ЛИКБЕЗ ПО БЛИЖНЕМУ ВОСТОКУ. ИРАК

 

 — Война с ИГИЛ

 — Теракты против мирного населения

 — Внутренний религиозный раскол в Ираке

 

 

(Военный парад в Багдаде)

 

 — Извечная неприязнь между суннитами и шиитами, особо остро проявляющаяся в Ираке как месте самых важных событий шиитской истории.

 

 — Определённые британцами колониальные границы страны, которые объединяют под одной крышей три ярко выраженные и зачастую враждебные друг к другу культурные области.

 

 — Перераспределение исторически сложившихся отношений между кланами и этнорелигиозными фракциями, вызванное продолжительной оккупацией Ирака войсками западных держав.

 

 

(Река Тигр близ Байджи)

 

Большая часть Ирака лежит в плодородной Месопотамской низменности, образованной текущими параллельно друг другу реками Тигр и Евфрат. С запада эту равнину окаймляет Сирийская пустыня, с юга — пустыня Захра-эль-Батн. На севере начинаются пики Армянского нагорья, а на востоке высится сплошная стена хребта Загрос.

 

У Ирака есть небольшой выход к морю в месте слияния Тигра и Евфрата в единую реку Шатт-эль-Араб и впадения её в Персидский залив. Соседями Ирака являются Иран, Турция, Сирия, Иордания, Саудовская Аравия и Кувейт.

 

 

В этнокультурном плане в Ираке можно выделить три региона, существование которых оказывает огромное влияние на всю его историю.

(Этнорелигиозные области Ирака)

 

 — Шиитский Юг. Самый густонаселённый район страны, включающий все территории к югу от Багдада. Здесь находятся священные города шиитов Наджаф и Кербела, хлебные житницы Насирия и Дивания, а также крупнейший морской порт Басра.

 — Суннитский треугольник. Обширный регион в центральной и северной части страны, населённый суннитскими арабскими племенами. Самыми большими городами являются Мосул, Тикрит, Самарра, Фаллуджа и Рамади. Здесь находится большая часть запасов нефти Ирака.

  — Курдистан. Горный регион на севере и северо-западе. Населён ираноязычными курдами, которые с 1930 годов борются за независимость. Это самая безопасная область страны. Столица Курдистана — Эрбиль, также из крупных городов здесь расположены Киркук, Сулеймания и Дахук.

 

 

(Гробница имама Али в Наджафе, главная святыня шиизма)

 

Ирак — родина шиизма, поэтому корни многих проблем в стране растут ещё с 7 века, времени зарождения ислама.

 

После смерти пророка Мухаммеда Ирак был главной ареной борьбы за власть между его сподвижниками — Муавией и Али. В итоге победу одержал Муавия, основавший династию Омейядов со столицей в Дамаске, однако сторонники Али не признали нового халифа и всех его наследников. Они-то и стали затем называться шиитами (

от араб. «последователь»).

 

Старые раны на Ближнем Востоке никогда не забывают и потому политические дрязги полуторатысячелетней давности до сих пор являются краеугольным камнем суннитско-шиитского конфликта.

 

Тем более остро это проявляется в Ираке — ведь здесь, в Куфе (современном Наджафе) был убит заговорщиками и сам Али, а через 20 лет в битве при Кербеле погиб его сын и наследник Хусейн. Гробницы Али и Хусейна в этих двух городах являются главными святынями шиитов и излюбленной целью для терактов современных радикальных суннитов.

 

 

(Бойцы Пешмерги, военного формирования Иракского Курдистана)

 

40-миллионный народ курдов населяет Армянское нагорье и Загрос со времён средневековья. Это очень независимая горская нация, разделённая на кланы, которые большую часть своей истории формировали небольшие автономные эмираты. Во времена Османской империи Иракский Курдистан формально был частью Мосульского вилаята, однако на деле представлял собой скопление полунезависимых княжеств.

 

После Первой мировой войны курды оказались разделены между Турцией, Сирией, Ираком и Ираном, и с тех пор боролись за независимость. С 1930-х годов и по сей день движение за самоопределение Курдистана проходило под началом влиятельного клана Барзани. Наиболее знаковой фигурой в истории иракских курдов был Мустафа Барзани — создатель Демократической партии Курдистана и отец нынешнего президента курдской автономии в Ираке Масуда Барзани.

 

С 1961 по 1975 годы в горной части Северного Ирака существовало самопровозглашённое государство «Свободный Курдистан» с президентом Мустафой Барзани. Восстание в итоге было подавлено Саддамом Хуссейном, который впоследствии проводил политику прямого геноцида курдского народа с использованием химического оружия. Во время ирано-иракской войны, операции «Буря в пустыне» и американского вторжения курды каждый раз выступали против саддамовского правительства.

 

В настоящее время курды пользуются широкой автономией, дарованной в результате соглашения с пост-американскими властями Ирака. С каждым годом Курдистан всё больше обособляется от арабской части страны и в скором времени планирует провести референдум о полной независимости.

 

 

(Басра в 1950 г.)

 

Несмотря на то, что Ирак (или иначе Месопотамия) как природная и культурная область существует с античности, отдельной страной в нынешних границах до 20 века он не был. Чаще всего Ирак входил в состав более крупных государств, таких как Аббасидский халифат, государство Сефевидов и Османская империя. При этом суннитские и шиитские восстания, а также связанный с ними терроризм доставляли немало проблем любой державе, владевшей этими землями.

 

От турков-османов после Первой мировой Ирак достался Британской империи, которая вскоре, в 1932 году, предоставила ему независимость и конституционную монархию в качестве формы правления. Тем не менее, свободный Ирак с того времени живёт от одного переворота до другого.

 

В 1941 году в стране состоялся кратковременный приход ко власти гитлеровского сторонника Рашида аль-Гайлани, за которым последовала вторая британская оккупация. В 1958 году была низложена монархия, после чего в течение 10 лет происходили серии военных переворотов, в ходе которых различные генералы, близкие к правому крылу партии «Баас» поочерёдно свергали друг друга.

 

В 1968 году в результате очередного переворота к власти приходят баасисты из центристской фракции — Ахмед Хасан Бакр и Саддам Хуссейн. Последний с 1979 года становится единовластным диктатором.

 

В 1980-1990-е годы, в эпоху Саддама Хуссейна, страна точно так же отличалась нестабильной ситуацией. Его правление было отмечено газовыми атаками против курдов, катастрофической для экономики восьмилетней войной с Ираном, а также громким поражением при попытке оккупации Кувейта в ходе Войны в Заливе. Во внешней политике хуссейновский Ирак в итоге не смог обрести надёжных союзников, рассорившись даже с сирийскими баасистами в лице Хафеза Асада.

 

 

(Солдаты армии США во время Иракской войны)

 

Основные причины нынешней ситуации были заложены со вторжением в Ирак войск США и союзников в 2003 году. Легко свергнув Саддама Хуссейна всего за 1,5 месяца операции, американская администрация впоследствии оказалась неспособной внедрить в стране эффективные институты управления.

 

В 2003 — 2007 годах в Ираке фактически шла гражданская война. В стране сохранялось значительное подполье сторонников Саддама, которые вели партизанскую войну против иностранных войск. Затем вспыхнул шиитский юг, где наиболее серьёзным было восстание «Армии Махди», ведомой радикальным клериком Муктадой ас-Садром.

 

После выигранных шиитскими и курдскими партиями выборов 2005 года в Ираке начались суннитские теракты и волнения с центром сопротивления в городе Фаллуджа. В это время в страну проникает «Аль-Каида» — её иракский региональный лидер Абу Мусаба аз-Заркави оказывает всецелую поддержку суннитским повстанцам.

 

Тем не менее, в 2007 году американцам всё же удалось улучшить ситуацию с принятием программы «Большая волна», которая заключалась в кардинальном усилении группировки в Ираке и переговорах с лидерами отдельных кланов. К концу года им удалось уменьшить число терактов и убийств на 90%.

 

С 2008 по 2011 год Ирак испытал кратковременный период относительного мира. Религиозные и баасистские повстанцы были побеждены, в стране прошли очередные выборы, а американские войска в декабре 2011 были выведены из страны.

 

Однако, уже через 4 дня после ухода последнего американского солдата в Ираке вновь начались теракты и в 2012 году страна опять начала погружаться в пучину гражданской войны.

 

 

(Боевики ИГИЛ в захваченном городе)

 

После ухода американских войск основные властные рычаги в Ираке продолжали оставаться в руках шиитских фракций, с чем никак не могли мириться с сунниты. Вместо политической борьбы за представительство в парламенте суннитские кланы развернули террор против официального Багдада и мирных жителей.

 

2012 и 2013 годы были для Ирака одними из самых кровавых за всю историю. В среднем, каждый месяц случалось по 3-5 терактов, каждый из которых уносил жизни десятков, а иногда и сотен человек. Такая ситуация стала благодатной почвой для возникновения ИГИЛ. Зародившись в 2006 году как местное отделение «Аль-Каиды» под названием «Исламское государство Ирака», оно объединяло несколько группировок, боровшихся за установление в стране суннитского шариата со столицей в Баакубе.

 

К 2010 году организация была практически разгромлена во время действия программы «Большая волна», однако с уходом американцев она вернулась из небытия. В 2013 Исламское государство Ирака включилось в гражданскую войну в Сирии, захватив там большие территории, и добавило к своему названию «…и Леванта», а в начале 2014 года вернулось в Ирак, захватив значительную часть провинции Анбар с городами Рамади и Фаллуджа.

 

Ключевым моментом в истории ИГ стало взятие Мосула и провозглашение исламского халифата. С объявлением себя правопреемником великих династий древности, ИГИЛ предложило радикальным исламистам совершенно новый формат — не существование в виде очередной анархической группировки, занимающейся партизанскими вылазками, а полноценное государство со всеми необходимыми институтами, управляемое по строгому салафитскому шариату и имеющее всемирные амбиции.

 

Идеология ИГИЛ оказалась привлекательной не только для огромного количества иракских радикалов, но и для множества племён Суннитского треугольника, которые чувствовали себя ущемлёнными под властью шиитского правительства. Благодаря этой поддержке, в 2014 и 2015 годах Исламское государство расширялось с молниеносной скоростью и взяло под контроль большую часть Северного и Центрального Ирака, вплотную приблизившись к административным границам Багдада.

 

К счастью, катастрофу падения Багдада удалось предотвратить, и с 2016 года территория ИГИЛ в Ираке лишь уменьшается. Ситуация была переломлена в пользу правительства благодаря вступлению в войну внешних сил — международной коалиции и иранских формирований. Как считают военные эксперты в 2017 году, победа над ИГИЛ — лишь вопрос времени.

 

 

  • — ИГИЛ, Аль-Каида — террористические организации, запрещённые в РФ

anna-news.info

ШИИТЫ И СУННИТЫ. Путин, Буш и война в Ираке

ШИИТЫ И СУННИТЫ

Ирак как самостоятельное государство появился после Первой мировой войны. Англичане создали его из трех провинций бывшей Оттоманской империи. Турки властвовали над территорией современного Ирака больше трехсот лет — после того как в 1534 году султан Сулейман захватил Месопотамию.

Образованный в 1921 году Ирак нес в себе зародыш будущих конфликтов. Большинство населения составили арабы-шииты, не слишком расположенные к меньшинству — арабам-суннитам, которые занимали все высшие должности, потому что Ирак прежде входил в состав Оттоманской империи, а турки — сунниты. Кроме того, все арабы, вне зависимости от своей религиозной принадлежности, не очень дружелюбно относились к обитавшему на севере значительному курдскому населению.

Британские офицеры предполагали, что шиитское большинство в Ираке не захочет подчиняться суннитскому меньшинству, но все равно считали, что правительство должно быть более умеренным, то есть суннитским. Так и произошло.

Арабы-шииты всегда выступали против руководящего положения суннитов в армейской верхушке и государственном аппарате. Курды же не доверяли ни тем, ни другим. И это порождало постоянные конфликты, которые иногда перерастали в гражданские войны.

Сунниты — ортодоксальные мусульмане. Помимо корана они почитают сунну — это сборники преданий о словах и делах пророка Мохаммада. Шииты же считались сектой, раскольниками. Но сами шииты убеждены, что только они — истинные мусульмане.

Расхождение началось из-за вопроса о власти — кто может стать халифом, то есть преемником пророка.

По мнению суннитов, главой верующих и одновременно главой государства может стать любой достойный, благочестивый и ученый мусульманин, поддержанный религиозной общиной.

Шииты настаивают на том, что халиф обязательно должен быть прямым потомком пророка.

По преданиям, у пророка Мохаммада не было сына, который стал бы его наследником. В двадцать пять лет пророк женился на богатой вдове Хадидже, которая вроде бы была на пятнадцать лет его старше. Брак оказался счастливым. Хадиджа родила ему двух сыновей и четырех дочерей. Но мальчики рано умерли, и лишь одна дочь — Фатима — пережила отца.

Фатима вышла замуж за двоюродного брата отца — Али ибн Аби Талиба, который таким образом стал еще и зятем пророка. Шииты исходят из того, что после смерти пророка именно Али по праву должен был стать халифом, главой всех мусульман; их стали именовать «шиат Али» — сторонниками Али.

Пророк скончался в понедельник 8 июня 632 года в возрасте шестидесяти двух лет, ничего не сказав относительно преемника. Большинство мусульман выбрали халифом («заместителем посланника Аллаха») одного из первых последователей пророка — купца Абу Бакра (с переводе с арабского его имя означает «Отец целомудрия»). Его последовательно сменяли Омар ибн аль-Хаттаб (его первым стали именовать «повелителем правоверных») и Осман ибн аль-Аффан.

В июне 656 года недовольные правлением Османа мусульмане восстали, они ворвались в дом халифа и убили его. И только тогда настала очередь Али, который по преданиям был честным и искренним человеком. Однако далеко не все признали его халифом. Ему пришлось воевать, но он не в состоянии был одолеть всех противников. В ночь на 22 января заговорщики набросились на него в мечети. Он был смертельно ранен ударом меча по голове и на следующий день скончался. После смерти Али объявили шахидом, то есть погибшим за веру.

Халифом стал его старший сын — аль-Хасан, но он столкнулся с такой мощной оппозицией, что отрекся от халифата. Через несколько лет аль-Хасан умер. Шииты не сомневаются в том, что он был отравлен.

После смерти очередного халифа шииты обратились к другому сыну Али — аль-Хусейну ибн Али. Но политические противники заманили его в ловушку и жестоко убили.

Шииты убеждены, что с тех пор во главе мусульман становятся люди, которые не имеют на это права. По их мнению, халифом и имамом может стать только выходец из рода Али. Шииты принимают сунну только в той степени, в какой она была принята двенадцатью шиитскими имамами из рода халифа Али.

Имам — это носитель духовной и светской власти. Первым имамом был сам пророк Мохаммад.

Для шиитов роль имама значительно выше, чем для суннитов. Они воспринимают имама как непогрешимого толкователя воли Аллаха. Этим объясняется, скажем, восторженное почитание аятоллы Хомейни в шиитском Иране. Шиизм когда-то широко распространился среди иранцев еще и в силу их оппозиционности тогдашней власти.

Шииты верят во второе пришествие последнего, двенадцатого имама Мохаммада ибн аль-Хасана, который шестилетним мальчиком в 874 году бесследно исчез в пещере возле столицы халифата города Самарры. Вероятнее всего, он был убит теми, кто хотел избавиться от потенциального соперника. Но шииты верят, что он должен вернуться и избавить мир от зла.

Священные города для шиитов — Эн-Наджаф и Кербела. В Эн-Наджафе находится гробница Али. В Кербеле — могилы его сыновей Хусейна и Аббаса.

Суннизм в большинстве мусульманских стран стал официальной религией, и у суннитов совсем другое мироощущение, чем у шиитов.

В исламском мире шииты — меньшинство, часто гонимое. Они составляют примерно десять процентов общего числа мусульман. Шииты подвергались преследованиям, их зверски уничтожали, поэтому для них характерен культ мучеников.

Они каждый год отмечают день, когда был убит сын халифа Али имам аль-Хусейн, который в 680 году пал в бою с превосходящими по численности войсками халифа Язида I. При Саддаме эти траурные церемонии были запрещены. Полиция и войска перекрывали дороги, ведущие в Кербелу, где находится гробница аль-Хусейна, и никого не пропускали.

Траурные шествия возобновились в апреле 2003 года, после свержения режима Саддама. Сотни тысяч шиитов, декламируя посвященные имаму Хусейну стихи, прошли по городу. Многие истязали себя цепями и кинжалами. Женщины и дети, читая священные тексты, били себя кулаками в грудь.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru

Новое качество масштабных волнений в Ираке. Шииты, сунниты и курды сплотились против коррумпированной власти » Политус.ру

Июль всегда был политически неспокойным месяцем для Ирака и иракцев. Однако жестокие протесты, охватившие за последние недели Южный Ирак, невероятны как по размеру, так и по целям, — пишет Dirk Adriaensens.

Протестующие заблокировали порты и аэропорты. Они осадили не только правительственные здания, но что наиболее поразительно, местную штаб-квартиру исламских шиитских партий и союзных ополченцев. Число погибших оценивается в 50 человек, а раненых — в сотни.

Освобождение от террористов ИГИЛ (запрещено в России) третьей части Ирака правительственными войсками не принесло  в Месопотамию мира и стабильности.

Правящая элита Ирака пережила курдский сепаратизм и суннитский джихадизм, но восстание собственной шиитской базы вполне могло стать самой большой угрозой. С 8 июля богатый нефтью юг находится в смятении.

В условиях палящей жары десятки тысяч иракцев протестуют против нехватки рабочих мест, отсутствия электричества и воды, основных услуг, а также против необузданной коррупции. Они подожгли правительственные здания и политические партийные офисы, заблокировали дороги к нефтяным месторождениям, аэропорт Наджаф и нефтяной порт Ум-Каср, главную отправную точку маршрута поступления энергоносителей из Басры в Персидский залив.

Из этого порта с иракской нефтью  отправляются почти все нефтеналивные танкеры . Кроме того, демонстранты заняли два наиболее важных пограничных перехода на юге Сафвана с Кувейтом и Шаламчехом с Ираном.

Сотни демонстрантов пытались заблокировать доступ к крупным нефтедобывающим объектам: Западная Курна-1, эксплуатируемое Exxon Mobil и Западная Курна-2, управляемое российской фирмой Lukoil и иракской нефтяной компанией Rumaila.

Демонстранты также попытались заблокировать главный вход природного газа Сибы в Басре.

Когда премьер-министр Хайдер аль-Абади своей поездкой в Басру попытался успокоить протест, обещая создание новых 10 000 рабочих мест, демонстранты откровенно проигнорировали его.

После этого усмирением протестующих занялись армия и ополченцы. Был объявлен комендантский час и прекращен доступ у интернету.

По данным основных СМИ были убиты более десятка человек и более 700 получили ранения.

В этих протестах важно то, что поднялись именно шииты, что не сулит ничего хорошего, так как именно исламские шиитские партии доминируют в иракской политике.

Масштаб и цели последних протестов указывают на недовольство, которое намного глубже, чем просто разочарование в связи с отсутствием услуг и рабочих мест. Демонстрантов не устраивает иракская политическая система, установленная после 2003 года, характеризующаяся отсутствием компетентного руководства.

Таким образом, нынешний кризис является самым серьезным экзистенциальным вызовом, с которым столкнулась иракская политическая элита после вторжения в страну США.

Признаки раздражения проявлялись в течение уже длительного времени. Возрастающее недовольство упадком и плохим управлением привело в последние годы к периодическим демонстрациям по всей стране, включая южные шиитские районы.

Протесты в Басре в 2015 году быстро распространились по другим южным провинциям и завершились массовыми демонстрациями в Багдаде, где Муктада аль-Садр и его сторонники штурмовали Зеленую зону. С тех пор на юге было относительное затишье, которое закончилось в последние несколько месяцев.

Иракцы разочаровались своей политической системой, что проявилось в игнорировании выборов, где явка официально составила 55 % от всего числа избирателей, но реальная цифра значительно ниже.

Реальное падение уровня жизни и скатывание к феодализму подорвали у иракцев доверие к политической элите. На практике правительство работает только на себя и только для себя.

Основной силой протестующих является средний шиитский класс и безработные выпускники. Их гнев в основном был направлен против правящих шиитских партий в провинциях, поскольку в стране отсутствует должным образом функционирующая центральная власть. Например, в демонстрациях  в Наджафе и Насирии участвовали юристы, врачи, ученые и просто официальные лица.

8 июня в Басре прошла демонстрация после длительного отключения электроэнергии и нехватки питьевой воды в условиях 50-ти градусной жары. Протесты обострились, когда официальные власти проигнорировали демонстрантов и оскорбили протестующих в поддержке террористов из ИГИЛ.

От этих оскорблений люди начали атаку на здания и партийные офисы политиков. Протесты быстро распространились на 12 из 18 иракских провинций, включая Багдад.

У этой интифады, похоже, нет единообразного или четкого руководства, а также внятных целей даже на местном уровне. Это действительно похоже на взрыв гнева, где разные течения действуют вместе и конкурируют друг с другом. Руководящая фракция на национальном уровне фрагментирована в каждой провинции, в каждом учреждении, среди личного состава сил безопасности и ополчения.

До сих пор режим не смог контролировать развитие событий, а скорые реформы не в состоянии помочь работой шиитскому среднему классу. Это совершенно новый этап, когда ситуация в каждой провинции сильно отличается от соседней.

Иракцев возмущает также и то, что доходы от продажи нефти и газа не приносят пользу населению.

Басра расположена на крупнейшем месторождении. Ирак экспортирует до 4,6 миллиона баррелей в день через южный порт. Несмотря на высокую добычу нефти на юге Ирака (в провинциях Басра, Дхи-Кар, Майсан, Мутанна и Васит), население ничего не получает от продажи этого богатства.

Блокирование поставок энергоносителей с юга страны серьезно напрягло покупателей, которые потребовали гарантий непрерывности процесса от руководства Ирака. Официальный Багдад пока пытается успокоить всех импортеров, что проблем с перебоями поставок не будет.

По факту иракский народ остался  в оккупированной стране во власти интересов геополитических сил, жадных до прибыли нефтяных компаний и коррумпированных политиков.

Иракцы по-прежнему несут бремя 28 летних санкций, войн, нищеты, смерти, разрушения, хаоса и крайнего неолиберализма. Население хочет более справедливого перераспределения имеющихся ресурсов.

Демонстранты также против раздела страны, против навязанного сверху сектантства и против иностранного вмешательства.

Разочарования жителей Ирака могут превратиться во врага режима в Багдаде, гораздо более сильного, чем даже ИГИЛ.

Правительство в Багдаде имеет возможность решения проблемы. Однако если оно будет продолжать перекачивать нефть из таких мест, как Басра и Киркук, в то время как люди там продолжают жить в нищете, следующий большой иракский кризис не заставит себя долго ждать.

Протесты на прошлой неделе на юге — это просто предупреждение, что терпение людей — будь то шииты, сунниты, курды или другие — имеет границы.

Настоящий социальный взрыв сметет не только само правительство, но и иностранные компании, потакающие интересам сегодняшних властей страны.

😆Устали от серьезных статей? Поднимите себе настроение 😆 самыми лучшими анекдотами!😆, или оцените наш канал на ЯндексДзен

politus.ru

Ирак: мусульмане (сунниты), шииты, курды

Краткий обзор боевых формирований в Ираке, классифицированных по принципам религиозной, культурной, региональной и политической ориентации.

Сперва, краткий обзор карты.

Красным цветом означены места компактного проживания курдов. Здесь доминирует главное этническое местное парамилитарное образование — курдская Пешмерга.

Зеленым цветом отмечены территори суннитов. В отличие от курдских земель ситуация с вооруженными бригадами здесь куда разнобразнее. Наиболее активные действующие силы: Общий Военный Совет Иракских Революционеров (ОВСИР), Исламская Армия Ирака (ИАИ), «Мужчины Армии Накшбанди», «Советы Спасения», Исламское Государство Ирака и Шама (ИГИШ).

Оранжевым цветом отмечена зона шиитов. Здесь двое мощных игроков: «Асаиб Агль аль Хак» (Лига Праведников) и Бригады Муктады ас-Садра.

Светло-зеленый цвет на карте — смешанные области контроля — сунниты и шииты. Область географически небольшая, однако стратегически наиболее важная — это сам Багдад и его окрестности. Соотвутственно тут функционирует значительное количество бригад: суннитские ОВСИР, ИАИ, ИГИШ и шиитские Асаиб Агль аль Хак и Бригады ас-Садра.

Желтый цвет также отмечает смешанные зоны влияния — сунниты и курды. Тут работают курдская Пешмерга и суннитские «Армия Накшбанди» и ИГИШ.

Все вышеперечисленное имеет неформальный статус и действует параллельно (за или против) иракским государственным силовым структурам.

В этой статье рассмотрим шиитские военизированные бригады. После американского вторжения 2003 шииты по оценкам аналитиков вышли на первые позиции в государстве, имея преференции в политике и став опорой новых властей. Сунниты ушли в подполье и партизанскую войну. Однако в борьбу против оккупации постепенно выходили и шииты.

Наиболее активным игроком, влияющем на шиитские формирования в Ираке, остается Иран. Хотя не все действуют по его прямой указке. Однако различие в оттенки и позицию вносит природа происхождения и история формирования тех или иных группировок, даже объединенных общей принадлажностью к шиизму. Конфликт в соседней Сирии активизировал противостояние в Ираке. С 2011 противостояние нарастает, эскалировав в последние месяцы.

ШИИТСКИЕ ООРУЖЕННЫЕ ГРУППИРОВКИ

Бойцы ас-Садра

В ответ на происходящее в Ираке, влиятельный шиитский шейх Муктада ас-Садр призвал своих сторонников перегруппироваться для «защиты народа, страны, религии и священных мест». На призыв откликнулись тысячи бойцов, которые прошли шествиями по улицам Багдада, Киркука, Наджафа 21 июня 2014.

Садр назвал своих бойцов «мирными бригадами», утверждая, что они являются национальными силами, а не сектантскими, и готовы защищать все религиозные памятники Ирака. Садр также убежден, что ИГИШ не представляет иракских суннитов.

На вышеупомянутых шествиях бойцы ас-Садра несли тяжелое оружие (ракеты), аналитики опасаются, что это начала возвращения «Армии Махди» — мощных шиитских парамилитарных группировок, лояльных ас-Садру, которые функционировали в Ираке, независимо от воли правительства.

С момента американского вторжения в Ирак «Армия Махди» ас-Садра считалась одной из наиболее крупных военых сил в Ираке. Она сражалась против оккупационных войск США, иракских правительственных войск и суннитских бригад.

Она также считается частью межконфессионального противостояния, охватившего Ирак. После жесткого противостояния с правительственными войсками, ас-Садр распустил свою армию, превратив ее в социальную сеть, формально занимающуюся благотворительной работой и т.п.

Садр однако сохранил часть «Армии Махди» — «Бригад Обещанного Дня», в качестве вооруженного крыла его движения, которое продолжало бороться против оккупационных войск США в Ираке вплоть до их вывода.

Садр присоединился к политическому процессу и партия его сторонников стала вторым наимощнейшим блоком в иракском парламенте после блока Нури Малики, причем позиции этих двух блоков часто расходились.

В феврале ас-Садр объявил о своем выходе из политики, ссылаясь на то, что Малики не умеет договариваться с другими политическими силами. Тем не менее, блок ас-Садра остался в политике и не отошел от общественной жизни.

Ас-Садр критикует Малики и выступает за его отставку. Он также стремится переформатировать своих вооруженных сторонников и уходит от иммиджа сектантских сил.

Асаиб агль аль Хак (Лига Праведников)

Вооруженная бригада, сражавшаяся против сил США после вторжения в Ирак. Асаиб Агль аль Хак имеет политическое представительство в иракском парламенте и считается близкой к Малики.

Асаиб Агль аль Хак была частью Армии Махди до ее раскола в 2006. После вывода американских сил, бригада хотела присоединиться к политисескому процессу. Тем не менее ее название регулярно упоминалось в сводках военной активности на протяжении последних двух лет.

Это одна из иракских военизированных группировок, сражавшихся еще и в Сирии. Она была также в плохих отношениях с бойцами бригад ас-Садра в Багдаде. Боевики обеих групп вступали в столкновения друг с другом с конца прошлого года, поэтому ас-Садр и обвинял Малики в поддержке Асаиб Агль аль Хак с середины 2013, так как правительство нуждалось в поддержке лояльных суннитских и шиитских бойцов для борьбы с ИГИШ в Анбаре.

Вебсайт Асаиб Агль аль Хак сообщает, что бригада в последнее время ведет бои на стороне правительственных сил в Дайале, Анбаре и Самарре.

Катаиб Хезболла

Военизированные формирования, сражавшиеся против войск США в Ираке в период оккупации. Катаиб Хезболла сформировались как раз после вторжения из небольших шиитских вооруженных отрядов. Их тактикой стали ракеты и придорожные взрывные устройства, Госдеп США внес их в «список террористических организаций» в 2009.

Бригады заявляли, что стараются не попадать в иракских войска и гражданское население, проводя атаки на оккупационные силы.

Однако Катаиб Хезболла отказались сложить оружие после вывода американских войск из Ирака, ссылаясь на нестабильность текущей ситуации.

Катаиб Хезболла также сиграли свою роль, сражаясь на стороне иракских государственых сил безопасности в провинции Анбар с конца 2013, в частность в Фаллудже. Они заявляют, что сформировали «Бригады Защиты Народы» с целью «защиты страны и священных мест» и борьбы против ИГИШ. В список своих врагов Катаиб Хезболла занесли суннитские группировки, такие как «Армия Накшбанди» и «Революционные Бригады 1920″.

Данные карты и положение в частности шиитских боевых бригад уже был рассмотрен в предыдущей статье. Теперь рассмотрим суннитские парамилитарные образования.

После вывода американских войск из Ирака в конце 2011 суннитские и шиитские вооруженные формирования сменили курс: некоторые присоединились к политическому процессу, другие же ушли в тень. Однако конфликт в соседней Сирии активизировал противостояние в Ираке.

Антиправительственные протесты в Ираке с 2011 и жесткий их разгон стимулировали политическую активность вооруженных формирований суннитов. Ежедненедельные протесты в суннитских городах, таких как Рамади и Фаллуджа, создали новый импульс для требования политических прав для суннитов.

Широко известны следующие суннитские группы: Исламская Армия Ирака (наиболее влиятельная), Ансар аль Ислам, Джейш Муджихидин, Катаиб Саурат иль Ишрин (1920 револ.бригады).

Общий Военный Совет Иракских Революционеров (ОВСИР)

Был провозглашен в январе для объединения антиправительственных движений, продолжающихся в нескольких иракских провинциях с 2011. Военная правительственная интервенция в Анбар, вооруженный разгон лагерей протестующих, аресты видного суннисткого члена парламента, Ахмада аль Алвани в конце 2013, повлекли вооруженную реакцию революционных активистов и лояльных племенных союзов.

Исламская Армия Ирака поддержала движение, равно как и «Армия Мужчин Накшбанди», связанная с некогда правящей (при Саддаме Хусейне) партией БААС. Обе группы извлекли пользу из протестов, распространяя свое влияние на оплоты суннитского движения с середины 2013.

Новый координационный орган, Общий Военный Совет Иракских Революционеров (ОВСИР), был учрежден для координации между различными местными племенными игроками, превратившися в вооруженное крыло протестного движения.

Оно присутствует в Рамади, Салахаддин, Абу Грейб, Багдад, Мосул и Дийала.

В июне представитель ОВСИР, бывший ген.Музхир аль Кайси, заявлял в интервью «аль Джазире», что эта группа не сектантская (без дискриминации по конфессиональному признаку) и отвечает интересам местных племен, восставших против несправедливостей, совершаемых правительством Нури аль Малики. Он говорил, что группа возглавляется бывшими иракскими офицерами, сражавшимися против армии США в Ираке в период американской оккупации.

Когда речь заходит об отношениях с ИГИШ, Кайси говорит, что его группы не одобряет нарушения прав человека и не сотрудничает с ИГИШ. Он отметил, что ОВСИР стремится к демократическому политическому решению иракского кризиса. Как утверждается, ОВСИР контролирует ситуацию в Мосуле, Салахаддине, Фаллудже и Байджи.

ОВСИР, учитывая его местное происхождение, является одним из главных образований, сражающихся против иракских вооруженных сил в текущем конфликте.

Исламская Армия Ирака (ИАИ)

Одна из крупных суннитсикх вооруженных группировок, сформировавшихся после американского вторжения в Ирак 2003, группировка возглавляется бывшими иракскими военными офицерами. Она дистанцируется от вооруженных суннитских формирований, связанных как с аль Каидой, так и с БААС-итами.

В 2006-2007 ходили слухи, что некоторые члены ИАИ присоединились к поддерживаемому США «Совету Спасения» для борьбы против сил аль Каиды. ИАИ передвинула приоритеты в сторону борьбы против растущего иранского влияния в Ираке, особенно после начала вывода американских войск из Ирака.

После относительного периода затишья, ИАИ выступила в поддержку антиправительственных протестов, вспыхнувших в Ираке в 2011.

В ходе недавних боевых действий ИАИ выпустила видео, на котором ее отряды патрулируют восточные кварталы Багдада. Также ИАИ заявляет о намерениях войти в иракскую столицу. ИАИ наиболее активна в зонах вокруг Анбара и Багдада.

Она стремится к политическому решению, основанному на принципе федерации, требует свержения Малики.

«Армия Мужчин Накшбанди»

Это вооруженное формирование предано Иззату Ибрагиму ад-Дури, самого высокопоставленного соратника Саддама Хусейна из тех, кто еще на свободе. Формирование начало свою боевую активность в июле 2003, сражаясь против американских войск в Ираке, организационно оформившись в конце 2006 после казни Саддама.

«Армия Мужчин Накшбанди» отказалась от участия в политпроцессе, заявляя, что «не сложит оружия, пока Ирак не будет освобожден от американской сионистской сафавидской оккупации».

Это формирование активно в провинциях Ниневия, Дийала, Салахаддин. Брало ответственность за многие атаки против войск США в Ираке и призывает не сражаться против любых других групп, воюющих за освобождение Ирака.

«Армия Мужчин Накшбанди» взяла город Сулейман Бек в провинции Салахаддин на несколько дней в апреле 2013. Это случилось после того, как правительственные войска применили силу для разгона суннитстких протестов в аль Хавайдже — городе к западу от Киркука, в результате чего десятки демонстрантов были убиты, что спровоцировало волну столкновений с правительственными силами.

Это формирование представляет собой смешение исламских и пан-арабских националистических идей.

«Советы Спасения»

Состоит из бойцов суннитских племен, противостоящих аль Каиде и ее присутствию в Ираке. В 2006 именно они помогли американским силам вытеснить аль Каиду из суннитских провинций, таких как Анбар, где и были учреждены «Советы Спасения», и из суннитских районов Багдада.

В то время, «Советы» насчитывали около 100 тысяч бойцов, которые расчитывали интегрироваться в иракские вооруженные силы после того, как помогли вытеснить аль Каиду. Около 70 тысяч бойцов были трудоустроены в государственных учреждениях и структурах безопасности; другие 30 тысяч продолжили работать на пропускных пунктах в суннитских районах, получая ежемесячно зарплату от правительства.

Отношения между»Советами» и Малики ухудшилось после вывода американских войск из Ирака, так как «Советы» почувстовали, что ими пренебрегают. Пренебрежение ухудшилось в последующие годы.

В 2012 лидер «Советов Спасения» Ахмед абу Риша присоединился к антиправительственному лагерю в Анбаре и к требованиям протестующих, касающихся освобождения задержанных, увеличения присутствия суннитов в правительстве, большей интеграции суннитов в политический процесс.

В марте 2013 Абу Рише были выдвинуты обвинения в терроризме.

В начале 2014 Абу Риша перешел на другую сторону, присоединив своих сторонников к правительственным силам, в ответ на усиление позиций ИГИШ в провинции Анбар. «Советы Спасения» также неоднократно сражались вместе с правительственными войска против сил аль Каиды в текущем конфликте.

В июне в интервью «аль Джазире», вышеупомянутый представитель ОВСИР, ген. Мухзир аль Кайси, описал «Советы Спасения» как «часть американскоего проекта».

Исламское Государство Ирака и Шама (ИГИШ)

— наследник ряда связанных с аль Каидой группировок, которые активизировались в Ираке с 2004. После всплеска насилия бойцы суннитских племенных союзов организовались против «Союзов Спасения» и боролись параллельно против ИГИШ в суннитских регионах Ирака.

Продолжающийся конфликт в Сирии дал группировке ИГИШ новую возможность реорганизовать деятельность. Группировка проникла в Сирию, высказав намерение бороться против режима Асада и даже предложила объединиться местному филиалу аль Каиды — Джебгат ан-Нусре. Однако объединение не состоялось.

Вооруженный разгон антиправительственных лагерей в провинции Анбар в конце 2013 дал ИГИШ шанс расширить влияние и заполнить образовавшийся вакуум власти и безопасности. В июне ИГИШ выступило ведущей силой при захвате нескольких важных иракских городов, в т.ч. Мосула.

По некоторым данным ИГИШ взяло ряд пропускных пунктов на сирийской границе, получив возможность соединить зоны своего контроля в восточной Сирии и западном Ираке.

ИГИШ известна сектантской идеологией и практикой, ее растущая роль в Ираке беспокоит другие суннитсткие вооруженные формирования. ИГИШ описывают как слишком радикальную, противоречивую, жесткую и вступающую в разногласия с другими суннитами. ИГИШ часто вступает в столкновения с другими иракскими силами, например с «Армией Мужчин Накшбанди», Курдскими Силами Пешмерга.

Численность бойцов ИГИШ оценивается в несколько тысяч, среди которых есть иностранцы.

 Аля Байоми и Лих Хардинг для الجزيرة

ayyamru 

ВСЕ НОВОСТИ

www.muslim-info.com

СУННИТЫ И ШИИТЫ: ЕЩЕ ОДНА ВОЙНА В ИРАКЕ?

23.09.2005 | Георгий Мирский

После нескольких последних взрывов в Ираке, жертвами которых пали сотни людей, в основном шиитов, последовало сенсационное и до предела откровенное заявление Абу Мусаба аз-Заркауи, вожака иракского филиала «Аль-Каиды». Иракский террорист номер один провозгласил войну шиитам. Собственно, никто и не сомневался, что многочисленные кровавые расправы над иракскими шиитами за последние годы — дело рук суннитских террористов.

Самой громкой из таких акций было убийство прибывшего из эмиграции в Иране лидера крупнейшей шиитской политической организации «Верховный совет исламской революции в Ираке» аятоллы Мухаммеда Бакира ас-Садра. 29 августа 2003 г. он был взорван вместе с десятками своих единоверцев при выходе из мечети; от него удалось найти только авторучку, часы и обручальное кольцо. Это было лишь начало, и никто не подсчитывал, сколько шиитов — самых простых людей, не имевших к политике никакого отношения — погибло от рук тех же самых террористов, которые убивают и американских солдат и молодых иракцев, решившихся от нищеты и безработицы записаться в ряды вновь формируемой иракской полиции. Сейчас поставлена точка, и Заркауи фактически признал, что эти убийства совершаются его людьми.

Кто эти люди, которых некоторые из наших и зарубежных обозревателей называют патриотами, борющимися за независимость Ирака? В авангарде находятся международные террористы, боевики «Аль-Каиды», нахлынувшие в Ирак со всех концов мусульманского мира после американо-британской интервенции. Это новое поколение тех «моджахедов», которые наводнили Афганистан после ввода туда советских войск в 1979 г. После ухода Советской армии из Афганистана и нескольких лет ожесточенной гражданской войны между различными фракциями антикоммунистических повстанцев власть оказалась в руках подготовленных в Пакистане талибов, заключивших союз с «Аль-Каидой» и позволивших ее лидеру Усаме бен Ладену создать базы транснационального терроризма на афганской земле. После разгрома талибов эти боевики остались не у дел, но вот Буш дал им новое поле битвы. Американская оккупация Ирака позволила им создать в этой арабской стране плацдарм для борьбы с давним и ненавистным врагом, с той второй сверхдержавой, которой Бен Ладен объявил войну после того, как, по его словам, «с помощью Аллаха мы одолели одну сверхдержаву и советское знамя было выброшено в мусорную яму». Теперь аль-каидовцы дают бой Америке на иракской земле.

Автору этих строк довелось три года тому назад в Иракском Курдистане ознакомиться с листовками, публиковавшимися местным филиалом «Аль-Каиды», называющимся Ансар аль-ислам. Это нечто вроде «памятки молодого бойца» — вопросы и ответы. «Брат мой, ты спрашиваешь, почему мы должны убивать американцев. Отвечаем: потому что американцы — это на самом деле евреи, отнявшие у мусульман Палестину со священным Иерусалимом», и далее в том же духе. Сторонники «Аль-Каиды», действующие под знаменами созданного бен Ладеном в 1998 г. «Международного исламского фронта борьбы против евреев и крестоносцев», в своем большинстве — ваххабиты, то есть члены наиболее жестокой и нетерпимой секты суннитского толка ислама. Ваххабизм является официальной религией Саудовской Аравии, но правящая там саудовская династия не имеет ничего общего с ваххабитами бен Ладена, которые давно стремятся ее свергнуть и совершили ряд терактов на земле нефтяного королевства.

Воинственная ветвь ваххабитов довела до предела антишиитские тенденции и настроения, присутствующие в суннитском толке ислама начиная с момента раскола ислама в 7 веке нашей эры. Ведь ортодоксальные суннитские богословы считают шиитов стоящими лишь одной ступенькой выше «кяфиров» (неверных). Не так давно Заркауи назвал шиитов «непреодолимым препятствием, затаившейся змеей, хитрым и зловредным скорпионом, шпионящим врагом и глубоко затаившимся ядом».

Но антишиитские акции в Ираке — это не только продолжение борьбы глобальной исламистской сети, состоящей из множества автономных групп, объединенных брендом «Аль-Каиды». Они имеют и чисто иракские корни. Ведь арабы-шииты, составляющие почти 60% населения Ирака, на протяжении столетий были «людьми второго сорта», неравноправной, дискриминируемой общиной. Только после падения суннитской диктатуры Саддама Хусейна они почувствовали, что пробил их час. Но как относиться к иностранной оккупации? Сначала казалось, что именно шииты, в большей степени, чем сунниты, склонные к самоотверженной борьбе, исполненные духом жертвенности, мученичества. станут основной силой сопротивления оккупантам. И в самом деле, молодой шиитский лидер Муктада ас-Садр весной прошлого года дал американцам настоящее сражение в священном городе Ан-Наджаф. Но победили сторонники иной стратегии, суть которой в том, что шиитам выгоднее, вместо того, чтобы ввязываться в длительную войну с американцами, использовать демографический фактор, дающий им преимущество на любых выборах, и придти к власти через нормальный конституционный демократический процесс. За это, в частности, ратовал великий аятолла Али ас-Систани, оставшийся после убийства Мухаммеда Бакира ас-Садра главным духовным авторитетом шиитов. Результат применения такой стратегии не преминул сказаться на выборах в январе текущего года: шииты естественным путем получили подавляющее большинство голосов в арабской части Ирака и доминирующие позиции в парламенте и правительстве. И тут арабы-сунниты увидели, в какую ловушку они сами себя загнали, бойкотировав выборы: они остались у разбитого корыта. Возникло опасение, что отныне Ирак будет представлять собой зеркальное отображение прошлого: шииты будут господствующей общиной, а суннитов загонят на задворки.

Именно поэтому суннитские лидеры отвергли конституцию, разработанную шиитами совместно с другой победившей на выборах общиной — курдами. Сейчас цель суннитов — сорвать назначенный на 15 октября референдум, на котором конституция должна быть утверждена. Этого можно добиться, если в трех из 18 провинций Ирака население большинством в две трети голосов выскажется против конституции, и тогда весь процесс начнется снова — выборы во временный парламент (которые сунниты на этот раз уже не будут бойкотировать), разработка нового проекта конституции и т.д.

Но помимо конституционного пути есть еще и «силовой вариант»: путем резкого усиления террористическо-диверсионной деятельности создать в стране обстановку полного кровавого хаоса, так чтобы ни о каких выборах и референдумах нельзя было бы и мечтать. Расчет здесь на то, что американцы, неся все новые потери и видя, что никакого улучшения ситуации не предвидится, в конце концов откажутся от попыток нормализовать жизнь в этой «лишенной всякого здравого смысла стране», и общественное мнение США заставит Буша пойти на вывод войск. Конечно, для Буша это будет полной катастрофой, все его президентство можно будет считать проваленным, но это и станет триумфом «Аль-Каиды», побеждающей еще одну сверхдержаву. Именно в этом пункте и сходятся интересы транснациональных исламистских террористов и местных суннитских лидеров, вчерашних баасистских заправил, сумевших под знаменем освободительной борьбы привлечь в свои ряды тысячи молодых патриотов-суннитов, научившихся у людей «Аль-Каиды» совершать акты смертников-шахидов. Здесь мы и находим корень последних терактов.

Вопрос в том, сумеет ли Али ас-Систани со своими сторонниками удержать шиитских радикалов типа Муктады ас-Садра от ответных ударов по суннитам. Если нет, то Ираку грозит, в дополнение ко всем его бедам, еще и междоусобная война. Пока что можно точно предсказать только одно: вывод американских войск сделает такую войну практически неизбежной. Но и продолжение оккупации уже не сможет утихомирить разбушевавшиеся страсти. Ближайшее будущее Ирака выглядит весьма неутешительным.

Версия для печати

politcom.ru

Сунниты и шииты — братья?

На днях, один знакомый суннит из «вКонтакте», поинтересовался, почему я столь негативно отношусь к суннизму и сахабам, в то время как ряд представителей шиизма проявляют и дружеские жесты и «братское» отношение к суннитам?

Да, вопрос на самом деле не из легких, и в различных вариациях его слышно и со стороны христиан, например: вы ведь все мусульмане, почему же вы отказываетесь от суннитов, а представители некоторых течений суннизм , видят смысл своего существования лишь в том что бы угрожать вам или физически вас уничтожать?

Изначально хотелось бы заметить что такого понятия как : суннизм- не существует. Это слишком общее слово ( термин) в смысловую нагрузку к которому можно приписать все что угодно. Фактически под термином : «сунизм» понимается либо некое мифическое течение в исламе ( почему мифическое поясню ниже), либо все кто следуют сунне будучи мусульманами ( но вряд ли найдется мусульманин который бы сказал что он не признает сунну или ей не следует), в отличии от тех кто сунну не принимает или ей не следует. Собственно все течения мусульман во втором значении термина: сунниты, ну разве что кроме некоторых сект вроде коранитов, да и тех с трудом можно возвести в ранг противников сунны, так как на место сунны исторической они возводят свою сунну, обзывая её рациональным выводом.

Почему суннизм как течение ислама- миф? Тут нужно представить себе что такое «течение». Течение, это направление обьединяющее группу людей в следовании определенным акцентированным верованиям, традициям и ритуалам, в противовес основной религиозной ветви. Например, исторические христианские церкви признают Библию, и наряду с ней- Предание. В то время как такое позднейшее течение христианства как протестантизм признает исключительно Библию, настаивая на том что в предании нет необходимости и оно излишне ( это настаивание или мнение, само по себе уже есть предание, вот такой вот каламбур). Вернемся к суннизму. Суннизм как направление в исламе ( так будет правильнее все таки говорить) по существу претендует на историческую роль ( как самый что ни на есть исторический и традиционный ислам), а по факту состоит из целого ряда течений и сект, часть из которых уже не существует как самостоятельные течения. Состоя из мазхабов и с недавнего времени из манхаджей, суннизм поделен на целый ряд течения внутри себя, различия между которыми, от правовых норм до богословских воззрений, столь не преодолимы, что в настоящем можно смело говорить о: шафиитах, ханбалитах, маликитах, ханафитах, салафитах и т.д. как об самостоятельных течениях внутри исламской религии. Именно по этому не представляется возможным говорить о суннизме как о чем то однородном .

Так почему же сунниты нам не «братья»? Хочется ответить просто и быстро, но все равно необходимы пояснения. Например, иудеи, христиане и мусульмане, по существу верят в одного и того же Бога. Но тем не менее, братскими религиями не являются, как и представители данных религия не братья. Вряд ли мусульманин скажет что иудей или христианин его брат по вере, ведь при наличии убеждения относительно Одного и Единого для нас всех Бога, понятие Бога у нас отличное. Да, шииты и «сунниты» верят в одного Бога, принимают одного и того же пророка (С), один и тот же Коран… Но, братьями это нас не делает, уж больно отличное у нас понятие о Боге, нубувате и т.д.

Как же быть с теми шиитами которые, тем не менее, готовы признать в суннитах братьев по вере? А никак. Универсализм явление для единиц, он быстро проходит при столкновении с реальностью. Главное что бы потуги на пути универсализма не стоили человеку, увлеченному им , вечности. Но это более богословские вопросы, совершенно в стороне от них стоит явление политическое. Государство, в силу своего бытия, просто обязано обьединять всех граждан проживающих в нем, творя из них по сути «братство» в рамках единого для всех социума. Отсюда если глава гос-ва призывает своих граждан к «братству» во благо гос-ва, то данная позиция в современных условиях геополитики отдельных стран, просто жизненно необходима. Однако она не может и не должна становиться аспектом богословия, вероубеждения.

ahmad-al-jafar.livejournal.com

Ирак, Сунниты

По официальным данным, основанным на результатах переписи 1997 года, результаты которой были переданы в ООН, сунниты в Ираке представляют 66 % населения, шииты — 34 % (очевидно, имеется в виду только мусульманское население). Других переписей с тех пор не было. Перепись 1997 года не проводилась в трёх провинциях Иракского Курдистана, из-за чего её результаты ставятся под сомнением рядом экспертов.

Шииты живут на юге, курды — на севере, христиане — дисперсно.

При Хусейне шииты были в меньшей степени представлены в органах власти, и США перед вторжением рассчитывали на их поддержку. Однако, несмотря на призывы большей части шиитского духовенства к нейтралитету по отношению к оккупационной власти, шиитское население начало постепенно политизироваться и начало джихад против американцев и коллаборационистов. Центром кристаллизации шиитского Сопротивления стала так называемая Армия Махди, формально возглавляемая шиитским лидером Муктада ас-Садром.


В Ираке живёт 850 тысяч ассирийцев. После падения режима Саддама Хусейна в 2003 г. происходили похищения и убийства ассирийцев, поджоги их храмов.

Некоторые аспекты сегодняшних сложных взаимоотношений в Ираке арабов, курдов, иракских туркоманов, американцев и турок из Турции показаны в скандально знаменитом турецком художественном фильме «Волчья долина — Ирак» (запрещён к показу в США и некоторых странах ЕС). Создатели фильма подчеркивают, что он основан на реальных событиях.

Сунниты

«Суннитский треугольник», центральная часть Ирака к западу от Багдада — регион, в котором партизанская война против американских войск велась с наибольшей ожесточенностью. При Саддаме в этом регионе селились отставные военные. После 2003 года эти города по несколько раз подвергались зачисткам. Помимо американцев в зачистках суннитских районов принимали участие сформированные американцами отряды шиитских боевиков и курдов, которые относились к населенным пунктам региона как к вражеским территориям. Большое количество местных жителей было убито, многие остались без жилья и средств к существованию.

Ещё весной 2004 года оккупационные силы потерпели здесь целый ряд поражений. Хотя Джордж Буш объявил войну оконченной ещё 1 мая 2003 года, в апреле 2004-го иракские партизаны провели серию атак по всей стране и вынудили американцев покинуть сразу несколько наиболее неспокойных участков.

Сначала коалиция потеряла контроль над «суннитским треугольником», территорией, расположенной между городами Эль-Фаллуджа, Баакуба и Рамади. А к лету ситуация переменилась и на севере страны — в районе Мосула постепенно усиливали свои позиции повстанцы.

Американцы объявили, что Фаллуджа является оплотом Абу Мусаба аз-Заркауи — одного из лидеров суннитского сопротивления. Они полностью потеряли контроль над городом.

Статистика свидетельствует, что его гибель 7 июня 2006 года не снизила среднемесячные потери военнослужащих коалиции .

Осенью 2004 года американские войска начали масштабную операцию против сил сопротивления в «суннитском треугольнике».

В начале октября после трёхдневных боёв был взят город Самарра. После этого все силы были брошены на захват городов Фаллуджа и Рамади. Фаллуджа была блокирована, при этом одновременно по ней наносились массированные бомбовые удары. Главным требованием, которое предъявляли американцы, была выдача городскими властями якобы скрывающегося в городе Абу Мусаба аз-Заркауи, голову которого Пентагон оценил в $25 млн.

travellers.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *