Тест-драйв вертолета Ка-27ПЛ | Журнал Популярная Механика

Закат на Балтийском побережье очень красив, но в Донском почти никто не обращает внимания на заходящее солнце. Летчикам и техникам отдельной корабельной противолодочной вертолетной эскадрильи морской авиации Балтийского флота не до красот природы: начинается подготовка к ночным полетам.

Снаружи вертолет Ка-27ПЛ выглядит не особенно элегантно. У него нет «хищных» или «скоростных» обводов. По современным меркам его крейсерская скорость не особенно высока — всего 250 км/ч. Но, как метко сказал один из летчиков, «никто не ездит на рыбалку на гоночной машине». Между тем именно «рыбалка», а точнее «подводная охота», и является основной задачей этих вертолетов.

«Наши вертолеты, которые могут базироваться даже на относительно небольших кораблях, значительно расширяют их возможности в плане противолодочной обороны, — объясняет помощник штурмана авиабазы «Донское» майор Игорь Высоцкий. — На дальних рубежах вскрытие подводной обстановки обеспечивают противолодочные самолеты, а на долю вертолетов остаются ближние рубежи».

Рыбалка с воздуха Слегка игривая, но остроумная эмблема противолодочных сил ВВС Балтийского флота весьма точно отражает стоящую перед ними задачу — выловить из воды потенциальных «хищников».

Большие уши

Основное «оружие» Ка-27ПЛ — это поисково-прицельная система «Осьминог». Она обеспечивает автоматизированную обработку информации, поступающей от гидроакустической станции (ГАС), радиолокационной станции, систем навигации и тактической обстановки. Зависнув над водой на высоте около 30 м, вертолет спускает на кабель-тросе гидрофоны ГАС, которая может работать как в пассивном режиме, так и в активном, с круговой или секторной направленностью.

«Заглубление гидрофонов зависит от гидрологии моря, температуры, солености, погоды и других факторов, — поясняет Игорь Высоцкий. — Поскольку глубины на Балтике достаточно небольшие, здесь хватает нескольких десятков метров. Для вскрытия подводной обстановки в радиусе нескольких километров требуется обычно от 3 до 10 минут, хотя все зависит от условий.

Командир вертолета капитан Алексей Кутепов готовится к взлету. Оранжевый морской спасательный костюм МСК-3М, подключенный к системе отопления и вентиляции, в случае аварийной посадки на воду дает шанс продержаться на плаву в холодной воде в течение 12 часов.

Например, мелководье облегчает поиск, а вот большое количество всяческого железа (остовы кораблей, баржи, грузы) на дне сильно усложняет, особенно в активном режиме — они дают нерегулярную акустическую картину, так что приходится сверяться с картами, где обозначены такие особенности. Собственно, по этой же причине на Балтике не слишком эффективен поиск с помощью магнитометра, хотя в других морях можно использовать и этот метод. Много проблем создает также ветер, который отклоняет кабель от вертикального положения, искажая направленность гидрофонов».

Ориентироваться по наземным объектам для летчика достаточно просто, а вот ровная поверхность мешает визуально оценивать высоту полета и тем самым создает серьезные проблемы.

Время разбрасывать

Помимо ГАС, Ка-27ПЛ может нести комплект из 36 сбрасываемых гидроакустических буев. «Буи сбрасывают с горизонтального полета на приличной высоте, чтобы охватить достаточную территорию, — говорит штурман-оператор противолодочного вертолета, старший лейтенант Камиль Сибагатов. — Каждый буй спускается на парашюте, заглубляется и, работая в пассивном режиме, контролирует обстановку в радиусе нескольких сотен метров.

А в случае обнаружения шумового сигнала начинает передавать эти данные по радиоканалу. В результате за один боевой вылет Ка-27ПЛ позволяет вскрыть подводную обстановку в радиусе примерно 20 км (без сброса буев — немного меньше). Радиус обнаружения подводной лодки колеблется в довольно широких пределах — от десятков метров до нескольких километров. Это значение зависит от гидрологии, волнения, размера лодки, наличия кораблей и судов, которые создают серьезные помехи, и металлических частей на дне, особенно в активном режиме».

«Глаза» на бороде. Выступ в нижней части вертолета — обтекатель РЛС, которая используется для радиолокационного осмотра и обнаружения надводных целей.

Железная птица

Впрочем, Ка-27ПЛ может нести не только множество «ушей» (гидроакустических буев) в поисковом варианте загрузки, но и (в ударном варианте) «дубинку» — 800 кг боевой нагрузки: противолодочные торпеды, ракеты или 50- и 250-килограммовые авиабомбы. Существует и специальная поисково-спасательная модификация вертолета Ка-27ПС, оснащенная лебедкой для подъема пострадавших из воды.

Соосная схема с двумя несущими винтами противоположного вращения, отличительный признак машин КБ Камова, выбрана не случайно — такая конструкция позволяет сделать вертолет более компактным, что немаловажно для размещения на небольших кораблях. Лопасти корабельных вертолетов сделаны складными, чтобы дополнительно уменьшить габариты машины.

Хотя автопилот позволяет осуществлять висение в автоматическом режиме в любое время суток, ночью более безопасный метод поиска — сброс гидроакустических буев с горизонтального полета на высоте нескольких сотен метров.

«Управляемость и маневренность у машин с соосными винтами отличная, — говорит командир вертолета, капитан Алексей Кутепов. — Основная специфика полетов над морем? Сложно ориентироваться над однородной поверхностью и зависать на небольшой высоте, удерживая машину неподвижно, пока штурман-оператор изучает обстановку с помощью ГАС. А самое сложное, конечно, — это посадка на корабль. С вертолета посадочная площадка выглядит примерно как спичечный коробок с высоты человеческого роста…»

Статья «Охота на крупную рыбу» опубликована в журнале «Популярная механика» (№7, Июль 2013).

www.popmech.ru

Противолодочный вертолет Ка-27 (СССР)


Палубный противолодочный вертолёт Ка-27 (код НАТО — «Helix») предназначен для обнаружения подводных лодок, слежения за ними и уничтожения в подводном положении на глубине до 500 м и скоростях хода до 75 км/ч. Первый полет опытного образца состоялся в декабре 1973 года. Серийный выпуск был налажен в начале 80-х годов. Официально принят на вооружение в 1982 году. 

Вертолет разработан в следующих вариантах.

Ка-27ПЛ (код НАТО — «Hellx-А») — основной корабельный противолодочный вертолет. По боевой эффективности превосходит Ка-25 в 3-5 раз. Экипаж состоит из трех человек: летчика, штурмана и оператора. В боевой обстановке вертолеты действуют парами.

Ка-27ПС — корабельный поисково-спасательный вертолет. Оборудован специальными средствами поиска и спасения терпящих бедствие на суше и на море. На борту есть лебедка грузоподъемностью 300 кг. Предназначен также для поисково-спасательного обеспечения полетов космических и авиационных летательных аппаратов на море и на суше, в любое время года и суток, в простых и сложных метеоусловиях, при волнении моря до пяти баллов. Система внешней подвески обеспечивает транспортировку космических аппаратов или иных грузов массой до 3 т. Оригинальная конструкция шасси позволяет выполнять взлет и посадку на качающуюся палубу корабля. Для аварийной посадки на воду предусмотрены аварийные баллонеты.

Ка-28 — экспортный вариант. Предназначен для обнаружения подводных лодок и уничтожения их в подводном положении на глубине до 500 м. Эксперты считают, что Ка-28 по боевым возможностям более чем в 5 раз превосходит Ка-25. По бортам фюзеляжа Ка-28 размещены надувные баллонеты, обеспечивающие плавучесть в случае вынужденной посадки на воду, причем они наполняются воздухом всего за 4-6 с. Шасси неубирающееся. четырехстоечное, раздвигающееся. чтобы разместить специальное оборудование. На вертолете установлены 2 газотурбинных двигателя ТВЗ-117ВК общей мощностью 4400 л.с. Этого вполне достаточно, чтобы при выходе из строя одного из них машина смогла бы не только вернуться на базу, но и продолжить патрулирование. Есть турбокомпрессор для запуска двигателей на неподготовленной площадке, где нет иных источников энергии. Экипаж состоит из летчика, штурмана и штурмана-оператора. При аварийно-спасательных работах с вертолета Ка-28 опускают за борт на электролебедке трос, к которому прикреплено сиденье, или сбрасывают надувные лодки и плоты.

В одном полете экипаж способен контролировать акваторию площадью 1660 км, используя опускаемую гидроакустическую аппаратуру и сбрасываемые буи аналогичного назначения, последние увеличивают контролируемое пространство до 2000 кмг. Навигационный комплекс обеспечивает полеты над открытым океаном, над сушей без ориентиров и автоматический вывод машины на обнаруженную подводную лодку. Поисково-прицельная аппаратура «Осьминог-Э» выслеживает субмарины в подводном положении, определяет элементы их движения и дает летчикам рекомендации, какой вид оружия целесообразнее применять. При этом оперативная обстановка выводится на специальный индикатор. Для синхронной работы всех подсистем Ка-28 оснащен ЭВМ. Поставлялся в Индию и Югославию.

Ка-29 (код НАТО — «Helix-В») — корабельный и транспортно-боевой вариант. Поступил на вооружение ВМФ России в 1985 г. Предназначен для десантирования с кораблей и судов подразделений морской пехоты, огневой поддержки морского десанта, переброски личного состава, грузов с плавбаз и судов снабжения на боевые корабли и суда ВМФ.

Изменена конструкция носовой части фюзеляжа. Пилотажно-навигационный комплекс обеспечивает автоматическую стабилизацию на всех режимах полета и автоматизированное пилотирование вертолета по заданному маршруту. В транспортном варианте может перевозить в кабине 16 десантников или 10 раненых, или 2000 кг груза в кабине, или 4000 кг на внешней подвеске. На четырех балочных держателях может быть подвешено до 2000 кг вооружения: восемь ПТУР «Штурм», до восьмидесяти НАР калибра 80 мм, два универсальных контейнера с пушками калибра 23 мм и боезапасом по 250 снарядов, два зажигательных бака типа ЗБ-500. В боевом варианте вертолет может быть вооружен неподвижной пушкой 2А42 (калибр 30 мм, боезапас 250 снарядов).

В обоих вариантах Ка-29 оснащен подвижной пулеметной установкой калибра 7,62 мм (боекомплект 1800 патронов). Авиационный стрелковый прицел АСП-17ВК сопряжен с лазерным дальномером. Для обеспечения боевой живучести вертолета кабина экипажа и агрегаты силовой установки бронированы, топливные баки протектированы и заполнены пенополиуретаном. Для защиты от ракет с ИК ГСН предусмотрена установка экранно-выхлопных устройств двигателей, а также станции оптико-электронных помех и устройства выброса дипольных отражателей и ИК-ловушек. Вертолет может быть оборудован спасательной лебедкой грузоподъемностью 300 кг.

Ка-31 (код НАТО — «Helix-В») — корабельный вертолет радиолокационного дозора. Оснащен поисковой РЛС, установленной под фюзеляжем. Во время работы РЛС шасси поджимаются, чтобы не мешать вращению антенны. РЛС позволяет сопровождать одновременно до 20 целей на расстоянии 100—150 км (воздушные) и 250—285 км — надводные. Информация о целях автоматически передается на боевые корабли или наземные пункты управления. Пилотажно-навигационный комплекс обеспечивает автоматическую стабилизацию на всех режимах полета и автоматизированное пилотирование вертолета по заданному маршруту.

Ка-27 по конструкции аналогичен Ка-25, но отличается большими размерами фюзеляжа. Конструкция и аэродинамика вертолета выбраны с учетом минимальных размеров корабельного ангара. Оригинальная конструкция шасси позволяет выполнять взлет и посадку на качающуюся палубу корабля.

Вертолет имеет 2 турбовальных двигателя ТВЗ-117КМ мощностью по 1618 кВт/2200 л.с. каждый. Этот двигатель был разработан для вертолетов Ми-8МТ, Ми-17 и Ми-24. Высокая энерговооруженность позволяет продолжать полет с набором высоты в случае выхода из строя одного двигателя.

Бортовой комплекс поискового оборудования «Осьминог» включает РЛС, обтекатель которой расположен в носовой части фюзеляжа (обеспечивает решение навигационных задач, обнаружение подводных лодок в надводном положении), и радиомаяки-ответчики: опускаемую гидроакустическую станцию, размещенную в задней части фюзеляжа (обеспечивает обнаружение и определение координат подводной лодки): прицельно-вычислительное устройство для автоматического вывода вертолета в точку сброса средств поражения; радиогидроакустический буй и аппаратуру для прослушивания его сигнала и вывода вертолета на этот буй; гидроакустические буи и магнитный обнаружитель. Кроме того, могут устанавливаться маркеры, дымогенераторы и радиотехнические маяки-ответчики.

Пилотажно-навигационный комплекс имеет высокий уровень автоматизации и позволяет решать боевые задачи в простых и сложных метеоусловиях, в любое время года и суток, при волнении моря до 5 баллов, на удалении от точки вылета до 200 км.
Имеется автопилот, радиокомпас и полуавтоматическая система передачи данных об обнаруженной лодке. Вертолет может обнаруживать подводную лодку при помощи гидроакустической аппаратуры на удалении до 7 км, а гидроакустическими буями — на дальности 400 км.

Для уничтожения подводных лодок на Ка-27 могут подвешиваться противолодочные торпеды АТ-1МВ, ракеты АПР-23 и авиабомбы массой по 50 и 250 кг.

Вертолет находится на вооружении ВМФ России, Украины, Индии и вооруженных сил ряда зарубежных стран.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ Ка-27
Экипаж, чел. 3
Скорость, км/ч:
максимальная 270
крейсерская 230
Потолок, м: статический
динамический 4300
Дальность, км:
практическая 800
Масса, кг:
нормальная взлетная 110ОО
максимальная на внешней подвеске 4000
Габариты вертолета, м:
диаметр несущего винта 15,9
длина в сложенном виде 12,25
ширина в сложенном виде 3,8
высота до втулки верхнего винта 5,4
Двигатель: ТВЗ-117КМ, л.с.  2 по 2200

www.dogswar.ru

Ка-27 — WiKi

(технически все вертолёты типа Ка-27 значительно сложнее вертолётов типа Ми-8)

  Подвешенные ПЛАБ на правом борту   Компоновка кабины Ка-27   Фрагмент приборной доски, ПКП, ПНП

Общие сведения

(Здесь и дале описание даётся применительно, в основном, к противолодочной модификации вертолёта)

Вертолёт построен с несущей системой соосной схемы. Винты трёхлопастные, противоположного вращения, складывающиеся назад «веером» на корабельной стоянке. Лопасти винтов изготовлены из стеклопластика, втулки лопастей — из титана.

Фюзеляж цельнометаллический, из алюминиевых сплавов, балочно-стрингерного типа. Для обеспечения продольной и путевой устойчивости установлено хвостовое оперение с двумя килями. Каждая шайба киля снабжена неуправляемым предкрылком и развёрнута носком к оси фюзеляжа.

Шасси четырёхопорное, неубирающееся, оснащённое гидравлической системой приподъёма вертолёта для удобства доступа в грузоотсек. Передние колёса самоориентирующиеся. Задние колёса оборудованы тормозами. Возможна установка лыж.

Силовая установка состоит из двух турбовальных двигателей ТВ3-117КМ третьей серии, с суммарной взлётной мощностью 2х2225 л.с. и редуктора ВР-252. Частота вращения несущих винтов в полёте стабилизирована. В качестве энергоузла для воздушного запуска двигателей используется ВСУ АИ-9.

Экипаж составляет 2-3-4 человека, в зависимости от модификации, на противолодочной модификации: летчика, штурмана (навигатора) и штурмана-оператора (поисково-прицельного комплекса).

Несущая система

Включает два воздушных трёхлопастных винта и колонку. Верхний винт вращается по ходу часовой стрелки, а нижний — наоборот (при виде сверху). Все лопасти имеют шарнирную подвеску, позволяющую поворачиваться вокруг оси и совершать маховые движения в двух плоскостях. Ось вращения винтов наклонена вперёд на 4°30′. Диаметр винта составляет 15,9 метра, площадь ометания 198 м2.

Все лопасти одинаковые, тип Д2-6. Длина каждой лопасти от проушины комля до законцовки составляет 6980 мм. Все они имеют переменную геометрическую крутку, составляющую 5°50°. Профиль лопасти двояковыпуклый, несимметричный — NACA-23012. Каждая лопасть снабжена противофлаттерным П-образным подвижным грузом с шариковыми набалдашниками. Комель лопасти изготовлен из титана марки ВТЗ-1.

По сравнению с винтом Ка-25, на Ка-27 увеличено расстояние между верхним и нижним винтом, чтобы исключить перехлёст лопастей.

Колонка винта состоит из верхней и нижней втулок винтов, верхнего и нижнего автоматов перекоса, верхней и нижней ползушек, верхнего и нижнего токосъёмников, механизма общего и дифференциального шага (МОДШ).

Фюзеляж и оперение

Фюзеляж обтекаемой формы. Представляет собой полумонокок балочно-стрингерного типа. Состоит из передней и хвостовой частей, оперения и гондолы двигателей. В поперечный набор включены 20 шпангоутов, в продольном имеется две верхние силовые балки, две нижние балки, набор стрингеров и местные балочки. Конструктивно фюзеляж разделён на кабину экипажа, грузовую кабину и хвостовую балку. В передней кабине размещаются 2 рабочих места лётчика и штурмана, в грузовой — штурмана-оператора (в противолодочном варианте) и стойки с оборудованием. Под полом грузовой кабины расположен бомбовый отсек и отсеки топливных баков.

Кабина экипажа расположена между шп. №1 и №4а. Слева и справа кабины имеется по сдвижной двери с остеклением, причём правая дверь более широкая. Обе двери в аварийной ситуации могут сбрасываться.

В кабине размещаются места лётчика и штурмана, приборная доска лётчика, приборная доска штурмана, верхний пульт управления и центральный пульт между сидениями. Проход в кабину экипажа из грузовой кабины осуществляется по проёму с правого борта. В проёме на потолке кабины находится распределительное устройство РУ-10. В грузовой кабине оборудовано рабочее место штурмана-оператора с приборной доской, различное оборудование, топливные баки №5. Для входа в грузовую кабину на левом борту сзади имеется сдвижная дверь.

Все приборные доски вертолёта окрашены изумрудно-зелёной матовой эмалью. Освещение бестеневое красно-белое, локальным освещением приборных панелей и внутренним подсветом надписей и символов на пультах управления через светопроводы.

Под полом грузовой кабины, между шп. №№ 4-14, находится отсек сбрасываемого вооружения, закрываемый парой подвижных створок. Между шп. №№ 14-16 находится отсек прибора «10» изделия «Рось-В» (гидроакустическая станция), также закрываемый парой створок.

На спасательном варианте вертолёта отсутствует рабочее место оператора и стойки со специальной аппаратурой. В районе прохода организовано рабочее место бортового техника, в грузовой кабине по бортам имеются откидные сидения для пассажиров, и на одном из них размещается фельдшер-спасатель.

Хвостовая часть фюзеляжа служит для крепления хвостового оперения. Всё внутреннее пространство представляет собой технический отсек с различным оборудованием, доступ в который осуществляется через откидываемую вверх створку по левому борту.

Горизонтальное оперение состоит из фиксированного стабилизатора с углом установки 0±15′. Вертикальное оперение состоит из двух киль-шайб с отклоняемыми рулями направления. Каждая киль-шайба снабжена неуправляемым предкрылком и развёрнута носком к оси фюзеляжа на 12°30′. Рули направления могут отклонятся синхронно в обе стороны на 22°.

Гондола силовой установки расположена сверху фюзеляжа и служит для размещения двух двигателей ТВЗ-117КМ, редуктора ВР-252, вспомогательной силовой установки АИ-9, рулевой системы РС-60, вентилятора и маслорадиаторов, блоков и агрегатов систем вертолёта. Двигатели закрываются откидываемыми вбок крышками, для доступа к остальным агрегатам имеются съёмные панели. Между двигателями расположена съёмная противопожарная перегородка.

Силовая установка

(См. описание двигателей ТВ3-117 в отдельной статье)

Состоит из двух маршевых двигателей ТВ3-117КМ 3-й серии (буквы КМ — означают модификацию исполнения: Камов, морской), планетарного редуктора ВР-252 и вспомогательной силовой установки АИ-9.

Двигатель включает основные узлы:

  • осевой 12-ступенчатый компрессор с регулируемым входным направляющим аппаратом и направляющими аппаратами первых четырёх ступеней
  • кольцевая прямоточная камера сгорания
  • осевая 2-ступенчатая турбина компрессора
  • осевая 2-ступенчатая свободная турбина для отбора мощности
  • выхлопной патрубок
  • корпус передней опоры с коробкой приводов

Раскрутка двигателя при запуске воздушная. Воздух отбирается от ВСУ АИ-9. Применяемые топлива:Т-1, ТС, РТ и зарубежные аналоги. Масло в маслосистеме двигателя — Б-3В, синтетическое, токсичное.

Основные данные двигателя:

  • длина с выхлопным патрубком — 2060 мм
  • ширина — 650 мм
  • высота — 730 мм
  • сухая масса — 285 кг
  • обороты турбокомпрессора (100 %) — 19500 об/мин
  • обороты свободной турбины (100 %) — 15000 об/мин
  • мощность на режимах:
    • взлётный — 2225 л.с.
    • номинальный — 1700 л.с.
    • 1-й крейсерский — 1500 л.с.
    • 2-й крейсерский — 1200 л.с.
    • малый газ — не более 200 л.с.

При 100 % оборотов свободной турбины несущие винты имеют 272 об/мин, что по указателю оборотов соответствует 90,2 %.

Редуктор представляет собой самостоятельный агрегат, который суммирует мощность двигателей и передаёт её на валы несущих винтов. Также редуктор обеспечивает привод вертолётных агрегатов. Для смазки в редуктор заливается 43 литра масла Б-3В.

На коробке приводов редуктора установлены следующие агрегаты:

  • два генератора ГТ40ПЧ8Б
  • два гидронасоса НП95А-5
  • воздушный компрессор АК-50Т1 сер. 2
  • вентилятор и тормоз несущих винтов
  • маслоагрегат редуктора
  • датчик тахометра Д-1МТ

Двигатель АИ-9 служит только для запуска маршевых двигателей путем подачи сжатого воздуха к стартеру.

Основные данные:

  • Номинальная частота вращения: 38500 ± 500 об/мин
  • Количество отбираемого воздуха: 0,38 кг/с
  • Полное давление отбираемого воздуха, не менее: 2,4 кгс/см3
  • Температура отбираемого воздуха не менее 130 С°
  • Расход топлива, не более: 75 кг/ч
  • Режим работы — три последовательных отбора воздуха на запуск
  • Время непрерывной работы не более 13 мин
  • Температура газов за турбиной не более 720 С°, допустимый заброс при запуске не более 850 С°
  • Сухая масса: 45 кг

В систему запуска двигателей входит:

  • ГТД АИ-9
  • стартер воздушный СВ-78
  • пусковая панель АПД-78А
  • агрегат зажигания СК-22-2К
  • две свечи СП-26П3Т
  • топливная система
  • клапан наддува воздуха

Программа запуска одного двигателя рассчитана по времени на 55 секунд, либо она прекращается раньше при достижении оборотов турбокомпрессора 60-65 %.

Шасси

Шасси неубираемое, четырёхопорное, с двумя передними и двумя задними амортстойками. Все стойки представляют собой гидравлические агрегаты, призванные служить для поглощения ударов при приземлении вертолёта и гашения колебаний типа «земной резонанс». Также все стойки оборудованы механизмом приподъема вертолёта, для облегчения доступа в бомбоотсек и вообще к нижней части фюзеляжа, которая имеет очень небольшой просвет. Колёса передних стоек поворотные, самоориентирующиеся, нетормозные, оборудованы демпферами Шимми и механизмом установки по потоку в полёте. Амортизаторы однокамерные газо-масляные. Тип колёс — 44-1 (модель 7), размер 400х1500 мм. Давление зарядки воздуха — до 8 кгс/см2.

Задние стойки несут основную нагрузку. На них установлены двухкамерные жидкостно-газовые амортизаторы с торможением на прямом и обратном ходу. Колёса типа КТ-96А, с зарядным давлением воздуха до 10 кгс/см2. Тормоза гидравлические колодочного типа (12 колодок на колесо) с камерой.

Масло стоек — АМГ-10.

Баллонеты

Должны обеспечивать плавучесть вертолёта при посадке на воду. На практике вертолёт Ка-27 при неработающих двигателях на воде неустойчив и через некоторое время переворачивается, что, впрочем, не мешает экипажу воспользоваться спасательными средствами.

Баллонеты расположены снизу по бортам фюзеляжа. Они изготовлены из водонепроницаемой ткани типа «23М», свёрнуты и закрыты откидываемыми крышками. Для наполнения баллонет воздухом служат два баллона высокого давления УБЦ-20-1, заряжаемые воздухом до давления 145 кг/см2. Емкость каждого баллона составляет 20 литров, что явно недостаточно для накачки баллонет. Поэтому в системе применяются эжекторы, позволяющие дополнительно забирать забортный воздух при наполнении баллонет. Соотношение сжатого и эжектируемого воздуха 1:2 соответственно. Подача воздуха происходит при подрыве пиропатрона ПП-3 в пироголовке баллона. Активация системы надува баллонет только ручная, кнопкой на ручке общего шага. Время полного наполнения составляет 4-6 секунд.

Система управления

Включает:

  • продольно поперечное управление от ручки продольно-поперечного управления, связанной с автоматом перекоса нижнего винта
  • путевое управление от педалей, связанных через МОДШ, связанных с ползушками верхнего и нижнего винта и рулями направления
  • управление общим шагом от ручки общего шага («шаг-газ»), связанной через МОДШ с ползушками верхнего и нижнего винтов и рычагами изменения мощности двигателей

Для уменьшения усилий в схему управления включены необратимые гидроусилители, объединённые в единый блок рулевой системы РС-60. Для автоматического управления полётом используется автопилот ВУАП-1

При стоянке вертолёта несущий финт фиксируется от самопроизвольного вращения тормозом винта.

Гидравлическая система вертолёта

Предназначена для привода гидравлических усилителей системы управления, тормозов колёс, створок бомбоотсека, створок люка ГАС, приподъема вертолёта. Состоит из основной, дублирующей и вспомогательной систем. Гидробак для основной и вспомогательной системы общий, с перегородкой, у дублирующей — отдельный. Во всех системах применяется масло АМГ-10. Для предотвращения кавитации насосов гидробаки наддуваются воздухом, отбираемым от 7-х ступеней компрессоров двигателей.

Источниками давления в основной и дублирующей г/с являются плунжерные насосы переменной производительности НП92А-5 на редукторе ВР-252, и гидроаккумуляторы. Во вспомогательной системе установлена электрическая насосная станция НС-46 и ручной насос НР-1. Эта система штатно предназначена для обеспечения функционирования системы приподъема вертолёта, тормозов задних колёс, управления створками бомболюка и ГАС. В случае необходимости она может кратковременно подключаться на систему управления вертолётом.

Топливная система вертолёта

Состоит из 10 баков, объединённых в левую и правую группы по 5 баков. В бомбоотсеке могут дополнительно устанавливаться два подвесных бака №6. Заправка производится централизовано через стандартизированный заправочный узел, либо раздаточным пистолетом. Заливные горловины имеются у баков №№1, 4, 5 и 6. Расходные баки №2.

Суммарная вместимость баков при централизованной заправке составляет 2940 литров, с 6 баками — 3840 литров. При необходимости можно долить топливо через верхние горловины, и тогда в баки 1-5 помещается 3270 литров, а в баки 1-6 (с доп.) можно залить 4270 литров.

Основные баки 1-4 мягкие и размещены под полом грузовой кабины. Баки №5 размещены в контейнерах по бокам грузовой кабины. Баки №6 жёсткие и выполнены из сплава АМЦм.

В баках установлены центробежные электрические насосы перекачки топлива ЭЦН-75. Контроль работы топливной системы по топливомеру ТПР1-10Т. Применяемое топливо — РТ, ТС, Т-1, в зимнее время к топливу добавляется противокристаллизационная жидкость «И» или «ТГФ».

Противопожарное оборудование

На вертолёте предусмотрен контроль и тушение возгорания в отсеках двигателей (раздельно) и отсеке ВСУ. Для контроля за возгоранием на борту имеется два комплекта систем ССП-2А (или ССП-ФК). Огнегасящий состав «Фреон-114В» хранится в двух баллонах УБШ-3-3 с пироголовками.

При возникновении пожара автоматически срабатывает сначала первая, а затем и вторая очередь пожаротушения. При необходимости, можно активировать срабатывание пиропатронов вручную кнопками на центральном пульте.

Система обогрева и вентиляции

Кабина вертолёта негерметична.

Отбор воздуха производится за 12-й ступенью компрессора каждого двигателя. От левого двигателя воздух поступает на обогрев кабины, обзорных стёкол, аккумуляторных отсеков и вентиляции костюмов МСК. От правого двигателя воздух идёт на обогрев отсека вооружения и на обдув кабель-троса прибора 10.

Система кондиционирования построена по стандартной схеме, с холодной и горячей линиями, турбохолодильной установкой. Отличием является применение в системе воздушных химических фильтров ФТВ-200, предназначенных для очистки воздуха от частичек синтетического моторного масла Б-3В, которое является ядовитым. Фильтр задерживает аэрозоль масла и посторонние частицы, а затем доокисляет (дожигает) остатки масла до СО2 и Н2О

Противообледенительная система

Электрообогрев имеют приёмники воздушного давления ПВД-6М и передние кромки лопастей несущего винта. Горячим воздухом обдуваются остекление и воздухозаборники двигателей. В качестве датчика обледенения применяется радиоизотопный сигнализатор РИО-3.

Электроснабжение

Основными источниками электроэнергии служат два генератора трёхфазного переменного тока 200 В 400 Гц типа ГТ40ПЧ8Б, с приводом от редуктора ВР-252. Генераторы работают параллельно и синфазно, но каждый на свою сеть. Возможна их параллельная работа на общую сеть.

На некоторых модификациях (например, на Ка-27ПС) к объединенной бортсети подключен только левый генератор, а правый является резервным. Генераторов постоянного тока на вертолёте нет, а постоянный ток в общую сеть 28,5 вольт преобразуется из переменного трёхфазного 200 вольт двумя полупроводниковыми выпрямительными устройствами ВУ-6Б. Сеть 36 В 400 Гц запитана от двух понижающих трансформаторов.

Аварийными источниками служат две никель-кадмиевые батареи 20НКБН-25У3 и два статических полупроводниковых преобразователя тока ПОС-1000А и ПТС-800А.

Система аварийной, предупреждающей и уведомляющей сигнализации

На вертолёте Ка-27 применяется централизованная система световой и звуковой сигнализации о режимах работы систем и агрегатов, неисправностях и отказах.

Приборное оборудование

На вертолёте установлено два приёмника воздушного давления ПВД-6М на общей штанге в носу.

Барометрические приборы:

  • указатель скорости УС-350К
  • высотомер механический ВМ-15К
  • высотомер электромеханический УВИД-30-15 (2 шт.)
  • датчик воздушной скорости ДВС-24, предназначен для выдачи электрических сигналов потребителям

Гироскопические приборы

  • комбинированный прибор ДА-30К
  • авиагоризонт АГР-74В
  • курсовая система «Гребень»
  • выключатель коррекции ВК-90

Пилотажно-навигационное оборудование

На вертолёте установлен пилотажный комплекс вертолёта ПКВ-252-1 и навигационный комплекс НКВ-252.

Пилотажный комплекс ПКВ-252-1 позволяет выполнять автоматический полёт, автоматизированное зависание вертолёта по показаниям директорного прибора, автоматическое висение вертолёта со стабилизацией высоты по выпущенной длине кабель-троса и углу его наклона. Особенностью вертолёта Ка-27 является совместное управление в полёте лётчика и автоматики, причём вертолёт ведёт автоматика, а лётчик не пилотирует вертолёт в обычном понимании, а только помогает автоматике (но ни в коем случае не противодействует). Полёт на маршруте в установившемся режиме проходит практически без вмешательства лётчика в управление. При вмешательстве в управление при смене полётного режима лётчик нажимает кнопку триммирования, автопилот переходит в режим согласования и не мешает лётчику. После отпускания кнопки автопилот запоминает новый режим и стабилизирует его. Автоматическое управление вертолётом может быть включено на протяжении всего полёта от взлёта до посадки.

Комплекс включает четырёхканальный электрогидравлический автопилот ВУАП-1, гировертикаль МГВ-1СУ8, траекторные вычислители, блок коммутации БК-252М, вычислитель директорного управления ВДУ-252, прибор командный пилотажный ПКП-77, два прибора навигационных плановых ПНП-72-4М, центральный пульт управления ЦПУ-252М2, указатель параметров висения УПВ-У, датчик глубины погружения ДГП-У (в составе «прибора 10» ГАС), датчик троса ДТ-У, два датчика положения троса ДПТ-У, корректор-задатчик высоты КЗВ, радиовысотомер А-036.

Автопилот имеет следующие режимы:

  • Согласование
  • Стабилизация
  • Управление и стабилизация

Комплекс ПКВ-252-1 имеет следующие режимы:

  • Управление и стабилизация
  • Маршрут
  • Посадка-Зависание
  • Стабилизация висения
  • Стабилизация углового положения троса при транспортировке груза на внешней подвеске

Навигационный комплекс НКВ-252, совместно с пилотажным комплексом ПКВ-252-1, предназначен для:

  • вывода вертолёта в район решения тактических задач по заранее запрограммированному маршруту
  • вывода вертолёта в точку, заданную экипажу комплексом «Осьминог», или переданную по каналу передачи данных с корабля или соседнего вертолёта
  • возврат вертолёта на корабль и построение предпосадочного манёвра

Навигационный комплекс решает следующие задачи:

  • определение текущих координат вертолёта
  • коррекция координат по сигналам радиолокатора
  • формирование траектории полёта вертолёта в горизонтальной и вертикальной плоскости

В состав НКВ-252 входят: курсовая система «Гребень», датчик воздушной скорости ДВС-24, высотомер УВИД-30-15, радиотехническая система «Привод-СВ-Борт», доплеровский измеритель ДИСС-32, радиокомпас АРК-19, прибор ИДС-1, табло и переключатели.

ru-wiki.org

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *