Читать книгу Тематическое и поурочное планирование по ОБЖ. 10 класс Ю. П. Подоляна : онлайн чтение

Текущая страница: 6 (всего у книги 26 страниц) [доступный отрывок для чтения: 18 страниц]

Урок 13 (3)
Тема: «Современные средства поражения и их поражающие факторы, мероприятия по защите населения. Химическое оружие».

Тип урока. Урок-беседа.

Вопросы урока. 1. Химическое оружие – понятие и классификация. 2. Виды химического оружия и признаки их применения.

Цели урока. Изучить: понятия, классификацию, виды химического оружия и признаки их применения.

Оборудование. Учебник, плакаты (слайды), схемы, учебный фильм.

План урока.

На доске:

Число, месяц

Тема: Современные средства поражения и их поражающие факторы, мероприятия по защите населения. Химическое оружие.

Ход урока

Организационный момент

Проверка домашнего задания.

1. Структура ОМП:

2. Таблица «Ядерное оружие и его характеристики».

3. Ответьте на вопросы:

– Что понимают под термином «ОМП»?

– Когда появилось ядерное оружие и когда было применено?

– Какие страны в настоящее время официально обладают ядерным оружием?

– На каком принципе основано действие ядерного оружия?

– Какими поражающими факторами оно обладает?

– Кратко охарактеризуйте: ударную волну, световое излучение, проникающую радиацию, радиоактивное заражение, электромагнитный импульс.

– Какие средства доставки используются при применении ядерного оружия?

Изучение нового материала.

Фронтальная беседа.

Химическое оружие – самый ранний (исторически) вид ОМП. Его впервые применили немецкие части в годы Первой мировой войны. Из книг, фильмов и публикаций в периодической печати, из уроков истории и химии вам наверняка известно что-то о химическом оружии (ХО).

Вопросы для активизации знаний.

– Чем поражает человеческий организм ХО?

– Через какие органы ХО воздействует на человека?

– В каком агрегатном состоянии обычно используется ХО?

– Что вы знаете о типах ХО?

– Какие средства защиты от ХО вы знаете?

– Может ли применять ХО кто-либо еще, кроме Вооруженных сил? Знаете ли вы такие случаи?

Химическое оружие – это прежде всего газообразные вещества, которые воздействуют через органы дыхания. Бывают смертельные и не смертельные, или слезоточивые, виды химического оружия. Главное средство защиты – противогаз, который был изобретен в России академиком Зелинским. Могут применять ХО террористические организации, например, такое оружие было применено сектой «Аум Сенрике» в токийском метро. А теперь давайте посмотрим, насколько вы правы.

Во время Первой мировой войны в боях у Ипра германские войска впервые применили химическое оружие. В дальнейшем в составе воюющих армий еще в ходе Первой мировой войны были сформированы химические части и подразделения, предназначенные для применения химического оружия. Одновременно с возникновением ХО встали вопросы защиты от него. В то время на вооружении войск существовали противодымные маски, которые против ХО оказались неэффективными. Успешно решен был вопрос защиты от ХО в России. В 1916 г. химик Н.Д. Зелинский разработал эффективную модель противогаза. После окончания Первой мировой войны химическое оружие, по некоторым данным, применялось частями РККА против отрядов восставших крестьян Тамбовщины (так называемая «Антоновщина»). Другие источники этот факт применения ХО отрицают. В 1925 г. Женевской конвенцией применение химического оружия было запрещено как бесчеловечное и антигуманное. Несмотря на это, многие страны, в том числе подписавшие Женевскую конвенцию, продолжали производить ХО, совершенствовать его и готовились к его применению. Так, в 30-е годы ХХ в., во время колониальной войны фашистской Италии против Эфиопии в 1935–1936 г. итальянские части применяли ХО против эфиопской армии. В годы Второй мировой войны немецко-фашистские части применяли ХО против партизан на советско-германском фронте, в частности, в Аждимушкайских каменоломнях под Керчью. Против регулярных войск ни одна из сторон химического оружия не применяла, хотя солдаты и офицеры всех воюющих армий в районах боевых действий имели при себе противогазы.

После окончания Второй мировой войны, несмотря на появление ядерного оружия, совершенствование и развитие ХО продолжалось. В США были разработаны новые типы боевых отравляющих веществ (ОВ), в частности, бинарные боеприпасы, относительно безопасные при хранении, транспортировке, обслуживании и подготовке к использованию. Полиция стала широко применять ОВ раздражающего действия, так называемый «слезоточивый газ», при разгоне массовых демонстраций, для прекращения беспорядков и в антитеррористических операциях. Так что история химического оружия продолжается. Самой мрачной его страницей может стать применение ХО террористическими организациями. Такой прецедент уже создан – атака токийского метро сектой «Аум Сенрике», которая стоила жизни и здоровья десяткам мирных жителей. Опасность применения ХО террористами заставляет спецслужбы всех государств принимать меры по предотвращению таких трагедий.

– Что же такое химическое оружие?

Химическое оружие – это оружие массового поражения, действие которого основано на токсических свойствах некоторых химических веществ. К нему относятся боевые отравляющие вещества и средства их применения.

Характеристика отравляющих веществ, средства и способы защиты от них.

Отравляющие вещества (ОВ) – это химические соединения, которые при применении способны поражать людей и животных на больших площадях, проникать в различные сооружения, заражать местность и водоемы. Ими снаряжаются ракеты, авиационные бомбы, артиллерийские снаряды и мины, химические фугасы, а также выливные авиационные приборы (ВАП).

По действию на организм человека ОВ делятся на нервно-паралитические, кожно-нарывные, удушающие, общеядовитые раздражающие

ипсихотропные.

ОВ нервно-паралитического действия. VX (Ви-Икс), зарин, поражают нервную систему при действии на организм через органы дыхания, при проникании в парообразном и капельно-жидком состоянии через кожу, а также при попадании в желудочно-кишечный тракт вместе с пищей и водой. Эти ОВ самые опасные. Для поражения человека достаточно очень малого их количества.

Признаками поражения являются: слюнотечение, сужение зрачков (миоз), затруднение дыхания, тошнота, рвота, судороги, паралич.

ОВ кожно-нарывного действия (например, иприт) обладают многосторонним действием. В капельно-жидком и парообразном состоянии они поражают кожу и глаза, при вдыхании паров – дыхательные пути и легкие, при попадании с пищей и водой – органы пищеварения. Поражение выявляется не сразу, а через некоторое время – 2 ч. и более. Признаками поражения являются покраснение кожи, образование мелких пузырей, которые затем сливаются в крупные и через 2–3 суток лопаются, переходя в трудно заживающие язвы. При любом местном поражении ОВ вызывают общее отравление организма, которое проявляется в повышении температуры, недомогании.

ОВ удушающего действия (например, фосген) воздействуют на организм через органы дыхания. Признаками поражения являются сладковатый, неприятный вкус во рту, кашель, головокружение, общая слабость. Эти явления после выхода из очага заражения проходят, и пострадавший в течение 4–6 ч. чувствует себя нормально, не подозревая о полученном поражении. В этот период (скрытого действия) развивается отек легких. Затем может резко ухудшиться дыхание, появиться кашель с обильной мокротой, головная боль, повышение температуры, отдышка, сердцебиение.

ОВ общеядовитого действия (синильная кислота и хлорциан) поражают только при вдыхании воздуха, зараженного их парами (через кожу они не действуют). Признаками поражения являются металлический привкус во рту, раздражения горла, головокружение, слабость, тошнота, резкие судороги, паралич. Для защиты от этих ОВ достаточно использовать противогаз.

ОВ раздражающего действия CS (Си-Эс), адамсит и др. вызывают острое жжение и боль во рту, горле и глазах, сильное слезотечение, кашель, затруднение дыхания.

ОВ психохимического действия bz (Би-Зет) специфически действуют на ЦНС и вызывают психические (галлюцинации, страх, подавленность) или физические (слепота, глухота) расстройства.

Очаг химического поражения.

Территория, в пределах которой в результате воздействия химического оружия произошли массовые поражения людей и сельскохозяйственных животных, называется очагом поражения. Размеры его зависят от масштаба и способа применения ОВ, типа ОВ, метеорологических условий, рельефа местности и других факторов.

Территория, подвергшаяся непосредственному воздействию химического оружия, и территория, над которой распространилось облако зараженного воздуха в поражающих концентрациях, называется

зоной химического заражения. Различают первичную и вторичную зоны заражения.

Первичная зона заражения образуется в результате воздействия первичного облака зараженного воздуха, источником которого являются пары и аэрозоли ОВ, появившиеся непосредственно при разрыве химических боеприпасов. Вторичная зона заражения образуется в результате воздействия облака, которое образуется при испарении капель ОВ осевших после разрыва химических боеприпасов.

Средства доставки и применения химического оружия.

Средства доставки химического оружия в основном те же, что и ядерного. Авиационные боеприпасы, кроме управляемых ракет, но с добавлением выливных авиационных приборов и сбрасываемых кассет с химическими боеприпасами. Те же артиллерийские снаряды и мины, но к ним прибавляются химические снаряды для реактивных систем залпового огня, те же инженерные боеприпасы – химические снаряды а мины.

Химические боеприпасы могут применяться диверсионным способом – для отравления пищи, воды, воздуха в районах расквартирования и сосредоточения войск, на важных военных, военно-промышленных и транспортных объектах. Главные черты диверсионного способа применения ХО – скрытность и внезапность. В этих условиях относительно небольшое количество отравляющих веществ может привести к серьезным потерям, посеять панику и привести к дезорганизации боевой или иной деятельности объекта, против которого применено ХО, что повлечет за собой серьезное военное ослабление противника в тактическом масштабе.

Меры защиты.

Наиболее распространенными и эффективными мерами защиты от химического оружия является использование средств защиты органов дыхания и кожи. Прежде всего это противогазы, в меньшей степени – респираторы и простейшие средства защиты органов дыхания. Респираторы и простейшие средства защиты органов дыхания зачастую не способны защитить человека от боевых отравляющих веществ. При нахождении человека в помещении производится герметизация. В этом случае время безопасного пребывания определяется объемом помещения, количеством людей в нем, качеством воздуха на момент герметизации и физической активностью находящихся в нем людей.

От воздействия химического оружия можно защититься и находясь внутри транспортного средства (боевой машины), которое специально оборудовано устройствами, создающими избыточное давление внутри корпуса. Последний способ – это использование для дыхания дыхательных смесей, помещенных в баллоны или иные, не связанные с атмосферным воздухом, емкости.

Покидать зону химического заражения следует, двигаясь перпендикулярно направлению ветра.

В заключение следует напомнить, что опасными для человека являются не только специально созданные боевые отравляющие вещества, но и промышленные вещества, созданные для иных целей, но обладающие отравляющим действием на человеческий организм. От них можно защищаться, используя те же способы и приемы, что и при защите от химического оружия.

Подведение итогов урока.

Вопросы для закрепления знаний.

– Когда и где было впервые применено химическое оружие?

– Какие типы химического оружия вы знаете?

– Кратко охарактеризуйте ОВ общеядовитого действия.

– Кратко охарактеризуйте ОВ удушающего действия.

– Кратко охарактеризуйте ОВ кожно-нарывного действия.

– Кратко охарактеризуйте ОВ нервно-паралитического действия.

– Кратко охарактеризуйте ОВ психо-химического действия.

– Кратко охарактеризуйте ОВ раздражающего действия.

– Какие средства доставки и применения химического оружия вы знаете.

Домашнее задание.

1. Заполните таблицу «Химическое оружие», основываясь на материале учебника с. 58–62:

При заполнении последней графы таблицы используйте три типа ответов – ДА – если смертельное поражение происходит в большинстве случаев поражения данным ОВ, ВОЗМОЖНО – если поражение происходит только при большой концентрации и длительном воздействии, НЕТ – если такое происходит только с людьми, имеющими хронические заболевания систем организма или острую аллергическую реакцию на такие вещества.

2. Ситуационная задача.

Вы оказались в зоне массовых беспорядков в момент, когда правоохранительные органы применили ОВ раздражающего действия. Что вы предпримите для того, чтобы

А) защитить себя от воздействия ОВ;

Б) чтобы покинуть зону применения ОВ.

При ответе пользуйтесь материалами урока (раздаточным материалом или конспектом).

Страницы учебника 56–62.

ПРОТОКОЛ О ВОСПРЕЩЕНИИ УПОТРЕБЛЕНИЯ НА ВОЙНЕ ХИМИЧЕСКИХ И БАКТЕРИОЛОГИЧЕСКИХ СРЕДСТВ

17 июня 1925 г.

(извлечение)

Уполномоченные от имени своих правительств:

Принимая во внимание, что употребление в войне удушливых, ядовитых или подобных им газов, а также всяких аналогичных жидкостей, веществ или препаратов было бы по справедливости осуждено общим мнением цивилизованного мира.

Принимая во внимание, что запрещение этого употребления было формулировано в договорах, сторонами в которых является большая часть держав мира.

В намерении заставить повсеместно признать включенным в международное право это запрещение, налагаемое равным образом на совесть и на поведение наций.

Заявляют:

Что Высокие Договаривающиеся Стороны, поскольку они не являются уже сторонами в договорах, запрещающих это употребление, признают это запрещение, согласны распространить это запрещение употребления на бактериологические военные средства и соглашаются рассматривать себя взаимно связанными по силе этой декларации.

Высокие Договаривающиеся Стороны приложат все свои усилия, чтобы привести другие государства к присоединению к настоящему протоколу.

«Международная политика новейшего времени в договорах, нотах и декларациях», ч. III, М., 1929, стр. 278.

Урок 14 (4)
Тема: «Современные средства поражения и их поражающие факторы, мероприятия по защите населения. Биологическое оружие».

Тип урока. Урок-беседа.

Вопросы урока. 1. Биологическое оружие – понятие и виды. 2. Признаки применения биологического оружия, его особенности. 3. Основные мероприятия по защите от биологического оружия.

Цели урока. Изучить: биологическое оружие – понятие, виды, признаки применения, особенности и основные мероприятия по защите населения при применении противником биологического оружия.

Оборудование. Учебник, плакаты (слайды), схемы, учебный фильм.

План урока.

На доске:

Число, месяц

Тема: Современные средства поражения и их поражающие факторы, мероприятия по защите населения. Биологическое оружие.

Ход урока

Организационный момент

Проверка домашнего задания.

1. Учитель выборочно проверяет заполнение таблицы «Химическое оружие».

2. Решение ситуационной задачи.

«Вы оказались в зоне массовых беспорядков в момент, когда правоохранительные органы применили ОВ раздражающего действия. Что вы предпримите для того, чтобы

А) защитить себя от воздействия ОВ;

Б) чтобы покинуть зону применения ОВ.

При ответе пользуются материалами урока (раздаточным материалом или конспектом).

А) Использовать для защиты органов дыхания подручные средства – шарф, футболку, рубашку, носовой платок, другие изделия, желательно – из хлопчатобумажной ткани. Если есть вода – импровизированную маску необходимо смочить, но не обильно, чтобы влага не мешала дыханию.

Б) Необходимо двигаться перпендикулярно направлению ветра, вверх по склону, в сторону свободных, продуваемых ветром площадей, проспектов, избегать парков и скверов, где газ может задерживаться и накапливаться. Если погода безветренная – по склону вверх, если нет возвышенности, но есть рядом водоем – к нему, т.к. на берегу обычно есть ветер. При движении стараться держать глаза закрытыми, открывать только в случае необходимости. Глаза ни в коем случае не тереть. После выходы обильно обмыть лицо водой, по возможности прополоскать рот и горло.

3. Ответьте на вопросы:

– Когда и где было впервые применено химическое оружие?

– Какие типы химического оружия вы знаете?

– Кратко охарактеризуйте ОВ общеядовитого действия.

– Кратко охарактеризуйте ОВ удушающего действия.

– Кратко охарактеризуйте ОВ кожно-нарывного действия.

– Кратко охарактеризуйте ОВ нервно-паралитического действия.

– Кратко охарактеризуйте ОВ психохимического действия.

– Кратко охарактеризуйте ОВ раздражающего действия.

– Какие средства доставки и применения химического оружия вы знаете.

Изучение нового материала. Вводное слово учителя.

Биологическое оружие. Этот зловещий термин появился недавно, в 70–80-е годы XX в. До этого употреблялся термин «бактериологическое оружие». Он имеет более узкое значение, причем он не совсем корректен, т.к. в качестве оружия используются не только бактерии, но и рекетсии, вирусы, токсины микроорганизмов и так далее. В чем же опасность биологического оружия? И почему, зная и даже используя инфекционные болезни для поражения противника еще с глубокой древности, люди смогли создать биологическое оружие только в середине XX в.?

Биологическое оружие – понятие, для вас не новое. Учитель предлагает ответить на вопросы.

Вопросы для активизации знаний.

– Что такое биологическое оружие?

– В чем его опасность?

– Каковы поражающие факторы биологического оружия?

– Кому, кроме людей, оно может угрожать?

– Каким образом оно может быть применено?

– Каковы самые главные меры защиты от биологического оружия?

– Какую помощь необходимо оказывать пострадавшему от биологического оружия?

Лекция. Биологическое оружие самый последний из видов ОМП, который был принят на вооружение ВС ряда государств. История знает случаи применения этого вида «оружия» еще в древности и в средние века. При осадах крепостей осаждавшие войска забрасывали город при помощи метательных машин трупы людей, умерших от болезней, стремясь вызвать эпидемии среди осаждаемых. В 1877 г. при осаде крепости Баязет, занятой русскими войсками, турецкие войска отравили воду в ручье, протекавшем через крепость, завалив его трупами людей и лошадей и вызвав эпидемию желудочно-кишечных заболеваний. Однако намеренно создавать специальные культуры микроорганизмов для создания эпидемий среди войск противника, мирного населения, поражения домашних животных, смогли только в XX в.

Работы по созданию биологического оружия велись еще до начала Первой мировой войны и это было известно мировой общественности. Поэтому его применение было запрещено Женевской конвенцией 1925 г. В 1945 г. Япония активно готовилась к применению такого вида оружия. Работы по созданию биологических поражающих средств проводил медицинский отряд 731, дислоцированный на территории Маньчжурии. Во время наступления советских войск в августе 1945 г. была проведена операция по захвату этого отряда и научной документации, но японцы успели уничтожить результаты исследований.

В послевоенные годы, особенно после резкого скачка в развитии многих отраслей биологии, в том числе и микробиологии, в арсеналах многих стран появились биологические средства, способные вызывать опасные, не встречавшиеся прежде в природе болезни. Несмотря на принятие в 1972 г. ООН конвенции по запрещению биологического оружия, эти работы не прекратились и по некоторым данным продолжаются до настоящего времени.

Оружие бактериологическое (биологическое) – оружие массового поражения, действие которого основано на использовании различных живых организмов или токсичных биологических продуктов, способных вызвать болезнь или гибель людей, животных, растений. Включает боевые биологические средства и средства их доставки, разбрасывания, рассеивания или распыления.

Бактериологическое оружие способно вызывать на обширных территориях массовые заболевания людей и животных, оно оказывает поражающие воздействие в течение длительного времени, имеет продолжительный скрытый (инкубационный) период действия.

Микробы и токсины трудно обнаружить во внешней среде, они могут проникать вместе с воздухом в негерметизированные укрытия и помещения и заражать в них людей и животных.

Признаками применения бактериологического оружия являются: несвойственный обычным боеприпасам глухой звук разрыва снарядов и бомб; наличие в местах разрывов крупных осколков и отдельных частей боеприпасов; появление капель жидкости или порошкообразных веществ на местности; необычное скопление насекомых и клещей в местах разрыва боеприпасов и падения контейнеров; массовые заболевания людей и животных.

Применение бактериальных средств может быть определено с помощью лабораторных исследований.

Характеристика бактериальных средств, способы защиты от них.

В качестве бактериальных средств могут быть использованы возбудители различных инфекционных заболеваний: чумы, сибирской язвы, бруцеллеза, сапа, туляремии, холеры, желтой и других видов лихорадки, весенне-летнего энцефалита, сыпного и брюшного тифа, гриппа, малярии, дизентерии, натуральной оспы и другими. Кроме того, может быть применен ботулинический токсин, вызывающий тяжелые отравления организма человека.

Для поражения животных наряду с возбудителями сибирской язвы и сапа возможно применение вирусов ящура, чумы рогатого скота и птиц, холеры свиней и др.; для поражения сельскохозяйственных растений – возбудителей ржавчины хлебных злаков, фитофтороза, картофеля и некоторых других заболеваний.

К основным средствам защиты населения от бактериологического оружия относятся: вакцины и сыворотки, антибиотики, сульфаниламидные и другие лекарственные вещества, используемые для специальной и экстренной профилактики инфекционных болезней, средства индивидуальной и коллективной защиты, химические вещества, применяемые для обезвреживания.

При обнаружении признаков применения бактериологического оружия немедленно надевают противогазы (респираторы, маски), а также средства защиты кожи и сообщают о бактериологическом заражении.

Очагом бактериологического поражения считаются населенные пункты и объекты народного хозяйства, подвергшиеся непосредственному воздействию бактериальных средств, создающих источник распространения инфекционных заболеваний. Его границы определяют на основе данных бактериологической разведки, лабораторных исследований проб из объектов внешней среды, а также выявлением больных и путей распространения возникших инфекционных заболеваний. Вокруг очага устанавливают вооруженную охрану, запрещают въезд и выезд, а также вывоз имущества.

Проводится обсервация и карантин (см. стр. 104–111).

Дополнительная информация.

Сибирская язва – острое инфекционное заболевание домашних животных и людей. Заболевание у человека характеризуется высокой температурой и образованием на коже и слизистых оболочках специфических карбункулов либо развитием воспалительных изменений в легких или кишечнике сопровождающиеся кровотечениями. Возбудитель сибирской язвы – крупная палочка. Во внешней среде палочка образует споры, которые сохраняют свою жизнеспособность в течение длительного времени (в почве и воде на многие месяцы и даже годы). Споры устойчивы к воздействию высокой температуры и дезинфицирующих веществ. Они выдерживают 30-минутное кипячение в воде, в слабых дезинфицирующих растворах не погибают до 40 суток и даже в крепких растворах дезинфицирующих веществ могут выживать в течение часа. Сибирская язва встречается во многих странах мира у сельскохозяйственных животных (крупного и мелкого рогатого скота и реже у свиней и лошадей). Эта инфекция была довольно широко распространена и среди людей. В нашей стране после проведения ветеринарных и санитарных мер сибирская язва встречается очень редко.

Человек может заразиться сибирской язвой при уходе за больными животными, соприкосновении с предметами и сельскохозяйственными продуктами, кожей убитых животных и шерстью, зараженными спорами, употреблении в пищу мяса больных животных. Можно заразиться и при вдыхании пыли, содержащей споры возбудителя, а в летнее время возбудитель передается через укусы слепней и мух-жигалок.

Сибирская язва в зависимости от пути проникновения возбудителя в организм человека может быть кожной, легочной и кишечной формы.

Особенности применения биологического оружия.

Боевые биологические средства могут применяться в виде аэрозолей или быть распылены в воздухе в виде мельчайших жидких или твердых частиц. Средством их доставки могут быть боеголовки ракет, снаряды, авиационные контейнеры и другие носители.

В качестве такого оружия могут использоваться также насекомые-переносчики возбудителей болезней, паразиты или водотоки. Боевые биологические средства могут попадать в человеческий организм с пищей или водой, дыхательную систему, укусы насекомых, клещей, грызунов.

Высокая боевая эффективность бактериологического (биологического) оружия связана с возможностью его скрытного применения на больших территориях, избирательностью действия, сильным психологическим воздействием, малой инфицирующей дозой, трудностью индикации, большим объемом и сложностью работ по биологической защите войск, населения, животных и ликвидации последствий.

Все перечисленные качества биологического оружия делают его привлекательным для террористов. До настоящего времени фактов использования этого оружия не выявлены.

Подведение итогов урока.

Вопросы для закрепления знаний.

– Что мы понимаем под биологическим оружием?

– Что и кто является объектом поражения биологического оружия?

– Каковы особенности применения биологического оружия?

– Каковы поражающие факторы биологического оружия?

– Почему наименование «бактериологическое» не соответствует составу биологического оружия?

– Назовите основные организационные мероприятия при угрозе и при применении биологического оружия.

– Что такое карантин и чем он характеризуется?

– Что такое обсервация и чем она характеризуется?

– Каковы основные способы защиты от биологического оружия?

Домашнее задание.

1. Дан список заболеваний. Он включает в себя контагиозные и неконтагиозные заболевания разнесите их по соответствующим графам таблицы: чума, холера, тиф, грипп, оспа, сибирская язва, ботулизм, туляремия, бруцеллез.

2. Перечислите признаки применения биологического оружия. Выделите те признаки, которые проявляются при:

– скрытом применении биологического оружия;

– при применении этого оружия при помощи зараженных животных.

3. Задача. Необходимо организовать обсервацию в населенном пункте. Составьте план проведения основных обсервационных мероприятий, назначьте ответственных из числа следующих должностных лиц: заведующий отделом здравоохранения и социальной защиты местного муниципалитета; главный врач поликлиники; главный врач больницы; начальник санитарно-эпидемической службы; начальник милиции.

Страницы учебника 63–66.

iknigi.net

Основные способы применения химического оружия:

— 15,30 секундные и 1,3,15минутные огневые налёты ствольной артиллерии;

— залпы пусковых установок реактивной артиллерии;

— одиночные и групповые пуски ракет;

— бомбовые удары авиации;

— поливка из ВАПов;

— создание заграждений с помощью химических фугасов;

— заражение воздуха с помощью генераторов аэрозолей, химических гранат, шашек, патронов.

Рисунок 4.5 Схема бинарного артиллерийского снаряда:

1 – корпус снаряда; 2 – взрывное устройство для раскрытия корпуса; 3 – контейнер с веществом А; 4 — контейнер с веществом В и ускорителем реакции

Защита от ОВ.

При действиях подразделений на боевой технике в атмосфере, зараженной ФОВ, для защиты используются противогазы и общевойсковой комплексный защитный комплект. Применение средств защиты в зависимости от типа ОВ указано в таблице 4.5.

Таблица 4.5 — Применение средств защиты в зависимости от типа ОВ

Необходимые средства защиты

Противогаз, ОЗК, герметизированные объекты боевой техники и убежища.

Противогаз, убежища и техника, оснащенные фильтровентиляционными установками.

Противогаз или респиратор, военная техника и убежища, оснащенные фильтровентиляционными установками.

ОВ нервно-парали-тического и кожно-нарывного действия.

ОВ общеядовитого, удушающего, психохимического, раздражающего действия, и фитотоксиканты.

Токсины

Средства обеззараживания ахов

Наимено-вание

Обеззараживающие растворы (вещества)

АХОВ

Состав

Химическая реакция

Расход на 1 т АХОВ

1

2

3

4

1. Азота оксиды (тетраоксид диазота)

10% раствор щелочи

вода

N2O4 + 2NaOH  NaNO3 + NaNO2 + Н2O

2 N2O4 + Н2O  2НNO3 + N2O3

ледяная

N2O4 + Н2O  НNO3 + НNO2

комнатная т-ра

8—9

4 — 5

2. Акрилонитрил

10% раствор щелочи

СН2 = СНСN + NaOH + Н2O  СН2 – СООNa + NН3

(применяется при очистке сточных вод)

8

3. Акролеин

30% раствор гидроксиламина

СН2 = СН — СОН+ Н2N — ОН  СН2 = СН — СНNОН + Н2O

2

4. Аммиак

10% раствор соляной (серной) кислоты вода

3 + НСl  NН4Сl

3 + Н24  (NН4 )24

3 + Н2O  NН4 ОН

20

60

20

5. Ацетонитрил

30% раствор гидроксиламина

вода

СН3СN + NН2OН  СН3С (NН2 ) NОН

Разбавление

2,5

0,9

6. Ацетонциангидрин

10% раствор щелочи

(СН3 )2 С(ОН)СN + NaOH  (СН3 )2С(ОН)ОNa + НСl

5

7. Бромистый водород

10% раствор щелочи декорболит»»

НВr + NaOH  NaВr + Н2O

5

3 — 4

1

2

3

4

8. Бромистый метил

10% раствор щелочи

СН3Вr + NaOH  СН3OН + NaВr

5

9. Диметиламин

10% раствор соляной кислоты

вода

(СН3 )2 NН + HСl  (СН3 )2 NН · HСl

с избытком воды

разбавление

10

4

10. Метиламин

10% раствор соляной кислоты

вода

СН32 + HСl  СН32· HСl

Разбавление

10

6

11. Метилакрилат

10% раствор хлорной извести

СН2 = СНСО — ОСН3 + Са(ОСl)2  (СН2 = СНСОО)2Са + 2СН3ОН + HСl + О2



Са(ОН)2 + 2HОСl

25

12. Метилмеркаптан

10% раствор щелочи

СН3СН + NaOH  СН3СNa + Н2O

8

13. Мышьяковистый водород

керосин

вода

4АsН3 + 3О2  4Аs + 6Н2O 2АsН3 + 3О2  Аs2О3+ 3Н2O

при недостатке кислорода при избытке кислорода

разбавление

1 — 2

5

  1. Сероводород

Сероводородная кислота

вода

10% раствор щелочи

Разбавление до сероводородной кислоты

Н2S + 2NОН  Na2S + 2 Н2O

300

240

15. Сероуглерод

10% раствор гипохлорита кальция

СS 2 + Са(ОСl)2 + Н2O  2S + СаСl2 + Н2СО3

40

16. Сернистый ангидрид

10% раствор щелочи

вода

2 + NаОН  Na23 + Н2O

2 + Н2O  N23

12,5

3

17. Соляная кислота

5% раствор щелочи

вода

HСl + NаОН  NаСl + Н2O

Разбавление

7,4

8

1

2

3

4

18. Синильная кислота

10% раствор гипохлорита кальция

формалин

Са(ОН)2

2НСN + Са(ОСl)2  Са(СNО)2 + СаСl2 + 2Н2O

НСN + Н2СО НО— СН2 – СN

40-50

3

19. Триметиламнн

10% раствор соляной кислоты вода

(СН3)3 N + HСl  (СН3)3 N · HСl

разбавление

6

4

  1. Формальдегид

Формалин

вода

NаОН

2СН2O + Н2O  СН3ОН + НСООН

3

21. Фосген

вода

10% раствор щелочи

10% раствор щелочи

СОСl2 + Н2O  HСl + СО2

СОСl2 + 4NаОН  Na23 + 2NаСl + 2Н2O

Газ

СОСl2 + 4NаОН  Na23 + 2NаСl + 2Н2O

Жидкость

1000

160

16-20

22. Фосфор треххлори­стый

вода

РСl3 + 3Н2O  Н3РО3 + 3HСl

Избыток

8

23. Фосфора хлорокись

вода

РОСl3 + 3Н2O  Н3РО4 + 3HСl

Избыток

9

24. Фтор

вода

2F2 + 2Н2O  4Н F + О2

избыток

500

25. Фтористый водород

вода

Разбавление

360

26. Хлор

вода

5% раствор щелочи

Сl2 + Н2O  HСl + НОСl; 2 НОСl  2HСl + О2

Сl2 + 2 NаОН  NаСl + NаОСl + Н2O

(запрещается использовать аммиак, т.к. в этом случае возможно образование хлористого азота, который при контакте с твердой фазой взрывоопасен)

330-500

22-25

0,6-0,9

22-23

27. Хлорпикрин

5% раствор сульфида натрия

2ССl32 + 3Na2S  3S + N2 + 2SО2 + 6 NaСl

14

1

2

3

4

28. Хлорциан

10% раствор щелочи

СlСN + 2NaОН  NаОСN+ NaСl + Н2O

14

29. Хлористый водород

вода

Разбавление

20

30. Хлористый метил

10% раствор щелочи

СН3Сl + NaОН  СН3ОН + NaСl

10

31. Этиленимин

25% раствор аммиака

10% раствор гипохлорита натрия

Н2O

(СН2)2 NН + NН3  Н2N — (СН2)2 — NН2

(СН2)2 NН + NаОСl  (СН2)2NСl + NОН

2

20

32. Этилмеркаптан

10% раствор щелочи

С2Н52 + NаОН  С2Н5Snа + Н2O

7

33. Этиленсульфид

30% раствор перекиси водорода

(СН2)2S + Н2O2  (СН2)2S = О + Н2O

2

34. Этилена окись

25% раствор аммиака

вода

Н2O

(СН2)2О + NН3  НО – СН2 — СН2 — ОН

(СН2)2О + Н2O  НО – СН2 — СН2 — NН2

2

4-5

» — керосин применяется для сжигания;

«» — декарболит — полуобожженный доломит состава: Мg0-13,8%, МgСОз—21,4%, СаСОз—58,5%.

Примечание. Для обеззараживания АХОВ № п/п—3, 9, 10, 19 могут применяться отходы производств,

содержащие кислоты;

№ п/п—1, 2, 4, 5, 6, 7, 8, 12, 14, 17, 18, 21, 26, 27, 28, 30, 31, 32, 34 — отходы производств, со­держащие

вещества щелочного характера; № п/п—11, 18, 31, 33 — отходы производств, содержащие вещества

окислительно-хлорирующего

действия.

е

Технические средства химической разведки

№№ п/п

Наименование технических средств

Недостатки средства

Войс-ка ГО

ПСС

ЦАМО

Альтернатив. Вариант

1

2

3

4

5

6

7

I. Табельные средства

1.

Машина химическая разведывательная на шасси ГТ-МУ- РУМ

Отсутствуют индикаторные средства на АХОВ

+

РХМ-4-01 на шасси БТР-80 с набором ИС на АХОВ

2.

Боевая разведывательная дозорная машина БРДМ-2рх

Устаревший образец базового шасси, низкая проходимость, отсутствуют ИС на АХОВ

+

РХМ-4-01 на шасси БТР-80 с набором ИС на АХОВ

3.

Машина химическая разведывательная УАЗ-469рх

Отсутствуют индикаторные средства на АХОВ, защитных свойств от АХОВ

+

РХМ-41 на шасси УАЗ-3909 с набором ИС на АХОВ

4.

Автомобильная лаборатория АЛ-4

+

АЛ-4М, АЛ-5, ПХЛ

5.

Войсковой прибор химической разведки

Отсутствие специфических индикаторных средств на АХОВ

+

Общевойсковой газоопределитель Спектр-3 с набором ИС на АХОВ

6.

Полуавтоматический прибор химической разведки ППХР

Отсутствие специфических индикаторных средств на АХОВ

+

Общевойсковой газоопределитель Спектр-3 с набором ИС на АХОВ

7.

Универсальный газоанализатор УГ-2

+

УПГК-1И, АМ-5

8.

Индикаторные трубки ИТ-44, ИТ-45, ИТ-24, ИТ-12, ИТМ-15, ИТ-2Т, ИТ –28

Не определяют АХОВ, кроме синильной кислоты и фосгена

+

Индикаторные средства, производимые Химаналитом, МП “Сервек ”

1

2

3

4

5

6

7

II. Перспективные средства

№№ п/п

Наименование средств

Войс-ка ГО

ПСС

ЦА

МО

ГО ГО

Производитель

1.

Базовый комплект приборов радиационной и химической разведки контроля войск и сил МЧС России

+

+

+

+

Реализация плана НИОКР МЧС России за 1995г. п.4.5

2.

Приборы газового контроля типа УПГК-1, “Колион-2”, ГПХВ — 2

+

+

+

+

ТАХО, бюро аналитического приборостроения “Хромтед”

3.

Промышленные газоанализаторы «Колион-1», «Колион-701»

Хим. Опас-ный

объект

Реализует АО -«Рибосервис» (Москва)

4.

Стационарные газоанализаторы аммиака ЭССА-1 и хлора-ЭССА-2

— // —

— // —

5.

Газосигнализатор универсальный на горючие газы СГГ-4

+

+

+

+

АООТ Аналитприбор г. Смоленск

6.

Автоматический газосигнализатор загрязнения воздуха на основе спектрометрии ионной подвижности

+

+

+

+

НПВКФ «АСТЭК» г. Тула

7.

Хроматограф «Кристалл –2000М»

+

+

+

+

ОКБА г. Йошкар – Ола

8.

Передвижной информационно — измерительный комплекс оперативного контроля воздушной среды на базе непрерывного гетеродинного лидара

+

+

Разработка РНИИ КП

9

Газоанализатор индивидуальный ИФГ- М

(оксидазота, хлор,сероводород, хлористый водород, аммиак,НДМГ от 0,1до 50 ПДК раз)

+

+

+

+

Приказ МЧС России от 17.12.1998г о принятии на снабжение

studfiles.net

Вопросы по оружию ОБЖ 2011

Вопросы для закрепления знаний по теме:

Современное оружие и его поражающие факторы.

Защита от поражающих факторов современного оружия

Дисциплина: Организация безопасности жизнедеятельности (10 класс)

Тема: Биологическое оружие:

  1. Что такое биологическое оружие?

  2. Что мы понимаем под биологическим оружием?

  3. Какие поражающие факторы военные используются как оружие?

  4. Что и кто является объектом поражения биологического оружия?

  5. Каковы особенности применения биологического оружия?

  6. Каковы поражающие факторы биологического оружия?

  7. Почему наименование «бактериологическое» не соответствует составу биологического оружия?

  8. Способы доставки биологического оружия к месту применения?

  9. Признаки применения противником биологического оружия?

  10. Назовите основные организационные мероприятия при угрозе и при применении биологического оружия.

  11. Что такое карантин и чем он характеризуется?

  12. Что такое обсервация и чем она характеризуется?

  13. Каковы основные способы защиты от биологического оружия?

  14. Назовите индивидуальные средства защиты для населения от БОВ?

  15. Назовите санитарно-гигиенические мероприятия необходимые для населения, чтобы не заразится инфекционными заболеваниями, в случае применения противником биологического оружия?

  16. Дезинфекция?

  17. Дезинсекция?

  18. Дератизация?

Тема: Ядерное оружие

  1. Что понимают под термином «ОМП» и как он расшифровывается?

  2. Какие виды оружия относятся к оружию массового поражения?

  3. Когда впервые появилось ядерное оружие?

  4. Когда было впервые примене­но ядерное оружие?

  5. Какие страны в настоящее время официально обладают ядер­ным оружием?

  6. На каком принципе основано действие ядерного оружия?

  7. Какими поражающими факторами оно обладает?

  8. Кратко охарактеризуйте: ударную волну (сколько длится? Последствия для зданий, человека?)

  9. Кратко охарактеризуйте световое излучение?

  10. Кратко охарактеризуйте проникающую радиацию?

  11. Кратко охарактеризуйте радиоактивное заражение местности?

  12. Кратко охарактеризуйте электро­магнитный импульс?

  13. Способы защиты от светового излучения?

  14. Способы защиты от ударной волны?

  15. Какие средства доставки используются при применении ядер­ного оружия?

  16. Последствия применения ядерного оружия для человека, животных, растений, окружающей среды?

  17. Дегазация?

  18. Санитарная обработка?

Вопросы для закрепления знаний по теме:

Современное оружие и его поражающие факторы.

Защита от поражающих факторов современного оружия

Дисциплина: Организация безопасности жизнедеятельности (10 класс)

Тема: Зажигательное, высокоточное, обыкновенное, нелетальное виды оружия

  1. Что такое обычные средства поражения? На какие типы их можно разделить с точки зрения защиты населения.

  2. Назовите типы боеприпасов, снаряженных бризантным ВВ.

  3. Назовите поражающие факторы боеприпасов, снаряженных бризантными ВВ.

  4. Что такое боеприпас объемного взрыва» (БОВ)?

  5. В чем заключается поражающее действие боеприпаса объемного взрыва?

  6. Что такое информационное оружие? Пример из жизни?

  7. В чем заключается поражающее действие зажигательных боеприпасов?

  8. Какие виды зажигательных боеприпасов вы знаете?

  9. В чем заключается особенность поражающего действия белого фосфора?

  10. Способы защиты от зажигательного оружия?

  11. Что такое нелетальное оружие? Приведите пример применения в наши дни?

  12. Что такое высокоточное оружие? На каких технологиях оно построено?

  13. Как действовать при перестрелке на улице города?

А) Вы на улице, где стреляют?

Б) Вы в помещении, рядом идет стрельба?

Тема: Химическое оружие

  1. Когда и где было впервые применено химическое оружие?

  2. Какие типы химического оружия вы знаете?

  3. Способы доставки боевых отравляющих веществ (БОВ) к месту применения?

  4. Признаки применения противником БОВ на местности?

  5. Кратко охарактеризуйте ОВ общеядовитого действия:

А) какие вещества относятся?

Б) На какие органы человеческого организма действуют?

В) Признаки отравления этими веществами?

  1. Кратко охарактеризуйте ОВ удушающего действия.

  2. Кратко охарактеризуйте ОВ кожно-нарывного действия.

  3. Кратко охарактеризуйте ОВ нервно-паралитического действия.

  4. Кратко охарактеризуйте ОВ психо-химического действия.

  5. Кратко охарактеризуйте ОВ раздражающего действия.

  6. Какие средства доставки и применения химического оружия вы знаете?

  7. Способы защиты от химического оружия для больших коллективов и индивидуально?

  8. Специальная обработка?

  9. Дегазация?

studfiles.net

Что такое химическое оружие и какие бывают его виды? | Справка | Вопрос-Ответ

Последнее обновление: 15.07.2016 г.

Воздушно-космические силы России не используют в Сирии химическое оружие. Об этом говорится в сообщении, размещенном на сайте МИД РФ. Ведомство уведомило о том, что сирийская оппозиция сняла якобы документальное видео о том, что российские ВКС применяют в ходе антитеррористической операции химоружие. 

«Съемочная группа» в лучших традициях Голливуда запечатлела «авианалеты», в результате которых погибают дети, — говорится в сообщении. — При этом для придания «правдоподобности» данной инсценировке использовались различные спецэффекты, в частности, дым желтого цвета».

В МИДе подчеркнули, что ВКС РФ ведут в Сирии борьбу против запрещенных в РФ террористических группировок «Исламское государство» и «Джабхат ан-Нусра» исключительно разрешенными международными соглашениями средствами.​

АиФ.ru рассказывает, что относится к химическому оружию.

Что такое химическое оружие?

Химическим оружием называют отравляющие вещества и средства, которые представляют собой химические соединения, наносящие поражение живой силе противника.

Отравляющие вещества (ОВ) способны:

  • проникать вместе с воздухом в различные сооружения, боевую технику и наносить поражения находящимся в них людям;
  • сохранять своё поражающее действие в воздухе, на местности и в различных объектах на протяжении некоторого, иногда довольно продолжительного периода времени;
  • наносить поражение людям, находящимся в сфере их действия без средств защиты.

Химические боеприпасы различают по следующим характеристикам:

  • стойкости ОВ;
  • характеру воздействия ОВ на организм человека;
  • средствам и способам применения;
  • тактическому назначению;
  • быстроте наступающего воздействия.

Международными конвенциями запрещены разработка, производство, накопление и применение химического оружия. Однако в ряде стран для борьбы с преступными элементами и в качестве гражданского оружия самообороны разрешены некоторые виды ОВ слезоточиво-раздражающего действия (газовые баллончики, пистолеты с газовыми патронами). Также многие государства для борьбы с массовыми беспорядками часто используют ОВ нелетального действия (гранаты с ОВ, аэрозольные распылители, газовые баллончики, пистолеты с газовыми патронами).

Как химическое оружие воздействует на организм человека?

Характер воздействия может быть:

  • нервно-паралитического действия

ОВ действуют на центральную нервную систему. Цель их применения — быстрый массовый вывод из строя личного состава с максимальным числом смертей.

  • кожно-нарывного действия

ОВ действуют медленно. Поражают организм через кожные покровы или органы дыхания.

  • общеядовитого действия

ОВ действуют быстро, вызывают смерть человека, нарушают функцию крови по доставке кислорода к тканям организма.

  • удушающего действия

ОВ действуют быстро, вызывают смерть человека, поражают лёгкие.

  • психохимического действия

Несмертельные ОВ. Временно воздействуют на центральную нервную систему, влияют на психическую деятельность, вызывают временную слепоту, глухоту, чувство страха, ограничение движения.

  • ОВ раздражающего действия

Несмертельные ОВ. Действуют быстро, но кратковременно. Вызывают раздражение слизистой глаз, верхних дыхательных путей, иногда кожных покровов.

Какие бывают отравляющие химические вещества?

В качестве отравляющих веществ в химическом оружии используют десятки веществ, среди которых:

  • зарин;
  • зоман;
  • V-газы;
  • иприт;
  • синильная кислота;
  • фосген;
  • диметиламид лизергиновой кислоты.

Зарин — бесцветная или жёлтого цвета жидкость почти без запаха. Он относится к классу нервно-паралитических ОВ. Предназначен для заражения воздуха парами. В ряде случаев может применяться в капельно-жидком виде. Вызывает поражение органов дыхания, кожи, желудочно-кишечного тракта. При воздействии зарина наблюдаются слюнотечение, обильное потоотделение, рвота, головокружение, потеря сознания, приступы сильных судорог, паралич и, как следствие сильного отравления, смерть.

Зоман — бесцветная и почти без запаха жидкость. Относится к классу нервно-паралитических ОВ. По многим свойствам очень похож на зарин. Стойкость несколько выше, чем у зарина; отравляющее действие на организм человека примерно в 10 раз сильнее.

V-газы — жидкости с очень высокой температурой кипения. Так же как зарин и зоман, относятся к нервно-паралитическим отравляющим веществам. V-газы в сотни раз токсичнее других ОВ. Попадание на кожу человека мелких капель V-газов, как правило, вызывает смерть человека.

Иприт — тёмно-бурая маслянистая жидкость с характерным запахом, напоминающим запах чеснока или горчицы. Относится к классу кожно-нарывных ОВ. В парообразном состоянии поражает кожу, дыхательные пути и лёгкие, при попадании с пищей и водой внутрь организма поражает органы пищеварения. Действие иприта проявляется не сразу. Через 2–3 дня после поражения на коже появляются пузыри и язвы, не заживающие в течение длительного времени. При поражении органов пищеварения возникает боль под ложечкой, тошнота, рвота, головная боль, ослабление рефлексов. В дальнейшем наблюдаются резкая слабость и паралич. В случае отстутствия квалифицированной помощи смерть наступает на 3–12 сутки.

Синильная кислота — бесцветная жидкость со своеобразным запахом, напоминающим запах горького миндаля. Легко испаряется и действует только в парообразном состоянии. Относится к ОВ общеядовитого действия. Характерными признаками поражения синильной кислотой являются: металлический привкус во рту, раздражение горла, головокружение, слабость, тошнота. Затем появляется мучительная одышка, замедляется пульс, наступает потеря сознания, происходят резкие судороги. После этого наблюдаются потеря чувствительности, падение температуры, угнетение дыхания с последующей его остановкой.

Фосген — бесцветная легколетучая жидкость с запахом прелого сена или гнилых яблок. На организм действует в парообразном состоянии. Относится к классу ОВ удушающего действия. При вдыхании фосгена человек ощущает сладковатый привкус во рту, затем появляются покашливание, головокружение и общая слабость. Через 4–6 часов наступает резкое ухудшение состояния: быстро развиваются синюшное окрашивание губ, щёк, носа; появляются головная боль, учащённое дыхание, сильно выраженная одышка, мучительный кашель с отделением жидкой, пенистой, розоватого цвета мокроты, которая указывает на развитие отёка лёгких. При благоприятном течении болезни у поражённого постепенно начнёт улучшаться состояние здоровья, а в тяжёлых случаях через 2–3 суток наступает смерть.

Диметиламид лизергиновой кислоты — отравляющие вещество психохимического действия. При попадании в организм человека через 3 минуты появляются лёгкая тошнота и расширение зрачков, а затем — галлюцинации слуха и зрения.

aif.ru

Под химическим оружием понимают отравляющие вещества, средства их доставки и применения.

Количество просмотров публикации Под химическим оружием понимают отравляющие вещества, средства их доставки и применения. — 99

Ø К отравляющим веществам (ОВ) относят сильно действующие ядовитые вещества (СДЯВ) наибольшей токсичности, которые бывают использованы для поражения людей, животных, растений, а также для заражения территорий и находящихся на них объектов.

Ø Доставка отравляющих веществ должна быть:

  • осуществлена с помощью ракет,
  • самолетов (генераторы аэрозоля, химические бомбы),
  • артиллерии (снаряды, мины).

q Химическое оружие применялось в первую мировую войну (1914 ᴦ.), во время войны в Корее (1952 ᴦ.), в войне во Вьетнаме.

q Женевской конвенцией 1925 года запрещено применение определœенных образцов химического оружия, но не запрещено его иметь, и многие страны используют это право.

q В январе 1993 года подписана Международная Конвенция о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия, а также о ликвидации имеющегося.

Ø В 1995 году секта Аум Сенрике осуществила атаку в токийском метро, применив СДЯВ зарин, погибло 12 человек.

q Сегодня идет трудный процесс уничтожения запасов химического оружия на специальных полигонах с использованием специальных технологий.

Ø Только в СССР было около 700 складов химического оружия с общим запасом 4,5 миллиона боеприпасов. Склады были размещены в основном на территории России, Украины и Беларуси.

q При этом, ликвидация химических боеприпасов не гарантирует их неприменения в военных конфликтах и террористических актах, т.к. СДЯВ постоянно производятся и широко применяются в народном хозяйстве.

q Для отравляющих веществ характерными являются:

Ø объемность заражения внешней среды,

Ø длительность сохранения поражающего действия,

Ø разнообразие симптоматики и динамики развития отравления,

Ø способность ряда ОВ проникать в организм различными путями одновременно (через органы дыхания, ЖКТ, слизистые, кожу).

Ø тяжелое психоэмоциональное воздействие.

q Боевые отравляющие вещества специального назначения бывают использованы с целью поражения живой силы, заражения местности, продуктов питания и боевой техники.

q Классификация ОВ проводится по различным признакам.

  1. По физиологическому воздействию на организм ОВ принято делить на следующие группы:

q ОВ нервно-паралитического действия (зарин, зоман, ви-газы, табун — только в России и Ираке). Зарин получен в Германии в 1939 году, зоман — в Германии в 1944 году, ви-газы получены в Великобритании в 1955 году. Все газы исключительно токсичны.

q ОВ кожно-нарывного действия (иприт, люизит). Иприт применялся в первую мировую войну Получен в Германии в 1886 году

q ОВ удушающего действия (фосген, дифосген).

q ОВ общеядовитого действия (синильная кислота͵ хлорциан)

q Раздражающие ОВ (си-эс, си-ар, хлорпикрин, адамсит).

q Психотропные ОВ (би-зет, ЛСД).

‣‣‣ В результате применения химического оружия возникают очаги химического поражения:

Ø Количество потерь среди населœения в очаге химического поражения может колебаться от нескольких процентов до 90% исходя из наименования и концентраций ОВ.

Ø К примеру, структура потерь от применения фосфорорганических ОВ должна быть следующей:

‣‣‣ безвозвратные – 50 — 55%,

‣‣‣ санитарные – 45 — 50%.

q Правила поведения и действия населœения в очаге химического поражения:

  • При обнаружении признаков применения противником отравляющих веществ по сигналу ʼʼХимическая тревогаʼʼ нужно срочно надеть противогаз (влажную ватно-марлевую повязку), а в случае крайне важно сти и средства защиты кожи;
  • В случае если поблизости есть убежище – укрыться в нем. Перед тем как войти в убежище следует снять средства защиты кожи и верхнюю одежду, оставив их в тамбуре убежища; противогаз снимается после входа в убежище.

ü При пользовании укрытием (подвалом, перекрытой щелью и т. д.) не следует забывать, что оно не защищает от паров или аэрозолей отравляющих веществ в воздухе. При нахождении в таких укрытиях нужно пользоваться противогазом.

  • Находиться в убежище (укрытии) следует до получения распоряжения на выход из него. Когда такое распоряжение поступит, крайне важно надеть требуемые средства индивидуального защиты и покинуть сооружение, чтобы выйти за пределы очага поражения.
  • Выходить из очага химического поражения нужно по направлениям, обозначенным специальными указателями или указанным постами ГО (милиции).

ü В случае если нет ни указателœей, ни постов, то двигаться следует в сторону, перпендикулярную направлению ветра.

q На зараженной отравляющими веществами территории нужно двигаться быстро, но не бежать и не поднимать пыль.

ü Нельзя прислоняться к зданиям и прикасаться к окружающим предметам (они бывают заражены).

ü Особая осторожность должна проявляться при движении через парки, огороды и поля.

ü На листьях и ветках растений могут находиться осœевшие капли ОВ, прикасаясь к ним можно заразить одежду и обувь, что может привести к поражению.

q По возможности следует избегать движения оврагами и лощинами, через луга и болота͵ в этих местах возможен длительный застой паров отравляющих веществ.

q В городах пары ОВ могут застаиваться в замкнутых кварталах, парках, а также в подъездах и на чердаках домов.

q После выхода из очага химического поражения :

ü всœем нуждающимся оказывается первая медицинская помощь, проводится антидотная терапия (противоядия) и пр.

ü Проводится полная санитарная обработка.

ü В случае если это невозможно сделать быстро, проводится частичные дегазация и санитарная обработка.

q Первая медицинская помощь:

  • устраняются угрожающие жизни состояния,
  • обеспечивается адекватная вентиляция легких.

ü При отравлении газами нельзя делать искусственную вентиляцию легких изо рта в рот без использования специальных масок!

  • Применение антидотовпроводится с учетом типа СДЯВ.
  • В случае если ядовитые вещества попали через рот проводится:

ü полоскание рта͵

ü промывание желудка,

ü введение адсорбентов,

ü очищение кишечника (очистительная клизма).

‣‣‣ Пострадавшим, находящимся в коматозном состоянии, желудок промывают в положении лежа на левом боку. Промывание желудка проводится 10-15 л воды комнатной температуры порциями по 0,5-1 л.

‣‣‣ По окончании промывания вводится адсорбент (3-4 столовых ложки активированного угля на стакан воды).

q Частичная санитарная обработка населœения

‣‣‣ состоит в обезвреживании (удалении) отравляющихвеществ на открытых участках тела и слизистых оболочках глаз, носа и полости рта͵ а также на одежде, обуви и средствах защиты.

‣‣‣ используются индивидуальные противохимические пакеты (ИПП-8), при их отсутствии – подручные средства.

‣‣‣ Открытые участки тела, в первую очередь руки, лицо и шею обмывают с использованием специальных дегазирующих растворов (ИПП-8) или незараженной водой с мылом;

‣‣‣ нос, рот и горло тщательно прополаскивают,

‣‣‣ глаза промываются водой в течение 10-15 минут.

‣‣‣ При недостатке воды обработку проводят путем многократного протирания участков тела тампонами из марли (ваты, пакли, ветоши), смоченными незараженной водой. Протирание следует проводить в одном направлении.

q Полная санитарная обработка населœения включает

‣‣‣ полную дезактивацию, дегазацию и дезинфекцию техники, одежды, обуви и средств защиты,

‣‣‣ проводится на пунктах санитарной обработки, которые развертываются в незараженном районе и осуществляется также силами подразделœений ГО.

qХимические ожоги.

возникают от воздействия на тело:

  • концентрированных кислот (соляная, серная, азотная, уксусная),
  • щелочей (едкий калий и едкий натр, нашатырный спирт, негашеная известь),
  • фосфора,
  • некоторых солей тяжелых металлов (серебра нитрат, цинка хлорид ).

q Тяжесть поражения при химических ожогах зависит от вида вещества, его концентрации и продолжительности воздействия. Чаще всœего это глубокие ожоги (III –– IV степени).

‣‣‣ Концентрированные кислоты вызывают прижигание тканей, вследствие чего на коже быстро образуется сухой коричневый струп с четкими границами.

‣‣‣ Концентрированные щелочи вызывают разъедание тканей и их омертвение. Ожоги щелочами обычно более глубокие, чем ожоги кислотами.

q Первая помощь при химических ожогах:

‣‣‣ При оказании первой помощи не рекомендуется производить нейтрализацию химического вещества на поверхности кожи.

‣‣‣ При ожогах концентрированными кислотами поверхность ожога крайне важно в течение 15-20 минут обмывать струей холодной воды. Далее следует наложить сухую асептическую повязку.

‣‣‣ При ожогах фосфором крайне важно обожженную часть тела погрузить в воду, там удалить кусочки фосфора палочкой-тампоном и поверхность ожога закрыть стерильной сухой повязкой.

БИОЛОГО-СОЦИАЛЬНЫЕ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ СИТУАЦИИ

referatwork.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *