Содержание

Как американцы воевали во Вьетнаме

21 января 2018

Русская Семерка

Американцы называли Вьетнамскую войну «адской дискотекой в джунглях». О ней снято много фильмов и написаны сотни книг, но правда о той войне останется только в памяти тех, кто её пережил.

Фото: Русская СемеркаРусская Семерка

Теория домино

Видео дня

Вьетнамская война стала самой долгой локальной войной современности. Она длилась почти 20 лет и очень дорого обошлась США. Только за 1965-1975 годы было потрачено 111 миллиардов долларов. Всего в военных действиях приняли участие свыше 2,7 миллионов военнослужащих США. Ветераны Вьетнама составляют почти 10% своего поколения. 2/3 американцев, воевавших во Вьетнаме, были добровольцами.

Необходимость войны объяснялась «теорией домино». США серьезно опасались, что «коммунистическая зараза» может распространиться на весь азиатский регион. Поэтому и было решено сделать упреждающий удар.

Партизанская война

Джунгли стали для американских солдат и офицеров настоящим проклятием. Многие так и называли эту войну — «Адская дискотека в джунглях». Они затрудняли логистику и служили хорошим укрытием для вьетконговцев. 100% влажность, сорокаградусная жара, полчища насекомых, змей, червей и паразитов. Со всем этим приходилось иметь дело.

Американцы были плохо подготовлены к условиям партизанской войны. Для вьетнамцев же это была уже третья подряд война и они прекрасно освоили опыт двух предыдущих. Недостаток военного снабжения вьетконговцы успешно компенсировали смекалкой и трудолюбием. В непролазных джунглях они ставили бамбуковые ловушки и фугасы, начиненные американским же порохом из неразорвавшихся снарядов, устанавливали «вьетнамские сувениры». Война шла и под землей. Вьетнамские партизаны раскопали целую сеть подземных коммуникаций, в которых успешно скрывались. Для борьбы с ними в 1966 году американцы создали специальные отряды, названные «туннельными крысами».

Это была чрезвычайно сложная задача — выкуривать вьетконговцев из-под земли. Кроме огня и ловушек «туннельных крыс» могли поджидать также змеи и скорпионы, которых партизаны специально натравливали. Такие методы привели к тому, что среди «туннельных крыс» была очень высокая смертность. Из нор возвращалась только половина состава.

«Железный треугольник», местность, где были отрыты катакомбы, американцы в итоге просто уничтожили бомбардировками Б-52.

Военные эксперименты

Вьетнамская война была для США полигоном испытаний новых видов оружия. Кроме известного напалма, уничтожавшего целые деревни, американцы также «обкатывали» химическое и даже климатическое оружие. Самым известным случаем применения последнего является операция «Попай», когда транспортники США распыляли над стратегическими территориями Вьетнама йодит серебра. От этого количество осадков увеличилось в три раза, дороги размыло, поля и деревни залило, коммуникации оказались разрушены.

С джунглями американские военные также поступали радикально. Бульдозеры выкорчевывали деревья и верхний слой почвы, а сверху на оплот повстанцев распылялись гербициды и дефолианты («Агент оранж»). Это серьезно нарушило экосистему, а в долгосрочной перспективе привело к массовым заболеваниям и детской смертности.

«Вертушки»

В среднем американский солдат проводил в боях 240 дней в году. Это очень много. Такую «продуктивность» обеспечивали вертолеты. Вертолет «Ирокез» (UH-1) стал одним из символов этой войны. Вертолетчики часто спасали солдат из окружения, подчас пилотам приходилось совершать маневры прямо в джунглях, поднимая самолет по системе «газонокосилка», ломая рули и винты.

Количество американских вертолетов росло с небывалой скоростью. Уже весной 1965 года одних «ирокезов» было порядка 300 машин. К конце 60-х в Индокитае было больше американских вертолетов, чем на вооружении армий всех государств. Одних «Ирокезов» было 2500.

«Ирокезов» было много, но спасением они становились не всегда. Малая грузоподъемность и низкая скорость делали вертолеты лёгкой добычей пулеметчиков и ракетчиков. Случались и аварии по причинам почти случайного характера. Были случаи, когда пилоты ошибались, вертолет «вело» и он разбивался.

По подсчетам М. В. Никольского за 11 лет войны в Юго-Восточ­ной Азии американские вертолеты совершили 36 млн вылетов, налетав 13,5 млн часов, зенитным огнем была поврежде­но 31 000 вертолетов, но только 3500 из них (10%) были сбиты или совершили вынужденную посадку.

Такое низкое от­ношение потерь к числу боевых выле­тов уникально для летательных аппара­тов в условиях интенсивных боевых дей­ствий— 1:18 000.

Пятая колонна

Во время Вьетнамской войны США стали жертвой того Голема, которого сами и породили — СМИ. К середине 60-х годов роль телевидения и прессы достигла своего исторического апогея. Американцам показывали войну в прямом эфире, что не могло не вызвать в них протест. Американские общественные лидеры, пресса, телевидение, кинематограф вложили немалые ресурсы в дискредетацию образа своей страны. Моххамед Али, отказавшийся от призыва стал национальным героем. Дезертиры становились гостями телешоу, ветеранов же по возвращении ждало общественное презрение. Среди пацифистов считалось за подвиг плюнуть в лицо вернувшегося с войны солдата. Американские СМИ, пацифисты, актеры, музыканты и журналисты стали «пятой колонной», справиться с которой США не смогли.

Деморализация

Во время Вьетнамской войны ряды американской армии редели не только от пуль повстанцев. Многие призывники просто не хотели идти в армию и бегали от властей, на самой же войне было широко распространено дезертирство. Кроме того, Вьетнамская война стала ещё и нарковойной. Наркомания в войсках стала ещё одним фактором, подкосившим боеспособность США.

Ветеранов Вьетнама одолевал «вьетнамский синдром». Вкупе с общественным давлением, многих это доводило до самоубийства.

Другое,

Помни о Чарли. К 25-летию окончания вьетнамской войны

Марина Ефимова: Сайгон — столица Южного Вьетнама — пал под натиском Вьетконга 30 апреля 1975 года. И сейчас, через четверть века, когда этот город уже и не столица, и называется не Сайгон, а Хошимин, в одном из американских еженедельников снова появилась фотография, которая была сделана во время эвакуации города и которую помнит весь мир. Военный вертолет примостился на площадке вентиляционной башни, установленной на крыше небольшого здания, где этому вертолету так мало места, что кажется, он вот-вот упадет. И к нему по металлической приставной лестнице взбираются цепочкой люди, в отчаянной надежде спастись. Многие историки считают этот снимок символическим. Рассказывает военный историк, в прошлом зам председателя комиссии Конгресса по национальной безопасности, профессор Марвин Отт.

Марвин Отт: Эвакуация Сайгона, заснятая на пленку и показанная по телевидению во всем мире, оказала психологическое воздействие на публику, которое трудно преувеличить. Особенно, самые последние моменты — морские пехотинцы помогают сотрудникам американского посольства взобраться по металлической лестнице на крышу, где их подбирают последние вертолеты. Или кадры, на которых мы видим южных вьетнамцев в отчаянных попытках тоже попасть на американский вертолет перед тем, как город захватит Вьетконг. Все эти кадры — визуальное воплощение поражения Америки. И это впечатление мировой общественности — одно из серьезных последствий вьетнамской войны. Ирония судьбы заключается в том, что эвакуация Сайгона произошла через два года после того, как американские войска были выведены из Вьетнама. Если говорить с чисто военной точки зрения, то пока американские войска были во Вьетнаме, Вьетконг терпел поражение за поражением. Но все военное преимущество Америки было начисто забыто публикой после этих последних кадров эвакуации Сайгона.

Марина Ефимова: Кстати сказать, на днях в «Нью-Йорк Таймс» опубликован обширный материал о том, что на знаменитой фотографии с лестницей запечатлена вовсе не крыша американского посольства, а жилой дом номер 22 по улице Джи Лонг в Сайгоне. Что спасают оттуда не американцев, а вьетнамцев, что до последнего вертолета, покинувшего Сайгон, остается еще 12 часов. И что, в общем, этот знаменитый снимок с лестницей является скорее не символом поражения Америки, а символом той путаницы и взаимонепонимания, которые стали проклятием вьетнамской войны. Публика в США не понимала сложной ситуации, в которой оказалось ее правительство. Правительство долго не понимало накала страстей в стране. И, наконец, ни те, ни другие, не понимали тех, с кем имели дело, — вьетнамских коммунистов.

Марвин Отт: Война, в общем, имела поддержку американцев в первые два с половиной года. Идея остановить интервенцию коммунизма большинству американцев казалась благородной и справедливой. Но когда война затянулась и, особенно, после наступления и победы Вьетконга в праздник Тет, так называемый Тет оффенсив, настроения резко изменились.

Марина Ефимова: Я беседую с историком, профессором Национального военного колледжа, профессором Марком Слотфелтером. Профессор Слотфелтер, в России, в 60-70-х годах, интеллигенция всей душой поддерживала американское противостояние коммунистам Северного Вьетнама. И тогда многие объясняли поражение в войне тем, что правительство США связало военных по рукам и ногам из-за антивоенных протестов внутри страны.

Марк Слотфелтер: Я категорически не согласен с этим мнением. И дело тут в типе войны. Ведь война была, по преимуществу, партизанской. Сражение, в обычном понимании этого слова, происходило раз в месяц. Поэтому в том, что касается военного снаряжения, они обходились минимальным количеством. Продовольствие они конфисковывали в деревнях по всей стране, часто отнимая у крестьян то, что им поставлял Красный Крест. А извне им хватало 40 тонн военных грузов в день, чтобы снабжать действующую армию размером в 300 000 человек. Это 7 грузовиков. Поэтому даже если бы мы бросили туда втрое больше сил, нам бы было не обнаружить эти грузовики и не перекрыть снабжение армии противника. Разве что мы применили бы тактику, использованную генералом Лу Уолтом в Айкоре, когда в деревне поселяли американский взвод — 15-17 морских пехотинцев и они находились там 24 часа в сутки и помогали крестьянам и охраняли деревню от партизан. А обычные методы ведения войны, которые мы применяли, пока президентом был Линдон Джонсон, были обречены на провал.

Марина Ефимова: Многие наблюдатели и, особенно, русские, любят повторять, что американцы воевали неохотно, потому что не хотели умирать за чужую страну. Спрашивается, почему на 10 лет раньше они были готовы умирать в Корее? Но даже если это утверждение в каких-то случаях верно, то все равно ясно, что главной движущей силой антивоенного движения в Америке бесспорно был не страх смерти, а стыд за действия и политику своей страны. Об этом беседа нашего корреспондента Владимира Морозова с историком Радгерского университета профессором Ллойдом Гарднером.

Владимир Морозов: Пришлось ли вам участвовать в войне?

Ллойд Гарднер: Нет, в это время я преподавал в университете. Я участвовал в антивоенном движении, в так называемых тич ин. Это были своего рода лекции-семинары протеста. Они проходили, обычно, вечером. Историки, специалисты по странам Азии, политологи, критиковали позицию американского правительства. Начинались такие споры, что порой доходило до драки.

Владимир Морозов: А почему вы были против войны?

Ллойд Гарднер: С самого начала я считал, что Америка обречена на поражение. Наше правительство говорило, что спасает Индокитай от коммунизма. Но Вьетнам воевал за независимость. Он только что освободился от французских империалистов, потом пришли мы, американцы. Белый Дом не учел то, что правительство Южного Вьетнама и его армия не пользовались поддержкой собственного населения. Сильнейший эмоциональный отклик вызвало у американской публики самосожжение буддийских монахов в знак протеста против авторитарного режима южновьетнамских властей. Мне часто приходилось разговаривать с ребятами, которые получали повестки. Мы много и откровенно говорили о том, что это грязная война.

Марина Ефимова: Профессор Гарднер, на днях «Нью-Йорк Таймс» и журнал «Пипл» опубликовали массу снимков военного времени, сделанных северо-вьетнамскими военными корреспондентами. Это просто какой-то иконостас. Не солдаты, а святые, с мирными жителями они лучшие друзья, дети их обожают.

Ллойд Гарднер: Я думаю, что многие снимки явно инсценированы.

Тем не менее, по снимкам противника видно, что солдаты Вьетконга пользовались уважением населения.

Марина Ефимова: Может быть, что дело в том, что северо-вьетнамские фотографы были за своих, а многие американские фотографы — против своих?

Ллойд Гарднер: Нет, наши средства массовой информации стали против начатой президентом Джонсоном эскалации войны. До этого большинство журналистов были за. Единственная проблема, которая их беспокоила, — это что мы мало делаем, чтобы искоренить коррупцию в южном Вьетнаме. Если бы мы это сделали, то смогли бы вести войну более успешно.

Марина Ефимова: Итак, американцы хотели защищать гуманный, демократический режим. Вот, как комментирует эти требования известный журналист, многолетний главный редактор журнала «Комментари» Норман Подгорец в книге «Почему мы были во Вьетнаме?».

Диктор: Противники вьетнамской войны в Америке яростно требовали, чтобы южновьетнамское правительство провело демократические реформы в разгар кровавой войны, когда ему противостояла армия в 300 000 человек. Но когда, несмотря ни на что, это правительство предприняло поистине экстраординарные усилия — провело земельную реформу, ввело более справедливую избирательную систему, представило в правительстве коммунистическую фракцию, допустило начатки плюрализма — ни один либеральный комментатор этого не заметил. Атаки американских интеллектуалов на южновьетнамское правительство слишком часто были вызваны нежеланием конкретных реформ, а желанием получить алиби на случай, если мы их бросим.

Марина Ефимова: В начале 1969 года, когда Ричард Никсон стал президентом, сменив Линдона Джонсона, ему и его госсекретарю Генри Киссинджеру было ясно, что общественное мнение страны в целом против продолжения войны.

Ллойд Гарднер: Никсон во время предвыборной компании создал впечатление, что он немедленно прекратит войну. Но и он, и Киссинджер придерживались традиционного, или как мы говорим, классического геополитического взгляда на вьетнамскую войну. Они видели ее в контексте холодной войны с советской империей, и поэтому Никсон продолжал войну, пытаясь подготовить ситуацию, пригодную для достойного отступления. Используя, например, давление на Ханой Китая.

Марина Ефимова: Деятельность и Никсона и Генри Киссинджера, ставшего решающей фигурой в деле заключения мирного соглашения между северным и южным Вьетнамом, началась с переговоров, поначалу секретных, с коммунистическим правительством. Чтобы представить себе запутанность ситуации и сложность положения американского правительства, заглянем в книгу Нормана Подгорца «Почему мы были во Вьетнаме?».

Диктор: Коммунисты хотели одного: свержения южновьетнамского правительства и образования нового, коалиционного правительства по своему выбору. Без этого условия они отказывались возвращать США пленных. Американские сторонники войны, ястребы, как их называли, требовали продолжения войны, а наиболее радикальные даже применения в случае необходимости ядерного оружия. Противники войны, голуби, требовали немедленного заключения мира и называли Никсона обманщиком, не выполняющим своих предвыборных обещаний. Даже Роджер Хилсман, который при Кеннеди был заместителем госсекретаря по вопросам дальневосточной политики, написал статью, упрекавшую Никсона за то, что тот не принял предложения немедленного мира. При том, что, по его выражению, многих американцев условия коммунистов вполне бы устроили. Возражая ему, британский эксперт по гражданским войнам, сэр Роберт Томпсон сказал: «Либералы думают, что можно остановить гражданскую войну, в которой противные стороны убивали друг друга тысячами, просто уговорив два правительства объединиться на приемлемых началах. Эта идея абсурдна. Такое правительство моментально превратиться в коммунистическое. Вам надо ставить свои условия, — сказал Никсону старый дипломат. -Потому что от того, как вы поведете себя во Вьетнаме, зависит дальнейший путь цивилизации».

Марина Ефимова: И Никсон продолжал войну, но уже не ради победы.

Ллойд Гарднер: Это уже не была защита Южного Вьетнама от Северного. Это уже была борьба, по выражению Никсона, «за возможность заключить мир, не теряя чести». То есть борьба за возможность выйти из войны, не оставляя в руках Вьетконговцев пленных и не предавая открыто южновьетнамцев.

Марина Ефимова: По парижскому мирному соглашению, которое было с огромными трудами и взаимными уступками, к величайшей гордости Генри Киссинджера заключено, наконец, в январе 1973 года, северный Вьетнам обязался не пересекать границу южного, а американцы обязались вывести свои войска. Когда последний американский солдат покинул Вьетнам, коммунисты нарушили условия соглашения и возобновили партизанскую войну. Ее свидетелем и участником был господин Вьет. С ним беседует Рая Вайль.

Рая Вайль: Господину Вьет, с которым меня связала организация помощи вьетнамским беженцам, во время капитуляции Сайгона было 27 лет, и он был младшим офицером. К роли Америки во Вьетнамской войне у него до сих пор двойственное отношение.

Вьет: С одной стороны, я люблю американских солдат, которые жертвовали своей жизнью, чтобы помочь нам в борьбе с коммунистами. С другой стороны, у меня не вызывает уважения позиция американского правительства, внезапно решившего выйти из игры в самый критический момент. У нас не хватало сил, оружия, боеприпасов, чтобы продолжать отстаивать демократию. Отступив, США и весь свободный мир, по сути, предали нас, отдали на произвол коммунистов. Как все это происходило, я никогда не забуду. За день до капитуляции мы сдерживали танковые дивизии противника, атаковавшие Сайгон. К утру у нас кончились боеприпасы, и мы вынуждены были отступить. Кроме того, нарушилась связь со штабом, который находился в городе. Было неясно, что делать дальше. Пока я обдумывал ситуацию, я услышал по радиоприемнику голос нашего президента, сообщавшего о сдаче Сайгона. Мой непосредственный командир отдал приказ, невзирая ни на что, продолжать бои. Но я собрал своих солдат и сказал им, чтобы расходились по домам, к женам и детям. Войну мы проиграли, дальнейшие жертвы немыслимы. Мы проиграли войну, и из-за этого наш народ теперь живет под диктаторским режимом. Конечно, ответственность за случившееся, прежде всего, лежит на нашем, южновьетнамском правительстве. Но, не желая никого винить, я думаю, что американцы могли бы принести нам гораздо больше пользы, если бы не совершали такого количества ошибок во время войны.

Марина Ефимова: В апреле 1975 года, когда войска Вьетконга подходили в Сайгону, генерал Пьхееу — тогдашний глава южновьетнамского правительства — в порыве отчаяния опубликовал письмо Никсона, обещавшего своим союзникам военную поддержку в случае нарушения северо-вьетнамцами парижского соглашения, но к тому времени Никсон уже ушел в отставку в связи с Уотергейтским скандалом. А когда к Конгрессу обратился новый президент Форд, то американский народ, в лице Конгресса, как пишет Подгорец, «отказал Вьетнаму не только в войсках, но и в любой финансовой и экономической поддержке». Как выразился генерал Пьхееу, «после этого мы вели уже войну бедняка».

Профессор Отт, во время вьетнамской войны и много лет после нее, американское общественное мнение считало эту войну аморальной и позорной, как изменилось это мнение сейчас, через 25 лет?

Марвин Отт: Нынешнее общественно мнение представляет сложную картину. Но я могу с уверенностью сказать, что возмущение и ярость, возбуждавшие антивоенную активность в начале 70-х, сейчас утихли не только потому, что время смягчает все страсти. Дело в том, что этому способствовала послевоенная ситуация в Юго-Восточной Азии, в частности, ужасающая судьба Камбоджи, когда коммунисты захватили там власть. События в Камбодже сильно размыли те черно-белые представления о вьетнамской войне, которые господствовали в Америке. И, по крайней мере, моральное осуждение войны утратило часть своей силы.

Марина Ефимова: В США, насколько я знаю, считают, что раз война была проиграна — жертвы были напрасными.

Марвин Отт: Я думаю по-другому, хотя, может быть, и до сих пор остаюсь в меньшинстве. Вьетнамская война ослабила коммунистический террор в Юго-Восточной Азии. В начале 60-х годов почти во всех странах этого региона коммунисты были чрезвычайно сильны. В Индонезии компартия была третьей в мире по величине. Страна явно двигалась к победе коммунистического режима. Были сильные опасения, что и Сингапур попадет в руки коммунистов, северная часть Таиланда. И поскольку в Северном Вьетнаме коммунизм уже победил, а в Камбодже и Лаосе шел к победе, то в случае захвата Южного Вьетнама вся Юго-Восточная Азия стала бы коммунистической. Этого не произошло. 10 лет коммунистический блок был занят войной во Вьетнаме, и к ее концу, к 1975 году регион Юго-Восточной Азии заметно трансформировался. Сингапур ожил и достиг больших успехов. В Таиланде коммунистов взяли под контроль. Индонезией управляли военные, но и правительство Сухарту стало довольно успешным. То есть, модернизация региона приняла более цивилизованные, не коммунистические формы. Конечно, никто не может переиграть исторические события и посмотреть, что было бы, если бы. Но я думаю, коммунистические режимы в этих странах провалились именно потому, что США 10 лет, образно говоря, держали оборону.

Марина Ефимова:
Помнишь Чарли?
Помнишь Бейкера?
Они теряли детство на каждом километре,
И в пылу битвы было безразлично, кто виноват.

Профессор Отт, как вы оцениваете ситуацию во Вьетнаме после вьетнамской войны?

Марвин Отт: История послевоенного Вьетнама это, по сути, вариант того, что не раз происходило и в Советском Союзе. Пока шла война, коммунистический режим показал свою феноменальную способность мобилизовать общество, используя идеологическую пропаганду, беспощадные дисциплинарные меры и методы военного призыва, включая шантаж. А также — централизацию власти. Но когда война кончилась и нужно было налаживать мирную экономическую и политическую деятельность, эта система показала свою полную несостоятельность. К концу 80-х во Вьетнаме был угроза массового голода. Начались попытки реформ, вьетнамский вариант приватизации Ден Сяо Пина, но в связи с этим возникает, опять-таки, знакомая дилемма: как только экономика откликается на реформы, так сразу опасность начинает угрожать политическому доминированию компартии. И из этого заколдованного круга им не выйти.

Марина Ефимова: Американцы потеряли во время вьетнамской войны 50 000 убитыми. 300 000 получили ранения и не считанное число — психологические травмы. И американская интеллигенция, обсуждая вьетнамскую войну, рассматривала только свою вину, точнее, вину своей страны. Вмешательство в чужой конфликт, гибель мирных жителей, истребление деревни Мей Лай, рождественская бомбардировка Ханоя, бомбардировка северо-вьетнамских арсеналов в Камбодже. Уже после войны некоторые сенаторы пытались организовать суды, на которых руководство американской армии обвинялось бы в геноциде. Это позиция гуманистов. А позиция гуманиста — беспроигрышна. Ему нельзя сказать — вы преувеличиваете. О каком преувеличении может идти речь, когда дело касается человеческих жизней. «Почему вы не вспоминаете, — пишет, обращаясь к американской интеллигенции, Подгорец, — что коммунисты только при захвате власти в северном Вьетнаме в 1954 году уничтожили 50 000 человек сразу, а потом сотни тысяч в лагерях?» На той территории Южного Вьетнама, которую им удалось временно захватить в 1968 году, они забили палками и закопали живыми в землю 3 000 человек из штатского населения. Только за то, что те поддерживали южновьетнамское правительство. Немедленно после взятия Сайгона северо-вьетнамцы закрыли все газеты, кроме двух коммунистических, и все телеканалы, кроме одного — правительственного. Они закрыли все книжные магазины и все театры. Самосожжение одного буддийского монаха в 1963 возбудило в Америке бурю, а самосожжение 12 монахов в 1975 в знак протеста против коммунистического террора не обратило на себя ни малейшего внимания. Почему вы молчали о Вьетнамском ГУЛАГе? — пишет Подгорец».

Однажды я сама спросила об этом знакомую американку. И она ответила очень ясно: потому что мы в этом не виноваты и поэтому совесть нас не мучает.

Марвин Отт: Вьетконговцы применяли пытки, морили людей голодом, держали их по горло в воде, закапывали живыми в землю. Словом, использовали весь арсенал средств запугивания. Причем, все это они использовали по отношению к мирному населению Южного Вьетнама в той же мере, как и по отношению к американцам. Вообще, самый кровавый тип войны — это гражданские войны.

Марина Ефимова: Журналист Уильям Шоукейс в своей знаменитой книге о преступлениях красных кхмеров в Камбодже, выдвинул принципиальную идею, ставшую даже на время популярной среди либералов, что Пол Пота и его последователей сделала монстрами, уничтожившими треть своего народа, американская бомбардировка. В рецензии на эту книгу соратник Генри Киссинджера дипломат Питер Родман написал: «Никакой изворотливостью нравственных суждений невозможно обвинить в преступлениях политических монстров тех, кто пытался помешать этим монстрам прийти к власти. Можно только надеяться, что изощренная софистика таких мыслителей, как Шоукейс, никогда не заставит свободных людей принять доктрину, по которой сопротивление тоталитаризму — безнравственно».

Дядюшка Хо Женщины, сигареты и войны величайшего вьетнамца планеты: Стиль: Ценности: Lenta.ru

«Лента.ру» продолжает цикл статей, посвященных роскошной жизни диктаторов и их семей. В прошлый раз мы рассказывали о советском лидере Иосифе Сталине. В его распоряжении было, по разным данным, около 20 дач по всему Советскому Союзу. Большинство из них, разумеется, на юге — в Крыму, Сочи, Абхазии и Грузии. Одни резиденции годами пустовали, в других он жил подолгу. Каждую из них перестраивали специально под вождя. По словам очевидцев, внутри было скучно, темно и мрачно: вождь страдал агорафобией — боязнью открытого пространства, поэтому предпочитал маленькие комнаты. И на дух не переносил роскошь.

Диктатор, о котором пойдет речь теперь, также довольствовался малым. Во Вьетнаме образ Хо Ши Мина обожествляют, считая создателем современной страны, организатором и вдохновителем борьбы с американскими интервентами. Он не дожил шести лет до победы над ними, но стал символом независимости: именно при нем страна освободилась от гнета Японии и Франции. За годы правления он провел аграрную реформу и воспитал целое поколение революционно настроенных вьетнамцев, готовых жить по его заветам. Первый посол США в коммунистическом Вьетнаме Питер Питерсон как-то сказал о нем: «Хо Ши Мин — это вьетнамский Джордж Вашингтон».

Резиденция, достойная лидера

За помпезным президентским дворцом спрятался небольшой двухэтажный летний домик на сваях, пропитанный ароматом роз и жасмина. Там всего две комнаты наверху и одна внизу. На втором этаже располагается спальня, в которой находятся лишь кровать и небольшая тумбочка. Каждая из комнат не больше десяти метров. На первом — открытая всем ветрам площадка с длинным столом и креслами из бамбука — рабочий кабинет, в котором хозяин радушно принимал гостей. Рядом со столом книжный шкаф, на полках — сочинения Ленина и книги, написанные самим хозяином дома. На краю стола стоит самая большая роскошь в этом простом жилище — пишущая машинка «Бабетта».

Находясь здесь, сложно поверить, что этот дом принадлежал лидеру страны, вьетнамскому диктатору Хо Ши Мину. По словам очевидцев, он был аскетом, одевался просто, носил дешевые сандалии на босу ногу, да и в еде был неприхотлив — мог обойтись чашкой риса в день. Членов правительства он тоже призывал жить скромно — так, как это делает простой народ.

В этом домике на сваях он жил с 1958 года до самой смерти в 1969 году. Ходили слухи, что после обретения Вьетнамом независимости в 1945 году Хо Ши Мину, как главе государства, предложили поселиться в роскошном дворце французского генерал-губернатора. Однако он наотрез отказался, попросив, чтобы ему построили личную резиденцию. Когда ее только проектировали, он высказал всего несколько пожеланий: не больше двух комнат и, пожалуйста, никакого туалета в доме.

Прямо перед постройкой расположился пруд с рыбами. Вьетнамцы рассказывают, что их лидер любил сидеть около водоема и кормить их. Впрочем, в президентском дворце ему все же удалось пожить: пока шло строительство, глава государства разместился в одном из флигелей, однако как только дом построили, съехал в предельно простое деревянное жилье крестьянского типа.

Трудно быть богом

Вьетнамцы называют его ласково и по-семейному — дядюшка Хо. Ходили слухи, что он был заядлым путешественником и авантюристом, прекрасным оратором и блестящим политиком. В честь Хо Ши Мина по всему Вьетнаму воздвигнуты храмы, в которых ему поклоняются. Одно из таких культовых сооружений расположено, например, на окраине города Вунгтау. Сейчас это спокойный провинциальный городок, однако раньше он считался местным Лас-Вегасом — с казино, ресторанами и проститутками. После того как вьетнамские коммунисты выгнали американцев и вернули себе город, они сожгли все злачные места в Вунгтау. К слову, та же участь ждала и столицу Южного Вьетнама — Сайгон, которые впоследствии переименовали в Хо Ши Мин.

Из-за почитания культа вождя во Вьетнаме перемешались две идеологии. Так, местные буддисты бок о бок с коммунистами боролись против американцев, поэтому, придя к власти, коммунисты не стали разрушать буддистские храмы. С одной стороны, вьетнамцы считают себя атеистами, с другой — живя в Юго-Восточной Азии, невозможно быть абсолютным атеистом.

Храм под Вунгтау похож на обычный буддистский. Чтобы добраться до него, необходимо взобраться на холм, пройти сквозь массивные ворота, украшенные драконами и львами. Во дворе — огромный барабан и массивный колокол, как во всех буддистских храмах. Его можно было бы принять за обычное культовое место, если бы не одна деталь: развевающийся на ветру огромный алый флаг с серпом и молотом посередине.

Внутри — нечто среднее между мемориальным кладбищем и пагодой. На алтаре — массивный бюст Хо Ши Мина, перед которым стоит огромная чаша с курящимися ароматическими палочками, на стенах — таблички с именами павших солдат. Во внутреннем убранстве храма изображения электрических вышек на китайских фарфоровых вазах соседствуют со скульптурами цапель, держащих в клюве жемчужины и стоящих на спинах черепах. Это довольно символично: жемчужина означает высшее знание, птицы — интеллектуальную элиту, а черепахи — обычный народ.

Мавзолей Хо Ши Мина

Фото: Joachim Hiltmann / Globallookpress

Сюда часто приходят партийные работники, ветераны войны, группы школьников и студентов. Подобные алтари, посвященные Хо Ши Мину, можно встретить во многих вьетнамских домах. Как и другим божествам, ему приносят блюда с фруктами.

Как отреагировал бы сам Хо Ши Мин, узнав, что после его смерти в стране создали его культ? Приближенные к правителю уверены, что он был бы категорически против этого. Во вьетнамских городах можно встретить молодых людей, которые носят футболки с изображением дядюшки Хо, голову которого вместо нимба украшает золотая звезда.

Выйдя из мавзолея или храма Хо Ши Мина, местные жители по кругу обходят эти здания, как священные буддистские святыни. Поклонники вождя зачастую сравнивают дядюшку Хо с Буддой: оба жили в аскезе в небольших домиках, питались очень скромно. К слову, Хо Ши Мин носил обувь, сделанную из автомобильных покрышек, — как беднейший из крестьян.

Пятна на солнце

Однако столь непорочный образ вызывает доверие далеко не у всех вьетнамцев. В стране все чаще появляются книги, в которых подвергается сомнениям святость вождя, и даже высказывается предположение о его тайном многоженстве.

Так, например, доподлинно известна одна слабость, присущая человеческой натуре вождя: он очень много курил. В день мог выкурить несколько пачек сигарет, причем предпочтение отдавал американским Philip Morris. Они непременно лежали у него в кармане. В другом кармане находилась пачка той же фирмы, однако вьетнамского производства. Из первой он курил сам, а из второй, попроще и подешевле, угощал других людей.

Его уход из жизни овеян тайнами. Считается, что его соратники сняли его смерть на камеру. Хо Ши Мин умер 2 сентября 1969 года, однако официально о его кончине объявили только на следующий день, поскольку накануне был праздник — отмечали годовщину революции. Почувствовав, что конец близок, он надел легкий холщовый костюм, лег на кровать и закрыл глаза. Его соратники не пытались спасти вождя, смирившись и ожидая печального момента.

Простые вьетнамцы по-прежнему считают Хо Ши Мина богом и продолжают в его честь жечь ароматические палочки в храмах и класть свежие фрукты перед алтарями с его изображением.

Как жители Северного Вьетнама помнят войну во Вьетнаме через 40 лет после падения Сайгона

ХАНОЙ, ВЬЕТНАМ — Сорок лет назад, 30 апреля 1975 года, Нгуен Данг Пхат пережил самый счастливый день в своей жизни.

В то утро, когда коммунистические войска ворвались в столицу Южного Вьетнама Сайгон и вынудили поддерживаемое США правительство сдаться, солдат Северовьетнамской армии вместе с толпой людей в Ханое отметил конец войны. Город должен был стать столицей объединенного Вьетнама. «Все дороги были запружены людьми с флагами, — сказал мне недавно 65-летний Нгуен. «Не было ни бомб, ни звуков самолетов, ни криков. Счастливое мгновение было неописуемо».

Событие, известное в Соединенных Штатах как падение Сайгона и вызывающее в воображении образы запаниковавших вьетнамцев, пытающихся сесть в вертолеты для эвакуации, отмечается здесь, в Ханое, как День воссоединения. В празднике мало явных размышлений о конфликте в стране, длившемся более 15 лет, в котором Северный Вьетнам и его сторонники на юге боролись за объединение страны под властью коммунизма, а США вмешались от имени антикоммунистического правительства Южного Вьетнама. Более 58 000 американских солдат погибли в боях между 1960 и 1975; оценочное количество вьетнамских солдат и мирных жителей, убитых с обеих сторон, сильно различается: от 2,1 миллиона до 3,8 миллиона во время американской интервенции и в связанных с ней конфликтах до и после.

В Соединенных Штатах хорошо знакома история Америки и поражения Южного Вьетнама. Но военное поколение Северного Вьетнама пережило эти события по-разному, и некоторые из них недавно рассказали мне, каково это — быть на стороне «победителей».

Спустя десятилетия после того, что здесь известно как «американская война», Вьетнам остается коммунистическим государством. Но постепенно она открылась для иностранных инвестиций, став одной из самых быстрорастущих экономик в Восточной Азии. Как американец, проживший во вьетнамской столице три года, я редко слышу обсуждение конфликта. На озере Хуутьеп, расположенном на тихом перекрестке двух жилых переулков, продавцы продают свежие продукты, не глядя на обломки B-52, сбитого там в 1919 году.72 и до сих пор выступает из воды как памятник. Мало кто из прохожих останавливается, чтобы прочитать табличку с описанием на английском и вьетнамском «выдающемся боевом подвиге», сбившего бомбардировщик «американского империалиста».

Рабочий отдыхает у озера Хутиеп в Ханое. (Рейтер)

Редко можно найти такие следы коммунистического триумфа на улицах Ханоя. Улица Кхам Тиен, широкая улица в центре города, заполнена мотоциклами и магазинами, торгующими одеждой и айфонами. Существует мало свидетельств того, что около 2000 домов были разрушены и около 300 человек были убиты поблизости во время 19-го века. 72 «Рождественские бомбардировки», самые тяжелые бомбардировки войны, проведенные по приказу администрации Никсона, чтобы заставить Север договориться о прекращении конфликта.

«Части тела были повсюду», — вспоминает Фам Тай Лан, который помогал в оказании помощи, будучи студентом-медиком. Она впервые видела столько трупов за пределами больницы. Теперь жизнерадостная 66-летняя женщина помрачнела, рассказывая о том дне. Как сказал мне ветеран Нгуен: «Говорить о войне — значит говорить о потерях и болезненных воспоминаниях».

* * *

Когда я рассказываю жителям Ханоя об их опыте «во время войны», они часто спрашивают меня, что я имею в виду. Для представителей поколения Нгуена Американская война была одной из жестоких интерлюдий на фоне нескольких десятилетий страха и конфликтов, между борьбой за независимость от Франции, начавшейся в 1940-х годах, и месячной пограничной войной с Китаем в 1979 году.

Ву Ван Винь, которому сейчас 66 лет, было пять лет, когда французы покинули свою бывшую колонию во Вьетнаме в 1954 году. К тому времени он научился опасаться французских офицеров, которые патрулировали улицы его города в провинции Куангнинь, к северо-востоку от Ханоя. «Всякий раз, когда я видел иностранцев, мне становилось страшно, — сказал мне Ву. Десять лет спустя США начали бомбардировки Северного Вьетнама.

Когда он впервые увидел B-57, он уставился в небо, пытаясь понять: «Почему материнский самолет сбрасывает детские самолеты?» Через минуту он сказал: «Все тряслось. Камни катились. Дома падали». Он помчался домой в панике и смятении: «Я все еще не мог понять, что это было у меня в голове».

Почти каждую неделю над городом пролетали американские бомбардировщики, и Ву с семьей переехали в гористую местность в нескольких километрах отсюда, где известняковые пещеры служили бомбоубежищами. Однажды Ву обнаружил тело человека, который не успел вовремя попасть в пещеру. — Я перевернул его, — сказал он. «Его лицо взорвалось, как кусок попкорна».

«Мы очень недоумевали, почему американцы пытались вторгнуться на нашу родину. Мы им ничего не сделали».

Ву был призван в армию Северного Вьетнама, но был демобилизован после месяца обучения из-за проблем со слухом. Его старший брат тоже был призван и в итоге служил на Юге. Дома Ву и его родители могли следить за ходом войны только по контролируемому правительством радио и газетам. «Камеры принадлежали стране, поэтому они давали их только нескольким журналистам, чтобы они снимали бой», — объяснил Нгуен Дай Ко Вьет, профессор Вьетнамского национального университета. Ограничение доступа к камерам позволило правительству в некоторой степени контролировать то, как понималась война. «Мои начальники велели мне снимать все, что показывает, что враг проиграет», — сказал мне бывший военный журналист и режиссер-документалист Тран Ван Туи.

В сельской местности Куангниня Ву и его семья услышали обрывки новостей — сколько самолетов было сбито в тот день, кто побеждает, что творят «жестокие американские волки» в разных районах страны. Было мало объяснений того, почему произошло насилие. «Люди не говорили о значении войны, — сказал он. «Мы были очень озадачены, почему американцы пытались вторгнуться на нашу родину. Мы им ничего не сделали».

Я спросил Ву, понимают ли вьетнамцы, что Соединенные Штаты воспринимают коммунизм как угрозу.

«Люди даже не знали, что такое коммунизм, — сказал мне Ву. «Они просто знали, что происходит с их жизнями».

* * *

Мой разговор с Ву подчеркнул ключевую разницу между тем, как я узнал о войне, выросшей в Соединенных Штатах в 1990-х годах, и тем, как вьетнамцы, с которыми я разговаривал в Ханое, понимали ее, переживая ее. . «США пытались вписать войну во Вьетнаме в свою кампанию холодной войны, — сказал мне Томас Басс, историк и профессор журналистики Университета штата Нью-Йорк в Олбани. «Северовьетнамцы были злыми коммунистами, а свободный и независимый народ Юга нужно было защищать».

Но я редко слышал, чтобы вьетнамцы говорили так. Нгуен Данг Пхат, ветеран Северовьетнамской армии, сказал мне: «В то время в новостях говорили, что эта война была борьбой за независимость. Все люди хотели встать и бороться и защитить страну. Все хотели помочь Югу и увидеть, как страна снова объединится». 66-летний До Суан Шинь, работавший в отделе военного снабжения, поместил американскую войну в контекст долгой истории борьбы с иностранным вмешательством, начиная с «боев с китайцами на протяжении 1000 лет» — имея в виду китайскую оккупацию страна с 111 г. до н.э. до 938 г. н. э. — к войне с французами. «Все вьетнамцы понимали, что [Коммунистическая] партия помогла Вьетнаму завоевать независимость от Франции. Затем, во время американской войны, мы поняли, что партия может помочь нам снова завоевать независимость».

Тран Ван Туи, бывший военный журналист, сказал мне, что в Северном Вьетнаме будет «трудно» найти кого-либо, кто был бы против войны, отчасти из-за того, что он назвал «сильной и эффективной» пропагандистской машиной. «Вы могли найти людей, стоящих в очереди, чтобы купить партийные газеты, или собирающихся вокруг громкоговорителей, чтобы услышать новости», — сказал он. «Люди жаждали информации и верили тому, что слышали. Был сильный национальный консенсус». На Юге, напротив, люди имели доступ к международным новостям по радио, а популярные баллады оплакивали печаль войны, что, возможно, отражало более двойственное отношение там. Не было и в Северном Вьетнаме эквивалента организованному и весьма заметному антивоенному движению в Соединенных Штатах. «Америка и Вьетнам не одно и то же, — сказал мне Нгуен Дай Ко Вьет, профессор ВНУ. «Наша страна подверглась вторжению, и нам пришлось сражаться, чтобы защитить нашу страну».

Американский ветеран войны во Вьетнаме
Билл Дайк (справа) обнимает
отставного Северовьетнамской армии
солдата Май Туан на встрече
между ветеранами в Ханое
2000.

Те, кто высказался против войны, подвергли себя опасности. Бывший политзаключенный, попросивший не называть его имени, рассказал мне, что, когда он создал организацию протеста против войны, его посадили в тюрьму на несколько лет. Будучи подростком в Ханое, он нелегально слушал радиопередачи Би-би-си. Когда начались боевые действия, он собрал горстку друзей, чтобы напечатать брошюры, в которых, по его словам, говорилось, что «цель войны была не на благо вьетнамского народа, а только на власти на Севере и Юге».0003

«Другие называли это Американской войной, но я видел в ней гражданскую войну между Севером и Югом Вьетнама. Америка приняла участие в этой войне только для того, чтобы поддержать Юг в борьбе с коммунизмом», — сказал он. Этот региональный разрыв сохраняется. «Страна была объединена в течение 40 лет, но нация еще не примирилась», — сказал 55-летний Сон Тран, владелец бизнеса в Ханое, у которого есть родственники на юге. «Вьетнамские СМИ показали много фотографий американских солдат, обнимающих северовьетнамских солдат. Но вы никогда не увидите фотографий северовьетнамского солдата, обнимающего южновьетнамского солдата».

* * *

1 мая 1975 года Ву и еще шесть человек отметили окончание войны вместе с партией, объединив свои продовольственные талоны, чтобы купить килограмм говядины и наполнить еду тофу. У них не было посуды для приготовления пищи, поэтому они наливали воду в банки из-под сухого молока и варили мясо внутри, «как в горячей кастрюле», — сказал Ву. Его брата там не было; его тело, как и тела примерно 300 000 вьетнамских солдат, до сих пор не найдено. Государственные телеканалы по-прежнему каждую неделю передают имена и фотографии пропавших без вести, а также контактную информацию их родственников.

За праздничным настроением после окончания войны последовало то, что Буи Тхе Джанг, чиновник министерства иностранных дел Вьетнама, назвал «катастрофическим» десятилетием 1980-х. Экономические решения принимали неподготовленные чиновники, а государство контролировало каждый сектор, рост стагнировал, инфляция была высокой, а бедность свирепствовала. По оценкам Буи, пятая часть населения голодала. «У нас было только четыре часа электричества каждый день», — вспоминает дочь Ву Линь Чи, которой сейчас за 30. «До пяти или шести лет я даже не видел телевизор».

Но после рыночных реформ конца 1980-х жизнь стала постепенно налаживаться. После нескольких лет устойчивого экономического роста уровень бедности в стране снизился с почти 60 процентов в 1990-х годах до примерно 20 процентов в 2010 году. Сегодня Линь Чи владеет модным мексиканским рестораном в Ханое. Молодые вьетнамцы и иностранцы борются за место для парковки мотоциклов, выкладывая в Instagram свои буррито за 6 долларов.

«Страна едина уже 40 лет, но народ еще не примирился».

Тем временем выросло поколение, не имевшее опыта войны. 56-летняя продавщица бань ми из Ханоя, назвавшаяся Туан, жаловалась на то, как сильно изменилось общество: «Сегодняшняя молодежь немного ленива. Они не желают испытывать бедность, например, быть официантом или горничной. Они не пережили войны, поэтому не знают, как тогда много страдали люди. Они просто хотят занимать высокое положение, не работая слишком много».

Ее сын, крепкий 26-летний парень, хромающий после футбольной драки, прервал ее, чтобы попросить банх ми. Туан разрезал рулет ножницами и намазал его слоем паштета.

«Она все время говорит о войне. Это очень скучно, поэтому я особо не слушаю», — сказал он.

Нгуен Мань Хиеп, ветеран Северовьетнамской армии, недавно открывший в своем доме первый частный военный музей в Ханое, по-прежнему озабочен конфликтом и необходимостью рассказать о нем молодому поколению. Он демонстрирует артефакты обеих сторон, собранные за восемь лет боев и два десятилетия обратных поездок на поле боя. Предметы варьируются от американской формы и радиопередатчиков до одеяла, которое дал ему начальник, когда он был ранен пулей. Он показал мне кофейный фильтр, который один из его однополчан сделал из обломков разбившегося американского самолета. Мы пили чай у него во дворе, в окружении обломков самолетов и ракетных снарядов.

«Я хочу спасти вещи от войны, чтобы последующие поколения могли это понять», — сказал он мне. «Они недостаточно знают».

Факты, статистика и мифы о войне во Вьетнаме

Информация представлена ​​SFC (в отставке) Дэвидом Хаком. Хак пошел добровольцем на службу во Вьетнам в 1968 году, присоединившись к 1-й пехотной дивизии. Он служил сержантом в «Большом красном» в Лай Кхе, Вьетнам. Хак получил Пурпурное сердце за серьезные боевые ранения и провел остаток своей военной карьеры в качестве вербовщика для армии США в Акроне, штат Огайо.

Конгрессмен США Пресс-релиз

Итого

9 087 000 военнослужащих служили на действительной военной службе в период официальной войны во Вьетнаме с 5 августа 1964 года по 7 мая 1975 года.

240 человек были награждены Почетной медалью во время войны во Вьетнаме.

Из тех, кто пропал без вести

Первым человеком, погибшим во Вьетнаме, был Джеймс Дэвис в 1961 году. Он работал на 509-й радиоисследовательской станции. Станция Дэвис в Сайгоне была названа в его честь.

Пятерым мужчинам, убитым во Вьетнаме, было всего 16 лет.

Самому старому убитому мужчине было 62 года.

58 148 человек были убиты во Вьетнаме, 75 000 получили серьезные увечья, 23 214 стали инвалидами на 100 %, 5 283 человека потеряли конечности и 1 081 человек подвергся множественным ампутациям.

Из убитых 61% были моложе 21 года.

11 465 убитых были моложе 20 лет.

Из убитых 17 539 были женаты.

Средний возраст убитых мужчин: 23,1 года.

Успехи ветеранов

Вьетнам Ветераны составляли 9,7% их поколения.

У них более низкий уровень безработицы, чем у тех же возрастных групп, не имеющих ветеринарного образования.

Их личный доход превышает доход нашей возрастной группы, не являющейся ветеранами, более чем на 18 процентов.

87% американцев высоко ценят ветеранов Вьетнама.

Нет никакой разницы в употреблении наркотиков между ветеранами Вьетнама и не вьетнамскими ветеранами той же возрастной группы (Источник: Исследование администрации ветеранов).

Ветераны Вьетнама реже попадают в тюрьму — только половина одного процента ветеранов Вьетнама были заключены в тюрьму за преступления.

85% ветеранов Вьетнама успешно перешли к гражданской жизни.

97% ветеранов Вьетнама уволены с честью.

91% ветеранов Вьетнама говорят, что они рады, что служили.

74% говорят, что подали бы еще раз, даже зная результат.

Многие все еще пропали без вести

По состоянию на 14 апреля 2017 г. 1611 американцев все еще числятся пропавшими без вести во время войны во Вьетнаме во Вьетнаме (1258), Лаосе (297), Камбоджа (49) и Китай (7).

Досье несчастных случаев в районе боевых действий во Вьетнаме

Статистика в досье происшествий в районе боевых действий (CACF 11/93) показывает, что средний возраст смерти намного выше, чем в новостях.

Средний возраст 58 148 убитых во Вьетнаме составил 23,11 года (Хотя 58 169 имен находятся в базе данных на 93 ноября, только 58 148 имеют как дату события, так и дату рождения. Дата события используется вместо объявленной даты смерти для некоторых из тех, кто числятся пропавшими без вести).

Deaths Average Age

  • Enlisted : 50,274, 22.37 years
  • Officers : 6,598, 28. 43 years
  • Warrants : 1,276, 24.73 years
  • E1 525, 20.34 years
  • 11B MOS : 18 465, 22,55 года
  • Всего: 58 148, 23,11 года

Мифы и факты

Миф: Распространено мнение, что большинство ветеранов Вьетнама были призваны в армию.

Факт : 2/3 мужчин, служивших во Вьетнаме, были добровольцами. 2/3 мужчин, участвовавших в Великой Отечественной войне, были призваны. Примерно 70% убитых во Вьетнаме были добровольцами.

Миф: СМИ сообщают, что число самоубийств среди ветеранов Вьетнама колеблется от 50 000 до 100 000 – в 6-11 раз больше, чем среди не вьетнамских ветеранов.

Факт : Исследования смертности показывают, что 9000 — более точная оценка. «Оценка смертности во Вьетнаме, проведенная Центром по контролю и профилактике заболеваний США, показала, что в течение первых 5 лет после выписки вероятность самоубийства среди ветеранов Вьетнама была в 1,7 раза выше, чем среди не вьетнамских ветеранов. После этого начального периода после службы у ветеранов Вьетнама было не больше шансов умереть от самоубийства, чем у ветеранов, не воевавших во Вьетнаме. Фактически, после 5-летнего послевоенного периода уровень самоубийств меньше в группе ветеранов Вьетнама.

Миф: Распространено мнение, что во время войны во Вьетнаме было убито непропорционально большое количество чернокожих.

Факт : 86 % мужчин, погибших во Вьетнаме, были европеоидами, 12,5 % — чернокожими, 1,2 % — другими расами. Социологи Чарльз С. Москос и Джон Сибли Батлер в своей недавно опубликованной книге «Все, чем мы можем быть» заявили, что проанализировали утверждение о том, что чернокожие использовались как пушечное мясо во время войны во Вьетнаме, «и могут определенно заявить, что это обвинение не соответствует действительности. Потери чернокожих составили 12 процентов от всех американцев, убитых в Юго-Восточной Азии, и эта цифра пропорциональна количеству чернокожих в населении США в то время и немного ниже, чем доля чернокожих в армии в конце войны».

Миф: Распространено мнение, что войну в основном вели бедные и необразованные.

Факт : Военнослужащие, отправившиеся во Вьетнам из благополучных районов, имели несколько повышенный риск гибели, поскольку они чаще были летчиками или пехотными офицерами. Ветераны Вьетнама были самыми образованными бойцами, которых наша страна когда-либо отправляла в бой. 79% имели среднее образование или выше.

Миф: Распространено мнение, что средний возраст пехотинца, сражавшегося во Вьетнаме, составлял 19 лет..

Факт : Предполагая, что погибшие точно представляют возрастные группы, служащие во Вьетнаме, средний возраст пехотинца (MOS 11B), служащего во Вьетнаме, составляет 19 лет. Это миф, на самом деле это 22 года. средний возраст менее 20 лет. Среднему мужчине, сражавшемуся во Второй мировой войне, было 26 лет.

Миф: США проиграли войну во Вьетнаме.

Факт : Американские военные не потерпели поражения во Вьетнаме. Американские военные не проиграли ни одной серьезной битвы. С военной точки зрения это было почти беспрецедентное выступление. Генерал Уэстморленд цитирует Дугласа Пайка (профессора Калифорнийского университета в Беркли) о крупном военном поражении ВК и СВА.

Миф: Распространено мнение, что теория домино оказалась ложной.

Факт : Теория домино была верна. Страны АСЕАН (Ассоциации государств Юго-Восточной Азии), Филиппины, Индонезия, Малайзия, Сингапур и Таиланд остались свободными от коммунизма из-за приверженности США Вьетнаму. Индонезийцы выгнали Советы в 1966 году из-за обязательств Америки во Вьетнаме. Без этого обязательства коммунизм распространился бы до Малаккского пролива, который находится к югу от Сингапура и имеет большое стратегическое значение для свободного мира. Если вы спросите людей, которые живут в этих странах, выигравших войну во Вьетнаме, у них другое мнение, чем у американских СМИ. Война во Вьетнаме стала поворотным моментом для коммунизма.

Миф: Распространено мнение, что боевые действия во Вьетнаме не были такими интенсивными, как во время Второй мировой войны.

Факт : Среднестатистический пехотинец в южной части Тихого океана во время Второй мировой войны участвовал в боевых действиях около 40 дней за четыре года. Средний пехотинец во Вьетнаме провел около 240 боевых дней в год благодаря мобильности вертолета. Каждый десятый американец, служивший во Вьетнаме, погиб. 58 148 человек были убиты и 304 000 ранены из 2,7 миллиона служивших. Хотя процент погибших такой же, как и в других войнах, ампутации или увечья были на 300 процентов выше, чем во время Второй мировой войны. 75 000 ветеранов войны во Вьетнаме стали инвалидами. Вертолеты MEDEVAC совершили почти 500 000 вылетов. Более 900 000 пациентов были доставлены по воздуху (почти половина из них были американцами). Среднее время между получением ранения и госпитализацией составило менее одного часа.

В результате умерло менее одного процента всех раненых американцев, переживших первые 24 часа. Вертолет обеспечивал беспрецедентную мобильность. Без вертолета потребовалось бы в три раза больше войск, чтобы охранять 800-мильную границу с Камбоджей и Лаосом (политики считали, что Женевские конвенции 1954 года и Женевские соглашения или 1962 обеспечит безопасность границы).

Миф: Ким Фук, маленькая девятилетняя вьетнамская девочка, бежавшая голышом после напалмового удара недалеко от Транг Банга 8 июня 1972 года (миллион раз показано по американскому телевидению), была сожжена американцами, бомбившими Транг Банг.

Факт : Ни один американец не участвовал в инциденте возле Транг Банг, в результате которого сгорел Фан Тхи Ким Фук. Самолеты, бомбившие деревню, принадлежали VNAF (ВВС Вьетнама), и их пилотировали вьетнамские пилоты для поддержки южновьетнамских войск на земле. Вьетнамский пилот, сбросивший напалм по ошибке, в настоящее время проживает в США. Даже фотограф AP Ник Ут, сделавший снимок, был вьетнамцем. Инцидент на фото произошел на второй день трехдневного боя между Северовьетнамской армией (СВА), оккупировавшей деревню Транг Банг, и АРВН (армией Республики Вьетнам), которые пытались вытеснить СВА. деревни. Средства массовой информации сообщили, что американский командующий приказал нанести авиаудар, в результате которого Ким Фук сгорел. Это неправда. Американцы не участвовали ни в каком качестве. «Мы (американцы) не имели ничего общего с контролем VNAF», — сказал генерал-лейтенант (в отставке) Джеймс Ф. Холлингсворт, командующий TRAC в то время. Кроме того, ошибочно сообщалось, что в этом инциденте были убиты два брата Ким Фук. Они были двоюродными братьями Ким, а не ее братьями.

Статистика переписи и подражатели «я служил во Вьетнаме»

1 713 823 из тех, кто служил во Вьетнаме, были еще живы по состоянию на август 1995 г. (данные переписи).

Во время той же переписи число американцев, ложно заявивших, что они служили, составило: 9 492 958 человек.

По данным переписи населения, проведенной в августе 2000 г., численность выживших ветеранов Вьетнама в США составляет: 1 002 511 человек. В это трудно поверить, потеряв почти 711 000 человек в период с 1995 по 2000 год. Это 390 в день. Во время этой переписи число американцев, ложно заявляющих, что они служили в стране, составляет: 13 853 027 человек. Согласно этой переписи, ЧЕТЫРЕ ИЗ ПЯТИ, УТВЕРЖДАЮЩИЕ, ЧТО ЯВЛЯЮТСЯ ВЬЕТНАМСКИМ ВЕТЕРИНАРОМ, НЕ ЯВЛЯЮТСЯ ЧЕТЫРЕ ИЗ ПЯТЫХ Это затрудняет подсчет живых даже в 2017 году.

Индекс военной службы во Вьетнаме Министерства обороны, официально предоставленный Военной библиотекой, первоначально сообщал с ошибками, что 2 709 918 военнослужащих США служили внутри страны. Исправления и подтверждения этого ошибочного индекса привели к добавлению 358 военнослужащих США, служивших во Вьетнаме, но изначально не перечисленных Министерством обороны (все имена в настоящее время находятся в файле и доступны 24/7/365).

Отдельные зверства, совершенные американскими солдатами, вызвали потоки возмущения со стороны антивоенных критиков и средств массовой информации, в то время как зверства коммунистов были настолько распространены, что почти не упоминались в СМИ. Соединенные Штаты стремились свести к минимуму и предотвратить нападения на мирных жителей, в то время как Северный Вьетнам сделал нападения на мирных жителей центральным элементом своей стратегии. Американцы, преднамеренно убивавшие мирных жителей, были приговорены к тюремному заключению, а коммунисты, которые это сделали, получили благодарность. с 19С 57 по 1973 год Фронт национального освобождения убил 36 725 вьетнамцев и похитил еще 58 499 человек. Эскадроны смерти сосредоточились на лидерах на уровне деревни и на всех, кто улучшал жизнь крестьян, таких как медицинский персонал, социальные работники и школьные учителя. — Президентские документы Никсона.

Войну во Вьетнаме проиграли не Соединенные Штаты, а южновьетнамцы. Читайте дальше…

Падение Сайгона произошло 30 апреля 1975 года, через два года ПОСЛЕ того, как американские военные покинули Вьетнам. Последние американские войска ушли в полном составе 29Март 1973 года.

Как мы могли проиграть войну, которую уже прекратили? Мы боролись до согласованного тупика. Мирное соглашение было подписано в Париже 27 января 1973 года. Оно предусматривало освобождение всех американских заключенных, вывод американских войск, ограничение сил обеих сторон в Южном Вьетнаме и приверженность мирному воссоединению. 140 000 эвакуированных в апреле 1975 года во время падения Сайгона почти полностью состояли из гражданских лиц и вьетнамских военных, а НЕ американских военных, спасающихся бегством. В Юго-Восточной Азии (прежде всего в Камбодже) в первые два года, после падения Сайгона в 19 г., было почти вдвое больше жертв.75, чем было за десять лет участия США во Вьетнаме. Благодарность за предполагаемую потерю и бесчисленные убийства и пытки, которым подверглись вьетнамцы, лаосцы и камбоджийцы, в основном принадлежит американским СМИ и их неустанной поддержке антивоенного движения в Соединенных Штатах путем искажения фактов.

Как и в случае с большей частью войны во Вьетнаме, средства массовой информации неверно сообщили и неверно истолковали Тетское наступление 1968 года. Сообщалось, что это был ошеломляющий успех коммунистических сил и решительное поражение сил США. Нет ничего более далекого от правды. Несмотря на первоначальные победы сил коммунистов, Тетское наступление привело к крупному поражению этих сил. Генерал Во Нгуен Зиап, проектировщик наступления на Тет, считается некоторыми достойным Веллингтона, Гранта, Ли и Макартура великим полководцем. Тем не менее, в военном отношении Тетское наступление было полным поражением коммунистических сил на всех фронтах. Это привело к гибели около 45 000 солдат Северного Вьетнама и полному, если не полному уничтожению элементов Вьетконга в Южном Вьетнаме. Организация отрядов Вьетконга на юге так и не восстановилась. Тетское наступление было успешным только на одном фронте, а именно на новостном фронте и на политической арене. Это был еще один пример войны во Вьетнаме, когда неточность стала воспринимаемой правдой. Однако, по неточному сообщению, средства массовой информации прославили Тетское наступление.

Страница исследования Тома Пилша

О сержанте. Хак и его история

Враги и союзники | Больше, чем я: жизнь во Вьетнамской войне | Выставки

Жизнь во время войны во Вьетнаме.

4/8 Враги и союзники.

Армия Северного Вьетнама и Вьетконг составили грозную команду. Поставляемые коммунистическими правительствами Китая и Советского Союза, их силы знали местность.

Они умеют прятать припасы и боеприпасы по всей стране. Они построили сложные туннели, по которым их раненые получали еду, боеприпасы и медицинскую помощь. Они создали эффективные мины-ловушки, чтобы убить, покалечить и деморализовать своего врага.

Армия Республики Вьетнам, или Южновьетнамская армия, во многих случаях сражалась с отличием, особенно во время наступления ТЕТ в 1968 году. Некоторые ветераны, которые тесно служили в южновьетнамских войсках, считают, что они были эффективными и надежными союзниками. Другие вспоминают, что им не хватало дисциплины, и они часто отказывались драться. 19 лет президенту Ричарду Никсону69 Политика вьетнамизации была направлена ​​на то, чтобы полностью переложить бремя наземной войны на южновьетнамскую армию. Однако, несмотря на средства и поставки США, эта политика провалилась.

Хотя Северовьетнамская армия носила узнаваемую форму, Вьетконг одевался как гражданское лицо. Иногда это мешало военнослужащим США отличать врагов от союзников. Даже гражданские лица, сочувствующие южновьетнамской армии и войскам США, часто меняли свою лояльность изо дня в день, исходя из сложного характера удовлетворения своих самых основных потребностей. Многие американские войска практически не контактировали с вьетнамцами. Один ветеран объяснил, что из-за отсутствия контактов вьетнамцев легко дегуманизировать. Этот отряд мог внести свой вклад в такие смертоносные инциденты, как резня в Му Лай. Там около 500 мужчин, женщин и детей были убиты солдатами 11-й армейской пехотной бригады в 1919 году. 68.

Вьетнамская женщина с 1-м лейтенантом Франклином Винсентом Коксом-младшим, Корпус морской пехоты США, Южный Вьетнам, 1966-1967 гг., Неизвестный фотограф, 1966-1967 гг., Дар Франклина Винсента Кокса-младшего, 2016 г.

Вооруженные силы США наняли вьетнамских гражданских лиц для выполнения различных работ во время война.

Некоторые служили гражданскими подрядчиками или переводчиками. Другие стирали одежду, убирали казармы и конторы, готовили еду или строили военные постройки. Многие мамасаны (женщины, которые стирали или убирали войска) и работницы столовой очень заботились о военнослужащих и хорошо выполняли свою работу.

Некоторые вьетнамские рабочие были шпионами Вьетконга и использовали свое знакомство, чтобы попытаться убить войска. В войне без линии фронта в стране, где не было видимой разницы между врагом и союзником, солдатам могло стать трудно ответить на вопрос, кто враг, а кто друг? Это еще больше осложнялось идеей о том, что американские войска должны были находиться «внутри страны», чтобы помогать вьетнамскому народу.

Уэйн Уиттер, ВВС США, 19 лет65-1966 вспоминает: « [Во время моего] первого тура ты должен был спускаться с другим пилотом, чтобы подстричься или что-то еще. Он сидел там и наблюдал за тобой, и ты знаешь, на случай, если что-то случится. Когда мы вернулись во второй тур… он сказал, что тебе больше не нужно этого делать. Поэтому, когда я приходил в парикмахерскую и спрашивал, где… [парикмахер], они отвечали: «О, он умер». И я сказал: «Что случилось?» И они говорят: «ВК». [Вьетконг] Я сказал: «ВК убил его?» Они сказали: «Нет. Он венчурный капиталист». Так что днем ​​он стриг нас, а ночью выходил и пытался расстрелять нас. А я сказал, что это сумасшедшая война».

Днём он стриг нас, а ночью выходил и пытался расстрелять.

Уэйн Уиттер, ВВС США, 1965-1966 гг.

Арбалет горцев, ручная работа, 1970-е годы

Этот арбалет и колчан были подарком медсестре армии США Джинни Дорнхегген от отца ребенка-горца, которого она лечила в 67-м эвакогоспитале недалеко от Куинёна, Южный Вьетнам. Многие ветераны вспоминают готовность горцев сражаться вместе с американскими войсками против северных вьетнамцев и вьетконгов, используя только самодельные арбалеты и копья.

Дар Вирджинии Л. «Джинни» Дирдорф Дорнхегген

Семья монтаньяров, недалеко от Да Лота, Южный Вьетнам, Уильям Джозеф Брукнер, фотограф, 1970–1971 гг., дар Уильяма Джозефа Брукнера, 2017 г.

Горцы — это этническая группа меньшинств из Центрального нагорья Вьетнама. Они состоят из нескольких разных сообществ с частично совпадающими обычаями, социальными взаимодействиями и языковыми моделями.

Сегодня они обычно называют себя своими местными именами, такими как Джарай, Кохо, Манонг и Раде. Французы придумали термин Montagnard, что означает «горцы», во время французского колониального периода во Вьетнаме. Вьетнамцы называли монтаньяров moi, термин, означающий «дикий».

Джо Брукнер, армия США, 1970-1971 гг. вспоминает: «… они были замечательными людьми, и они действительно помогли нам. … Они действительно хорошо снабжали нас информацией о том, что происходит, потому что деревни горцев были повсюду, и они ненавидели — ненавидели — ВК [Вьетконг] из-за того, как они с ними обращались».

Записная книжка, Производитель неизвестен, 1968 г.

Эта окровавленная записная книжка, взятая у северовьетнамского военнопленного, эвакуированного для лечения в учреждение США, содержит наброски и диаграммы, похожие на боевые планы.

Дар Джастина Крейга Хонамана

Вьетнамские дети с армейским капитаном Филипом Смитом, 48-я штурмовая вертолетная рота, недалеко от Донг Ха, Южный Вьетнам, Неизвестный фотограф, 1970-1971 гг., Дар Филипа Смита, 2017 г.

Джо Брукнер, Армия США, 1970-1971 гг. Если кто-то хотел учить английский язык вьетнамских детей, он мог это сделать. Так что, когда меня не было на дежурстве или на улице, я учил вьетнамских детей английскому языку, и им было, наверное, десять или одиннадцать лет. И сначала можно было сказать, что они просто сидели неподвижно. Они пытались учиться. … Но чем больше вы были там, тем больше они понимали, что вы будете появляться каждую неделю, и это был хороший опыт».

Лагерь беженцев, недалеко от Ча Нонг, Южный Вьетнам, ноябрь 1966 г., Эдвард Август Вудс-младший, фотограф, ноябрь 1966 г., дар Эдварда Августа Вудса-младшего, 2011 г.

После падения Сайгона в 1975 г. почти 130 000 вьетнамцев бежали из страны.

Большинство из них были бывшими правительственными или военными чиновниками Южного Вьетнама, которые помогали США во время войны и опасались репрессий со стороны коммунистов. Изображения вьетнамских граждан, пытающихся сесть на военный самолет США или спасающихся бегством на небольших лодках, заполонили телеэкраны в Соединенных Штатах.

Администрация президента Джеральда Форда протолкнула в Индокитае Закон о миграции и помощи беженцам 1975 года, который помог расселить беженцев при поддержке церкви или волонтеров. Опрос Gallup в то время показал, что только 36% американцев поддерживают вьетнамскую иммиграцию. Многие опасались потери американских рабочих мест и увеличения расходов на социальное обеспечение.

По состоянию на 2015 год в США проживает 1,3 миллиона вьетнамских иммигрантов. В Грузии проживает 37 000 человек; одна треть из них проживает в графстве Гвиннетт.

Логан Томас Гей-младший, капитан Корпуса морской пехоты США, 1967-1968

Капитан корпуса морской пехоты Том Гей описывает, как видел, как вьетнамские гражданские лица были убиты северовьетнамскими войсками в Хюэ. Нажмите здесь, чтобы просмотреть полное интервью. Чтобы узнать больше рассказов ветеранов Вьетнама из первых рук, нажмите здесь.

Когда начали распространяться сообщения о плохом обращении с американскими военнопленными в Северном Вьетнаме, многие из их семей возглавили усилия, чтобы заставить правительство США оказать давление на северных вьетнамцев, чтобы они отчитались обо всех заключенных и пропавших без вести сотрудниках, обеспечили надлежащее обращение и договорились о их возвращение.