Спирин, Иван Тимофеевич — Howling Pixel
Ива́н Тимофе́евич Спи́рин (9 августа 1898 — 4 ноября 1960) — военный лётчик, участник Гражданской, Советско-финской и Великой Отечественной войн, командир 9-го гвардейского бомбардировочного авиационного корпуса, генерал-лейтенант авиации, доктор географических наук (1938), профессор (1938). Первый Герой Советского Союза среди коломенцев.
Биография
Родился в городе Коломне Московской губернии. В детстве жил в селе Нижнее Хорошово Коломенского района. В армию направлен Коломенским военкоматом в 1918 году. Участник гражданской войны. До этого работал ремонтным и подсобным рабочим на станции Голутвин.
До войны
С 1920 году связал судьбу с авиацией. Работал аэрологом 2-го боевого отряда эскадры тяжёлых кораблей «Илья Муромец», затем начальником технической части авиационного отряда.
В 1925 году Спирин совершил первый полёт вне видимости земных ориентиров — по приборам и штурманским расчётам по маршруту Москва — Коломна. В том же году был совершён перелёт из Москвы в Пекин. В 1927 году Спирин участвует в большом европейском перелёте, а через два года разыскивает потерпевших аварию американцев в Арктике.
В 1930 году окончил Качинское военное авиационное училище.
4-18 сентября 1930 года на самолётах Р-5 участвовал в групповом полёте по маршруту: Москва — Севастополь — Анкара — Тбилиси — Тегеран — Термез — Кабул — Ташкент — Оренбург — Москва. За 61 час 30 минут лётного времени было пройдено 10500 километров. Все 6 участников экспедиции большого восточного перелёта были награждены орденами Красной Звезды. Спирину вручили орден за номером 9.
12-15 сентября 1934 года экипаж в составе командира М. М. Громова, инженера А. И. Филина и штурмана И. Т. Спирина на одномоторном самолёте АНТ-25, на борту которого были написаны буквы «РД» — рекорд дальности, осуществил перелёт с подмосковного аэродрома на харьковский аэродром. Данный перелёт был призван побить мировой рекорд французских пилотов Боссутро и Росси, которые в 1932 году на самолёте «Блерио» покрыли расстояние 10601 километр. Трёхсуточный полёт благополучно завершился выдающимся успехом. Экипаж установил новый мировой рекорд дальности, покрыв расстояние 12411 километров, и всесоюзный рекорд продолжительности, равный 75 часам. Подвиг был отмечен присвоением М. М. Громову звания Героя Советского Союза, И. Т. Спирин и А. И. Филин были награждены орденами Ленина.
С января 1935 года флагманский штурман ВВС РККА, он же начальник 4-го отделения 1-го отдела Управления ВВС РККА. С февраля 1936 года командир и военком НИИ ВВС РККА, с декабря — флагманский штурман экспедиций[1].
В 1937 году дважды участвовал в экспедициях на Северный полюс. Начальник аэронавигационного сектора НИИ ВВС комбриг Спирин в 1937 году был флаг-штурманом первой в мире воздушной экспедиции на Северный полюс. Полёт, начавшийся с Московского центрального аэродрома 22 марта, проходил в сложнейших метеорологических условиях и был успешно закончен 21 мая посадкой на льдину после того, как Спирин, сделав все необходимые расчёты, заявил: «Под нами полюс!» С самолёта на льдину была высажена четвёрка отважных людей во главе с И. Д. Папаниным, которые затем несколько месяцев дрейфовали в Северном Ледовитом океане, занимаясь научной работой. За выполнение задания правительства и героизм в Северной экспедиции И. Т. Спирину было присвоено звание Героя Советского Союза
С сентября 1938 года Спирин — начальник факультета авиаштурманов Военно-воздушной академии имени профессора Н. Е. Жуковского, доктор географических наук, профессор.
Участвовал[1] в Советско-финской войне 1939—1940 годов, командовал боевой авиационной группой дальнего действия (140 самолётов) в составе ВВС 9-й армии. С сентября 1940 года — начальник 2-й Ивановской высшей школы штурманов.
Во время войны
С началом Великой Отечественной войны И. Т. Спирин командовал авиационной группой ДД по обороне Москвы (всего до 200 самолётов). В 1941—1942 годах участвовал в обороне Москвы и нанесении бомбовых ударов по тылам противника. С марта 1942 года — начальник Высшей офицерской школы ночных экипажей ДА. За время войны школой, руководимой И. Т. Спириным, было выпущено около 1000 экипажей (до 4000 человек лётного состава различных специальностей). С октября 1944 года — командир [1]9-го гвардейского бомбардировочного авиационного корпуса, который входил в состав 18-й воздушной армии Ставки ВГК и выполнял специальные задания по перевозке людей и грузов с тыловых баз на передовые аэродромы войск 1, 2, 3-го Белорусского и 1, 2, 3-го Украинского фронтов.
Комкор Спирин за период боевых действий проявил высокое умение вождения авиационных частей в тяжёлых условиях наступательного боя, сумел организовать беспрерывное и чёткое управление авиационными частями в тесном взаимодействии с приданными средствами усиления.
—Аттестация на командира корпуса Спирина И. Т.[1]
Под командованием[1] И. Т. Спирина 9-й гвардейский бомбардировочный авиационный корпус успешно справился с поставленными перед ним боевыми задачами. Некоторые части корпуса при перевооружении на новые типы самолётов были подготовлены к боевым действиям ночью и в сложных метеоусловиях. За проявленные мужество, умелое руководство авиационными частями и соединениями И. Т. Спирин был награждён орденом Отечественной войны 1-й степени.
После войны
После войны[1] до апреля 1948 года И. Т. Спирин был начальником Ивановской высшей школы штурманов, затем находился на учёбе на ВАК при Высшей военной академии имени К. Е. Ворошилова. С мая 1949 года начальник специального отделения (с февраля 1950 года — специального факультета) Военно-воздушной инженерной академии имени профессора Н. Е. Жуковского, с ноября 1952 года — заместитель начальника штурманского факультета академии.
С 1 июля[1] 1955 года в отставке. Жил в Москве. Избирался делегатом XVIII съезда КПСС, депутатом Моссовета.C 1957 по 1960 год — начальник военной кафедры МФТИ[2].
Награждён Золотой Звездой Героя Советского Союза, 3 орденами Ленина, 2 орденами Красного Знамени, орденами Отечественной войны 1 степени, Трудового Красного Знамени, двумя орденами Красной Звезды, медалями. Пять раз попадал в авиационные катастрофы: горел, падал, врезался в болото, но чудом оставался жив, хотя ломал ногу, бедро, ключицу, рёбра. Спирин налетал около 9000 часов.
Похоронен на Введенском кладбище в Москве.
Память
Литература
- Коллектив авторов. Великая Отечественная: Комкоры. Военный биографический словарь / Под общей редакцией М. Г. Вожакина. — М.; Жуковский: Кучково поле, 2006. — Т. 2. — С. 420-421. — ISBN 5-901679-08-3.
Примечания
- ↑ 1 2 3 4 5 6 7 8 Коллектив авторов. Великая Отечественная: Комкоры. Военный биографический словарь / Под общей редакцией М. Г. Вожакина. —
М.; Жуковский: Кучково поле, 2006. — Т. 2. — С. 420-421. — ISBN 5-901679-08-3. - ↑ Историческая справка.
Ссылки
Спирин, Иван Тимофеевич. Сайт «Герои страны».
1-я Тверская-Ямская улица1-я Тверска́я-Ямска́я у́лица (в 1932—1990 годах — часть улицы Горького) — улица в Центральном административном округе города Москвы на территории Тверского района. Улица начинается от Триумфальной площади и идёт до площади Тверская Застава.
9-й гвардейский бомбардировочный авиационный корпус9-й гвардейский бомбардировочный авиационный корпус (9-й гв. бак) — объединение Военно-Воздушных сил (ВВС) Вооруженных Сил РККА, принимавшее участие в Великой Отечественной войне, выполняя специальные и транспортные задачи Верховного Главного Командования СССР.
Введенское кладбищеВведе́нское кладбище (Неме́цкое, Инове́рческое) — историческое кладбище в районе Лефортово города Москвы, образовано в 1771 году для захоронения погибших от эпидемии чумы. До революции 1917 года считалось иноверческим. Введенское кладбище является объектом историко-культурного наследия, а его некрополь — музеем под открытым небом, надгробия и памятники изготовили в жанрах готики и классицизма известные скульпторы и архитекторы.
Военно-воздушная академия имени Ю. А. ГагаринаВоенно-воздушная академия имени Ю. А. Гагарина — российское высшее военное учебное заведение, предназначенное для подготовки командных кадров Военно-Воздушных Сил, располагалось в посёлке Монино Московской области.
Военно-воздушная академия являлась одним из ведущих военных учреждений профессионального образования в области подготовки военных кадров высшего звена для Военно-воздушных сил и готовила авиационные кадры для назначения на должности командиров и начальников штабов авиационных частей и соединений, частей авиационного тыла, связи и радиотехнического обеспечения, старших штурманов авиационных частей и соединений, офицеров штабов авиационных объединений.
Среди выпускников Военно-воздушной академии имени Ю. А. Гагарина около 700 Героев Советского Союза (в том числе трижды Герой Советского Союза Кожедуб И. Н. и 39 дважды Героев Советского Союза), более 10 лётчиков-космонавтов России и зарубежные космонавты — Фам Туан, Зигмунд Йен, Владимир Ремек. В ней обучалось также более 2000 иностранных военных специалистов из 21 страны.В разговорной речи академия обычно упоминается как Гагаринская академия, Академия Гагарина или Монинская академия.
Упразднена приказом Министра обороны РФ от 12 июля 2011 г. N 1136. Обучение слушателей передано в Военный авиационный инженерный университет (г. Воронеж).
Илья Муромец (самолёт)Илья́ Му́ромец (С-22 «Илья Муромец») — общее название нескольких серий четырёхмоторных цельнодеревянных бипланов, выпускавшихся в Российской империи на Русско-Балтийском вагонном заводе в течение 1914—1919 годов. На самолёте поставлен ряд рекордов грузоподъёмности, числа пассажиров, времени и максимальной высоты полёта. Является первым в истории серийным многомоторным бомбардировщиком.
Монинское мемориальное военное кладбищеМонинское мемориальное военное кладбище — кладбище в пос. Монино Московской области.
СпиринСпи́рин (Спи́рина) — русская фамилия; имеет женскую форму Спирина. Известные носители:
Спирин, Александр:
Спирин, Алексей Николаевич (род. 1952) — советский и российский футбольный арбитр.
Спирин, Андрей Фёдорович (1918—1987) — Герой Советского Союза.
Спирин, Борис Николаевич (род. 1970) — советский и российский футболист.
Спирин, Василий Романович (1926—1992) — лейтенант, Герой Советского Союза.
Спирин, Виктор Михайлович — советский хозяйственный, государственный и политический деятель.
Спирин, Владимир Семёнович (1929—2002) — советский и российский китаевед.
Спирин, Григорий Андреевич (в монашестве Гурий; 1865—1937) — епископ Древлеправославной Церкви Христовой.
Спирин, Денис Сергеевич (род. 1980) — российский футболист.
Спирин, Дмитрий Александрович (род. 1975) — вокалист музыкального коллектива «Тараканы!».
Спирин, Иван:
Спирин, Леонид:
Спирин, Николай:
Спирин, Пётр Петрович (1911—1973) — майор, Герой Советского Союза.
Спирин, Руслан Николаевич (р. 1968) — украинский дипломат.
Спирин, Юрий Алексеевич (р. 1939) — российский дипломат.
Спирин, ИванИван Спирин:
Спирин, Иван Лаврентьевич (1872—?) — политический и религиозный деятель, член Государственной думы Российской империи III созыва от Московской губернии, старообрядец.
Спирин, Иван Тимофеевич (1898—1960) — генерал-лейтенант авиации, доктор географических наук, Герой Советского Союза.
Список делегатов XVIII съезда ВКП(б)XVIII съезд ВКП(б) — высший партийный форум, который проходил в Москве 10—21 марта 1939 года. На Съезде присутствовало 1965 делегатов, из которых: 1570 с решающим голосом, 395 с совещательным голосом.
На других языках
This page is based on a Wikipedia article written by authors
(here).
Text is available under the CC BY-SA 3.0 license; additional terms may apply.
Images, videos and audio are available under their respective licenses.
howlingpixel.com
Спирин, Иван Тимофеевич — Википедия. Что такое Спирин, Иван Тимофеевич
Ива́н Тимофе́евич Спи́рин (9 августа 1898 (1898-08-09) — 4 ноября 1960) — военный лётчик, участник Гражданской, Советско-финской и Великой Отечественной войн, командир 9-го гвардейского бомбардировочного авиационного корпуса, генерал-лейтенант авиации, доктор географических наук (1938), профессор (1938). Первый Герой Советского Союза среди коломенцев.
Биография
Родился в городе Коломне Московской губернии. В детстве жил в селе Нижнее Хорошово Коломенского района. В армию направлен Коломенским военкоматом в 1918 году. Участник гражданской войны. До этого работал ремонтным и подсобным рабочим на станции Голутвин.
До войны
С 1920 году связал судьбу с авиацией. Работал аэрологом 2-го боевого отряда эскадры тяжёлых кораблей «Илья Муромец», затем начальником технической части авиационного отряда.
В 1925 году Спирин совершил первый полёт вне видимости земных ориентиров — по приборам и штурманским расчётам по маршруту Москва — Коломна. В том же году был совершён перелёт из Москвы в Пекин. В 1927 году Спирин участвует в большом европейском перелёте, а через два года разыскивает потерпевших аварию американцев в Арктике.
В 1930 году окончил Качинское военное авиационное училище.
4-18 сентября 1930 года на самолётах Р-5 участвовал в групповом полёте по маршруту: Москва — Севастополь — Анкара — Тбилиси — Тегеран — Термез — Кабул — Ташкент — Оренбург — Москва. За 61 час 30 минут лётного времени было пройдено 10500 километров. Все 6 участников экспедиции большого восточного перелёта были награждены орденами Красной Звезды. Спирину вручили орден за номером 9.
12-15 сентября 1934 года экипаж в составе командира М. М. Громова, инженера А. И. Филина и штурмана И. Т. Спирина на одномоторном самолёте АНТ-25, на борту которого были написаны буквы «РД» — рекорд дальности, осуществил перелёт с подмосковного аэродрома на харьковский аэродром. Данный перелёт был призван побить мировой рекорд французских пилотов Боссутро и Росси, которые в 1932 году на самолёте «Блерио» покрыли расстояние 10601 километр. Трёхсуточный полёт благополучно завершился выдающимся успехом. Экипаж установил новый мировой рекорд дальности, покрыв расстояние 12411 километров, и всесоюзный рекорд продолжительности, равный 75 часам. Подвиг был отмечен присвоением М. М. Громову звания Героя Советского Союза, И. Т. Спирин и А. И. Филин были награждены орденами Ленина.
С января 1935 года флагманский штурман ВВС РККА, он же начальник 4-го отделения 1-го отдела Управления ВВС РККА. С февраля 1936 года командир и военком НИИ ВВС РККА, с декабря — флагманский штурман экспедиций[1].
В 1937 году дважды участвовал в экспедициях на Северный полюс. Начальник аэронавигационного сектора НИИ ВВС комбриг Спирин в 1937 году был флаг-штурманом первой в мире воздушной экспедиции на Северный полюс. Полёт, начавшийся с Московского центрального аэродрома 22 марта, проходил в сложнейших метеорологических условиях и был успешно закончен 21 мая посадкой на льдину после того, как Спирин, сделав все необходимые расчёты, заявил: «Под нами полюс!» С самолёта на льдину была высажена четвёрка отважных людей во главе с И. Д. Папаниным, которые затем несколько месяцев дрейфовали в Северном Ледовитом океане, занимаясь научной работой. За выполнение задания правительства и героизм в Северной экспедиции И. Т. Спирину было присвоено звание Героя Советского Союза[1].
С сентября 1938 года Спирин — начальник факультета авиаштурманов Военно-воздушной академии имени профессора Н. Е. Жуковского, доктор географических наук, профессор.
Участвовал[1] в Советско-финской войне 1939—1940 годов, командовал боевой авиационной группой дальнего действия (140 самолётов) в составе ВВС 9-й армии. С сентября 1940 года — начальник 2-й Ивановской высшей школы штурманов.
Во время войны
С началом Великой Отечественной войны И. Т. Спирин командовал авиационной группой ДД по обороне Москвы (всего до 200 самолётов). В 1941—1942 годах участвовал в обороне Москвы и нанесении бомбовых ударов по тылам противника. С марта 1942 года — начальник Высшей офицерской школы ночных экипажей ДА. За время войны школой, руководимой И. Т. Спириным, было выпущено около 1000 экипажей (до 4000 человек лётного состава различных специальностей). С октября 1944 года — командир[1]9-го гвардейского бомбардировочного авиационного корпуса, который входил в состав 18-й воздушной армии Ставки ВГК и выполнял специальные задания по перевозке людей и грузов с тыловых баз на передовые аэродромы войск 1, 2, 3-го Белорусского и 1, 2, 3-го Украинского фронтов.
Комкор Спирин за период боевых действий проявил высокое умение вождения авиационных частей в тяжёлых условиях наступательного боя, сумел организовать беспрерывное и чёткое управление авиационными частями в тесном взаимодействии с приданными средствами усиления.
— Аттестация на командира корпуса Спирина И. Т.[1]
Под командованием[1] И. Т. Спирина 9-й гвардейский бомбардировочный авиационный корпус успешно справился с поставленными перед ним боевыми задачами. Некоторые части корпуса при перевооружении на новые типы самолётов были подготовлены к боевым действиям ночью и в сложных метеоусловиях. За проявленные мужество, умелое руководство авиационными частями и соединениями И. Т. Спирин был награждён орденом Отечественной войны 1-й степени.
После войны
Могила Спирина на Введенском кладбище Москвы.После войны[1] до апреля 1948 года И. Т. Спирин был начальником Ивановской высшей школы штурманов, затем находился на учёбе на ВАК при Высшей военной академии имени К. Е. Ворошилова. С мая 1949 года начальник специального отделения (с февраля 1950 года — специального факультета) Военно-воздушной инженерной академии имени профессора Н. Е. Жуковского, с ноября 1952 года — заместитель начальника штурманского факультета академии.
С 1 июля[1] 1955 года в отставке. Жил в Москве. Избирался делегатом XVIII съезда КПСС, депутатом Моссовета.
C 1957 по 1960 год — начальник военной кафедры МФТИ[2].
Награждён Золотой Звездой Героя Советского Союза, 3 орденами Ленина, 2 орденами Красного Знамени, орденами Отечественной войны 1 степени, Трудового Красного Знамени, двумя орденами Красной Звезды, медалями. Пять раз попадал в авиационные катастрофы: горел, падал, врезался в болото, но чудом оставался жив, хотя ломал ногу, бедро, ключицу, рёбра. Спирин налетал около 9000 часов.
Похоронен на Введенском кладбище в Москве.
Память
- Именем Спирина названы улицы в Коломне, Москве и Кагуле (Молдова).
- В Коломне в Мемориальном парке установлен бюст Спирина.
Литература
- Коллектив авторов. Великая Отечественная: Комкоры. Военный биографический словарь / Под общей редакцией М. Г. Вожакина. — М.; Жуковский: Кучково поле, 2006. — Т. 2. — С. 420-421. — ISBN 5-901679-08-3.
Примечания
- ↑ 1 2 3 4 5 6 7 8 Коллектив авторов. Великая Отечественная: Комкоры. Военный биографический словарь / Под общей редакцией М. Г. Вожакина. — М.; Жуковский: Кучково поле, 2006. — Т. 2. — С. 420-421. — ISBN 5-901679-08-3.
- ↑ Историческая справка.
Ссылки
Спирин, Иван Тимофеевич. Сайт «Герои страны».
wiki.sc
Спирин, Иван Тимофеевич — Википедия
В Википедии есть статьи о других людях с фамилией Спирин.Ива́н Тимофе́евич Спи́рин (9 августа 1898 (1898-08-09) — 4 ноября 1960) — военный лётчик, участник Гражданской, Советско-финской и Великой Отечественной войн, командир 9-го гвардейского бомбардировочного авиационного корпуса, генерал-лейтенант авиации, доктор географических наук (1938), профессор (1938). Первый Герой Советского Союза среди коломенцев.
Биография
Родился в городе Коломне Московской губернии. В детстве жил в селе Нижнее Хорошово Коломенского района. В армию направлен Коломенским военкоматом в 1918 году. Участник гражданской войны. До этого работал ремонтным и подсобным рабочим на станции Голутвин.
До войны
С 1920 году связал судьбу с авиацией. Работал аэрологом 2-го боевого отряда эскадры тяжёлых кораблей «Илья Муромец», затем начальником технической части авиационного отряда.
В 1925 году Спирин совершил первый полёт вне видимости земных ориентиров — по приборам и штурманским расчётам по маршруту Москва — Коломна. В том же году был совершён перелёт из Москвы в Пекин. В 1927 году Спирин участвует в большом европейском перелёте, а через два года разыскивает потерпевших аварию американцев в Арктике.
В 1930 году окончил Качинское военное авиационное училище.
4-18 сентября 1930 года на самолётах Р-5 участвовал в групповом полёте по маршруту: Москва — Севастополь — Анкара — Тбилиси — Тегеран — Термез — Кабул — Ташкент — Оренбург — Москва. За 61 час 30 минут лётного времени было пройдено 10500 километров. Все 6 участников экспедиции большого восточного перелёта были награждены орденами Красной Звезды. Спирину вручили орден за номером 9.
12-15 сентября 1934 года экипаж в составе командира М. М. Громова, инженера А. И. Филина и штурмана И. Т. Спирина на одномоторном самолёте АНТ-25, на борту которого были написаны буквы «РД» — рекорд дальности, осуществил перелёт с подмосковного аэродрома на харьковский аэродром. Данный перелёт был призван побить мировой рекорд французских пилотов Боссутро и Росси, которые в 1932 году на самолёте «Блерио» покрыли расстояние 10601 километр. Трёхсуточный полёт благополучно завершился выдающимся успехом. Экипаж установил новый мировой рекорд дальности, покрыв расстояние 12411 километров, и всесоюзный рекорд продолжительности, равный 75 часам. Подвиг был отмечен присвоением М. М. Громову звания Героя Советского Союза, И. Т. Спирин и А. И. Филин были награждены орденами Ленина.
С января 1935 года флагманский штурман ВВС РККА, он же начальник 4-го отделения 1-го отдела Управления ВВС РККА. С февраля 1936 года командир и военком НИИ ВВС РККА, с декабря — флагманский штурман экспедиций[1].
В 1937 году дважды участвовал в экспедициях на Северный полюс. Начальник аэронавигационного сектора НИИ ВВС комбриг Спирин в 1937 году был флаг-штурманом первой в мире воздушной экспедиции на Северный полюс. Полёт, начавшийся с Московского центрального аэродрома 22 марта, проходил в сложнейших метеорологических условиях и был успешно закончен 21 мая посадкой на льдину после того, как Спирин, сделав все необходимые расчёты, заявил: «Под нами полюс!» С самолёта на льдину была высажена четвёрка отважных людей во главе с И. Д. Папаниным, которые затем несколько месяцев дрейфовали в Северном Ледовитом океане, занимаясь научной работой. За выполнение задания правительства и героизм в Северной экспедиции И. Т. Спирину было присвоено звание Героя Советского Союза[1].
С сентября 1938 года Спирин — начальник факультета авиаштурманов Военно-воздушной академии имени профессора Н. Е. Жуковского, доктор географических наук, профессор.
Участвовал[1] в Советско-финской войне 1939—1940 годов, командовал боевой авиационной группой дальнего действия (140 самолётов) в составе ВВС 9-й армии. С сентября 1940 года — начальник 2-й Ивановской высшей школы штурманов.
Во время войны
С началом Великой Отечественной войны И. Т. Спирин командовал авиационной группой ДД по обороне Москвы (всего до 200 самолётов). В 1941—1942 годах участвовал в обороне Москвы и нанесении бомбовых ударов по тылам противника. С марта 1942 года — начальник Высшей офицерской школы ночных экипажей ДА. За время войны школой, руководимой И. Т. Спириным, было выпущено около 1000 экипажей (до 4000 человек лётного состава различных специальностей). С октября 1944 года — командир[1]9-го гвардейского бомбардировочного авиационного корпуса, который входил в состав 18-й воздушной армии Ставки ВГК и выполнял специальные задания по перевозке людей и грузов с тыловых баз на передовые аэродромы войск 1, 2, 3-го Белорусского и 1, 2, 3-го Украинского фронтов.
Комкор Спирин за период боевых действий проявил высокое умение вождения авиационных частей в тяжёлых условиях наступательного боя, сумел организовать беспрерывное и чёткое управление авиационными частями в тесном взаимодействии с приданными средствами усиления.
— Аттестация на командира корпуса Спирина И. Т.[1]
Под командованием[1] И. Т. Спирина 9-й гвардейский бомбардировочный авиационный корпус успешно справился с поставленными перед ним боевыми задачами. Некоторые части корпуса при перевооружении на новые типы самолётов были подготовлены к боевым действиям ночью и в сложных метеоусловиях. За проявленные мужество, умелое руководство авиационными частями и соединениями И. Т. Спирин был награждён орденом Отечественной войны 1-й степени.
После войны
Могила Спирина на Введенском кладбище Москвы.После войны[1] до апреля 1948 года И. Т. Спирин был начальником Ивановской высшей школы штурманов, затем находился на учёбе на ВАК при Высшей военной академии имени К. Е. Ворошилова. С мая 1949 года начальник специального отделения (с февраля 1950 года — специального факультета) Военно-воздушной инженерной академии имени профессора Н. Е. Жуковского, с ноября 1952 года — заместитель начальника штурманского факультета академии.
С 1 июля[1] 1955 года в отставке. Жил в Москве. Избирался делегатом XVIII съезда КПСС, депутатом Моссовета.
C 1957 по 1960 год — начальник военной кафедры МФТИ[2].
Награждён Золотой Звездой Героя Советского Союза, 3 орденами Ленина, 2 орденами Красного Знамени, орденами Отечественной войны 1 степени, Трудового Красного Знамени, двумя орденами Красной Звезды, медалями. Пять раз попадал в авиационные катастрофы: горел, падал, врезался в болото, но чудом оставался жив, хотя ломал ногу, бедро, ключицу, рёбра. Спирин налетал около 9000 часов.
Похоронен на Введенском кладбище в Москве.
Память
- Именем Спирина названы улицы в Коломне, Москве и Кагуле (Молдова).
- В Коломне в Мемориальном парке установлен бюст Спирина.
Литература
- Коллектив авторов. Великая Отечественная: Комкоры. Военный биографический словарь / Под общей редакцией М. Г. Вожакина. — М.; Жуковский: Кучково поле, 2006. — Т. 2. — С. 420-421. — ISBN 5-901679-08-3.
Примечания
- ↑ 1 2 3 4 5 6 7 8 Коллектив авторов. Великая Отечественная: Комкоры. Военный биографический словарь / Под общей редакцией М. Г. Вожакина. — М.; Жуковский: Кучково поле, 2006. — Т. 2. — С. 420-421. — ISBN 5-901679-08-3.
- ↑ Историческая справка.
Ссылки
Спирин, Иван Тимофеевич. Сайт «Герои страны».
wikipedia.green
Иван Тимофеевич Спирин. Полёт сквозь эпоху
Иван Тимофеевич Спирин прожил жизнь, полную ярких исторических событий, в которых принимал непосредственное участие. На шестьдесят два года жизни выпали участие в Гражданской войне, учеба, работа и освоение профессии авиатора, дела всей жизни. Дальние и сверхдальние перелеты, научная и преподавательская деятельность, командование авиационными соединениями в финскую и Великую Отечественную войну, руководство по подготовке авиационных кадров, развитие арктической авиации, организация военного образования в одном из ведущих вузов страны. Это неполный перечень жизненных задач, которые выполнял Герой Советского Союза генерал-лейтенант авиации, доктор географических наук профессор Иван Тимофеевич Спирин.
Становление на «крыло»
Впервые будущий герой Советского Союза увидел полёт через дырку в заборе: он подглядывал за выступлением признанного авиатора. Первое увиденное выступление абсолютно не впечатлило Спирина, но через несколько лет он побывал на выступлении авиатора Нестерова, и уже это выступление его крайне впечатлило и заинтересовало. Заинтересовало настолько, что он решил связать свою жизнь с авиацией.
Юному Спирину повезло, и в 1920 году он был направлен во второй боевой отряд эскадры тяжёлых кораблей «Илья Муромец». Там он начал изучать и развивать штурманское дело. В то время полёты вне видимости земли были рискованной затеей, как в своё время ходьба по морю без компаса, на большом удалении от берега. Поэтому требовалось разрабатывать и испытывать приборы и методы ориентирования в небе, чем и занимался Иван Тимофеевич. В 1925 году совершил первый полет вне видимости земных ориентиров, по приборам и штурманским расчетам по маршруту Москва – Коломна. В том же году совершил перелет из Москвы в Пекин. В 1927 году Спирин участвует в большом европейском перелете, а через два года разыскивает потерпевших аварию американцев в Арктике.
В школу авиации Спирин поступил уже состоявшимся штурманом в 1930 году и сразу стал одним из лучших курсантов в своей группе. Одним из главных впечатлений этого периода для него стал первый самостоятельный полёт. Вот как он описывает это в своей книге:
«С неописуемым волнением я дал газ. Самолет побежал по полю. Все быстрей, быстрей. Вот он плавно отделился от земли, чиркнул два раза колесами по траве и взлетел в воздух. Машина быстро набирала высоту. Я внимательно осматривался кругом, чтобы не помешал какой-либо самолет. Наконец сделал первый разворот. Удивительное состояние! Какое-то новое, радостное, широкое чувство заполнило грудь. Один. Самостоятельно. Смотрю на кабину, где обычно сидел инструктор. Да, да, она пуста. А машина летит. Летит свободно. И ничего тут странного. Я управляю. Самолет слушается».
Кроме экзаменационного полёта, в конце обучения начальник авиационной школы устроил Спирину ещё один полёт. Этот полёт проходил в сложных условиях, при очень сильном ветре. Спирин с честью прошёл это испытание, произведя полёт и посадку в такую погоду.
Дальние перелёты продолжаются
В сентябре 1930 года на самолетах Р-5 был проведен так называемый Большой Восточный перелет по маршруту Москва — Анкара — Тифлис — Тегеран — Термез — Кабул — Ташкент — Оренбург — Москва протяженностью более десяти тысяч километров. Спирин был назначен штурманом на ведущем самолёте. Всего в перелёте участвовало три самолёта. Расстояние покрыли за 61 час 30 минут летного времени. Самолёты осуществляли посадку в городах, поэтому это было скорее испытанием техники на износостойкость. Все шесть участников перелета были награждены орденами Красной Звезды. Спирину вручили орден за номером 9. Интереснейшим является полёт по замкнутому маршруту Москва — Рязань – Тула — Харьков – Москва. До него состоялось две неудачных попытки, которые прерывались по ряду причин. Пилотом на этом полёте был знаменитый М.М. Громов, Инженер А.И. Филин и штурман И.Т. Спирин. Перелёт проходил в тяжёлых погодных условиях – на всём маршруте шел дождь, грозы, была сильная облачность. Чтобы избежать полёта в таких условиях, приходилось подниматься на высоту в 4-5 километров, где мороз привёл к тому, что бутылки с питьевой водой в кабине полопались. Несмотря на всё это, лётчики продержались в воздухе более 75 часов и поставили мировой рекорд продолжительности полёта – 12411 километров. Подвиг был отмечен присвоением М.М. Громову звания Героя Советского Союза, И.Т. Спирин и А.И. Филин были награждены орденами Ленина.
Полёт на Северный полюс
Перед вылетом на полюс
Покорение Северного полюса было одной из приоритетных задач для авиации. Успешное его покорение было бы доказательством высочайшего качества, как советской техники, так и подготовки кадров.
Руководителем экспедиции был Отто Шмидт, а командиром пилотов – Михаил Водопьянов. О.Ю. Шмидт предложил назначить флаг-штурманом экспедиции Ивана Тимофеевича Спирина, в то время хорошо известного в авиационных кругах. Подготовка была долгой, обстоятельной и напряженной. В ней принимали участие десятки заводских коллективов, работники НИИ и КБ, летчики, ученые, авиационные конструкторы и метеорологи. В экспедиции участвовали четыре тяжелых четырехмоторных самолета АНТ-6 конструкции А.Н. Туполева и легкие самолеты Р-5 и У-2, в задачу которых входила ближняя разведка погоды, облачности и льдов (они были заранее доставлены на остров Рудольфа) и двухмоторный разведчик погоды, который должен был лететь впереди «главных сил» воздушной эскадры от Москвы до острова Рудольфа. И.Т. Спирин с подчиненными ему штурманами тщательным образом произвели расчет элементов полета каждого этапа маршрута Москва – Архангельск — Нарьян-Мар – о. Рудольфа – Северный полюс, составили картографические сетки с линиями радиопеленгов для определения места самолета при полете над без ориентирной местностью или вне видимости земли, проработали запасные варианты на случай вынужденного отклонения от основного маршрута. Особое внимание было уделено астрономии. Вылет на северный полюс состоялся 22 марта 1937 года, ярко-оранжевый флагманский самолет «СССР Н-170» оторвался от поля Центрального аэродрома. Спирин записал в бортовом журнале: «Взлет – 12.30». Через несколько минут вся эскадра была в воздухе. Это был не первый опыт штурманства Спирина в таких условиях, но это не слишком сильно облегчало задачу. Сложность ориентирования в такой местности заключается в двух факторах: однообразие ландшафта и непредсказуемое поведение магнитных приборов. Для ориентирования в такой местности Спирин разработал свой механизм, который позволял однозначно определить своё положение по положению звёзд и солнца буквально за считанные минуты. Это позволило ему прокладывать и корректировать маршрут по ходу полёта. Погода, однако, не способствовала перелёту. Им приходилось постоянно обходить облачный фронт то снизу, то сверху, а временами и проходить на высоте между двумя фронтами облаков так, что один оставался снизу, а другой в это время был сверху. При таких условиях не видно ни звёзд, ни солнца, поэтому идти приходилось вслепую, а на отдельных участках снижаться до 30 метров над землей.
При подходе к Архангельску поступило сообщение, что аэродром на Двине из-за оттепели опасен для посадки. Первый этап маршрута дался трудно. Нелегким оказался и второй этап: неистовствовали снежные бури. Но флаг-штурман уверенно прокладывал курс сквозь пургу и снежные тучи над утомляющим однообразием белой тундры и вывел самолет к Нарьян-Мару. Из-за непогоды там пришлось задержаться на тринадцать дней. А затем изменить маршрут: вылететь на Новую Землю и уже оттуда на остров Рудольфа. И здесь пришлось задержаться, ожидая ясной погоды.
Начальник экспедиции принял решение: как только прояснится небосвод, лететь на полюс только флагманскому самолету. Так и поступили. 21 мая борт с номером «СССР Н-170», с ярко выделявшейся надписью «Авиаарктика», тяжело оторвался от заснеженного аэродрома, и Спирин проложил курс на север. На борту находились 13 человек. Четыре часа летел самолет над ледяным морем в серой мгле. Лишь трижды Спирину удалось измерить высоту солнца и рассчитать местоположения машины. Выручили приборы, которые он сам сконструировал: на них не влияли магнитные силы Земли.
Самолет шел над облаками, когда прилетел к полюсу. Из штурманской рубки вышел И.Т. Спирин, его сосредоточенное лицо расплылось в сияющей улыбке. Спокойно, чуть глуховатым голосом он произнес: «Под нами полюс!» В 11 часов 35 минут М.В. Водопьянов посадил самолет на лёд в самой северной точке земного шара.
Посадка была сложным и волнительным элементом пилотирования тяжелого самолета АНТ-6 на дрейфующую льдину. Учёные со всего мира утверждали, что посадка на льды северного полюса невозможна, поэтому стоило выбирать место для приземления очень тщательно. Вот как этот момент описывает в своей книге сам Спирин:
«Самолет подходит к льдине. Проходит низко над торосами и мягко касается снега. Затем бежит по нему, подпрыгивая на неровностях, вздрагивает, замедляет бег и, наконец, останавливается. Несколько секунд в корабле была тишина. Все будто чего-то ждали. Казалось, вот-вот льдина не выдержит тяжести, расколется, лопнет, и наш только что взобравшийся на нее громадный самолет пойдет ко дну. Но машина стояла спокойно, как ни в чем не бывало. Никто не в силах был первым прервать это удивительное молчание. Неожиданно, в какое-то мгновение, оно сменилось бурным взрывом радости. А потом уже вообще трудно было понять, что творилось».
Через несколько дней на лед опустились еще три самолета экспедиции. Был оборудован лагерь и в районе Северного полюса начала работу первая в истории дрейфующая научная станция. Более двух недель провели экипажи на этой льдине, прежде чем возвратиться обратно на остров Рудольфа, а четверка отважных людей во главе с И.Д. Папаниным 274 дня дрейфовала в Северном Ледовитом океане, занимаясь научной работой.
ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ: 1 2aeslib.ru
Иван Тимофеевич Спирин | ||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Дата рождения | 9 августа 1898(1898-08-09) | |||||||||
Место рождения | Коломна,Московская губерния | |||||||||
Дата смерти | 4 ноября 1960(1960-11-04) (62 года) | |||||||||
Место смерти | Москва | |||||||||
Принадлежность | Российская империя Российская империя СССР СССР | |||||||||
Род войск | ВВС | |||||||||
Годы службы | 1918—1955 | |||||||||
Звание | ||||||||||
Командовал | 9-й гвардейский бомбардировочный авиационный корпус | |||||||||
Сражения/войны | Гражданская война в России Советско-финская война Великая Отечественная война | |||||||||
Награды и премии |
ru-wiki.ru
Спирин, Иван Тимофеевич — Википедия
В Википедии есть статьи о других людях с фамилией Спирин.Ива́н Тимофе́евич Спи́рин (9 августа 1898 (1898-08-09) — 4 ноября 1960) — военный лётчик, участник Гражданской, Советско-финской и Великой Отечественной войн, командир 9-го гвардейского бомбардировочного авиационного корпуса, генерал-лейтенант авиации, доктор географических наук (1938), профессор (1938). Первый Герой Советского Союза среди коломенцев.
Биография
Родился в городе Коломне Московской губернии. В детстве жил в селе Нижнее Хорошово Коломенского района. В армию направлен Коломенским военкоматом в 1918 году. Участник гражданской войны. До этого работал ремонтным и подсобным рабочим на станции Голутвин.
До войны
С 1920 году связал судьбу с авиацией. Работал аэрологом 2-го боевого отряда эскадры тяжёлых кораблей «Илья Муромец», затем начальником технической части авиационного отряда.
В 1925 году Спирин совершил первый полёт вне видимости земных ориентиров — по приборам и штурманским расчётам по маршруту Москва — Коломна. В том же году был совершён перелёт из Москвы в Пекин. В 1927 году Спирин участвует в большом европейском перелёте, а через два года разыскивает потерпевших аварию американцев в Арктике.
В 1930 году окончил Качинское военное авиационное училище.
4-18 сентября 1930 года на самолётах Р-5 участвовал в групповом полёте по маршруту: Москва — Севастополь — Анкара — Тбилиси — Тегеран — Термез — Кабул — Ташкент — Оренбург — Москва. За 61 час 30 минут лётного времени было пройдено 10500 километров. Все 6 участников экспедиции большого восточного перелёта были награждены орденами Красной Звезды. Спирину вручили орден за номером 9.
12-15 сентября 1934 года экипаж в составе командира М. М. Громова, инженера А. И. Филина и штурмана И. Т. Спирина на одномоторном самолёте АНТ-25, на борту которого были написаны буквы «РД» — рекорд дальности, осуществил перелёт с подмосковного аэродрома на харьковский аэродром. Данный перелёт был призван побить мировой рекорд французских пилотов Боссутро и Росси, которые в 1932 году на самолёте «Блерио» покрыли расстояние 10601 километр. Трёхсуточный полёт благополучно завершился выдающимся успехом. Экипаж установил новый мировой рекорд дальности, покрыв расстояние 12411 километров, и всесоюзный рекорд продолжительности, равный 75 часам. Подвиг был отмечен присвоением М. М. Громову звания Героя Советского Союза, И. Т. Спирин и А. И. Филин были награждены орденами Ленина.
С января 1935 года флагманский штурман ВВС РККА, он же начальник 4-го отделения 1-го отдела Управления ВВС РККА. С февраля 1936 года командир и военком НИИ ВВС РККА, с декабря — флагманский штурман экспедиций[1].
В 1937 году дважды участвовал в экспедициях на Северный полюс. Начальник аэронавигационного сектора НИИ ВВС комбриг Спирин в 1937 году был флаг-штурманом первой в мире воздушной экспедиции на Северный полюс. Полёт, начавшийся с Московского центрального аэродрома 22 марта, проходил в сложнейших метеорологических условиях и был успешно закончен 21 мая посадкой на льдину после того, как Спирин, сделав все необходимые расчёты, заявил: «Под нами полюс!» С самолёта на льдину была высажена четвёрка отважных людей во главе с И. Д. Папаниным, которые затем несколько месяцев дрейфовали в Северном Ледовитом океане, занимаясь научной работой. За выполнение задания правительства и героизм в Северной экспедиции И. Т. Спирину было присвоено звание Героя Советского Союза[1].
С сентября 1938 года Спирин — начальник факультета авиаштурманов Военно-воздушной академии имени профессора Н. Е. Жуковского, доктор географических наук, профессор.
Участвовал[1] в Советско-финской войне 1939—1940 годов, командовал боевой авиационной группой дальнего действия (140 самолётов) в составе ВВС 9-й армии. С сентября 1940 года — начальник 2-й Ивановской высшей школы штурманов.
Во время войны
С началом Великой Отечественной войны И. Т. Спирин командовал авиационной группой ДД по обороне Москвы (всего до 200 самолётов). В 1941—1942 годах участвовал в обороне Москвы и нанесении бомбовых ударов по тылам противника. С марта 1942 года — начальник Высшей офицерской школы ночных экипажей ДА. За время войны школой, руководимой И. Т. Спириным, было выпущено около 1000 экипажей (до 4000 человек лётного состава различных специальностей). С октября 1944 года — командир[1]9-го гвардейского бомбардировочного авиационного корпуса, который входил в состав 18-й воздушной армии Ставки ВГК и выполнял специальные задания по перевозке людей и грузов с тыловых баз на передовые аэродромы войск 1, 2, 3-го Белорусского и 1, 2, 3-го Украинского фронтов.
Комкор Спирин за период боевых действий проявил высокое умение вождения авиационных частей в тяжёлых условиях наступательного боя, сумел организовать беспрерывное и чёткое управление авиационными частями в тесном взаимодействии с приданными средствами усиления.
— Аттестация на командира корпуса Спирина И. Т.[1]
Под командованием[1] И. Т. Спирина 9-й гвардейский бомбардировочный авиационный корпус успешно справился с поставленными перед ним боевыми задачами. Некоторые части корпуса при перевооружении на новые типы самолётов были подготовлены к боевым действиям ночью и в сложных метеоусловиях. За проявленные мужество, умелое руководство авиационными частями и соединениями И. Т. Спирин был награждён орденом Отечественной войны 1-й степени.
После войны
Могила Спирина на Введенском кладбище Москвы.После войны[1] до апреля 1948 года И. Т. Спирин был начальником Ивановской высшей школы штурманов, затем находился на учёбе на ВАК при Высшей военной академии имени К. Е. Ворошилова. С мая 1949 года начальник специального отделения (с февраля 1950 года — специального факультета) Военно-воздушной инженерной академии имени профессора Н. Е. Жуковского, с ноября 1952 года — заместитель начальника штурманского факультета академии.
С 1 июля[1] 1955 года в отставке. Жил в Москве. Избирался делегатом XVIII съезда КПСС, депутатом Моссовета.
C 1957 по 1960 год — начальник военной кафедры МФТИ[2].
Награждён Золотой Звездой Героя Советского Союза, 3 орденами Ленина, 2 орденами Красного Знамени, орденами Отечественной войны 1 степени, Трудового Красного Знамени, двумя орденами Красной Звезды, медалями. Пять раз попадал в авиационные катастрофы: горел, падал, врезался в болото, но чудом оставался жив, хотя ломал ногу, бедро, ключицу, рёбра. Спирин налетал около 9000 часов.
Похоронен на Введенском кладбище в Москве.
Видео по теме
Память
- Именем Спирина названы улицы в Коломне, Москве и Кагуле (Молдова).
- В Коломне в Мемориальном парке установлен бюст Спирина.
Литература
- Коллектив авторов. Великая Отечественная: Комкоры. Военный биографический словарь / Под общей редакцией М. Г. Вожакина. — М.; Жуковский: Кучково поле, 2006. — Т. 2. — С. 420-421. — ISBN 5-901679-08-3.
Примечания
- ↑ 1 2 3 4 5 6 7 8 Коллектив авторов. Великая Отечественная: Комкоры. Военный биографический словарь / Под общей редакцией М. Г. Вожакина. — М.; Жуковский: Кучково поле, 2006. — Т. 2. — С. 420-421. — ISBN 5-901679-08-3.
- ↑ Историческая справка.
Ссылки
Спирин, Иван Тимофеевич. Сайт «Герои страны».
wiki2.red
Иван Тимофеевич Спирин — это… Что такое Иван Тимофеевич Спирин?
Спирин Иван Тимофеевич
Спи́рин Ива́н Тимофе́евич (9.08.1898-4.11.1960) — лётчик, Герой Советского Союза. Первый Герой Советского Союза среди коломенцев.
Родился в городе Коломне Московской области. В детстве жил в селе Нижнее Хорошово Коломенского района. В армию направлен Коломенским военкоматом в 1918 году. Участник гражданской войны. До этого работал ремонтным и подсобным рабочим на станции Голутвин.
С 1920 году связал судьбу с авиацией. Работал аэрологом 2-го боевого отряда эскадры тяжелых кораблей «Илья Муромец», затем начальником технической части авиационного отряда.
В 1925 году Спирин совершил первый полет вне видимости земных ориентиров — по приборам и штурманским расчетам по маршруту Москва — Коломна. В том же году был совершен перелет из Москвы в Пекин. В 1927 году Спирин участвует в большом европейском перелете, а через два года разыскивает потерпевших аварию американцев в Арктике.
В 1930 году окончил Качинское военное авиационное училище.
4-18 сентября 1930 года на самолетах Р-5 участвовал в групповом полете по маршруту: Москва-Севастополь — Анкара — Тбилиси — Тегеран — Термез — Кабул — Ташкент — Оренбург — Москва. За 61 час 30 минут лётного времени было пройдено 10500 километров. Все 6 участников экспедиции большого восточного перелета были награждены орденами Красной Звезды. Спирину вручили орден за номером 9.
12-15 сентября 1934 года экипаж в составе командира М.М.Громова, инженера А. И.Филина и штурмана И.Т.Спирина на одномоторном самолете АНТ-25, на борту которого были написаны буквы «РД» — рекорд дальности, осуществил перелет с подмосковного аэродрома на харьковский аэродром. Данный перелет был призван побить мировой рекорд французских пилотов Боссутро и Росси, которые в 1932 году на самолете «Блерио» покрыли расстояние 10601 километр. Трехсуточный полет благополучно завершился выдающимся успехом. Экипаж установил новый мировой рекорд дальности, покрыв расстояние 12411 километров, и всесоюзный рекорд продолжительности, равный 75 часам. Подвиг был отмечен присвоением М.М. Громову звания Героя Советского Союза, И.Т. Спирин и А.И. Филин были награждены орденами Ленина.
Начальник аэронавигационного сектора НИИ ВВС комбриг Спирин в 1937 г. был флаг-штурманом первой в мире воздушной экспедиции на Северный полюс. Полет, начавшийся с Московского центрального аэродрома 22 марта, проходил в сложнейших метеорологических условиях и был успешно закончен 21 мая посадкой на льдину после того, как Спирин, сделав все необходимые расчеты, заявил: «Под нами полюс!» С самолета на льдину была высажена четверка отважных людей во главе с И.Д. Папаниным, которые затем несколько месяцев дрейфовали в Северном Ледовитом океане, занимаясь научной работой.
С 1938 г. Спирин — доктор географических наук, профессор. Был участником советско-финляндской и Великой Отечественной войн. Несколько лет был начальником Ивановской высшей школы штурманов. Окончил Военную академию Генштаба. Был главным штурманом ВВС.
С 1949 по 1952 г. — начальник отделения факультета Военно-воздушной академии им. Жуковского, с 1952 по 1955 г. — зам. начальника штурманского факультета.
С июля 1955 г. в отставке. Жил в Москве. Избирался делегатом XVIII съезда КПСС, депутатом Моссовета.
Награжден Золотой Звездой Героя Советского Союза, 3 орденами Ленина, 2 орденами Красного Знамени, орденами Отечественной войны 1 ст., Трудового Красного Знамени, двумя орденами Красной Звезды, медалями. Пять раз попадал в авиационные катастрофы: горел, падал, врезался в болото, но чудом оставался жив, хотя ломал ногу, бедро, ключицу, ребра. Спирин налетал около 9000 часов.
Именем Спирина названы улицы в Коломне и Москве. В Коломне в Мемориальном парке установлен бюст Спирина.
Wikimedia Foundation. 2010.
dic.academic.ru