Региональный и этнический сепаратизм в Испании

Испания – пример многонационального государства, где влиятельные силы в некоторых регионах «покушаются» на государственный суверенитет, претендуя на суверенный статус своих территорий. В авангарде борьбы за суверенитет в Испании идут представители наиболее развитых автономных областей – Страны Басков и Каталонии, выдвигающие требования политического, культурного и языкового характера. Региональный сепаратизм в последние десятилетия проявлял себя в двух основных формах – вооруженной террористической борьбы (ЭТА в Стране Басков) и мирных, зачастую массовых требований независимости (в той же Стране Басков и Каталонии). Насколько велика сегодня угроза территориальной целостности испанского государства?

Территориальная организация современной Испании

Существующее здесь Государство автономий (оно включает 17 автономных сообществ и два автономных города Сеута и Мелилья на побережье Северной Африки) за годы демократического развития доказало свою жизнеспособность. Вместе с тем эта модель государственно-территориальной организации постоянно оставалась объектом политической борьбы, заметно обострившейся в последние годы. Одни политические силы настаивают на сохранении Государства автономий при возможном внесении некоторых корректив, другие требуют его превращения в федерацию, третьи – в конфедерацию, четвертые борются за полную независимость своих территорий.

Основанием для разногласий в значительной степени служит сам характер Государства автономий, которое представляет собой унитарное децентрализованное образование с многочисленными признаками, типологически присущими федеративным государствам. К этим признакам можно отнести следующие: единство в многообразии, разграничение предметов ведения и полномочий между разными уровнями управления, сочетание симметрии и асимметрии, разделенная лояльность – множественность форм самоидентификации испанцев, в том числе с народом своей автономии, города, селения и т.д.

Наличие всех этих признаков не может, однако, заслонить важнейших отличительных особенностей Государства автономий как унитарного образования. В числе доказательств этого назовем хотя бы конституцию Испании. В ряде ее статей говорится, что полномочия принимать окончательные решения сохраняются за центральной властью. Это принципиально отличает Государство автономий от федеративных государств, где действует система разделения полномочий центра и регионов в отношении принятия решений. Испанское Государство автономий исходит из единого и неделимого суверенитета (испанской нации), который признает автономии и уступает им часть своей компетенции. Нация определяется как совокупность национальностей (хотя значение понятия «национальность» в конституции не разъясняется), иначе говоря, признается многонациональный характер испанского государства.

Автономизация Испании проходила в острой борьбе с консервативными силами, воспитанными на франкистских идеях унитарного, жестко централизованного испанского государства. Конституция 1978 г., принятая на переходном к демократии этапе, стала результатом компромисса между правыми и левыми, не свободного от целого ряда противоречий и нерешенных проблем. В конституции государственно-территориальное устройство Испании «прописано» лишь в общем виде, отсутствует законченная схема разделения властей между центром, автономными областями и муниципалитетами, а некоторые ее положения носят двусмысленный характер и воспринимаются различными политическими силами по-разному.

Отчасти поэтому предоставление автономии (это повсеместно произошло к середине 1980-х годов) лишь разжигало аппетиты радикальных, да и части умеренных националистов, которые считали полученные права недостаточными и требовали их дальнейшего расширения. Стремление национальностей и регионов Испании повысить свой статус объясняется также развертыванием процессов европейской интеграции и глобализации и связанными с ними опасениями утратить свой язык и традиции, раствориться в мировой глобализированной среде. В Стране Басков и Каталонии важную часть идейного арсенала сепаратистов составляет мифотворчество, искусственное конструирование традиций «древней суверенной нации» при одновременном отторжении тех действительно существующих традиций, которые объединяют эти регионы с Испанией. Заинтересованность автономных сообществ в увеличении круга полномочий определяется и тенденцией движения к «Европе регионов», диктующей необходимость расширения самостоятельных внешних связей. Несомненно также то, что распад ряда многонациональных государств (СССР, Югославии, Чехословакии) усилил дезинтеграционные процессы в Испании.

Страна Басков: разновидности сепаратизма

Сепаратистские настроения в Испании наиболее ярко выражены в Стране Басков. Более полувека террористическая организации ЭТА (образована в 1959 г.), заявлявшая о себе как «о социалистическом движении басков за национальное освобождение», вела борьбу за создание независимого государства басков из семи населенных ими провинций (четырех в Испании и трех во Франции). Основная часть ее «деяний» пришлась на годы демократии. Казалось бы, именно в это время появились все условия для того, чтобы ЭТА прекратила вооруженную борьбу с испанским государством. Ведь Стране Басков был предоставлен такой объем прав и свобод, которого она никогда не имела в своей истории. У нее есть собственные парламент, полиция, радио, два телеканала, двуязычная система образования, своя налоговая система. Баски получили больше прав, чем все остальные автономные области Испании.

Однако боевики не сложили оружие. Несколько десятилетий в Испании лилась кровь, прямую ответственность за которую несла ЭТА, нередко возникали острые политические кризисы. На счету боевиков – свыше 800 убитых, 2 тыс. раненых и десятки похищенных. К этому следует добавить целые семьи, вынужденные покинуть Страну Басков, предпринимателей и мелких торговцев, с которых взимался «революционный налог», и множество людей, подвергавшихся угрозам террористов, – политиков, журналистов, судей, профессоров. 20 октября 2011 г. ЭТА заявила об «окончательном прекращении вооруженной борьбы». Принципиальный сдвиг в позиции боевиков во многом объясняется эффективными действиями испанских и французских спецслужб, которые арестовали часть террористов, включая главарей, и конфисковали несколько арсеналов с оружием. Сыграло роль и изменение отношения к ЭТА в Испании, в первую очередь в Стране Басков. Если в первые десятилетия ее деятельности многие видели в этаровцах героев, то позже их стали считать преступниками и убийцами. Сказались также сдвиги в позиции «левых баскских патриотов» из Движения за национальное освобождение басков – полулегальной сетевой структуры, объединяющей ряд партий, общественных организаций и групп и долгое время контролировавшейся ЭТА. Некоторые организации, входящие в Движение, прежде всего Батасуна, впервые проявили непослушание, призвав ЭТА прекратить вооруженную борьбу. Наконец, нельзя сбрасывать со счетов давление на ЭТА со стороны международного сообщества – Европейского парламента, известных политических деятелей.

Примечательно, что, заявив о прекращении вооруженной борьбы, ЭТА не разоружилась. Заявление ЭТА можно рассматривать лишь как одно из звеньев длительного и трудного процесса решения проблемы терроризма в Стране Басков. Правительство консервативной Народной партии, приступившее к своим обязанностям в декабре 2011 г., как и предыдущее правительство Испанской социалистической рабочей партии, высказывается за безоговорочное разоружение террористов.

Во влиятельное «сепаратистское меньшинство», выступающее за независимость региона, входят не только «левые баскские патриоты», но и часть сторонников националистических партий, прежде всего старейшей здесь Баскской националистической партии (основана в 1895 г.). Отличительной особенностью БНП изначально был дуализм, проявлявшийся в сочетании радикальной политической цели (обретение независимости региона от Испании) с умеренной практикой, участием в политических институтах испанского государства. «Две души» БНП позволяли ей много десятилетий оставаться ведущей политической организацией в регионе, сплачивая разнородные националистические силы.

В конце 1990-х годов позиция БНП радикализировалась. Она вышла за рамки правового поля, открыто поставив вопрос о суверенитете Страны Басков. В 2003 г. один из ее лидеров, председатель автономного правительства Страны Басков Хуан Хосе Ибарретче выступил с планом, предусматривающим «свободную ассоциацию» этой автономии с Испанией. При голосовании в баскском парламенте сторонникам «плана Ибарретче» удалось добиться его одобрения с небольшим перевесом голосов. Однако испанские кортесы отвергли «план Ибарретче» как противоречащий конституции. Баскские сепаратисты с этим не смирились. В городах автономии регулярно проходят демонстрации представителей радикального крыла БНП и «левых баскских патриотов», на которых выдвигаются требования к властям – легализации запрещенных радикально-националистических организаций, перевода находящихся в тюрьмах этаровцев из отдаленных мест заключения «ближе к дому» и, естественно, предоставления Стране Басков независимости. По данным репрезентативного социологического исследования, в мае 2010 г. за независимость ратовали 25% жителей Страны Басков [1]. Следует также иметь в виду, что сюрпризом последних парламентских выборов в Испании, состоявшихся в ноябре 2011 г., стало избрание семи депутатов от баскского радикально-националистического блока «Амайюр», который многие эксперты считают наследником Батасуны.

