в чем кроется гигантский потенциал Ка-52
Десять лет назад, в конце октября 2008 года, на авиационном заводе «Прогресс» имени Н.И. Сазыкина (город Арсеньев, Приморский край) началось производство Ка-52 «Аллигатор». В ноябре 2011 года ударно-разведывательный вертолет был принят на вооружение, а спустя пять лет состоялся его боевой дебют в сирийской операции.
Винтокрылый «Аллигатор» прославленного конструктора Сергея Михеева стал одной из самых эффективных воздушных боевых машин в мире. В ближайшие годы Вооруженные силы России получат 114 Ка-52. В новых модификациях учтен опыт боевого применения вертолета в Сирийской Арабской Республике.
Наследник «Черной акулы»
«Аллигатор» является усовершенствованной двухместной версией вертолета Ка-50 «Черная акула», получившего широкую известность после выхода на киноэкраны одноименного отечественного фильма 1993 года. В реальности машина побывала на театре военных действий (ТВД) лишь несколько раз — во время контртеррористической операции в Чечне. А в 2009 году ее производство было прекращено. В небе войны потребовался новый «хищник». Им стал Ка-52.
«Черная акула» была революционной разработкой. Конкурируя с американским АН-64 Apache и отечественным Ми-24, генеральный конструктор ОАО «Камов» Сергей Михеев вложил в свое детище колоссальный модернизационный потенциал. Концепция Ка-50 оказалась настолько оригинальной и удачной, что, говоря о востребованности, многие эксперты сравнивают ее с Ми-8 — самым популярным средним многоцелевым вертолетом в мире.
Испытания «Черной акулы» продемонстрировали жизнеспособность одноместной компоновки. Функции второго пилота (штурмана-оператора) заменяло передовое на тот момент бортовое оборудование. Например, были максимально автоматизированы процессы управления машиной и ведения огня. На учениях Ка-50 продемонстрировал способность поражать цели как по наводке, так и во время «свободной охоты».
«Черная акула» зарекомендовала себя маневренной машиной, которая может выполнять боевые задачи в горно-лесистой местности в любых погодных условиях. К недостаткам «Черной акулы» нередко относят цену: вертолет с соосной схемой (при всех его преимуществах) обходится заказчику дороже собрата, выполненного по классической схеме с несущим и хвостовым винтами.Также огромное количество дискуссий вызвала одноместная компоновка Ка-50. Критики указывали на то, что боевой вертолет даже при наличии самых совершенных автоматизированных систем управления не может обходиться без второго пилота. Одному летчику сложно контролировать ситуацию на ТВД, которая к тому же становится все более сложной и непредсказуемой.
Сторонники «Черной акулы» и сам Михеев настаивали, что одноместная компоновка — это стимул для дальнейшего прогресса в развитии вертолетостроения, уверенный шаг в будущее, где роль человека в боевых действиях будет снижаться. Помимо этого, сокращение экипажа позволит уменьшить потери и в перспективе уменьшить расходы на подготовку летчиков.
«Наверное, здесь не может быть однозначной точки зрения. Одноместная компоновка позволила, например, усилить защиту кабины, установить на машину больше оборудования. Но в то же время, какой бы ни была совершенной техника, в реальных боевых условиях с летчиком произойти может все что угодно. И второй пилот всегда может лучше любой автоматизированной системы отреагировать на внештатную или экстренную ситуацию», – пояснил еженедельнику «Звезда» военный эксперт, подполковник запаса Владимир Язиков.
Главный конструктор КБ-602 Московского авиационного института (МАИ) Дмитрий Дьяконов считает, что конструкторская мысль Михеева шла в правильном направлении, но она опередила свое время: тогда не хватало высокотехнологичного оборудования. По словам Дьяконова, в России вернутся к концепции «Черной акулы» при разработке ударной винтокрылой безэкипажной машины. Однако подобный проект может быть запущен лишь после рывка в развитии робототехники и искусственного интеллекта.
Двухместный и безопасный
Разработка двухместной версии «Черной акулы» стартовала в 1994 году. 19 ноября 1996 года Сергей Михеев представил первый образец Ка-52 с «хищным» прозвищем «Аллигатор». 25 июня 1997 года состоялся первый полет. Машина была на 85% унифицирована с серийным Ка-50. На ней была установлена гиростабилизированная оптико-электронная система «Самшит-Э» и круглосуточная обзорно-прицельная система «Ротор».
А вот система управления Ка-52 — по понятным причинам — подверглась существенным изменениям. Двухместная компоновка обеспечивает возможность управления машиной штурманом (оператором) в случае ранения или гибели командира. Как полагают эксперты, именно этого военные и добивались от «камовцев».
Естественно, Ка-52 еще и потяжелел. Масса пустого «Аллигатора» составляет 7,8 тонны (против 7,6 тонны у «Черной акулы»), а взлетная масса двухместного новичка превысила 10,3 тонны (против 9,8 тонны у Ка-50). Чтобы Ка-52 не потерял в маневренности, специалисты ОКБ Камова успешно переработали геометрию носовой части фюзеляжа.
Доводка «Аллигатора» растянулась до 2006 года. Однако обновленный вертолет получил более совершенную авионику. В частности, на Ка-52 был установлен комплекс бортового радиоэлектронного оборудования (БРЭО) «Аргумент-2000». В его состав вошла радиоэлектронная станция (РЛС) «Арбалет-52» разработки АО «Корпорация «Фазотрон-НИИР» (Москва). Ка-52 получил возможность обнаруживать цели на дальности до 10 километров днем и до 5-6 километров ночью.
Боевая нагрузка вертолета составила две тонны. Ка-52 вооружен 30-мм пушкой 2А42, противотанковым комплексом 9К113У «Штурм-ВУ» с лазерным наведением, различными управляемыми и неуправляемыми ракетами и авиационными бомбами (РБК-500, РБК-250, КМГУ-2, ФАБ-500, ФАБ-250, ФАБ-120, ФАБ-100).
На Ка-52 установлены усовершенствованные турбовальные двигатели семейства ТВ3-117, доказавшие высокую надежность в условиях как жаркого, так и холодного климата, а также высокогорья. Мощность силовой установки может достигать 2.700 лошадиных сил. Внутренние баки «Аллигатора» вмещают 1.487 килограммов топлива, два подвесных — еще 1.732 килограмма.
Дальность полета Ка-52 составляет 520 километров, горизонтальная скорость — 310 км/ч, крейсерская скорость — 250 км/ч, скорость полета вбок — 80 км/ч, скорость полета назад — 90 км/ч.
Позаботились «камовцы» и о безопасности. Топливные баки и наиболее важные агрегаты оснащены дополнительной защитой или дублированы. Кроме того, на вертолете установлена автоматическая система пожаротушения. Катапультирование экипажа может осуществляться с высоты от нескольких метров до 4,1 километра.
Как сообщалось в открытых источниках информации, ряд «Аллигаторов» оснащен новейшим комплексом радиоэлектронного противодействия «Президент-С» разработки предприятий, входящих в концерн «Радиоэлектронные технологии» (КРЭТ). Система обеспечивает защиту от авиационных ракет и ракет ПЗРК и устанавливается на машинах армейской авиации, выполняющих задачи в «горячих точках».
С учетом сирийского опыта
Боевое крещение Ка-52 получил в Сирии. Новые вертолеты были переброшены в эту страну, предположительно, в начале 2016 года.
Первые кадры боевого применения пары «Аллигаторов» появились в сети Интернет в апреле 2016 года. Российские машины наносили удары по боевикам террористических организаций неуправляемыми авиационными ракетами С-8. Операция проходила в районе города Эль-Карьятайн, в 150 километрах к северо-востоку от Дамаска.
«Широкой публике неизвестны подробности боевого применения Ка-52. Судя по всему, в целом оно было успешным, однако, как это часто бывает с новой техникой, был выявлен ряд некритических недостатков и определены направления модернизации», – рассказал еженедельнику «Звезда» главный конструктор КБ-602 МАИ Дмитрий Дьяконов.
Из открытых источников следует, что опытно-конструкторские работы над обновленным «Аллигатором» продлятся два года. Акцент будет сделан на улучшении защиты вертолета от поражения снарядами крупнокалиберных орудий. Кабина, важнейшие агрегаты и системы управления будут прикрыты листами композитной брони, которые легче и прочнее титановых пластин.
Сейчас Ка-52 выдерживает попадание пуль калибра 7,62 мм (АКМ) и 12,7 мм (крупнокалиберный пулемет). Модернизированная машина будет защищена от поражения широко распространенными на Ближнем Востоке зенитными установками ЗУ-23, которые чаще всего устанавливаются боевиками в кузовах внедорожников. Также «Аллигатор» должен выдерживать огонь 57-мм автоматических пушек. При этом масса вертолета не должна увеличиться.
«Без ударного вертолета невозможна практически ни одна наземная операция. Он дает неоспоримые преимущества пехотным подразделениям. Но не стоит забывать, что винтокрылые машины, как правило, наносят удары, находясь в зоне видимости противника, а пуск ракеты или бомбометание происходят на невысокой скорости и малой высоте. Вертолет по-прежнему остается уязвимой машиной на театре военных действий. Поэтому улучшение брони — абсолютно правильный вектор модернизации», — отметил Дьяконов.
В сентябре 2018 года холдинг «Вертолеты России» сообщил о ведущихся работах по увеличению дальности применения оружия Ка-52. В связи с этим будет усовершенствована гиростабилизированная оптико-электронная система (ГОЭС-451). Арсенал «Аллигатора» пополнит многоцелевой комплекс управляемого вооружения «Гермес-А» с бикалиберной сверхзвуковой управляемой ракетой дальностью поражения до 20 километров. Стоящий сейчас на вооружении комплекс «Вихрь-М» обеспечивает поражение на дальности до 10 километров.
Также специалисты прорабатывают способы увеличения скоростных характеристик строевых воздушных машин. Как полагает Дмитрий Дьяконов, крейсерская скорость не является первостепенным показателем, который требуется на театре военных действий. По его мнению, гораздо важнее, чтобы машина быстрее поднималась в воздух, разворачивалась и совершала различные маневры.
«На мой взгляд, стоит сосредоточить усилия на совершенствовании двигателей Ка-52, увеличить их эксплуатационный ресурс, дальность полета вертолета, сократить расход топлива. Конечно, здорово, если вертолет в считанные минуты может достичь зоны применения оружия, но это не повышает его живучесть», — пояснил Дмитрий Дьяконов.
Специалист уверен, что Ка-52 обладает гигантским потенциалом для модернизации. «У Ка-52 великолепная аэродинамика. Над машиной работали, по сути, более двух десятилетий, и результаты этого труда оправдали ожидания. Группа конструкторов во главе с Михеевым создали концепцию вертолета, который на долгие десятилетия обеспечит наши Вооруженные силы превосходными боевыми машинами», — подытожил Дьяконов.
tvzvezda.ru
Ка-52К «Катран»: характеристики, фото
К палубным вертолетам всегда предъявлялись особые требования. Они эксплуатируются в тяжелых условиях: влажность, морская соль, перепады температур и ветры разрушительно действуют на силовые конструкции и агрегаты, силовую установку и бортовую электрику. Конструкторское бюро им. Камова в нашей стране накопило богатый опыт создания машин этого класса, несколько десятилетий служивших флоту. Новейший образец палубного вертолета последнего поколения Ка-52К «Катран» в настоящее время поступает на вооружение Российского ВМФ. О нем известно не так уж и много, но информация, опубликованная в открытых источниках, свидетельствует о его потрясающих характеристиках. Еще бы, он – «родной брат» «Аллигатора», не без оснований считающегося лучшим боевым вертолетом в мире.
«Аллигатор» и «Катран»
Что представляет собой эта машина? Как ясно уже из названия, вертолет Ка-52К является адаптированной к морским условиям и требованиям ВМФ модификацией Ка-52 «Аллигатор». По общему внешнему виду, характеристикам и вооружению между двумя этими машинами различий не так уж и много, но они есть. Обе они предназначены для нанесения ударов по поверхностным целям, но могут решать и задачи боевого противодействия воздушным угрозам. Как уже отмечалось, особые условия работы механизмов и агрегатов, а также несущих элементов фюзеляжа авиации, предназначенной для морского базирования, должны иметь соответствующее исполнение, предусматривающее антикоррозионные покрытия всех элементов конструкции, специальные средства герметизации и адаптированные условия микроклимата в пилотской кабине. Все это у Ка-52К есть, но кроме этого…
Винт
Если сравнивать обычный наземный аэродром и палубу авианосца, а в особенности вертолетную площадку крейсера или другого надводного корабля, очевидна разница отводимого для базирования техники пространства. Чем меньше места она занимает, тем больше единиц ее можно вместить, и тем легче ее обслуживать, загнав в ангар. Имеет значение в первую очередь несущий винт, который может мешать прохождению через проемы специальных лифтов, опускающих вертолет под палубу, но также и крыло, играющее в аэродинамике современных вертолетов важную роль. Идея компактно складывать лопасти не нова, она применена во многих образцах как отечественных (Ка-26), так и зарубежных. Ка-52К «Катран» оснащен механизмом, позволяющим выполнять эту операцию очень быстро, менее чем за минуту, равно как и уменьшать габариты, задаваемые консолями плоскостей. Эта опция изначально продиктована возможностью использования машин этого типа на вертолетоносцах класса «Мистраль», приобретение которых по политическим причинам не состоялось. Тем не менее потребность в палубных вертолетах остается актуальной, тем более что аналогичные корабли планируется строить в России. Таким образом, дополнительный буквенный индекс «К» означает «корабельный».
Авионика
Палубный вертолет Ка-52К «Катран» обязан своими потрясающими боевыми качествами не только инженерам КБ «Камов», но в значительной степени и специалистам КРЭТ (Концерна радиоэлектронных технологий), разработавших для него уникальную авионику. Модернизированная бортовая РЛС может работать в сантиметровом диапазоне частот, обеспечивая повышенную дальность локации цели (до двухсот километров, вдвое больше обычного радиуса). Эта машина способна выполнять боевые вылеты практически при нулевых условиях видимости и любой погоде. Система управления вооружениями и распознавания изображения «Охотник», построенная на лазерно-лучевом принципе, осуществляет целеуказание и наведение ракет по команде экипажа и исходя из информации, поступающей от внешних источников. Другой комплекс, «Арбалет», нивелирует воздействие радиопомех. Все бортовое оборудование Ка-52К произведено в России и не имеет мировых аналогов.
Вооружение
Огневая мощь этой машины потрясает, она скорее соответствует возможностям фронтового штурмовика, чем привычному образу палубного вертолета, традиционно решающего задачи обнаружения подлодок противника, разведки и спасения терпящих бедствие экипажей. Этот «летающий танк» (скорее эсминец) Ка-52К оснащен бортовым оборонительным комплексом «Витебск», в состав которого входит система управления 30-мм скорострельной пушкой и станции наведения ракет, размещенных под плоскостями, а именно:
— ракетами класса «воздух-земля»;
— многоцелевыми УР «Вихрь»;
— ракетами «Игла» («воздух воздух»).
Этого достаточно, чтобы оказывать эффективную поддержку наступающим десантным подразделениям, подавляя очаги сопротивления и поражая вражескую бронетехнику всех классов.
Но и это еще не все.
Противокорабельный вертолет
Есть у Ка-52К качество, которым не обладает ни один вертолет в мире. На него можно установить БРЭО, позволяющее осуществлять запуски и наведение новейших противокорабельных ракет типа Х-31 или Х-35, способных пустить на дно крупную морскую цель. Раньше такое оружие могли нести только тактические авиационные комплексы на базе фронтовых штурмовиков МиГ-29К и Су-30. Вертолет, который может атаковать неприятельский крейсер или даже авианосец, — новое слово в тактике гипотетической морских сражений. Свойство это тем более важно по причине малой заметности винтокрылых машин и их способности зависать на месте, вводя в заблуждение доплеровские локаторы, способные «видеть» только движущиеся объекты.
Характеристики
В силу ограниченности информации о некоторых параметрах полетных возможностей Ка-52К, характеристики «Катрана» можно оценивать по его «ближайшим родственникам», Ка-50 «Черной акуле» и Ка-52 «Аллигатору». Есть основания считать, что они не хуже, а вполне вероятно, и превосходят их, хотя, возможно, и незначительно. Итак, у этого флотского вертолета габариты приблизительно 14 (длина) х 5 (высота) х 7,3 (размах крыла) метра при диаметре главных винтов 14,5 метра. Скорость крейсерская — 260 км/ч, максимальная — 300 км/ч. Оперативный радиус — 460 км, взлетный вес (максимальный) — 10,8 т. Потолок практический – 5500, статический — 4000. Силовая установка состоит из двух газотурбинных двигателей ВК-2500.
Перспективы
По словам генерального конструктора ОАО «Камов» Сергея Михеева, фирма заключила контракт с Министерством обороны на поставку до 2020 года 146 единиц Ка-52К. Фото первых «складных» машин, начавших поступать на флот, опубликованы в прессе. 32 из них предназначались для российских «Мистралей», и не исключено, что после их приобретения Египтом вертолеты морской модификации будут поставлены этой стране, правда, в экспортном исполнении, с несколько урезанными возможностями. По крайней мере осенью 2015 года контракт на полсотни машин подписан представителями АРЕ и РФ. Кроме этого, к российскому вертолету проявляет интерес и французская сторона, хотя в свете последних обострений международной обстановки трудно прогнозировать успешное развитие военно-технического сотрудничества со странами, входящими в состав блока НАТО.
fb.ru
Почему сняли с производства «Черную акулу»?
Л. ГУЛЬКО — У нас в гостях зам ответственного редактора «Независимого военного обозрения» Виктор Литовкин. Здравствуйте.В. ЛИТОВКИН — Добрый день.
Л. ГУЛЬКО — Говорим мы о вашей публикации сегодняшней в «Независимой газете» — «Черный день «Черной акулы». В России прекращено серийное производство уникального ударного вертолета. Я позволю себе вас процитировать. «Накануне Нового года произошло два важных события в жизни российской фронтовой авиации. Сначала главком ВВС генерал-полковник Александр Зелин заявил, что по итогам заседания государственной комиссии, рассмотревшей результаты испытаний новейших отечественных боевых вертолетов, на вооружение Военно-воздушных сил будут приняты две машины – Ми-28Н «Ночной охотник» и Ка-52 «Аллигатор» – улучшенная версия знаменитой «вертушки» Ка-50 «Черная акула». А генеральный директор Дальневосточного авиационного завода «Прогресс», где собирают и «Акулу», и «Аллигатора», объявил о прекращении серийного производства Ка-50». Любопытная публикация, почему собственно к ней обратились – потому что есть много разных экспертных точек зрения. Есть одна, она сейчас прозвучит. А есть другая. Давайте мы послушаем. Вы прокомментируйте. Давайте начнем с первой точки зрения, военный обозреватель Александр Гольц.
А. ГОЛЬЦ – Это первый боевой вертолет, который был спланирован и создан уже в постсоветские времена. На самом деле эта машина легендарная в том смысле, что она представляет собой миф. Было создано от силы 3-4 таких машины. Они были, судя по всему, не очень удачными. Потому что в ходе показательных полетов погиб главный пилот Камов, герой Советского Союза. Многие говорили, что этот вертолет имеет конструктивные недостатки. Но, прежде всего, слишком сложная система управления, с которой не справлялся один пилот, кроме того, ходили слухи, что при каком-то повороте схлестывались несущие винты этой машины. И она просто падала. Штука в том, что его создавали из советских комплектующих. И когда эти комплектующие кончились, производить стало нечего.
О. ЖУРАВЛЕВА — Есть еще мнение, что это хорошая машина. И вот это комментирует генерал-майор авиации Александр Циолко.
А. ЦИОЛКО – Вертолет Ка-50 был разработан к концу 80-х годов. Одноместная машина. С соосной винтовой схемой. Достоинства этих вертолетов – винты малые, очень большая тяга. То есть полностью используется мощность двигателей. Нет отбора мощности на хвостовой винт. Поэтому получаются очень хорошие характеристики для работы в засадах, на малых скоростях, он малогабаритен, может спрятаться, на маленькой площадке. Одно из достоинств, которое вытекало из войны в Афганистане, это наличие одного летчика. Чего греха таить, мы потеряли в Афганистане большое количество вертолетов, и в каждом было по два пилота. А еще (неразборчиво). Мы с Ми-24 (неразборчиво) зачастую даже в полет не брали за их ненадобностью. А уровень автоматизации процесса полета, применение оружия на этом вертолете позволяет выполнять боевые задачи одному. Вполне и надежно. То есть машина нормально отвечает современным требованиям.
О. ЖУРАВЛЕВА — Скажите, пожалуйста, Виктор, из того, что высказали Александр Гольц и Александр Циолко, с чем вы согласитесь, с чем нет?
В. ЛИТОВКИН — Во-первых, я соглашусь со многими вещами, которые говорил и один, и второй ваш…
О. ЖУРАВЛЕВА — Так этот вертолет хороший или нет?
В. ЛИТОВКИН — Вертолет замечательный. Очень хороший. Он в свое время опередил, ни у одной страны мира даже такой как США нет ударного вертолета с соосным расположением винта. Соосное это на одном штыре, там не один, там два винта, у него нет хвостового винта. Один винт работает на подъем и посадку, а другой винт движет вертолет вправо, влево. И это создает возможность вертолету просто висеть в воздухе. Он может крутиться на одном месте и своей пушкой или сверхзвуковые противотанковые ракеты есть и даже ракеты противосамолетные, противовертолетные, может один сражаться с массой тех вертолетов или самолетов, которые его окружают. Но это как Д’Артаньян, который шпагой сражался со многими…
Л. ГУЛЬКО — Тогда чего сняли?
В. ЛИТОВКИН — Объясняю. Тут Александр прав в том смысле, что шла, во-первых, конкурентная борьба между фирмой «Миля» и фирмой Камова за то, какой вертолет примут на вооружение. Несмотря на то, что «Черная акула» еще в 1984 году победила в конкурсе, объявленном ЦК КПСС и Советом министров, ее не принимали на вооружение. Сначала «милевцы» пытались доказать, что их машина Ми-28 лучше, чем камовская, что это другой конкурс. И да, действительно проводился другой конкурс, побеждала милевская машина. Потом опять камовская, потом опять милевская. И все зависело от личных пристрастий командующего ВВС. Был один командующий, принимался на вооружение камовский вертолет, был другой – принимал милевский. В 1995 году было принято окончательное решение поставить «Черную акулу» на вооружение. Но выпустили, к сожалению, всего 8 штук. Обвал денег, на оборонный заказ не выдавали денег. И Арсеньевский завод лежал на боку, в Приморье на Дальнем Востоке. И выпустили всего 8 машин. Еще 5 машин стоит на заводе, разобранных. Их, я думаю, уже не соберут. Но эта борьба, один летчик это плохо, потому что ему трудно и вести вертолет и следить за целями, а вот два летчика, когда летчик и штурман-оператор, это хорошо.
Л. ГУЛЬКО — Это Ка-52.
В. ЛИТОВКИН — Теперь это Ка-25. Но это и Ми-28. Там тоже два летчика. Это и Ми-24. И все вертолеты Ми-8, Ми-17, Ми-171, варианты всех вертолетов в мире, которые существуют, там два летчика. Исключая конечно прогулочные вертолеты типа американских, которые на лыжах. Там один летчик может вести. Все боевые вертолеты – два летчика. Только здесь был один. И выломали руки С. В. Михееву, генеральному конструктору вертолетов, я считаю, что это действительно гениальный человек, который хотите с двумя летчиками, я сделаю с двумя…
Л. ГУЛЬКО — А кто руки-то ломал?
В. ЛИТОВКИН — ВВС, которая не принимала этот вертолет на вооружение.
Л. ГУЛЬКО — То есть пришел еще один руководитель ВВС…
В. ЛИТОВКИН — Теперь уже еще новый. И он сделал вертолет Ка-52, который обладает теми же замечательными характеристиками, что и «Черная акула», но более мощный. И теперь просто новая электроника. Прошло с 1984 года до 2009 уже 25 лет. За это время изменились материалы, электроника и прочее. Сегодняшний вертолет Ка-52 это сосредоточие электроники. Это вертолет не просто, который может сражаться с другими вертолетами, танками, живой силой и так далее, он еще несет функции командирской машины. Он может определять цели, распределять их между другими вертолетами. Вертолет-матка. Он находит цели и один вертолет поражает ту цель, другой другую. Это прекрасный сегодня вертолет. Его и приняли сегодня на вооружение.
Л. ГУЛЬКО — Сколько будет Ка-52? Есть ли госзаказ, есть ли деньги?
В. ЛИТОВКИН — Есть госзаказ. 12 штук. И 100 вертолетов, которые вообще должны принять на вооружение в ближайшие 4 года, как сказал главком ВВС.
Л. ГУЛЬКО — И еще вопрос по летчикам. Они раньше обучались на «Черной акуле»? На чем они будут обучаться. Сейчас снимут «Черную акулу», этот еще…
В. ЛИТОВКИН — Есть новый вертолет «Ансат» называется. Казанского завода. Это как Як-130, который может моделироваться под любой вертолет. То есть там аппаратура стоит, которая создает обстановку любого вертолета. Они будут обучаться на этом вертолете. И будут приходить в центр обучения, у нас в Торжке находится центр обучения и переподготовки боевых летчиков. Там есть «Черная акула». Есть «Аллигатор», Ка-52, и они будут там учиться. Но дай бог, войны такой не будет, чтобы нужно было применение. Но на учениях будет и Ка-52, когда они будут в достаточном количестве в войсках, и будут Ми-28Н. И тот, и другой вертолеты погодные и ночные и дневные. И если будет создана такая интегрированная структура, комплекс из этих вертолетов, тогда у нас будут хорошие вертолеты. Но этого мало для того, чтобы одержать победу в бою.
О. ЖУРАВЛЕВА — Скажите, пожалуйста, то есть та самая интрига, которая висела над этими Ка и Ми она разрешилась самым простым способом. Взяли и то и другое?
В. ЛИТОВКИН — Взяли практически и то и другое. Только Ка взяли 12 штук, а остальные будут Ми.
О. ЖУРАВЛЕВА — То есть все-таки Ми победили.
В. ЛИТОВКИН — Но тут еще надо понимать, что за каждым вертолетом стоит не только конструкторское бюро, стоит огромный завод. Ми производятся в Ростове. Камовские вертолеты – в далеком от Москвы городе Арсеньеве. Вы сами понимаете, какой город ближе к Москве и у кого возможностей больше.
О. ЖУРАВЛЕВА — То есть и в этой ситуации Дальний Восток опять проиграл.
В. ЛИТОВКИН — Ну естественно.
О. ЖУРАВЛЕВА — Сергей из Самары пишет: служил на Чкаловском, видел, как летает, просто сказка. Ка-52 говорят еще лучше. В то же время другой наш слушатель Вид пишет: «Черная акула» слизана и сперта с «Apache», она устарела.
Л. ГУЛЬКО — Алло.
СЛУШАТЕЛЬ – Здравствуйте.
Л. ГУЛЬКО — Вы какое отношение имеете к летчикам?
СЛУШАТЕЛЬ – Наталья Александровна, доктор технических наук. Всю жизнь проработала в ВПК. Я разрабатывала авионику для милевских вертолетов. В частности, для ночных полетов.
Л. ГУЛЬКО — Что вы скажете о «Черной акуле», если вы с ней знакомы.
СЛУШАТЕЛЬ – «Черная акула» я могу сказать не о конструкции, а именно о бытовом оборудовании. Очень слабая наша авионика, она не годится для ночных полетов. Сейчас на данный момент я не разработчик, а вот в те годы была очень слабая авионика для ночных полетов, для условий работы в горах, горные контрасты, особенность театра военных действий горного. И наша авионика была очень слабой.
О. ЖУРАВЛЕВА — По сравнению с кем? У кого были лучшие вертолеты?
СЛУШАТЕЛЬ – У американцев, конечно. Там эффективность боевого вылета гораздо выше. А у нас были просто летающие гробы. Просто гробили парней в Афганистане.
Л. ГУЛЬКО — Спасибо большое.
В. ЛИТОВКИН — То, что электроника у нас слабая, в этом никакого открытия нет. Но надо понимать, что с того времени прошло достаточно много лет и сегодня электроника более-менее подтягивается. Я не хочу сказать, что она сегодня на уровне американской, но 26 декабря нам показывали вертолеты на Чкаловске, где находится конструкторское бюро и «Мили» и Камова. И электроника выглядит внешне очень впечатляюще.
Л. ГУЛЬКО — Алло.
СЛУШАТЕЛЬ – Здравствуйте. Альберт. По образованию авиационный инженер, обслуживал вертолетные войска.
Л. ГУЛЬКО — Пожалуйста, если вы о «Черной акуле» знаете.
СЛУШАТЕЛЬ – Я о ней не знаю. Я хочу сказать…
Л. ГУЛЬКО — Спасибо вам большое. Извините, мы просим звонить людей тех, кто непосредственно знаком с «Черной акулой». Как дама нам звонившая, один из технических специалистов.
В. ЛИТОВКИН — Но она тоже с фирмы «Миля», а это конкурент «Черной акуле». Очень трудно бывает ожидать, что конкуренты скажут о своем…добрые слова.
Л. ГУЛЬКО — Давайте послушаем.
О. ЖУРАВЛЕВА — Она говорила и те, и другие.
СЛУШАТЕЛЬ – Здравствуйте. Это Виктор беспокоит, подполковник ВВС. Я принимал участие в разработке, в эскизном проекте обоих вертолетов. Ка-50 «Черная акула» это никакой вертолет. Сделали рекламу, Михеев очень большую. На самом деле там основной режим работы – один летчик должен управлять вертолетом на высоте 50 метров и еще управлять всей системой оружия. Летчик этого сделать не может один. А поэтому основной режим была работа с (неразборчиво) системой. Система этих задач определения целей не решала. Она низкоточная. Поэтому основной режим на этом вертолете не работает. И работает дополнительный режим, когда цель захватывается по экрану телевизионной станции.
Л. ГУЛЬКО — А вот модификация Ка-52.
В. ЛИТОВКИН — Был Ка-50Ш1, это был тоже ночной вертолет, только Михеев его сделал опять же одноместным. В эскизной комиссии мы ему сказали, что дневной вертолет не выполняет задач, а ночной одноместный опять делать нельзя. Мы эскизный проект закрыли. Он через полгода сделал новый вертолет двухместный, опять собрал эскизную комиссию, и в результате появился Ка-52. Вертолет 20 века, не 21 века, с машиной слабой вычислительной, и вместо того, чтобы сделать один нормальный вертолет Ми-58Н, распыляли деньги на два проекта, в результате получилось и там какие-то недостатки. И ка-52 тоже не решает задач, которые он должен решать. Совершенно правильно, что «Акулу» закрыли.
Л. ГУЛЬКО — Спасибо большое.
В. ЛИТОВКИН — Дело в том, что недостатки есть во всем. У нас есть машина «Волга».
Л. ГУЛЬКО — Даже есть «Волга-Сайбер».
В. ЛИТОВКИН — Еще не машина, но уже не трактор. Любую технику надо доводить до ума. Техника развивается с теми возможностями, которые у нас есть. Тепловизор надо ставить новый, у Ми-28 тоже радиолокаторный комплекс еще недоработан. Но принимается на вооружение и та и другая машина, чтобы в процессе эксплуатации, испытаний в войсках дотягивать до того уровня, который требуется. Если их не принимать на вооружение, не вкладывать в них деньги, то у нас не будет никакого вертолета. Потому что те вертолеты, которые у нас есть, например, Ми-24, замечательный вертолет, он на себе вынес всю афганскую войну, и даже поучаствовал в чеченской войне. Но это достаточно старый вертолет и вчерашний век. А вот из Ка-52 можно сделать очень хорошую машину.
Л. ГУЛЬКО — Там был вопрос: а может случиться, что теперь этот проект Ка-50 «Черная акула» просто продадут за рубеж, и там его будут делать?
В. ЛИТОВКИН — Это не очень просто сделать. Дело в том, что я всегда привожу такой пример. У нас продаются японские телевизоры, разберите, соберите, сделайте такой телевизор. Не получается. Для того чтобы создать такую машину как «Черная акула» или любой другой и сделать тем же китайцам, надо пройти тот путь, который прошел Михеев. И КБ Камова прошло все это создание и испытание соосной техники. У них прекрасные вертолеты есть корабельные Ка-227, Ка-26 и так далее, которые тоже на соосной технике построены. И это очень непросто сделать.
О. ЖУРАВЛЕВА — Скажите, пожалуйста, вы говорите, что несовершенны эти вертолеты и те, вы привели в пример автомобиль. Многие говорят, а может нам вообще не надо производить автомобили, если у нас не получается. Мы можем покупать технику?
В. ЛИТОВКИН — Автомобили – да. Вертолеты – нет. Потому что это боеготовность вооруженных сил. Произошел конфликт, например, с Грузией, у нас не было вертолета, пришлось посылать стратегический бомбардировщик Ту-22. Его сбили. Он не решает эти задачи. Вот сегодня Израиль ведет войну в Газе. Для того чтобы прикрывать танки свои, должен сверху быть вертолет, который определяет цели и наносит по ним удар и все террористы, которые приближаются к танкам, их поражать. И многие другие задачи, которые невозможно решить без вертолетов. Доставить пехоту к линии фронта. У американцев в каждом батальоне до десятка вертолетов. У нас, к сожалению, все вертолеты убрали из сухопутных войск, и они теперь только в ВВС. Согласованности между сухопутчиками и летчиками не существует.
О. ЖУРАВЛЕВА — Так мы не можем закупать боевые вертолеты у других стран?
В. ЛИТОВКИН — Никто нам не продаст боевые вертолеты. Тем более американцы.
О. ЖУРАВЛЕВА — У нас плохая репутация?
В. ЛИТОВКИН — Нет, просто они наши конкуренты. И потенциальные противники. Фотоаппарат можно купить, автомобиль, а вот ракету стратегическую, вертолет, подводную лодку, авианосец надо делать самим.
Л. ГУЛЬКО — Евгений из Самары пишет: Ка-50 видел в Чечне, на фоне гор выглядит очень впечатляюще. Один такой вертолет способен за один заход уничтожить до 10 бронированных целей. Алло.
СЛУШАТЕЛЬ – Добрый день. Сергей. Я знаю, у меня родители работают на этом заводе и проблема не в том, какая машина, а в том, что на «Прогрессе» ничего делать некому.
Л. ГУЛЬКО — А Ка-52?
СЛУШАТЕЛЬ – Он будет делать, может быть, только на словах. А весь рабочий персонал, инженеры, там некому работать на этом заводе.
Л. ГУЛЬКО — Просто физически нет людей или нет специалистов?
СЛУШАТЕЛЬ – Нет специалистов, очень большой разрыв поколений. Моим родителям уже за 60 лет, следующее поколение лет 20-25. Работать некому.
О. ЖУРАВЛЕВА — Если сейчас появится заказ, то может завод возродится?
СЛУШАТЕЛЬ – А кто работать будет?
О. ЖУРАВЛЕВА — Из других регионов завезти.
Л. ГУЛЬКО — Спасибо.
В. ЛИТОВКИН — Слушатель прав, действительно это проблема серьезная и не только на заводе «Прогресс». Это по всей оборонке. У нас потеряны целые поколения специалистов, которые знают и умеют, как делать боевую технику. Но если не будет заказов, если мы не будем делать такие вертолеты, они никогда не появятся.
Л. ГУЛЬКО — То есть, как пишет Алексей: 12 штук смех, один за 4 года. Это действительно смешно? В грустном смысле.
В. ЛИТОВКИН — Это конечно небольшая радость. Не свадьба. Но, тем не менее, даже 12 штук…
Л. ГУЛЬКО — Это обеспечивает боеспособность страны?
В. ЛИТОВКИН — Нет. Тут простой вопрос. С кем мы собираемся воевать. Если мы собираемся воевать с США, то, безусловно, нет, если с террористами на Северном Кавказе…
Л. ГУЛЬКО — У нас есть какая-то доктрина военная. С террористами.
В. ЛИТОВКИН — 12 штук хватит с террористами воевать. Я имею в виду вместе с милевскими…
Л. ГУЛЬКО — Их нет. Сколько есть в наличии?
В. ЛИТОВКИН — Ка-52 штуки 2-3.
Л. ГУЛЬКО — И сколько «Акул»?
В. ЛИТОВКИН — 8 штук, которые в Торжке.
Л. ГУЛЬКО — Их сейчас снимут с вооружения.
В. ЛИТОВКИН — Нет, их никто не снимает с вооружения, просто не будут выпускать серийно. Вот 5 еще есть на заводе, вот их серийно выпускать не будут. Серию просто прекратили. Но те 8 вертолетов, которые были, те и останутся. Пока они ни выработают свой ресурс.
Л. ГУЛЬКО — Успокоили. А то создается впечатление, что и эти разломали, и те еще не построили. А вдруг террористы. Спасибо большое. Виктор Литовкин — зам ответственного редактора «Независимого военного обозрения» был у нас в гостях.
echo.msk.ru
Новости дня: Ка-52: «Аллигатор», сын «Черной акулы» — Свободная Пресса
6 декабря 1996 на авиасалоне «Аэро-Индия» в городе Бангалор состоялась презентация первого советского командно-ударного вертолета ОКБ Н.И.Камова Ка-52, получившего название «Аллигатор». В конце нынешнего десятилетия он станет одним из главных ударных средств армейской авиации.
Маневр в условиях низкого бюджета
Перестройка, а затем и буйный период первоначального накопления капитала спутали ОКБ Камова все карты. В 1984 году здесь начали реализовывать проект «В-60», который предполагал создание командного вертолета, предназначенного для ведения разведки на поле боя, выдачи целеуказания и обеспечения групповых действий боевых ударных вертолетов типа Ми-26 и Ка-50. Однако финансирование резко иссякло, и стало понятно, что разработку принципиально новой машины ОКБ не потянет.
Был принят компромиссный вариант, который, как показали результаты его реализации, оказался даже лучше первоначально запланированного. Было решено глубоко модернизировать ударный Ка-50 «Черная акула», дополнив его функцией командного вертолета. С этой целью на машине был установлен специализированный оптико-электронный и радиолокационный комплекс. А это в свою очередь «подтянуло» и боевые возможности Ка-52 как ударного вертолета, предоставив ему возможность вести боевые действия в любых погодных условиях и в любое время суток.
Также было добавлено второе место для оператора-штурмана. При этом компоновка кабины, избранная генеральным конструктором Сергеем Викторовичем Михеевым, оказалась уникальной, нигде более не встречающейся. Два члена экипажа были размещены рядом, «бок о бок», а не один за другим с возвышением второго кресла над первым. Таким образом, сразу убивались три зайца. Во-первых, повышалась слаженность работы экипажа. Во-вторых, не потребовалось устанавливать вторую приборную панель. В-третьих, повышалась выживаемость машины. При боковом попадание снаряда в кабину, осколки принимал на себя один из членов экипажа, заслоняя собой второго. Это, конечно, может показаться жестоким, однако у войны своя логика и своя нравственность.
И на суше, и на море
Первый опытный образец, построенный в разгар «лихих девяностых» был на 85% сделан из узлов Ка-50. И в декабре 1996 года, когда машина еще ни разу не поднималась в воздух, вертолет представили на индийском авиасалоне. Поскольку «Аллигатор» был продолжением линии «Черной акулы», о достоинствах которой все были прекрасно осведомлены, то он был воспринят специалистами как очередной прорыв российских вертолетостроителей.
Однако когда летом следующего года дело дошло до полетов первого опытного образца, выяснилось, что по летным характеристикам он несколько проигрывает Ка-50. И это было предсказуемо, поскольку был увеличен вес машины, а также расширена кабина в связи с установкой второго кресла. Но с этим недостатком вскоре справились, установив более сильный двигатель ВК-2500 ОКБ Климова со взлетной мощностью, равной 2500 л.с. и 2700 л.с. — с чрезвычайной.
Вполне понятно, что громадное значение для командного вертолета имеет навигационное, радиолокационное и связное оборудование. И конструкторы, чтобы сделать верный выбор на первом образце установили сразу несколько обзорно-прицельных систем с целью выбора наиболее оптимального варианта оборудования.
Несмотря на неполное финансирование проекта, работы по созданию «Аллигатора» не прерывались. Летные испытания винтокрылой машины, начавшиеся летом 1997 года, потребовали от конструкторов внесения ряда изменений как в конструкцию, так и в приборное оснащение.
Так, например, была существенно переработана геометрия носовой части фюзеляжа, что позволило довести аэродинамику вертолета до уровня Ка-50. Теперь немного потяжелевший Ка-52 способен выполнять тот же самый набор уникальных фигур пилотажа. К ним относится, например, «воронка»: вертолет перемещается в боковом полете по широкому кругу над наземной целью с наклоном вниз и с точным прицелом на нее. Что позволяет эффективно уклоняться от средств ПВО.
Доводка Ка-52 до его нынешнего уровня, можно сказать, идеального командно-ударного вертолета продолжалась до 2006 года. В 2008 году началось серийное производства «Аллигатора». На вооружение армейской авиации он поступил в 2011 году. На настоящий момент в ВВС России эксплуатируются 68 этих вертолетов. Согласно контракту с Оборонпромом ОКБ Камова поставит в российскую армию 146 «Аллигаторов». 32 из них будут иметь корабельную модификацию Ка-52К, они изготавливаются для размещения на «Мистралях».
Приобретение нового качества
Главным отличием Ка-52 от Ка-50 является мощная авионика. По мере продвижения изделия от опытного образца к серийно выпускающимся вертолетам она постоянно улучшалась по мере разработки новейших средств навигации, разведки, целеуказания и противостояния средствам наведения противника.
Самой «свежей» в приборном комплексе является РЛС РН01 «Арбалет», разработанная компанией «Фазотрон-НИИР» специально для Ка-52 и впоследствии примененная на Ка-60. Серийное производство началось в 2011 году. «Арбалет» способен сопровождать на проходе до 20 целей. При этом танк обнаруживается на расстоянии 12 км, штурмовик — 15 км, ракета «Стингер» — 5 км. РЛС предупреждает о приближении препятствий типа проводов ЛЭП за 500 м. При этом погрешность измерения расстояния до цели не превышает 20 м, а угловые погрешности — до 12 минут. «Арбалет» обслуживает прицельную и навигационную системы, участвует в противоракетной защите, предупреждает о препятствиях и опасных метеообразованиях.
В носовой части вертолета установлена оптико-электронная система ГОЭС-451 Уральского оптико-механического завода, запущенная в производство в том же 2011 году. Оснащена ТВ-камерой (с широким и узким полем зрения), тепловизором, лазерным дальномером-целеуказателем, датчиком лазерного облучения и системой наведения ПТУР. А совсем недавно визуальную систему дополнили еще и системой ТОЭС-520, использующуюся для ночных полетов. В ней задействованы более чувствительные ТВ-камера и инфракрасная камера. Помимо этого пилоты оснащены очками ночного видения. ГОЭС-451 позволяет обнаруживать цели днем на расстоянии до 10 км, ночью — 6 км. Использование ТОЭС-520 улучшает эти характеристики.
Все «щупальца» системы прицеливания и пилотирования (ИК, РЛС, ТВ, лазер) сведены к интегрированному бортовому комплексу электронного оборудования с открытой архитектурой «Аргумент-52». В распоряжении пилотов имеются пять цветных ЖК-дисплеев на приборной доске плюс один монитор меньших размеров между ног на месте левого летчика. Также имеется индикатор на фоне лобового стекла ИЛС-31 для левого пилота. В стадии внедрения находится система нашлемного целеуказания.
ЛТХ Ка-52
Длина — 16 м
Высота — 5 м
Диаметр главного винта — 14,5 м
Масса пустого — 7800 кг
Максимальная взлетная масса — 11300 кг
Масса боевой нагрузки — 2800 кг
Максимальная скорость — 350 км/ч
Крейсерская скорость — 250 км/ч
Дальность — 520 км
Статический потолок — 3600 м
Динамический потолок — 5500 м
Максимальная скороподъемность — 10 м/сек
Допустимый угол крена — +/-70 град
Допустимый угол тангажа — +/-60 град
Стрелковое вооружение — подвижная 30-мм пушка с боекомплектом из 460 снарядов
Ракетное вооружение:
— противотанковые УР «Вихрь» или «Штурм-В», 12 шт., дальность стрельбы 8000 м, бронепробиваемость 950 мм
— неуправляемые ракеты 80-мм 80 шт. или 122-мм 20 шт.
— 4 управляемые ракеты «Игла-В»
— контейнеры с пушками или пулеметами.
Снимок в открытие статьи: вертолет Ка-52 («Аллигатор») / Фото: Ростислав Кошелев/ТАСС
svpressa.ru