Русская и советская культура во время первой мировой войны

Первая мировая война обострила все внутренние противоречия в воюющих государствах. В ряде стран произошли революции. Россия оказалась самым слабым звеном «в цепи империализма». Сначала государство в 1917 г. потрясла Февральская революция, в результате которой было свергнуто самодержавие, а затем, в значительной степени из-за полного бездействия Временного правительства, Октябрьская. Пришедшие к власти большевики заявили, что страна отныне будет развиваться по социалистическому пути. Но далеко не всеми в России был воспринят новый миропорядок. Начиналась Гражданская война (1918-1920) — вооруженное противостояние нового, советского государства и сторонников старого режима. Идеологическое противостояние коснулось миллионов граждан нашего государства. Очень болезненно эти проблемы переживались и представителями художественной и научной интеллигенции. Не все смогли и захотели принять и признать советскую власть. 1917 г. привел к расколу в русской культуре, началась эмиграция.

Строительство социалистического государства предполагало формирование новой ментальносте у советских граждан. Для решения этой важнейшей задачи требовалось в первую очередь превратить Россию в страну всеобщей грамотности. Возникли общества «Долой неграмотность!» (ОДН) и Ликбез. Совнарком уже в 1919 г. принял постановление, основное положение которого превратилось в лозунг: «Грамотный! Обучи неграмотного!». Была создана широкая сеть просветительских учреждений: избы-читальни, школы грамоты и т. п. Преподавание велось более чем на 70 языках. На селе государство с конца 1920-х годов стало создавать школы колхозной молодежи, дававшие возможность учащимся получить знания не только по общеобразовательным предметам, но и по агрономии, ветеринарии и пр. В городах, кроме школ, открывались ремесленные училища, техникумы, готовившие профессиональных рабочих. Согласно решениям ХГ(1925) и XV(1927) съездов ВКП(б), было введено обязательное всеобщее начальное образование. С 1930-х гг. неуклонно (сначала в городах) стало вводиться обязательное всеобщее семилетнее образование. Расширялась сеть вузов. Уже в годы второй пятилетки (1933- 1937) были отменены ограничения при приеме в вузы, связанные с социальным происхождением. Запрещались досрочные выпуски, бригадные формы обучения. В 1937 г. вводится единая аттестация научных кадров, устанавливается система защиты кандидатских и докторских диссертаций.

Советской властью под охрану государства были взяты наиболее ценные памятники русской культуры: музеи, художественные галереи, дворцы и усадьбы, парки, театры, библиотеки и др. Был запрещен вывоз за границу культурных ценностей.

Война с фашистской Германией нанесла отечественной культуре огромный ущерб. Официальная статистика гласила, что в годы войны было разрушено 1710 городов и 70 тыс. сел, уничтожено и разграблено 427 музеев, 43 тыс. библиотек, не говоря о человеческих потерях, которые для СССР исчисляются в 27 млн погибших. Фашистами были разграблены и осквернены дома-музеи А. С. Пушкина в Михайловском, Л.Н.Толстого в Ясной Поляне, П.И.Чайковского в Клину… От бомбежек и артобстрелов пострадало не поддающееся исчислению количество шедевров и памятников архитектуры. Многие из них были утеряны безвозвратно.

В послевоенные годы советский народ нашел в себе силы совершить трудовой подвиг. Им не только было в кратчайшие сроки (к 1948 г.) восстановлено народное хозяйство, но и были предприняты все надлежащие меры к строительству и возобновлению работы очагов культуры и образования. С 1949 г. стал осуществляться переход к всеобщему семилетнему образованию, так как этот процесс был прерван войной. С начала 60-х гг. начинается переход к обязательному всеобщему среднему образованию молодежи. В 1950-х гг. в СССР было студентов больше, чем во всех западноевропейских странах, вместе взятых. Количество только инженеров в этот период увеличилось по сравнению с довоенным в 7 раз. Безусловно, огромными достижениями советской власти были реальное претворение в жизнь системы обязательного всеобщего среднего образования и общедоступность высшего, при бесплатности обучения в школе любой ступени, включая аспирантуру и докторантуру.

Развитие науки в СССР носило столь впечатляющий характер, что позволило осуществить цивилизационный рывок и вывести советское государство на передовой уровень. Советскую власть признали и продолжали работать в Советской России К.А.Тимирязев, К.Э.Циолковский, Н.Е.Жуковский и многие другие ученые. Крупный вклад в генетику и селекцию внес Н.И.Вавилов (1887- 1943). Он был основоположником современного учения о биологических основах селекции и учения о центрах происхождения культурных растений. Биологией и селекцией занимался И. В. Мичурин. Он вывел более 300 сортов плодово-ягодных культур. И.В.Курчатов (1902- 1960) — выдающийся советский физик был организатором и руководителем работ по атомной науке и технике в СССР. Под его руководством были созданы первый в нашей стране циклотрон, а затем первый в Европе ядерный реактор, первая в СССР атомная бомба и первая в мире термоядерная бомба, первая атомная электростанция (АЭС). В.И.Вернадским (1863 — 1945) — ученым-энциклопедистом были написаны труды по философии естествознания и развито представление о ноосфере. Ученый считал, что вокруг Земли существует пространство, которое является одной из характеристик биосферы. Ноосфера — сфера разума, или духовная оболочка Земли. Ноосфера — обмен веществ и энергии общества с природой может носить контролируемый и регулируемый характер, выступая как разумно согласованное с данными науки преобразование природы. В учении о ноосфере были заложены и основы экологической науки. Существенный вклад в развитие геологии и нефтехимии внес И.М.Губкин, разработав основы теории о происхождении нефти, условиях формирования ее залежей. Основателем советской научной школы физической оптики был С. И. Вавилов. Институтом физических проблем руководил П.Л.Капица. Н.Д.Зелинский и А.Е.Фаворский создавали научные школы и проводили основополагающие исследования по химии.

Уже многие годы деревянные окна служат незаменимой частью интерьера квартиры, дома или любого другого помещения, при этом сохраняя тепло и уют. Современные технологии позволяют производить окна таким образом, что их функции расширяются от изоляции внешней среды до функций декора и украшения.

Теоретические труды А. Е. Фаворского стали основой для создания важнейших производств, в том числе синтетического каучука. Н.Н.Бурденко, А.Н.Бакулевым, А.В.Вишневским разрабатывались новые методы лечения, в частности нейрохирургия, и создавались новые лекарственные препараты. Выдвинулись талантливые историки, такие, как Б.Д.Греков, И.А.Орбели, Е.В.Тарле, А.М.Панкратова и др. Фундаментальные открытия Н.Н.Семенова, П.А.Черенкова, И.Е.Тамма, Л.Д.Ландау, И.М.Франка, Н.Г.Басова, А.М.Прохорова были удостоены Нобелевских премий. Перечислить все достижения советских ученых не представляется возможным.

Параллельно с достижениями мирового уровня, открытием сотен научно-исследовательских институтов (НИИ) наблюдались и негативные тенденции. Упор на русские национальные традиции быстро принял в послевоенные годы уродливые формы. Развернулась кампания против «низкопоклонства перед Западом». Вначале основным объектом ее стала творческая интеллигенция: в литературе — юморист М.М.Зощенко и поэтесса А.А.Ахматова, в кинематографии — режиссеры С.М.Эйзенштейн, В.И.Пудовкин, А.П.Довженко, в музыке — Д.Д.Шостакович, В.И.Мурадели, С. С. Прокофьев, А.И.Хачатурян. Кампания началась принятием Постановления ЦК ВКП(б) “О журналах «Звезда» и «Ленинград»” (1946), за которым последовал ряд аналогичных документов по различным областям искусства, вплоть до постановления «Об опере В. Мурадели Великая дружба» в 1948 г.

Для наведения «дисциплины» среди ученых создавались «суды чести», которые призваны были осудить тех, кто поддерживал научные связи с западными коллегами. Сессия Академии сельскохозяйственных наук в августе 1948 г. обрушила удар на советских генетиков, обвинив их в заимствовании «антинаучных» методов «буржуазных ученых» Т. X. Моргана и Г. И. Менделя. В противовес им был поднят на щит шарлатан Т.Д.Лысенко. Юбилейная сессия АН СССР, созванная в связи с 225-летием Академии в 1949 г., была всецело посвящена «доказательствам» исторического приоритета русских ученых над западными в самых различных областях науки и техники.



gallerix.ru

″Человекобойня″: искусство во время войны | Первая мировая война: 1914-й — судьбоносный год в истории XX века. | DW

В сентябре 1914 года Германия нанесла Франции шокирующий удар: немецкие подразделения обстреляли один из известнейших шедевров церковной архитектуры — знаменитый кафедральный собор Реймса. Историки до сих пор спорят о причине неоправданной жестокости захватчиков: была ли это жажада к разрушению всего подряд или немцы опасались возможных разведчиков, притаившихся в башне собора? С этого момента в глазах французов агрессоры превратились в диких варваров.

Спустя сто лет выставку «Menschenschlachthaus» («Человекобойня»), проходящую в Музее фон дер Хайдта (Von-der-Heydt-Museum) в Вуппертале, немецкие искусствоведы подготовили совместно с Музеем изобразительных искусств Реймса. В экспозиции представлены два взгляда на Первую мировую войну: французский и немецкий. С помощью произведений искусства директор музея Герхард Финк (Gerhard Finck) хотел бы рассказать тем посетителям, «которые о Первой мировой войне мало что знают», что же действительно происходило в мире в период с 1914 по 1918 год.

Реймсский собор в огне. Полотно кисти Гюстава Фрепона

Реймсский собор

Один из выставочных залов музея целиком посвящен истории захвата и разрушения Реймсского собора в 1914 году. Поль-Юбер Лепаж, ученик символиста Гюстава Моро, в 1920 году предпринял попытку отобразить эту трагедию в импрессионистской манере.

Название выставки опирается на роман «Das Menschenschlachthaus» Вильгельма Ламшуса (Wilhelm Lamszus), написанный в 1912 году. Ламшус принадлежал к числу немногих «вольнодумцев» — пацифистов, предостерегавших об ужасных последствиях грядущей войны. К его предсказаниям в то время никто не прислушался. Наоборот: его преследовали за неслыханно смелые антивоенные публикации.

Умаление ужаса

Представители богемного мира также не желали ничего слышать об ужасах надвигающейся войны. Похоже, для художников авангарда тема войны в начале 1914 года не была актуальной. Картины Василия Кандинского, Франца Марка (Franz Marc), Августа Маке (August Macke) или Феликса Валлоттона очень далеки от мыслей о предстоящей катастрофе. Лишь Макс Слефогт (Max Slevogt) задумывается об этом, когда пишет свою серию о Троянской войне. Но воины Слефогта – не солдаты, а благородные герои: вместо автоматов — копья, и никакого намека на кровавую бойню.

Ссылаясь на прозороливость Ламшуса и на недвусмысленную резкость названия его романа, выставка «цитирует» это небольшое произведение. Другие писатели, современники автора, в том же году писали о «святом долге» немцев, обязывающем их воевать. Почему? Скульптура Эрнста Барлаха (Ernst Barlach) «Мститель» («Der Rächer») — возможный ответ на этот вопрос. Накануне Великой войны немцы считали себя «обделенными» и стремились к расширению своих границ. Как и их соседи французы, они были готовы пойти на все ради достижения своих целей.

Художники на поле боя

Оказавшись на фронте, в гуще событий, и французские, и немецкие художники часто пытались сгладить жестокость увиденного. Они не создают крупных произведений, чаще всего — наброски, сделанные карандашом или пером (ничего другого в наличии просто нет) прямо на поле боя.

После контузий и ранений многие художники, оказавшись непригодными к военной службе, вернулись домой инвалидами. Автопортрет Жана-Луи Форена, потерявшего на фронте правую руку, «смотрит» безжизненным взглядом с холста. После нервного срыва Макса Бекмана (Max Beckmann) отправили на работу в лазарет. И его автопортрет, написанный в 1915 году, оглядывает зрителей непонимающе-вопрошающим взглядом. В письме жене от 21 мая 1915 года он отмечает: «Слева и справа воют наши снаряды… Как мне хотелось бы, чтобы война закончилась и я снова мог рисовать».

Живопись проигрывает

Выставка выявляет одно немаловажное обстоятельство: по сравнению с фотографией или кинематографом, живопись менее реалистично отображает военные действия. С впечатляющими видеозаписями, демонстрирующими ужас боев и руины разрушенных городов, произведения живописи не могут соревноваться. «Я думаю, несмотря на все усилия, художникам не удалось запечатлеть все, что они увидели», — рассуждает куратор выставки Герхард Финк.

Одно из редких исключений — цикл офортов Отто Дикса (Otto Dix), увидевший свет в послевоенном 1924 году. По своей экспрессивности его произведения сравнимы со знаменитой серией гравюр Франсиско Гойи «Бедствия войны», отобразившей бесчинства армии Наполеона. В свою очередь Дикс иллюстрирует все, что видел собственными глазами: воронки от взрывов, жертв газовых атак и изнасилований, женщин, потерявших детей, обезумевших солдат. «Я сделал настоящий репортаж, чтобы показать разоренную землю, раны и страдания», — писал Дикс о своей работе.

»Памятник неизвестным протезам», Генрих Хёрле

В послевоеное время французское правительство проявляло заботу о своих ветеранах, оказывало им финансовую поддержку. Немецким ветеранам зачастую не оставалось ничего другого, как просить милостыню. Генрих Хёрле (Heinrich Hoerle) изобразил изувеченных солдат на картине «Памятник неизвестным протезам» («Denkmal der unbekannten Prothesen»).

Из Вупперталя выставка отправится в Реймс, где ее откроют Ангела Меркель (Angela Merkel) и Франсуа Олланд. В 1962 году в знак франко-германского сближения Шарль де Голль и Конрад Аденауэр (Konrad Adenauer) приняли участие в примирительной службе в Реймсском кафедральном соборе. С тех пор Реймс является символом примирения соседствующих стран.

www.dw.com

Первая мировая война и кризис культуры

Особый интерес представляют философское рассмотрение и анализ такого социального феномена, как социокультурный кризис рубежа XIX — XX вв. Кризис западноевропейской культуры и социальные последствия, вызванные этим кризисом, оказали огромное влияние на духовную атмосферу современного общества, во многом определив эволюцию кризисного сознания.

XX столетие началось под знаком нигилизма, отрицания святынь. «Бог умер!» — такой диагноз грядущему веку поставил еще Ф. Ницше: конец нового времени, кризис гуманизма, крушение идеалов творчества, рационалистической парадигмы — вот симптомы одного из крупнейших социальных кризисов XX в. — кризиса культуры.

Знаменитая работа О. Шпенглера «Закат Европы» сыграла роль своеобразной детерминанты, определившей духовную атмосферу начала века в Европе. Шпенглер обращается к теме «конца культуры», кризиса духовности, гибельной роли цивилизации. В основании концепции Шпенглера лежала идея о цикличной смене замкнутых, независимых культур, каждая из которых «расцветает» изолированно от других и «умирает», осуществив все свои возможности. Одной из таких умирающих культур Шпенглер объявил ту, к которой сам принадлежал — западноевропейскую культуру. Согласно Шпенглеру, гибель культуры означает, что приостанавливается дальнейшее духовное развитие в рамках

____________________________________

1 Лапин Н.И. Тяжкие годы России (перелом истории, кризис, ценности, перспективы) // Мир России. 1992. № I. С. 10 — 11.

той или иной культуры, и остается лишь мертвая «цивилизация». Цивилизация является неизбежной судьбой и роком культуры. Культура опирается на религиозные и национальные корни, цивилизация по своей природе безрелигиозна и интернациональна. В центре культуры стоят философия и искусство, в центре цивилизации — техника, инженерное искусство, массовые зрелища, спорт. Закат Европы для Шпенглера — это и есть превращение старой европейской культуры с ее высоким искусством, философией и религиозностью в современную индустриальную цивилизацию.

Освальд Шпенглер (1880 — 1936) — немецкий историк и философ, один из теоретиков культуры в XX в., представитель «философии жизни». В «морфологии культуры» Шпенглера прослеживается влияние некоторых идей А. Шопенгауэра, Ф. Ницше, А. Бергсона. В своем наиболее значительном произведении — первом томе «Заката Европы» Шпенглер выдвинул концепцию культуры, непосредственно или косвенно оказавшую очень большое влияние на историко-культурологическую мысль XX столетия. Опираясь на обширный материал, накопленный к тому времени археологией, этнографией и другими науками, Шпенглер стремился раздвинуть горизонты традиционной исторической науки, определить место, прежде всего, западноевропейской культуры в истории человечества. Движение истории, ее логика рассматривались Шпенгле-ром как развитие и закономерные превращения (юность, расцвет, зрелость, упадок) предельно обобщенных культурно-исторических форм. Культура, по Шпенглеру, — это отличающее эпоху и, более того, создающее ее как целостность, определенное внутреннее единство форм мышления и творчества, некая единая стилистика, запечатленная в экономической, политической, духовной, религиозной, практической, художественной жизни. Одна из важнейших проблем культурологии XX в. — отношения культуры и цивилизации — в философии Шпенглера принимает характер непримиримой антиномии. Шпенглер выделяет в развитии культурно-исторического индивидуума следующие фазы: мифосимволическую раннюю культуру, метафизико-религиозную высокую культуру и позднюю, окостеневшую культуру, переходящую в цивилизацию. Весь цикл, согласно мыслителю, длится около тысячелетия [1].

Значительное влияние на духовную атмосферу Европы оказала первая мировая война. Крушение надежд, смысложизненных установок, изменение ценностных критериев, нравственная переориентация, потеря стабильности и надежности существования — таковы символы кризисного мировосприятия первой четверти XX в. Война 1914 — 1918 гг. — и следствие социокультурного кризиса, и предвестие грядущей глобальной мировой катастрофы. Событие, предсказанное Шпенглером, первый звонок грядущих перемен и катаклизмов XX столетия.

Вслед за Шпенглером к теме социокультурного кризиса обращались многие западные мыслители — Г. Зиммель, Э. Гуссерль, А. Вебер, Т. Лес-синг, П. Сорокин и многие другие. Новое время с его идеалами классической рациональности, просвещения, прогресса науки рассматривалось как уходящее в прошлое. Вместе с тем именно в свете этих идеалов формировалась современная цивилизация. Ее создавали люди особого склада — личности, творцы, герои. Создание цивилизации связано с приложением огромных физических, творческих, интеллектуальных усилий в науке, технике, практических делах, искусстве. Но в тоже время в XX в. человек начинает воспринимать цивилизацию так же естественно, как он воспринимает природу, одновременно изменяя и это восприятие. Человек перестает быть творцом, становясь «пользователем».

Конец нового времени, духовное перерождение и опустошение человека, утрата творческих сил и возможностей находятся в центре внимания мыслителей, обратившихся к теме социокультурного кризиса.

Одну из первых фиксаций кризисного состояния культуры можно найти у Г. Зиммеля — немецкого философа и социолога. Концепцию

______________________________________

1 См.: Культурология XX век: Антология. М., 1995. С. 670.

кризиса европейской культуры Зиммель выстраивает, исходя из следующего понимания ритма культурного развития: жизнь постоянно порождает новые культурные формы, которые окостеневают, становясь тормозом дальнейшего развития жизни, а потому они заменяются новыми формами, обреченными пережить ту же судьбу. В этом движении воплощен ряд конфликтов: содержания и формы, «души» и «духа», «субъективной» и «объективной» культур. В осознании неизбывности этих конфликтов и состоит «трагедия культуры» («Философия денег», 1900). В современной ситуации конфликт культуры обретает, по Зиммелю, уникальное содержание: своеобразной чертой культуры становится то, что жизнь, стремясь воплотить себя в культурных явлениях и формах, обнаруживает вследствие их несовершенства основной мотив — борьбу против всякой формы вообще, т.е. борьбу против культуры как таковой. В результате этого крушение современной культуры может оказаться несопоставимым по своим масштабам со всем происходящим в предшествующие периоды истории. («Конфликт современной культуры», 1918).

Оригинальная концепция кризиса европейской культуры, пронизанная духом глубокого пессимизма, была предложена немецким философом и культурологом Т. Лессингом.

Теодор Лессинг (1872 — 1933) родился в семье врача, получил прекрасное образование, имел две докторские степени: по медицине и философии. Идейные истоки философии Лессинга лежат в философии Шопенгауэра и Ницше, традиции которых Лессинг не видел в современной ему культурной ситуации достаточно убедительных альтернатив. События первой мировой войны оказали серьезное влияние на Лессинга как культуролога. Утрата иллюзий и разочарование нашли выражение в таких его работах, как «Философия как действие» (1914), «История как осмысление

бессмыслицы» (1919), «Европа и Азия» (1919), «Проклятая культура» (1921) [1].

Согласно Лессингу, западное буржуазное общество подводит природное, жизненное начало к полному истощению. Культура истощает природу, превращает ее в мертвый механизм. Причем процесс этот, по мнению Лессинга, становится необратимым. В этом случае пессимизм — единственно возможное продуманное отношение к создавшейся жизненной ситуации.

В современном обществе Лессинг прежде всего находит преобладание искусственных и рационализированных связей и институтов над теми «общностями», которые сложились как естественные формы совместного проживания людей. Как трагический процесс Лессинг оценивает вторжение в эти органические общности упорядочивающего и рационализирующего духа, под влиянием которого происходит атомизация общества и возникают организации, в которых одни индивиды могут легко заменяться другими. («Философия как действие», 1914, «История как осмысление бессмыслицы», 1919, «Проклятая культура», 1921).

Свои многолетние размышления о судьбе Европы после первой мировой войны излагает немецкий философ, социолог и теоретик культуры А. Вебер в сборнике статей «Германия и кризис европейской культуры».

Альфред Вебер (1868 — 1958). Степень доктора философии получил в 1897 г., преподавал в Берлинском, Пражском и Гейдельбергском университетах. После прихода к власти национал-социалистов отошел от преподавательской деятельности и целиком посвятил себя науке. В этот период он создал свои важнейшие труды в области социологии культуры. В 1924 г. в Берлине был опубликован сборник статей «Германия и кризис европейской культуры», в котором, по словам самого автора, он подвел итоги своих многолетних размышлений о судьбе Европы после первой мировой

______________________________

1 См.: Культурология. XX век. С. 669.

войны. Вебер видел возможность преодоления кризиса европейской экономики и культуры. «Я верю в возрождение прежней динамики духовного развития. Европа опять восстанет из войн» — писал он во введении к сборнику [1].

По мнению Вебера, уже задолго до начала первой мировой войны ясно обнаружились глубинные проблемы, порожденные XIX столетием. Наряду с высоким совершенством его технических и интеллектуальных достижений, интенсивным становлением новых возможностей и форм деятельности, выявилась напряженность жизненного пространства, на котором все это происходило: «Столкнув выросшие до гигантских размеров экономические силы в борьбе за передел мира и рынков сбыта, побудив государство стать вспомогательным средством проведения такой политики, выдвинув на передний план в государстве и межгосударственных отношениях материальные интересы, эта эпоха привела к таким последствиям, которые сегодня внешне господствуя над миром, определяют также внешнюю и внутреннюю судьбу прежних европейских силовых центров» [2].

Тревожное время послужило поводом для написания вышедшей в 1935 г. книги нидерландского историка Й. Хейзинги «В тени завтрашнего дня. Диагноз духовного недуга нашей эпохи». Хейзинга отмечает, что происходит прогрессирующее разложение культуры, что мир живет в ожидании катастрофы. Чтобы поставить собственный диагноз духовным недугам эпохи, Хейзинга пытается последовательно зафиксировать те деструктивные процессы, которые охватили различные уровни и сферы европейской культуры. В науке и философии его прежде всего тревожит резкое снижение рационально-критических установок и прогрессирующая утрата способности к различению истины и лжи. Яркими симптомами являются распространение

________________________________

1 См.: Культурология. XX век. С. 658.

2 Вебер А. Германия и кризис европейской культуры // Культурология: XX век. С. 286.

и успех у публики псевдонауки, псевдофилософии, даже суеверий. В области культуры Хейзинга отмечает внедрение таких деструктивных представлений, как примат практики и воли над разумом, культ жизни в ее непосредственно витальных формах, превознесение идеалов героизма и борьбы над трезвым расчетом и толерантностью. Культуре угрожает комплекс опасностей — происходит варваризация культуры. Опираясь на свое знание мировой истории, Хейзинга считает, что развитая культура может существовать лишь на базе принципов индивидуальной инициативы и ответственности, частной собственности и свободы мышления и действия.

Своеобразную трактовку кризиса можно найти в работах Э. Гуссерля. Гуссерль предлагает концепцию упадка европейского идеала, кризиса рациональности, кризиса европейской науки. В его статье «Философия как строгая наука» (1910) представлена социокультурная характеристика эпохи. По мнению Гуссерля, в Европе разрушаются духовные идеалы — ее основа и подлинная сущность. В 1935 г., выступая с докладом «Кризис европейского человечества и философия», Гуссерль описывает признаки распада европейской культуры, распространение нигилизма и скепсиса, утрату веры в традиционные культурные институты. Согласно Гуссерлю, весь «европейский мир» с его науками, изящными искусствами, ремеслами и социальными институтами был «рожден из идеалов разума, т.е. духа философии». Отсюда следует, что причины кризиса нужно искать в искажении природы философии, ибо от ее нормального функционирования зависит «подлинно здоровый дух Европы».

Глубокий интерес к динамике общества и кризисным ситуациям в культуре характерен для творчества П. Сорокина. В своем четырех томном сочинении «Социальная и культурная динамика» (1937 — 1941) Сорокин отмечает характерные особенности современной ситуации в обществе. Он полагает, что кризис современной культуры не случайная, а неизбежная, внутренне необходимая черта мирового исторического процесса, подчиненная определенным законам. Кризисное состояние современного общества обусловлено системной трансформацией западной культуры: с ее переходом от старой социокультурной суперсистемы к новой, с присущим ей типом мировоззрения. Диагноз Сорокина современной ему социальной ситуации заключается в том, что разрушается доминирующая «чувственная система европейской культуры». По мере ее разрушения разрушаются и все институциональные компоненты жизни. Поэтому кризис носит тотальный, интегральный характер. Но при всей его глобальности, в нарастающей анархии и хаосе гибнущей суперсистемы возникают новые ростки будущих культуры и общества. Характерная черта кризиса, по Сорокину, заключается в балансе ослабевающего старого и еще слабого нового.

studfiles.net

″Человекобойня″: искусство во время войны | Первая мировая война: 1914-й — судьбоносный год в истории XX века. | DW

В сентябре 1914 года Германия нанесла Франции шокирующий удар: немецкие подразделения обстреляли один из известнейших шедевров церковной архитектуры — знаменитый кафедральный собор Реймса. Историки до сих пор спорят о причине неоправданной жестокости захватчиков: была ли это жажада к разрушению всего подряд или немцы опасались возможных разведчиков, притаившихся в башне собора? С этого момента в глазах французов агрессоры превратились в диких варваров.

Спустя сто лет выставку «Menschenschlachthaus» («Человекобойня»), проходящую в Музее фон дер Хайдта (Von-der-Heydt-Museum) в Вуппертале, немецкие искусствоведы подготовили совместно с Музеем изобразительных искусств Реймса. В экспозиции представлены два взгляда на Первую мировую войну: французский и немецкий. С помощью произведений искусства директор музея Герхард Финк (Gerhard Finck) хотел бы рассказать тем посетителям, «которые о Первой мировой войне мало что знают», что же действительно происходило в мире в период с 1914 по 1918 год.

Реймсский собор в огне. Полотно кисти Гюстава Фрепона

Реймсский собор

Один из выставочных залов музея целиком посвящен истории захвата и разрушения Реймсского собора в 1914 году. Поль-Юбер Лепаж, ученик символиста Гюстава Моро, в 1920 году предпринял попытку отобразить эту трагедию в импрессионистской манере.

Название выставки опирается на роман «Das Menschenschlachthaus» Вильгельма Ламшуса (Wilhelm Lamszus), написанный в 1912 году. Ламшус принадлежал к числу немногих «вольнодумцев» — пацифистов, предостерегавших об ужасных последствиях грядущей войны. К его предсказаниям в то время никто не прислушался. Наоборот: его преследовали за неслыханно смелые антивоенные публикации.

Умаление ужаса

Представители богемного мира также не желали ничего слышать об ужасах надвигающейся войны. Похоже, для художников авангарда тема войны в начале 1914 года не была актуальной. Картины Василия Кандинского, Франца Марка (Franz Marc), Августа Маке (August Macke) или Феликса Валлоттона очень далеки от мыслей о предстоящей катастрофе. Лишь Макс Слефогт (Max Slevogt) задумывается об этом, когда пишет свою серию о Троянской войне. Но воины Слефогта – не солдаты, а благородные герои: вместо автоматов — копья, и никакого намека на кровавую бойню.

Ссылаясь на прозороливость Ламшуса и на недвусмысленную резкость названия его романа, выставка «цитирует» это небольшое произведение. Другие писатели, современники автора, в том же году писали о «святом долге» немцев, обязывающем их воевать. Почему? Скульптура Эрнста Барлаха (Ernst Barlach) «Мститель» («Der Rächer») — возможный ответ на этот вопрос. Накануне Великой войны немцы считали себя «обделенными» и стремились к расширению своих границ. Как и их соседи французы, они были готовы пойти на все ради достижения своих целей.

Художники на поле боя

Оказавшись на фронте, в гуще событий, и французские, и немецкие художники часто пытались сгладить жестокость увиденного. Они не создают крупных произведений, чаще всего — наброски, сделанные карандашом или пером (ничего другого в наличии просто нет) прямо на поле боя.

После контузий и ранений многие художники, оказавшись непригодными к военной службе, вернулись домой инвалидами. Автопортрет Жана-Луи Форена, потерявшего на фронте правую руку, «смотрит» безжизненным взглядом с холста. После нервного срыва Макса Бекмана (Max Beckmann) отправили на работу в лазарет. И его автопортрет, написанный в 1915 году, оглядывает зрителей непонимающе-вопрошающим взглядом. В письме жене от 21 мая 1915 года он отмечает: «Слева и справа воют наши снаряды… Как мне хотелось бы, чтобы война закончилась и я снова мог рисовать».

Живопись проигрывает

Выставка выявляет одно немаловажное обстоятельство: по сравнению с фотографией или кинематографом, живопись менее реалистично отображает военные действия. С впечатляющими видеозаписями, демонстрирующими ужас боев и руины разрушенных городов, произведения живописи не могут соревноваться. «Я думаю, несмотря на все усилия, художникам не удалось запечатлеть все, что они увидели», — рассуждает куратор выставки Герхард Финк.

Одно из редких исключений — цикл офортов Отто Дикса (Otto Dix), увидевший свет в послевоенном 1924 году. По своей экспрессивности его произведения сравнимы со знаменитой серией гравюр Франсиско Гойи «Бедствия войны», отобразившей бесчинства армии Наполеона. В свою очередь Дикс иллюстрирует все, что видел собственными глазами: воронки от взрывов, жертв газовых атак и изнасилований, женщин, потерявших детей, обезумевших солдат. «Я сделал настоящий репортаж, чтобы показать разоренную землю, раны и страдания», — писал Дикс о своей работе.

»Памятник неизвестным протезам», Генрих Хёрле

В послевоеное время французское правительство проявляло заботу о своих ветеранах, оказывало им финансовую поддержку. Немецким ветеранам зачастую не оставалось ничего другого, как просить милостыню. Генрих Хёрле (Heinrich Hoerle) изобразил изувеченных солдат на картине «Памятник неизвестным протезам» («Denkmal der unbekannten Prothesen»).

Из Вупперталя выставка отправится в Реймс, где ее откроют Ангела Меркель (Angela Merkel) и Франсуа Олланд. В 1962 году в знак франко-германского сближения Шарль де Голль и Конрад Аденауэр (Konrad Adenauer) приняли участие в примирительной службе в Реймсском кафедральном соборе. С тех пор Реймс является символом примирения соседствующих стран.

www.dw.com

Картины о первой мировой войне

Картины итальянского художника  Фортунино Матания.

Он рисовал обложки для популярного британского еженедельника «Сфера» (The Sphere). С началом военных действий 1 мировой войны, он был военным художником, рисовал войну находясь на передовой и стал одним из самых известных художников — баталистов. Ему принадлежит один из рисунков, ставших одним из символов той далекой войны — «Прощай, старик».

«Goodbye Old Man» — «Прощай, старик». Как я понимаю, русский казак прощается со своим конем. Этот рисунок буквально потряс мир. Смерть на войне — дело обыденное. Смертью человека читателя и зрителя потрясти сложно — на войне люди гибнут сотнями и тысячами, ежедневно и ежечасно. Но, рисунок на котором солдат прощается с умирающим конем, вызвал сильную реакцию — рисунок был растиражирован по все стороны фронта.

Батарея ведет огонь.

«Схватка в смертельном тумане» — в годы Первой мировой химическое оружие нашло массовое применение.

Сербский броневик атакован болгарами. Броневик, если честно, опознать не удалось. Но Матиния рисовал или с натуры, или перерисовывал фотографии. Так что, у сербов, наверняка, были такие броневики.

Парижские такси с зуавами на борту врываются в городок Сенлис. Знаменитое «чудо на Марне» случилось в 1914 году во многом благодаря мобилизации парижских такси. Но, если верить этой картинке, такси играли роль не только транспортных средств — они еще и «первыми врывались в города».

Захват танка.

Отважные шотландские горцы берут в плен оторопевших германцев где-то на реке Изер.

Бельгийские уланы во время обороны Льежа. В 1914 году лихие кавалерийские рейды еще имели место быть.

Солдаты остановились на постой в церкви.

Нелегкий труд артиллерийских наблюдателей.

Дальний предок бронетранспортера.

Доставка снарядов на батарею.

Это потом маршал Пэтэн станет главой правительства Вишистской Франции. А в годы Первой мировой он еще генерал, защитник Вердена и национальный герой.

Зенитчики за работой.

«Томми» осваиваются в брошенной германской траншее.

После боя — британские солдаты роются в карманах убитых немцев. Это не мародерство, просто на войне так принято.

Эвакуация гражданского населения из прифронтовой полосы.

Самолет — разведчик чудом дотянул до своих. Летчики целы. Разведданные собраны.

Бельгийский мальчик показывает язык германскому оккупанту.

Увлекательные автомобильные гонки в прифронтовой полосе.

Уцелевшие жертвы атаки немецких подлодок.

Русские офицеры убирают снег на улицах Петрограда.

Надеюсь, Алексей Брусилов в представлении не нуждается.

Ночная атака.

Отступление…



Нехитрый солдатский отдых.
Германские оккупанты на улицах Льежа.

Итальянские пулеметчики за работой.

Противник застал батарею на марше.

Солдатская каша.

Дувушка читает ослепшему офицеру газету.

Фортунино Матания (Fortunino Matania, 1881 — 1963) был одним из самых известных художников времен Первой мировой войны. Он родился в Неаполе в семье художника и сам стал художником. Уже в возрасте 14 лет он сделал иллюстрации для одной из книг. Потом учился в Париже. Начало войны, которую мы знаем под названием Первая мировая, застало его в Великобритании.

Матания также проиллюстрировал много романов Эдгара Берроуза в 1920-ых — 30-ые года, а также стал известен благодаря картинам посвящённым сюжетам из классической античности.
Основной источник: http://propagandahistory.ru/

pantv.livejournal.com

Первая мировая война модернистов | Культура и стиль жизни в Германии и Европе | DW

«Когда говорят пушки, музы молчат»,- эта крылатая фраза широко известна. Но соответствует ли она действительности? «Ни в коем случае! — убеждена Ангелика Франке (Angelica Franke). — Очень многие художники как раз в это время особенно продуктивны». Она знает, о чем говорит. Почти три года искусствовед Федерального выставочного зала в Бонне работала вместе со своими коллегами над организацией выставки, которую они назвали «Авангард в бою».

Эрнст Людвиг Кирхнер. Автопортрет в солдатской форме. 1915 год

Удачное название, удачная концепция. Идея была проста, объясняет куратор выставки Увы Шнееде (Uwe Schneede). Достаточно посмотреть биографии художников в энциклопедиях и справочниках — и увидишь, что в них есть лакуны: такой-то творческий период заканчивается 1914 годом, а следующий начинается в 1918-м.

Конец золотой эпохи

На самом деле многие художники продолжали работать, даже будучи в действующей армии, на фронте, в примитивнейших условиях.

Фернан Леже, например, у которого не было холста для занятий живописью, вырезал кругляши из дерева и писал маслом на них. Другие рисовали на обрывках бумаги акварелью, карандашом, углем. «Это очень богатое интернациональное творческое наследие», — подчеркивает Уве Шнееде.

При этом надо учесть, что начало ХХ века было золотой эпохой в истории модернистского искусства, вершиной художественного авангарда. Не считаясь с государственными границами, невзирая на разные языки, разные социальные условия и непохожесть стилей, художники вместе искали новые пути — в то время как европейская политическая элита держала курс на конфронтацию.

Казимир Малевич. Лубок. 1914 год

Последствия этого политического курса известны: 10 миллионов убитых, десятки миллионов тех, кто пережил Первую мировую войну, но познал физические и нравственные страдания, оставившие неизгладимый след в судьбе и душе. Среди жертв войны — и представители классического модернизма. Символическим примером разрушительной мощи войны может быть, по мнению организаторов выставки в Бонне, творческое объединение «Синий всадник», главенствовавшее в экспрессионизме начала ХХ века. В него входили несколько российских художников.

Трое — Василий Кандинский, Алексей Явленский и Марианна Веревкина — задавали тон. Они жили в Мюнхене, тесно сотрудничали с немецкими коллегами Францем Марком (Franz Marc), Августом Маке (August Macke) и Габриеле Мюнтер (Gabriele Münter). Но когда началась война, российским художникам пришлось покинуть Мюнхен, как подданным вражеской страны. Группа распалась. А потом на фронте погибли Август Маке и Франц Марк.

Цена очищения

Война разделила прежних друзей. Франц Марк восторженно встретил войну — но не из патриотических побуждений, а потому, что считал буржуазный мир Европы гибельным для культуры. Он надеялся, что война будет провозвестником нового, очистительной силой. Когда Марк написал об этом Кандинскому, тот ответил: «Не слишком ли страшную цену придется заплатить за очищение?» Но Франц Марк был не один. Войну приветствовали итальянские футуристы, работы которых также представлены в экспозиции, Казимир Малевич и Владимир Маяковский…

Но очень скоро фронтовая реальность и апокалипсический ужас пришли на смену милитаристским восторгам. Эрнст Людвиг Кирхнер (Ernst Ludwig Kirchner), говоривший в 1914 году о «сладком вкусе пороха» и записавшийся добровольцем, в 1915-м был демобилизован по состоянию здоровья и написал автопортрет, изобразив себя в солдатской форме и без правой руки — очень символичный для художника образ. Ловис Коринт (Lovis Corinth), изобразивший себя в 1914 году в виде рыцаря в блестящих доспехах, в 1918-м оставил в новой картине лишь груду доспехов на полу своей мастерской. Человека уже нет. Макс Бекман (Max Beckmann), ставший очевидцем немецкой газовой атаки у бельгийского города Ипра, пережил нервный срыв. Жорж Брак и Михаил Ларионов были тяжело ранены.

Первая мировая война повлияла на творческое развитие многих художников-модернистов. Фернан Леже говорил, что дни, проведенные им у 75-миллиметрового артиллерийского орудия в Вердене сделали больше для его прогресса как живописца, чем все посещения музеев. Оскар Кокошка (Oskar Kokoschka) и Эгон Шиле (Egon Schiele) выработали свой знаменитый скептический взгляд, прежде всего, как следствие пережитого на войне. Многие радикально порвали с прошлым — и с искусством, которое носило следы реальности. Война еще шла, а Малевич уже писал свой знаменитый «Черный квадрат», в Цюрихе зародилось движение дадаистов… В конечном итоге, и сюрреализм возник как художественная реакция на войну.

Выставка «1914. Авангард в бою» в Федеральном выставочном зале Бонна продлится до 23 февраля.

www.dw.com

литература и искусство в Москве

Выставка представляет материалы из фондов библиотеки, освещающие историю становления и развития искусства начала XX века. Ключевые произведения живописи и литературы этого времени позволяют проследить изменения, произошедшие в искусстве с наступлением Первой мировой войны.

Экспозиция строится на сопоставлении произведений, созданных в течение трех разных периодов: довоенного, военного и послевоенного. Выставку открывают работы, созданные в годы, предшествующие войне, и считающиеся своего рода пророчествами грядущих событий. Они включают в себя произведения художников-кубистов, футуристов и других. Искусство военного периода представлено живописью русского авангарда, работами немецких и бельгийских экспрессионистов, художниками реалистического направления и многими другими. В этих произведениях отражены события военных лет, ужасы и бедствия, принесенные войной. Произведения послевоенного периода призваны показать перемены, произошедшие в искусстве под влиянием войны, и то, в каких формах искусство продолжило свою жизнь по ее окончании (творчество дадаистов и сюрреалистов, искусство школы баухауз, неопластицизма и др.).

Отдельным блоком на выставке представлены образцы плакатного и лубочного искусства, созданного в России во время Первой мировой войны.

В названии выставки заключены слова одного из крупнейших художников русского авангарда — Ольги Розановой. «У искусства путей много!» — эта фраза наиболее точно характеризует ситуацию в искусстве после вспыхнувшей в начале века войны. Война, унесшая жизни многих художников, обрекла на гибель некоторые художественные течения, возникшие незадолго до ее начала или накануне. Причиной исчезновения ряда творческих объединений и целых направлений послужили обстоятельства, в которых художники и писатели были вынуждены покинуть страны, где они находились долгое время. Вместе с тем война дала импульс для развития новых течений в искусстве, направленных на поиски лучшего мира, свободного от бед и разочарований.

Военные события не могли не отразиться на литературе, определив ее развитие на много лет вперед. На выставке литература этого периода представлена отдельным разделом. Особое внимание уделено творчеству так называемого «потерянного поколения» — поколения начала XX века. Это произведения таких значимых фигур, как Эрих Мария Ремарк, Анри Барбюс и Эрнест Хемингуэй, которые в своих романах выразили мировосприятие и взгляды людей, переживших войну. Не менее важное место отведено прозе и поэзии таких авторов, как Уилфред Оуэн, Райнер Мария Рильке, Зигфрид Сассун, Ярослав Гашек и многих других. Отдельно представлена литература об искусстве, включающая в себя манифесты и программы художественных объединений (лозунги Маринетти, сочинения Андре Бретона, стихи и письма Гийома Аполлинера).

Действительно, «пути искусства» были самыми различными. Существовало искусство упрека и отчаяния, искусство предчувствия и искусство поднятия боевого духа, наряду с ними развивалось искусство, направленное на создание чудесных миров или вовсе уводящих из реального мира в сюрреальные.

Выставка организована в рамках Года культуры в РФ.

На основе пресс-релиза

www.vashdosug.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *