Линкоры и броненосцы | Италия — Всё о Второй мировой
Линейный корабль «Conte di Cavour»
Линейный корабль «Conte di Cavour»
Линейный корабль «Giulio Cesare»
Серия линейных кораблей типа «Conte di Cavour» состояла из 3 единиц и была принята в эксплуатацию в 1914 г. На момент вступления Италии в войну на вооружении находилось два корабля: «Conte di Cavour» и «Giulio Cesare». В 1933-1937 г. корабли были кардинально модернизированы: начиная с корпуса с энергетическими установками и заканчивая вооружением. Линкор «Conte di Cavour» был потоплен в 1940 г., поднят, восстановлен в 1943 г. и в этом же году повторно затоплен. Вновь поднят немцами, восстановлен в 1943-1944 гг. и потоплен авиацией союзников в 1945 г. Линкор «Giulio Cesare» в 1948 г. передан СССР, переименован в «Новороссийск» и погиб в 1955 г. ТТХ корабля: водоизмещение стандартное – 26,4 тыс. т, полное — 29 тыс. т; длина – 186 м, ширина – 28,6 м; осадка – 10,4 м; скорость – 27 узл.; энергетические установки — 2 паротурбинных установки и 8 паровых котлов; мощность – 75 тыс. л.с.; запас топлива – 2,5 тыс. т нефти; дальность плавания – 6,4 тыс. миль; экипаж – 1 230 человек. Бронирование: борт – 250 мм, палуба – 80 — 100 мм, рубка – 260 мм, башни главного калибра — 280 мм, башни среднего калибра – 120 мм, барбеты – 280 мм. Вооружение: 2х3 и 2х2 — 320-мм орудия; 6х2 — 120-мм орудий; 4х2 – 100-мм орудий; 6х2 – 37-мм зенитных автоматов, 6х2 – 13,2-мм пулеметов.
Линейный корабль «Andrea Doria»
Линейный корабль «Caio Duilio»
Серия линейных кораблей типа «Andrea Doria» состояла из 2 единиц («Andrea Doria», «Caio Duilio») и была введена в эксплуатацию в 1915-1916 гг. В 1937-1940 гг. была проведена модернизация кораблей по усилению бронирования и вооружения. Линкоры направлены на слом в 1956 г. ТТХ корабля: водоизмещение стандартное — 26,3 тыс. т, полное – 29,4 тыс. т; длина – 169 м, ширина – 28 м; осадка – 10,4 м; скорость – 26 узл.; энергетические установки — 2 паротурбинных установки и 8 паровых котлов; мощность – 75 тыс. л.с.; запас топлива – 2,2 тыс. т. нефти; дальность плавания – 5,7 тыс. миль; экипаж – 1 480 человек. Бронирование: борт – 250 мм, башни главного калибра – 280 мм, башни среднего калибра – 120 мм, барбеты – 305 мм, палуба – 80 — 160 мм; рубка – 260 мм. Вооружение: 2х3 и 2х2 — 320-мм орудия; 4х3 — 135-мм орудия; 10х1 – 90-мм орудий; 6х2 – 37-мм зенитных автоматов, 8х2 – 20-мм зенитных автоматов.
Линейный корабль «Littorio»
Линейный корабль «Vittorio Veneto»
Линейный корабль «Roma»
Серия линейных кораблей типа «Littorio» состояла из 4 единиц («Littorio», «Vittorio Veneto», «Roma») и была введена в эксплуатацию в 1940-1942 гг. Линкор «Roma» погиб в 1943 г, остальные были списаны в 1948 г. В 1942-1943 гг. на кораблях «Littorio» и «Vittorio Veneto» было усилено зенитное вооружение. В 1943 г. линкор «Littorio» был переименован в «Italia». ТТХ корабля: водоизмещение стандартное — 40,5 – 40,9 тыс. т, полное – 45 – 45.5 тыс. т; длина – 224 м, ширина – 33 м; осадка – 9,7 м; скорость – 30 узл.; энергетические установки — 4 паротурбинных установки и 8 паровых котлов; мощность – 128 тыс. л.с.; запас топлива – 4,1 тыс. т нефти; дальность плавания – 4,7 тыс. миль; экипаж – 1 830 – 1 950 человек. Бронирование: борт – 280 мм, башни главного калибра – 350 — 280 мм, башни среднего калибра – 135 мм, барбеты – 350 мм, палуба – 90 — 110 мм; рубка – 260 мм. Вооружение: 3х3 — 381-мм орудия; 4х3 — 152-мм орудия; 12х1 – 90-мм орудий; 8х2 и 4х1 – 37-мм зенитных автоматов, 8х2 – 20-мм зенитных автоматов; катапульта и 2 гидросамолета.
wwii.space
итальянский линкор Второй мировой войны
В тридцатые годы соглашения, заключенные ведущими морскими державами и регулировавшие область крупного военного судостроения, стали трещать по швам. Одни государства строили корабли у самого верхнего предела ограничений, другие просто игнорировали существующие лимиты. Когда Франция начала разработку новых тяжелых крейсеров, фашистская Италия почувствовала себя вправе приступить к собственному военно-морскому «ренессансу», заложив линкоры типа «Литторио».
Этим кораблям предстояло стать первыми в полном смысле слова линейными кораблями, строившимися в Европе с 1922 г., и первыми крупными боевыми кораблями, созданными в Италии со времен Первой мировой войны.
В тип «Литторио» входили две партии кораблей по два корабля в каждой. Первая пара была заложена в 1934 г., а вторая — в 1938 г. В один день с «Литторио» судостроители заложили и его «брата близнеца», линкор «Витторио Венето» (для обозначения их типа используются названия обоих кораблей). По плану предполагалось, что водоизмещение «Литторио» будет колебаться в пределах
35 ООО т, однако к моменту схода со стапелей корабль значительно потяжелел. Главным вооружением «Литторио» служили 15-дюйм. (381-мм) орудия с высокой начальной скоростью полета снаряда — самые мощные, которые только выпускались в Италии в то время. По бокам от носовых башен главного калибра устанавливались башни с б-дюйм. (152-мм) пушками — всего по две башни впереди и сзади, по три ствола в каждой. Отдельные 3,5-дюйм. (89-мм) зенитки и 4,7-дюйм. (119-мм) пушки размещались с бортов. Кормовая артиллерийская башня главного калибра устанавливалась выше, чем носовая, для того чтобы взрывная волна не повредила палубный самолет (обычно истребитель «Реджианне» Re 2000), ангара для которого не предусматривалось. «Увешанный оружием» «Литторио» не располагал столь же мощным бронированием — главное предпочтение конструкторы отдавали быстроходности судна.
Вместе с тем противоторпедную защиту они продумали основательно. «Литторио» был заложен 28 октября 1934 г., спущен на воду 22 августа 1937 г. (на месяц позже «Витторио Венето») и вступил в строй б мая 1940 г. Почти сразу ему пришлось принять боевое крещение, когда КВМФ устроил настоящий разгром итальянского флота в гавани Таранто.
11 ноября 1940 г. самолеты «Суордфиш» из состава морской авиации Британии поразили «Литторио» тремя торпедами, однако, несмотря на это, линкор остался на плаву. В апреле 1941 г. после ремонта «Литторио» вернулся в строй, а почти годом позже, в марте 1942 г., во время боя у африканских берегов вновь был поврежден. В июне 1942 г. и апреле 1943 г. линкору удалось уцелеть после сильнейших воздушных атак. 30 июля 1943 г., через пять дней после свержения Муссолини, «Литторио» переименовали в «Италию». 9 сентября, по пути на Мальту, где «Италия» и аналогичный ему «Рим» должны были сдаться союзникам, линкоры подверглись ударам немецких крылатых бомб. «Рим» пошел ко дну, а «Италия» получила серьезные повреждения. Простояв остаток войны на приколе, в 1946 г. «Италия» вернулась на родину.
Тактико-технические характеристики линкора «Литторио»
Водоизмещение | стандартное 40 724 т; полное 45 236 т |
Главные размерения | длина (общая) 237,74 м; ширина (на уровне ватерлинии) 32,18 м; осадка 9,57 м |
Энергетическая установка | восемь котлов Ярроу, четыре турбины Белуццо суммарной мощностью 128 200 л.с., вращающие четыре гребных винта |
Максимальная скорость | 30 уз. |
Бронирование | толщина бортового пояса от 280 мм до 70 мм; палубы от 162 мм до 45 мм; надстроек от 210 мм до 70 мм; башен орудий главного калибра от 350 мм до 200 мм; башен универсальных орудий от 280 мм до 70 мм |
Вооружение | девять 15-дюйм. (381-мм) орудий главного калибра, 12 — 6-дюйм. (152-мм) и четыре 4,7-дюйм. (119-мм) универсальных орудия, 12-3,5-дюйм. (89-мм), 20 — 37-мм и 16 — 20-мм автоматических зенитных орудий, один самолет |
Команда | от 1830 до 1950 человек |
Фото линкора «Литторио»
Добавить комментарий
oruzhie.info
Вангование (выпуск 1) линкоры Италии — World of Warships
III: Линкор Куинберти
Вооружение — 4х2 и 4х1х305мм/45 орудий ГК, ПМК неизвестно.
Бронирование — пояс 305мм
Скорость хода — 24 узла
ПВО — нет.
Хотя проект этого корабля и относится к 1903 году, он обогнал своё время. Его скорость даже выше, чем у стандартных дредноутов (Кавачи и Мичигана), броня не хуже, а бортовой залп, хоть и неравномерен из-за нагромождения башенных установок, всё так же состоит из 8ми орудий.
IV: Данте Алигьери
Вооружение — 4х3х305мм/45 орудий ГК, 20х1х120мм и 13х1х76мм ПМК
Бронирование — пояс 250мм
Скорость хода — 22,8 узла
ПВО — 4х76мм.
Типичный итальянский корабль — поменьше брони, побольше скорости. Хоть он и уступает Миёги в скорости, но превосходит его по бронированию и вооружению (по которому сопоставим с Арканзасом).
V: Андреа Дориа
Вооружение — 2х3 и 2х2х320мм/44 орудий ГК, 4х3х135мм
Бронирование — пояс 250мм
Скорость хода — 26 узлов
ПВО — 10х1х90мм зенитки, 6х2х37мм и 8х2х20мм автомата.
Модернизированный в конце 30х дредноут. И снова корабль посерединке между Конго и Нью Йорком и по бронированию и по скорости, и по мощи залпа. Несёт неплохую ПВО.
Альтернативный уровень V: Конте Ди Кавур
Вооружение — 2х3 и 2х2х320мм/44 орудий ГК, 6х2х120мм ПМК
Бронирование — пояс 250мм
Скорость хода — 27 узлов
ПВО — 4х2х100мм зенитки, 6х2х37мм автомата, 6х2х13,2мм пулемёта.
Тоже модернизированный в конце 30х дредноут. Корабль, почти не отличающийся от Андреа Дориа, соответственно имеет все его минусы и плюсы.
VI: Линейный крейсер дизайна 1928 года
Вооружение — 3х2х380мм/50 орудий ГК, 4х2х135мм
Бронирование — пояс ориентировочно 250мм
Скорость хода — 28-30 узлов
ПВО — неизвестно
Компактный корабль с приличной скоростью. Защищён традиционно для итальянцев — т.е. не очень хорошо. По залпу уступает и Фусо и Нью Мексико, но имеет более скорострельные и пробивные орудия. Потребует дооснащения зенитками и автоматами.
Ещё один альтернативный уровень VI: линейный крейсер дизайна 1933 года
Вооружение — 4х2х343мм/50 орудий ГК, 6х2х152мм
Бронирование — пояс ориентировочно 250мм
Скорость хода — 29 узлов
ПВО — 6х2х37мм
Снова компактный корабль с высокой скоростью. Защита та же, залп сравним с предыдущим дизайном, т.е. хуже Фусо и Нью-Мексико.
Третий альтернативный уровень VI: Франческо Карачиолло
Вооружение — 4х2х380мм/40 орудий ГК, 12х1х152мм
Бронирование — пояс ориентировочно 303мм
Скорость хода — 28 узлов
ПВО — 8х1х102мм
Проект корабля создавался под впечатлением от британского Куин Элизабет и традиционно для итальянцев защищён хуже, но быстрее своего визави. По мощи залпа сравним с Фусо и Нью Мексико, быстрее их. Потребует усиления ПВО.
VII: Линкор дизайна конца 1928 года
Вооружение — 3х2х406мм/50 орудий ГК, ПМК неизвестно
Бронирование — защита от 406мм снарядов
Скорость хода — ориентировочно 27-28 узлов
ПВО — неизвестно
Корабль традиционно для итальянцев быстроходен (быстрее Нагато и тем более Колорадо), но уступает им в мощи залпа. Зато защищён заметно лучше Нагато. Потребует вольного обращения с зенитками и автоматами.
VIII: Витторио Венето
Вооружение — 3х3х380мм/50 орудий ГК, 4х3х152мм ПМК
Бронирование — пояс 70+280+36+25мм
Скорость хода — 30 узлов
ПВО — 12х1х90мм зенитки, 8х2 и 4х1х37мм и 8х2х20мм автомата
Корабль, опять же, быстр (как Амаги), защищён даже лучше Северной Каролины и тем более Амаги, но уступает им в залпе. ПВО так же хуже.
IX: Ансальдо UP 41
Вооружение — 3х3х406мм/50 орудий ГК, 4х3х180мм ПМК
Бронирование — пояс 370мм
Скорость хода — 30 узлов
ПВО — 12х2х100мм зенитки, 12х4х45мм автомата и 12х4х13,2мм пулемёта.
Проект, заказанный у итальянцев по запросу СССР. Корабль очень похож на Витторио Венето, но крупнее и лучше защищён. По защите он лучше Айовы, по скорости хода чуть хуже её. По залпу не уступает ни Айове ни Идзумо. ПВО на уровне.
X: Спекулятивный линкор
Вооружение — 3х3х406мм/50 (сток), 3х3х420мм/50 (топ) орудий ГК, 4х3х180мм ПМК
Бронирование — пояс 410-420мм
Скорость хода — 31-32 узла
ПВО — 12х2х100мм зенитки, 12х4х45мм автомата и 12х4х13,2мм пулемёта.
Данный корабль исключительно спекулятивен, т.к. сам по себе дизайн UP 41 — крупнейший итальянский линкор, который мне известен. Тем не менее, предполагаю что итальянцы могли бы спроектировать более крупный линкор, если бы возникла такая необходимость. Поскольку ПМК и ПВО и так хороши на предыдущем типе корабля, дополнительные 7-8 тысяч тонн водоизмещения ушли бы на усиление бронепояса и толщин палуб, а так же на повышение параметров ГЭУ в связи с увеличением размеров корабля. Повышенная для корабля такого размера скорость предполагается традиционной для итальянцев. К сожалению, итальянцы не проектировали орудий свыше 380мм, и даже 406мм орудие для UP 41 было расчётным. Поэтому сомневаюсь, что они спроектировали бы пушку калибром 457мм. А вот рассверлить 406мм орудие до 420мм они бы сумели, как и в случае с 305/320мм орудиями Андреа Дория и Джулио Чезаре. Разумеется, живучесть ствола бы резко упала, как и кучность стрельбы, но относительно игровых характеристик нас это уже не волнует.
Если вам понравились вангования, то ставьте + и пишите комментарии. На подходе еще есть 2 части, могу выложитесь если вам понравилось.
З.Ы. Фотки есть, но их я вам не отдам. У вас нормальной системы загрузки фотографий нету. Вот загружались фотки. Загрузил 3 и дальше всё. Обновил вкладку и вообще ни одна фотка не загружается, даже те который загружались до этого.
www.warshipsfaq.ru
характеристики, порт приписки, боевая служба. Королевские военно-морские силы Италии
Roma – линейный корабль (линкор) типа Littorio, который входил в состав Королевских военно-морских сил Италии. Судно было названо в честь итальянской столицы и стало третьим линкором в серии. Несмотря на успешное прохождение всех испытаний, оно так и не успело проявить себя на поле боя. Сегодня мы рассмотрим историю создания, службы и гибели линкора «Рома», а также его технические характеристики.

Резюме
Линкор «Рома» является третьим судном типа Littorio. При этом он отличается от остальных кораблей серии. Линкору не довелось принимать активное участие в морских противостояниях Второй мировой войны, однако он считается ее участником как минимум по двум причинам. Во-первых, летом 1943 года корабль попал под атаку американских самолетов. И во-вторых, когда судно хотели сдать союзникам антигитлеровской коалиции, немецкая авиация уничтожила его.
Как уже говорилось выше, линкор получил свое название в честь итальянской столицы – города Рима. Кроме него, в честь Рима называли еще два судна: броненосный фрегат в 1865 году и эскадренный броненосец в 1907 году.
Постройка и испытания
Согласно плану Морского Министерства Италии на 1935 год, в состав Королевского военно-морского флота должны было войны только две первые модели линкора типа Littorio. Однако уже зимой 1935 года начальник штаба ВМС Италии адмирал Каваньяри предложил Бенито Муссолини заложить еще два судна. Муссолини сначала отказался от этой идеи, однако в январе 1937 года все-таки дал свое согласие.
18 сентября 1938 года на верфи Кантьери Руинити дель Адриатико в городе Триесте был заложен линкор «Рома». 9 июня 1940 года его спустили на воду, а 14 июня 1942 года судно было полностью достроено. По сравнению с Vittorio Veneto – предшествующей моделью серии, линкор был улучшен в техническом плане. Судно получило увеличенные габариты надводного борта и усиленное вооружение: вместо 24 пулеметов модели Breda было установлено 32.

Корпус
Итальянский линкор получил корпус удлиненной формы: его длина (240 м) превышала ширину (32,9 м) практически в семь с половиной раз. При этом ширина в три раза превышала осадку (9,7 м), а блочный коэффициент был равен 0,57. Корпус был разделен на 23 водонепроницаемых отсека посредством 22 главных поперечных водонепроницаемых перегородок. Корпус имел пару непрерывных палуб: верхнюю и нижнюю, а также палубу полубака и три платформы, занимающие лишь часть длины судна. По всей длине корабля тянулось двойное дно. Между барбетами 1-й и 3-й башен оно было дополнено третьим слоем. Стандартное водоизмещение судна составляло порядка 40, а полное – около 45 тысяч тонн. Водоизмещение разных моделей серии могло колебаться в пределах 500 т.
Бронирование
Главной особенностью линкоров класса Littorio стала подводная защита системы Пульезе. Она состояла из двух концентрических цилиндров, проходящих по подводной части между барбетами 1-й и 3-й артиллерийских башен главного калибра. Согласно расчетам инженеров, сопротивляемость защиты подводному взрыву была эквивалента 350 килограммам тротила. На практике довести защиту до таких показателей так и не удалось, главным образом по причине малой прочности клепаных соединений. Толщина бронирования борта колебалась от 70 до 280 мм. Отдельные элементы судна имели следующую толщину бронирования:
- Главная палуба – 90-162 мм.
- Верхняя палуба – 45 мм.
- Башни главного калибра – 200-350 мм.
- Рубка – 280-350 мм.
Энергетическая установка
Корабли класса Littorio оборудовались восемью котлами и четырьмя турбинами, суммарная мощность которых составляла 128 с лишним тысяч лошадиных сил. Этого было достаточно, чтобы четыре гребных винта разгоняли судно до скорости в 30 узлов. Дальность хода корабля при средней скорости в 14 узлов составляла почти 5000 миль.
Таким образом, с точки зрения ходовых качеств, линейные корабли типа «Литторио» были одними из лучших в свое время в своем классе. По скорости хода корабли могли посостязаться с американскими суднами типа Iowa и французскими кораблями Richelieu. Однако по дальности плавания итальянские линкоры в несколько раз уступали указанным конкурентам. Из-за малой емкости топливной системы линкор «Рома» не мог проявить себя в полной мере.

Экипаж
Экипаж линкора состоял из 92 офицеров, 122 унтер-офицеров, 134 старшин и 1506 матросов. Если он выполнял функцию флагманского судна, то экипаж дополнялся офицерами (от 11 до 38 человек), а также старшинами и матросами (от 20 до 30 человек).
Вооружение
Линейный корабль «Рома» вооружался такими орудиями:
- 65 Breda Mod (20 мм).
- 54 Breda Mod (37 мм).
- 50 Mod (90 мм).
- 55 Mod (152 мм).
- 50 Ansaldo Mod (381 мм).
В скобках после названия указан калибр.
Служба
Бенито Муссолини приказал не проводить каких-либо военно-морских перевооружений до 1933 года. В 1933 году старые линкоры типа Conte di Cavour отправились на модернизацию, а в следующем году были заложены два новых судна, получивших название Vittorio Veneto и Littorio. В мае следующего года Морское Министерство начало готовить пятилетнюю программу военно-морского строительства, которая включала в себя возведение 4-х линейных кораблей, 4-х крейсеров, 3-х авианосцев и 54-х подводных лодок.
В конце 1935 года Муссолини получил от адмирала Доменико Каваньяри предложение возвести в рамках указанной программы еще два линкора типа Littorio, дабы усилить свои шансы в противостоянии возможной атаке Франко-Британского альянса. Речь шла о суднах Roma и Impero. Бенито Муссолини не стал принимать скоропостижных решений о перспективе строительства линкоров, но в начале 1937 года все-таки одобрил предложение Каваньяри. К концу этого же года проекты суден были утверждены, а средства для их возведения переведены ответственным лицам.

21 августа 1942 года линкор «Рома» прибыл в порт Торонто и пополнил состав девятой дивизии. Несмотря на то что линейный корабль участвовал в учениях и успел побывать на различных военных базах, для него не нашлось боевых заданий. Причина заключалась в том, что военно-морские силы Италии катастрофически экономили топливо. 12 ноября 1942 года такие судна, как Roma, Littorio и Vittorio Veneto, были перемещены из Торонто в Неаполь в ответ на вторжение союзных войск в Северную Африку. В пути корабли атаковала британская подводная лодка HMS Umbra, что, впрочем, не причинило им какого-либо вреда.
Нападение американцев
4 декабря, когда Америка начала полномасштабный налет на Неаполь в надежде истребить ВМС Италии, один крейсер был полностью уничтожен, а два получили серьезные повреждения. Через два дня корабли Roma, Littorio и Vittorio Veneto вновь отправились на поиски более спокойных мест. На этот раз таким местом стал порт города Ла Специя (Италия). В нем судна получили статус флагманских кораблей Королевского флота. До апреля 1943 года порт Ла Специя (Италия) обходили стороной военные действия. Но 14 апреля затишье нарушилось, и судно «Рома» впервые попало под мощную авиационную атаку американцев. 19 апреля авианалет повторился. Судно выстояло и не получило каких-либо серьезных повреждений.
5 июня 1943 года линкор таки не устоял перед авиационным напором союзников. На него, с бомбардировщика В-17 было сброшено два бронебойных снаряда, весом 908 килограмм каждый. Одна из бомб пробила палубу полубака и борт около 222-го шпангоута. Упав в воду, она взорвалась около правого борта, повредив 32 м 2 его подводной части. Вода проникла в область с 221-го по 226-й шпангоут. Второй снаряд взорвался в воде со стороны левого борта, около 200-го шпангоута и повредил 30 м2 подводной части борта. Вода затопила район с 198-го по 207-й шпангоуты. В итоге в корабль попало 2350 тонны забортной воды. Он не затонул только благодаря тому, что бомбы были не фугасными, а бронебойными.

Ночью 23 июня линкор был поражен еще двумя авиационными бомбами. Первая пробила каюты и трубопровод, что привело к быстрому затоплению прилегающих помещений. Второй снаряд попал в лобовую плиту 3-й 381-миллиметровой башни, что привело к небольшим повреждениям соседних конструкций. Так как места попадания бомб были хорошо бронированы, серьезного ущерба линкор не получил. Однако порт приписки корабля пришлось в очередной раз сменить, так как он нуждался в ремонте. 1 июня судно прибыло в Геную, а 13 августа оно вновь вернулось в Ла Специю.
Гибель линкора
9 сентября 1943 года под флагом адмирала Бергамини линейный корабль «Рома» вышел в море во главе итальянской эскадры, направляющейся якобы к Салерно для атаки десантных сил союзников. Вскоре итальянцы сменили курс и направились на Мальту. Немецкие разведчики быстро выявили намерения своих бывших союзников, и в скором времени, когда итальянская эскадра подошла к Сардинскому заливу, немецкие самолеты Dornier Do 217, на вооружении которых были тяжелые радиоуправляемые планирующие бомбы «Фриц-Х», уже были готовы к атаке линкоров. Итальянцы не предприняли активных действий по двум причинам. Во-первых, самолеты были достаточно высоко, и определить их опознавательные знаки было невозможно. И, во-вторых, – Бергамини полагал, что это самолеты союзников, которые прибыли, чтобы прикрыть эскадру с воздуха.
Планы немцев были далеко не союзническими, и в 15:37 они начали атаковать линкоры Littorio и Roma. Благодаря тому, что корабли сразу же начали маневрировать, чтобы запутать пилотов, им удалось сорвать первую атаку. Однако через 15 минут одна бомба попала в борт судна Littorio, недалеко от артиллерийской установки, а другая – прямо в корабль «Рома».
Бомба «Фриц-Х» попала в правую палубу полубака, в промежуток между 100 и 108 шпангоутами. Она пробила отсеки подводной защиты и взорвалась уже в воде, прямо под корпусом судна. Взрыв привел к серьезным разрушениям подводной части корабля, и тот стремительно стал заполняться забортной водой. В считаные минуты были затоплены: кормовое машинное отделение, третья электростанция, а также седьмое и восьмое котельные отделения. Из-за повреждения электрических кабелей в кормовой части начали происходить замыкания, а вслед за ними – возгорание электрооборудования.

В 16:02 королевские военно-морские силы Италии окончательно потеряли линкор «Рома»: вторая бомба попала в правый полубак в промежутке между 123 и 126 шпангоутами, прорвалась через палубы и взорвалась прямо в носовом машинном отделении. Начался сильный пожар, который стал причиной детонации носовых артиллерийских погребов. Пламя вырвалось из барбета второй 381-миллиметровой башни вверх, на несколько десятков метров, а сама башня сорвалась и упала за борт. После серии массивных взрывов корпус судна переломился около носовой надстройки. Кренясь на правый борт, оно опрокинулось и пошло ко дну.
Из 1849 моряков, находящихся в тот день на борту «Ромы», уцелели лишь 596. По некоторым данным, несколько офицеров пребывали на судне с семьями. Кораблю Littorio больше повезло – он, по крайней мере, не утонул. Когда началась атака суден, итальянцы тут же попросили Мальту о воздушном прикрытии, на что получили отказ: авиация союзников занималась воздушным прикрытием морского десанта в Салермо.
После гибели линкора «Рома» командование эскадрой взял на себя адмирал Да Зара. Он был намерен несмотря ни на что прорваться на Мальту. В конечном итоге, подобрав выживших моряков с судна Roma, крейсер Attilio Regolo, 3 эсминца и корабль сопровождения отправились в Порт-Маон.
Итоги службы
Линкор имел серьезные перспективы, однако успел прослужить в ВМС Италии всего 15 месяцев. За это время он совершил два десятка выходов в море, но так и не поучаствовал ни в одной боевой операции. В общей сложности судно прошло 2492 мили. В море оно провело 133 ходовых часа. За это время было израсходовано 3320 тонн горючего. 63 дня корабль стоял на ремонте.
В июне 2012 года подводный робот Pluto Palla нашел затонувшее судно. Оно находится на глубине порядка 1000 метров, примерно в 30 километрах от северного побережья Сардинии. 10 сентября 2012 года на том месте, где Roma затонул, на итальянском фрегате была организована мемориальная церемония.

Заключение
Итальянский линейный корабль (линкор) «Рома», имел огромные перспективы и мог стать выдающимся судном, но, к сожалению, его история закончилась, практически не начавшись. Возможно, судьба корабля была предрешена еще в момент, когда Бенито Муссолини отказался от него. Однако история знает немало случаев, когда выдающие результаты показывала именно та техника, которую долго не хотели принимать на вооружение.
fb.ru
Линкоры Италии. Линкоры — властители морей. XVII?XX века
Линкоры Италии
«Данте Алигьери» — первый итальянский линкор, своим силуэтом несколько напоминал русские линкоры. Он также имел линейное расположение башен главного калибра в диаметральной плоскости. Водоизмещение — 19 550/21 600 т. Главные размерения — 168,2/26,5/8,84 м. Бронирование: главный броневой пояс — 80—250—120—100 мм; верхний пояс — 100 мм; палубы —16—100 мм; башни — 250 мм. Силовая установка — турбины и 23 котла общей мощностью в 32 000 л.с. Скорость — 22,8 уз. Вооружение: двенадцать 305–мм/46 пушек в 4 башнях; двадцать 120–мм/59 (из них восемь в 4 двухорудийных башнях) и двенадцать 76–мм; 3 подводных 450–мм торпедных аппарата.
«Конти ди Кавур», «Джулио Чезаре», «Леонардо да Винчи». Водоизмещение — 23 000/24 600 т. Главные размерения — 176,09/28,03/9,85 м. Бронирование: главный броневой пояс — 80—250—130 мм; верхний пояс (в пределах цитадели) — 220 мм; палубы —18—100 мм; башни — 280 мм. Силовая установка — турбины и 20 котлов (на «Чезаре» — 24) общей мощностью в 31000 л.с. Скорость на испытаниях — 21,6—22 уз. Вооружение: тринадцать 305–мм/46 пушек в 5 башнях (3 — трехорудийные, 2—двухорудийные), восемнадцать 120–мм/50 и двадцать четыре 76–мм/50 пушки; 3 подводных 450–мм торпедных аппарата.
«Леонардо да Винчи» погиб 2.08.1916 г. в Таранто вследствие диверсии. В последствии поднят. Выведен из состава флота в 1923 г. Остальные линкоры дослужили до Второй мировой войны.
«Андреа Дориа», «Кайо Дуилио». Водоизмещение — 22 950/24 700 т. Главные размерения — 176,1/28/9,44 м. Бронирование: главный броневой пояс — 80—250—130 мм; верхний пояс (в пределах цитадели) — 220 мм; казематы артиллерии среднего калибра — 130 мм; палубы — 24—100 мм. Силовая установка — турбины и 20 котлов общей мощностью в 31 000 л.с. Скорость на испытаниях — 21,3 уз. Вооружение: главный калибр и его расположение такое же, как у линкоров типа «Кавур»; средний калибр — шестнадцать 152–мм/45, девятнадцать 76–мм/50 пушек;
3 подводных 450–мм торпедных аппарата. Участвовали во Второй мировой войне.
Поделитесь на страничкеСледующая глава >
public.wikireading.ru
Итальянские крейсера для Румынии — fonzeppelin — LiveJournal
В межвоенный период (1920-1930-ые) Итальянское Королевство довольно-таки неожиданно обнаружило себя неоспоримым лидером в области экспортного военного кораблестроения. Причин тому было немало: во-первых, международные соглашения об ограничении морских вооружений и экономические кризисы, существенно подорвавшие позиции лидировавшего прежде британского судостроения. Во-вторых, итальянские фирмы были весьма «аполитичны» — режим Муссолини твердо придерживался принципа, что «деньги не пахнут» — и их клиенты были избавлены от риска, что перемена политического климата повлечет за собой потерю дорогостоящего заказа.Рисунок крейсера-скаута фирмы OTO, выполненный уважаемым коллегой Tzoli
Ну, и в-третьих, итальянское военное кораблестроение уже имело хорошую «рыночную» репутацию и предлагало потенциальным покупателям действительно впечатляющие (пускай и не всегда хорошо сбалансированные) проекты, за меньшую цену, чем у любого конкурента.
В 1920-1930-ых итальянские фирмы получили заказы:
* Два «средних» крейсера и три субмарины — Аргентине
* Четыре эсминца и две субмарины — Турции
* Лидер «Ташкент» и проекты крейсера и эсминца (ставшие отправной точкой в проектировании крейсеров проекта 26 и эсминцев проекта 7) — СССР
* Два легких крейсера (из-за начала войны не были достроены) и девять миноносцев — Сиаму
* Четыре эсминца и субмарину — Греции
* Два эсминца и субмарину — Румынии
Поэтому, когда Румыния в середине 1930-ых начала задумываться о том, чтобы пополнить свой (маленький, но гордый) военный флот еще и крейсерами, неудивительно, что — после нескольких неудачных попыток договориться с англичанами — она обратилась к Италии. В 1936-1937, итальянские фирмы подготовили ряд проектов, которые, по их мнению, могли бы идеально подойти румынскому флоту. Во внимание принимались специфические условия действий в Черном Море, где можно было существенно сэкономить на дальности и мореходности.
Малый карманный линкор UP90 (Ансальдо)
Первый проект, представленный «Ансальдо» в 1936 году, был, своего рода, «экспортным общего назначения». Инженеры «Ансальдо» представили его одновременно военно-морским делегациям Аргентины, Чили, Румынии, Турции, Испании, Швеции и даже Финляндии. В итоге, правда, некоторый интерес к проекту проявили исключительно Испания и Румыния, но «Ансальдо» сочла это хорошим предзнаменованием.
Проект UP90 явно создавался под сильным влиянием немецких «карманных линкоров» и развивал ту же идею быстроходного крейсера со сверхтяжелым вооружением — правда, несколько уменьшенную и удешевленную по сравнению с оригиналом. Корабль стандартным водоизмещением около 8000 тонн (полным — 9200 тонн) вооружался двумя трехорудийными башнями с 253-мм/55-калиберными орудиями в них. Башни располагались в оконечностях и должны были, по мнению «Ансальдо», обеспечить перевес над любыми существующими тяжелыми и легкими крейсерами.
Вспомогательное вооружение корабля должно было состоять из шести 100-мм универсальных спарок в щитовых установках (аналогичных используемым на эсминцах), расположенных «горкой» побортно. Оно дополнялось восемью 37-миллиметровыми автоматами и шестнадцатью 20-миллиметровыми автоматами. Корабль также должен был нести два трехтрубных 533-мм торпедных аппарата на корме возле кормовой башни. Предполагалось также наличие катапульты и трех гидросамолетов.
Бронирование состояло из пояса, тянувшегося по длине корабля, толщиной около 100-102 миллиметров. Броневая палуба должна была иметь 65 миллиметровое бронирование. Неизвестно, какой толщины должно было достигать бронирование башен и рубок. В целом, бронирование корабля явно соответствовало идее защиты от снарядов калибром около 150-155 миллиметров, но не от 203-мм орудий тяжелых крейсеров. Силовая установка в 60000 л.с. должна была обеспечить скорость около 30 узлов. По внешнему виду, получившийся корабль слегка напоминал уменьшенную версию модернизированных линкоров типа «Кавур».
Легкий крейсер UP90-modificato (Ансальдо)
Хотя самим инженерам «Ансальдо» проект UP90 очень нравился, он, однако, совершенно очевидно не укладывался в рамки, установленные как Вашингтонским и Лондонским соглашениями, так и франко-итальянскими договоренностями (Римское соглашение 1930 года). Таковое накладывало ограничения на постройку новых тяжелых крейсеров.
Чтобы обойти эту проблему, «Ансальдо» в 1937 переработало проект UP90 под более конвенционное вооружение, укладывающееся в рамки международных соглашений. В качестве такового были выбраны новые 152-мм/55-калиберные орудия, разработанные как основное вооружение новых легких крейсеров и вспомогательное — итальянских линкоров. Эти орудия отличались прекрасными баллистическими характеристиками, и в их конструкции учли недостатки предшествующих систем.
Основные размерения, бронирование и силовая установка проекта UP90 остались прежними. Отличием проекта UP90-modificato стало главное вооружение из девяти 152-мм/55-калиберных орудий в трех трехорудийных башнях. Две башни располагались линейно-возвышенно в носу крейсера, одна на корме. Вспомогательное вооружение было несколько облегчено и состояло из шести 100-миллиметровых/47-калиберных универсальных спарок «Минзини», восьми 37-мм и двух десятков 20-мм автоматов. Катапульта была перенесена на корму, где располагался и подпалубный ангар на три гидросамолета.
Проект UP90bis не снискал экспортного успеха, но итальянским адмиралам он неожиданно понравился. Его базовые данные легли в основу проекта легкого крейсера типа «Констанцо Циано», разработка которого началась в 1939 году. Крейсер предназначался для службы на Индийском Океане, но в связи с началом войны (и скорой потерей Эфиопии) разработка проекта не была завершена:
Крейсер типа «Констанцо Циано» (проектный вид)
Карманный линкор UP102 (Ансальдо)
Хотя проект UP90-modificato вышел вполне сбалансированным и весьма толковым легким крейсером, тем не менее, итальянские инженеры (наученные горьким опытом общения с собственным флотом), видимо, опасались, что он окажется недостаточно впечатляющим для амбиций румынских адмиралов. В следующем экспортном проекте, «Ансальдо» решила выложиться по-максимуму и спроектировать корабль
Полученный результат был еще более амбициозен чем, собственно, UP90. Итальянские инженеры предложили полноценный «карманный линкор» полным водоизмещением в 13500 тонн, вооруженный двумя трехорудийными башнями с 280-мм/50-калиберными орудиями в каждой. Даже внешне он напоминал «Дойчланд»; башнеподобная надстройка, единственная труба в центре. Главным отличием был высокий приподнятый полубак итальянца.
Вспомогательное вооружение должно было состоять из двенадцати универсальных 120-мм/45-калиберных орудий (предположительно, модификация спарки Ansaldo 1936), в шести двухорудийных башнях «лесенкой» по бортам. Интересной деталью выглядит легкое противовоздушное вооружение; в роли такового предполагались 40-миллиметровые автопушки «Бофорс», небольшое производство которых велось и в Италии. Для этих орудий, «Ансальдо» предлагала новые, полностью закрытые установки, что позволило бы разместить легкие орудия рядом с установками главного калибра.
Бронирование «карманного линкора» должно было состоять из примерно 102-миллиметрового пояса, и 65-миллиметровой броневой палубы. Силовая установка в 75000 тонн позволила бы развить скорость до 31 узла.
Легкий крейсер-лидер (ОТО)
В середине 1930-ых, фирма ОТО также заинтересовалась потенциальным румынским клиентом, и предложила свой дизайн небольшого быстроходного крейсера. Подобно «Ансальдо», проект ОТО также использовал отличавшиеся великолепными баллистическими характеристиками 152-мм/55-калиберные орудия образца 1936 года, но в проекте ОТО всю артиллерию сосредоточили в носу, линейно-возвышенно.
Такое конструктивное решение позволило высвободить корму для размещения катапульты, двух гидросамолетов на рельсовых площадках, и — потенциально — ангара. Инженеры ОТО также отказались от тяжелых зенитных орудий, ограничив противовоздушное вооружение своего крейсера только 37-мм автоматами и 13,2-мм пулеметами. Бронирование предполагалось очень легким, пояс не более 50 миллиметров и палуба не более 25 миллиметров.
Подобные меры позволили радикально сократить водоизмещение крейсера — до 4500 тонн — при сохранении 30-узловой скорости и мощного артиллерийского вооружения. Получившийся корабль имел черты «крейсера-лидера» и определенное сходство с голландским «Тромпом». Близким, вероятно, предполагалось и назначение — лидирование эскадр эсминцев, обеспечение их воздушной разведкой и артиллерийской поддержкой.
Проект фирмы OTO был наиболее близок к тому, что, судя по всему, желала получить Румыния — и единственным, посильным по ее финансовым возможностям. Румынское правительство проявило к нему определенный интерес, рассматривая возможность постройки (с итальянской помощью и поставками компонентов) подобного корабля на своих верфях. Но, по мере ухудшения международной обстановки в конце 1930-ых, Румыния была вынуждена пересмотреть свои приоритеты, и заказа на новые крейсера не последовало.
fonzeppelin.livejournal.com
Гибель итальянского линкора «Рома» 9 сентября 1943 г.
«Рома» — новейший и сильнейший из итальянских линейных кораблей
Драматический эпизод второй мировой войны, о котором пойдет рассказ, произошел в 1943 году в Средиземном море уже после выхода Италии из войны. В соответствии с условиями перемирия, 9 сентября 1943 г. в три часа ночи основная часть итальянского флота, включая линкоры «Рома», «Витторио Венето» и «Италия» (бывший «Литторио»), шесть крейсеров и восемь эскадренных миноносцев, под командованием адмирала К.Бергамини вышла из Специи и направилась на Мальту для интернирования.

Линкор «Rome» типа «Littorio» — один из мощнейших и красивейших кораблей итальянского флота времен Второй Мировой войны
Передвижение кораблей контролировалось самолетами-разведчиками союзной авиации, погода стояла ясная и никаких признаков вражеских кораблей — надводных и подводных, не было и близко.
Линкор «Рома» вошел в строй в августе 1940 года и являлся новейшей боевой единицей, в которой нашли отражение взгляды итальянских кораблестроителей на пути развития кораблей этого класса. Стандартное водоизмещение «Ромы» составляло 41 000, полное — 45 000 т, длина 234, ширина 32, осадка 9,5 м. Скорость полного хода достигала 31,4 уз при мощности механизмов до 140000 л. с. В состав вооружения входили девять 380-мм с длиной ствола 50 калибров, двенадцать 152-мм (55 калибров), четыре 120-мм (40 калибров), двенадцать 90-мм (50 калибров) орудий, пятьдесят 37-мм автоматов, три гидросамолета. Бронированной цитаделью защищались погреба, элеваторы артиллерийского боезапаса и машинно-котельные отделения в средней части корпуса.
Главный бортовой броневой пояс достигал 250 мм, толщина броневых палуб составляла 36—70 мм (полубак) и 100—162 мм (средняя палуба). Лобовая броня башен главного калибра достигала 350 мм, крыша—150—200 мм. Броней защищались также боевые посты в надстройке, рулевые машины, валопроводы, цистерна авиационного топлива и погреб самолетного боезапаса в кормовой части корабля.
Трудно было представить, что с такой громадой, ощетинившейся многочисленными стволами тяжелой и зенитной артиллерии вообще может что-то случиться, тем более сейчас, когда война для Италии была уже закончена!
Немецкое «чудо-оружие» над Средиземным морем
В 15 ч 33 мин итальянская эскадра, находившаяся у берегов Сардинии, была внезапно атакована 11 немецкими бомбардировщиками До-217, поднявшимися с аэродрома в Южной Франции.

Немецкий бомбардировщик типа «Дорнье-17»
По правде говоря, первоначально появившиеся высоко в небе «Дорнье» особой тревоги не вызвали. Слишком мало было их число и слишком велика высота полета — относительно точно «накрыть» бомбой, даже такую громадную мишень как линкор можно было с высоты 1-2 километра, но Do-217 шли на высоте не менее 5 километров, и очевидно, не представляли угрозы. Однако, дальше произошло то, чего не мог предсказать никто.
«Дорнье» открыли бомболюки и через несколько секунд «Рома» сотрясли два чудовищных взрыва. Очевидцы наблюдали подброшенную взрывом вверх и вращающуюся в воздухе башню главного калибра массой 1400 т.
Корабль тут же потерял ход, на нем полностью прекратилась подача электроэнергии, район носового машинного отделения и погребов был затоплен, возник сильный пожар. Над носовой частью линкора поднялся султан черного дыма на высоту нескольких сот метров. Корабль получил дифферент на нос и стал медленно погружаться. Несмотря на усилия команды по борьбе за живучесть, «Рома» переломился и затонул в 16 ч 18 мин.
Вместе с ним погибла большая часть его экипажа, включая командующего флотом адмирала К. Бергамини.
Других жертв не было, разве что незначительно пострадал линейный корабль «Италия» получивший повреждения рулевого устройства, но и те быстро устранили. Эскадра, за исключением крейсера «Аттилио Реголо», шедшего вслед за «Ромой», и нескольких эскадренных миноносцев, которые спасали оставшихся в живых членов экипажа погибшего корабля, продолжала идти вперед и на следующее утро достигла места назначения — порта Ла-Валлетта.
Что же произошло? Как удалось пилотам немецких бомбардировщиков добиться такой феноменальной точности? Отчего непотопляемый линкор пошел ко дну в считанные минуты? Ответы на эти вопросы были найдены достаточно быстро.
Немцы применили не простые бомбы, а чудо-оружие — управляемые бомбы FX-1400, проходившие испытания с февраля 1942 года, на Гибралтарском направлении и при бомбардировках Мальты. Именно от двух попаданий FX-1400 линейный корабль «Рома» и был уничтожен.

Тонущий итальянский линейный корабль «Рома» после попадания немецких радиоуправляемых бомб
Как удалось уничтожить линкор «Рома»
Немецкая бронебойная авиабомба FX-1400 — одна из серии «X» разработанных в Германии фирмой «Руршталь» бомб, управляемых по радио или проводам, которые немецкие ВВС использовали на заключительном этапе войны. Управление ею осуществлялось по радио с самолета путем изменения аэродинамического сопротивления стабилизаторов, расположенных попарно во взаимно перпендикулярных плоскостях. С целью уменьшения воздействия искусственных помех в более поздних системах управления применялся стальной провод длиной около 10 км и диаметром 0,2 мм, который наматывался на катушки, установленные либо в авиабомбе, либо на самолете-носителе. Для визуального наблюдения и наведения бомбы на цель в ее хвостовой части имелся трассер.
При полной массе до 1600 кг полезная нагрузка управляемого снаряда составляла 1365—1400 кг (масса заряда взрывчатого вещества 270 кг), длина — 3,35, диаметр 0,56, размах стабилизатора 1,5 м. После сброса с высоты 3,6—7 км бомба достигала у цели при дальности до 9,8 км скорости 244— 280 м/с (согласно некоторым источникам — даже сверхзвуковой скорости). Авиабомба имела стальной закаленный корпус с толщиной стенок до 150 мм. Взрыватель, предположительно, был ударного действия с задержкой инициирования заряда взрывчатого вещества на время проникания бомбы внутрь цели.
Возможно, что он позволял устанавливать перед подвеской бомбы к самолету необходимое время замедления, соответствующее габаритам и прочности заданной к поражению цели. Судя по прочному стальному корпусу (коэффициент наполнения авиабомбы около 0,2), значительному его удлинению (около 6), управляемый снаряд FX-1400 мог с успехом применяться не только по надводным кораблям, в том числе бронированным, но и по наземным целям, в частности, защищенным высокопрочным типа «железобетонное укрытие». Авиабомбу FX-1400, сброшенную с высоты 7 км, можно было надежно навести в круг диаметром 1 км.
В этом случае вероятность прямого попадания в линейный корабль типа «Рома» составляла бы около 0,13, а при бомбометании с высоты 4-5 км (с которой самолеты атаковали итальянскую эскадру 9 сентября 1943 года) — 0,3-0,2 соответственно.
Таким образом, управляемая авиабомба FX-1400 позволяла осуществлять прицельное бомбометание по одиночным морским целям с высот, делавших действия средств противовоздушной обороны противника малоэффективными.
Применение обычных неуправляемых авиабомб в тех же условиях потребовало бы бомбометания по площади, значительно большим числом самолетов и соответственно большего (по крайней мере на порядок) расхода боеприпасов.
Решение задачи о предельно пробиваемой толщине брони дает для авиабомбы FX-1400 значение порядка 160 мм. Можно говорить о том, что управляемая авиабомба проектировалась с расчетом на поражение сильно бронированных надводных целей типа линейный корабль, причем практически реализованная бронебойность бомбы оказалась выше расчетной. Позднее авиабомбу снабдили твердотопливным ракетным ускорителем массой 919 кг.
Результаты работы итальянской специальной технической комиссии (1945—1946 годы), основанные на свидетельствах 190 оставшихся в живых членов команды линкора, дают возможность более подробно оценить повреждения, нанесенные «Роме» в результате двух попаданий управляемых авиабомб и объяснить его столь быструю гибель.

Взрыв 700 тонн боезапаса линкора «Рома» стоил жизни более чем тысяче человек из команды
Реконструкция гибели линкора «Рома»
По заключению комиссии, в 15 ч 41 мин первая бомба попала в палубу под углом от нормали около 15° в одном метре от среза правого борта между башнями № 9 и 11 артиллерийских установок калибра 90 мм.
Пробив броневые палубы толщиной 45 и 112 мм, ряд переборок и конструктивную подводную защиту на днище, она взорвалась под кораблем в районе котельных отделений № 7 и 8. Такой результат можно объяснить техническим разбросом времени замедления взрывателя. 0т взрыва были повреждены и затоплены котельные отделения № 5, 6, 7 и 8, кормовое машинное отделение и смежные с ним помещения. Вышли из строя артиллерийские установки калибра 90 мм № 7, 9, 11 (правый борт) и № 2, 4, 6 (левый борт), а также система управления стрельбой артиллерии среднего калибра.
На некоторое время в кормовой части корабля прекратилась подача электроэнергии, однако положение быстро исправили переключением электрогенераторов. Появившийся крен уменьшили до 2° с помощью креновой системы путем контрзатопления соответствующих помещений для спрямления корабля. По команде с центрального поста управления затопили также погреб кормовой башни главного калибра, в котором резко повысилась температура. Последствия взрыва первой бомбы устранили, и линейный корабль сохранил боеспособность с несколько уменьшившимися запасами плавучести и остойчивости.
Катастрофа разразилась после второго попадания.
В 15 ч 51 мин управляемый снаряд поразил под углом, близким к нормали, палубу полубака линкора между второй башней главного калибра и носовой 152-мм башней левого борта. Бомба пробила броневые палубы толщиной 45 и 162 мм и взорвалась в нижней средней части носового машинного отделения, разрушив броневую защиту погреба артиллерийского боезапаса калибра 152 мм, который сдетонировал. Этот взрыв вызвал, в свою очередь, детонацию погребов боезапаса главного калибра № 2 и 1 и на воздух взлетело около 700 т боезапасов.
Длящееся не одно столетие соревнование между броней и снарядом закончилось на этот раз победой последнего и стоило жизни 1253 итальянским морякам, погибшим при взрывах управляемых авиабомб и артиллерийских погребов, задохнувшихся и сгоревших во внутренних помещениях корабля, утонувших и умерших от ожогов и ран в госпитале уже после спасения.
Источник: компиляция на основе сведений находящихся в открытом доступе сети интернет, в том числе статьи М. К. Агапова, 1994, из сборника «Гангут» №7
armedman.ru