Итак, в Стране Басков на смену вооруженному конфликту ЭТА с испанским государством приходит политический конфликт с ним радикальных баскских националистов.

Сепаратистские устремления в Каталонии

Заметная тенденция к отделению от Испании существует и среди части каталонцев, всегда требовавших признания своего отличия от остальной Испании. «Мы – другие», «каталонцы – не испанцы, а испанцы – не каталонцы», – таково мироощущение многих жителей региона. Национализм каталонцев подпитывается также тем, что их регион до последнего времени отдавал в государственный бюджет значительную часть заработанных средств, обеспечивая до четверти всего бюджета Испании. Каталонцы считали, что кормят всю страну, являются «благородными донорами по отношению к остальной Испании», в то время как некоторые проекты в самой автономии не реализуются. Развитие сепаратистских настроений в регионе не остановило то, что, согласно автономному статуту 1979 г., Каталония обрела широкий объем полномочий в вопросах местного самоуправления, общественной безопасности (своя полиция, не подчиняющаяся Мадриду), транспорта, связи, общественного образования, культуры, языка, охраны окружающей среды. В отличие от баскских, каталонские сепаратисты многие годы отдают предпочтение невооруженным методам борьбы с центральной властью, ориентируются на мирное сосуществование различных политических сил. Заметим, что слово «seny», символизирующее специфику каталонского менталитета, означает рассудительность, психологическую уравновешенность

Тяга к обретению суверенитета материализуется на уровне как политических организаций (наиболее яркий представитель – Левореспубликанская партия Каталонии), так и общественного сознания. Самая влиятельная политическая сила в регионе – коалиция «Конвергенция и Союз», в деятельности которой сотрудничество с центральной властью сочетается с радикальной националистической риторикой и готовностью при благоприятной конъюнктуре возглавить борьбу за национальное самоопределение.

Важнейшей вехой в определении нынешнего политико-юридического статуса Каталонии, ее прав в отношениях с центром стало принятие ее нового статута. Он был одобрен на референдуме, состоявшемся в автономии 18 июня 2006 г. Принятию статута предшествовала напряженная борьба, связанная с намерением его составителей определить Каталонию как «нацию». Эта позиция, созвучная настроениям большинства населения региона, противоречила конституции, которая предусматривает существование на территории Испании лишь одной нации – испанской. Понятие «нация» трактуется по-разному. Для части националистов определение Каталонии как нации вовсе не означает ее выхода из состава Испании. Радикальные же националисты однозначно трактуют такое определение своего региона как возможность отделения. Политическая борьба вокруг термина «нация» важна для них, поскольку создает платформу для последующих шагов по дистанцированию от Мадрида, в частности, для проведения референдума по вопросу об отделении.

В результате длительного обсуждения в кортесах термин «нация» остался только в преамбуле нового статута, которая не имеет юридической силы. В статьях же, обладающих юридической силой, Каталония именуется «национальностью». Вместе с тем официально признаются знамя, национальный праздник и гимн Каталонии. Во многих других сферах (судебная и правоохранительная система, сбор налогов, языковые права) права автономии расширились по сравнению со статутом 1979 г. После принятия нового автономного статута Каталонии семь субъектов права (Народная партия и несколько автономий) оспорили в конституционном суде ряд его положений, прежде всего определение Каталонии как «нации». После долгого рассмотрения конституционный суд вынес вердикт оставить данную трактовку без изменения.

Итак, в отличие от Страны Басков, автономный статут Каталонии реформирован в плане расширения ее полномочий. Однако радикальные националисты не удовлетворены и по-прежнему стремятся к обретению регионом суверенитета. Их конфликт с центром сохраняется, просто становится менее осязаемым.

Альтернативные сценарии

Теоретически нельзя исключать разрыв отдельных регионов с Испанией. При этом следует иметь в виду, что внутренние и международные условия не благоприятствуют развитию такого сценария. Правовые нормы ЕС не предусматривают вступления в него отдельных регионов, которые захотят отделиться от стран-членов. Не следует забывать и о том, что процесс европейской интеграции, сопровождающийся упразднением границ, созданием единого рынка товаров, капиталов и услуг, расширением компетенции наднациональных органов, работает против национал-сепаратизма. По имеющимся оценкам, последствиями сецессии и выхода Страны Басков из ЕС станут массовое бегство из региона капиталов, передислокация части предприятий, потеря многих десятков тысяч рабочих мест, большие расходы, связанные с созданием новых государственных структур и новой валюты, общее обнищание населения, ухудшение отношений басков с остальной частью населения Испании (за исключением националистически настроенных групп). Крайне важно и то, что большинство населения региона не хочет рвать отношения с Испанией.

В ближайшие годы значительно более вероятным представляется иной сценарий: сохранение статус-кво или модификация юридических статутов автономий в рамках действующей конституции. Отношения между центром и регионами будут развиваться в зафиксированной конституцией логике единой испанской нации и неделимости ее суверенитета. При таком сценарии центральной власти придется постоянно иметь дело с проявлениями сепаратистских настроений части элит и населения автономий, стимулируемыми обстановкой глобального экономического кризиса, больно ударившего по Испании. Противодействием сепаратистским устремлениям может служить активная политико-пропагандистская деятельность, доказывающая преимущества жизни в многоликой демократической Испании и объясняющая, что сецессия – процесс крайне болезненный для многочисленных групп населения регионов, решившихся на такой шаг.

Сергей Хенкин , Д.и.н., профессор каф. сравнительной политологии МГИМО (У) МИД России 
Российский совет по международным делам

www.gumilev-center.ru

Испания и ее сепаратисты. Как выбрать премьера и сохранить целостность страны

В Испании неделя большой политики: парламент пиренейской монархии выбирает премьера. Не прошедший утверждение 23 июля кандидат Педро Санчес попробует взять реванш спустя 2 дня. 

По итогам выборов в парламент, состоявшихся 28 апреля, Санчес и его однопартийцы-социалисты получили 28,7% голосов, но править хотели бы, не вступая ни с кем в коалицию. Чтобы сформировать правительство под своим верховенством, Санчесу понадобится не только поддержка других левых (их голосов недостаточно), но и помощь сторонников местной самостоятельности — канарских регионалистов, баскских националистов или каталонских сепаратистов. Содействия последних опасается сам Санчес: он не хотел бы иметь долгов перед теми, кто не прочь отрезать от Испании кусок ее территории.

Спор левых между собой

Чтобы обойтись без альянса с сепаратистами, Санчесу необходима поддержка леворадикального движения Podemos («Мы можем»), располагающего 42 местами в парламенте, тогда как в активе социалистов 123 кресла из 350. В прошлом Podemos добивались на выборах гораздо лучших результатов, ожесточенно конкурируя с социалистами Санчеса. С тех пор отношения между партиями незаладились. Перед голосованием так до конца и остается неясным, поддержат крайне левые соседей по политическому спектру или нет.

С конца апреля между Педро Санчесом и лидером Podemos Пабло Иглесиасом продолжались переговоры, омраченные намеками на личную враждебность. Санчес по собственной инициативе напомнил СМИ, что именно Иглесиас, отказавшись поддержать его кандидатуру, лишил лидера социалистов премьерства в 2016 году.  Cо своей стороны, у Иглесиаса также есть основания для претензий.  Официально оглашено принципиальное условие Санчеса: лидер Podemos ни при каких обстоятельствах не получит министерский портфель.

С точки зрения кандидата в премьеры, такое решение диктуется неумолимой политической логикой. Ведь Иглесиас выступает за проведение референдума о независимости Каталонии, что, с точки зрения Санчеса, — табу. «Если будет сформировано правительство во главе с нашей партией, то Каталония суверенитета не получит, референдума на этот счет не состоится, конституция нашей страны нарушена не будет», — заявил в ходе избирательной кампании лидер социалистов.

Тень Каталонии под мадридским небом

Каталонский вопрос продолжает разделять испанские элиты, ограничивая маневр претендента в председатели правительства не только слева, но и справа.  Консервативная Народная партия, либеральная Сiudadanos («Граждане»)  и националисты из Vox («Голоса») отказываются голосовать за Санчеса, поскольку подозревают того в уступках сепаратистам. Масла в огонь подлил весной 2019 года социалистический политик из Каталонии Мигель Исета. По его словам, «65% жителей Каталонии стремятся к независимости, и демократия обязана предоставить механизм, который бы им это позволил». 

И хотя Санчес поспешил отмежеваться от однопартийца, на правом фланге кандидату в премьеры не поверили. Тем более предосудительным выглядит в глазах консерваторов неизбежный альянс социалистов с леворадикалами. За политической траекторией социалистов при желании можно разглядеть призрак снисходительности к тем, кто ставит под сомнение территориальную целостность. Тем более что депутаты главной партии каталонских сепаратистов «Левые республиканцы Каталонии» уже заявили: чинить препятствий Санчесу они не будут. Однако премьеру в крайней степени не хотелось бы полагаться на их поддержку.

Гораздо удобнее для Санчеса оказались бы более умеренные баскские националисты (десять голосов), но и их поддержка вовсе не гарантирована. По своим экономическим установкам эти сторонники автономии — правые, и особенных побудительных мотивов поддерживать правительство левых у них нет.

Барселона в атаке

Политическая мозаика испанского парламента сложилась так, что слишком часто именно голоса небольшой группы каталонских сепаратистов оказывают на судьбу королевства решающее воздействие. Именно так произошло в 2018 году, когда при поддержке сторонников разделения страны Педро Санчес впервые пришел к власти. Тогда парламент одобрил вотум недоверия предыдущему главе кабинета — консерватору Мариано Рахою (его однопартийцев уличили в многочисленных случаях коррупции). Потерявший популярность политик был известен среди прочего своим непримиримым отношением к каталонским сепаратистам. Те не преминули отплатить ему той же монетой: проголосовали за его отставку. А на состоявшихся вслед за тем выборах нового премьера сепаратисты отдали свои голоса Санчесу, чья фракция в парламенте занимала по численности второе место.

Быть премьером, выступающим за единство страны, и зависеть от голосов сепаратистов — нелегкая задача. В 2018–2019 годах отношения между Санчесом и каталонцами стали портиться. Как оказалось, политик не смог предложить им ничего ценного. При правлении Мариано Рахоя девять лидеров сепаратистского движения, участвовавших в провозглашении независимости осенью 2017 года, угодили за решетку. Санчес не сделал ничего, чтобы вызволить их оттуда. На предложение провести референдум о независимости он также ответил нет.

«Обвинения против Санчеса в снисходительности по отношению к каталонским сепаратистам очень преувеличены. Единственное, что он сделал, — восстановил диалог между мадридским и барселонским правительствами, но его и не следовало прерывать. На процессе против сепаратистов сторона обвинения зависит от правительства, но ее позиция при Санчесе нисколько не изменилась. Прямая преемственность с тем, что происходило при премьере Мариано Рахое и его «Народной партии», — рассказала в разговоре с ТАСС преподаватель политологии университета Валенсии Астрид Баррио.

Каталонцы нашли способ отомстить в феврале 2019 года, когда в парламенте обсуждался проект бюджета. Для Санчеса заложенные в нем траты носили принципиальный характер: политик-социалист обещал покончить с бюджетной экономией, проиндексировав пенсии и подняв МРОТ. Однако финансовый документ не прошел утверждения. Решающую роль в распаде эфемерного большинства, поддерживавшего социалистов, сыграл уход из их лагеря каталонских сепаратистов, сначала сделавших из Санчеса короля, а затем свергших его.

К счастью для социалиста, ему и его единомышленникам удалось взять реванш в избирательных урнах. С тех пор умеренно-левые пробуют выстроить курс между двумя противниками — правыми и сепаратистами — и так создать устойчивое правительство для Испании. В случае же, если этого не удастся, перевыборы могут ждать королевство уже осенью.

Игорь Гашков

tass.ru

Сепаратизм в Испании — это… Что такое Сепаратизм в Испании?

Сепаратизм в Испании — явление, вызванное стремлением ряда этнических групп, компактно проживающих на территории Испании, к образованию независимых национальных государств. Наиболее известны и активны сепаратистские движения Страны Басков и Каталонии

Баскский сепаратизм

Основная статья: ЭТА

Баскская сепаратистская организация ЭТА основана в 1959.

Каталонский сепаратизм

Идея каталонского сепаратизма предполагает отделение всех каталонских земель от Испании и Франции.

Канарский сепаратизм

Галисийский сепаратизм

  Сепаратизм по странам
АзияАфганистан • Бангладеш • Бахрейн • Бруней • Бутан • Восточный Тимор • Вьетнам • Гонконг • Индия • Индонезия • Иордания • Ирак • Иран • Йемен • Казахстан • Камбоджа • Катар • Китай • Киргизия • КНДР • Кувейт • Лаос • Ливан • Малайзия • Мальдивы • Монголия • Мьянма • Непал • ОАЭ • Оман • Пакистан • Палестина • Республика Корея • Саудовская Аравия • Сирия • Таджикистан • Таиланд • Тайвань • Туркменистан • Узбекистан • Филиппины • Шри-Ланка • Япония
АмерикаАргентина • Боливия • Бразилия • Венесуэла • Гайана • Гватемала • Гондурас • Гренада • Доминиканская Республика • Канада • Колумбия • Коста-Рика • Куба • Мексика • Никарагуа • Панама • Парагвай • Перу • Сальвадор • США • Суринам • Уругвай • Чили • Эквадор
АфрикаАлжир • Ангола • Бенин • Ботсвана • Буркина-Фасо • Бурунди • Габон • Гамбия • Гана • Гвинея • Гвинея-Бисау • Демократическая Республика Конго • Джибути • Египет • Замбия • Зимбабве • Кабо-Верде • Камерун • Кения • Кот-д’Ивуар • Лесото • Либерия • Ливия • Мавритания • Мадагаскар • Малави • Мали • Марокко • Мозамбик • Намибия • Нигер • Нигерия • Республика Конго • Руанда • Свазиленд • Сейшелы • Сенегал • Сомали • Судан • Сьерра-Леоне • Танзания • Того • Тунис • Уганда • Центральноафриканская Республика • Чад • Экваториальная Гвинея • Эритрея • Эфиопия • ЮАР
ЕвропаАвстрия • Азербайджан • Албания • Армения • Белоруссия • Бельгия • Болгария • Босния и Герцеговина • Великобритания • Венгрия • Германия • Греция • Грузия • Дания • Израиль • Ирландия • Италия • Исландия • Испания • Кипр • Латвия • Литва • Люксембург • Македония • Молдавия • Нидерланды • Норвегия • Польша • Португалия • Россия • Румыния • Сербия • Словакия • Словения • Турция • Украина • Финляндия • Франция • Хорватия • Черногория • Чехия • Швейцария • Швеция • Эстония
ОкеанияАвстралия • Новая Зеландия • Папуа-Новая Гвинея

dic.academic.ru

Потенциал регионального сепаратизма в Испании

Испания – пример многонационального государства, где влиятельные силы в некоторых регионах «покушаются» на государственный суверенитет, претендуя на суверенный статус своих территорий. В авангарде борьбы за суверенитет в Испании идут представители наиболее развитых автономных областей – Страны Басков и Каталонии, выдвигающие требования политического, культурного и языкового характера. Региональный сепаратизм в последние десятилетия проявлял себя в двух основных формах – вооруженной террористической борьбы и мирных, зачастую массовых требований независимости. Насколько велика сегодня угроза территориальной целостности испанского государства?

Испания – пример многонационального государства, где влиятельные силы в некоторых регионах «покушаются» на государственный суверенитет, претендуя на суверенный статус своих территорий. В авангарде борьбы за суверенитет в Испании идут представители наиболее развитых автономных областей – Страны Басков и Каталонии, выдвигающие требования политического, культурного и языкового характера. Региональный сепаратизм в последние десятилетия проявлял себя в двух основных формах – вооруженной террористической борьбы (ЭТА в Стране Басков) и мирных, зачастую массовых требований независимости (в той же Стране Басков и Каталонии). Насколько велика сегодня угроза территориальной целостности испанского государства?

Территориальная организация современной Испании

Существующее здесь Государство автономий (оно включает 17 автономных сообществ и два автономных города Сеута и Мелилья на побережье Северной Африки) за годы демократического развития доказало свою жизнеспособность. Вместе с тем эта модель государственно-территориальной организации постоянно оставалась объектом политической борьбы, заметно обострившейся в последние годы. Одни политические силы настаивают на сохранении Государства автономий при возможном внесении некоторых корректив, другие требуют его превращения в федерацию, третьи – в конфедерацию, четвертые борются за полную независимость своих территорий.

Основанием для разногласий в значительной степени служит сам характер Государства автономий, которое представляет собой унитарное децентрализованное образование с многочисленными признаками, типологически присущими федеративным государствам. К этим признакам можно отнести следующие: единство в многообразии, разграничение предметов ведения и полномочий между разными уровнями управления, сочетание симметрии и асимметрии, разделенная лояльность – множественность форм самоидентификации испанцев, в том числе с народом своей автономии, города, селения и т.д.

Наличие всех этих признаков не может, однако, заслонить важнейших отличительных особенностей Государства автономий как унитарного образования. В числе доказательств этого назовем хотя бы конституцию Испании. В ряде ее статей говорится, что полномочия принимать окончательные решения сохраняются за центральной властью. Это принципиально отличает Государство автономий от федеративных государств, где действует система разделения полномочий центра и регионов в отношении принятия решений. Испанское Государство автономий исходит из единого и неделимого суверенитета (испанской нации), который признает автономии и уступает им часть своей компетенции. Нация определяется как совокупность национальностей (хотя значение понятия «национальность» в конституции не разъясняется), иначе говоря, признается многонациональный характер испанского государства.

Автономизация Испании проходила в острой борьбе с консервативными силами, воспитанными на франкистских идеях унитарного, жестко централизованного испанского государства. Конституция 1978 г., принятая на переходном к демократии этапе, стала результатом компромисса между правыми и левыми, не свободного от целого ряда противоречий и нерешенных проблем. В конституции государственно-территориальное устройство Испании «прописано» лишь в общем виде, отсутствует законченная схема разделения властей между центром, автономными областями и муниципалитетами, а некоторые ее положения носят двусмысленный характер и воспринимаются различными политическими силами по-разному.

Отчасти поэтому предоставление автономии (это повсеместно произошло к середине 1980-х годов) лишь разжигало аппетиты радикальных, да и части умеренных националистов, которые считали полученные права недостаточными и требовали их дальнейшего расширения. Стремление национальностей и регионов Испании повысить свой статус объясняется также развертыванием процессов европейской интеграции и глобализации и связанными с ними опасениями утратить свой язык и традиции, раствориться в мировой глобализированной среде. В Стране Басков и Каталонии важную часть идейного арсенала сепаратистов составляет мифотворчество, искусственное конструирование традиций «древней суверенной нации» при одновременном отторжении тех действительно существующих традиций, которые объединяют эти регионы с Испанией. Заинтересованность автономных сообществ в увеличении круга полномочий определяется и тенденцией движения к «Европе регионов», диктующей необходимость расширения самостоятельных внешних связей. Несомненно также то, что распад ряда многонациональных государств (СССР, Югославии, Чехословакии) усилил дезинтеграционные процессы в Испании.

Страна Басков: разновидности сепаратизма

Сепаратистские настроения в Испании наиболее ярко выражены в Стране Басков. Более полувека террористическая организации ЭТА (образована в 1959 г.), заявлявшая о себе как «о социалистическом движении басков за национальное освобождение», вела борьбу за создание независимого государства басков из семи населенных ими провинций (четырех в Испании и трех во Франции). Основная часть ее «деяний» пришлась на годы демократии. Казалось бы, именно в это время появились все условия для того, чтобы ЭТА прекратила вооруженную борьбу с испанским государством. Ведь Стране Басков был предоставлен такой объем прав и свобод, которого она никогда не имела в своей истории. У нее есть собственные парламент, полиция, радио, два телеканала, двуязычная система образования, своя налоговая система. Баски получили больше прав, чем все остальные автономные области Испании.

Однако боевики не сложили оружие. Несколько десятилетий в Испании лилась кровь, прямую ответственность за которую несла ЭТА, нередко возникали острые политические кризисы. На счету боевиков – свыше 800 убитых, 2 тыс. раненых и десятки похищенных. К этому следует добавить целые семьи, вынужденные покинуть Страну Басков, предпринимателей и мелких торговцев, с которых взимался «революционный налог», и множество людей, подвергавшихся угрозам террористов, – политиков, журналистов, судей, профессоров. 20 октября 2011 г. ЭТА заявила об «окончательном прекращении вооруженной борьбы». Принципиальный сдвиг в позиции боевиков во многом объясняется эффективными действиями испанских и французских спецслужб, которые арестовали часть террористов, включая главарей, и конфисковали несколько арсеналов с оружием. Сыграло роль и изменение отношения к ЭТА в Испании, в первую очередь в Стране Басков. Если в первые десятилетия ее деятельности многие видели в этаровцах героев, то позже их стали считать преступниками и убийцами. Сказались также сдвиги в позиции «левых баскских патриотов» из Движения за национальное освобождение басков – полулегальной сетевой структуры, объединяющей ряд партий, общественных организаций и групп и долгое время контролировавшейся ЭТА. Некоторые организации, входящие в Движение, прежде всего Батасуна, впервые проявили непослушание, призвав ЭТА прекратить вооруженную борьбу. Наконец, нельзя сбрасывать со счетов давление на ЭТА со стороны международного сообщества – Европейского парламента, известных политических деятелей.

Примечательно, что, заявив о прекращении вооруженной борьбы, ЭТА не разоружилась. Заявление ЭТА можно рассматривать лишь как одно из звеньев длительного и трудного процесса решения проблемы терроризма в Стране Басков. Правительство консервативной Народной партии, приступившее к своим обязанностям в декабре 2011 г., как и предыдущее правительство Испанской социалистической рабочей партии, высказывается за безоговорочное разоружение террористов.

Во влиятельное «сепаратистское меньшинство», выступающее за независимость региона, входят не только «левые баскские патриоты», но и часть сторонников националистических партий, прежде всего старейшей здесь Баскской националистической партии (основана в 1895 г.). Отличительной особенностью БНП изначально был дуализм, проявлявшийся в сочетании радикальной политической цели (обретение независимости региона от Испании) с умеренной практикой, участием в политических институтах испанского государства. «Две души» БНП позволяли ей много десятилетий оставаться ведущей политической организацией в регионе, сплачивая разнородные националистические силы.

В конце 1990-х годов позиция БНП радикализировалась. Она вышла за рамки правового поля, открыто поставив вопрос о суверенитете Страны Басков. В 2003 г. один из ее лидеров, председатель автономного правительства Страны Басков Хуан Хосе Ибарретче выступил с планом, предусматривающим «свободную ассоциацию» этой автономии с Испанией. При голосовании в баскском парламенте сторонникам «плана Ибарретче» удалось добиться его одобрения с небольшим перевесом голосов. Однако испанские кортесы отвергли «план Ибарретче» как противоречащий конституции. Баскские сепаратисты с этим не смирились. В городах автономии регулярно проходят демонстрации представителей радикального крыла БНП и «левых баскских патриотов», на которых выдвигаются требования к властям – легализации запрещенных радикально-националистических организаций, перевода находящихся в тюрьмах этаровцев из отдаленных мест заключения «ближе к дому» и, естественно, предоставления Стране Басков независимости. По данным репрезентативного социологического исследования, в мае 2010 г. за независимость ратовали 25% жителей Страны Басков [1]. Следует также иметь в виду, что сюрпризом последних парламентских выборов в Испании, состоявшихся в ноябре 2011 г., стало избрание семи депутатов от баскского радикально-националистического блока «Амайюр», который многие эксперты считают наследником Батасуны.

Итак, в Стране Басков на смену вооруженному конфликту ЭТА с испанским государством приходит политический конфликт с ним радикальных баскских националистов.

Сепаратистские устремления в Каталонии

Заметная тенденция к отделению от Испании существует и среди части каталонцев, всегда требовавших признания своего отличия от остальной Испании. «Мы – другие», «каталонцы – не испанцы, а испанцы – не каталонцы», – таково мироощущение многих жителей региона. Национализм каталонцев подпитывается также тем, что их регион до последнего времени отдавал в государственный бюджет значительную часть заработанных средств, обеспечивая до четверти всего бюджета Испании. Каталонцы считали, что кормят всю страну, являются «благородными донорами по отношению к остальной Испании», в то время как некоторые проекты в самой автономии не реализуются. Развитие сепаратистских настроений в регионе не остановило то, что, согласно автономному статуту 1979 г., Каталония обрела широкий объем полномочий в вопросах местного самоуправления, общественной безопасности (своя полиция, не подчиняющаяся Мадриду), транспорта, связи, общественного образования, культуры, языка, охраны окружающей среды. В отличие от баскских, каталонские сепаратисты многие годы отдают предпочтение невооруженным методам борьбы с центральной властью, ориентируются на мирное сосуществование различных политических сил. Заметим, что слово «seny», символизирующее специфику каталонского менталитета, означает рассудительность, психологическую уравновешенность.

Тяга к обретению суверенитета материализуется на уровне как политических организаций (наиболее яркий представитель – Левореспубликанская партия Каталонии), так и общественного сознания. Самая влиятельная политическая сила в регионе – коалиция «Конвергенция и Союз», в деятельности которой сотрудничество с центральной властью сочетается с радикальной националистической риторикой и готовностью при благоприятной конъюнктуре возглавить борьбу за национальное самоопределение.

Важнейшей вехой в определении нынешнего политико-юридического статуса Каталонии, ее прав в отношениях с центром стало принятие ее нового статута. Он был одобрен на референдуме, состоявшемся в автономии 18 июня 2006 г. Принятию статута предшествовала напряженная борьба, связанная с намерением его составителей определить Каталонию как «нацию». Эта позиция, созвучная настроениям большинства населения региона, противоречила конституции, которая предусматривает существование на территории Испании лишь одной нации – испанской. Понятие «нация» трактуется по-разному. Для части националистов определение Каталонии как нации вовсе не означает ее выхода из состава Испании. Радикальные же националисты однозначно трактуют такое определение своего региона как возможность отделения. Политическая борьба вокруг термина «нация» важна для них, поскольку создает платформу для последующих шагов по дистанцированию от Мадрида, в частности, для проведения референдума по вопросу об отделении.

В результате длительного обсуждения в кортесах термин «нация» остался только в преамбуле нового статута, которая не имеет юридической силы. В статьях же, обладающих юридической силой, Каталония именуется «национальностью». Вместе с тем официально признаются знамя, национальный праздник и гимн Каталонии. Во многих других сферах (судебная и правоохранительная система, сбор налогов, языковые права) права автономии расширились по сравнению со статутом 1979 г. После принятия нового автономного статута Каталонии семь субъектов права (Народная партия и несколько автономий) оспорили в конституционном суде ряд его положений, прежде всего определение Каталонии как «нации». После долгого рассмотрения конституционный суд вынес вердикт оставить данную трактовку без изменения.

Итак, в отличие от Страны Басков, автономный статут Каталонии реформирован в плане расширения ее полномочий. Однако радикальные националисты не удовлетворены и по-прежнему стремятся к обретению регионом суверенитета. Их конфликт с центром сохраняется, просто становится менее осязаемым.

Альтернативные сценарии

Теоретически нельзя исключать разрыв отдельных регионов с Испанией. При этом следует иметь в виду, что внутренние и международные условия не благоприятствуют развитию такого сценария. Правовые нормы ЕС не предусматривают вступления в него отдельных регионов, которые захотят отделиться от стран-членов. Не следует забывать и о том, что процесс европейской интеграции, сопровождающийся упразднением границ, созданием единого рынка товаров, капиталов и услуг, расширением компетенции наднациональных органов, работает против национал-сепаратизма. По имеющимся оценкам, последствиями сецессии и выхода Страны Басков из ЕС станут массовое бегство из региона капиталов, передислокация части предприятий, потеря многих десятков тысяч рабочих мест, большие расходы, связанные с созданием новых государственных структур и новой валюты, общее обнищание населения, ухудшение отношений басков с остальной частью населения Испании (за исключением националистически настроенных групп). Крайне важно и то, что большинство населения региона не хочет рвать отношения с Испанией.

В ближайшие годы значительно более вероятным представляется иной сценарий: сохранение статус-кво или модификация юридических статутов автономий в рамках действующей конституции. Отношения между центром и регионами будут развиваться в зафиксированной конституцией логике единой испанской нации и неделимости ее суверенитета. При таком сценарии центральной власти придется постоянно иметь дело с проявлениями сепаратистских настроений части элит и населения автономий, стимулируемыми обстановкой глобального экономического кризиса, больно ударившего по Испании. Противодействием сепаратистским устремлениям может служить активная политико-пропагандистская деятельность, доказывающая преимущества жизни в многоликой демократической Испании и объясняющая, что сецессия – процесс крайне болезненный для многочисленных групп населения регионов, решившихся на такой шаг.

1. Euscobarometro. Estudio periodico de la opinion publica vasca. Universidad del Pais Vasco. Mayo 2010. P. 43.

russiancouncil.ru

Проблемы испанского сепаратизма — ВУЗРУ

Понятие «сепаратизм» трактуется в современной по-
литико-правовой практике достаточно широко. Под ним
подразумевают: выдвижение требований самоопреде-
ления части территорий государств, их последующего
отделения и обретения независимости, применение про-
тивозаконных методов борьбы за расширение автоном-
ных, федеративных, конфедеративных прав.
Изучение такого явления, как сепаратизм является
весьма актуальным, так как в современном мире многим
государствам, в независимости от уровня их экономи-
ческого развития и степени зрелости демократических
институтов, приходится все чаще сталкиваться именно с
этой региональной проблемой. Сепаратизм в настоящее
время, в своих основных характеристиках, существен-
но отличается от сепаратизма в XX веке и чаще всего
приобретает более радикальные формы. Актуальность
изучения этой темы привлекает к ней внимание значи-
тельного количества исследователей.
Говоря о сепаратизме в современной Европе, нельзя
не отметить важную работу Т. В. Зоновой «От Европы
государств к Европе регионов». Автор пишет о том,
что после окончания Второй мировой войны, казалось,
что вопрос о границах в Западной Европе закрыт, это
было не так давно, а уже сегодня в современной Европе
этот вопрос вызывает большие противоречия [1, c. 57].
Данный тезис можно дополнить тем, что через тридцать
лет после войны, представители 35 стран, подписавших
итоговые документы Хельсинского Совещания по без-
опасности и сотрудничеству в Европе, подтвердили не-
рушимость европейских границ, которые через полтора
десятилетия существенно изменились.
Проблемы и противоречия внутри любого государ-
ства всегда существуют, но сегодня в некоторых странах
Западной Европы ведется вооруженная борьба за неза-
висимость. Необходимо разобраться, в чем же именно
причины борьбы за независимость. Сепаратистские дви-
жения в Испании, Бельгии и Великобритании охватили
большую часть населения и одни из самых развитых
регионов [5, c. 189]. Местное правительство и населе-
ние этих регионов перестали видеть будущее в составе
национальных государств, прежде всего это касается
финансового распределения и этнического состава не-
которых регионов. В отличие от басков, современные
европейские сепаратисты не являются националистами.
Скорее всего, правильное их определение будет «реги-
оналисты», т.к. они, прежде всего, ведут борьбу за эко-
номическое развитие своих регионов, а не за культурное
и политическое. Регионалисты считают, что успешное
экономическое развитие невозможно в составе крупного
государства.
Западная Европа достаточно плотно населенный
мировой регион, в котором сосредоточены 43 государ-
ства и около 70 этносов. Большинство государств, в со-
временной Европе являются полиэтническими, и даже
в тех государствах, где доминирует моноэтничность,
существует неоднородность населения. На этом фоне
возникает противостояние народов, на фоне которого
переплетаются различные тенденции: сепаратистские,
националистические, а также автономистские. В споре
сепаратистов и автономистов последние явно актив-
нее, реалистичнее, гибче, чем их оппоненты-радикалы.
Автономисты стремятся совместить региональные и
национальные интересы, учитывают характер процес-
сов на глобальном и евроинтеграционном уровне. Они
склонны к поиску консенсуса и отвергают лобовую кон-
фронтацию с оппонентами [5, c. 189].
Ярким примером сепаратизма является движение
басков. Баски – это древнейшее коренное население
Пиренейского полуострова. Борьба этого народа длится
еще с 1904 года, и чаще всего приобретает радикальные
формы. Население этого региона составляет около 3 мил-
лионов человек, из которых 1 миллион – это этнические
баски (более 870 тыс. в Испании и 130 тыс. во Франции,
и еще около 110 тыс., живущих в Латинской Америке
и США). Большинство населения считает, что они либо
баски-испанцы, либо баски-французы, так как Страна
басков располагается на границе Испании и Франции [3,
c. 59]. Язык, на котором они разговаривают больше по-
хож на древне французский, чем на испанский. С 1959
года в провинции существует террористическая органи-
зация ЭТА (Euzkadi Ta Azkatasuna, ETA, в переводе с
баскского языка – «Баскония и свобода»). Целью орга-
низации является отделение Страны басков от Испании
и присоединение к территории Франции, где также про-
живают баски. Несмотря на то, что ЭТА несколько лет
назад объявила о прекращении вооружённой борьбы с
испанским государством, определённые предпосылки
для её возобновления сохраняются, так как главная за-
дача националистов – обретение независимости — не ре-
шена. Вероятно, и не будет решена в ближайшем буду-
щем, так как натолкнётся на активное противодействие
правительства Франции, которое вряд ли санкционирует
передачу под юрисдикцию независимого государства
басков части своей территории.
Регионы Испании всегда отличались по этническо-
му, религиозному, культурному и языковому параме-
тру. В таких условиях роль сепаратистских движений
возросла. В начале XXI века возникли предпосылки
для возрождения сепаратистских движений. Первой
предпосылкой послужил конфликт автономного ста-
туса Каталонии, который противоречил принципам
Конституции Испании, а также системе распределения
доходов в автономии. Каталония ежегодно дает 25%
ВВП в общий объем Испании. Сепаратизм в Каталонии
начался еще во время второй испанской республики, ко-
торая закончилась Гражданской войной [2, c. 330]. В на-
стоящее время каталонские сепаратисты, которые пока
не составляют большинства в парламенте автономии и
не пользуются безоговорочной поддержкой населения
региона, пытаются запустить процесс выхода Каталонии
из состава Испании. В стране обсуждается возможность
применения правительством армии, для подавления се-
паратистских тенденций. Несмотря на заявления пре-
мьер-министра Рахоя о поисках компромисса и пере-
говорах, военные открыто высказываются в поддержку
Конституции, провозглашающую Испанию единым го-
сударством.
Начавшийся в 2000-х мировой экономический кризис
стал еще одной предпосылкой к началу сепаратистского
настроения каталонцев. В условиях жестокой экономии
и отказа Мадрида предоставить налоговую независи-
мость Каталонии побуждает их к активизации сепара-
тизма. Также немаловажной предпосылкой является то,
что в Каталонии к власти пришла националистическая
сила. Артуру Масу удалось не просто поддерживать се-
паратистскую направленность, но и создать все необхо-
димые условия для того чтобы обострить отношения с
центральным правительством [4, c. 47].
Все вышеперечисленные предпосылки привели
к развитию сепаратистского движения каталонцев.
Каталония это автономная область Испании, которая
разделена на четыре провинции (Жирона, Барселона,
Льейда и Таррагона) и на ее территории сосредоточе-
на самая высокая плотность населения. Кроме того,
Каталония крупный экономический и культурный центр
Испании. Так как автономная область Каталония на-
ходится на побережье Коста Брава, каждый год сюда
приезжают миллионы людей. Жители Каталонии всег-
да считали себя отдельной нацией, так как говорят на
другом каталанском языке, и имеют богатую историю и
культуру.
Среди каталонцев также популярен каталонизм, то
есть каталонский национализм, который перерос уже
в сепаратизм. Мысль о том, что Каталония должны су-
ществовать отдельно от Испании не покидает умы ка-
талонцев. Обретение Каталонией независимости может
повлечь за собой множество проблем, а одна из кото-
рых это то, что после их независимости другие части
Испании тоже будут претендовать на независимость. В
современном мире вопрос о границах все чаще и чаще
становится актуальным, так как если посмотреть на кар-
ту, то почти в каждой стране существует такая проблема
[6, c. 166].
В основном главная причина сепаратизма в совре-
менной Европе связана с несправедливым распреде-
лением денежных средств. Каталония является доста-
точно богатым и перспективным регионом Испании.
Во-первых, потому что это город-порт. Во-вторых,
Каталония это регион с богатой историей и культурой,
ежегодно Каталонию приезжают посетить миллионы ту-
ристов. На фоне обострившегося кризиса и роста числа
безработицы, каталонцы вновь вступили в борьбу за не-
зависимость своего региона. Идея отделения Каталонии
от Испании засела у каталонского народа уже давно в
сознании. Проблема заключается в том, что Мадрид не
дает согласия на провозглашение независимости, пото-
му что прошедшие референдумы противоречат консти-
туции Испании. Конечно, Мадриду не выгодно отделе-
ние такого перспективного региона, а также в случае
отделения может последовать цепная реакция, а тогда
очаги сепаратизма могут охватить не только другие тер-
ритории Испании, но и другие страны Европы.
Что касается Бельгии, то там существуют две этни-
ческие группы: нидерландоговорящие фламандцы и
франкоговорящие валлоны. Франкоязычная часть на-
селения считает, что нидерландоговорящие фламандцы
представляют для них угрозу, так как французский язык
в Бельгии всегда был языком политики, экономики, нау-
ки и культуры. В результате были созданы фламандские
партии, провозгласившие главной целью защиту своих
национальных интересов. В 1962-1963 годах нидер-
ландский язык стал официальным языком во Фландрии,
французский в Валлонии и немецкий язык в областях
восточной Бельгии. Малую часть населения в Бельгии
всегда составляли валлонцы и они всегда опасались, что
фламандцы займут лидирующую позицию. Сепаратизм
в Бельгии занимает особую позицию, так как в случае
независимости Фландрии, Бельгии, как стране грозит
полное исчезновение с карты Европы. Присоединение
Брюсселя к Фландрии невозможно, так как этническое
большинство это франкофоны. К тому же присоедине-
ние Брюсселя к Фландрии вызовет массовое недоволь-
ство всего Европейского Союза. Тот факт, что столица
Бельгии это центр всего ЕС и на ее территории находят-
ся штаб-квартиры НАТО, наоборот сближает фламанд-
цев и валлонов [9, c. 211].
Шотландский национализм начал активно проявлять-
ся еще в 1920-е годы. Национальная партия Шотландии
была зарегистрирована в 1935 году. Через сорок лет ли-
деры партии объявили о том, что избрание отдельного
шотландского парламента будет первым важным шагом
на пути к независимости. Уже в 1978 году было принято
решение о проведении референдума по этому вопросу.
Предполагалось, что более 40% населения должны бу-
дут проголосовать «за». Не пришедшие на избиратель-
ные участки автоматически считались несогласными.
По итогам референдума 32,90% избирателей дали по-
ложительный ответ. С тех пор почти на десятилетие во-
прос о независимости Шотландии считался закрытым. К
1990 году этот вопрос снова стал активно обсуждаться
и согласно опросам, более 50% избирателей выступали
«за». 11 сентября 1997 года состоялся референдум о соз-
дании отдельного шотландского парламента и согласно
его результатам 75% граждан поддержали собственную
законодательную власть. На референдуме также голосо-
вали за право нового парламента варьировать размер на-
логов, которые вводил Лондон. За это право проголосо-
вали 64%. В 1999 году начался процесс автономизации
Шотландии. Прошедший в 2014 году референдум о не-
зависимости не дал желаемых результатов. Согласно ре-
ферендуму больше половины граждан желают остаться
в составе Великобритании. Скорее всего, это связано с
тем, что Шотландии придется заново встать в очередь на
вступление в ЕС. Шотландцы и так обеспокоены сейчас
ростом фунта и многие из них выступают против неза-
висимости, потому что не хотят терять доступ к евро-
пейским рынкам.
Несмотря на поражение сторонников независимости
во время проведения референдума 2016 года, сепара-
тистские настроения в Шотландии никуда не исчезли,
а выход Великобритании из ЕС ещё в большей степе-
ни их обострил – шотландцы заявили о своём желании
остаться в Евросоюзе вопреки устремлениям Лондона
[5, c. 190].
Если же шотландцам удастся добиться проведения
повторного референдума и большинство жителей про-
голосует за независимость, скорее всего, Шотландии
необходимо будет заново пройти путь к включению
ее в состав Европейского Союза. В Лондоне заявля-
ют, что если будет провозглашена независимость, то
Шотландии необходимо будет выйти из ЕС. На террито-
рии Европейского Союза существует ряд организаций,
которые занимаются решением проблем противостоя-
ния этнических групп и наций на практике. Но, очевидна
неэффективность их работы в современных условиях и
необходимость усовершенствования этих организаций.
Анализируя, все сказанное, можно заключить, что
проблема сепаратизма в современной Европе — до-
статочно распространенная региональная проблема.
Проблемы и противоречия внутри полиэтнических го-
сударств, всегда существовали, и будут существовать.
Этнические меньшинства даже самых развитых стран
западной Европы, перестали видеть будущее в составе
государств, к которым они принадлежат. Причины су-
ществования сепаратизма многообразны, задача евро-
пейских правительств состоит в том, чтобы сохранить
целостность своих стран, а если этого сделать не уда-
ётся – пойти по пути Чехословакии, когда при разделе
страны на два государства, двум славянским народам не
пришлось воевать друг с другом, в отличие от народов
бывшей Югославии.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Зонова Т. В. От Европы государств к Европе реги-
онов? М.: Полис,1999. 56-70 с.
2. Волкова Г.И. Испания: государство автономий
и проблема территориальной целостности. М.: МАКС
Пресс, 2011. 328-331 с.
3. Лалагуна Х. Испания: история страны. М.: Эксмо,
2009. 59-60 с.
4. Вилар П. История Испании. М.: АСТ: Астрель,
2006. 45-56 с.
5. Катаев Д.В. Всплеск этнического национализма в
Европе. М.: Власть, 2010. 189-190 с.
6. Alcala C. Claves historicas de independentismo catalan.
M.: Mundo, 2006. 164-167 р.
7. Guy H. Catalan separatists defy Spain in pursuit of
‘utopia’ // Politico. 2016. № 8. P. 49.
8. Balcells A. Catalan Nationalism: Past and Present.
NY.: St. Martin’s Press, 1996. 11 р.
9. Diez M. J. Naciones divididas. Clase, politica y
nacionalismo

vuzru.ru

Монарх против Пучдемона: сепаратизм не пройдет

После незаконного референдума о независимости Каталонии и смене в ней формы правления с монархии на республику Испания застыла в преддверии едва ли не гражданской войны. Попытавшись сорвать скандальный плебисцит неуклюжими, половинчатыми полицейскими мерами, Мадрид лишь сыграл на руку каталонским сепаратистам, которым удалось представить себя жертвами испанского «деспотизма» и заручиться широкой международной симпатией. Разумеется, не в России. Триумф сепаратистов, превративших «референдум меньшинства» в широкий народный плебисцит в свою пользу, конфуз отстаивавших правое дело и действовавших по закону центральных испанских властей, получивших лишь формальную поддержку от ЕС и ведущих европейских стран, не составляли, однако, полноты картины. Потому что, несмотря на зашкаливавшие страсти и эмоции, безмолвствовала ключевая фигура каталонского кризиса – король Испании Филипп VI. 

Слово короля

И вот король, наконец, сказал свое слово: они не пройдут. Очевидно, это далось ему не просто. Но это именно то, что ожидали от него испанские патриоты, которых много и в Каталонии.

В телеобращении к испанской нации монарх назвал попытку региональных властей добиться независимости Каталонии «незаконной и недемократичной». Король пообещал в этой связи обеспечить «конституционный порядок в Каталонии», заверив жителей региона, что они могут рассчитывать на поддержку своего государства.

Король подчеркнул, что каталонские власти, проведя референдум, сами вывели себя «за рамки закона и демократии», поставили под угрозу экономическую стабильность региона и всей страны. «Пытаясь сломить единство Испании и национальный суверенитет», они систематически нарушали закон, демонстрируя «недопустимую нелояльность» и «вызвав раскол» в обществе, указал монарх.

Филипп VI дал ясно понять, что ничего подобного он больше не допустит, что конституционный порядок в Каталонии будет восстановлен.

«Это сложная ситуация, но мы ее преодолеем, – заверил король. – Мы верим в нашу страну».

Некоторые наблюдатели не преминули обратить внимание, что с подобных призывов о необходимости наведения конституционного порядка начиналось и так называемая АТО в Донбассе…

На псевдореферендуме в Каталонии, прошедшем в воскресенье, за независимость региона от Испании выступили почти 90% жителей автономии при явке в 42%. Никаким демократическим нормам голосование, впрочем, не отвечало: многие избирательные участки не работали, бюллетени скачивались из интернета, люди голосовали где и как попало, нередко без документов и по нескольку раз. Демократией это действительно не назовешь. Это – анархия. Недаром в годы Гражданской войны в Испании (1936-1939) республиканская Каталония была оплотом анархистов. 

Ответ Пучдемона

Однако сепаратистские власти Каталонии не испугались испанского монарха, рассчитывая, видимо, что их могущественные, держащиеся в тени покровители не допустят «АТО» в Каталонии, это же не Украина, поскольку идея регионализации Евросоюза, встроенного в глобалистский проект, становится все более популярной в Брюсселе. 

Лидер Каталонии Карлес Пучдемон: «Каждая ошибка Мадрида делает нас сильнее». Фото: www.globallookpress.com

Карлес Пучдемон в первом после незаконного плебисцита интервью Би-би-си сообщил, что правительство автономной области начнет работу в конце нынешней или в начале следующей недели, поскольку подсчет голосов еще якобы не завершен, и тогда объявит о «независимости».

Лидер сепаратистов заявил, что «каждая ошибка Мадрида делает нас сильнее», и если Испания начнет наводить порядок в Каталонии, арестует его и других активистов сепаратистского движения, это будет «ошибкой, которая изменит все». 

Что он имеет в виду?

Что это может означать? Судя по всему, интернационализацию конфликта. Хотя лидеры Германии и Франции заверили премьер-министра Мариано Рахоя, что считают события в Каталонии «внутренним делом» Испании, выступают за территориальную целостность королевства (ЕС также нехотя подтвердил это), в европейских столицах, влиятельные международные и так называемые правозащитные организации, большинство мейнстримных СМИ толкают Мадрид на переговоры с Барселоной, уступки сепаратистам. Поэтому если после объявления «независимости» Каталонии Испания ликвидирует автономию региона, Мадрид может вполне лишиться этой символической поддержки. И с ним в Европе начнут говорить совсем другим языком. Как будто критикам не приходит в голову, что требования переговоров и уступок, прежде всего, легитимизируют сепаратистов. В любом случае делают будущий уход Каталонии из Испании лишь вопросом ближайшего времени. Как и развал страны в целом. Поскольку созданным прецедентом захотят воспользоваться и другие испанские регионы, в некоторых из которых, как, например, у басков, развит сепаратизм.

Собственно, смена тона уже происходит. В Европе и мире множатся требования провести расследование и наказать сотрудников сил безопасности, защищавших конституционный порядок в ходе незаконного «референдума» в Каталонии. Причем тогда, когда уже вполне вскрылись подтасовки сепаратистов с числом якобы пострадавших от полицейского насилия граждан, которое было сильно преувеличено, и наоборот, истинного числа пострадавших в столкновениях с «мирными манифестантами» сотрудников правоохранительных органов – речь идет не о десятках, а о нескольких сотнях человек! Понятно, что «расследования» будут однобокими и вполне в духе сепаратистской версии, которую европейские СМИ уже сделали практически официальной. 

Что пишут о Каталонии западные СМИ

Западные СМИ, естественно, не придерживаются насчет событий вокруг Каталонии и вокруг нее единого мнения. Мнения разные: виноваты все. Но кто больше? Немецкая «Франкфуртер альгемайне цайтунг» полагает, что это все-таки Барселона: «Разве могло бы считаться демократичным государством Каталония, лидеры которого поставили себя выше закона на пути к независимости? В этом противостоянии право на стороне испанского правительства. Оно защищает в Каталонии один из основополагающих принципов демократии: политики должны подчиняться законам и судам… Склеить разбитую чашу будет сложно. Обеим сторонам трудно будет выходить из тупика, не потеряв лица. В Испании нет инстанции, которая могла бы выступить в качестве посредника. Не может выступить в этой роли и ЕС. Евросоюз не может – да и не должен – делать ничего иного, кроме как поддерживать испанское правительство, так как на его стороне право». 

Формально поддерживая Мадрид, Брюссель предлагает испанцам договориться с нарушителями закона, подкладывая мину под территориальную целостность страны. Фото: www.globallookpress.com

С изданием вроде бы солидарна в оценке испанского «референдума» другая немецкая газета – «Цайт»: «Поскольку в хаосе каждый выбирал, где мог, никто не знает, какие голоса были отданы в соответствии с правилами, а какие посчитаны дважды. Поскольку по меньшей мере 58% каталонцев остались дома, результат в якобы 90% мало показателен: выбирать шли убежденные сепаратисты». Однако вывод из этого справедливого суждения делается ложный: «Долгое время Берлин и Брюссель усматривали в происках сепаратистов фольклор, а потом — внутрииспанский конфликт, в который никто не вмешивался. ЕС не должен допустить, чтобы репрессии со стороны Мадрида и холодный расчет на нарушение права со стороны Каталонии служили примером». Газета крайне неодобрительно пишет о том, что в Мадриде есть люди, считающие, «что в случае необходимости в сепаратистский регион необходимо отправить танки».

«Будь-то упрямство, введение в заблуждение или просто политическая некомпетентность, события в Каталонии пожароопасны не только для стабильности Испании, но и для Европы. И правительство Рахоя, которое 1 октября 2017 года убедительно показало это всему миру, далеко от тушения пожара. Оно только подливает масло в огонь», — пишет немецкая газета «Вельт». «Правительство в Мадриде утверждает, что никакого настоящего референдума не было, а Барселона говорит, что они его выиграли. Единственным выходом из этого кризиса, – продолжает издание, – был бы диалог, переговоры, готовность пойти на компромиссы. Но и в Барселоне, и в Мадриде от этого далеки как никогда. Цирк продолжается».

Британская «Файнэншл таймс» пишет: «Две недели назад Рахой мог убедительно рассказывать, что парламент Каталонии нарушает Конституцию. Воскресное насилие заметно усложнило для него ситуацию».

Лондонская «Таймс» предупреждает, что намерение Мадрида прибегнуть к жёстким мерам, чтобы удержать Каталонию, может лишь укрепить стремление каталонцев к «независимости», для чего им придется «нарушить целостность испанского государства» и «запустить цепную реакцию по всей Европе».

Французская «Монд» считает, что «1 октября проиграл и Мадрид, и Барселона». Другая французская газета «Либерасьон» предостерегает Испанию не избирать «кровавый путь, который ей слишком хорошо знаком».

Американское агентство «Блумберг» отмечает: «В сопротивлении Каталонии Испания может винить только саму себя. Рахой дал каталонским сепаратистам тот самый театральный эффект для кампании, которая не так давно казалась сумасбродной. Что бы ни произошло дальше, выступающие за независимость силы в Каталонии получили мощный импульс, тогда как правительство Рахоя в глазах многих потеряло свою легитимность».  

Чего следует ждать?

Эта выборка из западных СМИ показывает общее настроение, а именно, что намерение Мадрида навести конституционный порядок в Каталонии будет воспринято в штыки, коль скоро испанцев уже представляют как «мясников». Судя по всему, Пучдемону и его сепаратистским коллегам, регион которых очень напоминает Украину или Грузию перед ликвидацией СССР, известен сценарий, по которому будут развиваться события, но ему по-прежнему хочется войти в историю. Его не смущает, что в нее можно войти разными способами, и что каталонцы – и все остальные испанцы – проклянут потом тех, кто втравил их в эту авантюру. 

Что же касается государственных сил Испании, то от них теперь требуются твердость и мужество. Может быть, предстоящее испытание позволит им стряхнуть с себя нынешнюю изнеженность и вновь стать теми внушавшими окружающим уважение своей смелостью и доблестью испанцами, которые запечатлелись в веках европейской и мировой истории. Им пора также вспомнить старый лозунг испанских монархистов: «Бог, Родина и Король». Почти как русский – «За веру, Царя и Отечество».

Читайте также по теме: 

Кому выгоден майдан в Каталонии 

Брюссель склоняет Мадрид к политическому харакири 

Кризис вокруг Каталонии с русской точки зрения 

Супергосударство в Европе – версия Макрона 

tsargrad.tv

Каталонские сепаратисты добились абсолютной победы – Мир – Коммерсантъ

Парламентские выборы в Каталонии завершились, как и ожидалось, победой партии Ciudadanos («Граждане»), выступающей за единую Испанию. Однако вслед за ней пришли три сепаратистские партии. Они набрали больше голосов, чем ожидали социологи, и в результате, объединившись, получили абсолютное большинство кресел в парламенте. Главным проигравшим оказалась правящая в Испании Народная партия — каталонцы не простили правительству Мариано Рахоя введения в автономии прямого управления из Мадрида. Эксперты отмечают, что цель досрочных выборов не достигнута: добиться другой власти в Каталонии центральным властям страны не удалось.

«Мы выиграли выборы в парламент Каталонии! Впервые партия, отстаивающая конституцию, выиграла выборы в Каталонии. Миллион сто тысяч смелых людей отправили послание миру, общественность Каталонии чувствует себя каталонцами, испанцами и европейцами и останется таковыми. Большинство в Каталонии за союз. Каталония разнообразная, мы все Каталония»,— не скрывала радости лидер партии Ciudadanos в регионе Инес Арримадас, выступая в ночь после выборов перед своими сторонниками.

Между тем поводов для праздника у Ciudadanos оказалось куда меньше, чем им хотелось бы. Сепаратистские партии не смогли побороться за первую позицию в итоговом протоколе, но, объединившись, они удержат контроль над региональным парламентом. «Вместе за Каталонию» (Junts per Catalunya), «Левые республиканцы Каталонии» (Esquerra Republicana de Catalunya) и «Кандидатура народного единства» (CUP) в сумме набирают 47,5% голосов, что гарантирует им получение 70 из 135 мест в парламенте (на два меньше, чем по итогам выборов-2015). Для контроля над парламентом им нужно было получить в свое распоряжение 68 мандатов.

www.kommersant.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *