Быт воинский - это... Что такое Быт воинский?

Уклад воинской жизни, повседневный порядок в деятельности военнослужащих, регламентируемый соответствующими уставами и приказами. Основное содержание Б.в. составляют: удовлетворение материальных и духовных потребностей военнослужащих; обеспечение их плановой учебы и боевой подготовки; поддержание высокой боевой готовности части (соединения).

Быт представляет сложную совокупность экономических, социальных и духовных факторов, зависит от естественных условий проживания человека.

Б.в. представляет собой сферу повседневной жизнедеятельности личного состава РВСН в мирное и военное время. Быт личного состава частей и соединений РВСН, его организация имеют особое значение ввиду особенностей военной службы и быта воинов-ракетчиков и их семей. Поэтому в деятельности командиров всех звеньев офицеров тыла РВСН он занимает значительное место.

Быт войск включает материальную и духовную стороны. Под материальной стороной быта понимается создание условий для удовлетворения потребностей военнослужащих в жилье, питании, вещевом имуществе, денежных средствах, в сохранении здоровья, лечении и т.д. Эти условия зависят от состояния материально-технической базы частей и соединений, наличия и качества запасов материальных средств и др. Другая, духовная сторона, включает все формы идейного воздействия на сознание личного состава, повышения культуры воинов-ракетчиков. Организацию досуга в свободное время от службы.

Основным содержанием Б.в. является осуществле¬ние комплекса мероприятий по материальному, медицинскому, квартирно-эксплуатационному, торгово-бытовому, финансовому и другим видам обеспечения войск. Эти мероприятия направлены на создание благоприятной основы и нравственной атмосферы для повседневной жизни, воспитания личного состава, успешного несения им боевого дежурства, поддержания крепкой воинской дисциплины и высокой боевой готовности.

Для выполнения этих задач в РВСН имеются необходимые силы и средства, к которым относятся объекты войскового хозяйства, а также части, подразделения и учреждения специальных войск и тыла.

Б.в. характеризуется рядом показателей. Особо следует выделить те из них, которые отражают обстановку материальной жизни воинов: условия размещения личного состава, организацию и качество питания, обеспечение воинов вещевым имуществом, условия для физического развития и занятий спортом, организацию культурного досуга военнослужащих, их медицинское обслуживание.

Материально-техническая база войскового хозяйства представляет собой часть системы обеспечения Вооруженных Сил РФ материальными средствами. Она включает: склады с материальными средствами, необходимыми для боевой подготовки и повседневной жизни личного состава, мастерские, парки с техническими средствами и оборудованием; вооружение и средства его обслуживания; кухни, столовые, прачечные и бани, медицинские пункты; подсобные и торгово-бытовые предприятия, казарменно-жилищный фонд и многочисленные объекты коммунального хозяйства; клубы, библиотеки, технические средства воспитательной работы и другие.

Одним из главных условий высокой боеспособности и психологического состояния войск является поддержание требуемого уровня их жизнеобеспечения в полевых условиях, т.е. обеспечение жизнедеятельности личного состава РВСН на учениях, стрельбах, дежурствах, при выполнении боевых задач вне военного городка. Это организация питания, отдыха, медицинского, банно-прачечного обслуживания.

Основными требованиями к организации быта личного состава в полевых условиях являются своевременное обеспечение личного состава высококачественной горячей пищей и питьевой водой, положенным вещевым имуществом и другими материальными средствами, создание ему условий для отдыха, а в зимнее время - и обогрева, постоянный медицинский контроль за состоянием здоровья военнослужащих.

Создание необходимых материально-бытовых условий для несения боевого дежурства ракетчиков в полевых условиях - одна из важнейших задач, решение которой оказывает существенное влияние на моральное состояние личного состава и на поддержание высокой боевой готовности части (соединения). Важной составной частью полевого быта является хорошо обустроенное размещение частей и подразделений в поле, т.е. в лагерях.

Дальнейшее совершенствование организации быта как в стационарных так и в полевых условиях в значительной степени определяется профессиональной подготовкой должностных лиц этой сферы, в частности их разносторонней специальной подготовкой, глубокими знаниями экономики и технологии тех или иных хозяйственных процессов.

Кроме общих направлений совершенствования организации воинского быта существуют и частные. Важными из них являются: современная планировка, внутренняя отделка и оборудование казарм, офицерских общежитий, столовых, чайных, медпунктов, клубов и других зданий с учетом оргструктуры подразделений и частей; обеспечение удобства размещения и отдыха, организации питания, медицинского обеспечения и культурного досуга личного состава; быстрого сбора по тревоге.

В продовольственной службе основными направлениями дальнейшего совершенствования Б.в. являются: улучшение организации питания, повышение качества приготовления пищи и куль¬туры ее приема; обеспечение воинского санитарно-ги¬гиенического состояния столовых и правильной эксплуатации технологического и холодильного оборудования.

В вещевой службе к направлениям совершенствования Б.в. относятся: завершение перехода на унифицированную форму одежды, обеспечение выполнения требований Министра обороны по поддержанию образцового внешнего вида всеми военнослужащими, улучшение организации проведения банно-прачечного обслуживания личного состава, создание в каждой части солдатского комбината бытового обслуживания.

В медицинской службе - организация и проведение предупредительных и оздоровительных мероприятий; осуществление постоянного медицинского контроля за всеми сторонами труда и быта воинов; выполнение ими санитарно-гигиенических и противоэпидемических правил; активное внедрение в практику новых методов обследования и лечения больных.

В военной торговле - дальнейшее улучшение торгово-быто¬вого обеспечения военнослужащих, рабочих и служащих и их семей; развитие прогрессивных фом торговли; повышение культурного обслуживания, расширение сети солдатских чайных, кафе, магазинов и других торгово-бытовых предприятий.

Пути и направления совершенствования быта: улучшение размещения военнослужащих в пунктах постоянной дислокации и в полевых условиях; правильная и качественная организация питания воинов; совершенствование полевой формы одежды и улучшение обеспечения вещевым имуществом; постоянное совершенствование ротного хозяйства; улучшение медицинского обеспечения личного состава; совершенствование культурного обслуживания и организации досуга личного состава частей и подразделений; дальнейшее улучшение торгово-бытового обеспечения личного состава.

Лит.: Руководство по войсковому (корабельному) хозяйству в Вооруженных Силах Российской Федерации, приказ МО РФ № 222 от 2004.

Земляков А.Д.

Энциклопедия РВСН. 2013.

rvsn.academic.ru

"Размещение и быт военнослужащих" (11 класс)

Размещение и быт военнослужащих

Преподаватель-организатор ОБЖ Дегтярёв А.И.

Размещение и быт военнослужащих

Задание 1 Основные элементы военной службы, которые определяют быт военнослужащих

Спальное помещение (жилые комнаты)

Размещение военнослужащих в нем должно быть произведено из расчета не менее 12 м3 воздуха на одного человека.

Кровати располагают в последовательности, соответствующей штатно-должностному списку роты, в один или в два яруса. Около них должно оставаться место для прикроватных тумбочек. Между рядами кроватей предусмотрено место для построения личного состава.

В прикроватной тумбочке военнослужащему разрешено хранить туалетные и бритвенные принадлежности, носовые платки, подворотнички, принадлежности для чистки одежды и обуви, другие мелкие предметы личного пользования, а также книги, уставы, фотоальбомы, тетради и другие письменные принадлежности.

Постели военнослужащих должны быть однообразно заправлены. Военнослужащим запрещено садиться и ложиться на них в обмундировании (за исключением дежурного по роте при отдыхе) и в обуви.

Перед сном военнослужащие аккуратно и однообразно укладывают повседневное обмундирование на табурете, который должен стоять в ногах у кровати. 

Комната информирования и досуга (психологической разгрузки)

Канцелярия роты
Комната для хранения оружия

Стрелковое оружие и боеприпасы в подразделениях хранят в отдельной комнате с металлическими решетками на окнах, находящейся под постоянной охраной лиц суточного наряда. 

Комната (место) для чистки оружия

Комната (место) для спортивных занятий

Комната (место) для спортивных занятий, оборудованная спортивными тренажерами, гимнастическими снарядами, гирями, гантелями и другим спортивным инвентарем. 

Комната бытового обслуживания

В ней должны быть столы для утюжки обмундирования; плакаты с правилами его ношения; зеркала; стулья или табуреты; необходимое количество утюгов; инвентарь и инструмент для ремонта обмундирования, обуви и стрижки. 

Кладовая для хранения имущества роты и личных вещей военнослужащих

Она предназначена для хранения стальных шлемов, средств индивидуальной защиты (кроме противогазов), парадного обмундирования, спортивной формы и личных вещей военнослужащих. 

Комната (место) для курения и чистки обуви

Она должна быть оборудована вытяжной вентиляцией и укомплектована средствами пожаротушения. 

Сушилка для обмундирования

Комната для умывания

В ней должно быть по одному умывальнику на 5—7 человек, ножная ванна с проточной водой на 30—35 человек, а также мойка на этажную казарменную секцию для стирки обмундирования военнослужащих. 

Душевая

Она должна быть оборудована из расчета один кран на 15—20 человек. 

Туалет

На каждые 10—12 человек в нем должно приходиться по одной закрывающейся кабине с унитазом (очком) и одному писсуару.

