Преимущества истребителя J-20 над Су-57 и F-35? Китай заявляет
Автор: Роман Барский
19 марта 2019, 03:43
Китайских истребителя J-20 продолжают патрулирование над островами, территориальная принадлежность которых оспаривается другими странами. Самолеты осуществляют постоянное патрулирование над юго-восточными водами Китая и островами, территориальная принадлежность которых оспаривается другими странами. Речь идёт о патрулировании в районе архипелага Спратли и островов Дяоюйдао (Сенкаку).
В ходе эксплуатации первых серийных самолётов производства КНР выявляются недостатки, которые будут устраняться уже в последующих их версиях.
В китайских СМИ отмечается, что уже сейчас J-20 «по основным параметрам превосходят американские F-22 и F-35, а также готовящиеся к поставке на вооружение ВКС РФ Су-57».
Китайский истребитель J-20.
В чём китайские эксперты видят преимущество своего самолёта:
«J-20 уже сегодня уникален своей концепцией по аэродинамической компоновке. Она существенно отличается от американских F-22 и F-35, как и от российского Су-57. У американских самолётов отличная технология малозаметности, но есть проблемы с маневренностью, а потому они не подходят для ближнего боя. У Су-57 всё наоборот- прекрасная аэродинамика, но отсутствуют реализованные стелс-технологии».
Китайские издания отмечают, что J-20 вобрал в себя отличные параметры как аэродинамического характера, так и малозаметности. J-20 получил один из вариантов универсальной ракеты PL-21 – класс «воздух-воздух». Эта ракета китайского производства существенно превосходит Р-73 и AIM-120 AMRAAM: «Благодаря этим ракетам мощь J-20 существенным образом выросла».
Главным недостатком J-20 в Китае называют проблемы с двигателем. Пока эти самолёты комплектуются двигателями российского производства. Планируется в течение нескольких лет переоснастить J-20 на силовые установки производства китайских компаний.Так же отмечается, что потенциал китайских производителей таков, что уже с 2020 года с заводов в войска могут поставляться до 150 таких истребителей ежегодно.
Беглые выводы
Итак, китайские эксперты нахваливают свой самолет, говоря, что он вобрал в себя лучшие свойства как аэродинамического характера, так и малозаметности. При этом не скрывают, что есть проблемы с двигателем. Возникает вопрос, а не лукавят ли они, ведь от характеристик двигателя зависит как маневренность самолета, так и малозаметность? Себя не похвалишь, мало кто клюнет и купит твое изделие.
На данный момент самолет имеет слабое шасси, он тяжеловат, малозаметность хромает и двигатель еще надо доработать. Хватит ли у КНР терпения устранить эти недостатки?
В январе 2019 года китайские СМИ писали о том, что модернизированные варианты двигателей Xian WS-15 будут устанавливаться на серийные истребители 5-го (по китайской классификации – 4-го) поколения J-20 с 2020 года. Было заявлено, что модернизированный вариант двигателей китайской разработки проходит испытания, чтобы впоследствии заменить российские (АЛ-31ФН).
Самолет J-20 способен развивать сверхзвуковую скорость, но не предназначен для длительных полетов на ней на бесфорсажных режимах работы двигателей, следовательно отнести этот истребитель к 5-му поколению можно очень условно.
Что же известно о истребителе J-20?
Самолет (предположительно) несколько медленнее в маневре, чем российский Су-57, и несколько заметнее, чем американский F-35. То есть он (опять предположительно) может «подобраться» к российскому самолету незамеченным не так близко, как американский, но все же и при этом превзойдет американский в маневре.
Другой вопрос, какой именно баланс между малозаметностью и маневренностью следует соблюдать. В данный момент никто этого не знает.
Боевой самолет должен летать, маневрировать, далеко «видеть», сам быть не слишком заметным, мало потреблять топлива, преодолевать большие расстояния, быть легким, нести много оружия и боеприпасов…
Всякая боевая машина — компромисс между суммой этих качеств. Много топлива или малый вес? Малозаметная форма фюзеляжа или аэродинамическая? Оружие за малозаметной обшивкой, или на пилонах, сводящих малозаметность к нулю? Мощный локатор, или такой, который сложно засечь?
Экспериментально все это проверить тяжело и, порой, невозможно. Ответ дается, к сожалению, только на деле. Пока не будет решен вопрос двигателя, все рассказы о превосходстве J-20 выглядят, как маркетинговый ход (в свете новости, что Сингапур думает после покупки F-35 купить J-20 у Китая) или бахвальство.
Ну, и теперь весь мир узнал, что китайское истребители вышли на боевое дежурство.
Новости о науке, технике, вооружении и технологиях.
Подпишитесь и будете получать свежий дайджест лучших статей за неделю!
Email*
Подписаться
naukatehnika.com
Китайский истребитель пятого поколения J-20
Григорий ОМЕЛЬЧЕНКО Андрей ФОМИН
ПЯТОЕ ПОКОЛЕНИЕ ПО-КИТАЙСКИ
«Взлёт», март 2011
Нынешний год начался с сенсации, которую подготовили всему авиационному миру в Поднебесной. Вопреки сомнениям скептиков, 11 января 2011 г. здесь, с заводского аэродрома в Чэнду, поднялся в первый полет прототип китайского истребителя пятого (или четвертого, по китайской классификации) поколения, известного под названием J-20 или «Проект 718». О том, что в КНР ведутся работы по истребителям следующего поколения, было известно уже довольно давно, но никто не верил, что дело продвинулось так далеко: многие были уверены, что до первого полета китайской новинки пройдет еще немало лет. Однако китайцы снова смогли удивить весь мир. И пусть поднявшийся в Чэнду самолет еще является скорее лишь демонстратором технологий, а для внедрения в серию и постановки на вооружение потребуются еще большие затраты сил. средств и времени, очевидно одно: развивающаяся семимильными шагами китайская авиапромышленность практически доказала, что уже является серьезнейшим игроком и соперником на рынке. Ведь до сих пор разрабатывать и строить истребители пятого поколения были в состоянии только США и Россия. Безусловно, «Проект 718» является одной из наиболее таинственных современных военных программ Китая. И если бы не очевидная политическая воля руководства страны «явить миру» новое достижение китайской промышленности, вероятно, мы могли бы даже не узнать о постройке прототипов J-20. Тем не менее, попробуем восстановить приблизительную хронологию событий и кратко рассмотреть основные особенности нового истребителя из Поднебесной.
Как все начиналось
Первые работы по концептуальным исследованиям облика истребителя следующего поколения начались в Китае, как минимум, два десятилетии назад — в 1989 г. Необходимо сразу оговориться, что китайская классификация поколений авиационной техники отличается от принятой в России. США и Европе. Так, китайские специалисты относят истребители F-15. F-I6, Су-27, МиГ-29 и свои J-I0 и JF-I7 к третьему поколению (первым поколением в КНР считаются самолеты J-2 (МиГ-15). J-5 (МиГ-17). J-6 (МиГ-19), а вторым — J-7 (МиГ-21) и J-8). соответственно новый J-20, равно как его американские и российский соперники F-22, F-35 и Т-50, называют здесь не пятым поколением, а четвертым. Но мы далее, для избегания путаницы, будем вес же придерживаться традиционных для нас стандартов. Согласно недавно обнародованным воспоминаниям Лю By Чуэня, ветерана входящего в Чэндунскую авиастроительную корпорацию САС проектного института (Chengdu Aircraft Design Institute. CADI, известен также как 611-й Институт), именно в 1989 г. коллективы 611-го и 601-го институтов (второй ныне является подразделением Шэньянской авиастроительной корпорации. SAC) приступили к работам по программе под кодовым названием «2-03». Лю By упоминает; что в июле 1993 с китайская сторона подписала соглашение о сотрудничестве с российским институтом ЦАГИ и АНПК «МиГ» — речь шла о передаче опыта разработки самолетов с использованием систем автоматизированного проектирования и различного расчетного и моделирующего программного обеспечения. Вскоре массированный десант из нескольких десятков российских специалистов прибыл в Китай. С китайской стороны в программе принимало участие 120 инженеров и ученых из многих профильных организаций. Этот интенсивный «обмен опытом» продолжался до февраля 1994 г:
В 1995 г. информация о программе разработки китайского истребителя нового поколения впервые просочилась в печать — о ней было сообщено в информационной сводке гонконгского информационного агентства «Канва». А весной 1997 г. о существовании программы было публично объявлено уже Управлением военно-морской разведки США (ONI). ONI присвоило истребителю условное наименование XXJ (позже оно менялось на J-X и J-XX). Считалось также, что в ВВС НОАК самолет получит обозначение J-12. Ссылаясь на источники в САС, ONI описывало самолет как многофункциональный двухдвигательный самолет, внешне напоминающий истребитель F-15. По опенкам ONI. он мог поступить на вооружение в 2015 г. Также сообщалось, что В Чэнду работают сразу над двумя конфигурациями будущего самолета — как с одним, так и с двумя двигателями. ONI опубликовало рисунок предполагаемого внешнего вида истребителя. По иронии судьбы, он был действительно весьма похож на одну из исследовавшихся итераций — но не в 611-м Институте в Чэнду. а в 601-м, в Шэньяне.
В апреле 2001 г. ONI пересмотрело свои аналитические оценки и прогнозы в связи с вновь поступившей информацией — по полученным сведениям, предыдущая конфигурация истребителя была отвергнута, уступив место самолету с элементами стелс-технологий. ONI стало известно, что над проектом XXJ работают уже и в Шэньяне, и в Чэнду. Очевидно, последнее заставило разведчиков перенести ожидаемые сроки поступления нового самолета на вооружение резко «влево» — на 2010 г. ONI опубликовало новый рисунок истребителя — схему «продольный триплан», поскольку считалось, что на нее могло оказать немалое влияние начатое ешё в 90-х гг. сотрудничество китайских специалистов с ОКБ Сухого и СибНИА. Предполагалось, что использование ПГО и двигателей с управляемым вектором тяга значительно увеличит маневренность XXJ. В качестве силовой установки ONI видело двигатель WP-15 тягой около 11700 кгс, изображения которого с поворотным в одной плоскости соплом были показаны на авиасалоне «Эршоу Чайна» в 2000 г. . Масса пустого самолета оценивалась в 20000 кг. считалось, что на нем будет использована электродистанционная система управления, отработанная до этого на опытных J-8I1ACT и J-10.
В ноябре 2002 г., на очередной выставке «Эршоу Чайна» в Чжухае в видеоролике корпорации AVIC I «засветилась» продувочная модель нового двухдвигательного истребителя. По фюзеляжу с характерными очертаниями носовой части и воздухозаборникам она весьма напоминала F-22A, но имела круглые сопла. Крыло с наплывами и горизонтальное оперение были намного более традиционными. имея нулевую стреловидность по задней кромке и напоминая таковые у самолета F-16. Среди особенностей той модели — однокилевое вертикальное оперение и подфюзеляжные гребни большой площади. Угадывалось также наличие внутренних отсеков вооружения.
Видимо, на той же выставке неназванный «высокопоставленный представитель AVIC I» сообщил китайскому корреспонденту «Джейнс Дифенс Уикли» Ихуну Чану, что в качестве подрядчика по работам над тяжелым истребителем нового поколения выбрана корпорация SAC. Чану были продемонстрированы фотографии продувочных моделей. Впоследствии в ряде телевизионных репортажей и публикациях AVIC 1 и SAC появились рисунки, видимо, последующих итераций данного самолета — менялась конфигурация и размер наплывов, вертикальное оперение стало двухкилевым, а подфюзеляжные гребни исчезли. Можно предположить, что прессе просто показывали уже отправленные на том этапе «в корзину» итерации JXX первоначально прорабатывавшейся нормальной схемы. А вот информация ONI о «продольном триплане» скорее всего, была верной (надо отметить, что ONI редко когда ошибалась в своих прогнозах, и еще в 1997 г. — за год до первого полета — довольно точно описало внешний вид будущего J-10).
С не меньшей периодичностью в официальных источниках появлялись изображения и возможных концепций будущего истребителя от САС и 611-го Института в Чэнду. Так. на том же авиасалоне в Чжухае в 2002 г. в буклете САС была опубликована 3Д-модель истребителя-среднеплана, выполненного по схеме «утка» с треугольным крылом и вынесенным вверх передним горизонтальным оперением, подфюзеляжным воздухозаборником с вертикальным клином торможения и V-образным оперением малого удлинения, размещенным на хвостовых балках. Причем развал вертикального оперения был настолько большим, что можно было уже говорить не о схеме «утка», а снова о пресловутом «продольном триплане». Многим, тем не менее, самолет подозрительно напомнил «Изделие 1.44» фирмы «МиГ» — прототип умершей после распада СССР программы Многофункционального истребителя МФИ. Последнее не замедлило сказаться на появлении уверенности в более чем тесном и успешно продолжающемся сотрудничестве китайских и российских специалистов.
Однако, как известно, китайские авиаконструкторы всегда ревностно относились к заявлениям о том, что им кто-то помогает. Так, в ряде интервью «отец» истребителя J-10 Сун Вэнкун в ответ на предположения об активном участии израильских и российских специалистов в создании этого самолета не уставал повторять, что «при
проектировании планера самолета никакой помощи со стороны иностранных специалистов не было». В качестве аргумента Сун приводил опыт работ института над проектом перехватчика J-9, начавшихся еще в 60-х гг. Действительно, финальные итерации J-9, как и J-10, имели схему «утка». Но в свое время проект J-9 был закрыт в пользу менее радикального шэньянского J-8.
В 2004 г. в очередном буклете 611-го Института появилась еще одна «утка» среднепланной схемы. Развал увеличившегося по площади оперения у нее стал заметно меньше, подфюзеляжный воздухозаборник был заменен на боковые, на которых «осело» ПГО. В том же году в интернет случайно попала фотография более свежей итерации самолета — у него появились узкие оживальные наплывы крыла и характерные «клыки» воздухозаборников, зато исчезли хвостовые «ласты». Достоверность изображения стала оцениваться еще выше после того, как осенью 2005 г. продувочная модель практически такой же конфигурации случайно оказалась на снимке, сделанном во время визита очередной высокопоставленной партийной делегации в Чэнду. Тогда же директор 611-го Института Ян Вэй заявил, что некий «важный прототип» совершит свой первый полет в течение пяти лет.
Достаточно долго предполагалось, что больше шансов на выигрыш в конкурсе на новый истребитель имеет Шэньянская корпорация, однако в августе 2008 г. предпочтение было окончательно отдано проекту из Чэнду. Выигрыш САС можно объяснить несколькими причинами.
Первой серьезной самолетостроительной программой предприятия в Чэнду стало развертывание производства истребителей J-7 (на базе советского МиГ-21), в то вр
sciencestory.ru
Истребитель «Ченду» J-20 — «китаец» пятого поколения
В описании этого самолета читатель часто будет встречать слова «неизвестно» или «примерно». Дело в том, что доступная общественности информация о J-20 очень и очень скупа.
Тем не менее этот самолет — один из первых в мире истребителей пятого поколения и заслуживает пристального внимания. Его история началась в 1989 году, когда в Китайской Народной Республике приступили к реализации программы создания нового тяжелого истребителя под условным обозначением «2-03», предназначенного для замены самолетов J-8-II. Изначально в новой конструкции предполагали широко применять западные технологии. Но почти сразу же от этого пришлось отказаться — после кровавого разгона студенческой демонстрации на площади Тяньаньмэнь США и страны Западной Европы свернули сотрудничество с КНР в военной сфере. Выход из -технологического тупика» удалось найти благодаря сотрудничеству с Россией.
РАЗРАБОТКА
В 1993 году было подписано соглашение о сотрудничестве между Опытно-конструкторским бюро им. А. Микояна и Центральным аэрогидродинамическим институтом (ЦАГИ), с одной стороны, и китайскими опытно-проектными авиационными организациями — с другой. В соответствии с ним китайские инженеры получили возможность приобщиться к наработкам по проекту истребителя «1.42», который в России так и не вышел из экспериментальной стадии. Проект китайского истребителя пятого поколения, создаваемый в 611 -м научно исследовательском институте (конструкторском бюро при авиационном заводе в Ченду), приобрел вид, присущий «1.42»: аэродинамическую схему «утка» с передним горизонтальным оперением, двухкилевое вертикальное оперение, подфюзеляжный воздухозаборник. Двухмоторная машина принадлежит к подклассу тяжелых истребителей — так же как американский F-22 «Рэптор» и российский Т-50 (Су-57).
ИСПЫТАНИЯ
В течение нескольких лет создание нового истребителя шло в условиях абсолютной секретности. Первая официальная информация о самолете стала достоянием общественности в ноябре 2009 года, когда официальный представитель военно-воздушных сил КНР заявил, что новый истребитель начнет летные испытания в конце 2010-го, а к 2020 году поступит на вооружение строевых частей. Надо отметить, что китайские самолетостроители старались выдержать график. Первый прототип J-20 впервые поднялся в воздух 11 января 2011 года — лишь на несколько недель позже установленного срока. 16 мая следующего года начались летные испытания второй машины. По-настоящему ударным для программы стал 2014 год, когда один за другим были облетаны сразу четыре прототипа.
В их конструкции и составе оборудования заметны некоторые отличия от первых машин. Наиболее существенными отличиями стали изменения конструкции воздухозаборников, вертикального оперения, фонаря пилотской кабины.
Все эти нововведения были сделаны с учетом результатов испытаний первых двух прототипов. Из наиболее серьезных новшеств в составе бортового оборудования «прототипов 2014 года» зарубежные специалисты отмечают установку оптико-электронной обзорно прицельной станции.
Такая станция (кстати, отсутствующая на американском «Рэпторе») позволяет обнаруживать воздушные цели в пассив ном режиме, без включения бортового радиолокатора. Естественно, это значительно повышает шансы пилота J-20 на победу в воздушном бою. Отработка основных элементов конструкции и оборудования J-20 была в основном завершена на седьмом и восьмом прототипах, облетанных в 2015 году. А в 2016 году китайские средства массовой информации объявили о выпуске заводом в Ченду первой серийной партии J-20 в количестве шести экземпляров. Вероятнее всего, эти самолеты не серийные в полном смысле этого слова, а предсерийные экземпляры («нулевая» серия), и предназначены для войсковых испытаний и начала освоения новой техники строевыми летчиками.
СИЛОВАЯ УСТАНОВКА
Опубликованная информация, касающаяся силовой установки, бортового радиоэлектронного оборудования и вооружения J-20, является далеко не полной, а местами — противоречивой. Считается, что прототипы и первые серийные машины получили российские двухконтурные турбореактивные двигатели АЛ-31Ф-М2 тягой на форсаже около 14 000 кгс. По крайней мере один прототип получил китайские двигатели WS 10G. Но мощность обоих типов силовых установок явно недостаточна для обеспечения тяжелому самолету расчетных динамических и маневренных характеристик. В КНР идет разработка нового двигателя для J-20 — «Сиань» WS-15 тягой на максимальном режиме 11300 кгс (на форсаже — 18 350 кгс). Однако степень готовности этого изделия неизвестна. Поэтому эксперты не исключают возможность приобретения Китаем новых двигателей для J-20. Вопрос обеспечения самолета J-20 силовой установкой достаточной мощности — один из ключевых для судьбы всей программы.
БОЕВЫЕ КАЧЕСТВА J-20
Создание J-20 стало убедительным свидетельством успехов китайской авиационной промышленности. Еще недавно она находилась на стадии копирования иностранных образцов, а теперь постепенно выходит на передовые позиции.
Кабина истребителя J-20 оснащена современными средствами отображения информации: пятью многофункциональными индикаторами — двумя крупноформатными и тремя меньшего размера, а также широкоугольным индикатором на фоне лобового стекла. Основным элементом бортового прицельно-навигационного комплекса стала радиолокационная станция «тип 1475» (KU-5). Эксперты отмечают, что этот радар с активной фазированной антенной решеткой, вероятно, разработан на основе советской станции «Заслон» (устанавливалась на истребителях МиГ-31), несколько экземпляров которой попало в Китай в 90-е годы. Вместе с тем часть специалистов считает, что на прототипах и первых серийных самолетах J-20 установлены российские РЛС «Жук-МА», также с активными фазированными решетками.
Начиная с третьего прототипа, на самолет устанавливают электронно-оптическую прицельную станцию EOTS-86. В перспективе J-20 должен получить распределенную электронно оптическую систему с несколькими датчиками, разнесенными по планеру (подобную той. что применена на американском истребителе F-35 «Лайтнинг» II). Состав комплекса радиоэлектронной борьбы самолета J-20 пока неизвестен.
ВООРУЖЕНИЕ
На данный момент неизвестно, имеет ли J-20 встроенную пушку. Ракетное вооружение класса «воздух — воздух» расположено внутри фюзеляжа по схеме, аналогичной той, что применена на американском истребителе F-22: большой центральный отсек для управляемых ракет средней дальности и два малых боковых — для ракет ближнего боя. В боковых отсеках можно подвесить по одной управляемой ракете PL 9 с тепловым самонаведением. В центральном отсеке располагаются три ракеты PL-12 с активной радиолокационной головкой самонаведения — аналог российской ракеты Р-77.
В настоящее время идут испытания ракеты PL-12C со складывающимся оперением — это позволит увеличить количество ракет, размещаемых в центральном отсеке, с трех до четырех В перспективе J-20 должен получить новые управляемые ракеты PL-10 (малой дальности) и PL-15 (большой дальности). Считается, что в состав вооружения истребителя могут также войти новые управляемые авиабомбы малого диаметра, приспособленные для размещения во внутрифюзеляжных отсеках (например, L5-6 калибра 100 кг). Вероятно, что J-20, как и F-22, имеет возможность установки четырех — шести подкрыльевых узлов для размещения подвесных топливных баков или дополнительных средств поражения. Максимальная масса нагрузки при этом может достигать, по некоторым оценкам, 8000 кг. Однако с такой внешней подвеской существенно возрастает эффективная площадь рассеивания самолета и он теряет свойства малозаметности.
Ввиду недостаточной тяговооруженности истребитель J-20 в его нынешней конфигурации вряд ли способен поддерживать сверхзвуковую крейсерскую скорость без включения форсажа двигателей — это качество считается одним из определяющих для истребителей пятого поколения. С другой стороны, запас топлива на китайском самолете существенно больше, чем у американского и российского конкурентов. Поэтому по таким показателям как дальность полета и боевой радиус J-20 превосходит другие истребители пятого поколения. В декабре 2016 года первые истребители J-20 поступили в состав 176-й авиационной бригады, принадлежащей учебно-испытательному центру военно-воздушных сил КНР. В марте 2017 года самолет был официально принят на вооружение.
Текущие планы военно-воздушных сил Китайской Народной Республики относительно закупок истребителей J-20 неизвестны. Можно предположить, что потребность в таких самолетах составит примерно 200-300 единиц. Тяжелые истребители пятого поколения составят основу противовоздушной обороны важнейших экономических центров страны, а также будут служить качественным усилением для более массовых легких истребителей J-10 (и, возможно, J-31). Темп и объем производства J-20, безусловно, будут зависеть от того, насколько быстро китайским специалистам удастся преодолеть зависимость от импорта в ряде ключевых областей: производстве мощных турбореактивных двигателей, радиолокаторов и композиционных материалов.
Оставить эмоциюНравится Тронуло Ха-Ха Ого Печаль Злюсь
1782warfor.me
Китайский истребитель 5-го поколения J-20 » Военное обозрение
Китай, постоянно пугающий США и ряд других государств своей растущей военной силой, возможно, совершил технологический прорыв, создав перспективный истребитель 5-го поколения. В январе 2011г. в Китае с триумфом дебютировал первый демонстрационный самолет-прототип истребителя 5-го поколения, известного под условным обозначением J-20, созданный и построенный на 132-м авиазаводе в Чэнду (провинция Сычуань) под непосредственным руководством главного авиаконструктора Янг Вэя и пилотировавшийся Ли Ганом, летчиком-испытателем ВВС НОАК.
Комментируя первый полет, мировое журналистское сообщество утверждает, что самолет, продемонстрированный в Чэнду, представляет собой всего лишь не очень удачный «коллаж», собранный из различных элементов конструкции экспериментальных российских самолетов Су-47 и МИГ 1.44, а также истребителей 5-го поколения F-22 и F-35, созданных в США. Разумеется, военного значения, даже малейшего, этот эклектичный монстр не имеет и может годиться только в качестве пропаганды сомнительных достижений науки и техники КНР.
В то же время, несмотря на столь негативные отзывы в прессе, необходимо признать, что вопреки распространенному мнению о китайских авиаконструкторах как о полных «неумехах» и «по жизни — плагиаторах», они действительно одними из первых, после США и России, создали прототип боевого самолета 5-го поколения, отвечающего всем требованиями XXI столетия. Среди других государств с развитым авиастроением схожую задачу перед собой ставят только Япония, Индия и Южная Корея. В Европе об истребителях нового 5-го поколения пока вообще предпочитают помалкивать, сконцентрировав усилия на совершенствовании воздушной техники поколения 4+ — самолетах «Грипен», «Рафаль» и «Тайфун».
Создание концепта J-20 – это действительно шаг вперед китайских авиаконструкторов, которые за половину столетия сумели пройти путь от учеников российских коллег до настоящих профессионалов, специалистов мирового уровня, научившихся создавать своеобразные конструкции боевых ЛА, которые объединяют в себе последние мировые достижения военной науки и техники. Этим, конечно, можно и даже необходимо гордиться.
Но, отдавая должное китайскому триумфу, следует реально соотносить их с уровнем, который достигнут США и Россией, по-прежнему являющихся безусловными лидерами мирового самолетостроения в военной сфере. Здесь необходимо сказать, что от момента создания демонстрационного образца до начала серийного производства проходит довольно большой отрезок времени. В качестве примера можно назвать историю создания самолета Локхид YF-22, который впервые был продемонстрирован в 1990 году, но оптимизированная серийная версия, известная как «Рэптор», появилась лишь в 2005 году, спустя 15 лет после первого полета демонстратора.
По сообщениям внутренней китайской прессы, ссылающейся на «информированные источники» в оборонной промышленности и НОАК, передача на вооружение ВВС НОАК первых экземпляров истребителей 5-го поколения ожидается уже «в 2018-2019 гг.». Однако, учитывая международный опыт, а также присущую китайскому «авиапрому» «медлительность», эти заявления представляются слишком оптимистичными. Возможно, в данном случае речь идет о практиковавшихся еще с довоенных времен в СССР и взятых на вооружение соседними китайскими товарищами так называемых «мобилизационных» сроках, изначально не реальных, но заставляющих исполнителей осуществлять работы с полной отдачей, не давая возможности себе расслабиться.
Согласно более взвешенным оценкам Пентагона, озвученным министром обороны США Робертом Гейтсом, китайский «стеллс» достигнет оперативного боевого состояния лишь к середине 2020-х годов, примерно через 15 лет с момента первого полета истребителя-демонстратора. И этот срок, принимая во внимания некоторую долю оптимизма, можно признать наиболее реальным.
Несмотря на широкую возможность, которую китайские власти предоставили всем желающим, каких-либо заявлений на официальном уровне о назначении новой воздушной машины и ее основных технических и боевых характеристиках так и не появилось. Впрочем, указанный пробел пытаются компенсировать с некоторым успехом многочисленные эксперты и просто любители военной авиации.
Самолет представляет собой тип моноплана с высокорасположенным дельтовидным крылом увеличенной площади, полностью поворотными вертикальным и передним горизонтальным двухкилевым оперением. Можно сделать вывод, что передняя (носовая) часть и заниженный беспереплетный фонарь кабины сконструированы подобно американскому F-22, расположение ПГО напоминает российский С-37 «Беркут», воздухозаборники с утолщениями, характерными для F-35, кили по форме очень похожи на F-35, но в то же время цельноповоротные, аналогично Т-50, хвостовая часть является подобием МиГ 1.44. По краям воздухозаборников возможно присутствие отсеков для управляемых ракет воздушного боя небольшой дальности, под центропланом вполне могут быть расположены два внутренних отсека для комплексов вооружения или один большого размера для размещения управляемых ракет большой дальности, противокорабельных ракет. Несколько неуклюже смотрятся створки основного шасси, которые уже назвали «дурацкими».
На страницах печатных СМИ и в сети Интернет встречается мнение, что главная задача J-20 – ведение борьбы с крупными морскими целями. Это связано с тем, что американские многоцелевые авианосные соединения представляют главную угрозу территории КНР. Только проблема в том, что для борьбы с прекрасно защищенными авианосцами комплекс, который будет создан на базе J-20, является малопригодным.
В качестве носителя малых тактических противокорабельных ракет (ПКР) ударная группа J-20 также является практически безвредной для огромной авианосной группы. Чтобы в этом убедиться, необходимо просто провести сравнительный анализ между дальностью пуска легких тактических ПКР авиационного базирования, которые имеются на вооружении Китая, и досягаемостью ныне существующих или перспективных вариантов американского корабельного ЗРК «Иджис». Также не стоит забывать, что предсказываемое размещение станций оперативного наведения ЗУР на палубных вертолетах значительно поднимет эффективность «Иджиса» в противоборстве и с малозаметными целями. Сами противокорабельные ракеты с БЧ, которые имеют массу порядка 150-250 килограмм, даже в случае «волшебного преодоления» ими противоракетных оборонных барьеров, выставленных кораблями защиты и самим авианосцем, едва ли смогут нанести ощутимый ущерб 100000-тонному морскому гиганту, снабженному мощным комплексом конструктивной защиты.
Программа создания нового истребителя 5-го поколения сегодня является не единственным движителем реформы авиапромышленности, которая проводится в Китае. К числу подобных движителей относится и программа разработки собственного 100-местного внутреннего пассажирского самолета RJ21. Существует и ряд других проектов, которые, возможно, и не будут востребованы 100% региональными авиационно-промышленными объединениями в связи с широким профилем собственной специализации. Предполагается также, что оставшиеся под эгидой САЕ научно-исследовательские институты будут преобразованы в совершенно новую государственную структуру, которая среди китайских специалистов уже получила условное обозначение Chinese NASA. Очевидно, что это обозначение является не только подражанием американскому стилю управления национальной авиационной промышленностью, но также и нечто большее.
Источники информации:
http://www.aex.ru/docs/3/2011/8/2/1382/
http://www.liveguns.ru/news/kitai_samolet_5go_pokoleniya
http://www.inoforum.ru/forum/index.php?showtopic=57154
topwar.ru
Китайский J-20 — это не истребитель 5-го поколения
• Пекин сделал первый ход в разработке собственного истребителя пятого поколения. Прогресс авиастроения КНР впечатляет, но вместе с тем жизнь китайским конструкторам существенно осложняет целый ряд системных инженерно-технологических проблем. В ближайшие годы внимание мировой авиационной общественности будет приковано к тому, как Китай станет решать эту амбициознейшую задачу и что у него получится в результате.
• На прошлой неделе со взлётной полосы аэродрома испытательного центра в Чэнду поднялся нескладного вида тяжелый самолет с двумя разваленными килями и зализанными очертаниями, выдающими архитектуру «Стелс».
• Предновогодние утечки в китайских блогах, демонстрировавшие скверного качества фотографии нового истребителя, сделанные на камеры мобильных телефонов, нашли своё подтверждение. 11 января источники Поднебесной официально подтвердили факт первого полета J-20, прозванного в западной прессе «Чёрным орлом», – прототипа китайского истребителя пятого поколения. КНР вступает в игру «больших мальчишек», вслед за Россией и Соединенными Штатами пытаясь своими силами создать самолёт, отвечающий высоким технологическим стандартам авиации XXI века.
Самолет с тысячью имён
• J-14, J-20, J-XX, XXJ, «Чёрный орел», «Чёрная лента», «Могучий дракон»… Как только не называли в прессе и в Интернете эту гипотетическую машину, которую в сущности на тот момент ещё никто и в глаза не видел, довольствуясь скудными графическими изображениями «вероятного вида». Хоть какую-то информацию о параметрах и облике нового самолёта удалось получить только с визуальных материалов о первом испытательном полете, обильно представленных после 11 января 2011 года в китайском Интернете. И это несмотря на то, что о самом факте разработки в Поднебесной «перспективного истребителя» было известно достаточно давно.
• Ещё в 1995 году появились утечки о том, что Пекин финансирует исследования по элементам авиации пятого поколения. Эти сведения вызвали шквал иронии: китайская экономика середины 90-х при всех её неоспоримых успехах совершенно не вязалась по своему технологическому оснащению с задачами такого масштаба. Вердикт был однозначен: Срединной империи сначала бы надо научиться делать авиацию предыдущего, четвёртого поколения, чьи детища наподобие российского Су-27 тогда ещё не ставились даже на «отвёрточную» сборку (напомним, Поднебесная осилила эту задачу только к 2000 году).
• В 2005-м было подтверждено, что в КНР завершены исследовательские работы по формированию аванпроекта такого самолета. Мнение общественности звучало по-прежнему скептично, но уже куда более уважительно. Термин «пятое поколение» при обсуждении будущих китайских машин применялся, но с традиционной снисходительно-извинительной оговоркой: понимаете, поколение, возможно, и пятое, но всё равно – это ж Китай, как ни крути…
• Кроме того, целый ряд систем четвёртого поколения в КНР к тому моменту по-прежнему не был отработан и страна всё так же зависела от импорта. Однако китайская экономика образца 1995 года уже значительно отличалась от её облика в 2005-м: переключение промышленной политики Пекина с наращивания валового индустриального производства на точечную технологическую модернизацию все отчетливее давало о себе знать.
• 11 января Китай сделал новую заявку: миру показали первый «демонстратор технологий» пятого поколения. Трудно отрицать, это огромный шаг вперёд, сделанный авиастроителями Поднебесной во главе с Ян Веем – главным конструктором таких самолетов, как FC-1 и двухместная версия истребителя J-10.
• «Чёрный орел», судя по всему, имеет длину около 22 метров (официальных данных нет, приходится делать относительные замеры по наземным фотоснимкам) и нормальный взлётный вес порядка 35 тонн.
• В компоновочных элементах двухдвигательного самолета применены «дежурные» для современной авиации элементы обеспечения малозаметности. Довольно интересно и возможное устройство машины, «читаемое» по её внешнему виду: насколько можно судить, она обладает достаточно ёмким внутренним отсеком для установки вооружений.
• Практически все наблюдатели отмечают, что истребитель вышел крупноватый: для самолета завоевания превосходства в воздухе он явно перетяжелен. Совершенно очевидно, что преждевременно и трудно говорить о тактическом назначении испытательной платформы-демонстратора, однако если искать наиболее вероятное применение боевой машины сходных параметров, то это скорее всего ударный истребитель-бомбардировщик наподобие российского Су-34.
• Предположительно «Чёрного орла» нагружают противокорабельными функциями (чем и может быть обусловлен потенциальный размер внутреннего отсека), возможно, с установкой габаритных тяжелых ракет С-802 или их аналогов.
«Я не узнаю вас в гриме»
• Аэродинамическая компоновка самолёта сразу выдает несколько источников заимствования. Во-первых, отчётливо видна «рука» российского авиапрома. Некоторые решения дотошно скопированы с отечественных «демонстраторов технологий» 90-х годов: С-37 «Беркут» фирмы «Сухой» и «МиГ 1.42» – конкурирующей микояновской машины, делавшейся в рамках проекта перспективного многофункционального истребителя (МФИ).
• Во-вторых, конструкция носовой части выдает «близкое родство» с единственным на сегодня серийным истребителем пятого поколения – F-22 Raptor. Доходит до смешного: к примеру, беспереплётный фонарь кабины сделан практически один к одному, как на американском «хищнике», вплоть до заметных на снимках мелких деталей. А вот при внимательном рассмотрении компоновки воздухозаборников сразу всплывает в зрительной памяти другой самолет – так и не вставший пока в серию американский же F-35.
• Если для вывода о происхождении визуально наблюдаемых компоновочных решений ещё имеются какие-то основания, то предположения о «начинке» самолёта порой выдвигаются самые противоречивые. Так, массу вопросов вызывает двигательный блок J-20. Первоначально западные СМИ утверждали, что на самолёте стоит не что иное, как российский АЛ-41Ф-1С, он же «изделие 117С» – штатный двигатель истребителя Су-35С. Однако после анализа фотографий хвостовой части это предположение отпало: конфигурация сопел явно не соответствовала известным изображениям «117-го». Да и сведения о фактических поставках данного агрегата в Китай отсутствуют.
• Несколько помог в поисках официоз Поднебесной: опубликованное сообщение о награждении создателей двигателей для самолета J-20. В нем указано, что речь идёт о WS-10G – последней модификации «десятого» семейства, китайского функционального аналога российских двигателей АЛ-31Ф. Серия G отличается от своих предшественников увеличенной до 14,5 тонны тягой и новым блоком FADEC (электронно-цифровой системой управления двигателем) собственного производства.
• Однако и здесь остается ряд сомнений. К примеру, некоторые любители авиации, сопоставив несколько фотографий задней части «Чёрного орла» с известными изображениями двигателей, пришли и вовсе к ошеломляющему выводу: якобы китайское «пятое поколение» взлетело… на российском АЛ-31ФН, штатном двигателе истребителя J-10.
• Как бы то ни было, очевидно, что китайцы тоже не избежали временного варианта: их прототип пятого поколения поднялся в воздух на промежуточном двигателе, как и наш Т-50, ожидающий доводки штатного «изделия 127». Однако в отличие от российской ситуации обусловлен этот шаг куда как более серьёзными системными проблемами в двигателестроении.
Что вместо сердца?
• Двигатели – это, вне всякого сомнения, наипервейшая головная боль разработчиков «Чёрного орла» и всего китайского авиапрома. Продвижение в области двигателестроения сильно отстает от темпов развития авиационной отрасли в целом. Здесь китайцы упёрлись в целый ряд фундаментальных проблем, в первую очередь – в отсутствующую у них технологию материалов и сплавов специального назначения.
• Можно заполучить (вполне легально, по контрактам с Москвой) относительно современные (спроектированные в начале 80-х годов) двигатели из семейства АЛ-31Ф. Однако просто скопировать их и начать выпуск не представляется возможным. Правильно говорят эксперты, что сделать хороший двигатель — это вам не конструктор лего дупло собрать. Эта задача требует создания новых производств в области металлургии и металлообработки, способных снабжать конструкторов современными материалами и обеспечивать требуемую точность изготовления и сборки, доводящую ресурс моторов хотя бы до минимально приемлемых значений.
• Медленный, болезненный рост китайского двигательного семейства WS-10 демонстрирует правоту этого тезиса. Особенно тяжёлые проблемы наблюдаются с деталями турбин. Ряд специалистов отмечают, что Китай закупает в России целый набор комплектующих для авиадвигателей, но особый интерес проявляет к лопаткам и дискам турбин. Их технология – самое слабое звено моторостроения КНР. Вполне возможно, что в ближайшие несколько лет мы будем наблюдать картину, когда китайские в основе своей двигатели будут использовать импортные «критические элементы», сделанные в России.
• Тем не менее эта отрасль прогрессирует. А ведь ещё несколько лет назад изделия двигателистов Поднебесной можно было назвать не иначе как «поделками»: и в самом деле, их ресурс не превосходил 20 часов даже на стенде. Сейчас эти показатели значительно улучшились, однако всё равно далеки от требуемых китайскими военными 1000 часов.
• Напомним, штатный ресурс российского АЛ-31Ф составляет 800–900 часов, а версия АЛ-31ФН производства ММПП «Салют», предназначенная для истребителей J-10, по сообщениям из Китая, доведена до 1500 часов (здесь за скобками остаётся вопрос о реальной эксплуатационной надёжности – ведь на подобное повышение ресурса КНР идёт не от хорошей жизни).
• Не получается пока ничего хорошего и при копировании другого семейства российских моторов. Уже упоминавшийся китайский легкий истребитель FC-1, более известный под экспортной маркировкой JF-17 Thunder, до сих пор не переведен на двигатели WS-13 (они находятся в разработке около десяти лет), а серийные машины продолжают летать на наших РД-93 – близких родственниках РД-33, установленных на семействе истребителей МиГ-29.
• Причины ровно те же: надежность и ресурс собственных двигателей по-прежнему недостаточны для передачи машин с ними в рабочую эксплуатацию, а уж тем более для заметных поставок на экспорт (для чего JF-17 во многом и предназначен).
• Отсюда же и настойчиво декларируемый интерес Пекина к закупкам уже упоминавшегося «изделия 117С». Трудно судить, удастся ли в конечном итоге китайцам заполучить этот мотор. По некоторым данным, наша страна принципиально не против такой продажи, что было подтверждено во время недавнего визита в КНР министра обороны РФ Анатолия Сердюкова.
• Однако зная устоявшиеся правила отечественного военпрома, можно говорить о том, что «117-й» Китай увидит не раньше, чем у России на руках окажется хотя бы испытанный прототип двигателя следующего технологического уровня (то самое «изделие 127»). А до того «Чёрным орлам» придётся довольствоваться малым: недостаточно мощными WS-10G либо пока весьма туманными и перспективными WS-15, на которых предполагается получить до 18 тонн тяги.
• Однако тот факт, что J-20 взлетел на «неродных» двигателях, не столь важен в сравнении с некоторыми предварительными выводами, касающимися, к примеру, конструктивных особенностей воздухозаборников. Некоторые специалисты указывают, что их форма оптимизирована под дозвуковой бесфорсажный режим.
• Таким образом, китайский «перспективный демонстратор пятого поколения» с некоторой долей вероятности не предназначен для отработки крейсерского «сверхзвука» – по крайней мере в ныне наблюдаемом виде. Это решение довольно логично: у китайцев сейчас и близко нет двигателей, которые способны выдавать более 9 тонн тяги без форсажа, что совершенно недостаточно. Вместе с тем размер воздухозаборников «Чёрного орла» дополнительно подтверждает вероятность установки в дальнейшем более мощного двигателя.
Глаза и уши
• Совершенно недостаточен и технологический уровень развития китайской радиоэлектронной промышленности. Поднебесная сильно проигрывает России и США в вопросах разработки и производства современного БРЭО. Максимум, о чём можно говорить в терминах устойчивого серийного производства надежных образцов, – это «локализация аналогов» российских радаров семейства Н001, входивших в состав бортовых комплексов передававшихся Пекину истребителей Су-27СК и Су-30МКК, а также РЛС «Жемчуг», которая была поставлена позднее.
• Как отмечают ряд специалистов, собственные китайские РЛС (например 149Х, лишенная даже пассивной фазированной решетки, или имеющая ее «тип 1473», созданная на базе российского «Жемчуга») обладают довольно ординарными параметрами и, несмотря на внушительные темпы прогресса, отставание в области системного проектирования радиоэлектронных комплексов сохраняется. К примеру, радиолокационных систем с активной фазированной антенной решеткой (АФАР), по своему заделу хотя бы близких к принятию на вооружение, у КНР в распоряжении нет.
• Это значит, что в комплексе БРЭО «Чёрного орла» скорее всего нет аппаратуры, ультимативно требующейся ему как истребителю якобы пятого поколения. Как видим, и здесь речь идёт скорее об испытательном самолете-платформе, нежели о боевой машине (даже предсерийного исполнения) с полным набором требуемых тактико-технических параметров.
• Развивая проблему БРЭО, можно упомянуть и авионику. Требования к машинам пятого поколения в этой области достаточно высоки, и пока совершенно неясно, в какой степени Китай способен обеспечить «Орлов» мощными информационно-управляющими комплексами, в особенности в части совмещения с системами управления вооружением. С другой стороны, нельзя не отметить, что Поднебесная в последнее время достигла вполне осязаемых успехов в развитии авионики для своей техники третьего поколения, поэтому эта часть задачи выглядит несколько более решаемой на фоне, скажем, куда более жестких проблем с двигателями.
• Вопросы есть даже к такой вещи, как беспереплётный фонарь кабины, который возвращает нас к уже упоминавшимся сложностям со специальными материалами. Китайцы впервые продемонстрировали, что способны производить подобные изделия (особо отметив, что фонарь изготовлен на серийном оборудовании). Однако в настоящий момент совершенно нет ясности относительно его качества и способности работать в режиме длительного сверхзвукового полета – овладели ли китайские материаловеды должными технологиями?
• Те же вопросы остаются и когда мы переходим ещё к одному технологическому элементу авиасистемы пятого поколения – радиопоглощающему покрытию. Насколько адекватны китайские «стелс-материалы» поставленным задачам (и вообще способны ли они их решать хоть в какой-то степени), в данный момент сказать нельзя.
Пятилетку в четыре года
• Итак, что же получил на руки Китай? Для начала это все, что угодно, кроме истребителя пятого поколения. На первый взгляд «Чёрный орел» производит впечатление «свалки» перспективных элементов мирового авиастроения, перенятых по принципу «в хозяйстве всё сгодится».
• Возможно, творческая оригинальность китайского изделия состоит в неповторимой синергии комплекса этих заимствованных решений, которая даст на выходе высокую тактическую эффективность, но судить об этом пока явно преждевременно. Вполне вероятно, что из этого сырого прототипа получится вполне удачная машина, однако её конструкция и потенциальная «начинка» уже сейчас вызывают больше вопросов и сомнений, чем ответов и утверждений.
• Устойчиво и самостоятельно Китай способен выпускать сейчас только добротные машины третьего поколения с усовершенствованным вооружением, авионикой и БРЭО. Уже переход к технологиям четвёртого поколения сопровождается радикальным падением качества производства комплектующих и ослаблением тактико-технических характеристик изделий. Выпуск современной техники четвёртого поколения, впрочем, также возможен, однако он пока требует импорта целого ряда критических элементов. Отстает в развитии и школа китайской аэродинамики, несмотря на плотную и многолетнюю поддержку со стороны высококлассных российских специалистов.
• В этих условиях говорить о способности Поднебесной спроектировать и устойчиво производить авиасистему пятого поколения невозможно. Более того, как мы уже сказали, «Чёрный орел», по всей видимости, и не является такой системой. Наиболее вероятна его принадлежность к поколению «4+» с отдельными элементами пятого – и то только в том случае, если на нём успешно реализованы технологии малозаметности.
Ни по характеристикам имеющихся на сегодня двигателей, ни по бортовой радиоэлектронике этот самолёт истребителем пятого поколения считаться не может. С высокой вероятностью он не является таковым и с точки зрения параметров бесфорсажного крейсерского полёта.
• Нам показали в лучшем случае «демоверсию», пустую оболочку, и в ближайшие годы она будет постепенно наполняться современными конструктивными элементами, которые, возможно, кардинально перевернут текущие представления о будущей китайской машине.
• С одной стороны, к этому выводу подталкивают совершенно фантастические темпы технологической модернизации китайского ОПК и активнейшая политика Пекина в области трансфера оборонных технологий (не всегда легального, впрочем).
• С другой стороны – столь же очевидно, что чудес не бывает и авиапрому Поднебесной придётся пройти весь путь целиком, научившись сначала делать менее сложные машины. До 2020 года, который американские аналитики полагают самым оптимистическим сроком принятия наследников «Орла» на вооружение, ещё довольно много времени.
/Константин Богданов, vpk-news.ru/
army-news.ru
В противовес США. Когда начнется массовое производство китайских «невидимок» J-20?
«Отечественный двигатель — обязательное условие для того, чтобы запустить массовое производство J-20, так как ни одна страна не будет готова передать Китаю столь прорывные технологии», — сообщил газете South China Morning Post источник в китайском военно-промышленном комплексе. Что известно о новом WS-15, когда будет запущено массовое производство и сколько новых истребителей нужно Пекину — в материале ТАСС.
«Невидимка» из Чэнду
Китайский малозаметный истребитель пятого поколения J-20 поступил на вооружение Воздушных сил Народно-освободительной армии КНР в марте 2017 года, став самым современным и совершенным боевым самолетом, когда-либо произведенным в Азии.
В США к этому времени уже успели снять с производства дорогостоящий и проблемный F-22 Raptor и поставить на вооружение более современные F-35 Lightning II, а Пекин наблюдал за тем, как Вашингтон предоставлял «невидимку» F-35 своим союзникам в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР) — Японии, Австралии и Южной Корее.
При всем желании ликвидировать дисбаланс КНР не могла обеспечить массовое производство собственных J-20. В качестве основных тому причин новостной портал Asia Times называл проблемы с поставками деталей и запчастей, нехватку высококвалифицированного персонала и другие сложности технологического характера.
Однако, по данным South China Morning Post, уже к концу 2018 года в стране будет налажено производство усовершенствованных двигателей WS-15. А в городе Чэнду, где располагается штаб-квартира государственной Chengdu Aircraft Industry Group, была построена четвертая сборочная линия по производству J-20.
Знакомая компоновка
Среди уже стоящих на вооружении и находящихся в разработке малозаметных истребителей пятого поколения китайский J-20 — самый крупный. Заметно отличается самолет и своей уникальной аэродинамической схемой — так называемой уткой (определяется наличием горизонтального оперения, расположенного впереди основного крыла).
Именно такая схема была применена при разработке так и не взлетевшего российского прототипа истребителя пятого поколения МиГ 1.44.
Истребитель МиГ 1.44
© Марина Лысцева/ТАССПримечательно, что двигатель, который планировалось устанавливать на МиГ 1.44 — АЛ-41Ф — стал основой для АЛ-41Ф1, использовавшегося на первых опытных образцах истребителя пятого поколения Су-57. А двигатель АЛ-31Ф, различные модификации которого устанавливались на российские Су-30 и Су-35, ставили, как утверждают СМИ, и на китайские J-20.
Косвенным тому подтверждением стала массовая закупка этих двигателей и их деталей китайской стороной.
Счет на сотни
Как сообщал информационный портал Sina в августе 2018 года, КНР может ежегодно выпускать до 40 истребителей J-20. Кроме того, боевой самолет будет постоянно модернизироваться.
«Китай будет продолжать совершенствовать истребитель-невидимку J-20, расширяя его возможности, помимо малозаметности для систем ПВО противника… Мы не будет останавливаться на достигнутом», — рассказал в марте главный конструктор J-20 Ян Вэй, занимающий пост заместителя директора по науке и технологиям AVIC (Aviation Industry Corporation of China).
По мнению китайского военного аналитика Чжоу Чэньмина, к 2025 году США смогут разместить в АТР от 200 до 300 истребителей F-35. «Китай нуждается в схожем количестве J-20, или же как минимум в 200 [самолетах]», — сказал эксперт.
К сентябрю 2018-го на вооружении ВВС НОАК стояло не более 20 истребителей J-20. Но, как утверждают китайские СМИ, у Пекина есть все шансы довести этот показатель до 200.
Технические характеристики J-20
Проект ChinaPower, базирующегося в Вашингтоне Центра стратегических и международных исследований (CSIS), приводит следующие оценочные данные:
- экипаж — 1 человек;
- длина — около 20,5 м;
- высота — 4,45 м;
- размах крыла — около 13,5 м;
- максимальная взлетная масса — до 37 т;
- масса топлива — 12 т;
- боевой радиус — до 2700 км.
Александр Мосесов
tass.ru
Свежие снимки китайского Chengdu J-20 : safaniuk — LiveJournal
Несколько свежих фотографий в хорошем разрешении китайского истребителя пятого поколения Chengdu J-20 (Чэнду J-20 по прозвищу «Черный орел»).
Фотографии сделаны в момент испытаний на заводском аэродроме китайского авиастроительного объединения Chengdu Aircraft Industry Group (CAIG). В китайском интернете пишут, что должно быть это новая партия машин массового производства, а «система питания подозревается» в замене на модифицированный двигатель WS-10 «Taihang».
На снимках можно увидеть встроенные под корпус самолета радиолокаторы, сверхзвуковой воздухозаборник, горизонтальное оперение, линзу Люнеберга, а также отверстия от датчиков, скрытых в носовой части. Похоже, что новые прототипы оснащены инфракрасной системой поиска и слежения и системой электрооптического прицеливания для атак типа «воздух-земля».
На этих фотографиях мы также видим мелкие детали конструкции внешнего планера J-20, и они очень похожи на те, что были найдены на F-22, а в некоторых случаях на F-35, хотя самолет не имеет структур непрерывной кривизны последнего летательного аппарата и в этом отношении гораздо более похож на F-22. Фонарь и носовая часть — идентичные этим же элементам на F-22. Расположение воздухозаборников имеет схожую с F-35 конструкцию. Вертикальное оперение является цельноповоротным и имеет схожую с оперением истребителя F-35 геометрию.Также виднен приемник воздушного давления в том же месте, что и на F-22. Ничего удивитльного, Китай давно стал мастером кибер-шпионажа и кражей секретной интеллектуальной собственности у наиболее способных сторонников обороны США. За последнее десятилетие было похищено огромное количество данных. Однако общая форма и конфигурация J-20 имеют гораздо больше общего с российскими истребителями, чем с американским.
J-20 имеет большое количество похожих и полностью скопированных элементов от российского самолета-демонстратора технологий МиГ 1.44 Самолет выполнен по схеме «утка»: пара подфюзеляжных килей и близкорасположенные двигатели (аналогично МиГ 1.44)
Тем не менее, качество конструкции кажется довольно впечатляющим: почти бесшовное соединение конструкций, выровненных по краям отверстий и гладких поверхностей. Эта властная форма, красивые линии, гладкое тело, его изысканная степень не могут не вызвать шокирующего чувства. Фонарь кабины пилота выполнен по распространенной беспереплетной схеме, которая улучшает обзор для летчика и уменьшает ЭПР (эффективная площадь рассеяния) машины.
J-20 очень интересная машина, которая будет продолжать улучшаться в ближайшее десятилетие. Однако наиболее впечатляющим является то, что Китай в большинстве случаев обогнал Россию в разработке истребителей. По многим признакам, этот разрыв будет нарастать с каждым днем, так как флот J-20 растет и развивается, в то время как российская программа Су-57 стагнирует до ненужности, — пишет автор американского издания The War Zone военный эксперт Тайлер Роговей.
В сообщении по этому поводу говорится, что Китай в ближайшее десятилетие планирует обогнать США в качестве крупнейшего игрока на авиационном рынке и показать свои амбиции в деле укрепления обороноспособности страны. Не следует недооценивать способности Китая производить новейшие истребители пятого поколения, совершать большие скачки в аэрокосмических материалах и технических науках
В мае автор The National Interest Дэйв Маджумдар заявил, что перспективный российский истребитель пятого поколения Су-57 отличает маневренность, тогда как к достоинствам китайского самолета аналогичного класса Chengdu J-20 следует отнести малозаметность.
В январе радар индийского Су-30МКИ обнаружил и отследил истребители Chengdu J-20, совершавшие полет над Тибетом.
Над созданием этой машины занимается китайская корпорация Chengdu Aircraft Industry Corporation, они ведутся довольно давно, первый полет J-20 совершил еще в 2011 году. Первые истребители J-20 поступили в состав ВВС НОАК в конце 2016 года. В 2017 году J-20 был принят на воружение ВВС Китая.
Носовая часть оснащена множеством новых системных датчиков, включая электронно-оптическую систему наведения (EODAS). Старых датчиков — всего лишь несколько, а другие в основном скрыты, что очень полезно для улучшения снижения заметности. На изображениях показаны области, где антенны скрыты в фюзеляж J-20, а также где используются другие скрытые составные структуры для минимизации поперечного сечения радара самолета. Сверхзвуковой воздухозаборник виден также очень отччётливо.
Сегодня наличием боевых авиационных комплексов, созданных с применением технологий снижения заметности, могут похвастаться США, Россия, Китай и Япония. Наличие «стелс»-технологий является одним из обязательных параметров самолетов пятого поколения. Суть технологии «стелс» состоит в снижении заметности в радиолокационном и инфракрасном диапазонах. Эффект достигается за счет специального покрытия, специфической формы корпуса самолета, а также материалов, из которых сделана его конструкция. Радиолокационные волны, испускаемые, например, передатчиком зенитного ракетного комплекса, отражаются от внешней поверхности самолета и принимаются радиолокационной станцией — это и есть радиолокационная заметность.
Она характеризуется эффективной площадью рассеяния (ЭПР). Это формальный параметр, который измеряется в единицах площади и является количественной мерой свойства объекта отражать электромагнитную волну. Чем меньше эта площадь, тем сложнее обнаружить самолет и поразить его ракетой (как минимум уменьшается дальность его обнаружения). У старых бомбардировщиков ЭПР может достигать 100 квадратных метров, у обычного современного истребителя составляет от 3 до 12 кв. м, а у самолетов-«невидимок» — порядка 0,3-0,4 кв. м. ЭПР сложных объектов невозможно точно рассчитать по формулам, она измеряется опытным путем спецприборами на полигонах или в безэховых камерах. Ее величина сильно зависит от направления, с которого облучается самолет, и для одной и той же летающей машины представлена диапазоном: как правило, наилучшие значения по площади рассеяния фиксируются при облучении самолета в передней полусфере. Таким образом, точных показателей ЭПР быть не может, а опытные значения для существующих самолетов пятого поколения засекречены.
Наиболее интересным из них является система оптических датчиков под носом. На МАКС-2015 Китай рассказал о существовании оптико-электронных систем для оснащения истребителей J-20 и J-31 (EOTS-89 electro-optical targeting system (EOTS) and the EORD-31 infrared search and track (IRST).
В 2016 году в сети появились новые фотографии прототипа истребителя J-20 оснащенного оптико-электронной прицельной системой «бриллиантовый глаз». Аналогичная система устанавливается на самолетах пятого поколения F-35 и представляет собой комплекс всеракурсной системы обнаружения AN/AAQ-37 Distributed Aperture System (DAS), работающая в ИК-диапазоне. Шесть сенсоров системы DAS способны обнаружить факел реактивного двигателя вражеского самолета на расстоянии в сотни километров, нивелируя все попытки снижения заметности в диапазоне радиоволн. Система позволяет совершать маловысотные сверхзвуковые броски в темное время суток, предупреждать пилота о выпущенных противником ракетах, вычислять точки пуска ракет и позиции зенитной артиллерии, засекать факелы баллистических ракет на дистанции до 1300 км.
Помимо уникального радара AN/APG-81 и системы DAS, истребитель оснащен инфракрасной ТВ-камерой высокого разрешения AN/AAQ-40, способной засекать тепловой след проехавшего автомобиля и угли потухшего костра. Камера обеспечивает автоматический захват и сопровождение любых воздушных, наземных и надводных объектов.
Все это дополняется широкоформатным сенсорным дисплеем в кабине пилота с микшированием (наложением) поступающей информации. А также нашлемной системой целеуказания и индикации HMDS, с возможностью управления поворотом головы и, в перспективе, иллюзией «прозрачного» самолета.
Раньше Китай проявлял секретность к тому, чтобы демонстрировать этот корпус. Обычно он был размыт в официальных изображениях и видео J-20. Долгое время корпус действительно не существовал, а аэродинамический обтекатель работал как заполнитель. Тогда казалось, что на какое-то время появилось довольно простое золотисто-зеркальное ограждение с гораздо более широким полем зрения, чем тот, который мы видим в этих последних картинах. Скорее всего это был еще один заполнитель — для сбития с толку иностранных спецслужб.
На самом деле в отношении электронно-оптических систем наведения, без разрешения правительства, очень мало протекает информации из Китая. Другими словами, они сейчас позволяют нам видеть то, что они хотят что бы мы видели.
Розбор от Тайлера Роговей:
Многие полагают, что этот корпус предназначен для размещения аналога с электро-оптической системой наведения (EOTS) F-35. Но, основываясь на этих изображениях, это, как представляется, имеет гораздо более ограниченную цель.
Electro-Optical Targeting System (EOTS) — Электронно-оптическая система прицеливания сочетает в себе перспективную инфракрасную технологию поиска и сенсорного слежения, которая позволяет пилоту обнаруживать и отслеживать объекты для потенциальной атаки с помощью лазерного и GPS-управляемого высокоточного оружия. Особенно в нижней полусфере, что очень важно для перехвата целей типа крылатых ракет или БЛА, летящих вблизи земли на малых высотах. Дополнение подобными функциями уже в режиме IRST позволяет использовать систему EOTS также в задачах обеспечения ситуационной осведомленности экипажа.
EOTS является первым в мире датчиком, сочетающим в себе способность сканировать пространство в инфракрасном спектре и обеспечивать пилоту точное наведение ракет «воздух-воздух» и «воздух-земля» с возможностью выполнения разведки и наведения на цель боеприпасов с лазерной и спутниковой головкой самонаведения при сохранении режима малозаметности боевого самолета.
По ссылке представлена видеозапись, демонстрирующая работу EOTS на F-35.
Корпус (EOTS) F-35 имеет гораздо более широкое поле зрения, чем на J-20. Прицельные контейнеры, установленные в большинстве на западных истребителях используются в основном для поражения наземных объектов. Имея это в виду, оптический датчик J-20, вероятно, ориентирован на «воздух в воздух», с ограниченным потенциалом наземной атаки в настоящее время.
Вместо того, чтобы выступать в качестве многофункционального оптического наземного датчика наблюдения и лазерного указателя для динамически нацеливания объектов (на terra firma), как это имеет место с EOTS на F-35, корпус этого датчика, по-видимому, предлагает гораздо более ограниченную область зрения, ориентированную на переднее полушарие самолета. Это указывает на его использование прежде всего в качестве системы контроля за воздушным движением и ситуационной осведомленности.
Предполагается, что у J-20 он был спроектирован с помощью системы ИРСТ(Infrared Search and Track (IRST)), основанной на башне, — критического датчика, который есть на Су-57. Он позволит J-20 лучше выжить в среде с высокой боевой угрозой, даже против современных американских стелс.
ИРСТ (IRST) — инфрокрасно-поисково-следящя система, которыми в настоящее время оснащаются многие современные истребители. «Поиск и ведение цели в ИК-диапазоне». Эта функция заключается в пассивном инфракрасном сканировании (в сферическом обзоре) пространства вокруг самолетa. Режим дает возможность обнаруживать цели на больших дальностях и идентифицировать их, обеспечивая ситуационную осведомленность экипажа. Не обнаруживая себя, поскольку никаких волн, которые улавливают датчики самолета противника, она не испускает. IRST обеспечивает встроенная в носовую часть фюзеляжа специализированная ОЭС. Ее характерный признак — шарообразные обтекатели («шары») из сапфира, которые защищают апертуры от набегающего потока. Они располагаются перед фонарем кабины с некоторым смещением относительно центральной оси, чтобы снизить влияние затенения от конструкции корпуса.
Большй шар этой системы хорошо виден на этих фотографиях у . На его месте инженеры авиационной корпорации Чэнду могли установить стационарный датчик IRST в скрытом вентральном корпусе под носом самолета. Это позволило бы J-20 поддерживать постоянную сигнатуру радара при использовании своего IRST. В качестве альтернативы и, более вероятно, датчик внутри корпуса под носом может быть другим запланированным первичным оптическим датчиком для J-20, который будет работать с IRST, радиолокатором, электронными средствами поддержки и другими боевыми системами. Дублированный EOTS-86, этот датчик, безусловно, работает на более коротких волнах, чем IRST, и позволяет визуально определять потенциальные угрозы на большие расстояния.
Применяя совместно с IRST, позволило бы J-20 бесшумно обнаруживать, а также задействовать цели за пределами визуальных диапазонов — с обнаружением IRST и идентификацией целей EOTS-86 — даже при работе в самых ограниченных условиях взаимодействия и без излучения какой-либо электромагнитной энергии, которая может быть обнаружена противником.
Американские F-15C/Ds применяют контейнеры с системами целеуказания с лазерным наведением очень похожим образом, и планируют получить также расширенный длинноволновый IRST-датчик.
Super Hornet тоже будет иметь аналогичное сочетание возможностей, и (EOTS) F-35 делает дальнюю визуальную идентификацию в воздухе в качестве дополнительной функции, но на самом деле, у самолета нет традиционного IRST.
Но, этот датчик не может использоваться в пределах EOTS F-35. Он будет использоваться для идентификации цели и, возможно, направлен только от фронтального полушария, а не от острых углов ниже или даже позади самолета, поскольку это могут быть традиционные прицельные комплексы. Вероятно, у него нет лазерного указателя. Но так же, как ситуационная осведомленность инструмент один и пассивный, он представляет собой мощную силу. Даже F-22 такой не обладает.
Обратите внимание, что символы дракона на носу и хвосте были добавлены в постобработку и на самом деле не были нарисованы на самолете.
safaniuk.livejournal.com