Содержание

Штурмовик Ил-2 (СССР) | Армии и Солдаты. Военная энциклопедия

  • Армии и Солдаты. Военная энциклопедия
  • Авиация
  • Военная авиация в период с 1937 по 1945 г.
  • Штурмовик Ил-2 (СССР)
  • «Краткая справка: Знаменитый советский штурмовик Ил-2 конструкции С. В. Ильюшина, прозванный «черной смертью». История создания, конструкция и модификации самого знаменитого штурмового самолета времен Второй Мировой войны»


    Штурмовик Ил-2 с пушками Ш-37 под крыльями

    В январе 1938 г. Сергей Владимирович Ильюшин обратился к правительству СССР с предложением построить разработанный в его КБ двухместный бронированный штурмовик, который по боевой эффективности превосходил самолеты, создававшиеся по программе «Иванов».

    В 1939-40 гг. было изготовлено два экземпляра самолета, получившего обозначение БШ-2 (ЦКБ-55). Однако приемочная комиссия не придала тогда должного внимания защищенности самолета со стороны хвостовой части. Обороноспособность принесли в жертву усиленному бронированию, пушечному вооружению, а главное – увеличенному радиусу действия, построив одноместный вариант. Переделанный самолет прошел испытания и под обозначением

    Ил-2 был запущен в производство сразу на трех заводах.

    Содержание

    • 1 Разработка и боевое применение штурмовика Ил-2
    • 2 Дальнейшее развитие штурмовика Ил-2
    • 3 Модификации штурмовика Ил-2
    • 4 Характеристики Ил-2
    • 5 Серьезные модификации штурмовика Ил-2

    Разработка и боевое применение штурмовика Ил-2

    Первые же бои показали высокую эффективность бортового оружия, исключительную живучесть самолета и надежность бронекорпуса. Располагая небольшим количеством штурмовиков Ил-2, командование использовало их для нанесения ударов по скоплениям бронетанковой техники противника, маршевым колоннам, на заправке, в предбоевых порядках.

    Практика боевой работы Ил-2 свидетельствовала об удачном подборе наступательного вооружения. Две пушки ШВАК (или ВЯ) при удачном выходе на цель позволяли уничтожить с дистанции 300-600 м один-два легких танка. Залповый пуск восьми снарядов РС-82 с дистанции 300-400 м был столь же эффективен. Более того, деморализующее воздействие ракетной атаки на противника было столь велико, что при появлении Ил-2 экипажи танков покидали свои машины.

    Боевая техника и транспорт поражались бомбами различного калибра – весом 250, 100, 50, 25, 15, 10, 2,5 или 1 кг в зависимости от характера цели. Пулеметы ШКАС использовались для истребления живой силы. Ил-2 был одним из немногих советских самолетов, получивших у противника собственное название – «Schwarz Tod» («Черная смерть»).

    Тем не менее немецкие истребители довольно быстро нашли «ахиллесову пяту» Ил-2. Практически с первых дней войны в ОКБ стала поступать информация о больших потерях штурмовиков, лишенных истребительного прикрытия.

    Штурмовик Ил-2

    Несмотря на хорошую бронезащиту и маневренность, одноместные Ил-2 были уязвимы. Истребитель противника в основном подходил сзади, сбоку и почти в упор – с расстояния 10-15 м – расстреливал кабину летчика Ил-2 из пушек и пулеметов. Но только в 1942 г. С.В.Ильюшину было предложено возвратиться к разработке двухместного штурмовика.

    Между тем, не дожидаясь новых машин, летно-технический состав некоторых штурмовых полков собственными силами, в полевых мастерских, переделывал свои Ил-2. Часть фонаря за кабиной пилота снималась, в фюзеляже делался вырез, на который монтировались турельная, шкворневая или самодельная пулеметные установки.

    Кроме того, летчики-штурмовики одноместных Ил-2 стали применять тактику нанесения ударов по наземным целям из так называемого «свободного круга», который при появлении истребителей противника перестраивался в замкнутый круг и каждый впереди идущий самолет прикрывался следующим за ним. Со временем были разработаны и другие тактические приемы борьбы Ил-2 с истребителями. Опытные пилоты, хорошо освоив свою машину, могли выполнять на ней фигуры высшего пилотажа и довольно успешно вести оборонительный воздушный поединок с истребителем противника.

    В октябре 1942 г. на Центральном фронте начались войсковые испытания первых серийных двухместных штурмовиков Ил-2 с пулеметом БТ. Было отмечено снижение потерь от атак истребителей противника, а также повышение эффективности боевого вылета, в котором летчик мог сосредоточиться на прицельном бомбометании и стрельбе. Однако теперь на одного погибшего летчика приходилось примерно 7 убитых стрелков.

    Дальнейшее развитие штурмовика Ил-2

    В ходе серийного выпуска повышалась мощность вооружения. С 1943 г. под крылом самолета начали устанавливать две пушки НС-37. Эффективность поражения бронетанковой техники особенно возросла с созданием малогабаритных противотанковых авиабомб ПТАБ-2,5-1,5 кумулятивного действия.

    При попадании в цель бомба весом в 1,5 кг прожигала броню толщиной до 70 мм. В бомбоотсеки Ил-2 помещалось до 192 авиабомб ПТАБ. Сброшенные в одном заходе, с высоты 75-100 м, они поражали объекты, в том числе практически все танки, на площади 15 х 70 м.

    Всего за годы войны предприятиями авиапромышленности было построено 36163 самолета Ил-2 всех модификаций.

    Основные модификации штурмовика Ил-2

    Модификации штурмовика Ил-2

    БШ-2 (ЦКБ-55, ДБШ) – двухместный бронированный штурмовик с двигателем АМ-35 (1350 л.с.). Конструкция смешанная: передняя часть фюзеляжа – бронекорпус; хвостовая часть – деревянная, выклеенная из березового шпона и фанеры; крыло и оперение – дюралюминиевые. Вооружение: четыре крыльевых пулемета ШКАС и один подвижный пулемет в кабине стрелка, 400-600 кг бомб. Госиспытания проводились в апреле 1940 г. Скорость у земли – 362 км/ч. Выпущено два экземпляра (№ 1 и № 2).

    ЦКБ-57 – опытный бронированный штурмовик, переделанный под установку двигателя АМ-38 (1600 л.с.). На ЦКБ-55 № 1 вместо кабины стрелка установили бензобак и 12-мм бронеперегородку, за фонарем размещался длинный непрозрачный обтекатель. Для улучшения продольной устойчивости центровку сместили вперед, консолям крыла придали стреловидность 5° и увеличили площадь стабилизатора. Вооружение осталось пулеметным. Испытания проводились в октябре 1940 г. Была достигнута скорость у земли 423 км/ч.

    ЦКБ-55П (пушечный) – модифицированный одноместный ЦКБ-55 № 2 с мотором АМ-38. Крыло было переделано под установку двух пушек ПТБ-23. Для улучшения обзора вперед двигатель опустили вниз на 175 мм, а сиденье и фонарь приподняли на 50 мм, соответственно, изменили обводы капота. Для защиты головы пилота сзади установили прозрачную броню и короткий прозрачный обтекатель, за форму которого самолет прозвали «Горбатый».
    Толщина листов бронекорпуса увеличена. Вооружение: две 23-мм пушки, два пулемета ШКАС, восемь снарядов РС-82. После испытаний в воздухе пушки было решено заменить из-за большой отдачи. Самолет с установленными серийными пушками ШВАК в январе 1941 г. получил обозначение Ил-2. В феврале — марте проводились госиспытания, на которых была получена скорость 433 км/ч у земли. В таком виде машина стала эталоном для серии.

    Ил-2 одноместный – серийный. Первый самолет был выпущен в марте 1941 г. и соответствовал эталону. В апреле на Ил-2 была испытана новая пушка ВЯ-23. Вооружение: две пушки ШВАК (до 500 снарядов) или две пушки ВЯ-23 (300 снарядов), два пулемета ШКАС (1500 патронов), восемь снарядов РС-82 и 400-600 кг бомб. У серийных машин был увеличен запас топлива. Полетная масса достигала 5873 кг. Скорость у земли составляла 372-382 км/ч. К июню 1941 г. было построено 249 самолетов.

    Ил-2 М-82 (сентябрь 1941 г.) – запасной вариант с мотором М-82 для бесперебойного выпуска Ил-2 в случае отсутствия двигателей АМ-38. На серийном Ил-2 была снята передняя часть бронекорпуса с двигателем и всеми системами. Установленный двигатель воздушного охлаждения М-82 не бронировался, а закрывался дюралюминиевым капотом с управляемой «юбкой».
    Кабинный бензобак снят, а на его месте в бронекорпусе оборудована кабина стрелка с бронированным фонарем и 12,7-мм пулеметом БТ на шкворневой установке. Основное вооружение осталось без изменений. Отмечено некоторое снижение скорости – 365 км/ч у земли. Тем не менее в апреле 1942 г. самолет прошел госиспытания и был рекомендован к выпуску, однако серийно не строился.

    Характеристики Ил-2

    Страна:СССР
    Тип:Штурмовик
    Год выпуска:1940 г.
    Экипаж:2 человека
    Двигатель:1 х АМ-38Ф мощностью 1750 л.с.
    Максимальная скорость:405 км/ч
    Практический потолок:6900 м
    Дальность полета:
    685 км
    Масса пустого:Нет сведений
    Максимальная взлетная масса:Нет сведений
    Размах крыльев:14,6 м
    Длина:11,6 м
    Высота:Нет сведений
    Площадь крыла:Нет сведений
    Вооружение:2 х 20-мм пушка ШВАК, 1 х 12,7-мм пулеметы БТ, 2 х 7,62-мм пулеметы ШКАС Максимальная бомбовая нагрузка: 600 кг на внутренней подвеске (с пушками НС-37 — 200 кг)

    Ил-2 с пушками Ш-37 В конце 1941 г. была предпринята попытка усилить вооружение серийного одноместного Ил-2 двумя пушками Ш-37, взамен двух ШВАК. Из-за больших размеров пушки и магазина (на 40 снарядов) ее пришлось расположить под крылом в громоздком обтекателе. Вооружение: два пулемета ШКАС, восемь снарядов РС-82 и 200 кг бомб. Построена малая серия.

    Ил-2 двухместный (начало 1942 г.) – двухместный вариант с оборонительным вооружением. В конструкцию фюзеляжа были внесены минимальные изменения – на окантованный вырез в гаргроте монтировались полутурельная установка с пулеметом БТ и небронированный фонарь, откидывающийся вправо.
    Вооружение: две пушки ВЯ-23, два пулемета ШКАС, восемь снарядов РС-82 или четыре РС-132, 400-600 кг бомб. Полетная масса машины увеличилась на 270 кг. В марте 1942 г. начались заводские испытания. Скорость с мотором АМ-38, по сравнению с одноместным Ил-2, снизилась на 26 км/ч, техника пилотирования почти не изменилась. Самолет был запущен в крупносерийное производство. В октябре 1942 г. двухместные Ил-2 впервые приняли участие в боевых операциях. Было разработано несколько вариантов кабин стрелка с пулеметом, полностью закрытых.

    Ил-2 с блистерной пулеметной установкой – опытный вариант 1942 г. По образцу самолета Ил-2 М-82, кабина стрелка с пулеметом БТ была полностью бронированной. Стрелок был защищен прозрачной броней в блистере и броневым листом в сдвижном фонаре. Для оборудования кабины фюзеляжный бак был снят и заменен двумя бронированными баками, размещенными в бомбоотсеках центроплана. В серию этот вариант не пошел из-за большого объема конструктивных изменений и, самое главное, вдвое уменьшенной бомбовой нагрузки.

    Ил-2 с экранированной турелью МВ-З – опытный вариант, 1942 г. Эта установка с пулеметом УБТ обеспечивала отличные сектора обстрела, но громоздкий полукруглый экран создавал большое сопротивление, что ухудшало летные данные. Кроме того, на серийные двухместные Ил-2, в зависимости от серии и завода-производителя, устанавливались различные по размерам и форме откидывавшиеся фонари стрелка.

    Ил-2 двухместный с форсированным двигателем АМ-38Ф (1750 л.с.). Доработка мотора позволила использовать более доступный низкооктановый бензин. На всасывающий патрубок карбюратора установили фильтр, благодаря чему повысились надежность работы и долговечность двигателя. Изменения в системе управления рулем высоты улучшили продольную устойчивость самолета. Была разработана и установлена новая турель под БТ с увеличенными секторами обстрела. Проведенные конструктивные и некоторые аэродинамические доработки улучшили летно-технические, маневренные и взлетно-посадочные данные. Выпускался серийно с января 1943 г.

    Ил-2У (УИл-2, Ил-2 учебный) – учебно-тренировочный вариант двухместного Ил-2. В задней кабине было оборудовано место инструктора со вторым управлением. Вооружение: два пулемета ШКАС (по 750 патронов), два снаряда РС-82 и 200 кг бомб. Скорость – 396 км/ч у земли. Была упрощена техника пилотирования. Подобные переделки производились силами личного состава фронтовых частей в полевых мастерских.

    Вы пускался небольшими сериями в 1943-45 гг.

    Ил-2 «противотанковый» – двухместный вариант серийного Ил-2 АМ-38Ф с крупнокалиберными пушками НС-37. Разработан в марте — апреле 1943 г. Пушки устанавливались в небольших обтекателях под крылом, ленточное питание по 50 снарядов укладывалось в отсеках крыла. Вооружение также включало крыльевые пулеметы ШКАС и УБТ. Бомбовая нагрузка – 200 кг. Несмотря на увеличение на 760 кг полетной массы, техника пилотирования Ил-2 с пушками НС-37 мало отличалась от управления обычным Ил-2. Однако он был несколько инертным при маневрировании. Технический состав отмечал простоту крепления пушки и удобство ее обслуживания. С июля по декабрь 1943 г. проводились войсковые испытания. Впервые самолеты были применены в июле 1943 г. в Курской битве против скопления немецких танков. Пушки НС-37 могли поразить любые танки вплоть до Pz VI«Tiger».

    Позже пушками НС-37 оснащались и серийные Ил-2 «крыло со стрелкой». Они широко использовались на всех фронтах и в авиации ВМФ.

    Весной 1945 г. успешно прошел испытания Ил-2 с двумя пушками НС-45. В серию не запускался в связи с окончанием войны.

    Ил-2И («истребитель бомбардировщиков») – одноместный вариант, переделанный из серийного двухместного Ил-2 с двигателем АМ-38Ф. Выпущен в июле 1943 г. по заданию ГКО. Предназначался для уничтожения бомбардировщиков, транспортных самолетов и подавления средств ПВО. Крыло усилено, сняты пулеметы ШКАС, бомбардировочное вооружение и узлы подвески снарядов РС. Устанавливались две пушки ВЯ-23 (по 150 снарядов) и замки для подвешивания двух бомб по 250 кг. Самолет облегчен на 760 кг. Скорость на высоте 1300 м – 415 км/ч. Серийно не выпускался.

    Ил-2КР – корректировщик артиллерийской стрельбы. С лета 1943 г. выпускался малыми сериями. Серийные Ил-2 переоборудовались во фронтовых частях под артиллерийские разведчики. Внешне Ил-2КР отличались от обычных Ил-2 стойкой радиоантенны, перенесенной на козырек фонаря пилота. Более мощную, с большей дальностью действия рацию устанавливали в кабине за бронеспинкой пилота, на уменьшенном фюзеляжном бензобаке. Кроме того, в хвостовой части фюзеляжа разместили фотоаппарат.

    Ил-2 двухместный «крыло со стрелкой» — модификация с новым крылом. Летом 1943 г. консоли крыла были переконструированы с целью смещения вперед центровки самолета, нарушенной размещением стрелка с пулеметом. Угол стреловидности крыла по передней кромке был доведен до 15°. Серийный выпуск двухместных Ил-2 АМ-38Ф «со стрелкой» заводы смогли начать только в конце 1943 г. С 1945 г. Ил-2 всех вариантов стали выпускать с дюралюминиевыми консолями крыла и хвостовой частью фюзеляжа.

    Штурмовик Ил-10 — глубокая модернизация Ил-2

    Серьезные модификации штурмовика Ил-2

    Ил-8 тяжелый штурмовик-бомбардировщик с двигателем АМ-42 (2000 л.с.). По компоновочной схеме – несколько увеличенный в размерах Ил-2, с улучшенной внешней аэродинамикой, усиленным бронированием и увеличенной бомбовой нагрузкой.
    Кабина стрелка размещалась в бронекорпусе. Вооружение: две пушки ВЯ-23, два пулемета ШКАС, один УБТ. Четыре увеличенных бомбоотсека вмещали 600 кг бомб, еще 400 кг подвешивалось в перегрузку. Во время заводских испытаний, в мае 1943 г., из-за ненадежной работы пришлось заменить пять двигателей АМ-42.

    На втором опытном экземпляре была перекомпонована система охлаждения и смазки двигателя, установлены новые бронекорпус, крыло, оперение, шасси и четырехлопастной винт, внесены изменения в оборудование и органы управления.

    Пушки ВЯ заменили на НС-23, вместо пулемета стрелка установили пушку УБ-20, в хвостовой части разместили кассету с 10 авиационными гранатами, в бомбоотсеках – 1000 кг бомб, на наружной подвеске – 2 бомбы по 500 кг. Госиспытания начались в конце мая 1945 г. Самолет развил скорость у земли 461 км/ч. В серию не пошел, поскольку уже выпускался Ил-10, которому Ил-8 уступал по ряду летно-технических данных.

    Ил-1 – одноместный бронированный истребитель малых и средних высот. Спроектирован по заданию ГКО под новый двигатель АМ-42. Разработано новое цельнометаллическое крыло меньшей площади, улучшена форма бронекорпуса, фонаря кабины, обтекателей шасси. Новая кинематическая схема позволила убирать шасси полностью в центроплан, с поворотом колес назад по направлению полета.

    Вооружение: две пушки ВЯ-23 (по 150 снарядов), в хвостовой части – кассета на 10 авиационных гранат, в перегрузку мог брать 200 кг бомб на наружной подвеске. В мае 1941 г. проходили испытания. На высоте 3260 м самолет развил скорость 580 км/ч. Легко выполнял все фигуры высшего пилотажа. Совершал вираж на вертикали за 20 сек. (Bf109G-2 – за 22-23 сек.). Серийно не выпускался, поскольку необходимость в таком самолете отпала.

    Одновременно, под тем же обозначением, разрабатывался второй вариант самолета (будущий Ил-10).

    Источники: В.Е.Юденок. Самолеты СССР Второй мировой войны.

    2 — штурмовик 1943 года

    Штурмовик

    ОКБ Ильюшина

    Ил-2 тип 3 (2-х местный, крыло со «стрелкой») из 281 ШАД, 14-й ВА.

    К концу 1942 года моторостроители создали форсированный двигатель АМ-38ф, который развивал взлетную мощность в 1720 л. с. С января 1943 года эти моторы стали устанавливаться на серийных двухместных Ил-2. Увеличенная мощность нового АМ-38ф позволила восстановить нормальную бомбонагрузку двухместного штурмовика до 400 кг, а так же приблизить его летные данные к уровню одноместного самолета. Для улучшения характеристик устойчивости крылу штурмовика придали небольшую стреловидность (так называемое крыло «со стрелкой»). К концу 1941 года из-за нехватки алюминия часть конструкции (заднюю часть фюзеляжа и консоли крыла) заменили на деревянные, что утяжеляло конструкции и снижало летные данные и живучесть самолета в бою. Положение изменилось только в 1944 году.

    В ходе серийного производства в конструкцию Ил-2 вносились различные улучшения. Например: были установлены дополнительные 4 — 6-мм бронеплиты сверху заднего бензобака, над мотором и головой летчика. Подкосы основных стоек шасси — усилены. Так же была дополнительно усилена хвостовая деревянная часть самолета. Объем заднего бензобака увеличили. На воздухозаборник двигателя установили противопыльный фильтр. На самолет также поставили новое оборудование: дополнительный электробомбосбрасыватель, систему заполнения бензобаков инертным газом, более удобный визирный прицел ВВ-1, радиополукомпас РПК-10 (не на всех самолетах). С мая 1943 года на самолет стали устанавливать фибровые протектированные бензобаки. Они лучше обеспечивали герметичность при простреле их пулями, а кроме того были легче на 55 кг. К сожалению кабина стрелка устанавливалась вне бронированного корпуса, бронированный корпус, полностью защищающий стрелка и «ремонтный комплект» для дооборудования штурмовика в полевых условиях выпустили только весной 1944 года, а самолет запустили в серию лишь весной 1945 года. Таким образом в 1944 году на фронтах появились только «доработанные» в полевых условиях штурмовики с улучшенным бронированием.

    Недостаточные летные данные самолета и бронирование удалось преодолеть только с установкой более мощного 2000 сильного мотора АМ-42, с его установкой и появился новый штурмовик Ил-10, но к сожалению он появился слишком поздно — только в 1944 году.

    Вооружение. Разнообразный состав вооружения (два пулемета калибра 7,62 мм, две пушки калибра 20 или 23 мм, восемь реактивных снарядов калибра 82 или 132 мм и 400-600 кг бомб) обеспечивал поражение самых различных целей: пехоты, колонн войск, бронемашин, танков, артиллерийских и зенитных батарей, средств коммуникации и связи, складов, железнодорожных составов и т.д.

    Первоначально на самолете планировалось установить четыре пулемета ШКАС в крыле для стрельбы вперед с боезапасом по 500 патронов на каждый ствол, один пулемет ШКАС на турели для стрельбы назад с боезапасом 500 патронов.

    Испытывались варианты установки пушек ШВАК и МП-6. Приказом Шахурина № 462 от 21.05.41г. пушка МП-6 была снята с производства и с ноября 41-го Ил-2 выпускались только с пушками ВЯ-23 с боезапасом 150 снарядов на ствол.

    На всех серийных Ил-2 были сохранены два пулемета ШКАС калибра 7,62-мм с суммарным запасом 1500 патронов.


    Постоянное повышение боеспособности Ил-2 в значительной степени обусловливалось непрерывным совершенствованием его вооружения.

    В конце декабря 1942 г. в 688-й шал 228-й шад 16-й ВА для прохождения войсковых испытаний поступили 8 одноместных штурмовиков Ил-2 постройки авиазавода No. 18 с мотором АМ-38, вооруженных, помимо двух крыльевых пулеметов ШКАС, двумя 37-мм авиационными пушками конструкции ОКБ-15 Б.Г. Шпитального ШФК-37 (Шпитальный фюзеляжно-крыльевая калибра 37 мм).

    Штурмовики Ил-2 с пушками ШФК-37 принимали участие в боевых действиях авиаполка с 27.12.42 г. по 23.01.43 г. под Сталинградом при ликвидации немецкой окруженной группировки в полосе 65-й армии генерал-лейтенанта П.И. Батова.

    За все время войсковых испытаний на фронте под Сталинградом Ил-2 с ШФК-37 совершили 75 боевых самолето-вылетов с общим налетом 68 часов 42 минуты, выполняя задания совместно с «Илами», вооруженными пушками ВЯ и ШВАК. Боевые вылеты выполнялись как без сопровождения, так и в сопровождении истребителей. Один Ил-2 с ШФК-37 был сбит над целью, второй — подбит (сел на вынужденную на линии фронта на нейтральной полосе и ввиду невозможности эвакуации был уничтожен бомбами). Остальные машины получили повреждения. От начала и до конца войсковых испытаний прошли только два «Ила», которые выполнили 44 боевых вылета.

    Оценки испытаний показали, что в реальных условиях боев летчик с хорошей летной и стрелковой подготовкой на Ил-2 с ШФК-37 мог обеспечить вероятность поражения немецкого среднего танка типа Pz.III G в одном заходе (атака сбоку, угол планирования 25-30°, дистанция открытия огня 300-400 м) порядка 0,04-0,02, а бронетранспортера типа Sd Kfz 250 — около 0,09-0,06. То есть для гарантированного уничтожения на поле боя одной единицы бронетехники вермахта необходимо было выделять, как минимум, два десятка бронированных «Илов».

    В результате установка пушек ШФК-37 на самолет Ил-2 у большинства строевых летчиков поддержки не нашла. В итоге Ил-2 с ШФК-37 в крупномасштабное серийное производство запущен не был.

    В 1943 г. на Ил-2 стали устанавливать под крылом две пушки НС-37 калибра 37 мм, используемых против бронетехники врага, хотя широко разрекламированное поражение танков от артогня авиации вряд ли было таковым. Поражение тяжелых танков из авиационных пушек могло происходить только при прямом вертикальном попадании в крышку танка, и фактически потери танков от артогня авиации за войну составляли 4-5%, хотя в отдельных операциях потери достигали 10-15%. Дело еще и в том, что пушки калибра 37-мм имеют большую отдачу. Установленные на крыле, на значительном расстоянии от продольной оси самолета, они при стрельбе начинают разворачивать самолет. В результате при стрельбе получается сильное рассеивание снарядов 37-мм пушек, и прицельный огонь по таким малоразмерным объектам, как танки, весьма затрудняется. Так, например, во время испытаний Ил-2 с пушками НС-37, проведенных в НИИ ВВС в 1943 году, выяснилось, что поражение среднего танка противника снарядом 37-мм пушки в принципе возможно — подкалиберным снарядом пробивалась броня до 110 мм, — но из всего боекомплекта в 120 снарядов (по 60 на каждую пушку) только 3% или 4 снаряда достигали цели.

    Использование кумулятивных бомб существенно повысило эффективность Ил-2 в борьбе с танками и другой бронетехникой. При сбросе таких бомб одним штурмовиком с высоты 75-100 м уничтожались практически все в полосе 15х75 м. Большую роль в увеличении огневой мощи штурмовика при атаке наземных целей сыграли новые реактивные снаряды М-8 и М-13 класса «воздух-земля», принятые на вооружение в 1942 г.

    В силу исключительно большой роли, которую сыграл Ил-2 в борьбе с войсками вермахта, он стал одним из самых знаменитых самолетов Второй мировой войны. «Самолет-солдат» — так называли его фронтовики.

    Воздушый винт ВИШ-22Т

    Воздушый винт АВ-5Л-158

    Воздушый винт ВИШ-105К

    Су-2 Ил-2 Ил-2 Ил-10
    Год выпуска 1941 1942 1943 1944
    Экипаж, чел 2 2 2 2
    Размеры
    Размах крыла, м 14. 3 14.6 14.6 13.4
    Длина самолета, м 10.25 11.6 11.6 11.12
    Площадь крыла, м² 20.0 38.5 38.5 30.0
    Мотор
    Тип М-88 АМ-38 АМ-38Ф АМ-42
    Мощность, л.с. 1100 1600 1750 2000
    Массы и нагрузки, кг
    Нормальная взлетная 4345 5670 6180 6300
    Максимальная взлетная 4555 5870 6380 6500
    Летные данные
    Максимальная скорость у земли, км/ч 375 391 403 507
    Максимальная скорость км/ч 467 416 414 551
    на высоте, м 6600 2350 1000 2800
    Дальность полета с нормальной бомбовой нагрузкой, км 1190 740 685 800
    Вооружение
    Бомбовая нагрузка кг нормальная 400 400 400 400
    максимальная 600 600 600 600
    Вооружение, число пулеметы 5-6 2 3 3
    пушки 2 2 2
    Реактивные снаряды 8-10 8 4 4
    Авиационные гранаты 10

    Учебно-тренировочный

    Ил-2У (УИл-2, Ил-2 учебный) — учебно-тренировочный вариант двухместного Ил-2. В задней кабине было оборудовано место инструктора со вторым управлением.

    Вооружение — максимально упрощенное: два пулемета ШКАС (по 750 патронов), два снаряда РС-82 и 200 кг бомб. Скорость — 396 км/ч у земли. Была упрощена техника пилотирования.

    Подобные переделки производились силами личного состава фронтовых частей в полевых мастерских. Выпускался небольшими сериями в 1943—1945 гг. Так, в 11-ти ПАРМ (полевые авиаремонтные мастерские) был самостоятельно выпущен учебно-тренировочный вариант Ил-2.

    Экипаж 2
    Размеры
    Размах крыла, м 14,60
    Площадь крыла, м² 38,50
    Длина самолета, м 11,60
    Высота самолета, м 4,17
    Силовая установка
    1 × ПД АМ-38Ф Микулина, мощностью л.с. 1575 (ном)
    1760 (взл)
    Массы и нагрузки, кг:
    Пустого самолета 4300
    Нормальная взлетная 5091
    Летные данные
    Максимальная скорость, км/ч 396 (у земли)
    414 (на высоте)
    Скороподъемность, м/мин 500
    Практическая дальность, км 700
    Практический потолок, м 7000

    Подробно

    • Модификации Ил-2.
    • Конструкция Ил-2.
    • Форсированный «Микулин»
    • Противотанковый «Ильюшин»
    • «Ильюшин-2». Боевое применение.
    • Штурмовик Ил-2 — памятник в Самаре

    Источники

    • «История конструкций самолетов в СССР,1938-1950гг.» /В.Б. Шавров/
    • «Самолеты сталинских соколов» /К.Ю. Косминков, Д.В. Гринюк/
    • «Самолеты ОКБ имени Ильюшина» /Под редакцией Г.В. Новожилова/
    • «Советские самолеты» /А.С. Яковлев/
    • «Штурмовики Красной армии» /В.И. Перов, О.В. Растренин/

    Штурмовик Ил-2 — советский самолет Великой Отечественной, история разработки и применение, конструкция и вооружение, характеристики, достоинства и недостатки, модификации

    Восстановленный в наши дни самолёт Ил-2

    Самолёты поля боя, которые называют штурмовиками – это особая часть военной авиации. Им приходится летать в условиях максимального противодействия со стороны противника. Уклониться от вражеского огня получается далеко не всегда, и лётчику остаётся надеяться только на бортовую броню и живучесть собственной машины. Одним из первых крупносерийных самолетов, созданных для ведения боевых действий в столь жёстких условиях, стал советский Ил 2 — штурмовик для непосредственной поддержки войск. Создавали его в спешке, потому что надвигалась война, в ходе которой эта машина оказалась одним из самых эффективных инструментов, использовавшихся Красной армией против вермахта.

    Содержание

    История создания бронированного штурмового самолёта Ил-2

    Во второй половине 30-х годов прошлого века советские военно-воздушные силы получили возможность оценить свои самолёты в условиях реальных боевых действий в Испании. Полученный опыт позволил сделать вывод о том, что при наличии у противника достаточно сильной противовоздушной обороны, попытки использования истребителей для поддержки наземных сил приводят к значительным потерям. Скорость уже не спасала самолеты от вражеского зенитного огня, необходимо было задуматься об использовании брони.

    В феврале 1938 года на имя И.В. Сталина поступила докладная записка от С.В. Ильюшина — руководителя Опытного конструкторского бюро завода №39. В этом документе, копию которого получил А.Д. Локтионов, начальник ВВС Красной армии, говорилось, что все типы штурмовиков, разрабатывавшихся в СССР, слишком уязвимы для огня с земли. В связи с этим Ильюшин предложил создать новый, хорошо бронированный самолет, проект которого уже был им подготовлен.

    ЦКБ-55 – первый прототип Ил-2. Двухместный самолет, кабина штурмана включена в бронекорпус

    Предполагалось, что эта машина будет вооружена четырьмя крыльевыми пулеметами ШКАС и бомбами общим весом в 200 килограммов. Скорость будущего штурмовика у земли оценивалась Ильюшиным примерно в 400 км/ч при боевом радиусе в 300-400 километров. Для защиты задней полусферы предполагалось установить еще один пулемет ШКАС на турели, в отдельной кабине. Силовой установкой должен был стать мотор Микулина — АМ-34ФРН.

    Главным отличием этого проекта от всех других вариантов стало использование несущего бронекорпуса. Для защиты особо важных или уязвимых элементов конструкции, внутри корпуса планировалось разместить отдельные бронекапсулы, прикрывающие радиаторы, бомбовый отсек, мотор, бензобак и кабину.

    Этот проект, который сам Ильюшин назвал «летающим танком», был почти сразу утвержден на уровне Совнаркома. Первоначальным официальным обозначением самолета стала аббревиатура БШ-2 (бронированный штурмовик). Заводское название этой машины – ЦКБ-55.

    Изначально планировалось, что первый экземпляр нового самолета поступит на государственные испытания в ноябре 1938 года, но в реальности даже в январе следующего, 1939 года, Ильюшин смог продемонстрировать только макет штурмовика и эскизный проект. Первоначальные сроки были заведомо невыполнимыми по очень многим причинам, в частности, из-за несоответствия технических характеристик мотора АМ-34ФРН предъявляемым требованиям.

    ЦКБ-57, второй прототип Ил-2. Сделан одноместным

    Первый полёт ЦКБ-55 состоялся 2 октября 1939 года. На самолет был установлен новый двигатель АМ-35, еще не прошедший цикл лётных испытаний, что послужило причиной многих проблем. Первой из них стал хронический перегрев мотора. Исправить этот дефект удалось только после существенного изменения компоновки радиаторов охлаждения.

    Государственные испытания штурмовика начались 31 марта 1940 года. Несмотря на то, что они показали явное несоответствие самолета параметрам технического задания, итоговое заключение было положительным. Ильюшину предложили заменить мотор АМ-35 на маловысотный АМ-38, устранить ряд выявленных эксплуатационных недостатков и кардинально усилить вооружение, заменив два крыльевых пулемета на авиационные пушки калибра 23 мм.

    «Исправленный» самолет с мотором АМ-38 поднялся в воздух 12 октября 1940 года. Этот прототип имел новое заводское обозначение – ЦКБ-57. Отличался он не только силовой установкой – штурмовик стал одноместным. Ранее довольно часто говорилось о том, что такое решение было продиктовано военными заказчиками, однако, это неверно – переделка состоялась по личной инициативе Ильюшина. Представители ВВС фактически лишь одобрили её, да и то задним числом, признав ЦКБ-57 допустимым вариантом.

    Конструктор так никогда и не рассказал о причинах своего поступка, но догадаться о них нетрудно. Дело в том, что одна только замена мотора не позволяла добиться скорости и дальности полета, указанных в техническом задании. К тому же масса машины с усиленным вооружением неизбежно должна была вырасти, что еще более усложняло ситуацию. Между тем резервов для снижения веса уже не имелось. К примеру, от бронекапсул конструкторы отказались еще во время проектирования.

    Кабины пилота и штурмана на ЦКБ-55. Вверху – в закрытом, внизу в открытом состоянии

    Таким образом, дальнейшие работы могли сильно затянуться. К тому же Ильюшин в это время был занят доводкой еще одного самолета – бомбардировщика ДБ-3Ф. Еще один срыв сроков сразу по двум проектам грозил конструктору утратой доверия со стороны руководства и концом карьеры. И это не стало бы просто личной трагедией Ильюшина – в результате Красная армия оставалась без штурмовика, а необходимость в нём была огромной. В этих условиях и было принято решение о создании одноместного варианта БШ-2. Отказ от второго члена экипажа позволил увеличить запас топлива, повысить продольную устойчивость, добиться повышения скорости полёта и улучшить ряд других ТТХ.

    В декабре 1940 года самолету присвоено всем известное ныне название Ил-2, а в январе 1941 началась подготовка к серийному производству. В то время еще не было полной ясности относительно того, какие именно пушки получит штурмовик. Сначала планировалось устанавливать МП-6 (калибр – 23 мм), однако, Ильюшин, видимо, относился к ним скептически. Поэтому «ранние» серийные самолеты оснащались уже  привычными для лётчиков, но гораздо более слабыми пушками ШВАК.

    В первые месяцы 1941 года вооружение штурмовика усилили реактивными снарядами. Бомбовая нагрузка выросла до 400 килограммов.

    22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война. В ходе развернувшихся широкомасштабных боевых действий все преимущества и недостатки самолёта Ил-2 проявились очень ярко. Основной проблемой сразу же оказалось отсутствие стрелка. В условиях господства в воздухе немецких истребителей штурмовику приходилось туго — потери были тяжелыми.

    Одноместный Ил-2 на лыжном шасси. Такие самолеты использовались зимой 1941-42 годов

    Несмотря на то, что лётчики неоднократно высказывали пожелания об установке на Ил-2 оборонительного пулемета, С.В.Ильюшин крайне негативно относился в этой идее, полагая, что в результате её реализации летно-технические характеристики самолёта резко снизятся. Лишь в сентябре 1942 года, после того, как этой проблемой вплотную занялся наркомат авиационной промышленности и командование ВВС, были разработаны два основных варианта оборудования  штурмовика оборонительной стрелковой установкой. По итогам испытаний было принято решение о серийном производстве двухместной модификации, в задней кабине которой устанавливался крупнокалиберный пулемет УБТ.

    Вес самолёта увеличился на 275 килограммов, что сделало машину менее маневренной и довольно инертной – реакция на отклонение рулей следовала не сразу. Пришлось, кроме того, уменьшить бомбовую нагрузку. Словом, опасения Ильюшина во многом оправдались, при этом защищенность самолёта действительно заметно выросла. Кроме того, вскоре Ил-2 начали оснащать мотором АМ-38Ф, мощность которого позволила вернуть прежние лётные характеристики.

    В дальнейшем штурмовик еще не раз модернизировался, однако, эти изменения уже не принесли каких-либо принципиальных изменений. К концу войны началась постепенная замена Ил-2 на более совершенные самолеты Ил-10, но завершить этот процесс до 9 мая 1945 года не удалось.

    Особенности конструкции штурмовика

    Самолёт Ил 2 представляет собой свободнонесущий моноплан смешанной конструкции. Кабина штурмовика – закрытая, шасси убирающееся.

    Детализированная схема кабины, приборного оборудования и органов управления самолёта Ил-2

    Фюзеляж первоначально был цельнометаллическим. Его передняя часть представляет собой бронекорпус, закрывающий кабину, водяной радиатор, баки с горючим и мотор. Толщина брони – от 4 до 6 миллиметров, использованы как сварные, так и клёпаные соединения. Вторая половина фюзеляжа на ранних экземплярах Ил-2 делалась из алюминиевого сплава, однако, начиная с 1942 года, металл пришлось заменить на фанеру и шпон.

    Двухлонжеронное крыло состояло из трех основных элементов – центроплана и двух консолей, снабженных элеронами и закрылками. Свободнонесущее хвостовое оперение состояло из киля и стабилизатора. Рулевые поверхности сделаны из полотна, натянутого на металлический каркас. Начиная с 1942 года, консоли крыльев и киль делались из дерева, а обшивка элеронов стала полотняной – в СССР возник острый дефицит алюминия.

    Главная особенность конструкции планера – использование бронекорпуса в качестве силового элемента, воспринимающего все основные нагрузки.

    Штурмовик оснащался одним поршневым двигателем водяного охлаждения конструкции А. Микулина — АМ-38, впоследствии АМ-38Ф. Масляный радиатор размещен за пределами бронекорпуса, в отдельной бронированной коробке, а водяной – внутри фюзеляжа.

    Вооружение штурмового самолета

    Ил-2 нес до 400 килограммов бомб различного калибра. Допускался даже полёт с перегрузом до 600 кг. Крупные авиабомбы калибром от 100 кг и более размещались на внешних узлах подвески, мелкие загружались в бомболюки, размещенные в центроплане.

    Крыльевые бомболюки штурмовика Ил-2КСС

    Кроме того, самолет мог использовать выливные авиационные приборы, поражая наземные цели при помощи специального зажигательного состава.

    В 1943 году в состав боекомплекта Ил-2 включили контейнеры с кумулятивными противотанковыми бомбами (ПТАБ). Благодаря этому штурмовик стал по-настоящему опасным для любых мобильных бронированных целей.

    Под крылом самолета, начиная с весны 1941 года, размещались 8 направляющих для реактивных снарядов РС-82 или 4 для РС-132. Применялись они в подавляющем большинстве случаев по наземным целям, хотя случались и исключения.

    Стрелковое вооружение состояло из двух пулеметов ШКАС калибра 7,62 мм и двух пушек. На ранних самолетах устанавливались двадцатимиллиметровые орудия ШВАК, затем штурмовик получил более мощные пушки — ВЯ-23 (калибр – 23 мм, масса снаряда – 200 грамм). Боекомплект состоял из полутора тысяч патронов и трёхсот снарядов. Около тысячи серийных Ил-2 были оснащены двумя пушками НС-37 с боекомплектом по 50 или 60 снарядов на каждую.

    В качестве оборонительного оружия использовался пулемёт Березина УБТ калибра 12,7 мм. Боекомплект состоял из 150 патронов.  Кроме того, стрелок мог применять против вражеских истребителей авиационные гранаты.

    Авиационная пушка ВЯ-23. Входила в состав вооружения большинства штурмовиков Ил-2

    Тактико-технические характеристики

    Ил штурмовик выпускался в нескольких разных модификациях, заметно отличавшихся между собой.

    Характеристики их тоже были различными:

    Ил-2 одноместныйИл-2 КСС (двухместный)Ил-2 НС-37
    Взлетный вес5,31 тонны6,16 тонны6,16 тонны
    Вес пустого самолета3,99 тонны4,36 тонны4,625 тонны
    Длина самолёта11,6 м11,6 м11,6 м
    Высота4,17 м4,17 м4,17 м
    Размах крыла14,6 м14,6 м14,6 м
    Мощность двигателя1575 л. с.1720 л.с.1720 л.с.
    Максимальная скорость450 км/ч на высоте, 433 км/ч у земли414 км/ч на высоте, 403 км/ч у земли405 км/ч на высоте, 391 км/ч у земли
    Дальность полета с нагрузкой638 км720 км685 км
    Практический потолок7 800 м5 500 м6 000 м
    Нормальная бомбовая нагрузка400 кг400 кг100 кг

    Горизонтальная маневренность Ил-2 была невысокой, особенно на более тяжёлом двухместном варианте. Даже без бомб самолет выполнял полный вираж за 27 секунд.

    Плюсы и минусы штурмовика Ил-2

    В ходе Великой Отечественной войны самолёт штурмовик Ил 2 в полной мере проявил как свои преимущества, так и недостатки.

    К числу первых относятся:

    1. Сравнительная простота конструкции. Промышленность сумела в короткие сроки развернуть массовое производство штурмовиков, построив более 36 тысяч этих самолётов;
    2. Высокий уровень защищенности от огня с земли. Ил-2, конечно, не мог выдержать попадание зенитного снаряда, но уничтожить его при помощи обычного стрелкового оружия было практически невозможно;
    3. Живучесть. Получив десятки, порой даже сотни пробоин от снарядов малокалиберной зенитной артиллерии, штурмовик мог благополучно вернуться на свой аэродром;
    4. Достаточно эффективное против большинства целей вооружение.
    Ил-2, тяжело поврежденный в бою, но сумевший вернуться на свой аэродром

    Благодаря всем этим особенностям Ил стал полноценным самолётом поля боя, хотя и далеко не идеальным.

    Вот лишь некоторые из недостатков этой машины:

    1. Неповоротливость. Тяжелый самолет медленно входил в крен, вираж и боевой разворот, с трудом набирал высоту. Это в значительной мере затрудняло ведение оборонительного воздушного боя;
    2. Примитивное прицельное оборудование. Наносить по врагу точные удары способны были только опытные лётчики. Кроме того, когда Ил 2 заходил на цель, штурмовик мог потерять её из вида, потому что обзор закрывался мотором;
    3. Плохая защита задней кабины. На ЦКБ-55 второй член экипажа размещался в бронекорпусе и выполнял функции не только стрелка, но и штурмана, а также бомбардира. У серийных двухместных штурмовиков задняя кабина была вынесена за пределы бронекорпуса. В результате на одного погибшего лётчика приходилось до восьми убитых в воздухе стрелков;
    4. Высокая аварийность. Свыше 11 000 штурмовиков были потеряны не в бою, а в результате различных лётных происшествий.

    Кроме того, курсовая устойчивость Ил-2 оставляла желать лучшего, а пикировать под большими углами на нём запрещалось. Всё это уменьшало эффективность применения штурмовиков.

    Модификации Ил-2

    На протяжении всей своей «биографии» бронированный штурмовик неоднократно модернизировался и перевооружался.

    Ил-2 с пушками НС-37. Предполагалось, что такой самолет сможет эффективно уничтожать танки

    Известны следующие модификации этого самолета:

    1. Одноместный Ил-2 (ЦКБ-57). Первый серийный вариант штурмовика. Часть этих самолетов переделывалась в двухместные непосредственно в войсках, кустарными методами;
    2. Двухместный Ил-2. Производился, начиная с осени 1942 года. Двигатель оставался прежним – АМ-38, что обусловило существенное снижение маневренных характеристик самолета. В частности, время выполнения виража выросло до 49 секунд. Кабина стрелка и турель вызывали нарекания до конца войны, однако, усовершенствовать их, не останавливая массового производства, оказалось невозможно;
    3. Ил-2 АМ-38Ф. Серийный выпуск этой модификации начался с января 1943 года. Двухместный самолет оснащен форсированным двигателем, что позволило довести его основные характеристики до того же уровня, что и на одноместном штурмовике;
    4. Ил-2 «крыло со стрелкой», сокращенно — КСС, иногда упоминается как Ил-2 М3. Крупносерийная модификация со значительно измененной формой крыла и улучшенной благодаря этому центровкой. Кроме того, были улучшены аэродинамические характеристики самолета, а вместо прежних металлических баков устанавливались фибровые. Основным преимуществом этих емкостей стала их способность к самовосстановлению – мелкие пробоины затягивались особым составом, твердеющим при контакте с воздухом;
    5. Ил-2 НС-37. На этот вариант штурмовика вместо пушек ВЯ-23 устанавливались два орудия НС-37 калибром 37 мм. Боекомплект составлял 50 снарядов на ствол. Эти пушки были довольно громоздкими и тяжелыми, что привело к существенному снижению бомбовой нагрузки и максимальной скорости штурмовика. Построено было более тысячи таких Илов. Их старались применять против немецких танков, но практика показала, что наилучшим оружием для уничтожения бронетехники являются не пушки, а авиабомбы ПТАБ;
    6. Ил-2КР. Этот самолет снабжался фотоаппаратом, установленным в задней части фюзеляжа и специальной рацией, антенна которой монтировалась на кабине пилота. Основное предназначение Ил-2КР – корректировка артиллерийского огня и фоторазведка.
    Современный рисунок, изображающий «гипотетическую» несерийную модификацию Ил-2Т

    Существовало несколько несерийных модификаций штурмовика:

    1. Ил-2 НС-45. Еще одна попытка создания «противотанкового самолета». На крыле устанавливались авиационные пушки конструкции Нудельмана и Сураева калибром 45 мм. Испытания показали, что отдача этого орудия плохо воспринимается самолётом, а прицельная стрельба почти невозможна;
    2. Ил-2 ШФК-37. Результат переделки исходного одноместного штурмовика. Самолёт вооружили двумя крыльевыми пушками ШФК-37 калибра 37 мм. Штурмовик получил некоторый опыт боевого применения в декабре 1942 и январе 1943 года, но в серию не пошёл;
    3. Ил-2И. Модель создана в 1943 году под впечатлением от применения серийных Ил-2 против немецкой транспортной авиации, пытавшейся создать «воздушный мост» с окруженной группировкой немецких войск под Сталинградом. Самолет снова стал одноместным, его максимально облегчили, сняв даже крыльевые пулеметы ШКАС. Но «истребителя-бомбардировщика» не получилось – скорость машины оказалась недостаточной;
    4. Ил-2 М-82. Экспериментальный самолет, на который вместо двигателя АМ-38 установили мотор воздушного охлаждения М-82. Характеристики штурмовика в целом остались прежними, однако, серийно этот вариант не строился;
    5. Ил-2Т. Никаких документов, подтверждающих само существование этой модификации, не существует. По неподтвержденной информации, с самолета Ил-2 КСС сняли крыльевые пушки, а под фюзеляжем каким-то образом подвесили торпеду 45-36АН.
    «Истребитель бомбардировщиков» Ил-2И

    Стоит также упомянуть об учебно-тренировочной модификации Ил-2У. В задней кабине этого самолета размещался инструктор, который имел возможность использования резервного дублирующего управления. Такой штурмовик мог нести не более 200 кг бомб, два реактивных снаряда, а из стрелкового оружия были оставлены только пулеметы.

    Боевое применение и историческая ценность

    Самолёты Ил-2 применялись на фронте с первых дней Великой Отечественной войны. Поначалу их эффективность была довольно низкой. Причинами этого была плохая работа пушек ШВАК, вызванная дефектами системы перезарядки, а также неумелое использование машины – тактика еще только создавалась, а летчики не успели освоить штурмовики.

    Первые два года войны Ил-2 часто становился жертвой вражеских истребителей, которые активно пользовались незащищенностью задней полусферы бронированного самолета. После появления двухместных штурмовиков ситуация заметно улучшилась. Правда, по иронии судьбы уже в 1944 году советские лётчики стали часто отправляться на задание без стрелка. Дело в том, что люфтваффе утратили господство в воздухе, так что штурмовики всегда могли рассчитывать на истребительное прикрытие, а в этих условиях пилоты предпочитали облегчать самолет.

    Потери самолетов Ил-2 по итогам войны были огромными – 23 600 машин. Однако 11 200 из них – это результаты различных аварий, не связанных с боевыми действиями. Из 12 400 штурмовиков, уничтоженных противником, больше половины сбито зенитной артиллерией. Погибло 7 837 лётчиков и воздушных стрелков, воевавших на самолетах Ил-2.

    Танк Pz-V «Пантера», уничтоженный бомбами ПТАБ, сброшенными с Ил-2

    Опубликование этой печальной статистики в постсоветские годы привело к попыткам переоценки вклада бронированного штурмовика в победу над Германией. Ил-2 стали называть неэффективным самолётом, который мог воевать только «числом». Осмеянию подверглась примитивная система прицеливания. Одновременно всячески превозносился немецкий Ju-87, который якобы был намного более успешным самолётом поля боя.

    Подобная «аналитика» весьма далека от реальности. Ил-2 никогда не стали бы выпускать в столь огромных количествах, если бы он не имел никакой практической ценности. Эти самолеты буквально не давали врагу высунуться из укрытий, активно мешали продвижению транспортных колонн в оперативном тылу, вселяли вполне обоснованную уверенность в советские войска. Начиная с 1943 года бронированные Илы начали использовать бомбы ПТАБ, из-за которых немецкие танкисты вынуждены были отказаться от использования сомкнутых построений, что заметно ослабило атакующую мощь бронетехники. Солдаты вермахта, ощутившие на себе удары этого самолёта, едва ли разделили бы мнение авторов нынешних «разоблачительных» статей.

    Памятник штурмовику Ил-2 в Самаре. В годы войны в этом городе (тогда Куйбышев) было организовано массовое производство таких самолетов.

    Свою роль в истории штурмовик Ил-2 сыграл, став одним из тех факторов, благодаря которым Красная армия дошла до Берлина и полностью разгромила как фашистскую Германию,  так и всех её союзников. Оценить лётные качества этого самолета в какой-то мере можно, используя современный авиасимулятор. Разумеется, даже самая совершенная программа не позволит почувствовать то, что когда-то испытывали настоящие пилоты, но общее представление составить всё-таки получится.

    Текстура почвы | Почвы — Часть 2: Физические свойства почвы и почвенной воды

    При внимательном рассмотрении почвы ясно видно, что состав минеральной части весьма изменчив. Почва состоит из мелких частиц. Эти мелкие частицы являются результатом выветривания массивных пород различной минералогии с образованием более мелких фрагментов горных пород и, наконец, частиц почвы. Частицы почвы различаются по размеру, форме и химическому составу. Некоторые из них настолько малы, что их можно увидеть только в микроскоп.

    Установлены три категории почвенных частиц — песок, ил и глина. Эти три группы называются почвы отделяет . Три группы разделены по размеру частиц. Частицы глины самые маленькие, а частицы песка самые большие. Диапазоны размеров почвенных сепараторов и относительный размер частиц показаны на Рис. 2.2 .

    Рисунок 2.2. Относительный размер почвенных расслоений.

    Частицы песка хорошо видны, но чтобы увидеть частицы ила, необходимо использовать микроскоп. Чтобы увидеть частицы глины, нужен электронный микроскоп. По сравнению со сферами, которые мы знаем и понимаем, частица песка может быть эквивалентна баскетбольному мячу; частица ила на мяч для гольфа; и глиняная частица на головку булавки.

    Доля различных частиц почвы в почве определяет ее текстуру почвы. Различают 12 классов механического состава почвы. Например, если большинство частиц крупные и грубые, почва называется песком. Он выглядит и ощущается песчаным. В илистом грунте преобладают частицы среднего размера и на ощупь он напоминает муку. Частицы почвы небольшого размера в основном составляют глинистую почву, которая во влажном состоянии кажется скользкой или жирной.

    Лабораторная процедура, используемая для идентификации почвенных частиц, известна как механический анализ . Этот процесс регистрирует время, необходимое частицам почвы определенного веса, чтобы упасть на дно высокого цилиндра, наполненного водой. Текстурный треугольник можно использовать для определения класса текстуры почвы по результатам механического анализа ( Рисунок 2.3 ). Часто в анализе используется 100 единиц почвы, так что сумма весов трех частей почвы составляет 100 и может быть легко преобразована в проценты. Текстурный треугольник представляет все возможные комбинации почвенных сепараторов.

    Рисунок 2.3. Текстурный треугольник почвы и текстурные классы (изображение из USDA-NRCS).

    Три стороны текстурного треугольника представляют увеличивающееся или уменьшающееся процентное содержание частиц песка, ила и глины. Текстурный треугольник прост в использовании, как только он понят. Предположим, что у вас есть почва, состоящая на 60 процентов из глины, на 20 процентов из ила и на 20 процентов из песка. Процент глины указан в левой части треугольника. От нижнего левого угла к вершине треугольника процент глины увеличивается от 0 до 100 процентов. Двигайтесь вдоль левой стороны треугольника, пока не достигнете 60-процентной глины. Затем на 60-процентной глине нарисуйте линию, параллельную основанию треугольника. Процент ила указан вдоль правой стороны треугольника. От вершины треугольника к правому нижнему процент ила увеличивается от 0 до 100 процентов. Двигайтесь по правой стороне треугольника, пока не достигнете 20-процентного ила. Теперь нарисуйте линию на уровне 20 процентов ила, параллельную левой стороне треугольника. Нижняя часть треугольника определяет процентное содержание песка. От нижнего правого угла к нижнему левому углу процент песка увеличивается от 0 процентов до 100 процентов. Двигайтесь по основанию треугольника, пока не достигнете 20-процентного песка. Нарисуйте линию на уровне 20 процентов песка, параллельную правой стороне треугольника. Точка, в которой пересекаются эти три линии, определяет текстуру почвы.

    Определение гранулометрического состава почв в Таблица 2.1 . Класс текстуры почвы, который вы определяете по треугольнику, должен соответствовать указанному в списке.

    Глина процентная Процент ила Процентный песок Текстурный класс
    24 37 39 Суглинок
    8 10 82 Суглинистый песок
    35 52 13 Суглинок пылеватый

    Таблица 2. 1. Почвенные сепараторы и текстурный класс

    Используя образцы с известной структурой и при большой практике, можно определить текстуру почвы путем текстурирования вручную. При этой процедуре увлажненная почва обрабатывается между большим и остальными пальцами, чтобы сформировать ленту. Оценивается процентное содержание песка и глины. Руководство по оценке гранулометрического состава почвы вручную приведено в 9.0006 Таблица 2.2 .

     

    Текстурная группа почв Класс текстуры почвы Текстурирование на ощупь
    От грубого до очень грубого песок, супесь зернистый – не образует лент и не оставляет пятен на руках
    среднетяжелая супесь зернистый — оставляет пятна на руках, не образует ленты — разбивается на мелкие кусочки
    средний суглинок, пылеватый суглинок, ил гладкая и похожая на муку, не образующая лент, распадается на кусочки длиной около 1/2 дюйма или меньше
    умеренно тонкий супесь, супесь, суглинок, пылеватая супесь, пылеватая глина, глина формы ленты; глины из более длинных лент, чем суглинки. Суглинок кажется песчаным.

    Таблица 2.2. Текстура почвы, определенная классом текстуры почвы и оцененная вручную

    Некоторые мелкие фрагменты горных пород могут присутствовать в почве в виде камней или гравия. Хотя эти фрагменты породы играют роль в физических свойствах и процессах почвы, они не учитываются при определении гранулометрического состава почвы.

    Структура почвы или класс текстуры, описанные здесь, совпадают с текстурой почвы, упомянутой в  Почвы. Часть 1: Происхождение и развитие почвы . Илистый суглинок Холдреджа, например, описывает текстуру поверхностного горизонта. Он будет содержать от 0 до 27 процентов глины, от 50 до 80 процентов ила и от 0 до 50 процентов песка.

    Почвы разных классов гранулометрического состава часто имеют одинаковое количество отдельной почвы и ведут себя одинаково. В связи с этим часто говорят о мелкозернистых и крупнозернистых почвах. В мелкозернистых почвах преобладает глина, в крупнозернистых – песок. Почвы среднего гранулометрического состава имеют преобладание ила. Используя эту концепцию, 12 классов текстуры почвы были объединены в три группы.

    Предыдущая страница Следующая страница

    Официальное описание серии

    — PORT Series

    Официальное описание серии — серия PORT
     РАСПОЛОЖЕНИЕ ПОРТ OK+KS+TX
     
    Установлена ​​серия
    Рев.ELG:CRC:GFS
    09/2004

    Серия Порт состоит из очень глубоких, хорошо дренированных, умеренно водопроницаемых пойменных почв, сформировавшихся в известковом суглинистом аллювии недавнего возраста. Эти почти ровные или очень пологие почвы находятся на узких поймах в Центральных холмистых красных прериях (MLRA-80A) и Центральных холмистых красных прериях (MLRA 78C). Наклоны варьируются от 0 до 3 процентов. Среднегодовое количество осадков составляет 32 дюйма. Среднегодовая температура составляет 63 градуса по Фаренгейту 9.0003

    ТАКСОНОМИЧЕСКИЙ КЛАСС: Мелкоалевритовые, смешанные, сверхактивные, термические кучевые гаплюстоллы

    ТИПИЧНЫЙ ПЕДОН: Портовый пылеватый суглинок — окультуренный. (Цвета указаны для сухой почвы, если не указано иное.)

    Ap —от 0 до 9 дюймов; красновато-коричневый (5YR 4/3) пылеватый суглинок, темно-красновато-коричневый (5YR 3/3) влажный; умеренно-среднезернистая структура; мягкий, очень рыхлый; нейтральный; четкая ровная граница. (толщиной от 0 до 11 дюймов)

    А —9до 27 дюймов; темно-красновато-коричневый (5YR 3/3) пылеватый суглинок, темно-красновато-коричневый (5YR 2/2) влажный; умеренно крупнозернистая структура; слегка твердый, рыхлый; нейтральный; постепенная плавная граница. (толщиной от 10 до 30 дюймов)

    Bk —от 27 до 42 дюймов; красновато-коричневый (5YR 4/4) пылеватый суглинок, темно-красновато-коричневый (5YR 3/4) влажный; слабая тонкая угловато-глыбистая структура; твердый, твердый; несколько тонких слоев более темного материала; общие массы и пленки карбоната кальция; сильно шипучий; умеренно щелочной; диффузная гладкая граница. (толщиной от 0 до 25 дюймов)

    C —от 42 до 72 дюймов; красновато-коричневый (2. 5YR 5/4) пылеватый суглинок, красновато-коричневый (2.5YR 4/4) влажный; массивный; твердый, твердый; немногочисленные тонкие слои темно-красновато-коричневого пылеватого суглинка; общие массы и пленки карбоната кальция; сильно шипучий; умеренно щелочной.

    ТИП РАСПОЛОЖЕНИЕ: Grady County, Оклахома; примерно в 7 милях к востоку от Чикаши, Оклахома; 2300 футов к северу и 100 футов к востоку от юго-западного угла сек. 24, Т. 7 Н., Р. 6 Ж.

    ДИАПАЗОН ХАРАКТЕРИСТИК: Глубина залегания вторичных карбонатов кальция колеблется от 20 до 60 дюймов. Толщина моллюскового эпипедона колеблется от 20 до 40 дюймов. Горизонты A, Bk/Bw и C представлены пылеватым суглинком, суглинком, пылеватым суглинком или суглинком.

    Горизонт Ap или A имеет оттенок от 2,5YR до 10YR, значение от 3 до 5 и цветность от 1 до 3. Некоторые педоны перекрываются мелкими супесями или текстурами, подобными горизонту A, но имеют оттенок от 2,5YR до 7,5. YR, значение 4 или 5 и насыщенность цвета 4. Толщина материала избыточной заливки менее 20 дюймов. Реакция горизонта Ар или А колеблется от умеренно кислой до слабощелочной.

    Горизонт Bk или Bw имеет оттенок от 2,5YR до 10YR, значение от 3 до 6 и насыщенность от 1 до 6. Реакция колеблется от слабокислой до умеренно щелочной. Видимый карбонат кальция в виде масс и пленок колеблется от 0 до 5 объемных процентов.

    Горизонт C имеет оттенок от 2,5 YR до 7,5 YR, значение от 3 до 6 и цветность от 1 до 6. В этом горизонте встречаются тонкие слои более грубой или тонкой текстуры. Реакция умеренно щелочная и известковая. Видимый карбонат кальция в виде масс и пленок колеблется от 0 до 5 объемных процентов.

    У некоторых педонов есть погребенные горизонты ниже 30 дюймов. Эти педоны не являются диагностическими. Структура, цвет и реакции этих горизонтов аналогичны тем, которые описаны по всему профилю Порт.

    КОНКУРИРУЮЩИЕ СЕРИИ: Это Бергстрем (Техас), Бигетти (Нью-Мексико), Клирфорк (Техас), Эландко (Техас) и Серия Иран (Техас) из того же семейства. Почвы в подобных семействах Ашер, Биппус, Боске, Дол, Фрио, Гейджби, Гоуэн, Каски, Ламкин, Лори, Нипсум, Райнах и Серия шпор. Почвы Asher, Lamkin и Spur имеют толщину молликового эпипедона менее 20 дюймов. Кроме того, шпоровые почвы имеют контрольный разрез мелкосуглинистый. Почвы Бергстрема на всем протяжении известковые. Почвы Бигетти и Ирана остаются сухими в течение более длительного периода времени. Почвы Bippus, Bosque, Gageby, Gowen, Kaski имеют контрольный разрез мелкосуглинистый. В почвах Дейла и Рейнаха наблюдается закономерное снижение содержания органического вещества. Кроме того, почвы Райнаха имеют контрольный разрез грубопылеватого типа. Почвы Elandco имеют оттенок 10YR или 2,5Y повсюду. Почвы Frio и Nipsum имеют тонкий контрольный разрез. Почвы Лори немного выше в ландшафте, и содержание глины не уменьшается на 20 процентов от максимального в пределах 60 дюймов от поверхности минеральной почвы. Грунты Clearfork относятся к активному классу активности CEC.

    ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ РАСПОЛОЖЕНИЕ: Портовые почвы расположены на почти ровных или очень пологих поймах в восточной части Центральных холмистых красных равнин и в Центральных холмистых красных прериях. Наклоны варьируются от 0 до 3 процентов. Почва сформировалась в карбонатном суглинистом аллювии современного возраста. Среднее годовое количество осадков: от 26 до 40 дюймов. Среднегодовая температура: от 57 до 64 градусов по Фаренгейту. Торнтвейт Годовые индексы P-E: от 44 до 64. Безморозные дни колеблются от 185 до 220.

    ГЕОГРАФИЧЕСКИ СВЯЗАННЫЕ ПОЧВЫ: Это Ашпорт, Брюэр, канадский, Дол, Испур, Гэдди, Лори, Маклейн, Миллер, Пуласки, Райнах и сериал Яхола. Почвы Ашпорта и Испура имеют моллюсковый эпипедон толщиной менее 20 дюймов и находятся на несколько более низких поймах и ближе к ручью. Почвы Брюера, Канады, Дейла, Лори, Маклейна и Рейнаха встречаются на несколько более высоких поймах. Почвы Брюэра и Маклейна имеют тонкий контрольный разрез и глинистые горизонты. Почвы Лори имеют глинистые горизонты. Канадские почвы имеют моллевый эпипедон мощностью менее 20 дюймов и контрольный разрез крупносуглинистый. Гаддиные почвы обычно встречаются на несколько более низких поймах ближе к руслу ручья, имеют песчаный контрольный участок и лишены моллюскового эпипедона. На сходных участках встречаются почвы Миллера, Пуласки и Яхола. Почвы Миллера имеют тонкий контрольный разрез. Почвы Пуласки и Яхола имеют крупносуглинистый контрольный разрез и лишены моллюскового эпипедона.

    ДРЕНАЖ И ПРОНИЦАЕМОСТЬ: Портовые почвы хорошо дренированы. Сток незначителен на уклонах от 0 до 1 процента и очень мал на уклонах от 1 до 3 процентов. Проницаемость умеренная. Эти почвы иногда или часто затапливаются на очень короткие периоды с марта по октябрь.

    ИСПОЛЬЗОВАНИЕ И РАСТИТЕЛЬНОСТЬ: В основном выращивается для выращивания люцерны, мелкозерновых культур, зернового сорго и хлопка. Некоторые районы используются в качестве прирученных пастбищ или пастбищ для выпаса мясного скота. Местная растительность представляет собой высокие травы с примесью пекана, черного ореха, дуба и восточных тополей.

    РАСПРОСТРАНЕНИЕ И РАСШИРЕНИЕ: Восточная часть Центральных холмистых красных равнин (MLRA-78C) и Центральных холмистых красных прерий (MLRA-80A) в Оклахоме, Канзасе и Техасе. Серия обширная.

    MLRA РЕГИОНАЛЬНОЕ ОФИС ПО ОБСЛЕДОВАНИЮ ПОЧВЫ (MO) ОТВЕТСТВЕННЫЙ: Temple, Texas

    СЕРИЯ УСТАНОВЛЕНА: округ Джексон, Оклахома; 1942.

    ПРИМЕЧАНИЯ:
    Протокол интерпретации почвы: Серия OK0087.

    Влажностный режим: удик-устик или типик-устик.

    Диагностические горизонты и признаки, признанные в этом педоне: 90 158 Mollic epipedon — зона от поверхности почвы до глубины 27 дюймов (горизонт А и иногда горизонт Bk/Bw).
    Горизонт Cambic — зона от 27 дюймов до глубины 42 дюймов (горизонт Bk/Bw).

    ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ДАННЫЕ: Лабораторные данные NSSL, образец S90OK-103-004.


    Национальное кооперативное обследование почв
    США

    Гама Силт II | Monster Hunter World Wiki

    Gama Silt II — оружие с зарядным лезвием в игре Monster Hunter World (MHW). Все оружие имеет уникальные свойства, связанные с его силой атаки, стихийным уроном и различным внешним видом. Пожалуйста, ознакомьтесь с разделом «Механика оружия», чтобы полностью понять всю глубину вашего арсенала охотника.

     

     

    Информация о Gama Silt II

    • Оружие монстра Додогама
    • Стилизованный с комплектом доспехов Додогамы
    • Улучшен с Gama Silt I (ранее Jagras Escudo I)
    • Это оружие добавляет урон от взрыва
    • Это оружие имеет два слота уровня 2
    • Ударный флакон
    • Примечания и советы идут сюда

     

     

    Gama Silt II Создание и улучшение

    Gama Silt II имеет 2 уровня улучшения. Он следует по костному пути, подробно описанному ниже.

      Редкий
    Гама Силт I 6 676 0%  150
    Создание с помощью: Коготь Додогамы x4, Чешуя Додогамы+ x6, Шкура Додогамы+ x 4, 24000 x
    Гама Силт II 7 612 0%  180
    Изготовить из: Чешуя Огненного Дракона+ x4, Челюсть Додогамы x4, Хвост Додогамы x 3, Камень Виверны x 1, 32000 x

     

     

    Дерево улучшения «Гама-ил»

    «Гама-ил» является частью пути улучшения дерева оружия «Заряженный клинок». Ниже приведена выдержка из соответствующего ?? дерево.

     

    Зарядное лезвие Костяное дерево

    • Костяная крепкая рука I
      324 Бес
      • Костяная сильная рука II
         360 Имп
        • Костяная крепкая рука III
           396 Имп
          • Твердая костяная крепкая рука I
             432 Бес
            • Прочная костяная крепкая рука II
               504 Бес
              • Hard Bone Strongarm III
                 576 (180) Бес
                • Могучая сильная рука I
                   612 (210) 10 Имп
                  • Могучая сильная рука II
                    684 (240) 10 Бес
                    • Wild Force I
                      828 (270) 35 Бес
                      • Wild Force II
                        900 (300) 35 Бес
                        • Wild Force III
                          972 (230) 3
                        • Ледяной страж
                           936 210 Поу Эль
                          • Королевский Дарук
                             972 240 Поу Эль
            • Стена Диаблоса I
               612 -30% 10 Имп
              • Стена Диаблоса II
                684 (90) -30% 10 Чертов
                • Диаблос Тираннис I
                  756 (120) -30% 15 Имп
                  • Диаблос Тираннис II
                    828 (180) -30% 15 Бес
                    • Диаблос Тираннис III
                       936 (310) -30% 30 Бес
                      • Сила Танатоса
                        1044 (310) -30% 30 Бес
                      • Sulfurteinn Machmar
                         972 (240) Бес
                        • Плавящая хватка
                           1044 (270) Бес
        • Сильная рука Джаграса I
           396 Бес
          • Сильная рука Джаграса II
             432 Имп
            • Сильная рука Джаграса III — 468 Имп
              • Jagras Escudo I
                 540 (120) Imp 
                • Jagras Escudo II — 648 (150) Imp 
                  • Jagras Escudo III
                    684 (180) Imp 
                    • Saber’s Maw I
                      792 (240) Imp 
                      • Saber’s Maw II
                        936 (330) Имп
                      • Опаляющий Требовальщик
                        828 240 Пау Эль
                        • Палящий Требователь +
                          864 300 Пау Эль
                          • Главенус Бардред
                            936 390 Пау Эль
                • Гама Ил I
                   576  150 Импов
                  • Гама Силт II
                     612 180 Имп
                    • Гама Эскудо I
                      756 210 Имп
                      • Гама Эскудо II
                         864 240 Имп  
                      • Rex Arms I
                         900 (330) -15 % Имп
                        • Rex Arms II
                           972 (360) -15% Имп
                        • Проклятое оружие
                           1008 (240) -30% Бес
          • Силовая рука Гирроса I
             432 180 15% Имп
            • Силовая рука Гирроса II
               468 210 15 % Имп
              • Гиррос Надя I
                 504 240 20% Имп
                • Гиррос Надя II
                   540 270 20 % Имп
                  • Гиррос Надя III
                     576 300 20 % Имп
                    • Наага Гадаб I
                       720 300 20% Имп
                      • Наага Гадаб II
                         864 420 20 % Имп
                      • Сильная рука Диоса
                         972 300 бесов
                        • Летучее лезвие
                           936 390 Бес
                  • Хазак Аспида I
                    628 210 Пау Эле
                    • Хазак Аспида II
                      684 270 Пау Эле
                      • Топор смерти Ваал Аспида
                        900 420 Pow Ele
                      • Hydros Kardia
                        972 330 10 % Имп
        • Pulsar Strongarm I
           396 90 10 % Pow Ele
          • Pulsar Strongarm II
            432 120 10 % Pow Ele
            • Pulsar Strongarm III
              468 120 10 % Pow Ele
              • Kadachi Kaina I
                504 150 15% Pow Ele 
                • Kadachi Kaina II
                   576 180 15% Pow Ele 
                  • Kadachi Kaina III
                     648 210 15% Pow Ele 
                    • Kadachi Soul I
                       648 300 15% Pow Ele 
                      • Душа Кадачи II
                        828 330 15% Pow Ele
                      • Яд гадюки I
                         828 330 15% Бес
                        • Яд гадюки II
                           900 360 15% Бес
            • Сильная рука Гарона I
               468 20% Имп
              • Стронгарм Гарона II
                 504 (120) 20 % Имп
                • Бессмертное пламя ненависти
                  540 (150) 25% имп.