Ранний ислам, раскол на суннитов и шиитов: arktal — LiveJournal

ПРОДОЛЖЕНИЕ. Начало — Пять столпов ислама.
Итак, в продолжение столпов ислама, сегодня о разных течениях в исламе. Все слышали о суннитах и шиитах, некоторые слышали о салафитах и ваххабитах, и совсем продвинутые еще и знают о суфиях. А что это? Кто все эти люди? Как отделить одного от другого? Что из всего этого и есть «настоящий ислам»?
Сегодня я отвечу на вопрос- как шииты отделились от суннитов и почему.
Для того, чтобы понять разницу между суннитами и шиитами нужно вернуться в седьмой век, точнее в 632 год, в день смерти основателя ислама- пророка Мухаммеда. Мухаммед умер так и не оставив после себя наследника. Как вы понимаете, в арабском обществе дочери Мухаммеда, то есть женщины, в счет не идут (помню, помню о просьбе написать пост про женщин в исламе), а трое сыновей Мухаммеда: Абдалла, Касим и Ибрагим, умерли в младенчестве. После смерти Пророка собирается «шура» (ударение на у), то есть совет мудрецов, и они пытаются избрать человека, который бы смог сменить Мухаммеда и стать «халифой», то есть «заменой» (ивритский глагол «леахлиф» от того же корня) ему. Большая часть шуры поддерживает близкого друга покойного пророка, из числа его сподвижников и друзей («сахаба»- так и называется по сей день то первое поколение друзей Мухаммеда, принявших ислам и ставшими первыми мусульманскими завоевателями).

Когда Аише было 18, Мухаммед умер, и она навеки осталась «любимой женой», которая на протяжении всей своей жизни помогала мусульманам советами, т.к. помнила как ее муж решал те или иные вопросы и проблемы «исламским путем» при жизни. Тут стоит добавить, что Мухаммед для мусульман был (и есть) не только Божьим посланником и пророком, но еще и несящим искру Господа, то есть, он обладал божественной защитой от ошибки: все, что он делал, говорил и думал было дано ему от Аллаха, и посему он был неспособен на ошибку. Это качество, «исма», и есть та причина, по которой Мухаммед по сей день является примером для праведного образа жизни правоверных мусульман. (Rizvi, Sayyid Muhammad (2009). The Infallibility of the Prophets in the Qur’an. Bilal Muslim Mission of Tanzania.) А, поскольку Мухаммед был «маасум», то есть обладающий «исмой», наиболее важно уметь правильно пересказать все то, что он говорил и делал, именно этим занимались Сахаба (те сподвижники, о которых я писала выше) и Аиша. Все высказывания Пророка превратились в то, что нам известно на сегодняшний день как «Хадис«- устные наставления ислама, в переводе с арабскго дословно — рассказ, разговор. Итак, согласно хадисам — совет мудрецов избрал Абу Бакра в халифы и все мусульмане единогласно подтвердили, что они признают его своим повелителем, то есть, дали ему присягу («байа»).
Однако, часть совета мудрецов не приняли этот выбор, т.к. у Мухаммеда имелся ближайший кровный родственник, его двоюродный брат Али Ибн Абу Талеб. Али был не только единственным кровным родичем Мухаммеда, но еще и вторым человеком принявшим ислам (после первой жены Мухаммеда-Хадиджи), а также по совместительству и мужем любимой младшей дочери Мухаммеда- Фатимы. У Али и Фатимы было двое сыновей Хасан и Хусейн. То есть, дети Али были внуками Пророка. Прямая кровная наследственность имела место быть. А тут избирают уважаемого человека и друга, но как-то это не по понятиям, к которым привыкли при арабском клановом раскладе.

Распространение раннего ислама, 632-655 годы н.э.
В общем, Али прокатили в первый раз. Через два года Абу Бакр умирает (634 год) и перед смертью предлагает кандидатуру… Умара ибн аль-Хаттаба. То есть, опять хороший человек и приближенный, но не Али. Умар или, как его называют по русски, Омар, продержался десять лет у власти и продолжал бы еще, но был убит (644 год) персидским пленным, который прокрался к нему в палатку. На место Умара уже было хотели посадить Али, но и тут ничего не вышло и по политическим причинам пришлось избирать Усмана ибн Аффана. Усман, или вы наверное слышали о нем как об Османе (Османская\Оттоманская империя — начало ей положила династия, утверждающая, что несмотря на свои тюркские корни несет свой род от Усмана). Итак Усман сидит у власти аж до 656 года, то есть 12 лет. И тогда наконец и его убили политические враги и пришла очередь Али править (толпы приверженцев Али, собравшиеся в Медине под видом паломников, ворвались во дворец Османа и убили его — АТ).
Али, политически слабый человек, но очень любимый теми, кто хотел видеть у власти именно кровь от крови Мухаммеда, продержался всего пять лет, и был убит приверженцами другой династии, которая основала после его смерти первый известный нам Халифат, а именно Омейядский Халифат(661-750).

Халифат Омейядов к 750 году
Перед тем, как основать тот самый Халифат, врагам Али пришлось избавиться и от его сыновей. По этому поводу история нам поведала об ужасной схватке между армиями Али и его противника, представителя Омейядов, по имени Муавия. Старший сын Али, то есть Хасан отказался выйти на бой и его убили вне поля боя. А младший сын Хусейн, понимая, что силы неравны, все равно вышел воевать. Бой произошел в иракском городе под названием Карбала. В неравном бою, единственный оставшийся внук Мухаммеда, Хуссейн- был обезглавлен, а тело его было осквернено. В результате этой войны произошел раскол между теми, кто поддерживал кандидатуру Али и кровной линии Мухаммеда, то есть его семьи и между большинством мусульман, решивших поддержать политически более сильных кандидатов, то есть, ближайших друзей Мухаммеда- Сахаба. Те, кто поддерживал Али и Хасана с Хусейном- откололись, и с тех пор известны нам как Ши’а (как на иврите слово סיעה-то есть, по сути дела- фракция) или шииты. Остальные же нам известны как приверженцы сунны (путь ортодоксального ислама), то есть сунниты.
Теперь пару фан-фактов:
1. В мире на сегодняшний день 90% мусульман это сунниты, и всего 5% шииты (должен отметить, что 5% — это около 80 млн человек, так как общее количество мусульман ~ 1,55 млрд, см. Википедия — АТ) . Остальные 5% это другие ответвления, о которых мы как-нибудь еще поговорим.
2. В эти 5% шиитов входит Иран — практически все жители Ирана шииты, и Иран является единственным шиитским государством в мире, живущим по шиитским законам.
3. Помните защиту от ошибок, которыми обладал Мухаммед, ака Исма? Так вот шииты верят в исму больше суннитов и они вообще считают, что исма это искра Господня и что ее можно передавать по наследству (оттуда и такая лояльность именно кровной линии преемников Мухаммеда). Шииты считают, что исма, то есть искра передавалась после Мухаммеда и Али к детям Хасана и Хусейна, и проявлялась в каждом из настоящих наследников Пророка, которых они, кстати, нарекли Имамами.
4. В отличиче от суннитов, для которых термином «имам» обозначают человека, ведущего молитву в мечети или просто религиозное светило, шииты используют термин «имам», чтобы обозначить единственно возможного главного лидера мусульман, право которому было дано Аллахом. То есть, по сути, по системе веры шиитов, имамы и есть представители Аллаха на земле, а не те люди, которых называют Халифами.
5. Бойня в Карабале каждый год отмечатся шиитами десятого числа десятого месяца Ашура (см. первый пост на тему Столпов ислама- Ашура упоминается и там).

7. Соответственно, у шиитов свои Хадисы, а значит и местами, сильно отличающиеся от суннитов, религиозные законы.
8. О шиитах я могу разговаривать бесконечно, т.к. их теология невероятно интересна и очень духовна по сути своей. Вообще, интересно, что многие израильские ученые изучали целенаправленно именно шиитскую теологию. К примеру, проф. Эйтан Кольберг из Оксфорда и из Еврейского Университета в Иерусалиме (где мне повезло у него учиться).
arktal.livejournal.com
Пути ислама: сунниты и шииты
Разделение мусульман на шиитов и суннитов восходит к ранней истории ислама. Сразу после смерти пророка Мухаммада в VII веке возник спор о том, кто должен возглавить мусульманскую общину в Арабском халифате. Часть верующих выступала за выборных халифов, а другие — за права любимого зятя Мухаммеда Али ибн Абу Талиба. Так впервые разделился ислам.

Было и прямое завещание пророка, согласно которому его преемником должен был стать Али, но, как это нередко бывает, авторитет Мухаммада, непоколебимый при жизни, после смерти не сыграл решающую роль. Сторонники его завещания полагали, что руководить уммой (общиной) должны «назначенные Богом» имамы — Али и его потомки от Фатимы, и считали, что власть Али и его наследников — от Бога. Сторонники Али стали именоваться шиитами, что дословно и означает «сторонники, приверженцы».
Их оппоненты возражали, что ни в Коране, ни во второй по важности Сунне (дополняющем Коран своде правил и устоев, основанных на примерах из жизни Мухаммеда, его поступках, высказываниях в том виде, в каком они переданы его сподвижниками) ничего не сказано об имамах и о божественных правах на власть рода Али. Ничего не говорил об этом и сам пророк. Шииты отвечали, что предписания пророка подлежат толкованию — но только теми, кто имеет на это особое право. Оппоненты считали подобные воззрения ересью и говорили, что следует воспринимать Сунну в том виде, в каком ее составили сподвижники пророка, без каких-либо изменений и толкований. Это направление сторонников строгого следования Сунне получило название «суннизм».
В 632 году, всего через два года после своего избрания, халиф Абу-Бакр скончался, назначив своим преемником Умара ибн Хаттаба. Через 12 лет, в 644 году, Умар был убит в Медине, и его сменил Усман ибн Аффан из влиятельного арабского рода Омейадов. Еще через 12 лет, в 656 году, был убит и он, и четвертым халифом избрали того самого Али. Но правитель Сирии и родственник Умара Муавия обвинил Али в причастности к убийству прежнего халифа, его поддержали знатные роды молодой империи. Началась длительная гражданская война и раскол Халифата. В 661 году Али закололи отравленным кинжалом в мечети Куфы.
Читайте также: Маулид ан-Наби — день рождения Пророка
После смерти Али власть захватил Муавия. Он заключил мирный договор с сыном Али, имамом Хасаном, по которому после его смерти власть должна была перейти к Хасану. Через несколько лет Хасан умер и новым имамом стал его младший брат Хусейн. А в 680 году умер Муавия. Он передал престол своему сыну Язиду, отменив выборность халифов и превратив этот институт в обычную наследственную монархию. Имам Хусейн не признал власть Язида. Противостояние длилось недолго и закончилось катастрофой для Хусейна и его сторонников. В том же 680 году, 10 октября, он с семьей и ближайшими сторонниками после изнурительной осады был атакован в Кербеле (Ирак) войсками халифа под командованием бывшего сторонника Али некоего Шимра. В этой битве был убит сам Хусейн, двое его сыновей, в том числе, шестимесячный младенец, несколько родственников и почти все сторонники.
Бойня в Кербеле возмутила всю умму. А для шиитов имам Хусейн стал мучеником за веру и самым почитаемым из имамов. Город Кербела, где похоронен имам, считается для шиитов самым священным местом после Мекки и Медины. Ежегодно шииты почитают его память в ходе траурных церемоний Ашура. Известен шокирующий обычай «шахсей вахсей». По улицам проходят траурные шествия, в них принимают участие мужчины, которые под барабанную дробь в знак скорби бьют себя цепями. Шрамы и раны, полученные при этом, считаются знаком религиозного благочестия. Одетые в черное женщины стоят вдоль дороги, голосят и бьют себя в грудь. В старом Иране принято проносить по улицам чучело льва. Приводимое в движение актером, чучело время от времени неуклюжим движением загребало солому и сыпало ее себе на голову, что символизировало опечаленную нацию, посыпающую голову пеплом. Впрочем, с точки зрения европейца, при этом достигался очень комический эффект.
В Иране в дни Ашуры на площадях до сих пор представляют тазийе — уникальные религиозные мистерии, посвященные как гибели имама Хусейна, так и предшествовавшим ей событиям. Этой традиции более тысячи лет, и тазийе стали таким же национальным символом для Ирана, как театр Кабуки — для Японии. Каждому персонажу полагается не меняющиеся веками костюм и имидж. Имам Хусейн одет в зеленое — символ святости, как и другие «святые» герои, и его лицо закрыто покрывалом. Главный отрицательный герой Шимр одет в красное — символ смерти и предательства. В тазийе актер не играет, а «изображает» своего героя. Это не актерское действо, а труд во славу Божию, в память и во славу почивших святых. Именно поэтому актер, играющий Шимра, может по ходу мистерии проклинать злодейства своего героя и жаловаться на то, что ему приходится играть такую ужасную роль.
Читайте также: Ночь Хиджры: из Мекки в Медину
Как писал Евгений Бертельс в своей книге «Персидский театр», «значительное затруднение составляет подыскать актеров на роли злодеев. Публика уже перестаёт различать, где театральное действо, а где повседневность, и вмешивается в представление, желая придать историческим событиям новый оборот. От этого исполнителям некоторых ролей приходится очень туго, зачастую их избивают до того, что по окончании торжеств им долгое время приходится отлеживаться. Предвидя такой печальный исход, они стараются предотвратить его и пытаются исполнить роль как можно менее реалистично, прерывая речи разными восклицаниями и осыпая проклятиями свои собственные злодейства. Но это мало помогает, накопившаяся в зале энергия ищет исхода и, за неимением другого объекта, невольно обрушивается на несчастных Омаров и Шимров».
С гибелью имама Хусейна институт имамов не исчез. Его сын Зайн аль Абидин уцелел во время бойни в Кербеле, признал власть Омейадов и продолжил династию. Имамы не имели политической власти, но обладали колоссальным духовным влиянием на шиитов. Последний, одиннадцатый имам, Хасан аль Аскари, умер в 873 году, и «мусульманские Меговинги» прекратили свое существование. Согласно шиитскому преданию, у Хасана остался сын Мухаммад, «двенадцатый имам», который в пятилетнем возрасте был скрыт Богом и существует до сих пор. Этот скрытый имам должен явиться в качестве Мессии (Махди), его возвращения часть шиитов (так называемые двунадесятники) ждет до сих пор. Имамом в народе называли аятоллу Хомейни — лидера иранской революции 1979 года, установившей в стране шиитский теократический режим.
Для суннитов шиитское понимание функции имама как посредника между Богом и человеком — ересь, поскольку они придерживаются концепции прямого поклонения Аллаху, без посредников. Имам — с их точки зрения, обычный религиозный деятель, заслуживший авторитет богословскими познаниями, руководитель мечети, а институт духовенства у них лишен мистического ореола. Сунниты почитают первых четырех «праведных халифов» и не признают династию Али. Шииты признают только Али. Шииты почитают высказывания имамов наряду с Кораном и Сунной.
Различия сохраняются и в интерпретации суннитами и шиитами шариата (исламского закона). Например, шииты не придерживаются суннитского правила считать развод состоявшимся с момента провозглашения его со стороны мужа. В свою очередь, сунниты не принимают шиитскую практику временного супружества.
В современном мире сунниты составляют большую часть мусульман, шииты — чуть более десяти процентов. Шииты распространены в Иране, Азербайджане, некоторых районах Афганистана, Индии, Пакистана, Таджикистана и в арабских странах (за исключением Северной Африки). Главным шиитским государством и духовным центром этого направления ислама является Иран.
Читайте также:
Мусульманки требуют секс-рай на землеКонфликты между шиитами и суннитами случаются до сих пор, но в наше время они чаще носят политический характер. За редким исключением (Иран, Азербайджан, Сирия) в странах, населенных шиитами, вся политическая и экономическая власть принадлежит суннитам. Шииты чувствуют себя обиженными, их недовольством пользуются радикальные исламские группировки, Иран и западные страны, давно освоившие науку стравливания мусульман и поддержки радикального ислама ради «победы демократии». Шииты активно боролись за власть в Ливане, а в прошлом году восстали в Бахрейне, протестуя против узурпации суннитским меньшинством политической власти и нефтяных доходов.
В Ираке после вооруженной интервенции США шииты пришли к власти, в стране началась гражданская война между ними и прежними хозяевами — суннитами, а светский режим сменился мракобесием. В Сирии противоположная ситуация — там власть принадлежит алавитам, одному из направлений шиизма. Под предлогом борьбы с засильем шиитов в конце 70-х годов террористическая группировка «Братья-мусульмане» развязала войну против правящего режима, в 1982 году мятежники захватили город Хама. Мятеж был подавлен, погибли тысячи людей. Сейчас война возобновилась — но только теперь, как и в Ливии, бандитов именуют повстанцами, их открыто поддерживает все прогрессивное западное человечество во главе с США.
В бывшем СССР шииты живут в основном в Азербайджане. В России их представляют те же азербайджанцы, а также небольшое число татов и лезгин в Дагестане.
Серьезных конфликтов на постсоветском пространстве пока не наблюдается. Большинство мусульман весьма смутно представляют себе разницу между шиитами и суннитами, а азербайджанцы, живущие в России, за неимением шиитских мечетей нередко посещают суннитские.
Читайте также: Восток заливают христианской кровью
В 2010 году случился конфликт между председателем президиума Духовного управления мусульман европейской части России, председателем Совета муфтиев России, суннитом Равилем Гайнутдином и главой Управления мусульман Кавказа, шиитом Аллахшукюром Пашазаде. Последнего обвинили в том, что он шиит, а большинство мусульман России и СНГ — сунниты, следовательно, шиит не должен управлять суннитами. Совет муфтиев России пугал суннитов «шиитским реваншем» и обвинял Пашазаде в работе против России, поддержке чеченских боевиков, излишне тесных отношениях с Русской православной церковью и притеснении суннитов в Азербайджане. В ответ Управление мусульман Кавказа обвинило Совет муфтиев в попытке срыва Межрелигиозного саммита в Баку и в разжигании розни между суннитами и шиитами.
Эксперты полагают, что корни конфликта — в состоявшемся в 2009 году учредительном съезде Консультативного совета мусульман СНГ в Москве, на котором Аллахшукюр Пашазаде был избран главой нового альянса традиционных мусульман. Инициатива получила высокую оценку президента России, а демонстративно бойкотировавший ее Совет муфтиев оказался в проигрыше. В разжигании конфликта подозревают и западные спецслужбы.
www.pravda.ru
Иудаизм и Ислам. Еврейский взгляд на Ислам. Сунниты и шииты (эксклюзивный материал)
Иудаизм и Ислам. Еврейский взгляд на Ислам. Сунниты и шииты (эксклюзивный материал) |
Islam-Today.ru начинает публиковать цикл статей из книги «Дети Авраама. Введение в Ислам для евреев». Книга была подготовлена Американским Еврейским комитетом (The American jewish committee) для знакомства евреев с Исламом. Публикуется впервые на русском языке. Редакция сайта считает, что мусульманам будет полезно ознакомиться с мнением евреев об Исламе.
Несмотря на то, что книга написана в целом в нейтральном ключе, а местами даже положительно отзывается о религии мусульман, она все равно содержит большой пласт фактологических и богословских ошибок. Поэтому мы перед чтением данного материала, настоятельно советуем вам прослушать курс лекций с сайта Darulfikr.ru о мусульманском вероубеждении, во избежание неправильного представления об Исламе и мусульманах.
На протяжении всего лишь двух поколений мусульмане создали могущественную империю, простиравшуюся на громадных пространствах, включающую в себя многие расы и народы. Даже после того, как она была разделена, сначала на западный халифат (Кордова) и на восточный халифат (Багдад), а впоследствии — на две дюжины султанатов и княжеств, мировое исламское сообщество все еще сохраняло свою имперскую славу. В течение столетий большая часть этих государств с очевидным успехом противостояла внешним угрозам, повторяющимся вызовам крестоносцев и опустошительным монгольским вторжениям. Но самая большая угроза, причем, в самом начале пути, таилась внутри нового сообщества.
После смерти Пророка в 632 году возникли раздоры, которые впоследствии переросли в гражданскую войну. Она началась со спора, кто будет возглавлять общину. Мухаммад не назначил себе преемника, но перед самой смертью он поручил Абу Бакру, своему ближайшему сподвижнику, руководить исполнением молитв. Абу Бакр затем и стал преемником или «заместителем [халифом] Божьего Посланника».’ Перед своей смертью в 634 году Абу Бакр назначил своим преемником Омара. В 644 году, незадолго перед гибелью от руки разъяренного раба, Омар назначил совет из шести членов для выборов третьего халифа.
Ими был избран Осман, который был убит мятежниками, обвинившими его в родственных предпочтениях при назначениях на высокие посты. В 656 году Али, зять Мухаммада, в конце концов сделался халифом. Некоторые считали именно его непосредственным преемником Пророка, а первых трех халифов — узурпаторами. Но и у Али было много яростных противников. Правитель Сирии Муавийя самовластно назначил себя халифом, а Али был вскоре убит ультрарадикальными сторонниками, разочарованными его склонностью к компромиссам.
Муавийя не был среди приближенных к Мухаммаду, и его режим рассматривается мусульманами как конец халифата Рашидунов, «Халифов Праведных».
Эти конфликты отражали не столько споры о личностях, сколько различные точки зрения на общину и ее лидеров. Большинство предпочитало, чтобы эти лидеры были из числа сподвижников Пророка, тех, кто был ближе к нему и принадлежал к его роду курайшитов. Некоторые из них считали этот критерий необоснованным, с их точки зрения, руководство должно было оставаться в пределах семьи Мухаммада. Они рассматривали проявление Божьей милости как условие руководства, и верили, что ее характерной особенностью является принадлежность к семье Пророка. Такие сторонники харизматического руководства стали известны как ши’иты, они входили в шиа (партию) Али, двоюродного брата Мухаммада, который к тому же был его зятем.
Другие занимали более демократическую позицию и утверждали, что каждому должен быть дан шанс, независимо от того, принадлежит ли он к семье Пророка, его роду или к арабской расе. Их девизом было «ва лау кана ‘абдан хабашьян» («да будь он хоть африканским рабом»). Эти раскольники нашли своих последователей среди масс неарабов, присоединившихся к Исламу. Так называемые хавариджи («аутсайдеры, отпавшие»), они удерживали господство во всей Северной Африке и угрожали халифату даже в Сирии и Ираке. В отдельные времена сторонники Али (шиат ‘Али) занимали ведущее положение среди новообращенных неарабов и даже правили Египтом.
Хавариджи и шииты иногда называются левыми и правыми раннего ислама. Оба эти течения потерпели поражение, но не военное, а интеллектуальное. Шиитам удалось установить свою класть над Ираном только в шестнадцатом столетии. Правящая в то время там тюркская династия нуждалась в шиизме, чтобы отделить себя от живущих по соседству турок-османов, являвшихся суннитами. Иранцам, которые до того были преимущественно суннитами, просто-напросто велели стать шиитами, и с того времени Иран является единственной страной, где официально господствует шиизм как государственная религия.
С течением времени каждая из этих группировок разработала свою собственную теологию, расходясь в понимании сущности ритуалов и законов, равно как и структуры общества. Группировки, бывшие в свое время политическими партиями, превратились в религиозные секты.
Шииты провозгласили родственников Мухаммада святым семейством «Людей Дома» (ахлу-ль-баит). Рука (один из древнейших символов человечества) с пятью пальцами, символизирующими Мухаммада, Фатиму (его дочь), Али (ее мужа), Хасана и Хусейна (его сыновей), обрела название Йад Фатима («рука Фатимы»). Шиизм стимулировал аллегорическую интерпретацию Писания. Например, тот аят, где Коран говорит о чуде творения и упоминает о двух океанах и о покоящихся там сокровищах, шиитские проповедники трактуют как символическое изображение Али и Фатимы в виде этих двух океанов, а их детей — в виде сокровищ.
Некоторые шииты заходят столь далеко, что говорят — откровение было предназначено Али, но поскольку ангел не смог найти его в этот день, оно вместо него было дано Мухаммаду. Другие мусульмане приходили в ужас от таких выдумок и стали называть себя суннитами, чтобы подчеркнуть, что они следуют Сунне (примерам, разъяснениям) Мухаммада. В современном подходе сунниты иногда рассматриваются как ортодоксы, что нередко вызывает полемику.
Другое расхождение во взглядах касается отношения к истории Двенадцатого имама. Шииты противостояли халифату, который они рассматривали как узурпацию власти аутсайдерами (не принадлежащими к людям Дома), и создали соперничающую с ними организацию, называемую имаматом. В суннитском исламе понятие «имам» означает «руководитель молитвы», лицо, в первую очередь религиозное. Коран напоминает нам, что Господь сказал Аврааму: «Я сделаю тебя имамом народов» (Сура 2:124).
У шиитов, однако, слово «имам» приобрело значение верховного духовного руководителя. Исторически имамы, прямые по- томки Мухаммада через Али и Фатиму, были обычно соперниками халифов. Некоторые шииты признают цепь из семи имамов, но большинство, именуемое «шиитами дюжины», прослеживает цепь из двенадцати имамов. Согласно шиитскому учению, двенадцатый имам исчез еще ребенком из дома в Багдаде и живет в тайном убежище, ожидая возвращения к концу времен в качестве обещанного Мессии, чтобы открыть век справедливости.
При жизни аятоллы Хомейни некоторые шииты приветствовали его как возвратившегося Двенадцатого имама. После его смерти в 1989 году Хомейни стал называться предшественником обещанного Мессии. Большинство мусульман-суннитов вообще не подозревают о подобных верованиях, а те, кто знают о них, считают их вредной нелепостью.
Многие мусульмане с неохотой признают эти различия, и настаивают на том, что подобные сектантские различия по своему происхождению и сущности являются политическими, а не религиозными, и к ним не следует относиться серьезно. Они не согласны с тем, что деление мусульман на суннитов и шиитов может быть уподоблено делению христиан на католиков и протестантов.
Подобные рассуждения представляются спорными. Католиков и протестантов разделяют лишь несколько праздников, другие же, являясь для них общими, отмечаются ими по отдельности. Раскол в исламе, хотя и был вызван борьбой за право быть преемником Мухаммада, в короткое время развился в религиозную схизму. Некоторые из праздников суннитов и шиитов прямо направлены друг против друга. Особенно это характерно для Ашуры, десятого дня исламского месяца Мухаррама (день, когда Хусейн, внук Пророка, был замучен в Карбале в Ираке).
Для шиитов Ашура есть день траура, но в странах Магриба он имеет другое значение, связанное с освобождением детей Израиля от египетского рабства. Это день для особых молитв, но также и для торжества радости, с музыкальными шествиями по улицам и всяческим весельем.
Если правоверный иранец попадет в Марокко во время празднования Ашуры, он будет разгневан таким фривольным поведением, и будет считать каждого встречного сатанистом и врагом ислама. Наоборот, если марокканец попадет в Иран во время Ашуры, он может отказаться считать этих людей мусульманами.
Иудаизм и Ислам. Еврейский взгляд на Ислам. Сунниты и шииты (эксклюзивный материал) |
Имеется так много очевидных противоречий между суннитами и шиигами, что удивительно, как им удавалось сосуществовать в течение столь длительного времени. В определенном смысле евреям и мусульманам жить в дружбе намного проще и легче.
Конфликт между суннизмом и шиизмом напоминает конфликт между иудаизмом и христианством. Так же, как христиане считают евреев ответственными за убийство Христа, шииты считают суннитов ответственными за убийство Али и его сыновей, Хасана и Хусейна. Шествия шиитов подчеркивают, что эти трагические события подобны культу распятия. Существует сходство между мистериями, представляющими страсти Господни (Passionsshpiele), устраиваемыми в немецкой деревушке Обераммергау, и традиционными шествиями плакальщиков (тазийя) в Иране. Еще более разительным оказывается сходство между шествиями в Севилье во время Семана Сайта (пасхальной недели) и шествиями в Аукнау (Индия) в месяце Мухаррам. Для обоих этих шествий характерно самобичевание, к чему испытывают отвращение как мусульмане-сунниты, так и христиане-протестанты.
Для суннитов одним из наиболее приводящих в замешательство аспектов шиизма является существование религиозной иерархии, которая подобна священничеству в других религиях. В странах суннитского ислама существуют организации религиозных лидеров, поддерживающих идеалы ислама как бесцерковного общества, но ни одна из этих организаций не может сравниться с духовенством Ирана, которое имеет четко определенную и могущественную иерархию, равно как и обширную организационную структуру. Тем не менее, некоторые остатки первоначальной антиклерикальной этики сохранились и здесь, потому что шиитская иерархия построена по университетской системе еще в большей степени, чем католическая церковь.
Человек, находящийся на старшей ступени духовной иерархии, получивший право преподавания после окончания университетского курса, называется муджтахид. Следующий уровень иерархии, ходжато-л-эслам (худжату-л-ислам — по-арабски), может быть уподоблен тому, кто обладает степенью доктора философии. Затем идет аятолла, который может быть уподоблен полному университетскому профессору. Наконец, имеется небольшое число старших аятолл (айатула узма), и на самом верху находится один или несколько марджа-а таглид («один из тех, кто определяет нормы, которым надо следовать»), светоч своего времени, лучший среди лучших.
Титул аятолла кажется страшным для других мусульман, большую часть из которых составляют сунниты, никогда не слышавших о нем до появления Хомейни. Айятулла на арабском означает «знак Бога» и Коран использует этот термин, главным образом, по отношению к чудесам творения. Например, Ниагарский водопад может быть назван «айятулла’.’ Как титул верховного духовного лица иранского шиизма этот термин стал употребляться в самое недавнее время.
Какой-нибудь царь в восемнадцатом веке, отчаянно нуждавшийся в деньгах, делал то, что многие европейские монархи делали до него: он изобретал экстравагантные титулы, как мирские, так и религиозные, и продавал их. «Аятолла» был одним из наиболее дорогих. Этот титул нигде не использовался, кроме как среди ученых, изучающих шиизм, и был специфически иранским.
Хомейни был одним из низших представителей иерархии среди сорока ныне здравствующих аятолл, когда ему стали угрожать казнью за его оппозицию шахским реформам в 1963 году. Самый высокий религиозный авторитет того времени, марджа-э таглид, Великий Аятолла Казим Шариат-Мадари, возвел тогда Хомейни в ранг Великого Аятоллы, поскольку иранская конституция не допускала казни Великого Аятоллы. Таким образом, жизнь Хомейни была спасена, и он направился в изгнание, сначала в Турцию, а затем — в Ирак. Позже, уже будучи облеченным властью, он арестовал своего благодетеля и подверг его публичному унижению. Шариат-Мадари, настоящий Великий Аятолла, умер под домашним арестом.
На протяжении всей истории с обеих сторон делались многочисленные попытки навести мосты через пропасть между суннитами и шиитами. Мутазила — движение теологов-рационалистов девятнадцатого столетия в Ираке, много сделало, чтобы преодолеть раскол. Этим же занимались некоторые замечательные мыслители в Индии девятнадцатого столетия — Сайид Ахмад Хан (суннит) и Сайид Амир Али (шиит) — инициаторы того, что может быть названо подобием экуменического движения на исламской почве.
Это начинание было продолжено на знаменитом Каирском Семинаре «Аль-Азхар» и на многочисленных конференциях по тагрибу (сближению), но все они не принесли какого-либо положительного результата. Трения никогда не прекращались, и большинство мусульман ведет борьбу скорее друг с другом, чем с немусульманами. Частые смуты во многих мусульманских странах не явились чем-то новым для двадцатого и двадцать первого столетия. Старинные конфликты все еще вспыхивают, как если бы они возникли только вчера.
Хомейни был шиитским духовным лицом, который обязан был своим исламским фундаментализмом (исламизмом) идеологам-суннитам, таким как Абу-ль Ала Маудули из Пакистана, или Сайид Кутб из Египта. Претендуя на то, чтобы стать мировым лидером революционного исламизма, Хомейни сделал некоторые уступки мусульманскому единству. Однако именно его сектантская сущность только усугубила это разделение.
Суннитско-шиитское кровопролитие повторялось во многих странах на протяжении столетий, достигая особого ожесточения в месяце Мухаррама, священного для шиитов, когда они совершают траурные процессии, чтобы оплакать своих святых, убитых мусульманами-суннитами. С 1980 года, после прихода к власти Хомейни, этот конфликт претерпел эскалацию, приведя к частым массовым убийствам и вспышкам гражданской войны, особенно в Афганистане и в Пакистане. Карачи, пакистанский мегаполис с населением 14 миллионов человек, видел больше смертей и разрушений, чем Бейрут, — факт, который лишь мельком упоминается в мировых средствах массовой информации.
Но иранская активность во многих случаях оказывалась контрпродуктивной, настраивая народные массы не в пользу хомейнизма, а, наоборот, делая суннитов, в общем, еще более антишиитски настроенными. Некоторые из наиболее нетерпимых движений сегодняшнего дня, такие как пакистанское Сипах-э Сахаба («Солдаты сподвижников Пророка»), направлены не против Запада или Америки, а против шиитов. Поскольку шииты в некоторых своих ритуальных церемониях проклинают Омара, второго халифа, экстремистски настроенные сунниты начали праздновать Яум Омар («День Омара»). В 2000 году пакистанское военное правительство пошло на полномасштабное использование армии с целью предотвращения суннито-шиитских столкновений.
Иудаизм и Ислам. Еврейский взгляд на Ислам. Сунниты и шииты (эксклюзивный материал) |
Суннитские исламские фундаменталисты также не едины по целому ряду вопросов. Многие почитают хомейнистский Иран за его антиамериканизм, но не солидаризируются с ним вследствие идеологических различий — Сунна против Шиа. Другие противостоят Ирану, не приемля притязания Хомейни на руководство всем Исламом. Сторонники жесткой линии следуют инструкциям из Тегерана, полагая, что голько силой можно добиться уступок от Запада. Тегеран содержит свою собственную сеть экстремистов и террористов, отдельно от сети суннитских исламистов, и те неиранцы, которые переходят на сторону Хомейни, должны, по крайней мере, отвернуться от всего того, что сунниты рассматривают как шиитское «искажение» ислама.
Палестинские исламисты в свою очередь, разделились на радикальный Хамас и на еще более радикальный Исламский Джихад Палестины. Оба эти движения пользуются поддержкой Ирана, но Джихад в большей степени, чем Хамас. В то время как Джихад полностью находится на иранской стороне, некоторые элементы в Хамасе не признают гегемонии Ирана из-за его шиизма.
В течение многих лет Усама Бин Ладин (Осама Бин Ладен) был весьма близок к афганскому лидеру Гульбуддину Хикматиару, который нашел убежище в Иране после того, как его изгнали сторонники Талибана (неофундаменталистского движения, зародившегося в религиозных учебных заведениях Пакистана). К удивлению некоторых, Бин Ладен не последовал за Хикматиаром, но принял сторону антииранского Талибана и остался в Афганистане. В Иране он был бы в большей безопасности, но там он должен был бы слушаться тамошних вождей. Бин Ладен выбрал путь авантюры как независимо действующий террорист. Несомненно, что тот факт, что ряд приближенных ему лиц являются фанатичными ангишиитами, сыграл свою роль в его решении остаться в стороне от Ирана.
Шиизм не является более фундаменталистским, чем суннитский ислам. Он также не является экстремистским или революционным по своей сути. Но некоторые из его принципов оказались столь метафоричными, что интеллектуалы чувствуют в них побуждение к поиску новых ценностей как внутри ислама, так и вне его. Наиболее поразительный пример такой тенденции можно найти в Индии, где мусульмане являются меньшинством, и шииты образуют меньшинство в меньшинстве. Одно время не менее 50 процентов членов компартии Индии были мусульманами-шиитами. Неудивительно, что ни одна мусульманская нация не породила столько атеистов, агностиков и вероотступников, как Иран. Подобные тенденции способствовали тому, что именно в шиизме возник реформизм. Одно из его направлений вылилось в очень радикальное реформистское движение, которое, в конце концов, оформилось в новую религию: бахаизм.
Иногда говорят, что шиитские интеллектуалы в целом более склонны к свободомыслию, чем их суннитские оппоненты. Это спорный вопрос, но, во всяком случае, иранцам принадлежит лидерство среди мусульманских философов и ученых (хотя многие из них жили еще в то время, когда Иран был, главным образом, суннитским). Иранская революция 1979 года не могла бы состояться без новаторских учений аятоллы Махмуда Талегани и профессора Али Шариати, просвещенных мыслителей, которые видели будущее Ирана весьма отличающимся от хомейнистской «муллократии» «власти мулл» (муллы — проповедники и религиозные учителя, подобно духовенству в других религиях).
Важно заметить, что существует развитая шиитская культура, которая компенсирует его доктрины. Две страны с наибольшей популяцией шиитского населения — это Индия и Пакистан, где при общей численности мусульманского населения около 270 миллионов человек, около 60 миллионов являются шиитами, что сравнимо с 50 миллионами шиитов в Иране. В месяц Мухаррам проповедники обращаются к собравшимся с искусно составленными речами, перемежающимися рассказами и стихами, воздействующими на чувства аудитории, разражающейся смехом или слезами. Даже те, кто настроен совсем не религиозно, стараются не пропускать эти значительные ежегодные события.
Сунниты и шииты иногда совместно смотрят эти выступления проповедников по телевидению. Среди людей, принадлежащих к образованному классу, немногие воспринимают их содержание всерьез, полагая, что это больше относится к области культуры, чем веры. Их интересует скорее риторика и исполнительский уровень главных действующих лиц. Все это можно уподобить тому, как если бы ковбои пришли посмотреть пьесу классического репертуара в столичном театре.
Подобно тому, как люди иногда задаются вопросом, каким образом нацизм пришел к власти в Германии, «стране поэтов и мыслителей», многие иранцы и другие мусульмане задают тот же вопрос применительно к исламизму — почему он достиг такой власти в Иране? Ведь внутри исламского мира Иран, даже в еще большей степени, чем Германию в европейских странах, принято считать землей поэтов и философов.
Из книги «Дети Авраама. Введение в Ислам для евреев»
Специально для Islam-today.ru
Мнение редакции может не совпадать с мнением автора
Если вы нашли ошибку, выделите текст и нажмите Ctrl + Enter.
islam-today.ru
Два ислама: сунниты и шииты / Взаимосвязи
Истоки раскола в исламе берут начало в политической распре среди тех, кто считал Мухаммеда халифом, то есть главой верующих. Арабский племенной обычай требовал, чтобы новый вождь был почтенным старцем и избирался советом старейшин. Большинство приверженцев ислама подчинялись халифам, избранным общиной. Сегодня эти мусульмане — сунниты — составляют примерно 90% 1,3-миллиардного мусульманского населения мира. Немногочисленное, но активное меньшинство полагало, что праведными руководителями могут быть лишь родственники Пророка. Именно эта группа поддержала Али, двоюродного брата и зятя Мухаммеда, в знаменитой Битве верблюда. Сегодня последователи Али — шииты — составляют около 10% мусульман.
Сунниты и шииты придерживаются разных взглядов на события, определившие раскол между ними. Правление Али, бывшего четвёртым халифом, ознаменовано мятежом, который закончился убийством Али и основанием халифата Омейядов.
В 680 году мученическую смерть в борьбе против Омейядов принял Хусейн, сын Али. Эти убийства ещё более укрепили преданность шиитов потомкам Али.
С тех пор в каждом из направлений ислама политика и богословие шли рука об руку, подкрепляли друг друга. Шииты верили: духовные атрибуты Мухаммеда передаются по наследству его потомкам — имамам, лишь они способны полноценно толковать Коран и руководить праведным исламским обществом. Имамы были высшей властью для шиитов, живших под властью суннитов, но не признававших её законность. Двенадцать имамов последовательно стояли во главе шиитов вплоть до 939 года, когда, по шиитскому преданию, Аллах чудесным образом вверг двенадцатого имама в состояние сокровенности (сокрытости).
Согласно господствующей доктрине, двенадцатый имам вернётся перед концом света, чтобы стать во главе праведного исламского государства.
Сунниты почитали Коран выше любого духовного руководителя и отвергали шиитскую приверженность имамам, видя в ней идолопоклонство. Их политические пристрастия были на стороне могущественных правителей-халифов, которые поддерживали бы порядок в обществе на основе принципов Корана. Со временем сам факт политического могущества стал доказательством божественного права халифа на власть. Таким образом, представления о природе власти обусловили преобладание суннитов над шиитами в исламском мире, из-за чего шииты часто претерпевают притеснения. Однако бывают и исключения; известный пример — шиитская династия Сефевидов в Персии XVI века, сделавшая Иран мировым центром шиитской культуры.
В современном мире суннизм и шиизм не знают социальных преград — среди сторонников обоих направлений есть короли и бедняки, умеренные и экстремисты, арабы, персы, жители Юго-Восточной Азии. Во многих районах распространены браки между суннитами и шиитами и их совместные молитвы. Нынешние сунниты благодаря шиитскому влиянию почитают Али почти так же ревностно, как шииты. Но, например, в современном Ираке вековые противоречия сторонников суннизма и шиизма привели к эскалации насилия и гражданской войне.
www.publicevents.ru
Мусульманский мир: сунниты и шииты
Мусульманский мир, еще со времен ранней истории ислама, разделен на два религиозных направления — это сунниты и шииты. В VII веке, сразу после кончины великого Мухаммеда, остро стал вопрос о том, кто же поведет за собой мусульман и весь Арабский халифат. Одни (сунниты) поддерживали друга Мухаммеда и отца его жены Аиши – Абу Бакра. Другие (шииты) утверждали, что стать преемником может исключительно кровный родственник Пророка. Они говорили, что перед смертью Мухаммед назначил наследником своего двоюродного брата и любимого зятя Али. Так впервые произошло разделение ислама. В итоге победили приверженцы Абу Бакра. Хотя на некоторое время Али получил титул четвертого калифа и даже правил Арабским халифатом.



Сунниты и шииты не раз проливали кровь друг друга. Самый длительный конфликт мусульманского мира состоит не столько во вражде между Израилем и арабами или между мусульманами и Западом, сколько в длительном внутреннем расколе самого ислама.
fb.ru
Сунниты и шииты. ИА «Инфо-Ислам»
В чем разногласие между суннитами и шиитами? Саджида
Кто такие сунниты?Сунниты — в буквальном смысле этого слова — мусульмане, которые руководствуются «сунной» — сводом правил и устоев, основанных на примере жизни пророка Мухаммеда, его поступках, высказываниях в том виде, в каком они переданы сподвижниками пророка.
Суннизм — доминирующая ветвь ислама. «Сунна» объясняет священную книгу мусульман — Коран — и дополняет ее. Потому традиционные последователи ислама считают следование «сунне» главным содержанием жизни каждого истинного мусульманина. Причем речь часто идет о буквальном восприятии предписаний священной книги, без каких либо модификаций.
Кто такие шииты?
В отличие от суннитов, у шиитов толкование предписания пророка возможно. Правда, только теми, кто имеет на это особое право.
Шииты представляют собой вторую по значению и численности сторонников ветвь ислама. Само слово в переводе означает «приверженцы» или «партия Али». Так называли себя сторонники передачи власти в Арабском халифате после смерти пророка Мухаммеда одному из его родственников — Али бин Аби Талибу. Они считали, что Али имеет священное право быть халифом как ближайший родственник и ученик пророка.
Раскол произошел практически сразу после смерти Мухаммеда. Борьба за власть в халифате в итоге привела к убийству Али в 661 году. Его сыновья Хасан и Хусейн также были убиты, причем гибель Хусейна в 680 году у города Кербелы (современный Ирак) до сих пор воспринимается шиитами как трагедия исторических масштабов.
В наше время, в так называемый день ашуры (по мусульманскому календарю — в 10-й день месяца махаррама) во многих странах шииты проводят траурные процессии, сопровождающиеся бурным проявлением эмоций, когда участники процессии наносят себе удары цепями и саблями.
Чем отличаются сунниты от шиитов?
После смерти Али и его сыновей шииты начали борьбу за возвращение власти в халифате потомкам Али — имамам. Шииты, считавшие, что верховная власть имеет божественную природу, отвергли саму возможность избрания имамов. По их мнению, имамы являются посредниками между людьми и Аллахом.
Для суннитов такое понимание чуждо, поскольку они придерживаются концепции прямого поклонения Аллаху, без посредников. Имам, с их точки зрения, — это обычный религиозный деятель, заслуживший авторитет паствы знанием ислама в целом и «сунны», в частности.
Столь большое значение, придаваемое шиитами роли Али и имамов, ставит под вопрос место самого пророка Мухаммеда. Сунниты считают, что шииты позволили себе внести в ислам «недозволенные» новшества и в этом смысле противопоставляют себя шиитам.
www.info-islam.ru