Мусульманские страны, мусульманский мир, Восток, города – портал «Ислам Сегодня»

Мусульманские страны играют все большую роль в современных международных отношениях. Мусульманское население планеты стремительно растет и, как предполагают международные эксперты, к 2050 году количество мусульман превысит количество христиан в мире.

Мусульманский мир – отныне это не только традиционные страны Востока, но и огромные общины по всему миру. Что уж говорить, если даже в Лондоне активно работает более сотни мечетей, а самым популярным именем в Великобритании является Мухаммад. Большие мусульманские общины есть во всех странах мира — то, что не смогла сделать война, сделала глобализация: именно глобализация помогла распространить Ислам почти на весь мир. Вот он, парадокс: многие века европейские страны боролись с мусульманами, а сейчас количество верующих в Германии, Франции и других наиболее экономически развитых странах Европейского Союза стремительно растет. И обусловлено это как активной иммиграцией, так и высокими демографическими показателями мусульманских народов. Демографический рост достиг максимума в 1962-1963 гг., после чего началось его медленное падение. Наиболее быстро, в 4 раза, выросло число жителей Ирана и в 3,6 раза увеличилось пакистанское население. В Турции, согласно оценкам ООН, численность жителей выросла ровно втрое, а в Афганистане — аж в 2,5 раза!

Мусульманские страны – это Азербайджан, Казахстан, Киргизия, Таджикистан, Туркмения, Узбекистан, Афганистан, Иран, Пакистан, Турция, Бангладеш, Бруней, Индонезия, Малайзия, Мальдивы, Бахрейн, Ирак, Иордания, Йемен, Катар, Кувейт, Ливан, Палестина. Также среди исламских стран – ОАЭ, Оман, Саудовская Аравия, Сирия, Джибути, Египет, Коморские острова, Сомали, Судан, Танзания, Эритрея, Эфиопия, Алжир, Западная Сахара, Мавритания, Ливия, Марокко, Тунис, Буркина-Фасо, Гамбия, Гвинея, Гвинея-Бисау, Мали, Нигер, Нигерия, Сенегал, Сьерра-Леоне, Чад.

Мусульманский Восток существенно пополняется и за счет мусульман Индии, где, по данным переписи 2001 г., их численность составляла не менее 140 млн человек (13,4% населения). Серьезно разнятся оценки количества мусульман в Китае. По данным ООН, их численность достигает 20 млн человек. Однако есть и более высокие оценки в 60 и даже 90 млн! Также нельзя оставить без внимания и мусульманское население России: если раньше говорили, что количество мусульман в России достигает 10-15 миллионов, то сейчас, как правило, называют цифру уже в 20-25 миллионов. Это связано с бурной демографической ситуацией на Северном Кавказе и активным притоком рабочей силы из стран Среднего Востока. В 2012 году Президент Татарстана Рустам Минниханов заявил, что каждый шестой житель России — мусульманин. Даже сейчас мусульманская цивилизация рассматривает Россию как часть глобального мусульманского мира.

Ниже приведена экспертная оценка того, как будут развиваться мусульманские страны и мусульманское общество в целом и каких показателей достигнет мусульманское население планеты к 2050 году.

Джибути: 2010 год – 0,9 млн, к 2050 году – 1,5 млн.

Египет: 2010 год – 84,5 млн, к 2050 году – 129,5 млн.
Коморские острова: 2010 год – 0,7 млн, к 2050 году – 1,2 млн.
Сомали: 2010 год – 9,4 млн, к 2050 году – 23,5 млн.
Судан: 2010 год – 43,2 млн, к 2050 году – 75,9 млн.
Танзания: 2010 год – 45,0 млн, к 2050 году – 109,5 млн.
Эритрея: 2010 год – 5,2 млн, к 2050 году – 10,8 млн.
Эфиопия: 2010 год – 85,0 млн, к 2050 году – 173,8 млн.

Мусульманская демография в североафриканских странах заслуживает особенного внимания.

Алжир: 2010 год – 35,4 млн, к 2050 году – 49,6 млн.
Западная Сахара: 2010 год – 0,5 млн, к 2050 году – 0,9 млн.
Мавритания: 2010 год – 3,4 млн, к 2050 году – 6,1 млн.
Ливия: 2010 год – 6, 5 млн, к 2050 году – 9,8 млн.
Марокко: 2010 год – 28,8 млн, к 2050 году – 42,6 млн.
Тунис: 2010 год – 10,4 млн, к 2050 году – 12,7 млн.

Также существенно пополнится количество мусульман в Западной и Центральной Африке. В середине прошлого столетия в этом регионе проживало около 18% населения планеты. К 2000 году эта доля выросла до 22%. Согласно среднему варианту прогноза ООН, ее увеличение только продолжится и будет составлять 26% в 2030 и 29% в 2050 году. Таким образом, за столетие рост удельного веса населения стран и регионов с исламским большинством вырастет почти до 30%.

Буркина-Фасо: 2010 год – 16,3 млн, к 2050 году – 40,8 млн.
Гамбия: 2010 год – 1,8 млн, к 2050 году – 3,8 млн.
Гвинея: 2010 год – 10,3 млн, к 2050 году – 24,0 млн.
Гвинея-Бисау: 2010 год – 1,7 млн, к 2050 году – 3,6 млн.
Мали: 2010 год – 13,3 млн, к 2050 году – 28,3 млн.
Нигер: 2010 год – 15,9 млн, к 2050 году – 58,2 млн.
Нигерия: 2010 год – 158,3 млн, к 2050 году – 289,1 млн.
Сенегал: 2010 год – 12,9 млн, к 2050 году – 26,1 млн.
Сьерра-Леоне: 2010 год – 5,8 млн, к 2050 году – 12,4 млн.
Чад: 2010 год – 11,5 млн, к 2050 году – 27, 8 млн.

Коротко рассмотрим мусульманские страны Центральной Азии. В эту группу стран вошли пять новых постсоветских государств Закаспия и Азербайджан, располагающийся на западном берегу Каспийского моря.

Азербайджан: 2010 год – 8,9 млн, к 2050 году – 10,6 млн.
Казахстан: 2010 год – 15,8 млн, к 2050 году – 17,9 млн.
Киргизстан: 2010 год – 1,7 млн, к 2050 году – 6,9 млн.
Таджикистан: 2010 год – 7,1 млн, к 2050 году – 11,1 млн.
Туркменистан: 2010 год – 5,2 млн, к 2050 году – 6,8 млн.
Узбекистан: 2010 год – 27,8 млн, к 2050 году – 36,4 млн.

Нужно также отметить мусульманские страны, расположенные в Западной части Азии, от Турции до Пакистана. В середине прошлого века численность жителей в регионе равнялась примерно 133 млн, однако к концу столетия она предположительно увеличится до 302 млн человек.

Афганистан: 2010 год – 29,1 млн, к 2050 году – 74,0 млн.
Иран: 2010 год – 75,1 млн, к 2050 году – 97,0 млн.
Пакистан: 2010 год – 184,8 млн, к 2050 году – 335,2 млн.
Турция: 2010 год – 75,7 млн, к 2050 году – 97,4 млн.

Мусульманские страны Южной и Юго-Восточной Азии – это, прежде всего, Индонезия и Бангладеш, среднюю позицию занимает Малайзия, а завершают парад Бруней и Мальдивы.

Бангладеш: 2010 год – 164,4 млн, к 2050 году – 222,5 млн.
Бруней: 2010 год – 0,4 млн, к 2050 году – 0,7 млн.
Индонезия: 2010 год – 232,5 млн, к 2050 году – 288,1 млн.
Малайзия: 2010 год – 27,9 млн, к 2050 году – 39,7 млн.
Мальдивы: 2010 год – 0,3 млн, к 2050 году – 0,5 млн.

Нельзя обойти вниманием и страны Юго-Западной Азии. Здесь нет ярко выраженных лидеров по количеству мусульманского населения – ареал является сердцем исламского мира, концентрирует такие священные мусульманские города, как Мекка и Медина.

Бахрейн: 2010 год – 0,8 млн, к 2050 году – 1,3 млн.
Ирак: 2010 год – 31,5 млн, к 2050 году – 64,0 млн.
Иордания: 2010 год – 6,5 млн, к 2050 году – 10,2 млн.
Йемен: 2010 год – 24,3 млн, к 2050 году – 53,7 млн.
Катар: 2010 год – 1,5 млн, к 2050 году – 2,3 млн.

Кувейт: 2010 год – 3,0 млн, к 2050 году – 5,2 млн.
Ливан: 2010 год – 4,3 млн, к 2050 году – 5,0 млн.
Палестина: 2010 год – 4,4 млн, к 2050 году – 10,3 млн.
ОАЭ: 2010 год – 4,7 млн, к 2050 году – 8,3 млн.
Оман: 2010 год – 2,9 млн, к 2050 году – 4,9 млн.
Саудовская Аравия: 2010 год – 26,2 млн, к 2050 году – 43,7 млн.
Сирия: 2010 год – 22,5 млн, к 2050 году – 36,9 млн.

Итого, по данным экспертов, мусульманское население мира к 2050 году составит более 2652,5 млн человек, то есть около 29% от всего населения мира. Для сравнения: еще совсем недавно, в 1950 году, количество верующих не превышало 17,5%. Мусульманская цивилизация увеличивается как никогда, но одновременно с этим она слаба как никогда: следует откровенно признать, что большая часть мусульман в европейских и иных западных странах являются этническими мусульманами – многие из них не живут по законам Шариата, а некоторые даже отвергают основные постулаты исламской веры.

islam-today.ru

Ислам по странам

TR | UK | KK | BE | EN |
ислам по странам и, ислам по странам
Ислам является второй по многочисленности религией, её исповедуют от около 1,2-1,3 до 1,77 млрд. мусульман (то есть 22,74 % населения Земли). Исламские уммы охватывают более 120 стран, в основном в Западной, Южной и Юго-Восточной Азии и Северной Африке, из которых в 35 составляют большинство населения, а в 28 странах являются государственной религией — Египет, Саудовская Аравия, Марокко, Кувейт, Иран, Ирак, Пакистан и другие.

Содержание

  • 1 Государства, в которых ислам — преобладающая религия
  • 2 Регионы, в которых ислам — самая многочисленная религия
  • 3 Ислам по странам
  • 4 Ссылки
  • 5 Литература

Государства, в которых ислам — преобладающая религия

В настоящем разделе приводится перечень государств, в которых большинство населения принадлежит к числу мусульман.

  • Азербайджан Азербайджан — Азербайджанская Республика
  • Албания Албания — Республика Албания
  • Алжир Алжирская Народная Демократическая Республика
  • Афганистан Афганистан — Исламская Республика Афганистан
  • Бангладеш Бангладеш — Народная Республика Бангладеш
  • Бахрейн Бахрейн — Королевство Бахрейн
  • Бруней Бруней — Бруней Даруссалам
  • Буркина-Фасо Буркина-Фасо — Демократическая Республика Буркина Фасо
  • Гамбия Гамбия — Республика Гамбия
  • Гвинея Гвинея — Республика Гвинея
  • Гвинея-Бисау Гвинея-Бисау — Республика Гвинея-Бисау
  • Джибути Джибути — Республика Джибути
  • Египет Египет — Арабская Республика Египет
  • Индонезия Индонезия — Республика Индонезия
  • Иордания Иордания — Иорданское Хашемитское Королевство
  • Ирак Иракская Республика
  • Иран Иран — Исламская Республика Иран
  • Йемен Йеменская Республика
  • Казахстан Казахстан — Республика Казахстан
  • Катар Катар — Государство Катар
  • Северный Кипр Северный Кипр
  • Кыргызстан Кыргызстан — Кыргызская Республика
  • Коморы Коморы — Федеративная Исламская Республика Коморы
  • Республика Косово Республика Косово
  • Кот-д’Ивуар Кот-д’Ивуар — Республика Кот-д’Ивуар
  • Кувейт Кувейт — Государство Кувейт
  • Ливан Ливан — Ливанская Республика
  • Ливия Ливия — Ливийская Республика
  • Мавритания Мавритания — Исламская Республика Мавритания
  • Малайзия Малайзия — Малайская Федерация
  • Мали Мали — Республика Мали
  • Мальдивы Мальдивы — Мальдивская Республика
  • Марокко Марокко — Королевство Марокко
  • Нигер Нигер — Республика Нигер
  • Нигерия Нигерия — Федеративная Республика Ниге

www.turkaramamotoru.com

Ислам — Российская Империя — история государства Российского

  • В переводе с арабского, слово «ислам» означает «смирение (перед Богом)». Это производное от корневых букв «слм» существительного «салам» (означающего «мир») и глагола «аслама» (означающего «покорился»).
  • Мусульмане верят, что Ислам — религия, которая принесет мир человечеству, когда люди вверятся Богу и покорятся его воле.
  • Мусульмане считают, что Бог выражает свою волю через Коран — книгу, явленную его пророку Мухаммеду.
  • Ислам — подчеркнуто-бескомпромиссно монотеистическая религия, требующая строгого соблюдения религиозных правил.

 

Мусульмане ведут отсчет своего календаря с июля 622 — даты переселения Мухаммеда из Мекки в Медину, носящего название «хиджра».
Политическая власть Мухаммеда усилилась после его побед на своими противниками из Мекки, особенно при осаде Медины в 627.

Мухаммед (около 570 — 632) происходил из племени кюреш, которое охраняло священную гробницу Каабав арабских торговцев г. Мекка. В 610 Мухаммеду было первое откровение, по которому ему поручалось проповедовать против идолопоклонничества и многобожия арабских племен. В 622 он привел своих последователей в Медину, где к своему духовному лидерству добавил и политическую власть. К 632, перед смертью Мухаммеда, исламом или мирными договорами с пророком уже была охвачена вся Аравия. Мусульмане верят, что в течение более 20 лет Мухаммед получал откровения от Бога (Аллаха) через архангела Джибрила (Гавриила). Эти откровения соста-вили Коран (буквально «Изложение»), священное писание ислама. Мухаммеду стало известно, что Бог даровал Священное писания Мусе (Моисею) — Пятикнижие, Да-уду (Давиду) — Псалтырь, и Исе (Иисусу) — Новый Завет. Вера в эти священные писания является элементом мусульманской религии. Следующими по важности письменными реквизитами исламской веры являются сборники о высказываниях и деяниях Пророка — сунны, согласно которым Пророк признается образцом послушания воле Божьей. Мусульмане считают, что именно ислам был религией Адама и всех пророков, ниспосланных Богом, чтобы вернуть человека на путь истинный. Среди прочих пророков они почитают Авраама, Моисея и Иисуса, но Мухаммед является главным пророком, поскольку Коран содержит более полные и поздние откровения.

 

Толпа паломников в Мекке, собравшаяся для молитвы в период ежегодного хаджа. Считается, что мусульманину положено совершить хадж хотя бы раз в жизни, если ему позволит здоровье и финансовое положение.

Шариат – исламский закон

Шариат — судебно-правовая система, регулирующая жизнь тех, кто исповедует ислам, — признан в ряде стран исламского мира. Начинается шариат с изложения Пяти столпов веры, подробно определяющих религиозные обязанности для паломников, правила для молящихся, а также особые законы, затрагивающие вопросы семьи (брак, охрана детства, наследство). Предусмотрены и наказания за определенные нарушения, как, например, отсечение руки за кражу или вырывание 30 ресниц за употребление алкоголя. Поведение разделяется на действия, которые расцениваются как похвальные («мандуб») или наказуемые («макрух»). Ниже отмечена роль шариата в тех странах, где проживает много мусульман.
Страны, где действует только исламский закон: Афганистан, Джибути, Иордания, Иран, Кувейт, Ливия, Мальдивские острова, Мавритания, Оман, Пакистан, Саудовская Аравия, Судан, Объединенные Арабские Эмираты и Йемен. (Азартные игры и употребление алкоголя запрещены в Афганистане, Алжире, Бангладеш, Брунее, Джибути, Иране, Кувейте, Ливии, Мавритании, Омане, Пакистане, Катаре, Саудовской Аравии, Объединенных Арабских Эмиратах и Йемене).
Страны, где действует сочетание исламского и светского законов: Алжир, Бангладеш, Коморские острова, Египет, Ирак, Мали, Марокко, Катар, Сомали и Сирия. В Брунее светский и исламский законы сосуществуют бок о бок.
Страны исламского мира, где действует только светский закон: Албания, Азербайджан, Бахрейн, Босния и Герцеговина, Чад, Гамбия, Гвинея, Индонезия, Казахстан, Кыргызстан, Малайзия, Нигер, Сенегал,Таджикистан,Турция, Туркменистан и Узбекистан.
Страны, где ислам является государственной религией, установленной законом: Алжир,Бахрейн, Бангладеш,Бруней, Коморские острова,Египет, Иран, Ирак, Иордания, Кувейт, Ливия, Малайзия, Мальдивские острова, Мавритания, Марокко, Оман, Пакистан, Катар, Саудовская Аравия, Тунис и Объединенные Арабские Эмираты. (В Ливане ислам является одной из двух государственых религий. В Индонезии наряду с исламом признаны государством еще пять религий).
Страны исламского мира, где ограничена свобода других религий: Афганистан, Иран, Ирак, Ливия, Малайзия, Пакистан, Саудовская Аравия,Судан,Турция и Йемен.

  • Исламский закон носит название «шариат» (что означает «путь к источнику»).
  • Область объектов исламского закона шире, чем область влияния светского законо, поскольку шариат охватывает не только отношение человека к государству и к соседу, как в светском законе, но также и отношение человека к Богу.

 

Крупнейшие исламские сообщества

 

Верующие

(млн. чел)

 

 

Сунниты

Шииты

Всего

Индонезия

172,84

 

172,84

Пакистан

100,13

26,7

126,83

Бангладеш

108,67

 

108,67

Индия

79,0

26,0

105,0

Турция

62,53

62,53

Иран

3,52

58,22

61,74

Египет

54,81

 

54,81

Нигерия

51,96

 

51,96

Алжир

28,43

 

28,43

Марокко

26,66

26,66

Судан

22,68

 

22,68

Афганистан

19,04

3,40

22,44

Ирак

7,39

13,39

20,78

Узбекистан

20,42

20,42

Саудовская Аравия

17,59

0,62

18,21

 

Крупнейшие исламские меньшинства

 

Верующие

 

(млн. чел)

Китай

18,0

Эфиопия

17,06

Россия

6,0

США

3,8

Филиппины

3,28

Франция

3,21

Камерун

2,97

Гана

2,43

Таиланд

2,42

Мозамбик

2,32

 

 

Мечеть в Куруме, Оман. На возвышающемся справа минарете видна галерея для муэдзина, чья обязанность -созывать мусульман на молитву пять раз в сутки.

Столпы веры

  • Существует пять главных религиозных обязанностей в исламе, которые обозначаются как «Пять столпов».
  • Задача «Пяти столпов» — развитие духа подчинения Богу.

 

 

Пять столпов ислама были составлены вскоре после смерти Мухаммада с целью обобщить фундаментальные религиозные обязанности мусульманского общества. Сектой Хаваридж был добавлен и Шестой столп, «джихад», но не был принят мусульманским обществом. Пять столпов веры включают:

Исповедание веры

Основной постулат ислама выражается в «шахада», средоточии веры мусульман: «Нет Бога кроме Аллаха,и Мухаммад — пророк его!» Из этого основополагающего убеждения происходит и вера в ангелов (особенно Джебрила), в священного писания иудейской и христианской веры наряду с Кораном, в пророков, в Конец Света и в День Страшного Суда.

Молитва

Молиться положено пять раз в день — на рассвете, в полдень, в середине дня, на заходе солнца и перед отходом ко сну. Совершив омовение, мусульманин поворачивается лицом по направлению к Мекке и молится в мечети вместе с другими верующими или индивидуально в любом месте, чистым для свершения ритуала, часто используя при этом молитвенный коврик. Каждая молитва состоит из ряда «поклонов», например, двух поклонов на рассвете и четырех в середине дня. Процедура поклона определяется предписанной последовательностью движений. Молящийся стоит на коленях, при поклонах касается лбом земли, а выпрямляясь, возвращается в положение на коленях. Каждое движение сопровождается чтением стиха из Корана. Присутствие на службе в мечети не является обязательным, но днем в пятницу мужчины должны быть на молитве в приходской мечети. (Мечеть выполняет также и образовательную функцию — дает как уроки углубленной теологии, так и советы по религиозному поведению детей).

Пожертвование

Мусульмане при достаточном годовом доходе делают пожертвование под названием «закят» (очи-щение). Оно очищает жертователя и легализует остальную часть его доходов. Закят собирается правительством с целью распределения между бедными.

Посты

Мусульмане постятся ежедневно начиная со времени незадолго до восхода солнца вплоть до за-ката в течение исламского месяца рамазан, когда, как веруют они, впервые был явлен Коран. Постящийся не ест, не пьет и не курит. От поста, однако, освобождаются престарелые, больные и дети.

 

Паломничество

Паломничество в Мекку (хадж) каждый имеющий такую возможность мусульманин предпринимает хотя бы раз в жизни. Паломничество происходит в течение исламского месяца зульхиджа.
Джихад — еще одна религиозная обязанность. Она состоит в борьбе против видимого врага или против собственных страстей. Если мусульманам или исламу что-либо угрожает, мусульманин обязан встать на их защиту.

Исламские конфессии

  • Две главные конфессии ислама — суннизм и шиизм (шиитский ислам).
  • Хотя большинство мусульман сунниты, в Иране доминируют шииты — около 93%.

 

 

 

 

Камень Кааба в Большой мечети в Мекке глубоко почитается мусульманами. Куб неправильной формы выс. 12 м закрывает свящ. камень шир. 2 м и предположительно метеоритного происхождения. Мухаммад верил, что камень послан архангелом Джебрилом пророку Иб-рахиму (Аврааму).

 

Основные различие между суннитами и шиитами лежит в убеждении последних, что Божий дар пророка наследуется его потомками, в которых реализуются высшие духовные и политические полномочия. Сунниты верят, что истинная вера определяется согласием общества. Суннитские ха-лифы осуществляли только политические, но не духовные полномочия — халифат исторически перестал существовать в 1924 в Турции. От шиитов ответвились еще несколько конфессий, включая исмаилитов и зейдитов, но наибольшую известность получили итна ашарийа («последова-тели 12-го имама»), которые верят, что 12-й преемник Мухаммада по прямой линии (12-й имам) исчез (так называемый «скрытый имам») и появится в обличий махди (мессии) перед концом света. Толкуют скрытого имама и реализуют его полномочия так называемые муджтахиды, высшие носители религиозных знания. Таким муджтахидом был признан в Иране аятолла (буквально «знак Божий») Хомейни. Другие шииты почитают живых имамов, как это делают, например, последо-ватели Ага-Хана, который провозгласил себя прямым потомком пророка Мухаммада через 7-го имама — Исмаила.
Шииты, включая последователей 12-го имама, доминируют в таких странах, как Азербайджан, Бахрейн, Иран и Ирак, зейдиты превалируют в Йемене. В Омане преобладает секта ибадитов, которую не относят ни к суннитам ни к шиитам.
Исламская мистическая традиция, или суфизм, имеет приверженцев и среди суннитов,  среди шиитов. Многие его ордена и сообщества возглавляются назначаемыми или наследными шейхами, или пирами (духовными наставниками), а их предшественников почитают как святых. Миссионеры-суфисты сыграли важную роль в распространении ислама в Африке и Азии.
Исключение составляет немногой, секта друзов в Сирии и Ливане, опирающаяся на эклектическую доктрину.

Четыре суннитские школы Закона Божьего

Ханафи: доминирует в Афганистане, Бангладеш, Джибути, Иордании, Казахстане, Кыргызстане, Ливане, Пакистане, Палестине, Сирии, Таджикистане, Турции, Туркменистане и Узбекистане. *В Египте имеют значение три исламские школы — ханафи, малик и шаф.
Ханбали: этой школы придерживаются в Катаре и Саудовской Аравии.
Малик: Алжир, Чад, Египет (*), Гамбия, Гвинея, Кувейт, Ливия, Мали, Мавритания, Марокко, Нигер, Сенегал, Судан и Тунис.
Шаф: Бруней, Коморские острова, Египет (*),Индонезия,Малайзия, Сомали и Объединенные Арабские Эмираты.

Мусульманское сообщество

  • Ислам как мировоззрение — это религия миссионерского типа, ставящая своей задачей привести всех мужчин в Дом Веры («дар-аль-ислам»).
  • Ислам предоставляет особый статус последователям родственных религий — иудаизму и христианству, которые существуют как меньшинства в условиях протекционизма во многих мусульманских странах.

 

Хотя ислам объединил многие очень разные расы и культуры, всех их связывает общая вера и ощущение принадлежности к единому обществу. С потерей политической власти во времена Западного колониализма XIX и начала XX вв. понятие исламского общества не стало слабее, а еще более упрочилось.

 

Это обстоятельство в сочетании с открытием огромных нефтяных ресурсов помогло различным мусульманским странам обрести политическую свободу и независимость в середине XX в. 

ГИННЕСС. Большая книга Знаний, Guinness Publishing Ltd. — Ислам.

www.rusempire.ru

Исламские страны Азии | Гонения на христиан

С 1986 года в Пакистане действуют законы, которые позволяют приговорить к смертной казни христиан, индуистов, ахмадитов и представителей прочих немусульманских меньшинств по обвинению в «богохульстве».

3 декабря произошла очередная трагедия, которая осталась незамеченной большинством западных СМИ: католическая монахиня шведского происхождения Баргетта Эмми (Bargetta Emmi), занимавшаяся миссионерством в Пакистане в течение целых 40 лет, была жестоко расстреляна исламистами. Ее единственный проступок заключался в том, что она пыталась помочь молодым пакистанкам продолжить учебу… Кроме того, стоит отметить и еще один случай, который оставили без внимания характерные столь избирательным возмущением СМИ: 15 декабря в итальянском Бергамо по инициативе пакистанской НКО «Южно-Азиатская ассоциация меньшинств» состоялся «День борьбы с преследованием христиан». Во время этого семинара пакистанские священники и правозащитники рассказали собравшимся о тяжелейшем положении христиан и немусульманских меньшинств в стране, где главным источником законов служит шариат, а принятые в 1986 году законодательные меры позволяют приговорить к смерти всех «хулителей» ислама.

Так, пункты А, В и С статьи 295 пакистанской Конституции позволяют приговорить к смертной казни христиан, индуистов, ахмадитов, шиитов и прочих «неверных» по обвинению в «богохульстве». Так, например, на основании этих исламских законов к смертной казни была приговорена Азия Биби за то, что она пила из «мусульманского колодца», а обвинили в «осквернении ислама». Губернатор провинции Пенджаб Салман Тасир, который позволил себе критически отозваться об этом процессе, был убит в январе 2011 года. Тем не менее, его убийце Мумтазу Кадри (сейчас он находится в камере временного содержания) высшую меру так и не дали: во время первого слушания по его делу его с триумфом встретили тысячи исламистов, которые грозили убить похищенного талибами сына губернатора-мученика, если преступника не выпустят на свободу…

Напомним также, что после убийства Салмана Тасира от рук исламистов 2 марта 2012 года также погиб бывший министр по делам меньшинств Шабхаз Бхатти (христианин), который также защищал Азию Биби и требовал отмены закона о богохульстве. Сегодня радикалы угрожают членам его семьи. В июле этого года произошел еще один трагический, но, к сожалению, обычный для Пакистана случай. 14-летнюю христианку Римшу (девушка страдает от умственного расстройства) из расположенной неподалеку от Исламабада деревни Махра Абад обвинили в богохульстве и сожжении страниц из Корана. Позднее правоохранительные органы доказали, что страницы были намеренно сожжены имамом, обвинившим девушку, но против него также выступил один из его бывших прихожан.

Тем не менее, пакистанские исламистские организации все равно грозили Римше расправой. Членам ее семье пришлось уехать из деревни, сменить имена и скрываться, чтобы не погибнуть от рук радикалов. Что еще хуже — ни один адвокат, министр или журналист не решается вступиться за Римшу из страха погибнуть. Чтобы отпугнуть от активных действий пакистанских правозащитников, исламисты предупредили советника премьер-министра по делам меньшинств (брат Шабхаза Бхатти), что, если он поможет Римше и ее близким найти убежище за границей, его сразу же убьют…

Пакистан, этот странный «союзник» Запада (это государство всегда покровительствовало талибам и Бин Ладену), с 1990 года продвигает в Организации исламского сотрудничества и Организации объединенных наций идею о принятии во всем мире законов, наказывающих за «исламофобию». Тем не менее, Пакистан давно зарекомендовал себя любителем двойных стандартов и неизменно идет во главе стран, где меньшинствам приходится тяжелее всего.

Вот еще один яркий тому пример (пресса о нем опять-таки молчит): в августе 2012 года христианина Зафара Гхатти признали виновным в богохульстве за то, что тот отправил «кощунственное» SMS на номер имама. На самом деле сообщение было отправлено с SIM-карты, которая была куплена на его имя без его ведома. Сегодня Зафар Гхатти гниет за решеткой. Из-за угроз расправы его семья уехала из Исламабада и сейчас вынуждена скрываться. В стране «правоверных» ненависть к христианам не просто носит открытый характер, но и пользуется популярностью.

Так, например, знаменитый бывший чемпион Пакистана по крикету Имран Хан, который раньше был капитаном национальной сборной по этому спорту, а сегодня выступает кандидатом на президентских выборах от поддерживающей талибов партии «Техрик-е-Инсаф» (Движение за справедливость), сделал такое заявление: «Пока я жив, в нашу сборную не попадет ни один христианин, даже если он будет играть лучше мусульман». Более того, по его словам, «все, кто оскорбляет ислам, заслуживают смерти»… Можно было бы привести в пример тысячи других случаев преследования христиан, ахмадитов, шиитов, индуистов и представителей прочих меньшинств.

Так, 4 декабря этого года в деревне Гулам Наби Шах 6-летнюю индуистку Важанти Мегхвар изнасиловала группа исламистов. Девочка прошла уже через несколько операций, а ее жизнь все еще находится в опасности. Что еще более невероятно, когда ее родственники обратились к властям с требованием справедливого суда, им ответили, что ничего не могут сделать… В большинстве случаев, когда западные государства официально не вмешиваются в процесс (как это было с Азией Биби), оказавшихся под ударом «неверных» никто даже не пытается защитить. Дело в том, что в рамках действующих в Пакистане законов шариата, показания женщины или немусульманина никогда не будут иметь в глазах судей тот же вес, что и слова «правоверного».

«Нечестивцы» не могут рассчитывать ни на правосудие, ни на солидарность их друзей-мусульман, которым грозят расправой исламисты. В Пакистане, как и некоторых других мусульманских государствах, неверный ни за что не сможет стать главнокомандующим, высокопоставленным чиновником или кандидатом на президентских выборах. Христиане не могут возвести церковь или отреставрировать ее без разрешения властей, которые обычно отвечают на запросы отказом. Они не могут открыто говорить о своем вероисповедании и обязаны ходить на уроки Корана в школе.

Немусульманские девушки, которых насилуют и похищают, не могут подать заявление против мучителей. В лучшем случае они выходят замуж за насильников и переходят в ислам, так как полицейские отказываются выслушать их или даже составляют поддельные рапорты, которые перекладывают вину на них самих. Отсюда и грустные слова бывшего министра по делам меньшинств Шахбаза Бхатти: «У нас нет ни голоса, ни земли, мы — чужаки в собственной стране».

Сейчас, когда Европа изо всех сил стремится искоренить малейшие следы «исламофобии», о которой трубят исламские страны, сами они совершенно официально и без стеснения следуют совершенно открытой христианофобии без какой-либо ответной реакции со стороны наших лидеров. Однако их молчание может о многом рассказать. Итак государства, преследующие христианские меньшинства, — это Пакистан, Саудовская Аравия, Кувейт, Турция и прочие наши «друзья».

Запад мог бы оказать на них давление, чтобы они отменили или хотя бы смягчили меры, узаконившие преследование христиан. Как бы то ни было, разница между исламофобией и христианофобией заключается в том, что с первой повсюду ведется борьба «благодаря» давлению мусульманских стран, а вторая неизменно встречает терпимое отношение: в первую очередь это касается западных государств, которые отказались от христианских корней в пользу самоубийственного культурного релятивизма и искупительного коллективного мазохизма.

Александр Дель Валь

ИноСМИ со ссылкой на «Atlantico»

21.12.2012

Молодая христианка была обвинена в богохульстве, после того как отказалась обратиться в ислам по настоянию ее родственников. — сообщает Христианскому Мегапорталу invictory.org фонда Варнава.

Двадцатишестилетняя Шамим Биби, которая имеет трехмесячную дочь, была арестована 28 февраля. Ей предъявлено обвинение по статье 295-С УК Пакистана, предусматривающей смертную казнь за «оскорбление имени Мухаммеда».

Она была обвинена соседями в том, что допустила оскорбительных замечаниях в адрес Мухаммеда, находясь во дворе своего дома в Хичивала, округа Бахавалнагар, в штате Пенджаб. Это произошло спустя три дня после того как ее невестка и племянники обратилась в ислам и принуждали ее к тому же. Ее брат Ильяс Масих сказал: «Она отказалась и сказала, что ее все устраивает ее вере, и она не собирается ее менять».

По всей видимости, ее невестка рассказала местным мусульманам, что Шамим оскорбила Муххамеда, а те уже сообщили об этом местному духовному лидеру. Он уже в свою очередь составил заявление о факте богохульства в полиции. Узнав об этом, множество жителей деревни собрались возле дома Шамим, требуя «строго наказать» молодую христианку.

Семья Шамим полагает, что причина обвинения кроется в ее отказе обратиться в ислам. Один из упомянутых в заявлении свидетелей, признался, что в действительности не был на том месте, когда произошел инцидент.

Шурин Шамим, Шахбаз Масих, подверг сомнению заявления другого свидетеля, который работает водителем на моторикше. Шахбаз говорит: «Он развозит детей и не мог быть дома, поскольку инцидент произошел, когда в школе заканчивались уроки».

Пакистанский закон о богохульстве часто используется против христиан и других немусульман. Они очень уязвимы для подобного рода обвинения, тем более что судебная система в соответствии с учением шариата всегда принимает сторону мусульман.

Получивший широкую огласку случай с Асией Биби, христианкой, ожидающей смертной казни за богохульство, привлек международное внимание к проблеме этого закона, но, несмотря на призывы реформировать этот закон, ничего не изменилось, и как мы видим он по-прежнему используется против христиан.

И хотя до сего дня в Пакистане еще никто не был казнен за богохульство, некоторые из обвиненных были убиты ревностными мусульманами после их освобождения, а их родных стали жестоко преследовать. Многие подозреваемые провели долгие месяцы и даже годы в заключении, ожидая решения суда.

22 Марna 2012

С начала 2010 года в Индонезии власти закрыли или разрушили уже более 50 церквей. Часто это происходило в результате давления со стороны объединений исламистов.

По сообщениям Форума взаимодействия христиан Джакарты (The Jakarta Christian Communication Forum, FKKJ), объединяющего лидеров всех деноминаций, 47 церквей были закрыты в 2010 году, а ещё 9 закрылись за первые четыре месяца 2011 года.

В качестве официальных поводов для закрытий обычно назывались «использование зданий для проведения богослужений без специального на то разрешения» или «количество прихожан, меньшее, чем минимально разрешённое – 60 человек».

В большинстве случаев меры по закрытию церквей принимались после протестов со стороны радикальных мусульман. Особенно часто это происходило в регионах, где сильное влияние имеет Фронт Защитников Ислама (Islamic Defenders Front).

Недавний случай с христианской церковью Ясмин (GKI Yasmin Church) в городе Богор, провинции Западная Ява – пример явной дискриминации со стороны властей. Община собирается на улице перед недостроенной церковью с 2008 года, когда было аннулировано разрешение на строительство здания. Власти города Богор, возглавляемые мэром, отказались выполнять постановление Верховного суда о возобновлении строительства, принятое в декабре 2010 года. Мэр заявил, что церкви нельзя строить на улицах с мусульманским названием. Церковь Ясмин же располагается на улице, названной в честь исламского лидера из провинции Западная Ява.

Но церкви не только сталкиваются с дискриминацией со стороны властей, а еще и с атаками экстремистов. 25 сентября смертник подорвал себя в церкви Bethel Injil Sepuluh в городе Соло, провинции Центральная Ява в момент, когда люди выходили из здания после собрания. В результате взрыва пострадали 28 человек.

Форум (FKKJ) даёт целый ряд советов для церквей, сталкивающихся с проблемами во взаимоотношениях с властями. Рекомендуется, например, знать законы и отвечать, действуя в их рамках, пытаться установить конструктивный диалог с местными мусульманскими лидерами,  встречаться с гражданскими властями и инициировать позитивную деятельность в городе. Сообщается, что христиане в Индонезии «хотят быть благословением для общества и страны».

Фонд Варнава

21 Октября 2011

В пакистанской деревне в 40 км от Фейсалабада убита девушка-христианка, отказавшаяся обратиться в ислам и выйти замуж за мусульманина, — сообщает Христианский Мегапортал invictory.org со ссылкой на «Седмицу.RU».

18-летняя Мария Маниша была застрелена мусульманином по дороге на источник питьевой воды, куда она направлялась вместе со своей матерью. По свидетельству матери, 28-летний мусульманин Ариф Гуджар громко кричал, нападая на Марию и угрожая ей пистолетом: «Ты красивая девушка, ты должна принять ислам и быть моей женой!», — пишет Fides. Девушка пыталась спастись от нападавшего и была застрелена.

Местный католический священник подтвердил факт принуждения Марии к обращению в ислам и замужеству со стороны Арифа, заявив, что причиной убийства стал ее отказ.

Информация об убийстве, произошедшем 27 ноября, поступила в СМИ только 2 дня назад. Полиция арестовала Арифа Гуджара. Ведется расследование. Родители убийцы – состоятельные землевладельцы – несколько раз приходили к семье убитой девушки, предлагая деньги и пытаясь спасти сына от суда и тюремного заключения.

Католическая община Фейсалабада уже расценила смерть девушки как «мученичество за веру» и направила свидетельство в Ватикан.

Генеральный викарий Фейсалабада Халид Рашид заявил в интервью Fides, что «случаи, подобные этому, происходят в Пенджабе каждый день».

Не так давно европейские СМИ писала о 20-летней христианке Сони Биби, избитой и изнасилованной группой мусульман, и о 12-летней Ребекке Биби, потерявшей зрение после избиения своим работодателем-мусульманином.

6 Декабря 2011

persecutionchrist.wordpress.com

25. Исламская концепция идеального государства.

Концепцией идеального исламского государства и целью его политической власти является управление сообществом по Законам, данным Богом. Это не означает, однако, что в таком государстве неизбежна теократия – прямое правление религиозно образованных людей, равно как и автократия, которой присуща абсолютная власть правителя.

По мере развития исламского права развивается и исламская концепция государства. А.Х. Саидов отмечает, что все предложения о реформе в исламском государстве и праве противоречили традиционной исламской доктрине, согласно которой божественные предписания непреложны и не должны укладываться в законодательные рамки. Тем не менее, процесс законодательных реформ начался, и в сферу отношений, которые раньше регламентировались лишь исламским правом, вторглись нормативные источники европейского происхождения. Этот процесс, начавшийся в середине XIX в., затронул, прежде всего, сферы, в которых конфликт с традиционным исламским правом был не слишком острым.

/Значительным этапом в формировании исламской концепции государства является учение исламского правоведа Абдул Хасана Аль-Маварди (974-1058). Согласно доктрине Аль-Маварди государство опирается на две основы. Первая — это база строя, а вторая — политика (мудрое управление делами). База строя — это религия, сила или богатство. Государство, основанное на религии, наиболее желательно и прочно. В государстве, основанном на силе, если правитель в своих действиях соблюдает принципы справедливости и добродетели, народ добровольно вручает ему бразды правления и идет за ним, в результате чего такое государство будет прочным и стабильным. Однако если правитель пойдет путем тирании и деспотизма, то общество будет подвержено разрушительным тенденциям. Третий вид государства — то, которое основано на богатстве. Оно, согласно Аль-Маварди, самое непрочное и нестабильное. Политика имеет четыре основополагающих принципа: первый — строительство городов, второй — обеспечение безопасности и охраны на¬рода, третий — организация армии и четвертый — управление финансами. По Аль-Маварди, правитель — это центр, а народ — периферия. Добродетель или порочность общества зависят от добродетеля или порочности правителя. Он выражает волю всей уммы и является богоугодным хранителем власти, защитником народа. Правитель не подвластен никому, кроме Аллаха, и подчиненный ему народ не имеет права назначать ему обязанности и требовать от него их исполнения .

Главная особенность исламской концепции государства заключается в подчинении всей его деятельности основным принципам исламского права, иными словами, исламское право носит «надгосударственный» характер, поскольку закрепляет основы государственного строя, принципы организации и деятельности государственного механизма. Также предполагается осуществление контроля над деятельностью государства со стороны народа, который должен осуществляться в соответствии с предписаниями исламского права. Это закрепляет принцип ответственности исламского государства перед своими гражданами.

Исламская концепция государства предполагает реализацию ряда конкретных институтов и норм исламского права при осуществлении государственной деятельности. Прежде всего, это относится к принципу «консультации». В ряде исламских стран во главе государства стоит совещательный орган, принципы формирования и деятельности которого в значительной степени укладываются в исламско-правовую концепцию консультативного правления. Например, согласно Конституции Катара, Консультативный Совет назначается эмиром, и в его функции входит давать советы главе государства, который полномочен принимать законы только после консультации с данным органом.

Центральным институтом суннитской государственно-правовой концепции выступает халиф — глава государства и общины правоверных, наделенный, как уже отмечалось, решающими светскими и духовными полномочиями. «Шиитские представления о власти (государстве), отстаивающие ее исключительно сакральный характер и отличающиеся этим от суннитской теории, имеют свою специфику, которая проявляется в том, что рассматривает вопросы структуры государства в тесной связи с общей концепцией власти и разрабатывает широкий круг иных проблем, имеющих прямое отношение к политике, демократии, политическому режиму, правления» [15].

Главным конституционным принципом, отображающим влияние исламских институтов и норм на государственное право и одновременно выступающим как правовая основа такого влияния, является признание ислама государственной религией, которая существует приблизительно в 40 странах. Такие положения имеют, например, конституции Иордании, ОАЭ, Туниса, Катара, АРЕ, Пакистана и т.д. Например, статья 2 Конституции Арабской Республики Египет провозглашает, что ислам является государственной религией Египта [16].

Как отмечает Р. Давид, «многие государства с мусульманским населением продолжают заявлять в своих законах и часто даже в конституциях о верности принципам ислама. Подчинение государства этим принципам провозглашено конституциями Марокко, Туниса, Алжира, Мавритании, Ирана, Пакистана. Гражданские кодексы Египта 1948 года, Алжира 1975 года, Ирака 1951 года предлагают судьям восполнять пробелы закона, следуя принципам исламского права. Конституция Ирана и законы Индонезии предусматривают процедуру, обеспечивающую их соответствие принципам исламского права» [17].

Более того, во многих исламских государствах, имеющих Основной закон, высшая юридическая сила признается, тем не менее, за Кораном. Параллельно с нормами светского права здесь действуют положения исламского права. Сфера их распространения различна. Как правило, она охватывает отношения личного статуса, но может и выходить за эти рамки, включая гражданские, административные и уголовные отношения. Последнее характерно для стран Аравийского полуострова и Пакистана, где Конституционные поправки 1980 года закрепили в светском законодательстве Пакистана такие традиционно мусульманские институты, как религиозные налоги — закят и ушр, телесные наказания в виде публичной порки, отсечения кисти руки, избиения камнями, обязательную молитву для государственных служащих и пост. За несоблюдение этих правил предусмотрена юридическая ответственность.

Для более последовательного религиозно-правового регламентирования социальной жизни имеются специальные органы контроля за правотворческой деятельностью государства, определяющие соответствие принимаемых актов канонам исламского права. В Пакистане, например, данную функцию выполняют Совет исламской идеологии и Федеральный суд шариата. Монархи Таиланда, Марокко, Малайзии и ряда других стран имеют право принимать нормативно-правовые акты, противоречащие Основным законам своих государств.

В исламской концепции государства, как уже отмечалось ранее, существуют различные доктрины в отношении формирования и функционирования исламского государства. Сторонники одной призывают к установлению светского государства, другие стоят на традиционных позициях исламской концепции государства.

Но даже приверженцы светского пути развития исламских государств признают факт того, что неизбежно использование исламского права как личного закона мусульман в сфере конституционных прав и прав человека. Т.е. несмотря на признание светского пути признания государства исламское право будет оставаться важнейшим фактором в формировании правового менталитета, правового сознания и правового поведения мусульман, несмотря на то, что роль исламского права ослабевает в сфере публичного права.

На протяжении длительного периода в исламской концепции государства доминировали два подхода относительно характера государства, основное различие между которыми состояло в определении его соотношения с религией

Дальнейшее развитие исламской концепции государства привело к признанию и оправданию существования отдельных исламских государств в качестве альтернативы исторической модели единого исламского государства — халифата.

В соответствии как с «современным», так и с рудиментарным пониманием термина «демократия» исламское мировоззрение соответствует некоторым его аспектам: мусульмане имеют право назначать своих правителей, привлекать их к ответственности и, когда возникает необходимость, отстранять их от должности. Ислам не означает, однако, наделение системы управления правом издавать или изменять законодательство, создавать новые законы. Законодательство – это право одного Бога, и религия должна иметь решающее значение при определении действительности любого нового закона. Обход этого права Бога ведёт к непростительному греху многобожия, потому что подрывает основы веры в единство Бога, что Он и только Он имеет законодательные права. Это означает, что люди и их выборные должностные лица не имеют права делать допустимым то, что запрещено Богом, как и объявлять запретным то, что Бог сделал допустимым. Никто не имеет права вносить изменения в закон Божий, и Его слово превосходит и отменяет любые рукотворные законы.

Что такое халифат?

По-арабски «халифат» означает «правление под руководством халифа». Халифат был создан в седьмом веке после смерти основателя ислама пророка Мухаммеда. Слово «халиф» происходит от арабского слова, означающего «преемник» Мухаммеда. Халиф являлся главным религиозным и политическим лидером Исламского государства. Он считался духовным лидером мусульман всего мира. Его также называют Амир аль-муминин, или «повелитель верующих».

Имамат (араб. إمام, «лидерство, превосходство» ) — доктрина в шиизме о политическом и духовном превосходстве Халифата, управляемого непогрешимым имамом, состоящим в кровном родстве с Али.

ИМАМАТ — мусульманское теократическое государство; согласно шиитской государственно-правовой концепции важнейший институт, означающий сосредоточение всех властных полномочий в руках непогрешимого имама, наделенного качествами полубожественного правителя, стоящего как бы над государством и обществом.

Джамахирия или «государство масс»,в рамках которого власть находится в руках тысяч народных комитетов. Это своеобразная альтернатива и социализму, и капитализму-с элементами ислама и переработанных на африканский манер идей русских анархистов. Вся эта политическая философия изложена в «Зеленной книги» Каддафи. Она же заменяет стране конституцию, которую Каддафи упразнил.

studfiles.net

Исламское Государство — Исламская энциклопедия

Исламское Государство — термин, использующийся для обозначения стран, в которых ислам провозглашен государственной религией; государств с преимущественно мусульманским населением; для определения цели в программах современных политических движений, выступающих под исламскими лозунгами. В последнем случае термин «Исламское государство» употребляется в качестве синонима понятия «исламское общество» и символизирует идеальное общество классовой гармонии и социальной справедливости. Путь к созданию такого общества мусульманские авторитеты видят в изменении характера и структуры власти, во внедрении в жизнь исламских принципов организации общественно-экономической жизни.

В качестве модели Исламского государства принимается организация мусульманской общины времен пророка Мухаммеда. В современных концепциях Исламского государства центральным вопросом является вопрос о власти, вокруг которого постоянно ведутся дискуссии. Отсутствие единого подхода к его решению предопределяет политические расхождения и столкновения между сторонниками различных толкований исламского пути развития.
Общим для всех мусульман является не подлежащее сомнению положение об Аллахе как единственном источнике верховной власти, подчинение которой — священная обязанность верующего. Признаются также три уровня власти, упомянутые в Коране: Аллах, пророк, его доверенные лица. Однако вопрос о том, к кому по праву должна перейти власть в общине после смерти Мухаммеда, не был решен при жизни пророка.
Отсюда возникло два принципа, два различных подхода к проблеме власти: избрание лидера с согласия общины (у суннитов) и признание в качестве такового исключительно потомков пророка.

Кроме того, в современных мусульманских концепциях идеализируются разные этапы деятельности Мухаммеда. В одних случаях — начальный период развития общины, в других — поздний этап, когда Мухаммед превратился в единоличного правителя, обладавшего неограниченной властью над всеми ее членами. В соответствии с этим, в одних концепциях Исламского государства допускается создание демократических институтов, в других — им почти или совсем не уделяется внимания. В Исламском государстве предполагается обязательная исламизация всех сторон общественной и личной жизни с целью возрождения исламских институтов (власти, семьи, права и т.д.) в их традиционном или модернизированном виде, а также науки и культуры. Утверждается, что в этом случае будут ликвидированы «привнесенные Западом пороки» (эксплуатация человека человеком, монополизм, коррупция, проституция и т.п.) и созданы благоприятные условия для развития здорового общества.
Исламизация не исключает в то же время заимствование у Запада научно-технического опыта с целью ускорения социально-экономического развития государства.

Экономика

Важное место в концепциях Исламского государства занимает проблема создания исламской экономики как важнейшего средства решения вопроса социальной справедливости, удовлетворения материальных потребностей мусульман. Одной из центральных проблем, с решением которой связывается искоренение таких явлений, как нищета и голод, является проблема создания исламского аппарата перераспределения общественного богатства на основе мусульманской системы налогообложения (см. Закят).

Концепции Исламского государства или их отдельные положения реализуются в ряде стран мусульманского Востока: в Иране, Пакистане, Ливии, Саудовской Аравии и др., т.е. в странах с различным полит

islamist.ru

Мусульманское государство История

Во главе государства стоял халиф, преемник пророка. Он обладал абсолютной властью – религиозной (имамат) и светской (эмират). Он был главой мусульманской общины, предводительствовал в войске, был высшей судебной и апелляционной инстанцией. От его имени издавались законы. Его имя произносилось в пятничных богослужениях. Его имя чеканилось на золотых (динар) и серебряных (дирхем) монетах.

Уже после битвы при Сиффине в 657 году между сторонниками четвертого праведного халифа Али (зятя и двоюродного брата Мухаммада) и Муавии (основателя первой мусульманской династии омейядов) ислам распался на три основных направления. Первоначально причиной раскола стал вопрос о верховной власти в мусульманской общине. Большинство, впоследствии получившие название «ахл ас-сунна» (люди традиции), сунниты, считало, что халифом должен быть человек, принадлежаший семье Мухаммада в широком смысле, то есть быть выходцем из племени курейш; шииты (от «ши’ат Али» – партия Али) утверждали, что власть может принадлежать только прямым потомкам Али и его жены Фатимы (любимой дочери Мухаммада) – единственных продолжателей мужской линии пророка; наконец, хариджиты, отделившиеся от Али, считали, что главой мусульманской общины может быть любой ее член. После ряда военных поражений хариджиты сосредоточились на разработке государственно-правовых, этических и догматических идей, создав значительную богословскую литературу. То есть по вопросу о том, кто может быть халифом, в исламе сложились три доктрины: шиизм, суннизм и хариджизм. Религиозные и этнические противоречия привели к распаду единого халифата. Уже в X веке помимо багдадского халифа были кордовский и каирский халифы.

С X веке власть халифа стала ограничиваться только духовной сферой. Светская власть была передана султану. Султан и народ уподоблялись шатру; подобно тому, как шатер держится на одном столбе, к которому протянуты тяжи от колышков, так и мусульманское государство держалось на султане и его райятах. Формально султан избирался знатью из самого сильного рода. Выборы происходили в особом шатре; существовал ритуал поднятия избранника, поочередного поклонения ему представителей знати, принесения присяги. Выборам нередко предшествовала битва и победа, воспринимавшаяся как воля Аллаха. Так, в 1038 году был провозглашен султаном Тогрул, внук Сельджука, основатель династии Сельджукидов. Так, в 1361 голу был назван султаном Мурад I, внук Османа, основатель Османской династии. Следующим обязательным актом легитимации султанской власти было признание ее обладателя халифом. Этот акт сопровождался ритуалом опоясывания мечом и одевания чалмы. Султаны, прославившиеся победами в распространении веры, получали от халифа почетные звания «малик ал-мулюк» (царь царей) или «малик ла-Машрик ва-л-Магриб» (царь Востока и Запада).

Султан осуществлял назначения на все гражданские и военные должности. Он назначал везира – главу правительства. Знаками его достоинства были золотая чернильница (дават), перо (калам) и особая чалма (дастар). Везиру подчинялись сахибы – министры, возглавлявшие ведомства центрального управления, число которых постоянно увеличивалось. Среди ведомств возникших с VII веке можно выделить диван ар-расаил (канцелярия), диван-и везират (ведомство везира), диван истифа (финансовое ведомство), диван-и викалат (дворцовое ведомство), диван барид (почтовое ведомство). Султан назначал наместников областей и провинций, соответственно – хаджибов и сипахсаларов; знаками их власти были литавры, бунчуки, барабан, черный кафтан, золотой пояс, рогатые чалмы. В османскую эпоху основной территориально-административной единицей стал санджак, управляемый беем.

Далее ► Мусульманское право

godsbay.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *