-417.

ГАЗ М-1 «Эмка». Фото: РИА Новости

«Иван-Виллис»

Практически сразу после появления джипов за океаном подобные разработки начались и на Горьковском заводе. К 1943 году на основе ГАЗ М-1 был сконструирован открытый внедорожник ГАЗ-67, который в войсках получил прозвище «козлик» за прыгучесть и феноменальную проходимость. Ещё его в шутку называли «Иван-Виллис» за сходство с американским «джипом». Главным его предназначением было выступать в роли лёгкого тягача для транспортировки 76-мм дивизионных пушек ЗИС-3 массой 1850 кг. Двигатель и раздатка специально настраивались на такой режим эксплуатации. Максимум момента в 180 Нм у 54-сильного мотора приходилось уже на 1400 оборотов, что облегчало движение в размокших суглинках. Четырёхступенчатая трансмиссия обладала очень короткими степенями для удержания максимума мощности. До конца войны в войска поступило более 4 тысяч машин, что было каплей в море по сравнению с 50 тысячами американских «джипов» в советской армии. Но автомобиль настолько хорошо зарекомендовал себя, что производился до 1953 года и успел повоевать даже в Корее. Всего из ворот предприятия выкатилось более 90 тысяч ГАЗ-67.

Три четверти тонны

«Додж три четверти» не менее культовая машина, чем «Виллис». К 1942 году стало ясно, что в манёвренной войне не хватает дивизионного тягача для транспортировки самых массовых 75-мм орудий. СССР остро нуждался в подобной технике, и с 1942 года к нам поставлялся удачный военный внедорожник: Dodge WC-51. Его грузоподъёмность составляла ¾ тонны (750 кг). Эта особенность и отложилась в простонародном названии. Крутящий момент в 250 Нм был доступен уже на 1400 оборотах. А мощности 95-сильного бензинового агрегата вполне хватало для транспортировки не только дивизионных орудий, но и корпусных тяжёлых пушек. В итоге Dodge WC-51 вместе с грузовиком «Студебекер» превратился в универсальный автомобиль «бога войны». Всего в советскую армию пришло по ленд-лизу более 25 тысяч «Доджей».

Dodge WC-51. Фото: Shutterstock.com

Плавающий «Виллис»

Самым же удивительным внедорожником войны считается амфибия Ford GPA. Этот автомобиль не так часто встретишь в фильмах про войну, однако на него буквально молились советские военачальники в 1944 и 1945. Эта машина выглядела как лодка на колёсах и была разработана Ford специально для осуществления десантных операций союзников на Средиземном море. Первое боевое применение Ford GPA произошло в ноябре 1942 года во время союзнической операции «Торч» при высадке на побережье Алжира и Марокко. Однако высокая морская волна создавала большие препятствия для использования амфибий на Средиземном море. Однако в Восточной Европе с её обилием рек и болот плавающий Ford GPA полюбился сразу. В основе машины лежала платформа от джипа Ford GPW и такой же 60-сильный мотор. В начале 1944 года на Москве-реке прошли испытания и было принято решение о широком внедрении амфибии в Советскую армию.

Амфибий в войска поступило более 3200 штук, и предназначались они для быстрого форсирования рек и занятия плацдармов. Сотни Ford GPA распределялись между батальонами спецназначения, которые во время крупных войсковых операций преодолевали десятки километров и с ходу форсировали реки ещё до появления немецких заслонов. Благодаря этим автомобилям наши передовые части обеспечивали высокую интенсивность наступления в Польше в начале 1945 года. Кроме того, Ford GPА трудились и в инженерных полках, где были незаменимы для установки плавучих переправ. После войны в СССР был разработан свой внедорожник-амфибия: ГАЗ-46.

Ford GPA. Фото: www.globallookpress.com

Метки: «Ford GPA», «Додж три четверти», «Иван-Виллис», «Эмка», «Виллис», автомобиль, армия, Великая Отечественная война, внедорожник, история, Победа

www.leonids-info.ru

Ford GPA — WikiModern

Ford GPA
Общие данные
Годы производства1942—1943
СборкаСША
Классамфибия
Дизайн
Двигатель
Ford GPW-500, 4-цилиндровый, рабочий объём — 2199 см³, мощность — 60 л. с. при 3600 об/мин
Трансмиссия
механическая
Характеристики
Массово-габаритные
Длина4620 мм
Ширина2130 мм
Высота1750 мм
Масса1595 кг
Динамические
Максимальная скорость89 км/ч (на плаву — 8,6 км/ч)
Другое
Грузоподъёмность0,5 тонны
Объём бака76 литров
 Ford GPA на Викискладе

Ford GPA — плавающий автомобиль, выпускавшийся компанией Ford с 1942 по 1943 год. Автомобиль предназначался для обеспечения действий разведывательных подразделений, а также для проведения инженерных работ на воде.

История создания

Географическое положение США и оторванность от главных театров военных действий во Второй мировой войне принудили командование ВС США планировать крупные морские десантные операции по высадке войск. Для осуществления подобных операций требовалась специальная техника, которая позволяла бы доставлять личный состав с больших десантных кораблей к пологим берегам, как к более удобным для десантирования войск. По мнению американских инженеров, рациональным средством для высадки войск должны были стать плавающие автомобили (амфибии), которые, спускаясь по рампе корабля в море на большом удалении от берега, вплавь добирались до него.

Для высадки боевых подразделений была разработана трёхосная амфибия DUKW-353, способная принять на борт взвод пехотинцев (до 30 человек) или взять груз весом 2,5 тонны. Всего автомобильной компанией «Дженерал моторс» было произведено 21 147 единиц, из которых по программе ленд-лиза в СССР было поставлено 586 единиц. За основу конструкции был взят трёхосный полноприводной грузовик GMC CCKW.

Для высадки с десантных кораблей на берег разведывательных подразделений и подразделений связи требовалась амфибия меньшего размера. По аналогии с DUKW-353, за основу предполагалось взять полноприводной двухосный автомобиль повышенной проходимости. В связи с тем, что отработка подобных автомобилей не была закончена, проектная стадия создания амфибий малого класса затянулась. Только в апреле 1941 года Специальная интендантская служба Армии США (Quarter Master Corps) сформулировала основные требования к новому лёгкому плавающему автомобилю с приводом на все колёса, с грузоподъёмностью 0,25 тонны. На стадии проекта разрабатываемый образец получил название QMC-4 1/4 Ton Truck Light Amphibian.

Ford GPW — прообраз, взятый для создания амфибии.Ford GPA на испытаниях в окрестностях Детройта.

Контроль за выполнением проекта был возложен на Национальный комитет оборонных исследований (NDRC). В июле 1941 года NDRC привлёк к разработке образца судостроительное бюро из Нью-Йорка Sparkman & Stephens Inc., которое занималось проектированием и строительством яхт. Постройка опытных образцов амфибий была поручена компании Marmon-Herrington, которая была главным разработчиком и поставщиком полноприводных автомобилей в Армию США.

В качестве основы для разработки будущей амфибии компания Marmon-Herrington взяла 3 джипа Willys MB и техническую документацию на водоизмещающий несущий корпус, предоставленный бюро Sparkman & Stephens Inc.. По мнению разработчиков, жёсткий несущий кузов должен был снизить вес амфибии. Гребной винт размещался в туннеле нижней части корпуса.

Ввиду того, что Marmon-Herrington затянул сроки разработки амфибии, компания Ford, не дожидаясь её итогов, предложила собственный вариант амфибии, конструкция которой была аналогична конструкции большой амфибии DUKW-353, в которой водоизмещающий корпус устанавливался на стандартное шасси грузовика. В предложенной конструкции водонепроницаемый корпус в виде лодки-плоскодонки устанавливался на шасси Ford GPW. Сталь для корпуса применялась толщиной 1—2 мм. В результате сравнений опытных образцов от компании Marmon-Herrington и от Ford образец у последней оказался на 180 килограмм легче. Разработку водоизмещающего корпуса для образца Ford также осуществляло Sparkman & Stephens Inc.. Первый опытный образец от Ford был готов 9 февраля 1942 года, от Marmon-Herrington — только месяцем позже 9 марта. На ходовых испытаниях опытные образцы от Ford показали лучшие результаты, чем от Marmon-Herrington, в связи с чем с 11 апреля того же года амфибия была запущена в массовое производство, а компании Ford был передан заказ на 5 000 единиц.

Согласно отчёту Министерства обороны США было выпущено 12 774 единицы Ford GPA.

Согласно данным производителя было изготовлено 12 781 единицы, включая 3 опытных образца. Тем не менее они были использованы в боевых действиях. Первое боевое применение Ford GPA относится на ноябрь 1942 года, когда в ходе совместной операции «Торч» американские и британские войска высадились на побережье Алжира и Марокко.

Также Ford GPA были использованы при высадке союзных войск в Сицилии в 1943 году и в ходе высадки на побережье Нормандии в 1944 году.

Передача амфибий союзникам

В связи с тем, что эксплуатационные характеристики амфибии не удовлетворили американских военных, их интерес к образцу угас, и производство было завершено к апрелю 1943 года, то есть спустя 8 месяцев с начала производства:

Боевое применение в ВС СССР

Абсолютно противоположной оказалась оценка боевого применения, данная Ford GPA в Красной Армии.

Если для морских десантных операций, проводимых войсками США и Великобритании, данный образец не удовлетворял по своим конструктивным недостаткам, то для основного театра военных действий, в котором участвовали противостоящие Вермахту советские войска и который представлял собой сушу с частыми водными преградами в виде рек и озёр, Ford GPA оказался чрезвычайно востребован. Большая осадка Ford GPA на воде не представляла собой серьёзную проблему, поскольку на реках не создавалось высоких волн, как в морских условиях.

Внешние видеофайлы
Архивная кинохроника использования Ford GPA в Красной Армии.

В 1944 году Главное автобронетанковое управление провело ходовые испытания поставленных по ленд-лизу американских амфибий DUKW-353 и Ford GPA. Автомобили в ходе испытаний преодолели 9 000 километров по суше и 25 часов в плавании по Москва-реке. В ходе испытаний были выявлены предельные возможности образцов, параметры проходимости, максимальные скорости передвижения по воде и суше, возможности по буксировке на воде. По итогам испытаний были даны рекомендации по рациональному использованию Ford GPA в войсках.

До появления данного образца в Красной Армии фактически не было лёгких амфибий, способных преодолевать водные преграды. Для моторизации разведывательных подразделений требовалась машина данного класса в больших количествах. Также машина оказалась чрезвычайно удобной заменой малым речным катерам, которые спускали в воду для сооружения понтонной переправы. В отличие от катеров, амфибии не требовалась транспортировка и сложные действия по спуску на воду и обратного подъёма на грузовики для дальнейшей перевозки.

На заключительной стадии войны, в апреле 1944 года, в Красной Армии были сформированы 11 отдельных моторизованных батальонов Особого Назначения (омб ОСНАЗ). По существу они предоставляли собой моторизованный батальон пехоты с придаными сапёрными подразделениями, предназначенный для форсирования водных преград, удержания и разминирования плацдарма для наступающих войск. Основным средством моторизации омб ОСНАЗ служили Ford GPA в количестве 100 единиц на батальон. Всего было поставлено, по разным источникам, от 2200 до 3500 единиц данной модели.

В Красной Армии для обозначения образца использовалось название «Форд-4».

Производство аналогов другими государствами

ГАЗ-46, сконструированный на основе Ford GPA

Конструкция Ford GPA как речной амфибии советскими конструкторами была признана удачной. В связи с этим в послевоенное время на её основе была разработана амфибия ГАЗ-46.

Аналогично поступили в Чехословакии и в ГДР, в которых создали соответственно такие образцы амфибий, как T801 компании Tatra и P-2S производства компании VEB Barkas-Werke.

Первоначально советские конструкторы перенесли технические решения Ford GPA на основу ГАЗ-67Б. Данный образец получил название в 1952 году ГАЗ-011. Но после было решено создать копию на базе более современного на тот момент вездехода ГАЗ-69. Версия на базе ГАЗ-69 получила название ГАЗ-46 и пошла в серию в 1953 году. В 1960 году они построили еще один джип «La Tortuga II» для путешествия по Индонезии.

В мае 1950 года австралийский путешественник Бен Карлин на доработанном Ford GPA под названием «Half-Safe» совершил с супругой путешествие по Атлантическому океану от Монреаля до Азорских островов за 32 дня. После прибытия на Азорские острова он по морю доплыл до побережья Северной Африки и, по суше добравшись до Европы, через Ла-Манш приплыл в Англию. Одной из доработок стало удлинения кузова за счёт установки острого носа, повышавшего управляемость на воде.

Внешние видеофайлы
Архивная кинохроника кругосветного путешествия Бена Карлина на Ford GPA.

Успех столь длительного путешествия сподвиг Бена Карлина на совершение кругосветного путешествия на Half-Safe.

В мае 1954 года он с товарищами выехал из Лондона и, преодолев всю Европу, Турцию, Иран, Пакистан, добрался до Калькутты. В январе 1956 года началось дальнейшее продвижение через Индию в Бирму по Бенгальскому заливу. Из Рангуна Бен Карлин по суше добрался через Бангкок в Сайгон и морем до Гонконга. Из Гонконга морем он проследовал до Тайваня, а после и в Японию. После некоторого перерыва Бен Карлин в июне 1957 годы выплыл из Японии в направлении Алеутских островов. Достигнув побережья Аляски, экипаж Half-Safe по суше добрался до Монреаля к 12 маю 1958 года. Тем самым Бен Карлин завершил кругосветное путешествие, начатое в мае 1950 года.

Технические характеристики

  • масса
    • снаряжённая, кг: 1595
    • полная, кг: 1845
  • вместимость, чел: 5
  • габариты
    • ширина, мм: 2130
    • длина, мм: 4620
    • высота со сложенным ветровым стеклом, мм: 1340
    • высота максимальная, мм: 1750
    • колея, мм: 1450
    • база, мм: 2300
  • скорость передвижения
    • максимальная по суше, км/ч: 89
    • максимальная скорость движения на плаву, км/ч: 8,6
  • расход топлива при скорости 6—70 км/ч, л/ч: 14
  • ёмкость топливного бака, л: 57
  • размер шин, в дюймах: 6—16
  • запас хода по горючему на суше, км: 400
  • запас хода по горючему на воде, час: 5
  • двигатель: Ford GPW-500, рядный 4-тактный, 4-цилиндровый, нижнеклапанный.
    • диаметр цилиндра, мм: 79,3
    • ход поршня, мм: 111,1
    • рабочий объём, куб.см: 2199
    • степень сжатия: 6,48
    • порядок работы цилиндров: 1—3—4—2
    • максимальная мощность, л. с.: 60 при 3600 об/мин
    • максимальный крутящий момент, кгм: 14,5 при 2200 об/мин
  • коробка передач: механическая трёхступенчатая
    • передаточные числа
      • I — 2,665
      • II — 1,564
      • III — 1,0
      • задний ход — 3,554
  • раздаточная коробка: механическая двухступенчатая
    • передаточные числа
  • сцепление: однодисковое сухое
  • тормоза
    • на всех колёсах: барабанные с гидравлическим приводом
    • стояночный: ленточный с механическим приводом на трансмиссию
  • подвеска
    • передняя: с продольными полуэллиптическими рессорами и гидравлическими амортизаторами
    • задняя: с продольными полуэллиптическими рессорами и гидравлическими амортизаторами

См. также

Основа этой страницы находится в Википедии. Текст доступен по лицензии CC BY-SA 4.0 license. Нетекстовые медиаданные доступны под собственными лицензиями. Wikipedia® — зарегистрированный товарный знак организации Wikimedia Foundation, Inc. Infosphere.top не аффилирована с Фондом Викимедиа (Wikimedia Foundation).

infosphere.top

Боевая амфибия — Ford GPA


  В начале 40-х командование ВС США заявляет о проведение конкурса на разработку опытного образца автомобиля амфибии с приводом на два колеса и грузоподъемностью 0.25 тонны, способного выполнять десантные и разведывательное миссии. Видимо к этому времени в руководстве ВС США понимают, что если в ближайшие годы Америка примет участие в войне, то боевые действия будут вестись не на ее территории, для этого и потребуется соответствующая техника.


 Исходя из возможных будущих тенденций предстоящей войны, наилучшим способом доставлять пехоту с десантного корабля преодолевая расстояние по морю до берега, командованием ВС был выбран легкий автомобиль амфибия высокой проходимости при преодолении расстояний по суше.


 В течении двух лет в объявленном конкурсе принимают участие несколько компаний, но всех опережает Форд предложив в феврале 1942 года свой вариант амфибии модель GPA. Наименование GPA присвоели взяв первые буквы из слов Goverment — заказ правительства, Passenger — категория легкого автомобиля, Amphibian — водоплавающий.

 Амфибия от компании Форд имела массу 1845 кг., была рассчитана на транспортировку 5 человек, оснащалась четырехцилиндровым двигателем Ford GPW-500 рабочим объемом 2.2 куб\л , с этим мотором автомобиль мог развивать до 9 км/ч перемещаясь по воде и до 90 км/ч двигаясь по суше.


 По окончании всех испытаний с компанией Форд был заключен контракт на поставку 5 000 GPA, уже к осени 1942 года в распоряжение ВС США поступаю первые модели амфибий.


 Боевое крещение амфибии Форд GPA получили принимая участие в высадке американской армии на побережья Алжира и Морокко в ноябре 1942 года. К сожалению данная высадка была и первым массовым испытанием Форд GPA, в результате которого было выявлено несколько серьезных конструктивных недостатков, таких как слишком низкая осадка амфибии в воде, что создавало угрозу затопления даже при среднем волнении на море, также для улучшения плавучести в покрышках GPA было слишком высокое давление воздуха, из-за чего техника часто застревала в прибрежном песке на отмелях.


 Впоследствии еще нескольких боевых применений Форд GPA командование ВС решает, что данная модель не зарекомендовала себя как эффективная боевая техника. Спустя восемь месяцев после начала производства выпуска GPA был прекращен.


 Всего за время производства было выпущено и передано Министерству обороны США 12 774 Форд GPA, 3 230 из которых были отправлены в СССР по Ленд-лизу.

www.all-oldtimers.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *