В конце декабря 2017 года генеральный директор Прибалтийского судостроительного завода «Янтарь» Эдуард Ефимов рассказал журналистам о том, что большой десантный корабль «Иван Грен» вышел на завершающую стадию государственных испытаний. Незадолго до этого новейший российский корабль провел свои первые стрельбы и проверил корабельную артиллерию в Балтийском море. Стоит отметить, что «Иван Грен» корабль с очень трудной судьбой, он был заложен в Калининграде еще 23 декабря 2004 года, но был спущен на воду лишь 18 мая 2012 года и до сих пор не включен в состав флота. На начальном этапе сборку корабля серьезно осложняли нестабильное финансирование и проблемы на самом предприятии.
Большие десантные корабли проекта 11711 являются дальнейшим развитием советских БДК проекта 1171 «Тапир». Проектированием кораблей нового проекта занималось Невское проектно-конструкторское бюро. Корпус кораблей проекта 1171 был взят за основу не случайно, он отлично зарекомендовал себя за десятилетия службы в составе советского, а затем и российского флота. При этом большая часть конструкций в рамках реализации нового проекта претерпела значительные изменения. Главным образом были переработаны надстройки и внутренние помещения десантного корабля. При строительстве БДК «Иван Грен» были использованы самые современные технологии, в особенности, направленные на снижение заметности за счет использования современных технических решений и материалов. Помимо этого было уделено повышенное внимание условиям размещения экипажа корабля и десантников. На борту БДК появились тренажерный зал, столовая, а также более комфортабельные кубрики и каюты.
Главной особенностью или «фишкой» кораблей проекта 11711 является так называемый неконтактный метод высадки десанта на необорудованное побережье. Для этого из распахнутых носовых створок могут выталкиваться на воду инженерные понтоны, которые в сцепленном виде формируют мост на берег. Данный понтонный мост стыкуется с берегом, на который производится высадка десанта, после чего используется для переправы тяжелой техники и морских пехотинцев. Данная схема десантирования позволяет сохранять дистанцию между БДК и берегом, серьезно снижая риск сесть на мель.
Возможности БДК «Иван Грен» позволяют ему перевозить морем танки, боевые машины пехоты, бронетранспортеры, армейские грузовики или буксируемую артиллерию на расстояние до 3,5 тысяч морских миль (на скорости хода 16 узлов). Боевая техника перевозится на так называемой танковой палубе. Технику на борт можно загружать разными способами: палубным или портальным краном, также она может заехать на борт судна своим ходом через кормовую аппарель. Помимо боевой техники БДК может перевозить различные грузы, в том числе стандартные 20-футовые морские контейнеры. В стандартных 20-футовых морских контейнерах среди прочего может размещаться и ракетный комплекс Club-K, являющийся модификацией ракетной системы «Калибр». При этом вряд ли на борту БДК «Иван Грен» появятся какие-либо ракетные комплексы, так как противодействие кораблям противника не входит в его прямые задачи.
Полное водоизмещение десантного корабля составляет 5 000 тонн, длина – 120 метров, ширина – 16,5 метра, осадка – 3,6 метра. Сердцем БДК «Иван Грен» являются два 16-цилиндровых V-образных дизеля 10Д49 с газотурбинным наддувом мощностью 5200 л.с. Возможности силовой установки позволяют разгонять корабль до максимальной скорости 18 узлов. Экипаж корабля состоит из 100 человек. Наиболее современными БДК в составе российского флота до появления кораблей проект 11711 были БДК проекта 755 польской постройки. «Иван Грен» превосходит их по водоизмещению – 5000 тонн против 4080 тонн у кораблей проекта 755, помимо этого новый российский десантный корабль на 8 метров длиннее, на 1,5 метра шире и на 1,3 метра глубже сидит в воде. Соответственно выше и его десантные возможности.
В рамках работы над проектом и постройкой корабля его вооружение претерпело изменения. Согласно первоначальному проекту на борту БДК должна была появиться одна 76-мм артиллерийская установка АК-176М, два зенитно-артиллерийских комплекса «Палаш» и две пусковых установки реактивной системы залпового огня А-215 «Град-М». Однако в связи с тем, что концепция использования БДК проекта 11711 претерпела изменения, а также для экономии денежных средств и времени постройки корабля в 2010 году было принято решение об изменении состава вооружения, которое сегодня носит сугубо оборонительный характер.
АК-630М-2 «Дуэт» – это современная двухавтоматная 30-мм автоматическая артиллерийская установка, которая обеспечивает огромную скорострельность – до 10 000 выстрелов в минуту. Основное ее предназначение – это обеспечение противоракетной обороны кораблей ВМФ в ближней зоне. В первую очередь она предназначена для поражения противокорабельных ракет и иных видов управляемого оружия. Также установка может решать задачи по поражению самолетов, вертолетов и БПЛА противника, малоразмерных надводных и береговых целей. Эффективная дальность стрельбы составляет 4000 метров.
Установки АК-630М-2 и АК-630 построены по схеме многоствольного оружия (по 6 стволов) с вращающимся блоком стволом (так называемая схема Гатлинга). Автоматика российских установок такого типа работает за счет энергии пороховых газов и в отличие от иностранных аналогов (Phalanx CIWS и Goalkeeper) не требует наличия внешних источников энергии для вращения блока стволов. Установленная на десантном корабле «Иван Грен» установка АК-630М-2 «Дуэт» стала дальнейшей модернизацией комплекса АК-630М1-2, от которого визуально отличается башней, получившей меньшую радиолокационную заметность.
В интернете и различных СМИ можно было встретить утверждения о том, что новые российские БДК проекта 11711 якобы являются своеобразной заменой построенным во Франции, но так и не переданным Российской Федерации – универсальным десантным кораблям-докам типа «Мистраль», но это абсолютно неверно. Во-первых, постройка БДК «Иван Грен» началась задолго до решения Минобороны приобрести во Франции «Мистрали», во-вторых, корабли трудно сопоставить даже по своим техническим возможностям, главным образом размерам. Сравнивать их некорректно из-за огромной разницы в водоизмещении (более чем в 4 раза), а также размерах авиационной группы (Мистрали могут нести на борту до 16 легких вертолетов).
АК-630М-2 «Дуэт» — российская корабельная двухавтоматная 30-мм автоматическая артиллерийская установка
Более корректным является сравнение новых российских БДК проекта 11711 с китайскими кораблями Тип 072-III (класс Yuting-II), которые представляют собой большие танкодесантные суда, являющиеся основными десантными средствами в составе военно-морских сил КНР. При близких характеристиках и размерах, российский проект в выгодную сторону отличается наличием на борту полноценного вертолетного ангара.
К более крупным десантным судам, которые в будущем могут появиться в составе российского флота, можно отнести корабли проекта «Прибой». В рамках работы форума «Армия-2015» был впервые представлен макет универсальных десантных кораблей проекта «Прибой» с водоизмещением более 14 тысяч тонн и вместимостью до 500 десантников, 20-30 танков или 60 единиц различной военной техники. Помимо всего прочего данные кораблей смогут взять на борт до 8 вертолетов Ка-27 или Ка-52К.
Источники информации:
https://ria.ru/forces/20171229/1511888116.html
https://tvzvezda.ru/news/opk/content/201708030944-qlqy.htm
https://militaryarms.ru/voennaya-texnika/voennye-korabli/proekt-11711
Материалы из открытых источников
В Калининграде на судостроительном заводе «Янтарь» (ПСЗ, входит в Объединенную судостроительную корпорацию, ОСК) были заложены два больших десантных корабля (БДК) проекта 11711 типа «Иван Грен». По планам Минобороны, «Владимир Андреев» и «Василий Трушин» — такие им дали названия — должны войти в состав Военно-морского флота (ВМФ) РФ до 2025 года.
Спецпроект на тему
Пока отечественный флот пополнил единственный БДК этого проекта — «Иван Грен», к передаче готовится однотипный — «Петр Моргунов». Вошедший в состав Северного флота в июне 2018-го «Иван Грен» стал первым десантным кораблем, спроектированным и построенным в новейшей истории России. Работа над ним велась более 20 лет из-за многочисленных переделок по требованию ВМФ. Он также стал первым в составе нашего флота полноценным боевым кораблем, способным осуществлять весь спектр десантных операций на море. Среди них не только высадка и перевозки десанта, боевой техники и оборудования, а также использование их в качестве флагманских кораблей, для эвакуации и для участия в гуманитарных миссиях.
Долгая дорога на флот
Наш флот к началу 2000-х годов располагал примерно 20 большими десантными кораблями проектов 775 (строились в Польше в 1974–1991 годы) и 1171 (шифр «Тапир», строились в Калининграде в 1966–1975 годах).
Количество БДК с момента распада Советского Союза сократилось примерно вдвое, средний возраст оставшихся превышал 20 лет, самый старый — «Саратов» — вошел в состав флота в 1966 году. Около половины БДК к тому же находились в ремонте или на консервации. Корабли польской постройки испытывали проблемы с запчастями и ремонтом. Также из состава флота была исключена подавляющая часть средних и малых десантных кораблей — вследствие их полного износа. В этой связи командование ВМФ рассматривало строительство БДК нового поколения как одну из приоритетных задач.
Проект 11711 был разработан Невским проектно-конструкторским бюро (Невское ПКБ) в Санкт-Петербурге в 1990–2000-х годах и является развитием проекта 1171 «Тапир». Корабль позволяет решать вопросы переброски значительных объемов боевой техники и войск. Экс-глава Невского ПКБ Сергей Власов рассказывал ТАСС, что первоначально техническое задание было выдано на корабль, который ходил бы по внутренним водным путям — рекам и каналам. В дальнейшем проектантам пришлось переделывать его в морской корабль — изменять высоту надстройки, вносить ряд других изменений.
Его немного увеличили, расширили танковый трюм, чтобы вошло больше техники и она вставала в два ряда. Расширение танкового трюма привело к сокращению объемов для иных помещений корабля
Сергей Власов
экс-глава Невского ПКБ
По сравнению с проектом 1171 был расширен танковый трюм, чтобы техника могла вставать в два ряда; часть жилых помещений и медицинский блок разместили над верхней палубой. Технические требования неоднократно дополнялись в течение более чем 13 лет строительства головного корабля. Вносимые правки касались в том числе номенклатуры вооружения и оснащения.
Большой десантный корабль проекта 11711 типа «Иван Грен» на территории Прибалтийского судостроительного завода «Янтарь» в Калининграде
© Виталий Невар/ТАССКорабли этого проекта строили на мощностях Прибалтийского судостроительного завода «Янтарь» в Калининграде. «Иван Грен» стал одним из самых известных «долгостроев» российского ВМФ. Проектировать его начали еще в прошлом столетии, а заложили лишь 23 декабря 2004 года. В 2010-м строительство приостанавливалось из-за отсутствия финансирования и продолжилось в 2014-м. Спуск на воду состоялся 18 мая 2012 года.
«На протяжении всех этих лет заказчик неоднократно менял технические требования к кораблю», — рассказывал в интервью ТАСС в апреле 2018 года генеральный директор ПСЗ «Янтарь» Эдуард Ефимов.
Свой отпечаток на создание «Ивана Грена» наложил и тот факт, что проект создавался в 1990-е годы. Именно поэтому при его строительстве в последние два года возникло очень много конструкторских вопросов. Пришлось вносить некоторые поправки в проект, но сейчас, на мой взгляд, все правильные решения найдены
Эдуард Ефимов
генеральный директор ПСЗ «Янтарь»
«В сравнении с проектами, созданными в советское время, с кораблями, которые сейчас дослуживают свой срок, он сделал шаг вперед по вместимости десанта и техники. Он оснащен современной радиотехникой, системами вооружения», — говорил Ефимов.
Генеральный директор ПСЗ «Янтарь» Эдуард Ефимов
© Виталий Невар/ТАССКорабль был назван в честь советского вице-адмирала Ивана Грена, ученого в области морской артиллерии. Государственные испытания начались в ноябре 2017-го и несколько раз прерывались для устранения выявленных технических проблем. Передали флоту 20 июня 2018 года.
Закладка второго «десантника» состоялась 11 июня 2015-го. На воду «Петр Моргунов» был спущен через три года, ввод в строй ожидается в этом году. Корабль назван в честь советского генерал-лейтенанта береговой службы Петра Моргунова, первого в СССР кавалера ордена Нахимова I степени. Разработчики отмечали, что в проекте были учтены все необходимые изменения, выявленные в процессе постройки первого корабля.
Первоначально государственная программа вооружений предусматривала строительство шести кораблей проекта 11711. В 2015 году появилась информация, что ВМФ сократит число запланированных к постройке кораблей этого проекта до двух. Говорилось, что эта серия продолжена не будет, однако в конце декабря 2018 года президент ОСК Алексей Рахманов заявил, что ВМФ получит еще два или три корабля такого класса по доработанному проекту.
Спуск на воду большого десантного корабля проекта 11711 типа «Петр Моргунов» в Калининграде
© Виталий Невар/ТАСС9 апреля 2019-го министр обороны РФ Сергей Шойгу заявил, что два БДК этого проекта все-таки будут заложены. 15 апреля стало известно, что корабли назовут в честь Владимира Андреева (советский адмирал, командовал десантной операцией по захвату Южного Сахалина и Курильских островов в 1945 году) и Василия Трушина (генерал-майор, Герой Советского Союза, проявивший мужество и героизм в боях с японскими войсками в 1945-м).
В некоторых СМИ писали, что толчком к строительству БДК проекта 11711 послужил отказ Франции от передачи российскому флоту двух десантных кораблей типа «Мистраль». В конце прошлого года главком ВМФ Владимир Королев отмечал, что главное командование флота рассматривает вопрос продолжения строительства больших десантных кораблей проекта 11711 с учетом анализа эксплуатации головного корабля этого проекта «Иван Грен» и улучшения характеристик кораблей этой серии.
Возможности «десантников»
«Петр Моргунов» строится с учетом решения технических проблем, возникавших на головном корабле. В частности, российское сетевое издание FlotProm со ссылкой на отраслевой источник и пресс-службу «Янтаря» сообщало, что правый и левый дизельные двигатели «Петра» поменяют местами, что позволит изменить характер вращения винтов и устранить проблему с управляемостью при движении задним ходом. СМИ сообщали, что в случае успешных испытаний на нем аналогичная перестановка двигателей будет проведена и на головном корабле.
Большой десантный корабль проекта 11711 типа «Петр Моргунов»
Корабли проекта 11711 обладают полным водоизмещением около 5000 т и являются самыми крупными надводными кораблями, построенными в новейшее время. Для сравнения: водоизмещение предыдущего проекта 1171 составляет 4300 т, а самых многочисленных кораблей этого класса в ВМФ (проект 775) — 4400 т.
Длина — 120 м, ширина — 16,5 м, осадка — 3,6 м. Скорость полного хода — до 18 узлов (около 33,3 км/ч). Дальность плавания — 3500 морских миль (около 6400 км) на скорости 16 узлов (порядка 29 км/ч), автономность плавания — 30 суток. Экипаж — 100 человек.
Продолжение
Одна из главных «изюминок» кораблей проекта 11711 — неконтактный метод высадки десанта на необорудованное побережье. Из распахнутых носовых створок на воду могут выталкиваться инженерные понтоны, которые формируют мост на берег. Через них производится высадка десанта, после чего используется для переправы тяжелой техники. Это позволяет сохранять дистанцию между БДК и берегом, снижая риск сесть на мель. По некоторым данным, высадка десанта возможна при волнении моря до четырех баллов.
Вместимость корабля — 13 танков или 36 бронетранспортеров, до 300 десантников, до 30 грузовых автомобилей. Возможности позволяют перевозить до 1500 т грузов в стандартных 20-футовых морских контейнерах. Погрузка техники может выполняться двумя способами: по аппарели (при этом техника движется своим ходом) либо с помощью палубного крана (грузоподъемность 16 т) через грузовой люк в верхней палубе. Боевая техника перевозится на так называемой танковой палубе БДК.
Большой десантный корабль проекта 11711 типа «Петр Моргунов»
© Виталий Невар/ТАССГлавная энергетическая установка — два дизель-реверс-редукторных агрегата ДРРА-3700 с дизелями 10Д49 мощностью 5,2 тыс. л.с. каждый производства ОАО «Коломенский завод» (Московская область).
Вооружение — две шестиствольные артиллерийские установки АК-630М калибра 30 мм, сдвоенная артиллерийская установка АК-630М-2 «Дуэт» с радиолокационной системой управления огнем «Ласка».
Двухавтоматная 30-миллиметровая автоматическая артиллерийская установка, которая обеспечивает огромную скорострельность — до 10 000 выстрелов в минуту. Основное ее предназначение — обеспечение противоракетной обороны кораблей ВМФ в ближней зоне. Также может решать задачи по поражению самолетов, вертолетов и беспилотников, малоразмерных надводных и береговых целей. Эффективная дальность стрельбы составляет 4000 м.
Продолжение
Помимо скорострельного артиллерийского вооружения на борту имеются два крупнокалиберных пулемета «Жало» калибра 14,5 мм, которые предназначены для борьбы с воздушными, надводными и береговыми легкобронированными целями на дальности до 2000 м и 1500 м по высоте. Также БДК имеет комплекс выстреливаемых пассивных помех КТ-308-04 «Просвет-М», который защищает корабль от ракет противника.
Транспортно-боевой вертолет Ка-29 во время испытаний российского большого десантного корабля «Иван Грен» в акватории Балтийского моря
© Виталий Невар/ТАССПри строительстве «Иван Грена» были использованы современные технологии, направленные на снижение заметности за счет использования различных технических решений и материалов. Помимо этого было уделено повышенное внимание условиям размещения экипажа корабля и десантников: появились тренажерный зал и более комфортабельные каюты.
Предусмотрено базирование на БДК и двух корабельных транспортно-боевых вертолетов Ка-29 или поисково-спасательных вертолетов Ка-27. В случае необходимости на его борту сможет разместиться и новейший морской ударный вертолет Ка-52К «Катран».
Потенциал «десантника»
На базе проекта 11711 может быть создан десантный корабль водоизмещением, в несколько раз превышающим водоизмещение БДК класса «Иван Грен» (сейчас 5000 т). «Есть возможность увеличить его водоизмещение до 7, 8, 9 и даже до 14 000 т», — говорил гендиректор ПСЗ Ефимов. Он также напомнил, что Невское ПКБ в инициативном порядке разрабатывает проект десантного корабля на базе «Ивана Грена», который по сравнению с предшественником будет иметь большее водоизмещение, длину и ширину, станет более вместительным.
Большой десантный корабль проекта 11711 типа «Иван Грен»
© Виталий Невар/ТАССКстати, на базе «Грена» к 2024 году должен быть создан и первый экспедиционный корабль. «Нас торопят, мы хотим закончить все в 2024 году. Но это такая тяжелая история, потому что его придется перепроектировать», — сказал президент ОСК Алексей Рахманов, отметив, что речь идет именно о постройке на базе «Ивана Грена».
По словам главкома ВМФ, именно подобные БДК в будущем составят основу океанских группировок нашего флота, а в ближней зоне основные функции будут выполнять корветы и малые ракетные корабли. «В перспективе основу группировок кораблей в океанской зоне составят фрегаты и большие десантные корабли, обладающие повышенными боевыми возможностями по ударному и оборонительному потенциалу», — отмечал он.
Ведь за последнее время роль морских десантных операций только увеличивается. Морской пехоте на флоте отведена особая роль. Это один из самых боеспособных инструментов, способных быстро и эффективно решать задачи тактического плана. А боевая оснащенность подразделений потребовала увеличения транспортных возможностей. Поэтому флоту нужны корабли, которые не только стали бы средством доставки военных (десанта), но и выполняли бы функции мобильной военно-технической базы. БДК проекта 1171 в полной мере должны ответить всем этим требованиям.
Роман Азанов
В материале использованы данные «ТАСС-Досье»
https://ria.ru/20171229/1511888116.html
Плавучий плацдарм: чем интересен большой десантный корабль «Иван Грен»
РИА Новости, 29.12.2017
2017-12-29T08:00
2017-12-29T09:34
/html/head/meta[@name=’og:title’]/@content
/html/head/meta[@name=’og:description’]/@content
https://cdn22.img.ria.ru/images/151195/96/1511959612_0:77:2000:1202_1400x0_80_0_0_a1c5732a52bc970c3de4761a821d31d6.jpg
Александр Терентьев
ramstein.miesenbach, В Томагавках нет пилотов. Ими можно поражать неподвижные цели типа самолетных ангаров, да и то лишь тогда, когда аэродром не имеет своей ПВО. И если ангар не движется. В общем, только как в кино. Томагавк можно сбить даже из кабины старого гражданского самолета типа «Ан-2» (Кукурузник). В российском Флоте есть корабельный зенитный ракетно-пушечный комплекс ПВО «Панцирь-МЕ». Про «Панцири» в Сирии слышали?
35
vip.nikolay55
Красавец! Обкатать нужно, посмотреть в деле.
27
РИА Новости
Россия, Москва, Зубовский бульвар, 4
7 495 645-6601
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
2017
РИА Новости
Россия, Москва, Зубовский бульвар, 4
7 495 645-6601
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
Новости
ru-RU
https://ria.ru/docs/about/copyright.html
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/
РИА Новости
Россия, Москва, Зубовский бульвар, 4
7 495 645-6601
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
https://cdn22.img.ria.ru/images/151195/96/1511959612_0:77:2000:1202_1400x0_80_0_0_a1c5732a52bc970c3de4761a821d31d6.jpg
https://cdn23.img.ria.ru/images/151195/96/1511959612_149:0:1853:1278_1400x0_80_0_0_37a894d2aa2a1d259bc718db3fd959f8.jpg
https://cdn21.img.ria.ru/images/151195/96/1511959612_362:0:1640:1278_1400x0_80_0_0_687d75d4db0caf3459ac7ad219bf8c6d.jpg
РИА Новости
Россия, Москва, Зубовский бульвар, 4
7 495 645-6601
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
РИА Новости
Россия, Москва, Зубовский бульвар, 4
7 495 645-6601
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
безопасность, вооруженные силы — безопасность
МОСКВА, 29 дек — РИА Новости, Андрей Станавов. Три сотни вооруженных до зубов морпехов, 13 основных боевых танков или — на выбор — около 40 БТР/БМП, а также два транспортно-десантных вертолета. Такая мини-армия свободно умещается на борту большого океанского десантного корабля (БДК) проекта 11711 «Иван Грен».
25 декабря 2017, 13:20
ВМФ получит десантный корабль «Иван Грен» до конца годаКорабль был заложен в декабре 2004 года, спущен на воду в мае 2012 года, швартовные испытания корабля начались в октябре 2015 года. К заводским ходовым испытаниям корабль приступил в июне 2016 года.До конца года на нем поднимут Андреевский флаг, и «Грен» официально войдет в состав Северного флота. Этот «десантник» — первый российский корабль такого класса, способный обеспечивать высадку людей и тяжелой техники без контакта с берегом. О том, в чем он превзошел своих предшественников и какое место займет во флоте, — в материале РИА Новости.Морпехи с доставкой
Если не считать флотилии малых и средних десантных кораблей, то только БДК сегодня в составе ВМФ числится около двух десятков. Это корабли советских проектов 775 (типа «Цезарь Куников») и 1171 (типа «Николай Фильченков»). Если первые еще относительно молодые, то возраст вторых уже приближается к почтенному. К примеру, «Саратов» был спущен на воду в 1964-м. И хотя корабли регулярно ремонтируются, очевидно, что уже очень скоро им потребуется замена. «Иван Грен» — прямой потомок БДК проекта 1171 «Тапир», а точнее, его развитие. Даже по основным характеристикам они схожи: смахивающий на сухогруз «дедушка» тоже обладает солидным водоизмещением и может перевезти 300 морских пехотинцев и два десятка танков.
1 декабря 2017, 08:00
«О нас вспоминают, когда прижмет»: как воюет морская пехота ВМФ РоссииПлоскодонные корабли проекта 755 польской постройки, которые сейчас составляют основу флота БДК, уступают «Ивану Грену» по габаритам и вместимости. Для сравнения: полное водоизмещение нового корабля — 5000 тонн против 4080 у польского «собрата». Кроме того, он на восемь метров длиннее, на полтора метра шире и на 1,3 метра глубже сидит в воде. Если «Цезарь Куников» может вместить 190 морпехов и десять танков (или 24 бронетранспортера), то «Грен» — 300 и 13 соответственно. Корабли 775-го проекта строили двумя сериями, причем, планировалась третья — специально под перевозку газотурбинных танков Т-80. Примечательно, что головной БДК этой серии назывался «Контр-адмирал Грен». Его успели заложить в Гданьске, но после распада СССР разрезали на металл.
Пушки и «Катраны»
Новый БДК несколько превосходит корабли проекта 755 не только про грузоподъемности, но и по мощи бортового вооружения. В дополнение к АК-176М и АК-630М-2 «Дуэт» (10 тысяч выстрелов в минуту) он несет две установки реактивной системы залпового огня А-215 «Град-М» калибра 122 миллиметра. Каждая включает в себя лазерный дальномер, систему управления, 40 направляющих и забрасывает реактивные снаряды на дальность до 20 километров со скорострельностью две штуки в секунду. Массированный удар «Града» буквально сметает живую силу и легкую бронетехнику противника. Таким образом, корабль в состоянии даже без поддержки других сил флота прикрыть высадку десанта плотным ракетно-артиллерийским огнем. Защититься от вражеских ракет ему помогут несколько пусковых установок комплекса радиоэлектронного подавления. Хотя, как правило, корабли такого класса применяются не в одиночку, а в составе мощной десантной группы.
11 ноября 2017, 08:00
«Ковчеги демократии». На что способны авианосные ударные группы ВМС СШАДля строительства «Грена» применялись новейшие разработки в кораблестроении, использовались высокопрочные материалы и даже технологии снижения заметности. Ограничений по типам перевозимой боевой техники практически нет, лишь бы ее суммарная масса не превышала допустимую. БДК может транспортировать танки, бронетранспортеры, боевые машины пехоты, армейские грузовики или буксируемую артиллерию на расстояния до 3,5 тысячи морских миль. Все это хозяйство размещается на так называемой танковой палубе. Технику можно погрузить разными способами: портальным или палубным краном, также она своим ходом может заехать по кормовой аппарели. Кроме того, БДК может перевозить стандартные 20-футовые морские контейнеры. В кормовой надстройке оборудован ангар для десантно-транспортного вертолета Ка-29 или ударного Ка-52К «Катран».
Мост на берег
Фирменная «фишка» «Грена» — так называемый неконтактный метод высадки десанта на необорудованное побережье. Для этого из распахнутых носовых ворот один за другим на воду выталкиваются инженерные понтоны, которые в сцепленном виде образуют мост. Он «стыкуется» с береговой линией и служит переправой для тяжелой техники и морских пехотинцев. Такая схема позволяет сохранять дистанцию между кораблем и берегом и снижает риск сесть на мель.
11 октября 2016, 13:00
Высадка бронетехники и морпехов с БДК «Кондопога» в Кольском заливеПринимавшие участие в арктическом походе подразделения сухопутных и береговых войск Северного флота России высадились в губе Грязная Кольского залива. Смотрите на видео, как проходило десантирование с БДК «Кондопога».Легкие плавающие БМП, БТР и БМД можно выпускать прямо в море как с кормы, так и с носа: они доберутся до берега самостоятельно. Интересно, что непосредственно перед высадкой танки и БМП обычно работают на холостом ходу, и десантный трюм быстро заполняется выхлопными газами. Чтобы десантники не отравились, открывают верхний грузовой люк. Высадка десанта возможна при волнении моря до четырех баллов.«Сердце» БДК — два 16-цилиндровых V-образных дизеля 10Д49 с газотурбинным наддувом мощностью 5200 лошадиных сил. Он разгоняют корабль до максимальной скорости в 18 узлов. В автономном плавании «Грен» может находиться до месяца. Для экипажа численностью около 100 человек и морпехов предусмотрены достаточно комфортные условия размещения в каютах и кубриках, имеется даже тренажерный зал.
Иван Грен» — головной корабль проекта 11711. Невское проектно-конструкторское бюро работало над ним несколько лет, проект неоднократно переделывали под меняющиеся требования Минобороны. Постройкой занимался Прибалтийский судостроительный завод «Янтарь». Там же сейчас достраивается второй корабль серии — «Петр Моргунов». Его планируется передать флоту в 2018 году. Больше таких кораблей строить не будут — командование отказалось от них в пользу еще более крупных и вместительных.
2 мая 2017, 13:03
Эксперт: БДК «Петр Моргунов» значительно усилит возможности российского ВМФБольшой десантный корабль «Петр Моргунов» спустят на воду летом. Военный эксперт Дмитрий Литовкин в эфире радио Sputnik отметил роль кораблей проекта 11711 в обеспечении экспедиционных миссий.Большие десантные корабли — это универсальные рабочие лошадки, без которых не обходится ни одна серьезная войсковая операция на территории стран, имеющих выход к морю. Именно на них в 1986-м эвакуировали граждан СССР из охваченного огнем гражданской войны Йемена, а в начале 1990-х — личный состав советской военно-морской базы Нокра из Эфиопии. Во время грузино-абхазского конфликта из зоны боевых действий на «десантниках» вывозили беженцев и российских туристов. В 1999-м БДК Черноморского флота участвовали в переброске российского контингента миротворческих сил в Югославию, а в августе 2008-го – высаживали десант в грузинском порту Поти. Важнейшую роль эти корабли сыграли в операции Вооруженных сил России в Сирии. Кроме перевозки грузов, людей и техники, БДК могут также эффективно применяться для постановки морских мин.
В период нахождения корабля на якорной стоянке группе журналистов благодаря активному содействию пресс-службы завода и пресс-службы Балтийского флота удалось побывать на его борту и сделать подробный фоторепортаж о новом корабле.
Корабль заложен 23 декабря 2004 года в городе Калининграде на ОАО «Прибалтийский судостроительный завод «Янтарь» под заводским номером 01301.
Проект разработан в традиционном проектанте больших десантных кораблей – ОАО «Невское Проектно-Конструкторское бюро» в Санкт-Петербурге в период с 1988 по 2004 год для замены устаревших БДК проектов 775 и 1171. Бюро возглавляет генеральный директор и генеральный конструктор Виглин А.О, а главным конструктором проекта является Суворов В.Н. Корабль предназначен для высадки десанта на необорудованное побережье, а также для переброски морем грузов в ближней и дальней океанской зоне и участия в миротворческих операциях.
БДК способен реализовать следующие способы высадки техники: непосредственно на необорудованный берег с помощью носового высадочного устройства или на плав как через носовую, так и через кормовую аппарель или с помощью транспортно-десантного вертолета Ка-29. Кран-балка, расположенная между пятиярусной носовой и четырёхъярусной кормовой надстройками, позволяет выгружать легкую технику и грузы на причальную стенку или на плавающие десантные средства, находящиеся под бортом корабля. Новшеством является новый неконтактный способ, который предполагает использование инженерных понтонов, на подобии тех, которые применяют сухопутные войска при форсировании водных преград. Из нескольких понтонов формируется наплавной мост, по которому тяжелая и легкая техника может передвигаться и высаживаться непосредственно на берег, имеющий уклон менее 3 градусов. Такой метод давно используется за рубежом, но в отечественном флоте применен впервые. Также новшеством для отечественного флота является возможность перевозки на верхней палубе 20-футовых морских контейнеров с любым видом груза, выполненных по международным стандартам и выгрузки их на плавсредства или причальную стенку.
Корабль двухвальный, двухпалубный, с баком, ютом, кормовым расположением машинного отделения, двумя надстройками и сквозным, от носа до кормы, десантным трюмом, в котором размещается подвижная боевая техника. Корпус и надстройка стальные. Поскольку корабль рассчитан на длительное патрулирование с десантом на борту, комфортному размещению десанта уделено немаловажное значение. Для размещения десанта предусмотрены многоместные каюты с трехъярусными койками, спортивный зал, удобные душевые и умывальники. Для обеспечения прогрева двигателей техники, находящейся на нижней палубе, предусмотрена специальная система вентиляции. В кормовой надстройке предусмотрен ангар на 1 вертолет Ка-29, но благодаря тому, что конструкция ангара имеет выдвижную часть в сторону вертолетной площадки, то возможно базирование двух вертолетов, но при этом использование второго при нахождении первого в воздухе будет затруднено.
Неповторимый облик кораблю придает развитый бак с большим изгибом и возвышением над ватерлинией, конструкция и размеры которого обусловлены использованием инженерных понтонов для нового неконтактного способа высадки, а также применением носового гидродинамического обтекателя бульбового типа в подводной части корабля. Осадка корабля без груза составляет 4,6 м носом и 5,0 м кормой.
В процессе достройки корабля проект 3 раза корректировался в части изменения состава вооружения, радиоэлектронных средств и изменения ТТХ, а по причине недопоставки документации и контрагентского оборудования сроки готовности заказа не раз переносились. По первоначальному проекту планировалось вооружить корабль новой 100-мм артиллерийской системой А-190М и двумя зенитно-артиллерийскими комплексами «Палаш», для огневой поддержки десанта предусматривались две пусковые установки реактивной системы залпового огня А-215 «Град-М». В итоге, по причине выдвинутого уже в процессе строительства требования экономии бюджетных средств и сокращения сроков строительства, состав вооружения был существенно сокращен и задача по огневой поддержки десанта с корабля была снята. Установленное вооружение включает в себя две артиллерийские системы аналогичного назначения и одинакового калибра – носовую 30-мм артустановку АК-630М-2«Дуэт» и две кормовых 30-мм артустановки АК-630М с системой управления огнём 5П-10-03 «Ласка». Такой состав вооружения не характерен для других кораблей ВМФ России и является скорее компромиссом между необходимостью и возможностями гособоронзаказа. Предусмотренные проектом два 14,5-мм крупнокалиберных пулемета МТПУ «Жало» и переносные ПЗРК на время ходовых испытаний не устанавливались.
«Иван Грен» способен принять на борт 13 основных боевых танков, состоящих на вооружении ВС России, либо 36 единиц гусеничной или колесной боевой техники в габаритах боевой машины пехоты, а также 300-380 человек десанта с вооружением, амуницией и боеприпасами. Общая масса различных грузов, принимаемых на борт корабля составляет до 1500 тонн.
Главная энергетическая установка состоит из двух дизель-реверс-редукторных агрегата ДРРА-3700 на основе дизеля 10Д49 с системой управления турбонаддувом СУТН-10060, работающих на винт фиксированного шага, обеспечивающих кораблю скорость до 18 узлов. Эффективная мощность одного агрегата 5200 л.с. В каждом машинном отделении расположено по два вспомогательных дизель-генератора АДГ-1000НК в составе дизеля 8ДМ-21С. Один дизель-генератор обеспечивает все потребности в электроэнергии в стояночном режиме, два дизель-генератора – гарантированное питание в боевом режиме.
18 мая 2012 года корабль был спущен на воду, при этом было объявлено решение о строительстве серии из шести подобных кораблей, но после закладки второго корабля, получившего название «Петр Моргунов», серию сократили до двух единиц. Решение о дальнейшем строительстве аналогичных кораблей будет принято после проведения всесторонних испытаний головного. Также в 2003 году было анонсирована разработка экспортного варианта БДК – проект 11711Э.
25 июня 2016 года БДК «Иван Грен» впервые вышел в море в рамках заводских ходовых испытаний в полигоны Балтийского моря. А с 15 августа 2016 года «Иван Грен» встал на якорь в акватории Финского залива для приема на борт вертолета Ка-29 и проведения испытаний авиационного комплекса. По причине поломки материальной части вертолета, испытания начались только 23 августа, прибывший из Ейского 859-го Центра боевого применения и подготовки лётного состава Морской авиации ВМФ России вертолет Ка-29 бортовой номер 38 «желтый», регистрационный номер RF-34194 в первый же день совершил 24 посадки на палубу.
В период выполнения программы испытаний в Финском заливе кораблю пришлось выполнить первую в своей жизни спасательную операцию. 29 августа в районе 15:00 проходящий мимо корабля малоразмерный частный катер «Швед» с регистрационным номером Р7246ЛХ подал сигнал бедствия и запросил помощь. Катер следовал из Финляндии в Санкт-Петербург и попал в шторм 3-4 балла с ветром до 12 м в секунду. Неожиданно для капитана судна волнами из якорного клюза выбило якорь и стравилась за борт вся якорь-цепь, которую из-за неисправности шпилевого устройства пришлось обрезать. Находящиеся на борту пассажиры, в том числе двое детей, сильно укачались. Катер плохо управлялся на волне, но имел ход и связь. Капитан катера запросил командира поднять катер на борт, но поскольку у него не было специального спускоподъёмного устройства, существовала угроза во время сильного волнения при подъеме разбить катер о борт. Учитывая сложившуюся ситуацию, командир корабля принял решение прикрыть катер от волн и, поставив его в кильватер, сопроводил в безопасный район, поддерживая постоянную связь на УКВ. В двух милях от мелководного берега Зеленогорска БДК передал потерпевшего силам МЧС, которые ошвартовали катер в акватории зеленогорского яхт-клуба около 20:00.
2 сентября корабль прибыл в Калининград для устранения выявленных замечаний. Но, к сожалению, ожидаемого в этом году ввода корабля в состав ВМФ может не состояться. Замеры уровней физических полей показали, что токи, создаваемые в размагничивающих обмотках, не обеспечивают заявленных в техническом задании величин электромагнитного поля. Тому виной ошибочный выбор марки и сечения токоведущих кабелей. Для их замены потребуется постановка корабля в сухой док и проведение сложных корпусных работ.
Тактико-технические характеристики корабля.
Водоизмещение полное – 6000 тонн.
Главные размерения (макс. длина х ширина х осадка) – 120х16,5х5,0 метров.
Скорость полного хода без груза – 18 узлов.
Дальность плавания скоростью 16 узлов – 3500 миль.
Экипаж – 100 человек.
Автономность – 30 суток.
РЛС – МР-352 «Подитив».
Кормовая аппарель.
Над приваренными буквами наименованием корабля проложен кабель-проводник устройства снятия с мели.
Вид на носовую надстройку и ходовой мостик.
Якорное устройство.
Артиллерийская установка АК-630М1-2 «Дуэт», изготавливаемая «АК «Туламашзавод». На баке с правого борта видна площадка, на которую по первоначальному проекту планировалось установить пусковую установку А-215 «Град-М».
Вид на носовую надстройку и антенные посты.
Ходовой мостик. В центре – место вахтенного рулевого.
Левая часть мостика. Оптико-электронный блок УВ-450 системы внешнего наблюдения и целеуказания. Регулировка изображения и наведение визира осуществляется с помощью джойстика.
Вид с ходового мостика на бак корабля и носовую артиллерийскую установку.
Установка 120-мм комплекса выстреливаемых помех ПК-10 «Смелый» и корабельный прожектор.
Вид на правое крыло мостика.
Вид на шкафут левого борта, выход на крыло мостика.
Интерьер столовой личного состава.
Вид на носовую надстройку с крыши вертолетного ангара.
Вид на вертолетную площадку и кормовую надстройку. Кормовая надстройка сформирована вокруг вертолетного ангара, в ней расположены медицинский блок, воздуховоды и газоходы машинного отделения, подбашенные отделения кормовых артиллерийских установок и пост управления полетами.
Вертолетный ангар. На борту корабль нес макет вертолета, но размеры ангара позволяют помещать в ангар 2 вертолета типа Ка-29 или 1 типа Ка-52.
Вертолетный ангар, вид в нос. Ангар имеет подъемный трап-сходню для перемещения техники с нижних палуб на верхнюю, а также две двери роллетного типа в нос и корму, что позволяет перемещать технику как на вертолетную площадку, так и на верхнюю палубу между надстройками.
Установка 135-мм комплекса выстреливаемых помех КТ-308-04 «Просвет-М». Позади видна 30-мм артиллерийская установка АК-630М левого борта.
Установка 135-мм комплекса выстреливаемых помех КТ-308-04 «Просвет-М» правого борта.
Датчик измерителя нижней границы облаков, установленный на крыше вертолетного ангара.
Артиллерийская установка АК-630М правого борта.
Оптико-электронный визир системы управления стрельбой АК-630М правого борта.
Вид на шканцы и вертолетную площадку.
Правое машинное отделение. Главный дизель 10Д49 производства ОАО «Коломенский завод».
Вспомогательные дизель-генераторы АДГ-1000НК в составе дизеля 8ДМ-21С производства «Уральского дизель-моторного завода».
Местный пульт управления работающего вспомогательного дизель-генератора.
Холодильная машина системы охлаждения судового оборудования.
Спуск на воду катера БЛ-680Р.
Заводской специалист управляет кран-балкой с помощью переносного пульта управления.
Кран фирмы Sormec M500/SA с жесткой стрелой грузоподъемностью 15 тонн в походном положении.
В Калининграде на Прибалтийском судостроительном заводе «Янтарь» подняли Андреевский флаг на новом большом десантном корабле «Иван Грен». Он стал первым десантным кораблем, спроектированным и спущенным на воду в новейшей истории России.
— Корабль получился отличный. Он хорошо будет служить, и все у нас с ним будет получаться! Прослужит больше 30 лет, – говорит президент «Объединенной судостроительной корпорации» Алексей Рахманов.
Он отмечает, что «Иван Грен» стал одним из самых сложных и передовых кораблей военно-морского флота.
– Корабль не имеет особенно хитрых устройств, — продолжает Рахманов. — Он – десантный, предназначен для того, чтобы брать и высаживать технику, эвакуировать людей и материально-технические запасы. Это боевое судно снабжения военной техникой.
Супер-фокусов и придумывать не нужно было. «Иван Грен» — рабочая лошадка военно-морского флота. У корабля два основных метода выгрузки и погрузки техники, это носовая и кормовая аппарель.
— Это корабль XXI века. Условия для экипажа и для десанта созданы замечательные. В каждом кубрике есть кондиционеры, телевизор, показывающий более 100 каналов, на корабле есть спортзал, медицинский блок с операционной и амбулаторией, — говорит командир большого десантного корабля «Иван Грен», капитан третьего ранга Виктор Васильев. – Боевые качества корабля не в пример выше десантным кораблям предыдущих проектов. Корабль может выполнять как задачи большого десантного корабля, так и широкий круг задач как корабль управления силами десантной операции. Все системы управления и контроля – новые. Реализован безвахтовый метод у механизмов и главных двигателей. То есть это один человек на группу помещений, который сидит в удобном кресле на пульте управления и наблюдает за работой механизмов, систем и устройств.
Государственные испытания военного судна шли долгое время. Доводкой корабля занимались еще целый год после первых заводских ходовых испытаний.
— Корабль показал себя в соответствии с теми техническими заданиями, которые были ему поставлены. Есть, конечно, над чем работать… Это первый десантный корабль, который построен для Военно-морского флота в России. Ведь большинство десантных кораблей строились еще в советское время в Польше.
Почетным гостем церемонии стал внук вице-адмирала Ивана Ивановича Грена – Федор Ерохин. Он прилетел из Москвы с тремя детьми и рассказал интересную историю.
— В 1976 году мои родители написали главкому военно-морского флота с просьбой увековечить имя вице-адмирала Ивана Грена, назвать его именем военный корабль. Ответили, что вопрос рассматривается. Вроде как именем деда должен был назван крейсер. Мне тогда было 16 лет. А потом развалился Советский Союз, работа по строительству военных судов прекратилась вообще, — рассказывает внук героя. — Вновь мы обратились к командующему в начале 2000-х годов. Пришел ответ о том, что именем дедушки будет назван большой десантный корабль. Он был разработан на Невском КБ, а заложен в Калининграде. Я был рад сегодня ступить на его палубу. Для нашей семьи это незабываемое событие. Стоя на корабле, которое носит имя твоего деда, испытываю чувства, которые в простой жизни испытать бы не мог. Это благодарность и ощущение тог, что мы общаемся с живым человеком, как будто этот огромный механизм это и есть наш дедушка Иван Иванович.
Иван Грен достоин, чтобы его именем назвали такой замечательный корабль. Это человек, который без малого полвека жизни отдал службе в военно-морском флоте, прошел путь от юнги до вице-адмирала. Был участником трех войн: Гражданской, Финской, Великой Отечественной. Участвовал, в том числе, в разгроме милитаристской Японии на Дальнем Востоке.
«Иван Грен» из Калининграда отправляется служить на Северный флот.
СПРАВКА «КП»
БДК «Иван Грен» – головной корабль проекта 11711, разработанного в ПАО «Невское проектно-конструкторское бюро». Он был заложен по заказу Министерства обороны РФ на ПСЗ «Янтарь» в декабре 2004 года, спущен на воду в мае 2012 года, государственные испытания корабля завершены 2 июня 2018 года.
Сейчас завод продолжает строительство первого серийного корабля этого проекта, БДК «Пётр Моргунов», заложенного в июне 2015 года и спущенного на воду 25 мая 2018 года. Проект 11711 – это новейшее развитие проекта 1171, по которому в 1960-70 годы ПСЗ «Янтарь» построил серию из 14 кораблей.
Фотогалерею смотрите ЗДЕСЬ.
В период нахождения корабля на якорной стоянке группе журналистов благодаря активному содействию пресс-службы завода и пресс-службы Балтийского флота удалось побывать на его борту и сделать подробный фоторепортаж о новом корабле.
[Читать дальше (39 фото)]
Корабль заложен 23 декабря 2004 года в городе Калининграде на ОАО «Прибалтийский судостроительный завод «Янтарь» под заводским номером 01301.
Проект разработан в традиционном проектанте больших десантных кораблей – ОАО «Невское Проектно-Конструкторское бюро» в Санкт-Петербурге в период с 1988 по 2004 год для замены устаревших БДК проектов 775 и 1171. Бюро возглавляет генеральный директор и генеральный конструктор Виглин А.О, а главным конструктором проекта является Суворов В.Н. Корабль предназначен для высадки десанта на необорудованное побережье, а также для переброски морем грузов в ближней и дальней океанской зоне и участия в миротворческих операциях.
БДК способен реализовать следующие способы высадки техники: непосредственно на необорудованный берег с помощью носового высадочного устройства или на плав как через носовую, так и через кормовую аппарель или с помощью транспортно-десантного вертолета Ка-29. Кран-балка, расположенная между пятиярусной носовой и четырёхъярусной кормовой надстройками, позволяет выгружать легкую технику и грузы на причальную стенку или на плавающие десантные средства, находящиеся под бортом корабля. Новшеством является новый неконтактный способ, который предполагает использование инженерных понтонов, на подобии тех, которые применяют сухопутные войска при форсировании водных преград. Из нескольких понтонов формируется наплавной мост, по которому тяжелая и легкая техника может передвигаться и высаживаться непосредственно на берег, имеющий уклон менее 3 градусов. Такой метод давно используется за рубежом, но в отечественном флоте применен впервые. Также новшеством для отечественного флота является возможность перевозки на верхней палубе 20-футовых морских контейнеров с любым видом груза, выполненных по международным стандартам и выгрузки их на плавсредства или причальную стенку.
Корабль двухвальный, двухпалубный, с баком, ютом, кормовым расположением машинного отделения, двумя надстройками и сквозным, от носа до кормы, десантным трюмом, в котором размещается подвижная боевая техника. Корпус и надстройка стальные. Поскольку корабль рассчитан на длительное патрулирование с десантом на борту, комфортному размещению десанта уделено немаловажное значение. Для размещения десанта предусмотрены многоместные каюты с трехъярусными койками, спортивный зал, удобные душевые и умывальники. Для обеспечения прогрева двигателей техники, находящейся на нижней палубе, предусмотрена специальная система вентиляции. В кормовой надстройке предусмотрен ангар на 1 вертолет Ка-29, но благодаря тому, что конструкция ангара имеет выдвижную часть в сторону вертолетной площадки, то возможно базирование двух вертолетов, но при этом использование второго при нахождении первого в воздухе будет затруднено.
Неповторимый облик кораблю придает развитый бак с большим изгибом и возвышением над ватерлинией, конструкция и размеры которого обусловлены использованием инженерных понтонов для нового неконтактного способа высадки, а также применением носового гидродинамического обтекателя бульбового типа в подводной части корабля. Осадка корабля без груза составляет 4,6 м носом и 5,0 м кормой.
В процессе достройки корабля проект 3 раза корректировался в части изменения состава вооружения, радиоэлектронных средств и изменения ТТХ, а по причине недопоставки документации и контрагентского оборудования сроки готовности заказа не раз переносились. По первоначальному проекту планировалось вооружить корабль новой 100-мм артиллерийской системой А-190М и двумя зенитно-артиллерийскими комплексами «Палаш», для огневой поддержки десанта предусматривались две пусковые установки реактивной системы залпового огня А-215 «Град-М». В итоге, по причине выдвинутого уже в процессе строительства требования экономии бюджетных средств и сокращения сроков строительства, состав вооружения был существенно сокращен и задача по огневой поддержки десанта с корабля была снята. Установленное вооружение включает в себя две артиллерийские системы аналогичного назначения и одинакового калибра – носовую 30-мм артустановку АК-630М-2«Дуэт» и две кормовых 30-мм артустановки АК-630М с системой управления огнём 5П-10-03 «Ласка». Такой состав вооружения не характерен для других кораблей ВМФ России и является скорее компромиссом между необходимостью и возможностями гособоронзаказа. Предусмотренные проектом два 14,5-мм крупнокалиберных пулемета МТПУ «Жало» и переносные ПЗРК на время ходовых испытаний не устанавливались.
«Иван Грен» способен принять на борт 13 основных боевых танков, состоящих на вооружении ВС России, либо 36 единиц гусеничной или колесной боевой техники в габаритах боевой машины пехоты, а также 300-380 человек десанта с вооружением, амуницией и боеприпасами. Общая масса различных грузов, принимаемых на борт корабля составляет до 1500 тонн.
Главная энергетическая установка состоит из двух дизель-реверс-редукторных агрегата ДРРА-3700 на основе дизеля 10Д49 с системой управления турбонаддувом СУТН-10060, работающих на винт фиксированного шага, обеспечивающих кораблю скорость до 18 узлов. Эффективная мощность одного агрегата 5200 л.с. В каждом машинном отделении расположено по два вспомогательных дизель-генератора АДГ-1000НК в составе дизеля 8ДМ-21С. Один дизель-генератор обеспечивает все потребности в электроэнергии в стояночном режиме, два дизель-генератора – гарантированное питание в боевом режиме.
18 мая 2012 года корабль был спущен на воду, при этом было объявлено решение о строительстве серии из шести подобных кораблей, но после закладки второго корабля, получившего название «Петр Моргунов», серию сократили до двух единиц. Решение о дальнейшем строительстве аналогичных кораблей будет принято после проведения всесторонних испытаний головного. Также в 2003 году было анонсирована разработка экспортного варианта БДК – проект 11711Э.
25 июня 2016 года БДК «Иван Грен» впервые вышел в море в рамках заводских ходовых испытаний в полигоны Балтийского моря. А с 15 августа 2016 года «Иван Грен» встал на якорь в акватории Финского залива для приема на борт вертолета Ка-29 и проведения испытаний авиационного комплекса. По причине поломки материальной части вертолета, испытания начались только 23 августа, прибывший из Ейского 859-го Центра боевого применения и подготовки лётного состава Морской авиации ВМФ России вертолет Ка-29 бортовой номер 38 «желтый», регистрационный номер RF-34194 в первый же день совершил 24 посадки на палубу.
В период выполнения программы испытаний в Финском заливе кораблю пришлось выполнить первую в своей жизни спасательную операцию. 29 августа в районе 15:00 проходящий мимо корабля малоразмерный частный катер «Швед» с регистрационным номером Р7246ЛХ подал сигнал бедствия и запросил помощь. Катер следовал из Финляндии в Санкт-Петербург и попал в шторм 3-4 балла с ветром до 12 м в секунду. Неожиданно для капитана судна волнами из якорного клюза выбило якорь и стравилась за борт вся якорь-цепь, которую из-за неисправности шпилевого устройства пришлось обрезать. Находящиеся на борту пассажиры, в том числе двое детей, сильно укачались. Катер плохо управлялся на волне, но имел ход и связь. Капитан катера запросил командира поднять катер на борт, но поскольку у него не было специального спускоподъёмного устройства, существовала угроза во время сильного волнения при подъеме разбить катер о борт. Учитывая сложившуюся ситуацию, командир корабля принял решение прикрыть катер от волн и, поставив его в кильватер, сопроводил в безопасный район, поддерживая постоянную связь на УКВ. В двух милях от мелководного берега Зеленогорска БДК передал потерпевшего силам МЧС, которые ошвартовали катер в акватории зеленогорского яхт-клуба около 20:00.
2 сентября корабль прибыл в Калининград для устранения выявленных замечаний. Но, к сожалению, ожидаемого в этом году ввода корабля в состав ВМФ может не состояться. Замеры уровней физических полей показали, что токи, создаваемые в размагничивающих обмотках, не обеспечивают заявленных в техническом задании величин электромагнитного поля. Тому виной ошибочный выбор марки и сечения токоведущих кабелей. Для их замены потребуется постановка корабля в сухой док и проведение сложных корпусных работ.
Тактико-технические характеристики корабля.
Водоизмещение полное – 6000 тонн.
Главные размерения (макс. длина х ширина х осадка) – 120х16,5х5,0 метров.
Скорость полного хода без груза – 18 узлов.
Дальность плавания скоростью 16 узлов – 3500 миль.
Экипаж – 100 человек.
Автономность – 30 суток.
РЛС – МР-352 «Подитив».
Кормовая аппарель.
Над приваренными буквами наименованием корабля проложен кабель-проводник устройства снятия с мели.
.
Море зовёт, но дозваться не может − БДК «Иван Грен», головной корабль I серии пр. 11711, один из немногих новостроев ВМФ России, оснащённых гюйсштоком, по прошествии 14 месяцев со дня подъёма Андреевского флага всё ещё не включён в состав сил постоянной готовности Северного флота. Сложившаяся ситуация была бы понятна и приемлема, если бы речь шла о таких технически сложных объектах, как АПКР пр. 885М или ФР пр. 22350, а не о морском транспортном судне с минимальным составом вооружения. В материале, опубликованном в газете СФ «На страже Заполярья» №30 от 09.08.2019, делается попытка объяснить почему новейший десантник до сих пор не у дел, а также приводятся небезынтересные факты, касающиеся его БЧ-5. Предлагаю ознакомиться с текстом данной статьи, изложенным с незначительными купюрами, стилистическими правками и краткими комментариями автора блога.
Недавно исполнился год, как большой десантный корабль «Иван Грен» был принят в состав ВМФ России [20.06.2018]. Что же происходило с кораблём и его экипажем в этот период? В октябре 2018 года «Грен» перешёл с Балтики на Север [15−22.10] и вошёл в состав Северного флота. С прибытием в пункт [постоянного] базирования началась опытная эксплуатация БДК в условиях Заполярья.
Опытная эксплуатация − особый период в жизни корабля [далеко не каждого корабля], в ходе которого экипаж самостоятельно осваивает материальную часть. Цель этого процесса − организовать и провести испытания, которые до этого не могли быть выполнены по объективным причинам. В данном случае речь идёт о проверке работы систем и механизмов новейшего БДК в условиях [крайнего] Севера.
Командир БЧ-5 (электромеханической боевой части), капитан 3 ранга: «Смысл состоит в том, чтобы накопить опыт работы на этих системах. Выявить недостатки, выработать предложения кораблестроителям для разработки оптимальных путей их устранения, внесения изменений, недопущения повторных ошибок в последующих кораблях проекта и адаптировать корабль к арктическим условиям»…
Понимая это, экипаж «Ивана Грена» с особым рвением относится к изучению материальной части. В настоящее время, по словам командира БЧ-5, корабль находится на завершающей стадии подготовки к выходу в море для выполнения программы государственных испытаний. На август запланировано окончание опытной эксплуатации носового и кормового высадочных устройств, проверка их в работе. Перед личным составом стоит задача проведения испытаний по приёму техники десанта с необорудованного побережья на северном морском театре.
Изучать и осваивать есть что. БДК просто напичкан современным вооружением и военной техникой [?!], датчиками, электроникой. Главный механик: «У корабля большой потенциал. Просто он головной, и, как бывает в таких случаях, мы [время от времени] обо что-то спотыкаемся. Расположение некоторых систем интересное, [иногда] сложно понять, почему конструкторы приняли такие решения, но с материальной частью проблем нет, личный состав с интересом осваивает новый корабль. Оптимизация за счёт автоматизации.
Например, машинные отделения (и носовое, и кормовое) у нас необслуживаемые. Вахты не предусмотрены, только осмотр один раз в два часа в процессе обхода. А все параметры (давление в масляной, топливной, охлаждающей системах, температура в каждом цилиндре двигателей) выводятся на пульт управления в пост энергетики и живучести (ПЭЖ). Вот там и несут вахту моряки. Управление в автоматическом режиме − мы задаём параметры хода, и система их поддерживает. Предусмотрено и ручное управление. Второй пульт на посту − электроэнергетическая система (четыре дизель-генератора, запуск которых может осуществляться с этого пульта)».
Трюмная система также вся на автоматике, основные клапаны управляются с пульта. Чтобы осушить какую-то цистерну или перекачать воду, нужно лишь нажать несколько кнопок − выбрать насос и место, куда качать (всё в автоматическом режиме). Вентиляционная система и пожарные магистрали работают аналогичным образом. Что касается взрыво- и пожаробезопасности корабля, то и тут не обошлось без новшеств. Везде установлены двери с автоматическими доводчиками и магнитами. Всё рассчитано так, что если срабатывает пожарная сигнализация, то магниты теряют питание и огнеупорные двери закрываются под своей тяжестью, обеспечивая локализацию возгорания. При этом они не блокируются − открыть дверь можно вручную, хотя для этого придётся приложить усилия.
Командир БЧ-5: «В случае реальной опасности аварийная партия сможет добраться до очага возгорания и обеспечить его ликвидацию. Если произойдёт сбой автоматической системы, вахтенный дежурный после осмотра всё перезапустит и включит магниты. Запуск пожарного насоса и системы объёмного химического тушения (ОХТ), станции пенотушения − всё можно запустить с одной кнопки. Водоотливную систему тоже − в автоматическим режиме предусмотрено осушение помещений путём откачки воды за борт».
В каюте командира БЧ-5 установлена специальная автоматическая система контроля ПЭЖ. Там отображаются абсолютно все параметры систем и механизмов корабля, поэтому офицер может контролировать обстановку «не выходя из дома». Для постов вахтенного инженера-механика и командира боевой части разработано специальное программное обеспечение, которое и контролирует, и управляет…
Командир БЧ-5: «В моём распоряжении есть специальный планшет, на экране которого можно видеть весь БДК в разрезе. Я выбираю помещение, задаю режим (к примеру, «поступление воды» или «пожар»), и компьютер выдаёт рекомендации: где необходимо создать рубежи обороны, какие предложения оперативно докладывать командиру корабля, куда прибыть личному составу, что проверить, и так далее. Всё очень просто и ясно. Нажимаешь одну кнопку − корабль переходит в автоматический режим, но, разумеется, есть и резервное ручное управление. На некоторых системах предусмотрено даже двух- и трёхкратное резервирование».
В общем, автоматика автоматикой, но члены экипажа обязаны уметь работать и в ручном режиме − это отдельная задача в процессе опытной эксплуатации. Так и происходит освоение: что-то не срабатывает, моряки выясняют почему. Им необходимо понимать, как что запускается, знать основные ошибки, которые может выдать система. И изучить всё это надо, пока корабль стоит в базе. В море всё должно работать без сбоев, как часы.
Командир БЧ-5: «На БДК много автоматики, и нам не хватает специального учебного центра. Да − есть инструкции по эксплуатации, да − мы самостоятельно пытаемся всё «прощупать», но на таком современном корабле и личный состав должен быть с хорошим образованием и специальной подготовкой. Плохо ещё и то, что от того экипажа, который в заводе работал непосредственно с промышленностью при постройке, принимал корабль, практически никого не осталось. Я сам пришёл на «Иван Грен» чуть больше полугода назад. Сегодня в боевой части [самой многочисленной из всех БЧ любого корабля − А.Ш.] лишь шестеро из моряков первого состава экипажа»…
Один из них − машинист трюмной команды, матрос-контрактник: «Меня очень заинтересовала служба на таком современном корабле… Проект новый, очень удобный, но требует изучения и постоянного внимания. Тут нельзя полностью полагаться на датчики, механическую часть тоже надо знать. Я с самого начала всем интересовался серьёзно, старался вникать, задавал вопросы представителям промышленности, понимал, что эти знания пригодятся в дальнейшем. Очень хочется поскорее выйти в море. Но пока мы только готовимся» (конец цитаты) (ссылка 1).
В заключение − три комментария:
1) с учётом долгого и сумбурного процесса создания «Грена» (шестилетнее проектирование по трижды менявшемуся ТТЗ, 22 изменения в ходе постройки − ссылка 2), складывается впечатление, что степень новизны проекта 11711 оказалась настолько высокой, что вызвала сомнения в его работоспособности (в особенности − за полярным кругом), которые и привели к принятию решения об опытной эксплуатации;
2) серьёзное «разбавление» экипажа БДК незнакомым с проектом личным составом, без сомнения, замедлило темпы освоения матчасти и сказалось на сроках опытной эксплуатации, что можно поставить в вину как главному управлению кадров Минобороны, так и управлению кадров Северного флота;
3) любопытно, что проверка работоспособности в условиях опытной эксплуатации назначается не только кораблю в целом, но и (отдельно) таким его комплектующим, как высадочные устройства. ■
Торжественная церемония закладки двух больших десантных кораблей проекта 11711 Иван Грен состоялась во вторник, 23 апреля, на верфи Янтарь в Как сообщили в пресс-службе компании в Калининграде, млн. Пресс. Сегодня .
Корабли имени Владимира Андреева и Василия Трушина станут третьим и четвертым, завершив серию. Их ввод в эксплуатацию запланирован на 2023 и 2024 годы соответственно.Укладка киля большого десантного корабля проекта 11711, 23-04-19
Пресс-служба Балтийского флота
По сообщениям, суда модифицированы по сравнению с базовым проектом 11711, но без изменения кода. В частности, на кораблях планируется разместить ударные вертолеты Ка-52К , Катран . Форма верхней части также была изменена, и размеры также увеличились. Водоизмещение судов вырастет до 7-8 тысяч тонн.
На церемонии присутствовали сотрудники верфи и разработчик проекта, Невское конструкторское бюро, а также представители ВМФ России.
В тот же день на флоте «Северная верфь» в Санкт-Петербурге были заложены два фрегата проекта «22350» «Адмирал Горшков» «, а специальная подводная лодка » Белгород «покинула крытый причал для дальнейшего спуска на судоверфи Севмаш в Северодвинске. ,
Проект 11711, разработанный Невским проектно-конструкторским бюро, является развитием проекта 1171, в рамках которого на судостроительном заводе «Янтарь» в 1960–1970-х годах была построена серия из 14 судов. Имея длину 120 метров и ширину 16,5 метра, десантные корабли базового проекта 11711 водоизмещают 5000 тонн.Скорость до 18 узлов, экипаж 100 человек. Такое судно может нести 13 танков или 36 БМП, а также до 300 человек десанта.
Укладка киля большого десантного корабля проекта 11711, 23-04-19
Пресс-служба Балтийского флота
Укладка киля большого десантного корабля проекта 11711, 23-04-19
Пресс-служба Балтийского флота
Укладка киля большого десантного корабля проекта 11711, 23-04-19
Пресс-служба Балтийского флота
Укладка киля большого десантного корабля проекта 11711, 23-04-19
Пресс-служба Балтийского флота
Укладка киля большого десантного корабля проекта 11711, 23-04-19
Пресс-служба Балтийского флота
Десантные корабли такого типа вооружены двумя 30-мм шестигранными АК-630 и одним спаренным кронштейном АК-630М-2.
Для справки
Владимир Андреев (1904-1994) был российским адмиралом, с мая 1941 года возглавлял штаб эскадры Черноморского флота. С апреля 1943 года он возглавлял флотилию северной части Тихого океана. В августе-сентябре 1945 года он контролировал десантные операции по возвращению острова Сахалин.
Василий Трушин (1899-1974) — генерал-майор СССР, Герой Советского Союза. С октября 1939 года он возглавлял сектор береговой охраны Хасана. С 1942 года он командовал морскими бригадами Тихоокеанского флота.Трушин руководил штурмовым плацдармом на Корейском полуострове.
Дмитрий Жаворонков
Есть что добавить? Не стесняйтесь обращаться к Mil.Press:
+7 (812) 309-8-505, доб. 104 ;
9 октября 2015 года калининградская судоверфь «Янтарь» (Объединенная судостроительная корпорация) начала швартовые испытания большого десантного корабля «Иван Грен», головного корабля проекта 11711, построенного для ВМФ РФ, сообщает пресс-служба верфи.
После завершения испытаний судно отправится на базу приемки / доставки в Балтийске для проведения испытаний на заводе-изготовителе. Доставка запланирована на конец 2015 года.
Эволюция старого проекта 1171, новый проект 11711 был разработан Невским конструкторским бюро. В 60–70-х годах на верфи было построено 14 судов проекта 1171. Главный корабль проекта Иван Грен был заложен в декабре 2004 года и спущен на воду в мае 2012 года.
Первый серийный корабль проекта 11711 имени Петра Моргунова был заложен в Янтаре в июне 2015 года. Корабль должен быть доставлен на ВМФ РФ в 2018 году.
Калининградский Балтийский судостроительный завод «Янтарь» был основан 8 июля 1945 года на базе кенигсбергского подразделения немецкого Schichau Werft.Янтарьский судостроительный завод специализируется на строительстве и ремонте военных и гражданских судов. За эти годы на верфи построено 154 военных корабля и более 500 торговых судов. Правительство России владеет контрольным пакетом акций судостроительной компании через Западный центр судостроения, дочернюю компанию государственной Объединенной судостроительной корпорации.
Объединенная судостроительная корпорация (ОАО «ОСК») — крупнейшая судостроительная компания России. Он был создан в 2007 году со 100% федеральной собственностью. В холдинг входят 60 компаний и организаций (крупные судостроительные и судоремонтные компании, а также ведущие конструкторские бюро).В настоящее время ОСК консолидирует около 80% отечественного судостроительного комплекса. Российский рынок находится в центре внимания госкорпорации, хотя она также экспортирует свою продукцию в 20 стран мира.
,Модель и характеристики нового крупногабаритного десантного корабля с кодовым названием Cayman будут впервые представлены на Международной выставке морской обороны 2019 (IMDS-2019). Об этом Mil.Press сегодня сообщил представитель конструкторского бюро «Невское» (член Объединенной судостроительной корпорации, ОСК).
Вопрос об экспорте судов, уточнил собеседник.Вариант изображения второй серии десантного корабля проекта 11711
Yantar Shipyard
Cayman сместится примерно на 8000 тонн и сможет перевозить вертолеты Ка-52К.
«Новый десантный корабль представляет собой подробное обновление проекта 11711. Фактически это новый корабль с расширенной функциональностью», — поделился осведомленный инсайдер индустрии. «Экспортной версии еще не присвоен номер проекта, хотя с точки зрения его возможностей, судно является развитием второй серии проекта 11711».Два корабля этого типа были заложены на килле на Yantar Shipyard 23 апреля. Они могут быть оснащены более мощной силовой установкой. К концу года дизайнеры завершат изменение технической документации для второй серии проекта 11711.
Еще одним новичком, представленным Невским ОКБ, станет усовершенствованный авианосец Lamantin (расшифровывается как ламантин). Кроме того, на стенде бюро в павильоне ОСК будет демонстрироваться уже известная экспортная версия десантного корабля проекта 11711Е.
Для справки
По сравнению с базовым проектом 11711, десантные корабли второй серии получат палубные ударные вертолеты Ка-52К , Катран . Кроме того, форма надстройки изменилась; размеры и смещение тоже увеличились.
Девятая Международная выставка по морской обороне (IMDS-2019) состоится 10-14 июля в Санкт-Петербурге, Россия. В первые три дня, с 10 по 14 июля, выставка открыта для экспертов и иностранных гостей; 13-14 июля она приветствует широкую публику.
Mil.Press публикует новости, обзоры новинок и деловых событий шоу в тематическом разделе IMDS.
Дмитрий Жаворонков
Есть что добавить? Не стесняйтесь обращаться к Мил.Нажмите:
+7 (812) 309-8-505, доб. 104 ;
Получить короткий URL
Прибыл десантный корабль Ivan Gren в Российский порт Балтийск для испытаний, прежде чем он поступит на вооружение ВМФ России в конце этого года, сообщает Российская газета.
Десантный корабль «Иван Грен» прибыл в порт Балтийск Калининградской области для испытаний, прежде чем он войдет в состав российского флота в конце этого года, сообщила «Российская газета» в понедельник.Судно было первым судном проекта 11711, которое было спущено на воду в 2012 году после постройки на калининградской верфи Янтарь. Строительство второго десантного корабля того же класса, Петра Моргунова, началось в 2014 году.
ВодоизмещениеИван Грен имеет водоизмещение 6000 тонн, его длина составляет 120 метров, а ширина — 16,5 метра. Он может перевозить до 300 морских пехотинцев, 36 бронированных транспортных средств или 13 танков. Он оснащен двумя военно-морскими боевыми и транспортными вертолетами Ка-29 и 30-мм автоматической пушкой.
Российский военно-морской флот первоначально планировал ввести в эксплуатацию шесть кораблей, но в прошлом году объявил, что их количество будет сокращено до двух в пользу нового, более крупного поколения десантных кораблей, которые смогут нести несколько вертолетов.«В ближайшие пять лет начнется строительство нового поколения больших амфибийных кораблей, больших, чем Иван Грен или Петр Моргунов, и сможет перевозить еще больше пехоты и несколько вертолетов», — сказал начальник управления кораблестроения российского флота 1. Звание капитан Владимир Тряпичников рассказал РИА Новости в прошлом году.
Источник в Министерстве обороны сообщил Lenta.ru, что крупные десантные корабли будут похожи по конструкции на голландские Роттердамские или амфибийные военные корабли Йохана де Витта.
Они будут иметь водоизмещение 14-16 000 тонн, смогут перевозить 500-600 морских пехотинцев или шесть вертолетов и десантные суда.
© РИА Новости. Игорь Зарембо
Судоверфь «Янтарь» в Балтийском эксклаве Калининграда
Источник сообщил, что Калининградская верфь будет использовать опыт, полученный при строительстве некоторых частей для десантных кораблей класса «Мистраль», которые Россия заказала у Франции, до того, как французское правительство исчезло. сделка.«Персонал на Балтийском заводе все узнал, свою работу выполнил на самом высоком уровне», — сказал он.
«Французские специалисты строго контролировали производственный процесс, и они были очень довольны».