Сорок лет первому серийному широкофюзеляжному авиалайнеру Ил-86
Сегодня в нашей стране серийно производится для поставки коммерческим эксплуатирующим организациям (авиакомпаниям и фирмам деловой авиации) единственный тип пассажирского авиалайнера – Sukhoi Superjet 100, да и тот со значительным иностранным «контентом». А ведь было время, когда отечественный авиапром выпускал полную линейку гражданских самолетов, обеспечивал не только внутренние потребности, но и приносил государству валюту, реализуя продукцию за рубеж. Этот материал приурочен к сорокалетию с момента облета и передачи на эксплуатационные испытания в Аэрофлот первого серийного образца широкофюзеляжного лайнера, собранного на воронежском авиазаводе. Сегодня предприятие ведет подготовку к возобновлению выпуска наследника Ил-86 под собственным обозначением Ил-96-400М.
Осенью 1977 года воронежские авиастроители выкатили из сборочного цеха и провели облет первого серийного образца Ил-86, который вскоре поступил на эксплуатационные испытания в Аэрофлот и, позднее, использовался для перевозок пассажиров по центральному расписанию. Эта машина была четвертой по счету, следующей после трех опытных прототипов, построенных в Москве на опытном заводе ОКБ имени Сергея Владимировича Ильюшина. Всего в Воронеже собрали сто три Ил-86, после чего переключились на выпуск его наследника — Ил-96.i
Вслед за лидером
В Советском Союзе приступили к исследованиям по пассажирскому самолету сверхбольшой вместимости в 1969 году. Побудительным мотивом послужило появление, в Соединенных Штатах так называемых широкофюзеляжных авиалайнеров (widebody jetliners), первым из которых считается Boeing 747, поступивший в эксплуатацию в 1970 году. Вслед за лидером, еще пара американских фирм вывела на рынок подобную продукцию. McDonnell Douglas предложил авиакомпаниям DC-10 (в эксплуатации с 1971 года), а Lockheed — L-1011 TriStar (1972г.). От ранее созданных реактивных пассажирских самолетов они отличались фюзеляжем увеличенного диаметра, в поперечном сечении которого блоки кресел разделялись двумя проходами, с размещением в каждом ряду семи пассажиров и более.
Создание подобных воздушных гигантов было делом наукоемким и весьма затратным, что объясняет задержку в несколько лет с подобными разработками в СССР и Западной Европе. Попутно заметим, что авиастроительные фирмы искали собственный путь, стремясь выбрать наиболее оптимальную, с точки зрения их инженеров и маркетологов, конфигурацию. Так, Boeing 747 был двухпалубным четырехмоторным, а DC-10 и L-1011 – с одной палубой и тремя двигателями. А европейские фирмы, объединившиеся в концерн Airbus, начали с поставки в 1974 году уступающего американцам по размерности двухмоторного A300.
В качестве пассажирского самолета сверхбольшой вместимости Сергей Владимирович Ильюшин предложил вариант удлиненного на 6,8 метра Ил-62М, благодаря чему вместимость повышалась до 250 кресел. Однако от этой идеи решили отказаться в пользу полностью новой машины с широким фюзеляжем, допускающим размещение блоков пассажирских кресел, разделенных двумя проходами. Его разработка велась под руководством Генриха Васильевича Новожилова, вступившего в должность Генерального конструктора летом 1970 года.
Большого внимания потребовала тема выбора диаметра фюзеляжа. Проведя анализ, остановились на варианте размером 6,08 метра, позволявшем вместить в поперечном сечении три «скамейки» по три сидения в каждом. Американские DC-10 и L-1011 также имели характерный параметр в районе шести метров и компоновки салона по девять кресел в ряду, правда, в несколько иной конфигурации – с центральным «блоком» из четырех кресел.
Выбранная компоновка как бы добавляла еще одну «скамейку» к двум у авиалайнеров с так называемым «стандартным фюзеляжем» (standard fuselage), также известных в международном сообществе гражданской авиации как «узкофюзеляжные самолеты» (narrowbody aircraft). Тогда к числу таковых относились отечественные Ил-62 и Ту-154.
Проектирование, постройка и испытания
Исследования, проведенные вместе со специалистами Центрального аэрогидродинамического института (ЦАГИ), привели к выбору схемы «низкоплан» нормальной схемы с крылом стреловидностью по четверти хорд 35 градусов и четырьмя двигателями на крыльевых пилонах. Такая компоновка обещала высокое аэродинамическое качество при выполнении нормированных характеристик устойчивости и управляемости. Уменьшение посадочной дистанции планировалось получить за счет развитой механизации крыла, включающей предкрылки и трехщелевые закрылки.
За счет передовых систем автоматики, экипаж аэробуса сократили до трех человек, что было большим достижением того времени с учетом отсталости отечественной авионики гражданского предназначения. Слабая материально-техническая база, состояние взлетно-посадочных полос и терминалов многих советских аэропортов тех лет оставляли желать лучшего. Поэтому при проектировании самолета решили руководствоваться принципом «багаж при себе плюс контейнеры» и оборудовать авиалайнер тремя входными дверьми со встроенными трапами, дабы посадка и высадка пассажиров могла происходить без использования аэродромных средств.
Проектирование и постройка опытного самолета заняли шесть лет – весьма короткое время для столь крупной машины. Посещая опытный завод в ноябре 1976 года, борт 0101 осмотрел министр авиационной промышленности Петр Васильевич Дементьев. «Здорово! Мы все-таки его построили!», — воскликнул он.
Первый прототип Ил-86 взлетел 22 декабря 1976 года с Центрального аэродрома имени М.В. Фрунзе в центре Москвы, и приземлился на площадке Летно-исследовательского института в подмосковном Жуковском. Самолет пилотировал экипаж под руководством Героя Советского Союза, Заслуженного летчика-испытателя Эдуарда Ивановича Кузнецова, в состав которого также вошли Г.Н. Волохов, И.Н. Якимец, В.А. Щеткин и А.П. Степанов. Посмотреть на первый полет Ил-86 прибыл министр гражданской авиации Борис Павлович Бугаев.
Создание Ил-86 считалось большим достижением отечественных авиастроителей, и Кремль разрешил им продемонстрировать самолет на 32-м аэрокосмическом салоне в парижском Ле Бурже. Отзывы иностранной прессы были восторженными. Журналисты сравнивали «советский аэробус» с широкофюзеляжным первенцем Западной Европы. При взлетном весе 142 тонны, А300В2 перевозил 250 пассажиров на дальность 3700 км, а Ил-86 при своих 215 тоннах – 350 пассажиров на 4350 км. Размеры салона: длина 39 метров против 44, ширина — 5,35 против 5,7, высота — 2,54 против 2,61. По многим параметрам впереди шел «ил», уступая разве что по удельному расходу топлива в расчете на перевозку одного пассажира.
Заметим, что международный дебют «советского аэробуса» состоялся за пятнадцать месяцев до завершения заводских испытаний 22 сентября 1978 года. Они проводились на двух опытных прототипах, что предназначались для подтверждения летно-технических характеристик, и третьем, построенным для проверки пилотажно-навигационного комплекса. Затем Ил-86 поступил на Государственные испытания. Всего было выполнено 1414 полетов общей продолжительностью свыше двух тысяч часов. Статические и ресурсные тесты велись на двух специально построенных планерах. Сертификат типа на соответствие нормам летной годности НЛГС-2 выдали 24 декабря 1980 года. Таким образом, от начала проектирования до поступления воздушного судна в эксплуатацию прошло ровно десять лет.
Коммерческая эксплуатация
Серийный выпуск самолета поручили хорошо оснащенному заводу в Воронеже, где ранее строились сверхзвуковые Ту-144. Первую собранную здесь машину облетали 24 октября 1977 года, полет длился тридцать минут. Эксплуатационные испытания в Аэрофлоте включали 490 полетов общей продолжительностью 1222 часа.
Регулярные полеты с пассажирами на борту открылись 26 декабря 1980 года рейсом Москва-Ташкент, а следующим летом машины вышли на международные трассы. Число иностранных государств, куда летали Ил-86, в 1987 году достигло пятнадцати. «Советские аэробусы» направлялись в десятки аэропортов Европы, а также Дамаск, Амман, Джибути на Арабском Востоке. Конечные пункты маршрутов в Юго-восточной Азии включали Пекин, Пхеньян, Ханой, Бангкок, Сингапур, Дели, Калькутту и Карачи. Выполнялись и трансатлантические рейсы, в том числе в Монреаль, Нью-Йорк (с промежуточной посадкой в Шенноне, Ирландия) и Гавану (через Гандер на острове Ньюфаундленд).
Внутри страны, в 1983-1987 гг. Ил-86 обслуживали города Москва, Ленинград, Киев, Симферополь, Свердловск, Кавминводы, Сочи, Сухуми, Норильск, Актюбинск, Кемерово, Красноярск, Новосибирск, Хабаровск, Ереван, Ташкент и Алма-Ата.
Стремительно рост налет парка «советских аэробусов»: с 1983 по 1986гг. он увеличился с 20 тысяч до 55249 часов. А к 1 июля 1987 года количество пассажиров, перевезенных «советскими аэробусами», достигло 24 миллиона 320 тысяч человек. Средняя загрузка на рейсах Аэрофлота составляла 70%, регулярность полетов по расписанию 96-98%. Хорошие показатели, даже по сегодняшним меркам применительно к «иномаркам».
После развала «Единого и Могучего» советского Аэрофлота, Ил-86 оказались в распоряжении одиннадцати российских авиакомпаний и нескольких национальных перевозчиков стран СНГ. Кроме того, три машины приобрел Китай, где они с 1990 года успешно эксплуатировались на сети маршрутов авиакомпании China Xinjiang Airlines из аэропорта Урумчи – столицы Синьцзян-Уйгурского автономного района. Впоследствии Ил-86 заменили американскими и европейскими «джетами», но местные авиаторы и пассажиры еще долгое время с любовью вспоминали «советский аэробус» как отлично приспособленный к работе в местных условиях. В отличие от «западных аналогов», Ил-86 оснащался выдвижными трапами, и позволял проводить посадку и высадку пассажиров, не прибегая к помощи аэродромного оборудования.
Постсоветский период функционирования отечественной системы воздушного транспорта характеризовался резким сокращением объемов перевозок. Возникли сложности с обеспечением высокой загрузки широкофюзеляжных лайнеров. Однако те авиакомпании, что продавали достаточное число билетов, летали безубыточно. Долгое время Ил-86 оставался востребованным при осуществлении полетов по центральному расписанию между столицей России и Красноярском, Новосибирском и Ташкентом. Хорошая экономика наблюдалась на туристических направлениях, к курортам на побережье Персидского Залива, Черного и Средиземного морей, где загрузка кресел порой достигала 100%. На рубеже веков доля Ил-86 в чартерных перевозках российских авиакомпаний составляла порядка 40%.
Коммерческая эксплуатация Ил-86 продлилась с 1980 по 2011 год. Самолет зарекомендовал себя как исключительно надежный. Достаточно сказать, что за тридцать лет работы в авиакомпаниях «советский аэробус» не убил ни одного пассажира – немногочисленные аварии на данном типе случались лишь на земле и при выполнении технических перелетов. Показатели безопасности полетов на данном типе были выше, чем у «боингов» и «аэробусов», что приходилось признавать даже фирмачам и апологетам западной авиатехники.
Проблема силовой установки
Существенный вклад в обеспечение высоких показателей безопасности полетов вносили двигатели НК-86, разработанные Самарским научно-техническим комплексом имени Н.Д. Кузнецова. Убедиться в их надежности и «неубиваемости» еще на раннем этапе испытаний помог случай. Мощным потоком воздуха в воздухозаборник засосало зимнюю меховую шапку одного из техников, что вели подготовку самолета к вылету. Последующая проверка не обнаружила ни следов шапки, ни повреждений мотора.
Больше всего авиакомпаниям нравился вариант НК-86А с тягой на взлетном режиме, увеличенной до 13,3 тонн. Он отличался монокристаллическими рабочими лопатками первой ступени турбины, и межремонтным ресурсом 4000 часов. Подобные моторы выпускались Казанским машиностроительным производственным объединением, начиная с 1987 года.
Но обратной стороной надежности был высокий расход топлива. НК-86 представлял собой модификацию НК-8, проверенного временем на самолётах предыдущего поколения Ту-154Б и Ил-62. Тогда как иностранные самолетостроители переходили на высокоэкономичные двигатели со степенью двухконтурности 4-8 единиц, соответствующий показатель для НК-86 — всего-навсего 1,18. Как следствие, удельный расход топлива на крейсерском режиме составлял 0,739 кг/кгс*ч против 0,536 у американского PW4056 (степень двухконтурности 4,9), что устанавливался на варианты Boeing 767 и 747.
Решение оснастить Ил-86 морально устаревшей силовой установкой было вынужденным. Конструкторам ОКБ им. С.В. Ильюшина пришлось ориентироваться на модификацию НК-8 после того, как сорвались переговоры с английской фирмой Rolls-Royce по моторам семейства Rb.211. Различные их модификации предполагалось заказать для комплектации серийных «илов» и «анов».
Фирмачи соглашались продать облюбованные двигатели, но затребовали минимальную партию в сто комплектов на общую сумму четверть миллиарда долларов. Советские переговорщики посчитали условия неприемлемыми, решив, что столь крупные средства лучше направить на развитие собственного моторостроения. В итоге, Rb.211 таки попали на отечественные самолеты, но случилось это гораздо позже, и применительно не к «илам» и «анам», а Ту-204-120 для египетского инвестора.
Отечественным моторостроителям предлагалось пойти по пути универсального газогенератора, на основе которого можно было бы разработать варианты двигателей для Ан-124 «Руслан» и Ил-86, отличающихся конфигурацией холодной части. Последующий анализ показал, что подобное решение чревато выпуском неоптимальных моторов. Приоритет отдали военно-транспортному самолету, для которого был создан высокоэкономичный Д-18Т тягой 24 тонны. Однако разработка заняла долгое время; опытный «Руслан» отправился в полет 24 декабря 1982 года, — через шесть лет после начала эксплуатации Ил-86.
Ремоторизация
На рубеже веков возникла идея переоснастить находящиеся в эксплуатации «советские аэробусы» на моторы CFM56-5C-2 разработки совместного предприятия американской фирмы General Electric и французской Snecma. Они оказались наиболее подходящими на замену НК-86 по тяге и габаритам. Благодаря пониженному расходу топлива силовой установки, дальность полета ремоторизированного лайнера с 350 пассажирами на борту возрастала с 4350 до 6400 км.
К сожалению, отечественный авиапром и его кураторы в тогдашнем составе правительства РФ не проявили должной настойчивости во взаимодействиях с авиакомпаниями. Им не удалось сформировать «пул» коммерческих операторов, согласных «сброситься» на проект. Между тем, в беседах с журналистами высокопоставленные руководители Аэрофлота, такие как тогдашний заместитель генерального директора Николай Алексеевич Глушков, утверждали, что они поддерживают идею обновления парка Ил-86. Но при условии, что промышленность даст четкие ответы на вопросы, в какой срок и за какие средства она сможет переоборудовать не опытный самолет, а десятки серийных машин? Предлагавшиеся ответы не удовлетворяли авиакомпании.
По мнению Глушкова, модернизацию следовало бы вести на всем парке Ил-86, и кроме силовой установки, обновить также салон и авионику, то есть подойти к теме комплексно. Коль скоро речь шла о временном выводе самолетов из эксплуатации, промежуток простоя лучше было бы использовать для выполнения различного рода работ что вкупе дали бы максимальный эффект по улучшению воздушного судна. Как бы там не было, а отсутствие целевого финансирования погубило, в общем-то, здравую идею по ремоторизации.
Дальнемагистральный вариант
Тема межконтинентального широкофюзеляжного самолета вместимостью 300-350 кресел впервые обсуждалась между Новожиловым, Дементьевым и Бугаевым в октябре 1972 года. Представленные ОКБ варианты, по сути, представляли развитие Ил-86 с заменой силовой установки на более экономичные двигатели. Самарские моторостроители предлагали НК-56 с тягой 18 тонн и степенью двухконтурности около пяти, поступивший на испытания в 1980 году, а затем – еще более совершенный НК-64 с крейсерским расходом 0,54 кг/кгс*ч (против 0,739 у НК-86). Однако в итоге было решено ориентироваться на пермский ПС-90 как универсальный для четырехмоторных «илов» и двухдвигательного Ту-204.
Проект Ил-86Д («дальнемагистральный») заложил основу для создания значительно более продвинутого Ил-96-300 с новым крылом увеличенного размаха (увеличение на десять метров, с 48 у Ил-86) и площадью 350 квадратных метров (против 320) с уменьшенным на пять градусов углом стреловидности. Длина самолета 55 метров получилась путем укорачивания цилиндрической части фюзеляжа на пять с половиной метров. Вместимость сократилась с 300-350 пассажиров до 235-262 в зависимости от конфигурации салона. Максимальная взлетная масса выросла с 215 до 230, а впоследствии – 250 тонн. Первый полет Ил-96-300 совершил 28 сентября 1988 года и получил сертификат летной годности 29 декабря 1992 года.
Следующим шагом в развитии широкофюзеляжных авиалайнеров марки стал Ил-96М/Т с американскими моторами Pratt&Whitney PW-2337 (тягой 17400кгс, удельным расходом на крейсерском режиме 0,563 кг/кгс*ч, степень двухконтурности 6), а затем – его полностью российская версия Ил-96-400М с ПС-90А1. Длина самолета возросла путем цилиндрической вставки 10,5 метров (5 метров к Ил-86), максимальная взлетная масса увеличилась до 270-275 тонн, площадь крыла – до 391,6 квадратных метров.
Перспективными планами на основе Ил-86 и его развития Ил-96 предполагалось создать обширное семейство унифицированных самолетов, по типу того как поступают Airbus и Boeing. Включить в него хотели как сверх вместительный Ил-96-550 с числом кресел около полутысячи, так и двухмоторный Ил-98 в комплектации с двигателями PW-4082 или НК-92/93.
Завершая рассказ об Ил-86 подчеркнем, что создание первого отечественного авиалайнера с широким фюзеляжем позволило советскому авиапрому сделать очередной шаг вперед в своем развитии, а Аэрофлоту – значительно повысить объемы и безопасность воздушных перевозок. На основе этой машины с сохранением секций фюзеляжа был разработан дальнемагистральный Ил-96-300 и его удлиненный вариант Ил-96-400М.
Всего за двадцать лет производства (пара крайних машин вышла из сборочного цеха в 1995 и 1997 году) воронежский авиазавод выпустил сто три Ил-86, включая вариант спецназначения Ил-86ВКП («воздушный командный пункт», также известен как Ил-80).
С учетом опытных машин и развития в лице Ил-96, общее число построенных самолетов семейства достигает 136. Согласно планам ОАК и правительства России, производство широкофюзеляжных «илов» в Воронеже продолжится выпуском улучшенного варианта Ил-96-400М сначала с ПС-90А1, а затем – пермским двигателем следующего поколения ПД-14.
Коммерческая эксплуатация базового Ил-86 завершилась шесть лет назад, но его специальные варианты продолжают выполнять полеты в государственной авиации. Насколько известно, в строю и на хранении находятся несколько «воздушных командных пунктов». Получается, что спустя сорок лет после подъема первого серийного Ил-86 воронежской постройки, отдельные экземпляры этого выдающегося авиалайнера «Советский аэробус» продолжает верой и правдой служить своей стране.
Полная или частичная публикация материалов сайта возможна только с письменного разрешения редакции Aviation EXplorer.
Авиационная ракета Р-98 (К-98) | Ракетная техника
- Ракетная техника
- Каталог
- Авиационная ракета Р-98 (К-98)
Авиационная ракета средней дальности К-98 разрабатывалась как глубокая модернизация ракеты К-8М и предназначалась для усовершенствованного варианта Су-11 — перехватчика Т-58, заданного февральским Постановлением СМ СССР 1962 г.
Основным направлением модернизации К-8М являлось: обеспечение возможности пуска ракет при атаке цели не только с задней, но и с передней полусферы, повышение помехоустойчивости и боевой эффективности. Первые проработки по соответствующей модификации ракеты под обозначением К-8М-2, предназначенной для применения с Т-3 и Як-28, были выполнены в 1961г. Впоследствии первоначальное наименование сменилось на К-98 («изделие 56»).
В 1963 г. была выпущена 31 ракета, начаты облеты Ил-28, Ту-16 и Як-28, подтвердившие возможность применения «радийных» ракет с передней полусферы, проведены два первых пуска ракет с тепловой ГСН по парашютной мишени М-6 на высотах 10 и 15 км.
В 1964 г. в ходе испытаний комплекса Т-58-98 были получены результаты, позволившие дать рекомендации о принятии на вооружение. В частности, было проведено 10 пусков телеметрических ракет по мишеням М-6 и ПМ-4108, 13 пусков боевых ракет (включая семь К-8М-1) с задней полусферы по мишеням Ил-28 и Як-25 и семь — по Ил-28 с передней полусферы, при этом все самолеты-мишени были сбиты. Не менее успешно шли испытания К-98 на Як-28П.
Ракеты оснащались новыми радиолокационными головками самонаведения ПАРГ-14ВВ, более соответствующими условиям применения на малых высотах. В частности, успешно прошли 14 пусков по Ил-28 на высотах 500…700 м. Все мишени были сбиты и при пусках ракет с передней полусферы на высотах от 7000 до 17000 м. Так же успешно проходили и войсковые испытания с пусками ракет по мишеням Ла-17 и МиГ-17. Государственные испытания завершились в июне 1964 г.
В соответствии с Постановлением от 30 апреля 1965 г. № 365-131 на вооружение поступил комплекс перехвата Су-15-98 на базе перехватчика Су-15 (Т-58-2) с РЛС РП-15 («Орел-ДМ»), оснащенного ракетами Р-98 (К-98).
Ракеты подвешивались по одной под каждой консолью крыла на пусковых устройствах ПУ-1-8. Обычный вариант подвески включал одну ракету Р-98Р с полуактивной радиолокационной головкой самонаведения и одну ракету Р-98Т с тепловой головкой самонаведения С1Д-58. Пуск ракет возможен как по одной, так и залпом.Ракеты Р-98 с полуактивной РЛГСН впервые в СССР допускали применение не только с задней, но и с передней полусферы цели. В последнем случае на больших высотах дальность пусков по целям со скоростью до 2000 км/час возросла до 18 км при высоте цели от 5 до 18 км. При пусках вдогон цели максимальная дальность осталась на прежнем уровне — 14 км, что и следовало ожидать при использовании все того же двигателя типа ПРД-25. При пусках в заднюю полусферу для ракет с обоими типами ГСН обеспечивалась высота применения от 500м до 23000 м. Превышение цели над перехватчиком могло достигать 3 км.
Однако, несмотря на принятие на вооружение, для обеспечения успешного применения ракет Р-98 комплекс потребовал внедрения ряда доработок и проведения дополнительных испытаний, осуществленных в 1965. .1967 гг.
Следующий этап совершенствования перехватчиков ОКБ Сухого первоначально связывался с применением новой РЛС «Коршун-58» и ракет К-58 («изделие 57») с «радийной» ГСН ПАРГ-16ВВ и двигателем ПРД-143. Однако, в связи с задержками в разработке «Коршуна-58» в 1968 г. было принято решение о внедрении на Су-15 усовершенствованного варианта РЛС «Смерч-АС», получившей название «Тайфун». Ракета стала именоваться — К-98М, сохранив «несекретное» обозначение «изделие 57».
Проводившиеся с января 1969 г, заводские испытания нового варианта самолета, получившего наименование Су-15Т, выявили необходимость доработки бортовой РЛС. На государственные испытания, начавшиеся в августе 1970 г, был представлен уже самолет Су-15ТМ с РЛС «Тайфун-М». В апреле 1973 г. госиспытания завершились с рекомендацией о принятии на вооружение.
21 января 1975 г. по Постановлению № 72-26 новая модификация перехватчика была принята на вооружение и официально получила наименование Су-15ТМ, радиолокатор — РП-26. Усовершенствованные ракеты К-98М получили индекс Р-98М.
К-98М отличались повышенной помехозащищённостью ГСН и расширенным диапазоном пуска. Минимальная высота пуска ракеты Р-98МТ по сравнению с Р-98Т в передней полусфере снизилась с 5.000 до 2.000 м, а максимальная – увеличилась с 18.000 до 21.000 м (в задней полусфере – с 23.000 до 24.000 м).
Применялись ракеты на истребителях-перехватчиках Су-11, Су-15ТМ, Су-15УМ, Су-17М (только Р-98МТ).
Ракетами Р-98 в сложных метеоусловиях и ночью были сбиты южнокорейские «Боинги», нарушившие воздушную границу СССР в 1978 и 1983 г.г. Первый из них ракета поразила в облаках над Кольским полуостровом и поврежденный самолет смог произвести вынужденную посадку (причем в горячке атаки пилот Су-15, видевший «Боинг-707» только на экране РЛС, выпустил и оставшуюся ракету по «отделившейся второй цели» — отломившейся консоли крыла нарушителя). По второму — «Боингу-747» — обе ракеты, тепловая и «радийная», были выпущены с расстояния 11 км ночью, поразили фюзеляж и один из двигателей.
Состав:
Ракета К-98 («изделие 56») была выполнена по аэродинамической схемe «утка» с элеронами на крыльях (см. проекции).
Ракета Р-98 (Р-98М) технологически делится на 4 последовательно расположенных отсека. Крепление хвостового отсека — фланцевое, остальные межотсечные стыки — телескопического типа.
Ракеты с тепловой и «радийной» ГСН отличаются только первыми отсеками. В радиолокационной головке самонаведения ПАРГ-15 ракеты Р-98Р введена обращенная к земле компенсационная антенна для улучшения соотношения сигнал — фон и повышения дальности действия на малых высотах. Это потребовало стабилизации ракеты по крену в схеме X независимо от крена самолета в момент пуска. На ракете Р-98Т с тепловой ГСН в первом отсеке устанавливается шар-баллон со сжатым азотом для охлаждения инфракрасного приемника. Захват цели ракетами ГСН обоих типов осуществлялся на подвесе под носителем. Метод наведения — пропорциональное наведение.
На передней части корпуса второго отсека расположены аэродинамические рули, при этом цельноповоротные консоли, лежащие в одной плоскости, кинематически связаны между собой и задействуются от одной рулевой машинки пневматического привода.
Третий отсек представляет собой камеру сгорания однорежимного РДТТ ПРД-25. Заряд двигателя выполнен из баллиститного топлива РНДСИ-5К (РАМ-10К). Удлиненное сопло РДТТ проходит по центру четвертого, хвостового отсека, а по его периферийной части расположены торовые баллоны со сжатым воздухом для питания рулевых машин привода.
На Су-15 ракеты подвешивались на ПУ-1-8, на Су-15ТМ — на унифицированных ПУ-2-8, позволявших использовать также НАР и бомбы.
Характеристики:
Р-98 | Р-98М | |
Максимальная скорость поражаемой цели, км/ч в передней полусфере (ППС) в задней полусфере (ЗПС) | 2000 1800 | 2500 1800 |
Диапазон высот поражения цели, км | 0,5. ..23 | 0,5…24 |
Максимальная дальность пуска,км в передней полусфере в задней полусфере | 18 14 | 24 14 |
Минимальная дальность пуска,км ЗПС | 1,8 | 1,8 |
Перегрузка перехватываемой цели, ед | 2,0 | 2,0 |
Масса, кг | 292 | 301 |
Масса БЧ, кг | 40 | 39 |
Диаметр корпуса, м | 0,275 | |
Длина, м | 4.17 | 4.22 |
Размах оперения, м | 1,22 | |
Энерговооруженность, кгс/кг | 66 | |
Целеуказание головке: РГС — ТГС — | φ цу = ± 60° φ цу = ± 30° |
Источники:
- Бисноват Матус Рувимович – главный конструктор ОКБ-4 (КБ «Молния»)
- «Авиация ПВО России и научно-технический прогресс». 2005 г.
- «Авиация и Космонавтика» №8 2002 г.
Классификация:
Дальность:
21 км.
Год разработки:
1965
Аналоги по назначению и базированию:
Содержание мелкодисперсного ила и глины является основным фактором, определяющим максимальное накопление C и N в почвах: мета-анализ
1. Balesdent J. Значение органических сепарантов для динамики углерода и ее моделирование в некоторых культивируемых почвах. Евро. J. Почвоведение. 1996; 47: 485–493. doi: 10.1111/j.1365-2389.1996.tb01848.x. [CrossRef] [Google Scholar]
2. Baldock JA, Skjemstad JO. Роль почвенной матрицы и минералов в защите природных органических материалов от биологического нападения. Орг. Геохим. 2000;31:697–710. doi: 10.1016/S0146-6380(00)00049-8. [CrossRef] [Google Scholar]
3. von Lützow M, et al. Стабилизация органического вещества в почвах умеренного пояса: механизмы и их значение в различных почвенных условиях — обзор. Евро. J. Почвоведение. 2006; 57: 426–445. doi: 10.1111/j.1365-2389.2006.00809.x. [CrossRef] [Google Scholar]
4. Beare MH, et al. Оценка способности стабилизации органического углерода и дефицита насыщения почв: тематическое исследование Новой Зеландии. Биогеохимия. 2014; 120:71–87. doi: 10.1007/s10533-014-9982-1. [CrossRef] [Google Scholar]
5. Feng W, Plante A, Six J. Улучшение оценок максимальной стабилизации органического углерода мелкими частицами почвы. Биогеохимия. 2013; 112:81–93. doi: 10.1007/s10533-011-9679-7. [CrossRef] [Google Scholar]
6. Schulten H-R, Leinweber P. Влияние длительного удобрения навозом на органическое вещество почвы: характеристики гранулометрических фракций Biol. Ферт. Земля. 1991; 12:81–88. doi: 10.1007/BF00341480. [Перекрестная ссылка] [Академия Google]
7. Сикс Дж., Конант Р.Т., Пол Э.А., Пустян К. Механизмы стабилизации органического вещества почвы: последствия для насыщения почв углеродом. Растительная почва. 2002; 241:155–176. doi: 10.1023/A:1016125726789. [CrossRef] [Google Scholar]
8. Kirkby CA, et al. Стабильное органическое вещество почвы: сравнение соотношения C:N:P:S в почвах Австралии и других стран мира. Геодерма. 2011; 163:197–208. doi: 10.1016/j.geoderma.2011.04.010. [CrossRef] [Google Scholar]
9. Matus F, Lusk C, Maire CR. Влияние состава почвы, уровня поступления углерода и качества подстилки на свободное органическое вещество и минерализацию азота в чилийских тропических лесах и сельскохозяйственных почвах. Комм. Почвовед. Анальный завод. 2008;39: 187–201. doi: 10.1080/00103620701759137. [CrossRef] [Google Scholar]
10. Gregorich EG, Beare MH, McKim UF, Skjemstad JO. Химическая и биологическая характеристика физически незакомплексованного органического вещества. Земля. науч. соц. Являюсь. Дж. 2006; 70: 975–985. doi: 10.2136/sssaj2005.0116. [CrossRef] [Google Scholar]
11. Moni C, Derrien D, Hatton P-J, Zeller Z, Kleber M. Доли плотности по сравнению с размерами разделителей: Изолирует ли физическое фракционирование функциональные почвенные компартменты? Биогеонауки. 2012;9: 5181–5197. doi: 10.5194/bg-9-5181-2012. [CrossRef] [Google Scholar]
12. Mikutta R, et al. Биодеградация органического вещества лесной подстилки, связанного с минералами посредством различных механизмов связывания. Геохим. Космохим. Акта. 2007; 71: 2569–2590. doi: 10.1016/j.gca.2007.03.002. [CrossRef] [Google Scholar]
13. Кале М., Клебер М., Ян Р. Прогнозирование содержания углерода во фракциях иллитовой глины по площади поверхности, емкости катионного обмена и экстрагируемого дитионитом железа. Евро. J. Почвоведение. 2002;53:639–644. doi: 10.1046/j.1365-2389.2002.00487.x. [CrossRef] [Google Scholar]
14. Майер Л.М. Отношения между минеральными поверхностями и концентрациями органического углерода в почвах и отложениях. хим. геол. 1994; 114:347–363. doi: 10.1016/0009-2541(94)
-9. [CrossRef] [Google Scholar]15. Вагай В., Майер Л.М., Китаяма К. Степень и характер органического покрытия поверхности почвенных минералов оцениваются с помощью газосорбционного подхода. Геодерма. 2009; 149: 152–160. doi: 10.1016/j.geoderma.2008.11.032. [Перекрестная ссылка] [Академия Google]
16. Curtin D, Michael AB, Beare H, Qiu W. Влияние текстуры на стабилизацию и накопление углерода в новозеландских почвах, содержащих преимущественно глины 2:1. Почва Res. 2015;54:30–37. дои: 10.1071/SR14292. [CrossRef] [Google Scholar]
17. Кайзер К., Гуггенбергер Г. Минеральные поверхности и органическое вещество почвы. Евро. J. Почвоведение. 2003; 54: 219–236. doi: 10.1046/j.1365-2389.2003.00544.x. [CrossRef] [Google Scholar]
18. Triberti L, et al. Могут ли минеральные и органические удобрения помочь улавливать углекислый газ на пахотных землях? Евро. Дж. Агрон. 2008;29: 13–20. doi: 10.1016/j.eja.2008.01.009. [CrossRef] [Google Scholar]
19. Rasmussen C, et al. Помимо глины: к улучшенному набору переменных для прогнозирования содержания органического вещества в почве. Биогеохимия. 2018; 137: 297–306. doi: 10.1007/s10533-018-0424-3. [CrossRef] [Google Scholar]
20. Wiesmeier M, et al. Емкость хранения углерода в полузасушливых пастбищных почвах и потенциал связывания в Северном Китае. Глоб. Изменить биол. 2015;21:3836–3845. doi: 10.1111/gcb.12957. [PubMed] [CrossRef] [Академия Google]
21. Фэн В., Планте А.Ф., Ауфденкампе А.К., Сикс Дж. Стабильность органического вещества почвы в органо-минеральных комплексах в зависимости от увеличения содержания углерода. Почвенная биол. Биохим. 2014;69:398–405. doi: 10.1016/j.soilbio.2013.11.024. [CrossRef] [Google Scholar]
22. Oades JM. Сохранение органического вещества в почвах. Биогеохимия. 1988; 5: 35–70. doi: 10.1007/BF02180317. [CrossRef] [Google Scholar]
23. Хассинк Дж. Способность почв сохранять органический C и N за счет их ассоциации с частицами ила и глины. Растительная почва. 1997;191:77–87. doi: 10.1023/A:1004213929699. [CrossRef] [Google Scholar]
24. Quijano L, Johan S, Navas A, Van Oost K. Влияние почвенного перераспределения на стабильность почвенных агрегатов и содержание органического углерода в культивируемых почвах Средиземноморья. Геофиз. Рез. Абстр. 2019; 21:1–1. [Google Scholar]
25. Kool D, Haegeun C, Tate KR, Ross DJ, Newton PDD, Six J. Иерархическое насыщение запасов углерода в почве вблизи природного источника CO 2 . Глоб. Изменить биол. 2007; 13:1282–1293. doi: 10.1111/j.1365-2486.2007.01362.x. [Перекрестная ссылка] [Академия Google]
26. Barré P, Angers DA, Basile-Doelsch I, 2017. Идеи и перспективы: можем ли мы использовать дефицит насыщения почвы углеродом для количественной оценки потенциала накопления углерода в почве или нам следует изучить другие стратегии? Биогеология. Обсуждать. [CrossRef]
27. Cai A, Feng W, Zhang W, Xu M. Климат, структура почвы и типы почвы влияют на вклад мелкодисперсного стабилизированного углерода в общий органический углерод почвы при различных видах землепользования в Китае. Дж. Окружающая среда. Управление 2016; 172:2–9. doi: 10.1016/j.jenvman.2016.02.009. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
28. Plante A, et al. Влияние гранулометрического состава почвы на распределение органического вещества почвы по физическим и химическим фракциям. Почвовед. соц. Являюсь. Дж. 2006; 70: 287–296. doi: 10.2136/sssaj2004.0363. [CrossRef] [Google Scholar]
29. Картер М.Р., Анже Д.А., Грегорич Э.Г., Болиндер М.А. Характеристика удержания органического вещества в поверхностных почвах восточной Канады с использованием фракций плотности и размера частиц. Может. J. Почвоведение. 2003; 83:11–23. doi: 10.4141/S01-087. [Перекрестная ссылка] [Академия Google]
30. Котруфо М.Ф., Раналли М.Г., Хаддикс М.Л., Сикс Дж., Лугато Э. Накопление углерода в почве, обусловленное твердыми и связанными с минералами органическими веществами. Нац. геоск. 2019;12:989–994. doi: 10.1038/s41561-019-0484-6. [CrossRef] [Google Scholar]
31. Кайзер М., Берхе А.А. Как ультразвук влияет на минеральные и органические составляющие почвенных агрегатов? Обзор. J. Питательные вещества для растений. Почвовед. 2014; 177: 479–495. doi: 10.1002/jpln.201300339. [CrossRef] [Google Scholar]
32. Poeplau C, et al. Выделение фракций органического углерода с различной скоростью оборота в сельскохозяйственных почвах умеренного пояса — комплексное сравнение методов. Почвенная биол. Биохим. 2018; 125:10–26. doi: 10.1016/j.soilbio.2018.06.025. [Перекрестная ссылка] [Академия Google]
33. Yang MX, Drury CF, Reynolds WD, Mactavish DC. Использование ультразвука для определения распределения частиц почвы и органического вещества по размерам. Может. J. Почвоведение. 2009; 89: 413–419. doi: 10.4141/cjss08063. [CrossRef] [Google Scholar]
34. Inagaki TM, Mueller CW, Lehmann J, Kögel-Knabner I. Реагрегация андозольной глины, наблюдаемая на микроуровне во время фракционирования физического органического вещества. J. Питательные вещества для растений. Почвовед. 2019; 182: 145–148. doi: 10.1002/jpln.201800421. [Перекрестная ссылка] [Академия Google]
35. Хассинк Дж., Уитмор А.П. Модель физической защиты органического вещества в почвах. Земля. науч. соц. Являюсь. Дж. 1997; 61: 131–139. doi: 10.2136/sssaj1997.03615995006100010020x. [CrossRef] [Google Scholar]
36. Riley WJ, et al. Длительное время пребывания быстроразлагаемого органического вещества почвы: применение многофазной, многокомпонентной модели с вертикальным разрешением (BAMS1) к динамике углерода в почве. Geosci. Модель Дев. 2014;7:1335–1355. doi: 10.5194/gmd-7-1335-2014. [Перекрестная ссылка] [Академия Google]
37. Аренс Б., Браахекке М.С., Гуггенбергер Г., Шрампф М., Райхштейн М. Вклад сорбции, переноса DOC и микробных взаимодействий в возраст 14 C профиля органического углерода почвы: выводы из калиброванной модели процесса. Почвенная биол. Биохим. 2015; 88: 390–402. doi: 10.1016/j.soilbio.2015.06.008. [CrossRef] [Google Scholar]
38. Dwivedi D, et al. Абиотический и биотический контроль органо-минеральных взаимодействий в почве: разработка модельных структур для анализа того, почему сохраняется органическое вещество почвы. Преподобный Минерал. Геохим. 2019;85:329–348. doi: 10.2138/rmg.2019.85.11. [CrossRef] [Google Scholar]
39. Diekow J, et al. Запасы углерода и азота в физических фракциях субтропического акрисоля под влиянием долгосрочных систем возделывания культур с нулевой обработкой почвы и внесения азотных удобрений. Растительная почва. 2005; 268:319–328. doi: 10.1007/s11104-004-0330-4. [CrossRef] [Google Scholar]
40. Virto I, Barré P, Chenu C. Микроагрегация и накопление органического вещества в масштабе ила. Геодерма. 2008; 146: 326–335. doi: 10.1016/j.geoderma.2008.05.021. [Перекрестная ссылка] [Академия Google]
41. Либерати А. и др. Заявление PRISMA для представления систематических обзоров и метаанализов исследований, оценивающих медицинские вмешательства: объяснение и разработка. ПЛОС Мед. 2009 г.: 10.1371/journal.pmed.1000100. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
42. Anderson DW, Saggar S, Bettany RJ, Stewarts JWB. Гранулометрические фракции и их использование в исследованиях органического вещества почв: I. Природа и распределение форм углерода, азота и серы. Почвовед. соц. Являюсь. 1981;45:767–772. doi: 10.2136/sssaj1981.03615995004500040018x. [CrossRef] [Google Scholar]
43. Анже Д.А., Н’Даегамие А. Влияние внесения навоза на содержание углерода, азота и углеводов в илистом суглинке и фракции его частиц по размеру. биол. Ферт. Почвы. 1991; 11: 79–82. doi: 10.1007/BF00335840. [CrossRef] [Google Scholar]
44. Catroux G, Schnitzer M. Химические, спектроскопические и биологические характеристики органического вещества в фракциях размера частиц, выделенных из Aquoll. Земля. науч. соц. Являюсь. Дж. 1987;51:1200–1207. doi: 10.2136/sssaj1987.03615995005100050020x. [CrossRef] [Google Scholar]
45. Elustondo J, Angers DA, Laverdière MR, N’Dayegamiye A. Сравнительный анализ агрегации и органического материала, связанного с гранулометрическими фракциями септ-солей, су-культуры де-маиса или в прериях . Может. J. Почвоведение. 1990; 70: 395–402. doi: 10.4141/cjss90-039. [CrossRef] [Google Scholar]
46. Григорич Э.Г., Качаноский Г.Р., Вороней Р.П. Ультразвуковое диспергирование агрегатов распределения органического вещества по размерным фракциям. Может. J. Почвоведение. 1988;68:395–403. doi: 10.4141/cjss88-036. [CrossRef] [Google Scholar]
47. Leinweber P, Reuter G. Влияние различных методов удобрения на концентрации органического углерода и азота в фракциях размера частиц в течение 34 лет эксперимента по почвообразованию в суглинистом мергеле. биол. Ферт. Земля. 1992; 13: 119–124. doi: 10.1007/BF00337346. [CrossRef] [Google Scholar]
48. Mc Keague JA. Органическое вещество в гранулометрических и удельных фракциях некоторых горизонтов Ah. Может. J. Почвоведение. 1971;51:499–505. doi: 10.4141/cjss71-065. [CrossRef] [Google Scholar]
49. Matus F, Maire CR. Взаимодействие между органическим веществом почвы, механическим составом почвы и скоростью минерализации углерода и азота. Агр. Тек. 2000;60:112–126. [Google Scholar]
50. Matus F, et al. Воздействие землепользования на физическую фракцию органического вещества почвы на трех холмах Феррасоли в Мексике. Чилиец Дж. Агрик. Рез. 2011;71:283–292. doi: 10.4067/S0718-58392011000200014. [CrossRef] [Академия Google]
51. Шан С., Тиссен Х. Стабилизация органического вещества в двух полузасушливых тропических почвах: размер, плотность и магнитное разделение. Земля. науч. соц. Являюсь. Дж. 1998; 62:1247–1257. doi: 10.2136/sssaj1998.03615995006200050015x. [CrossRef] [Google Scholar]
52. Tiessen H, Stewart JWB. Гранулометрические фракции и их использование в исследованиях органического вещества почв: II. Воздействие культивирования на состав органического вещества по размерным фракциям. Почвовед. соц. Являюсь. Дж. 1983; 47: 509–514. дои: 10.2136/sssaj1983.03615995004700030023x. [CrossRef] [Google Scholar]
53. Турченек Л.В., Оадес Дж.М. Фракционирование органо-минеральных комплексов методами седиментации и плотности. Геодерма. 1979; 21: 311–343. doi: 10.1016/0016-7061(79)
-3. [CrossRef] [Google Scholar]54. Schmidt MWI, Rumpel C, Kögel-Knabner I. Оценка процедуры ультразвукового диспергирования для выделения первичных органо-минеральных комплексов из почв. Евро. J. Почвоведение. 1999; 50:87–94. doi: 10.1046/j.1365-2389.1999.00211.x. [Перекрестная ссылка] [Академия Google]
55. Балабане М., Планте А.Ф. Агрегация и хранение углерода в илистой почве с использованием методов физического фракционирования. Евро. J. Почвоведение. 2004; 55: 415–427. doi: 10.1111/j.1351-0754.2004.0608.x. [CrossRef] [Google Scholar]
56. Кристенсен Б.Т. Углерод и азот в гранулометрических фракциях, выделенных из пахотных почв Дании с помощью ультразвукового диспергирования и гравитационного осаждения. Акта Агрик. Сканд. 1985; 35: 175–187. doi: 10.1080/00015128509435773. [CrossRef] [Google Scholar]
57. Кристенсен Б.Т. Разлагаемость органического вещества в гранулометрических фракциях полевых почв с заделкой соломы. Почвенная биол. Биохим. 1987;19:429–435. doi: 10.1016/0038-0717(87)
-4. [CrossRef] [Google Scholar]
58. Кристенсен С., Кристенсен Б.Т. Органическое вещество, доступное для денитрификации в различных фракциях почвы: влияние циклов замораживания/оттаивания и удаление соломы. J. Почвоведение. 1991; 42: 637–647. doi: 10.1111/j.1365-2389.1991.tb00110.x. [CrossRef] [Google Scholar]
59. Чешир М.В., Кристенсен Б.Т., Соренсен Л.Х. Меченые и нативные сахара в гранулометрических фракциях из почв, инкубированных с соломой 14 C в течение от 6 до 18 лет. J. Почвоведение. 1990;41:29–39. doi: 10.1111/j.1365-2389.1990.tb00042.x. [CrossRef] [Google Scholar]
60. Guggenberger G, Christensen BT, Zech W. Влияние землепользования на состав органического вещества в частицах почвы: I. Лигнин и углеводная подпись. Евро. J. Почвоведение. 1994; 45: 149–458. doi: 10.1111/j.1365-2389.1994.tb00530.x. [CrossRef] [Google Scholar]
61. Bonde TA, Christensen BT, Cerri CC. Динамика органического вещества почвы, отраженная естественным содержанием 13 C в гранулометрических фракциях лесных и культурных оксисолей. Почвенная биол. Биохим. 1992;24:275–277. doi: 10.1016/0038-0717(92)
-U. [CrossRef] [Google Scholar]
62. Balesdent J, Besnard E, Arrouays D, Chenu C. Динамика содержания углерода в гранулометрических фракциях почвы в последовательности лесоразведения. Растительная почва. 1998; 201:49–57. doi: 10.1023/A:1004337314970. [CrossRef] [Google Scholar]
63. Чичестер Ф.В. Азот в почвенно-минеральных фракциях осадконакопления. Почвовед. 1969; 107: 356–363. doi: 10.1097/00010694-196905000-00008. [Перекрестная ссылка] [Академия Google]
64. Оадес Дж.М., Уотерс А.Г. Агрегатная иерархия в почвах. Ауст. Дж. Рез. почвы. 1991; 29: 815–824. doi: 10.1071/SR9910815. [CrossRef] [Google Scholar]
65. Оортс К., Ванлау С., Рекус С., Меркс Р. Перераспределение твердых частиц органического вещества во время ультразвукового диспергирования сильно выветрелых почв. Евро. J. Почвоведение. 2005; 56: 77–91. doi: 10.1111/j.1351-0754.2004.00654.x. [CrossRef] [Google Scholar]
66. Каравака Ф., Лакс А., Альбаладехо Дж. Органическое вещество, содержание питательных веществ и емкость катионного обмена в тонких фракциях полуаридных известковых почв. Геодерма. 1999;93:161–176. doi: 10.1016/S0016-7061(99)00045-2. [CrossRef] [Google Scholar]
67. Асано М., Рота В. Доказательства агрегированной иерархии в микро- и субмикронных масштабах в аллофании. Андисол Геодерма. 2014; 216:62–74. doi: 10.1016/j.geoderma.2013. 10.005. [CrossRef] [Google Scholar]
68. Соломон Д., Фрицше Ф., Текалигн М., Леманн Дж., Зек В. Состав органического вещества почвы в субгумидных горных районах Эфиопии под влиянием обезлесения и управления сельским хозяйством. Земля. науч. соц. Являюсь. Дж. 2002; 66: 68–82. doi: 10.2136/sssaj2002.6800. [Перекрестная ссылка] [Академия Google]
69. Соломон Д., Леманн Дж., Зех В. Влияние землепользования на свойства органического вещества почвы хромовых лювисолей в полузасушливой северной Танзании: углерод, азот, лигнин и углеводы. Агр. Экосит. Окружающая среда. 2000; 78: 203–213. doi: 10.1016/S0167-8809(99)00126-7. [CrossRef] [Google Scholar]
70. Amelung W, Zech W, Zhang X, Follett RF, Tiessen H, Knox E, Flach K-W. Пулы углерода, азота и серы во фракциях размера частиц под влиянием климата. Земля. науч. соц. Являюсь. Дж. 1988; 62: 172–181. дои: 10.2136/sssaj1998.03615995006200010023x. [CrossRef] [Google Scholar]
71. Feller C, Casabianca H, Cerri C. Renouvellement du carbone desfractions granulométriques forestier (Brésil) mi en Culture de Canne à sucre d’un sol Ferrallitique Étude par le 13 C en обилие природы. Cahiers ORSTOM, Série Pédologie. 1991; 26: 365–369. [Google Scholar]
72. Роско Р., Буурман П., Велторст Э.Дж. Разрушение почвенных агрегатов различным количеством ультразвуковой энергии при фракционировании органического вещества глины Latosol: углерод, азот и δ 13 Распределение C по гранулометрическим фракциям. Евро. J. Почвоведение. 2000;51:445–454. doi: 10.1046/j.1365-2389.2000.00321.x. [CrossRef] [Google Scholar]
73. Amelung W, Zech W. Минимизация разрушения органического вещества во время фракционирования эпипедонов пастбищ по размеру частиц. Геодерма. 1999; 92:73–85. doi: 10.1016/S0016-7061(99)00023-3. [CrossRef] [Google Scholar]
74. Кристенсен Б.Т. Физическое фракционирование почвы и органического вещества по размерам первичных частиц и плотности разделяет. Доп. Почвовед. 1992;20:1–90. [Google Scholar]
75. Arrouays D, Deslais W, Badeau V. Содержание углерода в верхнем слое почвы и его географическое распределение во Франции. Почвопользователь Человек. 2001; 17:7–11. doi: 10.1111/j.1475-2743.2001.tb00002.x. [CrossRef] [Google Scholar]
76. Matus FJ, Escudey M, Förster JE, Gutiérrez M, Chang AC. Подходит ли метод Уокли-Блэка для определения органического углерода в чилийских вулканических почвах? Комм. Почвовед. Анальный завод. 2009; 40:11–12. doi: 10.1080/00103620902896746. [Перекрестная ссылка] [Академия Google]
77. Брауэр М., Кертин Дж.Дж. Линейные модели смешанных эффектов и анализ ненезависимых данных: унифицированная структура для анализа категориальных и непрерывных независимых переменных, которые варьируются внутри субъектов и / или внутри элементов. Психологические методы. Доп. Интернет-издание. 2017 г.: 10.1037/met0000159. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
78. Stewart CE, Plante AF, Paustian K, et al. Насыщение почвы углеродом: связывающая концепция и измеримые запасы углерода. Почвовед. Общество Ам. Дж. 2008; 72:379–392. doi: 10.2136/sssaj2007.0104. [CrossRef] [Google Scholar]
79. Matus F, et al. Насыщенность углеродом илистых и глинистых частиц в почвах с контрастным минералогическим составом. Терра Латиноамерикана. 2016; 34:311–319. [Google Scholar]
80. Monreal CM, Kodama H. Влияние агрегатной архитектуры и минералов на среду обитания и органическое вещество почвы. Может. J. Почвоведение. 1997; 77: 367–377. doi: 10.4141/S95-063. [CrossRef] [Google Scholar]
81. Анже Д.А., Арроуэ Д., Саби Н.П.А., Уолтер С. Оценка и картирование дефицита насыщения углеродом верхних слоев сельскохозяйственных почв Франции. Почвопользователь Человек. 2011; 27: 448–452. doi: 10.1111/j.1475-2743.2011.00366.x. [Перекрестная ссылка] [Академия Google]
82. Jolivet C, et al. Динамика органического углерода в частицах почвы отделяется от песчаных сподосолей при расчистке леса под посевы кукурузы. Евро. J. Почвоведение. 2003; 54: 257–268. doi: 10.1046/j.1365-2389.2003.00541.x. [CrossRef] [Google Scholar]
83. Guggenberger G, Zech W, Thomas RJ. Влияние землепользования на состав органического вещества в гранулометрических составах почвы I CPMAS и анализе ЯМР 13С раствора. Евро. J. Почвоведение. 1995; 46: 147–158. doi: 10.1111/j.1365-2389.1995.tb01821.x. [Перекрестная ссылка] [Академия Google]
84. Zhang X, et al. Воздействие землепользования на аминосахара в фракциях размера частиц аргиудолла. А. Экология почвы. 1999; 11: 271–275. doi: 10.1016/S0929-1393(98)00136-X. [CrossRef] [Google Scholar]
85. Кристенсен Б.Т., Соренсен Л.Х. Распределение природного и меченого углерода между фракциями размера частиц почвы, выделенными в результате длительных инкубационных экспериментов. J. Почвоведение. 1985; 36: 219–229. doi: 10.1111/j.1365-2389.1985.tb00326.x. [CrossRef] [Google Scholar]
86. Кристенсен Б.Т. Физическое фракционирование почвы и структурно-функциональная сложность круговорота органического вещества. Евро. J. Почвоведение. 2001; 52: 345–353. дои: 10.1046/j.1365-2389.2001.00417.х. [CrossRef] [Google Scholar]
87. Liang A, et al. Изменения органического углерода почв в гранулометрических фракциях при возделывании черноземов Китая. Обработка почвы Res. 2009; 105:21–26. doi: 10.1016/j.still.2009.05.002. [CrossRef] [Google Scholar]
88. Zhao L, Sun Y, Zhang X, Yang X, Drury CF. Почвенный органический углерод в частицах размером с глину и ил в китайских моллисолях: связь с прогнозируемой емкостью. Геодерма. 2006; 132:315–323. doi: 10.1016/j.geoderma.2005.04.026. [Перекрестная ссылка] [Академия Google]
89. Воробей Л.А., Белбин К.С., Дойл Р.Б. Органический углерод в илисто-глинистой фракции почв Тасмании. Почвопользователь Человек. 2006; 22: 219–220. doi: 10.1111/j.1475-2743.2006.00021.x. [CrossRef] [Google Scholar]
90. Feller C, Fritsch E, Poss R, Valentin C. Влияние текстуры на склад и динамику органических веществ в quelques sols ferrugineux et ferrallitiques (Afrique de l’Ouest, en частности) Cahiers ORSTOM. Серия Педология. 1991; 26: 25–36. [Академия Google]
91. McNally SR, et al. Потенциал депонирования почвенного углерода постоянными пастбищами и почвами непрерывного земледелия в Новой Зеландии. Глоб. Изменить биол. 2017; 23:4544–4555. doi: 10.1111/gcb.13720. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
92. Матус Ф., Амиго Х., Кристиансен С. Стабилизация алюминием регулирует уровень органического углерода в чилийских вулканических почвах. Геодерма. 2006; 132: 158–168. doi: 10.1016/j.geoderma.2005.05.005. [CrossRef] [Google Scholar]
93. Panichini M, et al. Понимание хранения углерода в вулканических почвах в выборочно вырубленных тропических лесах умеренного пояса. КАТЕНА. 2017; 302:76–88. [Академия Google]
94. Чуркович М., Кошец А. Эффект пузыря: включение поисковых систем в Интернет в систематические обзоры вносит систематическую ошибку в выборку и препятствует научной воспроизводимости. БМС Мед. Рез. Методол. 2018 г.: 10.1186/s12874-018-0599-2. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
95. Канадская комиссия по педологии (C.C.P.) Канадская система классификации почв. Оттава, Se muestran resultsados de Agriculture and Agri-Food Canada (AAFC), публикация № 1646, 170 (1978).
96. Канадская служба почвенной информации. http://sis.agr.gc.ca/cansis/ (по состоянию на июнь 2020 г.).
97. Фальстер, Д. С., Уортон, Д. И., Райт, И. Дж. (S) MATR: Стандартизированные тесты и процедуры по главной оси, версия 1.0. Департамент биологических наук, Университет Маккуори, Сидней, Австралия (2003 г.).
98. Walter SD, Yao X. Величина эффекта может быть рассчитана для исследований, сообщающих о диапазонах переменных результатов в систематических обзорах. Дж. Клин. Эпидемиол. 2007; 60: 849–852. doi: 10.1016/j.jclinepi.2006.11.003. [PubMed] [CrossRef] [Академия Google]
Ил: 2 62 мкм, 9 4φ
NASA/ADS
Ил: 2 62 мкм, 9 4φ
- Ассалай, А. М. ;
- Роджерс, C.D.F. ;
- Смолли, И. Дж. ;
- Джефферсон, И. Ф.
Аннотация
Частицы в более тонкозернистых обломочных отложениях обычно состоят из кварца. Они делятся на две категории размеров: песок (2 мм-62 мкм) и ил (62 мкм-2 мкм). Эти градации размеров скрывают важные геологические процессы, поскольку существует геологический контроль как за популяциями кварцевого песка, так и за иловыми популяциями. Природа песка в значительной степени определяется геохимическими реакциями, например, при охлаждении гранита, из которого он в конечном итоге высвобождается под действием выветривания. Кварц является одной из последних частей горной системы, которая затвердевает, и происходящая реакция, подобная эвтектике, гарантирует, что кварц существует в виде небольших кристаллических единиц, каждая из которых испытывает значительные напряжения при охлаждении и рекристаллизации.
- Публикация:
Обзоры наук о Земле
- Дата публикации:
- ноябрь 1998 г.
- DOI:
- 10.1016/S0012-8252(98)00035-Х
- Биб-код:
- 1998ESRв.