Совместные послевоенные европейские проекты боевых самолётов (часть 5)

В состав вооружения истребителей-бомбардировщиков «Торнадо» входят подвесные кассетные контейнеры многоцелевых суббоеприпасов. Эти авиационные средства поражения заслуживают того, чтобы на них остановиться подробней. В Англии и ФРГ независимо друг от друга созданы два типа кассетных контейнеров: JP233 и MW-1.


Британский несбрасываемый контейнер JP 233 весом 2300 кг предназначен для атак аэродромов противника. Он снаряжен 30 бетонобойными бомбами SG 357 (весом 1,15 кг) с кумулятивно-осколочной БЧ и 215 минами HB 876 (весом 1,37 кг). Мина оснащена комбинированным магнитно-вибрационным взрывателем с элементами неизвлекаемости.

Британский Tornado GR.1 с бомбовым контейнером JP233

Западногерманский контейнер MW-1 в зависимости от варианта снаряжения весит 4-5 тонн. Он имеет четыре блока с ПУ калибра 132-мм, из которых пиротехническим зарядами отстреливаются бетонобойные бомбы STABO (вес 1,68 кг), суббоеприпасы кумулятивно-осколочного действия Kb 44 (вес 0,58 кг), противотанковые мины MIFF (с акустическо-магнитным взрывателем), осколочные мины MUSA (с акустическим взрывателем) и MUSPA (осколочная мина замедленного действия, с различным временем срабатывания, предназначенная для воспрепятствования восстановительным работам).

MW-1 в действии

Подвесные контейнеры с суббоеприпасами это весьма эффективное оружие, и в зависимости от варианта снаряжения они могут применяться для выведения из строя взлётно-посадочных полос, постановки минных полей, для борьбы с бронетехникой и живой силой. Однако существенным минусом несбрасываемых контейнеров является их значительные габариты и вес, снижающие лётные данные бомбардировщиков, даже после отстрела суббоеприпасов. А также необходимость снижать скорость и высоту на «боевом курсе» для предотвращения чрезмерного рассеивания кассетных бомб. Это особенность применения данного вида авиационного вооружения делает самолёт уязвимым для зенитного огня, что стало одной из причин больших потерь британских «Торнадо» во время «Бури в пустыне».

Большая номенклатура вооружения и состав БРЭО позволяли решать широкий спектр задач, прорывая систему ПВО, на малых высотах наносить удары по площадным и точечным наземным целям, бороться с боевыми кораблями, действовать на сухопутных и морских коммуникациях, вести оборонительный воздушный бой с истребителями противника и уничтожать вертолёты и штурмовики.


Истребитель-бомбардировщик «Торнадо» 33-й тактической авиационной эскадры Люфтваффе

Часть Tornado GR.1 в середине 80-х была приспособлена для доставки ядерного оружия — британской тактической ядерной бомбы WE177B или американской В61. Считается, что западногерманские Tornado IDS также могут нести американские ядерные бомбы, хранящиеся в ФРГ на авиабазе Бюхель, где располагается 33-я авиаэскадра Люфтваффе.

В 70-е ПВО Великобритании обеспечивали истребители-перехватчики Lightning F.6 и F-4М Phantom II («Фантом» FGR.2), эти машины могли успешно противостоять советским бомбардировщикам Ту-16 и Ту-95. Однако существовала вероятность прорыва сверхзвуковых Ту-22, а после появления Ту-22М с изменяемой геометрией крыла и принятия на вооружение советской дальней авиации новых крылатых ракет, королевским ВВС потребовался сверхзвуковой перехватчик с большим радиусом действия, способный, барражируя, вести дежурство в воздухе.

После анализа ситуации британские авиационные эксперты пришли к выводу, что такой истребитель-перехватчик можно быстро создать на базе ударного «Торнадо». Весной 1977 года специалисты British Aircraft Corporation приступили к работам по самолету, имевшему шифр ADV (Air Defense Variant — Вариант ПВО). Переделки в основном коснулись БРЛС, системы управления огнём и вооружения. Работы велись в хорошем темпе, и уже в конце октября 1979 года в воздух поднялся первый прототип перехватчика. В следующем году взлетел второй прототип с двигателями RB. 199-34 Мк. 104 и новым оборудованием кабины. Всего в испытаниях участвовало 3 самолёта, налетавших в сумме 376 часов.


Перехватчик, ставший немного длиннее, внешне мало отличался от истребителя-бомбардировщика. Наиболее заметными отличиями были: удлиненный и измененный по форме обтекатель БРЛС, а на киле отсутствовал передний обтекатель антенны радиотехнической системы. По сравнению с Tornado GR.1 запас топлива на перехватчике увеличен на 900 литров за счет установки дополнительного топливного бака. Слева, в передней части фюзеляжа расположена убирающаяся в полете штанга-топливоприемник системы дозаправки топливом в воздухе. Под каждой консолью установлен один универсальный пилон для подвесного топливного бака.

Для обнаружения воздушных целей и наведения УР с полуактивной ГСН предназначалась импульсно-доплеровская радиолокационная станция AI.24 Foxhunter, изготовленная Marconi Electronic Systems. БРЛС перехватчика могла видеть цели типа «бомбардировщик» на дальности до 180 км. Станция способна обнаружить и сопровождать на проходе до 12 целей. Также на самолёте имелся коллиматорный индикатор и телевизионная система улучшения визуального опознавания VAS.

Перехватчик Tornado ADV рядом с БРЛС AI.24 Foxhunter

По сравнению с ударным вариантом состав вооружения истребителя-перехватчика изменился кардинально. Первый вариант Tornado ADV, получивший обозначение в RAF – Tornado F.2, мог нести четыре УР средней дальности British Aerospace Skyflash (британский вариант американской УР AIM-7) и две ракеты ближнего боя AIM-9 Sidewinder. Ракеты «Скай Флэш» с полуактивной моноимпульсной ГСН способны поражать цели на дальности до 45 км в условиях интенсивных помех. С целью снижения аэродинамического сопротивления УР средней дальности размещались на подфюзеляжных узлах в полуутопленном положении.

Встроенное вооружение по сравнению с Tornado GR.1 сократили – на борту перехватчика имелась одна 27-мм пушка. Учебные воздушные бои показали, что по возможностям ведения манёвренного воздушного боя перехватчики «Торнадо» серьёзно уступают американским тяжелым истребителям F-15, базирующимся на английской авиабазе Лейкенхит. Но вероятность столкновения перехватчиков с советскими истребителями была минимальной и это посчитали несущественным. Зато «Торнадо» обладал хорошими разгонными характеристиками и мог без дозаправки 2 часа дежурить в воздухе.

Первый серийный Tornado ADV поступил в центр переучивания летного состава в марте 1984 года. Первым строевым подразделением в RAF, оснащенным новыми перехватчиками, стала 29-я эскадрилья, летчики которой до перевооружения летали на F-4M.

С середины 80-х на самолет стали устанавливать ТРДДФ RB. 199-34 Мк. 104 с тягой на форсаже 8000 кгс и несколько улучшили авионику. Tornado F.3 стал одним из первых самолётов, на котором устанавливалась аппаратура, позволяющая обмениваться данными о воздушной обстановке с другими перехватчиками и наземными пунктами управления. Количество ракет ближнего боя «Сайдуиндер» на борту перехватчика увеличили вдвое. Эта модификация получила обозначение Tornado F.3. До уровня F.3 переделали все строевые машины, выпущенные ранее.

Всего RAF получили 165 всепогодных дальних перехватчиков, и еще 24 самолёта закупила Саудовская Аравия. Италия в качестве промежуточной меры для замены устаревших перехватчиков Aeritalia F-104S арендовала в Великобритании 24 самолёта. Британцы также предлагали перехватчики Люфтваффе, однако немцы в то время для перехвата воздушных целей использовали F-4F Phantom II, к тому же основную нагрузку по защите воздушного пространства ФРГ в годы «холодной войны» несли американцы. «Торнадо» участвовал в конкурсе на замену перехватчиков CF-101 и CF-104 объявленном правительством Канады, однако проиграл его американскому F/А-18. Производство перехватчиков Tornado F.3 продолжалось до 1993 года. В 21-м веке британские перехватчики оснастили ракетами AIM-120 AMRAAM и AIM-132 ASRAAМ.

Великобритания, Италия и ФРГ, действовавшие слаженно в деле проектирования и строительства «Торнадо», предпочли заниматься модернизацией имевшихся самолётов самостоятельно.

В конце 80-х в ФРГ для замены в Люфтваффе тактических самолётов-разведчиков RF-4E Phantom II и RF-104G Starfighter был создан Tornado ECR. Американская компания Honeywell разработала ИК-систему IIS (Imaging Infrared System – Инфракрасная система обработки изображения). В подфюзеляжном обтекателе в носовой части машины на месте бортовой пушки поместили ИК-станцию AAD-5 с большим углом обзора.

Tornado ECR

На подвижной платформе в носовой части фюзеляжа, с правой нижней его стороны смонтирована ИК-станция переднего обзора Carl Zeiss. Она в основном предназначена для ночных полетов на малых высотах или в плохих метеоусловиях — изображение с камеры транслируется на ИЛС в кабине пилота или на дисплеи в передней и задней кабинах.

Определение точных координат источников радиоизлучения осуществляется бортовой аппаратурой радиоэлектронной разведки ELS производства американской Texas Instruments. Приёмные антенны ELS расположены в передней части фюзеляжа и в наплыве крыла. Параметры излучения РЛС противника транслируется в бортовую ЭВМ, где они анализируются, происходит классификация и определение координат РЛС. Аппаратура управления и контроля радиотехнической системы находится в задней кабине оператора, туда же на дисплей выводится конечная информация. Бортовая аппаратура Tornado ECR при использовании его в роли самолета радиотехнической разведки позволяет сводить информацию от ИК-станций и системы точного определения источника излучения на единую информационную карту и сбрасывать её на наземные пункты управления.

В 1988 году Люфтваффе заказали 35 самолетов Tornado ECR. Однако из-за задержек с производством и увязкой аппаратуры первый серийный самолет с радиотехнической системой точного определения источника радиоизлучения поступил в войска только в феврале 1993 года. Впоследствии аппаратура IIS была заменена более эффективными подвесными разведконтейнерами и самолёты модификации ECR в основном отрабатывали задачи борьбы с ПВО. Для этого Tornado ECR может нести 7 ПРР AGM-88 HARM или ALARM, а также бомбы с телевизионным или лазерным наведением.

В период с 1985 по 1990 год 40 британских Tornado GR.1А были оснащены новыми подвесными контейнерами с фото и ИК разведаппаратурой TIRS (Tornado Infrared Reconnaissance System — Инфракрасная разведывательная система «Торнадо»). Камеры фиксировали изображение сбоку и под самолётом. Запись изображения велась на шесть S-VHS видеокассет.

При подготовке к операции «Буря в пустыне» с целью снижения радиолокационной заметности на отдельные внешние элементы конструкции Tornado GR.1 нанесли радиопоглощающее покрытие. Впрочем, это техническое мероприятие оценивается неоднозначно. Во время войны в Заливе бывали случаи, когда покрытие во время боевых вылетов отрывалось и попадало в воздухозаборники, что приводило к отказу двигателей.

Другим усовершенствованием в преддверии войны стала установка аппаратуры «закрытой» связи Hev Kvi 2. Для полётов с очками ночного видения английские «Торнадо» получили кабинное освещение со специальными светофильтрами, а также ПТБ увеличенной до 2250 литров ёмкости, спутниковую систему навигации. В дополнение к несбрасываемым контейнерам кассетных бомб JP233 ввели РБК BL755. Благодаря введению в боекомплект американских УАБ Paveway II истребители-бомбардировщики резко увеличили ударные возможности по уничтожению точечных укреплённых объектов.

В 1991 году в Ираке испытали шесть подвесных контейнеров лазерной тепловизионной обзорно-прицельной системы TIALD. В 1993 году контейнеры TIALD официально ввели в комплект подвесного оборудования самолетов Tornado GR.1М. Состав вооружения неоднократно дополнялся новыми противокорабельными ракетами. Так, британские самолёты в 1993 году получили ПКР Sea Eagle, а немецкие в 1995 году Kormoran-2. В 2000-е годы на истребителях-бомбардировщиках RAF ракеты ближнего воздушного боя AIM-9 Sidewinder были заменены УР ASRAAM. С 2005 года модернизированные «Торнадо» стали вооружать КР MBDA Storm Shadow. Крылатая ракета, весящая около 1300 кг, способна поражать цели на дальности более 500 км.


Tornado GR.4 с двумя подвешенными крылатыми ракетами MBDA Storm Shadow

В первой половине 90-х годов стало ясно, что БРЭО и вооружение самолёта нуждается в комплексном обновлении. Часть наименее изношенных британских истребителей-бомбардировщиков на предприятиях компании British Aerospace прошла модернизацию до уровня Tornado GR.4. В общей сложности 142 самолета были капитально отремонтированы и модернизированы в период с 1997 по 2003 год.

Кабина пилота Tornado GR.4

В ходе модернизации в кабине пилота установили новые современные приборы отображения информации. В частности, систему отображения радиолокационных и полётных данных TARDIS с выводом информации на 32,5-см многофункциональный индикатор и вспомогательные дисплеи. В очередной раз обновили систему спутниковой и инерциальной навигации, средства связи и передачи данных. Существенные изменения произошли в кабине оператора вооружения: место ЭЛТ экранов, стрелочных приборов и цветовых индикаторов заняли цветные ЖК-дисплеи. Однако часть аппаратуры управления оружием осталась прежней.

Кабина оператора Tornado GR.4

Наиболее заметным улучшением вооружения самолёта стала подвесная прицельно-поисковая система AN/AAQ-28 Litening II, позволяющая применять самые современные авиационные средства поражения. Аппаратура контейнера AN/AAQ-28 Litening II позволяет обнаруживать, идентифицировать, сопровождать и атаковать наземные и воздушные цели днём и ночью. Две камеры: дневная, работающая в видимом диапазоне, и инфракрасная, работающая в режимах прямой и обратной контрастности, имеют широкое и узкое поле обзора с дополнительным цифровым увеличением. Аппаратура «Лайтнинг-2» поддерживает 3 режима сопровождения цели: программно корректируемое слежение, корреляционное сопровождение и сопровождение точки. Прицельный контейнер также осуществляет: лазерное целеуказание, обнаружение и сопровождение лазерного целеуказания в режимах поиска лазерного пятна при подсветке с другого летательного аппарата или наземных наводчиков.


Tornado GR.4 31-й эскадрильи RAF с УАБ Paveway IV и подвесным контейнером AN/AAQ-28 Litening II

Разведывательные возможности модификации GR.4 выросли после принятия на вооружение нового разведконтейнера RAPTOR (Reconnaissance Airborne Pod Tornado – разведывательная подвесная аппаратура «Торнадо»). Эта цифровая аппаратура заменила контейнеры TIRS на Tornado GR.4A в 13-й эскадрильи тактической разведки RAF. После принятия на вооружение аппаратуры RAPTOR появилась возможность не только выявлять цели днём и ночью, но и мгновенно передавать информацию в цифровом виде по защищённой линии связи. В 2005 году Королевские ВВС Саудовской Аравии (RSAF) решили довести свои Tornado IDS до уровня британских GR4.


Tornado GR.4А 13-й эскадрильи тактической разведки, оснащенный подвесным контейнером RAPTOR

Самолёты Люфтваффе и ВВС Италии в отличие от RAF не претерпели столь существенных улучшений. Модернизация самолётов Люфтваффе, начавшаяся в 1995 году, свелась к частичной замене аппаратуры ПНРК и бортовых средств обработки информации. Более компактная элементная база позволила уменьшить вес БРЭО, а современные вычислительные средства повысить скорость ввода и отображения данных.

В 1995 году итальянские ударные «Торнадо» начали получать контейнеры с лазерной системой целеуказания Thomson-TRT CDLP. В июле 2002 года Италия подписала контракт с агентством NETMA и консорциумом PANAVIA для модернизации 18 Tornado IDS с целью улучшения боевых характеристик до уровня британских GR.4. По некоторым данным, в 2000-е годы часть немецких и итальянских самолётов всё-таки оснастили современной спутниковой навигацией и контейнерами AN/AAQ-28 Litening II.

Отказ от масштабных мероприятий по улучшению боевых характеристик «Торнадо» в ВВС Италии и ФРГ в 90-е годы объясняется бюджетными ограничениями и снижением вероятности глобального вооруженного конфликта. Кроме того, западногерманские разведчики и постановщики помех Tornado ECR, оснащённые радиотехническими системами противодействия наземным РЛС и ЗРК и инфракрасными подвесными разведконтейнерами, изначально имели большие возможности по сравнению с британскими Tornado GR.1. В феврале 1998 года ВВС Италии получили модернизированные Tornado IT-ECR с БРЭО итальянского производства, близкие по своим возможностям к немецким Tornado ECR. Самолёты поступили на вооружение 155-й группы 50-го авиаполка в Пьяченце.

После сокращения планируемых объёмов закупок истребителей Eurofighter Typhoon 85 немецких Tornado IDS было модифицировано по стандарту ASSTA 3.0/3.1. (Avionics Software Tornado Ada –Авиационная система программного обеспечения АДА «Торнадо»). Программа модернизации разработана и осуществлялась компаниями: Cassidian (ФРГ), Alenia Aermacchi (Италия) и BAE Systems (Великобритания). Модернизированные самолёты получили многофункциональную систему распределения информации, современное радиооборудование, цифровые видеорегистраторы данных и управляемые боеприпасы, наводимые на цель спутниковой навигацией или лазером. В задней кабине монохромные ЭЛТ-мониторы заменены на цветные дисплеи со значительно расширенными функциональными возможностями. Наиболее заметным внешним отличием модернизированных истребителей-бомбардировщиков Люфтваффе стал двухцветный «цифровой» камуфляж.

В годы «холодной войны» экипажи «Торнадо» ВВС Великобритании, ФРГ и Италии интенсивно тренировались прорывать ПВО стран «Варшавского договора» на малых высотах. Изучали приёмы борьбы с советским ВМФ на Балтике, в Северном и Средиземном морях.

Перехватчики поднимались навстречу советским дальним бомбардировщикам Ту-95, разведчикам Ту-95РЦ и противолодочным Ту-142. Причём в ряде случаев перехват отрабатывали не только Tornado ADV, но и истребители-бомбардировщики, наводимые по командам наземных и корабельных РЛС и самолётов ДРЛО.

Продолжение следует…

По материалам:
http://www.aeroflight.co.uk
http://www.aerospaceweb.org/aircraft/fighter/tornado_adv/
http://www.aeroflight.co.uk/types/international/panavia/tornado/Tornado_IDS.htm
http://www.urbanghostsmedia.com/2016/02/mrca-panavia-tornado-prototypes-pre-production-aircraft-raf/

topwar.ru

Истребитель-штурмовик Tornado (Европа)


Самолет Tornado разработан европейским консорциумом Panavia в составе английской фирмы «Бритиш аэроспейс», немецкой «Мессершмитт-Бельков-Блом» и итальянской «Аэриталиа» для ВВС трех стран (тактические истребители) и ВМС ФРГ (истребитель-бомбардировщик). В ФРГ и Италии он имеет наименование Tornado ECR, а в Великобритании — Tornado GR.I. Первый полет опытного образца состоялся в августе 1974 года, а серийного — в июле 1979-го. Было построено девять опытных образцов. Первый, собранный компанией МВВ, совершил полет 14 августа 1974 г. Название Tornado для этой машины было официально утверждено в сентябре 1974 г., а 29 июля 1976 г. подписан меморандум о совместном финансировании производства 809 таких самолетов. Это число позднее увеличилось до 923 в связи с продажей машин партнерам из Саудовской Аравии и Омана.

Серийные самолеты Великобритании, Западной Германии и Италии совершили первые полеты соответственно 10 и 27 июля 1979 г. и 25 сентября 1981 г. Из 923 построенных машин ВВС Великобритании получили 402 самолета, включая 229 машин Tornado GR Mk.1/1A (истребитель-бомбардировщик) и 173 истребителя ПВО Tornado F Mk.2/3. ВВС Германии получили 247 истребителей-бомбардировщиков (включая 35 специально оборудованных для увеличения дальности действия). ВМС Германии поставлено 112 истребителей-бомбардировщиков; ВВС Италии — 100 истребителей-бомбардировщиков; ВВС Саудовской Аравии приобрели 48 истребителей-бомбардировщиков и 24 истребителя ПВО.

Продажа восьми самолетов-перехватчиков Оману была впоследствии отменена. и самолеты достались ВВС Великобритании. На пике производства 8 1983 г. три производственных центра выпускали 110 самолетов Tornado в год. Последние самолеты Tornado построены в 1992 г. в Германии и Великобритании. В январе 1993 г. Саудовская Аравия подписала контракт на поставку еще 48 истребителей-бомбардировщиков. Этот заказ увеличил число проданных Tornado до 992 экземпляров.

Самолеты для всех стран имеют идентичную конструкцию и базовое РЭО, различаясь некоторыми компонентами РЭО в зависимости от состава вооружения и возможностей национальной электронной промышленности.

Самолет Tornado является свободнонесущим высокопланом цельнометаллической конструкции с крылом изменяемой геометрии, которое может иметь угол стреловидности 43°, что в сочетании с двумя современными турбовентиляторными двигателями Турбо-Юнион и очень сложным электронным авиационным оборудованием позволяет проникать на территорию противника в любую погоду.

Tornado имеет высокорасположенное крыло изменяемой стреловидности (ее углы 25-67°), планер выполнен из традиционных конструкционных материалов. Особенностью двухдвигательной силовой установки являются высокоэкономичные трехвальные ТРДД RB.199-34R тягой по 7530 кгс на форсажном режиме и 4300 кгс на бесфорсажном (удельный расход топлива соответственно 2,5 и 0,45 кг/кгс-ч, по некоторым данным, 0,61). Запас топлива во внутренних баках 6100 л (на самолетах ВВС Великобритании 6540 л за счет дополнительного бака в киле), в четырех подвесных по 1500 л или в двух по 1500 л и двух по 2250 л. Это обеспечивает перелет с четырьмя УР класса «воздух-воздух» через Атлантику без дозаправки в воздухе. Самолет оборудован системой дозаправки топливом в воздухе и может сам использоваться в качестве заправщика (только в ВМС ФРГ).

В состав комплексной системы навигации и управления оружием входят многофункциональная РЛС американской фирмы «Тексас инструменте», инерциальная навигационная система FIN1010 фирмы «Ферранти», доплеровская навигационная РЛС, лазерный дальномер-целеуказатель, аппаратура автоматического управления полетом в режиме огибания рельефа местности и другая аппаратура, обеспечивающая применение управляемого оружия, в том числе ПКР.

Истребитель-бомбардировщик Tornado имеет полностью автономную систему навигации и управления атакой. РЛС отслеживания рельефа местности и управляемую компьютером автоматическую трехканальную систему повышения устойчивости с двухкратным резервированием, включающую в себя электродистанционную систему управления полетом с автостабилизацией. Радиоэлектронное оборудование состоит из центральной БЦВМ «Спирит» 3, системы обработки данных, многорежимной РЛС AI-24 «Фосхантер», системы опознавания «свой-чужой», двух ИНС FIN 1010, линий скрытой передачи данных, приемника системы предупреждения о радиолокационном облучении, мультиплексной информационной шины, ИЛС. индикаторов на ЭЛТ с клавишными пультами управления. радионавигационной системы TACAN. Использование такого мощного электронного авиационного оборудования позволяет самолету выполнять разнообразные задачи, отвечающие требованиям четырех использующих его стран.

Встроенное вооружение самолета состоит из двух 27-мм пушек «Маузер» с боекомплектом по 180 патронов. Для подвесного вооружения имеются три подфюзеляжных узла (центральный — однозамковый, боковые — трехзамковые) и четыре подкрыльевых (однозамковых). Для решения задач на море Tornado может нести на борту две ПКР «Корморан» AS-34 немецкой разработки, две — четыре ПРУР HARM и УР «Сайдвиндер» класса «воздух-воздух». При необходимости возможно применение других стандартных для НАТО образцов вооружения: ПКР «Си Игл», ПРУР ALARM, УР «Мейверик», «Спарроу», «Скайфлэш» и AIM-120, а также УАБ, Сообщается, что самолет может использоваться в качестве носителя ядерного оружия.

Для самолетов «Торнадо» авиации ВМС ФРГ разработан контейнер с разведывательным оборудованием. Кроме вариантов тактического истребителя и истребителя-бомбардировщика существуют еще специализированные модификации: истребитель ПВО Tornado R.2 и 3 — для ВВС Великобритании и самолет РЭБ Tornado ECR — для ВВС ФРГ. Радиус действия самолета с боевой нагрузкой 3600 кг при переменном профиле полета достигает 1400 км, при перехвате воздушной цели («Торнадо-Ё.З») на дозвуковой скорости — свыше 1850 км (на сверхзвуковой — более 550 км), продолжительность патрулирования при решении задач ПВО составляет 2 ч при радиусе 750 км.

Для поддержания высоких боевых возможностей Tornado осуществляется программа его модернизации (главным образом за счет бортового оборудования), что должно обеспечить повышение точности навигации, эффективности применения оружия по целям вне их визуальной видимости и средств РЭБ для самообороны, улучшение надежности самолетных систем, а также упрощение и удешевление эксплуатации.

После того как самолет Tornado принял участие в войне в Персидском заливе в 1991 г., успешная производственная организация «Панавиа» стала моделью для предстоящей программы европейского истребителя.

Технические характеристики
Экипаж: 2 человека
Грузоподъёмность: 9 000 кг
Длина: 16,72 м
Размах крыла: 8,60 м — 13,91 м (в зависимости от угла стреловидности)
Высота: 5,95 м
Площадь крыла: 26,60 м? (при угле стреловидности 25°)
Масса пустого: 14 091 кг
Максимальная взлётная масса: 27 950 кг (с наружными подвесками)
Масса топлива во внутренних баках: 4 650 кг + 440 кг (килевой бак)
Силовая установка: 2 ? ТРДДФ RB199
Бесфорсажная тяга: 2 ? 4 380 кгс
Форсажная тяга: 2 ? 7 620 кгс

Лётные характеристики
Максимально допустимая скорость: 2340 км/ч (2,2 Маха)
Максимальная скорость: 1 480 км/ч (на малой высоте без подвесок)
Крейсерская скорость: 1 112 км/ч (с подвесками)
Боевой радиус: 1 390 км
Перегоночная дальность: 3 890 км
Практический потолок: > 15 000 м
Скороподъёмность: > 75 м / сек
Длина разбега: < 900 м
Длина пробега: 370 м
Максимальная перегрузка: +7,5 g

Вооружение
Стрелково-пушечное: 1 х 27 мм BK-27 Маузер
Боезапас: 1 х 180 патронов
Скорострельность: 1 600 выстрелов / мин
Точки подвески: 7
Боевая нагрузка: 9 000 кг
Управляемые ракеты: УРВВ AIM-9, противорадиолокационные HARM, ALARM, ПКР Sea Eagle, TASM
Бомбы: BL-755, Mk.83, MW-1, JP233, LAU-51A, LR-25, WE177

www.dogswar.ru

PANAVIA «Tornado», Истребитель | Энциклопедия военной техники

Торнадо – это двухместный многоцелевой истребитель с изменяемой геометрией крыла. Истребитель представляет собой моноплан с высокорасположенным крылом изменяемой стреловидности и однокилевым хвостовым оперением с управляемым стабилизатором. По обе стороны фюзеляжа расположены квадратные воздухозаборники. Пилоны под крыльями разворачиваются при изменении геометрии крыла, оставаясь параллельными фюзеляжу. Силовая установка “Торнадо” была создана в 1960 г. европейским концерном “Турбо Юнион”. Она состоит из двух трехвальных турбовентиляторных двигателей RB.199-34R максимальной тягой в форсажном режиме 7650 кг. Экономичные и надежные двигатели обеспечивают самолет высокой тяговооруженностью. Двигатель – модульной конструкции, что позволяет производить его ремонт путем замены неисправных модулей. Бортовое радиоэлектронное оборудование также сконструировано по модульному принципу с обеспечением возможности замены отдельных блоков в аэродромных условиях без дополнительной проверки или юстировки.
Радиоэлектронное оборудование было разработано Англо-Итальяно-Германской компанией “Авионика”. В состав радиоэлектронного оборудования самолета входя импульсная доплеровская РЛС, позволяющая вести слежение сразу за несколькими целями с расстояния в 185 км. “Торнадо” проектировался как сверхзвуковой самолет, оснащенный системой контроля высоты. Первый полет “Торнадо” состоялся в 1974 г., а серийное производство началось в 1979 г. Существуют две основные модификации истребителя. В штурмовой модификации “Торнадо” GR.1B вооружен двумя пушками и имеет семь узлов подвески. “Торнадо” в модификации перехватчика поступил на вооружение стран западной Европы в 1984 г. Эскадрильи “Торнадо” состоят на вооружении королевских ВВС Саудовской Аравии и Омана. Перехватчик “Торнадо” оснащен более мощной РЛС и имеет 8 узлов подвески ракет класса “воздух-воздух”.
Всего было построено около 800 самолетов “Торнадо.

Размах крыльев 8.6 – 13.9 м
Длина 16.7 м
Высота 5.7 м
Масса 26.3 т
Двигатели 2 ТВД RB.199-34R
Тяга 2 х 7650 кгc
Потолок высоты более 15 км
Максимальная скорость 2.2 М
Дальность полета 1200 км
Экипаж 2 человека
Вооружение 2 27-мм пушки “Маузер”, ракеты “воздух-земля”,
“воздух-воздух”, до 6 тонн бомбовой нагрузки
Год принятия на вооружение 1980

war-book.ru

Торнадо (самолёт) Вики

Panavia Tornado (рус. Панавиа Торнадо) — боевой реактивный самолёт с крылом изменяемой стреловидности, разработанный в начале 1970-х годов специалистами немецкой фирмы Мессершмитт-Бельков-Блом, совместно с британской компанией British Aerospace и при участии итальянской Alenia Aeronautica.

Существует в двух основных модификациях: истребитель-бомбардировщик «Торнадо» IDS и перехватчик «Торнадо» ADV. Долгое время являлся одним из основных боевых самолётов европейских стран НАТО. Широко использовался в ряде военных конфликтов. К концу 2010-х годов перехватчики ADV сняты с вооружения повсеместно, а Великобритания сняла с вооружения и ударные самолёты.

Носитель ядерного оружия (авиабомбы B61).

Конструкция[ | код]

Планер[ | код]

В конструкции планера самолета «Торнадо» используются легкие сплавы (71 %), титановые сплавы (18 % главным образом для узла поворотной части консолей крыла), высокопрочные стали (6 %) и прочие материалы (5 %)[3].

История создания и производства[ | код]

Первый самолёт поступил на вооружение ВВС Италии 3 марта 1981 года[4]. Статистика серийного производства приведена по источникам: Panavia Tornado IDS, Panavia Tornado ADV.

  • Германия Германия — построено 363 самолёта: 4 прототипа, 2 предсерийных, 322 серийных «Торнадо» IDS, 35 серийных «Торнадо» ECR. В 2010 году на вооружение ВВС Германии были приняты истребители Tornado, модернизированные до стандарта ASSTA 2.0[5]. 8 февраля 2012 года совершил первый полёт истребитель Tornado, модернизированный до стандарта ASSTA 3.0. Благодаря модернизации, проводящейся в интересах ВВС Германии, истребители Tornado смогут простоять на вооружении по меньшей мере до 2025 года[6].
  • Великобритания Великобритания — построено 249 истребителей-бомбардировщиков «Торнадо» IDS: 4 прототипа, 3 предсерийных, 242 серийных для Королевских ВВС. Также построено 195 перехватчиков «Торнадо» ADV: 1 предсерийный, 194 серийных для Королевских ВВС. Также производились самолёты для Саудовской Аравии.
  • Италия Италия — построен 101 самолёт: 1 прототип, 1 предсерийный и 99 серийных «Торнадо» IDS. В 1995—2004 годах итальянские ВВС эксплуатировали 24 взятых в лизинг британских «Торнадо» ADV.
  • Саудовская Аравия Саудовская Аравия — получено 96 «Торнадо» IDS и 24 «Торнадо» ADV.

Модификации[ | код]

«Торнадо» GR4 ВВС Великобритании
  • «Торнадо» IDS — истребитель-бомбардировщик ВВС и ВМС Германии, а также ВВС Италии
    • «Торнадо» GR1 — ударный истребитель ВВС Великобритании
    • «Торнадо» GR1A — тактический всепогодный разведчик ВВС Великобритании[7]
    • «Торнадо» GR1B — морской ударный истребитель[8]
    • «Торнадо» GR4 — модернизированный истребитель-бомбардировщик GR1[9]
    • «Торнадо» GR4A — модернизированный тактический всепогодный разведчик ВВС Великобритании
  • «Торнадо» ECR — разведчик-бомбардировщик, самолет РЭБ ВВС Германии[10]
  • «Торнадо» ADV — всепогодный дальний перехватчик[11]

Боевое применение[ | код]

Война в Персидском заливе (1991)[ | код]

В зоне конфликта было развёрнуто 80 самолётов «Торнадо» (42 со стороны Великобритании, 8 со стороны Италии, 30 со стороны Саудовской Аравии). Самолёты этого типа широко применялись для ведения разведки, нанесения сначала ночных, а потом и дневных ударов по наземным целям, а позже — при охоте за иракскими «Скадами». Самолёты совершили в сумме более 3600 вылетов[12].

3 самолёта разбилось до начала боевых действий и 9 самолётов было потеряно во время боевых действий. Были сбиты противником 8 самолётов (6 английских, 1 итальянский, 1 аравийский), также одна машина потеряна по небоевым причинам[13]. Британия теряла 1 самолёт на каждые 80-400 вылетов, что примерно в десять раз чаще чем американские самолёты[14][15]. Известен случай тяжёлого повреждения иракского перехватчика МиГ-25 на аэродроме в результате атаки «Торнадо»[16]. Как отметил британский лётчик Ниалл Ирвинг, каждый раз, когда истребители Торнадо F3 появлялись в воздухе, иракские самолёты разворачивались и возвращались на аэродром[17].

Война в Югославии (1999)[ | код]

40 истребителей-бомбардировщиков «Торнадо» (14 со стороны Великобритании, 20 со стороны Германии и 6 со стороны Италии) привлекались для нанесения ударов по наземным целям[13]. По официальным данным НАТО, самолёты этого типа потерь не имели, сербская же сторона заявляла о сбитии 10 «Торнадо»[18]. О наличии каких-либо документальных подтверждений сербских заявок (обломки самолётов, пленные лётчики) ничего не известно.

Война в Ираке[ | код]

Единственной потерей «Торнадо» стал британский самолёт, сбитый зенитно-ракетным комплексом «Пэтриот» американских союзников, оба пилота погибли[19].

Война в Сирии[ | код]

3 декабря 2015 года ВВС Великобритании нанесли первый бомбовый удар по позициям ИГИЛ. Два самолёта Panavia Tornado вылетели с авиабазы Акротири на Кипре и сбросили 6 бомб Paveway[20].

В январе 2016 года газета Bild сообщила, что обновление комплекса авионики до версии ASSTA-3.1 и установка цветных многофункциональных ЖК дисплеев на Tornado германских ВВС нарушило работу нашлемных устройств ночного видения, которые используются пилотами для ночного бомбометания.[21] В комментариях каналу Deutsche Welle министерство обороны Германии заявило, что ночные полёты Tornado в Сирии не планируются, и что возникшие проблемы с засветкой дисплеев будут устранены в течение нескольких недель.[22]

14 апреля 2018 года четыре самолета Panavia Tornado, действующие с авиабазы Акротири на Кипре, нанесли удар ракетами Storm Shadow по бывшей ракетной базе в пятнадцати милях к западу от Хомса, контролируемой официальными сирийскими властями, где по предположениям военного руководства Великобритании хранилось химическое оружие[23].

Тактико-технические характеристики[ | код]

Турбовентиляторный двигатель Turbo-Union RB199 в музее ВВС Германии, Берлин-Гатов

Приведённые ниже характеристики соответствуют модификации «Торнадо» IDS (GR4): Источник данных: В.Ильин, И.Кудишин. Боевая авиация зарубежных стран. Иллюстрированный справочник.[13]

Технические характеристики
Лётные характеристики
Вооружение
  • Стрелково-пушечное: 2 х 27-мм Mauser BK-27 (англ.)русск.[2]
    • Боезапас: 2 х 180 патронов
    • Скорострельность: 1600 выстрелов/мин
  • Точки подвески: 7
  • Боевая нагрузка: 9000 кг
  • Управляемые ракеты: УРВВ AIM-9, противорадиолокационные HARM, ALARM, ПКР Sea Eagle, TASM
  • Бомбы: BL-755, Mk.83, MW-1, JP233, LAU-51A, LR-25, WE177

На вооружении[ | код]

Германия
  • ВВС Германии — 152 «Торнадо» (121 IDS и 31 ECR), по состоянию на декабрь 2011 года[25]. В 2014 году в строю находилось 89 «Торнадо».
Великобритания
Италия
Саудовская Аравия

В компьютерных играх[ | код]

На Торнадо можно полетать в стареньком симуляторе 1994 года «Tornado: Operation Desert Storm» от компании Digital Integration, в симуляторе Fighters Anthology и в модуле к симулятору Prepar3d от студии Sim Skunk Works и аркадной игре Ace Combat 6 Fires of Liberation

Примечания[ | код]

  1. ↑ Tornado: Status and Upgrades
  2. 1 2 Tornado at airforce-technology.com
  3. ↑ The birth of Tornado. Royal Air Force Historical Society, 2002 Postcombe, ISBN 0-9530345-0-X
  4. ↑ Н. Николаев. Первый самолёт «Торнадо» поступил в ВВС Италии // «Зарубежное военное обозрение», № 9, 1981. стр.75-76
  5. ↑ EADS модернизирует немецкие истребители Tornado
  6. ↑ Модернизированный истребитель Tornado совершил первый полет
  7. ↑ Tornado GR.1A
  8. ↑ Tornado GR.1B
  9. ↑ Tornado GR.4
  10. ↑ Tornado ECR
  11. ↑ Tornado ADV (F.2)
  12. ↑ Gulf War Air Power Survey, Volume V. A Statistical Compendium and Chronology. — Washington D.C., 1993. — P. 343—345.
  13. 1 2 3 В. Ильин, И. Кудишин. Боевая авиация зарубежных стран. Иллюстрированный справочник. — Московская Область, г. Балашиха: Астрель, 2001. — С. 123-139. — 510 с. — 10 100 экз. — ISBN 5-271-01861-X.
  14. ↑ The Encyclopedia of Middle East Wars: The United States in the Persian Gulf, Afghanistan, and Iraq Conflicts. — ABC-CLIO, 2010. — С. 1277.
  15. ↑ Damaged and lost allied planes and helos
  16. ↑ Douglas Dildy, Tom Cooper. F-15C Eagle vs MiG-23/25, Osprey Publishing, 2016, стр.51
  17. ↑ SADDAM HUSSEIN AND IRAQI AIR POWER: JUST HAVING AN AIR FORCE ISN’T ENOUGH
  18. ↑ В. Е. Ильин, И. В. Кудишин. «Торнадо» — многоцелевой самолёт. — М.: Астрель, АСТ, 2001. — С. 81.
  19. ↑ Canadian Pugwash Group (неопр.) (недоступная ссылка). Дата обращения 9 июля 2014. Архивировано 13 января 2011 года.
  20. ↑ Britain launches airstrikes hours after Parliament backs ISIS bombings.
  21. ↑ Software Issues Ground Luftwaffe Tornadoes at Night in the Fight Against Daesh
  22. ↑ Deutsche Welle — Report: German jets useless at night
  23. ↑ https://www.gov.uk/government/news/raf-jets-strike-chemical-weapon-facility-in-syria
  24. 1 2 Panavia Tornado: General Characteristics
  25. ↑ Hoyle Flight International 13-19 December 2011, p. 39.
  26. ↑ Hoyle Flight International 13-19 December 2011, p. 50.
  27. ↑ Hoyle Flight International 13-19 December 2011, p. 47.

Литература[ | код]

  • Ю. Алексеев. Многоцелевой тактический истребитель «Торнадо» // «Зарубежное военное обозрение», № 4, 1987. стр.36-40
  • Колесников С. «Торнадо», зародившийся в Европе (рус.) // Крылья Родины. — М., 1995. — № 8. — С. 29-30. — ISSN 0130-2701.
  • Колесников С. «Торнадо», зародившийся в Европе (рус.) // Крылья Родины. — М., 1995. — № 9. — С. 26-29. — ISSN 0130-2701.

Ссылки[ | код]

ru.wikibedia.ru

PANAVIA «Tornado», Истребитель | Энциклопедия военной техники

Торнадо – это двухместный многоцелевой истребитель с изменяемой геометрией крыла. Истребитель представляет собой моноплан с высокорасположенным крылом изменяемой стреловидности и однокилевым хвостовым оперением с управляемым стабилизатором. По обе стороны фюзеляжа расположены квадратные воздухозаборники. Пилоны под крыльями разворачиваются при изменении геометрии крыла, оставаясь параллельными фюзеляжу. Силовая установка “Торнадо” была создана в 1960 г. европейским концерном “Турбо Юнион”. Она состоит из двух трехвальных турбовентиляторных двигателей RB.199-34R максимальной тягой в форсажном режиме 7650 кг. Экономичные и надежные двигатели обеспечивают самолет высокой тяговооруженностью. Двигатель – модульной конструкции, что позволяет производить его ремонт путем замены неисправных модулей. Бортовое радиоэлектронное оборудование также сконструировано по модульному принципу с обеспечением возможности замены отдельных блоков в аэродромных условиях без дополнительной проверки или юстировки.
Радиоэлектронное оборудование было разработано Англо-Итальяно-Германской компанией “Авионика”. В состав радиоэлектронного оборудования самолета входя импульсная доплеровская РЛС, позволяющая вести слежение сразу за несколькими целями с расстояния в 185 км. “Торнадо” проектировался как сверхзвуковой самолет, оснащенный системой контроля высоты. Первый полет “Торнадо” состоялся в 1974 г., а серийное производство началось в 1979 г. Существуют две основные модификации истребителя. В штурмовой модификации “Торнадо” GR.1B вооружен двумя пушками и имеет семь узлов подвески. “Торнадо” в модификации перехватчика поступил на вооружение стран западной Европы в 1984 г. Эскадрильи “Торнадо” состоят на вооружении королевских ВВС Саудовской Аравии и Омана. Перехватчик “Торнадо” оснащен более мощной РЛС и имеет 8 узлов подвески ракет класса “воздух-воздух”.
Всего было построено около 800 самолетов “Торнадо.

Размах крыльев 8.6 – 13.9 м
Длина 16.7 м
Высота 5.7 м
Масса 26.3 т
Двигатели 2 ТВД RB.199-34R
Тяга 2 х 7650 кгc
Потолок высоты более 15 км
Максимальная скорость 2.2 М
Дальность полета 1200 км
Экипаж 2 человека
Вооружение 2 27-мм пушки “Маузер”, ракеты “воздух-земля”,
“воздух-воздух”, до 6 тонн бомбовой нагрузки
Год принятия на вооружение 1980

war-book.ru

Panavia Tornado IDS Ударный тактический истребитель

 
  Panavia Tornado IDS Ударный тактический истребитель
Основной производитель:    Евросоюз      
Имя:   Panavia Tornado IDS
Тип:    Ударный тактический истребитель
Год принятия на вооружение:   1982

Описание:

Этот самолет можно считать символом возрождения западноевропейской авиационной промышленности, сумевшей преодолеть послевоенный упадок, американскую зависимость, соблазн всеобщей ракетизации и финансовые трудности шестидесятых годов. Несмотря на все преграды, европейцы создали первоклассную боевую машину, отвечающую самым высоким требованиям к истребителям третьего поколения. Tornado — первый в мире серийный самолет с электродистанционной системой управления (ЭДСУ), а также первый европейский серийный истребитель с крылом изменяемой стреловидности. Предпосылки к созданию европейского ударного самолета начали складываться на рубеже 1950-60-х годов, когда ученые, конструкторы и военные ряда стран «Старого света» приступили к исследованию облика перспективного сверхзвукового истребителя-бомбардировщика, обладающего способностью к короткому взлету и посадке. Аналогичные работы в то время развернулись и в США (в дальнейшем они привели к появлению самолета F-111). Во второй половине 1957 года ВВС Великобритании выпустили тактико-технические требования GOR339, предусматривающие разработку для замены истребителя-бомбардировщика «Хантер» двухместного (размещение летчиков по схеме тандем) маловысотного ударного самолета с крылом изменяемой геометрии, способного в боевых условиях использовать в качестве ВПП прямые участки автострад. Хотя запрос ВВС не был подкреплен государственным финансированием, ведущие авиастроительные фирмы Объединенного Королевства, начавшие постепенно приходить в себя после разгрома авиации, учиненного в середине 1950-х английскими политиками — поборниками ракет (в немалой степени под влиянием их российского коллеги Н.С. Хрущева), приступили к концептуальным исследованиям такой машины. Так, к 1960 году фирма «Викерс Армстронг» проработала ряд проектов ударного самолета с изменяемой геометрией крыла (исследовались как машины с горизонтальным взлетом, так и СВВП). В 1960 году были выпущены требования НАТО NBMR3, в значительной мере пересекающиеся с требованиями ВВС Великобритании. В соответствии с ними, наравне с самолетами вертикального взлета и посадки с неподвижным крылом Фиат G.95, Хоукер Р.1154 и Дассо «Мираж»III V, появились проекты машин с изменяемой геометрией крыла — Викерс-Армстронг «583» и Фоккер/Рипаблик D24, также обладающие способностью к вертикальному (укороченному) взлету и посадке. Проект «583» был отправлен в архив в 1963 году, когда английское правительство приняло решение о финансировании программы создания самолета Р.1154, предназначенного как для ВВС, так и для перспективных авианосцев. Две программы СВВП британский оборонный бюджет в то время просто не смог бы вынести. Однако исследования самолетов с изменяемой геометрией крыла в Англии продолжались. Еще в 1960 году фирма «Фоллэнд» приступила к изучению сверхзвукового многоцелевого (истребителя-штурмовика-учебно-тренировочного) самолета FO 147, предназначенного для замены легкого истребителя-УБС Фоллэнд «Нэт». Сравнительно небольшой самолет, рассчитанный на М=2,0, был выполнен по схеме «утка». Фирма «ВАС» (British Aircraft Corporation) в июне 1964 года предложила проект многоцелевого самолета Р.45, оснащенного двумя ТРДДФ RB.172 или одним RB.168 «Спей». Сравнительно компактный (масса 8400 кг в однодвигательном варианте и 8940 — в двухдвигательном) самолет был выполнен по нормальной аэродинамической схеме. Угол стреловидности крыла менялся в пределах 25-68°.

Социалисты, пришедшие к власти в Великобритании, взяли курс на резкое снижение оборонных расходов. Предпочтение было отдано закупке авиационной техники в США (это почему-то считалось более дешевым, чем реализация национальных программ), а также европейской кооперации. 17 мая 1965 года было заключено англо-французское соглашение, предусматривающее совместные работы по созданию перспективного учебно-боевого самолета (что в дальнейшем привело к появлению истребителя-штурмовика «Ягуар»), а также многоцелевого ударного самолета с крылом изменяемой геометрии AFVG (Anglo — French Variable Geometry). В основу конструкции последней машины был положен проект ВАС Р.45, к работам была привлечена французская фирма «Дассо». Спецификация на самолет AFVG была утверждена 13 июля 1965 года. Истребитель-бомбардировщик с максимальной взлетной массой 22680 кг должен был иметь максимальную скорость, соответствующую М=2,5, практический потолок более 18 км и перегоночную дальность без дозаправки в воздухе 6500 км. Его предполагалось оснастить двумя ТРДДФ SNECMA/Бристоль Сиддли M.45G и мощной БРЛС с диаметром антенны 90 мм, способной обнаруживать воздушные цели па дальности до 110 км. Вооружение должно было включать 30-мм пушку, ядерные и обычные бомбы. Французы предполагали оснастить свои самолеты аэробаллистическими ракетами, исследования подобных ракет велись в то время и в Англии. Однако работы по программе AFVG сразу же «не заладились». Очевидно, главным «тормозом» была французская сторона, не очень заинтересованная в еще одном ударном самолете (ВВС Франции уже имели самолеты «Мираж»III и «Мираж»IV, вполне отвечавшие их требованиям). Французы пошли на соглашение по AFVG чтобы сохранить более приоритетную программу самолета «Ягуар». Несмотря на то, что в 1967 году в Англии был построен натурный макет самолета, трудности с созданием двигателя, а также политические и концептуальные разногласия (Франция проявляла все больший интерес к истребителю ПВО с крылом изменяемой геометрии, тогда как Великобритания по-прежнему нуждалась в ударной машине) привели к тому, что 29 июля 1967 года программа AFVG была прекращена. Это не стало неожиданностью для ее участников: фирма «Дассо» уже через три месяца начала летные испытания опытного истребителя «Мираж»G, в конструкции которого был использован технический задел, полученный при разработки самолета AFVG, а Великобритания продолжила самостоятельную разработку истребителя-бомбардировщика, переименованного в UKVG (United Kingdom Variable Geometry) и, верная идее европейской интеграции, активно вела поиск новых партнеров по программе. После Франции наиболее солидным партнером являлась Федеративная Республика Германии. В начале 1960-х годов эта страна обладала наиболее мощной в Западной Европе экономикой. «Восстала из пепла» и германская авиационная промышленность. 12 декабря 1964 года правительствами США и ФРГ был подписан меморандум, предусматривающий совместную разработку истребителя-бомбардировщика AVS (Advanced V/STOL Strike) вертикального взлета и посадки с крылом изменяемой геометрии, предназначенного для замены в 1970-е годы самолетов F-104G и G.91. Однако в январе 1968 года работы по этой амбициозной программе были прекращены, столкнувшись с рядом технических трудностей и недостатком финансирования (МО США было озабочено завершением программы F-111 и на AVS у Америки просто не хватало сил).

Германия попыталась продолжить работы самостоятельно, в рамках программы NKF (Neue Kampfflugzeug — новый боевой самолет). Однако вскоре стало ясно, что решить эту задачу собственными силами авиационная промышленность ФРГ также не в состоянии. Начались поиски зарубежных партнеров. Первой откликнулась Канада, также проявившая интерес к новому многоцелевому самолету для использования на европейском ТВД (где был размещен значительный контингент канадских ВВС, подчиненный командованию НАТО). Вскоре к Канаде примкнули Бельгия, Италия и Нидерланды, договорившиеся о создании самолета MRA-75 (Multi-Role Aircraft 1975 — многоцелевой самолет 1975 года). Вступление в европейский альянс шестой страны — Великобритании — стало почти неизбежным. В отличие от проекта NKF, общеевропейский истребитель-бомбардировщик уже не обладал способностью к вертикальному взлету и посадке. Концептуально он больше напоминал проект AFVG. В июне 1968 года Англия, Италия, ФРГ и Нидерланды подписали меморандум о взаимопонимании, где определялись принципы финансирования работ по созданию самолета MRA-75. Не присоединившиеся к ним Канада и Бельгия в октябре 1968-го официально вышли из программы. В июне следующего года их примеру последовали Нидерланды, также не справившиеся с финансированием своей доли работ. Оставшиеся в составе альянса Великобритания, Германия и Италия все же сумели продолжить боты над самолетом, получившим новое название MRCA-75 (Multi Role Combat Aircraft — многоцелевой боевой самолет 1975 года). Для реализации программы в марте 1969 года был образован международный консорциум Панавиа, объединивший фирмы «ВАС» (Англия), «Мессершмитт-Белков-Блом (Германия)» и «Аэриталия» (Италия). Доли Великобритании и ФРГ в финансировании работ составили 42,5%, а Италии — 15%. Одновременно с фирмой «Панавиа» было создано производственное объединение «Турбо-Унион», предназначенное для разработки и производства двигателя для этого самолета. В состав объединения вошли фирмы «Роллс-Ройс», «MTU» и «Фиат». Разработка БРЭО была поручена объединению «Авионика», включающему фирмы «EASAMS», «ESG» и «SIA». Пушки для MRCA-75 создавались фирмой «Маузер». Разработка самолета официально началась 22 июля 1970 года. Программа быстро набирала обороты: в 1974 году в ней было задействовано уже 11 450 человек, из них 5000 было связано с созданием двигателя и 3500 — с БРЭО. Штат «управленцев» Панавиа составил 150 человек, он координировал деятельность почти 200 фирм-подрядчиков. В качестве единого рабочего языка для всех участников программы был выбран английский, на котором составлялась вся рабочая документация. Было решено, также, пользоваться лишь метрической системой. В соответствии с требованиями английских ВВС, самолет MRCA-75 должен был заменить тактические бомбардировщики «Канберра» и «Бакэнир», а также дальний бомбардировщик «Вулкан». Таким образом, англичане рассматривали новый самолет как «евростратегическое» оружие, способное наносить ядерные удары не только по целям на территории стран Восточной Европы, но и в СССР. В Германии перед MRCA-75 ставились более скромные задачи: истребитель-бомбардировщик должен был заменить тактические ударные самолеты F-104G, а также действовать против морских целей на Балтике и в Северном море. Итальянцы тоже видели в новой машине замену F-104G — «охотника» за советскими кораблями в центральной части Средиземного моря.

После длительного и довольно болезненного согласования требований, основными задачами самолета MRCA-75 были определены: — удары по аэродромам противника; — нанесение ударов но районам сосредоточения войск, штабам и коммуникациям; — непосредственная всепогодная и круглосуточная поддержка наземных войск на поле боя; — удары по надводным морским целям; — ведение воздушной разведки. Кроме того, самолет должен был иметь способность вести маневренный воздушный бой. Однако относительно небольшой практический потолок и состав вооружения истребителя-бомбардировщика не позволяет применять его против высотных целей. Первоначально истребитель-бомбардировщик предполагалось создать в двухместном («Панавиа-200» для ФРГ и Великобритании) и одноместным («Панавиа-100» для Италии) вариантах, однако в дальнейшем приняли решение строить только двухместные самолеты. Техническое проектирование самолета завершилось в августе 1972 года, а 14 августа 1974 года первая из девяти опытных машин поднялась в воздух. В сентябре 1974 года новому истребителю-бомбардировщику было присвоено имя Tornado. 29 июля 1976 года было подписано межправительственное соглашение, по которому для трех стран-участниц программы намечалось выпустить, в общей сложности, 640 серийных истребителей-бомбардировщиков Tornado IDS (а также 165 перехватчиков Tornado ADV для Королевских ВВС). Первый предсерийный самолет вышел на летные испытания 5 февраля 1977 года (было построено шесть машин для войсковых испытаний), а летом 1979 года из ворот сборочных цехов начали выкатываться серийные истребители-бомбардировщики. В 1980 году Британские ВВС получили первый самолет Tornado, через год эти машины стали поступать на вооружение ВВС Италии и ФРГ. Германия приобрела 359 самолетов. Люфтваффе получили 157 «чистых» истребителей-бомбардировщиков, 55 самолетов с двойным управлением и 35 самолетов РЭБ «Tornado»ECR. Авиация Бундесмарине приобрела 112 самолетов, в том числе 12 — с двойным управлением. Италия закупила 100 истребителей-бомбардировщиков (12 — с двойным управлением), а Великобритания — 229 (из них 51 — с двойным управлением). 31 мая 1988 года последний из самолетов TornadoIDS был передан ВВС Италии, 12 июля — ВВС Германии, а 19 ноября 1992 года — Королевским ВВС. Часть самолетов ВВС Великобритании, получивших «местное» обозначение Tornado GR.1, в 1984 году была оборудована для доставки тактической ядерной бомбы WE177B британского производства или более мощной американской ядерной бомбы В61. В 1990 году, перед подготовкой самолетов к участию в войне с Ираком, была проведена модернизация самолетов: на носки крыла и оперения, а также на воздухозаборник было нанесено радиопоглощающее покрытие, снижающее радиолокационную заметность самолета. Впрочем, покрытие оказалось не очень практичным, имелись случаи его отрыва и попадания в воздухозаборник, что приводило к авариям (после окончания боевых действий в Персидском заливе это покрытие, вероятно, было удалено). Другими доработками в преддверии «Бури в пустыне» стала установка криптографического связного радиооборудования «ХэвКви»2, кабинного освещения со специальными фильтрами, позволяющего пользоваться очками ночного видения, блока спутниковой навигации, а также применение ПТБ увеличенной емкости (2250 л). Вооружение было дополнено несбрасываемыми кассетами JP233, РБК BL755, американскими КАБ «Пейвуэй»II, УР класса «воздух-воздух» AIM-9L «Сайдуиндер», а также опытными противо-радиолокационными ракетами ALARM (официально эти УР поступили на вооружение лишь два года спустя). В 1993 году в комплект вооружения самолетов Tornado С1М был включен и подвесной контейнер с лазерно-тепловизионной обзорно-прицельной системой TIALD (впрочем, два этих контейнера прошли «обкатку» в боевых условиях еще в 1991 году). 16 истребителей-бомбардировщиков в 1985-1987 гг. были модернизированы в разведчики-бомбардировщики «Topнaдo» GR.Mk.1, еще 14 самолетов доработали в этот вариант в 1989-1990 гг.

В кабине летчика установлены традиционные электромеханические приборы с круглыми шкалами. В центре приборной дости расположен навигационный индикатор с подвижной картой. Над ним установлен индикатор на лобовом стекле (ИЛС). В кабине штурмана-оператора, имеющей более «футуристичекский» вид, установлено два многофункциональных монохромных индикатора с телевизионной разверткой. В центре доски расположен комбинированный навигационный индикатор. Самолеты ВВС Германии с 1996 года оснащены видеомагнитофоном, на котором фиксируется полетная и тактическая информация с ИЛС. Силовая установка. Два ТРДДФ Турбо Юнион RB.199-34R (2 х 4100/7250 кгс) с системой реверса тяги. ВСУ KHD-312. Вооружение. Самолет Tornado оснащен двумя пушками IWKA-Маузер калибром 27 мм с боекомплектом по 180 снарядов на ствол, установленных в нижней носовой части фюзеляжа. Скорострельность орудия — 1000 или 1700 выстр./мин. (менее скорострельный режим применяется для стрельбы по наземным целям, более скорострельный — по воздушным). Ракетно-бомбовое вооружение, размещенное на семи узлах внешней подвески, определяется «национальной спецификой» конкретного самолета (о чем рассказано выше), однако на английских, германских и итальянских истребителях-бомбардировщиках в обязательном порядке предусмотрена возможность подвески американского вооружения, стандартизованного в рамках НАТО — ядерных бомб В61, противорадиолокационных ракет AGM-88 HARM, ракет класса «воздух-поверхность» AGM-65 «Мейврик», УР ближнего воздушного боя AIM-9L «Сайдуиндер», РБК Mk.20 «Poкай», а также ФАБ 60-й серии. Максимальная масса боевой нагрузки составляет 9000 кг.


Модификации:

    • Tornado GR.Mk.1 — первый серийный ударный истребитель.
    • Tornado GR.Mk.4 — истребитель с модернизированной электроникой и системами управления оружием.
    • Tornado GR.Mk.1А — тактический всепогодный разведчик на основе Tornado GR.Mk.1.
    • Tornado ECR — самолет РЭБ.
Технические характеристики:
    Экипаж, чел 2
    Размах крыла, м — 13,91
    Длина самолета, м — 16,72
    Высота самолета, м — 5,92
    Площадь крыла, кв.м — 26,6
    Масса:
    — пустого самолета — 14350
    — максимальная взлетная — 27210.
    Топливо:
    — внутренние топливо — 5090 кг
    — ПТБ — 4 x 1500 л или 2 х 1500+2 х 2250 л
    Тип двигателя:
    — Tornado GR.Mk.1 — 2 Turbo-Union RB.199-34R Mk.101
    — Tornado GR.Mk.4 — 2 Turbo-Union RB.199-34R Mk.103
    Максимальная тяга (нефорс. и форсир.):
    — Tornado GR.Mk.1 — 3440 / 6730 кгс
    — Tornado GR.Mk.4 — 3925 / 7293 кгс
    Максимальная скорость на высоте 11 км — 2338 км/ч
    Крейсерская скорость — 1575 км/ч
    Практическая дальность с ПТБ, км — 3890
    Дальность действия, км — 1390
    Практический потолок, м — 15240
    Максимальные эксплуатационные перегрузки — 7,5

Вооружение:

    2 27-мм пушки Mauser BK27 c 180 патронами на пушку. Боевая нагрузка — 9000 кг на 7 узлах подвески: 3 Ядерные бомбы WE.177, 2 УР «воздух-воздух» AIM-9B/L Sidewinder, 7 антирадарных УР ALARM, 4 ПКР Sea Eagle. До 3 бомб разныз типов — GBU-15 c оптическим наведением, Paveway с лазерным наведением, 454, 340, 227, 113 кг обычные бомбы, BL775 кластерные бомбы, напалмовые баки и специальные подвесные контейнеры, в том числе с антиаэродромными системами JP233.

military-informer.narod.ru

Истребитель «Торнадо».

11 Декабря 2011

В начале своей разработки истребитель «Торнадо» задумывался, как самолет, предназначенный для воздушного боя. Но заказчикам был нужен совсем другой самолет, способный поражать наземные цели (при использовании компьютерного оборудования и сменного вооружения первая задача так же возможна к выполнению на этом истребителе). ВВС Британии поставили требование, возможность выполнения дальнего перехвата в любой точке патрулируемой территории от Исландии  до Балтики, которая закреплена за Великобританией. Этим самолетом планировалось заменить истребители марки «Лайтинг» и  позднее «Фантом». Для ударных сил ВВС  Англии было закуплено 165 самолетов «Торнадо». Первый полет истребителя  «Панавия» «Торнадо» над территорией Англии был совершен 27 октября 1979 года, в британских  ВВС он назывался «Торнадо F.Mk2», его характеристики превзошли заявленные. Дальность обнаружения целей  ботовым радаром «Маркони/Ферранти/Фоксхантер» составила 185 километров, а так же одновременное сопровождение нескольких целей.

«Торнадо» мог с легкостью  преодолевать сверхзвуковой барьер, в этом ему помогала удлиненная форма носового обтекателя. В фюзеляже в специальном углублении размещались четыре ракеты марки «Скай Флеш», дальность действия которых составляла более 40 километров и высота поражения целей на высоте от 75 метров, имелась система противодействия электронным  помехам создаваемым с земли. Увеличенный  объем топливных баков, позволял самолеты с полным боекомплектом и без дополнительной заправки находится в воздухе более 4 часов, во время патрулирования более 2 часов с удалением от аэродрома а 600 километров. На борту самолета имелось электронное оборудование наблюдения, противодействия электронным помехам и защищенная от помех связь. У модели истребителя «Торнадо» F.Mk3 имеется усовершенствованная кабина, удлиненная форсажная камера двигателя и более широкие возможности электронного оборудования.

Истребитель «Торнадо» F.Mk3 является дальним всепогодным перехватчиком. Имеет на своем борту следующее вооружение: пушку «Маузер» 27-мм, 4 ракеты класса «воздух-воздух» среднего радиуса действия «Скай Флеш» или AIM-120 и 4 ракеты класса «воздух-земля» «Сайдуиндер» малой дальности. Два двигателя «Турбо-Юнион» с тягой на форсаже 2х7493 кгс. Максимальная скорость самолета на высоте 10 километров составляет 2338 км/ч. Максимальная высота полета 21 километр и дальность полета 740 километров. Вес истребителя 14502 кг и максимальный при взлете 27986 кг.

По материалам мужского журнала nahalo.

Добавить комментарий

millitari.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *