БЛИЖНИЙ ВОСТОК: ПРОГНОЗЫ НА 2018 ГОД
В целомСитуация в 2018 году будет также переломной. Если сейчас Россия, Иран и Турция, а также те, кто на них ориентируются, выступают в качестве бенефициаров общего геополитического баланса, этому положению дел может быть брошен вызов со стороны Вашингтона и глобалистов. Пока Трамп находится в состоянии ожесточенной внутренней борьбы с представителями предыдущей администрации, необходимого ресурса США в регионе не сможет сосредоточить, и более того, не сможет действовать достаточно напористо и уверенно. Однако изменить проигранную ситуацию в свою пользу США вполне могут попытаться. Особенно если они увидят прямую угрозу Израилю, кто-то из многополярной коалиции перейдет запретную линию или Трамп решится принять план по эскалации отношений с Ираном, рискуя бросить вызов уже всему региону и прежде всего России, что было бы опрометчиво. Но в любом случае на прочность испытывать сложившуюся модель атлантисты наверняка будут.
Наиболее уязвимыми в этом случае являются пятые колонны США и глобалистов в самих странах Ближнего Востока, а также «спящие» в России. Они наверняка будут задействованы как для дестабилизации ситуации, так и для разрушения той ближневосточной парадигмы, которая возникает на наших глазах в виде «Трех Империй» и появления нового суннитского ислама, отдельного от салафитского и саудитского проекта.
Поэтому 2018 год будет решающим. Если Треугольник (Москва-Анкара-Тегеран) сумеет выстоять, то конец однополярного мира будет необратимым, и значит, сегодняшнее положение дел не просто «многополярный момент», но начало строительства полноценного многополярного мира. Но это не является гарантированным, баланс сил и превосходство Треугольника над его противниками все еще достаточно хрупки, также как и сохраняются внутренние напряжения между его тремя составляющими – православной Россией, шиитским Ираном и суннитской Турцией. Кроме того отныне арабские страны будет играть значительную роль в новой конфигурации, хотя на полную ликвидацию салафизма уйдет не один год.
СирияВ Сирии в 2018 году предстоит закрепить военную победу, окончательно победив исламистов. Далее на первый план выдвинется вопрос о политическом решении и новой идеологии государства. Совершенно очевидно, что возвращение довоенного статус кво не является решением. Сирии необходимо заново обосновать государство и для этого необходима идеология. Поиск путей политического и идеологического решения ситуации в Сирии является одним из самых важных вызовов 2018 – как для самой Сирии, так и для Треугольника.
Безусловно, сохраняющееся противостояние России и США в Сирии создает очень много проблем и неизбежно будет отражаться на последующих шагах по регулированию ситуации в стране. Урегулирование возможно только при одном условии: если США прекратят открыто поддерживать раскольнические группировки и скрытно оказывать поддержку террористам. Однако прогноз скорее положительный – с перспективами на политическое урегулирование, укрепление центральной власти и сохранение Башара Асада как президента страны.
«Три Империи»Треугольник в 2018 году также будет выдерживать испытание на прочность. От Москвы, Анкары и Тегерана потребуется не просто сохранить союз, но и предложить свой план Ближнего Востока, условно «евразийский». Победа Треугольника очевидна, но теперь необходимо показать гори зонт будущего для всех исламских стран, поскольку уничтожение исламизма само по себе дает только половину ответа. Если народы Ближнего Востока точно знают, чего они не хотят (американского присутствия и радикального салафитского ислама типа ИГИЛ), с положительной частью программы будущего все обстоит не так ясно.
Турция
Турция также как и Сирия в 2018 году должна указать перспективу будущего для страны. Эрдоган имеет сейчас полноту власти, но в ходе последних потрясений политический режим Турции расшатан. Общество находится в идеологическом кризисе, а охлаждение отношений с Западом ставит турок перед весьма вероятной перспективой экономического кризиса – вплоть до введения санкций. Этот процесс можно лишь затормозить, но нельзя отменить. Точно также дело обстоит и с выходом Турции и НАТО. Дело идет именно к этому, и в 2018 году мы имеем все шансы либо услышать об этом как о созревшем проекте (а это значит продолжение сближения с Россией в деле военного партнерства), либо даже увидеть первые шаги в этом направлении.
Иран
Иран находится в довольно устойчивой ситуации, а его позиции подкреплены успехами альянса с Россией. Почти все предпосылки для создания шиитского большого пространства на лицо. В отличие от Турции и других суннитских стран шиитская идеология вполне оформлена и имеет колоссальный революционный потенциал, будучи на подъеме, тогда как альтернативная им салафитская идеология, напротив, клонится к закату. Тем не менее в 2018 году Ирану предстоит произвести активацию революционного измерения учения Хомейни, своего рода возврат к шиитским корням. Этого требует более активная роль в региональной политике. Отношения с Израилем и США будут ухудшаться, но прямой конфликт, с нашей точки зрения, маловероятен, поскольку в настоящих условиях он автоматически вовлек бы в войну Россию, что было бы равнозначно Третьей мировой, на которую никто на Западе не готов, и менее всего Трамп.
Сохраняются попытки соросовской цветной революции, относительно которой планы Трампа и Болота совпадают. Но в будущем едва ли у нее есть шансы, но для этого Ирану необходимо совершить вторую консервативную революцию в духе Махмуда Ахмадинежада — против либералов и шестой колонны реформаторов и коррупционеров.Курды
Они будут в центре внимания в 2018 году, так как от решения курдской проблемы зависит состоятельность Треугольника и судьба четырех государств – Турции, Ирака, Сирии и Ирана. Курды должны восприниматься как партнеры нового «евразийского» проекта, как субъекты реорганизации стратегического пространства Ближнего Востока, а не просто как объекты. И если США будет ослаблять свое давление на курдов, а перспективы создания национального государства снова отодвинуться, то Москве-Анкаре-Тегерану, а также Багдаду и Дамаску следует, напротив, интенсифицировать диалог с курдами, стараясь найти с ними приемлемое решение. Курды – фактор, только набирающий силу, что мы видели, в частности, в Сирии, где им удалось поставить под контроль почти треть территории. Отношения с курдами – это экзамен, который предстоит сдать всем силам, ангажированным в ситуацию Ближнего Востока.
Ирак
Ситуация в Ираке в 2018 году станет проблематичной. С одной стороны, суннитские радикалы существенно ослаблены и в целом готовы к диалогу с Багдадом, но с другой стороны, чтобы сохранить государство Багдаду надо выдвинуть новую идеологию – точно так же, как Турции или Сирии. При этом заведомо исключены баасизм (эпохи Саддама), а также другие формы арабского национализма, салафизм или исламизм в иной версии, не говоря уже о либеральной демократии, которая не имеет никаких шансов прижиться в Ираке. Поэтому Ираку как государству необходимо новое обоснование, что ставит под вопрос его дальнейшую судьбу. При этом шиитскому Багдаду необходимо найти место как для суннитов, так и для курдов, что не так просто. Более того, иракский проект должен быть вписан в стратегические планы Треугольника, так как влияние Ирана и отчасти Турции на Ирак является значительным и подчас решающим, а от позиции Москвы зависит вся структура нового миропорядка (многополярность). Поэтому в 2018 году правителям Ирака – также как и соседних стран — придется выдержать экзамен на суверенитет. Скорее всего американские войска начнут покидать в 2018 году территорию Ирака, так как никаких оснований для их присутствия больше нет.
Катар
Катар может вернуться к политике панисламской soft power, какой он и являлся до того, как занял позицию однозначной поддержки салафизма и исламского фундаментализма вслед за Саудовской Аравией. Катар может сыграть важную роль в информационной и отчасти экономической поддержке стратегии Треугольника (Трех Империй). Прямой конфликт с Саудовской Аравией и Эмиратами при наличии у Катара российской (а также иранско-турецкой) поддержки маловероятен. А если он и возможен, что это только ускорит полный крах саудитов.
Саудовская Аравия
Саудовская Аравия вступила в 2017 году в полосу упадка, который продолжится и в 2018 году. Едва ли можно предположить такой поворот событий, который кардинально изменит ее положение. Саудовская Аравия принадлежит к числу проигравших в ходе окончившегося крахом строительства «Великого Ближнего Востока». Но если Эрдоган довольно резко вышел из этой компании, саудиты держались дольше других, за что им и предстоит расплачиваться – уже в 2018 году. Не исключены перевороты и военные столкновения с Ираном, которые, однако, не перерастут в полноценную войну, так как это не выгодно никакому из крупных игроков. Однако если все в 2018 году будет идти также как в 2017, то нельзя исключить, что конец саудовской государственности наступит в самое ближайшее время.
Ливия
Вероятно, Россия активно включится в решение судьбы в Ливии, будучи окрыленной успехами в Сирии. Кроме того, для Путина было бы символическим успехом отыграть вред, нанесенный внешней политике России президентом Медведевым, сделавшим возможным коллапс Ливии как государства и геноцид ливийского народа. Для этого необходима общая стратегия будущего Ливии. Скорее всего на первый план выдвинется сын Каддафи Саиф аль-Ислам, вокруг которого Россия попытается построить альянс других сил, ищущих с ней контактов (прежде всего, генерал Хафтар). Не исключено, что Россия введет войска в Сирию по просьбе одной из политических сил, чтобы закрепить свое присутствие на Ближнем Востоке.
В этих условиях в Ливии разрабатывается третий вариант — возрождение монархии путем привлечения к управлению родственника бывшего короля Идриса I Сенусси (родом из Бенгази). Предварительные контакты с ним, при участии представителей Сарраджа и парламента, состоялись недавно в Каире. Таким образом, монархия отменяет выборы, устраняет претензии Хафтара и Сейфа на политическое лидерство. Инициатива сохраняется за парламентом и посредником генсека ООН Гассаном Саляме.
ИорданияКороль Иордании (как когда-то и его отец) находится в дружеских отношениях с Россией и понимает ее роль в ближневосточном урегулировании, решении палестинской проблемы. Можно предполагать, что наши отношения с иорданским руководством сохранятся.
Опасность, которая может преследовать Иорданию – реализация плана по решению палестинской проблемы, о которой в ходе предвыборной борьбы в США говорил Дональд Трамп. Он заявлял, что поддержит не только перенос американского посольства в Иерусалим, но и то, что Израиль имеет право на создание унитарного государства, границы которого проходят по реке Иордан. То есть, фактически он поставил крест в предвыборных обещаниях на всех решениях ООН и американо-российских договоренностях. Это может создать серьезную угрозу для Иордании: если израильтяне займутся созданием унитарного государства, все арабское население будет вытеснено.
Недавно проходила информация о том, что на иордано-саудовской границе происходит концентрация вооруженных формирований Саудовской Аравии.
Угроза для Иордании сохраняется, но не из-за ее внешней или внутренней политики, а от иных способов решения палестинской проблемы.
Египет
Ситуация в Ливии напрямую затрагивает Египет, которому суждено будет сыграть важную роль в упорядочивании ситуации и построения новой политической модели. Если Египет в 2018 году выйдет на первые роли, то именно в ситуации в Ливии, которая (как впрочем и Судан) традиционно являлась зоной египетской ответственности. Египет наряду с Турцией может претендовать на роль центра суннитского ислама в его суфийской версии, которая с необходимостью будет затребована после окончательного упразднения салафизма.
Израиль
Израиль в 2018 году будет переживать трудные времена. Это еще одна страна, которая была важнейшей частью проекта «Великого Ближнего Востока» и теоретически должна была бы пострадать после его краха. Но изобретательность израильской дипломатии и огромное влияние израильского лобби в США отчасти хэджируют геополитические риски. При этом следует помнить, что Израиль является эсхатологическим проектом, и как таковой ставит религиозные горизонты выше политического реализма. Это самое тонкое место в израильской политике, которая с каждым годом утрачивает свой мессианский накал. Но утрата живого ожидания Мошиаха неминуемо ведет к резкой деградации израильского общества: перепад от вдохновенного мессианизма к циничной реалистской прагматике грозит подорвать идеологические основы сионизма.
Поэтому израильтяне в духе генерала Одеда Йинона могут существовать, лишь проецируя кризис и хаос в соседние с ними арабские государства. Все эти меры мыслятся как временные накануне эсхатологического События. Чем больше оно откладывается, тем двусмысленнее выглядит такая политика. И если тайминг эсхатологии растянется на критический срок (а в 2018 году мы сможем заметить признаки этого), то нельзя исключить стремительного обрушения Израиля. И напротив, подъем мессианских чувств также чреват эскалацией конфликта – либо новой интифадой, либо столкновением с Хезболлой в Ливане, либо попыткой начать войну с Ираном.
Йемен
В 2018 в Йемене должен произойти перелом. Сегодня очевидно, что хуситы в этой гражданской войне проиграть не могут, а саудовцы не могут выиграть. Йеменцы — народ воинственный, с детства умеющий защищаться. Это общество, которое военным путем победить невозможно.
Поэтому вероятно следует ожидать раздела Йемена на шиитскую и суннитскую половины, причем даже суннитская половина будет ориентирована не на Эр-Рияд. Россия вместе с Тегераном и Турцией будут больше вовлечены в Йемен, чем в 2017 году, так как напряженность в Сирии спадет, а упадок Саудовской Аравии и ослабление позиций США в регионе будет открывать новые возможности.
Ливан
Ливан в 2018 году подойдет вплотную к началу войны с Израилем, но произойдет ли это или нет, наверняка сказать нельзя. Если в регионе и вспыхнет новый конфликт, то именно в Ливане. При этом Треугольник будет жизненно заинтересован в том, чтобы этого конфликта избежать, так как он даже теоретически не может принести позитивных результатов. Так как США выступят на стороне Израиля, то существенного вреда израильтянам нанести не удастся, но это и не является первоочередной задачей Треугольника (разве только Ирана). Но и добиться окончательной победы над Хезболлой также не возможно. Поэтому забота о мире в Ливане становится одной из важнейших задач России на Ближнем Востоке.
nk.org.ua
Ирак спустя 15 лет после вторжения США — Международная панорама
«Мы приходим в Ирак с великим уважением к его гражданам, их цивилизации и религиям, которые они практикуют. У нас нет другой цели, кроме как устранить угрозу и вернуть контроль над страной в руки собственного народа», — провозгласил президент Джордж Буш-младший 20 марта 2003 года. В этот день, ровно 15 лет назад, международная коалиция во главе с США начала военную операцию под кодовым названием «Иракская свобода». Несмотря на обещания американцев искоренить терроризм и построить «свободную нацию», сегодня это ближневосточное государство по-прежнему страдает от экстремизма и насилия, экономического отставания и слабости государственных институтов.
Крах государственности
Операция «Иракская свобода» началась под предлогом поиска в Ираке оружия массового поражения (ОМП) и привела к свержению режима Саддама Хусейна и Партии арабского социалистического возрождения («Баас»). Позднее инспекторы ООН и американские военные пришли к выводу, что на момент начала военной операции Багдад не располагал программами создания ОМП, а Хусейн не имел связей с «Аль-Каидой» (запрещена в РФ), в чем его обвиняли в США. Спустя 13 лет после начала операции «Иракская свобода» в Великобритании также признали, что режим Саддама Хусейна «не представлял неотвратимой угрозы» для планеты на момент начала иракской кампании. Однако на Западе по-прежнему с неохотой говорят о том, что именно американская интервенция привела к краху государственности Ирака.
Оккупационная администрация во главе с Полом Бремером сделала ставку на шиитские элиты, способствуя их продвижению на руководящие должности в Багдаде. Суннитское меньшинство, традиционно составлявшее основную часть политической верхушки страны (Саддам Хусейн также был суннитом), ушло в оппозицию и инициировало партизанскую войну.
Балканизация иракского народа стала благодатной почвой для экстремистов — в первую очередь для филиала «Аль-Каиды» в Ираке, объявившего в 2013 году об обособлении и именующегося теперь «Исламское государство» (обе организации запрещены в РФ). Поскольку ИГ принадлежало к суннитской ветви, организацию пополнили многие иракские сунниты, проживающие преимущественно на северо-востоке страны. В 2015 году, когда иракские правительственные силы начали широкомасштабную кампанию по освобождению захваченных районов, группировка контролировала более 90 тыс. кв. км в Ираке и соседней Сирии. Зачистить завоеванные города от игиловцев у Багдада получилось только к зиме 2017 года.
Общество и насилие
Военное вторжение, гражданская война и терроризм привели к гибели сотен тысяч граждан Ирака. По некоторым подсчетам, только военные действия c 2003 по 2011 год унесли жизни почти полумиллиона иракцев. В последние годы число жертв конфликта среди гражданского населения сокращается (6,9 тыс. погибших в 2016 году, 3,3 тыс. — в 2017 году), однако остаются другие проблемы с соблюдением прав человека: пытки, сексуальное насилие, ущемление прав заключенных, активистов, журналистов, женщин.
Как отмечает правоохранительная организация Human Rights Watch, в нарушении прав человека замешаны не только экстремисты, но и иракские силовики. На землях, освобожденных от игиловцев, фактически действует система коллективных наказаний в отношении семей, чьи члены могли воевать за исламистов.
Из-за конфликта миллионы людей покинули свои жилища, пополнив в том числе ряды беженцев, движущихся на запад. Лишь в начале 2018 года число вернувшихся домой превысило число вынужденных переселенцев: 3,2 млн против 2,6 млн.
Экономика
Ирак — третий в мире экспортер нефти, уступающий только Саудовской Аравии и России. Страна добывает 4,3 млн баррелей в день, из которых примерно 4 млн идут на экспорт. При нынешней стоимости барреля $66 страна должна ежедневно получать $264 млн. Американцы надеялись, что за счет нефтяной выручки Ирак сможет быстро восстановиться после войны и превратиться в богатое государство наподобие Кувейта или Саудовской Аравии. Но этого не произошло из-за политических и социальных потрясений.
Поскольку Багдад вынужден решать сиюминутные проблемы и бороться за выживание, ресурсов и времени на диверсификацию экономики не остается. По оценке ООН, 99% государственных доходов Ирака генерируется нефтяным сектором. Благодаря ему финансируется работа правительственных органов, оборонный сектор, инфраструктурные проекты и т.д. При этом в нефтяном секторе занят всего 1% населения страны. А с учетом коррупции блага от нефтяных доходов перепадают крайне узкой прослойке иракского населения.
Ситуацию усугубляет и тот факт, что больше половины ресурсов углеводородов Ирака находится на территории Иракского Курдистана — населенного курдами региона, где осенью 2017 года состоялся референдум о независимости. Голосование значительно обострило отношения Багдада и Курдистана, создав угрозу появления очередного очага нестабильности в стране.
Политика
Новая конституция 2005 года провозгласила Ирак демократической федеративной парламентской республикой, утвердила введение автономного управления на севере и юге страны, а также перераспределила власть в пользу шиитов и курдов. Но несмотря на реформы и попытки демократизации, государственный аппарат по сей день остается парализованным из-за коррупции (Ирак занимает 169-е из 180 мест в рейтинге Transparency International) и бюрократии (со времен Саддама Хусейна число госслужащих выросло с 1 млн до 7 млн человек).
Между тем жители Ирака и международные эксперты готовятся к выборам в Совет представителей (парламент) четвертого созыва, которые состоятся 12 мая 2018 года. Действующий премьер-министр Ирака Хейдар аль-Абади — победитель войны против ИГ — пытается заручиться поддержкой избирателей для переизбрания на второй срок. Его оппоненты — бывший премьер Нури аль-Малики и экс-министр транспорта, глава военизированной организации «Бадр» Хади аль-Амири, которые, как считается, пользуются поддержкой Ирана.
Подготовка к выборам проходит на фоне ожесточенных дебатов о необходимости отсрочки голосования в Совет представителей минимум на шесть месяцев, инициированных рядом суннитских и курдских партий. Первые настаивают на переносе из-за нерешенной проблемы с беженцами в освобожденных от террористов провинциях Анбар и Найнава. Курдские депутаты в свою очередь не видят смысла в выборах на фоне неурегулированного кризиса между центральными властями Ирака и курдской автономией, а также из-за нерешенного статуса спорных провинций, таких как Киркук.
От того, придут ли стороны к консенсусу и смогут ли они организовать проведение плебисцита, будет зависеть, в какую сторону в дальнейшем пойдет политический процесс в Ираке.
tass.ru
Население Ирака 2019 | Численность населения Ирака
Счетчик населения Ирака
41 517 286 | Численность населения |
20 835 373 | Численность мужского населения (50.2%) |
20 681 913 | Численность женского населения (49.8%) |
737 481 | Рождено в этом году |
4 001 | Рождено сегодня |
111 663 | Умерло в этом году |
606 | Умерло сегодня |
68 554 | Мигрировало в этом году |
372 | Мигрировало сегодня |
694 372 | Рост численности населения в этом году |
3 767 | Рост численности населения сегодня |
07-07-2019 23:28:53
Источник : Департамент по экономическим и социальным вопросам ООН: Отдел народонаселения .
Выберите странуАвстралияАвстрияАзербайджанАлбанияАлжирАмериканское СамоаАнгильяАнголаАндорраАнтигуа и БарбудаАргентинаАрменияАрубаАфганистанБагамские ОстроваБангладешБарбадосБахрейнБеларусьБелизБельгияБенинБермудские ОстроваБолгарияБоливияБосния и ГерцеговинаБотсванаБразилияБританские Виргинские ОстроваБрунейБуркина-ФасоБурундиБутанВануатуВеликобританияВенгрияВенесуэлаВиргинские Острова (США)Восточный ТиморВьетнамГабонГаитиГайанаГамбияГанаГваделупаГватемалаГвианаГвинеяГвинея-БисауГерманияГибралтарГондурасГонконгГренадаГренландияГрецияГрузияГуамДанияДжибутиДоминикаДоминиканская РеспубликаЕгипетЗамбияЗападная СахараЗимбабвеИзраильИндияИндонезияИорданияИракИранИрландияИсландияИспанияИталияЙеменКабо-ВердеКазахстанКаймановы ОстроваКамбоджаКамерунКанадаКатарКенияКипрКирибатиКитайКолумбияКоморские ОстроваКонго, Демократическая РеспубликаКосовоКоста-РикаКот-д’Ивуар (Берег слоновой кости)КубаКувейтКыргызстанКюрасаоЛаосЛатвияЛесотоЛиберияЛиванЛивияЛитваЛихтенштейнЛюксембургМаврикийМавританияМадагаскарМайоттаМакаоМакедонияМалавиМалайзияМалиМальдивыМальтаМароккоМартиникаМаршалловы ОстроваМексикаМикронезияМозамбикМолдоваМонакоМонголияМонтсерратМьянмаНамибияНауруНепалНигерНигерияНидерландыНикарагуаНовая ЗеландияНовая КаледонияНорвегияНормандские острова (Джерси и Гернси)Объединенные Арабские ЭмиратыОманОстров МэнОстров Святой ЕленыОстрова КукаОстрова Уоллис и ФутунаПакистанПалауПалестинаПанамаПапуа — Новая ГвинеяПарагвайПеруПольшаПортугалияПуэрто-РикоРеспублика КонгоРеюньонРоссияРуандаРумынияСальвадорСамоаСан-МариноСан-Томе и ПринсипиСаудовская АравияСвазилендСеверная КореяСеверные Марианские островаСейшельские островаСенегалСент-Винсент и ГренадиныСент-Киттс и НевисСент-ЛюсияСент-Пьер и МикелонСербияСингапурСинт-МартенСирияСловакияСловенияСоединенные Штаты Америки (США)Соломоновы ОстроваСомалиСуданСуринамСьерра-ЛеонеТаджикистанТаиландТайвань (Китайская Республика)ТанзанияТёркс и КайкосТогоТонгаТринидад и ТобагоТувалуТунисТуркменистанТурцияУгандаУзбекистанУкраинаУругвайФарерские ОстроваФиджиФилиппиныФинляндияФранцияФранцузская ПолинезияХорватияЦентральноафриканская РеспубликаЧадЧерногорияЧехияЧилиШвейцарияШвецияШри-ЛанкаЭквадорЭкваториальная ГвинеяЭритреяЭстонияЭфиопияЮжная КореяЮжно-Африканская РеспубликаЮжный СуданЯмайкаЯпония———————————————-Земля
Факты о населении Ирака
| Население на сегодняшний день |
| 41,513,519 |
| Рейтинг страны по населению |
| 36 (0.54% от населения Земли) |
| Площадь |
| 438,317 км2 |
| Плотность населения |
| 94.7 на км2 |
| Соотношение полов |
| 1.01 (20,835,373 мужчин на 20,681,913 женщин) |
| Средний возраст |
| 19.4 |
| Ожидаемая продолжительность жизни |
| 70.6 (69.2 — мужчины, 72.0 — женщины) |
| Грамотность населения |
| 79.7 % |
(Число людей рассчитано Countrymeters (countrymeters.info) на основе последних данных, опубликованных отделом народонаселения ООН)
Население Ирака в 2019 году
В 2019 году численность населения Ирака увеличится на 1 347 973 человека и в конце года будет составлять 42 170 887 человек. Естественный прирост населения будет положительным и составит 1 214 890 человек. За весь год родится примерно 1 431 660 детей и умрёт 216 770 человек. Если уровень внешней миграции останется на уровне прошлого года, то в следствии миграционных причин численность населения изменится на 133 083 человека. То есть, суммарное количество людей, въезжающих в страну с целью долгосрочного пребывания (иммигрантов) будет больше количества людей, покидающих страну (эмигрантов).
Динамика изменения численности населения Ирака в 2019 году
Ниже представлены коэффициенты изменения численности населения Ирака, рассчитанные нами для 2019 года:
- Рождаемость: в среднем 3 922 ребёнка в день (163.43 в час)
- Смертность: в среднем 594 человека в день (24.75 в час)
- Миграционный прирост населения: в среднем 365 человека в день (15.19 в час)
Население Ирака 2018
Согласно нашей оценке, на конец 2018 года, население Ирака составляло 40 822 914 человек. За 2018 год население Ирака увеличилось приблизительно на 1 304 885 человек. Учитывая, что население Ирака в начале года оценивалось в 39 518 029 человек, годовой прирост составил 3.30 %.Вот основные демографические показатели Ирака за 2018 год:
- Родившихся: 1 385 897 человек
- Умерших: 209 841 человек
- Естественный прирост населения: 1 176 057 человек
- Миграционный прирост населения: 128 829 человек
- Мужчин: 20 513 007 человек (по оценке на 31 декабря 2018 года)
- Женщин: 20 309 907 человек (по оценке на 31 декабря 2018 года)
Прирост населения 1952 — 2019
Плотность населения Ирака
Согласно данным Департамента Статистики Организации Объеденённых Наций, общая площадь Ирака составляет 438 317 квадратных километров.
Под общей площадью подразумевается площадь суши и площадь всех водных поверхностей государства в пределах международных границ. Плотность населения считается как отношение общей численности населения, проживающей на данной территории, к общей площади этой территории. Согласно нашим рассчётам на начало 2019 года население Ирака составляло приблизительно 40 822 914 человек.
Таким образом, плотность населения Ирака равна 93.1 человека на квадратный километр.
Религия в Ираке
| Религия | Количество последователей | Процент от общей численности населения |
|---|---|---|
| Ислам | 41 098 384 | 99.0 % |
| Христианство | 373 622 | 0.9 % |
| Нерелигиозные и атеисты | 41 514 | 0.1 % |
Источник: Pew Research Center. The Global Religious Landscape .
Количество последователей ( 07.07.2019 — Countrymeters.info ).
Распределение населения по возрастным группам
Согласно нашим расчётам, по состоянию на начало 2019 года, население Ирака имело следующее распределение по возрасту:
| — процент людей младше 15 лет | |
| — процент людей в возрасте от 15 до 65 лет | |
| — процент людей старше 64 лет |
В абсолютных цифрах:
- 15 525 771 человек младше 15 лет (мужчин: 7 899 642 / женщин: 7 625 720)
- 24 041 839 человек старше 14 и младше 65 лет (мужчин: 12 188 906 / женщин: 11 852 933)
- 1 255 713 человек старше 64 лет (мужчин: 585 401 / женщин: 670 312)
Мы подготовили упрощенную модель возрастно- половой пирамиды, в которой представлены только три возрастные группы, данные о которых были приведены выше:
| мужчины | женщины | |||
Примечание: Масштаб пирамиды отличается от абсолютных значений, приведённых выше, поскольку в каждой возрастной группе содержится разное количество лет.
Как мы видим, возрастная пирамида Ирака имеет прогрессивный или растущий тип. Такой тип пирамиды обычно имеют развивающие страны. Для демографии таких стран характерна относительно короткая ожидаемая продолжительность жизни, в результате высоких смертности и рождаемости. Высокие показатели смертности и рождаемости обусловленны, наряду с другими причинами, низким уровнем здравоохранения и образования.
Источник: Данные этой секции основаны на последних публикациях Департамента Статистики ООН в области демографической и социальной статистики .
Коэффициент демографической нагрузки
Коэффициент демографической нагрузки показывает нагрузку на общество и экономику со стороны населения, не относящегося к трудоспособному населению (зависимая часть населения). Под населением, не относящимся к трудоспособному населению понимают суммарное население младше 15 лет и население старше 64 лет. Возраст населения трудоспособного возраста (производительная часть населения), соответственно, между 15 и 65 годами.
Коэффициент демографической нагрузки напрямую отражает финансовые разходы на социальную политику в государстве. Например, при увеличении данного коэффициента, должны быть увеличены расходы на постройку образовательных учреждений, социальную защиту, здравоохранение, выплаты пенсий и т.д.
Общий коэффициент нагрузки
Общий коэффициент демографической нагрузки рассчитывается как отношение зависимой части населения к трудоспособной или производительной части населения.
Для Ирака Коэффициент общей демографической нагрузки равен 69.8 %.
Такое отношение означает, что Ирак испытывает относительно высокую социальную нагрузку для общества. Это означает, что каждый работающий человек в в Ираке должен обеспечить более чем в 1,5 раза большее количество товаров и услуг, чем было бы необходимо для него самого.
Коэффициент потенциального замещения
Коэффициент потенциального замещения (коэффициент детской нагрузки) рассчитывается как отношение численности населения ниже трудоспособного возраста к численности трудоспособного населения.
Коэффициент потенциального замещения для Ирака равен 64.6 %.
Коэффициент пенсионной нагрузки
Коэффициент пенсионной нагрузки рассчитывается как отношение численности населения выше трудоспособного возраста к численности трудоспособного населения.
Коэффициент пенсионной нагрузки в в Ираке составляет 5.2 %.
Источник: Данные этой секции основаны на последних публикациях Департамента Статистики ООН в области демографической и социальной статистики .
Ожидаемая продолжительность жизни
Ожидаемая продолжительность жизни это один из наиболее важных демографических показателей. Он показывает среднее количество лет предстоящей жизни человека. То есть количество лет, которое теоретически может прожить человек, при условии, что текущие показатели рождаемости и смертности будут оставаться неизменными на протяжении всей жизни человека. Как правило, под «ожидаемой продолжительностью жизни» понимают ожидаемую продолжительность жизни при рождении, то есть в возрасте 0 лет.
Средняя ожидаемая продолжительность жизни при рождении (для обоих полов) в Ираке составляет 70.6 лет (года).
Это ниже средней ожидаемой продолжительности жизни в мире, которая находится на уровне около 71 года
(по данным отдела народонаселения Департамента ООН по экономическим и социальным вопросам).
Средняя ожидаемая продолжительность жизни мужчин при рождении — 69.2 лет (года).
Средняя ожидаемая продолжительность жизни женщин при рождении — 72 лет (года).
Грамотность населения
По нашим подсчётам в Ираке около 20 174 971 человек старше 15 лет могут читать и писать на каком- либо языке. Это составляет 79.75% от общего числа взрослого населения. Под взрослым населением в данном случае подразумеваются все люди старше 15 лет. Соответственно, около 5 122 581 человек все ещё остаются безграмотными.
Уровень грамотности среди мужского взрослого населения составляет 85.66% (10 941 833 человека).
1 832 474 человека — безграмотны.
Уровень грамотности среди женского взрослого населения составляет 73.73% (9 233 138 человек).
3 290 107 человек — безграмотны.
Уровень грамотности среди молодёжи 82.42% и 80.61% для мужчин и женщин соответственно. Общий уровень грамотности среди молодёжи составляет 81.54%. Понятие молодёжи в данном случае покрывает население в возрасте от 15 до 24 лет включительно.
Источник: Данные для раздела «Грамотность населения Ирака» основаны на последних данных, опубликованных Институтом Статистики ЮНЕСКО (данные были взяты 13 марта 2016) .
История населения Ирака (1951 — 2019)
Данные показаны на 1 января соответствующего года.
История населения Ирака
| Год | Население | Прирост населения |
|---|---|---|
| 1951 | 5 810 349 | N/A % |
| 1952 | 5 983 260 | 2.98 % |
| 1953 | 6 140 571 | 2.63 % |
| 1954 | 6 288 283 | 2.41 % |
| 1955 | 6 431 545 | 2.28 % |
| 1956 | 6 574 648 | 2.23 % |
| 1957 | 6 721 020 | 2.23 % |
| 1958 | 6 873 280 | 2.27 % |
| 1959 | 7 033 335 | 2.33 % |
| 1960 | 7 202 634 | 2.41 % |
| 1961 | 7 382 557 | 2.50 % |
| 1962 | 7 574 787 | 2.60 % |
| 1963 | 7 781 567 | 2.73 % |
| 1964 | 8 005 557 | 2.88 % |
| 1965 | 8 248 996 | 3.04 % |
| 1966 | 8 513 479 | 3.21 % |
| 1967 | 8 799 283 | 3.36 % |
| 1968 | 9 104 042 | 3.46 % |
| 1969 | 9 423 131 | 3.50 % |
| 1970 | 9 751 779 | 3.49 % |
| 1971 | 10 086 943 | 3.44 % |
| 1972 | 10 427 875 | 3.38 % |
| 1973 | 10 775 508 | 3.33 % |
| 1974 | 11 131 737 | 3.31 % |
| 1975 | 11 498 445 | 3.29 % |
| 1976 | 11 876 390 | 3.29 % |
| 1977 | 12 264 596 | 3.27 % |
| 1978 | 12 660 112 | 3.22 % |
| 1979 | 13 058 568 | 3.15 % |
| 1980 | 13 455 634 | 3.04 % |
| 1981 | 13 849 816 | 2.93 % |
| 1982 | 14 241 967 | 2.83 % |
| 1983 | 14 631 269 | 2.73 % |
| 1984 | 15 014 811 | 2.62 % |
| 1985 | 15 390 571 | 2.50 % |
| 1986 | 15 757 130 | 2.38 % |
| 1987 | 16 115 792 | 2.28 % |
| 1988 | 16 475 714 | 2.23 % |
| 1989 | 16 852 938 | 2.29 % |
| 1990 | 17 263 311 | 2.44 % |
| 1991 | 17 715 682 | 2.62 % |
| 1992 | 18 210 715 | 2.79 % |
| 1993 | 18 745 244 | 2.94 % |
| 1994 | 19 314 431 | 3.04 % |
| 1995 | 19 912 327 | 3.10 % |
| 1996 | 20 536 584 | 3.14 % |
| 1997 | 21 187 382 | 3.17 % |
| 1998 | 21 860 096 | 3.18 % |
| 1999 | 22 544 718 | 3.13 % |
| 2000 | 23 231 676 | 3.05 % |
| 2001 | 23 916 773 | 2.95 % |
| 2002 | 24 601 294 | 2.86 % |
| 2003 | 25 287 110 | 2.79 % |
| 2004 | 25 975 478 | 2.72 % |
| 2005 | 26 669 121 | 2.67 % |
| 2006 | 27 367 348 | 2.62 % |
| 2007 | 28 070 261 | 2.57 % |
| 2008 | 28 793 433 | 2.58 % |
| 2009 | 29 566 981 | 2.69 % |
| 2010 | 30 419 395 | 2.88 % |
| 2011 | 31 367 957 | 3.12 % |
| 2012 | 32 412 690 | 3.33 % |
| 2013 | 33 532 494 | 3.45 % |
| 2014 | 34 690 330 | 3.45 % |
| 2015 | 35 848 344 | 3.34 % |
| 2016 | 37 032 056 | 3.30 % |
| 2017 | 38 254 854 | 3.30 % |
| 2018 | 39 518 029 | 3.30 % |
| 2019 | 40 822 914 | 3.30 % |
Все данные в этой таблице даны на 1 января соответствующего года.
Прогноз численности населения (2020-2100)
| Год | Население | Прирост населения |
|---|---|---|
| 2020 | 41 502 883 | N/A % |
| 2025 | 47 199 656 | 13.73 % |
| 2030 | 53 297 671 | 12.92 % |
| 2035 | 59 820 983 | 12.24 % |
| 2040 | 66 751 985 | 11.59 % |
| 2045 | 74 007 053 | 10.87 % |
| 2050 | 81 490 357 | 10.11 % |
| 2055 | 89 130 835 | 9.38 % |
| 2060 | 96 862 782 | 8.67 % |
| 2065 | 104 689 912 | 8.08 % |
| 2070 | 112 532 708 | 7.49 % |
| 2075 | 120 327 001 | 6.93 % |
| 2080 | 127 976 685 | 6.36 % |
| 2085 | 135 396 934 | 5.80 % |
| 2090 | 142 513 573 | 5.26 % |
| 2095 | 149 251 034 | 4.73 % |
| 2100 | 155 555 993 | 4.22 % |
Данные даны на 1 июля соответствующего года (средний вариант прогноза).
Источник : Департамент по экономическим и социальным вопросам ООН: Отдел народонаселения
countrymeters.info
Ирак выбрал национальное примирение – Газета Коммерсантъ № 81 (6319) от 15.05.2018
В Ираке вчера продолжался подсчет голосов, поданных в субботу на парламентских выборах — четвертых после свержения режима Саддама Хусейна в ходе операции США. Наибольшее количество голосов, по предварительной информации, получил оппозиционный блок «Ас-Сайрун» («Идущие вперед») во главе с шиитским богословом Муктадой ас-Садром. Успех господина ас-Садра, объединившего религиозные и светские партии в новую политическую силу, объясняется растущим в иракском обществе запросом на национальное примирение. Впрочем, сохранить единство страны будет непросто. По мнению опрошенных “Ъ” экспертов, эскалация конфликта вокруг Ирана грозит превратить соседний с ним Ирак в арену непримиримого противостояния между Тегераном и коалицией во главе с США.
Гонка с непредсказуемым финишем
Очередные парламентские выборы в Ираке, проходившие через 15 лет после завершения эпохи Саддама Хусейна, стали первым демократическим волеизъявлением в стране после официального провозглашения победы над контролировавшей значительную часть ее территории террористической группировкой «Исламское государство» (ИГ; запрещено в РФ). Предварительные итоги выборов опровергли первоначальные прогнозы, в которых фаворитом гонки назывался проправительственный блок «Коалиция Наср» («Коалиция победы») во главе с премьером Хайдером аль-Абади.
В течение всего вчерашнего дня картина электоральных предпочтений уточнялась. После первых сообщений о лидерстве блока премьера аль-Абади вперед вырвался оппозиционный блок «Ас-Сайрун» («Идущие вперед»), возглавляемый влиятельным шиитским богословом Муктадой ас-Садром. На второе место вышел еще один оппозиционный блок — «Аль-Фатх» («Победа») во главе с экс-министром транспорта Хади аль-Амири, объединяющий шиитские военизированные группировки. Претендовавший на победу блок премьера аль-Абади отошел на третье место.
Учитывая небольшой отрыв между тремя главными политическими силами, финишировавшими «ноздря в ноздрю», наиболее вероятным сценарием после выборов может стать формирование широкой коалиции и создание правительства национального единства. При этом решение вопроса о том, сможет ли Хайдер аль-Абади сохранить кресло премьера, будет зависеть от того, сумеет ли он договориться со своими главными конкурентами — Муктадой ас-Садром и Хади аль-Амири. Вчера господин аль-Абади заявил, что готов формировать правительство вместе с победив
www.kommersant.ru
Ирак между «победой» над ИГ и парламентскими выборами
12 мая в Ираке состоятся парламентские выборы. Событие примечательно уже потому, что это первые выборы с момента объявления о победе над террористической организацией «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ, запрещена в России). Их результаты предопределят вектор дальнейшего политического курса Ирака. Борьба против общего врага в лице ИГ сплотила ранее все политические силы страны, правительство мирилось с экономическими преференциями Курдского региона (особенно это касалось продажи нефти), на второй план отошла борьба с коррупцией, и на территории республики установился временный баланс сил.
Все это записал на свой политический счет действующий премьер-министр страны Хайдер аль-Абади, получив неожиданную популярность победителя ИГ и усмирителя Иракского Курдистана, с которым удалось справиться с помощью США и Ирана. Учитывая, что аль-Абади и назначался с целью переломить безрадостную ситуацию, сложившуюся при его предшественнике Нури аль-Малики, можно отметить, что со своей задачей он справился.
Однако, когда грозное ИГ оказалось побеждено, все дремавшие ранее проблемы и противоречия встают с новой силой. На данный момент за чертой бедности живет 28% иракцев. Согласно данным ООН, более 3 миллионов иракских детей вынужденно прервали свое образование, а коррупция в стране такова, что страны-доноры (государства Персидского залива и США) попросту отказываются выделять для нее средства, справедливо опасаясь, что их тут же разворуют.
Ирак — парламентская республика. Более того, система разделения властей в стране такова, что президент должен быть курдом, премьер-министр — шиитом, а главой парламента — суннит. При этом глава исполнительной власти — премьер-министр, и центральной фигурой в данной системе является именно он. Парламент избирается всенародно, а он, в свою очередь, выбирает президента, функции которого — в основном представительские. К примеру, президент официально уполномочивает премьер-министра сформировать кабинет министров.
Если ранее политическая система Ирака ориентировалась на уже давно сложившиеся лоббистские группировки — иранскую шиитскую, национальную шиитскую, проамериканскую светскую и просаудовскую суннитскую, то за последнее время можно наблюдать неожиданное изменение действий и риторики ряда иракских политиков. Это вызывает беспокойство у ведущих игроков иракского политического поля — далеких США и соседних Ирана и Саудовской Аравии.
Это неудивительно, ведь Исламская Республика Иран и США внесли огромный вклад в разгром террористов, а ИРИ оказала Багдаду не только дипломатическую, но и военную помощь в курдском конфликте. Саудовская Аравия, в свою очередь, последовательно поддерживает суннитское меньшинство страны. Примечательно, что особенно много ожидает от грядущих выборов именно иранская сторона, так как ей, несмотря на усилия американцев по созданию коалиции против ИГ, удавалось до сих пор последовательно вытеснять их из Ирака. Более того, совсем недавно вопрос о целесообразности дальнейшего пребывания американских войск в стране после победы над ИГ уже ставился проиранскими депутатами действующего парламента страны, и премьер-министр Хайдер аль-Абади отнесся к такого рода предложениям вполне лояльно.
Вместе с тем то, что происходит сейчас с шиитскими силами Ирака, не может устраивать Иран. Для усиления своих позиций Хайдер аль-Абади сформировал «Коалицию победы», блокировавшись с лидером шиитского движения «Бадр» Хади аль-Амери и другими радикально настроенными политическими фигурами, связанными с формированиями шиитского ополчения «Хашд аль-Шааби» и даже суннитскими группами. Уже вскоре блок развалился — причиной стало присоединение к нему другого влиятельного шиитского деятеля Амара аль-Хакима. Другой шиитский политик и религиозный деятель Муктада ас-Садр назвал данное объединение «отвратительным политическим соглашением». Ас-Садр, известный ранее как, пожалуй, самый проиранский деятель Ирака, в последнее время демонстрирует поворот в сторону общеарабской солидарности, что не может радовать Тегеран.
Бывший командующий Корпусом стражей Исламской революции (КСИР) Яхья Рахим Сафави в своем выступлении на 8-й конференции, посвященной «священной обороне» (ирано-иракской войне 1980−88 гг.) 13 января выразил обеспокоенность в связи с возможными результатами иракских выборов этого года, заявив, что «шиитский спад» в правительстве и парламенте создаст проблемы для Исламской Республики. Это неудивительно, учитывая, что когда-то лояльный ИРИ ас-Садр совершил визит во враждебную иранцам Саудовскую Аравию, а также призвал к разоружению «Хашд аль-Шааби», сформированного, обученного и вооруженного иранской стороной. Влияние этого демарша Муктады ас-Садра оказалось столь мощным, что сейчас к разоружению шиитского ополчения и включению его личного состава в структуру иракской армии призывает и премьер-министр аль-Абади.
В целом противостояние шиитов Ирака — тенденция давняя, учитывая, что часть из них ориентировалась на местную, Наджафскую богословскую школу, а другие — на Кумскую, иранскую. В начале 2000-х это выражалось в противостоянии того же ас-Садра с великим аятоллой Али Систани, духовным лидером иракских шиитов. Однако тогда Муктада ас-Садр как раз представлял проиранские силы и ратовал за превращение Ирака в Исламскую республику по примеру ИРИ. Сейчас ситуация в корне меняется — как по причине накопленного опыта и выросших политических амбиций ас-Садра, так и в виду некоторого военно-политического успокоения в стране.
Несомненно, важным игроком в грядущей борьбе за парламентские кресла станут курдские политические объединения. Это важный и мощный противник аль-Абади, учитывая, что лояльное последнему парламентское большинство буквально на днях пролонгировало проект урезания регионального бюджета Иракского Курдистана с 17 до 12,5% от общегосударственного. Последнее уже вызвало масштабные возмущения самых различных курдских сил.
Надо отметить, что до сих пор окончательно не решена проблема ИГ. Террористы по-прежнему контролируют небольшие территории страны и осуществляют периодические атаки. С начала года от них погибло до 900 человек — в основном гражданских. Причем, самым опасным местом в этом плане остается Багдад. Более того, терроризм пришел в ранее сравнительно безопасные регионы, такие как Киркук. Только за февраль правительственные силы там были атакованы 10 раз, а их потери составили 60 военнослужащих.
Еще один крайне неоднозначный инцидент произошел в конце января в провинции Анбар, где была расстреляна колонна правительственных чиновников и руководителей силовых ведомств Ирака. В результате погибло 7 человек, включая начальника полиции округа Аль-Багдади Саляма аль-Убейди. Ряд иракских СМИ заявили о том, что нападение боевиков ИГ началось с удара по колонне американского вертолета. Это стало очередным этапом дискредитации американской миссии в Ираке.
К слову, американцы, последовательно выдавливаемые с иракской территории иранцами и местными шиитскими силами, сейчас в большей степени ориентированы на военное сотрудничество с Багдадом. Здесь своим противником они видят российскую сторону, которая уже продала Ираку 73 танка Т-90С, ведет переговоры о поставках республике ЗРК С-400, а также готово к техническому обеспечению иракской танковой бригады. Вашингтон вначале просто угрожал Багдаду санкциями, а затем пошел другим путем, и стал чинить российским нефтяным компаниям препятствия на иракском рынке, в частности, в Курдистане.
Таким образом, победу на грядущих выборах одержат шиитские силы — они представляют большинство. Правительство страны возглавит вновь Хайдер аль-Абади — в условиях по факту не законченной войны успешного премьера менять просто нет смысла, а его политическая гибкость делает положение действующего главы правительства еще более прочным. Среди иракских политических сил будут иметь место попытки дистанцироваться от Ирана, однако вряд ли они станут успешными, учитывая невозможность иракских политиков без участия Тегерана навести порядок в стране, в ее армии и силовых структурах, а также популярность ИРИ среди иракской шиитской массы.
Соединенные Штаты, в свою очередь, отказываясь от финансирования Багдада и участия в его политических процессах, будут постепенно вытесняться из страны, оставшись только в ее внешней политике и сфере безопасности. В условиях интеграции Ирака, сохранения в его составе Курдистана, постепенного улучшения ситуации с безопасностью внутри страны, больше шансов на ведение бизнеса в нефтеносной республике, а также на выстраивание конструктивного взаимодействия с Багдадом в военной и политической сферах получает Россия. Это вполне созвучно стремлению Багдада проводить максимально многовекторную политику, не отказываясь, однако, от поддержки традиционных партнеров.
Антон Евстратов, специально для EADaily
eadaily.com
выборы, терроризм, нефть и проблемы с курдами
Американцы в Ираке остаются
В Республике Ирак 12 мая должны состояться выборы в высший законодательный орган страны. Событие важное, поскольку по итогам голосования будет определена фигура главы правительства. Ирак считается парламентской республикой, но власть сосредоточена в руках премьер-министра, он же по конституции — Верховный главнокомандующий вооружёнными силами. Наибольшие шансы у нынешнего премьера Хейдара аль-Абади, однако избирательная кампания будет непростой. При этом итог выборов не повлияет на позицию США: американцы в Ираке останутся. Останутся после выборов и проблема терроризма, и проблема отношений с курдами. Иракская нефть тоже останется.
Дата проведения выборов была утверждена парламентом вопреки протестам депутатов-суннитов, которые выступали за перенос выборов в связи с тем, что большинство суннитов лишено возможности вернуться в свои дома и не сможет проголосовать.
Дочь Саддама Хусейна — в списке самых разыскиваемых
Хейдар аль-Абади в минувшем году набрал немало очков, провозгласив «окончательный разгром ИГ в Ираке» и объявив себя главным организатором и вдохновителем исторической победы. Кроме того, опираясь на поддержку Турции и Ирана, он решительно вернул строптивых курдов «в правовое поле Ирака» с использованием армии и формирований «народного ополчения». Однако эйфория от действительных и мнимых успехов быстро прошла, и на первое место вышли нерешённые проблемы.

Премьер-министр Ирака Хейдар аль-Абади
В январе премьер аль-Абади объявил о создании блока «Коалиция победы», где главным его партнёром стал лидер радикальной шиитской группировки «Бадр» Хади аль-Амери и некоторые другие одиозные личности проиранского «народного ополчения». Влиятельный клерик Муктада ас-Садр назвал этот альянс «отвратительным политическим соглашением». Впрочем, коалиция начала разваливаться уже через несколько дней: Хади аль-Амери вышел из договорённостей в знак протеста против того, что к блоку примкнул влиятельный шиитский религиозный деятель Аммар аль-Хаким. Кроме того, из коалиции вышли несколько мелких шиитских группировок и суннитская фракция.
Видимо, затея с созданием коалиции должна была создать видимость конкурентной борьбы, где спарринг-партнёром нынешнего премьера должен был выступить его предшественник на этом посту Нури аль-Малики. Вообще, эти две фигуры являются давними соратниками и однопартийцами («Исламский призыв»), а на трёх предшествующих парламентских выборах баллотировались тандемом. Х. аль-Абади отвёл угрозу уголовного преследования от Нури аль-Малики, который был признан ответственным за сдачу Мосула и тяжёлые поражения 2014 года. Виновными назначили совсем других людей. Бывший в 2014 году губернатором провинции Нейнава (Мосул - её административный центр) Асиль ан-Нуджейфи приговорён к трем годам заключения с конфискацией имущества. Примечательно, что осуждённый является братом самого высокопоставленного суннита в Ираке — вице-президента и бывшего спикера парламента Усамы ан-Нуджейфи. 4 февраля был обнародован официальный список 60 самых разыскиваемых лиц, в котором значится дочь Саддама Хусейна (проживает в Иордании), но отсутствует лидер ИГ Абу Бакр аль-Багдади. В довершение власти в Багдаде приняли решение «изъять имущество Саддама Хусейна, а также его соратников и родственников», всего в список подлежащих конфискации включены 4257 человек.

Дочь Саддама Хусейна
США в Ираке: Белый дом усиливает противодействие России
Возможно, федеральные власти решили таким образом поправить финансово-экономическое положение страны. По официальным данным, уровень бедности затрагивает более 28% населения; в специальном докладе ООН отмечается, что каждый четвертый ребёнок живет в нищете, а 3 млн. детей прервали своё образование. Война действительно нанесла огромный ущерб, и в феврале в Кувейте прошла конференция стран-доноров для обсуждения возможностей оказания помощи Ираку. Иракское правительство запросило 88,2 млрд. долл., но в итоге было обещано выделить лишь 30 млрд. в форме кредитов и инвестиций. При этом США отказались делать дополнительные взносы. Глава МИД Ирака Ибрагим аль-Джафари не сдержал раздражения и отметил, что выделенные средства не соответствуют потребностям его страны. На это последовала острая реакция — член парламента Кувейта Сафа аль-Хашем заявил, что не следует дарить миллиарды долларов коррумпированному правительству Ирака. Тезис о коррупции нашёл поддержку и в комитете по финансам парламента Ирака — в его заявлении говорится, что «по меньшей мере 450 млрд. долл. США пропали без вести в иракском казначействе с 2003 года из-за продолжающейся коррупции в правительственных учреждениях».
Отказ США оказать донорскую помощь Ираку не означает, что Вашингтон готов выпустить эту страну из сферы своего влияния. Напротив, американцы крайне озабочены нарастающим иранским влиянием в Ираке и заинтересованы в дальнейшем разыгрывании курдской карты в их обострившемся конфликте с Турцией. Наконец, Белый дом усиливает противодействие попыткам России закрепиться на иракском рынке. Так, американцы выразили недовольство тем, что Ирак закупил в России 73 танка Т-90С и предупредили о возможных санкциях. К слову, в конце 2017 года из Ирака были отозваны все американские специалисты компании General Dynamics, которые занимались техническим обслуживанием и ремонтом танков «Абрамс» М1А1М — сегодня эти машины составляют около трети танкового парка иракской армии. Запад также использует разные средства давления на Багдад для создания проблем российским компаниям в Ираке (в первую очередь в Курдистане).

Ирак закупил в России 73 танка Т-90С
По словам премьера аль-Абади, вывод американских войск в 2011 году был исторической ошибкой, и Ирак по-прежнему нуждается в поддержке США. Впрочем, американцы в Ираке остаются: Запад закрепляет своё присутствие. В феврале генсек Йенс Столтенберг заявил: «Мы только что договорились начать планирование миссии НАТО в Ираке. Мы собираемся помогать им развивать военное образование, готовить инструкторов и специалистов для колледжей и академий». Спустя две недели Германия объявила о том, что в Ирак будут направлены дополнительные военные инструкторы для проведения «специализированных курсов боевой подготовки» в интересах повышения боеспособности Вооружённых сил и сил безопасности Ирака.
Багдад и Киркук: вооружённое насилие
Между тем центральному правительству с трудом удаётся сдерживать шиитские группировки, за большинством из которых стоит Иран. С начала года парламент по инициативе шиитского большинства уже дважды призывал правительство установить сроки вывода из страны возглавляемых Соединёнными Штатами сил коалиции на том основании, что война с ИГ завершена. При этом лидеры ряда формирований «народного ополчения» пригрозили, что, если американские войска не покинут Ирак, они станут объектами атак и будут изгнаны силой. Парадоксально, но некоторые лидеры суннитских племён в провинциях Анбар и Нейнава назвали американские войска меньшим злом по сравнению с шиитскими ополченцами, которые творят бесчинства в освобождённых районах. Вашингтон настаивает на разоружении ополчения, но у Ирана иная точка зрения.
Обстановка в сфере безопасности напряжённая, остаются серьёзные препятствия для нормального функционирования государственных структур и повседневной жизни граждан. С начала 2018 года в результате террористических актов и вооружённого насилия погибли 884 гражданских лица. Наиболее опасным местом остаётся Багдад, где терроризм проявляет себя регулярно. Так, 15 января в результате атаки двух смертников 38 человек были убиты и 105 ранены. Настораживает, что волна насилия охватила прежде относительно безопасные районы, в частности в провинции Киркук. К примеру, в феврале там произошло более 10 атак на федеральные силы, в результате которых погибли более 60 бойцов. 24 февраля вооружённому нападению подверглось нефтяное месторождение «Хабаза» — два сотрудника охраны были убиты, несколько человек получили ранения.
Проблемы с курдами
Отношения Багдада с Эрбилем — ещё один тугой узел проблем. Федеральный центр занял жёсткую позицию, по многим вопросам игнорируя мнение курдов и их протесты. 3 марта парламент Ирака принял закон о бюджете на 2018 год (депутаты от курдской автономии заседание бойкотировали), согласно которому регион Курдистан получит 12,67% из общего бюджета страны. Ранее эта доля была законодательно определена в размере 17%, но с 2014 г. Багдад её не соблюдал. Примечательно, что это крайне болезненное для курдов решение парламент принял, невзирая на требования и условия МВФ.

Федеральные власти активно используют метод кнута и пряника. Так, с января отключена паспортно-визовая система Иракского Курдистана со ссылкой на «технический сбой». До сих пор не выплачены зарплаты работникам бюджетной сферы автономии, заблокировано международное воздушное сообщение, Багдад берёт под свой контроль погранпереходы на внешних границах региона. В конце февраля правительство Ирака продлило запрет на международные рейсы в аэропорты региона Курдистан до 31 мая, но спустя неделю премьер аль-Абади пообещал, что зарплаты будут перечислены, а аэропорты открыты для внешнего мира до 21 марта.
Одной из ключевых проблем взаимоотношений между центральными властями и автономией остаётся нефтегазовая сфера. Багдад против самостоятельного экспорта нефти и газа Курдистаном, а спорные месторождения в провинции Киркук были взяты под контроль силой. Все договорённости и контракты, заключённые напрямую с региональным правительством, в Багдаде назвали незаконными. За словами последовали дела: в декабре 2017 г. Министерство нефти Ирака объявило тендер на строительство нового участка магистрального нефтепровода из провинции Киркук в турецкий порт Джейхан. Планируется строительство за счёт компании-инвестора (с последующим возмещением расходов) трубопровода протяжённостью 350 км с пропускной способностью 1 млн барр/сутки.
14 января министр нефтяной промышленности Ирака Джаббар аль-Луэйби объявил, что Ирак начнёт экспортировать нефть с месторождений Киркука в Иран — соответствующее соглашение было подписано 10 декабря прошлого года. Объём соглашения невелик — 60 тыс. барр/сутки, но Тегеран намерен построить трубопровод, который в перспективе должен стать альтернативой существующему экспортному маршруту из Киркука в Турцию. 18 января иракские власти в лице государственной North Oil Co. подписали соглашение о повышении добычи на месторождениях Киркука с компанией British Petroleum (BP).
Ирак и нефть
А что Россия? 5 декабря Багдад посетил российский министр энергетики А. Новак и встретился с премьером Х. аль-Абади в попытке сдвинуть с мёртвой точки решение проблем российских компаний в Ираке — «Газпрома», «Роснефти», «Лукойла» и других. Судя по информации, поступившей впоследствии, это удалось ему не в полной мере. 27 февраля в Москве прошло очередное заседание межправительственной российско-иракской комиссии по сотрудничеству. Иракцы просили ускорить восстановление и реконструкцию объектов энергоснабжения, российская сторона предлагала приобрести пассажирские лайнеры «Сухой Суперджет» и различную технику, включая погрузчики и машины для ямочного ремонта дорог. В итоге договорились продолжить консультации.

6 марта в Багдаде побывал глава компании «Лукойл» В. Алекперов, чтобы обсудить перспективы работы на двух проектах — «Западная Курна — 2» и «Блок-10». По некоторым данным, он пытался убедить иракскую сторону снизить полку добычи и полностью возместить расходы, поскольку все предыдущие переговоры на эту тему с министром нефти Ирака не привели к успеху. Исходя из того, что позиция министра нефти не могла не быть одобрена главой правительства, возникает вопрос, с кем консультировался сам премьер, заняв бескомпромиссную позицию. Если учесть, что Ирак осенью 2017 года опередил Саудовскую Аравию по объёму экспорта нефти в США, превысил квоту ОПЕК и осуществлял поставки по ценам ниже мировых, несложно вычислить, в чьих интересах, за чей счёт и против кого направлена такая политика.
Посол Ирака в Москве Хейдар Мансур недавно сообщил, что «премьер-министр Хейдар Джавад аль-Абади согласился принять Игоря Сечина в Багдаде. Дата встречи пока не согласована». Такая формулировка говорит о многом, в частности о том, что в Багдаде не забыли высказывание главы «Роснефти» И. Сечина, сделанное им уже после событий октября 2017 года: «Правительство Ирака и курды должны сами решать свои проблемы, а дело «Роснефти» — добывать нефть». Реакция последовала незамедлительно — партнёр «Роснефти» от курдской автономии (частная компания KAR Group) была лишена права работать на месторождениях Авана и Бай Хасан в провинции Киркук. Глава МИД Ибрагим аль-Джаафари заявил, что все переговоры о сотрудничестве должны вестись исключительно через Багдад. «Конституция Ирака действует на всей территории республики. Она никак не отличается в разных регионах. Багдад — столица государства, поэтому все регионы должны координировать свои действия с Багдадом», — подчеркнул министр.
В феврале Багдад посетил вице-президент «Роснефти» Дидье Касимиро. В пресс-релизе Министерства нефти Ирака по этому поводу было сказано, что если эта российская компания намерена получить доступ к месторождениям в районе Киркука, ей необходимо достигнуть соглашения с британской BP и в дальнейшем координировать свои действия с ней.
Источник
ruskline.ru
| Код ТН ВЭД |
Наименование товарной группы | Экспорт в 2018 г., долл. США |
Доля в общем экс- порте, % |
Экспорт в 2017 г., долл. США |
Изменения в 2018 г. относительно 2017 г., % |
|---|---|---|---|---|---|
| 02 | Мясо и пищевые мясные субпродукты | 45 103 | 0,01 | 0 | ∞ |
| 04 | Молочная продукция; яйца птиц; мед натуральный; пищевые продукты животного происхождения, в другом месте не поименованные или не включенные | 3 995 | 0,00 | 0 | ∞ |
| 07 | Овощи и некоторые съедобные корнеплоды и клубнеплоды | 695 392 | 0,09 | 3 429 411 | -79,72 |
| 09 | Кофе, чай, мате, или парагвайский чай, и пряности | 9 042 | 0,00 | 22 946 | -60,59 |
| 10 | Злаки | 8 192 105 | 1,07 | 757 064 | 982,09 |
| 11 | Продукция мукомольно-крупяной промышленности; солод; крахмалы; инулин; пшеничная клейковина | 355 989 | 0,05 | 0 | ∞ |
| 15 | Жиры и масла животного или растительного происхождения и продукты их расщепления; готовые пищевые жиры; воски животного или растительного происхождения | 25 924 475 | 3,39 | 77 339 139 | -66,48 |
| 17 | Сахар и кондитерские изделия из сахара | 81 311 | 0,01 | 0 | ∞ |
| 18 | Какао и продукты из него | 8 054 998 | 1,05 | 5 303 907 | 51,87 |
| 19 | Готовые продукты из зерна злаков, муки, крахмала или молока; мучные кондитерские изделия | 1 590 076 | 0,21 | 937 044 | 69,69 |
| 21 | Разные пищевые продукты | 5 179 432 | 0,68 | 111 856 | 4 530,45 |
| 22 | Алкогольные и безалкогольные напитки и уксус | 469 482 | 0,06 | 274 133 | 71,26 |
| 23 | Остатки и отходы пищевой промышленности; готовые корма для животных | 9 999 | 0,00 | 0 | ∞ |
| 24 | Табак и промышленные заменители табака | 15 944 993 | 2,08 | 15 702 623 | 1,54 |
| 25 | Соль; сера; земли и камень; штукатурные материалы, известь и цемент | 0 | 0,00 | 16 610 | -100,00 |
| 27 | Топливо минеральное, нефть и продукты их перегонки; битуминозные вещества; воски минеральные | 9 309 337 | 1,22 | 8 644 621 | 7,69 |
| 28 | Продукты неорганической химии; соединения неорганические или органические драгоценных металлов, редкоземельных металлов, радиоактивных элементов или изотопов | 15 315 | 0,00 | 16 995 | -9,89 |
| 29 | Органические химические соединения | 55 313 | 0,01 | 49 075 | 12,71 |
| 30 | Фармацевтическая продукция | 3 504 847 | 0,46 | 3 843 055 | -8,80 |
| 31 | Удобрения | 474 403 | 0,06 | 123 882 | 282,95 |
| 32 | Экстракты дубильные или красильные; таннины и их производные; красители, пигменты и прочие красящие вещества; краски и лаки; шпатлевки и прочие мастики; полиграфическая краска, чернила, тушь | 142 739 | 0,02 | 340 235 | -58,05 |
| 33 | Эфирные масла и резиноиды; парфюмерные, косметические или туалетные средства | 397 068 | 0,05 | 184 742 | 114,93 |
| 34 | Мыло, поверхностно-активные органические вещества, моющие средства, смазочные материалы, искусственные и готовые воски, составы для чистки или полировки, свечи и аналогичные изделия, пасты для лепки, пластилин, «зубоврачебный воск» и зубоврачебные составы на основе гипса | 2 689 | 0,00 | 30 425 | -91,16 |
| 35 | Белковые вещества; модифицированные крахмалы; клеи; ферменты | 543 937 | 0,07 | 3 845 | 14 046,61 |
| 38 | Прочие химические продукты | 549 572 | 0,07 | 427 511 | 28,55 |
| 39 | Пластмассы и изделия из них | 147 859 | 0,02 | 462 095 | -68,00 |
| 40 | Каучук, резина и изделия из них | 33 103 | 0,00 | 211 992 | -84,38 |
| 44 | Древесина и изделия из нее; древесный уголь | 35 543 990 | 4,64 | 29 573 030 | 20,19 |
| 48 | Бумага и картон; изделия из бумажной массы, бумаги или картона | 1 190 984 | 0,16 | 324 238 | 267,32 |
| 49 | Печатные книги, газеты, репродукции и другие изделия полиграфической промышленности; рукописи, машинописные тексты и планы | 134 149 | 0,02 | 1 700 856 | -92,11 |
| 57 | Ковры и прочие текстильные напольные покрытия | 1 069 | 0,00 | 0 | ∞ |
| 59 | Текстильные материалы, пропитанные, с покрытием или дублированные; текстильные изделия технического назначения | 43 478 | 0,01 | 770 | 5 546,49 |
| 61 | Предметы одежды и принадлежности к одежде, трикотажные машинного или ручного вязания | 6 734 | 0,00 | 0 | ∞ |
| 63 | Прочие готовые текстильные изделия; наборы; одежда и текстильные изделия, бывшие в употреблении; тряпье | 2 095 | 0,00 | 6 547 | -68,00 |
| 64 | Обувь, гетры и аналогичные изделия; их детали | 17 243 | 0,00 | 5 968 | 188,92 |
| 65 | Головные уборы и их части | 317 | 0,00 | 0 | ∞ |
| 68 | Изделия из камня, гипса, цемента, асбеста, слюды или аналогичных материалов | 37 030 | 0,00 | 2 452 | 1 410,20 |
| 69 | Керамические изделия | 44 388 | 0,01 | 12 962 | 242,45 |
| 70 | Стекло и изделия из него | 499 360 | 0,07 | 91 178 | 447,68 |
| 72 | Черные металлы | 24 073 541 | 3,14 | 36 756 347 | -34,51 |
| 73 | Изделия из черных металлов | 483 753 | 0,06 | 5 623 749 | -91,40 |
| 74 | Медь и изделия из нее | 3 934 | 0,00 | 480 | 719,58 |
| 75 | Никель и изделия из него | 5 351 | 0,00 | 39 | 13 620,51 |
| 76 | Алюминий и изделия из него | 3 849 | 0,00 | 13 746 | -72,00 |
| 78 | Свинец и изделия из него | 0 | 0,00 | 2 | -100,00 |
| 81 | Прочие недрагоценные металлы; металлокерамика; изделия из них | 2 272 | 0,00 | 0 | ∞ |
| 82 | Инструменты, приспособления, ножевые изделия, ложки и вилки из недрагоценных металлов; их части из недрагоценных металлов | 28 952 | 0,00 | 29 938 | -3,29 |
| 83 | Прочие изделия из недрагоценных металлов | 43 809 | 0,01 | 60 192 | -27,22 |
| 84 | Реакторы ядерные, котлы, оборудование и механические устройства; их части | 4 128 362 | 0,54 | 12 460 591 | -66,87 |
| 85 | Электрические машины и оборудование, их части; звукозаписывающая и звуковоспроизводящая аппаратура, аппаратура для записи и воспроизведения телевизионного изображения и звука, их части и принадлежности | 4 511 038 | 0,59 | 8 904 910 | -49,34 |
| 87 | Средства наземного транспорта, кроме железнодорожного или трамвайного подвижного состава, и их части и принадлежности | 512 675 544 | 66,98 | 320 710 390 | 59,86 |
| 89 | Суда, лодки и плавучие конструкции | 0 | 0,00 | 20 270 | -100,00 |
| 90 | Инструменты и аппараты оптические, фотографические, кинематографические, измерительные, контрольные, прецизионные, медицинские или хирургические; их части и принадлежности | 5 489 431 | 0,72 | 20 834 303 | -73,65 |
| 94 | Мебель; постельные принадлежности, матрацы, основы матрацные, диванные подушки и аналогичные набивные принадлежности мебели; лампы и осветительное оборудование, в другом месте не поименованные или не включенные; световые вывески, световые таблички с именем или названием, или адресом и аналогичные изделия; сборные строительные конструкции | 86 062 | 0,01 | 200 382 | -57,05 |
| 95 | Игрушки, игры и спортивный инвентарь; их части и принадлежности | 45 566 | 0,01 | 20 800 | 119,07 |
| 96 | Разные готовые изделия | 55 553 | 0,01 | 75 678 | -26,59 |
| SS | Секретный код | 94 577 963 | 12,36 | 846 947 487 | -88,83 |
| Код ТН ВЭД |
Наименование товарной группы | Импорт в 2018 г., долл. США |
Доля в общем им- порте, % |
Импорт в 2017 г., долл. США |
Изменения в 2018 г. относительно 2017 г., % |
| 08 | Съедобные фрукты и орехи; кожура цитрусовых плодов или корки дынь | 0 | 0,00 | 6 113 | -100,00 |
| 25 | Соль; сера; земли и камень; штукатурные материалы, известь и цемент | 17 436 | 23,64 | 28 012 | -37,76 |
| 27 | Топливо минеральное, нефть и продукты их перегонки; битуминозные вещества; воски минеральные | 3 675 | 4,98 | 0 | ∞ |
| 39 | Пластмассы и изделия из них | 42 | 0,06 | 282 | -85,11 |
| 72 | Черные металлы | 940 | 1,27 | 0 | ∞ |
| 73 | Изделия из черных металлов | 0 | 0,00 | 5 192 | -100,00 |
| 82 | Инструменты, приспособления, ножевые изделия, ложки и вилки из недрагоценных металлов; их части из недрагоценных металлов | 22 428 | 30,41 | 0 | ∞ |
| 85 | Электрические машины и оборудование, их части; звукозаписывающая и звуковоспроизводящая аппаратура, аппаратура для записи и воспроизведения телевизионного изображения и звука, их части и принадлежности | 8 645 | 11,72 | 0 | ∞ |
| 90 | Инструменты и аппараты оптические, фотографические, кинематографические, измерительные, контрольные, прецизионные, медицинские или хирургические; их части и принадлежности | 20 595 | 27,92 | 0 | ∞ |
russian-trade.com
