📌 Флотский костюм — это… 🎓 Что такое Флотский костюм?
Флотский костюм
Флотский костюмФлотский костюм — повседневная, выходная и парадная униформы военных моряков стран мира, а также курсантов (кадетов)военно-морских учебных заведений. Состоит из рубахи и брюк особого пошива, головного убора. Ношение данной формы регламентируется правилами и корабельным уставом.
История
С созданием в России Петром Великим регулярного флота для нижних чинов и матросов был введен костюм, состоящий из элементов голландской морской одежды — широкополой шляпы, коротких штанов зеленого цвета, чулок, кожаных туфель и грубошерстной куртки серого или зеленого цвета. Матросам вменялось беречь свою форму — в противном случае виновника ждало суровое наказание. Согласно Морскому уставу от 1720 года: «…если кто свой мундир проиграет,… оный имеет первый и другой раз быть жестоко наказан, а в третий — расстрелян или на галеру сослан…». Впоследствии форма моряков — цвет, покрой, сроки ношения — постоянно менялись. Это было обусловлено пристрастиями и пожеланиями и российских царей, и изменениями, произошедшими в нашей стране в XX веке — революцией, гражданской и Великой Отечественной войнами, последующими политическими и гражданскими реформами. Флотский костюм рядового состава впервые появился в середине-конце XIX века в парусном флоте. На протяжении столетий изменения в его пошиве, материалах были минимальными. Современная морская форма окончательно утвердилась в 1951 году.
Рубаха
Рубаха флотского костюма (введена приказом РВСР № 2443 от 27 октября 1921 года. Покрой рубахи подтвержден приказами РВС СССР № 006 от 5 января 1925 года и по ВМС РККА № 52 от 16 апреля 1934 года) первоначально пошивалась из серой парусины или отбеленной рагожки. Состояла из цельных переда и спинки без швов с прямым стоячим воротником с застёжкой на пуговицу и петлю, и прямых рукавов без обшлагов и манжет. Передний разрез рубахи заделывался планками с застежкой на две пуговицы и петли. На левой стороне груди находился настрочной карман без клапана.
Форменная рубаха носится с пристежным форменным синим воротником.
Приблизительно с середины 70-х годов XX века вид рубахи незначительно изменяется. Перед и спинка цельные. Перед с верхним накладным карманом на левой стороне и внутренним карманом с изнаночной стороны. В верхней части переда, посредине, разрез, застегивающийся одной петлей на пуговицу. В конце разреза, с внутренней стороны, две пуговицы, а на спинке, у горловины, петля для пристегивания форменного воротника. Воротник широкий отложной. Рукава втачные, прямые.
Погончики нашивные соответственно воинскому званию.
В начале 80-х годов изменяется цвет костюма — синий. Материал — хлопчатобумажная ткань.
Во все времена на верхний накладной карман рубахи нашивалась матерчатая бирка белого цвета с нанесённым несмываемой краской чёрного цвета боевым номером.
Бушлат
Вид форменной одежды военных моряков (для осени и весны) — двубортная суконная черная куртка на теплой подкладке с отложным воротником. В русском флоте бушлат введен в 1848 году как повседневная форма одежды матросов так называемых рабочих экипажей и называлась она «брушлат». Позднее вошло в употребление «буршлат» и, наконец, «бушлат».
Форменный воротник (гюйс)
Форменный воротникУкрашением рубахи флотского костюма является большой воротник синего цвета с тремя белыми полосами по краю. История его возникновения весьма любопытна. В старину матросам предписывалось ношение пудреных париков и намасленных косичек из конского волоса. Косички пачкали робу, а матросов за это наказывали, вот они и придумали подвешивать под косичку кожаный лоскут. Косичек на флоте уже давно не носят, а кожаный лоскут превратился в синий воротник, напоминающий нам о старых временах. Есть и другая версия: в матросский воротник трансформировался капюшон, которым моряки закрывались от брызг.
Форменный воротник изготавливается из хлопчатобумажной ткани темно-синего цвета, с тремя белыми полосками по краям. Подкладка синего цвета. На концах воротника по одной петле, посредине выреза горловины пуговица для пристегивания воротника к форменке и куртке рабочей флотской.
Функция полос
Широко распространено мнение, будто они были введены в память о трех победах русского флота: у Гангута в 1714 году, Чесмы в 1770-м и Синопа в 1853-м. Но оказывается, это не более чем красивая и высокопатриотичная легенда. На самом деле история такова. У Петра I во флоте было три эскадры. У первой эскадры на воротниках было нанесено по одной белой полоске. У второй — по две, и у третьей, особо приближенной Петру — по три полоски. Таким образом три полосы стали означать особую приближенность к Петру гвардии флота. При этом первая эскадра носила белые фланелевые форменные рубахи, вторая эскадра имела рубахи синего цвета, а третья — красного. В настоящее время фланелевые форменные рубахи, состоящие на обеспечении современного флота, синего цвета, а летние хлопчато-бумажные форменки — белого цвета (с синим гюйсом, окантованным тремя полосками белого цвета). Форменный воротник входит в состав парадно-выходной формы рядового состава ВМФ и носится с фланелевкой или форменкой.
Форменный воротник также называют гюйсом.
Брюки
Брюки флотского костюма имеют нестандартный пошив. Состоят из передних и задних половинок и пояса. Передние половинки с боковыми карманами и лацбантом, пристегивающимся к поясу задних половинок брюк двумя пуговицами, или с застежкой на металлические крючок и петлю и пуговицы, расположенные на гульфике. Пояс со шлевками для ремня.
Первоначально изготавливались из серой парусины или отбеленной рогожки. В настоящее время пошиваются из хлопчатобумажной ткани синего цвета.
Головной убор
Бескозырка
Бескозырка матросов и старшин Военно-морского флота Российской ФедерацииБескозырки утвердились в ноябре 1811 года — как «…повседневный, будничный головной убор». А вот ленточки на них появились позже — в 1857 году. Ленточки достались морякам от тех далеких времен, когда матросы носили неудобные широкополые шляпы. Во время шторма или сильного ветра шляпы подвязывались шарфами. Шарфы морякам дарили жены, матери, невесты. Они вышивали на шарфах золотыми нитками слова молитв, свои имена, якорьки. Много лет прошло, шляпы превратились в бескозырки, а шарфы — в ленточки. В 1872 году был точно определен тип надписей, размеры букв и форма якорей на лентах, а также их длина — 140 миллиметров. Люди старшего возраста помнят, что раньше на ленточках бескозырок можно было прочесть: «Северный флот», «Тихоокеанский флот», «Балтийский флот» и «Черноморский флот». Сейчас обычай носить на лентах бескозырок название своего корабля вновь возрождается на Российском флоте.
Фуражка-бескозырка шерстяная черного цвета состоит из донышка, тульи (стенок), околыша и флотской ленты.
По краю донышка и верхнему краю околыша проложены канты белого цвета. По нижнему краю околыша — вытачной кант для поддерживания флотской ленты, надеваемой на околыш. Донышко, тулья (стенки) и околыш из шерстяной ткани.
Внутри фуражки — подкладка черного (серого) цвета, налобник и накладка из кожи.
Спереди, на тулье фуражки, размещается кокарда с якорем золотистого цвета.
На околыше лента черного цвета с концами длинной 35 см. На ленте — название корабля, вид сил или флота, на концах ленты — якоря золотистого цвета. Летом на бескозырку надевается белый чехол.
Берет
Для повседневного ношения на корабле в 60-е годы был введён берет.
Пилотка
Кокарда на пилоткуС середины 80-х годов — пилотка.
Пилотка хлопчатобумажная синего цвета состоит из донышка, стенок и бортиков.
Донышко, стенки и бортики из хлопчатобумажной ткани. По боковым сторонам пилотки, в верхней части стенок, по три вентиляционных отверстия (блочка).
Внутри пилотки — подкладка серого цвета и налобник из кожи.
Спереди, посредине соединительного шва бортиков, размещается кокарда золотистого цвета с якорем.
В «советском» флоте являлась головным убором личного состава экипажей подводных лодок, имела черную окраску, различия для рядового и офицерского состава. С недавнего времени используется на всем флоте.
Боевой номер
В соответствии с боевой организацией корабля мичманам, старшинам и матросам присваиваются боевые номера, которые заносятся в Табель нумерации личного состава. Боевой номер состоит из трех частей:

Первая часть (цифра или буква) указывает, в какой боевой части (службе) находится мичман, старшина или матрос согласно расписанию по боевой тревоге;
Вторая часть (одна, две или три цифры) указывает номер боевого поста, где находится мичман, старшина или матрос согласно «Расписанию по боевой тревоге»;
Третья часть (две цифры) определяет принадлежность мичмана, старшины или матроса к боевой смене; первая цифра обозначает номер боевой смены, вторая цифра — порядковый номер мичмана, старшины или матроса в смене.
Боевым сменам присваиваются следующие цифры:
Первой боевой смене — 1, 5, 7;
Второй боевой смене — 2, 4, 8;
Третьей боевой смене — 3, 6, 9.
При наличии на боевом посту в каждой боевой смене до 9 человек для их обозначения используются цифры 1, 2, 3, до 18 человек — 1 и 5, 2 и 4, 3 и 6, до 27 человек — 1, 5 и 7; 2, 4 и 8; 3, 6 и 9.
Боевой номер для ношения на рабочей одежде старшин и матросов обозначается на нагрудной идентификационной карте военнослужащего (матерчатой бирке белого цвета пришитой к нагрудному карману рабочего платья).
Высота цифр и букв боевого номера (надписи) должна быть 30 миллиметров.
Для старшин и матросов, не допущенных к исполнению обязанностей по занимаемой должности, а также для курсантов и стажеров, проходящих практику на корабле, перед первой цифрой (буквой) боевого номера проставляется цифра «0» (ноль).
На идентификационной карте всех офицеров и мичманов обозначается наименование должности.
Ссылки
dic.academic.ru
Как называется воротник у матросов. Конструирование матросского воротника
19 августа в России отмечают День рождения русской тельняшки. Именно в этот день в 1874 году по инициативе Великого Князя Константина Николаевича Романова император Александр ІІ подписал указ о введении новой формы, которым тельняшка (специальная «нательная» рубаха) была введена как часть обязательной формы одежды русского моряка.
Свой профессиональный праздник работники морского и речного флота ежегодно в первое воскресенье июля.
Как раньше выглядела тельняшка, какими бывают полосы и что обозначает их цвет, смотрите в инфографике.
Тельняшка появилась во времена расцвета парусного флота в Бретани (Франция) предположительно в XVII веке.
Тельняшки имели вырез ворота «лодочкой» и рукава в три четверти и были белыми в тёмно-синюю полоску. В Европе в те времена полосатую одежду носили изгои общества и профессиональные палачи. Но для бретонских моряков, по одной из версий, тельняшка считалась счастливой одеждой на время морских путешествий.
В России традиция ношения тельняшек начала формироваться, по одним данным, с 1862, по другим — с 1866 года. Вместо узких кителей с неудобными стоячими воротниками русские матросы стали носить удобные фланелевые голландские рубахи с вырезом на груди. Под рубаху надевалась нательная рубашка — тельняшка.
Поначалу тельняшки выдавались только участникам дальних походов и были предметом особой гордости. Как говорится в одном из рапортов того времени: «нижние чины… преимущественно надевали их в воскресные и праздничные дни при увольнении на берег… и во всех случаях, когда требовалось быть щегольски одетыми…». Окончательно закрепил тельняшку как часть униформы приказ, подписанный 19 августа 1874 года Великим Князем Константином Николаевичем. Этот день может считаться днём рождения русской тельняшки.
Тельняшка обладает большим преимуществом перед другими нательными рубахами. Плотно облегая тело, она не мешает свободному движению при работе, хорошо сохраняет тепло, удобна при стирке, быстро сохнет на ветру.
Этот вид лёгкой морской одежды не утратил своего значения и сегодня, хотя матросам теперь редко приходится лазать по вантам. Со временем тельняшка вошла в обиход и в других родах войск, хотя мало где является официальной частью формы. Тем не менее, используется этот предмет гардероба и в сухопутных войсках, и даже в милиции.
Почему тельняшка полосатая и что обозначает цвет полос?
Синие и белые поперечные полосы тельняшек соответствовали цветам русского военно-морского Андреевского флага. Кроме того, матросы, одетые в такие рубашки, хорошо просматривались с палубы на фоне неба, моря и парусов.
Традиция делать полосы разноцветными укрепилась в XIX веке — по цвету определялась принадлежность моряка к той или иной флотилии. После распада СССР цвета полос тельняшек были «распределены» по различным родам войск.
Что обозначает цвет полос на тельняшке:
Чёрный: подводные силы и морская пехота;
васильковый: президентский полк и спецназ ФСБ;
светло-зелёный: пограничные войска;
светло-голубой: ВДВ;
краповый: МВД;
оранжевый: МЧС.
Что такое гюйс?
Гюйсом на флоте называют воротник, который повязывается поверх формы. Настоящее значение слова «гюйс» (от голландского geus — «флаг») — военно-морской флаг. Флаг поднимается ежедневно на носу кораблей 1-го и 2-го рангов во время якорной стоянки с 8 часов утра до захода солнца.
История появления гюйса довольно прозаична. В средние века в Европе мужчины носили длинные волосы или парики, матросы заплетали волосы в хвостики и косички. Для защиты от вшей волосы смазывали дёгтем. Чтобы дёготь не испачкал одежду, матросы прикрывали плечи и спину защитным кожаным воротником-гюйсом, который можно было легко протереть от грязи.
Со временем кожаный воротник сменили на матерчатый. Длинные причёски ушли в прошлое, а традиция носить воротник осталась. Кроме того, после отмены париков квадратный матерчатый воротник использовался для утепления — в холодную ветреную погоду он заправлялся под одежду.
Почему на гюйсе три полоски?
Есть несколько версий происхождения трёх полосок на гюйсе. По одной из них, три полоски символизируют три крупные победы русского флота:
У Гангута в 1714 году;
у Чесмы в 1770-м;
у Синопа в 1853-м.
Надо отметить, что у матросов из других стран также существуют полоски на гюйсе, происхождение которых объясняется похожим образом. Вероятнее всего, этот повтор произошёл в результате заимствования формы и легенды. Кто первым изобрёл полоски, доподлинно не известно.
По другой легенде, у основателя русского флота Петра I было три эскадры. У первой эскадры на воротниках было нанесено по одной белой полоске. У второй — по две, и у третьей, особо приближённой к Петру, — по три полоски. Таким образом, три полосы стали означать особую приближённость к Петру гвардии флота.
Военно-морской флот Российской Федерации имеет один необычный для остальных видов войск особый знак, который дополнительно помогает идентифицировать единицу транспортной или боевой техники, в данном случае — корабли. Речь идет о гюйсе — отличительном флаге, говорящем о принадлежности корабля к военному флоту конкретного государства. Более того, в России законодательно закреплена обязанность нести и поднимать этот флаг военным кораблям только 1 и 2 ранга. То есть, круг носителей гюйса очень сильно сужен, что облегчает эту самую идентификацию. Существует также и крепостной флаг, который по своему местоположению и функциям отличается от гюйса, но выглядит точно также. Этот флаг также используется в Российской Федерации, однако, он располагается не на кораблях, а на прибрежных постройках военного назначения. Он также призван быть отличительным знаком, говорящим о том, что данные постройки приписаны к армии.
Появление гюйса в России, общие сведения о флаге.
Впервые гюйс был учрежден на территории современной России только в 1698 году по приказу Петра Первого. В тот год он побывал в Англии, где решил перенять у англичан этот флаг, дабы использовать его в своей стране для того, чтобы показать, какой сильный и крепкий флот имеет Российская Империя. Тогда же появился и крепостной флаг, который уже в то время выполнял абсолютно ту же самую функцию, что и сейчас. В то время гюйс крепился на бушприте — деревянной пристройке в носу корабля, предназначенной для лучшего маневрирования. Это место было самым выгодным для крепления флага, так как оно, как правило, самое выдающееся и видное. На современных кораблях бушприта нет, так как он использовался только на парусных суднах. На новой технике гюйс крепится также на носу корабля, на пристройке, которая называется бак. Ранее гюйс располагался на кораблях все время: и во время движения, и во время якорной стоянки, остановки в порту и так далее. Со времен СССР порядок изменился: флаг поднимался только во время стоянки, тем самым обретя народное название «стояночного». С появлением подводных лодок флаг начал использоваться и там. Но ввиду невозможности нахождения его на лодке все время, он изначально возводился только тогда, когда лодка поднималась на поверхность. В современное время флаг возводится и опускается вместе с обычным военно-морским флагом, как правило, это время с 8 утра и до заката.
Стоит отметить, что гюйс не во всех странах считается «военным» флагом. В некоторых странах существует и гражданский гюйс, просто обозначающий принадлежность судна к конкретной стране или же коммерческой компании, но в России это сугубо военный флаг.
Использование гюйса в настоящее время в Российской Федерации.
После распада Советского Союза возникла необходимость привести символику военно-морских подразделений в соответствии с подписанными международными правовы
jmedi.ru
Как называется воротник у матросов. Костюм для мальчика Моряк. Мастер класс
То изделие, пиджачного типа, у моряков называется тужурка. Китель — это приталеная куртка на 5 пуговицах, с прорезными нагрудными карманами с клапанами и очень жестким стоячим воротником на 2х крючках. В ВМФ РИ, СССР, РФ — темно-синего цвета.
Мои рекомендации как владельца прокатного дела — если хотите одевать взрослых, не тратьте время и деньги на пошив. Флотская форма отличается элегантным и не совсем пиджачным кроем, делается из плотных шерстяных тканей да с прокладками (дублерином не обойдешься — старый добрый холст:)). Практически не дает складок при движении — корпус тела в ней как «облитый». В домашних условиях даже на полупрофессиональном оборудовании сшить правильно и красиво практически невозможно, если у вас под боком нет старого опытного закройщика из Севастополя, Североморска и прочих флотских городов:)
Мой совет — хотите одеть мужчину во флотскую форму — идите на интернет-аукционы. Необшитая (без погон и прочего) тужурка черная может обойтись от 10 у.е.
Мои приобретения за декабрь (готовились к НГ): Тужурка белая 15 у.е., тужурка черная 20 у.е., китель синий 20 у.е. Форменки белые и синие — от 6 до 10 у.е. Погоны и проч. обошлись примерно в стоимость самого изделия. Все изделия аутентичны — старый добрый СССР. И это цены в Беларуси, т.е. стране не флотской — у нас эти вещи появляются скорее случайно.
Кстати о штанах. Офицерские — обыкновенные мужские брюки. Матросские — никаких там «женских» застежек в боковых швах нет. До сих пор используется крой конца 17го — начала 18го века — с передним пристежным клапаном (поищите в поисковиках «кюлоты мужские»). Правильно клапан называется «лацбант»
О воротниках. Крой элементарный, 2 детали — верх и подкладка. Полоски набиваются фабричным методом. Можно в домашних условиях применить батик. Вся хитрость — в креплении к форменке. Воротник не пришивается (будет коробиться), а пристегивается к пуговицам — по одной в прибл. 3 см от угла V-образного выреза форменки. Пуговицы находятся на изнанке, так что концы воротника плавно огибают края выреза, уходя вовнутрь на груди. Воротник после пристегивания ложиться на втачной воротник форменки, который имеет такую же прямоугольную форму и откидывается на спину. Так что наш искомый «гюйс», сделаный из достаточно тонкой ткани, не висит бесформенно за плечами, а аккуратно ложиться на плотную «платформу» воротника форменки (синие шьются из очень плотного сукна, белые — плотное х/б типа джинсы)..
Отсюда все головоломки — «как он может, такой вроде простой, так ровно лежать?!!)
Мой совет, дамы — если ваши мужчины обожают такой стиль, добывайте тужурки, погоны, звездочки и металлизированную тесьму (идет на отделку рукавов). Причем из одной формы можно сделать эдакий «конструктор» — при всей пришитой фурнитуре это будет моряк, а со снятыми погонами и авиационными пуговицами (на тех же аукционах продаюся, такой же формы, размера и цвета, как морские, только с пропеллерами) — элегантный пилот авиалайнера А, еще пилоту черные очки нужны Ну обббожжжают мужики такие костюмы на вечеринки
Аукционы необязательны, если в вашем городе есть магазин вроде старого «Военторга», новых «Военных бутиков» или клуб коллекционеров.
Мастер Класс по пошиву новогоднего костюма для мальчика «Моряк » (бескозырка и воротник).
Для работы потребуется: креп-сатин белый, дублерин, габардин синий, белая атласная лента шириной 0,5 см, синяя атласная лента шириной 2 см, аппликация якоря, нитки в цвет всем тканям.
1. Делаем выкройку бескозырки. Для начала необходимо измерить окружность головы ребенка. Можно сразу сделать это на бумаге — вырезать полосу шириной 5 см и свернуть в кольцо. Кольцо надеть на голову ребенку и подобрать диаметр так, чтобы оно хорошо держалось на голове, но сидело не слишком глубоко. Отрезаем полосу встык и получаем выкройку околыша. Теперь делаем выкройку самой шапочки. Необходимо измерить длину полученной полосы — это величина L. Теперь надо: рассчитать внутренний РАДИУС по формуле r = L/2π и внешний РАДИУС по формуле R = r+7см. центр обоих окружностей совпадает. Строим выкройку и вырезаем её из бумаги. Для бескозырки потребуется две части: тулья и верхняя часть, но из бумаги можно вырезать только одну, так как вторая выкраивается просто по внешнему диаметру.
2. Выкраиваем все части из дублерина (очень плотного!). Околыш выкраиваем со сгибом, т.е. полоса получается шириной 10 см.
3. С помощью утюга приклеиваем дублерин для околыша на синий габардин, не забываем сделать отступы для прибавок: сверху и снизу по 1 см, по бокам по 1,5 с
www.bittally.ru
Воротник морской формы. Конструирование матросского воротника
Военно-морской флот Российской Федерации имеет один необычный для остальных видов войск особый знак, который дополнительно помогает идентифицировать единицу транспортной или боевой техники, в данном случае — корабли. Речь идет о гюйсе — отличительном флаге, говорящем о принадлежности корабля к военному флоту конкретного государства. Более того, в России законодательно закреплена обязанность нести и поднимать этот флаг военным кораблям только 1 и 2 ранга. То есть, круг носителей гюйса очень сильно сужен, что облегчает эту самую идентификацию. Существует также и крепостной флаг, который по своему местоположению и функциям отличается от гюйса, но выглядит точно также. Этот флаг также используется в Российской Федерации, однако, он располагается не на кораблях, а на прибрежных постройках военного назначения. Он также призван быть отличительным знаком, говорящим о том, что данные постройки приписаны к армии.
Появление гюйса в России, общие сведения о флаге.
Впервые гюйс был учрежден на территории современной России только в 1698 году по приказу Петра Первого. В тот год он побывал в Англии, где решил перенять у англичан этот флаг, дабы использовать его в своей стране для того, чтобы показать, какой сильный и крепкий флот имеет Российская Империя. Тогда же появился и крепостной флаг, который уже в то время выполнял абсолютно ту же самую функцию, что и сейчас. В то время гюйс крепился на бушприте — деревянной пристройке в носу корабля, предназначенной для лучшего маневрирования. Это место было самым выгодным для крепления флага, так как оно, как правило, самое выдающееся и видное. На современных кораблях бушприта нет, так как он использовался только на парусных суднах. На новой технике гюйс крепится также на носу корабля, на пристройке, которая называется бак. Ранее гюйс располагался на кораблях все время: и во время движения, и во время якорной стоянки, остановки в порту и так далее. Со времен СССР порядок изменился: флаг поднимался только во время стоянки, тем самым обретя народное название «стояночного». С появлением подводных лодок флаг начал использоваться и там. Но ввиду невозможности нахождения его на лодке все время, он изначально возводился только тогда, когда лодка поднималась на поверхность. В современное время флаг возводится и опускается вместе с обычным военно-морским флагом, как правило, это время с 8 утра и до заката.
Стоит отметить, что гюйс не во всех странах считается «военным» флагом. В некоторых странах существует и гражданский гюйс, просто обозначающий принадлежность судна к конкретной стране или же коммерческой компании, но в России это сугубо военный флаг.
Использование гюйса в настоящее время в Российской Федерации.
После распада Советского Союза возникла необходимость привести символику военно-морских подразделений в соответствии с подписанными международными правовыми актами. Флаг частично вернул свой внешний вид времен Российской империи. Если на протяжении существования СССР вид гюйса был достаточно отличающимся от вида его же во время империи, то 1992 год вернул стандартный для гюйса вид. С этого по 2000 год гюйс выглядел как стандартное красное полотно прямоугольной формы с широкими диагонально расположенными (от центра к углам) полосами голубого цвета, которые окантованы более узкими полосами белого цвета, которые также делят флаг на 4 четверти по вертикали и горизонтали. Этот «крест» голубого цвета походил на известный Андреевский крест. Чтобы вернуть вид более привычного Андреевского креста на гюйс, в 2000 году были произведены изменения: голубой цвет широких полос был изменен на синий. В нынешние времена гюйс военно-морского флота Российской Федерации существует именно в таком виде. Крепостной флаг менялся точно также, как и гюйс. На данный момент они выглядят идентично.
Пограничные корабли военно-морского флота России имеют свой особый гюйс, который, впрочем, мало чем отличается от стандартного, что использует весь остальной флот. Пограничный гюйс образовался одновременно с пограничным флотом в 1993 году. Его также имеют право поднимать только корабли 1 и 2 ранга. До 2008 года этот флаг существовал в следующем виде: Андреевский крест также присутствует, однако, цвет широких полос скорее голубой, чем синий. Пропорции полос также немного изменены: белые полосы шире, чем
bittally.ru
История военно-морской формы:) — shipping_agent — LiveJournal
Формой называют одинаковую по цвету и покрою одежду. Но не всегда привычная и любимая всеми нами морская форма имела современный практичный и щеголеватый вид.
Украшением матросской фланелевой рубахи является большой воротник синего цвета с белыми полосами по краю. История его возникновения весьма любопытна. В старину матросам предписывалось ношение пудреных париков и намасленных косичек из конского волоса. Косички пачкали робу, а матросов за это наказывали, вот они и придумали подвешивать под косичку кожаный лоскут. Косичек на флоте уже давно не носят, а кожаный лоскут превратился в синий воротник, напоминающий нам о старых временах. Лежит у моряков на плечах широкий синий воротник с тремя белыми полосами, как волна с белой пеной — без него и форма не форма. Есть и другая версия: в матросский воротник трансформировался капюшон, которым моряки закрывались от брызг.

Люди старшего возраста помнят, что раньше на ленточках бескозырок можно было прочесть: «Северный флот», «Тихоокеанский флот», «Балтийский флот» и «Черноморский флот». Сейчас обычай носить на лентах бескозырок название своего корабля вновь возрождается на Российском флоте. Любят моряки свои ленточки, с гордостью носят их, будто говорят: » Смотрите, золотом горит у меня на ленточке название моего корабля, я ни от кого этого не скрываю, на берегу веду себя с достоинством и всеми якорями держусь за свой корабль, за свой экипаж». Любо моряку чувствовать, как ленточки бескозырки развеваются за плечами, обнимают за шею.
У нарукавных шевронов и нашивок не менее славное прошлое, овеянное горячим пороховым дымом. Это сейчас корабли сражаются на больших дистанциях, а то и вовсе вне поля зрения, а в прошлом корабельная артиллерия была слабой. Ядра и бомбы летели недалеко — корабли сходились борт о борт, на абордаж шли их команды решая в рукопашном бою, чья возьмет, кто овладеет кораблем противника, сорвет флаг с мачты. Пороховой дым и дым пожара стояли столбом. Копоть оседала на лицах — поди, разберись в свалке, кто свой, кто чужой, где капитан, где рядовой. Вот командиры и стали привязывать на рукав у локтя шарф или яркую тесьму, чтобы матросы знали, возле кого держаться, чьи приказы исполнять. Почему именно на рукав, а не на шляпу? Украшать шляпу было опасно — лучшие стрелки вражеского корабля забирались на мачты и старались вывести из строя чужих командиров. Поэтому знак различия и стали повязывать на руку — издали это было не так заметно. Прошли годы, артиллерия стала дальнобойной, абордажный бой вывелся, а тесьма не оставила командирский рукав, она превратилась в золотой галун и приросла к рукаву навсегда.
Тельняшка — («Советский энциклопедический словарь» стр.1390) — «…бытовое название тельника — трикотажной фуфайки (рубашки) с белыми и синими поперечными полосами, предмет одежды моряков (в том числе, военнослужащих ВМФ) и воздушно-десантных войск …». Всего четыре строчки в словаре — а за ними — целая жизнь. Жизнь и история всем известной и любимой тельняшки. Тельняшка, как разновидность флотской одежды, появилась во времена парусного флота. Первоначально этот вид нательного белья матросов изготавливался из сурового полотна. Во второй половине 19 века на этой рубахе появились бело-голубые полосы, что было практически оправдано: матросы, работающие на мачтах в такой одежде, хорошо просматривались с палубы на фоне неба, моря и парусов. Кроме того, тельняшка, по сравнению с другим обмундированием, очень практична — хорошо сохраняет тепло, плотно облегает тело, не мешает свободному движению при любом виде деятельности, очень удобна при стирке и, практически не мнется. 19 августа 1874 года тельняшка была официально объявлена обязательным элементом морской формы «для нижних чинов». Прошло немало лет, на флоте многое изменилось, но этот вид морской одежды «остался на плаву». Многие поколения русских, советских, российских моряков, не представляли и не представляют себе жизни без тельняшки. Ее цвета, повторяя цвета Андреевского флага, напоминают каждому о море и кораблях. И не случайно второе, неформальное название этого, поистине всенародно любимого элемента морской экипировки, звучит гордо и значительно — «морская душа»!Мы живем в морском городе, городе с интересной военной историей, городе со славным боевым прошлым. И подчас те, кто не связан с флотом, не всегда понимают значения слов, которые прочно вошли в лексикон тех, кто посвятил морю свою жизнь: «трап», «переборка», «драить» и пр. Без сомнения, перевода всех морских терминов здесь не разместить, но вот наиболее известные и употребляемые.
shipping-agent.livejournal.com
Что означают полоски на тельняшке и гюйсе? Инфографика | Инфографика | Вопрос-Ответ
19 августа в России отмечают День рождения русской тельняшки. Именно в этот день в 1874 году по инициативе Великого Князя Константина Николаевича Романова император Александр ІІ подписал указ о введении новой формы, которым тельняшка (специальная «нательная» рубаха) была введена как часть обязательной формы одежды русского моряка.Свой профессиональный праздник работники морского и речного флота ежегодно в первое воскресенье июля.
Как раньше выглядела тельняшка, какими бывают полосы и что обозначает их цвет, смотрите в инфографике АиФ.ru.

История тельняшки
Тельняшка появилась во времена расцвета парусного флота в Бретани (Франция) предположительно в XVII веке.
Тельняшки имели вырез ворота «лодочкой» и рукава в три четверти и были белыми в тёмно-синюю полоску. В Европе в те времена полосатую одежду носили изгои общества и профессиональные палачи. Но для бретонских моряков, по одной из версий, тельняшка считалась счастливой одеждой на время морских путешествий.
В России традиция ношения тельняшек начала формироваться, по одним данным, с 1862, по другим — с 1866 года. Вместо узких кителей с неудобными стоячими воротниками русские матросы стали носить удобные фланелевые голландские рубахи с вырезом на груди. Под рубаху надевалась нательная рубашка — тельняшка.
Поначалу тельняшки выдавались только участникам дальних походов и были предметом особой гордости. Как говорится в одном из рапортов того времени: «нижние чины… преимущественно надевали их в воскресные и праздничные дни при увольнении на берег… и во всех случаях, когда требовалось быть щегольски одетыми…». Окончательно закрепил тельняшку как часть униформы приказ, подписанный 19 августа 1874 года Великим Князем Константином Николаевичем. Этот день может считаться днём рождения русской тельняшки.
Тельняшка обладает большим преимуществом перед другими нательными рубахами. Плотно облегая тело, она не мешает свободному движению при работе, хорошо сохраняет тепло, удобна при стирке, быстро сохнет на ветру.
Этот вид лёгкой морской одежды не утратил своего значения и сегодня, хотя матросам теперь редко приходится лазать по вантам. Со временем тельняшка вошла в обиход и в других родах войск, хотя мало где является официальной частью формы. Тем не менее, используется этот предмет гардероба и в сухопутных войсках, и даже в милиции.
Почему тельняшка полосатая и что обозначает цвет полос?
Синие и белые поперечные полосы тельняшек соответствовали цветам русского военно-морского Андреевского флага. Кроме того, матросы, одетые в такие рубашки, хорошо просматривались с палубы на фоне неба, моря и парусов.
Традиция делать полосы разноцветными укрепилась в XIX веке — по цвету определялась принадлежность моряка к той или иной флотилии. После распада СССР цвета полос тельняшек были «распределены» по различным родам войск.
Что обозначает цвет полос на тельняшке:
- чёрный: подводные силы и морская пехота;
- васильковый: президентский полк и спецназ ФСБ;
- светло-зелёный: пограничные войска;
- светло-голубой: ВДВ;
- краповый: МВД;
- оранжевый: МЧС.
Что такое гюйс?
Гюйсом на флоте называют воротник, который повязывается поверх формы. Настоящее значение слова «гюйс» (от голландского geus — «флаг») — военно-морской флаг. Флаг поднимается ежедневно на носу кораблей 1-го и 2-го рангов во время якорной стоянки с 8 часов утра до захода солнца.
История появления гюйса довольно прозаична. В средние века в Европе мужчины носили длинные волосы или парики, матросы заплетали волосы в хвостики и косички. Для защиты от вшей волосы смазывали дёгтем. Чтобы дёготь не испачкал одежду, матросы прикрывали плечи и спину защитным кожаным воротником-гюйсом, который можно было легко протереть от грязи.
Со временем кожаный воротник сменили на матерчатый. Длинные причёски ушли в прошлое, а традиция носить воротник осталась. Кроме того, после отмены париков квадратный матерчатый воротник использовался для утепления — в холодную ветреную погоду он заправлялся под одежду.
Почему на гюйсе три полоски?
Есть несколько версий происхождения трёх полосок на гюйсе. По одной из них, три полоски символизируют три крупные победы русского флота:
- у Гангута в 1714 году;
- у Чесмы в 1770-м;
- у Синопа в 1853-м.
Надо отметить, что у матросов из других стран также существуют полоски на гюйсе, происхождение которых объясняется похожим образом. Вероятнее всего, этот повтор произошёл в результате заимствования формы и легенды. Кто первым изобрёл полоски, доподлинно не известно.
По другой легенде, у основателя русского флота Петра I было три эскадры. У первой эскадры на воротниках было нанесено по одной белой полоске. У второй — по две, и у третьей, особо приближённой к Петру, — по три полоски. Таким образом, три полосы стали означать особую приближённость к Петру гвардии флота.
www.aif.ru
Морские суеверия: Матросский воротник
На морском жаргоне матросский воротник называют «гюйс».

В старину матросам предписывалось ношение пудреных париков и обмазанных дегтем косичек из конского волоса. Косички пачкали одежду, поэтому матросы подвешивали под косичку кожаный лоскут. Со временем, кожаный лоскут превратился в синий воротник, напоминающий нам о старых временах. Есть и другая версия происхождения матросского воротника. Для защиты от морских брызг и ветра матросы носили капюшон, который превратился в матросский воротник.
В приморских городах распространено поверие, что прикосновение к матросскому воротнику – приносит удачу.
Почему же именно воротничок стал самым «счастливым» предметом из всей моряцкой одежды? Когда-то моряки находились в плавании несколько месяцев или даже лет подряд. Родные и близкие изо всех сил надеялись на скорую встречу и на то, что их член семьи приедет в добром здравии. При возвращение из плавания самые суеверные члены семьи старались дотронуться до моряка, чтобы проверить, не видение или призрак ли это. Постепенно родилось поверие, что если дотронуться до воротничка матроса, то это принесет удачу.
Возможно, такое суеверие появилось из-за того, что матросский воротничок раньше мазался дегтем. А деготь издревле считался средством приносящим удачу, отгоняющим нечистую силу. Поэтому, дотронуться до воротничка стало двойной удачей!
В современном мире можно найти отголосок этого старого морского обычая. Уже пару столетий самой модной одеждой у детей, считается морской костюмчик с обязательным голубым воротником. А в Японии такое платье — «сэйлор-фуку» стало обязательным для всех школьниц. Матросский костюм стал трендом моды и у взрослых, он олицетворяет юность, свежесть, отдых, романтизм. Приятно увидеть девушку в такой матроске и тем более по старому поверию — на счастье! — погладить ее по морскому воротничку…
Текст: Николай Каланов
Морские суеверия: Барабан Дрейка Морские суеверия: Золотая заклепка Корабли-призракиvodabereg.ru