ИС-2 измерения | Модельный блог

Обновлено 23.07.2013

На данной странице будут выложены измерения ИС-2, находящегося в Парке Победы города Ульяновска. Замеры узлов танка ИС-2 проводились мной во время съемки walkaround 5 июня 2013г.

Все размеры даны в миллиметрах. Возможна погрешность при измерениях, так как к некоторым узлам машины тяжело добраться и не удобно проводить замеры.

Башня танка ИС-2

Сварной шов на крыше башни: толщина 26-30мм

Ширина крыши башни по шву 1700мм

Расположение смотровых приборов на башне танка

Диаметр кольца смотрового прибора — 150мм , высота — 70мм

Диаметр колпака — примерно 410мм, высота — примерно 140мм. Точнее взять размер не получается.

Диаметр люка заряжающего — 520мм

Размер петли люка заряжающего 190х230мм. Диаметр вала люка — 32мм

Размеры командирской башенки по внешнему бортику люка — 620мм.

Размеры поручня по центрам — 490х50мм, его диаметр — 20мм

Размеры крепежной скобы 60х20мм, ее диаметр -5мм

Высота крюка — 95мм.

Наплыв под пулемет

 

 

Размеры смотровой щели командирской башенки — 200х30мм

 Размеры решетки по центрам — 1070х330мм

Размер одного окна по центрам — 260х160мм

Ширина окантовки решетки — 18мм

ячейка сетки — 11х11мм

Кольцо на люке: внешний диаметр — 90мм, его собственный диаметр -15мм

Ширина люка — 610мм

Размер петли люка 130х150мм + довольно широкий сварной шов 10-15мм

Расстояние между решетками — 1560мм

Решетка МТО

Выкладываю фото и эскиз обмера катков, писать здесь особо не чего. Все видно из фото и эскиза.

Эскиз обмера дульного тормоза. Здесь возможна небольшая погрешность так как пришлось залезать ствол танка и вести измерения, что было крайне не удобно.

 

Кормовая плита

 

Так как рулетка проходит через петли и получается дополнительная выпуклость, я думаю примерно 20мм от размера надо убрать. Соответственно получаем размеры плиты и люка по высоте 1080(1060) и 810(790).

Ограждение фары из прута диаметром 15мм

Головка болта отсека МТО — 33мм

Кольца на решетке МТО

Диаметр вала 22,5мм

Кольцо: внешний диаметр — 80мм, его собственный диаметр -14мм

Головка болта катка 20мм

Размер люка 590х230мм

Размер топливного бака 1000х370мм

Расстояние между баками 75мм

Ширина стяжной ленты бака — 40мм

Ширина корпус-крыло 300мм

Ширина крыла -740мм

Размер петли люка 220х170мм + довольно широкий сварной шов 15-20мм

Расстояние от переднего среза до смотрового прибора механика-водителя 610 мм

Высота — 90мм

Что еще нужно измерить пишите в комментарии.

 

hobby-models.ru

Тяжёлый танк ИС-2

Первым идею вооружения ИСа орудием более крупного калибра, чем 85 мм, высказал директор и главный конструктор завода № 100 Ж.Я.Котин. В начале августа 1943 года, изучая итоги Курской битвы, он обратил внимание на то, что из всех артсистем наиболее успешно боролась с «тиграми» 122-мм корпусная пушка обр. 1931/37 г. (А-19). К такому же выводу пришли и конструкторы завода № 9, где был разработан и изготовлен опытный образец тяжелого противотанкового орудия Д-2 путем наложения ствола с баллистикой пушки А-19 на лафет 122-мм дивизионной гаубицы М-30. Использовать это мощное орудие предполагалось в первую очередь для борьбы с тяжелыми танками противника. Но коль скоро ствол такой пушки был вмонтирован в люльку и лафет М-30 и орудие Д-2 успешно прошло испытания, реальной стала идея установки ствола А-19 в тяжелый танк с применением круглой люльки, противооткатных устройств и подъемного механизма от опытной танковой 122-мм гаубицы У-11, как это было сделано при создании 85-мм пушек Д-5Т и Д-5С. Правда, это было возможно только при условии введения в конструкцию орудия дульного тормоза.
Получив с завода № 100 необходимую документацию, в КБ завода № 9 быстро выполнили эскизный проект компоновки А-19 в башне танка ИС-85, который Ж.Я.Котин повез в Москву. Он очень понравился наркому танковой промышленности В.А.Малышеву и был одобрен И.В.Сталиным. Постановлением ГКО № 4479сс от 31 октября 1943 года танк ИС со 122-мм пушкой был принят на вооружение Красной Армии. При этом заводу № 9 предписывалось изготовить к 11 ноября 1943 года танковый вариант орудия А-19 с поршневым затвором и предъявить его на испытания стрельбой к 27 ноября. Одновременно приказывалось оснастить это орудие клиновым затвором и начать его выпуск с 1944 года. Было разрешено также и изготовление опытных образцов 100-мм пушек для вооружения танка ИС.
Первый образец пушки «А-19 танковая» изготовили 12 ноября — в люльку Д-5Т установили ствол пушки Д-2, снятый с лафета М-30, с дополнительной обточкой его направляющей части до диаметра люльки; с орудия Д-2 позаимствовали и Т-образный дульный тормоз.
Государственные испытания танка ИС-122 (объект 240) прошли очень быстро и, в общем, успешно. После чего его перебросили на один из подмосковных полигонов, на котором из 122-мм пушки с дистанции 1500 м в присутствии К.Е.Ворошилова был сделан выстрел по пустому уже расстрелянному трофейному немецкому танку «Пантера». Снаряд, пробив бортовую броню развернутой вправо башни, ударил в противоположный лист, оторвал его по сварке и отбросил на несколько метров.

Опытный танк ИС-2 (Объект 240) во дворе завода №100. Осень 1943 года.
В ходе испытания у пушки А-19 разорвало Т-образный дульный тормоз, при этом Ворошилов едва не погиб. После этого дульный тормоз заменили на другой — двухкаморный, немецкого типа.
Первые серийные танки ИС-85 были изготовлены в октябре 1943 года, а ИС-122 — в декабре. Параллельно со сборкой ИСов в цехах ЧКЗ вплоть до конца года продолжался выпуск танков КВ-85. В январе 1944 года цехи ЧКЗ покинули последние 40 ИС-85, после чего из его ворот во все возрастающих количествах выходили только ИС-122, оснащенные уже новым 122-мм орудием Д-25Т с клиновым полуавтоматическим затвором, за счет которого удалось немного повысить скорострельность (с 1 — 1,5 до 1,5 — 2 выстр/мин). С марта 1944 года дульный тормоз немецкого типа заменили более эффективным — конструкции ЦАКБ. С этого же времени танки ИС-85 были переименованы в ИС-1, а ИС-122-в ИС-2.
Однако вопрос вооружения танка ИС-2 не был закрыт полностью. Военных не устраивали ни низкая скорострельность, ни малый боекомплект — 28 выстрелов раздельного заряжания-нового тяжелого танка. Для сравнения: боекомплект ИС-1 состоял из 59 выстрелов, а КВ-1с — из 114. Кроме того, уже после первых столкновений ИС-2 с тяжелыми танками противника выяснилось, что штатный 122-мм остроголовый бронебойный снаряд БР-471 способен пробить лобовую броню «Пантеры» лишь с дистанции 600 — 700 м. Более слабая лобовая броня «Тигра» поражалась с расстояния 1200 м, но попасть с такой дистанции в немецкий танк могли только хорошо подготовленные опытные наводчики. При обстреле немецких танков мощными осколочно-фугасными гранатами ОФ-471 у ИС-2 имело место растрескивание сварных швов и даже отрыв лобового листа по сварке. Первые результаты боевого их использования, подтвердившиеся, кстати сказать, и стрельбовыми испытаниями танка на полигоне в Кубинке в январе 1944 года, заставили конструкторов искать новые решения.
Конструкторам-артиллеристам было предложено разработать для 122-мм пушки Д-25Т новый снаряд с большей бронепробиваемостью. Такой снаряд, бронебойный тупоголовый с баллистическим наконечником БР-471Б, появился весной 1945 года, но в боекомплекты тяжелых танков начал поступать практически уже после войны.
Впрочем, с осени 1944 года вопрос об увеличении бронепробиваемости снарядов отпал сам собой. Пушка Д-25Т внезапно начала прекрасно поражать немецкие танки. В донесениях из частей встречались описания случаев, когда 122-мм снаряд БР-471, пущенный с дистанции более 2500 м, рикошетируя от лобовой брони «Пантеры», оставлял в ней громадные проломы. Это объяснялось тем, что с лета 1944 года немцы, ввиду острого недостатка марганца, начали использовать высокоуглеродистую броню, легированную никелем и отличавшуюся повышенной хрупкостью, особенно в местах сварных швов.
Первые боевые столкновения с танками противника выявили и недостаточное бронирование лобовой части корпуса ИСов. В начале 1944 года бронестойкость корпуса пытались повысить, закаливая его на очень высокую твердость, но на практике это привело к резкому увеличению корпусных деталей. При обстреле на полигоне танка ИС выпуска марта 1944 года из 76-мм пушки ЗИС-3 с дистанции 500 — 600 м его броня проламывалась со всех сторон, причем основная часть бронебойных снарядов за броню не проникала, но вызывала образование больших масс вторичных осколков. Этим фактом также во многом объясняются значительные потери танков ИС-85 и ИС-122 в боях зимы — весны 1944 года.
Опытный танк ИС-2 (Объект 240) на полигонных испытаниях.
Ноябрь 1943 года.

В феврале 1944 года ЦНИИ-48 получил задание на проведение НИР по теме «Исследование бронестойкости корпуса тяжелого танка ИС». Проведенная работа показала, что при существующей форме лобовой части корпуса он будет гарантирован от пробития немецкими 75- и 88-мм снарядами лишь в случае применения брони толщиной не менее 145- 150 мм (то есть на 20 — 30 мм больше штатной). По рекомендации ЦНИИ-48 были изменены режимы закалки, а также конструкция лобовой части корпуса.
Новый корпус, с так называемым «спрямленным» носом, сохранил прежнюю толщину брони. Из лобового листа изъяли люк-пробку механика-водителя, существенно снижавшую его прочность. Сам лист расположили под углом 60° к вертикали, что обеспечило при курсовых углах обстрела ±30° непробитие его из 88-мм немецкой танковой пушки KwK 36 даже при стрельбе в упор. Уязвимым местом оставался нижний лобовой лист, имевший угол наклона 30° к вертикали. Для придания ему большего угла наклона требовалось существенное изменение конструкции отделения управления. Однако, учитывая, что вероятность попадания в нижний лобовой лист меньше, чем в другие части корпуса, его решили не трогать. С целью усиления бронезащиты нижнего лобового листа с 15 июля 1944 года на нем между буксирными крюками начали размещать укладку запасных траков. «Уралмашзавод» перешел на выпуск бронекорпусов со «спрямленным» сварным носом в мае 1944 года, а завод № 200 начал выпускать такие же корпуса, но с литым носом с июня 1944 года. Впрочем, некоторое время танки со старыми и новыми корпусами выпускались параллельно, до полного израсходования задела.
Что касается башни, то существенно усилить ее бронезащиту не удалось. Спроектированная под 85-мм пушку, она была статически полностью уравновешена. После установки 122-мм орудия момент неуравновешенности достигал 1000 кг/м. Кроме того, техзадание предполагало увеличение лобовой брони до 130 мм, что привело бы к еще большей неуравновешенности и потребовало бы внедрения нового механизма поворота. Поскольку осуществить эти мероприятия без радикального изменения конструкции башни было нельзя, от них пришлось отказаться.
Вместе с тем в процессе производства облик башни существенно изменился. Башни танков первой серии выпуска 1943 года имели узкую амбразуру. После установки пушки Д-25Т, несмотря на то, что ее люлька была такой же, как и у Д-5Т, пользоваться телескопическим прицелом стало очень неудобно, С мая 1944 года начался выпуск башен с расширенной амбразурой, что позволило сместить прицел влево. Была также увеличена бронезащита маск-установки и толщина нижней части бортов. Командирскую башенку сместили влево на 63 мм, перископический прицел ПТ4-17 изъяли, а на его месте установили прибор наблюдения MK-IV. На командирской башенке появилась зенитная установка крупнокалиберного пулемета ДШК (конструктор — П.П.Исаков). Вплоть до конца войны башня ИСа никаким другим существенным изменениям не подвергалась.
По совокупности внесенных конструктивных и технологических изменений можно выделить шесть его вариантов:
— первый без изменений унаследовал от ИС-85 шасси, но в связи с установкой пушки Д-25 с поршневым затвором и двухкамерным дульным тормозом, похожим на дульный тормоз «Тигра», для него была разработана новая расширенная башня. Отличительными ее признаками стали сдвинутые влево по сравнению с ИС-85 командирская башенка и бронезащита перископического прицела, увеличенный прилив на левой стороне башни, вытянутый вперед купол бронезащиты артиллерийской системы и втулка на маске пушки;
— на втором полностью сохранена башня и вооружение ИС-85, но изменена носовая часть корпуса: для усиления бронестойкости и повышения технологичности был увеличен угол наклона средней части литого ступенчатого носа с 72° до 75° и уменьшена длина бортов отливки, а также опущено вниз крепление натяжного механизма к борту;
— третий повторял предыдущий, за исключением установки пушки Д-25 с клиновым полуавтоматическим затвором и нового дульного тормоза;
— четвертый вариант появился в результате того, что заводу №200 разрешили при переходе на выпуск корпусов со спрямленной носовой частью продолжать использовать заделы старой конструкции. На части бронекорпусов этого варианта к нижнему лобовому листу корпуса крепились шесть запасных траков.

Танк «Объект 240». Ствол пушки оснащён Т-образным дульным тормозом.
Машина имела шасси предыдущего варианта. Для установки шарнирного телескопического прицела ТШ-17 пришлось изменить конструкцию бронезащиты орудия. Левая часть маски была расширена, и левый край (щека) купола бронезащиты вытянут вперед, на месте прицела ПТ4-17 появился смотровой прибор MK-IV. На переходных машинах первых выпусков з маске пушки были два отверстия под прицелы 10Т-17 и ТШ-17. На первых башнях снизу приваривались поручни в виде скоб, конструкция верхних осталась прежней. В дальнейшем их унифицировали.
        Все первые четыре варианта ИС-122 в донесениях с фронтов иногда указывались как KB-122;
        — пятый и шестой варианты — это фактически вторая модификация танка ИС-122, обладавшая значительно более высокими ТТХ и имевшая большие внешние отличия от предыдущих вариантов.( Обе машины унаследовали башню от предыдущего варианта, но конструкция корпуса с целью улучшения броне-стойкости была изменена. Пятый вариант имел корпус производства завода №200 со спрямленной литой носовой частью и прежней подбашенной коробкой; шестой производства УЗТМ — со спрямленной носовой частью из катаной брони и новой подбашенной коробкой.
Почти на всех бронекорпусах пятого и шестого вариантов к нижнему лобовому листу корпуса крепились шесть запасных траков. У корпусов со спрямленной носовой частью на верхнем кормовом листе устанавливался стопор крепления пушки по-походному. На левом борту имелся люк для загрузки боеприпасов, закрывавшийся крышкой. На этих же танках полностью перешли на новые литые поддерживающие катки с тремя отверстиями. С конца октября 1944 года ИС-2 пятого и шестого вариантов начали дополнительно оснащать 12,7-мм зенитным крупнокалиберным пулеметом ДШК. Описание конструкции
Тяжелый танк ИС представлял собой боевую гусеничную машину с вращающейся башней. Экипаж состоял из четырех человек: командира танка, командира башни (наводчика), заряжающего и механика-водителя.
Танк имел классическую компоновку, с размещением внутреннего оборудования в четырех отделениях: управления, боевом, моторном и трансмиссионном.
Отделение управления с рабочим местом механика-водителя располагалось в носовой части корпуса. Для наблюдения за полем боя и вождения машины имелись три смотровых прибора: «триплекс» впереди в смотровом люке и два перископа по бокам в крыше корпуса.
По бокам от сиденья механика-водителя на днище танка крепились рычаги управления поворотом и торможением машины. Справа от водителя находились кулиса и рычаг управления ручной подачей топлива, спереди — две педали: левая — привода главного фрикциона, правая — привода подачи топлива. Перед водителем и справа от него располагались щитки с контрольными приборами и тумблерами, а также ручка включения электроинерционного стартера ИС-9. За сиденьем механика-водителя в днище корпуса имелся десантный (аварийный) люк. Тут же размещались два баллона со сжатым воздухом, центральный топливный кран, ручной топливоподкачивающий насос, кнопка электроспуска курсового пулемета и часть ЗИП, а у бортов корпуса устанавливались два топливных бака.
Боевое отделение занимало среднюю часть машины. В нем размещались пушка и спаренный с ней пулемет ДТ, е подбашенной коробке справа — курсовой ДТ, прицелы и приборы наблюдения, сиденье заряжающего (справа от пушки), сиденье наводчика (слева от пушки), сиденье командира (за сиденьем наводчика), боекомплект, радиостанция, механизм поворота башни, вентилятор боевого отделения, аккумуляторные батареи, обогреватели, вращающееся контактное устройство и часть ЗИП. По днищу боевого отделения проходили тяги приводов управления танком.
Моторное отделение отделялось от боевого перегородкой, в которой имелось два быстросьемных шибера (крышки) для доступа к основным агрегатам силовой установки. В середине отделения на подмоторных кронштейнах постамента был установлен дизельный двигатель В2-ИС.

ИС-2 поздних выпусков 1944 года.
По обе стороны от него на бортах располагались баки: справа — топливный, слева — масляный. Над ними находились масляные радиаторы. В передней части отделения, у моторной перегородки по бортам, размещались воздухоочистители ВТ-5 типа «Мультициклон».
        Трансмиссионное отделение располагалось в кормовой части танка и вмещало главный фрикцион, установленный внутри вентилятора, центробежный вентилятор системы охлаждения, коробку перемены передач, планетарный механизм поворота танка и бортовые передачи. Доступ сюда осуществлялся через два люка в кормовом листе корпуса танка, который можно было откинуть и целиком. В перегородке между моторным и трансмиссионным отделениями над вентилятором были установлены водяные радиаторы подковообразной формы.
        Система охлаждения имела оригинальную компоновку. Установка центробежного вентилятора совместно с подковообразным (охватывающим) радиатором, расположение главного фрикциона внутри вентилятора, компактное размещение трансмиссии обеспечили минимальный объем моторного и трансмиссионного отделений к общему объему танка (у ИС-1 — 41,8 %, а у ИС-2 — 36.6 %).
        Высокая плотность компоновки позволила ИС получить достаточно высокий, по сравнению с другими тяжелыми танками, процент отношения массы брони к общей массе танка — 43,6% у ИС-1 и 45,1% — у ИС-2.
        КОРПУС. Корпус танка представлял собой жесткую броневую сварную коробку из литой и катаной брони. Верхняя часть бортов надгусеничных ниш для увеличения их снарядостойкости была наклонена на 13 — 140 по вертикали.
        Характерной чертой ИС являлось отсутствие механической обработки деталей корпуса. Все листовые детали по кромке имели грубый необработанный огневой рез, только корпус в целом растачивался под погон башни и бортовые редукторы. Масса корпуса не превышала 17.5 тонны. У всех модификаций и вариантов неизменными оставались основные его размеры; ширина по нижней части — 1600 +12-3 мм, по средней — 2555 мм и верхней — 2370 мм; высота по подбашенной коробке 1160 мм, по защите радиатора — 1282 мм. Длина корпуса со спрямленной носовой частью из катаных бронелистов — 6543 мм, а с литой на несколько миллиметров длиннее за счет больших допусков на литье.
Корпус состоял из днища, носовой части, бортов, крыши и поперечных перегородок. Днище изготовлялось из двух листов, соединенных встык сварным швом, который проходил в центре боевого отделения. На танках ИС-1 толщина переднего листа была 30 мм, заднего — 20 мм; у ИС-2 толщину обоих листов уравняли до 20 мм. В днище имелось 12 вырезов, в которые вваривались литые кронштейны торсионных валов, три люка, закрывающиеся броневыми крышками, и 9 отверстий, закрытых резьбовыми пробками и предназначенных для слива топлива, масла и воды из баков и систем двигателя. Пробки днища отворачивались торцевым квадратным ключом.
Носовая часть корпуса представляла собой фасонную массивную отливку из броневой стали высокой твердости, которая приваривалась к днищу, к подбашенной коробке и к нижним вертикальным боковым листам. Снаружи внизу на ней были приварены два рыма с пружинными защелками для буксировки танка. У корпуса со ступенчатым носом на верхней части находился смотровой люк водителя, а со спрямленным — защита «триплекса».
Верхняя часть корпуса со спрямленной носовой частью была выполнена из загнутого в форме трапеции катаного бронелиста. Он приваривался к нижнему лобовому листу, бортам, подбашенной коробке и днищу надгусеничных ниш.
Литая подбашенная коробка высотой 405 мм и шириной в верхней части 2370 ± 10 мм и в нижней 2555 ± 10 мм несла на себе башню. В коробку был вварен подбашенный пояс, к которому крепился нижний погон башни. Углубленная на 85 мм посадка этого пояса исключала возможность заклинивания башни при обстреле снарядами. В передней части коробки имелось два отверстия диаметром 180 мм для перископов механика-водителя и два отверстия для заправочных горловин топливных баков.
    стр.2

bronetehnika.narod.ru

2-й Гвардейский танковый корпус — ИС-2

Меню сайта
Кто сегодня был

Форма входа

Танк был принят на вооружение Красной Армии в конце 1943 года и производился серийно с 1943 по 1946 год. Он представляет собой модификацию танка ИС-1 с вооружением, усиленным за счет установки весьма мощной 122-мм пушки Д-25 с дульным тормозом. Новая боевая машина обладала всеми качествами, необходимыми для борьбы с любым танком противника: мощная пушка, повышенная броневая защита и надежная силовая установка. В ходе испытаний при стрельбе по трофейному немецкому танку Т-V «Пантера» с расстояния 1500 метров снаряд танковой пушки пробил лобовую броню и, не утратив еще своей энергии, прошил все внутренности «Пантеры», вышиб по швам сварки броневую плиту на корме и отбросил ее от машины. ИС-2 снабжались радиостанцией 10-РК-26, прицелами ТШ-17, ПОП. Начиная с 1944 года на них стали устанавливать 12,7-мм зенитный пулемет ДШК. Всего было выпущено 3750 ИС-2, ставшего наряду с ИС-3 самым мощным танком Второй мировой войны.

Прародителями «Танка Победы» — ИС-2 — стали тяжелый танк КВ-1 и средний KB-13. Почти одновременно с ИС-1 началось производство более мощно вооруженной модели ИС-2 (объект 240). Только что созданная 122-мм танковая пушка Д-25Т (первоначально имевшая поршневой затвор) с начальной скоростью снаряда 781 м/с позволяла поражать все основные типы немецких машин на всех дистанциях боя. В опытном порядке на ИС устанавливались 85-мм пушка большой мощности с начальной скоростью снаряда 1050 м/с и 100-мм пушка С-34.

В октябре 1943 года под руководством Н. Ф. Шашмурина была осуществлена проработка варианта танка ИС с более мощной танковой пушкой Д-25 калибра 122-мм. После успешного завершения государственных испытаний танк был отправлен на испытательный полигон под Москвой, где из его пушки с расстояния 1500 м произведен обстрел немецкого танка Pz. Kpfw. V  «Пантера».
Под маркой ИС-2 в октябре 1943 года танк был принят в серийное производство, которое было развернуто в начале 1944 года. При массе в 44 т незначительно превосходившей массу танка КВ-1с, новая боевая машина имела более толстую броню. Башня, лобовая деталь и подбашенная часть корпуса выполнялись литыми. Установка малогабаритных планетарных механизмов поворота (ПМП) конструкции А. И. Благонравова позволила уменьшить ширину корпуса ИС-1 на 18 см по сравнению с КВ-1С.

В 1944 году ИС-2 был модернизирован. Новый образец имел наклонную лобовую часть корпуса, вместо смотрового люка механика-водителя — щель, закрытую стеклоблоком. На кронштейне, закрепленном на подвижном погоне командирской башенки, установили крупнокалиберный зенитный пулемет. В том же году, выпустив 107 машин, производство танка ИС-1 прекратили. С этого момента в производстве остался только ИС-2. Его ходовая часть состояла из шести опорных катков с внутренней амортизацией на борт, трех поддерживающих катков, ведущего колеса заднего расположения со съемными зубчатыми венцами (цевочное зацепление) и направляющего колеса. Подвеска опорных катков — индивидуальная торсионная. В состав трансмиссии входили: многодисковый главный фрикцион сухого трения, восьмискоростная коробка передач с демультипликатором, планетарные механизмы поворота и бортовые передачи.

Вскоре на ИС-2 изменили прицельные приспособления (в частности был изъят перископический прицел) и расширили броневую маску пушки. Кроме того, был введен крупнокалиберный зенитныи пулемет ДШК, который, впрочем, устанавливался не на всех танках. В таком виде ИС-2 принял участие в заключительных сражениях второй мировой. Танки ИС-2 поступали на вооружение отдельных тяжелых танковых полков которым уже при формировании присваивалось наименование «гвардейский». В начале 1945 года были сформированы несколько отдельных гвардейских тяжелых танковых бригад, включавших по три тяжелых танковых полка каждая.

Компоновка тяжелого танка ИС

Компоновка тяжелого танка ИС — классическая, с кормовым расположением трансмиссии. Отделение управления располагалось в носовой части корпуса. В нем размещались сиденье механика-водителя, два топливных бака, приводы управления танком, контрольные приборы, два баллона со сжатым воздухом, центральный топливный кран, ручной топливный насос, кнопка электроспуска курсового пулемета и часть ЗИП. За сиденьем механика-водителя в днище имелся аварийный люк. Боевое отделение располагалось за отделением управления и занимало среднюю часть корпуса танка. Здесь находились сиденья заряжающего, сиденье командира башни (наводчика), сиденье командира танка, а также курсовой пулемет, основная часть боекомплекта, аккумуляторные батареи, обогреватели. По днищу боевого отделения проходили тяги приводов управления танком.

Над боевым отделением устанавливалась башня, в которой размещались пушка и два пулемета, прицелы и приборы наблюдения, часть боекомплекта, радиостанция, механизмы поворота башни, вентилятор боевого отделения и часть ЗИП. Моторное отделение находилось за боевым и отделялось от него перегородкой. В середине его на кронштейнах устанавливался двигатель. По обе стороны от него, по бортам, находились: справа — топливный, слева — масляный баки; над ними — масляные радиаторы, а в передней части моторного отделения, по бортам, воздухоочистители «мультициклон».
Трансмиссионное отделение располагалось в кормовой части танка. В нем размещались главный фрикцион, центробежный вентилятор, коробка передач, планетарные механизмы поворота и бортовые передачи. В перегородке между моторным и трансмиссионным отделениями, над вентилятором, устанавливались водяные радиаторы.

1. Дульный тормоз; 10.122-мм снаряды; 19. Балансир;
2. 122-мм пушка Д-25Т; 11. Триплекс; 20. Ограничитель хода балансира;
3. Маска пушки; 12. Место командира танка; 21. Направляющее колесо;
4. Накатник; 13. Кормовой пулемет; 22. Натяжной механизм;
5. Тормоз отката; 14. Жалюзи; 23. Место наводчика;
6. Телескопический прицел 10Т-17; 15. Походные топливные баки; 24. Место механика-водителя;
7. Прибор наблюдения MK-IV; 16. Ведущее колесо; 25. Приборы наблюдения механика-водителя;
8. Вентилятор; 17. Опорный каток; 26. Люк-пробка;
9. Лоток; 18. Поддерживающий каток; 27. Фара;

Корпус

Корпус танка представлял собой жесткую броневую сварную коробку из литой и катаной брони. Литые детали корпуса — носовая часть и подбашенная коробка. Днище, борта, корма и крыша корпуса — катаные. В верхнем лобовом листе был смонтирован смотровой люк-пробка механика-водителя. В передней части крыши корпуса имелись два перископических смотровых прибора, предназначавшихся для наблюдения за местностью при закрытом люке-пробке. Доступ в отделение управления был возможен только через люки башни.
В мае 1944 года носовая часть корпуса была изменена, при этом люк-пробку механика-водителя заменили смотровой щелью со стеклоблоком.

Башня

Башня — литая, обтекаемой формы. В ее лобовой части имелась амбразура, закрываемая подвижной бронировкой с тремя отверстиями для пушки, спаренного с ней пулемета и телескопического прицела. В задней части башни с левой стороны находился прилив, где крепилась шаровая установка кормового пулемета. По бортам башни имелись лючки для стрельбы из личного оружия, закрываемые броневыми заглушками. В крышу была вварена командирская башенка с входным люком и шестью смотровыми щелями. Справа от командирской башенки имелся люк для посадки и высадки экипажа. Башня приводилась во вращение электрическим поворотным механизмом или вручную. При работе электропривода максимальная скорость поворота башни достигала 2,4 об/мин.

Внутренний вид башни танка

1 — подъемный механизм пушки 9 — поршневой затвор
2 — сиденье наводчика 10 — кронштейн походного крепления пушки
3 — укладка пулеметных магазинов 11 — вентилятор боевого отделения
4 — ручной привод механизма поворота башни 12 — 122-мм снаряды
5 — щиток башни 13 — прибор наблюдения МК-4
6 — перископический прицел 14 — механизм поворота башни
7 — телескопический прицел 15 — курсовой пулемет ДТ
8 — казенная часть пушки 16 — сиденье заряжающего

 

Вооружение

На танке ИС-2 устанавливалась 122-мм пушка Д-25Т с длинной ствола 48 калибров (с дульным тормозом). Масса пушки 2420 кг. Предельная длина отката 570-мм, вертикальная наводка от — 3° до +20°. Затвор клиновой, с полуавтоматикой механического типа. Пушки первых выпусков имели поршневой затвор, заимствованный у 122-мм корпусной пушки обр. 1931/37 гг.(А-19). Противооткатные устройства пушки Д-25Т такого же типа, как и у Д-5Т, были лишь несколько удлинены с целью уменьшения разогрева жидкости при стрельбе. Выстрел производился с помощью электроспуска или, в случае его неисправности, ручным механическим спуском.

Помимо трех пулеметов ДТ, расположенных как на ИС-1, на части танков ИС-2 на кронштейне, закрепленном на подвижном погоне командирской башенки, размешался 12,7-мм пулемет ДШК обр. 1938 г.

Боекомплект пушки Д-25Т состоял из 28 артвыстрелов раздельного заряжания 53-ВОФ-471 с осколочно-фугасными снарядами и 53-ВБР-471 с бронебойно-трассирующими. Боекомплект пулеметов ДТ — 2331 патрон, пулемета ДШК — 250 патронов. Все снаряды находились в кормовой нише башни в четырех укладках, а снарядные гильзы — в башне, на бортах и днище боевого отделения и в подбашенной коробке.

Танк ИС-2 оснащался телескопическим прицелом ЮТ- 17 или ТШ-17 и перископическим прицелом ПТ4-17. С весны 1944 года вместо прицела ПТ4-17 устанавливался прибор наблюдения МК-IV.

Двигатель и трансмиссия

На танке ИС устанавливался 12-цилиндровый четырехтактный дизель В-2ИС (В-2-10) мощностью 520 л.с. при 2000 об/мин. Масса двигателя 1000 кг. Топливо — дизельное. Общая емкость трех топливных баков 520 л. Еще 300 л перевозилось в трех наружных баках, не подключенных к системе питания. Система охлаждения — жидкостная, закрытая, с принудительной циркуляцией. Радиаторов — два, пластинчато-трубчатых, подковообразной формы, установленных над центробежным вентилятором.

Для очистки воздуха, поступающего в цилиндры двигателя, на танке устанавливались два воздухоочистителя марки ВТ-5 типа «мультициклон». В головки воздухоочистителей были встроены форсунки и запальные свечи для подогрева всасываемого воздуха зимой. Пуск двигателя осуществлялся инерционным стартером, имевшим ручной и электрический привод, или с помощью баллонов со сжатым воздухом.

Ходовая часть

Ходовая часть танка применительно к одному борту состояла из шести сдвоенных литых опорных катков диаметром 550-мм и трех поддерживающих катков. Ведущие колеса заднего расположения имели два съемных зубчатых венца с 14-ю зубьями каждый. Направляющие колеса — литые, с кривошипным механизмом натяжения гусениц, взаимозаменяемые с опорными катками. Подвеска — индивидуальная торсионная. Гусеницы стальные, мелкозвенчатые, из 86 одногребневыхтраков каждая. Траки штампованные, шириной 650-мм и шагом 162-мм. Зацепление цевочное.

Электрооборудование и средства связи

Электрооборудование было выполнено по однопроводной схеме. Напряжение 24 и 12 В. Источники: генератор мощностью 1 кВт, две аккумуляторные батареи емкостью 128 А.ч каждая. Потребители: электромотор инерционного стартера мощностью 0,88 кВт, электромотор поворота башни, радиостанция и ТПУ, электромотор вентилятора, контрольные приборы, лампы освещения шкал и перекрестий прицелов, приборы звуковой сигнализации, аппаратура внутреннего и внешнего освещения, электроспуски пушки и пулеметов.

Все танки ИС оснащались приемопередающей симплексной телефонно-телеграфной радиостанцией 10Р или 10РК и внутренним переговорным устройством ТПУ-4-бисФ на четыре абонента.

Тактико-технические характеристики

Боевая масса

46.0 т

Размеры:
 
длина

6770 мм

ширина

3070 мм

высота

2730 мм

Экипаж

4 человека

Вооружение

1×122-мм пушка Д-25Т 3 х 7,62-мм пулемета ДТ

Боекомплект

28 снарядов 2331 патронов

Бронирование:  
лоб корпуса

120 мм

лоб башни

100 мм

Тип двигателя
Максимальная мощность
Максимальная скорость

40 км/час

Запас хода

180 км

Боевое применение тяжелого танка ИС-2

ИС-2 впервые был применен в Корсунь-Шевченковской операции, а затем участвовал во всех операциях завершающего периода Великои Отечественной воины. 5 марта 1944 года 15 танков ИС-2 поддерживали атаку 50 танковой бригады на Умань. Во время боя 5 танков было подбито огнем 88-мм зенитной батареи, 3 машины сломалось, а одна при переезде моста перевернулась и упала в болото вниз башней. Здесь же произошел на первый взгляд невероятный случай. Нижний лобовой лист одного ИС-2 был пробит подкалиберным снарядом немецкого противотанкового ружья с коническим каналом ствола калибра 28/20-мм. В ходе боев к 1 мая 1944 года в полку не осталось ни одной боеспособной машины. Первое зафиксированное боевое столкновение танков ИС-1 с «Тиграми» произошло, видимо, 4 марта 1944 года в районе города Староконстантинов. Первая гвардейская танковая бригада, имевшая на вооружении ИС-85 вступила в бой с «Тиграми» 503 тяжелого танкового батальона. В результате перестрелки с дистанции 1500-1800 метров, происходившей в туманную погоду, один ИС-1 был подбит, а три получили повреждения, но были восстановлены после боя. Ответным огнем ИС-ов у одного «Тигра» была повреждена пушка, а у другого ходовая часть. 16 марта находящиеся в засаде «Тигры» своим огнем подбили еще 4 танка ИС , два из которых сгорели вместе с экипажами. Чуть раньше, 8 марта, два ИС-а со 150-200 метров были расстреляны замаскированными 75-мм штурмовыми орудиями. Один танк получил 8 попаданий, второй — 4.

Итогом этих боев явилось заключение о несоответствии вооружения нового танка и его бронирования аналогичным показателям немецких тяжелых танков. Тогда же было рекомендовано изменить форму и бронирование лобовой части корпуса и немедленно усилить вооружение танков ИС, что немало способствовало ускорению работ по ИС-122.
Но, несмотря на отмеченные недостатки, машины все-таки оказались довольно неприятным сюрпризом для немецких панцерваффе. Снаряды 122-мм орудия Д-25Т обладали большим разрушительным действием против средних танков (а часто и тяжелых). Так в ноябре 1944 г. районе г. Мишкольц 2 танка ИС-122 с расстояния более 1500 м расстреляли фугасными снарядами 7-10 танков PzKpfw IV, совершенно не пострадав от огня (в донесении танкистов о бое указано «уничтожено 10 танков», но пехотное командование указывает «подбито и уничтожено 7 вражеских танков»).

В открытом поле против немецких танков наши ИС применялись редко и их «золотой век» начался с ведением боев в городах и против немецких долговременных огневых точек. Для уничтожения этих объектов 122-мм пушка подходила как нельзя лучше.

 В середине 1945 года после выпуска 3483 танков его производство было прекращено.

Модификация

КВ-13
Объект 233

ИС-1 [ИС-2]
Объект 233 ИС[234]

ИС-85 (ИС-1)
Объект 237

ИС-122 (ИС-2)
Объект 240

ИС-100 (ИС-5)
Объект 248

ИС-2М
на1.1.1962

Общие данные

Экипаж,чел

3

4

4

4

4

4-5

Боевой вес, кг

32400

38500 [39500]

44160

46 080

45 320

46 500

Длина, мм (корп./полн.)

6050/6 650

/6990 [6480]

6 770/8 560

6 770/9 830

6 770/

6 770/9 820

Ширина, мм

2800

3030

3070

3070

3070

3100

Высота, мм

2500

2800 [2 640]

2735

2 735

2735

2740

Высота линии огня, мм

?

1 920 [?]

1 940

1 940

1945

Клиренс, мм

450

450

440-465

440-465

450

440

Ширина трака, мм

600 (500 для Т-34)

640-650

640-650

650

650

650

Уд. давл. на грунт, кг/см2

0,9

ок. 0,8

0,78

0,81

0,8

0,82

Вооружение и броневая защита

Марка орудия

ЗИС-5

Ф-34ИС [У-11]

Д-5-Т

Д-25

С-34

Д-25-Тм

Калибр, мм

76,2

76,2 [121,92]

85

121,92

100

121,92

Длина ствола, кал.

41,6

41,6 [22,7]

52

47,9

53,5

47,9

Боекомплект, выстр.

?

80 [30]

59

28

36

35

Пулемет, тип х кол-во

ДТх2

ДТ х 3 [ДТ х 2]

ДТхЗ

ДТхЗ

ДТх 2

ДТМх2

Боекомплект, патр.

?

32 диска

2 520

2 520

?

2 800

Броня корпуса, мм

145-85-85

120-90-60

120-90-70

120-90-90

120-90-70

120-90-90

Броня ,башни, мм

85-85-85

100-90-90

100-90-60

110-90-90

100-90-90

110-90-90

Дно и крыша, мм

20-30

20-30

20-.30

20-30

20-30

20-30

Энергетическая установка

Марка двигателя

В-2К

В-2К

В-2ИС

В-2ИС

В-2ИС

В-54К I

Тип двигателя

Специальный быстрооборотный V-образный 12-цилиндровый танковый дизель водяного охлаждения

Объем цилиндров, л

38,5

38,5

38,88

38,88

38,88

38,9

Мощность на валу, л.с.

600 (факт. 580)

600 (факт. 580)

520

520-580

520

520

Скорость, км/ч, макс.

60 (факт. 52)

до 55 (факт. 47)

37

37

37

36

средн. шос/прос/целина

?

7

22/17/15

22/17/15

22/17/15

22/17/15

Запас топлива, л.

не показано

?

520

520

520

580

Запасхода, км, макс.

не показаны

ок. 180

150

150

150

180

шоссе/прос./беэдор.

?

130/120/110

130/120/110

130/120/110

?

Преодолеваемые препятствия

Угол подъема, град

не показаны

до 32

36

36

36

36

Крен допустимый, град

?

30

27

30

27

Ров,м

2

2,5

ок. 2,3

2,5

ок. 2,3

Брод, м

1,3

1,3

1,3

1,3

1,3

Стенка, эскарп,м

1,0

1,0

1,0

1,0

1,0


< Предыдущая   Следующая >
 
Поиск
Календарь
«  Август 2019  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031

2gtk.clan.su

Тяжёлый танк ИС-2

Она включала гусеничный движитель и подвески, частично заимствованные у танка KB (гусеничные ленты и поддерживающие катки). Гусеничный движитель состоял из двух лент, двух ведущих колес, двенадцати опорных катков, шести поддерживающих катков и двух направляющих колес (ленивцев) с механизмами натяжения гусеничных лент.

Тяжёлый танк ИС-2 обр.1944 г. с установкой 12,7-мм пулемёта ДШК (вид спереди-на правый борт).
Каждая гусеничная лента с шагом 160 мм собиралась из 86 отдельных траков шириной 650 мм, соединенных между собой пальцами, которые вставлялись в проушины траков. Сначала у танков ИС были штампованные траки, и для уменьшения массы и улучшения технологичности производства каждая гусеничная лента имела 43 трака с гребнем и 43 разъемных (составных) трака без гребня с шириной каждой половины 322 мм. Гребневые и безгребневые траки чередовались между собой и соединялись шарнирно при помощи пальцев, стопорившихся с помощью пружинного кольца. Во время войсковой эксплуатации выяснилось, что штампованные траки не обеспечивают гарантийный 1000 км ресурс пробега. В связи с этим начиная с сентября 1944 года на танки ИС-2 стали устанавливать более надежные литые траки из стали 27 СГТ.
        Ведущее колесо имело два съемных зубчатых венца с 14 зубьями, диаметр по вершинам зубьев 820 мм. Направляющие колеса были взаимозаменяемы с опорными катками и представляли собой стальную отливку с ребрами жесткости и в отличие от катков KB первых выпусков не имели внутренней амортизации. Диаметр катка — 550 мм. Механизм натяжения гусеничной ленты состоял из шестигранной муфты, внутри которой были нарезаны правая и левая резьбы, и двух винтов. Поддерживающий каток диаметром 385 мм, стальной, литой, устанавливался на оси кронштейна на двух шарикоподшипниках. Подвеска танка независимого торсионного типа состояла из 12 балансиров, торсионов и упоров. Торсионный вал изготавливался из легированной стали и на концах имел треугольные шлицы. Один конец вала соединялся шлицами с трубой балансира, другой, также на шлицах, закреплялся неподвижно в кронштейне торсиона противоположного борта. Для ограничения подъема балансира при движении танка по неровностям к бортам корпуса были приварены упоры. Бесплатная упаковка парфюмерия от сара конор
ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЕ. Система электрооборудования состояла из источников тока — двух стартерных аккумуляторных батарей типа 6-СТЭ-128 и генератора ГТ-4563А с реле-регулятором РРА-24Ф — и потребителей тока: электромотора СА-189 электроинерционного стартера, электромагнитного включателя ВМ-117 электроинерционного стартера, электромагнита храповика стартера РА-176, приборов внутреннего и внешнего освещения, электроспусков пушки и пулеметов, мотора поворота башни МБ-20К с контроллером, мотора вентилятора МВ-12, электросигналов ГФ-4702 для внешней и внутренней сигнализации, бобины питания электросвечей зимнего запуска КП-4716 и вспомогательной аппаратуры: вращающегося контактного устройства ВКУ-27, выключателя «массы» ВБ-404, щитка электроприборов механика-водителя и предохранительных щитков башни и защиты аккумуляторов и электропроводки.
Агрегаты и механизмы электрооборудования обеспечивали запуск двигателя танка, вращение башни, вентиляцию боевого отделения, освещение внутри танка и вне его, спуск ударного механизма пушки и затворов пулеметов, звуковую сигнализацию, подогрев воздуха во всасывающих коллекторах двигателя зимой, питание средств внешней и внутренней связи — радиостанции и аппаратов — ТПУ.

Тяжелый танк ИС-2 на улице Берлина, апрель 1945 г. На бортах башни накрашена полоса белого цвета, на крыше башни — белый крест. Скорее всего — на снимке резервный танк из 85-го тяжелого танкового полка прорыва. На башне нет полковой эмблемы — белого медведя на фоне красной пятиконечной звезды, нет также и тактического номера. Эмблема и номер должны быть нарисованы в промежутках полосы.

СРЕДСТВА СВЯЗИ. Радиостанция 10-Р предназначалась для двухсторонней радиосвязи с другими танками, а также для связи с другими родами войск. Это была приемопередающая телефонно-телеграфная симплексная радиостанция, у которой передатчик и приемник работали на фиксированных волнах, стабилизированных кварцами. Радиостанция 10-Р могла работать совместно с радиостанциями 9-Р, 12-РП, РБ и другими.
Дальность связи зависела от высоты антенны, от рода работы (в режиме телефона или телеграфа) и от состояния объекта (на стоянке или в движении). При работе в режиме телефона при высоте штыря антенны 4 м максимальная дальность связи в движении равнялась 20 — 25 км, на месте — 35 — 40 км. При работе в режиме телеграфа — несколько большей.
Для внутренней связи между членами экипажа использовалось танковое переговорное устройство типа ТПУ-4-бис-Ф, служившее и для внешней связи командира машины или командира башни (наводчика) через радиостанцию 10-Р. На танке могла устанавливаться и радиостанция 10-РК, имевшая с радиостанцией 10-Р одинаковый вид, но принципиально иную схему. Радиостанция 10-РК могла работать на штыревую антенну высотой до 4 м и на антенну с метелкой.
стр.1            стр.3

bronetehnika.narod.ru

Тяжелый танк — ИС-2


Год разработки: 1942 г.
Год производства: 1943-1945 г.
Боевая масса: 46 тонн
Длинна: 9.8 мм
Ширина: 3.07 мм
Высота: 2.7 мм
Скорость: 37 км\ч
Запас хода: 240 км
Радио: 71-ТК-3
Броня
a. Лоб:
120 мм
b. Борт:: 90 мм
c. Корма: 60 мм
d. Рубка: 60 мм
e. Корпус: (верх) 20 мм
f. Корпус: (низ) 30 мм
g. Крыша/Днище: 20/30 мм
Экипаж: 4 чел.
Вооружение: 1-122 пушка Д-25т. 3-7.62 пулемет ДШК.
Изготовители: СССР

Без преувеличения можно утверждать, что тяжелый танк ИС-2 ведет свою родословную от танков КВ-1 и КВ-13: первый танк достаточно хорошо известен; о втором до настоящего времени можно было почерпнуть сведения, порой противоречивые, лишь из двух-трех изданий, посвященных истории СКБ-2 Кировского завода. Поэтому необходимо рассказать об этой боевой машине поподробнее.

КВ-13 (объект 233) стал первой крупной самостоятельной работой Опытного танкового завода, созданного в марте 1942 года в Челябинске на базе СКБ-2. Ведущим конструктором проекта был назначен Н.В.Цейц, только что освобожденный из заключения. В конструкторскую группу входили также К.И.Кузьмин (корпус), Н.М.Синев (башня), С.В.Мицкевич (ходовая часть) и Г.Н.Москвин (общая компоновка). КВ-13 создавался в рамках идеи универсального танка, соответствовавшего по массе среднему, а по защите — тяжелому. Особенностью проекта являлось широкое применение броневого литья. Литыми были выполнены не только башня, но и основные элементы корпуса — носовая часть, подбашенная коробка, блок кормы корпуса. Это позволило уменьшить внутренние неиспользуемые объемы, дифференцировать бронезащиту и в итоге сократить потребность в бронелисте. Последнее обстоятельство было весьма важным, особенно в свете распоряжения ГКО от 23 февраля 1942 года, которым предписывалось всячески экономить броневой прокат.

 

Создание проекта нового тяжелого танка под условным названием «Кировец-1» началось в конце лета 1944 года и имело свою предысторию. Группа научных сотрудников Военной академии механизации и моторизации имени И.В.Сталина (ВАММ), возглавляемая инженер-полковником А.Завьяловым, изучила на местах танковых боев Курской битвы характер повреждений, вызванных попаданиями снарядов в танки. Ответом на результаты этих исследований и стал проект нового танка ИС-3

Постановлением ГКО № 2943сс от 24 февраля 1943 года Челябинскому Кировскому заводу и заводу № 100 НКТП (так к этому времени стал именоваться Опытный танковый завод) предписывалось изготовить и предъявить на госиспытания два опытных образца танков «Иосиф Сталин» - ИС. В качестве исходных для них и были взяты последние варианты КВ-13. При этом первый, вооруженный 76-мм пушкой ЗИС-5, получил обозначение ИС-1 с сохранением заводского индекса «объект 233», а второй, со 122-мм танковой гаубицей У-11 в башне, заимствованной у опытного тяжелого танка КВ-9, — ИС-2 (объект 234).


В последних числах октября 1944 года, опытный образец танка («Объект 703») вышел на ходовые испытания. По окончанию, танк был отправлен на подмосковный полигон для прохождения войсковых испытаний.
В СССР впервые танки были продемонстрированы на параде в Москве 7 ноября 1946 года. Тут, следует отметить маленькую деталь. Танки ИС-3 первых выпусков, в том числе и те, что принимали участие в параде 7 сентября в Берлине, отличались от машин более поздних выпусков отсутствием встроенных контейнеров вдоль бортов корпуса.

 

   Историческая справка. ИС-2 оказался более грозным противником танков вермахта, поскольку пушка Д-25Т имела большую дальность прямого выстрела, чем Д-5Т, а ее бронебойный снаряд значительно большую бронепробиваемость. Достаточно эффективно использовались против немецких танков и мощные 122-мм осколочно-фугасные снаряды.

 

Надо заметить, что немцы довольно долго не имели возможности детально изучить подбитые ИС-2, поскольку поле боя оставалось за русскими. Такая возможность им представилась лишь в мае 1944 года под румынским городом Тыргу-Фрумос.

 

На завершающем этапе войны каждому танковому корпусу придавался как минимум один танковый полк ИС-2, роль которых при штурме сильно укрепленных населенных пунктов в Германии и Восточной Пруссии трудно переоценить. 122-мм пушка как нельзя лучше подходила для уничтожения долговременных огневых точек. Одним фугасным снарядом ИС-2 проламывал пулеметный бронеколпак, бывший неуязвимым для 85-мм пушки, и разносил вдребезги капитальную кирпичную кладку старинных зданий.

 

Помимо Красной Армии ИС-2 состояли на вооружении Войска Польского. На вооружение чехословацкой армии несколько ИС-2 поступило весной 1945 года, накануне освобождения Праги. В начале 50-х годов небольшое количество ИС-2 передали Китаю. Куба получила два полка ИС-2 в начале 60-х годов. По сообщениям иностранной печати, эти машины все еще находятся в эксплуатации в береговой обороне в качестве огневых точек.

(М. Барятинский. Тяжелый танк ИС-2 / Бронеколлекция 3.98)

www.tank2.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *