почему японцы так близки русским – Москва 24, 31.03.2014

31 марта 2014, 16:26

Культура

Выставка «Самураи. 47 ронинов». Фото: M24.ru

В нашей стране мода на японскую культуру появилась уже давно. Даже в СССР, несмотря на официальный запрет карате с 80-х по 90-е года, люди подпольно занимались боевыми искусствами. В настоящее время в России существует много последователей восточной культуры и боевых искусств, в том числе поклонников самураев. Ознакомиться с их бытом и культурой Японии в столице можно до 31 мая на выставке «Самураи. 47 ронинов». В этом году на ней впервые представлены два редких меча: один полностью сделан из метеоритного железа, а другой является точной копией священного меча Кагеути, хранящегося в главном религиозном центре Японии, храме Исэ.

M24.ru первым увидел редкие клинки и узнал у организатора выставки «Самураи. 47 ронинов», мастера меча Юрия Аистова о пути воина и кодексе самурая, японской культуре и правильном питании.

Выставка «Самураи. 47 ронинов». Фото: M24.ru

Путь воина

«Путь самурая начинался с безусловного подчинения – прежде чем ты создашь что-то свое, ты должен выучить то, что было сделано до тебя. Если у человека хватало воли и терпения пройти период подчинения, то сенсеи выказывали ему уважение и открывали все тайны.

Передо мной стояла цель – создать с нуля эту выставку, и мне пришлось досконально изучить японскую культуру и историю. До этого я уже занимался японскими единоборствами, так что мне оставалось изучить чайные церемонии, каллиграфию, японское фехтование и все остальное, что можно увидеть на выставке.

Более того, я до сих пор езжу в Японию к своему сенсею, чтобы изучать традиции самураев. Для этого нужно сдавать определенные тесты. Когда ты проявляешь уважение к японской культуре и показываешь знание этикета, отношение очень дружественное и откровенное – тебя смогут пустить туда, куда не пускают обычных туристов».

Выставка «Самураи. 47 ронинов».

Фото: M24.ru

Кодекс самурая

«Самое важное для самурая – это свод правил, который нужно беспрекословно выполнять. Конечно, кодекс предусматривал определенные преимущества для самураев. Например, они могли носить на улице два меча. Остальные сословия тоже имели оружие, но могли носить с собой лишь один меч. Большую часть дня самурай уделял уходу за собой – ведь он должен быть аккуратно пострижен и причесан, владеть хорошими манерами, а его одежда должна всегда поглаженной и постиранной, но не особо богатой, так как для самураев всегда действовал запрет на роскошь.

Все обязательные упражнения самураев проходили в специальном месте – додзе (в переводе на русский «место для достижения просветления» — прим.ред.). В день достаточно уделить 4-5 часов тренингу, чтобы ваше сознание было чистым и абсолютно спокойным. Остальное время уже в этом состоянии вы можете посвятить эстетическим и изящным искусствам: складыванию стихов, каллиграфии, музицированию, посещению театров, проведению чайных церемоний, а также воспитанию детей.

КОДЕКС САМУРАЯ

«Верность, справедливость и мужество суть три природные добродетели самурая»;

«Утром вставай как можно раньше. Встающий поздно — плохой слуга»;

«Если у тебя появилось свободное время, используй его для чтения»;

«Добро и зло в человеке зависят от тех, кто его окружает»;

«Сокол не подбирает брошенные зерна, даже если умирает с голоду».


Раньше самураи не проводили каких-то фестивалей или соревнований — основным соревнованием для них была сама жизнь. Но они должны были постоянно совершенствовать свое внутреннее состояние, чтобы превзойти своих соперников. Для этого в школах боевых искусств устраивали реальные сражения или бои на имитаторах оружия. Это были не аналоги современных поединков на ринге. Они не афишировались и были направлены на совершенствование внутреннего спокойствия и концентрации, благодаря которым воины могли достичь безличностного восприятия мира. «.

Выставка «Самураи. 47 ронинов». Фото: M24.ru

Мирное время – период Эдо

«Чем же занимались самураи в мирное время, длившееся более 250 лет? В эпоху Эдо (1603-1868), когда не было войн и появился запрет на ношение оружия, мечи могли носить только самураи. А уже после реставрации Мейдзи (1868-1889), когда Япония перешла от системы правления сегунами к прямому правлению императором, даже самураям было запрещено носить оружие.

У самураев, как у аристократического общества, в период Эдо появилось много свободного времени, которое они использовали для занятий поэзией, музыкой, создания театра, проведения чайных церемоний. Именно самураи стали учителями, художниками, поэтами, ценными госслужащими. В целом самураи стали людьми, которые привнесли в общество культуру древнего класса воинов. До сих пор в японском менталитете сохранились многие аспекты этой культуры, помогающие стране создавать эффективную экономику».

Фото: ИТАР-ТАСС

Питание

«Большое значение самураи уделяли правильному питанию. Вообще, система питания, называемая макробиотикой, была создана на основе исследования диеты дзен-буддистских монахов и самураев. Скорее это даже образ мышления по отношению к пище. Он поможет вам поддерживать высокую работоспособность, употребляя самые простые продукты. Достигается это за счет идеального баланса между жирами, белками и углеводами. И даже если вы немного измените эту систему питания, то заметите сильные изменения, в том числе падение работоспособности.

Самураи не придерживались чистого сыроедения, хотя часто употребляли в пищу сырые продукты. Японцы и сейчас любят свежие морепродукты. Лично я ел в Японии раза в два больше обычного и при этом похудел за две-три недели килограмм на 10, в том числе благодаря качеству продуктов. Если говорить о вегетарианском сыроедении, то наш северный климат не позволяет сильно углубляться в эти аспекты».

Выставка «Самураи. 47 ронинов». Фото: M24.ru

Мастера меча

«Сейчас до сих пор есть мастера, создающие мечи по современным технологиям, но согласно традиционной технике. Одним из них был Хироки Хинокуни, ушедший из жизни в 2013 году. Одни из его последних клинков представлены на выставке. Он изучал технологии периода Хэйан (794 — 1185) и Камакура (1185 — 1333).

В настоящее время есть общество NBTHK, сохраняющее традиционные художественные японские мечи. Оно работает с мастерами, аттестует их и присваивает им специальные звания. Так, Хинокуни обладал званием Моканса, которым в настоящее время в Японии владеют всего около 10 кузнецов. Именно поэтому ему было поручено изготовление священного меча Аматэрасу. Причем изготавливал он его дважды – оба раза при переносе священного храма Исэ.

Впервые он сделал меч в 1993 году и потом еще раз уже спустя 20 лет, в 2013 году. Такая периодичность связана с тем, что святилище Исэ является главным храмом синтоистов. Это определенный ритуал, во время которого полностью обновляется не только здание храма, но также одежда и сокровища богов. Старые вещи либо уничтожаются, либо передаются другим храмам в качестве святынь. Одни из главных сокровищ – бронзовое зеркало и меч Кагеути. Причем видят их лишь мастера, устанавливающие их люди и лично император Японии».

Выставка «Самураи. 47 ронинов». Фото: M24.ru

Культура Японии

«В молодости я мечтал создать на Алтае Кедроград – своеобразный экогород с рациональным использованием природных ресурсов. Это то, что так сильно развито в Японии уже на протяжении 2000 лет. Японская культура дала мне много идей, которые со временем мы сможем применить и у нас в России. Японцы живут в условиях жесткой нехватки природных ресурсов, и они их очень ценят.

Вся японская инфраструктура интересна своим комплексным подходом. Каждый процесс там идеально подстраивается так, чтобы нигде не принести ущерба и получить при этом максимальную прибыль. При этом японцы готовы делиться своими технологиями, которые дадут в других странах почти пятикратное увеличение эффективности производства.

Русские схожи с японцами по складу ума, в частности, когда они попадают в экстренную ситуацию.

Так, во время русско-японской войны японцы уважали мужество русских солдат и считали их достойными соперниками».

Кстати, помимо самой выставки, организаторы проводят мастер-классы и лекции. Профессионалы показывают, как можно испытывать клинки и как владеть ими, как стрелять из лука и управляться с копьем. Для любителей эстетики устраивают японские танцы, демонстрируют мастерство каллиграфии, а также игры, в которые самураи играли в свободное от сражений время. За одно занятие, конечно же, трудно постичь все нюансы японской культуры и пути самурая. Однако можно понять, что в целом представляет из себя культура Японии, и насколько это вам близко.

Кодекс самураев в кино и аниме

«Семь самураев». Фото: imdb.com

Самурайской тематике посвящено множество фильмов и аниме. M24.ru выбрал самые аутентичные и самые веселые из них. Для того, чтобы увидеть всю подноготную жизни воина, в первую очередь стоит обратиться к японскому кинематографу, например, к ленте «Семь самураев» 1954 года Акиры Куросавы.

События фильма происходят в XVI веке и рассказывают о крестьянах, которые наняли семь самураев для защиты от бандитов и мародеров. Картина по праву является культовой и имеет огромное количество ремейков, в том числе и одноименное фантастическое аниме.

Фото: imdb.com

Самый известный самурай-герой — слепой массажист-фехтовальщик Дзатойти, о котором было снято 26 оригинальных фильмов и сериал из 112 серий. Последний и лучший из ремейков картины — одиннадцатый по счету фильм Такеши Китано под названием «Затойчи» (2003).

Фото: samuraichamploo.com

Одно из самых интересных самурайских аниме — Samurai Champloo. Мульт рассказывает о приключениях вспыльчивого и вечно голодного мужлана-брейкдансера Мугэна, благородного, но таинственного ронина Дзина и милой девушке Фуу, которая ищет самурая, пахнущего подсолнухами.

«Шестиструнный самурай». Фото: imdb.com

В американском кинематографе самурайской теме также уделено особое место. Помимо множества ремейков и фильмов, основанных на самурайских легендах, есть картины с оригинальными сценариями: «Пес-призрак: Путь самурая» (1999) Джима Джармуша, «Последний самурай» (2003) с Томом Крузом в главной роли, а также комедийных пост-апокалиптический боевик «Шестиструнный самурай» (Six-string Samurai).


Дмитрий Кокоулин

Сюжет: Колонки

выставки интервью Япония самураи Самураи. 47 ронинов

Кто такие самураи? Воспитание, обучение, подготовка.

Кто такие самураи? Самураи— военно-феодальный класс мелких дворян и князей (даймё) в феодальной Японии. Зачастую самураев сравнивают с рыцарями средневековой Европы, но такая аналогия во многом неверна.

Название «самурай» произошло от слова saberu, что переводится как «служить»; другими словами самурай — служилый воин. Самураи были не только рыцаями-солдатами. Они также являлись телохранителями своего господина, и одновременно прислуживали ему в обыденной жизни.

 

Самурай с оружием, фото 1860 г.

Воспитание, обучение, подготовка

Этот высокий титул в феодальной Японии передавался по наследству. В самурайском роду воспитание будущих воинов происходило в соответствии с самурайским кодексом чести – бусидо — уже с малых лет. В раннем возрасте сыну самурая вручались один или два (в зависимости от положения отца) небольших деревянных меча. Это учило мальчика уважать свой меч — символ принадлежности к классу воинов. Большое значение придавалось конфуцианству. По одному из его положений, дети были обязаны почитать и уважать родителей, не пререкаться с ними, даже если родители не правы или дурно относятся к детям, не огорчать их.

Задачей воспитания в детях долга сына (оякоко) было не только развитие уважения к родителям, но и создание преданности императору, который считался отцом воина. Долг сына являлся опорой верности вассала господину. Не меньше, чем отца, почитали наставника будущего самурая. Авторитет учителя был крайне велик, его указания исполнялись без пререканий. Известная пословица говорит: «Родитель тот, кто дал мне жизнь, учитель тот, кто сделал меня человеком».

Воспитание в семье и обучение наставника были двумя главными обстоятельствами, на которых базировалось взращивание молодых преемников, они создавали образец идеального воина, составленный на основе мифов, буддистском пренебрежении к смерти, почитании родителей  и преданности своему сюзерену. Семья и учитель преимущественно стремились к укреплению характера юноши, развитию храбрости и бесстрашия, стойкости и выдержки.

Молодых самураев пытались вырастить мужественными и храбрыми, иначе говоря, воспитать черты характера, считавшиеся в самурайском сословии основными качествами, которые учили воина отдать свою жизнь ради жизни своего повелителя. Данный образ мышления устанавливался чтением повестей и историй о бесстрашии и воинской доблести знаменитых героев, об известных полководцах и самураях, просмотром театральных пьес. Часто отец велел будущему самураю для развития храбрости идти ночью на кладбище или на землю, о которой ходила дурная слава (где по преданиям обитали призраки, демоны и т.д.). Мальчиков водили на публичные наказания и казни, кроме того по ночам устраивался смотр отрубленных голов злоумышленников, при этом будущий самурай был обязан поставить свой личный знак для подтверждения того, что он вправду сюда являлся.

Для становления у мальчиков стойкости и упорства, их принуждали выполнять очень тяжёлую работу, не спать по ночам (во время торжеств богов учения), зимой ходить без обуви, вставать с рассветом и т. д. Голодовка также считалась полезной.

Мальчикам и девочкам прививалась способность контролировать свои поступки, не допускать эмоциональных восклицаний, стонов и слёз. «Отчего ты ревешь из-за такой мелочи, трусишка? — спрашивала мать у плачущего сына. – А если тебе в сражении отрубят руку или ты будешь вынужден сделать  харакири?» С самых ранних лет в детях знати воспитывали чувство чести и ответственности, честности и дисциплины.

Данное воспитание развивало бесстрашие, хладнокровие и эмоциональную стойкость, благодаря чему самураи не теряли четкости мысли даже в самых сложных ситуациях.

Будущие самураи были обязаны постоянно тренироваться, совершенствовать искусство владения оружием, иметь большую силу и ловкость. От юных самураев требовалось превосходное владение приёмами сражения на мечах и копьях, стрельбы из лука, они должны были знать  дзю-дзюцу, уметь хорошо сидеть в седле, понимать тактику ведения боя.

В любой семье, при дворе каждого самурая были оборудованы замечательные комнаты для обучения владению мечом, места для тренировки стрельбы из лука и физических упражнений. Обучение, как правило, начиналось в 8 лет и заканчивалось в 16.

Кроме обучения искусству войны присутствовало и освоение литературы, истории, письменности и т.д. Однако самураи изучали эти предметы, только если они могли принести пользу в военном деле. Особые школы, которые для приличия находились в имении феодала, в которых изучалась классическая литература Китая, художественное творчество и т.д., были презираемы самураями. В таких учебных заведениях учились в основном болезненные и слабые дети, не способные обучиться искусству войны, с физическими отклонениями или же люди, которые по своей воле отказались от насилия. Смеясь и глядя сверху вниз на таких учеников, самураи произносили: «Наука — это жалкий удел нежных женоподобных придворных Киото, слабость и болезненность которых не разрешает им использовать мускулы и не дает им возможности изучать возвышенное искусство боя».

Однако именно в таких школах учились большинство японских философов, известных поэтов, писателей и популярных художников периода феодальной Японии.

В 15 лет подготовка будущего самурая полагалась законченной. Ему вручали настоящие мечи для боя (комплект дайсё – катана и вакидзаси), с которыми он был обязан не разлучаться до конца жизни; девушка получала короткий кинжал кайкэн – знак принадлежности женщины к самурайскому сословию. Молодой самурай переходил в другую возрастную группу – становился взрослым.

 

Дайсё

Кайкэн

Во время торжества половой зрелости (гэмбуку) юноше, по старинной традиции, делали  самурайскую прическу — сакаяки: обривали волосы у лба и заплетали узел волос на макушке (мотодори).

Мотодори

Молодому человеку надевали высокий головной убор — эбоси, который был нужен для ношения мотодори. Человек, который в процессе торжества закреплял на голове юного самурая эбоси, носил название «усироми», (опекун), или эбоси-оя («отец по эбоси»). В Японии церемония вступления во взрослую жизнь проводилась как среди знати, так и среди простолюдинов с древних времен. Далее самурай в первый раз надевал одежду взрослого человека; она представляла собой широкие шаровары (хакама), схожие с юбкой и являвшиеся отличительным знаком самурая. Их первое праздничное одевание являлось семейным торжеством и соотносилось с походом в храм бога — покровителя семьи.

В процессе церемонии самурай получал взрослое имя, образовывал церемониальное сожительство со своей невестой (хода-авасэ), и проходил проверку силы самурая.

Опекуном прошедшего гэмбуку как правило приглашали стать влиятельного и известного феодала, для самураев это было очень важно и в это время происходило утверждение взаимной ответственности господина и буси.

Взяв в руки меч и пройдя церемонию инициации, юноша получал свободу и независимость, преисполнялся чувством достоинства и ответственности. Он становился настоящим самураем.

Видео про самураев

В видео приводятся интересные факты о самом знаменитом сословии феодальной Японии — самураях.

Другие интересные статьи по теме: Постулаты бусидо Женщины самураи

Жанр статьи — Самураи

Как быть самураем: Кодекс жизни и войны 17 века

в openculture.com/category/history» rel=»category tag»> История, жизнь, путешествия | 2 декабря 2021 г. Оставить комментарий

Сегодня многие черпают вдохновение из Бусидо, Пути воина, всеобъемлющего кодекса поведения досовременных самураев Японии (или буси) .

Вышеупомянутая часть веб-серии «Голоса Прошлого » из первоисточников братьев Историков Дэвида и Пита Келли предполагает, что некоторые аспекты самурайского кодекса более применимы к жизни 21-го века, чем другие.

Например, когда в последний раз вы  убивали кого-то за то, что он оскорбил вашего Господа?

Не то чтобы передовой опыт, связанный с таким назначением, не увлекал. Тем не менее, вы, вероятно, извлечете больше пользы из самурайского подхода к общению со сплетниками или невежественными коллегами.

Если вы хотите адаптировать   Инструкции мастера ниндзя Натори Масадзуми периода Эдо по очистке от крови длинных мечей, не повреждая лезвия, для полировки вашего холодильника из нержавеющей стали, имейте при себе:

Поместите лошадиный помет внутрь бумаги и протрите им лезвие, которым кто-то порезался. Это оставит следы вытирания, и кровь больше не будет видна. Если нет конского помета, которым можно было бы протереть лезвие, используйте тыльную сторону соломенных сандалий или почву внутри бумаги.

Видео основано на книге историка Энтони Камминса и переводчика Йоши Минами «Книга самураев: фундаментальные учения », репродукции двух свитков, содержащих указания Натори Масадзуми о поведении самураев во время войны и мира.

Второй свиток, «Иппей Йоко», содержит несколько явных приказов для первого.

Если вы брезгливы — или едите — вы можете нырнуть из видео перед подробными инструкциями Натори Масадзуми по отрубанию голов врагам. (с 15:30.)

В качестве альтернативы вы можете изобразить из себя неопытного молодого самурая и закалить себя в наглядных реалиях кровопролития, посещая казни и жестокие наказания в свободное время.

Опять же, житейская мудрость «Хейка Дзёдан», первого свитка, скорее всего, окажется более уместной. Несколько каштанов для начала:

Не говорите о ком-либо за его спиной то, что вы не готовы повторить ему в лицо.

Держитесь подальше от «глупых» коллег, но и не поддавайтесь желанию высмеять их.

Никогда не уклоняйтесь от акта добродетели.

В экстренной ситуации выйдите быстро, но упорядоченно.

Сделайте комплимент еде, когда вы у кого-то в гостях, даже если она вам не нравится.

Если вы хозяин, а два гостя начинают драться, постарайтесь помочь уладить этот вопрос незаметно, чтобы избежать длительных травм или обид.

Не перекладывайте ответственность за собственные проступки.

Не паникуйте в неожиданной ситуации — первое, что вы должны сделать, это перевести дух и успокоиться.

Будь то в путешествии или просто на прогулке, подготовьте необходимые предметы, в том числе карандаш, бумагу, деньги, лекарства…

При искушении порадовать других своими сверхъестественными встречами, помните, что лучше меньше, да лучше.

Смотрите больше Voices of the Past на их канале YouTube.

Связанный контент:

Гипнотический взгляд на то, как делают японские самурайские мечи

Самурай-оригами, сделанный из цельного листа рисовой бумаги без каких-либо разрезов

Демонстрация совершенного самурайского фехтования

Аюн Холлидей  является главным примаологом журнала East Village Inky и автором последнего выпуска Creative, Not Famous: The Small Potato Manifesto . Подпишитесь на нее @AyunHalliday .


Япония: Мемуары Тайной Империи . Самурай


Воины-самураи были на вершине общественного порядка


Воины-самураи стали элитной силой в провинциях Японии в начале 10 века. Эти боевые силы, набранные местными вождями, сохранялись достаточно долго, чтобы вести конкретную войну, после чего солдаты возвращались на свои земли, чтобы возделывать землю. Поскольку император Японии жил в древней столице Киото и не мог контролировать провинции, кланы самураев зарекомендовали себя как жизнеспособные политические образования. К концу 12 века лорды-самураи правили как провинциями, так и центральной Японией. Они сохраняли свое влияние до середины 1870-х годов, когда класс самураев был объявлен вне закона, а их привилегированный статус был упразднен.

Серьезная подготовка воина-самурая началась еще в детстве. Самурайская школа представляла собой уникальное сочетание физической подготовки, китаеведения, поэзии и духовной дисциплины. Молодые воины изучали кендо («Путь меча»), моральный кодекс самурая и дзен-буддизм. Ожидалось, что самураи будут жить в соответствии с бусидо («Путь воина»), строгим этическим кодексом, на который повлияло конфуцианство, в котором подчеркивалась верность своему хозяину, уважение к своему превосходству, этичное поведение во всех аспектах жизни и полная самодисциплина. Девочки также прошли обучение боевым искусствам. Хотя большинство женщин-самураев не сражались на поле боя, они были готовы защищать свои дома от захватчиков.

Самураи придавали большое значение обстоятельствам собственной смерти. Если самурай умирал по собственной воле, это считалось доблестным концом. Вместо того, чтобы потерпеть поражение или унижение от рук врага, воины-самураи часто выбирали ритуальное самоубийство (сэппуку).

После того, как Токугава Иэясу объединил Японию, потребность в воинских услугах самураев возникла редко. Хотя они продолжали тренироваться ежедневно, самураи постепенно превращались из воинов в бюрократов. По мере того как горожане приобретали новые богатства, самураи, лишенные возможности заниматься торговлей, оказались в ужасных обстоятельствах. Для многих самураев мир привел к отчаянию.


ГАРДЕРОБ И ВОЛОСЫ
Воины-самураи очень тщательно укладывали свои волосы, которые они собирали в пучок, называемый «чомаж». Для боя воины-самураи брили макушку головы, что уменьшало жар под их тяжелыми шлемами, и носили волосы прямо по бокам. Когда они не носили шлемы, они собирали волосы сбоку и сзади в пучок.

Стиль одежды самурая был очень важен и указывал на статус. Диковинные, пестрые узоры считались нескромными и тщеславными. Хотя самурайские дети одевались ярко, после церемонии совершеннолетия они становились более сдержанными.

Повседневной одеждой самурая было кимоно, обычно состоящее из внешнего и внутреннего слоев. Обычно сделанное из шелка, качество кимоно зависело от дохода и статуса самурая. Под кимоно воин носил набедренную повязку.

Самурайские мечи обычно пронзали через «оби», пояс, обернутый вокруг талии, и всегда носили на левой стороне. Находясь в помещении, самурай вынимал свой длинный меч, но всегда был вооружен каким-либо оружием.

Вне дома самурай был одет поверх кимоно в костюм из двух частей под названием «камисимо». Верхняя часть представляла собой безрукавку с завышенными плечами. На нижней части тела самураи носили широкие струящиеся штаны, называемые «хакама». В путешествии поверх кимоно надевали пальто с длинными рукавами.

Самурай, отправляющийся в город ради удовольствия, часто скрывал лицо шляпой (часто в форме корзины), чтобы его не узнали, на случай, если он нарушит какие-либо правила.

IMAGE CREDITS
Вверху и слева: Воины-самураи/Музей Бато-мати Хиросигэ
Справа: Samurai/Goldfarb-PlugIn



ПОЛОЖЕНИЕ КАСТЫ
Класс самураев, «симин», составлял высшую элиту Японии и был единственной кастой, которой была предоставлена ​​привилегия носить два меча и иметь два имени — фамилию и имя.