Штейнхофф, Йоханнес — Howling Pixel

Йоханнес Штейнхофф (нем. Johannes Steinhoff; 15 сентября 1913, Боттендорф, Саксония — 21 февраля 1994, Бонн) — немецкий военный летчик-ас во времена Третьего рейха. Один из самых результативных асов Люфтваффе, получил 176 побед в воздушных боях. Оберст (1945) люфтваффе. Кавалер Рыцарского креста Железного креста с дубовыми листьями и мечами (1945). После создания бундесвера — один из руководителей создания военно-воздушных сил Западной Германии, где прошёл путь до генерала авиации люфтваффе.

Ссылки

Messerschmitt Bf.109

Мессершмитт Bf.109 (нем. Messerschmitt Bf.109, традиционное для СССР написание — Ме-109) — одномоторный поршневой истребитель-низкоплан, состоявший на вооружении Люфтваффе и ВВС различных стран почти 30 лет. В зависимости от модификации использовался в качестве дневного истребителя (включая специализированные модификации для малых высот и семейство версий высотных истребителей), дневного и ночного истребителя-перехватчика, истребителя-штурмовика, истребителя-бомбардировщика, истребителя-фоторазведчика и фоторазведчика без вооружения (в том числе и высотного), а также учебно-тренировочного истребителя. Являлся одним из двух основных истребителей «Люфтваффе», самым массовым самолётом Германии на протяжении всей Второй Мировой войны, а также самым массовым истребителем в истории.

По количеству произведённых машин (по состоянию на 14 апреля 1945 года только в Германии — 30 573 штук — включая самолётокомплекты запасных частей, составлявшие около 1/6 зачтенных как произведенные самолётов; общее производство — с учётом выпуска в франкистской Испании в 1944—1958 годах и послевоенной Чехословакии в 1945—1948 годах — превышает 33 000 экземпляров; есть также сведения, что суммарный выпуск самолётов семейства Bf.109 составил 34 826 или даже 34 852 экземпляра) является одним из самых массовых самолётов в истории, уступая лишь штурмовику Ил-2 (36 163 машины) и лёгкому самолёту общего назначения Cessna 172 Skyhawk. Иногда можно встретить утверждение, что учебный самолёт, а позже — в том числе и ночной бомбардировщик У-2 (По-2), также превосходил по объёмам производства Bf.109 (называются цифры до 40 тыс. выпущенных У-2). Но это не находит подтверждения в советских источниках, оценивающих производство У-2 в приблизительно 33 000 машин.

На других языках

This page is based on a Wikipedia article written by authors (here).
Text is available under the CC BY-SA 3.0 license; additional terms may apply.
Images, videos and audio are available under their respective licenses.

howlingpixel.com

Штейнхофф, Йоханнес — Википедия (с комментариями)

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Йоханнес Штейнхофф (нем. Johannes Steinhoff; 15 сентября 1913, Боттендорф[de], Саксония — 21 февраля 1994, Бонн) — немецкий военный летчик-ас во времена Третьего рейха. Один из самых результативных асов Люфтваффе, получил 176 побед в воздушных боях. Оберст (1945) люфтваффе. Кавалер Рыцарского креста Железного креста с дубовыми листьями и мечами (1945). После создания бундесвера — один из руководителей создания военно-воздушных сил Западной Германии, где прошёл путь до генерала авиации люфтваффе.

Напишите отзыв о статье «Штейнхофф, Йоханнес»

Ссылки

  • [www.spiegel.de/spiegel/print/d-46394371.html Auf Empfehlung der Lady] (нем.). Проверено 18 июня 2013.
  • [www.spiegel.de/spiegel/print/d-14349673.html Ein schöner Tod — fürs Vaterland?] (нем.).
    Проверено 18 июня 2013.
  • [history1900s.about.com/library/prm/bljohannessteinhoff1.htm A Steinhoff biography]
  • [www.historynet.com/air_sea/aces/3026146.html?featured=y&c=y Historynet.com interview]
  • [www.tarrif.net/wwii/interviews/johannes_steinhoff.htm Online version of World War II magazine February 2000 interview]

Отрывок, характеризующий Штейнхофф, Йоханнес

Москва, 3 октября, 1812.
Наполеон. ]

«Je serais maudit par la posterite si l’on me regardait comme le premier moteur d’un accommodement quelconque. Tel est l’esprit actuel de ma nation», [Я бы был проклят, если бы на меня смотрели как на первого зачинщика какой бы то ни было сделки; такова воля нашего народа. ] – отвечал Кутузов и продолжал употреблять все свои силы на то, чтобы удерживать войска от наступления.
В месяц грабежа французского войска в Москве и спокойной стоянки русского войска под Тарутиным совершилось изменение в отношении силы обоих войск (духа и численности), вследствие которого преимущество силы оказалось на стороне русских. Несмотря на то, что положение французского войска и его численность были неизвестны русским, как скоро изменилось отношение, необходимость наступления тотчас же выразилась в бесчисленном количестве признаков. Признаками этими были: и присылка Лористона, и изобилие провианта в Тарутине, и сведения, приходившие со всех сторон о бездействии и беспорядке французов, и комплектование наших полков рекрутами, и хорошая погода, и продолжительный отдых русских солдат, и обыкновенно возникающее в войсках вследствие отдыха нетерпение исполнять то дело, для которого все собраны, и любопытство о том, что делалось во французской армии, так давно потерянной из виду, и смелость, с которою теперь шныряли русские аванпосты около стоявших в Тарутине французов, и известия о легких победах над французами мужиков и партизанов, и зависть, возбуждаемая этим, и чувство мести, лежавшее в душе каждого человека до тех пор, пока французы были в Москве, и (главное) неясное, но возникшее в душе каждого солдата сознание того, что отношение силы изменилось теперь и преимущество находится на нашей стороне. Существенное отношение сил изменилось, и наступление стало необходимым. И тотчас же, так же верно, как начинают бить и играть в часах куранты, когда стрелка совершила полный круг, в высших сферах, соответственно существенному изменению сил, отразилось усиленное движение, шипение и игра курантов.

wiki-org.ru

Штейнхофф, Йоханнес

TR | UK | KK | BE | EN |
штейнхофф йоханнесбург, штейнхофф йоханнес винклер
15 сентября 1913(1913-09-15)

Йоханнес Штейнхофф (нем. Johannes Steinhoff; 15 сентября 1913, Рослебен, Саксония — 21 февраля 1994, Бонн) — немецкий военный летчик-ас во времена Третьего Рейха. Один из самых результативных асов Люфтваффе, получил 176 побед в воздушных боях. Оберст (1945) Люфтваффе. Кавалер Рыцарского креста Железного креста с дубовыми листьями и мечами (1945). После создания Бундесвера — один из руководителей создания военно-воздушных сил Западной Германии, где прошел путь до генерала авиации Люфтваффе.

Ссылки

  • Auf Empfehlung der Lady  (нем.).
    Проверено 18 июня 2013.
  • Ein schöner Tod — fürs Vaterland?  (нем.). Проверено 18 июня 2013.
  • A Steinhoff biography
  • Historynet.com interview
  • Online version of World War II magazine February 2000 interview
Место рождения

Боттендорф

Дата смерти

21 февраля 1994(1994-02-21) (80 лет)

Место смерти

Пех

Принадлежность

Веймарская республика Веймарская республика (до 1933),
Третий рейх Третий рейх (до 1945)

Род войск

люфтваффе

Сражения/войны

Вторая мировая война

Награды и премии
Йоханнес Штейнхофф на Викискладе
   Асы люфтваффе со 100 и более победами (список)
300+

Эрих Хартманн (352) • Герхард Баркхорн (301)

250—299

Гюнтер Ралль (275) • Отто Киттель (267) • Вальтер Новотны (258)

200—249

Вильгельм Батц (237) • Эрих Рудорффер (222) • Гейнц Бэр (220) • Герман Граф (212) • Генрих Эрлер (208) • Теодор Вайссенбергер (208) • Ганс Филипп (206) • Вальтер Шук (206) • Антон Хафнер (204)

• Гельмут Липферт (203)

150—199

Вальтер Крупински (197) • Антон Хакль (192) • Йоахим Брендель (189) • Макс Штоц (189) • Иоахим Киршнер (188) • Курт Брендель (180) • Гюнтер Йостен (178)Йоханнес Штейнхофф (176) • Эрнст-Вильгельм Рейнерт (174) • Гюнтер Шак (174) • Эмиль Ланг (173) • Хайнц Шмидт (173) • Хорст Адемайт (166) • Вольф-Дитрих Вильке (162) • Ханс-Йоахим Марсель (158) • Генрих Штурм (158) • Герхард Тибен (157) • Ганс Бейссвенгер (152) • Петер Дюттманн (152) • Гордон М. Голлоб (150)

100—149

Фриц Тегтмейер (146) • Альбин Вольф (144) • Курт Танцер

(143) • Фридрих-Карл Мюллер (140) • Карл Грац (138) • Генрих Зетц (138) • Рудольф Тренкель (138) • Франц Шалль (137) • Вальтер Вольфрум (137) • Хорст-Гюнтер фон Фассонг (136) • Отто Фённекольд (136) • Карл-Хайнц Вебер (136) • Иоахим Мюнхеберг (135) • Ганс Вальдманн (134) • Альфред Гриславски (133) • Йоханнес Визе (133) • Адольф Борхерс (132) • Адольф Дикфельд (132) • Эрвин Клаузен (132) • Вильгельм Лемке (131) • Герхард Хоффманн (130) • Франц Эйзенах (129) • Вальтер Даль (129) • Генрих Штерр (129) • Франц Дёрр (128) • Вальтер Эзау(127) • Рудольф Радемахер (126) • Йозеф Цвернеманн (126) • Дитрих Храбак
(125)
• Вольф-Удо Эттель (124) • Герберт Илефельд (123) • Вольфганг Тонне (122) • Хайнц Марквардт (121) • Хайнц-Вольфганг Шнауфер (121) • Роберт Вайс (121) • Фридрих Облезер (120) • Эрих Лайе (118) • Франц-Йозеф Бееренброк (117) • Ханс-Йоахим Биркнер (117) • Йакоб Норц (117) • Вальтер Эзау (117) • Хайнц Вернике (117) • Август Ламберт (116) • Вильгельм Криниус (114) • Вернер Шроер (114) • Ганс Даммерс (113) • Бертольд Кортс (113) • Гельмут Лент (113) • Курт Бюлиген (112) • Курт Уббен (110) • Франц Войдих (110) • Рейнхард Зейлер (109) • Эмиль Битш (108) • Ханс Хан (108) • Бернхард Фехтель (108) • Виктор Бауэр (106) • Вернер Лукас (106) • Гюнтер Лютцов (105) • Адольф Галланд (104) • Эберхард фон Боремски (104) • Хайнц Заксенберг (104) • Хартманн Грассер (103) • Зигфрид Фрейтаг (102) • Фридрих Гейссхардт (102) • Эгон Майер (102) • Макс-Гелльмут Остерманн (102) • Йозеф Вурмхеллер (102) • Вернер Мёльдерс (101) • Рудольф Митиг (101) • Йозеф Приллер (101) • Ульрих Верниц (101) • Рудольф Мюллер (101)

  Кавалеры Рыцарского креста с Дубовыми Листьями и Мечами
Сухопутные
войска
Эрвин Роммель (бриллианты) · Альберт Кессельринг (бриллианты) · Карл Айбль · Ханс Валентин Хубе (бриллианты) · Герман Бальк (бриллианты) ·

www.turkaramamotoru.com

Йоханнес Штейнхоф. Рецензии на книги


Йоханнес Штейнхофф, во время мемуаров — командир 77-я истребительной эскадры, известной как JG77 «Herz As» действовавшей в тот период на Средиземноморском театре военных действий. Он 23-й в списке самых результативных асов в истории авиации, хотя эти все немецкие победы еще долго будут оспариваться историками. Но вот мемуары у него более чем необычные.

Вроде бы этот человек, прошедший войну от и до мог бы написать много интересного. Штейнхоф летал в небе Франции, участвовал в Битве за Британию, геройствовал в небе России (эту компанию он несколько раз упоминал как «легкую»), и в марте 1943 года попал на командный пост в JG77, почти в тот самый момент, когда немецкие войска в Тунисе отчаянно отбивались от превосходящих войск союзников. Война с превосходящими силами авиации и пилотами союзников равной выучки сильно отличалась от прогулок Восточного фронта, и эскадра еле унесла оттуда ноги в Сицилию перед полной капитуляцией немцев в Африке. Но горечь положения совершенно сломила немецких пилотов.

Собственно, вся книга о двадцати пяти днях в июне-июле 1943 года и посвящена описанию морального надлома автора и его коллег по эскадре. Столкнувшись с противником, превосходящим их по технической оснащенности и неизмеримо большей численности, немцы пали духом — они просто не привыкли после годов побед к подобному положению. Советские пилоты даже в грьком 1941-м верили в победу, немцы успели отчаяться за два года до окончания войны. Описания дня за днем — постоянные бомбежки аэродромов, как по расписанию, уносящие жизни пилотов и механиков, боевые вылеты групп эскадры на все меньшем и меньшем количестве исправных «Мессеров» с неизбежными потерями, постоянные смерти ветеранов боев и особенно новичков, даже не успевавших потерять спесь, привитую немецким фашизмом. А кроме войны с союзниками, командование Люфтваффе в Италии еще вело тихую позиционную борьбу с собственным руководством в лице Геринга, который уповая на морально-волевые качества, гнал их в бой, и не понимал, почему они не могут остановить авиационное наступление на Италию перед и во время высадки союзников в Сицилии. Эти телеграммы Рейхсмаршала, грозящие судьбой пехотинца на Восточном фронте, и прямо обвиняющие в трусости пилотов-истребителей, приведены в книге наряду с размышлениями автора об их деморализующем влиянии на подчиненных, даже если обидные слова просто игнорировать.

Мне было почти стыдно за свою позицию в разговоре с генералом. Казалось, что я был соучастником акта предательства, жертвой которого стали наши пилоты. В то же самое время я понимал, перед какой дьявольской дилеммой оказался сам генерал. Проглотив язык, я просто ответил: «Да, господин генерал-майор». В этом ответе было заключено доверие к командованию — в целом отношение к жизни, — которое было привито нам, до этого нашим отцам и их отцам. До настоящего времени для нас, солдат, это была единственно правильная позиция, на самом деле единственно мыслимая. Послушание, которым в течение столетий отличался немецкий солдат, всегда предполагало непоколебимую веру в то, что приказы, которые он получал, — это обдуманные приказы и что Верховное командование очень тщательно все взвесило перед тем, как принести в жертву целые соединения. И многие из тех, кем пожертвовали, умерли с уверенностью в этом. Мне казалось, что именно это отражалось в безмолвных лицах моих пилотов, хотя в течение некоторого времени они имели отличную возможность для вопросов.

JG77 вырвалась из Сицилии и до конца войны сражалась в небе Европы. Йоханнес продолжал летать и сбивать противника, но уже без веры в победу. В январе 1945-го, он и группа старших офицеров Лютваффе попыталась отстранить Геринга от командования, но безуспешно — этому посвящена вторая книга воспоминаний пилота — «The Final Hours». Был тяжело ранен весной того же года, а уже после войны и двух годов проведенных в госпитале, занимал командные посты в авиации НАТО. И больше ни о чем не писал. Впрочем, и этой книги, очень радикально отличающейся от 95% немецких «боевых» мемуаров вполне хватает.

И оставлю себе на память интервью с ветераном взятое в 1993 году, за полгода до его смерти.

www.livelib.ru

Йоханнес Штейнхофф

TR | RU | KK | BE | EN |

Західний фронт
  • Французька кампанія
  • Битва за Британію

Східний фронт

  • Операція «Барбаросса»
  • Сталінградська битва

Середземномор’я

  • Італійська кампанія
    • Сицилійська операція

Західний фронт

  • Стратегічна повітряна оборона Рейху
  • Операція «Боденплатте»

Йоханнес Штейнхофф (нім. Johannes Steinhoff; нар. 15 вересня 1913, Рослебен, Саксонія — пом. 21 лютого 1994, Бонн) — німецький військовий льотчик-ас за часів Третього Рейху. Один з найрезультативніших асів Люфтваффе, здобув 176 перемог у повітряних боях. Оберст (1945) Люфтваффе. Кавалер Лицарського хреста Залізного хреста з Дубовим листям та Мечами (1945). Після створення Бундесверу — один з керівників створення військово-повітряних сил Західної Німеччини, де пройшов шлях до генерала авіації Люфтваффе.

Зміст

  • 1 Біографія
  • 2 Див. також
  • 3 Твори
  • 4 Література
  • 5 Посилання
  • 6 Відео
  • 7 Примітки

Біографія

Військова кар’єра

  • 1934 — кадет-цур-зее
  • 1936 — лейтенант
  •  ? 1940 — обер-лейтенант
  • 30 серпня 1941 — гауптман
  •  ? — майор
  •  ? — оберст-лейтенант
  • 1 жовтня 1944 — оберст
  • 1956 — бригадний генерал
  • 1962 — генерал-майор
  •  ? — генерал-лейтенант
  •  ? — генерал авіації

Див. також

  • Список асів Люфтваффе Другої світової війни
  • Список асів-пілотів Другої світової війни
  • Герберт Ілефельд
  • Генріх Ерлер
  • Гюнтер Шак
  • Теодор Вейссенбергер
  • Ганс Філіпп
  • Гельмут Ліпферт

Твори

  • Steinhoff, Johannes(2005). In letzter Stunde. Verschwörung der Jagdflieger Vom Widerstand der Jagdflieger gegen Reichsmarschall Göring (in German). Flechsig. ISBN 3-88189-592-2. ISBN 0-09-129620-X.

Література

  • Berger, Florian (1999). Mit Eichenlaub und Schwertern. Die höchstdekorierten Soldaten des Zweiten Weltkrieges. Selbstverlag Florian Berger. ISBN 3-9501307-0-5.
  • Fellgiebel, Walther-Peer (2000). Die Träger des Ritterkreuzes des Eisernen Kreuzes 1939–1945. Podzun-Pallas. ISBN 3-7909-0284-5.
  • Obermaier, Ernst (1989). Die Ritterkreuzträger der Luftwaffe Jagdflieger 1939–1945. Mainz, Germany: Verlag Dieter Hoffmann. ISBN 3-87341-065-6.
  • Patzwall, Klaus D. & Scherzer, Veit (2001). Das Deutsche Kreuz 1941–1945 Geschichte und Inhaber Band II (in German). Norderstedt, Germany: Verlag Klaus D. Patzwall. ISBN 3-931533-45-X.
  • Scherzer, Veit (2007). Die Ritterkreuzträger 1939–1945 Die Inhaber des Ritterkreuzes des Eisernen Kreuzes 1939 von Heer, Luftwaffe, Kriegsmarine, Waffen-SS, Volkssturm sowie mit Deutschland verbündeter Streitkräfte nach den Unterlagen des Bundesarchives. Jena, Germany: Scherzers Miltaer-Verlag. ISBN 978-3-938845-17-2.
  • Schneekluth Munich(with Peter Pechel, Dennis Showalter, foreword by Helmut Schmidt) (4. Edition 1989). Deutsche im Zweiten Weltkrieg. Zeitzeugen sprechen. ISBN 3-7951-1092-0.
  • Thomas, Franz (1998). Die Eichenlaubträger 1939–1945 Band 2: L-Z. Osnabrück, Germany: Biblio-Verlag. ISBN 3-7648-2300-3.
  • Залесский К. А. Люфтваффе. Военно-воздушные силы Третьего рейха. — М.: Эксмо, 2005. — 736 с. — 5000 экз. — ISBN 5-699-13768-8
  • Михаил Зефиров Асы Люфтваффе. Кто есть кто: Скорость. — М. : АСТ, Астрель, ВКТ, 2010. — 480 с. — (Неизвестные войны). — ISBN 978-5-17-057677-7. (рос.)

Посилання

  • Steinhoff, Johannes. на lexikon-der-wehrmacht.de.  (нім.)
  • Штейнхоф Йоханнес (Johannes Steinhoff). на warbirds.ru.  (рос.)
  • Йоханнес Штайнхоф (Johannes Steinhoff). на allaces.ru.  (рос.)
  • Штейнхофф Йоганесс «Маки». на airwar.ru.  (рос.)
  • Johannes Steinhoff. на luftwaffe39-45.historia.nom.br.  (порт.)
  • Steinhoff, Johannes — нагороди оберста Штейнхоффа (англ.)
  • Steinhoff, Johannes «Macky»
  • Johannes «Macky» Steinhoff
  • Список известных побед
  • Johannes Steinhoff

Відео

  • Adolf Galland and Johannes Steinhoff interview

Примітки

Нагороди
Йоханнес Штейнхофф на Вікісховищі
Командування військовими формуваннями (установами)
Третього Рейху
Попередник:
майор
Йоахим Мюнхеберг

командир
77-ої винищувальної ескадри «Червоний туз»

1 квітня 1943 — 1 грудня 1944
Наступник:
майор
Йоганнес Візе
Попередник:
сформована
командир
7-ої винищувальної ескадри «Новотні»

1 — 26 грудня 1944
Наступник:
майор
Теодор Вейссенбергер
Командування військовими формуваннями (установами)
НАТО
Попередник:

адмірал флоту
Найджел Гендерсон
Голова військового комітету НАТО
1971 — 1974
Наступник:

адмірал флоту
Пітер Гілл-Нортон
Аси Люфтваффе
300+ Еріх Альфред Гартманн · Ге

www.turkaramamotoru.com

Йоханнес Штайнхофф (Johannes Steinhoff) | REIBERT.info

Летчик-истребитель Йоханнес Штайнхофф.

«Я родился в городе Боттендорф в Тюрингии 15 сентября 1913 года. Мой отец работал на мельнице, мать была домохозяйкой. Учился я в гимназии, которая была уровнем выше, чем обычная школа: мы учили французский, английский, латынь и греческий – это было классическое образование. После школы я готовился стать педагогом, но времена в Германии были такие, что мне не удалось найти работу. Поэтому я пошел в армию и сначала попал во флот, где прослужил год. Служил я со своим другом по имени Дитрих Храбак, и мы вместе с ним стали осваивать профессию летчика морской авиации. Затем нас обоих перевели в люфтваффе, когда главнокомандующим стал Геринг. Я начал проходить подготовку как летчик-истребитель в 1935-м. Со мной в летной школе были Храбак, Траутлофт, Галланд, Гюнтер Люцоф и многие другие, большинство из которых стали известными асами. К сожалению, не все они пережили войну…
Свой первый бой я принял в конце 1939-го, после польской кампании. Мы обороняли наши береговые сооружения от налетов бомбардировщиков RAF. В этих боях я сбил три бомбардировщика Vickers Wellington. Далее были французская кампания и Битва за Британию. Британцы были прирожденными бойцами – агрессивными, хорошо обученными и очень спортивными. Они были храбрыми ребятами, и я ни разу не дрался с кем-либо, кто был лучше них, на протяжении всей войны, включая американцев!
В боях против RAF у обеих сторон было почти равное количество истербителей – настоящие схватки. Это была истинная проверка людей и машин, и выживали в ней только сильнейшие. Когда появились американцы, их было столько, что к тому моменту, когда я вернулся из России, чтобы сразиться с ними, никакого спортивного состязания быть уже не могло. Ну а с британцами в 1940-м мы не справились по нескольким причинам. Прежде всего, у наших истребителей была ограниченная дальность полета. У нас было всего 20 минут боя до момента, когда нужно было поворачивать домой, и британцы знали это. Во-вторых, мы эскортировали бомбардировщики, и это сводило к минимуму наше преимущество в скорости и высоте. Кроме того, британцы использовали радары, что было для нас полным шоком. Система раннего предупреждения позволяла британцам концентрировать самолеты с большим запасом летного времени на нужных участках, атакуя нас тогда, когда мы были наиболее уязвимы. Еще одной проблемой был Геринг, который не давал нам вести войну логическим путем. Например, его приказ перенаправить атаки с военных целей на порты и города оказался катастрофическим для нас…
Что касается советских летчиков, то они были дисциплинированными, целеустремленными и, в какой-то степени, интеллигентными, но плохо обученными в тактическом плане. В основном это были храбрые ребята, но, в отличие от британцев и американцев, они могли выйти из боя всего через несколько минут после его начала. Советские пилоты, в своем большинстве, не были прирожденными воздушными бойцами. Рыцарское и спортивное отношение друг к другу в воздушной войне над Россией отсутствовало. Сражаясь с советскими летчиками, мы воевали против машин, а не против людей – вот и вся разница. У них не было гибкости в тактических приемах, не было индивидуальной свободы в действиях, и в этом смысле они были слегка туповаты. Если нам удавалось сбить ведущего группы советских истребителей, остальные превращались в «сидящих уток»…
Я готов согласиться с утверждением Ивана Кожедуба о том, что немецкие летчики лучше действовали в группе, тогда как советские летчики предпочитали сражаться в одиночку, – практика, которую он пытался изменить. Мы же с самого начала сражались группами. У нас были отличные летные школы и превосходные пилоты-лидеры с опытом Гражданской войны в Испании и ранних кампаний в Польше и на Западе, которые подавали нам пример. Во время Битвы за Британию мы в самом деле научились сражаться в группах, и это спасло нам много жизней… Однако советские летчики постоянно повышали свое мастерство. В реальности среди них были отличные бойцы, собранные в знаменитые гвардейские полки (в оригинальном тексте – Red Banner – Краснознаменные части – В.К.), и мне довелось сражался против них в Крыму и на Кавказе. Но самым тяжелым моментом на Восточном фронте была погода – проклятый холод. Второй момент, возможно, самый тягостный – мы знали, что если тебя собьют или ранят и ты попадешь в плен, то, если сразу и не прикончат, после этого тебе придется совсем несладко. Взаимного уважения там не было, и в безопасности ты был только по нашу сторону от линии фронта. Русские обращались с нашими ребятами, попавшими в плен, не слишком душевно, но и мы со временем узнали, что русским, попавшим к нам в плен, тоже приходилось тяжко. По крайней мере, сражаясь против американцев и британцев, мы знали, что у нас с ними сходный культурный уровень и есть профессиональное взаимное уважение. Ну а со стороны Советов об этом и речи не шло. У русских не было никакого понятия о рыцарском отношении к противнику. Совсем другая война…
Зимой в России часто мы вообще не могли летать. Техника замерзала, не было возможности расчистить снег, ориентироваться было просто невозможно. Это было самое трудное время на фронте… В нашей группе 4/JG.52 перед самым началом Битвы за Британию появился Ханс-Йоахим Марсель. Он был в эскадрилье, которой я командовал, и я присматривал за ним. Я знал, что он был превосходным бойцом, умным, быстрым и агрессивным, но тратившим слишком много времени в поисках подруг, вследствие чего его голова была не всегда занята военными делами. В реальности его несколько раз приходилось снимать с полетов, потому что он был совсем не в форме после ночей, проведенных где-то в городе, сами понимаете, что я имею в виду… Это был абсолютный плейбой, но и, вместе с этим, настоящий боец. Однако он был индивидуалистом, не любившим сражаться в группе. На его счету было семь побед, когда я отказался от его услуг, и не потому, что он был слабым летчиком, а потому что он был сбит четыре раза за этот же период времени. У него не было понятия о том, что значит быть ведомым, и многие не хотели летать с ним в качестве ведомого, что плохо сказывалось на боевом духе. Я полагал, что наилучшим решением для него будет перевод куда-нибудь подальше от женщин, и в Северной Африке он действительно стал легендой, получив бриллианты к Рыцарскому Кресту за 158 побед. Он был оригиналом и олицетворением летчика-истребителя другой эпохи – эпохи Первой мировой войны, но у нас была другая война…». Если говорить о лидерах, то Геринг был хорошим, даже отличным руководителем до того, как началась война, и его энергия сыграла важнейшую роль в строительстве люфтваффе в 1930-е годы.
Однако, в период Битвы за Британию он обленился. Он стал собирать предметы искусства и драгоценности и потерял интерес к операциям люфтваффе. Ближе к концу войны он превратился просто в помеху и лично я стал испытывать к нему ненависть. Множество летчиков погибло из-за него безо всякой нужды. Я, Галланд, Лютцов, Траутлофт и другие посетили Берлин, чтобы встретиться с генералом Робертом фон Греймом и добиться устранения Геринга, но этого не произошло. Грейм уведомил нас в январе 1945-го, что было уже поздно и что Гитлер никогда не позволит избавиться от одного из своих старейших и наиболее верных друзей. Это в итоге привело к «Бунту Истребителей» против Геринга, после чего он пригрозил отдать меня под суд, а Лютцова расстрелять за измену. Гитлер приказал мне отправиться в Италию, скорее даже выгнал меня туда вместе с Лютцовом ради моей собственной безопасности, а Траутлофта отправил обратно на Восточный фронт.
Галланд (командующий истребительной авиацией) был весьма энергичным человеком, сильным лидером, выдающимся летчиком-истребителем и честнейшим человеком. Он никогда не боялся Гитлера, никогда не поддавался давлению Геринга и всегда прямо отвечал, когда они спрашивали его о чем-либо, независимо от того, насколько неприятной была правда. У Галланда было понимание того, как отвоевать превосходство в воздухе и перестроить истребительную авиацию. Однако оказанная ему старшим командным составом истребительной авиации поддержка в конфликте с Гитлером и Герингом дала Гитлеру повод сместить его, что было трагической ошибкой. Честность в Берлине никогда не была в почете.
На место Галланда назначили полковника Гордона Голлоба, который был компетентным летчиком и командиром, но, в то же время, горячим поклонником Гитлера, котого ненавидели почти все, включая меня. Старшие офицеры не проявили энтузиазма в связи с этим назначением, и отказались принять это. Все командиры остались верными Галланду и сохранили контакт с ним, что приводило в ярость Голлоба и Геринга, поскольку это показало, что самые высокопоставленные и заслуженные люди истребительной авиации по-прежнему намереваются следовать своей линии… Под командованием Голлоба потери подскакивали вверх на всех участках фронта, на которых он появлялся, – примерно так же, как это было с Герингом во время ПМВ. Он ставил командирами подразделений не тех, кто был наиболее компетентен, а тех, кто был в наибольшей степени верен делу нацистской партии – тех, кого в истребительной авиации было совсем немного…
С Гитлером я впервые встретился 3 сентября 1942-го, когда он вручал мне Дубовые Листья к Рыцарскому Кресту. Он спросил присутствующих о том, как идут дела на войне, в которой мы предположительно должны были побеждать, и что мы думали о землях, присоединенных к Рейху на Востоке. Я заметил что-то вроде того, что «надеюсь, что у фюрера не возникнет слишком сильной привязанности к ним, поскольку я не думаю, что мы задержимся там надолго.» Он посмотрел на меня так, как будто у него вот-вот будет удар. Когда он попросил меня пояснить свое высказывание, я просто сказал ему, что после вступления в войну США, в условиях предоставления ими вместе с британцами помощи России и отсутствия у нас возможности атаковать с воздуха промышленные мощности русских за Уралом, многого нам добиться не удастся. Он помолчал немного, а затем сказал следующее: «Скоро мы покончим с Россией и снова повернем наши силы на Запад. Они увидят, что поддержка большевизма пошла им не на пользу». После этого нас отпустили.
Я понимал, что означает вступление американцев в войну: у этой страны колоссальная воля к победе, ни с чем несравнимая индустриальная мощь для производства бомбардировщиков, истребителей, кораблей… Их вступление в войну означало в той или иной степени наш конец – это был только вопрос времени: сколько нам удастся продержаться. Через несколько недель я встретился с фюрером неподалеку от Сталинграда, когда он был в поездке на фронт. Гитлер сказал мне: «Теперь в моих руках Россия, в моих руках Кавказ. Я собираюсь переправиться через Волгу, и после этого вся Россия будет моей». Я помню, что посмотрел на людей, стоявших рядом, и подумал: «У этого парня не в порядке с головой».
Наша следующая встреча состоялась 28 июля 1944-го, когда я получал Мечи к своему Рыцарскому Кресту. Это было через неделю после покушения, и это был уже другой человек, ушедший от реальности и живущий в мире иллюзий. Все, что я хотел, – это получить свою награду и убраться оттуда восвояси – я уже не мог его видеть. После этого меня вызвали к Гитлеру вместе с другими старшими офицерами незадолго да бунта против Геринга. Он шагал взад-вперед, бормоча что-то про оружие, которое у нас есть, про то, что он скоро покажет союзникам, кто есть кто, и т.п. Угнетало то, что наша страна находится в руках этого маньяка и полоумных людей из его окружения. Он был уже безразличен к страданиям народа и своих солдат, уже не беспокился вообще ни о ком, а на нашу долю выпала расплата за его преступления, и Германия уже никогда не избавится от комплекса вины за них…
После двух лет в России и на Средиземноморье я вновь оказался на Западном фронте. Как только я принял под свое командование группу JG.77, я был сбит в первом же бою во время атаки на группу «Либерейторов» B-24, и с этого момента я понял, что это будет война, полностью отличающаяся от событий 1940-го. В тот момент, когда я потерял контроль над своим самолетом и прибегнул к парашюту в первый и последний раз в жизни, я понял, как много я забыл. Бои против русских были совсем другими по сравнению с боями против объединенных британо-американских сил, хотя численное преимущество русских было даже более значительным. Западные союзники к тому времени значительно усовершенствовали свою и без того первоклассную технику, а я успел забыть, насколько гибкой является их тактика и как они могут менять ее в конкретной ситуации для организации блестящих атак.
Труднее всего было бороться с «Летающими Крепостями» B-17. Они летали в плотных оборонительных формациях, и их тяжелые пулеметы калибра 50 делали сближение с ними весьма опасным. В итоге мы приняли тактику лобовых атак, разработанную летчиками Эгоном Майером и Георгом Петером Эдером, но только небольшая группа «экспертов» могла делать это успешно, да и требовались для этого стальные нервы… Кроме того, их сопровождали истребители дальнего радиуса действия, что весьма осложняло жизнь до той поры, пока у нас не появились реактивные истребители Me-262, вооруженные 30мм пушками и 24-мя ракетами R4M. Тогда у нас появилась возможность пробивать бреши в их самых плотных формациях из-за пределов радиуса действия их оборонительного огня, наносить им повреждения, а затем совершать обходной маневр и добивать поврежденные самолеты пушечным огнем. Из истребителей союзников тяжелее всего было сражаться с «Лайтнингами». Это был быстрый, приземистый, фантастический истребитель, особенно опасный, если у него было преимущество в высоте. Один из них сбил меня с большого расстояния в 1944-м.
В декабре 1944-го, после смерти Вальтера Новотны, я принял под свое командование JG.7 после того, как реактивные истребители были раскиданы по отдельным авиакрыльям. Я отобрал себе на должности командиров эскадрилий Эриха Рудорфера, Герхарда Бакхорна, Хайнца Баэра и ряд других классных летчиков. После операции Bodenplatte и Бунта Истребителей меня отправили обратно в Италию, отстранив от службы на реактивных самолетах. Однако Галланд вновь вызвал меня в Германию, когда получил разрешение от Гитлера создать «Эскадрилью Экспертов». Галланд дал мне полномочия на поиск и отбор самых лучших пилотов. Я обошел все бары и места отдыха летчиков, даже несколько госпиталей и прифронтовых частей, и отобрал 17 или около того добровольцев, собираясь найти еще парней. Список получился впечатляющим, хотя в нем было двое-трое малообстрелянных, но многообещающих летчиков с опытом полетов на реактивных самолетах. Это и была «Эскадрилья Экспертов». Большинство из нас имело множество побед, 9 человек – более 100, двое, в том числе Баэр, более 200, а Бакхорн – 300. Все, кроме двух, имели Рыцарский Крест или более высокие награды и налетали сотни миссий каждый. Не думаю, что когда-либо появится подразделение такого калибра еще раз! Наша тактика оставалась, в основном, прежней, но у нас появилась возможность вырабатывать новые приемы прямо в бою, чтобы противодействовать новым угрозам, тогда как в обычных летных частях нужно было разрабатывать рекомендации и потом ждать утверждения, что было пустой тратой времени. Мы пришли к выводу, что атака с фланга, проникновение в строй противника и ракетная атака приносили хорошие результаты. Это было похоже на стрельбу по стае гусей из дробовика. Атака с тыла также была продуктивной, однако площадь поражения при этом была ниже. За фланговой атакой мы обычно атаковали уцелевшие самолеты противника с тыла, что позволяло разносить крылья бомбардировщиков или приводило к взрыву их бомбового груза. Что касается истребителей, то достаточно было одного пушечного снаряда. чтобы сбить машину противника.
Говорят, что если бы мы получили Ме-262 в больших количествах на более раннем этапе, это повлияло бы на исход войны. Я так не думаю: у нас не хватало обученных летчиков и даже топлива. Так или иначе, было бы уже поздно, и войну нам было не выиграть… К концу войны на моем счету было 176 побед, семь из них я одержал, летая на Ме-262. Меня сбивали 12 раз, но близок к гибели я был только в 13-й раз, когда потерпел аварию при взлете на Ме-262 18 апреля 1945-го . До этого я был легко ранен только один раз и пострадал сильно только во время аварии. Только один раз я выбросился с парашютом – я никогда не доверял им. Я всегда находил возможность посадить поврежденный самолет.
После войны я часто встречался с летчиками-истребителями RAF Дугласом Бадером, Робертом Стэнфордом Таком и Джонни Джонсоном, а также с американскими асами Фрэнсисом Габрески, Хьюбертом Земке и другими. Мы – старые люди, стали мудрее и ценим тот факт, что нам не в чем винить друг друга. Мы – это тесное братство и хорошие друзья…

 

reibert.info

Штейнхофф, Йоханнес

Йоханнес Штейнхофф
Дата рождения15 сентября 1913(1913-09-15)
Место рожденияБоттендорф, Германская империя
Дата смерти21 февраля 1994(1994-02-21) (80 лет)
Место смертиПех, ФРГ
ПринадлежностьГермания Германия (до 1933),
Германия 

www.wikiplanet.click

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *