Содержание

Легендарная модель (ИЖ-54) — Новосибисркий клуб охотников и рыбаков HunStory

Охота — Оружие охотника

И до сих пор нередко увидишь объявления о продаже зна­менитого ружья 50 — 60 годов XX века ИЖ-54, а ведь оно сде­лано, по крайней мере, 35 и более лет назад. В большинстве случаев при самом минимальном уходе такие ружья имеют хорошее, а то и отличное состояние. Наверняка не все охотники представляют истинную ценность этого серийного изделия ижевских оружейников.

В послевоенные годы Ижевский механи­ческий завод был ориентирован на производ­ство охотничьего оружия.

Конструкторам и производственникам были переданы документация и оборудова­ние немецкой фирмы «Зауэр», полученные после победы. Завод начал выпускать модель ИЖ-49, фактически копировавшую немец­кую «горизонталку» довоенного производ­ства. Однако скоро из-за существенных недостатков она была снята с производства. К 1954 году заводские инженеры внесли существенные изменения в конструкцию устаревшей модели и завод освоил выпуск ружья ИЖ- 54 с горизонтально расположен­ными стволами.

Очень скоро новое ружье высоко оценили многие охотни­ки страны, а впоследствии, пос­ле поставки его на экспорт, и зарубежные. За 15 лет, с 1954-го по 1969 год, было выпущено около 700 ООО ружей этой моде­ли, из них примерно полмилли­она осталось в стране. На пер­вый взгляд может показаться, что ружье ничем не выделяется в ряду себе подобных. Тем более, что прекрасной художествен­ной отделкой не блещут даже штучные изделия. Но опытный взгляд по многим признаком отличит его от других.

Выполнено оно в «классическом» стиле и отличается прикладистостью, хорошим боем и высокой живучестью. Правда, по мнению некоторых, прямоугольная ствольная коробка де­лает ружье несколько грубоватым.

Популярности ружья, которая сохранилась и до сих пор, во многом способствовало то, что изготовлялось оно с боль­шой долей ручного труда и качественно. Достаточно сказать, что на уцелевших с той поры паспортах даже рядовых ружей есть подписи мастера-изготовителя, начальника цеха и началь­ника отдела технического контроля.

Не пошла на пользу более поздним моделям замена неко­торых металлоемких и дорогостоящих технологических опе­раций на более упрощенные.

В то же время в образцах первых годов выпуска тоже были недостатки. Например, у них отсутствовал отбой курков — при спущенных курках бойки выступают над поверхностью затво­ра. Это чревато самопроизвольным выстрелом после осечки, когда требуется раскрыть ружье, а боек в это время давит на капсюль. В остальном же ружье предельно безопасно. У него тройное запирание на два под-ствольных крюка и болт Гринера. С помощью предохранителя запираются не только курки, но и шептала, что предохраняет от случайного выстрела при паде­нии ружья.

Также не у каждого ружья из первых партий были хроми­рованные стволы. Так что стволы без покрытия вряд ли сохра­нили свое качество за долгий срок эксплуатации при плохом уходе. Зато хромированное покрытие у этих ружей отличается высокой прочностью — ни время, ни стрельба не властны над ним. Снаружи стволы окрашены в черный цвет химическим способом. Ложе даже для рядовых ружей изготовлялось не толь­ко из бука, но и из ореха, как прямое, так и пистолетное.

Длина стволов первых партий была 750 мм, затем — 730 мм. Ружей ИЖ-54 с эжектором не выпускали. Все они были 12-го калибра с дульными сужениями: правый ствол — получок (0,5 мм), левый — чок (1 мм). При этом гарантировалась куч­ность 45-55 % и 55-65 % соответственно.

Такая кучность не всех устраивает. Мне известен охотник, который купил самое заурядное ружье ИЖ-54 и специально для охоты с легавой укоротил стволы, убрав дульные сужения. Те­перь он не может нахвалиться ружьем при стрельбе птицы влет. Да и в других случаях оно благодаря хорошему бою не подво­дило его.

О бое своего ружья рассказывал в охотничьей печати В. Гу­ров.

«Патронами собственного снаряжения на дистанции 35 мет­ров я добивался кучности из левого ствола 75 %. На охоте с чу­челами на 60 — 70 шагов патроном с навеской дроби № 5 в 38 — 40 г брал любую утку на воде».

Гарантированная живучесть ружья — 7500 выстрелов. Но многие специалисты отмечают, что на самом деле она значи­тельно превышает указанную величину благодаря тщательной подгонке всех деталей и их качеству. Существует и большой запас по прочности. В свое время под руководством известно­го оружейного конструктора М. Блюма в заводских условиях на стенде проводили испытания ружья на прочность. Навеску пороха «Сокол» увеличили до 6 г при неизменном снаряде в 35 г дроби, и ружье выдерживало такие выстрелы без видимых повреждений. И только когда заряд увеличили до 7 г, обнару­жилось раздутие ствола. При этом давление газов неоднократ­но превышало норму в три раза.

Современные охотники, не избалованные хорошими ру­жьями, высоко ценят ИЖ-54. На российском рынке, по край­ней мере в столицах, за рядовое ружье просят от 100 до 200, а то и 300 условных единиц, в зависимости от сохранности. Цена штучных ружей в хорошем состоянии достигает 300 — 400 у. е.

В заключение хотелось бы привести выдержку из письма охотника-сибиряка, опубликованного в одном из номеров жур­нала «Охота и охотничье хозяйство»: «Исполнилось 25 лет с того момента, как я начал охотиться с ружьем модели ИЖ-54-Ш. Это ружье штучной работы 12-го калибра, ложе английское. За четверть века из ружья произведено примерно 9 тысяч выс­трелов на охоте и 2 — 3 тысячи — на стенде. Обнаружив высокие антикоррозийные качества ствольной стали, я по молодости лет пренебрегал правилами ухода за ружьем и чистил его не чаще чем один раз в охотничий сезон. Однако это не повлияло серьезно ни на внешнее покрытие, ни на состояние каналов ство­лов. Бой ружья отличается высокой стабильностью; кучность — 50% из правого ствола и 60% из левого — меня полностью удов­летворяет, так как позволяет уверенно поражать дичь на рас­стоянии до 40 метров…»

 
Добавить комментарий

Почему »иж 54»до сих пор называют ружьё мечта?

Иж-54, творчески переработанный немецкий «Зауэр-8», ружьё, запущенное в производство в 1954 г. коллективом под руководством конструктора А. А. Климова и выпускавшееся более 15 лет, действительно стало легендой. С тех пор среди охотников и просто ценителей ходят легенды о надёжности, точности боя и «традиционной красоте» этого легендарного ружья.

«Зауэр-8»

С этим ружьём можно ходить на любую, «жившую» в тогдашнем Советском Союзе дичь, в том числе и на «хозяина тайги», медведя. Создаваемое как специализированное спортивное ружье для траншейного стенда на базе охотничьего ружья ИЖ-49 (полной копии немецкого «Зауэра-8», конструкторская документация которого была вывезена из послевоенной Германии на условиях репарации), ружьё действительно получилось очень удачным. Именно с этого ружья Советский Союз вышел на мировой рынок охотничьего и спортивного гладкоствольного оружия. Все 15 лет качество выпуска этого ружья было стабильно высоким. Каждая деталь проходила проверку после каждой технологической операции. Завод гарантировал сохранение полной работоспособности даже после десяти тысяч выстрелов. 

Экспериментировать с ним не решались, экспортная модель всё-таки. В конструкцию, конечно, вносились дополнения и усовершенствования, которые тщательно отрабатывались на других моделях. Каждое, даже рядовое ружьё, украшалось специальной гравировкой.

«Штучность» тоже… калибровалась. «Ш1» — просто штучное. «Ш2» — штучное из штучных, ну вааще! Свыше 70 000 этих прекрасных ружей из полумиллиона выпущенных заводом вообще ушли на экспорт. ИЖ-54 ИЖ-54 Фото: guns.allzip.org Если смотреть на ИЖ-54 с современной точки зрения, ружьё это — классическая двустволка-горизонталка. А ведь ИЖ-54 — первая в отечественной истории оружия модель бескурковой двустволки. Стволы сначала делали 750 мм, после укоротили до 730 мм. Калибр: 12 гладкоствольный. Длина патронников: 70 мм. Дульные сужения стволов: правого — получок (0,5 мм), левого — чок (1,0 мм). Масса ружья: от 3,3 кг (ствол 730 мм) до 3,5 кг (ствол 750 мм). Материал ложи: бук (рядовое) или орех (штучное исполнение). Форма приклада: «пистолетная» или «винтовочная» с прямой шейкой. Из конструктивных особенностей ИЖ-54 можно отметить следующее. Тройное запирание стволов; снизу на два специальных крюка, сверху на болт Гринера, позаимствованный из «Зауэра-8». Коробка из прочной стали, надёжное запирание в трёх точках, калёные, прошедшие несколько степеней проверки детали механизма и утолщённые стволы дают возможность стрельбы самыми мощными (для 12-го калибра) зарядами.
Общий экстрактор для обоих стволов. Мягкий, «спортивный», очень комфортный спуск курка. Бойки, разбивающие капсюль, движутся в специальных, закалённых и покрытых хромом трубках. Рычаг открывания расположен сверху. Ружьё переламывается резким сдвигом рычага вправо до отказа. Курки взводятся при «переламывании» ружья. 

«Иж-54»

Автоматический предохранитель, запирающий одновременно спусковые крючки и шептала, обеспечивал высокую безопасность обращения с заряженным ружьем. Ружьё легко разбирается на три части. Тогда это тоже было в новинку. Хромированные каналы стволов и патронники обеспечивали повышенную защиту от коррозии, снаружи стволы покрывались чёрным хромом или английским «ржавым лаком», очень прочным и долговечным покрытием. За счёт большого веса и конструктивных особенностей отдача при выстреле небольшая, стрелять даже тяжелыми зарядами (дробь или пуля) с большим количеством пороха довольно комфортно. За освоение производства ружья модели ИЖ-54 Ижевский механический завод был награжден Малой золотой медалью и Дипломом первой степени.

В 1958 году на Всемирной выставке в Брюсселе ружья из Удмуртии, наряду с ружьями Тульского оружейного завода, заслужили Диплом почета. 

Именно это ружьё послужило прототипом ИЖ-57 (тот же 54-й только несколько упрощённый, 16-го калибра), ИЖ-58 и, наконец, ИЖ-26, которое выпускалось на конвейере Ижевского механического завода почти 30 лет. 

иж 57

иж 58

иж 26

Мотоцикл ИЖ-49 — история появления, устройство и технические характеристики

Мотоцикл Иж-49 – новая модель двухколесного транспорта, изобретенная во второй половине ХХ-го века. Мотоцикл может ездить по абсолютно любой дороге, начиная трассой и заканчивая пустынной местностью. Официальный выпуск состоялся в 1951 году. Проектированием и выпуском занимался Ижевский машиностроительный завод в России. У модели было два варианта размещения пассажиров: одинарное сиденье только для водителя и дополнительный прицеп, находящийся сбоку, для багажа или других пассажиров.

История появления

История мотоцикла Иж-49 начинается в послевоенный период. После Второй Мировой войны, Германии были выписаны репарации. В них входило закрытые заводов машиностроения и вывоз всего оборудования на территорию СССР.

Ижевский завод не стал исключением, и в 1946 году получил новые современные станки. На протяжении всего года шла полная планировка нового современного мотоцикла. Ответственными были за это немецкие инженеры. Герман Вебер – главный конструктор, отвечал за соблюдение всех правил безопасности, а также правильное использование новых станков и технологий.

В 1947 году, на рынке представили всему миру мотоцикл от Ижевского завода – Иж 350. По технологиям и механизму, ее можно было назвать прототипом немецкой модели DKW NZ 350.

Завод решил на этом не останавливаться,  продолжать модернизировать уже выпущенных моделей. Главной целью было освоить более сложные технологии создания мототранспорта, и покорять всех качеством, мощность и скоростью. Таким образов, в 1951 году, завод выпустил вторую модель. Она сразу понравилась гонщикам и обычным людям, за свой элегантный вид и скорость.  Это «Иж-49».

Такую популярность заслужили новые технологии и исправленные ошибки. Данный мотоцикл оказался первым, кто получил новую телескопическую вилку для легкого управления. Благодаря этому повысился уровень комфорта во время поездки, а также мотоцикл мог быстрее и лучше ездить на песке, камнях, по скалам и другим непроходимым местностям.

В 1958 году производство данного мотоцикла прекратили, так как в 1955 году появилась новая модель «Иж-56». За весь период производства было сделано и продано 507 603 мотоциклов марки Иж-49. Благодаря высокому качеству сборки, на сегодняшний день найти рабочий Иж-49 достаточно легко.

Особенности и конструкция

Устройство мотоцикла Иж-49 сильно отличается от предыдущих русских или зарубежных моделей. Так как на основе немецких технологи и ранее созданных машин, Ижевский завод сделала новую модификацию, которая позволила улучшить качество и скорость езды.

Конструкция мотоцикла:

  1. Двигатель. Установлен новый одноцилиндровый двухтактный двигатель. Его особенность: самостоятельное приготовление рабочей смеси, которая в процессе зажигания мототранспорта воспламеняется от электрической искры.
  2. Коленчатый вал. Сборный, прессованного типа.
  3. Картер. Создан на подобии блочного типа. Состоит из двух половин с разъемом посередине, в продольной плоскости.
  4. В передней части транспорта установлена кривошипная камера. Коробка передач размещена в задней части мотоцикла.
  5. В нижней части картера размещена педаль ножного переключения коробки передач.
  6. Рама и фара мотоцикла Иж-49 сделана специально по немецким технологиям, из прочных материалов. Таким образом, рама не ржавеет, а фары не поддаются воздействию воды и не искажают свет.
  7. К подвижной части телескопической вилки прикреплены переднее колесо, тормоз, приводной редуктор спидометра и грязевой щиток.
  8. Руль транспорта закреплен на середине телескопической вилки и может поворачиваться на 35 градусов в разные стороны. При этом руль можно закрепить так, как удобно водителю.
  9. Ручное переключение передач закреплено с правой части бензобака. При ручном переключении передачи, рычаг перемещается в положение, которое соответствует включенной скоростной передаче.
  10. Малый вес и мало меняющийся вылет позволяет легко управлять транспортом, а также гарантирует его устойчивость.
  11. Колеса легко снимаются.

Благодаря новым конструкциям, которые ранее не были использованы в зарубежных и отечественных мотоциклах, Иж-49 стал намного быстрее, легче, устойчивее. Он подходит для любого дорожного покрытия, и поэтому считается одним из самых практичных ретро-мотоциклов.

Характеристики

Подобнее о технических характеристиках мотоцикла Иж-49:

  • вес без крепления – 130 кг;
  • габаритная ширина – 770 мм;
  • высота транспорта – 980 мм;
  • высота допустимого брода – 300 мм;
  • вес мотоцикла с боковым прицепом – 150 кг;
  • тип охлаждения – воздушное;
  • максимальная скорость – 90 км/час;
  • объем топливного бака – 14 л;
  • расход топлива – 4,5 л на 100 км;
  • габаритная длина мотоцикла – 2 212 мм;
  • дальность освещения фар – 140 мм;
  • сжатие – 5,8;
  • карбюратор – К-28;
  • коробка передач – двухходовая, четырехступенчатая;
  • тормоза – колодочные;
  • кол-во цилиндров в двигателе – 1;
  • объем цилиндра — 346 см3;
  • тип охлаждения – воздушное;
  • тип колёс — легкосъёмные, с тангентнорасположенными спицами;
  • размер шин — 3,25-19″.

Спортивные модификации

На основе мототранспорта в дальнейшем были созданы спортивные мотоциклы, нескольких разных моделей.

  • Иж-50А;
  • Иж-50Б;
  • Иж-51М;
  • Иж-54;
  • Иж-55.

С 1951 по 1956 год длилось производство мотоцикла Иж-49. Это воплощение новых немецких технологий, зарубежного оборудования и отечественного качества. Lанная модель повлияла на развитие отечественной мотоиндустрии. Во-первых, в дальнейшем улучшилось качество и скорость транспорта, во-вторых, на основе данного мотоцикла стало появляться много новых моделей, в том числе внедорожных и спортивных.

ИЖ–58/20: забытая классика


ИЖ-12

Данное ружье включает в себя внутренний курок и два ствола, являющихся спаренными. Они рассчитаны для двух вариантов калибров: двенадцатый и шестнадатый. Старая модель выпускалась в значительных объемах более десяти лет, что свидетельствует о качественном исполнении модификации.

Характеристики ИЖ-12:

  • два спаянных ствола;
  • длина составляет до 730 миллиметров миллиметров;
  • диаметр стволового канала – 18,2 миллиметров;
  • используется интерсептор.

Модели конца 1960-х годов готовы похвастаться автоматическим предохранителем.

Технические характеристики

Описание характеристик следует начать с длины ствола для наиболее популярных калибров:

  • 12 мм – 72, 5 см;
  • 16 мм – 73,5 см;
  • для остальных моделей ИЖ 18 – от 67,5 до 68 см.

Масса моделей различных калибров:

  • 12 и 16 мм – не более 2,8 кг;
  • остальные – не более 2,6 кг.

Ружье оснащено надежным предохранителем, обеспечивающим безопасность при эксплуатации. Вы не сможете произвести выстрел, пока ствол полностью не будет закрыт. Это все – благодаря специальному блокировочному устройству.

Если ружье, находящееся на боевом взводе, упадет, или по нему будет нанесен удар, выстрела не произойдет, потому что курок, сорвавшись с боевого положения, автоматически становится на предохранитель, не ударяя по бойку.


ИЖ-49

Данное ружье 16-го калибрального выпускалась на основе 2-ствольного ружья Зауэр в серийном и штучном исполнении. Модель обладала неоптимальным балансом и была очень тяжелой. В большинстве случаев вес версии 16-го калибра достигал 3,25 килограммов, но иногда можно было найти модификацию весом до 3,5 килограммов.

Кроме того, предлагались следующие варианты ИЖ-49:

  • 12 калибр – от трех с половиной килограммов;
  • 20 калибр – от трех килограммов.

Как можно догадаться, использование ружья не было слишком легким и удобным.

История создания

После окончания отечественной войны мастера известного механического Ижевского ружейного завода сконструировали одноствольный вариант оружия и запустили в серию одностволку переломку, представленную образцами ИЖБ и ЗКБ. Примерно через два десятка лет на обкатанной основе создается обновленное оружие для охоты ИЖ 18. Конструктивно очередной образец сберег особенности положительных характеристик, присущих предыдущим моделям.

ИЖ 18 получает значительные изменения, улучшаются баланс и дизайнерские данные ружья, снижается его масса. Модель получила усовершенствованный УСМ, цевье и приклад стали более удобными.

Конструкция гладкоствольного оружия проста и одновременно надежна, пользуется заслуженной популярностью на территории России и за ее пределами.

С 1970 года ИЖ 18 выпускается с эжектором

ИЖ-26

Данное ружье с двумя стволами относится к 12-ому калибру. Оба ствола располагались горизонтально. Ружье активно использовали для любительской и промысловой охоты. Важно отметить, что серийный выпуск проводился в 1970 – 1975 годах. До начала массового выпуска ИЖ-26 успешно зарекомендовал себя в специальных испытаниях, доказавших высокий уровень надежности и функциональности. В результате ружье выпускали в массовом и штучном исполнении. Пользователи отмечали, что технические данные соответствовали самым лучшим иностранным моделям ружья, благодаря чему спрос на модель оказался очень высоким.

Модификации

С 1970 года завод начал выпуск новой модификации ИЖ 18, известной многим поклонникам охоты, как ружье ИЖ 18 E. Изделие оснащено отключаемым механизмом автоматического извлечения гильзы после открытия ствола (эжектором). Вскоре этот механизм стал базовым оснащением новых моделей.

В дальнейшем название ружья ИЖ 18 получило дополнительную букву «М», означающую, что перед вами усовершенствованный вариант. Изменения произошли в креплении ствола с коробкой, которому придали усиленность и надежность. Прикладная шейка и цевье начали делать более толстыми.

Приведем примеры исполнения основных модификаций:

  • ИЖ 18 МА – ружье с обновленным цевьем и пистолетной ложей из березового материала;
  • ружье ИЖ 18 МАЕ – с двухрежимным эжектором, отключающимся как в разовом, так и в постоянном режимах;
  • ИЖ 18 МК – модель внешнекурковая, оснащена предохранителем для взведенного курка, полувзвод;
  • ИЖ (МР) 18 МК ИЖ 18 ММ – гильза извлекается эжектором, предохранитель обычный, установлен за спусковым крючком, блокируя его при включении;
  • ИЖ 18 ЕММ «Спортинг» – удачный выбор для охотника и спортсмена. Приклад с высоким гребнем, качественная ложа, отличные внешние данные. У среза дула имеются отверстия, исполняющие функции компенсаторного тормоза и снижающие подброс оружия в момент отдачи. Длина ствольной части – 75 см. Модель оснащена широкой планкой для прицеливания и двумя мушками;
  • ИЖ 18 ММ «Юниор» – очередной образец, на который следует обратить внимание. Оружие рассчитано под патроны 20 калибра, максимально облегчено, встречаются изделия и с 410 калибром. Снижение массы стало возможным за счет уменьшения веса древесины – приклад и цевье на такой модификации укорочены и несколько тоньше. Имеется резиновый затыльник. Модель отлично подходит для стрелков женского пола, слабых людей и подростков – вес его не превышает 2,6 кг;
  • ружье ИЖ 18 МАХ – ружейная модель, производится в основном с целью экспорта. Все элементы отличаются качеством, на колодку нанесены узоры.