Из-, Изо- и Ис- — это… Что такое Из-, Изо

  • ИЗО — 1. ИЗО2, нескл., ср. (неол.). Сокращение слов: изобразительное искусство. Кружки изо. Учиться на отделении изо. 2. ИЗО1 (без удар.), предлог с род. употр. наряду с из перед словами, начинающимися с двух согласных, из которых первой является р или …   Толковый словарь Ушакова

  • ИЗО — 1. ИЗО2, нескл., ср. (неол.). Сокращение слов: изобразительное искусство. Кружки изо. Учиться на отделении изо. 2. ИЗО1 (без удар.), предлог с род. употр. наряду с из перед словами, начинающимися с двух согласных, из которых первой является р или …   Толковый словарь Ушакова

  • изо — 1. ИЗО2, нескл., ср. (неол.). Сокращение слов: изобразительное искусство. Кружки изо. Учиться на отделении изо. 2. ИЗО1 (без удар.), предлог с род. употр. наряду с из перед словами, начинающимися с двух согласных, из которых первой является р или …   Толковый словарь Ушакова

  • изо — 1. ИЗО2, нескл., ср. (неол.). Сокращение слов: изобразительное искусство. Кружки изо. Учиться на отделении изо. 2. ИЗО1 (без удар.), предлог с род. употр. наряду с из перед словами, начинающимися с двух согласных, из которых первой является р или …   Толковый словарь Ушакова

  • ИЗО — 1. ИЗО2, нескл., ср. (неол.). Сокращение слов: изобразительное искусство. Кружки изо. Учиться на отделении изо. 2. ИЗО1 (без удар.), предлог с род. употр. наряду с из перед словами, начинающимися с двух согласных, из которых первой является р или …   Толковый словарь Ушакова

  • ИЗО — 1. ИЗО2, нескл., ср. (неол.). Сокращение слов: изобразительное искусство. Кружки изо. Учиться на отделении изо. 2. ИЗО1 (без удар.), предлог с род. употр. наряду с из перед словами, начинающимися с двух согласных, из которых первой является р или …   Толковый словарь Ушакова

  • изо — 1. ИЗО2, нескл., ср. (неол.). Сокращение слов: изобразительное искусство. Кружки изо. Учиться на отделении изо. 2. ИЗО1 (без удар.), предлог с род. употр. наряду с из перед словами, начинающимися с двух согласных, из которых первой является р или …   Толковый словарь Ушакова

  • изо — 1. ИЗО2, нескл., ср. (неол.). Сокращение слов: изобразительное искусство. Кружки изо. Учиться на отделении изо. 2. ИЗО1 (без удар.), предлог с род. употр. наряду с из перед словами, начинающимися с двух согласных, из которых первой является р или …   Толковый словарь Ушакова

  • ИЗО — ИЗО, предл. с род. То же, что « из », употр. перед нек рыми сочетаниями согласных, напр. изо всех, изо рта, изо льна, изо льда, изо дня в день. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 …   Толковый словарь Ожегова

  • изо… — ИЗО… 1. ИЗО… см. Из… 2. ИЗО… Первая часть сложных слов. Вносит зн. сл.: изоляционный. Изолента, изоплёнка, изоплита, изотермик, изотермический. 3. ИЗО… Первая часть сложных слов. Обозначает отнесённость к рисунку, изобразительному… …   Энциклопедический словарь

  • Изо — может означать: В русском языке Предлог изо, форма предлога из. Приставка изо , может обозначать: приставка, происходящая от греч. ισος «равный», и обозначающая единообразие, равенство: напр …   Википедия

  • dic.academic.ru

    Ответы@Mail.Ru: Существует ли приставка «ис»?

    Да! Ис_пользовать, например 🙂

    конечно существует! истекая например

    не существует

    вроде существует

    Существует. Перед глухим согласным: «избить», но «истратить».

    Приставку ИС- пишешь, когда следом идёт глухая согласная: испуг, искупаться и т. д. Приставку ИЗ- пишешь, когда следом идёт звонкая согласная: изгиб, извиваться. Предлога ИС не бывает, только предлог ИЗ: из полей, из сердца.

    Существует. Например исследователь

    Приставка,, ис,, -есть это похоже на правило ,,с,, и ,,з,, перед глухими и звонкими согласными

    да. Исходила….

    touch.otvet.mail.ru

    Как произносится This is good, this is love. Тис ис, дис ис или вис ис ?

    This лучше произносить как дыс, так англоязычному будет понятнее. Все английские дети, которые плохо выговаривают TH его редуцируют до Д или Т, в зависимости от слова. Русскоязычные превращают ТН в З или С и это англоязычному совсем непонятно и очень режет ухо.

    зис ис ну так не напишеш

    Зис ис гуд, зис из лав. Это же просто)

    ни один из этих вариантов не подходит)))

    Зис ис ) но вот варианты тис, дис и вис кажутся эмммммм…. странными

    Ближе к мягкому з. Только кончик языка прижимаете к верхним зубам.

    touch.otvet.mail.ru

    Промежуточный ИС | Warspot.ru

    4 сентября 1943 года Иосиф Сталин подписал постановление ГКО №4043 «О производстве танков ИС». Так закончилась долгая история создания нового тяжёлого танка, который должен был заменить в производстве КВ-1. За время его разработки в Челябинске успели освоить производство сначала КВ-1с, а затем КВ-85. Столь долгий путь не оказался напрасным: Красная армия получила принципиально новую машину, которая по совокупности характеристик являлась одним из лучших тяжёлых танков в мире. Но век ИС-1 (или ИС-85) оказался недолгим, совсем скоро он уступил место своему прямому «потомку» ИС-2 — лучшему советскому тяжёлому танку Великой Отечественной войны.

    Непростой старт

    Первым этапом запуска ИС-85 в серийное производство стало освоение производства КВ-85. Дело в том, что оба танка использовали одинаковые башни. С башней и вооружением КВ-85 возник ряд проблем, неизбежных при организации производства принципиально новой конструкции. Было очевидно, что запуск в серию шасси нового танка окажется ещё более сложным заданием. По этой причине в тексте постановления ГКО №4043 указывались на первый взгляд не особо жёсткие сроки. Первые 25 танков предписывалось сдать в ноябре 1943 года, ещё 75 должно было быть сдано в декабре. КВ-85 планировалось выпускать до ноября, а СУ-152 — до декабря 1943 года.

    Корпус ИС-85 в целом повторял корпус Объекта 237, но с целым рядом доработок

    Но и эти сроки на практике оказались очень жёсткими. Дело в том, что многие элементы и агрегаты этого танка были совершено новыми, в том числе и корпус с большой долей литых деталей. Такого большого количества литых элементов в конструкции корпусов отечественных машин до того момента не применялось (если не считать опытных конструкций цельнолитых корпусов для КВ-1).

    Проблемой было и то, что толщина брони по сравнению с КВ-1с и КВ-85 выросла. На заводе №200, производившем корпуса и башни, столкнулись с этой проблемой в ходе литья башен для КВ-85 и Объекта 237. На фотографиях некоторых танков можно заметить характерные швы на башнях. Таким образом заводчане «лечили» трещины, которые образовывались при литье. Чтобы подстраховаться, ещё в начале октября 1943 года завод №200 заложил 5 корпусов для ИС-85 при плане в 2 корпуса.

    Изменения в конструкции башни, по сравнению с башней КВ-85, были минимальными

    По итогам испытаний опытных ИС был составлен список замечаний и исправлений, которые требовалось внести в конструкцию перед запуском танка в серию. Некоторые из них требовалось внести немедленно, но часть модернизаций по объективным причинам отходила на среднесрочную перспективу. К подобным улучшениям относился, например, двигатель. Комиссия, отмечая надёжность работы двигателя В2-ИС, посчитала необходимым разработать для танка более мощный (600 лошадиных сил) мотор. Необходимость подобного улучшения была отражена и в постановлении ГКО №4043. Также требовалось переделать место механика-водителя, улучшив условия его работы. Для этого, в частности, приподнимался люк-пробка.

    Также требовалось переделать выхлопную систему. Патрубки по типу Т-34 были признаны неудачными, поскольку выхлопные газы из них попадали в воздухоприток на крыше моторно-трансмиссионного отделения. Различных доработок требовала конструкция элементов трансмиссии, системы охлаждения и ряда других систем. В «наследство» от КВ-85 танку достались проблемы с боевым отделением, в частности — неполадки механизмов наведения орудия.

    Продольный разрез ИС-85

    13 сентября состоялось совещание, на котором были расставлены приоритеты в списке необходимых исправлений и улучшений. Вместо рекомендованного комиссией трубчатого подковообразного радиатора с трубками из цветного металла в серию запускался стальной пластинчатый радиатор. Форсированный до 600 лошадиных сил двигатель В-2 «уехал» на 1 января 1944 года. Забегая вперед, стоит сказать, что никакого форсированного В-2 ни ИС-85, ни ИС-122 (ИС-2) так и не дождались.

    Из 19 пунктов требований в серию сразу вводилось 2, к 1 декабря 1943 года испытывалось ещё 12. Ещё в сентябре 1943 года предлагалось увеличить количество запасных траков до 10 и разместить их на носовой части корпуса, но внедрено это предложение было гораздо позже — летом 1944 года. В декабре 1943 года планировалось оснастить ИС передними брызговиками по образцу английского танка Valentine, но в середине декабря от этой идеи отказались, поскольку резиновые брызговики оказались сложными в производстве, а резина всё ещё являлась дефицитным материалом.

    ИС-85 выпуска ноября 1943 года, серийный номер 31113. НИБТ Полигон, январь 1944 года

    Среди изменений, которые планировалось вводить в конструкцию танка с 1 декабря 1943 года, значилась замена половинчатых траков на цельные траки без гребней. Это произошло, но половинчатые траки продолжали ставить и на ИС-122, и на ИСУ-152, и на ИСУ-122. Более того, фотографии свидетельствуют, что даже машины одного типа комплектовались по-разному. Например, ИС-85 выпуска ноября 1943 года, который испытывался на НИБТ Полигоне, имел гусеничные ленты с чередованием траков с гребнем и без него. В то же время другой ИС-85, который находился на НИБТ Полигоне летом 1944 года, имел гусеничные ленты, полностью собранные из траков с гребнями.

    Параллельно с запуском ИС-85 в серию велись работы по улучшению траков. С 20 по 30 ноября происходили испытания Объекта 237 №1, оснащённого траками из стали ЛВТ. Показали они себя не с лучшей стороны: через 965 километров пробега было сломано 18 гребней. В декабре испытания траков продолжились, причём испытывались траки как из стали ЛВТ, так и из стали 27 СГТ. Также на Объекте 237 №1 испытывались различные агрегаты, вводившиеся в серию.

    Испытатели выявили массу недочётов, связанных прежде всего с качеством изготовления

    Подготовка к серийному производству ИС-85 шла примерно в том же режиме, что и в случае с КВ-85. Значительная часть чертёжной документации требовала доработки, поэтому сборка отдельных узлов продолжала выполняться по месту. Имела место большая проблема с подготовкой кадров. Вместе с тем Челябинский Кировский завод (ЧКЗ) весьма ответственно подошёл к вопросу организации серийного производства нового танка. Сборочные цеха МХ-2 и МХ-3 оказались полностью переоборудованы. Отрабатывался метод линейно-поточного производства. И это при том, что завод был сильно загружен по линии производства Т-34. Именно эти танки оставались основной продукцией ЧКЗ. С октября 1943 года завод ежемесячно сдавал по 360 – 370 Т-34, а всего за 1943 год в Челябинске построили 3593 таких машины. Это значительно превышало количество всех выпущенных за 1943 год тяжёлых танков и САУ, вместе взятых.

    Улучшилась ситуация только весной 1944 года, когда производство Т-34 в Челябинске было прекращено.

    Башня серийного ИС-85 была такой же, как у КВ-85

    Несмотря на все проблемы, первые ИС-85 были собраны в самом конце октября 1943 года, то есть раньше срока. Удалось это во многом благодаря тому, что завод №200 имел в запасе 2 комплекта корпусов и башен. Внешне серийные танки были очень похожи на Объект 237, но всё же отличить их довольно легко. У серийного танка люк-пробка механика-водителя находился выше, а конструкция выхлопных патрубков была переделана: они стали более простыми, а также получили специальные желоба, которые направляли выхлопную струю вбок, не давая попасть в воздухозаборники. Изменился и верхний кормовой лист, конструкция которого стала более простой.

    От Объекта 237 этот танк можно отличить по изменённому положению люка-пробки механика-водителя

    Благодаря имевшемуся заделу корпусов первый танк ноябрьского плана удалось сдать уже к 5 ноября. Дальше случился вполне ожидаемый провал в производстве. К 16 ноября было сдано всего 3 танка, к 20-му числу — 7, к 25-му — 14 и к 30-му — 24. Последний, 25-й «ноябрьский» танк, был сдан утром 1 декабря.

    Танки строились в весьма напряжённом режиме. Как следует из отчёта ЧКЗ за 1943 год, к началу серийного выпуска ИС-85 основная часть рабочих машину попросту не знала. Первые 10 танков собирались при активном участии тех сотрудников, которые участвовали в сборке опытных Объектов 237. Благодаря этому эти первые 10 танков имели вполне удовлетворительное качество. В тот момент, когда началось валовое производство, качество резко снизилось. Немало хлопот было связано с не доведённой до конца технической документацией. Только за ноябрь в ней было обнаружено 200 ошибок. В результате из 25 первых танков приёмо-сдаточный пробег прошло 14, оставшиеся пришлось дорабатывать.

    Первые же пробеги выявили серьёзный конструктивный дефект — правая гусеница задевала фланец кронштейна первого балансира, что приводило к деформации траков. Также выявились проблемы с сепараторами подшипников планетарного механизма поворота. Этот дефект был обнаружен в конце ноября, из-за него пришлось временно прекратить приёмку танков и менять подшипники.

    Сверху хорошо видны изменившиеся патрубки выхлопных труб

    Хватало проблем и у корпусного производства. За первую декаду ноября завод сдал всего один корпус и башню, к 20-м числу было готово 22 корпуса и 13 башен, всего же за ноябрь было построено 58 комплектов. Изготавливали их из стали 42с. Также по заданию НКТП было заложено 5 корпусов и башен из стали высокой твёрдости 52с, из них за ноябрь удалось сдать 2. На декабрь было запланировано ещё 10 таких корпусов.

    Масса проблем выявилась при литье. Свою лепту внесло и то, что объём работ по монтажу и сварке, в сравнении с КВ-1с, вырос почти в 2 раза. Отмечалась острая нехватка кислорода для сварки. Вторая за год смена типа выпускаемого заводом тяжёлого танка тоже нисколько не способствовала нормальной работе. Заводу приходилось одновременно выпускать по 3, а в октябре 1943 года — и по 4 типа корпусов.

    Система Д-5Т считалась не совсем соответствующей требованиям современной войны уже на момент принятия решения о запуске ИС-85 в серию

    Как бы то ни было, запуск ИС-85 в серию выглядел менее драматично, чем запуск КВ-85. И это при том, что КВ-85 являлся модернизацией КВ-1с, а ИС-85 был во многом новой машиной.

    Вдобавок на ЧКЗ и завод №200 оказывалось дополнительное давление, связанное с тем, что ИС-85 являлся промежуточной машиной. Из текста постановления ГКО №4043 следовало, что в скором времени ИС-85 будет заменён на новый танк. Им стал ИС-122, он же ИС-2, принятый на вооружение Красной армии 31 октября 1943 года. Фактически это был тот же ИС-85, но с более мощным орудием Д-25Т калибра 122 мм и небольшими переделками башни. Принятие ИС-122 на вооружение привело к тому, что программа производства ИС-85 была сокращена. Вместо 75 танков их число сократилось до 40, но заводам вряд ли стало легче: вместо «урезанных» ИС-85 в декабре требовалось построить 35 ИС-122.

    ИС-85 на заснеженной лесной дороге

    План завода №200 на изготовление в декабре 1943 года 90 комплектов корпусов и башен для ИС-85 тоже был подкорректирован: теперь 40 башен изготавливалось с расчётом на установку систем Д-25Т. В общей же сложности за 1943 год завод №200 изготовил 163 комплекта корпусов и башен для ИС, из них 123 для ИС-85.

    Новые проблемы появились у завода в декабре. В большой и сложной детали носовой части корпуса обнаружилась усадочная полость, а в нижней её части — усадочная рыхлость. Слегка изменив технологию, проблему удалось решить, но только частично. В результате своих постов лишилось руководство цеха №1. Впрочем, этот дефект был не единственной причиной снятия с должностей: как следует из переписки, даже в начале 1944 года приёмка корпусов и башен происходила без окончательно утверждённых технических условий.

    Схема обзорности из боевого отделения и отделения управления

    Задел по корпусам и башням стал причиной того, что ИС-85 немного задержался в производстве. Как и было предусмотрено планом, за декабрь ЧКЗ сдал 40 ИС-85 и 35 ИС-122, а в январе удалось сдать ещё 40 ИС-85. Таким образом, всего было изготовлено 107 ИС-85. Танк не претерпел существенных изменений внешнего вида за небольшой период своего выпуска. Помимо упомянутого разнобоя в траках, также в январе 1944 года в конструкцию был введён новый поворотный механизм. Примерно в это же время ИС получили новый танковый прицел ТШ-15, но, скорее всего, все ИС-85 январского выпуска оснастили более ранним 10Т-15.

    В декабре 1943 и январе 1944 года положение с качеством постепенно улучшалось, но всё равно претензий хватало. До самого конца производства технические условия на машину так и не были утверждены. Часть требований по улучшению конструкции танка осталась на бумаге.

    Промежуточный результат

    Устранение дефектов, обнаруженных на собранных в ноябре-декабре 1943 года танках, привело к тому, что поставки ИС-85 в войска задержались. Первый большой эшелон с этими боевыми машинами оказался отправлен только 23 декабря 1943 года, получателем оказался 58-й гвардейский танковый полк (гв. тп). Туда отправилась 21 машина. Столько же танков ушло в Тулу на комплектование 8-го гв. тп, ещё 17 машин отправилось в 13-й гв. тп, также проходивший переформирование в Туле. Всего же за декабрь в войска была отправлена 61 машина.

    В январе 1944 года 13-й гв. тп получил положенные по штату недостающие 4 танка, 21 машину получил 1-й гв. тп. Ещё 15 машин отправилось в Тулу 27 января 1944 года. Таким образом, полностью удалось укомплектовать ИС-85 4 полка, и ещё как минимум один — частично.

    Один из ИС-1 на НИБТ Полигоне, лето 1944 года. Как можно заметить, машину весьма потрепало

    Комплектация гвардейских танковых полков с ИС-85 ничем не отличалась от принятой до того структуры аналогичных соединений. В полк входили 4 роты по 5 танков и командирский танк. В феврале 1944 года, ещё до начала боевого применения ИС-85, был утверждён штат № 010/460, после чего гвардейские танковые полки на тяжёлых танках были переименованы в отдельные гвардейские тяжёлые танковые полки (гв. ттп). Помимо 21 тяжёлого танка, на вооружении полка состояли 3 британских бронетранспортёра Universal Carrier и 1 бронеавтомобиль БА-64Б, которые использовались разведкой. В это же время ИС-85 в переписке стал именоваться ИС-1. Правда, это приводило к путанице, поскольку часто также называли КВ-85. К слову, ещё сильнее в этом плане «повезло» ИС-2. Можно представить удивление неподготовленного исследователя, когда он увидит в документах приказы о зачислении экипажей на танки КВ-2, датированные летом 1944 года. Ещё чаще попадается другое обозначение ИС-2 — КВ-122.

    У этого танка все траки были с гребнями

    Поскольку машина была новой, командованию требовались максимально достоверные данные как о боевом применении, так и эксплуатации ИС-85. Для этого в один из полков, оснащённых новыми танками, был отправлен инженер-майор А.И. Шамин, старший помощник начальника испытательного отдела НИБТ Полигона. Для него это была не первая такая командировка, да и опыта эксплуатации бронетанковой техники Алексею Ивановичу было не занимать. Именно он являлся автором руководства по войсковому ремонту КВ-1. 5 февраля 1944 года Шамин прибыл в 13-й гвардейский тяжёлый танковый полк, сформированный в Тульском танковом лагере.

    К 5 февраля танки уже были укомплектованы экипажами. Быстро выявилась недостаточная подготовка личного состава. По инициативе Шамина были проведены занятия, посвящённые отличиям ИС-85 от КВ-1с, на которых раньше служила часть экипажей, а также особенностям эксплуатации новой машины. Также были проведены занятия с ремонтниками из состава полка. Дополнительно к полку прикомандировали мастера Москаленко с ЧКЗ. Его присутствие оказалось совсем не лишним, поскольку совершенно новая техника имела вполне ожидаемые «детские болезни». У двух танков пришлось менять коробки передач.

    Верхние кормовые плиты у серийного танка и Объекта 237 отличались

    На фронт 13-й гв. ттп отправился 10 февраля. 15 числа эшелон с танками прибыл на станцию Фастов, где их заправили. Выгружались машины на станции Белая Церковь. К 7 часам утра машины были сосредоточены на южной окраине деревни Джурженцы. Туда добрались не все танки: 5 машин отстало из-за различных технических неисправностей. У трёх машин заглохли двигатели в связи с попаданием в топливную систему воздуха, ещё у двух случились другие неполадки с моторами. Хотя неисправности не были критичными, к началу боя полк оказался не в полном составе.

    Боевой дебют ИС-85 состоялся 19 февраля. В этот день 1-я рота (5 танков) поддерживала наступление 109-й танковой бригады в направлении на Лисянку. Дебют этот оказался неудачным: подбив Т-34 из состава 109-й тбр, «Пантеры» подпустили ИС-85 на дистанцию 600-800 метров, после чего открыли огонь. 2 советских тяжёлых танка сгорели и 3 были подбиты. Причиной полной потери 1-й роты стало неправильное применение: вместо того, чтобы пускать тяжёлые танки вторым эшелоном, их, как обычно и поступали с тяжёлыми танками, использовали в качестве тарана.

    Схема первого боя ИС-85 19 февраля 1944 года

    Стоит отметить, что ИС-85 создавался в расчёте на то, что в лобовой проекции он будет «держать» бронебойный снаряд 88-мм пушки KwK 36 L/56, установленной на Pz.Kpfw.Tiger Ausf.E. Что же касается «Пантер», то эти танки оказались более опасными противниками. Эти машины были быстрее, в лобовой проекции, благодаря рациональным углам наклона корпуса, оказались лучше защищены, а главное — были вооружены 75-мм пушкой KwK 42 L/70, которая имела более высокие показатели пробития. Неудивительно, что на дистанции 600-900 метров пушка «Пантеры» относительно легко пробивала ИС-85.

    Вместе с тем часть пробитий оказалась результатом недоработки конструкции корпуса и башни. Два танка были поражены в люк-пробку, причём в одном случае его вышибло рикошетировавшим снарядом. В двух случаях произошло сквозное пробитие передней части корпуса с правой стороны. Неудивительно, что со стороны Шамина форма носовой части корпуса подверглась критике.

    Типичные поражения ИС-85 от огня «Пантер» в бою за Лисянку. Под цифрой 2 отметина от снаряда, который, рикошетировав, выбил люк-пробку

    После неудачного дебюта в боевом использовании ИС-1 последовала пауза до 2 марта. То, что танки неплохо были защищены от огня пушки «Тигра», показали результаты последующих боёв. 5 марта машины вновь пошли в бой с задачей выйти к юго-западной окраине города Умань. По машинам с дистанции 600-800 метров открыли огонь замаскированные 88-мм зенитные пушки Flak 18. Один из танков получил 6 снарядных попаданий, при этом лишь одно, пришедшееся на правый угол передней части корпуса, оказалось сквозным. Правда, после попадания одного из снарядов в борт корпуса образовалась сквозная трещина.

    Также в бою за Умань один танк получил сквозное пробитие нижнего лобового листа из такого экзотического орудия, как 2,8 cm s.Pz.B. 41.

    После боёв за Умань в строю 13-го гв. ттп осталось 5 танков. Во время марша на Ямполь по техническим причинам из строя вышли 2 танка. Ещё один ИС-85 вышел из строя в боях за Ямполь. Оставшиеся машины дошли до города Бельцы, где также стали жертвами технических неисправностей.

    Т-34 и ИС-1 из состава 3-го танкового корпуса входят в Умань, март 1944 года

    Безвозвратные потери 13-го ГвТТП составили 2 танка. Остальные были либо подбиты, либо потеряны в результате неисправностей. Один танк утонул при переезде через мост в районе села Полковничье, его экипаж погиб, а машину позже эвакуировали. Шамин находился при 13-м гв. ттп до 2 мая 1944 года, после чего отбыл на НИБТ Полигон. Он получил орден Красной Звезды. Инженер-майор составил подробный доклад, причём заключение оказалось отнюдь не положительным:

    «1. Тяжёлый танк ИС-85 на современном этапе войны не имеет достаточных преимуществ в борьбе с тяжёлыми танками противника.

    Боевые качества танка ИС-85 значительно снижены рядом существенных конструктивных и производственных недостатков:

    а) несоответствие вооружения ИС-85 тяжёлым танкам, применяемым противником;

    б) недостаточная броневая защита передней части корпуса и башни танка;

    в) отсутствие быстродействующих средств запуска двигателя и ненадежность электроинерционного стартера;

    г) недостаточная надёжность механизма переключения передач, ходовой части и подшипников ведущего вала бортовых передач;

    д) неудовлетворительное качество сварных соединений;

    е) малый запас хода танка по просёлку и целине;

    ж) ненадёжность средств обогрева двигателя;

    з) недостаточный запас хода танка по топливу.

    2. В целях повышения боевых качеств тяжёлого танка ИС-85 необходимо:

    а) установить на танк, вместо пушки Д5-Т-85, более мощную артсистему;

    б) усилить броневую защиту передней части корпуса и башни за счёт применения большего угла наклона брони и брони высокого качества;

    в) повысить надёжность работы механизмов и агрегатов танка путём устранения конструктивных и производственных недостатков, отмеченных в отчёте;

    г) улучшить практическую подготовку экипажей».

    Отчёт немного запоздал. Дело в том, что 10 марта 1944 года, меньше чем через месяц после первого применения ИС-1, состоялся боевой дебют ИС-2. Он оказался куда более успешным. Тем не менее составленный Шаминым отчёт серьёзно повлиял на дальнейшее развитие танков семейства ИС. Характер поражений носовой части корпуса однозначно указывал на необходимость её переделки. Ещё до возвращения Шамина из командировки об этом писали и другие специалисты НИБТ Полигона.

    Отметины от огня 88-мм зенитной пушки Flak 18

    Пик боевого применения ИС-85 пришёлся на зиму-весну 1944 года. 8-й гв. ттп оказался соседом 13-го гв. ттп, действуя вместе с ним в составе 3-го танкового корпуса. На фронт полк прибыл в то же время, 19 февраля 1944 года. К 13 марта в составе полка осталось 5 танков. Как и в случае с 13-м гв. ттп, часть потерь была вызвана техническими причинами. 58-й и 1-й гв. ттп в марте 1944 года действовали в составе 1-й гвардейской армии.

    24 марта последовал приказ вывести полки на переформирования, после чего все уцелевшие ИС-85 оказались в составе 1-го гв. ттп. Почти все полки, ранее имевшие на вооружении ИС-1, получили ИС-2. ИС-1 «всплывали» позже как командирские, например, в составе 71-го гв. ттп.

    Единственным полком, в котором ИС-1 задержались надолго, оказался 1-й гв. ттп. Ко 2 апреля в нём имелось 5 танков данного типа, к концу месяца их осталось 2. В мае полк имел очень пёстрый состав: 18 ИС-1, 4 ИС-2, 5 СУ-76, 5 ИСУ-152 и даже 1 Т-70. Правда, из этого числа 15 ИС-1 требовали капитального ремонта, так что их быстро изъяли. В середине июля 1944 года, когда началась Львовско-Сандомирская операция, полк имел на вооружении 12 ИС и ИСУ, 3 Т-34 и 5 СУ-76. Крайне неоднородный состав полка сохранился и далее. К 6 августа в боеготовности находилось 6 ИС-1, 1 ИС-2, 1 КВ-85 и 1 ИСУ-152. В среднем ремонте находилось по одному КВ-1с, ИС-1 и ИС-2, плюс 2 ИСУ-152.

    В таком пёстром составе полк участвовал в Восточно-Карпатской операции. К этому периоду относится последний случай массового применения ИС-1. Помимо 1-го гв. ттп, эти танки использовались примерно в тех же местах и 12-й гвардейской танковой бригадой, которая к 18 октября 1944 года получила пополнение и имела 11 ИС-1, 4 ИС-2 и 30 Т-34.

    Подбитые ИС-1, Словакия, осень 1944 года. Вполне возможно, что танки принадлежали 12-й гвардейской танковой бригаде

    Войну пережили единичные экземпляры ИС-1, один из них даже умудрился промелькнуть на одном из военных парадов в конце 40-х годов. Увы, ни одна машина данного типа не дожила до наших дней. Вряд ли танкисты вспоминали этот танк с особой теплотой, слишком уж много технических проблем было связано с ним. К тому же он не мог похвастаться столь мощной пушкой, как ИС-2. Вместе с тем ИС-1 стал одной из важных вех отечественного танкостроения и последней ступенькой на сложном пути к ИС-2, которому, в свою очередь, было суждено стать одним из лучших тяжёлых танков Второй мировой войны.

    Автор благодарит Игоря Желтова (г. Москва) и Кирилла Кокшарова (г. Челябинск) за помощь в подготовке данного материала.


    Источники:

    1. Материалы РГАЭ
    2. Материалы ЦАМО РФ
    3. Материалы РГАСПИ
    4. Фотоархив автора

    warspot.ru

    Модель танка ИС 2 для выпиливания лобзиком из фанеры.

    Предлагаю Вашему вниманию сборную деревянную модель танка ИС-2 (Объект 240) — советский тяжёлый танк времен Великой Отечественной войны. Маркировка ИС означает «Иосиф Сталин» — официальное название серийных советских тяжёлых танков выпуска 1943—1953 годов. Цифра 2 в названии соответствует второй серийной модели танка этого семейства. ИС-2 являлся самым мощным и наиболее тяжелобронированным из советских и союзных серийных танков периода войны, и одним из сильнейших танков на то время в мире. Танки этого типа сыграли большую роль в боях 1944—1945 годов.

    Танк ИС 2 (Объект 240)


    Работа средней сложности. Модель танка ИС 2 состоит из 187 элементов, при этом основные части имеют прямые линии реза, что упростит задачу по выпиливанию. Модель танка займет достойное место в Вашей коллекции.

    Модель танка ИС 2


    Для того, что бы собрать такую модель танка своими руками Вам понадобятся следующие инструменты и принадлежности:

    Подготовка рабочего места

    Как обычно, первым делом Вам необходимо оборудовать свое рабочее место, на котором Вы будете работать. Правила не сложные: на столе не должно находиться лишних вещей, весь инструмент должен находиться на своих местах и быть под рукой. Не у каждого есть свой рабочий стол и наверняка Вы уже задумались над его созданием. Сделать стол не сложно — труднее выбрать для него место в доме. Хороший вариант — это утепленный балкон, на котором Вы в любой момент сможете приступить к работе над поделкой. Если у Вас есть специально оборудованное помещение с верстаком, то Вам можно сказать повезло. Про подготовку стола Вы можете почитать в отдельной статье, где я постарался как можно подробнее описать весь процесс его создания. После того как завершили процесс создания рабочего места можно приступить непосредственно к Вашей будущей поделке.

    Выбор фанеры

    Предполагаемые габариты модели танка ИС 2 из фанеры (35 см. х 12 см. х 10 см.) так как чертеж рассчитан под формат печати на бумаге А3 и А4, то детали можно уместить на четырех листах фанеры для А3 и семи листах А4. Толщина же фанеры должна быть от 2,5 до 3 мм. Прежде чем перевести чертеж на фанеру отшлифуйте заготовку шкуркой с крупным зерном, а заканчивайте мелким. Удобнее шлифовать с деревянным бруском, обернутым шкуркой. Шлифуйте заготовленную фанеру вдоль слоев, а не поперек. Хорошо отшлифованная поверхность должна быть ровной, совершенно гладкой, глянцево-матовой на свету и шелковистой на ощупь. Обратите внимание на расположение волокон, сучки, вмятины и другие пороки. Качество и цвет.

    Перенос рисунка на фанеру

    Переводить рисунок нужно точно и аккуратно: чертеж закрепите при помощи кнопок или просто придерживайте левой рукой. Проверьте, подходит ли чертеж по габаритам. Отдельные детали расположите так, чтобы как можно экономичнее использовать лист фанеры. Торопиться не стоит, ведь от чертежа зависит Ваша будущая поделка. Для ускорения процесса перевода можно воспользоваться техникой быстрого перевода рисунка, для этого предлагаю ознакомиться со статьей: Техника нанесения рисунка на фанеру за 60 секунд. Чертеж танка ИС 2 Вы можете в конце статьи после оплаты.

    Выпиливание лобзиком

    Правил по выпиливанию много, но основываться нужно на самых распространенных. Сначала следует выпилить внутренние элементы затем приступать к выпиливанию контура. При выпиливании торопиться не нужно. Главное, при выпиливании держать лобзик всегда прямо под углом 90 градусов. Выпиливайте детали по точно размеченным линиям. Движения лобзика должно быть всегда ровными вверх-вниз. Так же не забывайте следить за своей осанкой. Старайтесь не допускать скосов и неровностей. Если при выпиливании вы сошли с линии, переживать не стоит. Такие скосы, неровности в последствии можно убрать с помощью плоского напильника или «Крупнозернистой» шкурки.


    При толщине фанеры в 2,5мм. некоторые элементы можно прорезать канцелярским ножом, но будьте очень аккуратны данный способ травмаопасен так как, при долгом напряжении нож может соскочить или обломиться нанеся травму.

    Отдых

    При выпиливании мы часто устаем. Зачастую устают пальцы рук а так же глаза, которые всегда в напряжении. При работе, конечно же, все устают. Для того чтобы уменьшить нагрузку, нужно делать пару упражнений. Упражнения вы можете Посмотреть здесь. Упражнения проделывайте в процессе работы несколько раз.

    Схема сборки

    Сборка деталей поделки в данной работе не очень сложная, подробную инструкцию Вы найдете вместе с файлом чертежа. Ниже представленные основные этапы сборки.
    Гусеничная база.

    Форматы:

    Объем: 5 листов формат А4.


    Одеваем траки.

    Сборка платформы.

    После того как детали собираются в одну общую поделку без особых проблем, то приступайте к их склеиванию.

    Для придания большего сходства можно добавить несколько штрихов в виде линий используя электро-выжигатель. Красиво выжечь узор бывает очень сложно, но здесь же линий не много и сделать их довольно просто. Сначала нужно нарисовать линии карандашом затем не спеша пройти по этим линиям электро-выжигателем. Как работать с электро-выжигателем и добавить узоры Вы можете Прочитать в отдельной статье.

    Финишная обработка поделки


    Модель танка ИС 2, по желанию можно покрыть лаком или раскрасить, делать это не обязательно, но это придаст большую индивидуальность Вашей поделке. Постарайтесь выбрать хороший и качественный лак. Лакирование производите при помощи специальной кисти, не торопитесь. Старайтесь не оставлять видимых разводов пузырьков и ворсинок от кисти.

    Чертеж Модель танка ИС-2 из фанеры

    Форматы:

    Объем: 8/5 листов формат А4/А3.

    chudo-lobzik.ru

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *