Ил-2 НС-37 — War Thunder Wiki
Ил-2 НС-37
Основные характеристики
Кратко
Подробно
3.7/3.3/3.3БР
1 человекЭкипаж
4,8 тоннВес пустого
6,2 тоннВзлётный вес
Лётные характеристики
5 200 мМаксимальная высота
сек40,3/40,3/40,0Время виража
178 км/чСкорость сваливания
Микулин АМ-38ФДвигатель
Рядныйтип
жидкостнаясистема охлаждения
Скорость разрушения
620 км/чконструкции
320 км/чшасси
Курсовое вооружение
100 снарядовбоезапас
260 выстрелов/минскорострельность
1 500 снарядовбоезапас
1 800 выстрелов/минскорострельность
Оборонительное вооружение
150 снарядовбоезапас
1 027 выстрелов/минскорострельность
Подвесное вооружение
4 x 50-кг бомба ФАБ-50счНабор 1
2 x 100-кг бомба ФАБ-100счНабор 2
Экономика
18 000 исследование77 000 покупка2 330 / 3 646/2 200 / 3 443/1 220 / 1 909ремонт22 000 обучение экипажа77 000 эксперты400 асыx 1,36 награда за бойОписание
Основные характеристики
Летно-технические характеристики
Расскажите о том, как самолёт ведёт себя в воздухе. Максимальная скорость, манёвренность, скороподъёмность и максимально допустимая скорость пикирования — важнейшие характеристики самолёта. Особенное внимание обратите на РБ и СБ, поскольку в аркадных боях физика упрощена и отсутствует флаттер.
Живучесть и бронирование
Напишите о живучести самолёта. Отметьте, насколько уязвим пилот и протектированы ли баки. Опишите бронирование, если оно есть, а также уязвимость системы охлаждения двигателя.
Вооружение
Курсовое вооружение
Опишите курсовое вооружение самолёта, если оно есть. Расскажите, насколько пушки и пулемёты эффективны в бою, а также какие ленты лучше использовать. Если курсовое вооружение отсутствует, удалите этот подраздел.
Подвесное вооружение
Опишите подвесное вооружение самолёта: дополнительные пушки под крыльями, бомбы, ракеты и торпеды. Особенно этот подраздел важен для бомбардировщиков и штурмовиков. Если подвесного вооружения нет, удалите подзаголовок.
Оборонительное вооружение
Оборонительное вооружение состоит из турельных пулемётов или пушек, обслуживаемых стрелками. Если оборонительное вооружение отсутствует, удалите этот подраздел.
Применение в бою
Опишите приемы игры на самолёте, особенности использования в команде и советы по тактике. Воздержитесь от создания «гайда» — не навязывайте единственную точку зрения, но дайте читателю пищу для размышлений. Расскажите о самых опасных противниках и дайте рекомендации по борьбе с ними.
Достоинства и недостатки
Подведите итог и кратко оцените самолёт по совокупности его характеристик и боевой эффективности. Отметьте достоинства и недостатки в маркированном списке.
Достоинства:
Недостатки:
Историческая справка
Расскажите об истории создания и боевого применения самолёта. Если историческая справка получится большой, вынесите её в отдельную статью и добавьте сюда ссылку на неё при помощи шаблона main
. В конце обязательно укажите ссылки на источники.
Медиа
Прекрасным дополнением к статье станут видеогайды, а также скриншоты из игры и фотографии.
См. также
Ссылки на статьи War Thunder Wiki, которые по вашему мнению, будут полезны читателю. Например,
- ссылка на семейство техники;
- ссылки на приблизительные аналоги в других нациях и ветках.
И подобные.
Ссылки
Вставьте ссылки на источники и внешние ресурсы, такие как:
- тема на оф. форуме игры;
- страница на Википедии;
- страница на Airwar.ru;
- другая литература.
wiki.warthunder.ru
Противотанковый штурмовик ил-2 нс-37. — О самолётах и авиастроении
Разработчик: ОКБ Ильюшина
Страна: СССР
Первый полет: 1943 г.
К весне 1943 года единственными бронецелями вермахта, с которыми «Илы» еще имели возможность удачно бороться, используя пушечное оружие, остались только легкобронированные бронемашины, бронетранспортеры, и САУ (типа «Wespe» и т.д.) и противотанковые СУ (типа «Marder-M» и «Marder-III»), созданные на базе легких танков. Фактически легких танков в составе панцерваффе на Восточном фронте к этому времени уже практически не осталось. Они были вытеснены более тяжёлыми танками и мощными средними.
В данной связи с целью увеличения противотанковых особенностей штурмовой авиации Красной Армии Распоряжением ГКО № 3144 от 8 апреля 1943 года завод № 30 обязывался производить двухместные штурмовики Ил-2 АМ-38ф с двумя пушками калибра 37 мм 11П-37 ОКБ-16 с боекомплектом по 50 снарядов на пушку, без реактивных снарядов, с бомбовой нагрузкой 100 кг в обычном варианте и 200 кг в перегрузочном. Боезапас пулеметов ШКАС и УБТ сохранялся прошлым. В мае месяце завод должен был изготовить 50 новых штурмовиков, в июне — 125, в июле — 175 и с августа перейти на выпуск всех самолетов с крупнокалиберными авиапушками.
Боекомплект к пушке НС-37 складывался из патронов с бронебойно-зажигательно-трассирующими (БЗТ-37) и осколочно-зажигательно-трассирующими (ОЗТ-37) боеприпасами.
Бронебойные боеприпасы предназначались для поражения наземных бронированных целей, а осколочные — для поражения воздушных целей. Помимо этого, для новой пушки был создан и подкалиберный боеприпас, снабжающий пробитие брони толщиной до 110 мм.
В апреле 30-м авиазаводом было произведено 5 Ил-2 с НС-37 головной серии, один из которых (заводской № 302349) 27 мая поступил на национальные опробования в НИИ ВВС КА. Последние по окончании исполнения 26 полетов с налетом 11 час. 35 мин. удачно завершились к 22 июня 1943 года (ведущий летчик-испытатель А.И.Кабанов, ведущий инженер В.С.Холопов, летчики облета майор А.К.инженер и Долгов-майор А.В.Синельников).
Предъявленный на госиспытания штурмовик отличался от серийных Ил-2 лишь установкой двух пушек НС-37 с боекомплектом по 60 снарядов на ствол и отсутствием PC. Обычная бомбовая нагрузка — 200 кг.
Ленточное питание пушек НС-37 разрешило экспертам ОКБ С.В.Ильюшина разместить их конкретно у нижней поверхности крыла с применением конструктивно весьма несложного и быстроразъемного крепления. Пушки закрывались довольно маленькими обтекателями, любой из которых складывался из двух легко раскрывающихся створок. Боекомплект к каждой пушке укладывался конкретно в отсеки крыла.
Вес одной пушки НС-37 с боекомплектом равнялся 256 кг.
При полетном весе 6277 кг большая скорость штурмовика на высоте 1320 м составила 387 км/ч, у почвы — 375 км/ч. Практический потолок нового самолета не превышал 5200 м, наряду с этим время подъема на высоту 1000 м составляло 3 мин. Большая дальность полета штурмовика не превышала 685 км.
Если сравнивать с серийными «Илами» вооруженными пушками ШВАК либо ВЯ, Ил-2 с НС-37 и с бомбовым грузом в 200 кг стал более инертным, сложным на вираже и на боевом развороте.
Ухудшение пилотажных черт нового штурмовика, так же как и Ил-2 с пушками ШФК-37, было связано с громадным разносом весов по размаху крыла и наличием обтекателей пушек, ухудшающих неспециализированную аэродинамику самолета. Во всем диапазоне центровок Ил-2 с НС-37 не имел продольной устойчивости, что значительно снижало прицельность стрельбы в воздухе. Последнее усугублялось сильной отдачей пушек при стрельбе из них.
Согласно данным НИИ АВ ВВС КА (письмо главы НИИ АВ генерала М.В.Гуревича от 19.11.1943 г. на имя С.В.Ильюшина) большая сила отдачи, действовавшая в течение около 0,03 сек, на наземном станке (существующая в то время аппаратура не разрешала произвести измерение «фактической силы отдачи» на самолетах и тем более при стрельбе в воздухе) составляла очень большую величину — порядка 5500 кг, а среднее значение силы отдачи приблизительно равнялось 2500 кг. Все это приводило к громадному рассеиванию снарядов при стрельбе в воздухе.
Полигонные опробования, совершённые в НИИ АВ ВВС КА, продемонстрировали, что стрельбу с самолета Ил-2 из пушек НС-37 нужно вести лишь маленькими очередями длиной не более 2-3-х выстрелов, поскольку при стрельбе в один момент из двух пушек благодаря несинхронности их работы самолет испытывал большие толчки, клевки и сбивался с линии прицеливания. Поправка в прицеливание в этом случае в принципе была вероятна.
При стрельбе из одной пушки попадание в цель было вероятно лишь первым выстрелом, поскольку штурмовик разворачивался в сторону стреляющей пушки и поправка в прицеливание становилась фактически неосуществимой. Поражение же точечных целей — танков, бронемашин, машин и т.д. при обычной работе пушек было вероятным.
Анализ результатов полигонных опробований говорит о том, что поражение 37-мм боеприпасом БЗТ-37 из авиапушки НС-37 с самолета Ил-2 легких германских танков, бронетранспортёров и бронемашин всех типов, и САУ типа «Wespe» и противотанковых СУ типа «Marder-II» и «Marder-III» обеспечивалось с дистанции до 500 м с любого направления. Средние германские танки типа StuG 40 (штурмовое орудие), Pz. III Ausf L/M и Pz.
IV Ausf G/H, и показавшиеся позднее StuG IV и истребитель танков Jgd Pz IV/70 с толщиной брони на бортах до 30 мм имели возможность поражаться БЗТ-37 с дистанции до 500 м с планирования под углами 5-10° с высот 100 м. В этом случае атаку нужно было создавать сбоку либо позади, ведя стрельбу по борту либо по задней части башни и корпуса танков.
Попадания снарядов данной пушки в другие детали и ролики ходовой части танков всех типов создавали значительные разрушения, выводящие последние из строя.
В выводах отчета по Национальным опробованиям очень обращалось внимание на то, что летный состав, летающий на самолетах Ил-2, вооруженных пушками НС-37, обязан пройти особую подготовку в ведении прицельной стрельбы маленькими очередями по малоразмерным целям (отдельные танки, машины, и т.д.). Тридцатому авиазаводу НКАП и ОКБ-16 НКВ рекомендовалось безотлагательно установить на пушку дульный тормоз.
Помимо этого, указывалось, что Ил-2 с НС-37 нужно было испытывать с боекомплектом к пушкам по 50 снарядов и обычной бомбовой нагрузкой в 100 кг, как было записано в Распоряжении ГКО.
В будущем все серийные Ил-2 с НС-37 выпускались как раз в таком варианте оружия. Летно-технические эти самолета пара улучшились. При полетном весе 6160 кг большая скорость на высоте 1320 м составила 405 км/ч, у почвы — 391 км/ч.
Время подъема на высоту 1000 м — 2,2 мин.
Главным же средством борьбы с германскими танками в это время войны стала противотанковая авиационная бомба кумулятивного действия весом 1,5 кг в габаритах стоящей на вооружении ВВС КА авиабомбы массой 2,5 кг — ПТАБ-2,5-1,5. Новая авиационная бомба была создана в ЦКБ-22 под управлением И.А.Ларионова.
Воздействие новой бомбы сводилось к следующему. При ударе о броню танка срабатывал взрыватель, что через тетриловую детонаторную шашку приводил к детонации заряда взрывчатого вещества. При детонации заряда, благодаря наличию кумулятивной воронки и железного конуса в ней, создавалась кумулятивная струя, которая, как продемонстрировали полигонные опробования, пробивала броню толщиной до 60 мм при угле встречи 30° с последующим разрушающим действием за броней: поражение экипажа танка, инициирование детонации снарядов, и воспламенение горючего либо его паров.
Минимальная высота, снабжающая выравнивание бомбы до встречи с поверхностью брони танка и безотказность ее действия, равнялась 70 м.
В бомбовую зарядку самолета Ил-2 входило до 192 авиабомб ПТАБ-2,5-1,5 в 4-х кассетах небольших бомб (по 48 штук в каждой) либо до 220 штук при их рациональном размещении навалом в 4-х бомбоотсеках.
При сбрасывании ПТАБ с высоты 200 м с горизонтального полета при скорости полета 340-360 км/ч одна бомба попадала в площадь, равную в среднем 15 м2, наряду с этим, в зависимости от бомбовой загрузки, неспециализированная область разрывов занимала полосу 15х( 190-210) м2, что снабжало фактически гарантированное поражение находящегося в данной полосе любого танка вермахта. Дело в том, что площадь, занимаемая одним танком, составляла величину порядка 20-22 м2, а попадание хотя бы одной бомбы в танк было в полной мере достаточным для вывода его из строя, как правило безвозвратно.
Так, ПТАБ представляла собой достаточно грозное оружие для того времени. К слову сообщить, Основной конструктор ЦКБ-22 И.А.Ларионов за создание ПТАБ-2,5-1,5 и взрывателя к ней АД-А в январе 1944 года был награжден орденом Ленина, а во второй половине 40-ых годов двадцатого века — удостоен звания лауреата Национальной премии СССР.
ЛТХ:
Модификация: Ил-2 (НС-37)
Размах крыла, м: 14,60
Протяженность, м: 11,60
Высота, м: 4,17
Площадь крыла, м2: 38,50
Масса, кг
-безлюдного самолета: 4625
-обычная взлетная: 6160
Тип двигателя: 1 х ПД Микулин АМ-38Ф
Мощность, л.с.
-номинальная: 1 х 1575
-взлетная: 1 х 1720
Большая скорость, км/ч
-у почвы: 391
-на высоте: 405
Практическая дальность, км: 685
Скороподъемность, м/мин: 455
Практический потолок, м: 6000
Экипаж, чел: 2
Бомбовая нагрузка: 100 кг бомб (в перегрузку 200 кг) — до 220 ПТАБ — 2,5-1,5
Оружие: 2 х 37-мм пушки НС-37 (по 50 снарядов на ствол), 2 х 7,62-мм пулемета ШКАС (по 750 патронов на пулемет), 1 х 12,7-мм УБТ для стрельбы назад (280 патронов).
Штурмовик Ил-2 АМ-38Ф с 37-мм пушками НС-37.
Штурмовик Ил-2 НС-37.
Штурмовик Ил-2 НС-37.
Штурмовик Ил-2 НС-37.
Серийный штурмовик Ил-2 НС-37 на стоянке.
Ил-2 НС-37 на стоянке. Вид спереди.
Оружейники готовят пушку НС-37 к установке на Ил-2.
Установка пушки НС-37 на Ил-2.
Обслуживание пушки НС-37 на Ил-2.
Подготовка Ил-2 НС-37 к вылету.
Ил-2 НС-37. Рисунок.
Пушка НС-37. Рисунок.
Ил-2 НС-37. Схема.
.
.
Перечень источников:
В.Б.Шавров. История конструкций самолетов в СССР 1938-1950 гг.
Самолеты ОКБ имени С.В.Ильюшина. (под редакцией Г.В.Новожилова).
Ю.А.Егоров. Самолеты ОКБ С.В.Ильюшина.
«Война в воздухе» №№ 6-7. Ил-2, Ил-10. применения и История создания.
Космонавтика и Авиация. В.Перов, О.Растренин. Штурмовик Ил-2.
Авико-Пресс. Владимир Перов, Олег Растренин. Штурмовики Красной Армии.
Крылья Отчизны. Евгений Черников. Ил-2 — гордость отечественной авиации.
Сайт «Уголок неба». 2014 страница: «Ильюшин Ил-2 (двухместный)».
Страницы истории: Штурмовик ИЛ-2 — War Thunder
Увлекательные записи:
Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны:
Тяжелый штурмовик ил-8.
Разработчик: ОКБ Ильюшина Страна: СССР Первый полет: 1943 г. Распознанные на протяжении боев недочёты главного штурмового самолета Красной армии —…
Противотанковый штурмовик ил-2 шфк-37.
Разработчик: ОКБ Ильюшина Страна: СССР Первый полет: 1942 г. В последних числах Декабря 1942 года в 688-й шал 228-й шад 16-й ВА для прохождения войсковых…
Лёгкий штурмовик р-5ш.
Разработчик: Поликарпов Страна: СССР Первый полет: 1931 г. Особенный класс самолетов-штурмовиков, предназначенных для атак наземных целей с предельно…
Штурмовик ил-40.
Разработчик: ОКБ Ильюшина Страна: СССР Первый полет: 1953 г. Во второй половине 40-ых годов XX века завершились заводские летные опробования…
Лёгкий штурмовик ди-6ш.
Разработчик: Кочеригин, Яценко Страна: СССР Первый полет: 1935 г. Параллельно работам по модификации серийных самолетов-разведчиков в легкие штурмовики и…
Бронированный штурмовик бш-2 (цкб-55).
Разработчик: ОКБ Ильюшина Страна: СССР Первый полет: 1939 г. В связи с неудачным испанским опытом истребителей и разведчиков-боевого применения…
stroimsamolet.ru
Ильюшин Ил-2 — Global wiki. Wargaming.net
Общие данные
343000 Цена |
750 HP Прочность |
4540 кг Масса |
260.3 HP/сек Урон |
Скоростные характеристики
990.8 Скорость |
400 км/чМакс. скорость у земли |
400 км/чМакс. скорость на высоте |
500 мОптимальная высота |
470 км/чСкорость пикирования |
32 м/сСкороподъёмность |
90 км/чСкорость сваливания |
247.5 км/чОптимальная скорость |
Маневренность
65.3 Управляемость |
18.4 сСреднее время виража |
55 °/сСкорость крена |
765.9 Манёвренность |
V
Бронированный штурмовик, ставший легендой советских ВВС. Ранние модификации Ил-2 страдали от отсутствия задней оборонительной стрелковой точки.Модули
- Таблица
- Дерево
Уровень | Двигатель | Мощность двигателя, л.с. / Тяга | Тип | Масса, кг | Стоимость, |
---|---|---|---|---|---|
V | AM-35A | 1350 | водяного охлаждения | 840 | 21500 |
VI | AM-38 | 1665 | водяного охлаждения | 870 | 42600 |
Уровень | Конструкция | Живучесть | Масса, кг | Стоимость, |
---|---|---|---|---|
V | NAME_MODULE_IL-2-1_PLANER_SPEC_TOP_IL-2-1_1 | 800 | 3500 | 48000 |
V | Ил-2-1 | 800 | 3500 | 48000 |
Уровень | Пулемёт | Калибр | Начальная скорость снаряда, м/с | Урон | Скорострельность, выстр/мин | Масса, кг | Стоимость, |
---|---|---|---|---|---|---|---|
V | 20-мм ШВАК (1941) (К) | 20 | 1440 | 84 | 420 | 90 | 29100 |
VI | 23-мм ВЯ-23 (К) | 23 | 1440 | 110 | 390 | 90 | 34160 |
VI | 37-мм Ш-37 (П) | 37 | 800 | 120 | 45 | 180 | 42300 |
Уровень | Пулемёт | Калибр | Начальная скорость снаряда, м/с | Урон | Скорострельность, выстр/мин | Масса, кг | Стоимость, |
---|---|---|---|---|---|---|---|
IV | 7,62-мм ШКАС (1941) (К) | 7.62 | 960 | 34 | 1500 | 30 | 4945 |
Уровень | Бомбы | Радиус поражения, м | Урон | Масса, кг | Стоимость, |
---|---|---|---|---|---|
III | ФАБ-50 | 50 | 1200 | 50 | 300 |
IV | WEAPON_NAME_FAB-100_SPEC_TOP_IL-2-1_1 | 60 | 2100 | 100 | 700 |
Уровень | Ракеты | Радиус поражения, м | Урон | Масса, кг | Стоимость, |
---|---|---|---|---|---|
V | РОФС-82 | 35 | 650 | 6.8 | 400 |
VI | РС-132 | 45 | 900 | 23 | 480 |
Премиумный самолет
Подарочный самолет
Совместимое оборудование
Совместимое снаряжение
Ил-2 в игре
Исследование и прокачка
Исследуется на БШ-2 через двигатель AM-35A за 12500 опыта.
Рекомендуемая последовательность исследования модулей, и их установка:
Боевая эффективность
Ил-2 несет с собой мощный арсенал состоящий из бомб, ракет и крупнокалиберного курсового вооружения, способный с легкостью справиться с любой наземной целью. Маневренность же и скоростные качества оставляют желать лучшего, а отсутствие заднего стрелка навязывает свои условия ведения боя.
Штурмовик Для штурмовика важно больше вооружение, чем маневр и скорость. С самого начала боя уходим на перифирию, подальше от возможного столкновения с противником. Ввиду отсутствия заднего стрелка, до наземных целей противника, я бы советовал идти поверху, на высоте от 800 метров. Торопиться лететь первым тоже не следует, каждый истребитель первым делом высматривает слабоманевренные цели, и увидев первым Ил-2 скорее всего, сразу сядет ему на хвост. Не торопитесь, покружите немного над своей наземкой и начинайте следовать своим курсом, к этому времени бой скорее всего уйдет на малую высоту и Вы сможете беспрепятственно начать уничтожать наземные цели врага. Пользуйтесь мощным бомбовым и ракетным вооружением. Обычно на цель уходит не больше одной ФАБ-100 и двух РС-132. 37-мм пушки тоже отлично способствуют уничтожению «наземки».
Штурмовик-истребитель (подойдет для опытных игроков): Рекомендуется более легкое вооружение для повышения маневренности в бою. Бомбы и ракеты будут использоваться исключительно против воздушных целей. С самого начала боя, летим «по центру», встречая врага ракетами с 1200-1250 метров в лоб. Вступаем в маневренный бой, где нас будет спасать хорошая бронирование, а малая маневренность «Илюши» будет вынуждать врага летать менее крутыми виражами, что поможет союзнику сбить его. Таким образом, Сбрасывая бомбы под преследователей на малой высоте, Делая проходы в «лобовые» атаки, Догоняя противников ракетами, Сбивая легкие истребители мощным курсовым вооружением Ил-2 способен выступить грозным врагом в «собачьей свалке»
- Достоинства:
- высокая огневая мощь;
- большой выбор вооружения;
- крепкая броня.
- Недостатки:
- низкая маневренность;
- отсутствие бортстрелка.
Оборудование, боекомплект и снаряжение
- Оборудование
- Улучшенный рефлекторный прицел l — добавит самолёту +10% к точности стрельбы.
- Улучшенная обшивка ll — добавляет -20% к вероятности получения критического повреждения крыльев и хвоста, так же добавит +5% к прочности самолёта.
- Усиленный каркас ll — -10% к вероятности получения критического повреждения двигателя, крыльев, экипажа и хвоста; +15% к прочности самолёта. Для ударных самолётов и тяжёлых истребителей.
- Ленты боеприпасов
- Универсальная лента — лента позволяющая вести эффективную стрельбу и имеющая небольшую вероятность нанесения критических повреждений или поджога.
- Снаряжение
- Стандартный набор снаряжения Пневматический перезапуск, Ручные огнетушители и Триммирование рулей.
Экипаж
Прокачка умений пилота:
«Огнеупорный» уменьшается длительность и урон от пожара на 10%
«Зоркий» увеличивается дальность обнаружения в секторе пилота на 20%
«Подрывник» урон от бомб и ракет и их область поражения увеличены на 15%
«Мастер защиты» увеличивает на 20% эффект от установленного оборудования: улучшенная обшивка, усиленный каркас, дополнительные бронелисты, искажающая окраска.
«Крейсерский полёт» если самолёт не получал урона в течение 20 секунд, то дальность обзора в секторе пилота увеличивается на 20%, а тяга двигателя и максимальная скорость увеличиваются на 3%. Складывается с действием умений «Знаток моторов» и «Зоркий». Действие умения заканчивается при начале атаки или при получении урона
Оценка самолёта
Оценка Ил-2
- Гром — мощные ракеты и бомбы.
Галерея скриншотов
Историческая справка
Ил-2 (по кодификации НАТО: Bark) — советский штурмовик времён Великой Отечественной войны, созданный в ОКБ-240 под руководством Сергея Владимировича Ильюшина. Самый массовый боевой самолёт в истории, было выпущено более 36 тысяч штук.
В Красной армии самолёт получил прозвище «горбатый» (за характерную форму фюзеляжа). Конструкторы называли разработанный ими самолёт «летающим танком». Немецкие пилоты за живучесть и недостаток манёвренности называли его нем. Betonflugzeug — «бетонный самолёт» и нем. Zementbomber — «цементный бомбардировщик». У наземных войск вермахта самолёт пользовался дурной репутацией и заслужил несколько почётных прозвищ, таких как «мясник» (нем. Schlächter), «мясорубка» (Fleischwolf), «железный Густав» (Eiserner Gustav), также в советской литературе существуют утверждения, что отдельные солдаты вермахта называли его «чумой» (нем. Schwarzer Tod, дословно: «чёрная смерть»).
Ил-2 принимал участие в боях на всех театрах военных действий Великой Отечественной войны, а также в Советско-японской войне. В феврале 1941 года[5] началось серийное производство (приказ А. И. Шахурина № 739 от 14.12.1940). Первые серийные Ил-2 изготовлены в Воронеже на заводе № 18 (в ноябре 1941 года завод эвакуирован в Куйбышев). Ил-2 серийно производился на авиационных заводах № 1, № 18 в городе Куйбышеве и на авиационном заводе № 30 в городе Москве. Некоторое время в течение 1941—1942 годов самолёт выпускался заводом № 381 в Ленинграде и Нижнем Тагиле.
Прототип — БШ-2 (Заводское наименование ЦКБ-55) совершил первый полёт 2 октября 1939 года (лётчик-испытатель В. К. Коккинаки).
Фотографии самолёта
Схемы и чертежи самолёта
Компоновочна схема
Схема бронирования
Ссылки
- Ресурсы World of Warplanes
wiki.wargaming.net
клуб Авиамоделист — Ил-2
В конце декабря 1942 г. в 688-й шал 228-й шад 16-й ВА для прохождения войсковых испытаний поступили 8 одноместных штурмовиков Ил-2 постройки авиазавода ╧ 18 с мотором АМ-38, вооруженных, помимо двух крыльевых пулеметов ШКАС, двумя 37-мм авиационными пушками конструкции ОКБ-15 Б.Г.Шпитального ШФК-37 (Шпитальный фюзеляжно-крыльевая калибра 37 мм).
Девятый Ил-2 с пушками ШФК-37 прибыл в полк лишь 18 января 1943 г. и в войсковых испытаниях участия не принимал.
Штурмовики Ил-2 с пушками ШФК-37 принимали участие в боевых действиях авиаполка с 27.12.42 г. по 23.01.43 г. под Сталинградом при ликвидации немецкой окруженной группировки в полосе 65-й армии генерал-лейтенанта П.И.Батова. Боевые действия велись с полевых аэродромов сх. «Пролетарий», затем станицы Качалинская.
Задание на постройку такого самолета С.В.Ильюшин получил еще весной 1941 г. Однако, в связи с сильной загруженностью ОКБ работами по серийному Ил-2 АМ-38 и дефектов пушки ШФК-37, выявившихся в ходе эксплуатации, Ил-2, вооруженный такими пушками, был построен заводом ╧ 18 лишь к концу июня 1941 г., а все необходимые летные испытания штурмовика проведены к 8 июля.
Ввиду непоставки в срок в НИП АВ ВВС КА наркоматом вооружения снарядов к ШФК-37 начальник 3-го Управления опытного строительства ГУ ВВС КА .военный инженер 1-го ранга П.И.Матаев только в конце августа разрешил начальнику НИП АВ ВВС КА п-ку Шевченко принять Ил-2 с ШФК-37 для производства полигонных испытаний, после чего в течение двух недель (в период с 1 по 15 сентября) вооружение нового штурмовика было благополучно испытано стрельбой на земле и в воздухе.
Государственные испытания Ил-2 (зав. ╧181404) с ШФК-37 с целью выявления его летных данных проводились в НИИ ВВС КА с 23 сентября по 12 октября 1941 г. Всего по программе испытаний (ведущий инженер - военинженер 3-го ранга Холопов, ведущий летчик — м-р Стадник) было выполнено 24 полета с общим налетом 10 часов 6 мин.
Большие габаритные размеры пушек ШФК-37 и магазинное питание (емкость магазина 40 снарядов) определили их размещение в обтекателях под крылом самолета Ил-2. Из-за установки на пушке большого магазина ее пришлось сильно опустить вниз относительно строительной плоскости крыла (оси самолета), что не только усложнило конструкцию крепления пушки к крылу (пушка крепилась на амортизаторе и при стрельбе перемещалась вместе с магазином), но и потребовало сделать для нее громоздкие с большим поперечным сечением обтекатели.
Пушка ШФК-37, включая магазин для патронов как ее составную часть, в крыльевом варианте имела 387 деталей. Вес пушки с установкой на самолете Ил-2 составлял 302,5 кг.
Помимо пушек и пулеметов, в состав вооружения штурмовика входили 8 ракетных орудий РО-82. Бомбы только в перегрузку — до 200 кг.
Госиспытания показали, что летные данные Ил-2 с крупнокалиберными авиапушками ШФК-37, по сравнению с обычным серийным одноместным Ил-2 с пушками ШВАК или ВЯ, заметно снизились. Самолет стал более инертным и сложным в технике пилотирования, особенно на виражах и разворотах на малой высоте. На больших скоростях ухудшилась маневренность. Летчики жаловались на значительные нагрузки на рули при выполнении маневров. Тем не менее, результаты летных испытаний нового штурмовика были признаны в целом удовлетворительными.
При нормальном полетном весе 5864 кг максимальная скорость у земли не превышала 373 км/ч, на высоте 2400 м -409 км/ч. Время подъема на высоту 1000 м — 2,12 мин, на высоту 2500 м — 5,36 мин. Посадочная скорость — 146 км/ч. Разбег -515м, пробег на посадке — 535 м. Максимальная скоростная дальность полета (0,9Vmax) составляла 582 км, на наивыгоднейшей скорости полета — 728 км.
Темп стрельбы ШФК-37 по данным полигонных испытаний в среднем равнялся 169 выстрелам в минуту при начальной скорости снаряда около 894 м/с.
В боекомплект пушки входили бронебойно-зажигательно-трассирующие (БЗТ-37) и осколочно-зажигательно-трассирующие (ОЗТ-37) снаряды.
Снаряд БЗТ-37 обеспечивал пробитие немецкой танковой брони толщиной 30 мм (твердость по Бринелю 3,15) под углом 45╟ к нормали с дистанции не более 500 м. Броню толщиной 15-16 мм и меньше (твердость по Бринелю 2,62) снаряд пробивал (или проламывал) при углах встречи не более 60╟ на тех же дистанциях. При этом при пробитии 30-мм брони снаряд выдавливал ее по своему калибру и делал глубокую вмятину на противоположной внутренней стенке корпуса танка. Выдавленная же броня и оставшиеся части снаряда производили сильные разрушения внутри танка.
Броня толщиной 50 мм (лобовая часть корпуса и башни средних немецких танков StuG III Ausf E и Pz.III Ausf G, твердость по Бринелю 3,3) пробивалась снарядом БЗТ-37 с дистанций не более 200 м при углах встречи не превышающих 5╟.
Осколочный же снаряд к пушке ШФК-37 — ОЗТ-37 пробивал немецкую танковую броню толщиной не более 15 мм (твердость по Бринелю 2,62) с дистанций не превышающих 200 м при углах встречи близких к нормали.
Проведенные в НИП АВ ВВС КА стрельбы с воздуха из пушки ШФК-37 по трофейной немецкой бронетехнике показали, что снаряд БЗТ-37 обеспечивал поражение немецких легких танков типа Pz.38(t) Ausf С и Pz.ll Ausf F с дистанций до 500 м с любого направления и при любых углах планирования. Причем попадание снарядов в эти танки давало проломы брони и сквозные пробития через оба борта корпуса танков.
Поражение же средних немецких танков типа StuG III Ausf Е и Pz.III Ausf G, a также танка Pz.38(t) Ausf E с усиленным бронированием с толщиной брони на бортах до 30 мм обеспечивалось снарядом БЗТ-37 с дистанций не более 500 м, но при углах планирования не более 30╟. При этом атаку танков этих типов необходимо было производить в бок колонны или вдоль нее с хвоста, ведя стрельбу по борту или по задней части корпуса и башни танков.
На испытаниях из 33 прямых попаданий в средний танк Pz.III Ausf G и легкие танки Pz.II Ausf F и Pz.38(t) Ausf С имели место только 24 пробоины, из которых 17 пробоин оказались в броне толщиной 30 мм, 1 рикошет от 16-мм брони, когда угол встречи снаряда с броней составил 75-80╟, и остальные пробоины — в 15-16-мм броне. При этом 51,5% попаданий снарядов пушки ШФК-37 по среднему танку и 70% попаданий по легкому танку выводили их из строя.
Попадания 37-мм снарядов в ролики, колеса и другие детали ходовой части танков наносили им существенные разрушения, как правило, выводящие танк из строя.
В отчете по полигонным испытаниям пушек ШФК-37 на самолете Ил-2 особо отмечалось, что летный состав должен быть хорошо натренирован в ведении прицельного огня короткими очередями (2-3 снаряда в очереди) по малоразмерным целям типа отдельный танк, автомашина и т.д. То есть для успешного применения Ил-2 с пушками ШФК-37 летчик-штурмовик должен был иметь отличную стрелковую и летную подготовку.
Дело в том, что прицельная стрельба из пушек ШФК-37 на самолете Ил-2 была в значительной степени затруднена вследствие сильной отдачи пушек при стрельбе и несинхронности в их работе. Последнее, из-за большого разноса пушек относительно центра масс самолета, а также вследствие недостаточной жесткости крепления пушечной установки, приводило к тому, что штурмовик при стрельбе испытывал сильные толчки, «клевки» и сбивался с линии прицеливания, а это в свою очередь, с учетом недостаточной продольной устойчивости «Ила», приводило к значительному рассеиванию снарядов и резкому снижению (примерно в 4 раза) точности стрельбы.
Стрельба же из одной пушки была совершенно невозможной. Штурмовик сразу же разворачивался в сторону стреляющей пушки так, что ввести поправку в прицеливание не представлялось возможным. Попадание в цель в этом случае могло быть только первым снарядом.
Тем не менее, общий вывод по испытаниям состоял в том, что штурмовик Ил-2 с пушками ШФК-37 является эффективным средством борьбы с немецкими легкими и средними танками. Рекомендовалось построить небольшую серию таких самолетов для проведения войсковых испытаний и сформировать в полках специальные группы летчиков-штурмовиков, обученных прицельной стрельбе из крупнокалиберных пушек с Ил-2 по наземным целям и натренированных для борьбы с немецкими танками.
В свете вышеизложенного не может не вызвать недоумения письмо С.В.Ильюшина (╧ 1229 от 22.09.41 г.), которое последний, не дожидаясь официального окончания государственных летных испытаний Ил-2 с ШФК-37, направил на имя И.В.Сталина. В этом письме С.В.Ильюшин докладывал буквально следующее: «На самолет Ил-2 в августе с.г. мною были установлены 2 пушки 37 мм конструкции Шпитального с запасом снарядов 40 штук на пушку, а весь запас снарядов 80 штук. Самолет с этими пушками прошел Государственные испытания в НИПАВ ГУ ВВС. Стрельба с самолета Ил-2 из этих пушек производит сильное впечатление мощностью огня и точностью попадания. Это уже настоящая летающая артиллерия. .. .Достоинство самолета Ил-2 с установленными пушками состоит в том, что можно будет вести с самолета прицельную, очень точную стрельбу, и к тому же стрельбу начинать с дистанции 3-х и более километров, когда вражеские войска нашего самолета не видят и не слышат…»
В заключение письма Ильюшин внес предложение «поручить заводу ╧ 1 оборудовать два авиаполка самолетов Ил-2 пушками 37 мм типа конструкции Шпитального по 2 пушки на самолет с запасом снарядов по 40 штук на пушку». Налицо явное желание Главного конструктора выдать действительное положение дел за желаемое.
После обсуждения предложения С.В.Ильюшина 26 ноября 1941 г. вышло Постановление ГКО о постройке на заводе ╧ 18 войсковой серии Ил-2 с ШФК-37 в количестве 20 машин.
Ввиду сильной загруженности ОКБ и серийного завода налаживанием бесперебойного производства «Илов» на новом месте в Куйбышеве постройка войсковой серии Ил-2 с пушками ШФК-37 затянулась до сентября 1942-го, при этом вместо 20 было построено только 9 машин (то есть всего 10 самолетов этого типа, включая один опытный «Ил»), которые после проведения летчиком-испытателем Е.Н.Ломакиным заводских испытаний и были направлены под Сталинград в состав 228-й шад 16-й ВА Донского фронта.
Отметим, что имеющиеся в распоряжении авторов отрывочные данные штаба ВВС Западного фронта позволяют сделать вывод о том, что опытный Ил-2 с ШФК-37 в ноябре-декабре 41-го принимал участие в боевых действиях под Москвой в составе 312-го шап 47-й сад по программе войсковых испытаний и получил отрицательную оценку. «Летный состав и ведущие сильно возражают против постановки на Ил-2 двух 37-мм пушек…», — отмечалось в одном из докладов командира 312-го шап. Однако официальных данных о результатах боевого применения Ил-2 с ШФК-37 под Москвой (отчета о войсковых испытаниях) авторам пока найти не удалось.
За все время войсковых испытаний на фронте под Сталинградом Ил-2 с ШФК-37 совершили 75 боевых самолето-вылетов с общим налетом 68 часов 42 минуты, выполняя задания совместно с «Илами», вооруженными пушками ВЯ и ШВАК. Боевые вылеты выполнялись как без сопровождения, так и в сопровождении истребителей. Один Ил-2 с ШФК-37 был сбит над целью, второй — подбит (сел на вынужденную на линии фронта на нейтральной полосе и ввиду невозможности эвакуации был уничтожен бомбами). Остальные машины получили повреждения. От начала и до конца войсковых испытаний прошли только два «Ила», которые выполнили 44 боевых вылета.
Штурмовики действовали главным образом по самолетам на аэродромах и автотранспорту противника. В отдельных случаях — по огневым точкам на поле боя, ДЗОТам, бронемашинам и танкам. Общий расход боеприпасов составил: к пушкам ШФК-37 — 2255 снарядов, к пулеметам ШКАС — 26840 патронов, РС-82
— 523, фугасных авиабомб типа ФАБ-100 -107, осколочных авиабомб типа АО-25 — 87.
Атаки наземных целей производились с планирования под углами 25-30╟ с высот 1300-1000 м. По донесениям летчиков огнем пушек ШФК-37 было уничтожено 2 танка, 4 самолета на аэродромах, около 50 автомашин, один склад с боеприпасами и 2 зенитные батареи. Кроме того, летчиками наблюдались попадания в 3 танка, 4 самолета, 14 автомашин и 1 бронемашину, но достоверность поражения целей подтвердить не могли.
Средний расход боекомплекта к пушкам ШФК-37 за один самолето-вылет составил 37,6%. Это, с одной стороны, говорит о том, что целей, достойных для пушек ШФК-37, в боевых вылетах было мало, а с другой стороны, указывает на недостаточную эффективность стрельбы с самолета Ил-2 из такой пушки по малоразмерным целям.
За время войсковых испытаний отмечалось несколько случаев применения ШФК-37 по воздушным целям, но все они были неудачными.
В течение всего времени испытаний пушки ШФК-37 работали ненадежно -средний процент настрела боекомплекта, приходящийся на один отказ, составил всего 54%. То есть почти каждый второй вылет на боевое задание Ил-2 с пушками ШФК-37 сопровождался отказом хотя бы одной из пушек. Ведение же прицельной стрельбы из одной пушки было практически невозможным. Кроме того, малый запас продольной устойчивости и усложнение техники пилотирования самолета Ил-2 с пушками ШФК-37 в сочетании с недостаточной жесткостью крыльевых пушечных установок и сильной отдачей самих пушек при стрельбе приводили к тому, что строевые летчики в одной прицельной очереди могли использовать не более 2-3-х снарядов. Максимальная же бомбовая нагрузка штурмовика составляла всего 200 кг. Все это существенно снижало боевую ценность нового штурмовика.
Оценки показывают, что в реальных условиях боев летчик с хорошей летной и стрелковой подготовкой на Ил-2 с ШФК-37 мог обеспечить вероятность поражения немецкого среднего танка типа Pz.III G в одном заходе (атака сбоку, угол планирования 25-30╟, дистанция открытия огня 300-400 м) порядка 0,04-0,02, а бронетранспортера типа Sd Kfz 250 — около 0,09-0,06. То есть для гарантированного уничтожения на поле боя одной единицы бронетехники вермахта необходимо было выделять, как минимум, два десятка бронированных «Илов».
В результате установка пушек ШФК-37 на самолет Ил-2 у большинства строевых летчиков поддержки не нашла.
В заключение «Доклада о войсковых испытаниях на боевое применение самолетов Ил-2 АМ-38, вооруженных 37-мм пушками конструкции ОКБ-15″ (отв. исполнители — Белякин, Никитин, Лорченко), указывалось, что: «1, Самолеты Ил-2 с пушкой ШФК-37, испытание на боевое применение не дали должной эффективности в связи с недоработкой пушек, невозможностью ведения прицельного огня по точечным целям, большим рассеиванием снарядов и ухудшением маневренности самолета. 2. Считать необходимым иметь на вооружении ВВС КА самолеты Ил-2 с пушками 37 мм, обеспечивающими безотказную работу пушечных установок и ведение прицельного огня, не допуская ухудшения летных качеств серийного самолета Ил-2…»
От 688-го шал доклад подписали: л-т Воловиков, ст.сержант Юсов, ст.сержант Дунов, сержант Сахариленко, ст.сержант Зыков, старшина Игнатьев. Утвердил доклад Главный инженер ВВС КА генерал А.И.Репин 3 марта 1943 г.
В итоге Ил-2 с ШФК-37 в крупномасштабное серийное производство запущен не был.
Отметим, что с целью повышения противотанковых свойств Ил-2 по инициативе С.В.Ильюшина в октябре 1942 г. рассматривался вопрос о создании на базе пушки ВЯ-23 авиационного пулемета под патрон 14,5-мм противотанкового ружья, который обладал прекрасными бронепробивными свойствами. Однако никаких сведений о результатах этих работ пока найти не удалось.
ЛТХ:
Модификация Ил-2 (ШФК-37)
Размах крыла, м 14.60
Длина, м 11.60
Высота, м 4.17
Площадь крыла, м2 38.50
Масса, кг
пустого самолета 4560
нормальная взлетная 5864
Тип двигателя 1 ПД Микулин АМ-38
Мощность, л.с.
номинальная 1 х 1575
взлетная 1 х 1665
Максимальная скорость , км/ч
у земли 373
на высоте 409
Практическая дальность, км 782
Скороподъемность, м/мин 472
Практический потолок, м 6000
Экипаж 1
Вооружение: две 37-мм пушки ШФК-37 (по 40 снарядов на ствол), два 7.62-мм пулемета ШКАС (по 750 патронов на пулемет)
четыре РО-82 и 100 кг бомб (в перегрузку 200 кг).
aviamodelist.com
2» — По танкам вермахта. В.И. Перов, О.В. Растренин
В.И. Перов, О.В. Растренин
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15
По танкам вермахта
В первый же день сражения на Курской дуге, 5 июля 1943 г., ВВС Красной Армии впервые применили противотанковые авиабомбы кумулятивного действия ПТАБ-2,5-1,5. Первыми новые авиабомбы опробовали летчики 2-й гвардейской и 299-й штурмовых авиадивизий 16-й ВА, действуя против немецких танков на участке ст.Малоархангельск, Ясная Поляна. Здесь танки и мотопехота противника провели в течение дня до 10 атак.
Массовое применение ПТАБ имело ошеломляющий эффект тактической неожиданности и оказало сильное моральное воздействие на противника. Немецкие танкисты, впрочем, как и советские, к третьему году войны уже привыкли к относительно низкой эффективности бомбоштурмовых ударов авиации. Поэтому на первых порах сражения немцы совершенно не применяли рассредоточенные походные и предбоевые порядки, то есть на маршрутах движения в составе колонн, в местах сосредоточения и на исходных позициях, за что и были жестоко наказаны — полоса разлета ПТАБ перекрывала 2-3 танка, удаленных один от другого на 60-75 м, вследствие чего последние несли ощутимые потери, даже в условиях отсутствия массированного применения Ил-2.
Бывший начальник штаба 48-го германского танкового корпуса генерал Ф.Меллентин впоследствии запишет:
«…многие танки стали жертвой советской авиации — в ходе этого сражения русские летчики, несмотря на превосходство в воздухе немецкой авиации, проявляли исключительную смелость».
Так, летчики лишь одной 291-й шад п-ка А.Н.Витрука 2-й ВА, применяя эти бомбы, уничтожили и вывели из строя в течение 5 июля до 30 немецких танков.
Летчики-штурмовики 3-го и 9-го смешанных авиакорпусов 17-й ВА к исходу 6 июля доложили об уничтожении или повреждении ПТАБами до 90 единиц бронетехники противника на поле боя и в районе переправ через р.Сев.Донец.
На обоянском направлении 7 июля Ил-2 1 -го так 2-й ВА, оказывая поддержку 3-му мехкорпусу 1-й танковой армии, в период с 4.40 до 6.40 утра двумя группами в 46 и 33 самолетов при поддержке 66 истребителей нанесли сосредоточенные удары по скоплению танков противника на исходных позициях в районе Сырцево-Яковлево, сосредоточенных для атаки в направлении на Красную Дубраву (до 300-350 танков) и Большие Маячки (до 100 танков).
Удар 1 -го так и активные действия 3-го мехкорпуса увенчались успехом -немцы не смогли прорвать вторую полосу обороны в центре 1 -й ТА. Дешифровка фотоснимков поля боя на 13.15 показала наличие более 200 подбитых немецких танков и САУ.
По немецким данным, подвергшаяся в течение дня нескольким массированным бомбоштурмовым ударам штурмовиков 2-й воздушной армии 3-я танковая дивизия СС «Мертвая Голова» в районе Большие Маячки лишилась в общей сложности 270 танков, САУ и бронетранспортеров. Плотность накрытия бомбами была такова, что было зафиксировано свыше 2000 (!) прямых попаданий ПТАБ-2,5-1,5.
В этот же день немецкая танковая колонна численностью до 400 единиц бронетехники, двигавшаяся по дороге из Томаровки на Черкаское, была атакована двумя группами Ил-2 из 61-го шап 291 -й шад 2-й ВА, по 8 машин в каждой группе, под командованием ст.л-та П.Баранова и мл.л-та С.Голубева. В результате удара по докладам экипажей было выведено из строя до 20 танков и САУ противника. Движение колонны было приостановлено. Танки стали рассредоточиваться в лощинах и перелесках. Сразу же после посадки Голубев повел другую восьмерку «Илов» к месту обнаружения танковой колонны. В повторном ударе было выведено из строя 12 танков.
8 июля шестерка Ил-2 под командованием командира 617-го шап м-ра Ломовцева из этой же дивизии нанесла эффективный удар по скоплению немецких танков в районе вые. 242,1, сосредоточенных для атаки позиции 67-й гвардейской дивизии 3-го мехкорпуса. Сбросив ПТАБы с высоты 800 м, штурмовики подожгли 15 танков.
Летчики-штурмовики 16-й воздушной армии 7 июля в период 15.40-17.15 тремя сосредоточенными бомбоштурмовыми ударами по 20-30 Ил-2 в каждом сорвали атаку 200 немецких танков и мотопехоты в районе вые. 257,0, Кашара на позиции 16-го танкового корпуса 2-й танковой армии. По докладам экипажей в результате ударов на поле боя загорелось 34 немецких танка.
По немецким данным 9-я германская танковая дивизия в районе выс. 257,0, Кашара 7 июля от воздействия авиации потеряла 70 танков.
В итоге немцы были вынуждены прекратить атаки и отвести остатки сил в район севернее Кашара.
9 июля 5-я гвардейская шад 17-й ВА в течение дня буквально растерзала моторизованную колонну немцев в районе Маслова Пристань, уничтожив и подбив до 47 единиц бронетехники и до 147 автомашин.
В справке Оперативного управления штаба ВВС КА от 12.07.43 г. об эффективности действия ПТАБ-2,5-1,5 указывалось, что: «…на высоте 255.1-6 Ил-2 атаковали 15 танков Тигр-1, из которых 6 загорелось. 5 июля 8 Ил-2 сожгли ПТАБами 16 танков противника. 10 июля на одной из высот восточнее Каширы было замечено большое скопление танков. По ним был нанесен сосредоточенный удар штурмовиков. На месте осталось 30 подбитых и 14 горящих танков, а остальные рассыпались и в беспорядке стали отходить в северном направлении. 9 июля в 6.00 был нанесен сосредоточенный удар по 9-й танковой дивизии противника (в районе Соборовки), изготовившейся к наступлению. В результате этого удара, нанесенного 110 бомбардировщиками и 62 штурмовиками (все из 16-й ВА), было сорвано наступление дивизии…»
В донесениях штаба 225-й шад 15-й ВА в отношении эффективности применения ПТАБов указывалось следующее: «15 июля 43 г. 4 экипажа 614-го Курского авиационного полка штурмовали танки противника (среди них 8 «тигров»), которые контратаковали наши войска на юго-западной окраине Подмаслов. Экипажи сбросили ПТАБ. На земле горело 7 танков, в том числе 4 тяжелых… 16 июля 43 г. 13.03. 19 экипажей — ведущий первой группы старший лейтенант Рогачев, второй группы — капитан Чернявский — штурмовали танки в районе Подмаслово, Прилеп, Филатовка, Моховое. Уничтожено 10 танков, сбито 3 самолета типа ФВ-190 сержантом Марчковым, младшим-лейтенантом Соляниковым, старшим лейтенантом Козловским… 16 июля 43 г. 23 экипажа 810-го полка в районе Подмаслово, Федоровка, Филатово помимо других типов бомб сбросили 2700 ПТАБ, уничтожено 17 танков».
Оправившись от шока, немецкие танкисты уже через несколько дней после начала сражения перешли исключительно к рассредоточенным походным и предбоевым порядкам. Естественно, это сильно затруднило управление танковыми частями и подразделениями, увеличило сроки их развертывания, сосредоточения и передислокации, усложнило взаимодействие между ними. Эффективность ударов Ил-2 с применением ПТАБ снизилась примерно в 4-4,5 раза, оставаясь, тем не менее, в среднем в 2-3 раза выше, чем при использовании фугасных и осколочно-фугасных авиабомб.
В этой связи, в строевых частях ВВС КА укоренились следующие два варианта бомбовой загрузки штурмовиков Ил-2 при действии последних по танкам противника. Когда удар наносился по крупным танковым группам, «Илы» полностью снаряжались ПТАБами, а при атаках танков, непосредственно поддерживающих пехоту на поле боя (то есть в рассредоточенных боевых порядках), боекомплект Ил-2 по весу состоял из 50% ПТАБ и 50% ФАБ-50 или ФАБ-100.
В тех случаях, когда немецкие танки были сосредоточены сравнительно плотной массой на небольшой площади, каждый летчик прицеливался по среднему танку. Прицеливание производилось по боковой точке в момент ввода в пикирование, с разворотом на 25-30°. ПТАБы сбрасывались на выводе из пикирования с высоты 200-400 м по две кассеты, с расчетом перекрытия всей группы танков. При низкой облачности бомбометание производилось с высоты 100-150 м с горизонтального полета на повышенной скорости.
Когда же танки были рассредоточены на большой площади, летчики-штурмовики прицеливались по отдельным танкам. При этом высота сброса ПТАБ-2,5-1,5 на выходе из пикирования была несколько меньше — 150-200 м, и за один заход расходовалась только одна кассета.
Боевой опыт показал, что потери танков в среднем 15% от их общего числа, подвергшихся удару штурмовиков, достигались в тех случаях, когда на каждые 10-20 танков выделялся наряд сил около 3-5 групп Ил-2 (по 6 машин в каждой группе), которые действовали последовательно одна за другой или по две одновременно.
Кроме противотанковых ПТАБ-2,5-1,5 и фугасных ФАБ-50 и ФАБ-100 авиабомб, штурмовики Ил-2 для борьбы с немецкими танками довольно широко в этот период применяли зажигательные ампулы АЖ-2, которые давали хороший результат по танкам любого типа.
Только в одной 16-й ВА в период с 5 по 10 июля было сброшено около 4000 ампул АЖ-2. Столько же было сброшено фугасных авиабомб различного калибра. Цифры немалые, однако они ни в какое сравнение не идут с масштабами применения ПТАБ. За этот же период летчики 16-й ВА сбросили на противника 23315 авиабомб этого типа.
В арсенале Ил-2, наряду с реактивными снарядами РБС-132, имевших бронебойную боевую часть, как средство борьбы с немецкой бронетехникой к этому времени прочно укрепился реактивный снаряд РОФС-132 с улучшенной, по сравнению с РБС-132 или РС-132, кучностью стрельбы.
Боевая часть снаряда РОФС-132 обеспечивала сквозное пробитие (при прямом попадании) брони средних и тяжелых немецких танков.
При разрыве РОФС-132 вблизи танка на расстоянии 1 м от него при угле места в 30° кинетической энергии осколков было достаточно для пробития немецкой танковой брони толщиной до 15 мм. При угле места в 60° разрыв РОФС-132 на расстоянии до 3-х метров от танка обеспечивал пробитие осколками танковой брони толщиной 30 мм, размеры пробоин при этом имели величины, равные в среднем (20-25)х(35-80) мм.
При прямом попадании РОФС-132 в борт, например, штурмового орудия StuG IV (или в борт истребителя танков Jgd Pz IV/70) 30-мм броня пробивалась, а орудие, оборудование и экипаж внутри танка, как правило, выводились из строя.
Попадание РОФС-132 в моторную часть Pz. IV приводило к потере танка.
К сожалению, несмотря на увеличение кучности стрельбы РОФС-132, их эффективность при стрельбе по танкам и другой бронетехнике в рассредоточенных боевых порядках, к которым немцы повсеместно перешли к этому времени, была все же неудовлетворительной. Наилучшие результаты РОФС-132 давали при стрельбе по крупным площадным целям — мотомеханизированные колонны, ж.д. составы, склады, батареи полевой и зенитной артиллерии и т.д.
20 июля 1943 г. начались продолжавшиеся до 16 декабря войсковые испытания Ил-2 с двумя 37-мм авиапушками НС-37. В общей сложности к войсковым испытаниям привлекались 96 штурмовиков Ил-2 с НС-37 (24-й, 25-й и 26-й серий), которые в разное время поступили в части 2-го шак 1 -й ВА, 227-й шад 2-й ВА, 219-й шад 17-й ВА.
Ведущим инженером войсковых испытаний от НИИ ВВС КА был назначен инженер-майор П.Т.Аброщенко.
Строевые летчики отмечали, что самолет Ил-2 АМ-38ф с двумя пушками НС-37, по сравнению с Ил-2, вооруженным пушками ШВАК или ВЯ, обладает большей инертностью, ухудшенной маневренностью и управляемостью, особенно на больших скоростях, заметно увеличился радиус виража, а на выводе из пикирования при скорости 340-360 км/ч наблюдалась чрезмерно большая нагрузка на рули. На планировании летчикам приходилось держать большую скорость (200-210 км/ч при отклоненных щитках).
Ухудшение летно-пилотажных качеств штурмовика существенно затруднило выполнение летчиками противозенитного маневра, особенно в составе группы, усложнило условия прицеливания и уточнения наводки самолета на цель при стрельбе из пушек.
Возможности Ил-2 с НС-37 в воздушном бою с немецкими самолетами, по сравнению с обычными серийными «Илами», снизились. Строевые летчики указывали, что прикрывающая группа истребителей должна быть увеличена в сравнении с общепринятыми нормами. Приемы же воздушного боя Ил-2 с НС-37 практически не отличались от приемов, применяемых Ил-2 с пушками ШВАК или ВЯ. Однако ввиду того, что при стрельбе из НС-37 на кабрировании резко падала скорость штурмовика, оборонительный «круг» получался более растянутым, что требовало от летчиков большей собранности и внимательности.
Сами же пушки НС-37 зарекомендовали себя как мощное и эффективное оружие.
Летчики 568-го шап 2-го шак 1 -й ВА, где проходили войсковые испытания Ил-2 с НС-37, с 15 по 26 сентября уничтожили 6 танков и САУ, 99 автомашин, 10 повозок и подавили огонь 6 батарей. Свои потери составили 3 самолета.
В материалах по войсковым испытаниям Ил-2 с НС-37 в 17-й ВА отмечались случаи уничтожения танков Pz. V «Panther», а для поражения штурмового орудия StuG IV или истребителя танков Jgd Pz IV/70 было достаточно 3-х попаданий снарядов в моторную часть, где толщина брони была 17 и 20 мм соответственно, и т.д.
Таким образом, Ил-2 с НС-37 при удачном стечении обстоятельств был способен успешно поражать как все средние немецкие танки этого периода, так и штурмовые орудия и истребители танков на их основе.
Однако большая сила отдачи при стрельбе из этих пушек создавала значительные трудности при ведении огня по точечным целям, каковыми являлись танки, САУ и т.д. как для летного состава, имеющего боевой опыт, так и для молодых летчиков, только что вставших в строй.
Расчеты, основанные на результатах полигонных испытаний и анализе боевого опыта, показывают, что хорошо подготовленный летчик-штурмовик в типовых условиях атаки с планирования под углом 30° при стрельбе из пушек НС-37 с дистанции порядка 300-400 м мог обеспечить в одном заходе вероятность поражения среднего немецкого танка типа Pz. IV Ausf G не более 0,04-0,07, а бронетранспортера типа SdKfz 251 — не выше 0,08-0,17.
То есть для уничтожения одной единицы бронетехники вермахта стрельбой из пушек НС-37 необходимо было выделять как минимум полтора десятка бронированных «Илов».
Другими словами, уменьшение нормальной бомбовой нагрузки Ил-2 с НС-37 с 400 кг до 100 кг не компенсировалось, при существующих условиях ведения прицельной стрельбы в бою, увеличением мощности пушечного огня, особенно, в сравнении с эффектом, получаемым от применения противотанковых кумулятивных авиабомб ПТАБ-2,5-1,5.
По общему мнению летного состава, летавшего на Ил-2 с НС-37, штурмовик при атаках малоразмерных целей не имел преимуществ перед Ил-2 с пушками меньшего калибра (ШВАК или ВЯ) с нормальной бомбовой нагрузкой в 300-350 кг ПТАБ. В то же время, применение Ил-2 с НС-37 по большим площадным и объемным целям: складам боеприпасов, скоплениям танков, артиллерийским и зенитным батареям, железнодорожным эшелонам, малотоннажным судам и т.д., могло быть вполне успешным.
В заключение акта по войсковым испытаниям Ил-2 с АМ-38ф с пушками НС-37 указывалось, что новый штурмовик по совокупности боевых качеств войсковые испытания прошел неудовлетворительно. В отчете рекомендовалось потребовать от С.В.Ильюшина, А.Э.Нудельмана и А.С.Суранова «установить на Ил-2 37-мм авиапушки, оснащенные дульным тормозом и в этом виде предъявить самолет на повторные войсковые испытания».
В связи с неудовлетворительными результатами войсковых испытаний Ил-2 с НС-37 ГКО Постановлением № 4154 от 12 ноября 1943 г. прекратил их серийный выпуск и обязал завод № 30 к 15 января 1944 г. осуществить полный переход к производству Ил-2 с пушками ВЯ, не снижая при этом достигнутого заводом уровня производства штурмовиков.
Таким образом, с января 1944 г. все авиазаводы НКАП выпускали Ил-2 только с пушками ВЯ-23.
По поводу судьбы уже выпущенных «Илов» с 37-мм авиапушками ОКБ-16 (по состоянию на 7 декабря 43-го таких самолетов было выпущено 947 штук и к моменту окончания серийного производства планировалось выпустить еще 228 машин) С.Ильюшин, В.Коккинаки и А.Кузнецов в письме на имя наркома авиапромышленности А.Шахурина от 08.12.1943 г. указывали, что «…Основная масса указанных самолетов по настоящее время простаивает без всякого использования и надлежащего ухода, подвергаясь в своих деревянных частях загниванию. …Для того чтобы самолеты, стоящие в настоящее время бездействия, не подвергались дальнейшему разрушению, вносим предложение о немедленной передаче самолетов Ил-2 с пушками 37 мм в действующие части…», сформировав на их основе специальные противотанковые авиаполки, которые включить, «по одному третьему полку», в состав штурмовых авиадивизий Красной Армии.
Однако и на этот раз командование ВВС КА и руководство страны не посчитало целесообразным усилить наступательные возможности и противотанковую оборону частей Красной Армии, введя в бой специализированные штурмовые авиаполки, основной целью которых являлась бы только борьба с бронетехникой вермахта.
Как ни прискорбно, но необходимо признать, что процесс внедрения новой пушки в строевых частях был серьезно осложнен допущенной ОКБ и НИИ ВВС КА непростительной в военное время ошибкой, граничащей с преступной халатностью. На фронт было отправлено оружие, не приспособленное для работы в зимних условиях. В ноябре-декабре 1943-го, когда температура наружного воздуха упала ниже минус 10-15°С, в штурмовых авиаполках, эксплуатирующих Ил-2 с НС-37, столкнулись с массовыми отказами этих пушек.
При тщательном анализе оказалось, что гидротормоз пушки НС-37 снаряжался на авиазаводе водо-глицериновой смесью, непригодной для работы при низкой температуре. Как всегда, положение спасла природная смекалка русского солдата. Используя опыт самолетчиков, которые применяли в гидротормозе шасси спирто-глицериновую смесь, вооруженцы опытным путем определили необходимое процентное соотношение спирта и глицерина в аналогичной смеси для пушки. Работа автоматики пушки и величина отката проверялась путем отстрела на земле при различном соотношении спирта и глицерина. Оказалось, что пушка уложилась в требуемые параметры и начала безотказно работать при составе смеси 90% спирта и 10% глицерина. По сути, это практически чистый спирт. После замены в гидротормозах пушек заводской смеси на спирто-глицериновую, Ил-2 с НС-37 стали успешно вылетать на боевые задания. Указания Главного инженера ВВС КА генерала А.И.Репина о применении в гидротормозах НС-37 керосина было разослано в части значительно позже — летом 1944 г.
К сожалению, вынужденное использование спиртовой смеси в пушках НС-37 приводило и к известным заботам комсостава полков по обеспечению контроля за применением смеси по назначению. Естественно, это не всегда удавалось… Интересно отметить, что во время проведения войсковых испытаний Ил-2 с НС-37 средний расход боекомплекта к пушкам в одном боевом вылете в расчете на обе пушки составил 62 снаряда (60,6% от полного боекомплекта), что соответствовало средней продолжительности стрельбы около 6,6 сек (полное время непрерывной стрельбы пушек -11,9 сек). Разброс расхода снарядов составил от 7 до 73%. Средний расход боекомплекта к пулеметам ШКАС в одном боевом вылете в этих же условиях составил всего 110 патронов на ствол, или 14,5% от полного боекомплекта, что соответствовало продолжительности стрельбы одного пулемета всего 3,65 сек (время непрерывной стрельбы до полного израсходования боекомплекта — 25 с). Примерно за этот же период (по опыту боевых действий 17-й и 8-й воздушных армий) средний расход боекомплекта к пушкам ШВАК и ВЯ в одном самолето-вылете штурмовиков Ил-2 составил 72 и 68 снарядов соответственно, или 35,7% и 45,5% от полного боекомплекта, что соответствует средней продолжительности стрельбы для ШВАК -5,04 сек (время непрерывной стрельбы 15,4 сек) и для ВЯ — 6,83 сек (время непрерывной стрельбы 15 сек). Разброс расхода боекомплекта к этим пушкам составил от 18 до 83%.
В 1941г. средний процент расхода боеприпасов к пушкам ШВАК и ВЯ в одном боевом вылете по опыту штурмовых авиаполков западного направления не превышал 45% боекомплекта, а к пулеметам ШКАС — не более 30%.
Малый процент использования пулеметов ШКАС и сравнительно высокий процент применения пушек указывает на то, что штурмовикам чаще всего приходилось действовать по целям, неуязвимым для пулеметного огня.
Расчеты, основанные на результатах полигонных испытаний и анализе боевого опыта, показывают, что в условиях наиболее эффективной атаки наземной цели, то есть высота подхода к цели 500-700 м, угол планирования — 25-30°, дальность открытия огня 300-500 м, боекомплект к пушкам штурмовика Ил-2 при оптимальном его расходовании обеспечивал производство (с учетом 15% остатка боезапаса на обратный полет до своего аэродрома, как того требовали инструкции) 5-6 прицельных заходов, а боекомплект к пулеметам ШКАС — 6-9 заходов. Летчики же в этот период войны, как известно, в большинстве случаев производили в среднем 3 захода. Например, в 277-й шад в январе 1943 г. в среднем делалось 2-3 захода на цель (разброс от 1 до 6 заходов), летчики 5-й ВА в марте 43-го выполняли 2-4 захода на цель, а летчики 8-й ВА в декабре этого же года производили от 1 до 4 заходов на цель.
То есть размер боекомплекта и состав стрелково-пушечного вооружения Ил-2 не соответствовал условиям боевого применения штурмовика на советско-германском фронте. Налицо явная ошибка заказывающих органов ВВС КА.
Простейшие оценки показывают, что, не ухудшая летных свойств Ил-2, вполне можно было бы за счет снятия пулеметов и уменьшения боекомплекта к пушкам увеличить число пушечных стволов до четырех. Это позволило бы увеличить вес секундного залпа штурмовика и, как следствие, вероятность поражения наземной цели в одном заходе.
Например, установка на Ил-2 двух пушек ШВАК и двух пушек ВЯ увеличивало вероятность поражения в одном заходе легкобронированных и небронированных наземных целей вермахта в среднем в 2,15 раза по сравнению с «Илом», вооруженным пушками ШВАК, в 1,4 раза по сравнению с Ил-2 с ВЯ и в 3,4 раза по сравнению с Ил-2 с НС-37. При этом вес всего пушечного вооружения на штурмовике (пушки, снаряды и пушечные установки на самолете) не превысил бы 380 кг (нормальный вес стрелково-пушечного вооружения Ил-2 с пушками ВЯ), а боекомплекта к пушкам (328 снарядов к пушкам ШВАК и 96 снарядов к пушкам ВЯ) вполне хватило бы (с учетом 15% остатка на обратный путь) для выполнения 3-4 заходов на цель. В этом случае одиночный Ил-2, пилотируемый летчиком-штурмовиком, имеющим хорошую летную и стрелковую подготовку, с планирования под углом 30° при дистанции открытия огня в каждом заходе около 300 м, гарантированно поражал один немецкий бронетранспортер SdKfz 251. Самолет типа Не111Н на аэродроме и автобензоцистерна поражались одиночным Ил-2 с усиленным подобным образом составом вооружения уже в первом заходе, а паровоз — с вероятностью 0,73. Вероятность поражения легких танков панцерваффе оставалась практически на прежнем уровне.
Примерно такие же результаты можно было бы достичь при установке на Ил-2 четырех пушек ШВАК с боезапасом по 218 снарядов на ствол. Возможное число заходов в этом случае увеличивалось до 6-7, однако, исключалось поражение легких танков вермахта.
К сожалению, специалисты ВВС КА ни до войны, ни во время войны так и не удосужились должным образом провести анализ эффективности действия по типовым наземным целям различных составов стрелково-пушечного вооружения перспективного самолета-штурмовика с целью определения оптимального состава вооружения, размера боекомплекта и размещения вооружения на штурмовике…
20 августа 1943 г. приказом Наркома авиапромышленности № 507 во исполнение Постановления ГКО С.В.Ильюшину было дано задание к 5 октября 1943 г. построить и предъявить на испытания самолет Ил-2, вооруженный двумя пушками калибра 45 мм конструкции ОКБ-16 (в серии НС-45), а НИИ ВВС КА обязывалось до 20 ноября провести государственные испытания нового штурмовика.
Это решение обуславливалось тем, что разрушающее действие используемого в НС-45 штатного фугасно-осколочного снаряда (масса 1065 гр.) от 45-мм противотанковой пушки было вдвое выше, чем у снаряда к пушке НС-37. Последнее требовалось для гарантированного поражения тяжелых немецких танков.
10 сентября 1943 г. опытный экземпляр самолета Ил-2 АМ-38ф с двумя крыльевыми пушками А.Э.Нудельмана и А.С.Суранова НС-45 с боезапасом по 50 снарядов на ствол был предъявлен на государственные испытания в НИИ ВВС КА.
Ввиду сложностей с доводкой автоматики пушки и проведения некоторых доработок на самолете испытания новой машины затянулись до 8 февраля 1944 г.
Полигонные испытания Ил-2 с НС-45 показали неудовлетворительную эффективность стрельбы из них в воздухе по малоразмерным целям. Главным образом из-за сильной отдачи пушек при стрельбе — максимальная сила отдачи авиапушки на наземном станке достигала 7000 кг.
В результате было принято решение машину в серию не запускать. Необходимо было уменьшить силу отдачи пушек, по крайней мере, до 4000 кг.
Позже для уменьшения отдачи при стрельбе ствол НС-45 был снабжен мощным дульным тормозом, поглощавшим до 85% энергии отдачи пушки (модификация НС-45М). Был установлен дульный тормоз и на пушку НС-37 (вариант НС-37М). Энергия отдачи поглощалась на 40%. Однако попыток установки таких пушек на Ил-2 не делалось.
Кроме НС-45, на Ил-2 АМ-38ф планировалась установка 45-мм пушек ОКБ-15 конструкции Б.Г.Шпитального — Ш-45. Последние испытывались на Як-9Т. Но поскольку испытания Ил-2 с НС-45 дали отрицательный результат, пушки Ш-45 на Ил-2 устанавливать не стали…
Надо признать, такое, скажем, невнимательное отношение ВВС КА к боевым свойствам как 37-мм пушки Б.Г.Шпитального Ш-37, имевшей значительно меньшую отдачу при стрельбе, чем НС-37, так и модернизированных пушек НС-37М и НС-45М является грубейшей ошибкой, не позволившей в течение войны обеспечить необходимые противотанковые свойства советской авиации…
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15
www.airpages.ru