Содержание

Везде и нигде. Откуда пошли первые славяне

Категория: Новости.

О том, кто такие славяне, об их прародине и первых протогосударствах рассказал в интервью газете «Санкт-Петербургские ведомости» доцент СПбГУ Роман Наливайко:

Как известно, отсчет русской государственности ведется с 862 года. Когда в 1862 году, при императоре Александре II, праздновалось тысячелетие России, оно было отмечено установкой памятника в Великом Новгороде. К 1150-летней годовщине российской державы в Старой Ладоге усилиями археолога Анатолия Николаевича Кирпичникова был установлен первый в стране памятник Рюрику и Олегу. В следующем году исполнится уже 1160 лет с момента основания государства…
Но у людей любознательных всегда остается недоумение: а что же было прежде? Не могла же история начаться только в 862 году.

– Роман Алексеевич, вопросом о том, кто такие славяне и откуда они взялись, ученые занимаются уже не одно столетие.

– И к однозначному ответу не пришли, версий меньше не становится. В нашем распоряжении есть источники, которые в разное время разными учеными были интерпретированы по-разному, из-за чего выстроить окончательную общепризнанную концепцию практически невозможно.
Вопрос вообще достаточно политизированный, поскольку, когда в XVIII – XIX веках начиналось его изучение, ни западные славяне (словаки, чехи), ни южные (хорваты, сербы, болгары) своей государственности не имели. Первые находились в составе Священной Римской империи (официально она просуществовала до 1806 года), вторые – под игом Османской. По поводу восточных славян в российской историографии как раз тогда бушевали споры норманистов и антинорманистов: способны ли были славяне вообще самостоятельно создать государственность?
Сложность ответа на этот вопрос в немалой степени в том, что под своим именем славяне появились только в VI веке нашей эры. Казалось, помочь могли бы археологические источники, но беда состоит в том, что археологические культуры, существовавшие до этого рубежа, исследователи затрудняются определить именно как славянские.

В них смешаны различные традиции, характерные для балтов, германцев, славян, угро-финнов, и зачастую трудно сказать, в какой именно больше славянских черт.
Каждая последующая археологическая находка, каждое новое переосмысление существующих источников приводит к новым выводам. Не случайно современный московский историк Сергей Викторович Алексеев, автор серии книг, посвященных ранней истории славян, отмечает две крайности в исследовательской литературе: славяне или везде, или нигде. То есть либо ученые пытаются «удревнить» славян, возводя их появление к III тысячелетию до нашей эры, либо звучит тезис, что они появились только в V веке нашей эры.

– Как известно, для реконструкции древнейшей истории применяют «междисциплинарный подход», то есть используют данные самых разных наук.

– Конечно. Например, лингвистики. Согласно ее данным, славянские языки являются ветвью индоевропейской языковой семьи, к которой также относят германские, кельтские, романские, балтские языки. Предполагают, что некогда существовала индоевропейская общность, из состава которой славяне выделились еще в бронзовом веке, то есть в III тысячелетии до нашей эры. Правда, согласно другой версии, сначала существовала славяно-балтская общность, и в середине I тысячелетия до нашей эры произошло разделение славян и балтов.
Теперь о гипотезах археологов. Первой праславянской археологической культурой советский археолог-славист Валентин Васильевич Седов называл культуру Подклешевых погребений, которая существовала в V – I веках до нашей эры в бассейне средней и частично верхней Вислы, почти по всему бассейну Варты, а затем распространилась до среднего течения Одера на западе и Припятского Полесья и Волыни на востоке. Название происходит от того, что погребения накрывали сосудом, перевернутым вверх дном. По-польски сосуд – klosz (клош).

Также со славянами связывают еще несколько археологических культур – Зарубинецкую, Киевскую и ряд других. Причем по поводу каждой существуют дискуссии.
Наконец, все гипотезы «сходятся» на Черняховской археологической культуре, или, как ее еще называют, культурно-исторической общности. Она существовала в Северном Причерноморье в IV – V веках нашей эры, была этнически неоднородной, включала славян, иранские племена (потомков сарматов) и германцев.
Там господствовало германское племя готов, и славянские племена признавали его власть. Готский историк Иордан в своем труде «О происхождении и деяниях гетов» поведал о «державе готов», расцвет которой пришелся на правление короля Германариха в середине IV века.
Однако вскоре готы были разгромлены кочевниками-гуннами, им пришлось уходить на запад – это стало катализатором Великого переселения народов. Но часть «Черняховского населения» осталась на своем месте, и это дало начало археологическим культурам, которые точно признаются славянскими, – Пражской и Пеньковской. Время их формирования – V – VI века нашей эры. Пражскую культуру именуют так, поскольку археологи впервые обнаружили ее памятники около Праги, Пеньковская названа по селению Пеньковка на территории современной Украины.

– А что говорят о славянах письменные источники?

– Исследователи считают, что древнейшее название славян, зафиксированное в письменных источниках, – венеды. Речь о древнеримских авторах. Гай Плиний Старший в «Естественной истории» (77 год нашей эры) «помещает» венедов рядом с германцами и сарматами. Публий Корнелий Тацит в своем сочинении «О происхождении и местоположении германцев» (98 год нашей эры) упоминает венедов, но затрудняется сказать, к кому они ближе – к германцам или сарматам. И, наконец, Клавдий Птолемей около 160 года в сочинении «Руководство по географии» указывал, что венеды обитали в Сарматии вдоль некоего Венедского залива.

Возможно, венеды – это вообще некий собирательный этноним, который на каком-то историческом этапе закрепился за частью славян, а потом с распадом гипотетической «венедской общности» исчез. Хотя сами славяне себя венедами не называли. В Слове о полку Игореве есть упоминания о «венедицкой земле», что означает какую-то чужую, далекую землю.
Однако вот любопытная деталь: по-фински и сегодня Россия звучит как Веняйя, по-эстонски – Венемаа, то есть как раз «земля венедов».

– Так где же, собственно говоря, прародина славян?

– Автор Повести временных лет, ссылаясь на некие предания, утверждал, что предки славян жили на Дунае. Современные исследователи считают эту версию наименее доказуемой. В настоящий момент в среде ученых доминируют две концепции. Согласно первой, предки славян обитали между Вислой и Одером, согласно второй – в Среднем Поднепровье. Один из аргументов в споре – лексика: известно, что все слова в славянских языках, связанные с морем, являются заимствованными. Это говорит о том, что формирование славянской общности происходило на территориях, удаленных от него.
Как я уже упоминал, катализатором для расселения славян в IV веке нашей эры стало нашествие с востока кочевников-гуннов. Под их натиском германские, угорские племена уходили на запад, освобождались территории, на которые и пришли славяне.


Исследователи считают, что именно тогда и произошло разделение славян на три ныне существующие группы: южные, восточные и западные. Южные славяне – сербы, хорваты, болгары – двинулись на Балканы. Восточные славяне заселили Восточную Европу, западные – поляки, чехи, словаки – Центральную.
К западным славянам относят также полабские племена, названные так по реке Лаба, или Эльба: лютичей, ободритов, лужичан. В Средневековье они жили на побережье Балтийского моря и контролировали все торговые пути в регионе. Судьба их печальна: в XII столетии они были завоеваны немцами в ходе крестовых походов, онемечены и фактически прекратили свое существование в прежнем виде.
Такие города, как Росток, Мекленбург, Любек, когда-то были центрами полабских славян, название Бранденбург происходит от славянского «Бранибор». Вы, наверное, удивитесь, но на территории современного Берлина в VIII – XII веках проживали племена западных славян!.. Интересно, что и само название нынешней германской столицы считается славянским, его возводят к слову berdlin из древнечешского языка, которое в переводе обозначает «сторожевой пост».

Славянские языковые корни можно найти в названии некоторых микрорайонов Берлина – Букков, Рудов, Панков, Кладов. На юге города расположен район Бриц, что в переводе означает «березовый лес». Наименование административного района Кепеник также считают славянским по происхождению, его можно перевести как «поселение на острове». В легендарном фильме «Семнадцать мгновений весны» именно в Кепенике жила радистка Кэт, а Штирлиц оправдывался перед Мюллером: «Мне пришлось ехать в объезд, через Кепеник-штрассе, мимо казарм…».

– Когда славяне появились под своим нынешним именем?

– В исторических источниках под этим именем они впервые начинают фигурировать в V – VI веках. Первоначально – в форме «словене». Этот этноним объясняют как «владеющий словом, могущий говорить на понятном языке». В отличие от «немцев» – «немых», не умеющих говорить на понятном языке. Недаром слово «немец» когда-то, в далекой древности, распространялось на всех иноплеменников, говоривших на «непонятных» языках.


Существует и версия названия славян от «слава», то есть славные, храбрые. Правда, форма «славяне» является более поздней.
Академик Борис Александрович Рыбаков в своей работе «Киевская Русь и русские княжества XII – XIII вв.», опубликованной в 1982 году, предложил еще более экзотическую версию. Он разделил слово «словене» на две части: «слы» и «вене», получив «представители, послы венедов».

– Но если следовать такому методу, то можно много версий предложить.

– Возможно, вы в чем-то правы… Что же касается первых государств славян, то они появились в VII веке. Первым было «государство Само», названное так по имени франкского купца, выбранного князем и правившего в 623 – 658 годах. Находилось оно на территории современной Чехии, части Австрии, Силезии, Словакии и объединяло предков современных чехов, словаков, словенцев.

У южных славян первым государством было Болгарское царство. Его оформление датируют 681 годом, когда его признала Византия.
В 822 году появляется государство западных славян Великая Моравия, в 870-х годах – Чехия. Что касается польской государственности, то здесь, как правило, говорят о Х столетии: именно тогда действовал первый «исторически подтвержденный» князь Мешко, или Мечислав.
Что же касается восточных славян, то их расселение датируют VI – VIII веками. В Повести временных лет перечислены племена: поляне, северяне, древляне, радимичи, вятичи, кривичи, словене, волыняне, белые хорваты, уличи и тиверцы. Тогда же появились и так называемые племенные княжения. Летопись упоминает правителей радимичей и вятичей – Радима и Вятко.
Наиболее известными правителями той эпохи являются легендарные основатели города Киева – Кий, Щек, Хорив и сестра их Лыбедь. Некоторые историки, правда, считают, что Кий – это не имя, а обозначение деревянного посоха, символа княжеской власти. Но для летописца Кий был реально существовавшим персонажем.
Политическая история этого периода неизвестна. Мы не знаем времени правления этих князей, даже не знаем точно, существовали они или это легенда.

– Тем не менее получается, что к IX столетию, к которому относят известия о Рюрике, у восточных славян уже все-таки появляются некие «протогосударства».

– Да, однако даже известная дата – 862 год – и то весьма условна. Рюрик упоминается только в Повести временных лет, созданной в начале XII века. При этом в некоторых летописях он вообще не фигурирует. Академик Алексей Александрович Шахматов в своей работе «Сказание о призвании варягов», опубликованной в 1904 году, относил легенду о призвании варягов только к XII столетию – именно тогда она попала в летописи.
Сам факт призвания тоже вызывает большие вопросы, поскольку для Европы это, что называется, бродячий сюжет. Точно так же Англо-саксонская хроника упоминает призвание англов и саксов на территорию Британии. Опять же, когда создавалась Повесть временных лет, на киевское княжение в 1113 году был приглашен Владимир Мономах. То есть тоже призван, причем в условиях, похожих на те, что были при появлении Рюрика, – после восстания.
Важно и то, что современная историческая наука ни в коем случае не связывает начало государственности с 862 годом, поскольку даже если Рюрик и появился в Новгороде или в Ладоге, его уже кто-то призвал. То есть уже были какие-то политические структуры, которые могли и были полномочны это сделать.
Да к тому же точно неизвестно, куда именно пригласили Рюрика: то ли в Ладогу, то ли в Новгород… Новгород как город призвания появляется в более поздних летописях, составленных уже в XVI веке, – Никоновской, Воскресенской.

– Откуда пришел Рюрик – тоже вопрос.

– На этот счет есть несколько версий. Согласно одной, он происходил из полабских славян, к тому же приходился внуком легендарному новгородскому старейшине Гостомыслу. Согласно другой, он был скандинавом. В Дании известен конунг Рорик Фрисландский, который жил и действовал примерно одновременно с летописным Рюриком. Но исследователям не хватает данных, чтобы их отождествить.
Вообще знания о том периоде у историков очень смутные из-за минимума источников. В трактате императора Константина Багрянородного указывается, что княгиня Ольга, жена князя Игоря, прибыв в Византию, привезла с собой тринадцать родственников. Кто они – неизвестно. Ученым неведомы даже имена родителей княгини Ольги…
Это обстоятельство, с одной стороны, усложняет поиск, а с другой – делает его еще более интересным. То есть исследователи в данном случае чем-то напоминают настоящих сыщиков, эдаких Пинкертонов. При этом, естественно, им следует опираться на работы предшественников, иначе неизбежно начинается «изобретение велосипеда».
В последнее время у нас появляется огромное количество книг, авторы которых, претендуя на сенсацию, излагают версии и концепции, которым уже лет сто и больше. То есть они прозвучали еще в конце XIX века. А современные сочинители об этом не ведают, совершенно не интересуясь тем, есть ли на эту тему какая-либо критическая литература.
Важно также понимать время написания той или иной хроники, летописи, цели ее создания, вопросы авторства. Все это называется критикой исторического источника. Это особая тема, показывающая, насколько сложна работа исследователя, отличающая любителя, или, как сейчас выражаются, «фрика», от профессионального историка.

ИСТОЧНИК: Санкт-Петербургские ведомости

откуда взялись эти слова • Arzamas

У вас отключено выполнение сценариев Javascript. Измените, пожалуйста, настройки браузера.

КурсЧто такое романтизм и как он изменил мирАудиолекцииМатериалы

История одного корня через тысячелетия

Автор Алина Звонарева

Рим, римский

Вид на Рим. Вторая половина XVIII века Rijksmuseum

Город Рим (лат. Roma) дал имя одному из могущественнейших государств древности, а также цивилизации, заложившей основы европейской культуры последующих эпох. Именно поэтому внутренняя форма слов с самыми разно­образными значениям отсылает к Риму и к римскости. Древнеримские лето­писи (анналы) отсчитывают историю Рима от 754–753 годов до нашей эры, при этом обстоятельства основания города туманны и окружены легендами. То же самое можно сказать и о слове «Рим»: версия происхождения названия города от имени его легендарного основателя (Romulus > Roma) красива, но научно несостоятельна. Всё ровно наоборот: народная традиция породила персонажа Ромула и его имя, отталкиваясь от уже существующего города и его названия. 

Более убедительной выглядит гипотеза происхождения слова Roma от Rūmōn, древнего названия Тибра; если она соответствует действительности, то исход­ное значение прилагательного «римский» (romanus) — «речной, связанный с Тибром».

В славянские языки название Вечного города, скорее всего, пришло через посредничество германских языков (готский, древневерхненемецкий). В про­цес­се заимствования германское r было заменено мягким славянским р’, а мяг­кость согласного, в свою очередь, повлияла на тембр ударного гласного: o превратилось в и. В итоге получились такие формы, как русское «Рим», польское Rzym, чешское Řím и другие.

Ромул (и Рем)

Ромул и Рем. Гравюра Филипа Ламберта Йосефа Спрёйта. Вторая половина XVIII векаRijksmuseum

Легенду об основании Рима близнецами Ромулом (лат. Romulus) и Ремом рассказывают Тит Ливий, Плутарх, Вергилий и другие античные источники. Наиболее распространенная версия легенды такая. В древнем государстве Лаций был город Альба-Лонга, где правил царь Нумитор. Его брат Амулий захватил власть, изгнал Нумитора и насильно сделал его дочь Рею Сильвию весталкой (жрицей богини Весты), обрекая ее тем самым на безбрачие. Но в за­мыслы Амулия вмешались высшие силы, и Рея Сильвия родила близ­нецов Ромула и Рема от бога Марса. Тогда Амулий приказал бросить ново­рожденных сыновей племянницы в Тибр. Корзину с младенцами вынесло на берег, где под смоков­ницей их нашла и выкормила волчица, а потом мальч­иков нашел пастух Фаус­тул, который их и воспитал. Ромул и Рем выросли и, узнав о своем проис­хо­ждении, убили Амулия и вернули трон своему деду Нумитору. А также основали новый город на Палатинском холме.

Роман (имя)

Латинское имя Роман (Romanus) означало «римлянин» или «гражданин Рима». Это имя получило распространение во многих странах мира, причем далеко не только в тех, где говорят на языках, произошедших от латыни.

Романизация

Победа римлян над даками. Гравюра Пьетро Санти Бартоли с рельефа колонны Траяна. Рим, 1672 год Royal Academy of Arts, London 

Рост могущества Древнего Рима сопровождался завоеванием новых терри­торий — сначала ближних, затем дальних — и навязыванием жителям боль­шинства присоединенных земель латинского языка, римских законов, куль­туры и обычаев. Этот процесс в конце XIX века ученые назвали романиза­цией, что буквально означает «насаждение римского». И действительно, латинский (язык италийского племени латинов) постепенно вытеснил языки всех осталь­ных племен Апеннинского полуострова, а затем и множества других народов. Большинство подвергшихся этому процессу областей были романизо­ваны между III веком до нашей эры и II веком нашей эры. 

Романизация охватила не все территории, захваченные римлянами. Исключе­нием стал прежде всего эллинистический мир: благодаря престижу греческого языка и культуры, ассимиляции избежали Греция и римские провинции Северо-Восточной Африки и Передней Азии. Некоторые другие земли — как правило, пограничные провинции на окраинах империи — были романизованы поверхностно и впоследствии утратили латинский язык и культуру. Это юг Британских островов, прирейнская Германия, часть Центральной Европы и Балканского полуострова, Северо-Западная Африка.

В западных же провинциях романизация была наиболее глубокой, благодаря чему эти территории сохранили латинский язык и после распада Римской империи в V веке. Так родилась романская группа индоевропейской языковой семьи (см. Романский 1, Романия). 

Романский

 1, Ромáния

Романизация успешнее всего прошла на Апеннинском и Пиренейском полу­острове и в таких римских провинциях, как Галлия (основная часть которой приходится на современную Францию), Дакия (часть современной Румынии) и отчасти Реция (часть современной Швейцарии). Устная форма латыни на этих территориях со временем настолько отдалилась от письменной, что превратилась в новые языки: итальянский, французский, испанский, порту­гальский, каталанский, румынский и другие. Научное название этой группы языков — романские — образовано от латинского слова romanus («римский»).

Область распространения этих языков ученые называют Рома́нией. В поздней латыни существительное Romania употреблялось в значении «Римская импе­рия», а после падения империи стало обозначать область с романизированным населением.

Лингвистический термин «романский» напрямую соотносится с тем, как назы­вали себя носители многих из этих языков, а значит, с их самосознанием. С одной стороны, эти люди понимали, что новые языки, на которых они гово­рят, — это уже не латынь. С другой стороны, они по-прежнему ощущали себя римлянами и часто выбирали соответствующие самоназвания. В латин­ских источниках IX века (постановление Турского собора 813 года, Страсбург­ская клятва 842 года) присутствует выражение «римский язык» (romana lingua) примени­тельно к старофранцузскому, который таким образом противопостав­лялся одновременно латыни и германским наречиям. Это соответствует общей закономерности: назвать себя «римлянами», а свой язык — «римским» или «латинским» обычно стремились носители языков, живущие в непосредствен­ной близости от области распространения другого, неродственного языка.

Румын, румынский, Румыния

Крестьянские мотивы. Картина Иона Теодореску-Сиона. 1936 годWikimedia Commons

Территория Дакии (современной Румынии) была завоевана Римом достаточно поздно (в начале II века), а примерно через 170 лет после ее присоединения (в 271–275 годах) римляне были вынуждены ее оставить под натиском вестго­тов. Тем не менее романизация Дакии оказалась очень глубокой и прочной, и народная форма латыни там выжила и постепенно превратилась в румын­ский. Ранняя изоляция от остальных латиноязычных территорий и тесные контакты с другими языками Балканского полуострова — прежде всего славян­скими, но также с венгерским и греческим — объясняют как структурное своеобразие румынского, так и самоназвание этого народа и его языка. Слово român («румын», «румынский») — все то же латинское romanus («римский»), только в очень видоизмененном произношении. Таким образом, румыны назвали себя римлянами, чтобы подчеркнуть собственное отличие от окру­жаю­щих их нероманских языков и народов.

Романш, романшский, ретороманский

Фрагмент на романшском языке из хроники Ульриха Кэмпелла. 1571–1572 годы Wikimedia Commons

Швейцария — еще одна часть Европы, где романские языки сосуществуют с нероманскими. В кантоне Граубюнден говорят на языке, который носители называют романшским (rumantsch, или rumantsch grischun — «граубюнденский романшский») — от народнолатинского наречия *romanice (loqui), «говорить в римской манере». В русскоязычной традиции закрепился другой вариант названия этого языка — ретороманский, от немецкого Rätoromanisch. В отличие от самоназвания rumantsch, это искусственный термин, введенный в обиход немецкоязычными лингвистами.

Ретороманский — один из четырех официальных языков Швейцарии наряду с немецким, французским и итальянским.

Романдец, романдский, Романдия

Историческое самоназвание франкоязычных швейцарцев — романдцы (romands или romandes), и, соответственно, название территории их прожи­вания — Романдия (Romandie). В отличие от румынского и ретороманского, корень «Рим» здесь указывает не на отдельный язык, а на историко-геогра­фический контекст, в котором носителям французского языка было важно противопоставить себя германоязычным соседям, обозначив свою принад­лежность к романскому миру. Таким образом, romand — это старофранцузское romant или romanz, восходящее к упомянутому наречию *romanice (loqui). Конечное -d в romand появилось, скорее всего, под влиянием формы allemand («немецкий»), с которой оно образует смысло­вую оппозицию.

Ромей, ромейский

Император Юстиниан со свитой. Мозаика базилики Сан-Витале в Равенне. 546–547 годы Wikimedia Commons

Грекоязычные провинции Римской империи не утратили свой язык в пользу латинского (см. Романизация), но их идентичность изменилась. Это отразилось и в истории слов: византийцы называли себя ромеями (греч. ῾Ρωμαῖος, «римля­нин»), а свое государство — Романи́ей (греч. Ῥωμανία, то есть «Земля рим­лян») или «Державой римлян (ромеев)» (греч. Βασιλεία Ῥωμαίων). Ни раздел Римской империи на Западную и Восточную в 395 году, ни падение Западной Римской империи в V веке не помешали жителям Византии (Восточной Рим­ской импе­рии) продолжать считать себя наследниками Древнего Рима. Более того, после падения Рима необходимость в уточняющем прилагательном «Восточ­ная» отпала, и Византия стала Римской империей по умолчанию — вплоть до своей гибели в 1453 году.

курс arzamas

 

Византия для начинающих

История, искусство, музыка, суеверия, войны и интриги Византийской империи, а также лекции Сергея Иванова о литературе Византии

Романья, романьольский

Название исторической области Романьи, что входит в состав итальянской административной области Эмилия-Романьи, этимологически то же самое, что Румыния (см.  Румын, румынский, Румыния), Рома́ния (см. Романский 1, Рома́ния) и Романи́я (см. Ромей, ромейский), а именно «Земля римлян» (лат. Romania). Происхождение этого названия напрямую связано с ромеями: именно здесь находился Равеннский экзархат, центр византийских владений на Апеннин­ском полуострове. Византийские земли граничили с территориями, захва­ченными германским племенем лангобардов, — название должно было противопоставить «римское» «неримскому». 

Прилагательное «романьольский» означает «относящийся к Романье» и проис­ходит от современного итальянского romagnolo.

Романика, романский

 2 Констанцский собор в разрезе. 1887–1901 годы Wikimedia Commons

Романикой называют стиль в европейском искусстве конца X–XII (а местами и XIII) веков. Этот термин был придуман искусствоведами в начале XIX века на базе латинского прилагательного romanicus («римский, в римской манере») и отражает идею преемственности романской архитектуры по отношению к античной. Связь романики с древнеримским архитектурным стилем прояв­ляется прежде всего в использовании круглых (полуциркульных) арок и сводов, простых и достаточно массивных геометрических форм. Название роман­ский позволяет также противопоставить соответствующий стиль готическому, термин для которого появился существенно раньше, в эпоху Ренессанса. При этом готическое искусство не имеет отношения к готам (оно родилось во Фран­ции в середине XII века), а сам термин изначально имел пренебрежительную окраску: для ренессансных авторов, как и для римлян, готы были варварами. По сути, оппозиция «романика — готика» следует той же логике, что и самона­звания языков и народов: противопоставление романского мира и германского, античности и варваров, традиции и новшеств.

 

Определитель архитектурных стилей

От древнегреческой до экоархитектуры: все главные направления в одной таблице

Роман, романный

Миниатюра из манускрипта «Романа о Розе». Франция, вторая четверть XIV века British Library

Произошедшие от латыни народные языки (см. Романский 1, Рома́ния) в первые три столетия своего существования (VI–VIII века) имели только устную форму. Первые примеры их письменного использования появились лишь в IX веке, а запись художе­ственных текстов на романских наречиях — еще более позднее явление. Поскольку письменным языком по умолчанию оставался латинский, литера­тура на народных языках поначалу воспринималась как нечто новое и необыч­ное, часто требующее разработки новых правил и названий. Так, в позднесред­невековой Франции слово, обозначавшее народный романский язык, стало употребляться и в значении «повествование, написанное на народ­ном языке», а затем окончательно закрепилось в качестве названия одного из жанров. В старофранцузской традиции роман — это крупная повествова­тель­ная форма, для которой характерны вымышленные сюжеты любовной и героической тематики. Изначально романы писались в стихах, позже появились и романы в прозе.

В некоторых языках для названия этого жанра используется слово, непосред­ственно продолжающее старофранцузское romanz (от лат. *romanice, «по-рим­ски, в римской манере»). Русское же слово «роман» восходит к современному французскому roman, и термин «романист» в значении «автор романов» тоже был заимствован из современного французского. В значении «любовные отношения» слово «роман» начало употребляться в результате семантического переноса — от истории любви в книге к истории любви в жизни (см. также Романтика, романтичный).

 

Средневековая литература: главные книги в одной таблице

«Беовульф», Данте, «Эдда», трубадуры и другие

Романс

Гитарист. Картина Василия Тропинина. 1823 год Государственная Третьяковская галерея

«Романсы» появились в средневековой Испании по той же схеме, что и «рома­ны» во Франции: произведения словесности на народном романском языке (в данном случае на кастильском испанском) получили название по тому самому языку. Испанские романсы (romance) — форма народной песенной поэзии преимущественно героического содержания, тесно связанная с эпосом. Центральной темой древних романсов была борьба с маврами за независи­мость и христианскую веру (Реконкиста).

Литература Нового времени переосмыслила жанр романса. Появились сначала авторские романсы (часто это были самодостаточные тексты, не предназна­ченные для пения), а затем и новый поэтическо-музыкальный жанр — сольная песня на стихи лирического содержания с инструментальным сопровожде­нием. Именно в этом значении слово «романс» было заимствовано в русский язык из французского в конце XVIII века. Изначально романсами в России называли вокально-инструментальные произведения с текстом на француз­ском — или стихи русских поэтов с использованием народных мотивов. В XIX веке сформировался жанр русского романса, объединяющий несколько поджанров: салонный, городской, цыганский, казачий и другие.

Важной особенностью романса была и остается восприимчивость к фольклору, что роднит современный музыкальный жанр со средневековой испанской поэтической традицией.

аудио!

 

Что такое жестокий романс и почему он жестокий

Происхождение, распространение, психотерапевтический эффект и причины невероятной популярности песен с плохим концом

Романсеро

Обложка сборника «Цыганское романсеро» Федерико Гарсиа Лорки. 1928 год © Revista de Occidente

Первые несколько веков испанские романсы бытовали исключительно в устной форме, а в XV веке их начинают записывать и объединять в сборники, называе­мые романсеро (исп. romancero). Это же название впоследствии используют и некоторые поэты Нового времени применительно к своим авторским сбор­никам — например, «Романсеро» Генриха Гейне или «Цыганское романсеро» Федерико Гарсиа Лорки.

Романеска

Народный танец романеска и соответствующая ему музыкальная форма — это разновидность гальярды (умеренно быстрого танца в трехдольном размере с прыжками и скачками), популярная в Италии и Испании в XVI–XVII веках. Название произошло от итальянского (danza) romanesca, то есть «римский танец». В форме романески написана, например, известная английская народ­ная песня «Зеленые рукава» («Greensleeves»).

Романеско

Слово «романеско» (ит. romanesco) имеет два значения. Первое из них — лингвистическое: романеско — диалект города Рима. Романеско относится к центрально-южной группе диалектов Италии, при этом он пережил сильное влияние тосканских наречий и литературного итальянского языка.

Второе значение слова — гастрономическое. Романеско (ит. broccolo romanesco) — сорт капусты брокколи родом из окрестностей Рима. Капуста романеско упоминается в письменных источниках начиная с XVI века, а в 1834 году поэт Джузеппе Джоакино Белли, писавший на римском диалекте, увековечил в одном из своих сонетов некоего Торцетто, который выращивал и продавал эту капусту в римском районе Монти.

Романизм

Романизм — одно из наиболее многозначных слов из нашего списка. Это объясняется тем, что для обозначения разных явлений была применена одна и та же продуктивная словообразовательная модель: к многозначному корню «римский» присоединился суффикс -изм, тоже достаточно многозначный.

Ян ван Скорел. Мария Магдалина. Около 1530 года Rijksmuseum

Во-первых, романизм — это движение и эстетика в нидерландской живописи XVI века, выбравшее образцом художественный язык современной ему школы римского классицизма (например, Микеланджело).

Во-вторых, романизмом называют учение Римской католической церкви в языках других конфессий.

А третье значение отсылает не непосредственно к Риму, а к языкам, произо­шедшим от латыни, то есть языка Древнего Рима (см. Романизация и Роман­ский 1, Рома́ния). Лингвистический термин «романизм» означает слово или оборот романского происхождения (из романских языков). Романизмами можно назвать, например, русское слово «браво» (от итальянского bravo) или выражение «иметь зуб на кого-то» (калька с французского avoir une dent contre quelqu’un).

Романист, романистика

Портрет Чарльза Диккенса. Фотограф Герберт Уоткинс. 1858 год National Portrait Gallery, London

Еще одно многозначное слово было параллельно образовано применительно к разным сферам с помощью присоединения к корню «римский» суффикса -ист, определяющего лицо по роду деятельности или увлечению.

Чаще всего слово «романист» обозначает писателя, автора романов (см. Роман, романный). Под романистикой же в этом случае понимают совокупность романов или романы как литературный жанр в целом.

Термин «романистика» употребляется также для обозначения двух разных профессиональных дисциплин — романской филологии (см. Романский 1, Рома́ния) и римского права. Соответственно, романистами называют специа­листов по обеим этим дисциплинам. 

Романист — это также и представитель нидерландского художественного течения, романизма (см. Романизм).

И, наконец, самое недавнее значение слова «романист» — болельщик итальян­ского футбольного клуба «Рома» (ит. Roma, «Рим»).

Романтика, романтичный 

На паруснике. Картина Каспара Давида Фридриха. 1818–1820 годы Государственный Эрмитаж

В Англии XVII века слово romantic — от французского romantique («романный»), в свою очередь восходящего к старофранцузскому romant (то же, что romanz, см. Роман, романный), — получило новое значение. Жанр романа основан на вымысле и часто делает акцент на чувствах и переживаниях — именно это послужило толчком к переосмыслению прилагательного romantic. Сначала оно эволюционировало в сторону значения «живописный, необычный, захваты­вающий» (характеристика источника впечатлений), а затем стало означать и «восторженный, эмоционально-возвышенный, мечтательный» (характери­стика душевного состояния, связанного с впечатлениями) — иными словами, то, что мы теперь понимаем под романтикой и романтичностью.  

Романтизм, романтический

Слово «романтика» (см. Романтика, романтичный) постепенно получило популярность во всей Европе, а в конце XVIII века от него образовали название нового художественного движения. Понимание романтичности как ценности возвышенных чувств и необычных впечатлений соотносится со многими постулатами романтизма: здесь и пре­обладание чувства и воображения над разумом, и культ природы как есте­ственной стихийности, и переоценка культуры Средневековья, презираемой большинством предшественников романтиков.  

Курс приурочен к выставке
«Мечты о свободе. Романтизм в России и Германии»

Проект реализован по благотворительной программе «Музей без границ» Благотворительного фонда Владимира Потанина

Теги

Словарь
Лингвистика

Радио ArzamasЗачем отмечать 8 Марта

Каких прав не хватало женщинам в XIX веке, чем занимались российские равноправки и почему женское движение стало международным — слушайте в первой части нового курса «Краткая история феминизма». Заключительные лекции выйдут 16 марта

Хотите быть в курсе всего?

Подпишитесь на нашу рассылку, вам понравится. Мы обещаем писать редко и по делу

Курсы

Все курсы

Спецпроекты

Аудиолекции

24 минуты

1/5

Любовь, искусство и смерть: романтизм как мироощущение

Почему романтизм — это не просто термин из школьной программы, а культурная макроэпоха, определившая нашу жизнь на 250 с лишним лет

Читает Андрей Зорин

Почему романтизм — это не просто термин из школьной программы, а культурная макроэпоха, определившая нашу жизнь на 250 с лишним лет

29 минут

2/5

Молодость, ирония, творческий риск: какими были писатели-романтики

Как Байрон, Гофман, Новалис и другие литераторы создали саму идею современности и какие принципы они исповедовали, чтобы быть современными

Читает Татьяна Венедиктова

Как Байрон, Гофман, Новалис и другие литераторы создали саму идею современности и какие принципы они исповедовали, чтобы быть современными

60 минут

3/5

Гении, мифотворцы и виртуозы: кто создавал музыку романтизма

Почему Вагнер, Паганини, Берлиоз и другие обожествляли сами себя и одновременно смогли достучаться до души каждого слушателя

Читает Марина Раку

Почему Вагнер, Паганини, Берлиоз и другие обожествляли сами себя и одновременно смогли достучаться до души каждого слушателя

48 минут

4/5

Возвышенное, примитивное, иррациональное: где в искусстве искать романтизм

Почему в живописи и графике был не романтизм, а романтизмы — и как их можно найти не только у Делакруа с Фридрихом, но и у Энгра с Гогеном

Читает Илья Доронченков

Почему в живописи и графике был не романтизм, а романтизмы — и как их можно найти не только у Делакруа с Фридрихом, но и у Энгра с Гогеном

43 минуты

5/5

Наполеон, братья Гримм и Вальгалла: как романтизм создавал европейские нации

Почему без романтизма не было бы современных Франции, Германии и других европейских наций — и какую роль в этом сыграли философы, филологи и студенты

Читает Илья Женин

Почему без романтизма не было бы современных Франции, Германии и других европейских наций — и какую роль в этом сыграли философы, филологи и студенты

Материалы

Интерьер романтика: живите как Онегин или Жорж Санд

Как обставить модный кабинет — от портретов до черепов

Главные романтики мира в одной таблице

Гюго — бунтарь, Мэри Шелли — фрик и Пушкин — историк

«Рим», «Румыния», «романс», «романтизм»: откуда взялись эти слова

Слова, произошедшие от названия Вечного города

18 признаков того, что перед вами романтическая картина

Кораблекрушения, кудри, конец света и другие

«Свобода», «страсть», «фантастика»: словарь романтика

Понятия, которые романтизм изобрел — или придал им современный смысл

О проектеЛекторыКомандаЛицензияПолитика конфиденциальностиОбратная связь

Радио ArzamasГусьгусьСтикеры Arzamas

ОдноклассникиVKYouTubeПодкастыTwitterTelegramRSS

История, литература, искусство в лекциях, шпаргалках, играх и ответах экспертов: новые знания каждый день

© Arzamas 2023. Все права защищены

славян — Энциклопедия всемирной истории

Термин «славяне» обозначает этническую группу людей, которые разделяют длительную культурную преемственность и говорят на ряде родственных языков, известных как славянские языки (все они принадлежат к индоевропейской языковая семья). Мало что известно о славянах до того, как они упоминаются в византийских записях VI века н.э., и большая часть того, что мы знаем о них до этого времени, в основном получена из археологических и лингвистических исследований. Византийские авторы называют славян «склавенами».

ПРОИСХОЖДЕНИЕ СЛАВЯН

Славяне — наименее задокументированная группа среди так называемых «варваров», врагов Рима в поздней античности, поэтому нет единого мнения ученых относительно их происхождения. Авторы, писавшие о славянах, не согласны: одни говорят, что славяне были кочевниками, другие утверждают, что они жили на постоянных поселениях, расположенных в лесах и болотах; в одних источниках говорится, что они жили под властью короля, а в других — что они приняли форму демократии. Вдобавок к этим несоответствиям мы должны иметь в виду, что большинство этих описаний наполнено предвзятостью римлян, которые считали все варварские народы примитивными, нецивилизованными и жестокими.

Удалить рекламу

Реклама

На основании археологических данных мы знаем, что протославяне уже были активны к 1500 г. до н.э. от Польши до Беларуси.

Некоторые авторы прослеживают происхождение славян до коренных племен железного века, живших в долинах рек Одер и Висла (на территории современной Польши и Чехии) примерно в I веке н.э. Однако это все еще предмет обсуждения. Основываясь на археологических данных, мы знаем, что протославяне уже были активны к 1500 г. до н.э. на территории, которая простиралась примерно от западной Польши до реки Днепр в Беларуси. Вместо того, чтобы иметь центр происхождения славянской культуры, кажется более разумным рассматривать обширную территорию, на которой ее жители разделяли общую культурную черту.

YouTube Следите за нами на Youtube!

Лингвистические данные свидетельствуют о том, что на каком-то этапе в ранние времена территория славян достигла западного региона России и южнорусских степей, где они вступили в контакт с ираноязычными группами. Это основано на том, что славянские языки разделяют поразительное количество слов с иранскими языками, что можно объяснить только путем диффузии из иранского языка в славянский. Позже, продвигаясь на запад, они вступили в контакт с германскими племенами и снова заимствовали несколько дополнительных терминов из германских языков. Интересно, что польский мыслитель по имени Юзеф Ростафинский заметил, что во всех славянских языках слова, обозначающие бук, лиственницу и тис, заимствованы из иностранных языков, а это означает, что в ранние времена эти типы деревьев были неизвестны славянам. быть использовано в качестве ключа, чтобы определить, где зародилась славянская культура.

Удалить рекламу

Реклама

СЛАВЯНСКАЯ МИФОЛОГИЯ

У нас очень мало славянского мифологического материала; письменность не была введена в славянскую культуру до IX и X веков нашей эры, в процессе христианизации.

Одним из важных богов славян был Перун, который был связан с балтийским богом Перкуно. Подобно скандинавскому богу Тору, Перун был богом-громовержцем, которого некоторые славяне считали верховным богом, точно так же, как Тор считался самым важным богом у некоторых германских народов. Мужской бог юности и весны по имени Ярило (или Ярило) и его женский аналог Лада, богиня любви, также занимали высокое место в славянском пантеоне. И Ярило, и Лада были богами, которые умирали и воскресали каждый год, и Ярило, в частности, мог иметь связь с мотивами плодородия. В период возникновения христианства Ярило сыграл важную роль, так как имел некоторые общие черты с Иисусом Христом.

Любите историю?

Подпишитесь на нашу бесплатную еженедельную рассылку по электронной почте!

В славянскую мифологию входили также несколько многоголовых богов, например, Свантовит (или Свантевит), бог войны, имевший четыре головы, две из них мужские и две другие женские; Поревит с пятью головами, представляющими лето; Руджевит, семиликий, воплощение осени; и Триглав, показавший три головы и одновременно смотрящий в небо, землю и преисподнюю.

СЛАВЯНЕ ВО ВРЕМЯ ПОЗДНЕЙ РИМСКОЙ ИМПЕРИИ

В середине V века н.э. политический вакуум затронул весь регион Балкан в результате падения Гуннской империи. Походы Аттилы оставили большие территории к югу от Дуная непригодными для жизни и поэтому пустыми. Границы Римской империи, граничащие с Балканами, удерживались с трудом, так как в пределах опустошенного региона двигались новые группы. Среди этих новых групп были славяне.

Между 531 и 534 годами н.э. римские войска участвовали в серии военных кампаний против славян и других групп. В течение 550-х годов н.э. славяне продвинулись к Фессалонике, войдя в район реки Хебрус и фракийского побережья, разрушив несколько укрепленных поселений и (согласно римским источникам) превратив женщин и детей в рабов и убив взрослых мужчин. Однако достичь цели им не удалось: Фессалоника была спасена от катастрофы присутствием римской армии под командованием Германа. Позже, в начале 580-х годов нашей эры, славяне объединились с аварами, чтобы сокрушить Грецию, Фракию и Фессалию.

Удалить рекламу

Реклама

Римляне заключили договор с аварами, которые получали ежегодную выплату в размере 100 000 золотых солидов в обмен на то, что оставили римские границы нетронутыми. Славяне, с другой стороны, не приняли участия в соглашении и двинулись на Константинополь в 585 г. н.э., но были отброшены обороной римлян. Славяне продолжали нападать на другие поселения и, наконец, основали первые славянские постоянные поселения в Греции.

В начале 600-х годов н.э. Рим организовал кампанию против славян, но безрезультатно. Славяне и авары снова объединились, сформировав огромные силы в 626 г. н.э., и с помощью булгар осадили Константинополь. Коалиция варваров почти добилась своей цели, но римлянам удалось отразить нападение. После этого события аваро-славянскому союзу пришел конец. Славянская оккупация Греции продолжалась до 9 века н.э., когда византийцы окончательно изгнали их. К тому времени славяне имели прочное присутствие на Балканах и в других регионах Центральной и Восточной Европы.

КУЛЬТУРНОЕ РАЗНООБРАЗИЕ СЛАВЯН

В начале Средневековья славяне занимали большой регион, что способствовало возникновению нескольких независимых славянских государств. Начиная с 10 века н.э. славяне претерпели процесс постепенного культурного расхождения, в результате которого образовался набор близкородственных, но взаимно непонятных языков, классифицированных как часть славянской ветви индоевропейской языковой семьи.

Удалить рекламу

Реклама

Сегодня все еще говорят на большом количестве славянских языков, включая болгарский, чешский, хорватский, польский, сербский, словацкий, русский и многие другие, простирающиеся от Центральной и Восточной Европы до России.

Редакционный обзор Перед публикацией эта статья прошла проверку на точность, надежность и соответствие академическим стандартам.

Древние славяне

Ваш Древний
Военный ресурс

Древний
Война,
Воины и империи

Древний военная история; Воины, оружие и стратегии. Все народы: римляне, египтяне, спартанцы, ацтеки, германцы, монголы, славяне, китайцы, саксы, Хетты, персы, кельты, индийцы, японцы и другие.

 
   
  Особенно легко древним славянам не приходилось. Они всегда казались между сильными противниками; застряли между воинственными германцами и могучими в военном отношении степными кочевниками или развивались между Франкской и Византийской империями, сверхдержавами своего времени. К северу от славян жили свирепые скандинавы, общество, породившее могучих викингов и завоевавшее многие земли. Тем не менее славяне, как это ни удивительно, выжили и, как это ни удивительно, даже процветали. Славянские племена вырвались со своей родины и завоевали и заселили половину Европы, навсегда изменив историю континента и мира. Немногие из земель, захваченных этими древними воинами, когда-либо были возвращены их противниками, и миграция славян продолжается и по сей день, особенно в их древнем движении на Восток. Тем не менее, древние славяне, добившиеся этого великого расширения, никогда не считались одним из величайших воинских обществ в истории.  
Вождь Древней Руси
Древние славяне научились до
г. использовать лонгшипы из их
Скандинавские соседи

Древнеславянские воины
Славянские воины умели
конные и пехотные воины

Древнеславянское расширение
Период миграции был временем смены великих держав в Европе, поскольку старая Римская империя распалась, а затем окончательно рухнула. Во время этого краха римской власти многие варварские племена воспользовались ситуацией, чтобы найти новую родину. Эти варвары, как их называл римский и греческий миры, возглавлялись германскими и степными кочевыми племенами, такими как гунны, которые пробивали границы тогдашней слабой Римской империи. За этим первыми волнами варварских нашествий последовали славяне, заявившие, что малонаселенные районы мигрировали из других варварских племен, а также образовавшие свою собственную часть старой империи. В дремучих лесах Европы веками развивались индоевропейские культуры, и их популяции стали беднеть. Это были славяне, и все их народы состояли из вооруженных народов. Восточные римляне, или византийцы, считали славян неискушенными и отсталыми в культурном отношении. Однако их более простые самодостаточные сообщества напоминают древних спартанцев и раннюю Римскую республику по своей военной организации, солдаты-фермеры сражались на передовой. Из-за этого их было трудно вытеснить с завоеванной территории, из-за их стойкости это могло дорого обойтись. В отличие от древних греков и римлян славяне также применяли тактику набегов. Используя скорость и внезапность, они использовали более бронированных противников. Позже славяне также начали использовать доспехи, но обычно они сочетали их со своей кавалерией. Несмотря на отсутствие доспехов, славяне оказались достойным соперником для сложных и бронированных римских вооруженных сил и греческих воинов.

Историки прошлого придавали ранним славянам голубиную репутацию, особенно по сравнению с воинственной репутацией их соседей. Эта в основном незаслуженная репутация может быть связана с практикой славян на Балканах создавать сельскохозяйственные поселения вокруг укрепленных городов, часто оставляя города в покое. Славяне внесли больший вклад в инновации в сельском хозяйстве, чем в военное искусство. Использование севооборота и отвального плуга позволило увеличить производительность на туфовой почве. Плуг с отвалом, согласно « Средневековой жизни и Столетней войне » Джеймса Ф. Даннигана и Альберта А. Нофи , позволил ранним славянам стать эффективными фермерами. «Это сложное устройство из металла и дерева было разработано славянскими племенами и распространилось на запад с 6 века. Его конструкция позволяла шести или более быкам тянуть плуг и разбивать целину или тяжелые глинистые почвы, типичные для Северной Европы. В качестве примера воздействия этого нового плуга рассмотрим огромный рост населения, который произошел после его введения». История снова и снова доказывает, что увеличение производства продуктов питания позволяет увеличить население, и большее население может быть преобразовано в военную силу. Один древний писатель заметил, что если когда-либо объединится огромное количество славянских племен, ни один народ не сможет им противостоять. Однако, хотя ранние славяне не известны военными новшествами, в этом отношении они в целом не уступали своим племенным соседям. Какого бы преимущества им ни недоставало в военных инновациях и организации, они компенсировали разрушительными набегами и чистой грубой силой подавляющего числа солдат, которые позволяло им поддерживать развитое сельское хозяйство. На самом деле их сельскохозяйственная природа в сочетании с их самодостаточным образом жизни означала, что, когда они захватили территории, они остались там навсегда. На самом деле их децентрализованный характер делал их чрезвычайно трудными для победы, поскольку у них не было великого короля, которого можно было бы подкупить или победить в битве.

Экспансия славян V–VII вв. простиралась от Рейна до Южной Греции и русских степей. Хотя эксперты расходятся во мнениях относительно того, как это произошло, все они согласны с тем, что за короткий промежуток в 150 лет удивительно однородная культура захватила половину Европы. Они сформировали эгалитарное общество со славянским языком в качестве общего. Помимо земледелия они занимались пчеловодством, ремеслами, торговлей, металлообработкой и плотницким делом, скотоводством и охотой. Независимый характер славянских племен контрастирует с зависимостью степных всадников-мародеров от оседлого населения. По иронии судьбы, такие группы, как гунны, которые причинили столько разрушений в империях своего времени, нуждались в тех же самых империях для снабжения и золота, чтобы заплатить своим ордам. Эти кочевые группы только разбивали лагеря, и когда они рассеялись, они не оставили после себя ничего прочного, в отличие от славян, которые навсегда осели и поглотили местное население.

Славяне-воины
Эти древние воины описаны как необычно высокие и сильные, славянские воины обычно использовали широкий выбор оружия. Один воин может нести щит, копье, топор, праща и лук. Они были известны своим спартанским образом жизни. и древние писатели записали, что они часто быстро нападали. Они использовали луки и стрелы с тремя лезвиями, подобные тем, что использовались степные кочевники. Первые армии состояли всего из нескольких сотен люди, которые могли быстро переместиться на вражескую территорию и быстро отступить. Древний историк Прокопий сообщает нам в Войнах VII.14, 25, что славяне «сражаются в пешем строю, наступая на неприятеля, в своих руки они носят небольшие щиты и копья, но никогда не носят тела броня». По мере расширения славяне начали использовать комбинированные тактика оружия, когда лучники, кавалерия и пехота действуют в унисон. Их армии использовали скорость в своих интересах и часто устраивали засады. фланговые атаки и партизанская тактика. Они научились принимать укрепленные города с использованием осадных орудий у византийцев и узнали конная тактика у степных кочевников. На Севере научились использовать длинные корабли в стиле викингов и даже совершать набеги на Скандинавию, давая им попробовать их собственное лекарство. Славяне, возможно, обменялись свои знания в строительстве мостов со скандинавами взамен за знание судостроения.

Древние западные славяне
После распада Западной Римской империи в V веке германские племена начали мигрировать на территорию бывшей империи. Затем славянские племена мигрировали на обезлюдевшие земли Германии, поглотив оставшихся. К 6 веку германские племена, жившие тогда во Франции, оказались под властью племенной федерации, называемой франками. Вскоре христианизированная Франкская империя контролировала большую часть того, что было Западной Римской империей. Франки устроили марши на своей восточной границе, граничащей со славянами, пытаясь обратить или уничтожить западные племена на своей границе. Это вынудило славян образовать свое первое государство или сверхплеменной союз, известный как Империя Само. История Само удивительна; он был франкским торговцем, завоевавшим доверие славянских племен и ставшим лидером большой конфедерации. Славянские племена, жившие примерно на территории нынешней Австрии, признали его королем. Самос возглавил свои силы в нескольких победоносных кампаниях против франкских армий. Однако его удивительная империя не пережила его смерти, но другие славянские народы появились сначала в Богемии, а затем под предводительством могущественного племени поляне, которое позже сформировало раннюю польскую нацию.

Другие западнославянские племена, называемые современниками вендами, не смогли объединиться в нации и продолжили свою родоплеменную организацию и языческой религии. У венедов была культура набегов, что делало им страшные соседи, устраивая как набеги в стиле викингов, быдло набеги и более крупные вторжения против франков и датчан. Над следующие 400 лет между венедами существовала постоянная война и их германских соседей. В конце концов, венеды, измученные непрерывные боевые действия поддались давлению и потеряли свои языческие религию, свободу и многое из их славянской культуры, между бесконечными немецкими наступлениями и расширяющейся нацией королевство Поланье.

Ранние восточные славяне
По мере увеличения доли славян во многих регионах Восточной и Центральной Европы они поглощали местное население, обращая его в свою культуру и язык. На Востоке они распространились на современные Беларусь, Украину и Россию. Они же составляли львиную долю населения государства Киевская Русь. По мере того как славянские племена мигрировали на восток, они вытесняли балтийские и финские племена, приобретая большую полосу земли, которую они постоянно, хотя и терпели серьезные неудачи, расширяли на север и восток.

На Востоке славянские племена с древнейших времен контактировали с могущественными степными кочевниками. Ранние славяне были временами обижены на подданных этих племен, а на других — на добровольных союзников. Возможно, наиболее распространенной ситуацией было то, что они избегали открытых равнин, в то время как конные рейдеры, уважая славянских воинов, избегали лесов. Славяне приобрели большой опыт и военное мастерство от общения с этими кочевым племенами, сначала со скифами, сарматами и гуннами. Позже эти кочевые всадники со ступеней включали клад булгар, антов и хазар и, наконец, достигли кульминации с монголами в средневековый период. Похоже, что эти орды обычно проходили через Причерноморье по пути на запад, хотя иногда группы оставались на более длительные периоды времени.
По мере распространения славян на восток они образовали ранние племенные центры, включавшие Новгород, Изборск, Полоцк, Гнездово и Киев. Около 880 г. н.э. киевские славяне вместе с быстро славянизированным скандинавским ядром образовали государство Киевская Русь. Это раннее восточноевропейское государство доминировало на торговых путях между Скандинавией и Византией и часто осаждало Константинополь. Однако они были побеждены и завоеваны, как и многие другие, расширяющейся Монгольской империей в 1240 г.

Ранние южные славяне
Многие славянские племена также мигрировали на юг, вторгаясь в земли Балкан и Греции. Ко времени их прибытия Римская империя переживала кризис и рушилась на Западе. Древние славяне хлынули через границы на частично обезлюдевшие Балканы, земли, неспокойные гуннами и мародерствующими готами, где имперская власть рухнула. Именно византийцы дали нам лучшее представление об этих доселе неизвестных людях, оторванных от цивилизации другими неграмотными варварскими племенами.

Византийский писатель Прокопий в своем произведении «Де Беллис» изображает древних славян необыкновенно высокими и сильными, с загорелым лицом и рыжевато-светлыми волосами. Он описывает их как живущих суровой и примитивной жизнью, живущих в хижинах, часто удаленных друг от друга и часто переезжающих с места на место. Политически они не управлялись единым лидером, а долгое время жили в условиях «демократии» (или анархии). Славяне описываются как возмущенные любыми попытками управлять ими и яростно сопротивляющиеся любым попыткам. Древние славяне верили во многих богов, но Прокопий предполагает, что они верили в одного, возможно, верховного бога. Его часто отождествляют с Перуном, богом грома и молнии. Прокопий описывает это верование, говоря, что славяне «признают, что один бог, создатель молнии, является единственным владыкой всего: ему приносят в жертву быка и всех жертвенных животных». Сегодня слово Перун означает гром или молнию на нескольких славянских языках. Прокопий далее описывает древних славян как идущих в бой пешком, бросающихся прямо на своего врага, вооруженных копьями и небольшими щитами, но без доспехов.

Вторгшиеся славяне проникли через Балканы и на Пелопоннес в Южной Греции. Несмотря на византийские рассказы о «грабежах» и «мародерстве» древних славян, многие коренные народы добровольно ассимилировались со славянами. Отсутствие у славян организованной центральной власти фактически ускорило процесс волевой славянизации. Римские подданные территорий, заселенных славянами, постепенно ассимилировались с телом славян.
Однако не все было ладно, славяне осадили Салоники в 614-616 годах нашей эры. Иоанн, архиепископ Солунский, писал о нападениях следующее: «В поле у ​​святого храма человек увидел не очень многочисленное варварское войско (мы насчитали их вместе до пяти тысяч), но очень сильное, так как оно состояло из отобранных опытных бойцов . .. и до поздней ночи они сражались, и люди победителя [защитники Салоников] подвергали себя большому риску, когда они атаковали и отступали, потому что, как сказано, у них были отборные цветы всей славянский народ за своих противников. Наконец, когда подоспела помощь, варвары были изгнаны, и они отступили». Однако в том же тексте «Чудеса св. Димитрия Солунского» записано, что в 877 г. «весь салоникский народ говорил на чисто славянском языке». Славяне участвовали и в осадах против самого Константинополя, наряду со столкновением булгар, Авары и гепиды

К 700 г. н.э. славяне населяли большую часть Балкан, от Австрии до Пелопоннеса и от Адриатики до Черного моря, за исключением прибрежных районов греческого полуострова. Поскольку Византийская империя и вторгшаяся Франкская империя обнаружили, что славянами трудно управлять, их отвращение к централизованной власти. Однако с течением времени, когда славяне сливались с другими группами в регионах, начали формироваться разные народы. Древние славянские племена, такие как хорваты и сербы, сохранили свои собственные имена при формировании наций, в то время как южные славяне этого не сделали, приняв имена тех, с кем они слились, хотя они все еще говорили на славянском языке (болгары) или даже на славянском/латинском языке, таком как румыны.