Истребитель шестого поколения: фантастика или реальность?

30.04.2019

Сегодня боевая авиация является важнейшим фактором, во многом определяющим исход любого военного конфликта. Большинство экспертов считает, что подобная картина сохранится и в ближайшем будущем. Победу в предстоящих войнах будет одерживать сторона, обладающая более совершенными и многочисленными военно-воздушными силами. Их важнейшим компонентом является истребительная авиация.

Истребители принято делить на поколения в зависимости от их летно-технических характеристик, определяющих совокупность признаков и особенностей каждого летательного аппарата. На сегодняшний день различают пять поколений истребителей, причем серийный выпуск машин пятого поколения смогла наладить только одна страна мира – США. И в гонке за пятое поколение американцы пока лидируют с очень значительным отрывом, хотя работы по созданию истребителя нового поколения активно ведутся и в России, и Китае, и в Японии.

Следует отметить, что большинство военно-воздушных сил мира по сей день отлично обходятся машинами предыдущего, четвертого поколения, вполне способными решать основные задачи авиации в современной войне. А страны победнее до сих пор используют и более старые самолеты.

Поэтому дискуссии об истребителе шестого поколения пока что выглядят в какой-то мере спекуляциями. СМИ время от времени публикуют материалы (и даже фото) новых боевых машин, разработки которых будто бы идут полным ходом. Обычно в подобных статьях приводятся обрывки высказываний высокопоставленных лиц Пентагона или российского Минобороны. Описание же самих летательных аппаратов напоминает сценарий фантастического фильма: гиперзвук, искусственный интеллект, лазерное оружие.

Пока военные эксперты не могут внятно ответить на вопрос: для чего нужно это самое шестое поколение? Какие задачи будут выполнять эти истребители? Какие новые тактические приемы будут им по силам?

Появление истребителей каждой новой ступени было связано со значительным повышением уровня развития мировой авиационной науки и техники. Самолеты новой генерации обладали революционными боевыми возможностями, что позволяло военным осваивать новые тактические приемы и получить значительные преимущества перед противником. Ввод боевых машин нового типа происходил примерно в одно и то же время в разных странах, конструкторы использовали в целом сходные технические решения и похожие материалы.

Следует отметить: создание истребителя нового поколения – безумно дорогое занятие. Стоимость одного серийного F-22 Raptor составляет 146,2 млн долларов, а в целом на программу создания этого самолета американцы потратили почти 67 млрд долларов. На планете очень мало государств, способных позволить себе такие траты.

Прежде чем перейти к описанию возможных характеристик истребителя шестого поколения, следует сказать несколько слов о пяти предыдущих поколениях и о критериях, на которых основана эта градация.

Поколения истребителей

Существует несколько классификаций поколений истребителей, и единого соглашения по этому вопросу не существует, нет и четкой категоризации, из-за чего часто возникают споры относительно принадлежности того или иного самолета или его модификации. Самой распространенной классификацией является следующая:

Первое поколение. Это реактивные истребители, разработанные в 40-е и в начале 50-х годов. Самолеты первого поколения – дозвуковые истребители, без бортовых радаров, оснащенные только радиоприцелами. Еще одним характерным признаком поколения является прямое крыло. Типичными представителями этой группы машин являются Мессершмитт Me.262, Де Хэвиленд Вампир, Як-15, МиГ-9.

Второе поколение. Истребители этого поколения создавались в 50-х и в начале 60-х годов. Для них характерны следующие признаки: околозвуковая или сверхзвуковая скорость полета, наличие радара, стреловидное крыло, ТРД с форсажной камерой, значительная высота полета. К этому поколению относятся следующие машины: МиГ-15, МиГ-17, F-86 Сэйбр, Дассо Мистэр. Эти машины считались современными до середины 60-х годов, но применялись и в 70-е.

Третье поколение. Самолеты этого поколения могли развивать сверхзвуковую скорость (до 2 Махов), получили на вооружение ракеты класса «воздух-воздух» и более совершенный турбореактивный двигатель с форсажем. Истребители третьего поколения можно смело назвать многоцелевыми машинами. Типичным представителем этой группы являются советский МиГ-21 и американский истребитель F-4 Phantom. К ней относятся и такие машины, как МиГ-23, французский Mirage F1 и шведский Viggen.

Четвертое поколение. Переход от третьего к четвертому поколению связан со значительным технологическим прорывом, он произошел примерно в первой половине 70-х годов. Самолеты этой группы отличаются статистической неустойчивостью с использованием ЭДСУ, двухконтурным двигателем, управляемым вооружением и совершенной авионикой. Истребители четвертого поколения обладают значительно более высокой маневренностью по сравнению с машинами третьего поколения, они получили возможность использовать системы вооружения загоризонтной дальности. Первыми истребитель четвертого поколения создали американцы – это был F-15. Дебют этих машин (Ливанская война 1982 года) показал их значительное превосходство над самолетами предыдущего поколения. Советским ответом на создание F-15 и F-16 стала разработка истребителей МиГ-29 и Су-27. Последние модификации МиГ-29, Су-27, F-15 и F-16 принято выделять в отдельную группу, которую обычно называют поколением 4+.

Пятое поколение. Разработка этих машин началась в СССР и США еще в 80-е годы прошлого столетия. Однако из-за распада СССР американцы сумели значительно вырваться вперёд. Сегодня существует два серийных истребителя пятого поколения: F-22 Raptor (принят на вооружение в 2005 году) и F-35 Lightning II (2015 год). Российский истребитель ПАК ФА уже много лет находится на этапе испытаний, разработки в этом направлении ведутся в Китае и Японии. Основными признаками, которыми должен обладать самолет пятого поколения являются: широкое использование стелс-технологий, оснащение самолета радаром с активной фазированной решеткой, сверхманевренность, способность достигать сверхзвуковой скорости без включения форсажа, новые системы управления самолетом и вооружением.

Каким будет истребитель шестого поколения

Современные истребители четвертого поколения вполне способны решать большинство задач авиации на поле боя, а после модернизации смогут дать бой даже самолетам пятого поколения. Какими же характеристиками должна обладать машина шестого поколения, чтобы оправдать ресурсы, потраченные на ее разработку?

Вероятно, она будет еще менее заметнее для РЛС противника и отличаться еще большей маневренностью по сравнению с существующими самолетами. Для этого истребитель будет оснащены двигателем с отклоняемым вектором тяги.

Скорее всего, предстоит отказ от вертикального оперения. Оно значительно увеличивает эффективную площадь рассеяния (ЭПР) летательного аппарата, а, кроме того, вертикальное оперение практически бесполезно при маневрировании на больших углах атаки. Для сверхманевренных современных самолетов основным режимом все чаще становятся критические и закритические углы атаки, при которых вертикальное оперение неэффективно.

Наглядной иллюстрацией этой тенденции является самолет проекта F/A-XX, разрабатываемый компаний «Боинг». Эскизы этой машины были показаны общественности в 2008 году.

Компоновка машины 6 поколения

Скорее всего, истребители следующего поколения будут иметь необычную компоновочную схему. «Летающее крыло» уже давно перестало быть новинкой, однако вероятно, мы увидим самолеты еще более диковинной внешности. В середине 90-х годов корпорация «Боинг» разработала прототип малозаметного истребителя-бомбардировщика Bird of Prey («Хищная птица»). Данный летательный аппарат был построен по схеме «утка», однако не имел ПГО, функции которого выполнял несущий фюзеляж. Такая форма самолета обладала всеми преимуществами схемы «утка» и позволила избежать свойственных ей недостатков.

При создании Bird of Prey были использованы новейшие технологии и материалы, включая 3D-печать.

Еще одним прототипом истребителей будущего стал американский ЛА X-36, первый полет которого произошел в 1997 году. Этот летательный аппарат будто бы взят из реквизита для очередного сиквела «Звездных войн». Машина не имеет вертикального оперения, оснащена двигателями с управляемым вектором тяги, форма этого ЛА делает его минимально заметным на экранах радаров. Именно малозаметность на нынешний момент является одним из основных средств защиты для истребителей и главным залогом их выживаемости.

Правда, стелс-технологии нередко приводят к ухудшению летных качеств самолетов и всегда резко повышают цену производства ЛА и его эксплуатации.

Летные характеристики истребителя 6 поколения

Одним из основных признаков истребителей пятого поколения является бесфорсажный сверхзвуковой полет. Естественно, эта функция сохранится и у самолетов следующего поколения. Вероятно, их тяговооруженность станет еще выше (до 1,4-1,5), что позволит машинам вплотную подойти к гиперзвуковым скоростям и позволит увеличить высоту полета до 30-35 км.

Полеты и маневрирование на таких скоростях уже подходят к пределу возможностей человеческого организма. Из этого вытекают новые требования к бортовому оборудованию нового истребителя.

Сегодня уже привычными стали многофункциональные ЖК-экраны и нашлемные целеуказатели. Можно вспомнить проект «прозрачной кабины», разрабатываемый в Израиле. Но этого мало. Бортовая электроника должна выдавать пилоту самую важную информацию, определять приоритеты целей, подсказывать лучший способ ее уничтожения и оптимальный маневр в бою. То есть, самолет должен обладать в какой-то мере собственным интеллектом. Здесь мы подходим к одному из важнейших вопросов, касающихся истребителей следующего поколения: будут ли они управляться человеком вообще.

Современные беспилотники в большинстве своем также управляются человеком, это происходит дистанционно. Если говорить о беспилотном истребителе, то он должен уметь действовать полностью автономно, выполняя указания бортового компьютера. Сегодня складывается ситуация, когда бортовой компьютер управляет уже не только большей частью пилотирования истребителя, но и применением вооружения. Если нужно, то электроника выполнит и маневр уклонения от вражеской ракеты, а то и приведет самолет на базу и посадит на ВПП.

Все это приводит к вопросу целесообразности присутствия человека в кабине.

27 июня 2019 года в университете Цинциннати (США) был проведен интересный эксперимент. На авиационном симуляторе сошлись опытный пилот и компьютер. Машине противостоял полковник ВВС США в отставке Джин Ли Фокус. Летчик ни разу не смог победить компьютер. Позже полковник отметил, что его электронный противник демонстрировал более быструю реакцию и всегда выбирал агрессивную и наиболее эффективную тактику боя.

Мозг человека может обрабатывать лишь ограниченный объем информации и делает это в сотни раз медленнее, чем машина. Сюда следует добавить и физиологические ограничения человеческого организма. Перспективные летательные аппараты способны выдерживать перегрузки в несколько раз больше, чем способен пережить человек. Кроме того, автономный аппарат не нуждается в системах жизнеобеспечения, эвакуации, множестве приборов и т. д. Отказ от пилота позволит строить самолеты легче, меньше и значительно маневренней современных машин.

Правда, существует существенный моральный аспект: готовы ли мы делегировать право убивать людей неодушевленной машине? Тем не менее, как показывает новая и новейшая история, военные не слишком «заморачиваются» вопросами морали, так что когда ИН будет действительно готов взять на себя управление истребителем, то профессия пилота-истребителя сразу окажется пережитком прошлого.

Будет ли самолет шестого поколения оснащен лазерным оружием? Если судить по последним разработкам в этой области, то вряд ли. Современные лазеры слишком громоздки и маломощны, чтобы установить их на истребитель. Но не исключено использование вспомогательных лазерных бортовых систем — для целеуказания, обороны и т.д.

Новейший истребитель пятого поколения – это не просто отдельная боевая единица, а часть единой информационно-боевой системы, что многократно повышает его эффективность. В следующем поколении машин степень интеграции явно станет еще больше. Самолет получает информацию и целеуказание не только от бортовых систем, но и от спутников, других самолетов (включая ДРЛО), наземных РЛС и беспилотников. Современный истребитель может атаковать цель, которую он даже не видит.

Подытоживая вышесказанное, можно отметить, что время истребителя шестого поколения пока не пришло. Отработанных технологий, которые бы обеспечили прорыв, пока не накопилось. Кроме того, вероятно, что системы ПВО будут прогрессировать быстрее, чем авиационная техника (они гораздо дешевле стоят), поэтому нет смысла вкладываться в создание новейших и очень дорогих истребителей.

Если вам надоела реклама на этом сайте - скачайте наше мобильное приложение тут: https://play.google.com/store/apps/details?id=com.news.android.military или ниже, кликнув на логотип Google Play. Там мы уменьшили кол-во рекламных блоков специально для нашей постоянной аудитории.
Также в приложении:
- еще больше новостей
- обновление 24 часа в сутки
- уведомления о главных событиях

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них

Автор статьи:

Егоров Дмитрий

Увлекаюсь военной историей, боевой техникой, оружием и другими вопросами, связанными с армией. Люблю печатное слово во всех его формах.

Свежие публикации автора:

С друзьями поделились:

militaryarms.ru

Истребитель 6 поколения: особенности и возможные прогнозы

Для начала хотелось бы немного рассказать о том, что такое «поколение». В мире авиаконструкторов «поколение» означает некий набор характеристик, которым должны отвечать самолеты, чтобы выполнять определенные функции на поле боя. Большинство стран сегодня обладают технологиями серийного производства самолётов 4++ поколения. Этому поколению уже десятки лет, и «+» означает глубокую модификацию. Это самолеты максимально приближенные по своим характеристикам к 5 поколению, поэтому их характеристики рассматривать мы не будем. Что же до истребителей 5 поколения, то они пока что стоят только на вооружении у США. Многие верят в сказки о том, что 4++, особенно российский истребитель, может спокойно сбить новенькие «Рапторы». Если посмотреть на результаты тестов, то действительно, в ближнем бою наши 4++ легко сбивают истребители Штатов, за счет превосходящей маневренности. Однако многие забывают, что современный истребитель не вступает в ближний бой, а всячески его избегает. Это связано с тем, что защита кроется не в маневренности, а в превосходящей технологии стелса. По статистике тот, кто первый обнаружит врага и вступит в бой, выйдет из него победителями, поэтому «Раптор» превосходит все 4++ из-за более современной электроники, позволяющей подобраться к противнику незаметно.

Предыдущее поколение

Что же такое самолет 5ого поколения? Что умеет американский Ф-22, и что в скором будущем сможет Су-57? Требования к этой машине были сформированы еще в 1981 году, одновременно в США и СССР. Истребитель должен:

  • иметь сверхзвуковую крейсерскую скорость;
  • быть малозаметным для радаров;
  • сам обладать сверхсовременным радаром;
  • нести современное вооружение.

Такой самолет уже не просто истребитель. Это многофункциональной авиационный комплекс, который может выполнять множество функций, как штурмовика, так и противокорабельного бомбардировщика. Может вести разведку, наводить другие самолеты на цели, атаковать с 400км и все это под прикрытием стелса. Несмотря на то, что существование подобной машины уже звучит как нечто футуристическое, требования к 6 поколению в скором времени будут разрабатываться в конструкторских бюро США. Учитывая какое время уходит на создание новых самолетов, это выглядит вполне логичным.

6 поколение

Что же может быть в этом списке требований? Начнем с очевидного.

  1. Каждый истребитель нового поколения летает все быстрее без форсажа. Возможно, в будущем будут разработаны принципиально новые двигатели, поэтому истребитель 6 поколения легко преодолевать два-три маха;
  2. Возможно, шестому поколению придется выходить из атмосферы, что создаст потребность в двигателях, способных преодолевать первую космическую скорость (7,9 км/с). Возможно, для подобных маневров понадобятся отдельные разгонные блоки;
  3. Также однозначно изменится конструкция планера. Уже сейчас конструкторы думают об отсутствии необходимости устанавливать вертикальное оперение. Так как воздушный бой сейчас проходит на запредельных углах атаки, и этот тренд скорее всего сохранится, то вертикальное оперение теряет всякий смысл;
  4. Сокращение площади самолета – это мечта любого конструктора. Меньше площадь – меньше шанс, что радар его заметит. Уже сейчас мы можем видеть ряд, пусть и творческих работ, но не нарушающих законов физики и аэродинамики, на которых нет вертикального оперения.

Одна из основных отличительных черт новых истребителей —  это переработанная электроника. Стелс технология и АФАР  — это визитная карточка 5 поколения и основное отличие от 4++, которые Россия имеет на вооружении. Даже сейчас установка таких систем на самолет — это очень дорогостоящая процедура и поистине венец творения инженеров. С помощью такой системы истребитель может начинать ведение 30 целей уже на 380км. Скорее всего в будущем эти цифры увеличатся. Возможно, истребителям 6 поколения не нужно будет покидать границы авиабазы. Просто взлетать, находить цели в нескольких километрах, выпускать ракеты и спокойно садится обратно. Конечно, это немного преувеличенно, но суть обновления ясна.

Интересным изменением может стать система вооружения. Уже сейчас есть перспективные образцы лазерного вооружения для авиации и флота, а также так называемых рельсотронов — пушек, способных разгонять снаряд магнитным полем, вместо порохового заряда. Пока что такая пушка может быть установлена только на корабль, но в будущем сможет заменить авиапушки для ближнего боя, при условии что функция штурмовика останется актуальной через десятилетия. Что же до лазерного оружия, то есть реальные прототипы как для атаки, так и для защиты от ракет. Нужно понимать, что настоящее лазерное оружие не имеет ничего общего с киношным, поэтому ждать «звездных войн» и «стар трека» конечно не стоит. Еще долгое время ракеты будут основой противостояния в воздухе, как когда-то были авиапушки, поэтому для конструкторов будущего важной задачей будет создание вооружения под стать истребителю 6 поколения.

Будущее пилотов

Теперь перейдем к самой важной системе, которая в будущем безусловно подвергнется большой переработке, так называемый «второй пилот». Искусственный интеллект самолета, который помогает пилоту управлять машиной.

Истребитель шестого поколения будет обладать продвинутым ИИ, без сомнения, но кто должен управлять истребителем в будущем? Пилот в компании продвинутого ИИ, способного не просто на машинные вычисления, а на серьезную помощь в принятии решений, и, возможно, на принятие управления на себя, если вдруг с пилотом что-то случается или он катапультируется. Что же до полного отсутствия пилота, то такой вариант был бы очень предпочтителен для многих. Вопрос лишь в том, смогут ли инженеры будущего создать ИИ-воина — пилота, способного превзойти современных асов.

Несмотря на астрономические стоимости современных истребителей ( «Раптор» обойдется в 150млн. Долларов), самой ценной частью самолета является его кабина, потому что там находится пилот. Обучить пилота, способного выделывать фигуры высшего пилотажа и применять продвинутое вооружение и электронику в бою, стоит больших денег и много времени. Время тут будет самым важным. Потеря пилота — это трагедия не только для его семьи, но и для вооруженных сил государства, ведь заменить его можно будет лишь через десятилетие, в лучшем случае.

В случае с ИИ при потере самолета нужно будет лишь пойти на склад с самолетами, загрузить в новенький Су-157 пилота и готово. Если вам знаком сериал «Звездный крейсер Галактика», то вы в курсе, что в этом сериале разум пилотов-роботов возвращался в центральную базу данных и загружался в новое тело, вместе со всем опытом и сражениями, которые они пережили за время своего существования. Представьте пилота со 100-летним опытом пилотирования и миллионами часов за штурвалом, способного адаптироваться к новым приборам и конфигурациям истребителей за время загрузки обновления для своей операционной системы.

Вряд ли это будет реализовано в 6 поколении, все же подобные технологии не появятся в ближайшие десятилетия, а ведь «шестерку» стоит ожидать в 2040-50 годах, если брать в расчет время разработки нового поколения. Что же до более реальных модификаций кабины пилота, то ее можно будет сделать гораздо больше. Размером с дом или квартиру. Как? Просто вернув пилота с небес на землю. Возможно 6 поколение будет управляться с земли, как более современная и совершенная версия дрона. Это также поможет сохранять жизни пилотов, уводя их с линии фронта. Однако это станет возможным, только если повысить отдачу при пилотировании с дистанции. Необходимо создать нейроборудование, чтобы пилот мог чувствовать себя как в небе, иначе это будет просто дорогущий дрон, легкая цель для предыдущего поколения летательных машин.

Подобное решение откроет новые двери конструкторам. Планер без кабины пилота означает серьезное облегчение всего истребителя. Скорость теперь может быть ограничена лишь фантазией конструкторов и наличием нужных материалов и технологий для создания двигателя. Также это позволит умелым пилотам, не способным физически управлять самолетом из-за перегрузок, встать на защиту родины.

В заключение соберем все вместе. Что же нам готовит 6 поколение? В будущем нас ждет истребитель способный летать со скоростью нескольких махов и возможностью выходить в космос. Боевая машина будет по-прежнему использовать ракеты, но возможно, арсенал будет дополнен лазерным оружием. Основное изменение коснется, скорее всего, способа пилотирования машины, будь то продвинутый «ИИ-второй пилот» или же дистанционное управление «аля-дрон». Однако в ближайшее время ожидать новинку не приходится, поэтому не стоит опасаться восстания истребителей. Современный день авиации все так же будут отмечать пилоты и техника, а не инженеры и программисты.

comp-pro.ru

Истребитель 6-го поколения. Концепт-дизайн. - Alexandrov jets

Всем привет! В очередной раз попробовал переработать образ истребителя, так называемого, 6-го поколения. До этого я писал про истребители без килей (часть 1, часть 2), публиковал картинки моих  предыдущих проектов, таких как 611 и 615. Все они тоже были в рамках идеи перспективных истребителей 6-й генерации.

Поскольку я не был до конца уверен в прежних дизайнах, то и 3D модели я особо не прорабатывал и старался в них увидеть только общие черты, отражающие основные принципы компоновки. В тоже время идея 611-го последней версии мне показалась интересной, хотя в ней и имеется много проблем. Решая их до конца, я в итоге создал новый проект самолёта. По сути он стал слиянием всех лучших идей из проектов 619, 611, 615. Итоговые эскизы мне понравились и я решил построить на этот раз более подробную 3D модель нового самолёта.

AL-631 "ARCHONT"

Пришлось думать над новым названием. Свободным номером оказалось число 631. Поскольку начал проект с пилотируемой версии, которая должна быть главарём-оператором группы беспилотников такого же класса, то решил дать имя этому варианту Архонт. Архонт - это в данном случае тайный верховный правитель. Данный самолёт должен координировать действия беспилотников, получать с них данные и производить с них атаку по воздушным или наземным целям, при этом сам оставаясь вне зоны обнаружения и поражения. При необходимости Архонт самостоятельно может обнаруживать цели и поражать их, для этого он имеет отсек вооружения и собственную станцию, которую включает только в крайних случаях. Возможно на базе 631-го есть смысл реализовать и беспилотную версию, сделав модульную кабину, например. Это также даст возможность быстрого переоснащения и переделки пилотируемой версии в беспилотную и наоборот, что поможет регулировать численность тех и тех версий аппаратов на вооружении согласно текущей ситуации.

Итак, АЛ-631 "АРХОНТ":

АЛ-631 АРХОНТ (истребитель 6-го поколения)

AL-631 "ARCHONT"

АЛ-631 АРХОНТ (истребитель 6-го поколения)

Как уже стало понятно, я опять вернулся к теме трансформируемого хвостового оперения. 611-й из-за обратного V стабилизатора получал сильные ограничения по углу тангажа на взлёте и посадке. Делать стабилизатор немного подгибаемым получается не сильно проще, чем сделать его полностью отклоняемым в диапазоне углов порядка +-60 градусов и задать ему широкий спектр универсальных функций.

В верхнем положении - взлётно-посадочная конфигурация. При этом можно спокойно задирать нос и взлетать с достаточной "естественной" путевой устойчивостью. Ещё важной деталью является возможность обеспечивать хороший момент для отрыва передней стойки без ухудшения несущих свойств крыла, что делает эту аэродинамическую схему на взлёте классической по сути. Т.е. на взлётно-посадочных режимах этот самолёт будет выглядеть классикой, что даёт преимущество ВПХ по отношению к чистой бесхвостке, например.

В среднем (в горизонтальном) положении - максимальное снижение ЭПР. Этот режим не предусматривает интенсивного маневрирования и возможен только с определённой развиваемой тягой двигателей, на которой хватает эффективности ОВТ для контроля курса. Также на сверх звуковой скорости в таком положении стабилизаторы оказываются в тени крыла. При этом не возникает дополнительного скачка уплотнения в хвостовой части, который присущ большинству сверх звуковых самолётов. Таким образом снижается сопротивление и повышается качество.

В нижнем положении - основные боевой и пилотажный режимы. В этом положении стабилизаторы не затеняются при маневрировании с выходом на большие углы атаки.

Также могут быть и другие конфигурации в рамках переходных режимов, вплоть до не симметричного отклонения.

Минусом такого хвостового оперения является его усложнённость, а значит надёжность и цена. При его отказе будут проблемы с путевой устойчивостью. Тут можно уповать на то, что выход из строя сразу двух органов управления маловероятен, а с одним стабилизатором в вертикальном положении с переходом механизации задней кромки крыла в режим элевонов и/или интерцепторов, отклоняя один руль в низ, а другой в верх на одной из нужных консолей, можно аккуратно вернуться на аэродром и совершить посадку, особенно, если при этом ещё и ОВТ будет исправно работать в помощь. Ещё в качестве минуса можно рассматривать дополнительный вес конструкции, но этот недостаток нивелируется отсутствием отдельного цельно поворотного вертикального оперения, если сравнивать с классическими схемами истребителей 5-й генерации типа Т-50 (ПАК ФА) или F-22.

АЛ-631 АРХОНТ в окрасе ALEXANDROV JETS (стабилизаторы опущены вниз)

АЛ-631 АРХОНТ в окрасе ALEXANDROV JETS (стабилизаторы подняты в верх)

Задняя кромка крыла имеет двойную стреловидность. Так получилось в результате сохранения числа углов стреловидности с задней стороны, чтобы снизить ЭПР в задней полусфере, и обеспечения аэродинамического фокуса в нужном месте, чтобы выйти на желаемые балансировочные характеристики в рамках статически неустойчивой схемы. При этом ещё и работа механизации не приводит к ухудшению путевой устойчивости, как, например, на крыле с обратной стреловидностью задней кромки по типу YF-23.

АЛ-631 АРХОНТ в окрасе ALEXANDROV JETS (стабилизаторы в горизонтальном положении)

Крыло с фюзеляжем скомпонованы интегрально. Крыло в плане напоминает моего Ската (AL-10). Скат, кстати, был первой моей попыткой создать образ истребителя 6-го поколения. В виде авиамодели он прекрасно летал и я до сих пор считаю его одним из лучших в своём парке.

Угловатые выступы на передней кромке в стиле истребителей 5-й генерации не предусматриваются в пользу сверхзвука, т.к. они будут гнать лишнюю волну, создавать дополнительный скачок уплотнения. Ещё они не лучшим образом отражаются на графике площадей, хотя это решается путём уменьшения толщины профиля этих выступов. На 5-х эти выступы решают вопросы вихрегенерации на дозвуке при интенсивном маневрировании с выходом на большие углы атаки. Генетически они происходят от готических наплывов в духе Миг-35 и F-18 Super Hornet, но сделаны с учётом снижения ЭПР. Несмотря на это, на Архонте, благодаря треугольному наплыву с острой кромкой, также будет осуществляться вихрегенерация, пусть и в меньших диапазонах критических режимов.

Воздухозаборники опять ушли вниз, т.к. я снова решил включить тему "волнолёта". При заборниках снизу можно добиться эффекта,  когда они параллельно выполняют роль волногенераторов с положительной интерференцией скачков уплотнения. В этом случае под самолётом скачков уплотнения больше, чем над ним и часть их направлена под крыло на заданном скоростном сверхзвуковом крейсерском бесфорсажном режиме. В данном случае дизайн рассчитан на 1,6 М примерно. Приблизительная визуализация:  

AL-631 "ARCHONT" (1,6 M)

Волна идёт под крыло. Чтобы немного придержать её под плоскостью крыла законцовки загнуты вниз. В результате давление снизу больше, что должно повышать качество на этой скорости. А вот заборники сверху дают скачки в верхней части. При этом уже даже создание дополнительных выступов для генерации волн снизу под крыло не даст нужного эффекта и в результате получится бессмыслица. На последних версиях 615-го я также пытался сделать волнолёт для крейсерского сверхзвука.

В целом компоновка сделана в духе YF-23. Длина аппарата порядка 21+ метра. Движки на этот раз  я решил разнести пошире. До этого я всегда делал их вплотную друг к другу, т.к. это поджимает мидель и уменьшает смоченную площадь. ИК поменьше и разворачивающий момент ниже при отказе одного из моторов. Но сложнее компонуется отсек вооружения, доступ для обслуживания двигателей усложняется, также уменьшается эффективность ОВТ в канале крена. Последнее и стало решающим фактором для выбора широкой расстановки движков. Выбор этот всё-таки больше в пользу пилотажных возможностей на малых скоростях, чтобы обеспечить более менее нормальную конкуренцию с истребителями 4-й - 5-й генерации на дозвуке при необходимости. Тем не менее этот выбор довольно условный, не означающий, что я считаю такой вариант безусловно лучше.

Для боевой нагрузки предусмотрен один отсек вооружения или вариант с контейнерным размещением и сбросом. На счёт вооружения пока не понятно, что у нас планируется на перспективу. Возможна разработка ракет специальной формы, которые сами по себе будут в форме контейнера и будут утоплены в фюзеляж с образованием чистого плоского днища самолёта. При этом пуск таких ракет не будет сопряжён с открытием створок большого отсека, что расширит скоростной диапазон безопасного применения вооружения.

Сопла "плоские" с реализацией всеракурсного ОВТ. Реализовано оно газовыми рулями. Вертикальная плоскость газового руля, отвечающего за курс, находится в струе от двигателя. АЛ-631 АРХОНТ (истребитель 6-го поколения)На форсаже будет сильно нагреваться и об ИК незаметности говорить тут не приходится, но на бесфорсажных режимах может и прокатит. Да и ИК незаметность трудно реализовать на истребителе с мощными двигателями с большой тягой. Главная задача таких сопел всё же снижение ЭПР в задней полусфере, а не ИК излучения.

Самолёт предполагается как сверх маневренный, хотя в тактике его применения, вкратце описанной выше, не рассматриваются варианты ближнего боя. Но это не значит, что нужно  полностью отказываться от него. А в целом суть такая: маневренность на дозвуке не должна сильно уступать истребителям 5-го поколения, а на сверхзвуке должна превосходить. Вообще на сверхзвуке 6-е во всех важных боевых параметрах должны превосходить 5-х. Малозаметность тоже должна быть выше 5-х.

Теперь начинаю думать над реализацией этого концепта в виде радиоуправляемой авиамодели. Облик мне нравится. Если и есть какие-то сомнения, то это в основном в рамках "игр" со стреловидностью, шириной расположения мотогондол и возможной установкой круглых сопел с ОВТ, что в общем-то концептуально не влияет на компоновку и дизайн. Думаю размер взять порядка 2-х метров длины (на данный момент максимальный, который я потяну) и вести "исследовательские работы", подражая программам HiMAT и X-36. Первые полёты планирую делать со специальным килём, установленным в задней части между гондол двигателей. С ним нужно будет настроить системы управления и выставить оптимальную центровку. Далее, постепенно, этапа в 3-4, укорачивать дополнительный киль до полного его исключения и выхода на заданную компоновку. Из  этого выходит, что проект 611 (из предыдущей записи блога) строиться не будет в пользу Архонта.

Материалы и комплектующие уже на подходе. Всем спасибо за внимание и до новых встреч!

АЛ-631 АРХОНТ (истребитель 6-го поколения)

AL-631 "ARCHONT"

 

AL-631 "ARCHONT" AL-631 "ARCHONT"

AL-631 "ARCHONT"

www.alexandrov-jets.ru

Истребитель 6 шестого Поколения для России !!! КРЭТ. Военная Приёмка

  • Новости
  • Политика и общество
  • Техника и вооружение
  • Силовые структуры
  • Сотрудничество
  • Наука и производство
  • Диверсификация предприятий ОПК
  • Выставки и конференции
  • Безопасность
  • Гражданская авиация
  • Космос
  • Оружие мира
  • История
  • Мнения
  • Политика и общество
  • Техника и вооружение
  • Силовые структуры
  • Сотрудничество
  • Наука и производство
  • Безопасность
  • Оружие мира
  • История
  • Мероприятия
  • Научно-практические конференции МВД России
  • День передовых технологий правоохранительных органов Российской федерации
  • MILEX - 2019
  • Календарь мероприятий
  • Календарь выставок по безопасности
  • Календарь конференций
  • Календарь социально-значимых мероприятий
  • Принять участие в мероприятии
  • Туристические услуги
  • Блоги
  • Политика и общество
  • Техника и вооружение
  • Силовые структуры
  • Сотрудничество
  • Наука и производство
  • Безопасность
  • Оружие мира
  • История
  • Вооружение
  • Образцы
  • www.arms-expo.ru

    Российский истребитель шестого поколения будет гиперзвуковым

    Опытный образец российского боевого самолета шестого поколения совершит первый полет до 2025 года. Планируется, что истребитель будет летать со скоростью несколько Махов и будет вооружен дальнобойными гиперзвуковыми ракетами. Самолет будет изготовлен в двух вариантах - беспилотном и пилотируемом.

    "Опытный образец самолета шестого поколения совершит первый полет раньше 2025 года. Он поднимется в воздух, как мы планируем, не позднее чем через два - три года после 2020-го", - цитирует ТАСС главу дирекции программ военной авиации Объединенной авиастроительной корпорации Владимира Михайлова.

    Бывший главком ВВС России также рассказал, что облик перспективного самолета уже определен.

    "Он будет гиперзвуковым со скоростью несколько Махов, одноместным, невидимым для противника, сверхманевренным, многофункциональным, выполненным из композитных материалов. Самолет будет иметь кабину, но при этом он сможет летать как с пилотом в ней, так и без него, то есть он объединит в себе и пилотируемый, и беспилотный вариант", - рассказал представитель ОАК.

    Напомним, что несколько месяцев назад главком Воздушно-космических сил России Виктор Бондарев сообщил, что в РФ ведутся работы над пилотируемым и беспилотным вариантами самолета шестого поколения. Тогда же вице-премьер России Дмитрий Рогозин сообщил, что ОКБ Сухого представило первые разработки по истребителю шестого поколения.

    Отметим, что сейчас в России проходят летные испытания истребителя пятого поколения ПАК ФА, более известный как Т-50, впервые поднявшегося в воздух в 2010 году. Не так давно в Комсомольске-на-Амуре состоялся первый полет шестого опытного образца ПАК ФА, который получил индекс Т-50-6-2.

    Российский многоцелевой истребитель Т-50 соответствует всем требованиям самолета пятого поколения: он малозаметен для радаров, летает на сверхзвуковой скорости без использования форсажа и благодаря двигателям с управляемым вектором тяги обладает сверхманевренностью. Кроме того, ПАК ФА снабжен "умной обшивкой" - распределенные по поверхности планера антенны радаров дают летчику круговой обзор, а техника радиоэлектронной борьбы помогает заметить цели-"невидимки" и скрывает истребитель от средств ПВО противника.

    Для воздушного боя Т-50 вооружен сдвоенной модернизированной 30-мм пушкой, в боекомплект которой входит 100 снарядов. Основное вооружение - две ракеты ближнего боя РВВ-МД и восемь среднего радиуса действия Х-31. Они располагаются в двух внутренних отсеках. Кроме того, 14 ракет могут быть размещены на внешних точках подвески.

    Ранее военные заявляли, что государственные испытания самолета завершатся в 2016 году, а в 2017 начнутся серийные поставки Т-50 в войска.

    rg.ru

    Рогозину показали проект истребителя шестого поколения — Российская газета

    "Речь сейчас идет и о новых задельных работах, которые были очень кратко представлены КБ "Сухого" и генеральным конструктором, который назначен по всем самолетным комплексам и вооружениям. Речь идет действительно уже о задумках по созданию истребителя шестого поколения", - приводит информационное агентство слова Дмитрия Рогозина.

    В свою очередь, главком Воздушно-космических сил России Виктор Бондарев отметил, что самолет разрабатывается в пилотируемом и беспилотном вариантах. Однако генерал-полковник не уточнил, сколько времени может понадобиться на создание такого беспилотного самолета, но дал понять, что это не дело ближайших лет.

    Кроме того, главком ВКС подтвердил, что российский истребитель пятого поколения Т-50 ПАК ФА поступит на вооружение в 2017 году.

    Новый отечественный истребитель будет нисколько не хуже, чем американские F-22 и F-35, а по всем практическим параметрам будет превосходить их. По его словам, ПАК ФА будет многофункциональным: "Он будет работать и по наземным, и по воздушным, и по морским целям". Скорость этого самолета превышает 2 Маха, однако сейчас, отметил главком, "важнее незаметность, вооружение и маневренность".

    Справка "РГ"

    Перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации Т-50 - многоцелевой истребитель пятого поколения. В конструкции Т-50 очень широко применены композиционные материалы на основе углепластика, что сильно снижает его радиолокационную заметность. Для нового истребителя подготовлена многофункциональная радиоэлектронная система, которая не только обнаруживает наземные и воздушные цели, но и решает задачи навигации, опознавания, радиоэлектронной разведки и противодействия. Т-50 вооружен сдвоенной модернизированной 30-мм пушкой, в боекомплект которой входит 100 снарядов. Основное вооружение - две ракеты ближнего боя и восемь среднего радиуса действия, располагаются в двух внутренних отсеках. Кроме того, 14 ракет могут быть размещены на внешних точках подвески.

    rg.ru

    После интервью ТАСС, которое дал замдиректора КРЭТ любые разговоры об истребителе 6-го поколения уже не выглядят как спекуляции.

    А все рассуждения об их вооружении и облике (гиперзвук, искусственный интеллект, лазерное оружие) уже не похожи на сценарий из фантастического фильма. Какими же возможностями должны обладать машины 6-го поколения, чтобы оправдать огромные ресурсы, потраченные на их разработку?

    Машины 6-го поколения должны быть еще менее заметны для РЛС противника и отличаться еще большей маневренностью по сравнению с существующими самолетами. Для этого они будут оснащены двигателями с отклоняемым вектором тяги.

    Истребители 6-го поколения будут иметь необычную компоновочную схему. Скорее всего, нас ожидает отказ от вертикального оперения. Оно значительно увеличивает ЭПР машины, а кроме того, вертикальное оперение практически бесполезно при маневрировании на больших углах атаки. Для сверхманевренных современных самолетов основным режимом чаще становятся критические и закритические углы атаки, при которых вертикальное оперение неэффективно.

    Одним из основных признаков истребителей пятого поколения является бесфорсажный сверхзвуковой полет. Естественно, что подобная способность сохраниться и у самолетов следующего поколения. Их тяговооруженность станет еще выше, что позволит машинам летать на гиперзвуковых скоростямх (свыше 5 М) и увеличит высоту их полета до 100-150 км.

    Полеты и маневрирование на таких скоростях уже подходят к пределу человеческих возможностей. Это предъявляет новые требования к бортовому оборудованию нового истребителя и влечёт использование беспилотных режимов полета.

    Бортовая электроника должна выдавать самую важную информацию, автоматически определять приоритеты целей, указывать лучший способ ее уничтожения и оптимальный маневр в бою. То есть, самолет должен обладать собственным интеллектом. Таким образом некотоые версии истребителей 6-го поколения станут беспилотными и не будут управляться человеком вообще.

    Человек может обрабатывать ограниченный объем информации и делает это в сотни раз медленнее, чем машина. К этому следует добавить физиологические ограничения человеческого организма. Перспективные летательные аппараты способны выдерживать перегрузки в несколько раз больше, чем может вынести человек. Кроме того, автономный аппарат не нуждается в системах жизнеобеспечения, эвакуации, множестве приборов и т. д. Отказ от пилота позволит строить самолеты легче, меньше и значительно маневренней современных аналогов.

    Беспилотники будут прикрывать самолеты, в которых находятся люди. При этом управление беспилотными версиями истребителей 6-го поколения будет происходить дистанционно.

    Беспилотный истребитель, будет действовать полностью автономно, выполняя указания бортового компьютера. Бортовой компьютер будет управлять уже не только большей частью пилотирования истребителя, но и применением вооружения (сетевой бой). Если нужно, то электроника выполнит и маневр уклонения от вражеской ракеты, а то и приведет самолет на базу.

    Современный истребитель пятого поколения – это не просто отдельная боевая единица, а часть целостной информационно-боевой системы, что многократно повышает его эффективность. В следующем шестом поколении машин степень интеграции будет еще больше. Самолет получает информацию и целеуказание не только от бортовых систем, но и от спутников, других самолетов (включая ДРЛО), наземных РЛС и беспилотников. Современный истребитель может атаковать цель, которую он даже не видит (в случае ее обнаружения более мощным радаром) или подавить элетронику противника с помощью собственных средств РЭБ.

    Будет ли истребитель шестого поколения оснащен лазерным оружием? — вряд ли. Но электромагнитным оружием или СВЧ-пушками — да. Образцы электромагнитных пушек существуют уже сейчас. Эффективно СВЧ-оружие уже сегодня действует на десятки километров.

    Конечно вся система из множества беспилотных аппаратов + электромагнитное оружие по всей видимости, будет стоить беспрецедентно дорого. Но нужно понимать, что перспективное оружие никогда не будет дешевым. Так что да, такие ударные комплексы будут иметь серьезную цену, учитывая, что это будет высокотехнологичное оружие — самолеты, одновременно сочетающие гиперзвуковую скорость полета, малую заметность, высокую защищенность, искусственный интеллект, чтобы работать в группе, и самое современное оружие, в том числе и электромагнитное. Также в арсенале 6-го поколения будут новейшие системы управления оружием, разведки, РЭБ, наведения, навигации и госопознавания.

    С другой стороны, нет ничего дороже человеческой жизни, и любой беспилотник будет всегда дешевле, чем пилотируемый летательный аппарат. При серийном выпуске не все самолеты 6-го поколения будут оборудоваться пилотажным комплексом и системами жизнеобеспечения для человека, будут и полностью беспилотные самолеты. Экономия будет достигаться за счет производства чистых беспилотников.

    Беспилотный самолет может летать сутками — нет пилота, которому требуется время на восстановление и отдых. Поэтому они могут эффективно применяться для охраны государственной границы. Беспилотный самолет становится в приграничную зону на оптимальной высоте, тратит незначительное количество топлива, ведет электронную разведку и наблюдение.

    Резюмируя все вышесказанное, можно сказать, что время истребителя шестого поколения уже пришло. Похоже что накопленный потенциал отработанных технологий, позволил РФ сделать прорыв в области использования истребительной авиации и у России есть прямой смысл вкладываться в создание новейших перспективных и очень дорогих истребителей 6-го поколения.

    Источник

    youinf.ru

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *