Китайско-индийский конфликт: picturehistory — LiveJournal


Основная проблема территориального разграничения между двумя странами связана с тем, что линия индийско-китайской границы проходит по линии высочайших горных хребтов Земли – Гималаев и Каракорума.

Демаркация границы в этом сильно пересеченном высокогорном регионе – дело технически крайне сложное. Кроме того, нерешенности пограничного вопроса в отношениях Китая и Индии способствовал ряд причин политического характера, главными из которых являются следующие:

Длительная пассивность в данной сфере британских колониальных властей Индии и руководства Китая.

Наличие в гималайском регионе ряда формально независимых государств — королевства Непал и Бутан, княжество Сикким, до 1950 г. – Тибет, длительное время составлявших своеобразный буфер, разделяющий территории Китая и Индии.

«В ходе многолетней полемики между Индией и Китаем по пограничной проблеме каждая из сторон использует свою систему аргументации и интерпретирует одни и те же исторические факты и документы в приемлемой для себя форме, в результате чего их трактовка подчас носит диаметрально противоположный характер». Если китайская сторона в свое время утверждала, что «исторически законного определения пограничной линии никогда не производилось», то индийская, в свою очередь, указывала, что «вся линия границы определена либо договорами и соглашениями, либо традицией, хотя на местности не всегда демаркирована».

Границу между Индией и Китаем, имеющую протяженность около 3,5 тыс.км, можно условно разделить на три участка.

Западный участок — протяженностью ок.1600 км. – граница индийского штата Джамму и Кашмир с Синьцзяном и Тибетом, которая начинается от перевала Каракорум на самом севере Кашмира и проходит до границы с Тибетом в районе Спити. Ситуация на этом участке границы осложняется тем, то приблизительно одна пятая ее часть – это граница Китая с частью территории Кашмира, находящейся под военным контролем Пакистана…Поэтому процесс пограничного урегулирования на этом участке затрагивает пакистано-китайские отношения, что может лишь осложнить путь к достижению договоренностей…Ввиду малонаселенности и труднодоступности с индийской стороны этот район для Индии хозяйственной ценности не имеет, вопрос же его принадлежности – дело ее престижа, национального суверенитета, восстановления «чести нации». Для Китая реальная ценность этой территории состоит в том, что по ней проходит участок (ок.100 км) построенной в середине пятидесятых годов стратегической Синьцзян-Тибетской дороги…». В целом на данном участке Китаем оспаривается принадлежность территории площадью ок.33 тыс кв.км.

По мнению индийской стороны, линия индо-китайской границы на западном участке определена тибето-ладакхским договором 1684 г., договором между правителем Джамму Гулаб Сингхом и представителями цинского Китая от сентября 1842 г., договором между Гулаб Сингхом и британскими колониальными властями Индии от 16 марта 1846 г. и тибето-ладакхским договором 1852 г. В 1890х гг. правительство цинского Китая оспорило существующее разграничение перед британской администрацией Индии и предъявило претензии на районы перевала Каракорум и Аксай Чин. Англичане, не желая обострять отношения с Китаем в условиях борьбы с Россией за влияние в Центральной Азии, предложили компромисс в виде раздела спорного района «по линии водораздела между бассейнами рек Инд и Тарим». При этом территория к северу от этой линии, считалась китайской, а южная часть района отходила к Британской Империи. Предложенная линия разграничения получила название линии Маккартни – Макдональда (в честь британских дипломатов – консула в Кашгаре Дж.Маккартни и посла в Пекине К.Макдональда). «Ни китайские власти, ни местные правители Синьцзяна не высказали возражений по поводу предложения англичан, хотя в последующем в период обострения индийско-китайского конфликта китайская сторона утверждала обратное».

Центральный участок – «граница индийских штатов Химачал Прадеш и Уттар Прадеш с Тибетом, проходящая вдоль Гималайского хребта от реки Сатледж до границы с Непалом. Его протяженность – около 640 км. С точки зрения Индии, вопрос о пограничной линии на этом участке был решен в результате подписания в 1954 г. Соглашения о торговле и связях между Индией и Тибетским районом Китая, где были обозначены 6 перевалов-переходов: Шипки, Манна, Нити, Кунгри Бингри, Дарма и Липу Лек, через которые могли передвигаться торговцы и паломники из одной страны в другую, что и давало основания считать их пограничными, а границу – установленной». На данном участке Китай оспаривает принадлежность Индии ок.2 тыс.кв.км территории. «Китайская сторона в качестве аргумента в пользу своей версии по центральному участку границы утверждает, что эти районы традиционно находились под управлением местных властей Тибета, и население спорных районов почти полностью состоит из тибетцев».

Восточный участок индийско-китайской границы проходит вдоль т.н. линии Макмагона «от стыка границ КНР, Индии и Бирмы до стыка границ КНР, Индии и Непала. Эта пограничная линия получила название по имени британского представителя на трехсторонней англо-тибето-китайской конференции в Симле в 1913-1914 гг [сэр Генри Макмагон – прим.составителя]. Китайская сторона считает Симлскую конференцию незаконной и ставит вопрос о совершенно иной пограничной линии, проходящей у подножья Гималаев южнее линии Макмагона примерно на 100 км, претендуя на территорию около 90 тыс.кв.км, расположенную между двумя этими линиями. Кроме того, Китай заявляет, что на некоторых участках Индия установила пограничные посты даже севернее линии Макмагона.

Провозглашение независимости Индии (1947 г.) и образование Китайской Народной Республики (1949 г.) положили начало активной и независимой внешней политике этих государств. В новых исторических условиях пограничный вопрос не мог оставаться вне поля зрения руководящих сил обеих стран. Катализатором обострения индийско-китайского пограничного спора стали их действия, направленные на укрепление своих позиций в Гималая. «Правительство Индии в 1949-1950 гг. приступило к осуществлению мер, направленных на закрепление в договорном порядке тех отношений с гималайскими районами, которые сложились еще в колониальный период. Так, 9 августа 1949 г. в Дарджилинге был подписан договор между Индией и Бутаном, в соответствии с которым бутанское правительство соглашалось «следовать» советам Индии в вопросах внешних сношений», сохраняя автономию во внутренних делах; Индия принимала на себя обязательство оказывать Бутану значительную экономическую помощь. 5 декабря 1950 г.в Гангтоке Индия и Сикким подписали договор, согласно которому Сикким провозглашался «протекторатом» Индии, пользующимся «автономией во внутренних делах»…Непал практически никогда не входил в состав британской колониальной империи, а как бы находился под ее «тенью». Подписанный 31 июля 1950 г. индийско-непальский договор признавал суверенитет, территориальную целостность и независимость Непала. Договор предусматривал, что оба правительства будут «информировать» друг друга о каких-либо разногласиях и недопонимании, которые могут возникнуть у каждого из них с их соседями. В тот же день состоялся взаимный обмен письмами, в которых указывалось, что каждое государство не допустит угрозы безопасности другому со стороны агрессора , а в случае возникновения подобной угрозы будет принимать эффективные контрмеры».

Правительство КНР, в свою очередь, «принимало меры как военного, так и политического характера: в 1950 г. на территорию Тибета были введены подразделения Народно-освободительной армии Китая, а 23 мая 1951 г. в Пекине было подписано «Соглашение между Центральным народным правительством Китая и местным правительством Тибета о мероприятиях по мирному освобождению Тибета», провозгласившее национальную автономию Тибета «под общим руководством Центрального народного правительства» КНР. Таким образом, Китай и Индия пришли в непосредственное соприкосновение на значительных участках гималайской границы».

«С начала 1950-х годов в Китае начали публиковаться географические карты, на которых значительная часть территории Индии, а также Сикким, Бутан, Непал и некоторые другие территории были обозначены как китайские. Около 130 тыс. кв.км территории в Аксай Чине и в районе линии Макмагона были включены в состав Тибетского района Китая и провинции Синьцзян. Публикации подобных карт продолжались и после подписания соглашения 1954 г., в том числе и в приложении к учебнику для средних школ «Краткая история современного Китая».

«Уже в июле-августе 1954 г. впервые состоялся обмен нотами, в которых правительство Китая обвинило Индию в проникновении ее вооруженного отряда на территорию Тибетского района Китая в районе перевала Нити. Индийская сторона в ответ утверждала, что ее отряд находился исключительно на территории, принадлежащей Индии, и обвинила китайскую сторону в том, что тибетские чиновники попытались пересечь границу Индии».

«В течение 1955-58 гг. китайские отряды неоднократно проникали в районы Аксай Чин и за линию Макмагона. В 1958 г.в № 95 журнала «Китай в иллюстрациях» была опубликована карта, на которой значительные районы соседних государств включались в состав китайской территории…Индийское правительство выразило в связи с этим протест в ноте от 21 августа 1958 г.». Кроме того, обеспокоенность правительства Индии вызвало строительство дороги, начатое Китаем в районе Аксай Чин. «Обмен нотами и письмами по проблеме индийско-китайской границы продолжался много месяцев».

«Наконец, в письме на имя индийского премьер-министра от 23 января 1959 г.Чжоу Эньлай впервые официально заявил, что индийско-китайская граница никогда не была формально определена, что не существует никаких договоров и соглашений, подписанных центральным правительством Китая и правительством Индии, относительно границы между двумя странами».

10 марта 1959 г. длительное недовольство тибетцев политикой китайских властей вылилось в восстание. После подавления выступления войсками КНР, религиозный лидер Тибета Далай-лама и более 6 тысяч тибетцев бежали через высокогорные перевалы на территорию Индии и других гималайских государств. События в Тибете резко осложнили индийско-китайские отношения, а решение индийских властей принять у себя беженцев «породило резкий протест китайской стороны». В 1959 г.на индийско-китайской границе отмечаются первые серьезные вооруженные столкновения. Ситуацию не удалось переломить в ходе официального визита в Индию премьера Госсовета КНР Чжоу Эньлая в апреле 1960 г. В ходе встречи китайский руководитель предложил правительству Индии своеобразный размен: «признание Китаем линии Макмагона в качестве международной границы в обмен на согласие Индии на сохранение за Китаем занятой им к тому времени территории в Аксай Чине». Дж.Неру, а вслед за ним другие члены индийского правительства, отказались принять предложенную схему.

«Обмен нотами и многочисленными посланиями, личные контакты Дж.Неру с Чжоу Эньлаем не привели к позитивным результатам. Продолжались пограничные столкновения, нарушения воздушного пространства и др. Индия обвиняла Китай в дальнейшем проникновении вглубь Ладакха. Так, в глубине индийской территории были созданы китайские военные посты, соединенные дорогами с основной китайской магистралью в Аксай Чине. После ноября 1961 г. индийская сторона также стала обозначать свое военное присутствие к востоку от линии, на которую претендовал Китай, но где фактически китайского присутствия не наблюдалось. В ответ на это китайская сторона заявила о возобновлении патрулирования на участке от Каракорума до Конгка. Китайская тактика в отношении индийских постов состояла в том, что они постепенно окружали их, лишая возможности их снабжения даже с воздуха. Время от времени в спорных районах возникали и перестрелки. Летом 1962 г. индийская армия стала проявлять определенную активность и на восточном участке границы, в тех районах, где сохранялись различия в интерпретации места прохождения линии Макмагона…Попытки решить спорные вопросы путем переговоров не увенчались успехом. Напряженность постепенно возрастала, и предотвратить вооруженную конфронтацию сторонам так и не удалось. В общей сложности, согласно индийским данным, с июня 1955 по июль 1962 г.в районе границы произошло более 30 вооруженных конфликтов. Летом и осенью кровопролитные стычки участились, а 20 октября началось массированное вторжение китайских войск вдоль всей пограничной линии на западном и восточном ее участках. В результате военных действий между 1959 г. и октябрем-ноябрем 1962 г.Китай дополнительно оккупировал более 14 тыс.кв.км территории, главным образом в Аксай Чине, которую Индия считала своей…На некоторых участках Китай вторгся на 80-100 км вглубь индийской территории. Только с 20 по 25 октября было убито 2,5 тыс.индийских солдат (данные о своих потерях китайская сторона не публиковала). Китайские войска заняли территории в предгорьях района Каменг и в других частях Аруначал Прадеш и захватили все индийские военные посты в Ладакхе. В центральном секторе и на сиккимо-тибетской границе активных военных действий не было. Политическая обстановка внутри страны все более обострялась. Дж.Неру в обращении к индийскому народу заявил, что над страной нависла самая серьезная угроза с момента провозглашения независимости.

Массированное вторжение китайских войск на территорию Индии, масштабы кровопролития на индийско-китайской границе вызвали серьезную обеспокоенность не только афро-азиатских стран. Вопреки прогнозам Пекина, Советский Союз не поддержал своего блокового союзника – Китай – в его конфликте с Индией. Москва выступила с призывами прекратить огонь и начать переговоры о мирном урегулировании конфликта…Позиция СССР была высоко оценена в Индии.

Действия Китая практически не получили поддержки ни одного государства. Антииндийского восстания приграничных племен, сепаратистское движение которых не только поддерживалось, но и провоцировалось эмиссарами Пекина, также не произошло. 21 ноября 1962 г. руководство КНР объявило об одностороннем прекращении огня с 22 ноября и начале отвода китайских «пограничных отрядов» на 20 км от линии Макмагона. В центральном и западном секторах китайские войска должны были быть отведены на 20 км от линии фактического контроля. Такое предложение было выдвинуто Чжоу Эньлаем еще 7 ноября 1959 г. В соответствии с китайским предложением, индийские войска должны оставаться на позициях в 20 км за линией, которая определялась китайской стороной как линия фактического контроля. В восточном секторе индийские войска также должны были занять позиции а 20 км к югу от линии Макмагона. Согласно предложению Пекина, Индия и Китай могли основывать гражданские посты в фактически демилитаризованной зоне по обе стороны линии фактического контроля. Индийская реакция на эти предложения была негативной…Активные военные действия вдоль границы прекратились. Китай сохранял за собой свыше 36 тыс.кв.км территории, которую Индия считала своей.

picturehistory.livejournal.com

Индокитайские войны — Howling Pixel

Индокитайские войны — используемое в западной военно-исторической литературе название вооружённых конфликтов, происходивших в Индокитае (Юго-Восточной Азии) с 1946 по 1991 год. Само название употребляется довольно часто, однако хронологические и географические рамки этих войн чётко не установлены, что позволяет каждому автору интерпретировать их по-своему.

Первая Индокитайская война

Хронологические рамки и содержание Первой Индокитайской войны определяются наиболее чётко. Эта война велась Францией за сохранение своих индокитайских колоний. Она началась в 1946[1][2] (начало полномасштабной войны во Вьетнаме) году. Завершилась в 1954 году подписанием Женевских соглашений. Основные события войны происходили на территории Вьетнама. Также боевые действия велись на территории Камбоджи и Лаоса, однако здесь они не оказали значительного влияния на ход войны. Во всех случаях Франция при поддержке местных союзников (а с 1950 года и при поддержке США) вела борьбу против местных коммунистических повстанцев, сражавшихся за независимость своих стран при активном содействии Китая и Советского Союза, являвшегося их «патроном».

Вторая Индокитайская война

Вторая Индокитайская война имеет запутанную структуру. Иногда её сводят исключительно к боевым действиям в Северном и Южном Вьетнаме, что является упрощением.

Война завершилась в 1975 году (окончание боевых действий в Южном Вьетнаме и Камбодже). Сущностью войны была борьба местных правительств Южного Вьетнама, Лаоса и Камбоджи поддерживаемых Северным Вьетнамом. Таким образом, название объединяет три различные войны — Вьетнамскую войну, гражданскую войну в Лаосе и гражданскую войну в Камбодже. Две последние имели свои внутренние причины, однако постепенно они оказались в той или иной степени связаны с боевыми действиями во Вьетнаме. Это было обусловлено действиями основных противников в этом конфликте. Руководство США исходило из так называемой «доктрины домино», согласно которой победа коммунистов в одном из государств региона неизбежно вела к их победе в других странах. Северный Вьетнам использовал территорию Лаоса и Камбоджи для переброски своих войск на юг, а также непосредственно участвовал в местных гражданских войнах.

Третья Индокитайская война

Американский военный историк Филипп Дэвидсон считал, что Вторая Индокитайская война завершилась в 1973 году подписанием Парижского соглашения о прекращении огня. Третья война, согласно ему, началась вследствие нарушения Северным Вьетнамом этого соглашения и завершилась в 1975 году[3].

Однако наиболее заслуженно Третьей Индокитайской войной называется[4] историческое вооружённое противостояние между собой в Индокитае, в конце XX века, расколовшихся на два блока так называемых «коммунистических стран». Соответственно, сюда могут включаться Кампучийско-вьетнамская война (1975—1989), Китайско-вьетнамская война (1979) и Китайско-вьетнамские вооружённые столкновения (1979—1990).

Примечания

  1. ↑ Первая Индокитайская война на сайте музея Холодной войны (англ.). Сoldwar.org. Дата обращения 4 апреля 2013. Архивировано 4 апреля 2013 года.
  2. ↑ Indochina wars // Encyclopædia Britannica. Chicago, 2012.
  3. Дэвидсон Ф. Б. Война во Вьетнаме
  4. ↑ Самые короткие войны в истории

Библиография

  • Дэвидсон Ф. Война во Вьетнаме (1946—1975) = Vietnam at War: The History 1946—1975. — М.: Изографус; Эксмо, 2002. — С. 816. — ISBN 5-94661-047-3.
Вооружённые силы Камбоджи

Королевские вооружённые силы Камбоджи — военная организация Камбоджи, предназначенная для защиты свободы, независимости и территориальной целостности государства. Состоят из королевских сухопутных войск, королевской жандармерии, королевских военно-морских и королевских военно-воздушных сил.

Вторая Индокитайская война

Вторая Индокитайская война объединяет три различные войны — Вьетнамскую войну, гражданскую войну в Лаосе и гражданскую войну в Камбодже. Две последние имели свои внутренние причины, однако постепенно они оказались в той или иной степени связаны с боевыми действиями во Вьетнаме.

Гонка вооружений

«Го́нка вооруже́ний» — политическое противостояние двух или нескольких держав (а чаще — целых военных блоков) за превосходство в области вооружённых сил.

В ходе такого противостояния каждая из сторон производит огромные запасы оружия, пытаясь установить паритет с противником или обогнать его.

Гражданская война в Греции

Гражда́нская война́ в Гре́ции (греч. Ελληνικός Εμφύλιος Πόλεμος) (1946 — октябрь 1949 года) — первый крупный вооружённый конфликт в Европе, прелюдией которого стали Декабрьские события в Афинах ещё до окончания Второй мировой войны и сразу после освобождения Греции от немецких, итальянских и болгарских оккупантов.

С лета 1946 года конфликт принял форму гражданской войны между прокоммунистическими партизанами и правительственными войсками монархического режима, ориентированного на поддержку Великобритании и США. Геополитически Гражданская война в Греции стала первым витком холодной войны между Великобританией и США с одной стороны и СССР и его союзниками с другой. Поражение коммунистов, которым Советский Союз прекратил оказывать помощь, в конечном итоге привело к вступлению Греции в НАТО (1952 год) и установлению влияния США в Эгейском море.

Движение неприсоединения

Движе́ние неприсоедине́ния (англ. Non-Alignment Movement) — международная организация, объединяющая 120 государств мира на принципах неучастия в военных блоках (под которыми на момент основания организации подразумевались, прежде всего, Организация Североатлантического договора (НАТО) и Организация Варшавского договора, а также Организация Центрального Договора, Организация Договора Юго-Восточной Азии, АНЗЮС и т. п.).

Движение неприсоединения официально создано на Белградской конференции в сентябре 1961 года. Созданию Движения предшествовали Бандунгская конференция 1955 года, трёхсторонние консультации Иосипа Броза Тито, Гамаля Абдель Насера и Джавахарлала Неру в 1956 году, а также поездка Тито по странам Азии и Африки в начале 1961 года на корабле «Галеб».

Доктрина Брежнева

Доктрина Брежнева (англ. Brezhnev Doctrine или Доктрина ограниченного суверенитета) — сформулированное западными политиками и общественными деятелями описание внешней политики СССР 60-х — 80-х годов. Доктрина заключалась в том, что СССР мог вмешиваться во внутренние дела стран Центрально-Восточной Европы, которые входили в социалистический блок, чтобы обеспечивать стабильность политического курса, строившегося на базе реального социализма и направленного на тесное сотрудничество с СССР. Кроме того, она характеризовалась интенсифицировавшимся по всем количественным показателям курсом военного сотрудничества со странами социалистической ориентации в отдалённых регионах планеты.

Доктрина Джонсона

«Доктрина Джонсона» (англ. Johnson Doctrine) — высказанное в 1965 году президентом США Линдоном Джонсоном обоснование ввода американских войск в Доминиканскую Республику.

Мы не намерены сидеть здесь сложа руки в кресле-качалке и позволять коммунистам учреждать какое-либо правительство в Западном полушарии… Если они собираются подвергать опасности американские жизни, то там, куда направляются американские граждане, вместе с ними идет этот флаг, чтобы защитить их .

Доктрина означала, что Соединённые Штаты Америки присваивали себе право, попирая суверенитет, совершать вооружённое вмешательство во внутренние дела государств Западного полушария (а впоследствии — и любых стран Азиатско-Тихоокеанского региона) для защиты интересов своих граждан.

Доктрина была направлена на недопущение прихода к власти коммунистических или социалистических партий (пусть даже приход их совершался демократическим путём и при поддержке большинства населения суверенной страны).

Доктрина Кеннеди

Доктрина Кеннеди (англ. Kennedy Doctrine) относится к инициативам во внешней политике 35-го Президента США Джона Фицджеральда Кеннеди по отношению к странам Латинской Америки в 1961—1963 годах. Кеннеди поддерживал сдерживание коммунизма и противодействие коммунистическому прогрессу в Западном Полушарии.

В своей инаугурационной речи 20 января 1961-го года президент Кеннеди представил американцам план, согласно которому будет развиваться будущая внешняя политика Соединенных Штатов. В этой речи Кеннеди заявил: «Мы хотим, чтобы все нации знали, что мы заплатим любую цену, вынесем любую ношу, перенесём любые трудности, поддержим любого друга и сразимся с любым врагом для того, чтобы выжить и обеспечить свободу». Он также призвал всех помогать «в борьбе против врагов любого человека: тирании, бедности, болезней и, собственно, войны». В этом послании многие видят зарождение настоящей, серьёзной Холодной войны, менталитета или-мы-или-они, который доминировал в администрации Кеннеди.

Доктрина Никсона

Доктрина Никсона (англ. Nixon Doctrine) была выдвинута президентом Никсоном 25 июля 1969 на пресс-конференции на острове Прокопаке. Согласно этой доктрине США обязывались и в дальнейшем участвовать в обеспечении обороны своих союзников и заявляли о своем праве определять масштабы, формы и сферы своего вмешательства в региональные события, руководствуясь своими национальными интересами. Одним из показателей поворота во внешней политике должно было стать постепенное выведение американских войск из Вьетнама. США должны были начать перекладывать мероприятия по обороне своих союзников на них самих. Помогать вести войну, но не воевать самостоятельно. В послании президента Никсона Конгрессу 18 февраля 1970 эта доктрина, относившаяся к угрозе расширения советского влияния в странах Азии, получила дальнейшее развитие как руководящий принцип политики США и в других регионах.

Доктрина Эйзенхауэра

Доктрина Эйзенхауэра (англ. Eisenhower Doctrine) — внешнеполитическая программа (доктрина), объявленная президентом США Д. Эйзенхауэром в послании Конгрессу США 5 января 1957-го года.

Согласно этой доктрине, любая страна может запросить экономическую или военную помощь у США, если она подвергается военной агрессии со стороны другого государства. Эйзенхауэр подчеркнул советскую угрозу в своей доктрине, выражая готовность американских войск «обеспечивать и защищать территориальную целостность и политическую независимость стран, нуждающихся в помощи против военной агрессии любой нации, контролируемой международным коммунизмом».

Железный занавес

«Желе́зный за́навес» (англ. Iron Curtain) — политическое клише, введённое в активное обращение У. Черчиллем 5 марта 1946 года в его Фултонской речи, считающейся сигналом для начала холодной войны. Обозначало информационный, политический и пограничный барьер, изолирующий СССР и другие социалистические страны от капиталистических стран Запада.

Политика изоляции носила взаимный характер. В энциклопедии «Британника» и западной публицистике преобладает мнение о том, что «занавес» был возведён СССР в курсе проводимой его руководством политики самоизоляции. В советской же публицистике обращали внимание на политику Запада по изоляции СССР.

Термин «железный занавес» использовали в пропагандистском смысле и до Черчилля Жорж Клемансо (1919) и Йозеф Геббельс (1945). Что касается изоляции советского государства, то она началась ещё в 1917—1920 годах. В 1917 году выражение впервые было употреблено русским философом Василием Розановым, который сравнил события Октябрьской революции с театральным действом, после которого «с лязгом, скрипом» опустился громоздкий занавес из железа над русской историей. Начало усиления самоизоляции Советской власти датируют 1934—1939 годами.

Железный занавес стал рассыпаться к концу 1980-х годов вследствие политики гласности и открытости, проводившейся в СССР и восточноевропейских странах (см. Европейский пикник). Символом падения железного занавеса стало разрушение Берлинской стены. Официальной датой завершения этого периода стало 1 января 1993 года, когда уже в постсоветскую эпоху вступил в силу закон «О порядке выезда из СССР», фактически отменивший разрешительное визирование выезжающих в ОВИРе и разрешивший свободный выезд за границу.

Индокитайская война

Первая Индокитайская война (часто именуется просто как «Индокитайская война») — война Франции за сохранение своих колоний в Индокитае в 1946—1954 годах.

Основные события войны происходили на территории Вьетнама, где 2 сентября 1945 года, после победы на выборах в Национальное собрание, патриотическим движением «Вьетминь» была провозглашена Демократическая Республика Вьетнам. Также боевые действия велись на территории Камбоджи и Лаоса, однако здесь они не оказали значительного влияния на ход войны. В 1949 году со своей стороны Франция объявила о создании на всей территории Вьетнама так называемого «Государства Вьетнам».

В самом Вьетнаме Первая Индокитайская война известна как «Война Сопротивления» — война вьетнамских националистов и коммунистов, объединённых под эгидой военно-политического движения «Вьетминь», против французской колониальной администрации в 1945—1954 г.г.

Франция вела войну при поддержке со стороны местных союзников, США и Великобритании. Демократическая Республика Вьетнам вела войну при поддержке Китая и СССР. Первая Индокитайская война закончилась разделением вьетнамской территории по 17-й параллели на два независимых государства: Демократическую Республику Вьетнам (столица — Ханой) на севере и Государство Вьетнам (столица — Сайгон) на юге.

Люди в лодках

Люди в лодках (англ. boat people; вьетн. thuyền nhân, тхюен нян) — распространённое название вьетнамских беженцев, покидавших вьетнамскую территорию морским путём во время трёх Индокитайских войн. Наибольшее количество «людей в лодках» из Вьетнама приходится на период с 1978 г. по середину 1980-х гг. В настоящее время термин «люди в лодках» применяется к беженцам на лодках и из любых других стран.

Новая восточная политика

Новая восточная политика (нем. Neue Ostpolitik), часто просто Восточная политика (нем. Ostpolitik, употребляется также термин Ostpolitik без перевода в иноязычном тексте) — в контексте политической ситуации Холодной войны и раздела Германии политика руководства ФРГ по сближению с ГДР и с социалистическими государствами Восточной Европы.

Политика связана с именами Вилли Брандта, федерального канцлера ФРГ в 1969—1974 от СДПГ, и его министра по особым поручениям Эгона Бара.

Она стала частью общей тенденции к разрядке международной напряжённости, характеризовавшей международную политику 1970-х годов.

Оккупация Доминиканской Республики войсками США (1965—1966)

Операция «Power Pack» — операция вооружённых сил США по вторжению в Доминиканскую Республику в 1965 году, предпринятая для свержения пришедшего к власти в результате гражданской войны левого правительства Франсиско Кааманьо.

Операция «Гладио»

Операция «Гладио» (от итал. Operazione Gladio, Операция «Меч») — наименование тайной операции НАТО после Второй мировой войны по дискредитации и вытеснению коммунистов из властных структур. Одним из способов стало создание сети так называемых «остающихся в тылу [противника]» (англ. stay-behind), военизированных организаций, предназначенных осуществлять сопротивление в случае вторжения стран Варшавского договора в Италию, другие западноевропейские страны и вести диверсионно-партизанскую войну.

Хотя термин Gladio относится к организациям, созданным в Италии, это название неофициально используется зачастую для всех созданных в её рамках организаций в Западной Европе. Короткий римский меч (лат. gladius) был символом итальянской организации, в то время как международным был сыч.

Бывший директор ЦРУ Уильям Колби назвал операцию «важнейшей программой». Существование операции Гладио официально было признано правительствами вовлечённых в операцию западных стран. При этом американское правительство отрицает обвинения в организации терроризма.

Пинг-понговая дипломатия

«Пинг-понговая дипломатия» — обмен игроков в настольный теннис между Китаем и США в 1971—1972 годах. Подготовку к визиту Никсона в КНР осуществляли американские дипломаты, секретно посещавшие Китай с командой по настольному теннису.

Спутниковый кризис

«Спутниковым кризисом» на Западе принято называть цепь событий, связанных с началом космической гонки. «Кризис» начался 4 октября 1957, когда Советский Союз запустил в космос первый искусственный спутник Земли.

Теория домино

Теория домино, теория падающего домино или эффе́кт домино́ — политическая теория, которая заключается в том, что какое-либо изменение влечёт за собой линейный ряд других изменений, аналогично тому, как падают косточки домино, выстроенные в ряд.

На других языках

This page is based on a Wikipedia article written by authors (here).
Text is available under the CC BY-SA 3.0 license; additional terms may apply.
Images, videos and audio are available under their respective licenses.

howlingpixel.com

Индокитайская война 1946-1954 – кратко

Победа Мао Цзэдуна над Чан Кайши вдохновила другие коммунистические движения в Юго-Восточной Азии. В июне 1948 года коммунистические партизаны в Малайе подняли восстание в целях освобождения страны из-под контроля англичан. Война длилась долгих двадцать лет, пока повстанцев не разгромили.

Гораздо большее значение имела Индокитайская война 1946-1954. В ней против коммунистов пришлось сражаться французам. До 1939 года восточный Индокитай был поделен на пять областей – Тонкин, Аннам, Лаос, Камбоджа и Кохинхина (современные Вьетнам, Лаос и Камбоджа) – и управлялся как французский протекторат под общим наименованием Французский Индокитай. В 1941 – 1945 Французский Индокитай был оккупирован японцами, но, как и в Малайе, здесь возникло сильное движение сопротивления. Его руководителем был коммунист Нгуен Ай Куок, участвовавший в создании в 1920 году Французской коммунистической партии, когда он работал официантом в Париже. В 1941 году он создал движение Вьетминь (другое название – Лига борьбы за независимость Вьетнама) с целью добиться независимости Аннама, Кохинхины и Тонкина под общим название Вьетнам. Нгуен Ай Куок вошел в историю не под собственным именем, а под взятым им псевдонимом Хо Ши Мин («Просвещенный»).

После капитуляции Японии в сентябре 1945 года французы не смогли немедленно оккупировать Индокитай, и Хо Ши Мин поспешно провозгласил независимость Вьетнама. Во исполнение этой декларации японские войска были разоружены, хотя было достигнуто соглашение, что китайские войска оккупируют северную часть Индокитая, а британские южную. Китайское правительство Чан Кайши не вмешивалось в работу правительства Хо Ши Мина в Ханое. Более того, оно передало Вьетминю захваченные японские вооружения. Однако англичане на юге, освободив французских военнопленных, очень быстро столкнулись с необходимостью противодействовать ширящимся коммунистическим беспорядкам, инспирируемым Вьетминем. Своих сил для наведения порядка в зоне оккупации у англичан было недостаточно, и им пришлось прибегнуть к помощи сдавшихся в плен японских войск. Только таким образом им удалось взять под контроль Сайгон, столицу Кохинхины.

В октябре 1945 года начали прибывать французские войска, и до конца года они распространили свою зону влияния на всю территорию южного Индокитая, хотя обстановка на контролируемом коммунистами севере страны оставалась неспокойной. Чтобы решить эту проблему, не доводя дело до войны, французы вначале попытались вступить с Хо Ши Мином в переговоры, заверив его, что готовы предоставить ему ограниченную независимость при режиме императора Бао Дая. Для Вьетминя такое предложение было неприемлемо, поскольку Бао Дай был японской марионеткой. Поэтому французам все же пришлось начать войну. В ноябре 1946 года они высадили войска в северном порту Хайфон и быстро овладели Ханоем. Однако основные части войск Вьетминя под командованием опытного генерала Во Нгуен Зиапа отошли в отдаленные районы. Здесь они планировали создать постоянные военные базы и обеспечить себе поддержку местного населения, прежде чем организовать серьезное сопротивление французам.

Во Нгуен Зиап и Хо Ши Мин, 1942

 

Сами же французы к этому времени разместили свои гарнизоны на всей территории северной части Индокитая и почти не предпринимали попыток вести наступательные операции против Вьетминя. Кроме того, они начали осуществлять свой план предоставления Вьетнаму ограниченной автономии под верховной властью императора Бао Дая

 

 

Однако одержанная в конце 1949 года Мао Цзэдуном победа над гоминьданом радикально изменила текущий ход Индокитайской войны в пользу Вьетминя. Теперь он мог получать значительную материальную помощь от китайских коммунистов через северную границу Тонкина. В январе 1950 года Хо Ши Мин объявил свое правительство единственно легитимным во Вьетнаме и сразу получил признание Советского Союза, Китая и прочих стран коммунистического блока. Соединенные Штаты и другие западные демократии признали режим Бао Дая, которому Америка начала поставлять вооружения

Индокитайская война продолжилась. В следующем месяце генерал Зиап атаковал изолированный французский гарнизон неподалеку от китайской границы и захватил его. До начала сезона дождей, положивших конец военным действиям, произошло еще несколько вооруженных столкновений. Когда же дожди кончились, Вьетминь, чьи силы за истекший период значительно возросли, возобновил свое наступление, вынуждая французов оставлять один приграничный район за другим. Так продолжалось до конца 1950 года. Моральный дух во французской колонии упал, и гражданские лица начали спешно покидать страну. В целях исправления сложившейся ситуации верховным комиссаром и главнокомандующим силами Индокитая был назначен один из самых именитых французских военных – маршал Жан Мари де Латр де Тассиньи

Французские десантники ведут бои во Вьетнаме

 

Де Латр применил в Индокитайской войне новую наступательную стратегию. Он решил захватить ключевые районы и создать там оборонительную «линию де Латра», для защиты Ханоя и дельты Красной реки. Из остатков своих войск он сформировал мобильные подразделения, которые при поддержке воздушного десанта и авиации должны были отражать атаки вьетнамцев. В первую половину 1951 года такая тактика себя оправдала, и силы Вьетминя несли тяжелые потери. Но, воспользовавшись сезоном дождей, они провели перегруппировку сил.

Зиап возобновил наступление с началом сухого сезона. В октябре 1951 года французы нанесли ему очередное поражение. Это обстоятельство побудило де Латра вновь оккупировать приграничный район, чтобы перерезать маршруты снабжения из Китая. В результате этой операции французы вновь поставили себя под удар, и командованию пришлось все больше и больше сил использовать для охраны линий связи с северными форпостами.

В ноябре 1951 года де Латр де Тассиньи, у которого сильно пошатнулось здоровье после получения известия о гибели его сына в Индокитае, вернулся во Францию на отдых. Два месяца спустя он умер, и его заменил генерал Рауль Салан, который понял, что Вьетминь разгромить не удастся без отправки в Индокитай дополнительных французских контингентов. Однако во французском общественном мнении росло разочарование Индокитайской войной, и правительство отказалось отправлять призывников в Юго-Восточную Азию.

Индокитайская война продолжалась в 1952 и 1953 годах: вьетминевцы наступали, французы оборонялись. Положение французов еще более осложнилось, когда в апреле 1953 года Вьетминь вторгся в Лаос, вынудив французские силы еще больше растянуться по фронту. Тем не менее, французы, получившие подкрепление в виде американского оружия, были уверены, что, обладая превосходящей огневой мощью, смогут нанести поражение Вьетминю. Требовалось только найти подходящую приманку для того, чтобы Зиап решил бросить основные силы в открытое сражение.

 

 

Французы остановили свой выбор на деревне Дьенбьенфу на северо-западе Тонкина, расположенной на главном маршруте снабжения Вьетминя из Китая. 20 ноября 1953 года французские десантники смелым броском овладели Дьенбьенфу и закрепились здесь, ожидая, что Во Нгуен Зиап сосредоточит свои силы для удара по деревне, но из-за джунглей не сможет подвезти туда тяжелую артиллерию. Однако бойцы Вьетминя сумели проложить в непроходимых зарослях новый маршрут и по нему доставили сюда китайские зенитки и пушки (подробнее – см. в статье Битва при Дьенбьенфу).

К началу марта 1954 года 50-тысячная армия Зиапа окружила 13-тысячный гарнизон Дьенбьенфу. 13 марта коммунисты начали наступление, постепенно сужая кольцо. В ночь с 10 на 11 апреля французы сделали попытку перебросить под Дьенбьенфу новый десант, но большая его часть приземлилась на территорию, подконтрольную Вьетминю.

Начался сезон муссонов, усугубивших положение окружённых французов. 1 мая Во Нгуен Зиап предпринял последнюю атаку на Дьенбьенфу. Несмотря на геройское сопротивление французских солдат, их командир полковник Кристиан де Кастри через несколько дней боёв был вынужден сдаться. От его гарнизона уцелело лишь семь тысяч человек, часть их которых потом погибла в коммунистических лагерях для военнопленных.

Конец Индокитайской войны. Фиолетовым цветом обозначены районы, удержанные к 1954 французами; оранжевым — перешедшие под контроль Вьетминя

 

Победа в битве при Дьенбьенфу далась Вьетминю дорогой ценой 23 тысяч потерь, но благодаря ей Индокитайская война закончилась поражением французов. Начались мирные переговоры, и 21 июля 1954 года Франция подписала в Женеве обязательство эвакуировать свои войска из Индокитая. Были созданы два вьетнамских государства с границей по 17-й параллели. Северный Вьетнам возглавил коммунист Хо Ши Мин, а в Южном Вьетнаме утвердился прозападный режим. Лаос и Камбоджа также получили независимость.

По окончании Индокитайской войны 17-я параллель стала линией фронта в борьбе между коммунизмом и демократией на территории Юго-Восточной Азии. В этом неспокойном регионе скоро должен был вновь вспыхнуть конфликт. Победа Вьетминя рассматривалась как триумф концепции Мао Цзэдуна о революционной войне, которую он выработал за долгие годы гражданской войны в Китае и сражений с Японией. Левые повстанцы во многих уголках мира приветствовали поражение Запада в Индокитайской войне и подняли на щит концепцию Мао как программу своих будущих побед.

 

rushist.com

Индокитайская война Википедия

Первая Индокитайская война
Основной конфликт: Индокитайские войны, Холодная война

Солдат Иностранного легиона (1954)
Дата 19 декабря 1946 — 21 июля 1954
Место Индокитай
Итог Победа Демократической республики Вьетнам
Вывод французских войск из Индокитая
Разделение Вьетнама
Противники
  • Французский Союз:
  • Франция
  • Индокитайский союз
  • • Автономная Республика Кохинхина (до 1948)
  • • Протекторат Аннам (до 1948)
  • • Протекторат Тонкин (до 1948)
  • • Французский протекторат Камбоджа (до 1953)
  • • Автономный протекторат Лаос (до 1949)
  • Государство Вьетнам (в 1948—1949 — Временное центральное правительство Вьетнама) (с 1948)
  • Камбоджа Камбоджа (с 1953)
  • Королевство Лаос (с 1949)

При поддержке:

  • Великобритания Великобритания
  • США США

ru-wiki.ru

Индокитайский конфликт (1945-1975 гг.) — реферат

Война за национальную независимость  французских колоний в Индокитае, позднее переросшая в войну между  некоммунистическими и коммунистическими  правительствами этих стран.

На стороне антикоммунистических режимов в этой борьбе участвовали  США, пославшие в Южный Вьетнам  полумиллионную армию, и их союзники. Коммунистический режим в Северном Вьетнаме, в свою очередь, поддерживали СССР и Китай.

После японской капитуляции в сентябре 1945 года вьетнамские коммунистические партизаны во главе с Хо Ши Мином разоружили японские войска на севере Вьетнама и создали свое правительство в Ханое. На юге Вьетнама британским войскам удалось удержать под своим контролем Сайгон и ряд других городов. В октябре 1945 года в Индокитае высадились французские войска. К концу года им удалось захватить Лаос, Камбоджу и южные районы Вьетнама. Французские власти попытались достичь соглашения с Хо Ши Мином, выразив готовность назначить его губернатором Севера при признании верховенства французской марионетки — императора Бао Дая. Коммунистический вождь это предложение, естественно, отверг. Тогда французы в ноябре 1946 года высадились в северном Вьетнаме и захватили Хайфон, Ханой и другие крупные города. Основные силы коммунистической армии (Вьет-Мина) отошли в горные районы.

Вьетнамские коммунисты получали значительную помощь от коммунистической Народно-Освободительной  Армии Китая во главе с Мао Цзэдуном. Эта помощь значительно возросла после победы коммунистов в Китае в 1949 году. Вьет-Мину стало поступать в больших количествах и советское оружие.

В январе 1950 года правительство Хо Ши Мина было признано Китаем и Советским  Союзом единственной законной властью  во Вьетнаме. В ответ США и другие страны НАТО признали номинальную независимость Бао Дая и начали поставлять вооружение французским войскам и их индокитайским союзникам. До конца 1950 года Вьет-Мину с помощью китайских войск удалось выбить французов из приграничных гарнизонов.

В 1952 году и начале 1953 года французы в основном оборонялись. В апреле 53-го войска Хо Ши Мина вторглись в  Лаос. В это время Франция получила новое американское вооружение и рассчитывало разгромить Вьет-Мина в генеральном сражении. Местом для такого сражения была выбрана деревушка Дьенбьенфу на так называемой «тропе Хо Ши Мина» — главном пути снабжения вьетнамских коммунистов, проходившей из Китая через Лаос, северный и центральный Вьетнам.

20 ноября 1953 года французский десант  захватил Дьенбьенфу и создал здесь мощный укрепленный пункт, снабжаемый по воздуху.

13 марта 1954 года бойцы Вьет-Мина  развернули наступление на Дьенбьенфу. Взлетно-посадочная полоса французов оказалась под обстрелом, а огонь неприятельских зениток затруднял снабжение гарнизона по воздуху. Французам удалось высадить в районе боевых действий воздушный десант, но это не переломило неблагоприятную для них ситуацию. 1 мая вьетминцы предприняли решающую атаку и через неделю сломили сопротивление неприятеля. Из 13-тысячного гарнизона 6 тысяч человек погибли, а 7 тысяч во главе с полковником Кристианом де Кастрисом сдались в плен.

Потери вьетнамских войск в  битве при Дьенбьенфу оценивались в 23 тысячи убитых и раненых. После этого поражения Франция отказалась от своего военного присутствия в Индокитае.

Анализ ситуации и хода боевых действий в Северном Вьетнаме приводил к однозначному выводу: между войсками Сопротивления и французским колониальным корпусом к 1953 г. установилось зыбкое равновесие сил. В результате активизации действий войск Вьетминя, французы начали утрачивать инициативу в борьбе с партизанским движением. Окончание боевых действий в Корее привело к активизации поставок вооружений Вьетминю из соседнего Китая. Это позволило войскам Вьетминя проводить более активную борьбу не только на территории Северного Вьетнама (Вьет-Бак), где их позиции было наиболее прочны, но и за их пределами.

Анализ ситуации и хода боевых действий в Северном Вьетнаме приводил к однозначному выводу: между войсками Сопротивления и французским колониальным корпусом к 1953 г. установилось зыбкое равновесие сил. В результате активизации действий войск Вьетминя, французы начали утрачивать инициативу в борьбе с партизанским движением. Окончание боевых действий в Корее привело к активизации поставок вооружений Вьетминю из соседнего Китая. Это позволило войскам Вьетминя проводить более активную борьбу не только на территории Северного Вьетнама (Вьет-Бак), где их позиции было наиболее прочны, но и за их пределами.

21 июля были заключены Женевские соглашения, завершившие колониальную войну Франции в Индокитае и определившие дальнейшую судьбу бывших французских колоний в регионе. Соглашения, в частности, предусматривали:

  • прекращение огня;
  • временное разделение Вьетнама на две части по 17-й параллели (где создавалась демилитаризованная зона), с перегруппировкой Вьетнамской народной армии на север и сил Французского Союза на юг;
  • проведение в июле 1956 года свободных выборов в обеих частях страны с целью определения будущего политического режима и воссоединения страны;
  • демилитаризацию и нейтралитет Вьетнама, Лаоса, Камбоджи;
  • запрет на поставки вооружения, боеприпасов и военных материалов в эти страны;
  • создание Международной комиссии по контролю для наблюдения за реализацией соглашений.

Женевские соглашения не были подписаны США. Выполнение Женевских соглашений было сорвано в результате провозглашения в октябре 1955 года Республики Вьетнам в южной части Вьетнама и отказа президента этой страны Нго Динь Зьема от проведения свободных выборов. Международная комиссия по контролю не сумела выполнить своих функций и фактически бездействовала. В ходе Второй Индокитайской войны соглашения 1954 года постоянно нарушались США и Северным Вьетнамом. 

yaneuch.ru

Индокитайский конфликт — контрольная работа

Женевское совещание знаменовало начало следующего этапа национально-освободительного движения в Индокитае – периода  борьбы его народов за дальнейшую демократизацию политической жизни  государств Индокитая, за их развитие по пути экономического и социального  прогресса.

 

Политика США и СССР в Индокитайском  конфликте. Влияние китайского фактора  на события в Индокитае. Причины  поражения США во Вьетнаме.

 

В 40-х годах отношение СССР и  США к национальному освобождению колониальных стран было сходным  хотя бы в том, что касалось негативной позиции в вопросе о сохранении Французской, Британской и Нидерландской  колониальных империй. Параллелизм  советского и американского подходов не остался незамеченным исследователями. «Казалось, что к политике Британии Соединенные Штаты относятся  даже более подозрительно, чем к  политике России», — отмечалось в  изданной под эгидой министерства иностранных  дел Великобритании «Истории британской внешней политики».

Сдержанность  до начала 50-х годов была характерна для СССР и США в подходе  к конфликту во Французском Индокитае. По решениям Потсдамской конференции  капитуляцию японских сил к югу  от 16 параллели в Индокитае принимали  британские войска, к северу — китайские. Британия выступала за сохранение колониального  статуса Индокитая, Китай негативно  относился к французскому присутствию  у своих границ, а США и СССР лавировали, стремясь обеспечить cебе поддержку Британии и Франции в европейских вопросах.

Москву  и Вашингтон устраивала позиция  Чан Кайши, который стремился  сплотить на антииностранной основе всех вьетнамских националистов. Поддерживая некоммунистические силы, китайское руководство было, однако, терпимо и к местным коммунистам во главе с Хо Ши Мином, который, провозгласив в сентябре 1945 г. на территории Тонкина (Северный Вьетнам) Демократическую Республику Вьетнам, удерживал в ней власть в течении всего времени пребывания во Вьетнаме китайских войск. Вьетнамские коммунисты смогли временно распространить свой контроль на юг, заняв Сайгон до прибытия туда британских оккупационных войск. Однако задачей Британии была передача власти французским властям, и отряды коммунистов были оттеснены обратно на север.

Хо  Ши Мин не доверял Китаю и стремился добиться международного признания, что было невозможно без компромисса с Францией. В марте 1946 г. после ухода китайских войск из Вьетнама между вьетнамскими коммунистами и французским правительством было достигнуто соглашение. Париж признал Хо Ши Мина главой ДРВ на территории Тонкина и Аннама (Северного и Центрального Вьетнама) при условии вхождения ДРВ в Индокитайскую Федерацию, которая включалась во Французский Союз — французский аналог Британского Содружества. Хо Ши Мин был не удовлетворен таким урегулированием. Он настаивал на включении в состав ДРВ также и южной части Вьетнама, Кохинхины. Но французские власти не хотели терять прямой контроль над самым богатым районом страны. Отказ удовлетворить требования Ханоя спровоцировал затяжной вооруженный конфликт Франции с ДРВ, который начался в декабре 1946 г.

При этом ДРВ пыталась заручиться поддержкой США, прося в обращениях к президенту Г. Трумэну содействовать Вьетнаму в приобретении международного статуса, подобного тому, что был предоставлен в 1946 г. Филиппинам. Но в Вашингтоне не хотели ни отчуждения с Францией, ни усиления коммунистов во Вьетнаме. Как отмечает австралийский исследователь Р. Томпсон, США оставались нейтральными в Индокитайском конфликте, по крайней мере, до 1949 г. От активной поддержки Хо Ши Мина уклонялась и Москва. Советскому Союзу было не выгодно создавать трудности для французского правительства, которым в первые послевоенные годы руководили социалисты. СССР был слишком заинтересован в сотрудничестве с Парижем в предотвращении ремилитаризации Германии, чтобы осложнять отношения с ним из-за Вьетнама, который тогда не представлял для СССР особого интереса.

Параллелизм курсов заметен и в отношении  СССР и США к ситуации в Индонезии. Независимость этой голландской  колонии была провозглашена лидером  индонезийских националистов Ахмедом  Сукарно в августе 1945 г. после известия о капитуляции Японии. Хотя прибывшие в Индонезию британские и австралийские войска взяли под контроль главные острова архипелага, они не вступали в борьбу с самопровозглашенным режимом и к апрелю 1946 г. покинули индонезийскую территорию, передав власть голландской администрации. В ноябре 1946 г. А. Сукарно и голландские власти договорились о создании двух федеративных частей Индонезии — одной под властью националистов, другой — под управлением колониальной администрации, с тем чтобы к 1949 г. обе части образовали единое федеративное государство Соединенные Штаты Индонезии под верховенством нидерландской короны.

Но 20 июля 1947 г. в Индонезию прибыл стотысячный  голландский контингент для проведения «полицейской акции» с целью установить контроль над частями страны, находившимися  под властью А. Сукарно. Международное сообщество высказалось за мирное решение спора. США и СССР также выступили за переговоры. В январе 1948 г. на борту американского военного корабля «Ренвиль» представители Индонезии и Голландии подписали соглашение о прекращении огня. Но в сентябре того же года в стране произошла новая вспышка нестабильности, вызванная выступлением против А. Сукарно местных коммунистов. Правительство националистов подавило это восстание. Голландия попыталась воспользоваться случаем для проведения в декабре 1948 г. второй «полицейской акции». Однако США выступили против Голландии еще более энергично, убедившись в антикоммунистической настроенности А. Сукарно: Вашингтон пригрозил прекратить помощь Голландии по «плану Маршалла». В августе-ноябре 1949 г. после переговоров «круглого стола» в Гааге было выработано соглашение о создании фактически независимой Индонезии под властью А. Сукарно и номинальным главенством королевы Нидерландов.

Как явствует из документов Совета национальной безопасности США, на рубеже 50-х годов  американская администрация испытывала потребность в партнерстве с  какой-либо из крупных освободившихся стран и рассматривала кандидатуру  Индонезии как одну из наиболее привлекательных. В США полагали, что, освободившись от власти Голландии, эта страна «хочет последовательно и искренно проводить политику ‘независимости’ между советским блоком и свободным миром» и считали возможным ее в этом поддерживать.

Не  было повода для конфронтации СССР и США и в Малайе. В этой стране восстановление британского правления  было встречено лояльно. В 1947 г. малайцы  составляли меньшинство в своей  стране (43,5%) при 44,7% китайцев и 10,3% индийцев. Малайская аристократия, получившая английское образования, составляла высший слой местного общества, а индийцы и китайцы — его низы. Малайская элита была в целом привержена британской короне, а среди китайского населения были сильны левые настроения, отражавшие недовольство угнетенным положением этой группы — хотя 31% малайских китайцев были уже местными уроженцами, они были ограничены в гражданских правах.

Не  удивительно, что компартия Малайи была по этническому составу китайской, являясь одной из сил антияпонского  сопротивления. За четыре недели —  с момента капитуляции Японии до прибытия британских войск —  власть в стране принадлежала прокоммунистической  Малайской народной антияпонской армии. За данный период бойцы этой армии  уничтожили значительное число тех, кто сотрудничал с японским режимом, — в основном представителей малайской  элиты. В ответ начались нападения  на китайские поселения. В течении 1946 г. в стране происходили межэтнические столкновения, которые по форме представали как борьба между коммунистами и экономически обеспеченными группами. Стремясь снизить остроту ситуации, Британия инициировала в Малайе реформы, чтобы ускорить предоставление гражданских прав китайской части населения. Но компартия продолжала борьбу под лозунгом расового освобождения.

Левое движение на Филиппинах тоже не могло  повлиять на советско-американские отношения  хотя бы в силу изолированного положения  о. Лусон, где оно развивалось. В годы войны в этом районе возник очаг антияпонского сопротивления, ядром которого стала Народная антияпонская армия (Хукбалахап). После изгнания японских войск ее отряды не сложили оружия и с 1946 г., когда Филиппины получили независимость, обернули его против местных помещиков-коллаборационистов и филиппинской администрации. Питательной средой восстания были безземельные крестьяне, недовольство которых наложилось на антияпонские настроения. В отличие от Китая и Вьетнама, коммунистические и левые элементы на Филиппинах не ставили радикальной задачи национальной революции, их установки носили гораздо более частный и «прикладной» характер.

Восстание продолжалось до начала 50-х годов, после  чего сошло на нет в результате военного давления и социальных реформ. Движения в Малайе, Индокитае и на Филиппинах в основном воспринимались как прокоммунистические, что вносило недоверие в отношения между великими державами.

Тем не менее, представляется верным мнение А. Ириэ, который подчеркивает, что в целом в первые послевоенные годы в Восточной Азии «и США, и СССР делали ставку на статус-кво», и добавляет: «По крайней мере, до 1949 г. во всех случаях можно заключить, что Ялтинское соглашение обеспечивало в азиатско-тихоокеанском регионе всеобщую системную стабильность, что резко контрастировало с положением в Европе и на Ближнем Востоке, где границы, едва лишь они были очерчены в Ялте, стали игнорироваться».

 

Проблема подконтрольности пространства в условиях войны США во Вьетнаме

Китайский опыт «прорыва в лидеры» был только наиболее ярким проявлением тенденции  к нарастанию сопротивления восточно-азиатских стран попыткам включить их в структуру двудержавного регулирования. Малые и средние страны региона прибегали к поддержке более мощных держав. Но, во-первых, они, скорее, пытались играть на противоречиях между ними, чем становиться сателлитами одной из них; во-вторых, государства региона сохраняли представление о ценности «самопомощи», то есть способности самостоятельно или при увеличивающейся доле собственных усилий решать национальные задачи; в-третьих, они сохраняли автономность в сфере восприятия региональных реалий.

Абсолютизация коммунистической угрозы в последние  годы администрации Д. Эйзенхауэра  приобрела такую форму, что в  январе 1961 г., передавая власть Дж. Кеннеди, он завещал: «Лаос был ключом ко всей зоне Юго-Восточной Азии. … Если мы позволим Лаосу пасть, нам придется сдать и весь этот район». Речь, между тем, шла лишь о том, что в этой маленькой стране продолжалось противостояние правых и левых. Нейтрализм принца Суванна Фумы и его склонность к компромиссу с Патет Лао делали его неприемлемой для США фигурой. Поддержав правых, Вашингтон способствовал отстранению его от власти в 1959 г. Но в результате военного переворота в августе 1960 г. Суванна Фума снова возглавил правительство во Вьентьяне и, пытаясь противостоять давлению правых, установил в сентябре 1960 г. дипломатические отношения с СССР. В ответ правые группы предприняли наступление на столицу, вынудив правительство бежать в Камбоджу. Однако Москва стала оказывать по воздуху помощь Патет Лао, который к маю 1961 г. установил контроль над половиной территории страны.

Соединенные Штаты рассматривали вопрос о  направлении войск в Лаос. Но президент  Дж. Кеннеди счел возможным откликнуться на предложение Н. Сианука возобновить Женевскую конференцию по Индокитаю для мирного урегулирования кризиса. В июле 1962 г. представители 14 стран, включая СССР, США, Британию, КНР, Францию, Бирму, Таиланд, Индию, Канаду, Польшу (последние три — в качестве членов международной контрольной комиссии по соблюдению соглашения) подписали декларацию о нейтрализации Лаоса. В Лаосе было создано коалиционное правительство, включившее в себя представителей основных соперничавших сил. Однако к 1963 г. стало ясно, что страна фактически разделилась на две зоны, контролируемые Патет Лао и правыми группами во главе с Фуми Насаваном.

Ситуация  в Лаосе, второстепенная по значимости и тяготевшая к формуле «буферного»  решения, могла стабилизироваться  и при отсутствии единого правительства. Основным источником разрушительных импульсов  в Индокитае было положение в  Южном Вьетнаме. В 60-х годах злоупотребления  Нго Дин Дьема были очевидны. Хотя в 1959 г. борьбу против правительства начали коммунисты, их поддержали умеренные слои — буддистские организации и общественные группы, среди которых буддизм имел влияние. Раздражение против действий Нго Дин Дьема и членов его семьи, захвативших важные государственные должности, было сильным и в среде военного командования. Попытки президента, опасавшегося заговора, делать частые кадровые перестановки усиливали подозрительность генералитета.

Но  «католический фактор», бывший основой  приязненных личных отношений Нго Дин Дьема с Дж. Кеннеди в пору, когда тот еще был сенатором, мешал Дж. Кеннеди-президенту трезво оценить причины слабости южновьетнамского режима. Между тем, Фронт национального освобождения в 1962 г. выдвинул идею распространить формулу нейтрализации Лаоса на Камбоджу и Южный Вьетнам. Президент Франции Шарль де Голль, с раздражением воспринимавший попытки США «занять место Франции» в Индокитае, поддержал план нейтрализации, но идея не была принята Сайгоном.

В мае-августе 1963 г. по Южному Вьетнаму прошли протесты буддистов против преследований. Затем начались репрессии, в ходе которых около полутора тысяч монахов было арестовано. Это резко обострило обстановку и вызвало негативную реакцию за рубежом. Учитывая неспособность Нго Дин Дьема найти взаимопонимание с умеренными слоями общества, американская администрация санкционировала контакты своих представителей в Сайгоне с группой южновьетнамских военных. Силами последних 1 ноября 1963 г. был осуществлен переворот, в ходе которого Нго Дин Дьем был убит. Через несколько недель в Далласе был убит и президент Дж. Кеннеди.

В декабре 1963 г. новое американское руководство  пришло к выводу о том, что и  новое южновьетнамское правительство  не в состоянии контролировать ситуацию. Попытка военных примирить буддистов  с католиками имела ограниченный успех, а ослабление репрессий способствовало формированию новых политических течений, которые добавили неопределенности. В январе 1964 г. в стране произошел  следующий переворот, но и новое  правительство не обеспечило порядка. Напор оппозиции не ослабевал, а  правительство контролировало не более  половины сельских районов. Были основания  ожидать победы сторонников нейтрализации  Южного Вьетнама, что, по мнению американской администрации, было равнозначно утверждению в нем коммунистов. США склонялись к необходимости вмешательства.

yaneuch.ru

Индокитайские войны

План
Введение
1 Первая Индокитайская война
2 Вторая Индокитайская война
3 Третья Индокитайская война
4 Библиография

Введение

Индокитайские войны — используемое в западной военно-исторической литературе название вооружённых конфликтов, происходивших в Индокитае (Юго-Восточной Азии) в 1940—1970-е годы. Само название употребляется довольно часто, однако хронологические и географические рамки этих войн чётко не установлены, что позволяет каждому автору интерпретировать их по-своему.

1. Первая Индокитайская война

Хронологические рамки и содержание Первой Индокитайской войны определяются наиболее чётко. Эта война велась Францией за сохранение своих индокитайских колоний. Она началась в 1945 (возвращение французских войск в регион и первые вооружённые столкновения) или 1946 (начало полномасштабной войны во Вьетнаме) году. Завершилась в 1954 году подписанием Женевских соглашений. Основные события войны происходили на территории Вьетнама. Также боевые действия велись на территории Камбоджи и Лаоса, однако здесь они не оказали значительного влияния на ход войны. Во всех случаях Франция при поддержке местных союзников (а с 1950 года и при поддержке США) вела борьбу против местных коммунистических повстанцев, сражавшихся за независимость своих стран.

2. Вторая Индокитайская война

Вторая Индокитайская война имеет запутанную структуру. Иногда её сводят исключительно к боевым действиям в Северном и Южном Вьетнаме, что является упрощением.

Война началась в конце 1950-х годов (начало боевых действий в Южном Вьетнаме и Лаосе) и завершилась в 1975 году (окончание боевых действий в Южном Вьетнаме и Камбодже). Сущностью войны была борьба местных правительств Южного Вьетнама, Лаоса и Камбоджи (при поддержке США) против местных коммунистических повстанцев, поддерживаемых Северным Вьетнамом. Таким образом, название объединяет три различные войны — Вьетнамскую войну, гражданскую войну в Лаосе и гражданскую войну в Камбодже. Две последние имели свои внутренние причины, однако постепенно они оказались в той или иной степени связаны с боевыми действиями во Вьетнаме. Это было обусловлено действиями основных противников в этом конфликте. Руководство США исходило из так называемой «доктрины домино», согласно которой, победа коммунистов в одном из государств региона неизбежно вела к их победе в других странах. Северный Вьетнам использовал территорию Лаоса и Камбоджи для переброски своих войск на юг, а также непосредственно участвовал в местных гражданских войнах.

3. Третья Индокитайская война

Третья Индокитайская война выделяется не всеми авторами. Среди тех, кто использует это название, нет единства относительно её хронологических рамок и содержания.

Американский военный историк Филипп Дэвидсон считал, что Вторая Индокитайская война завершилась в 1973 году подписанием Парижского соглашения о прекращении огня. Третья война, согласно ему, началась вследствие нарушения Северным Вьетнамом этого соглашения и завершилась в 1975 году. Однако большинство авторов связывает Третью Индокитайскую войну с событиями в Камбодже. Сюда могут включаться пограничные конфликты между Вьетнамом и Камбоджей (1975—1978), вьетнамская оккупация Камбоджи (1979—1989) и китайско-вьетнамская война (1979).

4. Библиография

· Дэвидсон Ф. Война во Вьетнаме (1946—1975) = Vietnam at War: The History 1946-1975. — М.: Изографус, Эксмо, 2002. — С. 816.

Источник: http://ru.wikipedia.org/wiki/Индокитайские_войны

mirznanii.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *