Как Петр I триколор над волнами поднял
Сегодня в России отмечается День Государственного флага. Обратимся к истокам возникновения триколора и вспомним малоизвестные «семейные» обстоятельства, которые сопутствовали учреждению Петром Великим первого российского флага
Фото: Роман Пименов/«Петербургский дневник»
Необходимость иметь единый государственный флаг появилась во второй половине XVII столетия, во времена правления царя Алексея Михайловича.
НЕ ЦВЕТА, А ОРЕЛ
Россия того времени не имела своего флота, что значительно сужало торговые связи с другими государствами. Понимая это, царь Алексей Михайлович «указал строить корабли для посылок», возводить флотилию.
Чтобы российские суда можно было отличить на воде от кораблей других государств, необходим был собственный флаг.
Таким образом, в 1668 году первый флаг царя Московского был поднят на первом российском корабле «Орел», названном так в честь российского герба – двуглавого орла.
Вполне вероятно, что главным опознавательным признаком государственной принадлежности флага на корабле «Орел» были не цвета, а само изображение двуглавого орла.
«Итак, царь Алексей Михайлович установил государственными цветами для судов московского государства красный, белый и синий, эти цвета сохранились и сейчас как цвета национального флага», – написано в книге российского ученого морского офицера Петра Белавенца «Флаг царя Московского» (1910).
ПРОТИВ ВОЛИ МАТЕРИ
Через несколько лет после смерти Алексея Михайловича «дело о российском флаге» перенял его сын Петр I, которому к этому времени едва исполнился 21 год. Преисполненный любви к водной стихии, он загорается мыслью о путешествии по «большой» воде.
«Своим великим умом Петр Алексеевич понимал, какое значение имеет для государства море как в торговом отношении, так и в военном.
Да к тому же он любил мореплавание. Петру I захотелось посмотреть на море, поплавать по его безграничному пространству. В то время у русских не было своего моря, кроме Белого, около города Архангельска», – читаем в книге Александра Шидловского «Петр Великий на Севере» (1909).В предисловии к Морскому регламенту можно прочесть запись Петра I: «Решился я видеть море и просил позволения у матери съездить к Архангельску. Многократно возбраняла она мне столь опасный путь, но, видя великое желание мое и неотменную охоту, нехотя согласилась, взяв с меня обещание в море не ходить, а посмотреть на него только с берега».
Однако не в характере Петра I было смотреть с берега на происходящие события, и он нарушил обещание, данное матери. В 1693 году, прибыв на берега Севера, молодой царь «восхищается новой радостью при виде открытого моря и множества кораблей иностранных», которые пришли в Архангельск из-за границы. Он не только ступает с берега на «большой корабль», но и «путешествует по бурной стихии» Белого моря.
Поход в открытое море ознаменовался тем, что во время путешествия Петр I в качестве штандарта поднял «флаг царя Московского», на котором сиял золотом двуглавый орел на фоне трех продольных полос – белой, синей и красной.
ХРАНИТСЯ В ПЕТЕРБУРГЕ
В 1705 году Петр I издает указ «О флагах на торговых судах», согласно которому бело-сине-красный флаг устанавливался «на торговых всяких судах, которые ходят по Москве реке, и по Волге, и по Двине, и по иным всем рекам и речкам ради торговых промыслов».
Как пишет Петр Белавенец в предисловии к «Книге о флагах» Карла Алярда, бело-сине-красный флаг, который не имел геральдического начала, стал общим национальным флагом Российского государства с первых дней правления Петра Великого. Эти цвета стали символом всего славянства и больше двух веков были единственными цветами всех военных и коммерческих флагов российской нации.
Флаг царя Московского, установленный Петром I во время «недозволенного» плавания по Белому морю, в начале ХХ века был доставлен из Архангельска в Петербург и сейчас хранится в Центральном военно-морском музее имени императора Петра Великого.
Фото: из материалов Президентской библиотеки
Петр I | |
1672-1725 | |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТФОРУМ ХРОНОСАНОВОСТИ ХРОНОСАБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Петр I. Хромолитография с портрета неизвестного художника 1722-1725 гг. Петр-флотоводецПетр I. В конце ХVII — первой четверти ХVIII века Петр I, преобразовывая Россию, среди всех прочих забот первейшей считал заботу о создании могучего флота. А чтобы разбираться в морском деле, он изучил его, пройдя всю служебную иерархию от юнги до адмирала. Родился Петр Алексеевич 30 мая 1672 года. Отец его, царь Алексей Михайлович, скончался через четыре года. За тридцать лет правления “тишайший царь” не раз воевал, возвращая русские земли, захваченные в период Смутного времени начала столетия поляками и шведами, пытался наладить постройку кораблей европейского типа для Каспийского моря и приобрести порт на Балтике. Осуществил эти замыслы младший сын Петр. Мальчик отличался завидным здоровьем и интересом к окружающему миру. Никита Зотов начал учить царевича, когда тому еще не исполнилось пяти лет. Кроме грамоты он заинтересовал питомца рассказами об истории России. Мальчик увлеченно рассматривал картинки кораблей и крепостей. В ходе стрелецкого восстания 1682 года мальчику пришлось перенести немалое потрясение, сделавшее его взрослее своих лет. А в ссылке в Преображенском, когда его вместе с матерью удалили от жизни двора, он самостоятельно занимался своим воспитанием. Взрослеющий царевич создал из комнатных стольников кружок участников игр в войну. Но игры эти со временем становились все более серьезными, ибо у Петра появились советники из числа иностранных специалистов. Самым близким стал офицер-швейцарец Ф.Я. Лефорт. Жители Немецкой слободы, иноземные купцы и мастера, охотно помогали Петру, ибо рассчитывали, что с его воцарением на престол получат преимущества, которых не собирались предоставлять сторонники старины и изоляции России. ВВ 1688 году среди имущества деда Никиты Ивановича Романова юноша нашел старый английский бот, что мог ходить под парусами. При помощи иностранных мастеров он научился управлять парусами. Эти первые опыты пробудили серьезный интерес, а книги и рассказы дали представление о современных флотах. Петру стало тесно в Москве. В 1689 году после падения Софьи он официально стал царем и с большей свободой занялся любимыми потехами: основал на берегу Плещеева озера верфь, сам принимал деятельное участие в постройке судов, ходил в плавания по рекам. В 1692 году царь спустил построенный им в Переяславле корабль, на котором вместе с эскадрой из других судов флотилии проводил морские маневры. Вскоре на озере стало тесно. В 1693 году Петр ездил в Архангельск, ходил на яхте “Св. Петр” ппо Белому морю до Паноя. В первый же приезд, увидев настоящие океанские суда, юноша был восхищен. Он заложил в Соломбале верфь, чтобы строить торговые суда европейского типа и возить российские товары за море. В следующем году Петр совершил второй поход по Белому морю, в Архангельске спустил на воду строившийся на Соломбале корабль “Апостол Павел”, на яхте “Св. Петр” ходил к Соловецкому монастырю и “оморячился” в шторм. По возвращении в Архангельск Петр занялся вооружением и снаряжением корабля “Апостол Павел”. А после прибытия купленного в Голландии корабля “Св.Пророчество” принял его под команду и совершил плавание в Белом море до мыса Св. Нос в эскадре под флагом потешного адмирала Ромодановского. В 1695 году Петр начал первый Азовский поход. Этим предприятием царь решал две задачи: выполнял обязательства, принятые Россией по борьбе с Турцией перед союзниками, и прокладывал кратчайший путь по рекам и южным морям к Европе. Начинающий полководец, человек горячий, увлекающийся, рассчитывал на лавры покорителя Азова. Но первая попытка взять крепость не увенчалась успехом. Несколько командующих войсками действовали несогласованно, недоставало опыта. Турки, пользуясь отсутствием достаточных морских сил у противника, свободно снабжали Азов всем необходимым по воде. С потерями русские войска отошли. Неудача не заставила Петра опустить руки. В следующем году он объединил командование сухопутными войсками в руках воеводы Шеина, командовать создаваемым флотом назначил генерала и адмирала Франца Лефорта. По образцу закупленной за границей галеры начали строить свои. В 1695 году на верфи, основанной в селе Преображенском, сам Петр готовил детали 22 галер и 4 брандеров; суда собрали и спустили на воду в Воронеже, где основали новые верфи. В 1696 году, по прибытии в Воронеж, царь принял деятельное участие в постройке 2 галеасов. В звании капитана и командира галеры ““Принципиум” он совершил плавание от Воронежа до устья Дона с флотилией под началом адмирала Лефорта, принимал участие и в осаде крепости Азова, взяв которую выходил на гребных судах в море и избрал место для гавани и порта Таганрога. Успех второго Азовского похода был отмечен торжественным вступлением победителей в Москву. Но без флота, способного померяться силами с кораблями султана, попытки выйти в Азовское и Черное моря были обречены на неудачу. Посему энергичный монарх, воспользовавшись победой, добился поддержки боярской Думой проекта создания регулярного флота. Так как казна опустела, для сооружения многочисленных кораблей и найма специалистов были созданы кумпанства, объединявшие дворян, купцов и монастыри. Каждому кумпанству за свой счет следовало построить и оснастить судно. Кораблестроение вела также казна. Десятки судов должны были составить Азовский флот, способный сразиться с турецким на Черном море. Царь назначил Протасьева адмиралтейцем, ответственным за постройку флота. Однако дело двигалось с трудом. Не хватало специалистов. Да и сам царь чувствовал свою слабую подготовку как моряка и корабела. Он решил учиться морскому делу за границей самым серьезным образом. В 1697 году для изучения кораблестроения и морского дела Петр I отправился волонтером при Великом посольстве в Голландию. Работал он сначала в Саардаме на частной верфи, затем в Амстердаме на верфи Ост-Индской компании, где участвовал в постройке корабля от закладки до окончания и получил от мастера Поля Класса аттестат в знании корабельной архитектуры. В 1698 году, заметив, что голландские кораблестроители не обладают теоретическими сведениями и руководствуются одной практикой, Петр отправился в Англию и в Дептфорде изучал теорию кораблестроения. Будущий адмирал плавал на английском флоте до о. Уайт, присутствовал на устроенных в его честь морских маневрах, посещал музеи, арсеналы и другие интересовавшие его места, всюду впитывая новую для него информацию, необходимую для преобразования России. Петр I следил также за ходом переговоров, которые вело посольство. Европейская политика не давала оснований рассчитывать, что Россия получит поддержку в борьбе против Турции за выход к южным морям. Тем не менее царь продолжал сооружение Азовского флота. По возвращении из заграничного путешествия Петр Михайлов, как царь себя называл, принял звание корабельного мастера. 19 ноября 1698 года он заложил в Воронеже 58-пушечный корабль. Но основная цель уже изменилась. Монарх обратил внимание на Балтийское море./p> ЧЧерез Балтику пролегали наиболее короткие пути к развитым европейским державам. Однако с начала ХVII века пути эти контролировали шведы, располагавшие сильнейшим флотом. Чтобы их победить и вернуть потерянные по Столбовскому миру земли у Финского залива, требовалось иметь современную армию, флот и союзников. Союз удалось заключить с Данией и курфюрстом Саксонии Августом, который одновременно являлся и королем Польши. Датский флот и хорошо вымуштрованная саксонская армия должны были стать противовесом шведским вооруженным силам. Но Россия не полагалась только на союзников. С 1699 года, распустив ненадежное стрелецкое войско, царь приказал формировать регулярные солдатские и драгунские полки. К 1700 году войска были готовы. Однако войну на севере нельзя было начинать ранее, чем удастся подписать мирный договор с Турцией. Правительство султана не соглашалось с условиями, предложенными русскими дипломатами. Требовалась демонстрация силы. И такую демонстрацию провели русские моряки. Летом 1699 года Азовский флот вышел в море. Сам Петр командовал кораблем “Отворенные врата” и плавал в эскадре адмирала Ф.А. Головина из Таганрога в Керчь, сопровождая корабль “Крепость”, на котором отправился в Константинополь посол Украинцев. Появление русской эскадры у Керчи и салют “Крепости” вблизи дворца султана произвели впечатление на турок, они подписали договор, прекративший боевые действия и оставлявший Азов в составе России. Как только поступило известие о заключении перемирия с Турцией, пришли в движение войска, направлявшиеся для осады Нарвы. Петр намеревался начать отсюда выход на Балтийское море. После неудачной осады Петр не впал в отчаяние, а лишь удвоил усилия. Были приняты меры по обороне границ. Августу I предоставили субсидию, чтобы тот отвлекал шведского короля Карла ХII, пока Россия готовилась к продолжению войны. ЦЦарь не отказывался от своего увлечения. В 1701 году он провел три месяца в Воронеже, занимаясь приведением в исправность судов Азовского флота и организацией Воронежского адмиралтейства. Теперь появились помощники. Во время поездки за границу были наняты на русскую службу моряки и другие специалисты, в том числе вице-адмирал Корнелиус Крюйс и шаутбенахт (контр-адмирал) Рез, которые взялись за приведение в порядок администрации флота. Кораблестроением занимался адмиралтеец Ф.М. Апраксин, сменивший Протасьева. Высшее руководство морским ведомством оставалось за Ф.А. Головиным, одним из ближайших советников монарха. Обеспечив тыл, Петр мог перейти к наступательным действиям. В 1702 году он совершил третий поход на Белое море. На Вавчуге царь спустил 2 фрегата, “Св. Дух” и “Курьер”, и заложил фрегат “Св. Илия”. С эскадрой судов архангельской флотилии на яхте “Транспорт-Рояль” он ходил из Архангельска в Соловецкий монастырь, затем в Онежский залив в село Нюхча. Отсюда до Повенецкого погоста устроили дорогу, по которой перетащили сухим путем до Онежского озера две яхты, несколько гребных судов и на них прошли по Онежскому озеру и реке Свири до Сермаксы. Пришедшие с Белого моря войска после осады овладели крепостью Нотебург, которая запирала вход из Ладожского озера в Неву. Выход к побережью Финского залива позволил начать сооружение Санкт-Петербурга и создание Балтийского флота. Суда для него строили на верфях, возведенных на берегах рек, впадающих в Ладожское озеро. В мае 1703 года, командуя отрядом лодок с десантом гвардии, Петр взял на абордаж стоявшие в устье Невы шведские суда “Гедан” и “Астрильд”, за что был награжден орденом Св. Андрея Первозванного. Оказавшись без поддержки, гарнизон крепости Ниеншанц капитулировал после обстрела. Все течение Невы оказалось в распоряжении Петра. В сентябре в звании капитана он привел с Олонецкой верфи в Санкт-Петербург корабль “Штандарт”; в октябре, когда шведские суда ушли из Невского устья, Петр сделал промер фарватера около острова и указал место для постройки крепости Кроншлота. В Воронеже и на Балтике корабельный мастер Петр Алексеевич проектировал и строил различные боевые корабли, в том числе предложенные им русские бригантины, и совершенствовал мореходное мастерство. В 1706 году Петра I произвели в капитан-командоры. Тем временем Кроншлот и молодой Балтийский флот под командованием К.И. Крюйса успешно отражали попытки шведов высадиться на остров Котлин и в 1705, и в 1706 годах. 13 июля 1709 года за Полтавскую баталию Петру был пожалован чин арир-адмирала, или шаутбенахта — флаг подняли на флагштоке подле ставки. В апреле 1710 года шаутбенахт возглавлял отряд судов корабельного флота со своим флагом на шняве “Мункер”. Он сопровождал галеры и транспортные суда с провиантом и артиллерией к войскам, осаждавшим Выборг. Конвоируемые суда находились в большой опасности из-за густого, почти сплошного льда и благополучно достигли цели только благодаря энергичным и решительным действиям Петра. Своевременно доставленные подкрепления способствовали скорой сдаче крепости. В августе — сентябре, неся свой флаг на новых кораблях “Выборг” и “Ревель”, Петр плавал до Красной Горки в эскадре адмирала Апраксина. 11711 год отмечен для России неудачным Прутским походом. Русские полки, окруженные превосходящими турецкими силами, удалось спасти от истребления лишь путем уступок. В частности, пришлось вернуть Турции Азов и разрушить новую базу Азовского флота Таганрог. Часть кораблей увели по Дону, а остальные продали или уничтожили. С этого времени надолго внимание Петра было сосредоточено на Балтике. В апреле 1712 года, с флагом на корабле “Самсон”, шаутбенахт ходил в крейсерство до Красной Горки и Березовых островов. Таким образом он приобретал опыт флагмана. Следующей весной опыт пригодился. Было начато наступление русского галерного флота с войсками вдоль берегов Финляндии. В условиях финского бездорожья это был лучший способ обойти шведские укрепленные позиции. В мае 1713 года Петр поднял флаг на корабле “Полтава” и с эскадрой сопровождал галерный флот до Березовых островов. Затем, командуя авангардом галерного флота адмирала Апраксина, он принял деятельное участие во взятии Гельсингфорса. В кампании 1714 года Петр с флагом на корабле “Св. Екатерина” командовал корабельным флотом в плавании до Ревеля. Заметив, что при слабой сплавности эскадр они слабее неприятельских, Петр отказался от выхода против шведского флота с неподготовленной армадой. Узнав о трудном положении галерного флота у Гангута, Петр I прибыл туда, принял решение сначала о перетаскивании галер через перешеек полуострова Гангут, а затем — о рискованном обходе со стороны моря неприятельского флота. Затем, командуя авангардом галерного флота, царь в жестоком бою овладел эскадрой из десяти судов контр-адмирала Эреншильда. 9 сентября он торжественно привел в Санкт-Петербург взятые у Гангута суда, представил в присутствии Сената князю-кесарю донесение о победе и за отличную службу был пожалован званием вице-адмирала синего флага. В 1715 году Петр командовал авангардом флота, ходившего до Ревеля. В 1716 году царственный вице-адмирал, прибыв в столицу Дании, поднял флаг на корабле “Ингерманланд” и руководил эскадрой судов, прибывших из Ревеля, Архангельска и из-за границы. После соединения с союзными флотами — английским, датским и голландским, — прибывшими на Балтику для защиты мирного судоходства, он командовал соединенной эскадрой, заменив вице-адмиральский флаг на “Ингерманланде” штандартом, под которым флот девять дней крейсировал по Балтийскому морю. По этому случаю была выбита медаль с надписью “владычествует четырьмя”. Однако добиться более активных действий союзников против шведов не удалось. В 1718 году вице-адмирал командовал авангардом флота Апраксина в плавании по Финскому заливу, а в 1719 году — и всем Балтийским флотом, ходившим до Аландских островов. Все это время Петр усердно трудился над составлением морского устава, просиживая иногда за работой четырнадцать часов в сутки. Водил эскадру в море он и в 1721 году. 7 сентября по случаю заключения мира со Швецией Петр заслуженно принял предложенный ему от генерал-адмирала чин адмирала от красного флага. ВВ 1722 году в Персидском походе и во время перехода Каспийским морем из Астрахани к Аграхани Петр I командовал передовым отрядом флотилии, который шел под кайзер-флагом Ф.М. Апраксина. В 1723 году, с флагом на корабле “Екатерина”, он командовал авангардом Балтийского флота, в Рогервике произвел торжественную закладку гавани. 7 октября на острове Котлине Петр заложил крепость, назвав ее Кронштадтом. В ноябре 1724 года, спасая близ Лахты людей со ставшего на мель бота, император сильно простудился. Болезнь оказалась смертельной. Скончался первый российский император и один из первых адмиралов 28 января 1725 года в Санкт-Петербурге. Похоронен он в Петропавловском соборе Петропавловской крепости. Понятно, что без труда многих и многих специалистов создать флот, способный побеждать исконных мореходов-шведов, было бы невозможно. Но столь же очевидно, что без энтузиазма молодого Петра Великого, полюбившего морское дело, а затем понявшего его важность для государства и заставившего приближенных также стать энтузиастами, свершить это великое дело в столь краткие для истории сроки не удалось бы. Использованы материалы сайта http://100top.ru/encyclopedia/ Вернуться к подборке материалов про Петра I
|
| ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
| ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |
АРХАНГЕЛ — Часть первая: Старая Московия — Петр Великий: его жизнь и мир Московская империя имела только один морской порт: Архангельск на Белом море.
Эта уникальная гавань, удаленная от центра России, находится всего в 130 милях к югу от Полярного круга. Шесть месяцев в году он заморожен во льдах. И все же, несмотря на свои недостатки, Архангельск был русским. Это было единственное место во всем королевстве, где молодой монарх, опьяненный идеей кораблей и океанов, действительно мог видеть огромные корабли и дышать соленым воздухом. Ни один царь даже не был в Архангельске, но ни один царь никогда не интересовался кораблями. Сам Петр объяснил это в своем предисловии к Морской устав , написанный двадцатью семью годами позже, в 1720 году:Несколько лет я исполнял свои желания на Плещевом озере, но, наконец, оно стало для меня слишком узким… Тогда я решил увидеть открытое море, и стал часто просить разрешения у матери поехать в Архангельск. Она запретила мне такое опасное путешествие, но, видя мое большое желание и неизменную тоску, невольно разрешила его.
Однако, прежде чем Наталья склонилась перед его мольбами, она добилась от своего сына — «моей жизни и моей надежды» — обещания, что он не будет плавать по океану.
11 июля 1693 года Петр выехал из Москвы в Архангельск с более чем 100 людьми, включая Лефорта и многих из его Веселой компании, а также восемью певцами, двумя карликами и сорока стрельцами для охраны. Расстояние от столицы составляло 600 миль по прямой, но для людей, путешествующих по дорогам и рекам, оно составляло почти 1000 миль. Первые 300 человек прошли по Великой Русской дороге, мимо Троицкого монастыря, Переславля и Ростова, через Волгу в Ярославле к оживленному городу Вологде, южному перевалочному центру архангельской торговли, где они сели на флот из больших, красочно раскрашенных подготовленные для них баржи. Остаток пути лежал вниз по реке Сухоне до ее слияния с рекой Двиной, а оттуда на север по самой Двине до Архангельска. Баржи двигались медленно, хотя плыли вниз по течению. Весной, когда река разливалась от тающих снегов, лодки Петра могли легко плыть, но сейчас была середина лета, реки понизились, и иногда баржи царапали дном, и их приходилось тащить. За две недели флотилия достигла Холмогор, административной столицы и резиденции архиепископа северного края. Здесь царя встречали звоном церковных колоколов и банкетами; с трудом он вырвался и продолжил последние несколько миль вниз по реке. Наконец он увидел сторожевые башни, склады, доки и стоявшие на якоре корабли, из которых состоял Архангельский порт.
Архангельск не лежал прямо на берегу Белого моря. Скорее, он располагался в тридцати милях вверх по реке, где лед образовывался даже быстрее, чем в соленой воде самого океана. С октября по май река, протекающая мимо города, замерзла, как сталь. Но весной, когда лед начал таять сначала по берегам Белого моря, потом по рекам вглубь страны, Архангельск зашевелился. Баржи, нагруженные внутри России мехами, шкурами, коноплей, салом, пшеницей, икрой и поташем, плыли бесконечной процессией на север вниз по Двине. В то же время первые торговые суда из Лондона, Амстердама, Гамбурга и Бремена, конвоированные боевыми кораблями для защиты от бродячих французских корсаров, пробивались через тающие льдины вокруг Нордкапа к Архангельску. В своих трюмах они привезли шерсть и хлопчатобумажную ткань, шелк и кружева, золотые и серебряные предметы, вина и химикаты для окрашивания тканей. В Архангельске в неспокойные летние месяцы можно было увидеть до сотни иностранных судов, лежащих в реке, выгружающих свои западные грузы и принимающих русские.
Дни были лихорадочно загружены, но архангельским летом жизнь иностранцев была приятной. В конце июня светило двадцать один час в сутки, и люди мало спали. Город был великолепно снабжен свежей рыбой и дичью. Лосося привозили из моря для копчения или соления и отправляли в Европу или внутренние районы, но в Архангельске было много еды свежей. Реки изобиловали пресноводной рыбой, в том числе окунем, щукой и вкуснейшими мелкими угрями. Домашняя птица и дикие олени были многочисленны и дешевы, а куропатку размером с индейку можно было купить за два английских пенса. Были зайцы, утки и гуси. Поскольку из Европы прибыло так много кораблей, голландское пиво, французское вино и коньяк были в изобилии, хотя российские таможенные пошлины делали их дорогими. Были голландская реформатская церковь и лютеранская церковь; были и балы, и пикники, и постоянный поток новых капитанов и офицеров.
Для такого молодого человека, как Питер, очарованного Западом и жителями Запада и намагниченного морем, все здесь было захватывающим: сам океан, простирающийся над горизонтом, приливы и отливы два раза в день, запах соленого морского воздуха и веревки и смола вокруг пристаней, вид множества кораблей на якоре, их огромные дубовые корпуса, высокие мачты и свернутые паруса, суета оживленного порта с маленькими лодками, пересекающими гавань, причалы и склады, заваленные интересными товарами, купцы, морские капитаны и матросы из многих стран.
Петр мог видеть большую часть активности в порту из дома, приготовленного для него на Моисеевом острове. Уже в первый день своего приезда он торопился выйти в море, забыв о своем обещании Наталье. Он поспешил к пристани, где стояла маленькая двенадцатипушечная яхта, Св. Петр , которая была построена для него. Он сел на нее, изучил ее корпус и снасти и с нетерпением ждал возможности проверить ее качества за устьем Двины в открытом море.
Вскоре ему представилась такая возможность. Конвой голландских и английских торговых судов плыл в Европу. Питер на борту Святой Петр проведет его через Белое море к краю Северного Ледовитого океана. При попутном ветре и приливе корабли снялись с якоря, развернули брезент и направились вниз по реке мимо двух невысоких фортов, охранявших подходы с моря. К полудню впервые в истории русский царь оказался на соленой воде. По мере того как низкие холмы и леса удалялись вдаль, Петра окружали только пляшущие волны, вздымающиеся и опускающиеся корабли в глубокой зеленой воде Белого моря, скрип бревен и свист ветра в снастях.
Слишком рано для Питера конвой достиг крайней северной точки, где Белое море, все еще относительно не имеющее выхода к морю, переходит в бескрайний Северный Ледовитый океан. Тут Петр неохотно повернул назад. Вернувшись в Архангельск, зная, что весть о его путешествии скоро дойдет до Москвы, он написал матери. Не говоря уже о поездке, он хотел заранее ее успокоить:
Вы написали, о госпожа, что я огорчил вас тем, что не написал о своем приезде. Но и теперь у меня нет времени писать подробно, потому что я жду каких-то кораблей, и как только они прибудут — когда никто не знает, но их скоро ждут, так как они более чем в трех неделях от Амстердама, — я приду к вам. немедленно, путешествуя день и ночь. Но я прошу пощады об одном: Что ты беспокоишься обо мне? Вы изволили написать, что отдали меня на попечение Богородицы. Когда у тебя есть такой опекун для меня, почему ты скорбишь?
Это был находчивый аргумент, но Наталью это не волновало. Она писала Петру, умоляя его помнить о своем обещании остаться на берегу и убеждая вернуться в Москву. Она даже приложила письмо от его трехлетнего сына Алексиса, подтверждающее ее просьбу. Петр несколько раз отвечал, что она не должна волноваться: «Если ты огорчена, какая мне радость? Умоляю тебя осчастливить мою убогую себя, не скорбя обо мне» и «Ты соблаговолил написать мне… сказать, чтобы я писал тебе почаще. Я и сейчас пишу каждой почтой и единственная моя вина в том, что я не прихожу сам».
На самом деле Петр не собирался покидать Архангельск, пока из Амстердама не прибыл ожидаемый флот голландских торговых судов. Между тем дни его проходили радостно. Из окна своего дома на Моисеевом острове он мог видеть прибывающие и отходящие по реке корабли. С нетерпением он садился на абордаж и осматривал каждое судно в порту, часами расспрашивая капитанов, взбираясь на мачты, чтобы изучить снасти и изучить конструкцию корпусов. Голландские и английские капитаны оказали юному монарху гостеприимство, пригласив его выпить и пообедать с ними на борту. Они говорили о чудесах Амстердама, о великом центре судостроения Заандаме, о мужестве голландских моряков и солдат в противостоянии амбициям французского Людовика XIV. Вскоре страстью Петра стала Голландия, и он ходил по улицам Архангельска в костюме голландского морского капитана. Он сидел в тавернах, курил глиняную трубку и выпивал бутылку за бутылкой с седовласыми голландскими капитанами, плававшими с легендарными адмиралами Тромпом и де Рюйтером, а с Лефортом и его товарищами посещал бесконечные обеды и танцы в домах иностранных купцов. А еще он находил время для работы на кузнице и токарном станке. Именно во время этого визита он начал точить сложную люстру из слоновой кости, сделанную из клыков моржа, которая сейчас висит в Петровской галерее Эрмитажа. Он часто ходил в церковь Ильи Пророка, и молящиеся научились принимать вид царя, читающего послание или стоящего и поющего с клиросом. Ему нравился архиепископ Холмогорский Афанасий, и он любил беседовать с ним после полуденного обеда.
Даже когда лето подходило к концу, Петр решил вернуться в Архангельск на следующий год, но хотел кое-что изменить. Его угнетало, что, кроме его собственной маленькой яхты, в этом русском порту не было ни одного русского корабля с русскими моряками. Своими руками он заложил судно больше, чем маленький Св. Петр , и приказал закончить его за зиму. Кроме того, желая иметь действительно океанский западный корабль, он попросил Лефорта и Виниуса заказать фрегат голландской постройки у Николаса Витсена, бургомистра Амстердама.
В середине сентября прибыл голландский торговый конвой. Петр приветствовал его и одновременно прощался с Архангельском огромным торжеством, устроенным Лефортом. Были недельные банкеты, балы и артиллерийские залпы с фортов и кораблей на якорях. Возвращение в Москву было медленным. Баржи теперь двигались вверх по реке, их тащили не животные, а люди, тянущие веревки вдоль берега. Пока лодочники напрягались, а баржи медленно двигались, пассажиры выходили и шли вдоль опушки леса, иногда охотясь на диких уток и голубей на обед. Всякий раз, когда флотилия проходила мимо деревни, священник и крестьяне подходили к царской барже, чтобы преподнести рыбу, крыжовник, кур и свежие яйца. Иногда, стоя ночью на баржах, путешественники видели на берегу волка. К тому времени, как они добрались до Москвы в середине октября, в Архангельске выпал первый снег. Гавань была закрыта на зиму.
Той же зимой, после возвращения в Москву, Петра постигла тяжелая травма. 4 февраля 1694 года, после двухдневной болезни, в возрасте сорока двух лет скончалась его мать, царица Наталья. Наталья нездоровилась со времени своего месячного визита на регату Петра на Плещевом озере в 1693 году. Зимой она серьезно заболела. Питер был на банкете, когда получил сообщение о том, что его мать терпит неудачу; он вскочил и поспешил в ее спальню. Он поговорил с ней и получил ее последнее благословение, когда явился патриарх и стал ругать его за то, что он пришел в западной одежде, которую теперь обыкновенно носил Петр; это было неуважительно и оскорбительно для Государыни, заявил Патриарх. В ярости Петр ответил, что у патриарха, как у главы церкви, должны быть дела поважнее, чем портные дела. Не желая продолжать спор, Питер выбежал наружу. Он был у себя дома в Преображенском, когда пришло известие о смерти его матери.
Смерть Натальи повергла Петра в горе. Несколько дней он не мог говорить без слез. Гордон отправился в Преображенское и нашел Петра «крайне меланхоличным и унылым». Похороны царицы были пышным государственным зрелищем, но Петр отказался присутствовать. Только после ее похорон он пришел на ее могилу помолиться в одиночестве. Федору Апраксину в Архангельск писал:
Немо рассказываю свою скорбь и последнюю мою скорбь, о которой ни рука моя, ни сердце не могут написать подробно, не помня того, что апостол Павел говорит о не скорби о таких вещах, и голос Едраса , «Позови меня еще раз в прошедший день». Забываю все это, насколько возможно, как выше моего разумения и ума, ибо так угодно Всевышнему Богу, и все сущее по воле Творца их. Аминь. Поэтому, подобно Ною, отдыхая на время от своего горя и оставляя в стороне то, что никогда не может вернуться, я пишу о живых.
В остальной части письма были инструкции по поводу строящегося в Архангельске корабля, одежды для матросов и других практических вопросов. В двадцать два года жизнь течет стремительно, и раны быстро заживают. Через пять дней Петр появился в доме Лефорта. Не было ни дам, ни музыки, ни танцев, ни фейерверков, но Питер начал говорить о мире.
В семье место Натальи в привязанностях Петра заняла его младшая сестра Наталья, жизнерадостная девушка, которая, не понимая всех целей своего брата, всегда искренне поддерживала его. Она принадлежала к его поколению, и ей было любопытно все, что приходило из-за границы. Тем не менее со смертью царицы ушли все крепкие члены семьи Петра: отец и мать умерли, сводная сестра Софья заключена в монастырь. Его жена Евдокия была там, но он, казалось, совершенно не обращал внимания на ее чувства или даже на ее существование. Вместе с царицей ушли последние путы, сковывавшие действия Петра. Он любил свою мать и пытался угодить ей, но все больше терял терпение. В последние годы ее постоянные попытки ограничить его передвижения и подавить его стремление к новизне и контактам с иностранцами тяготили его. Теперь он был волен жить так, как хотел. Ибо жизнь Натальи, хотя и под влиянием проведенных ею лет в прозападном доме Матвеева, осталась, в сущности, жизнью москвички старшего типа. Ее уход был разрывом последнего мощного звена, связывавшего Петра с традициями прошлого. Только Наталья поддерживала связь Петра с кремлевским ритуалом; после ее смерти он быстро перестал принимать в ней участие. Через два с половиной месяца после смерти Натальи Петр явился с Иваном в большой придворный пасхальный крестный ход, но это был последний раз, когда он участвовал в кремлевских церемониях. После этого ни у кого не было сил заставить его делать то, к чему он не был склонен.
Весной 1694 года Петр вернулся в Архангельск. На этот раз понадобилось двадцать две баржи, чтобы перевезти по реке 300 человек свиты Петра. Баржи также несли двадцать четыре пушки для кораблей, 1000 мушкетов, много бочонков с порохом и еще больше бочек с пивом. В приподнятом настроении при мысли о том, чтобы снова выйти в море, Петр произвел нескольких своих старших товарищей в высокие морские чины: Федора Ромодановского — в адмиралы, Ивана Бутурлина — в вице-адмиралы, Патрика Гордона — в контр-адмиралы. Никто, кроме Гордона, никогда не плавал на лодке, а опыт Гордона состоял в том, что он был пассажиром на кораблях, пересекающих Ла-Манш. Сам Петр принял звание шкипера, намереваясь стать капитаном заказанного у Витсена голландского фрегата.
В Архангельске Петр возблагодарил в церкви пророка Илии, а затем бросился к реке, чтобы увидеть свои корабли. Его маленькая яхта, Сент-Питер , стояла у причала, снаряженная и готовая к выходу в море. Голландский фрегат еще не прибыл, но новый корабль, строительство которого он начал прошлым летом, был готов и ждал его спуска на воду. Питер схватил кувалду, отбил подпорки и с восторгом смотрел, как корпус шлепается в воду. Пока новый корабль, окрещенный Св. Павла , устанавливали мачты и паруса, Петр решил скоротать время, посетив Соловецкий монастырь, лежавший на острове в Белом море. В ночь на 10 июня он поднялся на борт Св. Петра , взяв с собой архиепископа Афанасия, нескольких товарищей и небольшую группу воинов. Они ушли по течению, но в устье Двины ветер стих, и только на следующее утро они поплыли с посвежевшим ветром в Белое море. Днем небо потемнело, и ветер усилился. В восьмидесяти милях от Архангельска над крошечным кораблем разразился сильный шторм. Завывающий ветер сорвал паруса с мачт и гиков, и по палубе прокатились зеленые волны гор. Яхту раскачивало и раскачивало гигантскими волнами, грозя опрокинуть; экипаж, опытные матросы, собрались вместе, молясь. Пассажиры, полагая, что они обречены, перекрестились и приготовились тонуть. Промокший архиепископ изо всех сил пытался пройти среди них по катящейся палубе, принося последнее причастие.
Петр, держась за штурвал на ветру и брызгах, принял Последнее Таинство, но не терял надежды. Каждый раз, когда корабль поднимался на одной большой волне и падал в последовавшую за этим глубокую впадину, Петр с трудом рулил, стараясь удержать нос по ветру. Его решимость возымела действие. Лоцман подкрался к корме и крикнул на ухо Петру, чтобы они попытались добраться до гавани Унской губы. С лоцманом, помогавшим ему у руля, они прошли по узкому проходу, мимо скал, над которыми бурлило и шипело огромное море, в гавань. Около полудня 12 июня, после двадцати четырех часов ужаса, маленькая яхта бросила якорь в спокойных водах у небольшого Пертоминского монастыря.
Вся команда корабля спустилась на берег, чтобы поблагодарить за спасение в монастырской часовне. Петр наградил лоцмана деньгами, а монахам подарил подарки и дополнительные доходы. Затем, в качестве личной благодарности, он сделал своими руками деревянный крест десяти футов высотой и отнес его на плече к тому месту на берегу, где он приземлился после своего испытания. На нем была его надпись на голландском языке: «Этот крест был сделан капитаном Петром летом 1694 года». *
За пределами якорной стоянки шторм бушевал еще три дня. 16-го ветер стих, и Петр снова отправился в Соловецкий монастырь, самый известный на севере России. Три дня провел он на Соловецком, ублажая монахов своим благочестием перед их святыми мощами. Его возвращение в Архангельск произошло на спокойном море, и его прибытие было встречено с ликованием его встревоженными друзьями, которые знали о шторме и опасались за выживание Св. Петра 9.0010 и его пассажир.
Через несколько недель новый корабль, спущенный на воду Питером, был готов к выходу в море. Теперь, с меньшим St. Peter , у Петра было два океанских корабля, а когда из Амстердама прибудет новый фрегат голландской постройки, его флотилия увеличится до трех. Это радостное событие произошло 21 июля, когда фрегат «Святое пророчество » вошел в устье Двины и бросил якорь у Соломболы. Под командованием капитана Яна Флама, совершившего уже тридцать рейсов в Архангельск, это был крепкий круглоносый голландский военный корабль с сорока четырьмя пушками на верхней и средней палубах. Бургомистр Витсен, надеясь угодить царю, позаботился о том, чтобы каюты были обшиты деревянными панелями, с элегантной полированной мебелью, шелковыми драпировками и красивыми коврами. *
Питер был вне себя от волнения. Он бросился к реке, когда корабль был замечен, поспешил на борт и взобрался или прополз через каждый дюйм такелажа и нижней палубы. Той ночью новый шкипер Holy Prophecy праздновал на борту, а на следующий день он восторженно писал Виниусу:
Min Her:
Произошло то, чего я так долго желал. Ян Флам прибыл в целости и сохранности с сорока четырьмя пушками и сорока матросами на своем корабле. Поздравьте всех нас! К следующему посту я напишу подробнее, а сейчас я вне себя от радости и не могу писать подробно. Кроме того, это невозможно, ибо Бахуса всегда чтят в таких случаях, и он своими виноградными листьями затуманивает глаза тех, кто хочет писать пространно.
Шкипер корабля Holy Prophecy
В течение недели новый фрегат был готов к отплытию под командованием своего нового капитана. Петр распорядился, чтобы его небольшая русская флотилия сопровождала в Северном Ледовитом океане возвращающийся домой конвой голландских и английских торговых судов. Перед отплытием Петр распорядился, чтобы расположение флота и сигналы для управления его движением соответствовали приемам, которые он сам изобрел. Недавно введенный в эксплуатацию St. Paul 900:10, с вице-адмиралом Бутурлиным на борту, шел в авангарде, за ним следовали четыре голландских корабля с русскими грузами. Затем пришел новый фрегат Петра с адмиралом Ромодановским и самим царем в качестве капитана (хотя Ян Флам был рядом с ним). После этого четыре английских торговых судна и в тылу яхта St. Peter с генералом Гордоном, новым контр-адмиралом. Морское мастерство Гордона было скудным; он чуть не навел свой корабль на мель на маленьком острове, думая, что кресты на кладбище на берегу — это мачты и реи судов, идущих впереди него.
Петровская флотилия сопровождала конвой до Святого Носа на Кольском полуострове, восточнее Мурманска. Здесь Белое море переходило в серые воды Северного Ледовитого океана. Петр надеялся плыть дальше, но дул сильный ветер, и после прежнего опыта он позволил уговорить себя повернуть назад. Выстрелили из пяти орудий, сигнализируя, что эскорт поворачивает назад, и западные корабли скрылись за северным горизонтом. Три малых корабля Петра вернулись в Архангельск, царь дал прощальный пир и 3 сентября неохотно отправился обратно в Москву.
В сентябре того же 1694 года широкая долина у деревни Кожухово на берегу Москвы-реки была местом последних и крупнейших маневров армии Петра мирного времени. На этот раз было задействовано 30 000 человек, включая пехоту, кавалерию, артиллерию и длинные колонны повозок с припасами. Воюющие разделились на две армии. Один, которым командовал Иван Бутурлин, состоял из шести стрелецких полков плюс многочисленные эскадроны кавалерии. Противостоящей стороной командовал Федор Ромодановский, мнимый король Прессбурга, который командовал двумя гвардейскими полками Петра, Преображенским и Семёновским, а также двумя дополнительными регулярными полками и рядом рот ополчения, вызванных из таких отдалённых от Москвы городов, как Владимир и Суздаль. . По сути, военная игра вращалась вокруг штурма армией Бутурлина прибрежного форта, который должен был защищать отряд Ромодановского.
Перед началом маневров Москва была взволнована, увидев, как две армии в парадной форме в сопровождении писцов, музыкантов и особого отряда гномьей кавалерии маршируют по улицам города к месту проведения маневров. При приближении Преображенского полка москвичи ахнули: Впереди войск, одетый штатным артиллеристом, шел Царь. Для населения, привыкшего видеть издалека царей во всем их величии, это было невероятное зрелище.
На учениях бой велся с азартом, вдохновленным естественным соперничеством между стрелецкими полками и гвардейцами, решившими доказать свои заслуги перед царем. Стреляли бомбы и пушки, и хотя ядра и выстрела не было, лица были сожжены, а тела изуродованы. Атакующая армия перебросила мост через Москву-реку и начала минировать форт Прессбург. Петр рассчитывал на длительную осаду, в которой можно было бы практиковать все западные искусства минирования и контрминирования под укреплениями, но, к сожалению, Бахус также был на сцене, и большинство дней заканчивались огромными банкетами и попойками. После одного из них нападающие, окрыленные уверенностью, решили совершить внезапный штурм. Защитники, столь же раскрасневшиеся, были не в состоянии сопротивляться, и форт был легко взят. Петр пришел в ярость от такого поспешного вывода. На следующий день он приказал победителям выйти из форта, а всем заключенным вернуться, а также приказал, чтобы форт больше не штурмовали, пока стены не будут должным образом заминированы и не обрушатся должным образом. Ему повиновались, и на этот раз это заняло три недели. покорить форт по учебнику.
Маневры в Кожухове завершились в конце октября, и, когда полки вернулись в казармы на зимовку, Петр начал обсуждать со своими советниками, как лучше использовать их в наступающем году. Возможно, настал момент перестать играть в войну; возможно, пришло время обратить это новое оружие, которое он выковал, против турок, с которыми Россия формально все еще находилась в состоянии войны. То, что какое-то действие такого рода рассматривалось зимой, раскрывается в письме, написанном Гордоном в декабре 169 г.4. «Я верю и надеюсь, — писал шотландец своему другу на Западе, — что этим летом мы предпримем что-нибудь на благо христианства и наших союзников».
* Несколько лет спустя Петр изобретательно использовал свое почти чудесное спасение во время этой бури, чтобы подкрепить свои доводы в пользу того, что он должен посетить Запад, против чего выступало большинство русских. Он обедал с группой в доме Бориса Шереметева, когда рассказал, что в разгар бури поклялся святому Петру, своему святому покровителю, что, если его жизнь будет спасена, он поедет в Рим, чтобы воздать благодарность на могила его тезки апостола в Святом городе. Теперь, заявил он, он должен выполнить свою клятву.
Визит Петра в Рим, запланированный на последнюю часть Великого посольства, так и не состоялся. Он был в пути в 1698 году, когда его поспешно отозвали обратно в Москву известием о последнем стрелецком восстании.
* Наряду со своей пушкой и роскошной обстановкой Святое Пророчество принесла в Россию еще один западный подарок. Когда корабль бросил якорь в Архангельске, с его кормы развевалось огромное красно-бело-синее знамя Голландии. Петр, любуясь кораблем и всем, что с ним связано, сразу решил, что его собственный военно-морской флаг должен быть смоделирован по нему. Соответственно, он взял голландский дизайн — три широкие горизонтальные полосы, красную сверху, белую посередине и синюю снизу — и просто изменил последовательность. В российском флаге сверху было белое, потом синее, потом красное. Этот военно-морской флаг быстро стал флагом Российской империи (в отличие от имперского штандарта царя, которым был двуглавый орел) и оставался им до падения династии в 19 г. 17.
Предыдущая
СтраницаСледующая
СтраницаСодержание
Что означают цвета российского флага? Государственный флаг России
На данный момент насчитывает около 250 стран мира. И у каждой страны мира есть свой уникальный флаг. Но мало кто знает, что именно означает флаг каждого государства. Многие даже не знают, что означают цвета на флаге их собственного государства. Поэтому ниже мы решили описать значение флагов стран мира, т.е. что означает каждый цвет и знак на флагах.
1. Россия. Цвета российского флага — белый, синий и красный. Флаг принят в 1993 году. Существует несколько трактовок этих цветов, но наиболее популярны следующие: Белый – благородство и откровенность, Синий – верность, честность, безупречность, целомудрие; Красный — мужество, отвага, великодушие и любовь.
2. Украина. Цвета на флаге Украины — желтый и синий. Флаг был принят в 1992 году. Желтый означает пшеничные поля, а синий означает небо.
7. Испания. Цвета на флаге Испании: красный, желтый и снова красный (по горизонтали). В центре герб Испании. Флаг был принят в 1981 году. По легенде, когда один из королей выбирал себе знамя, он остановился на одном проекте с золотым полем. Он окунул два пальца в кровь животных и провел ими по полотну. Так появился флаг.
8. Израиль. Флаг Израиля состоит из белого полотна с двумя параллельными полосами синего цвета, а в центре флага находится шестиконечная звезда, которую именуют «Звездой Давида». Флаг был принят в 189 г.1. Звезда в центре — древний еврейский символ, означающий силу, а полосы напоминают молитвенный платок, которым евреи пользуются во время молитвы.
9. Польша. Цвета на флаге Польши — белый и красный (по горизонтали). Флаг был принят в 1919 году. Белый цвет символизирует крылья орла, а красный – закат.
Значение
В настоящее время официальной трактовки цветов Государственного Флага Российской Федерации нет, но существует множество символических значений.
Белый, синий и красный цвета издревле на Руси означали:
Белый цвет — благородство и откровенность;
синий цвет — верность, честность, безупречность и целомудрие;
Красный цвет — мужество, смелость, великодушие и любовь.
Еще одним распространенным толкованием было соотнесение цветов флага с историческими областями Российской империи: Белая (белая), Малая (синяя) и Великая Россия (красная). Это объяснение исходило из полного титула царей и императоров России: «Всех Великих, и Малых и Белых России», символизирующих единство великороссов, малороссов и белорусов.
В дореволюционное время существовало разное толкование значений этих цветов, например:
Белый — цвет свободы;
синий — цвет Богородицы;
Красный цвет — символ суверенитета.
Также имело место толкование этих цветов (сходное с символикой династического флага Романовых), как троицы Православной Церкви, царской власти и народа, где:
Цвет белый — символ православной веры;
синий цвет — символ королевской власти;
Красный цвет — символ русского народа;
Кроме того, часто высказывается мнение, что три цвета флага символизируют «Веру, Надежду, Любовь».
История
Российский триколор имеет более чем 300-летнюю историю. Государственный флаг появился в России на рубеже XVII-XVIII веков, в эпоху становления России как могущественного государства. Впервые бело-сине-красный флаг был поднят на первом русском военном корабле «Орел» в царствование отца Петра I Алексея Михайловича. Петр I был признан законным «отцом» триколора. 20 января 1705 г. он издал указ, согласно которому на всех торговых судах должен быть поднят бело-сине-красный флаг, сам нарисовал образец и определил порядок горизонтальных полос.
В 1858 году император Александр II утвердил рисунок «с расположением символических черно-желто-белых цветов империи на знаменах, флагах и других предметах для украшения на улицах в торжественных случаях». А 1 января 1865 года вышел именной указ Александра II, в котором цвета черный, оранжевый (золотой) и белый уже прямо названы «государственными цветами России».
V Советская Россия Более 70 лет красное знамя является государственным флагом.
Внеочередная сессия Верховного Совета РСФСР 22 августа 1991 года постановила считать триколор официальным символом России. Указом Президента Российской Федерации от 11 декабря 1993 г. утверждено Положение о Государственном флаге Российской Федерации.
25 декабря 2000 года Президент России Владимир Путин подписал Федеральный конституционный закон «О Государственном флаге Российской Федерации». В соответствии с законом Государственный Флаг Российской Федерации представляет собой прямоугольное полотнище из трех равновеликих горизонтальных полос: верхней — белого цвета, средней — синего цвета и нижней — красного цвета. Отношение ширины флага к его длине 2:3.
Знамя, флаг, вымпел — со времен межплеменных войн они играли важную и понятную роль — заявлять и предупреждать, демонстрируя намерения и амбиции. Флаг – это не просто эмблема, а настоящая идеология. Конечно, за прошедшие века основная функция флага немного потеряла свою актуальность, но среди однотипных и скучных флагов есть действительно интересные.
Мы собрали самые необычные флаги новейшей и не слишком новейшей истории, о которых стоит знать.
Мозамбик
Единственный в мире национальный флаг, на котором нарисовано оружие — как военное, так и сельскохозяйственное. Мотыга, скрещенная с автоматом Калашникова, — государственные символы африканской страны, которые сразу дают представление о положении дел внутри. Гражданская война там не прекращалась на протяжении многих десятилетий, а конфликты продолжаются и по сей день.
Древний флаг Сицилии был впервые принят в 1282 году после событий Сицилийской вечерни в Палермо. Для флага характерно наличие в центре трискелиона (изображение трех ног, выходящих из общего центра), головы Медузы Горгоны, а также трех змей или трех колосьев пшеницы, также выходящих из центра изображение. Три ноги символизируют три крайние точки острова Сицилия. Тринакрия, другое название трискелиона (от греческого слова trinacrios, означающего треугольник), также является первым названием, данным острову в древности греками, которые при открытии обнаружили, что он имеет треугольную форму. Цвета флага представляют города Палермо и Корлеоне, которые основали конфедерацию против правящего дома Анжуйского на Сицилии.
Несмотря на то, что Гавайи никогда не были частью Британской империи, архипелаг до сих пор имеет флаг с явным колониальным привкусом. Произошло это по чистой случайности — еще в те времена, когда Гавайями правил местный монарх Камамеха. Он был настолько очарован красотой Юнион Джек, что решил использовать вариацию на эту тему в качестве официального флага своего островного государства.
Остров Мэн
Еще один трискелион на карте мира, один из древнейших флагов мира, последняя смена- вторая половина XIII века, но официально принята только 27, 19 августа71.
Флаг Камбоджи в период японской оккупации 1942-1945 гг. Флаг имеет явный милитаристский и политический подтекст.
Плакатно-революционный мотив нашел отражение на флаге Заира, страны, в которой на протяжении ХХ века не прекращалась борьба за свободу.
Единственный национальный флаг, не являющийся классическим четырехугольником.
Хоть в Антарктиде и нет государственности, но все равно есть флаг, и он дает понять, что это нейтральная территория.
Государство выбирает функции. Непременными атрибутами являются собственный флаг, герб и гимн России. На протяжении нескольких столетий знамя менялось.
Российский флаг бело-сине-красного цвета был окончательно утвержден в 1991 году. С 1994 года, когда Президент подписал соответствующий указ, День Российского флага традиционно отмечается ежегодно 22 августа.
История появления
Доподлинно неизвестно, когда оно появилось и кто изобрел знамя, используемое сегодня в качестве государственного знамени в Российской Федерации. Существует огромное количество версий.
Историки считают, что своим появлением современный флаг Российская Федерация обязана императору. Именно он впервые использовал триколор как символ флота. Так император обозначил принадлежность корабля некой державе.
Неизвестно, почему Петр I выбрал именно эту цветовую гамму для имперского флага. Историки предлагают множество различных теорий. Некоторые считают, что император так охотно поддерживал другие государства, у которых на флагах похожие цвета. Другие говорят, что в наличии были только белые, красные и синие ткани.
Несмотря на упоминание символа в Древней Руси, его стали использовать во времена правления Петра I. Император использовал его в дипломатических миссиях, торговле и в военных операциях.
Значение государственного флага для страны
Принадлежность к торговым судам, армейским войскам или местности той или иной державы было трудно определить. Для решения проблемы использовались флаги. Яркие полотна, установленные на видном месте, были средством идентификации.
В настоящее время символ государства способствует воспитанию патриотизма, уважения к родному краю, дает ощущение духовного и кровного единства. Государственный флаг имеет большое значение в международных отношениях.
Значение цветов триколора
Существует множество версий трактовки оттенков, используемых в государственном символе России. По одному из неофициальных толкований значение цветов олицетворяют:
- белый — чистота, непорочность, невинность;
- синий – вера и постоянство;
- красный — кровь, пролитая предками за суверенитет государства.
Учитывая, что история появления символа насчитывает более трех столетий, существует и историческая версия толкования триколора. Древние славяне считали, что расположение полос на флаге и их цвет – это отражение устройства мира. При этом верхняя полоса символизирует божественный мир, средняя — синяя — небесный мир, а нижняя — физический.
Другая версия — флаг отражает единство трех братских народов. Тогда красная полоса — это символ Великой России, синяя — Малороссии, а белая — Белоруссии. Наиболее распространенная интерпретация – свобода, вера и суверенитет соответственно по расположению полос.
Символы войск Российской армии
Помимо штандартов полководцев и знамен каждый род войск Российской Федерации имеет отличительные символы — флаги. Современный вариант знамен был утвержден президентом в ноябре 2003 года, о чем был подписан соответствующий указ.
Флаги войск РФ
Министерство обороны представляет собой двустороннее прямоугольное полотно. Рисунок обеих частей идентичен. На флаге изображен расширяющийся к основанию крест, каждый луч которого разделен пополам и окрашен в синий и красный цвета. В центральной части полотнища размещена эмблема Минобороны России. Государственный символ утвержден указом президента в июле 2003 года.
Флаг ВВС России представляет собой двустороннее полотно небесно-голубого цвета. В центральной части военной символики скрещенные между собой зенитная установка и пропеллер серебристого цвета. Также на флаге 14 желтых лучей, которые расширяются от центра полотна к его краям. Военная символика утверждена в мае 2004 года приказом министра обороны.
Флаг МЧС России — военная символика представляет собой двустороннее полотно, окрашенное в цвета государственного триколора. На крыше символа Министерства есть синий квадрат. Его высота равна двум полосам российского флага, белой и синей. Красная полоса проходит по ширине всего полотна. Квадрат содержит восьмиугольную звезду с четырьмя вытянутыми лучами. В центре звезды размещены оранжевый круг и синий треугольник.
Андреевский флаг России является официальным военным символом ВМФ. На белом полотне изображены пересекающиеся друг с другом диагональные линии, напоминающие большой синий крест. Военно-морской флаг России утвержден в 1992 году указом президента.
Пограничный флаг России — существует несколько разновидностей знамени. Знамена объединяет одна деталь — расширяющийся к основанию крест зеленого цвета. В центральной части изображен беркут с двумя головами.
Флаг Сухопутных войск России представляет собой полотно красного цвета. В центре изображена эмблема сухопутного рода войск – золотистого оттенка гренады, расположенная на фоне двух скрещенных между собой мечей. Символ утвержден Приказом Министра обороны в 2004 году.
Флаг Космических войск представляет собой двустороннее полотно небесно-голубого цвета. В центре полотна расположена небольшая эмблема, представляющая собой стилизованный рисунок ракеты, стартующей на фоне планеты Земля. Мяч разделен горизонтальными полосами — синими, синими, белыми и красными. Военная символика космических войск утверждена приказом министра обороны в июне 2004 г.
Герб Российской Федерации: его история и значение
Важными символами являются флаг и герб России. Орел встречается на гербах большинства князей. Сегодня это герб государства. Впервые такое изображение появилось на . Герб России — двуглавый орел, смотрящий в разные стороны, указывает на то, что страна является наследницей Третьего Рима и Византии.
Прежде чем стать знаком государства, символ претерпел изменения. К его образу добавлялись различные элементы. Одна из самых сложных эмблем в мире просуществовала до 19 века. 17. Флаги с изображением орла использовались для обозначения государственных походов или служили личными штандартами государя.
Значение герба Российской Федерации — ориентация страны на Восток и Запад. Подразумевается, что государство не является элементом ни одной из сторон света. Россия – это сочетание лучших качеств Запада и Востока.
Всадник, расположенный в центральной части герба, убивающий змея, имеет богатую историю. В Древней Руси этот символ часто использовали князья. Всадник — это облик принца. Император Петр I решил, что на гербе изображен Георгий Победоносец.
Три короны, расположенные в верхней части эмблемы, появились не сразу. За время использования символа их количество менялось с одного на три и обратно. Объясняется существование корон на гербе. Царь сказал, что они символизируют Сибирское, Казанское и Астраханское царства. Сейчас считается, что короны — это эмблема независимой страны.
В лапах двуглавый орел держит скипетр и державу. В 1917 году элементы герба были удалены. Традиционно держава и скипетр являются символами государственной власти и единства. Золотой цвет птицы свидетельствует о богатстве страны, ее процветании и благодати.
7 бывших флагов России
В древности знамя называли «знаменем». Под ним собралась армия государства. Традиционно цвет российского флага красный. Под знаменами этого оттенка Иван Грозный и
Во времена Ивана Грозного использовалось красное знамя с изображением. Русские войска под этим знаменем взяли Казань. Полтора века знамя с Христом было официальным флагом царской России.
В царствование Алексея Михайловича постоянного знамени не было. Войска действовали под разными знаменами. Флаг этого короля символичен. Его основа – крест. Эмблема символизирует миссию государства в масштабах Вселенной.
При Петре Первом был бы утвержден красный флаг с белой каймой. В центре знамени был изображен орел, летящий над морской водой. Такое знамя просуществовало до интереса императора ко всему европейскому.
Петр I ввел новый флаг. Внешне знамя напоминает современный триколор. Император лично изобразил знамя, на котором были горизонтальные полосы белого, красного и синего цветов.
В России Андреевский флаг стал государственным символом в 1712 году. Сейчас знамя является военным символом флота страны.
С приходом к власти династии Романовых изменилось и знамя. Царь утвердил бело-черно-желтое знамя официальным символом государства. Знамя стало использоваться после победы над армией. Черно-бело-желтый цвет выбран не случайно. Знамя основано на русской традиции. Белый оттенок символизирует Святого Георгия, черный — орла с двумя головами, желтый — золотое поле герба.
Бело-сине-красное знамя с орлом — этот вариант утвержден в 1914 году. Знамя не считалось официальным. Знамя символизировало единство народа и правителя.
История Российской Федерации интересна и многогранна. Во все времена особое значение имело единение русского народа с правителем. Это символизировали бывшие флаги, использовавшиеся в России.
Белый цвет в триколоре символизирует откровенность и благородство, красный — любовь, отвагу и мужество, а синий — верность и честность. Государственное знамя свидетельствует о солидарности русского народа с братскими народами. Сила каждого человека заключается в знании истории страны – об этом нельзя забывать.
Государственный флаг Российской Федерации — это официальный символ России вместе с ее гербом и гимном. Прямоугольное полотнище белого, синего и красного цветов — российский триколор — имеет свою историю. Флаг менялся на протяжении веков, и его история отражает этапы развития и изменения в России.
ФЛАГ ВЫ МОЖЕТЕ ЗАКАЗАТЬ У НАС
1668
До XVII века в России не было единого государственного флага. Первое упоминание о нем связано с именем царя Алексея Михайловича Романова. В 1668 году, по европейской традиции, он приказал поднять флаг над первым русским военным кораблем, названным «Орел». Известно, что для изготовления первого флага были закуплены алая, белая и синяя материя, хотя точных сведений о том, как он выглядел, нет. На этот счет существует несколько версий, согласно одной из них, на флаге также был изображен двуглавый орел. Считается, что по своему типу первый военно-морской флаг восходит к некоторым стрелецким знаменам середины XVII века или даже более ранних периодов.
1693
В этом году во время плавания по Белому морю Петр I впервые поднял на своей яхте «царское знамя Московское». Флаг состоял из трех горизонтальных полос (белой, синей и красной), в центре флага находился золотой двуглавый орел. Таким образом, флот получил свой единый флаг, который де-факто можно считать государственным флагом России.
1705
20 января Петр I издал указ о постановке на торговых судах бело-сине-красного флага. Этот флаг использовался также как полевой флаг русской армии, а бело-сине-красные платки входили в состав офицерского мундира с 1700 по 1732 г.
1712
На флоте утвержден Андреевский флаг, белый с лазурным крестом, созданный в честь ордена Святого апостола Андрея Первозванного. Макет флага был создан лично Петром I.
1806
На основе петровского триколора впоследствии были разработаны другие флаги. Так, в 1806 г. появился флаг Русско-Американской кампании: традиционный триколор с черным двуглавым орлом и надписью «Русско-Американская компания» посередине белой полосы.
1858
Александр II утвердил новый дизайн флага для торжественных случаев (черно-желто-белый). Инициатором изменений был барон Кене, который обратил внимание императора на то, что цвета флага не соответствовали цветам герба, а это обстоятельство противоречило правилам германской геральдики.
1865
Издан указ, в котором черный, оранжевый (золотой) и белый цвета были названы государственными цветами Российской Империи. Его цвета символизировали землю, золото и серебро. Отметим, что черно-желто-белый флаг никогда не был популярен в обществе — слишком сильны были ассоциации с Австрией и Домом Габсбургов.
1883
Во время празднования коронации Александра III император обратил внимание на контраст праздничной процессии, украшенной черно-желто-белыми цветами, и города, в котором преобладали бело-сине-красные цвета . 28 апреля 1883 года император повелел использовать бело-сине-красный флаг торгового флота исключительно в торжественных случаях.
1896
Накануне коронации Николая II петровскому триколору официально был присвоен статус государственного флага. При этом красный цвет символизировал «власть», лазурный — покровительство Богородицы, а белый — свободу и независимость.
1918
В апреле этого года по предложению Свердлова государственным флагом стал красный флаг с золотой надписью РСФСР в левом верхнем углу. Идея флага, похоже, была заимствована у европейских революционеров и социалистов.
1954
До этого времени государственный флаг РСФСР часто заменялся красным флагом без надписей и рисунков.