Первый русский танк — сормовский – Коммерсантъ Нижний Новгород

31 августа 1920 года вошло в историю как день рождения первого отечественного танка. В этот день на заводе «Красное Сормово» прошли испытания «Русского Рено», прототипом которого стал легкий танк Renault FT-17. Он достался красноармейцам в качестве трофея во время Гражданской войны. Для завода «Красное Сормово» этот опыт определил дальнейшую судьбу: в годы Великой Отечественной войны предприятие выпускало легендарные Т-34.

Сормовский танк на Красной площади в Москве в 1919 году

Как началось российское танкостроение

В Российской империи не было серийного танкового производства — только опытные образцы, не обладающие реальной боевой мощью, и даже броневые автомобили собирали на базе шасси зарубежных машин. Накануне революции власти собирались закупать танки в Европе, но эти планы не были реализованы.

Renault FT-17 – первый серийный легкий танк, лег в основу отечественного танка

Прототипом сормовского танка стал французский легкий танк Renault FT-17. Эти боевые машины попали в страну в годы Гражданской войны 1918-1922 годов. Франция поддерживала Белое движение и снабжала танками армию генерала А. И. Деникина. В боях под Одессой красноармейцы отбили четыре FT-17 и один из них отправили В.И. Ленину в качестве подарка. Тот поручил использовать трофей для строительства собственных советских танков, а заводом-исполнителем определил «Красное Сормово». Предприятие уже имело опыт строительства боевых машин: во время Гражданской войны оно выпустило 30 бронепоездов и 20 бронированных судов.

Renault FT-17

Рабочие приветствуют трофей — французский танк Renault FT-17

Первым в мире серийным легким танком был Renault ft-17, выпускался с 1917 года. В годы Первой мировой войны он считался одним из самых удачных — впервые танк имел башню кругового вращения. На танках устанавливали 37-мм пушку Гочкиса или 8-мм пулемет Гочкиса образца 1914 года.

В Нижний Новгород трофейный танк прибыл разобранным в трех крытых вагонах. В нем не было многих ключевых узлов, но сормовичи встречали его с воодушевлением, пообещав изготовить собственный первый образец за девять месяцев. Работы начались в конце сентября 1919 года.

Конструкторская работа

Чертеж первого танка «Борец за свободу тов. Ленин»

Чертеж первого танка «Борец за свободу тов. Ленин»

Сроки были жесткими: за три месяца надо было представить всю техническую документацию. С натуры сняли эскизы и по ним изготовили первые рабочие чертежи (эти документы сохранились в музее истории завода «Красное Сормово»), а многие детали, вроде коробки скоростей и приводов управления, сормовичи конструировали заново. В работе конструкторской группы участвовали французские инженеры-коммунисты.

Среди руководителей первых танкостроителей был представитель Центроброни, военный моряк Иван Христианович Гаугель, имя которого сегодня носит одна из улиц Сормовского района. Неравнодушный к своему делу, творческий и требовательный — заводчане звали его «комиссар Гаугель». Именно он в августе 1920 года телеграфировал в Москву о первом испытании готового образца.

Танк успешно справился со всеми заданиями: на проходимость, подъем, маневренность и другими.

Первым водителем-испытателем танка был слесарь сормовского завода Иван Алексеевич Аверин.

Фотогалерея

Предыдущая фотография

Следующая фотография

1 / 5

Смотреть

К танковой программе привлекли и другие советские предприятия: двигатели мощностью 34 л. с. поставлял завод «Автомобильное московское общество» (будущий Завод им. Лихачева, ЗиЛ), вооружение (8-мм пулеметы Гочкиса и 37-мм морские пушки Гочкиса) — петроградские Путиловский и Обуховский заводы, броню-заготовку — Ижорский завод.

«Борец за свободу товарищ Ленин»

Первый русский танк «Борец за свободу тов. Ленин», изготовленный на заводе «Красное Сормово»

Первую боевую машину назвали «Борец за свободу товарищ Ленин». Под звуки марша он вышел из ворот дизельного цеха, где по такому случаю устроили торжественный митинг. «Русский Рено», как называли первые советские танки, почти полностью сохранил конструкцию своего прототипа и представлял собой однобашенный легкий танк классической компоновки с противопульным бронированием. По некоторым своим характеристикам сормовский танк даже превосходил своего прототипа: впервые танк был оснащен смешанным пушечно-пулеметным вооружением во вращающейся башне. Экипаж танка состоял из двух человек — механика-водителя и командира-стрелка.

Доклад о строительстве первого русского танка

Доклад о строительстве первого русского танка

1 декабря 1920 года Совет военной промышленности направил В. И. Ленину справку о постройке первого танка русского производства: «Все работы произведены собственными средствами русскими рабочими и техниками. Три таких танка составляют боевую единицу, и к весне таких боевых единиц должно быть выпущено 5 (или 15 танков)».

Мирный танк

Первые советские танки помогают первым тракторам

Все «Русские Рено» поступили на вооружение Красной Армии, но, по официальным данным завода «Красное Сормово» участие в военных действиях не принимали. С вооружения первые советские танки были сняты весной 1930 года. Большую часть машин передали в вузы, а еще несколько танков использовали в качестве тракторов на заводе «Красное Сормово» и в колхозных полях.

Танки Т-34 и МС-1 перед северной проходной завода «Красное Сормово»

В 1980 году по сохранившимся чертежам на «Красном Сормове» выполнили макет первого русского танка в натуральную величину.

Вместе с боевым танком Т-34-85, тоже сормовского производства, штурмовавшим Берлин, танк «Борец за свободу товарищ Ленин» установили на площади Славы у Северной проходной завода «Красное Сормово».

Судьба танкостроителя

Интересно, что в строительстве первого танка принимал участие Михаил Ильич Кошкин — создатель легендарного танка Т-34, который в годы Великой Отечественной войны выпускал завод «Красное Сормово». Он воевал на фронтах Гражданской войны и раненым попал в госпиталь в Нижнем. Там узнал, что в городе будут строить танки и устроился слесарем завод.