При оборудовании помещений жилыми ячейками с блоком бытовых помещений: душевая, умывальник и туалет на 3—4 человека.

Для проведения занятий в полку оборудуют необходимые классы.

В каждой воинской части должна быть комната боевой славы или истории части и Книга почета воинской части. 

Задание 2

« Основные элементы военной службы, которые определяют быт военнослужащих»

Институт военной службы объединяет положения законодательства о формах исполнения военнослужащими обязанностей военной службы, о начале, сроках и окончании военной службы, о воинских должностях и званиях, о переводах и прикомандировании военнослужащих, о приостановлении военной службы и увольнении со службы. Эти положения регулируют военно-служебные отношения, содержание и сущность которых рассмотрены в предыдущей главе, которым присущи высокая степень обязательности предписаний, четкая система подчиненности и беспрекословность повиновения, повышенная ответственность за правонарушения. 
Напомним, что под прохождением военной службы понимается изменение служебно-правового положения военнослужащих в связи с такими юридическими фактами, которые согласно действующему законодательству порождают, изменяют или прекращают военно-служебные отношения. 
Прохождение военной службы включает в себя следующие основные элементы:

  • назначение на воинскую должность;

  • присвоение воинского звания;

  • прикомандирование и перевод;

  • аттестацию военнослужащих;

  • предоставление отпуска;

  • приостановление военной службы;

  • увольнение с военной службы, а также другие обстоятельства (события), которыми в соответствии с ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», другими федеральными законами и Положением о порядке прохождения службы определяется служебно-правовое положение военнослужащих.


Раскроем более подробно некоторые вопросы, связанные с прохождением военной службы.

  1. Начало военной службы и сроки военной службы для военнослужащих, проходящих военную службу по призыву и по контракту


Началом военной службы считается:

  • для граждан, не пребывающих в запасе, призванных на военную службу, - день убытия из военного комиссариата субъекта Российской Федерации к месту прохождения военной службы;

  • для граждан (иностранных граждан), поступивших на военную службу по контракту, - день вступления в силу контракта о прохождении военной службы;

  • для граждан, не проходивших военную службу или прошедших военную службу ранее и поступивших в военные образовательные учреждения профессионального образования, - дата зачисления в указанные образовательные учреждения.

infourok.ru

Фронтовой быт - Сайт schoolmuseum623!

Питание

Солдатский рацион – вопрос первостепенный: голодный много не навоюет. Продовольственная проблема в армии решалась значительно лучше, чем в тылу, ведь вся страна работала в первую очередь для фронта.

В Советской (Российской) Армии, солдаты, ведущие наступательные действия, должны принимать пищу два раза в сутки, с выдачей промежуточного пайка в виде хлеба и консервов (1-2 банок).

Питание солдат было нехитрым "Щи да каша-пища наша" эта пословица точно характеризует паек солдатских котелков первых месяцев войны и конечно же лучший друг солдата сухарь, любимое лакомство особенно в походных условиях, например на боевом марше. В наших военных частях обязательно горячая пища выдавалась утром до рассвета и вечером после заката. Любимыми блюдами, которые готовились на полевой кухне, были: кулеш – жидкая каша с мясом борщ, щи, тушёный картофель, гречка с мясом. Причем, из мяса была преимущественно говядина, и употреблялась она в варёном или тушёном виде.

По нормам питания предусматривалось разделение военнослужащих РККА на четыре категории. Как и до войны, основу рациона составляли хлеб, крупы и макароны, картофель и овощи, мясо и рыба, а также чай, сахар, соль, приправы и-; специи (томат-паста, перец, лавровый лист, уксус, горчица). Дополнительно отдельные категории военнослужащих получали сливочное масло, яйца и молочные продукты, консервы, печенье и фрукты.

Нормы суточного довольствия красноармейцев и начальствующего состава боевых частей действующей армии включали 800 г ржаного обойного хлеба (в холодное время года, с октября по март – 900 г), 500 г картофеля, 320 г других овощей (свежей или квашеной капусты, моркови, свеклы, лука, зелени), 170 г круп и макарон, 150 г мяса, 100 г рыбы, 50 г жиров (30 г комбижира и сала, 20 г растительного масла), 35 г сахара. Курившим военнослужащим полагалось ежедневно 20 г махорки, ежемесячно – 7 курительных книжек в качестве бумаги и три коробки спичек.

По сравнению с довоенными нормами, из основного рациона исчез только пшеничный хлеб, замененный на ржаной.

Нормы питания остальных категорий военнослужащих сократились. В тылу действующей армии красноармейцы и начальствующий состав стали получать меньше на 100 г хлеба, на 30 г – круп и макарон, на 30 г – мяса, на 20 г – рыбы, на 5 г – жиров, на 10 г – сахара.

Среднему и высшему начальствующему составу дополнительно выделялось по 40 г сливочного масла или сала, 20 г печенья, 50 г рыбных консервов, 25 папирос или 25 г табака в сутки и 10 коробок спичек в месяц.

В случае если было невозможно организовать питание войск горячей пищей, им выдавали сухой паек.

Во время всей Великой Отечественной войны в Красной Армии нормы выдачи продовольствия не пересматривались и не уменьшались. Исключение составил только Ленинградский фронт. Для проходивших лечение в госпиталях и санаториях предусматривались особые нормы питания.

“Вообще-то военный паек был очень хорош, – спустя 60 лет писал о своем фронтовом опыте Н. Н. Никулин, – в день полагалось 900 г хлеба зимой и 800 летом, 180 г крупы, мясо, 35 г сахара, 100 г водки во время боев. Если эти продукты доходили до солдата минуя посредников, солдат быстро становился гладким, довольным, ублаженным. Но, как всегда, у нас много хороших начинаний, идей, замыслов, которые на практике обращаются в свою противоположность. Еда не всегда была в наличии. Кроме того, ее крали без стыда и совести, кто только мог. Солдат же должен был помалкивать и терпеть”.

Нормы продуктов до бойцов также не всегда доходили полностью — продуктов просто не хватало. Другой причиной недостаточного питания нередко являлись злоупотребления тыловых служб. Порой командиры обворовывали собственных бойцов. В декабре 1942 и январе 1943 г. были установлены крупные недочеты в расходовании, хранении и учете продовольствия и фуража в соединениях и частях Воронежского и Юго-Западного фронтов.

Есть войны закон не новый:

 В отступленье – ешь ты вдоволь,

 В обороне – так и сяк,

В наступленье – натощак.

Это правило, выведенное героем поэмы А. Твардовского “Василий Теркин”, в основе своей подтверждается фронтовиками, хотя о достатке продовольствия в начальный период Великой Отечественной войны говорить не приходится.

Подобные условия побуждают командование части пользоваться помощью местного населения: "Личный состав продовольствием обеспечен из местных ресурсов" (8), а служба на полковой кухне зачастую превращается в подвиг. Так 30 сентября 1943 года, после того как боевые порядки полка переправились через Днепр, тылы оставались на левом берегу реки. В связи с этим доставка горячей пищи происходила через Днепр, на лодках, под огнем противника. А 8 ноября 1944 года при передвижении в гористой местности Карпат во 2 батальоне 873 стрелкового полка уже другой — 276 стрелковой дивизии — полковая кухня отстала, и полк некоторое время находился перед перспективой голода. В таких условиях повара становятся видными людьми среди бойцов.

«Герой Советского Союза повар – Середа Иван Павлович отличился в августе 1941 года под городом Двинском (Даугавпилс, Латвия). Он готовил в лесу обед, когда услышал гул мотора фашистского танка. Вооружившись винтовкой и топором, он подкрался к остановившемуся гитлеровскому танку, прыгнул на броню и со всей силы рубанул топором по стволу пулемёта. Вслед за этим бросил на смотровую щель кусок брезента и забарабанил обухом по броне, громко приказывая мнимым бойцам приготовить гранаты к бою. Когда на подмогу прибежали бойцы стрелкового подразделения. На земле уже стояли, сдавшиеся в плен, четыре вражеских танкиста»

В наступлении существовали объективные трудности для организации питания: на маршах походные кухни и обозы не успевали за продвигавшимися вперед войсками. Готовить еду “на ходу” было затруднительно, а ночью не разрешалось разжигать огонь. В результате бойцам раздавали сухой паек, что порой оказывалось предпочтительнее горячей еды, так как в этом случае сокращалась возможность воровства продуктов и, по словам фронтовиков, “все наше оставалось с нами”. Если перед атакой бойцы получали “неприкосновенный запас” (консервы, сухари, сало), то “нехитрая голодная солдатская мудрость учила: надо съесть все запасы до боя – а то убьет, и не попробуешь!”  Но бывалые фронтовики, зная, что при брюшном ранении больше шансов выжить сохраняется при пустом желудке, перед боем стремились не наедаться и не пить.

Еда для бойцов доставлялась сюда в специальных термосах-контейнерах. Чем ближе к фронту, тем меньше разница в питании солдат и офицеров. «Ели все из одного котла и лейтенант с нами»

Варили то, на что хватало продуктов, где-нибудь неподалеку, так, чтобы враг не смог увидеть кухонного дыма. А отмеряли каждому солдату по черпаку в котелок. Буханку хлеба резали двуручной пилой, потому что на морозе он превращался в лед. Бойцы прятали свою «пайку» под шинель, чтобы хоть немного согреть. У каждого солдата в то время была за голенищем сапога ложка, как мы ее называли, «шанцевый инструмент» - алюминиевая штамповка. Но должен сказать, что она выполняла роль не только столового прибора, но и была своего рода «визитной карточкой». Объяснение этому такое: существовало поверье, что если ты носишь в брючном кармане-пистоне солдатский медальон: маленький черный пластмассовый пенал, в котором должна лежать записка с данными (фамилия, имя, отчество, год рождения, откуда призван), - то тебя обязательно убьют. Поэтому большинство бойцов просто не заполняли этот листок, а некоторые даже выбрасывали сам медальон. Зато все свои данные выцарапывали на ложке. И поэтому даже сейчас, когда поисковики находят останки солдат, погибших во время Великой Отечественной войны, их фамилии устанавливают именно по ложкам. Во время наступления выдавали сухой паек - сухари или галеты, консервы, но они по-настоящему появились в рационе, когда американцы объявили о вступлении в войну и стали оказывать Советскому Союзу помощь. Мечтой любого солдата, между прочим, были ароматные заокеанские сосиски в банках.

schoolmuseum623.jimdo.com

Размещение и быт военнослужащих

Военнослужащие, проходящие военную службу по призыву кроме матросов и старшин, находящихся на кораблях, размещаются в казармах.

Для размещения каждой роты в казарме должны быть предусмотрены:

- спальное помещение;

- комната досуга;

- канцелярия роты; .

- комната для хранения оружия;

- комната (место) для чистки оружия;

- комната (место) для спортивных занятий;

- комната бытового обслуживания;

- кладовая для хранения имущества роты и личных вещей военнослужащих;

- место для курения и чистки обуви;

- комната для умывания;

- душевая;

- туалет.

Для проведения занятий в полку оборудуются необходимые классы. В каждой части оборудуется Комната боевой славы (истории части) и ведется Книга почета воинской части.

Размещение военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, производится в спальных помещениях из расчета не менее 12 м3 объема воздуха на одного человека.

Кровати в спальных помещениях располагаются так, чтобы около каждой из них оставалось место для прикроватной тумбочки. В прикроватной тумбочке хранятся туалетные и бритвенные принадлежности, носовые платки, принадлежности для чистки одежды и обуви, а также книги, уставы, тетради и письменные принадлежности.

Места для хранения всех видов обмундирования закрепляются за военнослужащими и обозначаются ярлычками с указанием на них воинского звания, фамилии и инициалов военнослужащего.

Стрелковое оружие и боеприпасы в подразделениях хранятся в отдельной комнате с металлическими решетками на окнах, находящейся под постоянной охраной лиц суточного наряда.

Комната (место) для спортивных занятий оборудуется спортивными тренажерами, гимнастическими снарядами, гирями, гантелями и другим спортивным инвентарем.

В роте должна быть оборудована душевая из расчета — один кран на 15—20 человек, установлены умывальники — один кран на 5—7 человек и не менее двух ножных ванн с проточной водой. Также должно иметься место для стирки обмундирования военнослужащих.

Комната бытового обслуживания оборудуется столами для утюжки обмундирования, плакатами с правилами ношения военной формы — одежды военнослужащих, необходимым количеством утюгов, а также инвентарем для стрижки волос и инструментом для ремонта обмундирования и обуви.

Все здания и помещения, а также территория полка должны всегда содержаться в чистоте и порядке.

Ежедневная уборка помещения производится очередными уборщиками под руководством дежурного по роте. Кроме ежедневной уборки один раз в неделю производится общая уборка всех помещений под руководством старшины роты.

Проветривание помещений в казармах производится дневальными: в спальных помещениях — перед сном и после сна, в классах — перед занятиями и в перерывах между ними.

Для обеспечения пожарной безопасности все военнослужащие обязаны знать и выполнять требования пожарной безопасности и уметь обращаться со средствами пожаротушения.

Каждый военнослужащий обязан беречь природу и охранять ее богатства в ходе повседневной деятельности. Для этого он должен знать основные источники загрязнения, имеющиеся в полку (подразделении), и строго выполнять предусмотренные правилами и инструкциями мероприятия по предотвращению загрязнения водных ресурсов, воздуха, земель, сохранению животного и расти­тельного мира.

 

Распределение времени и повседневный порядок

Распределение времени в воинской части осуществляется так, чтобы обеспечивалась постоянная боевая готовность личного состава и создавались условия для проведения организованной боевой учебы, поддержания порядка, воинской дисциплины и воспитания военнослужащих, повышения их культурного уровня, своевременного отдыха и приема пищи.

Продолжительность служебного времени военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, определяется распорядком дня воинской части.

Боевое дежурство, учение, походы кораблей и другие мероприятия, перечень которых определяется министром обороны Российской Федерации, проводятся без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени.

 

Распределение времени в воинской части в течение суток, а по некоторым положениям и в течение недели осуществляется распорядком дня и регламентом служебного времени.

В распорядке дня предусматривается время для проведения утренней физической зарядки, утреннего и вечернего туалета, утреннего осмотра, учебных занятий и подготовки к ним, ухода за вооружением и военной техникой, воспитательной, культурно-досуговой и спортивно-массовой работы, информирования личного состава, просмотра телепрограмм, личных потребностей военнослужащих (не менее 2 ч) и 8 ч для сна.

Промежутки между приемами пищи не должны превышать 7 ч. После обеда в течение не менее 30 мин не должны проводиться занятия или работы.

Каждую неделю в полку проводится парково-хозяйственный день в целях обслуживания вооружения, военной техники и других материальных средств, приведения в порядок военных городков и производства других работ. В этот же дань обычно производятся общая уборка всех помещений, а также помывка личного состава в бане.

Воскресные и праздничные дни являются днями отдыха для всего личного состава, кроме несущих боевое дежурство и службу в суточном наряде.

Накануне дней отдыха концерты, демонстрацию кинофильмов и другие мероприятия для военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, разрешается оканчивать на 1 ч позднее обычного, а подъем в дни отдыха проводить позднее обычного, в час, установленный командиром воинской части.

В дни отдыха утренняя физическая зарядка не проводится.

 

Распорядок дня в войсковой части

6.50 - Подъем заместителей командиров взводов

7.00 Общий подъем

7.10-7.40 - Утренняя физическая зарядка

7.40-8.05 - Утренний туалет

8.10—8.20 - Утренний осмотр

8.30-8.50 - Проверка готовности к занятиям

9.00-9.20 - Завтрак

9.25-9.55 - Информация личного состава

10.00-10.50 - Учебные занятия 1 -и час

11.00-11.50 - Учебные занятия 2-й час

12.00-12.50 - Учебные занятия 3-й час

14.15-15.05 - Учебные занятия 4-й час

13.15-13.45 - Обед

13.45-14.15 - Время для личных потребностей

15.05-16.55 - Подготовка караулов и суточного наряда

17.00-17.50 - Практические занятия

18.00-18.50 - Воспитательная и спортивно-массовая работа

19.00-19.50 - Уход за вооружением

20.00-21.20 - Время для личных потребностей военнослужащих

21.20-21.40 - Ужин

21.40-22.00 - Просмотр телепрограмм

22.00-22.15 - Вечерняя прогулка

22.15-22.30 - Вечерняя проверка

22.30-23.00 - Вечерний туалет

23.00 - Отбой

 

Содержание помещений

Все здания, помещения и участки территории полка должны всегда содержаться в чистоте и порядке. Каждый командир (начальник) отвечает за правильное использование зданий и помещений, за сохранность мебели, инвентаря и оборудования.

Помещения и фасады зданий должны быть окрашены красками установленных колеров.

Комнаты должны быть пронумерованы. На наружной стороне входной двери каждой комнаты вывешивается табличка с указанием номера комнаты и ее назначения (приложение № 11), а внутри каждой комнаты - опись находящегося в ней имущества.

Имущество нумеруется с нелицевой стороны и заносится в книгу учета, которая хранится в канцелярии роты.

Имущество, закрепленное за подразделением, без разрешения командира полка не может переноситься в другое подразделение.

Переносить мебель, инвентарь и оборудование из одного военного городка в другой запрещается.

В спальных помещениях казармы, жилых комнатах общежития или других помещениях для личного состава на видном месте должны быть вывешены на специальных щитах распорядок дня, регламент служебного времени, расписание занятий, листы нарядов, схема размещения личного состава, опись имущества и необходимые инструкции, а также могут быть установлены телевизоры, радиоаппаратура, холодильники и другая бытовая техника.

Вывешиваемые в комнатах (помещениях) портреты и картины должны быть в рамках, а плакаты и другие наглядные пособия - на рейках. В помещениях разрешается иметь цветы, а на окнах аккуратные однотонные занавески.

Стекла в выходящих на улицы населенных пунктов окнах нижних этажей должны быть матовыми или на необходимую высоту покрашены белой краской.

Входные двери в казарму (общежитие) оборудуются смотровым глазком, надежным внутренним запором и звуковой сигнализацией с выводом к дневальному по подразделению. На окнах нижних этажей устанавливаются металлические решетки с внутренними запорами.

Во всех жилых помещениях, где есть водопровод, для питья воды оборудуются фонтанчики, а в помещениях, где нет водопровода, устанавливаются закрытые на замок бачки с питьевой водой, которые оборудуются водоразборными краниками. Бачки ежедневно под наблюдением дежурного по роте прополаскиваются и наполняются свежей питьевой водой, один раз в неделю производится их дезинфекция. Ключи от бачков хранятся у дежурного по роте.

Все помещения обеспечиваются достаточным количеством урн для мусора, а места для курения - урнами с водой (обеззараживающей жидкостью).

У наружных входов в помещения должны быть приспособления для очистки обуви от грязи и урны для мусора.

Ежедневная утренняя уборка спальных помещений в казарме и жилых комнат в общежитии производится очередными уборщиками под непосредственным руководством дежурного по роте. От занятий очередные уборщики не освобождаются.

Очередные уборщики обязаны: вымести мусор из-под кроватей и прикроватных тумбочек, подмести в проходах между рядами кроватей, при необходимости протереть пол влажной тряпкой, вынести мусор в установленное место, убрать пыль с окон, дверей, шкафов, ящиков и других предметов.

Ежедневная уборка помещений казармы и общежития и поддержание чистоты в них во время занятий возлагаются на суточный наряд роты.

Кроме ежедневной уборки один раз в неделю производится общая уборка всех помещений под руководством старшины роты. Во время общей уборки постельные принадлежности (матрацы, подушки, одеяла) должны выноситься во двор для вытряхивания и проветривания. Перед натиркой полов мастикой их очищают от грязи и протирают влажными тряпками.

Полы, если не натираются мастикой, моются не менее одного раза в неделю. Мытье полов разливом воды запрещается.

В столовых, хлебопекарнях и на хлебозаводах все оборудование и инвентарь маркируются, содержатся в чистоте и порядке; посуда после приема пищи должна быть вычищена, вымыта, ошпарена кипятком и просушена. Посуда хранится на стеллажах или в специальных шкафах.

Зимой слуховые окна зданий должны быть закрыты, а летом открыты, но защищены специальными решетками.

На чердаках, в местах, удаленных от дымоходов, могут храниться только зимние оконные переплеты. Чердаки, сушилки, подвалы запираются, ключи от них хранятся у дежурного того подразделения, на которое возложена ответственность за содержание этих помещений.

Туалеты должны содержаться в чистоте, ежедневно дезинфицироваться, иметь хорошую вентиляцию и освещение. Инвентарь для их уборки хранится в специально отведенном для этого месте (шкафу). Наблюдение за содержанием туалетов возлагается на старшин подразделений, санитарных инструкторов и дежурных по ротам.

Наружные туалеты устраиваются с водонепроницаемыми выгребными ямами на расстоянии 40 - 100 метров от жилых помещений, столовых и хлебопекарен (хлебозаводов). В северных районах это расстояние может быть меньше. Дорожки к наружным туалетам в ночное время освещаются. При необходимости (на ночь) в холодное время года в специально отведенных помещениях оборудуются писсуары.

Выгребные ямы туалетов своевременно очищаются и дезинфицируются.

Без разрешения квартирно-эксплуатационных и пожарных органов запрещаются перепланирование помещений, перенос и разборка существующих и возведение новых построек, прокладка внутренних электросетей, линий связи, сигнализации и вводов телевизионных антенн, а также установка временных и устройство новых печей.

Ремонт оборудования и сетей энергоснабжения, газоснабжения и центрального отопления производится силами квартирно-эксплуатационной службы или лицами, имеющими специальную подготовку и лицензию на его выполнение.

Ходить строем в ногу в казарменном помещении (общежитии) запрещается.

 




infopedia.su

Конспект урока по ОБЖ "Размещение и быт военнослужащих"

Тема урока: Размещение и быт военнослужащих

Тип урока: комбинированный.

Методы и формы обучения: объяснительно-иллюстративный,

работа с учебником.

Цели:

Образовательная: Познакомить учащихся с размещением и бытом военнослужащих

Развивающая: Развивать позитивное отношение к службе в вооружённых силах

Воспитательная: воспитывать гражданское самосознание и ответственность.

Оборудование: учебники-ОБЖ для 10 кл., проектор, презентация «Размещение и быт военнослужащих», таблица «Размещение и быт воен-нослужащих».

План урока.

1.Организационный момент.

2. Проверка домашнего задания. (тестовый)

3. Изучение нового материала.

4. Работа с учебником с последующим обсуждением.

5. Закрепление.

6.Сообщение домашнего задания.

Ход урока

1.Организация класса.

Приветствие. Проверка списочного состава класса.

2.Проверка домашнего задания.

Учитель:Прежде чем приступить к новой теме выполните тесты по предыдущей теме (Приложение 1) На выполнение тестов вам 10 минут.

А сейчас проверяем. На слайде ответы. (Слайд 1)Подсчитайте баллы и поставьте себе оценку.

3. Изучение нового материала.

Учитель:Запишите тему и число урока.Тема сегодняшнего урока: «Разме-щение и быт военнослужащих» (Слайд 2)

Цели урока: (Слайд 3)

1.Познакомиться с правилами размещения и бытом военнослужащих, проходящих военную службу по призыву.

2. Развитие позитивного отношения к службе в вооружённых силах.

3.Воспитывать в себе гражданское самосознание и ответственность.

Учитель: (Слайд 4) Размещение военнослужащих, проходящих службу по призыву, осуществляется в соответствии с Уставом внутренней службы Вооружённых Сил Российской Федерации. Военнослужащие, проходящие военную службу по призыву, кроме находящихся на кораблях, размещаются в казармах.

Каждый батальон (отдельное подразделение полка) по возможности располагается на отдельном этаже здания или в отдельно расположенном помещении.

Для размещения роты должны быть предусмотрены следующие помещения:

1.Комната для хранения оружия; (Слайд 5)

2.Спальное помещение; (Слайд 6)

3.Комната информирования и досуга (психологической разгрузки) (Слайд 7)

4.Комната бытового обслуживания; (Слайд 8-9)

5.Кладовая для хранения имущества роты и личных вещей военнослужащих; (Слайд 10)

6.Сушилка для обмундирования. (Слайд 11)

7.Комната для умывания ,туалет. (Слайд 12)

8.Класс для занятий с военнослужащими;(Слайд 13)

9.Комната для занятия спортом. ;(Слайд 14)

В каждой воинской части оборудуется комната боевой славы (истории), ведётся Книга почёта воинской части (корабля), а также может оборудоваться центр (пункт) психологической помощи и реабилитации. (Слайд 15)

4. Работа с учебником с последующим обсуждением. Откройте страницы 252-253 учебника, внимательно прочитайте и найдите ответы на вопросы (Слайд 16) 10 минут для работы с учебником.

1.Сколько метров кубических должно проходиться на одного военнослужащего в спальном помещении? (12 м3)

2.Что должно храниться в прикроватной тумбочке военнослужащего? (туалетные и бритвенные принадлежности, принадлежности для чистки одежды и обуви, мелкие предметы личного пользования и письменные принадлежности)

3.Кто охраняет комнату со стрелковым оружием роты?(лица суточного наряда)

4.Сколько человек должно приходится на 1 умывальник, на унитаз?( 1 умывальник на 5-7человек, 1 унитаз на 10-12 человек)

5.Где военнослужащий может привести себя в порядок?(в комнате бытового обслуживания)

6.Кто убирает помещение роты и поддерживает там чистоту?(уборщики под руководством дежурного по роте)

Учитель: Итак давайте ответим на вопросы.

Учитель:На основе вышесказанного можно сделать следующие выводы: Военнослужащие, проходящие военную службу по призыву (кроме матросов), размещаются поротно в казармах, в которых имеются специальные спальные помещения.

  1. Военнослужащие обязаны поддерживать в помещениях воинской части чистоту.

  2. В помещениях ежедневно проводится уборка под руководством дежурного по роте.

  3. Военнослужащие обязаны выполнять требования пожарной безопасности.

5. Закрепление.Давайте ответим на вопросы в учебнике на странице 253.

  1. Как размещаются военнослужащие, проходящие военную службу по призыву?

  2. Чем оборудуется спортивная комната в воинской части?

  3. Кто осуществляет ежедневную уборку помещений казармы?

  4. Почему, на ваш взгляд, в помещениях, где живут военнослужащие по призыву, должна поддерживаться чистота? Обоснуйте свой ответ.

Окончание урока.

Домашнее задание. §49 «Размещение военнослужащих»; выполнить задания 1-2 (рубрика «Задания», с. 254).

Выставление и комментирование оценок.

Ребята вам понравился сегодняшний урок? Что понравилось?

(если останется время)

Давайте прочитаем дополнительный материал к уроку.

  1. Дополнительные материалы к §49.

О размещении военнослужащих

(Извлечения из Устава внутренней службы)

<…> 165. Военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, и совместно проживающие с ними члены их семей обеспечиваются жилыми помещениями по нормам и в порядке, предусмотренным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. <…>

166. Военнослужащим женского пола, проходящим военную службу по контракту, а также обучающимся в военных образовательных учреждениях профессионального образования, до заключения ими контракта о прохождении военной службы предоставляются жилые помещения в общежитиях с оборудованием отдельного входа.

Сержанты, замещающие воинскую должность старшины роты или должности, подлежащие замещению прапорщиками или офицерами, размещаются в общежитиях по возможности отдельно.

Солдаты, матросы, сержанты и старшины, проходящие военную службу по контракту, в исключительных случаях могут временно размещаться в казармах отдельно от военнослужащих, проходящих военную службу по призыву.

167. При комплектовании роты военнослужащими, проходящими военную службу по призыву, а также военнослужащими, проходящими военную службу по контракту на воинских должностях сержантов и старшин, последние размещаются в отдельных помещениях казармы.

Военнослужащие – иностранные граждане размещаются на весь срок военной службы в общежитиях и регистрируются по адресу воинской части.

168. Военнослужащие, проходящие военную службу по призыву, кроме находящихся на кораблях, размещаются в казармах.

Курсанты военных образовательных учреждений профессионального образования до заключения ими контракта о прохождении военной службы размещаются в казармах в порядке, установленном для солдат и сержантов, проходящих военную службу по призыву. Курсанты, заключившие контракт, в том числе семейные курсанты, слушатели, не имеющие офицерских званий, могут размещаться в общежитиях, предназначенных для размещения курсантов на период обучения.

Начальник военного образовательного учреждения профессионального образования при отсутствии жилых помещений в общежитиях имеет право разрешить семейным курсантам, заключившим контракт о прохождении военной службы, а также слушателям, не имеющим офицерских званий, проживать вне территории, занимаемой военным образовательным учреждением профессионального образования, при условии своевременного прибытия таких военнослужащих к месту обучения. <...>

infourok.ru

Размещение и быт военнослужащих

Обязательную подготовку гражданина к военной службе условно можно разделить на два периода.

Обязательная подготовка граждан к военной службе

Обязательная подготовка гражданина к военной службе опре­делœена Федеральным законом Российской Федерации ʼʼО воин­ской обязанности и военной службеʼʼ. Обязательная подготовка к военной службе предусматривает:

- получение начальных знаний в области обороны;

- подготовку по основам военной службы в государственном, муниципальном или негосударственном образовательном учреж­дении среднего (полного) общего образования, образовательном учреждении начального профессионального и среднего профессионального образования и на учебных пунктах организаций;

- военно-патриотическое воспитание;

- подготовку по военно-учетным специальностям солдат, матро­сов, сержантов и старшин по направлению военного комиссариата;

- медицинское освидетельствование и медицинское обследова­ние;

- проведение лечебно-оздоровительных мероприятий.

Первый период — подготовка к военной службе граждан допризывного возраста. Допризывным считается возраст до момента первоначальной постановки на воинский учет. Первоначальная постановка на воинский учет граждан мужского пола осуществляется в период с 1 января по 31 марта в год достижения ими возраста 17 лет.

Второй период — подготовка к военной службе граждан призывного возраста. Призывник — гражданин Российской Федерации, состоящий на воинском учете, до момента отправки его со сборного пункта к месту прохождения военной службы. Призыву на военную службу подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет.

В первый период подготовка граждан к военной службе в основном должна быть направлена на достижение общеобразовательного уровня, определяющего пригодность к исполнению воинской обязанности. Работа идет по следующим направлениям: совершенствование физических качеств, выработка необходимых психологических качеств и умения работать в коллективе и малых группах, определœение индивидуальных наклонностей и возможностей, первоначальный профессиональный отбор (определœение склонностей и предрасположенности к определœенным профессиям). В данный период обучающиеся должны получить начальные знания в области обороны.

Во второй период подготовка граждан к военной службе должна носить более целœенаправленный характер с учетом рекомендаций по результатам профессионального психологического отбора во время первоначальной постановки на воинский учет. В данный период каждый призывник должен стремиться развить в себе необходимые качества, характерные для выбранной (рекомендованной) военной специальности. Вместе с тем, целœесообразно детально ознакомиться с основами военной службы по призыву (по контракту), основными требованиями к уровню здоровья при прохождении медицинского освидетельствования, изучить требования к индивидуальным психологическим качествам специалистов по сходным воинским должностям. Уяснив всœе требования к выбранной военной специальности, важно спланировать систему индивидуальной подготовки так, чтобы максимально подготовиться к выполнению обязанностей военной службы по выбранной (рекомендованной) военной специальности. действовать быстро, решительно, проявлять инициативу и находчивость.

Вместе с тем, для успешного исполнения своих обязанностей военнослужащие, занятые на должностях разведчиков, саперов, пожарных, водолазов, должны обладать крепким здоровьем, высокой степенью физической подготовленности, мужеством, са­моотверженностью, чувством коллективизма, ловкостью, наблю­дательностью и точным глазомером.

Οʜᴎ должны постоянно воспитывать в себе самообладание и выдержку, тренировать способность быстро перерабатывать большой объём информации и принимать единственно верные решения.

Технические воинские должности. Поддержание готовности и работоспособности вооружения и военной техники обеспечивают военнослужащие, занимающие технические воинские должности. Вооружение и военная техника чрезвычайно многообразны, в связи с этим существует ряд воинских должностей по обслуживанию и ремонту материальной части.

Каждая конкретная техническая воинская должность имеет свои особенности по требованиям, которые предъявляются к специалисту, но вместе с тем всœе они имеют много общего. Специалисты, занятые на этих должностях, должны уметь выявлять причи­ны неисправностей техники и осуществлять ее ремонт. Для этого специалистам, занимающим технические должности, крайне важно знать основы механики, квантовой физики, электроники, оптики, уметь читать чертежи, разбираться в показаниях приборов; четко представлять себе конструктивные особенности обслуживаемой техники.

Вместе с тем, для успешного исполнения обязанностей на технических должностях они должны обладать рядом профессиональных качеств: развитой оперативной памятью, нормальным цветоощущением, склонностью к работе по обслуживанию и ремонту техники.

Прочие воинские должности. Среди воинских должностей особое место занимают прочие должности, не предъявляющие специфических требований к индивидуальным профессионально-психологическим качествам военнослужащих. К ним относятся должности стрелков, гранатометчиков и пулеметчиков. Это самые массовые должности в Сухопутных войсках.

Стрелки, гранатометчики и пулеметчики должны прежде всœего быть смелыми, решительными, мужественными, исполнительными, дисциплинированными, обладать быстротой двигательной реакции, точным глазомером, физической выносливостью.

Военнослужащие, проходящие военную службу по призыву кроме матросов и старшин, находящихся на кораблях, размещаются в казармах.

Для размещения каждой роты в казарме должны быть предусмотрены:

- спальное помещение;

- комната досуга;

- канцелярия роты; .

- комната для хранения оружия;

- комната (место) для чистки оружия;

- комната (место) для спортивных занятий;

- комната бытового обслуживания;

- кладовая для хранения имущества роты и личных вещей военнослужащих;

- место для курения и чистки обуви;

- комната для умывания;

- душевая;

- туалет.

Для проведения занятий в полку оборудуются необходимые классы. В каждой части оборудуется Комната боевой славы (истории части) и ведется Книга почета воинской части.

Размещение военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, производится в спальных помещениях из расчета не менее 12 м3 объёма воздуха на одного человека.

Кровати в спальных помещениях располагаются так, чтобы около каждой из них оставалось место для прикроватной тумбочки. В прикроватной тумбочке хранятся туалетные и бритвенные принадлежности, носовые платки, принадлежности для чистки одежды и обуви, а также книги, уставы, тетради и письменные принадлежности.

Места для хранения всœех видов обмундирования закрепляются за военнослужащими и обозначаются ярлычками с указанием на них воинского звания, фамилии и инициалов военнослужащего.

Стрелковое оружие и боеприпасы в подразделœениях хранятся в отдельной комнате с металлическими решетками на окнах, находящейся под постоянной охраной лиц суточного наряда.

Комната (место) для спортивных занятий оборудуется спортивными тренажерами, гимнастическими снарядами, гирями, гантелями и другим спортивным инвентарем.

В роте должна быть оборудована душевая из расчета — один кран на 15—20 человек, установлены умывальники — один кран на 5—7 человек и не менее двух ножных ванн с проточной водой. Также должно иметься место для стирки обмундирования военнослужащих.

Комната бытового обслуживания оборудуется столами для утюжки обмундирования, плакатами с правилами ношения военной формы — одежды военнослужащих, необходимым количеством утюгов, а также инвентарем для стрижки волос и инструментом для ремонта обмундирования и обуви.

Все здания и помещения, а также территория полка должны всœегда содержаться в чистоте и порядке.

Ежедневная уборка помещения производится очередными уборщиками под руководством дежурного по роте. Кроме ежедневной уборки один раз в неделю производится общая уборка всœех помещений под руководством старшины роты.

Проветривание помещений в казармах производится дневальными: в спальных помещениях — перед сном и после сна, в классах — перед занятиями и в перерывах между ними.

Для обеспечения пожарной безопасности всœе военнослужащие обязаны знать и выполнять требования пожарной безопасности и уметь обращаться со средствами пожаротушения.

Каждый военнослужащий обязан беречь природу и охранять ее богатства в ходе повсœедневной деятельности. Для этого он должен знать основные источники загрязнения, имеющиеся в полку (подразделœении), и строго выполнять предусмотренные правилами и инструкциями мероприятия по предотвращению загрязнения водных ресурсов, воздуха, земель, сохранению животного и расти­тельного мира.

referatwork.ru

Жизнь и быт казаков - Краеведческий портал Бурятии и Улан-Удэ. Информационный портал Родное село

Меня всегда интересовала история казачества, хотелось как можно больше узнать не только историческое прошлое нашего Забайкальского казачества, но и о жизни и быте казаков на Дону, на Днепре, на Урале.

 

Слава тебе, Господи, что мы – казаки!

Казачья молитва

 

Я начал собирать материалы не о военных походах казаков, а об их жизни внутри общины: какие у них порядки, правила, какой веры поддерживаются. Меня так же интересовало, как слаживались отношения между мужчинами и женщинами, между взрослыми и детьми. Сравнивая жизнь и быт донских и забайкальских казаков, я сделал вывод, что особых различий между ними нет, разве что в проведении каких-либо обрядов.

 

Главное отличие – цвет лампас. У донских казаков он - красный, а у забайкальских – желтый.

 

Слово «казак» тюркского происхождения, что означает «удалец», «вольный человек».

 

Существование казаков, как пограничного воинственного народонаселения, было ответственно и необходимо по географическому положению Древней Руси, «по открытости ее границ» - писал историк С. М. Соловьев. Характеризуя государственное значение казаков, он отмечал, что «На всех границах долженствовали и действительно были казаками, в особенности на тех границах, где никто не смел селиться, не имел характер воина, готового всегда отражать, сторожить врага».

 

Казачья община являлась одновременно хозяйственной и военной. Во главе ее стоял Круг, т. е. собрание всех казаков. Кругу принадлежала высшая судебная власть. Круг выбирал войскового старшину атамана, его помощника есаула подьячего (писаря). Атаман обладал неограниченной властью во время войны или похода. К атаману предъявлялись высокие требования: храбрость и смелость в бою, грамотно командовать отрядом в походе, знание военного дела. Атаман должен заботиться  о казаках, понимать их.

 

Вооружены казаки были саблями, пиками, карабинами, пистолетами и мушкетами. Все войско делилось на пешее и конное, каждое из которых состояло из трех бригадных округов. Бригадный округ разделялся в пешем войске на 4 батальона, а в конном - на 2 сотенных округа. В низшем звене в конном войске было 36 сотенных, а в пешем 12 батальонных управления.

 

Русские и монгольские караулы имели личные контакты, периодически общались. На каждом карауле, русском и монгольском, имелось по половинке одной доски, размером 2,5×1 вершок, окрашенная в черный цвет, и имевшая запись на маньчжурском или монгольском языках. Один раз в год в первой половине июня, двое казаков отправлялись в ближайший монгольский караул, где и предъявляли свою половину доски. Если обе половинки сходились в месте излома, то это служило доказательством, что между государствами ничего не случилось. И эти два казака те, за кого себя выдают. Сложными дочечками сначала прикасались ко лбу, потом к левому плечу, произнося слова «саган-хан отанобей» («О, храни нас, белый царь»). После этого казаки три дня гостили у монгол. На третий день, взяв с собой дощечку, которая хранилась у монголов, казаки уезжали. А монголы в сентябре делали также как и русские казаки.

 

Вообще казаки жили обычно военными поселениями, занимались земледелием, различными промыслами, скотоводством, но имели военное правление.

 

Тяжким бременем на казака ложилась действительная служба. Осенью уходили на полевую службу половина казаков. В течение зимы казаки учили уставы, наставления, занимались боевой подготовкой. А весной уходили для несения службы в караулах по русско-китайской границе. В любую погоду казаки выполняли свои обязанности в дозорах и секретах, на берегах пограничных рек, на вершины сопок, в распадах и ущелья. Не редко они гибли в перестрелках. Сутки дежурили, а двое находили в казарме, где продолжали  военные занятия. К весне следующего года казаки возвращались домой на двухгодичную льготу. Те, кому исполнялось 40 лет, переводились в разряд внутренней службы, а кому - 60 лет и более, уходили в отставку. Казаки платили подушную подать вполовину меньше, чем крестьяне, а другие подати вообще не платили. Они были более защищены законом, как вооруженные защитники своего Отечества. Казак ощущал на себе меньше гнета и бесправия, чем тот же крестьянин. В полки зачислялись добровольцы, имеющие лошадей, и те, за кем числился недоимок по ясачному сбору.

 

Древнейшие казачьи поселения на Днепре, Дону, на Тереке, на Урале были устроены на земле, которая никому не принадлежала. Это была широкая, 400-500 км полоса степи, тянувшаяся от южных островов Уральского хребта и Северных берегов Каспийского моря, с востока на запад, по северным берегам Азовского и Черного морей до Карпатских гор. А на Севере от этой полосы находилась линия Украинских городов-крепостей Московского государства. По этой равнине в течение многих веков разные кочевые народы из глубины Азии приходили в Европу.

 

Ко времени образования казачьих поселений XV-XIII века эта местность от Волги до Днестра носила название «Дикого поля».

 

Казаки владели занятой ими землей на праве владения – захвата и справедливо считали, что она им не пожалована Московскими царями и российскими императорами, а завоевана казачьей кровью и закреплена казачьими могилами. Жизнь в пограничной полосе подвергала казака постоянной опасности со стороны соседей-кочевников, что вызывало необходимость всегдашней готовности к отражению неприятельских нападений. Вследствие этого поселения казаков носили характер укрепленного военного стана – обносились рвом. Мужчины все были вооружены и выезжали на полевые работы, рыбную ловлю, охоту или пасти скот и лошадей, вооруженными. Женщины и девушки также умели владеть огнестрельным и холодным оружием. История казачьих войн знает случай, когда женщины в отсутствии мужчин, находившихся в походе, защищали станицу от нападения неприятелей.

 

Жизнь, полная опасностей, выработала людей с сильным характером, личной неустрашимостью, выносливостью, выработала в них смелость, находчивость, умение приспосабливаться к окружающей обстановке, умение защищать и отстаивать свою жизнь, свои права и имущество. Среди казаков царило полное равенство и на руководящие посты выдвигались и выбирали люди, отличавшиеся умом, знаниями, талантами и личными заслугами. Никаких привилегий в силу происхождения, знатности рода, богатства или каким-либо иным казаки не знали.

 

Удаленные на сотни тысяч километров от тогдашних государственных центров, казаки должны были сами создавать для себя власть на месте.

 

Это была власть выборная – «Войсковой атаман», ограниченная в своих действиях только волею народного собрания казаков «Войскового круга».

 

Атаману были подчинены все окруженные силы, как и выборные, так и исполнительные власти в Войске. На своих народных собраниях казаки вырабатывали и нормы, по которым действовала эта власть. Раз принятое решение по какому-либо вопросу запоминалось в народной памяти и применялось в аналогичных случаях, становилось обычаем, и таким образом, создавалась «Войсковое право», которое регулировало все стороны казачьей жизни.

 

Духовной жизнью казаков руководило их духовенство, которое также было выборное и избиралось казаками из наиболее грамотных и религиозных людей. Священник не только удовлетворял религиозные потребности казаков, но и был для них учителем.

 

Казаки выбирали священников из священников, которых было много на Дону: отбитых из полонов, беженцев из разоренных монастырей и церквей, беглых от репрессии и др. Расстриженный или самозванец, нерукоположенный священник служить у казаков не мог и судьей.

 

Казаки были глубоко преданы своей христианской вере, но вместе с тем отличались полной веротерпимостью. Не говоря уже о старообрядцах, которых в среде казаков было много. В Кубанском войске были казаки- горцы – магометане, а в Донском была крупная группа казаков-калмыков - буддистов. Возвращаясь из своих походов, казаки отдавали часть военной добычи на свою церковь, и этот благочестивый обычай сохранился до позднего времени, когда казаки той или иной станицы возвращались домой,  они привозили в станичную церковь серебряные церковные сосуды, евангелие в дорогой оправе, иконы, хоругви и другие церковные предметы.

 

Создавая самостоятельно свои порядки, свое управление, свой казачий «присуд», свое войсковое право, казаки, однако сохраняли тесную связь с Россией, связь религиозную, национальную, политическую и культурную.

 

Московский царь, впоследствии Российский император, признавался казаками как верховная власть. Он был в их глазах носителем государственного и национального  единства России.

Во внутреннюю жизнь казачьих земель центральное правительство совершенно не вмешивалось. Время от времени царь посылал своих послов к казакам с милостивыми словами и подарками для войска.

Казаки ежегодно, с наступлением зимы, по установившемуся санному пути, отправляли в Москву  большое посольство (свыше ста человек), называемое «зимовой станицей», которая должна была передать царю ходатайство о нуждах казаков и принять царское жалование.

 

Царское жалование состояло из определенной суммы денег, огнестрельных припасов (свинца, пороха, ядерных пушек), хлеба и сукна.

Казачья привольная жизнь, отсутствие крепостного права, возможность добывать богатую добычу в чужой земле привлекало большое количество беглецов из разных частей Московского государства, с чем центральное правительство постоянно вело борьбу. Казачьи права, казачьи вольности были в то время (XVII- XVIII в.) идеалом для русского народа, но противоречили системе государственного управления, построенного на централизме и крепостном праве. Одним из краеугольных принципов казачьего права было основание «С Дону выхода нет», по которому всякие преступившие границу земли Войска Донского превращался в вольного человека.

 

При Петре I казачьи вольности были значительно урезаны. Казачьи области в 1721 г. были переданы из Министерства иностранных дел в Военное Министерство. Исконное  право казаков, избирать себе атамана на Круге, было уничтожено и Войсковые атаманы назначались верховной властью. Постепенно казачьи земли вошли в административную систему Российского государства, сохранив, однако во внутреннем управлении, в пользовании хозяйственными  благами (земля, недра, вода) значительную долю автономии.

 

Казаки сохранили личную свободу от податей (подушной и земляной), но зато несли поголовную воинскую повинность, отправляя за свой счет, т.е приобретая на свои деньги не только белье, обувь и платье, но и воинское обмундирование, холодное оружие и лошадь с седлом: только винтовку получал от казны. Этот закон оставался в силе до революции 1917 года. Благодаря такой системе формирование казачьих полков и батарей обходилось правительству необычайно дешево. Причем оно могло постоянно  располагать первоклассной боевой силой, всегда подготовленной, высоко дисциплинированной. Высокие боевые качества казачьих воинских частей зависели как от прекрасного людского характера, с детства, приученного к военным упражнениям, к военному строю, к военной службе, так и офицерского командного состава, составляющего исключительно также из казаков.

 

Казаками командовали казаки. И офицер, и рядовой казак вырастали вместе в одной станице, как вместе росли их отцы и дети. Один, получая образование  становился офицером, командиром по профессии, образование же другого составляла местная школа и отслужив действительную службу, он возвращался в станицу, занимался земледелием. Казак-офицер отлично знал психологию каждого своего казака, на что он годен, как будет держать себя в бою и что можно от него достигнуть. В свою очередь казаки верили, что он не поведет их вслепую, не даст не посильной задачи. Не пошлет их на убой.

 

Только при таких условиях создается гармоничное единство военной части, которое не делает его непобедимой силой, ибо побеждает дух, а не грубая сила.

 

Чтобы получить правильное представление о казаках, надо также обратить внимание на то, что казаки были не только военными, но большое количество казачьей молодежи, начиная со второй половины XIX века, шло в высшие учебные заведения, университеты и политехникумы. Для получения высшего образования общегосударственное правительство предоставляло льготы по отбыванию воинских повинностей, а войсковая власть давала стипендии.

 

 Как и везде, в высшую школу шли наиболее одаренные и талантливые люди. В большинстве, по окончании образования,  возвращались в свои родные места, и их работа значительно содействовала культурному и хозяйственному подъему уровня местной жизни. Россия знает и помнит не только имена казаков-полководцев, генералов, но и имена ученых, академиков, писателей, поэтов и художников.

Право на вступление в казачье общество (Круг, объединение, землячество) имел любой православный, казак по отцу или матери, а главное осознающий себя казаком и живущий по принципам казачества, служащий всей душой и всем помышлением народу своему.

 

Правом присутствия на кругах и сходках, правом быть избранным на любую должность, правом свободно излагать и отстаивать свои взгляды, как на развитие общины, так и всего казачества, традиционно обладают мужчины, православные казаки.

 

Казак имеет право посещать круги и сходы вместе с отцом или совершеннолетним братом или родственником, крестным отцом или наставником, свободно выбранным самим или его матерью с 10-летнего возраста (в виде исключения с 8-летнего).

 

Казак обязан принимать участие во всех делах своего общества с 16 лет. По решению круга за заслуги перед казачеством, может получить право голоса до совершеннолетия, которое наступает в 21 год и влечет за собой полное членство.

 

По обычаю казаков, женщина пользуется таким уважением и почитанием, что в наделении обязанностей и правами мужчин не нуждается. Разговаривая с женщиной на Кругу или Сходке, казак обязан был стоять при разговоре с женщиной преклонных лет, сняв шапку. Казак не имел права вмешиваться в женские дела. Казак обязан оберегать женщину всеми силами и средствами. Защищая ее, отстаивая ее честь и достоинство – этим он обеспечивал будущее своего народа.

 

Интересы женщины-казачки представлял ее отец, крестник, ее муж, брат или сын. Одинокая казачка, девушка или вдова пользовалась личной защитой атамана, членов Атаманского Правления и Совета стариков. Казачка вправе выбрать себе ходатая из станичников, хуторян или Совета стариков, в иных случаях ее интересы на Кругу представляет атаман.

 

Казачка имела право обращаться непосредственно к атаману с просьбой, жалобами и предложениями или входить на Круг через Совет стариков.

 

 Казак мог принимать участие во всех делах своего общества, где пользовался всеми правами. Основанием для вступления в любое казачье общество служило личное заявление вступающего с последующим поручительством  стариков от члена Атаманского Правления. За казачку поручается уважаемая женщина из казачьего объединения. Кроме поручительства обязательно благословение священника. Прием производится простым большинством голосов на Кругу.

 

Вступивший в казачье войско обязан соблюдать казачьи обычаи и традиции, придерживаться принципов казачьей нравственности: почитать каждого старика отцом своим, престарелую казачку – матерью. Равно и как пожилые люди, относиться к тем, что моложе, как к детям своим. Каждую казачку – сестрою своею,  честь и достоинство нужно нести выше собственной голо вы, каждого казака – братом, каждого ребенка оберегать и любить, как своего собственного.

 

Оскорбление  одного казака – есть оскорбление всех. В случаях обиды или нужды, казак обязан приходить на помощь немедленно, всеми силами и средствами, без просьбы о помощи.

 

Казачество всегда использовало принципы полной свободы совести. Личным делом каждого являлась его партийная принадлежность, как правило, член казачьего общества может состоять в любой партии, или быть беспартийным. Но, чтобы обезопасить  себя, общество запрещало  пропаганду в своих рядах любых партийных взглядов, а также ношение партийной одежды и атрибутики.

 

Вера в бога есть дар, личное дело каждого казака – верит он в бога или нет. Но, поскольку казачьи обычаи связаны с православием, член казачьего общества обязан был выполнять их вместе с братьями своими. Никто не вправе был упрекать казака в безверии, равно и как в религиозности. За нарушение этого правила, за оскорбление отеческого обычая должно следовать строгое наказание, и даже исключение из общества.

Казачество всегда было символом Российской государственности. Традиционно, не претендуя ни на какую власть, казак всегда поддерживал существующий в стране порядок, был оплотом стабильности.

Казак всегда понимал свою жизнь как служение Богу, исполнение его заповедей через служение Отечеству и Народу. Нельзя служить в полсилы и любое дело порученное атаманом, Советом стариков, Правлением или Кругом казак обязан выполнять безупречно.

 

Казак обязан был по первому зову являться на Круг или сход в предписанной для каждого отдельного случая одежде. Обязан был так же иметь и по приказу атамана надевать в праздничные храмовые дни и иные праздники, отмечаемые его обществом, национальную одежду со всей ее атрибутикой и ее деталями, такую как было принято в той области, откуда он ведет свою родословную.

 

Казак всегда обязан постоянно высоко нести казачью честь, беречь достоинства казачества, его обычаи и традиции, следовать постоянно христианским заповедям: любви к ближнему, терпимости, трудолюбию и миролюбию. Самым тяжелым наказанием для казака исключение его из казачьего общества.

 

Основой любого казачьего общества является семья. Брак – христианское таинство, семья его святыня и никто не имеет права вмешиваться в жизнь семьи без ее просьбы. Ответственность за все, что происходит в семье, несут ее члены, но в большей степени глава семьи – отец.

 

Семьи могут объединяться по территориальному признаку, по совместной работе или по иным причинам в небольшие группы (курени, хутора и т.п.). сюда могут входить холостые одинокие казаки или казачки. Наиболее уважаемый член этой малой общины становится ее главою и принимает полную ответственность за каждого своего подопечного. Силой, хранящей общину, семью и все казачье общество, должна быть любовь к своему народу и ближним своим, христианская нравственность и казачьи обычаи.

 

Важным органом любого казачьего общества являлся Круг, где все казаки, обладающие правом голоса, равны. Все решения на Круге принимались простым большинством голосов, прямым голосованием. Тайное голосование у казаков было не принято, как несовместимое с понятием братства и чести.

 

Прямым открытым голосованием Круг избирал атамана на срок, указанный в Уставе общества. Традиционно, атаман  избирался на три срока подряд, после чего его кандидатура три года не выдвигалась.

Приведение атамана к присяге и Крестному целованию на Круге являлось одновременно и присягой всего Круга на верность и беспрекословное подчинение атаману, который равен отцу. Единоличная власть атамана была ограничена нормами христианской морали, о которой на Кругу ему вправе напоминать священник, а так же  казачьими обычаями, хранителями которых был Совет стариков. Без одобрения стариков, без благословления священника, ни одно основополагающее решение атамана не может быть исполнено.

 

Атаман предлагал кандидатуры казаков - членов Атаманского Правления для утверждения на Круге. Во время атаманства он может сместить или заменить одного из членов Правления, дав  соответствующие разъяснения казакам на Сходе.

 

Состав и назначение членов Правления определялся Кругом. В промежутках между Кругами вся полнота принадлежала  атаману и Правлению.

 

Совет стариков не вправе  был приказывать, а мог только советовать, опираясь на казачьи обычаи. Совет стариков по решению Учредительного круга может обладать правом «вето» на решение атамана Круга.

Власть стариков исходила не от силы, а от авторитета. Утратив этот авторитет, по тем или иным причинам, Совет стариков должен быть расформирован и набран в новом составе.

 

Традиционно избирался Суд чести в каждом отдельном случае по жребию из полноправных казаков. По окончании дела Суд  расформировывался. Так, каждый казак мог гласно судить о своем товарище, карать его или миловать. Согласно обычаю, решения Суда чести, принятые в отсутствие священника и не одобренные Советом стариков были недействительны.

 

Любое казачье общество вправе было приглашать специалистов для решения тех или иных вопросов, в частности для контроля над расходованием денежных средств.

 

Главный принцип казачества: Воля есть право на свободный выбор решений! Однако решение должно быть исполнено. Не давши слово – крепись, а давши – держись!

 

Казачий Круг служил обозначением любого всенародного собрания. По старинным актам известны Круги валовые, войсковые и полковые. Круги решали все общественные дела и при полной независимости и демократии казачьих обществ были собранием полноправных представителей народа.

 

Низшим Кругом был полковой, впоследствии станичный и хуторской. Его решение мог пересмотреть или приостановить Круг войсковой, который состоял из представителей всех станиц округа, высшим считался Круг валовой, куда собирались представители всего народа. Он был неправомочен, если хотя бы один представитель или отряд войска был в отсутствии и не голосовал.

 

Одной из форм казачьей общественной жизни был Сход. При большом сходстве с Кругом, он имел значительное принципиальное отличие. Сбор на Сход осуществлялся тем же порядком, но на него, как правило, приглашались все жители станицы, в том числе и инородные, и женщины. Принципиальное отличие Схода от Круга было то, что на нем не проводилось голосование, не решались основополагающие вопросы и не ставились проблемы, влияющие на жизнь общины.

 

Если Круг был организацией вырабатывающей политическую долгосрочную программу, выполняя функцию законодательного собрания, то Сход же был общественной исполнительной организацией.

Соответственно менялся и порядок проведения Схода. По характеру и задачам различие Сходов можно свести к двум разновидностям: очередной, на котором зачитывались приказы и предложения атамана; чрезвычайный, посвященный событиям неожиданным, например, оглашению приказа атамана о борьбе с эпидемиями или о посылке казаков на службы. Особым Сходом были собрания, на которых разбирались тяжбы, не входящие в компетенцию мирового судьи, или, по мнению казаков такие, которые при государственном разбирательстве были бы решены неправильно. Это были проступки и тяжбы не уголовного характера, но которые атаман не считал себя вправе разбирать единолично. Когда, по мнению Совета стариков и общественному мнению само публичное разбирательство, как и наказание, должно было укрепить нравственность казачьего общества, напомнить о святых казачьих устоях.

 

Как и в современной жизни, так и раньше, основанием любого казачьего объединения занимается оргкомитет. В момент созыва учредительного Круга, оргкомитет находится на месте Атаманского Правления. В остальном же Круг ведется обычным порядком. По разрешению дежурного есаульца казаки выходят на Круг и рекомендуют кандидатов на атаманский пост.

 

Всякий названный, как только произносят его имя, обязан встать, снять шапку и занять место на скамье рядом со священником. В продолжение всех выборов, он сидит без головного убора. Сам себя казак предлагать  не имеет права.

 

После выдвижения всех кандидатов, голосование и подсчет голосов проходит по каждому отдельно, даже если за него голосует один выдвигавший. Всякий, за кого ведется голосование, в данный момент должен выйти на середину Круга и поклониться на четыре стороны: кресту и священнику, старикам, оргкомитету и станице.

 

Есаулец, стоя слева от него, кладет правую руку на его плечо и спрашивает станицу: «Господа честное казачество, любим вам Атаман (…)?

 

В старину голосование проводилось поднятыми обнаженными клинками, и было очень легко сосчитать всех полноправных членов общины, т.к. казак, не обладающий всей полнотою прав, шашки не имел. Безоружные казаки вынуждены были голосовать поднятием рук. Но, как и прежде, так и сегодня, тайное голосование, равно как и заглазные разговоры, казаки считают несовместимыми со своим понятием о казачьей чести.

Приставы считают голоса. Набравший большее количество голосов, считается избранным, даже если получил преимущество в один голос. Если все кандидаты получили равное количество голосов, Круг прерывается на несколько дней и затем проводится заново по всему ритуалу.

 

После объявления есаульца: «Большее число голосов отдано (…)» два пристава ведут будущего атамана к присяге.

 

Название ритуала «Приведение к присяге» совсем неслучайно. Будущего атамана действительно ведут, держа за руки два пристава, причем по казачьей традиции нельзя касаться голой рукой голой руки или щеки атамана – считалось, что так атаман теряет силу, обретаемую им во время принятия присяги. Потому, скажем, пристав слева правой рукой держит атамана за левый рукав выше локтя. Левая рука атамана лежит на укрытым обшлагом мундира запястья левой руки пристава.

 

Такое положение, в котором ведут атамана к присяге, называлось в старину «растяжка». Атаман действительно «растянут между приставами, издали его фигура напоминает крест. Атаман должен стоять равно: пятки вместе, носки врозь, опершись на обоих.

 

Приставы снимают с атамана мундир, расстегивают или разрывают рубаху так, чтобы был виден нательный крест. Есаулец может взять крест в руки и показать казакам с объявлением: - «Православный!»   Казаки отвечают – «Любо!», и все, если сидели, встают. В установившейся тишине, стоя лицом к станице, атаман произносит:

 

На Христовом Животворящем Кресте

На Священном писании присягаю:

Служить верно, не щадя головы (жизни)

И живота (имущества) своего!

Беречь казачью честь, приумножать достояние станицы!

Беречь казаков!

Я вам отец, вы мои дети!

 

После чего отвешивает поклон станице, затем ведомый приставами, подходит к старикам, кланяется им в пояс. Старики-станичники кланяются в ответ на поклон атамана. После этого приставы подводят атамана к священнику, атаман целует крест и лежащий на аналое Евангелие. Затем атаман выходит, ведомый приставами на середину Круга. На него надевают атаманский кафтан, перепоясываю саблей через правое плечо.

Кандидатуры писарей, есаулов, казначея, иных членов Атаманского Правления предлагает атаман и их утверждает Круг. Выдвинутый кандидат на тот, или иной пост, стоит перед Кругом без шапки, отвечает на вопросы казаков и в случае избрания благодарит. Приведение Правления к присяге заключается в том, что на следующий день они, под предводительством атамана идут в церковь на исповедь и причастие, после чего служится благодарственный молебен о прошедшем Круге.

 

Если кто из Атаманского Правления не справился с работой, или по каким- либо причинам не может находиться в Правлении, атаман заменяет его своею волей, о чем ставит в известность Совет куренных и казаков. На сходе, обязательно в присутствии этого члена Правления, который, однако, вступать в спор с атаманом не может, права не имеет, но может высказать свое несогласие в момент очередного или досрочного переизбрания атамана.

 

Вновь назначенный в Правление казак в ближайший срок идет с атаманом и двумя представителями Сове та стариков в церковь к исповеди, после чего считается утвержденным и может приступать к исполнению своих обязанностей.

 

На самой нижней ступени служебной лестницы стоял рядовой казак, соответствующий рядовому пехоты. Далее следовал приказный, имевший одну лычку и соответствующий ефрейтору в пехоте.

Следующие ступени служебной лестницы: младший урядник, старший урядник, соответствующие младшему унтер-офицеру и старшему унтер-офицеру. Далее следовал чин вахмистра, характерный не только для казачества, а и для унтер-офицерского состава кавалерии и  конной артиллерии русской армии и жандармерии. Вахмистр являлся ближайшим помощником командира сотни, эскадрона, батареи по строевой подготовке, внутреннему порядку и хозяйственным делам.

 

Следующая ступень в обер-офицерских чинах – хорунжий. Далее следовал сотник, соответствующий поручику в регулярных войсках. Более высокая ступень подъесаул. В регулярных войсках соответствовал чину штабс-капитана и штабс-ротмистра. И самое высокое звание обер-офицерского ранга – есаул, которое происходит от тюркского «есаул», что в переводе на русский означает – начальник.

У нас в селе на базе сельской библиотеки работает музейный комплекс. «Казачья усадьба». Здесь собран богатый материал о жизни и быте забайкальских казаков.

 

В музее воссоздан интерьер старинной казачьей избы. В переднем красном углу – иконостас с иконами, под ним – стол-угловичок, на котором лежат Библия, папаха, стоят свечи. Рядом на старинной фигурной подставке стоит патефон. У стены – красиво убранная старинная кровать с узорным подзором и горкой подушек в кружевных наволочках. Перед кроватью висит зыбка. Есть сундук, где казачки хранили приданое; походный сундук, с которым казак уходил на службу, в поход. По стенам развешаны вышивки, а также портреты и фотографии в рамках под общим названием «История желтуринского казачества в фотографиях»

 

Большой интерес у посетителей вызывают предметы домашней утвари – туески, кувшины, самовары, утюги, ступки и др. все эти предметы быта собраны у нас в  селе.

Библиотека-музей развивается, его книжные и музейные фонды пополняются новыми материалами.

Своим существованием библиотека-музей поддерживает духовную связь поколений, работая не только с пожилыми людьми, но и с подрастающим поколением. Ведется переписка с различными музеями и архивами Бурятии и России.

 

«Казачья изба» вызывает интерес не только у соотечественников. Его посетили туристы из Америки, Германии, Монголии, побратимы из Белоруссии; о чем свидетельствуют записи из книги отзывов:

selorodnoe.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *