«Сверхтяжи» Ил-106 замена «Руслану»

Автор: по материалам ЦАГИ и ПАО «Ил»

01 февраля 2019, 03:54

Еще в советское время была начата программа создания самолета Ил-106, но после 1992 г. она была прекращена из-за недостатка средств. В то время было достаточно существующего самолета Ан-124.

В конце декабря 2018 года стало известно, что на ПАО «Ил» возобновило работы по созданию нового военно-транспортного самолета на замену Ан-124 «Руслан». Об этом заявил главный конструктор Николай Таликов.

 

Поступь «Слона»

 

Самой грузоподъемной серийной грузовой машиной в мире, которая не раз выручала и спасала из трудных положений, остается Ан-124. Он был разработан ОКБ им. О. К. Антонова, и его модификация Ан-124-100, получившая международный сертификат летной годности, юридически является самолетом украинским, хотя назвать его «советским» было бы правильнее. Все-таки разрабатывали его и строили всей страной.

 

Но небесный гигант начал устаревать морально и физически и встал вопрос замены «Руслана». Российские конструкторы внесли не меньший вклад в разработку самолета, чем украинские, и концепт будущего небесного грузовика был впервые показан на МАКС-2017, где его представлял от России Центральный аэрогидродинамический институт им. Н.Е. Жуковского. Специалисты института тогда ещё только начали разработку возможного облика  будущего сверхтяжёлого транспортника и назвали его «Слон».

Крупнейший в мире транспортный самолет Ан-124 «Руслан» способен перевозить сверхтяжелые и крупногабаритные грузы на предельно большие расстояния

В ЦАГИ была разработана аэродинамическая модель воздушного гиганта – от собственно самолета он отличается не только размерами и конструкцией, но и наличием встроенной системы измерений давлений по поверхности, что необходимо для создания полной картины обтекания самолета на всех режимах полета.

 

 

Модель универсальна и во время испытаний её в дозвуковых и трансзвуковых аэродинамических трубах ее форма легко  изменялась по длине, диаметру фюзеляжа, стреловидности крыла.

Это позволило продувать модель в гражданском варианте для авиакомпании «Волга-Днепр» с шириной фюзеляжа 5.3 м и высотой 5.2 м, а для военного ведомства с шириной корпусного пола 6.4 м для размещения в два ряда техники.

В ЦАГИ была разработана аэродинамическая модель сверхтяжёлого транспортника «Слон» для авиакомпании «Волга-Днепр». Крейсерская скорость перспективного тяжёлого транспортного самолёта планировалась 850 км/час с максимальной загрузкой 180 тонн и дальностью полета 4900 км.

Крейсерская скорость перспективного тяжёлого транспортного самолёта должна быть 850 км/час с максимальной загрузкой 180 тонн и дальностью полета 4900 км. Гигантский грузовик планировалось оснастить перспективными российскими двигателями ПД-35, вместо украинских Д-18Т, которые не обладают достаточной надежностью, а их модернизация с целью улучшения этого ключевого показателя оказалась слишком дорогостоящей.

 

 

Еще в советское время была начата программа создания самолета Ил-106 с такими данными, но после 1992 г. она была прекращена из-за недостатка средств. Действительно, в то время было достаточно существующего самолета Ан-124, тем более что АНТК «Антонов» провел очень трудоемкую, дорогостоящую и драматичную (в ее ходе один Ан-124 потерпел катастрофу) работу по сертификации гражданского варианта Ан-124-100, открывшую ему путь на мировой рынок авиаперевозок.

ПАО «Ил» возобновило работы по созданию нового военно-транспортного самолета на замену Ан-124 «Руслан»

Но прошло 20 лет и сегодня, естественно, назрел вопрос о совершенствовании «Руслана». Альтернативы этому нет – кроме замены на принципиально новый самолет.

В июне 2018 года «Антонов» официально заявил, что модернизировать Ан-124 невозможно без участия украинской стороны, ведь только они «обладают всеми техническими знаниями и необходимой информацией о конструкции». Скорее всего, это действительно верно.

 

Дискуссии закончились

 

Итак, в конце декабря 2018 года стало известно, что авиационный комплекс Ильюшина возобновил работы по созданию замены «Руслану», тем самым снимая вопрос о необходимости возобновления серийного производства Ан-124 на авиазаводе «Авиастар» в Ульяновске, загруженном до предела выпуском модернизированных Ил-76 и заправщиков Ил-78.

 

Планируется, что при обычной эксплуатации самолет будет перевозить 80 тонн груза, а при особых условиях эксплуатации сможет «поднять» 110-120 тонн. Грузовая кабина Ил-106 будет такого же размера, как и на Ан-124 «Руслан». Кроме новой авионики, самолет получит новые двигатели тягой 24-26 тонн, созданием которых занимаются в Объединенной двигателестроительной корпорации. Транспортник хотят выполнить по нормальной аэродинамической схеме с крылом умеренной стреловидности с вертикальными концевыми поверхностями.

Самолет получит переднюю и заднюю грузовые рампы, что значительно ускорит погрузку/выгрузку.

Грузовая кабина Ил-106 будет такого же размера, как и на Ан-124 «Руслан». Планируется, что при обычной эксплуатации самолет будет перевозить 80 тонн груза, а при особых условиях эксплуатации сможет «поднять» 110-120 тонн

Новый самолет будет создан в 2025-2026 годах. Ранее в Минобороны заявляли, что в государственной программе вооружений, рассчитанной до 2027 года, имелся проект создания сверхтяжелого самолета на замену Ан-124 «Руслан».

 

Ан-124 Руслан уже в самом обозримом будущем выработают свой ресурс, поэтому, скорее всего окончательное решение все же за  ПАО «Ил». Или нет?

 

Еще в СССР была начата программа создания самолета Ил-106 — тяжёлого военно-транспортного воздушного аппарата

Расчетные характеристики Ил-106:

размах крыла — 58.5 м

длина самолета — 57.6 м

высота — 19.9 м

грузовая кабина — 4 * 18000 кгс (4 * 176.52 кН), НК — 92.

максимальный взлетный вес — 258000 кг

максимальная нагрузка — 80000 кг

крейсерская скорость — 820-850 км/ч

дальность полета с АНЗ — 5000 км

эксплуатационный потолок — 12100 м

разбег -1550 м

пробег -1400 м

экипаж — 2 чел. 

 

По материалам сайтов

ЦАГИ http://www.tsagi.ru/pressroom/news/3206/

ПАО «Ил» http://www.ilyushin.org/press/news/ev6887

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Новости о науке, технике, вооружении и технологиях.

Подпишитесь и будете получать свежий дайджест лучших статей за неделю!

Email*

Подписаться

naukatehnika.com

Ил-106 | Авиация России

В 2018 году подписан контракт на разработку сверхтяжёлого транспортного самолёта — перспективного авиационного комплекса транспортной авиации (ПАК ТА) на замену Ан-124 «Руслан», это следует из годового отчёта ПАО «Ил», опубликованного в Центре раскрытия корпоративной информации. ПАО «Ил» является головной компанией в созданном в структуре ОАК Дивизионе транспортной авиации. В настоящий […]

Подробнее

Специалисты Центрального аэрогидродинамического института имени профессора Н.Е. Жуковского (входит в НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского») продолжают разрабатывать новый тяжёлый транспортный самолёт «Слон». В настоящее время сконструирована аэродинамическая модель перспективного воздушного судна, сообщает пресс-служба ЦАГИ. Спроектированная модель самолёта состоит из фюзеляжа, крыла, мотогондол, вертикального и горизонтального оперения, обтекателя шасси. Её отличительная […]

Подробнее

Вице-президент по транспортной авиации ПАО «ОАК», Генеральный директор ПАО «Ил» Алексей Рогозин подвёл итоги 2018 года и определил приоритеты работы на текущий год. В ПАО «Ил» отметили лучших из лучших, а также озвучили стратегические планы на 2019 год. Выступая на церемония присвоения почётного звания «Лучший по профессии», Алексей Рогозин отметил, […]

Подробнее

Объединенная авиастроительная корпорация не планирует проектировать сверхтяжёлый транспортный самолёт на замену Ан-124 «Руслан». «Эскизное проектирование самолёта на замену Ан-124 в настоящее время не планируется. В рамках технико-экономического обоснования программы СТВТС (сверхтяжёлый военно-транспортный самолет) разрабатываются меры по поддержанию исправности парка Ан-124 и Ил-76», — цитирует «Интерфакс» заявление пресс-службы дивизиона транспортной авиации […]

Подробнее

2014 г. Первоначальные сообщения о Перспективном Авиационном Комплексе Транспортной Авиации Согласно планам Военно-промышленной комиссии при правительстве России, к 2024 году российская армия должна получить 80 единиц новых тяжелых транспортных самолётов ПАК ТА (Перспективный Авиационный Комплекс Транспортной Авиации), которые, летая на гиперзвуковых скоростях, смогут достичь любой точки земного шара приблизительно за […]

Подробнее

Российские военные пока не сформулировали окончательные требования к перспективному военно-транспортному самолёту Ил-106, грузоподъемность которого должна достичь 80-100 тонн. Об этом сообщил ТАСС гендиректор компании «Ил» Сергей Вельможкин. «Конструкторское бюро готово к работе, но необходимо окончательно сформулировать требования к этой машине со стороны заказчика. Этот процесс пока не завершён», — сказал […]

Подробнее

О работах Авиационного комплекса им. С.В. Ильюшина по программе Ил-76МД-90А, а также по проектам легкого, среднего и тяжёлого военно-транспортных самолётов рассказывает Генеральный конструктора ОАО «Ил» Николай Таликов. — Николай Дмитриевич, в начале декабря первый Ил-76МД-90А был передан в эксплуатацию в Центр подготовки авиационного персонала Военно-транспортной авиации. Как Вы видите дальнейшее […]

Подробнее

aviation21.ru

«Ермак» придет на смену «Антеям» и «Русланам» :: Армия

Министерство обороны России разработало техническое задание на проект тяжелого транспортного самолета, способного перевозить танки, боевые машины пехоты и бронетранспортеры

Министерство обороны России объявило о планах заказать промышленности сверхтяжелый транспортный самолет, который станет аналогом Ан-124 «Руслан» и даже превзойдет его.

Ил-76МД-90А. Фото: А. Нагаев/ ilyushin.org

Президент Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) Юрий Слюсарь заявил, что в данный момент разрабатываются проекты сверхтяжелых транспортных самолетов грузоподъемностью 80, 120 и 160 тонн.

Не исключено, что ускорить работы по созданию новых тяжелых транспортных крылатых машин подтолкнула операция Воздушно-космических сил (ВКС) России в Сирии. Из-за отсутствия авианосного флота удары по базам террористов наносились с наземных аэродромов с сирийской и российской территорий. Для обеспечения широкомасштабного действия группировки ВКС было необходимо в кратчайший срок создать необходимую инфраструктуру в САР.

В основном силы и средства доставлялись морем, а часть авиации прилетела своим ходом. Если бы транспортировку личного состава и наземного оборудования производили не корабли, а самолеты, аналогичные «Руслану», переброска оказалась бы практически молниеносной. Американцам планировать операции по оперативной доставке своих вооруженных сил за тридевять земель немного проще, чему способствует сеть военно-морских и авиационных баз США, охватывающая территории всех континентов и акватории всех океанов. Так что строительство тяжелых и сверхтяжелых транспортных самолетов для нужд ВКС России станет настоящим «асимметричным ответом» воздушному флоту США, который является основным механизмом оперативной переброски войск и техники.

Объявленная проектная грузоподъемность перспективных реактивных машин явно намекает, что они должны быть способны перевозить не только грузы, личный состав, но и тяжелую бронетехнику типа танков. Логично предположить следующий шаг – десантирование боевых наземных машин, однако это пока все-таки из области фантастики.       

Проектировать новую технику будут не на пустом месте. Среди отечественных конструкторских бюро пальма первенства в создании транспортных самолетов принадлежит КБ Ильюшина. Сегодня на вооружении российской военно-транспортной авиации (ВТА) стоит новейшая модификация легендарного «воздушного грузовика» Ил-76МД-90А. Полезная нагрузка, которую может поднимать этот самолет, — 60 тонн. Сегодня Ил-76 выполняет основную задачу по транспортировке войск и техники, кроме того, самолеты этого типа активно используются в гражданских целях для перевозки грузов. Аналогичный самолет есть и на вооружении стран НАТО – С-17 «Globemaster», однако он уступает по надежности и технологичности машинам КБ Ильюшина.

Есть самолеты, способные поднять и больший вес, но парк их с каждым годом становится меньше. Так, сегодня в России осталось 26 машин Ан-124 «Руслан» грузоподъемностью в два раза большей, чем у Ил-76, правда, из них только 10 способны выполнять свои задачи. Вероятнее всего, в ближайшие годы и эти самолеты закончат свой авиационный век.  

Головное предприятие, которое производило «Антеи», находится на Украине, как и фирма «Мотор Сич», изготовляющая для них двигатели. Так что обслуживание и производство новых самолетов напрямую зависит от политики нынешних киевских властей. В 2014 г. программа сотрудничества между российским и украинским авиапромом была окончательно уничтожена по инициативе Киева. Планируется, что с производством аналогичных двигателей может справиться ульяновское предприятие «Авиастар-СП». Однако модернизация существующих сверхтяжелых транспортников – полумера, которой не решить принципиальный вопрос обновления авиапарка.

Работы по разработке новых самолетов ВТА стартовали еще на закате Советского Союза. Тогда ОКБ Ильюшина опередило своих конкурентов – ОКБ Антонова и Туполева. На государственном конкурсе стал победителем проект самолета Ил-106 грузоподъемностью до 80 т, который должен был заменить в перспективе Ан-22 и Ил-76. Проект будущего сверхтяжелого транспортника получил наименование «Ермак».

«Ил-106 был очень перспективной разработкой, опережающей свое время. Однако довести до конца проект не удалось, во-первых, из-за экономических трудностей, во-вторых, уже был запущен в производство Ан-124 «Руслан». Сегодня развитие тяжелой сухопутной бронетехники ставит перед необходимостью проектировать самолеты, которые могли бы ее перевозить. Речь идет не только о боевых машинах пехоты и бронетранспортерах, но и о танках. Поэтому логично, что получила развитие идея продолжения развития самолета в сторону утяжеления до размера перспективного «Ермака», — уверен авиационный эксперт Валентин Дудин.

Сегодня пока не ясно, на основе какого проекта будет разрабатываться новый лайнер для российской ВТА. Не исключено, что наработки по конструкции Ил-106 будут использованы при проектировании перспективного авиационного комплекса транспортной авиации.

Есть вероятность, что техническое задание будет доработано с учетом возможности использования нового самолета в арктических районах. Посадить на лед машину, весящую более 200 тонн, может, и не удастся, однако предусмотреть использование на неподготовленных наземных аэродромах вполне возможно.

utro.ru

Ильюшин Ил-106. Фото и видео. Характеристики. История.

 

Самолет Ил-106 является проектом тяжёлого военно-транспортного воздушного аппарата, созданного в ОКБ Ильюшина. Его проектировали в период с 80-х по 90-е года прошлого века на конкурсной государственной основе (СССР) между передовыми КБ страны (ОКБ Антонова, КБ Туполева и ОКБ Ильюшина). В планах Министерства обороны была надежда на создание нового военного транспортника, заменившего устарелые Ил-76 и Ан-22. Непосредственно Ил-106 как первый прототип планировали выпустить в 1995 году, а летные испытания начать спустя два года. Но из-за начавшихся событий в период развала СССР 90-х годов в стране не было ни финансовой возможности, ни заинтересованности ВВС.

 

Самолет конструировали для транспортировки грузов весом в 80 т при собственном весе 135 т. По заданию проекта аппарат должен иметь возможность пролетать расстояние в 5000 км с возможностью перехода на крейсерскую скорость 850 км/ч. Практический потолок для транспортника должен был составлять 12 000 м.

Фюзеляж – моноплан цельнометаллический с нормальной аэродинамической схемой и общей длиной более 57 метров. Крыло умеренно-стреловидное с концевыми вертикальными поверхностями. Для того чтобы сильно загруженный самолет смог осуществлять транспортировку, при проектировании увеличили размах крыльев до 58,5 м. Грузовая кабина герметизирована, длина – 34 м. Кабина поделена на переднюю и заднюю грузовые рампы, что в свою очередь сильно ускоряет процесс погрузки и выгрузки. Для обеспечения эксплуатации воздушной машины на грунтовых аэродромах установили убирающееся многоопорное шасси.

 

Силовая установка представлена четырьмя турбореактивными двигателями НК-92. Для этого военного транспортировщика их разработали в Самаре в КБ Кузнецова в специальном порядке. Изначально планировали установить более развитую и мощную модель НК-93, но на момент проектировки самолета его еще только задумывали (был продемонстрирован в 2007 году на авиашоу МАКС).

 

Из оборудования новинкой для так и не построенного самолета считалось оснащение его цифровой ЭДСУ. В кабине экипажа, рассчитанном на двух человек, информационное поле планировали выполнить из многофункциональных ЖК-индикаторов. Самолет был выполнен в эскизном варианте.

Совсем недавно стало известно, что так и не построенный ИЛ-106 станет базой для разработок будущих ПТС «Ермак». Руководство КБ Ильюшина планирует начать разработку нового семейства перспективных сверхтяжёлых транспортных самолетов в 2016 году.

 

Аналогичные варианты подобного самолета: Ан-22, Boeing C-17 Globemaster III, Ан-124, Xian Y-20.

Ил-106 характеристики:

  • Максимальная взлетная масса, кг 258 000

  • Масса коммерческой нагрузки, кг 80 000

  • Тяга двигателе й, кг 4х 18 000

  • Крейсерская скорость, км/час 820-850

  • Практический потолок, м 14 000 Практическая дальность

  • с максимальной нагрузкой, км 5000

  • Максимальная дальность, км 10 000

  • Длина самолета, м 57,60

  • Размах крыла, м 58,50

  • Высота самолета, м 19,90

  • Потребная длина ВПП, м 1300-1400

 

Самолеты ОКБ Ильюшина

Боевые самолеты

avia.pro

Долго и очень дорого. «Руслан» против Ил-106 » Репортёр

Тезис о возобновлении производства тяжелых транспортных самолетов «Руслан» весьма популярен даже сейчас. Однако в России, похоже, предпочли другую машину.


Немного истории

Ан-124 «Руслан» — один из самых больших советских самолетов. Если бы не Ан-225 «Мрия», то он бы еще долго был и крупнейшим из них. Да и вообще долгое время занимал строчку главного крылатого гиганта современности. К слову, даже сейчас Ан-124 считают самым грузоподъемным в мире серийным грузовым самолетом. Грузоподъёмность «Руслана» составляет 120 тонн. Подобные возможности были по достоинству оценены в годы противостояния со Штатами. Собственно, чисто концептуально Ан-124 задумывался как ответ на разработку в США военно-транспортного Lockheed C-5 «Galaxy», который позволял бы перебрасывать значительные воинские формирования на тысячи километров. При этом Ан-124 нельзя считать его копией. И даже аналогом можно назвать лишь условно, так как конструкции машин сильно отличаются.


Ан-124 получил очень много передовых на 80-е годы конструкторских решений. Его, например, впервые в истории СССР снабдили так называемым сверхкритическим крылом. Суперкритический профиль крыла позволяет при фиксированном значении коэффициентов подъемной силы и толщины профиля существенно повысить критическое число Маха. Самолет получил электро-дистанционную систему управления, новый навигационный комплекс на базе современной бортовой цифровой вычислительной машины, а также целый ряд других инноваций.

«Руслан» начали эксплуатировать лишь в 1987 году, так что стать рабочей лошадкой холодной войны ему было не суждено. Зато возможности машины по достоинству оценили гражданские заказчики: лишь в 1990 году Ан-124 перевезли 51 единицу крупногабаритной техники в интересах разных коммерческих фирм. По состоянию на 2016 год шестнадцать «Русланов» было в распоряжении Воздушно-космических сил России. Примерно десять таких машин эксплуатировала компания «Волга-Днепр», а еще восемь самолетов были в распоряжении 224-го летного отряда — российского авиационного предприятия, являющегося дочерней структурой Минобороны. Украина тоже использует «Русланы»: у компании Antonov Airlines семь таких машин. Отметим также, что всего за все годы было выпущено 55 самолетов Ан-124.


Большие планы на будущее

Проект возобновления производства Ан-124 почти всегда существовал как российско-украинский. И почти никогда не рассматривался в качестве сугубо национального. Разработанный ОКБ им. О. К. Антонова, он действительно может считаться украинским, по крайней мере, в значительной степени, хотя назвать самолет «советским» было бы правильнее. Все-таки разрабатывали его всей страной.

Еще в июне 2018 года «Антонов» официально заявил, что модернизировать Ан-124 невозможно без участия украинской стороны, ведь только они «обладают всеми техническими знаниями и необходимой информацией о конструкции». Опять же, скорее всего, это действительно верно. Напомним, что соглашение о возобновлении серийного производства стороны подписали еще в 2007 году. Несколько машин заказало российское Минобороны, а еще 40 — компания «Волга-Днепр». Планы были действительно наполеоновские. Поставка первых двух самолетов планировалась еще в 2013 году, но в июле 2011 года председатель Совета директоров ОАО «Мотор Сич» Вячеслав Богуслаев заявил, что программа возобновления серийного выпуска «Русланов» на ульяновском авиазаводе «Авиастар-СП» сдвинута на 2016-й.

Само по себе это нельзя было назвать «трагедией», ведь подготовка к производству настолько сложного и дорого комплекса — по умолчанию очень долгий и сложный процесс. С огромным количеством рисков. В декабре 2013 года Путин и Янукович подписали соглашение, предполагающее поддержку серийного выпуска машины, что подчеркивало серьезность намерений. Однако дальнейшее в силу политических явлений несложно себе вообразить. Уже в августе 2014 года замглавы Минпромторга России Юрий Слюсарь заявил, что из-за политической ситуации проект серийного выпуска самолета больше не стоит на повестке дня. Как и целый ряд других российско-украинских программ.

Наше время

Сразу отметим, что при текущей политической ситуации, говорить о возобновлении производства самолета всерьез, смысла нет. Причем с большой долей уверенности можно говорить, что в отношениях между Россией и Украиной ничего не изменится в ближайшие десять-пятнадцать лет.


Если же пофантазировать и представить нормальные отношения между странами, то вопросов, как ни странно, становится только больше. Не секрет, что возможности современной Украины по выпуску авиационных комплектующих, а также модернизации крылатых машин (про условный самостоятельный выпуск самолетов речь не идет) ограничены. Не факт, что Россия была бы в восторге от такого партнера. В свою очередь, Кремль в лице проекта получил бы новый рычаг давления на украинскую сторону, что уже вряд ли понравилось бы ей самой. За примерами далеко ходить не надо: можно вспомнить Ан-148, Ан-70 и другие крылатые машины, которые постоянно становились заложниками политической ситуации.

Другой проблемой могло стать то, что Ан-124 никак нельзя назвать новым самолетом. Он уже в какой-то степени устарел, как база. Однако данная трудность сама по себе неспособна оказать такой разрушительный эффект, как политика. Для примера, требования к экономичности самолетов военно-транспортной авиации сильно отличаются от требований к пассажирским крылатым машинам. Куда важнее дальность и возможность эксплуатации в разных условиях.

В целом, похоже, что Россия уже для себя все решила. В конце декабря 2018 года стало известно, что «Ил» намерен в обозримом будущем создать на смену Ан-124 «Руслан» тяжелый транспортный самолет Ил-106: он должен появиться уже в 2025-2026 годах.

На сегодняшний день Ил-106 записан в нашу программу, и мы приступаем к его созданию. Грузовая кабина Ил-106 будет такой же размерности, как у «Руслана». На самолете будут установлены новые двигатели, новая авионика и все остальное


– заявил главный конструктор ПАО «Ил» Николай Таликов. Он подтвердил, что разговоры относительно возобновления выпуска «Русланов» продолжались очень долго, однако, в конечном счете, от этой идеи отказались.

Таким образом, дискуссии по поводу необходимости воссоздания Ан-124 закончились


– подчеркнул специалист.
Проект Ил-106 тоже далеко не новый: машину начали разрабатывать еще в СССР. Из открытых источников известно, что он проектируется для перевозки грузов массой до 100 тонн на расстояния до 5000 км. Транспортник хотят выполнить по нормальной аэродинамической схеме с крылом умеренной стреловидности с вертикальными концевыми поверхностями. Самолет получит переднюю и заднюю грузовые рампы, что значительно ускорит погрузку/выгрузку.

Новую машину хотят снабдить перспективными двигателями.

На сегодняшний день Объединенная двигателестроительная корпорация тоже приступила к работе по нашему самолету и создает двигатели тягой 24-26 тонн


– говорит Николай Таликов. В целом, как показывает практика, большой стране действительно нужен крупный военно-транспортный самолет.

В то же время Россия уже доказала способность создавать новые крылатые машины. Поэтому можно с большой долей уверенности заявить, что рано или поздно Ил-106 все же появится на свет, что ознаменует начало конца для Ан-124.

topcor.ru

Украина останется за бортом: генерал авиации оценил перспективу замены «Русланов» на «сверхтяжи» Ил-106

Перспективный «сверхтяж» Ил-106 станет эффективной российской заменой самолету Ан-124 «Руслан». Такое мнение ФБА «Экономика сегодня» озвучил генерал-майор авиации, заслуженный военный летчик РФ, кандидат технических наук Владимир Попов.

«Российская авиационная школа обладает сильными наработками и блестящими специалистами, потому в выполнении ею задачи по созданию нового сверхтяжелого транспортника сомневаться не приходится. Тем более, что проект как таковой уже есть – его просто нужно довести до ума и доработать с учетом современных реалий. А это не столь сложно, как начинать все с нуля и проводить расчеты по концептуально новой машине.

В случае с Ил-106 придется лишь учесть, что с 1990-х существенно изменились технологии, в том числе в материаловедении. Изначально самолет предполагался полностью из авиационного алюминия (авиаль) – тогда авиастроение основывалось в основном на этом материале. Сейчас появились композитные сплавы и составы, которые не уступают в характеристиках прочности и надежности, а иногда превосходят авиаль. Тот же углепластик при прочих равных достоинствах, к примеру, значительно легче», — отмечает аналитик.

Главный конструктор ПАО «Ил» Николай Таликов рассказал, что Россия приступила к созданию самолета на замену знаменитому Ан-124 «Руслан». Активная работа идет по проекту Ил-106 – новым военным транспортником сверхтяжелого класса. Таликов отметил: «Руслан» стал очень важным звеном вооруженных сил РФ. Доказала это спецоперация в Сирии — на Ближний Восток боевая техника переправлялась именно на Ан-124. Но обслуживание воздушных машин осложнилось после прекращения сотрудничества с Украиной. Россия признала, что ей нужен новый транспортный самолет.

«Готовый концепт будет взят за основу, однако с учетом современных материалов и технологий на выходе получится новая модель с большим будущим – в процессе эксплуатации ее можно будет модернизировать. При этом в создании Ил-106, на мой взгляд, могут помимо «илюшинцев» принять участие «туполевцы» – такая кооперация пойдет проекту только на пользу. Получится хорошая, мощная и вместительная машина.

При этом отказываться от глубокой модернизации «Руслана» также не стоит – эти машины обладают множеством особенностей и после обновления прослужат еще многие годы. Ил-106 просто постепенно заместит их естественным путем по мере списания. Это нормальная практика замены машин авиапарка, она позволяет максимально выработать весь полезный летный ресурс каждого самолета, получив от них максимальную выгоду», — подчеркивает генерал.

Отложенный проект

Проект Ил-106 выиграл конкурс еще во времена СССР, начал разрабатываться в 1990-е годы. Однако серьезной необходимости в нем не было, поэтому работа была вялотекущей. Сейчас ситуация кардинально изменилась, поэтому специалисты оценивают прошлые наработки и дорабатывают проект. По словам Таликова, Ил-106 будет обладать отменными характеристиками — инженеры сделали основной грузовой отсек такого же размера, что у «Руслана». Однако для новой машины специально создадут силовые установки.

Новые двигатели будут обладать тягой примерно 24-26 тонн – у самолета их будет четыре, также он получит в распоряжение современную авионику и другое оборудование. В нормальной эксплуатации грузоподъемность нового транспортника составит 80 тонн, в режиме перегруза сможет поднять на борт 110-120 тонн, дальность перелета – до 5000 км. По проекту самолета получит возможность эксплуатации на грунтовых аэродромах. Государство ожидает получить новый Ил-106 уже в 2025-2026 году.

«Не секрет, что проблема замены «сверхтяжа» связана не столько с возрастом «Русланов», сколько с претензиями Украины – она требует обслуживать Ан-124 на предприятиях «Антонова», да еще и выставляет нереальные за это счета. Естественно, России такое «сотрудничество» не интересно. Гораздо интереснее создать свой современный аналог «Руслана», самим его обслуживать и модернизировать, а не зависеть от другого государства. Украина в данном случае остается, как принято говорить, за бортом.

Заявленный для Ил-106 срок вполне реален – к этому времени конструкторы рассчитывают получить уже одну машину, что называется, «в железе». То есть можно будет приступить к летным испытаниям, практической проверке машины. Возможно, в процессе испытаний самолет еще будет доработан, то есть еще год-два и машина будет готова к серийному производству. Десять лет работы над подобным проектом – срок вполне реальный.

Проектом неизбежно заинтересуется армия, которая всегда нуждается в перевозке нестандартных грузов. Внутри России на это рассчитана транспортная логистика – речной и морской флот, железная дорога, но для межгосударственных перевозок, включая поставки боевой техники покупателям, зачастую не обойтись без воздушных перебросок. Минобороны в подобных случаях проявляет интерес уже на этапе, когда одобряется и представляется концептуальный проект самолета.

Тем более, что для Ил-106 спроектирована посадка на грунтовые аэродромы, то есть самолет оснастят специальным многоопорным шасси – аналогичное решение используется на Ил-76. Это не значит, что самолет сможет садиться на вспаханное поле. Грунтовые аэродромы для тяжелых самолетов под дерном прокладывают бетонными плитами, однако возможность посадки на такие полосы существенно расширяют возможности любого транспортника. А для «сверхтяжа» это значительное преимущество – тот же «Руслан» им обладает», — заключает Владимир Попов.

rueconomics.ru

когда ВКС получат новый тяжелый транспортник?

20 июня стало известно, что ульяновский завод «Авиастар-СП» планирует начать производство нового тяжелого военно-транспортного самолета взамен самолетов Ан-124 «Руслан»: по словам исполнительного директора предприятия А. Капустина, этот проект находится в стадии разработки. О том, какой самолет придет на смену «Русланам» и когда это произойдет, читайте в материале ТРК «Звезда». 

Линейка тяжеловесов

В XXI веке военно-транспортная авиация стала инструментом, без которого немыслимы Вооруженные Силы России. Связано это с тем, что только при помощи нее можно в кратчайшие сроки совершить переброску тяжелой техники и десанта, и особенно это важно для нашей страны, с ее огромной территорией. При этом существует следующая классификация военно-транспортных самолетов: легкие, с полезной нагрузкой до 11 тонн, средние — до 20 тонн, тяжелые — более 20 тонн и сверхтяжелые стратегического назначения. Для эффективной работы военно-транспортная авиация должна иметь линейку самолетов всех этих типов, однако в данный момент в России налажено производство только Ил-76 МД-90А, перенесенное из Ташкента в Ульяновск.

Ил-76 МД-90А способен перевозить до 52 тонн груза и является модификацией легендарного Ил-76, отлично зарекомендовавшего себя в ходе многочисленных военных конфликтов, в которых ему довелось принимать участие. Однако иметь на вооружении только лишь один этот самолет недостаточно, и связано это не только с полезной нагрузкой, но и с размерами грузовой кабины: далеко не вся крупногабаритная техника способна в ней поместиться. Кроме того, перебрасывать многие грузы на нем слишком затратно.

Хождение «Руслана» по мукам

Военно-транспортный самолет Ан-124 «Руслан» с полезной нагрузкой 120-150 тонн был разработан в Советском Союзе ОКБ им. О.К. Антонова, которое после его распада осталось в Киеве. Этот самолет с максимальной нагрузкой имеет дальность 4800 км, а с грузом 80 тонн —    до 7500 км. Для сравнения, дальность полета Ил-76 МД-90А с максимальной нагрузкой не превышает 4100 км. Если сравнивать габариты грузовых кабин «Руслана» и Ил-76, то у «Руслана» она почти вдвое больше. Ее ширина — 6,4 м, высота — 4,4 м и длина 36 м против 3,4, 3,4 и 24,5 метров соответственно у Ил-76 МД-90А.

Операция российских ВКС в Сирии показала, что «Русланы» остаются незаменимым средством переброски войск, гуманитарных грузов и техники, но вскрыла и другую проблему: лишенные поддержки разработчика, Вооруженные Силы России рискуют остаться вовсе без Ан-124.

Проблема заключается в том, что его проектировщики находятся в Киеве. По причине смены политического режима на Украине сотрудничество с «Антоновым» было разорвано, а на всех российско-украинских проектах по возобновлению производства «Русланов» поставлен жирный крест. В то же время на вооружении ВКС России осталось девять таких самолетов, а 12 используется авиакомпанией «Волга-Днепр».

Эти машины пока что летают, однако в перспективе встанет вопрос о комплектующих, и особенно это касается двигателей Д-18Т, которые производятся на Украине. Можно предположить, что «Русланы» в отсутствии поставок запчастей начнут «поедать» друг друга, а число летающих бортов станет постепенно сокращаться. Именно поэтому в России началась проработка проекта собственного тяжелого дальнего транспортника.

От «Руслана» до «Ермака»

Проекты нового тяжелого транспортного самолета появлялись и в СССР, и в России за последние десятилетия уже несколько раз. Так, в 90-е годы КБ им. С.В. Ильюшина представило свой проект транспортного самолета Ил-106, который был разработан на базе широкофюзеляжного лайнера Ил-86. Согласно проекту, этот самолет должен был перевозить до 100 тонн груза на расстояние в 5000 километров, однако из-за плачевного состояния российской экономики 1990-х развития он так и не получил.

Работы по тяжелому транспортному самолету продолжились в АК «Ильюшин» только в 2012-2015 годах, когда был разработан проект тяжелого военно-транспортного самолета, известный под обозначением «Ермак», или ПТС — перспективный транспортный самолет. Начало опытно-конструкторских работ по этому проекту намечено на 2016 год, а серийный выпуск машин планируется начать в 2024 году.

«Насколько мне известно, АК «Ильюшин» имеет план создания перспективной авиатехники, согласно которому работы будут вестись в следующем порядке: сначала проект Ил-476, потом Ил-112В, затем Ил-214, а уже затем — тяжелый военно-транспортный самолет. Это означает, что создание нового сверхтяжелого самолета начнется лишь в следующем десятилетии. Сомневаюсь, что к 2024 году эта машина будет готова к серийному выпуску», — считает эксперт портала www.aex.ru Владимир Карнозов.

Как сообщил Генеральный конструктор АК «Ильюшин» Николай Дмитриевич Таликов ТРК «Звезда», подготовка к началу проектирования самолета ведется, однако «до запуска в серийное производство еще весьма и весьма далеко». В то же время он отметил, что общее представление о том, каким будет новый тяжелый военно-транспортный самолет, уже есть.

Проект без двигателя

О разработке нового тяжелого двигателя с тягой до 35 тонн 20 июня, заявил вице-премьер Дмитрий Рогозин. По его словам, решение о создании такого двигателя было принято президентом России Владимиром Путиным, после чего на это были выделены соответствующие средства. В данный момент авиационные компании России и Китая определяют ресурс работы тех лайнеров, которые уже сейчас действуют на ведущих линиях (использовать новый двигатель предполагается также и на российско-китайском широкофюзеляжном самолете, соглашение о создании которого было подписано в 2014 году).

«Предполагается, что двигатель в классе тяги 30-35 будет разрабатывать АО «Авиадвигатель», руководимое Александром Александровичем Иноземцевым. Кроме того, АО «Кузнецов» предлагает собственную разработку, на основе газогенератора мотора НК-32-2. Сроки создания новых двигателей пока четко не определены. Следует помнить, что разработка нового двигателя – длительный процесс, превышающий по времени разработку летательного аппарата», – говорит Владимир Карнозов. 

Нужно отметить, что в России опыта создания двигателя с такой тягой нет. Определенную надежду внушает то, что в нашей стране создается двигатель ПД-14 в классе тяги 14 тонн. Хотя он совершенно иного класса, технологии, которые в нем применяются, могут быть использованы и при создании двигателя для тяжелого военно-транспортного самолета. Согласно опыту мирового самолетостроения, выполнение такого проекта может растянуться лет на десять.

Фора в 15 лет

Главный вопрос звучит так: успеют ли авиапроизводители создать новый сверхтяжелый транспортный самолет к тому моменту, когда в авиачастях и авиакомпаниях больше не останется «Русланов»?

«»Русланы» будут «уходить на пенсию» по-разному. Быстрее это произойдет в гражданской авиации, медленнее — в воинских частях из-за менее интенсивного использования. Кроме того, военные транспортники совсем недавно прошли модернизацию. У всех военных самолетов «Руслан» ресурс разный, но можно говорить о том, что им осталось летать около 15 лет. Этого времени должно хватить для создания самолета им на замену», — считает эксперт комитета по транспорту ГД РФ Роман Гусаров.

Что касается компании «Волга-Днепр», которая также использует «Русланы», то здесь ситуация, по данным эксперта, сложнее, и, скорее всего, самолеты будут списаны раньше. Нужно отметить, что эта авиакомпания является крупным налогоплательщиком, что немудрено: Ан-124 остается самым крупным серийным грузовым самолетом в мире и способен решать уникальные задачи.

«Нужно сказать о том, что в отличие от исключительно военных самолетов, новый военный транспортник может быть востребован и среди гражданских авиаперевозчиков. Это означает, что программа, если и не окупится, то получит определенный стимул к развитию», — считает Гусаров.

Дело осталось за малым: найти компромисс между требованиями гражданских и военных заказчиков, ведь их представления о том, каким должен быть новый транспортник разнятся.

Автор: Яблочкин Кирилл

Фото: 4 avia.pro / Вадим-Савицкий / ilyushin.org / Минобороны РФ / antonov.com / avid.ru / militaryarms.ru

tvzvezda.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *