«Оставляющая вдов»: почему К-19 называли самой аварийной советской подлодкой

Проблемы с самого начала

Есть такой обычай — при спуске корабля со стапелей разбивать о его борт бутылку шампанского, которая должна разлететься вдребезги с первого раза, что символизирует удачную дальнейшую судьбу корабля. О корпус К-19 бутылка разбилась только со второго раза, да и «запускал» шампанское офицер-мужчина, хотя положено делать это женской рукой. Лодку включили в состав действующего флота — негоже носителям идей научного коммунизма верить во всякие приметы.

Как бы то ни было, но именно на К-19 произошла авария реактора, первая в истории атомного подводного флота СССР. История не то, чтобы засекреченная, по ней Голливуд даже кино снял с Харрисоном Фордом в главной роли, но недостаточно изученная. Так, за прошедшее время вышло всего две книги на русском языке про инцидент: «Чрезвычайное происшествие на советском флоте» Николая Черкашина и «Катастрофы под водой» Николая Мормуля.

Черкашин — капитан первого ранга, известный писатель маринист. Мормуль был начальником технического управления Северного флота, контр-адмирал. Оба располагают информацией из первых рук, включая беседы с членами экипажа. Тем не менее, в открытом доступе до сих пор нет списка награждённых подводников с К-19, а могилы пятерых погибших при устранении аварии были найдены случайно, так как оформлены были в неброском стиле, без указания причины гибели.

Восстанавливая картину происшествия, можно утверждать следующее. 4 июля 1961 года подлодка находилась в ста километрах южнее острова Ян-Майен в Атлантике, когда вышла из строя вентиляция и реактор начал перегреваться. Сигнал об этом командир подлодки капитан второго ранга Николай Затеев получил в 4:15. Это было чревато тепловым взрывом, гибелью экипажа и радиоактивным заражением немалой части мирового океана. Как знать, может и третья мировая разразилась бы — на острове стояла американская радиолокационная станция, зафиксируй она взрыв с выбросом радиации, неизвестно как отреагировало бы Министерство обороны США.

Подлодка всплыла, экипаж начал бороться за жизнь корабля. Радиостанция оказалась неисправой и SOS послали через слабенький аварийный передатчик. Сформировали команду из восьми человек, все — добровольцы, понимавшие, что идут на смерть. Им было 20-22 года. Подводник — профессия для молодых, тридцатилетнему уже сложно под водой, а сорокалетнему — невозможно находиться, кондиции не те. От радиации ремонтников спасали костюмы химзащиты и противогазы, точнее, они были, скорее, психологической защитой, чем реальной. Менялись через считанные минуты, потребовалось две попытки, после которых вентиляцию восстановили, угроза взрыва миновала. Но лодка была заражена радиацией, выброшенной неисправным реактором через вентиляцию корабля.

Экипаж с К-19 сняли две другие советские подлодки, пришедшие на сигнал SOS. Моряки перешли на борт голыми, оставив заражённую форму на К19 и после омовения морской водой для очищения от радионуклидов. Все восемь участников ремонтной группы умерли довольно быстро, шансов при облучении в 5000-6000 бэр не было никаких.

А экипажи двух подлодок-спасателей были наказаны: они ослушались приказа, покинули место в подводной завесе против американского атомохода. Не приди они на помощь, трупов было бы гораздо больше: экипаж К-19 состоял из 149 человек и все они могли подвергнуться воздействию смертельной дозы радиации.

К-19 отбуксировал в порт корабль в сопровождении эсминцев.

Продолжив службу, К-19 пополнила список аварий

На ремонт и дезактивацию подлодки потребовалось три года и в 1963-м К-19 вернулась в строй. Дурная слава уже закрепилась за кораблём, но не списывать же новёхонькую субмарину из-за того, что она — невезучая!

К-19 приступила к пополнению своего печального списка. Как рассказывает историк военно-морского флота, член российского военно-исторического общества Игорь Боровик, в 1972 году на подлодке вспыхнул пожар, унесший жизни 30 человек (28 погибли на борту и 2 скончались позже).

Боровик утверждает, что К-19 понесла беспрецедентные потери экипажа в мирное время для подводного флота при авариях (а не при гибели судна). Потом был ещё один пожар, локальный. Два столкновения с американскими субмаринами. Эти инциденты к счастью обошлись без человеческих жертв.

Списали К-19 только в 1990-м году. В начале двухтысячных бывшие члены экипажа предлагали устроить на судне музей подводного флота, но идея не прошла и «Хиросиму» пустили на металлолом.

russian7.ru

Субмарина К-19. Оставляющая вдов — Полуостров Сокровищ

Море живет по своим, неведомым законам – одни корабли оно радушно принимает в своих просторах, других то и дело испытывает на прочность. Советская подводная лодка К-19 прославилась своим невезением. Среди подводников она получила прозвище «Хиросима» из-за первой в Военно-Морском Флоте серьезной аварии атомного реактора. Второе прозвище вошло в название известного голливудского фильма «К-19. Оставляющая вдов». За свою 30-летнюю историю субмарина пережила множество аварий, погибли десятки людей. Две самые страшные трагедии произошли в 1961-м и 1972-м годах. Подробности этих событий долгие годы хранились под грифом «Секретно», но спустя десятилетия тайное стало явным.

Кадр из кинофильма «К-19»

Как спустишь корабль на воду, так он и пойдет!

К-19 – первая ракетная атомная подводная лодка СССР, на борту которой находились три ядерные баллистические ракеты. Злой рок начал преследовать корабль еще до первого спуска на воду. Моряки, служившие на К-19, сразу почувствовали неладное. Во-первых, судно подготовили к эксплуатации в довольно короткие сроки. Ранее в цехе при окраске трюмов подводной лодки вспыхнул пожар, стихия огня забрала три жизни. После того как работа восстановилась, во время покраски задохнулась женщина-маляр. При спуске корабля на воду всем присутствующим стало не по себе – в ходе торжественной церемонии бутылка шампанского скользнула по обрезиненному корпусу подводной лодки и не разбилась, а это для моряков – плохой знак. В ходе испытаний субмарина чуть не потеряла продольную устойчивость из-за того, что на глубине 350 метров в 6-й отсек стала поступать вода. С тех пор случайности стали закономерностью…

На грани атомной катастрофы

Летом 1961 года подводная лодка К-19 участвовала в боевых учениях в просторах Северной Атлантики.

«Мы вышли в этот поход в точно назначенное время, на борту 139 человек, в их числе и два стажера, которые прибыли перед самым отходом, – говорится в походном дневнике командира подлодки Николая Затеева. – Через четыре часа надводного хода я в последний раз оглядел голубое небо с незаходящим солнцем, задраил верхний рубочный люк и велел погружаться на глубину 160 метров. Так очень буднично начался этот роковой выход в море».

На очередном сеансе связи всплыл под перископ и осторожно оглядел океан. Погода мрачная, сплошные низкие тучи, но видимость хорошая. Подходим ближе к одному из айсбергов. Такую ледяную махину вижу впервые в жизни! Даю посмотреть на это чудо природы всем, кто желает, осторожно обходим его вокруг за полторы мили. Конечно же, вспомнили «Титаник». Вот на такую же глыбу напоролся злополучный лайнер. По курсу – айсберги, айсберги… Даже на двухсотметровой глубине нет никакой гарантии, что не столкнемся с ледяной горой. Учу вахтенных офицеров, как уклоняться от подводных препятствий. И так двое суток…».

Авария ядерного реактора произошла 3 июля 1961 года. Вода в реакторе находится под большим давлением – около 200 кг, температура там свыше 300 градусов. Выяснилось, что герметичность контура реактора была нарушена и давление начало стремительно падать. Разрыв первого контура произошел в неотключаемой части трубопровода на напорном участке. Приборы показали нарастание радиоактивности в шестом отсеке. Но самое страшное – в рабочих каналах реактора резко повысилась температура. При перегреве, согласно инструкции, экипаж ожидал неминуемый тепловой взрыв.

«Кто мог гарантировать, что взрыв этот не повлечет за собой цепную реакцию и последующий ядерный апокалипсис?» – пишет в своем дневнике командир корабля. Он доложил экипажу обстановку, ввел в аварийный сигнал свои координаты и приказал радиотелеграфистам передать его в Москву. Чтобы устранить аварию, подводники решили врезать в систему охлаждения реактора дополнительную трубку и через нее подавать пресную воду, и таким образом «сбить» сумасшедшую температуру реактора. Восемь моряков первыми отправились в аварийный отсек. «Посылая этих ребят, этих мальчишек в подводницких робах, в атомное пекло, я не мог не прийти к ним, чтобы подбодрить, – пишет Затеев. – Меня вежливо попросили покинуть отсек – радиационная обстановка не допускала пребывания в нем лишней минуты.

Рентгенометры зашкаливало. Когда аварийная группа спустилась в реакторную выгородку, там плясали фиолетовые огоньки ионизированного водорода». В конце сварочных работ из шестого отсека доложили, что над крышкой реактора возник пожар. Отсек загерметизировали, пожар потушили. Но пламя вспыхивало еще дважды. Наконец трубопровод сварили. Командир корабля спустился вниз и подошел к переборке шестого отсека. Распахнулась стальная дверь, и из нее с трудом выбрался один из подводников. Он сорвал противогазную маску, и его тут же стошнило. Моряка отвели в первый отсек, где уже был развернут медицинский пост. Туда же отправили всех остальных, кто работал возле реактора. Никто не знал, сколько предельных доз досталось ребятам за это время. Но ясно было одно – они обречены. Уровень радиации повышался во всех отсеках. Как спасти экипаж и корабль? Каждый час пребывания в радиационном поле приближал моряков к той роковой черте, которую уже перешагнула группа, работающая в реакторном отсеке. По здравому разумению, надо было покидать корабль как можно скорее. Но куда деваться с подводной лодки в открытом океане?

По приказу командира всему личному составу было выдано по сто граммов спирта. Алкоголь снижал жесткое воздействие радиации на организм. Затеев принял решение идти на одном реакторе в тот район, где по плану учений должны были находиться советские дизельные подводные лодки. Периодически он передавал с помощью резервного маломощного передатчика сообщение:

«Имею аварию реактора. Личный состав облучен. Мои координаты…».

Сообщение об аварии было принято находящейся на позиции советской подводной лодкой С-270. Ее командир оставил позицию и полным ходом направился по указанным координатам. Погода благоприятствовала морякам: океан был спокоен, светило солнце. Следуя полным ходом, субмарина через 4 часа обнаружила точку на горизонте, которая при приближении и оказалась К-19, ее носовая надстройка была полна людей – мокрые и замерзшие, они ждали помощи. Пострадавших моряков пересадили на спасительную субмарину.

«Передавать носилки с бездвижными телами в качку, на волне – смертельный номер», – вспоминает Затеев. Вскоре на помощь подоспела еще одна наша подводная лодка – С-159. Следует отметить, что оба командира субмарин на свой страх и риск без приказа покинули место учений и пришли на выручку товарищей. Через радиостанцию одной из подлодок командир К-19 послал в Москву шифровку об аварии и о своем намерении эвакуировать экипаж на подошедшие судна, но штаб молчал… Время от времени приходили рекомендации кормить облученных моряков свежими овощами, фруктами и соками. Ни того, ни другого, ни третьего на борту не было. Тогда Затеев приказывает своим морякам оставить корабль и перейти на борт С-159. Матросы перепрыгивают на качающуюся рядом лодку по отваленным горизонтальным рулям, выждав, когда «плавники» обеих субмарин на секунду поравняются на волне. Подлодка С-159 легла на курс возвращения и врубила все дизеля на самый полный. У мыса Нордкин спасенный экипаж перебрался на подошедший миноносец «Бывалый».

Моряки переходили на борт спасительного корабля полностью обнаженными, так как судовой врач приказал выбросить в море одежду, пропитанную радиацией. Некоторым пришлось смывать «рентгены» и по второму, и по третьему заходу. Подводников корабль доставил в поселок Полярный. Здесь у пирса их ждали машины «Скорой помощи». Почти всех на сушу выносили на носилках.

«Нас быстро погрузили в санитарные машины, отвезли в морской госпиталь, распределили по палатам, – вспоминает Затеев. – Я обошел своих и первым делом навестил группу, которая работала с реактором. То, что я увидел, повергло меня в тихое уныние. Жить ребятам оставалось считанные дни, если не часы. Боже мой, что сделала с ними радиация! Лица побагровели, губы распухли так, что лопались, из-под волос сочилась сукровица, глаза заплыли…».

Памятник погибшим подводникам в Полярном

Вся информация об этой аварии была засекречена. Участвующие в спасательной операции оформили подписку о неразглашении военной тайны в течение 40 лет. Моряки, предотвратившие аварию реактора, скончались от облучения в течение двух недель. Однако по официальной правительственной версии матросы К-19 умерли от нервно-психического расстройства.

В плену огня

Утром 24 февраля 1972 года на командный пункт Северного флота поступила информация о том, что в Северной Атлантике после пожара всплыла атомная подводная лодка, находившаяся на боевой службе. Есть жертвы. Это снова была К-19. Подлодка возвращалась на базу из Северной Атлантики, до прибытия на родную землю оставалось 8 дней. Долгие годы подробности этих событий тоже оставались под грифом «Секретно». Лишь спустя десятки лет моряки, оставшиеся в живых, смогли поделиться нелегкими воспоминаниями. Под утро в отсеках раздался сигнал аварийной тревоги – «Пожар в девятом отсеке!». Этот отсек был оснащен усиленными переборками и служил убежищем в аварийных ситуациях. Командир подводной лодки приказал восьмому отсеку принять людей из девятого, в котором находилась большая часть экипажа. Переход в соседний отсек спас жизнь немногим счастливчикам. Сколько моряков осталось в аварийном девятом после наглухо закрытых переборочных дверей, в тот момент не знали – связь была нарушена.

К-19 во время пожара в 10-м отсеке, 1972 год

Командир 8 отсека Лев Цыганков, как только услышал звонки аварийной тревоги, бросился спасать положение. Он приказал срочно перебираться в 7-й отсек морякам из 9-го. Пожар быстро разрастался. Главный старшина Васильев первым бросился в пекло со шлангом воздушно-пенного пожаротушения и сразу погиб в огне. Оставшиеся матросы в восьмом и девятом отсеках сгорели, а в седьмом задохнулись от угарного дыма. Лев Цыганков оставил с собой только старшину 8-го отсека и несколько электриков, которые должны были обеспечить всплытие лодки. Тогда от действий Цыганкова зависела судьба корабля и жизнь экипажа. Они должны были наладить работу главных механизмов, чтобы дно океана не стало последним пристанищем судна. В густом дыму едва просматривались шкалы приборов. И все же Цыганков отдал свой противогаз матросу, сам переключил работу агрегатов от аварийных источников питания и выключил второстепенные потребители. Последние минуты он оставался один у щитов управления. Связь оборвалась, освещение погасло… На тот момент у командира Льва Цыганкова осталась маленькая дочь. По просьбе родственников моряка похоронили на братском кладбище в Севастополе.

Подводная лодка всплыла и сообщила об аварии. Спустя двое суток к ней подошел сухогруз «Ангарлес». К этому времени разыгрался сильнейший шторм. Волны захлестывали ограждение рубки. Со спасательного судна спустили катер, на подводную лодку пытались завести буксирный конец, но приблизиться к ней было крайне опасно – огромные волны швыряли ее из стороны в сторону. Попытки сухогруза помочь экипажу К-19 не увенчались успехом.

Позже к подлодке подошло судно «Вице-адмирал Дрозд». Его мачты то и дело скрывались за гребнями волн. Неожиданно моряки услышали шум лопастей и не поверили своим глазам – над ними парил вертолет. Он завис так низко, чтоб на подводную лодку можно было спустить трос. Так экипаж принял на борт продукты, бидон с горячим кофе, теплую одежду, аварийные фонари. Вертолет прилетал к морякам неоднократно. Вертолетчики спасли с подводной лодки 32 человека. Приплывшие суда эвакуировали 52 члена экипажа по канатной дороге. Моряки пристегивали карабин пояса к тросу и прыгали на борт судна.

А в десятом отсеке, отрезанном от остальной лодки продолжающимся пожаром, оказались в заточении 12 подводников, связь с ними некоторое время поддерживалась по аварийному телефону. 23 дня они оставались без света, связи, пищи, со скудными запасами воды и минимумом кислорода.

Эти часы и минуты изнуряющей борьбы за жизнь показались вечностью. И, наконец, 18 марта пленники 10-го отсека выбрались на волю. Их в изолирующих аппаратах и с завязанными глазами вывели в центральный отсек, затем вертолетами переправили в лазарет.

Авария 1972 года унесла жизни 28 человек на подводной лодке К-19 и 2 спасателей с других кораблей. В операции по спасению субмарины было задействовано более 30 кораблей и судов Северного и Черноморского флотов.

Личный состав 10 отсека после второй аварии

За первую в Военно-Морском Флоте крупную аварию ядерного реактора среди подводников субмарину стали называть «Хиросима». Этому событию американцы посвятили фильм «К-19. Оставляющая вдов» с Харрисоном Фордом в главной роли.

«Шедевр» голливудского кинематографа подвергся жесткой критике. Создатели фильма специально колесили по СССР, чтобы пообщаться с очевидцами аварии 1961 года, а также с родственниками погибших, собирая правдивый материал о тех событиях. И все же большинство эпизодов голливудского фильма не соответствует правде. Одно время бывшие члены экипажа подлодки даже хотели подать на кинокомпанию в суд за искажение фактов. В фильме момент, когда моряки подлодки находились на верхней палубе, показан совсем по-другому. В киноверсии моряки, узнав про аварию в реакторном отсеке, мечутся внутри подлодки. На самом деле они сразу же поднялись на верхнюю палубу, как только произошла авария. Также в фильме показаны конфликты среди экипажа между офицерами, матросами и мичманами. Это привело в  негодование выживших участников тех событий, так как этого не было и быть не могло! Очередной ляп был допущен в фильме, когда несколько членов экипажа спустились в отсек к реактору, температура там стояла адская – до 900 градусов. И работать в таких условиях в гидрокостюмах, как показано в фильме, было просто невозможно – они бы сварились заживо!

kinopoisk.ru

Среди моряков, заживо сгоревших, в 9-м отсеке оказались крымские ребята. В свой последний рейс они отправились совсем молодыми. Матросы Александр Бабич и его лучший друг Владимир Гринько после окончания учебного отряда были направлены на Северный флот. По распределению друзья попали на субмарину и находились в составе экипажа К-19 в тот зловещий маршрут.

Двадцатиоднолетнего Александра Бабича наградили орденом Красной Звезды посмертно. В честь него названа улица в селе Песчаное Бахчисарайского района. Здесь до сих пор проживают родственники погибшего Саши Бабича. Племянница моряка Александра Филимонова вспоминает, когда случилась авария, о героической гибели моряков не знали даже близкие родственники. Мама Саши Бабича отправляла ему письма и посылки. Но они постоянно возвращались обратно. О том, что моряк погиб, семья узнала только спустя несколько месяцев. Все было под грифом «Секретно». Даже для самых близких! Причины и подробности трагедии родственники узнали через много лет. Александра говорит, что в начале 2000-х к ним в Песчаное приезжали корреспонденты из США. Они собирали информацию о трагедии, которая должна была стать основой фильма «К-19. Оставляющая вдов».

В мае 2002 года подлодку отвели в бухту для утилизации. Корпус К-19 демонтировали на металл, хотя были предложения переоборудовать героическую субмарину в музей. Всего с момента постройки К-19 совершила 6 боевых служб общей продолжительностью 310 суток и выполнила 60 торпедных стрельб. За время своего существования она прошла более 300 000 миль.

Крымский познавательный журнал «Полуостров сокровищ», №9. Заказать журнал можно здесь! 

В основе статьи – записи из походного дневника командира К-19 Николая Затеева

Благодарим за помощь при подготовке материала ветерана-подводника ВМФ Владимира Бойко

Понравилось это:

Нравится Загрузка…

Опубликовано Админ

Журнал «Полуостров сокровищ». Узнай о Крыме все! Смотреть все записи автора Админ

ps-crimea.com

Оставляющая вдов. История самой известной подводной лодки СССР | История | Общество

Первый советский подводный атомный ракетоносец К-19 стал известен всему миру благодаря нашумевшему голливудскому блокбастеру «К-19. Оставляющая вдов» режиссёра Кэтрин Бигелоу с Харрисоном Фордом в главной роли.

Нужно заметить, что американские кинодеятели к ветеранам лодки отнеслись с уважением. Так, первый вариант сценария, вызвавший нарекания у советских моряков, был серьёзно изменён. Кстати, финальная сцена картины снята на московском Кузьминском кладбище, где действительно похоронены погибшие моряки с К-19.

Фото: кадр из фильма «К-19»

На волосок от Третьей Мировой

Но американский фильм рассказывает только об одном эпизоде из биографии лодки, находившейся в составе ВМФ СССР более 30 лет. А подлинная история К-19 значительно более драматична.

Первый советский подводный атомный ракетоносец «проекта 658» был заложен на Северном машиностроительном предприятии в Северодвинске 17 октября 1958 года. Принципиально новое боевое судно вступило в строй в ноябре 1960 года, а в состав Северного флота было включено в июне 1961 года.

К-19 располагала тремя баллистическими ракетами с ядерными боеголовками и стала ответом США, которые уже имели в составе своего флота подводный ракетоносец «Джордж Вашингтон».

Новейшая лодка сразу после включения в состав Северного флота стала участницей учений «Полярный круг», проводившихся ВМФ СССР в Атлантическом океане. Лодка под командованием капитана 1-го ранга Николая Затеева на учениях должна была сыграть роль «вероятного противника», а затем провести учебные ракетные стрельбы.

4 июля 1961 года, когда К-19 находилась в Атлантическом океане в 70 милях от острова Ян-Майен, произошла авария правого реактора. В результате утечки воды из контура охлаждения кормового реактора стал происходить перегрев топливных стержней, что могло привести к ядерному взрыву. Такой взрыв в непосредственной близости от зоны действия ВМФ США мог спровоцировать начало Третьей Мировой войны. О гибели экипажа и масштабной экологической катастрофе и говорить не приходится.

Идущие на смерть

Экипаж принял решение смонтировать аварийный контур охлаждения реактора, что могло предотвратить самый страшный исход. Однако драма была в том, что для этого нескольким членам экипажа предстояло работать в радиоактивной зоне в непосредственной близости от реактора. Это была верная смерть, но моряки, понимая всю серьёзность ситуации, пожертвовали собой.

После устранения аварии от сверхвысокой дозы радиации умерли старший аварийной группы лейтенант Борис Корчилов, главный старшина Борис Рыжиков, старшина 1-й статьи Юрий Ордочкин, старшина 2-й статьи Юрий Кошенков, капитан-лейтенант Юрий Повстьев, матросы Семен Пеньков, Николай Савкин и Валерий Харитонов.

Остальные члены экипажа также были облучены, но медикам удалось их спасти. После подхода помощи экипаж был эвакуирован, а аварийную К-19 доставили на базу. Действия экипажа в аварийной ситуации были признаны верными.

По возвращении К-19 на базу у командования были планы вывести лодку из состава флота, однако её отстоял экипаж, сумевший своими силами провести работу по дезактивации корабля.

После этого К-19 была направлена в Северодвинск, где прошла ремонт и вновь заступила на боевое дежурство.

Пожар под водой

Модернизированная К-19 вернулась в состав флота в конце 1963 года и в течение нескольких лет несла службу без происшествий.

Однако 15 ноября 1969 года, при выполнении манёвра, К-19 столкнулась с американской подлодкой USS Gato и получила серьёзные повреждения. Тем не менее, жертв среди членов экипажа не было, и подлодка добралась до базы своим ходом.

Позже выяснились, что наиболее драматичные события разыгрались на борту американской подлодки, где командир торпедного отсека, принявший манёвр русских за таран, собирался произвести торпедную атаку. По счастью, капитан USS Gato, человек более опытный и уравновешенный, правильно разобрался в ситуации, что позволило избежать трагедии.

Авария с наибольшим числом жертв произошла на К-19 24 февраля 1972 года, во время боевого патрулирования в Северной Атлантике. За 10 дней до возвращения на базу на лодке возник мощный пожар, охвативший восьмой и девятый отсеки.

Лодка находилась в этот момент в подводном положении, и чтобы обеспечить ей всплытие, офицеры восьмого, электротехнического отсека, до последнего были на своих рабочих местах. Они погибли от отравления угарным газом. Не успевшие эвакуироваться члены экипажа, чьи боевые посты находились в девятом отсеке, сгорели заживо.

Угарный газ проник и в другие отсеки лодки, члены экипажа стали погибать от отравления.

Когда всё же удалось всплыть, несмотря на сильнейший шторм на поверхности, пострадавших членов экипажа стали выносить на палубу. Спасти удалось далеко не всех — жертвами аварии стали 28 моряков и два спасателя из числа тех, кто прибыл на подмогу с других кораблей.

Пожар удалось ликвидировать, но лодка потеряла ход, и на базу К-19 повели на буксире.

В течение 23 дней в десятом отсеке, находившемся за теми, в которых произошел пожар, были изолированы 12 моряков. Эвакуировать их сразу не представлялось возможным из-за высокой концентрации угарного газа в аварийных отсеках, а другого способа вывести людей из ловушки не было. Тем не менее, командиру отсека Борису Полякову удалось сохранить жизнь всем своим подчинённым.

Триста тысяч миль под водой

Несмотря на новую масштабную трагедию, лодку вернули в строй. Более всего добивался этого экипаж, который не отрекался от крейсера, хотя к этому времени за К-19 уже закрепилось прозвище «Хиросима» из-за её высокой аварийности.

В 1979 году К-19 как устаревшая была переоборудована в лодку связи, получив наименование КС-19.

Окончательно из боевого состава флота К-19 была выведена в 1990 году.

За свою службу К-19 прошла 332396 миль за 20223 ходовых часа, выполнила 6 боевых служб общей длительностью 310 суток, осуществила пуск 22 баллистических ракет и провела 60 торпедных стрельб.

Последнее пристанище

В начале 2000-х годов, когда встал вопрос об утилизации подлодки, её ветераны обращались с просьбой превратить К-19 в музей.

Однако их пожелания услышаны не были — первый советский подводный атомный ракетоносец был разрезан на части в 2003 году. Уцелела только часть рубки, теперь установленная в качестве мемориала у проходных судоремонтного завода «Нерпа», где К-19 в годы своей службы много раз проходила ремонт и обслуживание.

Несмотря ни на что, К-19 с честью выполнила ту миссию, ради которой создавалась, обеспечив безопасность граждан своей страны. Это заслуга членов её экипажа, погибших и живых, которые вспоминают свою лодку не с ужасом, как многие обыватели, узнавшие о ней из голливудского фильма, а с любовью. Ведь у моряков не принято отрекаться от своего корабля, как нельзя отречься от своей Родины.

aif.ru

К-19 — отзывы и рецензии — КиноПоиск

Основанный на реальных событиях, произошедших 4 июля 1961 года с советской атомной подводной лодкой К-19 проекта 658, фильм, снят Кэтрин Бигелоу, подарившей зрителю крутой боевик 1991 года «На гребне волны», а также крепкие военные драмы «Цель номер один» и «Повелитель бури».

«К-19: Оставляющая вдов» рассказывает о тех нескольких днях из жизни экипажа субмарины, которые держали не только их на грани жизни и смерти, но, возможно, и весь мир. Разгар холодной войны и не случись в 1962-м Карибского кризиса, именно аварию на К-19, случившуюся где-то между Гренландским и Норвежским морями, можно было бы считать катализатором к началу третьей мировой.

Фильм рассказывает о мужестве и героизме советских моряков, ценой собственных жизней предотвративших страшную аварию. Понимая, что тех костюмов химзащиты, которые были в наличии, недостаточно, они все равно шли в реакторный отсек, стараясь исправить критическую ситуацию. Она усугублялась еще и тем, что о местоположении субмарины никто не знал, ведь их задача, ради которой они шли в свой поход, являлась сверхсекретной.

Если почитать исторические факты о фильме и о том, что произошло на самом деле, можно понять, что некоторые элементы кинокартины не соответствуют действительности. В частности, утверждается, что бунта на подлодке не было, но он показа в фильме. Кто знает, быть может эти события являются выдуманными или же имевший место быть мятеж не был официально запротоколирован. Кроме того, возникший на К-19 пожар был, но не в 1961-м, а позднее, когда подлодка после ремонта вновь была введена в состав флота. Таким образом события «К-19» — это комплекс несчастий, которые преследовали субмарину, прозванную среди моряков из-за большого количества аварий «Хиросимой».

Тот факт, что не все отражено как было, с одной стороны расценивается как минус, но с другой может быть оправдан за счет того, что часть фактов попросту может оказаться засекреченной до сих пор. Несмотря на то, что гриф секретности был снят, не факт, что о том же мятеже разрешено говорить оставшимся в живых даже сегодня. Кэтрин Бигелоу и членам съемочной грыппы разрешили перед съемками побывать на той самой К-19, посетить Северный флот России, но это не говорит, что им предоставили полную информацию о событиях 1991 года.

С точки зрения подготовки и хода съемок фильм представляется качественным кинопродуктом и в этом плане Бигелоу стоит отдать должное. Да, персонажи называют порой себя русскими именами не так, как это делают у нас (Евгений вместо Женьки или Жеки, к примеру), но в то же советская форма, правительственные черные «Чайки», надписи на русском языке без глупых ошибок как в «Дне независимости» или «Идентификации Борна», съемки в России (в частности на кладбище), а также музыка, записанная композитором Клаусом Бадельтом в Мариинском театре в Санкт-Петербурге. И если кому-то тоскливая мелодия, звучащая по фильму, может показаться слишком наигранной и выдуманной, созданной американцами по незнанию души русской… Нет! Ее играли и записывали в России, а сама музыка старается наполнить картинку частичкой той самой души показать обреченность ситуации, в которой оказались советские подводники.

Как дань памяти тем героям, фильм является хорошим подтверждением того, что история не знает границ и стран и в любом государстве мира таким образом отдают долг тем, кем восхищаются.

Кэтрин Бигелоу привлекла к проекту по-настоящему интернациональный актерский состав, где есть и американцы, и русские, и украинцы, и канадцы, и скандинавы. Во главе актерской труппы – потрясающие Харрисон Форд и Лиам Нисон. По Форду вообще получается достаточно интересно. Настоящий капитан К-19 Николай Владимирович Затеев, командовавший субмариной в 1961 году (его имя изменено в фильме на Алексея Вострикова), по воспоминаниям своей дочери, увидев один из фильмов с участием Харрисона, сказал, что если когда-нибудь будут снимать фильм о К-19, его роль сыграет именно Форд. Николай Владимирович умер в 1998 году и еще не знал, что в 2002 выйдет фильм о подвиге его команды, а главную роль и роль капитана подлодки сыграет именно Харрисон Форд…

Дуэт Форда и Нисона стал главным украшением фильма и ярчайшей демонстрацией преданности военного человека своему экипажу, своему кораблю/подлодке, своему флагу, своей Родине.

Впрочем, смотреть Вам. Свое мнение никому не навязываю.

Приятного просмотра.

9 из 10

www.kinopoisk.ru

Подлодка, оставляющая вдов | Warspot.ru

Как известно, моряки – люди суеверные. Особенно много внимания они уделяют разнообразным приметам и рассуждениям о том, какие из вещей приносят счастье, а какие – совсем наоборот. Можно верить или не верить в подобную мистику, но некоторые корабли определённо менее везучи, чем другие. И если говорить о невезучих плавсредствах советского флота, то нельзя не вспомнить о печально известной подлодке К-19, которая была введена в строй ровно 55 лет назад. Американцы прозвали ее «Оставляющей вдов», а советские моряки – «Хиросимой». Чем же она заслужила такие нелестные прозвища?

К-19 стала первой советской атомной подводной лодкой, оснащённой баллистическими ракетами. Она относилась к проекту 658, разработанному на основе проекта 627 – второй в мире и первой советской атомной подлодки. Отличия заключались лишь в наличии пусковой установки для трёх ракет, расположенной в задней части ограждения рубки, и придании носовой части корпуса заострённых очертаний для повышения мореходности – пуск ракет должен был происходить из надводного положения, поэтому было решено придать лодкам большую устойчивость на поверхности, пусть и ценой небольшого снижения скорости подводного хода. Ракетоносец разрабатывался так быстро, что для экономии времени не выполнялся даже эскизный проект. По классификации НАТО, лодки проекта 658 получили условное обозначение «Hotel» (англ. – «отель»). Как утверждают некоторые источники, основанием для выбора названия послужили весьма комфортабельные (по меркам того времени) условия обитания экипажа – каждый моряк имел собственную койку, в то время как на тогдашних американских атомных подлодках подобная роскошь полагалась лишь офицерам, а нижние чины спали посменно, деля одну койку на троих.

Кадр из фильма «K-19: The Widowmaker»
k19.ru

К-19 была заложена 17 октября 1958 года и спущена на воду почти год спустя – 11 октября 1959 года. При спуске произошло событие, которое позднее часто вспоминали любители порассуждать о дурных приметах и невезении. Традиционная бутылка шампанского, которую полагается разбивать о форштевень спускаемого на воду корабля, при ударе отскочила от обрезиненного борта и осталась целой. Поговаривали, что всё дело в нарушении ритуала – полагается, чтобы бутылку разбивала женщина, а в случае с К-19 эту ответственную задачу поручили мужчине. Говорили и о том, что именно с этого началась цепочка несчастий, преследовавших лодку, однако счёт жертвам К-19 пошёл раньше. Сначала при покраске трюмов произошёл пожар, в результате которого двое рабочих получили серьёзные ожоги и скончались в больнице. Через некоторое время после этого, во время тех же покрасочных работ, парами краски насмерть задохнулась женщина-маляр.

Следующая авария обошлась без жертв (по крайне мере, непосредственных), но была куда серьёзнее и «аукнулась» лодке впоследствии, приведя к одному из наиболее громких инцидентов в истории подводного флота. Во время швартовых испытаний производился первый пуск реактора субмарины – из-за некорректной работы приборов во время него было вдвое превышено давление в первом контуре. Необходимо было произвести полную проверку контура, но это означало большую задержку в сдаче лодки в эксплуатацию, весомые материальные затраты и, разумеется, наказание виновных. Несколько ранее произошло повреждение реактора, когда при установке компенсирующей решётки повредили внутреннюю сборку – это задержало ввод лодки в строй на большой срок и причинило многомиллионный ущерб. Усугублять произошедшее ещё и переборкой контура посчитали нецелесообразным, и инцидент замяли, сочтя, что серьёзных повреждений трубопроводы реактора не получили.

Уже после введения лодки в строй 12 ноября 1960 года цепь несчастий продолжилась – при установке ракет в пусковые шахты крышка одной из них сорвалась с креплений и насмерть задавила одного из матросов.

К-19 в 1961 году
k19.ru

4 июля 1961 года произошла куда более серьёзная авария. К-19 находилась на учениях в Северной Атлантике, изображая условного противника эскадры дизель-электрических подлодок. В четверть пятого утра обнаружилось падение давления в первом контуре реактора – повреждённые перегрузкой трубопроводы дали течь. Начался разогрев активной зоны – механики подлодки оценили ситуацию как грозящую ядерным взрывом. Помимо того, что такой взрыв уничтожил бы лодку со всем экипажем, он привёл бы к глобальной экологической катастрофе (радиоактивному отравлению вод океана), а также грозил спровоцировать международный конфликт – неподалёку располагалась военная база НАТО, и её командование вряд ли спокойно отреагировало бы на ядерный взрыв в зоне присутствия советских кораблей.

Спасательное судно рядом с К-19, июль 1961 года
k19.ru

Нечеловеческими усилиями и беспримерным героизмом экипажа катастрофу удалось предотвратить. Сорок два члена экипажа из ста двенадцати получили большие дозы радиоактивного заражения и были госпитализированы, а девятеро из них впоследствии скончались.

Капитан 1-го ранга Николай Владимирович Затеев, командир К-19 на момент инцидента с реактором
k19.ru

После этого случая лодка получила у флотских прозвище «Хиросима» и устоявшуюся репутацию «несчастливой». В конце января следующего, 1962 года лодка была отправлена на ремонт в Северодвинск, где ей заменили реакторный отсек и попутно модернизировали её до уровня проекта 658М, установив новые, более совершенные ракеты. В декабре 1963 года субмарина прошла государственные испытания после ремонта и вернулась в строй.

В последующие годы К-19 неоднократно участвовала в боевых дежурствах и учениях, выполняла ракетные и торпедные стрельбы и, казалось бы, всё было хорошо. Но для невезучей подлодки всё только начиналось. 15 ноября 1969 года именно К-19 случайно столкнулась с американской подлодкой SSN-615 «Гэтоу», шпионившей в территориальных водах СССР, повредив обтекатель сонара и крышки носовых торпедных аппаратов. Советской лодке пришлось срочно всплыть, и командир минно-торпедной боевой части субмарины «Гэтоу» приказал приготовить к запуску торпеду с ядерным зарядом, чтобы быстро покончить с «подставившимся» оппонентом. Санкция на применение оружия у американцев была, так что дело могло кончиться Третьей мировой войной. Ситуацию спас командир американской подлодки, вовремя давший отбой не в меру ретивому подчинённому. К счастью, на сей раз обошлось без пострадавших.

Самая страшная катастрофа произошла с К-19 24 февраля 1972 года, когда лодка возвращалась на базу с боевого дежурства. В девятом отсеке произошёл пожар, в результате которого погибло 28 человек с К-19 и ещё двое – с кораблей-спасателей. В кормовом десятом отсеке на протяжении 23 суток, пока лодку не отбуксировали на базу и не вскрыли, выживали оставшиеся изолированными двенадцать членов экипажа, которым пришлось подавать воздух через трубопровод для дифферентовки.

К-19 после пожара, февраль 1972 года
k19.ru

В 1979 году К-19 была признана устаревшей и из боевой была переоборудована в лодку связи, получив название КС-19. Впрочем, это не изменило её «скверного норова» – в августе 1982 года электрическая дуга, возникшая при ремонте в аккумуляторном отсеке, причинила сильные ожоги нескольким морякам, один из которых через несколько дней скончался.

Ходатайство о выводе лодки из состава флота было подано в 1988 году, но из-за сложной ситуации в стране дело затянулось. Списали субмарину только в 1991 году, а на последнюю стоянку отправили годом позже, переименовав в БС-19.

К-19 на последней стоянке, 1997 год
k19.ru

Следующее десятилетие лодка провела на приколе. В 2002 году американцы хотели арендовать её для съёмок фильма «K-19: The Widowmaker» (англ .– «К-19: Оставляющая вдов»), посвящённого инциденту 4 июля 1961 года, но получили отказ (вероятнее всего – из-за плохого состояния лодки).

Звучали предложения о превращении БС-19 в музей, но в 2003 году «Хиросиму» все же разделали на металл. Лишь часть внешнего ограждения рубки была оставлена в качестве памятника и установлена возле проходной ремонтного завода «Нерпа» в городе Снежногорск Мурманской области, где невезучая лодка завершила свой путь.

Рубка К-19, установленная в качестве памятника
k19.ru

Источники:

  1. Черкашин Николай Андреевич. Чрезвычайные происшествия на советском флоте. — М.: Вече, 2008
  2. Костин Ким Павлович. Записки штурмана К-19. — Северодвинск: самиздат. «Северодвинская типография», 2003
  3. Сборник «К-19. События. Документы. Архивы. Воспоминания.» — «Вся Россия», 2006
  4. Bivens, Matt (January 3, 1994). «Horror of Soviet Nuclear Sub 61′ Tragedy Retold». The Los Angeles Times

warspot.ru

К-19 — Lurkmore

К-19, она же «Hotel-I» по классификации НАТО — подводная лодка, первый настоящий советский атомный ракетоносец, с которого Совок мог донести мирный атом в каждый американский дом. За былинные фейлы и отказы ласково называлась «Хиросимой». Алсо, главгерой (или главгероиня, кому как) одноименного ягодного кинца с Индианой Джонсом и джедаем Квай-Гон Джинном в главных ролях.

К-19. Горизонт завален

[править] Рождение монстра

В вакууме

С тех пор, как СССР и США слились в экстазе Холодной войны и заимели по ядреной бомбе (США в 1945, Союз в 1949), обе державы стали думать о средствах доставки подарочка заклятому другу. Поводов было — хоть жопой жуй, надо заметить — в основном из-за выебонов США. Например, в апреле 1961 группа кубинцев, ведомых ЦРУ и несогласных с политикой партии и правительства Фиделя Кастро, высадилась в бухте Качинос с целью разъяснить преимущества демократии. Однако, у Фиделя Кастро кунг-фу было сильнее, и несогласные получили бан. Американцы обиделись. А еще до этого, 1 мая 1960, над лесами Свердловщины был коварно сбит мирный американский самолет-шпион U-2, пилотируемый мирным военным летчиком Фрэнсисом Пауэрсом. Вообще, американцы в воздушное пространство СССР в то время заходили как к себе домой. В общем, Холодная война.

Службы быстрой доставки с ядерными зарядами связываться не хотели даже под угрозой расстрела. Сумрачный американский гений запилил атомный ракетный крейсер «Джордж Вашингтон», силы добра в ответ начали строительство сабжа. Причем, собирать фраги К-19 начала еще на стапеле: несколько человек приняли ислам только при одной окраске субмарины, сварщик убил сибя ап пол, матрос погиб при погрузке ракет в шахты. Однако, трудности были преодолены под пристальном взором Кровавой гэбни, и в ноябре 1960 года К-19 вступила в стройные ряды ВМФ СССР. По обычаю, во время спуска на воду, женщина должна разбить об корпус лодки бутылку шампанского. Однако, вопреки традиции, пузырь с шампунем разбивала не баба, а инженер-механик Панов. Неизвестно, был ли механик с перепою, или ему стало жаль илитное бухло, но бутылка скользнула по бронзовым лопастям гребного винта и целой отскочила от обрезиненного борта. Fail. Примета крайне плохая, и она оправдалась. Настала пора охуительных историй.

[править] История первая, ядерная

В июле 1961 года К-19 возвращалась с патрулирования у Лабрадора, и должна была выполнить роль вражеской субмарины. Якобы лодка-супостатиха собиралась наебать советские дизелюхи, всплыть, и жахнуть зарядом по полигону Мешинская Губа. Но все пошло не так. 4 июля в 4.15 утра ударили колокола радиационной опасности. Приборы показали разгерметизацию первого контура охлаждения правого реактора. Вода в контуре нагрета до 300 градусов под давлением 200 атмосфер. Малейшего свища достаточно, чтобы вода в одну минуту вырвалась наружу и превратилась в радиоактивный пар. Причина — обычное распиздяйство: при сборке реактора к трубе охлаждения пристыла капля сварки, и в этом месте прошла трещина.

Альтернативная версия развития событий — да, первый контур разгерметизировался. Лопнула трубка, ведшая к механическому (аварийно-дублирующему) манометру на стенке отсека. Реакторный отсек заполнился радиоактивным паром (счетчики активности начали докладывать ПИЗДЕЦ! ПИЗДЕЦ!), визуальный осмотр через форточку показал «все в пару, ничего не видно!», упомянутый манометр показал ноль. При этом на самом деле ничего страшного не произошло, все тонны воды в первом контуре никуда не делись, утечка через тоненькую трубочку на работоспособности не сказалась, давление заметно не упало. Но экипаж этого не понял, решил что там действительно давление ноль, вода утекла и выкипела и сейчас реактор как минимум расплавится, а как максимум взорвется, и попытался вскрыть автогеном трубу для аварийного подключения охлаждения. Продолжавшую находиться под давлением в 200 атмосфер пара. Вот тут-то и пиздануло.

Сразу после констатации факта «всё, пиздец», лодка всплыла, и моряки принялись думать, как спасать положение. Решили воду в реактор для охлаждения подавать садово-огородным способом, через спиленный клапан удаления воздуха. Группа моряков налаживает самопальную систему охлаждения, бултыхаясь в радиоактивной воде. Экипаж получает свои дозы облучения, и по приказу — по 100 граммов спирта. Командир лодки Николай Затеев в это время пытается установить связь с Москвой, но бесполезно: антенна накрылась медным тазом при всплытии подо льдом. Удалось установить связь с советской дизелюхой С-270, командир которой Жан Свербилов радировал командованию:

«

Стою у борта К-19. Принял 11 тяжелобольных. Обеспечиваю К-19 радиосвязью. Жду указаний.

»

Оказавшись на борту С-270, Затеев принимает решение: в случае подхода к К-19 американцев, торпедировать и топить аварийную субмарину. Однако, К-19 удалось отбуксировать на базу. В июле 1961 года от полученных доз радиации скончалось 8 человек, которые непосредственно устраняли последствия аварии. А остальным предстояло увлекательное общение с кговавой гебней. Лулзов выжившим и облученным морякам доставил контр-адмирал Бабушкин, который заявил:

«

Вы храбро бились за живучесть корабля и отделались легким испугом. Ничего серьезного! Но подводную лодку покидать не имели права! В крайнем случае, должны были соорудить рядом с лодкой плотик и сидеть на нем. И если бы подошел чужой корабль, надо было сказать: «Стой, здесь советская земля»!

»

Такой вот умный человек. С тем, что «ничего серьезного» не был согласен академик Александров, который провел замеры радиации и не поверил, что члены экипажа до сих пор живы. Он же и сказал Лысому Кукурудзе, что экипаж действовал правильно и достоин наград. Никого не расстреляли, поврежденные места К-19 отрихтовали при помощи лома и какой-то матери, после чего лодка вернулась в строй.

[править] История вторая, ударная

15 ноября 1969 года во время очередного похода, К-19 меняла глубину, и уебала носовой частью американскую ПЛ «GATO». Оказалось, что американцы вели подводную разведку в Баренцевом море, на берегах которого коварно расположилась Империя Зла. К-19 же, хоть и с повреждениями, осталась на плаву и вернулась на базу. Позже стало известно, что командир торпедного отсека GATO с криком «русские идут» был готов торпедировать К-19, но командир Букхард оттащил ретивого офицера от «кнопки», тем самым, возможно, сэкономив несколько миллионов жизней. Именно с тех пор в ВМФ США ввели запрет на самостоятельные решения офицеров об атаке без разрешения на то командира судна. А на К-19 никто не пострадал, win.

«

У меня впечатление такое, что мы в шпангоут им врезали, в ребро, уж больно ровненько так, как по дуге. Ну, их командир донес, и ему приказали переписать все журналы вахтенный, машинный: вы в этом районе не были. И следуйте во Флориду. Там им ремонт обошелся в солидную сумму. Так что я доволен: хоть немного, но в американском бюджете дырку сделал. Хотя в общем-то особой заслуги не вижу, потому что я в это время дрых.

»
— Валерий Шабанов, командир К-19 в 1969

[править] История третья, огненная

Вертолет и К-19

В феврале 1972 года лопнул маслопровод рулевого управления, и горючее маслице при касании с электроприбором для дожига угарного газа таки воспламенилось. 24 февраля 1972 года началось возгорание в девятом отсеке, огонь на мягких лапках подбирался к пульту управления главной энергетической установки, и ГЭУ была заглушена. В десятом отсеке задраились 12 человек, которые 23 дня дышали тем, что пошлет ТНБ и экипаж через трубопровод для дифферентовки лодки. Воды было мало, света, связи и еды не было совсем. На помощь подошли сухогруз «Ангар-лес», крейсер «Александр Невский» и другие. Ситуация крайне осложнялась штормом, но тем не менее вертолет с БПК «Вице-адмирал Дрозд» эвакуировал с К-19 сорок человек. Остальные перелезли на спасательный буксир. Всего погибло тридцать моряков.

Последнее прижизненное фото

Уже в 1979 году К-19 была признана устаревшим хламом, и из ракетоносца переоборудована в сраную лодку связи. В 1990 выведена в резерв. Ну а в 2003 году набижали любители халявного металлолома, и порезали ее нахуй на металл. Осталась лишь рубка К-19, которая украшает нынче проходную судоремонтного завода «Нерпа». Хвостовое оперение лодки — вертикальные рули и рули горизонтали ныне на заводе во Владивостоке, который также принимал участие в разделке. Место складирования обнесено жирной желтой чертой, заступать за которую нельзя — повышенный фон радиоактивного излучения. Хотя были предложения сделать из первого советского атомного ракетоносца (именно что первого ракетоносца, первой просто атомной подлодкой была К-3) музей, но всё как всегда…

Хан Соло и Квай-Гон спасут мир

2002 год, на экраны этих ваших зомбоящиков вышла киноподелка «К-19: оставляющая вдов». Мнения о фильме были самые разные, но он абсолютно не доставил непосредственным участникам событий — оставшимся в живых членам экипажа подлодки, на чью долю пала авария реактора в июле 1961-го. Они даже написали письмо режиссерше Кате Бигелоу, в которой раскритиковали ее умственные способности.

Итак, согласно сюжету кинца:

  • главный герой является сыном репрессированного лично Сталиным;
  • перед выходом в лодке что-то взрывается, течет вода, горят предохранители, а лучший спец по реакторам на флоте спит пьяный в говнище;
  • матросня пиздит апельсины;
  • капитан К-19 в первом походе делает всё для того, чтобы угробить единственный атомный ракетоносец страны.

Также в наличии:

  • голые жопы матросов и русский бунт в команде;
  • ВНЕЗАПНО американский флаг на крыше казармы и сникерс на тумбочке матроса в кубрике.

В общем, клюквы развесистой да ляпов синематографических сей фильме не занимать. Не стреляйте в Бигелоу, она снимает как умеет.

К-19 была залогом победы.
К-19 входит в уроки истории на Уютненьком. Луркмор образовательный.

lurkmore.to

“Оставляющая вдов”. История подлодки К-19


История подводной лодки К-19 драматична: для Советского Союза она стала символом ядерной мощи, главным козырем в «холодной войне», а для многих моряков, проходивших на ней службу, – безжалостным убийцей. Легендарная лодка К-19 пережила несколько страшных аварий, однако её экипаж никогда не отрекался от своего корабля…

Первый советский подводный атомный ракетоносец К-19 стал известен всему миру благодаря нашумевшему голливудскому блокбастеру «К-19. Оставляющая вдов» режиссёра Кэтрин Бигелоу с Харрисоном Фордом в главной роли.

Кадр из фильма «К-19»

Нужно заметить, что американские кинодеятели к ветеранам лодки отнеслись с уважением. Так, первый вариант сценария, вызвавший нарекания у советских моряков, был серьёзно изменён. Кстати, финальная сцена картины снята на московском Кузьминском кладбище, где действительно похоронены погибшие моряки с К-19.

Подлодка вошла в состав Северного флота в 1960 году. Это было инновационное судно, гроза советского флота, гигант, которому следовало пройти незамеченным к базам НАТО во время учений «Полярный круг».

Следует отметить, что учения проходили с неспокойное время: между СССР и Западом разгорелась открытая конфронтация на тему судьбы Берлина. Подлодке удалось добраться в северную Атлантику, минуя радары США.

Казалось, операция прошла успешно, но внезапно случилась трагедия. 4 июня 1961 года в 4:15 капитан II ранга Николай Затеев получил тревожные данные: датчики зафиксировали перегрев топливных стержней.

Положение было устрашающим: неисправность грозила взрывом подлодки, оснащенной ракетами ядерными боеголовками. В этом случае пострадали бы не только 149 членов экипажа, массивный взрыв грозил экологической катастрофой.

Решение о ликвидации аварии было принято безотлагательно: помощи извне ждать не приходилось (положение усугублялось секретностью операции), поэтому команда добровольцев взялась самостоятельно соорудить резервную систему охлаждения.

Члены экипажа с задачей справились, но получили при этом ударную дозу радиации. К моменту, когда К-19 поднялся на поверхность, у 14 моряков, принявших на себя удар, уже начали проявляться симптомы лучевой болезни. Восьмеро из них впоследствии скоропостижно скончались.

После аварии понадобилось три года, чтобы отремонтировать К-19. Зимой 1963 года К-19 вернулся в строй, заступил на боевое дежурство. Казалось, тяжелые времена закончились, моряки успешно несли службу на грозном крейсере.

Однако, спустя шесть лет, судьба всего экипажа вновь оказалась на волоске от смерти: во время очередных учений советский крейсер столкнулся с американской подлодкой USS Gato.

Американцы приняли маневр К-19 за таран, и уже хотели было открыть прицельный огонь, но трагедию предотвратил капитан торпедного отсека, разобравшийся в ситуации.

Судьба уготовала экипажу К-19 еще одно страшнейшее испытание. 24 февраля 1972 года на подлодке возник сильнейший пожар, охвативший 8 и отсеки. 26 членов экипажа и двое прибывших на помощь спасателей погибли – одни от отравления угарным газом, другие сгорели заживо.

После того, как огонь был потушен, лодку отбуксировали на базу, но на этом история не закончилась. Еще дюжина моряков на протяжении 23 дней находилась в тех отсеках, которые располагались за сгоревшими, их эвакуация была невозможна из-за высокой концентрации угарного газа. К счастью, этим морякам удалось выжить.

Первый командир К-19 кап. 2 ранга Николай Затеев

История К-19 закончилась в 1990 году, когда она, наконец, была списана. В 2000-х годах моряки, служившие на крейсере, обратились к руководству страны с предложением не утилизировать судно, а открыть на нем музей-мемориал в память о боевом прошлом К-19, о подвигах, которые совершались на борту этой подлодки, в память о тех, кто ценой собственной жизни спасал товарищей.

Однако просьбы услышаны не были: К-19 разрезали на металлолом, на память осталась лишь часть рубки, установленная как памятник на проходной судоремонтного завода «Нерпа».

У причала в Снежногорске. Конец 1990-х гг

 

http://ussrlife.blogspot.com.by/2017/02/19.html

Понравился наш сайт? Присоединяйтесь или подпишитесь (на почту будут приходить уведомления о новых темах) на наш канал в МирТесен!

obratnosssr.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *