Преимущества истребителя J-20 над Су-57 и F-35? Китай заявляет

Автор: Роман Барский

19 марта 2019, 03:43

Китайских истребителя J-20 продолжают патрулирование над островами, территориальная принадлежность которых оспаривается другими странами. Самолеты осуществляют постоянное патрулирование над юго-восточными водами Китая и островами, территориальная принадлежность которых оспаривается другими странами. Речь идёт о патрулировании в районе архипелага Спратли и островов Дяоюйдао (Сенкаку).

В ходе эксплуатации первых серийных самолётов производства КНР выявляются недостатки, которые будут устраняться уже в последующих их версиях.

 

В китайских СМИ отмечается, что уже сейчас J-20 «по основным параметрам превосходят американские F-22 и F-35, а также готовящиеся к поставке на вооружение ВКС РФ Су-57».

 

Китайский истребитель J-20.

В чём китайские эксперты видят преимущество своего самолёта:

«J-20 уже сегодня уникален своей концепцией по аэродинамической компоновке. Она существенно отличается от американских F-22 и F-35, как и от российского Су-57. У американских самолётов отличная технология малозаметности, но есть проблемы с маневренностью, а потому они не подходят для ближнего боя. У Су-57 всё наоборот- прекрасная аэродинамика, но отсутствуют реализованные стелс-технологии».

 

 

Китайские издания отмечают, что J-20 вобрал в себя отличные параметры как аэродинамического характера, так и малозаметности. J-20 получил один из вариантов универсальной ракеты PL-21 – класс «воздух-воздух».  Эта ракета китайского производства существенно превосходит Р-73 и AIM-120 AMRAAM: «Благодаря этим ракетам мощь J-20 существенным образом выросла».

 

Главным недостатком J-20 в Китае называют проблемы с двигателем. Пока эти самолёты комплектуются двигателями российского производства. Планируется в течение нескольких лет переоснастить J-20 на силовые установки производства китайских компаний.Так же отмечается, что потенциал китайских производителей таков, что уже с 2020 года с заводов в войска могут поставляться до 150 таких истребителей ежегодно.

 

 

Беглые выводы

 

Итак, китайские эксперты нахваливают свой самолет, говоря, что он вобрал в себя лучшие свойства как аэродинамического характера, так и малозаметности. При этом не скрывают, что есть проблемы с двигателем. Возникает вопрос, а не лукавят ли они, ведь от характеристик двигателя зависит как маневренность самолета, так и малозаметность? Себя не похвалишь, мало кто клюнет и купит твое изделие.

 

На данный момент самолет имеет слабое шасси, он тяжеловат, малозаметность хромает и двигатель еще надо доработать. Хватит ли у КНР терпения устранить эти недостатки? 

 

В январе 2019 года китайские СМИ писали о том, что модернизированные варианты двигателей Xian WS-15 будут устанавливаться на серийные истребители 5-го (по китайской классификации – 4-го) поколения J-20 с 2020 года. Было заявлено, что модернизированный вариант двигателей китайской разработки проходит испытания, чтобы впоследствии заменить российские (АЛ-31ФН). 

 

 

Самолет J-20 способен развивать сверхзвуковую скорость, но не предназначен для длительных полетов на ней на бесфорсажных режимах работы двигателей, следовательно отнести этот истребитель к 5-му поколению можно очень условно.

 

Что же известно о истребителе J-20?

Самолет (предположительно) несколько медленнее в маневре, чем российский Су-57, и несколько заметнее, чем американский F-35. То есть он (опять предположительно) может «подобраться» к российскому самолету незамеченным не так близко, как американский, но все же и при этом превзойдет американский в маневре.
Другой вопрос, какой именно баланс между малозаметностью и маневренностью следует соблюдать. В данный момент никто этого не знает. 

Боевой самолет должен летать, маневрировать, далеко «видеть», сам быть не слишком заметным, мало потреблять топлива, преодолевать большие расстояния, быть легким, нести много оружия и боеприпасов…

 

 

Всякая боевая машина — компромисс между суммой этих качеств. Много топлива или малый вес? Малозаметная форма фюзеляжа или аэродинамическая? Оружие за малозаметной обшивкой, или на пилонах, сводящих малозаметность к нулю? Мощный локатор, или такой, который сложно засечь?

Экспериментально все это проверить тяжело и, порой, невозможно. Ответ дается, к сожалению, только на деле. Пока не будет решен вопрос двигателя, все рассказы о превосходстве J-20 выглядят, как маркетинговый ход (в свете новости, что Сингапур думает после покупки F-35 купить J-20 у Китая) или бахвальство.

Ну, и теперь весь мир узнал, что китайское истребители вышли на боевое дежурство.

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Новости о науке, технике, вооружении и технологиях.

Подпишитесь и будете получать свежий дайджест лучших статей за неделю!

Email*

Подписаться

naukatehnika.com

Китайский истребитель пятого поколения J-20


Григорий ОМЕЛЬЧЕНКО Андрей ФОМИН

ПЯТОЕ ПОКОЛЕНИЕ ПО-КИТАЙСКИ

«Взлёт», март 2011

Нынешний год начался с сенсации, которую подготовили всему авиационному миру в Поднебесной. Вопреки сомнениям скептиков, 11 января 2011 г. здесь, с заводского аэродрома в Чэнду, поднялся в первый полет прототип китайского истребителя пятого (или четвертого, по китайской классификации) поколения, известного под названием J-20 или «Проект 718». О том, что в КНР ведутся работы по истребителям следующего поколения, было известно уже довольно давно, но никто не верил, что дело продвинулось так далеко: многие были уверены, что до первого полета китайской новинки пройдет еще немало лет. Однако китайцы снова смогли удивить весь мир. И пусть поднявшийся в Чэнду самолет еще является скорее лишь демонстратором технологий, а для внедрения в серию и постановки на вооружение потребуются еще большие затраты сил. средств и времени, очевидно одно: развивающаяся семимильными шагами китайская авиапромышленность практически доказала, что уже является серьезнейшим игроком и соперником на рынке. Ведь до сих пор разрабатывать и строить истребители пятого поколения были в состоянии только США и Россия. Безусловно, «Проект 718» является одной из наиболее таинственных современных военных программ Китая. И если бы не очевидная политическая воля руководства страны «явить миру» новое достижение китайской промышленности, вероятно, мы могли бы даже не узнать о постройке прототипов J-20. Тем не менее, попробуем восстановить приблизительную хронологию событий и кратко рассмотреть основные особенности нового истребителя из Поднебесной.

Как все начиналось

 

Первые работы по концептуальным исследованиям облика истребителя следующего поколения начались в Китае, как минимум, два десятилетии назад — в 1989 г. Необходимо сразу оговориться, что китайская классификация поколений авиационной техники отличается от принятой в России. США и Европе. Так, китайские специалисты относят истребители F-15. F-I6, Су-27, МиГ-29 и свои J-I0 и JF-I7 к третьему поколению (первым поколением в КНР считаются самолеты J-2 (МиГ-15). J-5 (МиГ-17). J-6 (МиГ-19), а вторым — J-7 (МиГ-21) и J-8). соответственно новый J-20, равно как его американские и российский соперники F-22, F-35 и Т-50, называют здесь не пятым поколением, а четвертым. Но мы далее, для избегания путаницы, будем вес же придерживаться традиционных для нас стандартов. Согласно недавно обнародованным воспоминаниям Лю By Чуэня, ветерана входящего в Чэндунскую авиастроительную корпорацию САС проектного института

(Chengdu Aircraft Design Institute. CADI, известен также как 611-й Институт), именно в 1989 г. коллективы 611-го и 601-го институтов (второй ныне является подразделением Шэньянской авиастроительной корпорации. SAC) приступили к работам по программе под кодовым названием «2-03». Лю By упоминает; что в июле 1993 с китайская сторона подписала соглашение о сотрудничестве с российским институтом ЦАГИ и АНПК «МиГ» — речь шла о передаче опыта разработки самолетов с использованием систем автоматизированного проектирования и различного расчетного и моделирующего программного обеспечения. Вскоре массированный десант из нескольких десятков российских специалистов прибыл в Китай. С китайской стороны в программе принимало участие 120 инженеров и ученых из многих профильных организаций. Этот интенсивный «обмен опытом» продолжался до февраля 1994 г:

В 1995 г. информация о программе разработки китайского истребителя нового поколения впервые просочилась в печать — о ней было сообщено в информационной сводке гонконгского информационного агентства «Канва». А весной 1997 г. о существовании программы было публично объявлено уже Управлением военно-морской разведки США (ONI). ONI присвоило истребителю условное наименование XXJ (позже оно менялось на J-X и J-XX). Считалось также, что в ВВС НОАК самолет получит обозначение J-12. Ссылаясь на источники в САС, ONI описывало самолет как многофункциональный двухдвигательный самолет, внешне напоминающий истребитель F-15. По опенкам ONI. он мог поступить на вооружение в 2015 г. Также сообщалось, что В Чэнду работают сразу над двумя конфигурациями будущего самолета — как с одним, так и с двумя двигателями. ONI опубликовало рисунок предполагаемого внешнего вида истребителя. По иронии судьбы, он был действительно весьма похож на одну из исследовавшихся итераций — но не в 611-м Институте в Чэнду. а в 601-м, в Шэньяне.

В апреле 2001 г. ONI пересмотрело свои аналитические оценки и прогнозы в связи с вновь поступившей информацией — по полученным сведениям, предыдущая конфигурация истребителя была отвергнута, уступив место самолету с элементами стелс-технологий. ONI стало известно, что над проектом XXJ работают уже и в Шэньяне, и в Чэнду. Очевидно, последнее заставило разведчиков перенести ожидаемые сроки поступления нового самолета на вооружение резко «влево» — на 2010 г. ONI опубликовало новый рисунок истребителя — схему «продольный триплан», поскольку считалось, что на нее могло оказать немалое влияние начатое ешё в 90-х гг. сотрудничество китайских специалистов с ОКБ Сухого и СибНИА. Предполагалось, что использование ПГО и двигателей с управляемым вектором тяга значительно увеличит маневренность XXJ. В качестве силовой установки ONI видело двигатель WP-15 тягой около 11700 кгс, изображения которого с поворотным в одной плоскости соплом были показаны на авиасалоне «Эршоу Чайна» в 2000 г. . Масса пустого самолета оценивалась в 20000 кг. считалось, что на нем будет использована электродистанционная система управления, отработанная до этого на опытных J-8I1ACT и J-10.

В ноябре 2002 г., на очередной выставке «Эршоу Чайна» в Чжухае в видеоролике корпорации AVIC I «засветилась» продувочная модель нового двухдвигательного истребителя. По фюзеляжу с характерными очертаниями носовой части и воздухозаборникам она весьма напоминала F-22A, но имела круглые сопла. Крыло с наплывами и горизонтальное оперение были намного более традиционными. имея нулевую стреловидность по задней кромке и напоминая таковые у самолета F-16. Среди особенностей той модели — однокилевое вертикальное оперение и подфюзеляжные гребни большой площади. Угадывалось также наличие внутренних отсеков вооружения.

Видимо, на той же выставке неназванный «высокопоставленный представитель AVIC I» сообщил китайскому корреспонденту «Джейнс Дифенс Уикли» Ихуну Чану, что в качестве подрядчика по работам над тяжелым истребителем нового поколения выбрана корпорация SAC. Чану были продемонстрированы фотографии продувочных моделей. Впоследствии в ряде телевизионных репортажей и публикациях AVIC 1 и SAC появились рисунки, видимо, последующих итераций данного самолета — менялась конфигурация и размер наплывов, вертикальное оперение стало двухкилевым, а подфюзеляжные гребни исчезли. Можно предположить, что прессе просто показывали уже отправленные на том этапе «в корзину» итерации JXX первоначально прорабатывавшейся нормальной схемы. А вот информация ONI о «продольном триплане» скорее всего, была верной (надо отметить, что ONI редко когда ошибалась в своих прогнозах, и еще в 1997 г. — за год до первого полета — довольно точно описало внешний вид будущего J-10).

С не меньшей периодичностью в официальных источниках появлялись изображения и возможных концепций будущего истребителя от САС и 611-го Института в Чэнду. Так. на том же авиасалоне в Чжухае в 2002 г. в буклете САС была опубликована 3Д-модель истребителя-среднеплана, выполненного по схеме «утка» с треугольным крылом и вынесенным вверх передним горизонтальным оперением, подфюзеляжным воздухозаборником с вертикальным клином торможения и V-образным оперением малого удлинения, размещенным на хвостовых балках. Причем развал вертикального оперения был настолько большим, что можно было уже говорить не о схеме «утка», а снова о пресловутом «продольном триплане». Многим, тем не менее, самолет подозрительно напомнил «Изделие 1.44» фирмы «МиГ» — прототип умершей после распада СССР программы Многофункционального истребителя МФИ. Последнее не замедлило сказаться на появлении уверенности в более чем тесном и успешно продолжающемся сотрудничестве китайских и российских специалистов.

Однако, как известно, китайские авиаконструкторы всегда ревностно относились к заявлениям о том, что им кто-то помогает. Так, в ряде интервью «отец» истребителя J-10 Сун Вэнкун в ответ на предположения об активном участии израильских и российских специалистов в создании этого самолета не уставал повторять, что «при

проектировании планера самолета никакой помощи со стороны иностранных специалистов не было». В качестве аргумента Сун приводил опыт работ института над проектом перехватчика J-9, начавшихся еще в 60-х гг. Действительно, финальные итерации J-9, как и J-10, имели схему «утка». Но в свое время проект J-9 был закрыт в пользу менее радикального шэньянского J-8.

В 2004 г. в очередном буклете 611-го Института появилась еще одна «утка» среднепланной схемы. Развал увеличившегося по площади оперения у нее стал заметно меньше, подфюзеляжный воздухозаборник был заменен на боковые, на которых «осело» ПГО. В том же году в интернет случайно попала фотография более свежей итерации самолета — у него появились узкие оживальные наплывы крыла и характерные «клыки» воздухозаборников, зато исчезли хвостовые «ласты». Достоверность изображения стала оцениваться еще выше после того, как осенью 2005 г. продувочная модель практически такой же конфигурации случайно оказалась на снимке, сделанном во время визита очередной высокопоставленной партийной делегации в Чэнду. Тогда же директор 611-го Института Ян Вэй заявил, что некий «важный прототип» совершит свой первый полет в течение пяти лет.

Достаточно долго предполагалось, что больше шансов на выигрыш в конкурсе на новый истребитель имеет Шэньянская корпорация, однако в августе 2008 г. предпочтение было окончательно отдано проекту из Чэнду. Выигрыш САС можно объяснить несколькими причинами.

Первой серьезной самолетостроительной программой предприятия в Чэнду стало развертывание производства истребителей J-7 (на базе советского МиГ-21), в то вр

sciencestory.ru

Истребитель «Ченду» J-20 — «китаец» пятого поколения

В описании этого самолета читатель часто будет встречать слова «неизвестно» или «примерно». Дело в том, что доступная общественности информация о J-20 очень и очень скупа.

Тем не менее этот самолет — один из первых в мире истребителей пятого поколения и заслуживает пристального внимания. Его история началась в 1989 году, когда в Китайской Народной Республике приступили к реализации программы создания нового тяжелого истребителя под условным обозначением «2-03», предназначенного для замены самолетов J-8-II. Изначально в новой конструкции предполагали широко применять западные технологии. Но почти сразу же от этого пришлось отказаться — после кровавого разгона студенческой демонстрации на площади Тяньаньмэнь США и страны Западной Европы свернули сотрудничество с КНР в военной сфере. Выход из -технологического тупика» удалось найти благодаря сотрудничеству с Россией.

РАЗРАБОТКА

В 1993 году было подписано соглашение о сотрудничестве между Опытно-конструкторским бюро им. А. Микояна и Центральным аэрогидродинамическим институтом (ЦАГИ), с одной стороны, и китайскими опытно-проектными авиационными организациями — с другой. В соответствии с ним китайские инженеры получили возможность приобщиться к наработкам по проекту истребителя «1.42», который в России так и не вышел из экспериментальной стадии. Проект китайского истребителя пятого поколения, создаваемый в 611 -м научно исследовательском институте (конструкторском бюро при авиационном заводе в Ченду), приобрел вид, присущий «1.42»: аэродинамическую схему «утка» с передним горизонтальным оперением, двухкилевое вертикальное оперение, подфюзеляжный воздухозаборник. Двухмоторная машина принадлежит к подклассу тяжелых истребителей — так же как американский F-22 «Рэптор» и российский Т-50 (Су-57).

ИСПЫТАНИЯ

В течение нескольких лет создание нового истребителя шло в условиях абсолютной секретности. Первая официальная информация о самолете стала достоянием общественности в ноябре 2009 года, когда официальный представитель военно-воздушных сил КНР заявил, что новый истребитель начнет летные испытания в конце 2010-го, а к 2020 году поступит на вооружение строевых частей. Надо отметить, что китайские самолетостроители старались выдержать график. Первый прототип J-20 впервые поднялся в воздух 11 января 2011 года — лишь на несколько недель позже установленного срока. 16 мая следующего года начались летные испытания второй машины. По-настоящему ударным для программы стал 2014 год, когда один за другим были облетаны сразу четыре прототипа.

В их конструкции и составе оборудования заметны некоторые отличия от первых машин. Наиболее существенными отличиями стали изменения конструкции воздухозаборников, вертикального оперения, фонаря пилотской кабины.

Все эти нововведения были сделаны с учетом результатов испытаний первых двух прототипов. Из наиболее серьезных новшеств в составе бортового оборудования «прототипов 2014 года» зарубежные специалисты отмечают установку оптико-электронной обзорно прицельной станции.

Такая станция (кстати, отсутствующая на американском «Рэпторе») позволяет обнаруживать воздушные цели в пассив ном режиме, без включения бортового радиолокатора. Естественно, это значительно повышает шансы пилота J-20 на победу в воздушном бою. Отработка основных элементов конструкции и оборудования J-20 была в основном завершена на седьмом и восьмом прототипах, облетанных в 2015 году. А в 2016 году китайские средства массовой информации объявили о выпуске заводом в Ченду первой серийной партии J-20 в количестве шести экземпляров. Вероятнее всего, эти самолеты не серийные в полном смысле этого слова, а предсерийные экземпляры («нулевая» серия), и предназначены для войсковых испытаний и начала освоения новой техники строевыми летчиками.

СИЛОВАЯ УСТАНОВКА

Опубликованная информация, касающаяся силовой установки, бортового радиоэлектронного оборудования и вооружения J-20, является далеко не полной, а местами — противоречивой. Считается, что прототипы и первые серийные машины получили российские двухконтурные турбореактивные двигатели АЛ-31Ф-М2 тягой на форсаже около 14 000 кгс. По крайней мере один прототип получил китайские двигатели WS 10G. Но мощность обоих типов силовых установок явно недостаточна для обеспечения тяжелому самолету расчетных динамических и маневренных характеристик. В КНР идет разработка нового двигателя для J-20 — «Сиань» WS-15 тягой на максимальном режиме 11300 кгс (на форсаже — 18 350 кгс). Однако степень готовности этого изделия неизвестна. Поэтому эксперты не исключают возможность приобретения Китаем новых двигателей для J-20. Вопрос обеспечения самолета J-20 силовой установкой достаточной мощности — один из ключевых для судьбы всей программы.

БОЕВЫЕ КАЧЕСТВА J-20

Создание J-20 стало убедительным свидетельством успехов китайской авиационной промышленности. Еще недавно она находилась на стадии копирования иностранных образцов, а теперь постепенно выходит на передовые позиции.

Кабина истребителя J-20 оснащена современными средствами отображения информации: пятью многофункциональными индикаторами — двумя крупноформатными и тремя меньшего размера, а также широкоугольным индикатором на фоне лобового стекла. Основным элементом бортового прицельно-навигационного комплекса стала радиолокационная станция «тип 1475» (KU-5). Эксперты отмечают, что этот радар с активной фазированной антенной решеткой, вероятно, разработан на основе советской станции «Заслон» (устанавливалась на истребителях МиГ-31), несколько экземпляров которой попало в Китай в 90-е годы. Вместе с тем часть специалистов считает, что на прототипах и первых серийных самолетах J-20 установлены российские РЛС «Жук-МА», также с активными фазированными решетками.

Начиная с третьего прототипа, на самолет устанавливают электронно-оптическую прицельную станцию EOTS-86. В перспективе J-20 должен получить распределенную электронно оптическую систему с несколькими датчиками, разнесенными по планеру (подобную той. что применена на американском истребителе F-35 «Лайтнинг» II). Состав комплекса радиоэлектронной борьбы самолета J-20 пока неизвестен.

ВООРУЖЕНИЕ

На данный момент неизвестно, имеет ли J-20 встроенную пушку. Ракетное вооружение класса «воздух — воздух» расположено внутри фюзеляжа по схеме, аналогичной той, что применена на американском истребителе F-22: большой центральный отсек для управляемых ракет средней дальности и два малых боковых — для ракет ближнего боя. В боковых отсеках можно подвесить по одной управляемой ракете PL 9 с тепловым самонаведением. В центральном отсеке располагаются три ракеты PL-12 с активной радиолокационной головкой самонаведения — аналог российской ракеты Р-77.

В настоящее время идут испытания ракеты PL-12C со складывающимся оперением — это позволит увеличить количество ракет, размещаемых в центральном отсеке, с трех до четырех В перспективе J-20 должен получить новые управляемые ракеты PL-10 (малой дальности) и PL-15 (большой дальности). Считается, что в состав вооружения истребителя могут также войти новые управляемые авиабомбы малого диаметра, приспособленные для размещения во внутрифюзеляжных отсеках (например, L5-6 калибра 100 кг). Вероятно, что J-20, как и F-22, имеет возможность установки четырех — шести подкрыльевых узлов для размещения подвесных топливных баков или дополнительных средств поражения. Максимальная масса нагрузки при этом может достигать, по некоторым оценкам, 8000 кг. Однако с такой внешней подвеской существенно возрастает эффективная площадь рассеивания самолета и он теряет свойства малозаметности.

Ввиду недостаточной тяговооруженности истребитель J-20 в его нынешней конфигурации вряд ли способен поддерживать сверхзвуковую крейсерскую скорость без включения форсажа двигателей — это качество считается одним из определяющих для истребителей пятого поколения. С другой стороны, запас топлива на китайском самолете существенно больше, чем у американского и российского конкурентов. Поэтому по таким показателям как дальность полета и боевой радиус J-20 превосходит другие истребители пятого поколения. В декабре 2016 года первые истребители J-20 поступили в состав 176-й авиационной бригады, принадлежащей учебно-испытательному центру военно-воздушных сил КНР. В марте 2017 года самолет был официально принят на вооружение.

Текущие планы военно-воздушных сил Китайской Народной Республики относительно закупок истребителей J-20 неизвестны. Можно предположить, что потребность в таких самолетах составит примерно 200-300 единиц. Тяжелые истребители пятого поколения составят основу противовоздушной обороны важнейших экономических центров страны, а также будут служить качественным усилением для более массовых легких истребителей J-10 (и, возможно, J-31). Темп и объем производства J-20, безусловно, будут зависеть от того, насколько быстро китайским специалистам удастся преодолеть зависимость от импорта в ряде ключевых областей: производстве мощных турбореактивных двигателей, радиолокаторов и композиционных материалов.

Оставить эмоцию

Нравится Тронуло Ха-Ха Ого Печаль Злюсь