«Повезло! Попал на сборку как раз в те дни, когда ижорцы прислали броневые листы, а с завода АМО — двигатели и узлы трансмиссии…

И при мне из ворот вышел первый наш танк »Борец за свободу тов. Ленин». Если бы после той маленькой партии сормовичи продолжали бы собирать танки, я, возможно, остался бы у них надолго…», — писал конструктор в воспоминаниях. Над созданием Т-34 Кошкин работал уже в Харькове, на заводе №183

Фотогалерея

Предыдущая фотография

Следующая фотография

1 / 3

Смотреть

Сормовский Т-34

А сормовский завод в 1920-х, действительно, быстро вернулся к своему основному судостроительному профилю. Но с началом Великой Отечественной войны первым же постановлением Государственного комитета обороны от 1 июля 1941 года заводу «Красное Сормово» предписывалось перейти на выпуск танков Т-34.

Фотогалерея

Предыдущая фотография

Следующая фотография

1 / 2

Смотреть

За годы войны предприятие изготовило более 20% этих боевых машин — более 13 тысяч средних танков Т-34. Его модификация Т-34-85 была признана лучшим танком того времени и стал одним из символов Второй мировой войны.

Кроме того, на заводе велась разработка проектов танков-огнеметов и плавающих танков.

Первые танки СССР

Первые танки СССР
Содержание
Первые танки СССР
Творческий процесс

Осенью 1919 года Совет военной промышленности РСФСР принял решение начать выпуск собственных танков по типу французского «Рено» FТ-17. В качестве образцы был взят трофейный танк, который на сормовском заводе в Нижнем Новгороде разобрали на части и тщательно измерили каждую деталь. В создании первого отечественного танка участвовал также Ижорский завод и московский АМО, поставлявшие броню и двигатели, тогда как в Сормове делали шасси и проводили окончательный монтаж. Головную машину, получившую имя «Борец за свободу тов. Ленин», сдали армии 15 декабря 1921 года, после чего последовали еще 14. «Русский Рено» (танк «М» — малый; или «КС» — «Красное Сормово»), отличался от французского наличием собственного двигателя и клепаной башни. Максимальная скорость у него составляла 8,5 км/ч, запас хода — 60 км, толщина брони — 8-6 мм, экипаж 2 человека.

На первом танке стояла трофейная французская пушка, но затем добавили пулемет, установленный в боковом листе башни справа. Серийное производство этих машин в дальнейшем не было развернуто. Кроме экономических проблем, выяснилось, что броня корпуса и башни пробивается бронебойными пулями, проходимость и маневренность недостаточны, скорость на местности мала, а расположение вооружения мешает его применять. В танке было очень душно и жарко, что затрудняло работу экипажа.

Первый советский танк


Первый советский танк «Борец за свободу тов. Ленин», 1919 год.

В постановлении ЦК ВКП(б) «О состоянии обороны СССР» от 15 июля 1929 года ставилась задача наряду с модернизацией существующего вооружения добиться в течение ближайших двух лет получения опытных образцов, а затем внедрения в армию современных типов артиллерийских орудий, танков и самолетов. При разработке и пересмотре плана военного строительства в 1931 году ЦК ВКП(б) и советское правительство потребовали от Реввоенсовета СССР руководствоваться следующими положениями:

  • по численности — не уступать вероятным противникам на главнейшем театре войны;
  • по технике — быть сильнее противника по решающим видам вооружения: самолетам, артиллерии и танкам.

Танк «Русский Рено»


Схема внутреннего устройства танка «Русский Рено»

В качестве первоначальной главной задачи предусматривалось полностью перевооружить армию новейшими образцами боевой техники и оружия, обратив особое внимание на развитие артиллерийской,  бронетанковой и авиационной техники, а также автоматического стрелкового оружия. По указанию ЦК ВКП(б) в первой половине 30-х годов организуются специализированные (по видам боевой техники) научно-исследовательские институты, конструкторские бюро и лаборатории, которые развернули работу по созданию новых видов вооружения.

  • Для непосредственного руководства техническим перевооружением Красной армии в июле 1929 года учреждается должность начальника вооружений РККА. До 1931 года ее занимал И. Уборевич, затем М. Тухачевский, который одновременно являлся заместителем наркома по военным и морским делам.
  • В ноябре того же года было образовано специальное управление в системе центрального военного аппарата по вопросам моторизации и механизации Красной армии. Начальником управления стал И. Халепский.

За первую пятилетку планировалось изготовить 1075 танков. А ведь в это время танковый полк Красной армии полностью состоял из трофейных машин, включая 45 танков «Рикардо», 12 «Тейлор» (английские танки Первой мировой войны Мk. V и Мk.А) и 33 французских «Рено». Разрабатывать танки должна была специальная организация Главное конструкторское бюро Орудийно-арсенального треста (ГКБОАТ), которое к этому времени представило проекты танкетки Т-17, легкого танка сопровождения пехоты Т-16 и более тяжелого «маневренного» танка Т-12. Две первые машины должен был выпускать ленинградский завод «Большевик» (бывший Обуховский сталелитейный), а Т-12 — Харьковский паровозостроительный завод (ХПЗ) на Украине.

Танк МС-1


Советский танк МС-1, 1929 год.

Т-16 скоро улучшили и переименовали в танк Т-18/МС-1, «малый сопровождения». В 1927-1928 гг. планировалось выпустить 23 танка, на следующий год — еще 110, однако первые 30 машин подготовили лишь к  1 мая 1929 года. Для своего времени это была довольно совершенная машина, сохранявшая, тем не менее множество конструктивных решений, взятых от «Рено», включая хвост для преодоления траншей. Однако наш танк оказался короче и легче (двигатель установлен поперек корпуса в одном блоке с коробкой передач). 37-мм пушка и пулемет размещались под углом друг к другу, и наводить их на цель одновременно было невозможно. С 1930 года танк получил новую башню с кормовой нишей для размещения боеприпасов, модернизированную ходовую часть и более мощный двигатель, что увеличило скорость до 22 км/ч. Всего до конца 1931 года, когда танки МС были сняты с производства, было построено более 900 машин, ставших на первое время основой танкового парка СССР. Достаточно успешно эти машины опробовались во время конфликта на КВЖД — Китайско-Восточной железной дороге, подвергшейся в 1929 году нападению китайских милитаристов. Многие танки вышли из строя из-за технических неполадок, но в целом они показали себя достаточно хорошо. Затем их использовали в качестве учебных, а башни от МС нашли применение в начале Великой Отечественной войны. Их установили на местности как закрытые огневые точки.

Вскоре на ХПЗ начали делать Т-12, который по проекту должен был весить 16 тонн, но в действительности весил 19,5. В экипаже танка было 4 человека, а вооружить его планировали 45-мм пушкой и тремя пулеметами. Танк приняли на вооружение под маркой Т-24 в 1929 году. Особенностью нового танка стало трехъярусное расположение вооружения: пулемет в лобовой части корпуса, 46-мм пушка и два пулемета в основной башне, один под углом к основному вооружению, и четвертый пулемет в маленькой башенке кругового вращения на крыше главной башни. Экипаж танка составлял 5 человек. Боевая масса — 18,5 т, скорость — 22 км/ч, бронирование до 20 мм. Всего было выпущено 25 танков этого типа. Отмечалось, что танк получился сложным и малонадежным.


Назад — Вперед >>


Вперед >

 

Танкостроение в СССР →


Мини-навигатор
по сайту

31 августа 1920 года, 101 год назад, был испытан первый танк, построенный в Советской России «Борец за свободу тов.

Ленин».

История отечественного танкостроения, которое сегодня занимает лидирующие позиции в мире, начиналась с отставания.
Вступая в Первую мировую войну, Россия стала активно использовать бронетехнику, однако речь шла о колёсных бронеавтомобилях, а не о тяжеловооруженных гусеничных боевых машинах.
В Генштабе Российской армии внимательно наблюдали за разработками подобной техники в странах Антанты, полагая, что танки могли бы сыграть важную роль и в российских условиях.
Были и свои разработки, которые, однако, являлись не слишком удачными и не были приняты на вооружение.
Особенно в этом ряду выделяется так называемый «царь-танк» конструктора Николая Лебеденко, вошедший в историю благодаря огромным размерам и совершенной невозможности его использования в боевых условиях.

«Царь-танк» Николая Лебеденко

Первые отечественные перспективные разработки стали появляться лишь к 1917 году, однако ситуация в стране не позволила их реализовать.
Две революции 1917 года и последовавший за ними хаос Гражданской войны далеко и надолго отодвинули эти планы с повестки дня.
Первыми танками, оказавшимися на русской земле, стали британские и французские машины, в небольшом количестве поставленные странами Антанты в 1919 году в виде военной помощи Добровольческой армии генерала А. И. Деникина.
Британия была представлена тяжёлыми танками Mk V различных модификаций и несколькими «шальными» средними танками Mk B, Франция – лёгкими танками Рено ФТ-17.

Английский танк Мк V

Части Белого движения применяли их в основном для поддержки действий пехоты и кавалерии в боях 1919 – 1920 годов.
Захват частями Красной Армии Рено ФТ-17 под Берёзовкой сыграл важную роль в развитии отечественного танкостроения.
Одна из трофейных машин была направлена в Москву в подарок Владимиру Ильичу Ленину.
1 мая 1919 года Рено ФТ-17 принял участие в праздничном параде на Красной площади.

 

Французский танк Рено ФТ-17

В.И. Ленина образец новой военной техники чрезвычайно заинтересовал, и он инициировал обсуждение «танкового вопроса» на заседании правительства.
Летом 1919 года было принято решение о начале производства собственных танков для нужд Красной Армии.
10 августа 1919 года совместным решением Совнаркома и Совета военной промышленности нижегородский завод «Красное Сормово» был определён в качестве специализированного предприятия для изготовления танков.
С октября по декабрь 1919 года спецбригада конструкторов выполнила около 130 чертежей узлов и агрегатов танка.
Интересно, что многие из них тут же воплощались «в металле» (правда, из низкосортной стали) и корректировались «по месту» в корпусе эталонного танка.
К середине ноября заводы Путиловский, Ижорский и АМО получили заказы на вооружение, бронекорпуса и моторно-трансмиссионные группы соответственно.
В конце 1919 года инженер Ф. Нефёдов разработал маршрутную технологию изготовления танка.
Тогда же завод приступил к непосредственному изготовлению деталей танков, хотя окончательно маршрутная технология была утверждена только в марте-апреле 1920 года.
Танки собирали в дизельном цехе завода «Красное Сормово».
31 августа 1920 года первый танк, построенный в Советской России, своим ходом покинул цех.  

 

Первые Советские танки «Рено-Русский»

Как и все 15 танков серии, первенец отечественного танкостроения получил собственное имя, данное рабочими завода – «Борец за свободу товарищ Ленин».
Кроме него, были построены «Парижская Коммуна», «Карл Маркс», «Лев Троцкий», «Лейтенант Шмидт», «Карл Либкнехт», «Красный Борец», «Красная Звезда», «Пролетарий», «Свободная Россия», «Черноморец», «Илья Муромец», «Буря», «Керчь» и «Победа».
Изначально предполагалось строить танки, как во Франции, в двух вариантах — с пушечным либо пулемётным вооружением. Расчёт был на создание пяти танков с пушечным и десяти с пулемётным.
Однако уже в ходе работ стало известно, что во Франции, основываясь на опыте боевых действий, стали отказываться от пулемётной модели. 
В итоге большая часть танков серии была оснащена 37-миллиметровой пушкой и 8-миллиметровым пулемётом.
Что касается первого танка, то он был оснащён только пушкой.
Первый отечественный танк был вполне достойной машиной, однако возможности промышленности страны не позволяли наладить его массовое производство.

 

«Рено-Русский» на полевых испытаниях

«Рено-Русский» не снискал себе славу на полях сражений, но именно он стал первопроходцем, открывшим дорогу легендарным отечественным танкам.
А первому, как известно, всегда труднее.

Первый в России основной боевой танк

Опубликовано вРуководство по оружию и снаряжению

Т-90 должен был стать гордостью постсоветских бронетанковых частей. До сих пор это было разочарование.

Джон Гуттман

Российские основные боевые танки Т-90 проходят по Красной площади в Москве во время ежегодного парада Победы 9 мая 2008 года. Ядерные ракеты и танки прошли в пятницу по Красной площади впервые с советских времен, но новый президент Дмитрий Медведев предупредил другие страны против «безответственных амбиций», которые, по его словам, могут развязать войны.

Поделиться этой статьей

Когда 24 февраля 2022 года Россия начала свою «специальную военную операцию» на Украине, ее наступление возглавляли танки, в основном из советских запасов Т-72 и Т-80 времен холодной войны. Однако два месяца спустя среди их войск, передвигавшихся по Харьковской области, был замечен более новый танк. Получив обозначение Т-90, он, по общему мнению, был более совершенным… как и следовало ожидать от первого танка, поступившего на вооружение после распада Советского Союза.

СОВЕТСКОЕ НАСЛЕДИЕ

Когда в 1991 году закончилась холодная война, в Советской Армии было три основных боевых танка, похожих по внешнему виду и общей концепции, но различающихся уровнем технического развития. Самым простым и наименее дорогим был Т-72, ​​22 096 из которых были построены на Уралвагонзаводе Уральский вагоностроительный завод (УВЗ) в Нижнем Тагиле и Челябинском тракторном заводе в период с 1973 по 1990 год. Самый совершенный Т-64. , оказался впереди своего времени, но также и ненадежен и опасен, имея автоматическую подачу для своей главной пушки, которая приобрела репутацию пожирателя левой руки неосторожных стрелков. К тому времени, когда технические особенности Т-64 были устранены, город, который его производил, Харьков, был переименован в Харьков, и он стал опорой украинской армии.

Далее по эволюционной лестнице от Т-72 — но менее совершенный, чем Т-64 — стоял Т-80, 7066 из которых были построены на Кировском заводе в Ленинграде и на заводе Трансмаш в Омске с 1976 по 1990 год.

ПОЛУЧИТЕ ВЕЛИКИЕ СКАЗКИ ИСТОРИИ — ПРЯМО В СВОЙ ЯЩИК

Подпишитесь на нашу Historynet прямо сейчас! информационный бюллетень о лучшем из прошлого, доставляемый каждую среду.

РЕБРЕНДИНГ ПОСЛЕ СССР

После распада СССР продолжали работать только заводы УВЗ и Трансмаш, державшиеся на плаву за счет скромных производственных заказов и экспорта в зарубежные страны. Из этих корней российская армия заказала новый тип, по сути, эволюционную модернизацию Т-72. Получив обозначение Т-72БМ, он включал в себя систему управления огнем 1А45 «Иртыш» от Т-80 с новейшей динамической защитой. Дальнейшие доработки привели к принятию Минобороны России 27 марта 19 г.91.

Из-за плохих характеристик Т-72 на вооружении Ирака во время операции «Буря в пустыне» и ее вероятного влияния на международные продажи, строители переименовали новейшую серийную модель в Т-88, а затем снова изменили ее 5 октября. 1992 г. к Т-90, чтобы предложить новый танк для нового десятилетия. Когда в 1999 году умер его главный конструктор на УВЗ Владимир Поткин, танк получил неофициальное прозвище «Владимир» (нынешнюю иронию этого имени можно оценить только задним числом).

Рекомендуется для вас

СТАРЫЙ ТАНК В НОВОЙ ОДЕЖДЕ

Несмотря на всю шумиху, Т-90 по сути является Т-72, ​​оснащенным технологиями нового поколения, уже знакомыми его западным аналогам. Его грузоподъемность 48 тонн приводится в движение дизельным двигателем V-12 В84С2Ф мощностью 1130 л. либо. Вооружение состоит из 125-мм гладкоствольной пушки 2А4М5 с боезапасом 40 снарядов, а также спаренного и подвижного турельного 7,62-мм пулемета ПКТМ 6П7К. Как и у его предшественников, экипаж состоит из механика-водителя, командира и наводчика, управляющего по-прежнему опасным автоматом заряжания, делающим семь выстрелов в минуту. Дальность 340 миль.

Наиболее рекламируемая составляющая вооружения Т-90 — его защита. В его сварной башне предусмотрена лобовая полость для установки ламината из 20 модулей неэнергетической отражающей брони, или НЕРА, в дополнение к которой танк прикрыт универсальной динамической броней «Контакт 5» или УДЗ, предварительно взрывающейся для снижения противотанковых характеристик. боеголовки. Кроме того, система противоракетной защиты танка «Штора-1» («Занавес»), впервые установленная на Т-80УК, сочетает в себе инфракрасные ослепители ТШУ-17 по обе стороны от основного орудия, чтобы нарушить систему наведения противотанковой ракеты с трассирующим устройством, активирующим противолазерный дым. излучатели, чтобы сбить с толку инфракрасный свет ракеты, при этом танк и его орудие поворачиваются на 3,5–5 градусов, чтобы противостоять надвигающейся угрозе.

ПЛОХИЕ РЕЗУЛЬТАТЫ В УКРАИНЕ

По состоянию на 2018 год для Российской армии, а также ряда бывших советских республик, Индии и Алжира, в том числе, произведено более 2700 танков Т-90 или машин на их шасси. Считается, что около 100 единиц техники были задействованы в восточном наступлении на Украине, но, несмотря на все разрекламированные инновации, Т-90 показал себя немногим лучше, чем Т-72 и Т-80, к которым он присоединился там.

Первый контакт зафиксирован 25 апреля, когда украинская пехота столкнулась с Т-90 под Харьковом и уничтожил его противотанковой управляемой ракетой «Джавелин» вместе с тягачом МТ-ЛБ и боевой машиной пехоты, которая сопровождала танк.

Хотя по одному столкновению нельзя делать общие выводы, его исход имеет параллели с судьбами десятков предшественников Т-90. Во-первых, электронное противодействие не работало стабильно. Во-вторых, американские противотанковые ракеты FGM-148 Javelin, немецкие Panzerfaust 3 и другие имеют тандемные боеголовки, одна из которых предназначена для предварительного подрыва активной брони, а вторая — для пробития корпуса танка. Третий фактор — это возможность в репертуаре «Джавелина» развернуться вверх при приближении к цели, а затем пикировать на нее почти вертикально сверху, где броня тоньше.

Последний недостаток тактического характера: склонность русских танкистов наступать самостоятельно, а не совместно с сопровождающей пехотой. Учитывая то, как советская общевойсковая тактика была усовершенствована к концу Второй мировой войны, эта ретроградная тенденция кажется необъяснимой, но она лишила российские танки, независимо от модели, критической поддержки пехоты и сделала их уязвимыми для украинских истребителей танков. .

 Пока неясно, как Т-90 поведет себя в будущем. Однако экипажам потребуется некоторое обучение, чтобы улучшить свои характеристики по сравнению с первой встречей.

журналы historynet

Наши 9 самых продаваемых исторических изданий содержат подробное повествование и культовые образы, чтобы привлечь внимание и рассказать о людях, войнах и событиях, которые сформировали Америку и мир.

подпишитесь сегодня

Поделиться этой статьей

Джон Гуттман

Еще Джон Гуттман

Погрузитесь глубже

Информация о цитировании

APAMLAHarvardVancouverChicagoIEEE

Джон Гуттман (07.10.2022) Танк Т-90: первый основной боевой танк России . HistoryNet Получено с https://www.historynet.com/t-90-tank/.

» Танк Т-90: первый в России основной боевой танк. /2022 Танк Т-90: первый в России основной боевой танк. , просмотрено 07.10.2022, https://www.historynet.com/t-90-tank/>

Джон Гуттман — Танк Т-90: первый основной боевой танк России. [Интернет]. [По состоянию на 07.10.2022]. Доступно по адресу: https://www.historynet.com/t-90-tank/

Джон Гуттман. » Танк Т-90: первый основной боевой танк России. » Джон Гуттман — по состоянию на 07.10.2022. https://www.historynet.com/t-90-tank/

« Танк Т-90: первый основной боевой танк России. » Джон Гуттман [Онлайн]. Доступно: https://www.historynet.com/t-90-tank/. [Проверено: 07.10.2022]

Tank Archives: Первые советские танки

Первым танком, построенным в молодой советской республике, был «Русский Рено», жалкая копия самого многочисленного и, возможно, лучшего танка Первой мировой войны. Он также известен как «Борец за свободу товарищ Ленин» по названию первого танка партии. Всего на заводе «Красное Сормово» в Нижнем Новгороде было построено 15 российских «Рено» под руководством приезжих инженеров Путиловского и Ижорского заводов. Эту группу возглавил Сергей Петрович Шукалов. Путиловский и Обуховский заводы были пионерами Российской империи в освоении сложной техники, а Ижорский завод специализировался на выпуске бронелистов и деталей для императорской армии.

После окончания Гражданской войны танки в Советской России не производились. Промышленный потенциал страны был направлен на индустриализацию и восстановление разрушенного сельскохозяйственного сектора. Однако тема танков не была забыта. На Обуховском заводе изучали танки, захваченные Красной Армией у белых и интервентов. Понемногу из мастерских на юге России, где только что закончились последние бои, поступали обрывки сведений о специфике иностранных танков, которые местные умельцы ремонтировали для Белой армии. На Обуховский завод возложили ремонт и обслуживание существующих танков с лета 19 г.21, так как качество работ в Сормово не удовлетворило военных. В 1922 году завод был переименован в «Петроградский государственный оружейно-оптический и сталелитейный завод «Большевик».

Танк Т-18 (или МС-1, Малая поддержка) на параде. 7 ноября 1929 г.

В Москве при Главном управлении военной промышленности создано конструкторское бюро, которое возглавил С.П. Шукалов. Сначала бюро проектировало танк Т-18 (или МС-1), новую модернизацию Renault FT. Т-18 был достроен к 1925, а его серийное производство началось в 1928 году на заводе «Большевик».

Армии требовался более мощный танк поддержки, и УММ (Управление механизации и моторизации) создало требования к новому танку с пушечно-пулеметным вооружением во вращающихся башнях. Его проектирование было поручено Харьковскому паровозостроительному заводу (ХПЗ) «Коминтерн» под руководством КБ Шукалова, которое затем было переименовано в трест «Вооружение-Арсенал». У харьковчан уже был опыт обращения с гражданскими гусеничными машинами (тягач «Коммунар», на базе немецкого Hanomag WD Z-50). Теперь им предстояло научиться строить танки.

Москвичи не пытались взять на себя всю работу. Наоборот, как можно больше отгрузили в Харьков. Первоначально за танк отвечали заместитель главного инженера М. Адрианов и заместитель мастера тракторного завода В. Дудка, но в 1927 г. была создана специальная группа проектирования танков во главе с И.Н. Алексенко у руля, молодой и талантливый конструктор, только что вернувшийся со службы в армии. Большинство дизайнеров, работающих здесь, были очень молоды. Алексенко в 1927 году исполнилось 23 года, А.А. Морозову, одному из его заместителей, тоже исполнилось 23 года, а большинству других инженеров еще меньше.


Алексенко И. Н. — начальник танковой конструкторской группы ХПЗ с 1927 по 1931 год. В мае 1929 года на базе группы было сформировано специализированное конструкторское бюро Т2К.

Группа начала активно работать. Опытный образец танка был готов к 15 октября 1929 года, но на установку оборудования ушло еще два месяца. На Т-12 повлияли две конструкторские школы: американская и французская. Компоновка во многом была заимствована у танка M1921 Christie, построенного в 1921 году и серийно не выпускавшегося. Он отказался от ромбовидной компоновки танков времен Первой мировой войны и имел компоновку, которая вскоре стала классической: отделение управления спереди, боевое отделение посередине, двигатель и трансмиссия сзади. Вполне вероятно, что макет был взят из несекретных источников, таких как американские научно-популярные журналы, где американские дизайнеры часто публиковали рекламу.


Американский танк М1921 разработки Кристи.

У Т-12 пулемет был размещен в отдельной башенке, которая была размещена над главной башней в целях экономии места и массы. Это создавало определенные проблемы для экипажа и увеличивало высоту танка, но инженеры пошли еще дальше, чтобы сэкономить на весе.

Влияние французской школы можно увидеть в подвеске. Он практически полностью повторял конструкцию Т-18 (МС-1), который, в свою очередь, был копией французского Renault NC-27.


Деревянная модель Т-12.

Ходовая часть Т-12 состояла из 16 опорных катков (по 8 на борт), спаренных в восемь тележек (по 4 на борт) с вертикальной рессорной подвеской. Гусеницы поддерживались четырьмя возвратными катками. Танк имел ведущую звездочку сзади и натяжное колесо спереди.

Планировалось оснастить Т-12 отечественным двигателем конструкции А.А. Микулин (племянник отца русского самолетостроения Н.Е. Жуковского), который будет построен на большевистском заводе. Поскольку двигатель еще не был построен, на танк был установлен 8-цилиндровый авиадвигатель М-6 мощностью 240-300 л.с., лицензионная копия французского Hispano-Suiza 8Fb.

Планетарная коробка передач позволяла танку развивать скорость до 26 км/ч. Т-12 был оснащен 690-мм металлическим «хвостом» в задней части, что удлиняло танк и позволяло преодолевать траншеи шириной до 2,65 метра. Эта черта была унаследована от Т-18.

Неагональная трехместная (командир, заряжающий, пулеметчик) башня будет оснащена 45-мм пушкой или 76-мм гаубицей. На бортах башни имелись две шаровые установки Шпагина калибра 7,62 для пулеметов Федорова. Третий пулемет был установлен в передней части башни, справа от орудия. Четвертый устанавливался в пулемётной башенке, сдвинутой назад от центра.


Т-12 во дворе завода.

Броня для своего времени была достаточной: лоб 22 мм, борта 12 мм. Корпуса танков Т-12 и Т-24 строились на Ижорском заводе. Водитель Т-12 располагался впереди, ближе к правому борту, что является необычной особенностью советских танков, эксклюзивных для Т-12 и Т-24.

Испытания Т-12 начались 2 апреля 1930 года. Танк проехал 2 км по бездорожью, но вскоре сломалась трансмиссия. Двигатель проработал всего 33 минуты, после чего перегрелся и закипела вода в радиаторе. При повороте на мягком грунте правая гусеница соскальзывала с направляющего колеса.

Танк был доработан, и с 28 апреля по 2 мая 1930 года состоялись новые испытания, на этот раз с участием наркома вооружений маршала Ворошилова, начальника УММ комкора И.А. Халепского и начальника НТУ Г.Г. Бокис. Завод представлял директор ХПЗ Л.С. Владимиров и начальник танкового производства С.Н. Махонин. Вместо еще не построенного пулемета Федорова танк был оснащен 7,7-мм пулеметом Льюиса и показал хорошие результаты: до 60% попаданий в цель. Танк мог легко преодолевать подъемы 35-36 градусов на первой передаче, развивать скорость до 26 км/ч на ровной поверхности (до 30 км/ч при оборотах двигателя до 2000 об/мин), преодолевать траншеи шириной до двух метров, и был довольно проворен на бездорожье. Давление на грунт составляло 0,45 кг/см², что было приемлемым. Тем не менее танк не был принят на вооружение.

Уже к середине 1929 г. было ясно, что Т-12 не пойдет в серийное производство из-за присущих ему конструктивных недостатков, делавших его ненадежным и обуславливавших малую дальность полета (80 км). Перед конструкторским бюро ХПЗ, родившимся из конструкторской группы Алексенко, была поставлена ​​задача параллельно с завершением работ над ним разработать усовершенствованную модификацию Т-12. Этот модернизированный вариант получил название Т-24.


Т-24 мод. 1930 г.

Конструкция Т-24 мало чем отличалась от конструкции Т-12. Дополнительные топливные баки разместили поверх надгусеничных полок, так как внутри не было места, как на Т-18. Еще один пулемет установили в верхний лобовой лист и добавили еще одного члена экипажа: пулеметчика, сидящего слева от механика-водителя.

УММ поручила ХПЗ построить партию из 15 танков Т-24, не дожидаясь испытаний. Первые три танка были построены к июлю 1930 года, один из них был отправлен в Кубинку для испытаний. Здесь танк отправили на полигон с полными топливными баками и боекомплектом в 10 выстрелов. Однако вскоре внутри двигателя вспыхнул пожар. Экипаж в панике покинул танк, кроме механика-водителя Владимирова, который самостоятельно потушил пожар и спас танк. Танк получил незначительные повреждения и был отправлен на доработку.


Прототип Т-24 на испытаниях. Ни 45-мм пушка, ни пулемёты Фёдорова не были готовы, поэтому танк пришлось начинать испытания без них.

Неагональная башня Т-12 заменена на цилиндрическую, а на Т-12 возвращена старая башня. В новой башне была установлена ​​новая экспериментальная 45-мм пушка вместо старой 45-мм пушки Соколова, которая впоследствии стала знаменитой 45-мм танковой пушкой обр. 1932 г. Пулеметы убраны с бортов башни, оставлены только пулеметы в передней части корпуса и башни и в башенке. Вместо так и не доработанного пулемета Федорова на танк был установлен пулемет Дегртярева обр. 1929 пулеметов. Боекомплект танка составлял 89 снарядов и 8000 выстрелов.

В результате всех изменений масса танка выросла с 14,7 до 18,5 тонн, что отразилось на его подвижности. Максимальная скорость упала до 24 км/ч. Запас топлива увеличился до 460 л, что увеличило запас хода в 1,5 раза: с 80 до 120 км.


Танк Т-24.

После параллельных испытаний танков Т-12 и Т-24 УММ сделал заказ на 300 танков Т-24 в 1931 году. На заводе было построено специальное крыло Т2 для сборки танков, а Т2К Алексенко конструкторское бюро было расширено. Однако глава Научно-технического комитета УММ И.А. Лебедев поручил директору ХПЗ создать танк БТ с откидным верхом. Производство Т-24 было прекращено, и завод успел построить только 28 шасси, 25 корпусов и 26 башен (производство отставало от графика). Было собрано 25 танков.

У Москвы было несколько причин для такого решения. Сначала закупочная комиссия во главе с комкором И.А. Халепский посетил ряд зарубежных танковых конструкторских и производственных организаций, с некоторыми из них заключил сделки по лицензионному производству в СССР. Халепский убедил наркома вооружений маршала Ворошилова, что покупка и постройка танков «Виккерс» и «Кристи» выгоднее, чем тратить время на решение проблем, решения которых западные конструкторы уже нашли. История показывает, что это было правильное решение.


Член конструкторского бюро Т2К на ХПЗ.

Инженеры конструкторского бюро Эдуарда Гротте, привлеченные той же комиссией, спроектировали средний танк ТГ-1, опытный образец которого был построен на заводе «Большевик» в Ленинграде. Его броня, вооружение, надежность и подвижность превосходили Т-12 и Т-24, а также большинство западных аналогов, и советское руководство видело в нем будущий средний танк Красной Армии. Открытие того, что танк был слишком дорог для советской экономики и слишком сложен для советских заводов, было сделано гораздо позже.

То, что было очевидно в Москве, в Харькове вызвало недоумение. По словам заместителя начальника УММ Г.Г. Бокис, «директор завода Бондаренко открыто назвал быстроходный танк «танком-диверсантом» с целью его дискредитации… Потребовались большие усилия, вплоть до обращения в Правительство, чтобы заставить ХПЗ построить танк БТ и исправить недочеты в его чертежах и конструкции во время производства».

Танк БТ-2.

После давления Москвы работа над будущим танком БТ-2 наконец началась, но не такими темпами, которые советское руководство считало удовлетворительными. К 1 ноября 1919 года было собрано всего три танка.31, в отличие от шести, которые планировались. Новые танки приняли участие в параде 7 ноября в Харькове.

Н.И. Алексенко подал в отставку, мотивируя это тем, что заставлять завод выпускать иностранные танки непатриотично и вредно для развития отечественных конструкторских талантов. 6 декабря 1931 года его сменил А.О. Фирсов, бывший главный инженер завода «Русский дизель» в Ленинграде. Ранее Фирсов был судим как диверсант (работа в Харькове заменила пять лет лагерей). Это изменение имело решающее значение для завода, советского танкостроения и страны в целом.

Фирсов привез на ХПЗ идеи, которые впоследствии легли в основу легендарного танка Т-34: дизельный двигатель, который вскоре построили харьковские специалисты, и 76-мм орудие в качестве основного вооружения танка. Т-34 унаследовал от танка БТ сварной корпус и подвеску Кристи. Все это придет позже. Между тем создатели Т-24 возмущались изменениями, пришедшими сверху, но продолжали работать.


Конструкторская группа Т2К, во главе с 1931-1936 гг. А.О. Фирсов, в середине.

Судьба 25 танков Т-24 сложилась драматично. Они не пользовались спросом до 1932 года, когда 45-мм обр. В 1932 году танковая пушка была окончательно принята на вооружение. К тому времени в УММ поняли, что советские танки Т-26 и БТ-2, построенные на базе зарубежных танков Vickers E и Christie, могут решать те же задачи, для которых были созданы танки Т-24. Кроме того, на Кировском заводе велись работы над многобашенным средним танком прорыва Т-28, который превосходил Т-24. Т-24 так и не был принят на вооружение.

18 танков были отправлены в Харьковский военный округ (ХВО), где были распределены по учебным частям. Один танк оставили в Московском военном округе (МВО) и приписали к Военной академии механизации и моторизации имени Сталина. Еще пять танков отправили на танко-артиллерийский полигон. К 1938 году большая часть этих танков вышла из строя из-за поломок двигателя, трансмиссии или подвески.

2 марта 1938 года Наркомат вооружений приказал снять эти танки с вооружения, частично разоружить, снять с них броню и направить в укрепрайоны для использования в качестве стационарных дотов (БОТ). Ранее танки МС-1 переоборудовали в БОТы. Заказ поступил на 22 танка Т-24 в ХВО и на склады. Киевский военный округ получит 12 танков (все из ХВО), Белорусский военный округ получит 10 (6 из ХВО, 1 из МВО, 3 со склада-мастерской № 37 в Москве).

У танков были сняты двигатели, трансмиссии, гусеницы и другие элементы подвески. Остались только опорные катки, чтобы их можно было буксировать. Также были сняты пулеметная башенка, пулеметы и 45-мм пушка. Их заменили 76-мм пушкой (Л-10 или КТ-28) и 7,62-мм пулеметом «Максим» в шаровой установке справа от нее. Кардинально переделано отделение управления, усилено лобовое бронирование, добавлены еще две шаровые установки «Максим». Этот бронированный ДОТ не зарывался в землю, а буксировался и располагался перед вероятным прорывом противника.

Нет информации о том, как выполнялся этот приказ. Возможно, процесс затянулся, так как на немецких фотографиях 1941 года видны танки Т-24, переделанные в БОТ, но не поставленные на позиции.


Немецкий солдат перед БОТ Т-24, вооруженный 76-мм пушкой Л-10. Ленинградский военный округ, осень 1941 г.

Имеются сведения об одном укомплектованном танке Т-24 на Кубинском полигоне. Осенью 1941 года его предположительно отправили на передовую.

В книге Артема Драбкина «Я воевал на танке» есть воспоминания Героя Советского Союза Ашота Алетовича Аматуни, который писал о боях в Салких степях летом 1942 года, где он воевал курсантом пехоты:

«Мы прошли от станции Суровикино до линии фронта… заняли оборону где-то в 120-140 км западнее Суровикино. Танки были нашим самым опасным противником, так как единственным средством против них у нас, курсантов, были бутылки с зажигательной жидкостью… Нам противостояли не легкие танки Т-II, а средние танки Т-III и Т-IV, серьезные противники.К концу боев нас поддерживали английские танки Матильда и наши Т-24, но это были небольшие, плохие танки. Только Т-26 серьезно нам помогли…»

Вряд ли мы когда-нибудь узнаем, принял ли ветеран какой-то другой танк за Т-24 или это действительно были Т-24, не переделанные в БОТы, а проигравшие в нечестном бою.

Оригинал статьи Алексея Стаценко.

Путин должен беспокоиться о захвате Украиной нового российского танка Т-90М

  • Украина захватила сотни российских танков, многие из которых она будет использовать против российских войск.
  • Новый российский Т-90M, один из которых, как сообщается, был обнаружен украинскими военнослужащими, скорее всего, будет изучен.
  • Это может дать западным военным важную информацию об одной из самых передовых российских бронированных машин.
LoadingЧто-то загружается.

Украина захватила Т-9ОБТ 0M — Москва должна беспокоиться: За последние недели украинские военные захватили десятки российских танков — некоторые источники предполагают, что их число может достигать 200, а с начала войны в феврале было захвачено не менее 380 танков. .

Среди захваченных танков огромное количество Т-72 и даже несколько основных боевых танков (ОБТ) Т-80, и многие из этих машин, скорее всего, будут отремонтированы и использованы украинцами.

Однако хотя бы один недавно захваченный танк не будет просто отправлен обратно на поле боя, а может оказаться вывезенным за пределы Украины для изучения.

Это Т-90М «Прорыв» (по-русски «Прорыв»), и хотя он не смог помочь российскому военному прорыву в течение седьмого месяца кампании, он мог предоставить западным наблюдателям важную информацию о что одна из самых передовых кремлевских бронемашин.

Судя по всему, его бросили после того, как он потерял след.

Что мы знаем?

Уничтоженный российский Т-90М возле села в Харьковской области Украины 9 мая. REUTERS/Виталий Гнидый

Т-90М «Прорыв» — последний модернизированный вариант ОБТ, впервые поступивший на вооружение Российской Армии в 1994 году. Модернизированный танк Т-90 значительно улучшен с точки зрения защиты, подвижности и огневой мощи.

Вариант «Прорыв» вооружен 125-мм гладкоствольной пушкой 2А46М-4, способной вести огонь стандартными боеприпасами, а также противотанковыми управляемыми ракетами (ПТУР) Рефлекс Код НАТО AT-11 Снайпер-Б. Вспомогательное вооружение включает дистанционно управляемый боевой модуль, вооруженный крупнокалиберным пулеметом НСВТ калибра 12,7 мм и спаренным пулеметом ПТКМ калибра 7,62 мм.

Конфигурация «Прорыва» аналогична предыдущим моделям Т-90, с отделением управления спереди, башней в центре корпуса и силовой установкой в ​​корме. Он приводится в движение 12-цилиндровым двигателем диаметром 1000 мм, что позволяет ему развивать скорость до 60 км/ч по дорогам и 50 км/ч по бездорожью.

ОБТ также оснащен новой динамической защитой «Реликт», установленной спереди и по бокам башни.

Впервые Т-90М был испытан на учениях «Запад-2017» в сентябре 2017 года.

Чего мы не знаем

Российский Т-90М в поезде-музее на вокзале в Санкт-Петербурге, 28 апреля 2021 года. AP Photo/Дмитрий Ловецкий

Танк может предоставить ценную информацию, которая на самом деле неизвестна о танке. Захват Т-90М рассматривается как грубая ошибка для Москвы и своего рода удачный ход для НАТО. Как сообщал The Economist, захват такого оружия может дать ценную информацию о состоянии военных технологий противника.

Далее отмечалось, что усилия американцев по проверке Т-72 на протяжении холодной войны несколько раз приводили к обратным результатам, пока мошеннический румынский торговец оружием не продал один из них американским агентам в 1919 году.87, предположительно как металлолом. Позже сделка была раскрыта и обнародована КГБ.

Однако на самом деле США потребовалось около 14 лет, чтобы осмотреть этот Т-72, ​​к тому времени он уже был вытеснен более новыми моделями. Напротив, Т-90М, который считается лучшим танком России, находится на вооружении только с апреля 2020 года.

Первые серийные танки Т-90М начали поступать во 2-й гв. Калинина Таманской мотострелковой дивизии, входящей в состав 1-й гвардейской танковой армии, в составе Западного военного округа, весной того же года.

Лишь несколько Т-90М были переброшены на Украину, и в результате некоторые аналитики предположили, что 100 или около того ОБТ, находящихся на вооружении, были зарезервированы для возможной эскалации боевых действий с НАТО на западных границах России. Может показаться, что НАТО сможет узнать важные подробности о танке, которые Москва, возможно, хотела сохранить в секрете.

Старший редактор 1945 года, Питер Сучиу — писатель из Мичигана, который за свою 20-летнюю журналистскую карьеру написал более четырех десятков журналов, газет и веб-сайтов, опубликовав более 3000 статей. Он регулярно пишет о военной технике, истории огнестрельного оружия, кибербезопасности и международных делах.