Содержание

«Иерихонская труба» — значение и происхождение фразеологизма

Автор: Мария Знобищева

Филолог, кандидат филологических наук, поэт, член Союза писателей России.
Дата публикации:06.02.2019

Голос, который сравнивают с легендарными трубами Иерихона, дан в дар не каждому. Если необычное сравнение прозвучало в ваш адрес, задуматься стоит: у фразы явно недоброжелательный оценочный оттенок. Зато происхождение выражения связано с библейскими преданиями, овеяно героической славой. Чем же возвеличили себя эти музыкальные инструменты, и что означает выражение «иерихонская труба» в наши дни?

Значение фразеологизма

С иерихонской трубой обычно сопоставляют нечто очень громкое, мощное, производящее резкий, иногда разрушительный звук. Кричать, как иерихонская труба, – значит «изо всех сил, оглушительно». С этим устойчивым словосочетанием также употребляются глаголы «орать», «реветь», «гудеть», «звучать».

Представьте ситуацию. Весенним вечером, затеяв очередной футбольный матч, мальчишки на весь двор зовут своего приятеля:

— Лёшка! Выходи!

Вместо Лёшки в окне показывается бабушка:

— Ну, чего разорались, как иерихонские трубы? Будет вам Лёшка! Английский доделает – и выйдет.

Или другой случай. В автобусе парень спрашивает стоящую перед ним старушку, выходит ли она на следующей остановке. Та несколько раз переспрашивает, что ему нужно. Боясь не выйти в нужный момент, молодой человек кричит на весь салон:

— На проспекте имени Ленина – выходите?!

— Да что ты шумишь, что шумишь? – возмущается пожилая леди. – Ровно труба иерихонская! Не выхожу я.

Происхождение фразеологизма

Как многие другие фразеологизмы, идиома «иерихонская труба» пришла к нам из Ветхого Завета. Она родилась во времена пророка Моисея и сорокалетнего странствия евреев по пустыне.

Ведя освобождённых из египетского плена соотечественников в Землю Обетованную, пророк не раз слышал жалобы на голод, жажду усталость. Многим казалось, что они никогда не увидят цели пути. Скитания по жестокой земле казались людям непосильными. Так отсеивались слабые, оставались сильные и верные. За это время не стало пророка Моисеея, вместо него предводителем избранного народа стал Иисус Навин.

И вот на пути в Палестину им встретился город Иерихон. Шесть дней осаждало неприступную крепость еврейское войско. Наконец, во сне Иисусу Навину открылся способ разрушить город. Всё было исполнено по увиденному: народ подошёл к стенам крепости плотным кольцом, сохраняя полное молчание, а впереди шагали первосвященники, несшие Ковчег Завета. У них были в руках трубы. По команде, резко глашатаи принялись дуть в трубы – и стены крепости в одночасье рухнули!

С точки зрения современных археологов, такое нельзя назвать невозможным. Изучив развалины древнего города, установили, что массивные крепостные стены действительно разрушились одномоментно, самое большее — в течение нескольких часов.
Вот какова была сила священных иерихонских труб!

Синонимичные выражения

Считать эту силу благотворной или разрушительной – решать вам, но у выражения «иерихонская труба» есть крылатый синоним: «трубный глас». Значение последнего однозначно положительное, хотя история его появления связана с тем же иерихонским эпизодом. А за «иерихонской трубой» закрепился оттенок упрёка, досады (дескать, слишком громко!). По-русски можно сказать и так:

  • львиный рык;
  • реветь белугой;
  • орать дурниной;
  • кричать во всю Ивановскую;
  • орать во всю околоицу;
  • во всё горло;
  • во всю глотку.

Услышав душераздирающий крик, англичане произнесут фразу:

  • shout at the top of one’s voice(англ.) – орать во весь голос.

Чтобы узнать, что скажут представители других национальностей, попробуйте приехать в незнакомый город и провозгласить что-нибудь в громкоговоритель под окнами жилого дома в 5 часов утра.

Это, конечно, шутка, вредный совет. Ведь мы не библейские изгнанники, желающие увидеть Землю Обетованную, а барабанные перепонки наших ближних – не стены древнего Иерихона. Напрасно надрываться не стоит: самые главные слова произносятся тихо, почти шёпотом.

Поделиться:

Самое популярное на сайте

Иерихонские трубы.

Библейские холмы

Иерихонские трубы

Тот, кто держит путь из Иерусалима на восток, после тяжелого горного перехода попадает в долину Иордана, туда, где река впадает в Мертвое море. Приблизительно в двух часах пути к западу от Иордана лежит бедная деревня Риха (Эр-Риху) с греческим монастырем и развалинами башни, воздвигнутой крестоносцами.

Близ этой деревни расположен оазис. Когда-то в древности он напоминал пышно разросшийся в тропическом климате долины сад с многочисленными пальмами и благоухающими кустами. Там, у одного из источников, раскинулся «город пальм» — Иерихон.

Если идти к городу с востока, надо перейти Иордан, который протекает близ Иерихона.

Об этом говорится в Ветхом завете, в 4-й главе книги Иисуса Навина, где описывается чудо, сотворенное богом, который во время бегства израильтян из Египта заставил отступить воды Иордана: «Ибо Господь Бог ваш иссушил воды Иордана для вас, доколе вы не перешли его…»

Потом свершилось второе чудо перед Иерихоном.

Иерихон был крепостью, загораживавшей вход в Северную Палестину. Чтобы добраться в Палестину и осесть там, надо было взять Иерихон.

Как удалось взять этот могущественный город, рассказывает 6-я глава книги Иисуса Навина. Иерихон с его мощными стенами нельзя было взять силой оружия. Здесь могло помочь только чудо — священные трубы, от звука которых обрушились стены города, и «ковчег господний», который в течение семи дней носили вокруг Иерихона, пока город не попал в руки детей Израиля.

В тысячелетней истории войн и разнообразных осад, пережитых человечеством, нет ни одного случая, который можно было бы сравнить с осадой Иерихона, хотя, согласно легендам, часто бывало, что боги благословляли оружие завоевателей.

Уже только из-за своих оборонительных стен Иерихон представляет интересный объект для археологических исследований.

В 1907 и 1909 годах профессор Эрнст Зеллин вместе с группой немецких археологов и архитекторов раскапывал у Аин-эс-Султана развалины Иерихона.

Само собой разумеется, что главное внимание было направлено на тщательное исследование таинственных стен. Архитекторы измерили эти удивительные городские стены и стали искать те слабые места кладки, которые могли разрушиться.

Толщина наружной стены приблизительно 1,5 метра, внутренней даже 3,5 метра. Расстояние между этими циклопическими стенами примерно от 3 до 4 метров.

Неужели же такие стены могли упасть?

И всего только от трубных звуков, заклинаний при помощи «ковчега господня» и магического числа семь?

Даже самая богобоязненная душа не сможет подавить в себе известные сомнения по поводу такого вмешательства бога в военные действия. Уж тем более не верили в это археологи, которые принялись за методические исследования с рулеткой в руках и с профессиональным скепсисом в душе.

Результаты исследования показали, что стены в Иерихоне упали на самом деле. Это подтверждали огромные трещины и обвал больших частей внешних стен наружу, а внутренних — внутрь.

Значит, все-таки чудо!

При этом не имеет большого значения, разрушило ли стены гигантское землетрясение в долине Иордана у Мертвого моря, как считают современные архитекторы.

Но когда?

Когда же произошло это землетрясение?

План раскопок Иерихона в районе Аин-эс-Султан. Пунктиром обозначены раскопки, ведущиеся с 1930 года.

Решением этого вопроса интересовались не только знатоки библейской хронологии, но также геологи, историки и, конечно, археологи. И здесь надо прямо сказать, что мнения по этому важному вопросу расходятся.

Одни ученые считают, что речь должна идти о сильных сотрясениях земли в XV веке до н. э., другие же убеждены, что это случилось в XIII или XII веке до н. э., то есть как раз в то время, когда, согласно Библии, дети Израиля перешли через Иордан и увидели, как разрушались стены Иерихона.

С тех пор очень многие пытались объяснить, что представляли из себя стены Иерихона. Библейская легенда известна. Именно она и побудила английских, американских, австрийских и немецких ученых вступить в спор о том, могли ли эти стены упасть именно в тот момент, когда дети Израиля переходили Иордан. Зеллин и Ватцингер решительно отвергли предлагаемую ранее датировку этого события, выдвинув новые соображения, отвечавшие в какой-то степени потребностям теологии.

Между тем нам представляется, что не так уж важно, упали ли стены Иерихона на сто либо даже на двести лет раньше или на сто лет позже. Так или иначе, но Иерихон попал в руки детей Израиля благодаря измене. А поскольку в этом нетрудно увидеть «божественное предначертание», то нельзя обвинять хрониста в том, что он приписал его действию и таинственное землетрясение, которое, конечно, еще более выразительно передает волю бога, чем простая измена.

Библия вовсе не отрицает, что измена могла иметь здесь место. Более того, в ней подробно описывается, как господь пощадил предательницу блудницу Рахав и ее семью, тогда как все жители Иерихона вместе со своим скотом были уничтожены: «мужчины и женщины, молодые и старые, овцы и ослы». Чудо в Иерихоне бледнеет таким образом перед теми методами завоеваний, которые велись в древности.

Немцы покинули холм Иерихона (высотой 30 метров), состоящий из перемешанных с землей черепков и обломков кирпича. Они знали из Библии, что Иерихон был позднее вновь восстановлен и что Хиль из Бет-Эля замуровал в качестве жертвы в стены новой постройки двух своих сыновей — самого старшего и самого младшего.

Потом холм над бывшим «городом пальм» снова погрузился в ленивый сон.

В 1918 году его внезапно разбудили. На английском фронте у Иерихона случайная турецкая граната, разорвавшись на холме, обнажила надпись. Воспользовавшись этим, после окончания первой мировой войны доминиканцы из Библейской школы в Иерусалиме раскопали здесь израильскую синагогу.

С интересом раскрыли доминиканцы сохранившийся, хотя и в сильно поврежденном виде, мозаичный пол древней синагоги. В центре мозаик находился круг, в котором были изображены животные, пророк Даниил во рву со львами и другие сюжеты из библейской мифологии.

По обе стороны от средних дверей на мозаичном полу изображены два огромных животных. Обращенные головами к входу, они как бы сторожили древнюю израильскую святыню. Это были знаменательные фигуры — лев и бык. Никакими словами нельзя было бы яснее выразить ту связь, какая существует между этими изображениями и древнейшими культурами Месопотамии. Через два-три тысячелетия после львов и быков Ассиро-Вавилонии символический образ луны появляется в мозаике синагоги Иерихона.

И это почти через два тысячелетия после ритуальных плясок вокруг золотого тельца: ведь синагога была построена в VI веке н. э.

Обезглавленные скелеты

В 1929–1930 годах англичанин Джон Герстенг вновь занялся раскопками Иерихона. Продолжались они в течение многих лет. В 1935–1936 годах Герстенг натолкнулся на самые нижние слои населения каменного века. Он обнаружил культурный слой старше V тысячелетия до н. э., когда еще не знали глиняной посуды — горшков, чаш и кувшинов. Но люди этого времени уже вели оседлый образ жизни, они жили сначала в круглых, а потом и в прямоугольных домах.

Глиняные полы в домах были тщательно выровнены. Иногда их красили и полировали. Стены уже выкладывали из кирпича и утрамбованной земли. В одном из этих доисторических слоев Иерихона обнаружили своего рода парадный зал с шестью деревянными столбами. Наверное, это был храм — примитивный предшественник будущего святилища. Внутри этого помещения и в непосредственной близости от него археологи не нашли предметов домашнего обихода, зато обнаружили многочисленные глиняные фигурки животных — лошадей, коров, овец, коз, свиней и пластические модели мужских половых органов.

Нет никаких сомнений в том, что древнейшее население Иерихона, которое не пользовалось глиняной посудой, уже умело лепить из глины фигурки животных и другие изображения. Можно вполне реально себе представить, как одному из создателей такой скульптуры в один прекрасный день пришла в голову мысль слепить из того же материала чашу или горшок для еды и питья.

В одном из доисторических слоев Иерихона были найдены также групповые скульптуры мужчин, женщин и детей в натуральную величину. Для изготовления их использовалась похожая на цемент глина, которая намазывалась на тростниковый каркас. Фигуры эти были еще весьма примитивными и плоскостными: ведь объемному пластическому искусству предшествовали в течение многих веков наскальные рисунки или изображения на стенах пещер. Найденные фигуры показывают, какой большой интерес проявлял доисторический человек из Иерихона к чуду зарождения жизни и созданию семьи: это было одним из первых и самых сильных впечатлений доисторического человека. Понятно, что эти впечатления он перенес потом на представления о богах и их семьях.

После окончания второй мировой войны англичане снова в течение нескольких лет вели раскопки в Иерихоне. В 1953 году Катли Кэньон руководила экспедицией, с деятельностью которой связаны дальнейшие открытия в этом «древнейшем городе мира». Для участия в раскопках, становящихся все более и более интересными, англичане пригласили немецких антропологов, работавших там несколько лет. Ученые выяснили, что люди, жившие в Иерихоне приблизительно 8–10 тысячелетий назад, вели в этом райском краю полную опасностей исключительно тяжелую жизнь, и средний возраст их не превышал 20 лет.

Правда, этот средний возраст объясняется высокой детской смертностью. Но и взрослому человеку, который избежал тысячи опасностей в детском возрасте, также угрожала ранняя смерть. Только немногие из них доживали до 40–45 лет. Людей старше в Иерихоне, очевидно, вообще не было.

У этих людей были полностью изношены зубы — следствие грубой пищи, состоявшей из круп и стручковых плодов, растертых в каменных ступах.

Люди уже не способны были пережевывать пищу и, очевидно, медленно шли навстречу смерти. При этом бросается в глаза, что в древнейших могилах Иерихона за 6500 лет до н. э. большей частью находили скелеты без головы. Черепа отделяли от трупов и хоронили отдельно.

Культовое отрубание головы и охота за головами известны во многих частях света и встречаются вплоть до нашего времени. Здесь, в Иерихоне, археологи стояли, по-видимому, у источника этого культа.

Почему восемь — десять тысяч лет назад у трупов отделяли головы и хоронили их отдельно? Этот вопрос очень интересен, и не следует проходить мимо него.

Делали ли это опять-таки потому, что подражали происходящему на небесах?

Не потому ли, что и луна постепенно изо дня в день убывает, до тех пор пока вся ее «голова», все «лицо» полностью не исчезнет?

Явления обезглавленной и ущербной луны наблюдаются на земле так часто, что трудно отрицать возможность появления подобных мыслей.

Почему же возникло это подражание?

Почему понадобилось отрезать мертвым людям головы, как отрезают «голову» луне на небесах?

Какую цель преследовало это подражание?

Все дело в том, что отрезанная «голова» луны возрождается вновь. Из месяца в месяц луна начинает свою новую жизнь. Почему же не должна вечно повторяться жизнь человека?

Почему же человек не должен воскреснуть так же, как воскресает луна?

Могли ли древнейшие жители Иерихона 6500 лет до н. э., будучи мыслящими существами, вынести свою короткую жизнь, если бы у них не было этой надежды?

Были ли это Содом или Гоморра?

Недалеко от Иерихона, в восточной части долины Иордана, у загадочного холма щебня, который местные жители называли «Телль-эйлат-Хассул», начиная с 1930 года по поручению Папского библейского института вела работы группа известных археологов.

Первые же раскопы показали, что на этом месте погребен древнейший город, который был, по-видимому, старше Иерихона.

Здесь были обнаружены сосуды, украшенные рельефными изображениями женских грудей или змей. Змеи, казалось, пили из сосудов.

В наиболее глубоко расположенных слоях, которым, наверное, не менее шести тысяч лет, на гладковыбеленной стене сияла огромная звезда с восемью чередующимися красными и черными лучами. Это, видимо, и была та самая звезда, которая уже сияла на пороге исторического времени в шумерской Месопотамии, и была знаком богини Инанны — Иштар или олицетворяла божество вообще. Звезда в Хассуле являлась центром большой композиции, которая, к сожалению, почти не сохранилась. Вокруг нее, очевидно, был изображен какой-то орнамент из переплетенных змеиных тел и глаз.

И опять исследователей волновал вопрос о времени этих находок. Археологи тщательно сравнивали отполированные кремневые топоры и многочисленные черепки с материалами ранней сирийской культуры из Телль-Халафа и египетской культуры IV тысячелетия до н. э. Потом они присвоили культурному слою Хассула с его восьмилучевой звездой наименование «хассулского» и определили его возраст приблизительно V или VI тысячелетием до н. э.

Когда арабские рабочие откопали обломки керамики, на которых виднелись процарапанные знаки, ученые заволновались. Сразу же появились лингвисты, которые набросились на заинтересовавшие их своеобразные надписи. Затем стали допрашивать арабов до тех пор, пока они, совершенно растерявшись, не признались, что сами нацарапали эти знаки на найденных черепках, чтобы получить особенно большой бакшиш. Археологи должны учитывать и такие случайности. Но тем точнее они смогли потом установить, что Хассул находился на очень высоком уровне культуры, когда в начале бронзового века он был уничтожен огромным пожаром. Этот пожар возник примерно в XX веке до н. э. и буквально превратил весь город в пепел, прекратив тем самым историю Хассула, города, настоящее имя которого пока еще не определено. Со времени пожара на этом месте никто больше не жил. Прошедшие с тех пор четыре тысячелетия сровняли остатки большого города с землей.

Был ли это Содом? Была ли это Гоморра?

Этого никто не знает. Известно только, что в долине Иордана не было никакого другого более значительного города, о котором сохранилось бы историческое предание. Поэтому остается лишь прочитать библейскую легенду о Содоме и Гоморре: «Солнце взошло над землею… И пролил Господь дождем серу и огонь… на Содом и Гоморру… и ниспроверг города сии… и (все) произрастения земли. Жена же Лотова оглянулась позади его и стала соляным столпом» (I кн. Моисея, 19, 23–26)[51].

Такие соляные столбы еще и сегодня можно увидеть у Мертвого моря, у «моря Лота».

Металлические трубы из мела во Франции

Металлические трубы из мела во Франции В 1968 году Й. Друэт и Х. Самфати объявили об открытии в мелу мелового периода «полуяйцеобразных» металлических труб одинаковой формы, но разного размера (рис. 6.7). Рис. 6.7. Металлическая труба, обнаруженная в Сен-Жан-де-Ливе, Франция,

Серебряные трубы

Серебряные трубы Кто говорит, что в мире нет чудес? За ночь одну весь сброд людской исчез. Всему и всем назначены места. Над станом Авраамовым звезда. И в войско превращенную толпу Выводит на военную тропу. Призвал Йахве к себе Моисея и сказал ему:— Сделай две серебряные

3.

 Юбилейные трубы в войсках Моисея и средневековые христианские Юбилеи

3. Юбилейные трубы в войсках Моисея и средневековые христианские Юбилеи Задумаемся над вопросом: почему Библия называет пушки-трубы богоборцев = израильтян (ордынцев) во время осады Иерихона «трубами юбилейными»? Слово «трубы» в данном случае понятно. Жерло пушки

ТРУБЫ И ЗНАКИ ОТЛИЧИЯ ЧАСТЕЙ ГВАРДЕЙСКОЙ КАВАЛЕРИИ

ТРУБЫ И ЗНАКИ ОТЛИЧИЯ ЧАСТЕЙ ГВАРДЕЙСКОЙ КАВАЛЕРИИ Кавалергардский полк имел 15 Георгиевских труб с надписью «КАВАЛЕРГАРДСКАГО ПОЛКА», пожалованных 30 августа 1814 г. за отличия в походах 1813–1814 гг., а также серебряные литавры Кавалергардии 1724 г., выданные полку 21 апреля

Иерихонские трубы

Иерихонские трубы Тот, кто держит путь из Иерусалима на восток, после тяжелого горного перехода попадает в долину Иордана, туда, где река впадает в Мертвое море. Приблизительно в двух часах пути к западу от Иордана лежит бедная деревня Риха (Эр-Риху) с греческим

Трубы горят

Трубы горят Теперь «Рыжий» кричал о «мятеже» уже благим матом. Летела на хрен вся его финансовая программа. В сентябре на Запад поехала специальная комиссия казначейства, разбираться и объяснять людям, что к чему, но мероприятие вылилось в комедию: Джордж Клаймер, глава

17. Юбилейные трубы в войсках Моисея и средневековые христианские юбилеи «Новую эру», установившую Рождество Христово на нулевой год, ввели в эпоху 1582 года, то есть во время григорианской реформы

17. Юбилейные трубы в войсках Моисея и средневековые христианские юбилеи «Новую эру», установившую Рождество Христово на нулевой год, ввели в эпоху 1582 года, то есть во время григорианской реформы Вернемся к вопросу о том, почему Библия называет пушки-трубы

ИЕРИХОНСКИЕ ТРУБЫ

ИЕРИХОНСКИЕ ТРУБЫ Тот, кто держит путь из Иерусалима на восток, после тяжелого горного перехода попадает в долину Иордана, туда, где река впадает в Мертвое море. Приблизительно в двух часах пути к западу от Иордана лежит бедная деревня Риха (Эр-Риху) с греческим монастырем

Серебряные трубы кавалергардов у иордани

Серебряные трубы кавалергардов у иордани Рождество Христово — тихий праздник. Когда родился Христос, была тихая ночь. Небо было усыпано звездами, а одна большая звезда сияла прямо над колыбелью младенца, которая была простой кормушкой для скота, застланной сеном. Ночь

Глава 7 Пушки Дмитрия Донского и «трубы со светильниками» ветхозаветного Гедеона (Первая Латинская война Рима как ещё одно отражение Куликовской битвы)

Глава 7 Пушки Дмитрия Донского и «трубы со светильниками» ветхозаветного Гедеона (Первая Латинская война Рима как ещё одно отражение Куликовской битвы) 1. Рассказ Тита Ливия о битве при Регилльском озере В предыдущей главе мы показали, что известная Вторая Латинская

5.

6. Трубы и кувшины со светильниками у израильских воинов Гедеона — это пушки Дмитрия Донского на поле Куликовом

5.6. Трубы и кувшины со светильниками у израильских воинов Гедеона — это пушки Дмитрия Донского на поле Куликовом Победа в Куликовском сражении была достигнута благодаря пушкам = «Знаку Креста», «Небесному Лабаруму» Константина Великого = Дмитрия Донского. Зададимся

Иерихонские трубы. Как люфтваффе использовали сирены, прикрепленные к пикирующим бомбардировщикам «Штука», чтобы вызывать панику и страх у своих врагов ранние этапы войны. Провозглашенная оружием террора, это была молния, ударившая с неба.

Немецкая военная доктрина Блицкриг – молниеносная война – прокатилась по континентальной Европе. Военная машина вермахта действительно казалась неудержимой в 1919 году.39, когда «Штуки» роились в небе над Польшей.

Обозначенный как Junkers Ju 87 Sturzkampfflugzeug, Stuka является производным от биплана 1920-х годов, пикирующего бомбардировщика Curtiss американского производства, который был пионером в технике бомбометания с пикирования.

Дизайнер Герман Польманн работал над прототипом в первой половине 1930-х годов. Испытательные полеты в 1935 году оказались благоприятными, поэтому в следующем году «Штуки» были отправлены в Испанию для участия в бою. Гражданская война в Испании была тренировочной площадкой для немецких и итальянских войск и техники, поскольку она послужила увертюрой ко Второй мировой войне.

Что особенно делало эти самолеты ужасающими, так это два рога, прикрепленные к крыльям, которые издавали визжащий звук, когда самолет приближался для удара. Когда «Штука» спускалась с неба, чтобы сбросить свой смертоносный груз, сопровождавший его крик оказал разрушительное воздействие на боевой дух любого, кто находился на земле.

Неясно, исходила ли эта идея от самого Адольфа Гитлера, или тактика запугивания была детищем известного летного аса и новатора Эрнста Удета, возглавлявшего отдел исследований и разработок Люфтваффе.

Ju 87G-2 494083, выставленный на RAF Chivenor в 1970 году. RuthAS — CC-BY 3. 0

Две пропеллерные сирены диаметром 0,7 м (2,3 фута) были установлены на модели B-1 Ju 87, которая был первой версией Stuka, пошедшей в серийное производство. Они устанавливались либо на передней кромке крыла, либо на передней кромке неподвижного обтекателя основного шасси.

Призрачные рожки были названы немцами «иерихонскими трубами», которые полагались на психологический эффект шума, чтобы дать им преимущество над противниками.

Подобно грекам и римлянам с их боевым кличем или монголам, чья кавалерия, слышимая за много миль, часто прогоняла врагов с поля боя задолго до начала боя, немецкие пикирующие бомбардировщики «Штука» в какой-то мере использовались сходным образом.

Но у Иерихонской Трубы была и обратная сторона. Это уменьшило скорость бомбардировщика на 15 миль в час из-за лобового сопротивления — недостатка, который оказался смертельным при столкновении с зенитными орудиями и истребителями. Недостаток скорости, а также отсутствие надлежащей защиты от любой потенциальной угрозы, кроме стрелкового оружия, ограничивали использование «Штук» плохо защищенными наземными конвоями без поддержки с воздуха.

Самолет устарел и стал уязвимым для истребителей союзников. Помимо нападений на военные объекты, они совершали набеги на города и деревни, часто преднамеренно вызывая жертвы среди гражданского населения.

Через некоторое время пропал разрушительный эффект визжащего пикирующего бомбардировщика. Скорее, он стал предупредительным знаком, прикрепленным непосредственно к самолету. Более поздние версии были построены без труб Jericho, и вместо этого авиабомбы были оснащены свистящим устройством для той же цели.

Ju 87 в Музее Королевских ВВС в Лондоне, с временно отсоединенными внешними секциями крыла, май 2016 г. Фото Алана Уилсона – CC-BY SA 2.0

Тем не менее, этот звук хорошо запомнился тем счастливчикам, которые пережили налеты Штуки. Он стал настолько культовым, что его часто ошибочно использовали в кино для обозначения звука любого самолета времен Второй мировой войны.

Бесспорно, несовершенный самолет, но весьма устрашающий ― «Штука» летала намного позже, чем считалась устаревшей. Из-за отсутствия надлежащей замены Ju 87 постоянно модернизировался и переоснащался, но так и не смог добиться превосходства в воздухе над союзниками и советскими войсками.

Дни его славы уже прошли во время Битвы за Британию в 1940 году, когда он обнажил все свои слабости перед лицом хорошо экипированного и способного противника.

№ 2498: Sturzkampfflugzeug

№ 2498
STURCKAMPFFLUGZEUG

Джона Х. Линхарда

Щелкните здесь для прослушивания аудио эпизода 249.8

Сегодня проблемная машина. Инженерный колледж Хьюстонского университета представляет этот сериал о машинах, которые делают нашу цивилизацию run, и люди, чья изобретательность создала их.

В этой серии я рассказываю о разных самолетах. Но я избегал одного — Юнкерса Ю-87 времен Второй мировой войны, пикировщика Stuka . бомбардировщик. Stuka уже давно беспокоит меня. Здесь было основное инструмент нацистского блицкрига — война как молниеносная атака, война как шок и трепет. Stuka впервые участвовал в гражданской войне в Испании. Затем его использовали против польских мирных жителей в 1939 году. Вначале он был оснащен сиреной с приводом от ветра. который издал крик банши на максимальной скорости пикирования. Нацисты назвали его Иерихонской трубой и использовали для напугать людей внизу. Конечно, это вскоре потеряло свою новизну, а скорость полета на 15 миль в час. Они отказались от сирены.

«Sturzkampfflugzeug» или Штука, Юнкерс, Ю 87

Но, помимо ужасного использования «Штуки», меня беспокоят два элемента дизайна: Самолеты совершали рывок вперед; «Штуки» были вчерашними новости, как только они полетели. Они также создали странное противоречие между красота и уродство.

Германия закупила четыре примитивных Пикирующие бомбардировщики Кертисс в начале 1930-х гг. Это были еще старые бипланы, но немцы знали, что они были боевым самолетом будущего. Отреагировал молодой дизайнер Герман Польманн. с серией попыток создать конкурента. К 1937, он дал Штуку его основная форма.

Pohlmann придерживался идеала простоты и угловатости в стиле ар-деко. У Stuka было и то, и другое: это был низкоплан с неубирающимся шасси. Убирающееся снаряжение нарушило бы его базовую простоту. Тем не менее, слеза чехлы обтекали колеса. Перевернутое крыло чайки опустилось с фюзеляж к месту крепления шасси, затем снова поднялся. Крылья и хвост был угловатым, а большая носовая блесна начиналась плавной линией от носа хвост. В результате получился настоящий Дарт Вадар. Сегодня люди обычно звонят это некрасиво. Но я нахожу его функциональные линии неотразимыми. Конечно, я также думаю, граклы красивые птицы.

Stuka можно было ожидать увидеть в Комикс 1930-х годов «Улыбающийся Джек». В нем была какая-то шумиха, но она была медленной и уязвимой. Пока как Вермахт атаковал беззащитных врагов, Штука был сокрушительно эффективный. Пошлите против него типичный истребитель Второй мировой войны, и он будет обречен.

Вот почему Stuka впал в немилость во время Битвы за Британию. Стало инструмент для маловысотной поддержки войск на ТВД, где было мало союзнических присутствие воздуха. И получился хороший учебный самолет. Тем не менее, было изготовлено 6500 штук. при этом инженеры пытались сохранить его всевозможными модификациями и улучшениями.

Здесь, в Америке, мы изучали «Штуку» так же, как Германия изучала наш старый «Кертисс». биплан. Мы ответили аналогичным, но более продвинутым, Vultee Vengeance погружение бомбардировщик. И, если вы тоже не стары, возможно, вы никогда не слышали о Stuka. Но, на какое-то время этот возврат был символом всего, что нам угрожало. И это также было отголоском искусства 1930-х годов — этот угловатый экспрессионист гравюра на дереве с ее фрагментами ар-деко и лишь намеком на современную обтекаемость.

Я Джон Линхард из Хьюстонского университета, где нас интересует, как изобретательные умы работа.

(Музыкальная тема)


См. статью в Википедии о Junkers Ju 87. См. также этот сайт. ( Штука, кстати является сокращением от полного названия Sturzkampfflugzeug или выпадающего боевого самолета. )

М. Гриль, Юнкерс Ju 87, Штука. (Шрусбери, Великобритания: Airlife Pub. Co., 2001 г.)

Спасибо Джин Крчнак, библиотекарю слайдов UH Art and Architecture, за совет. Штука изображения выше взяты из руководств американских корректировщиков самолетов времен Второй мировой войны. Фотография гракла, сделанная Дж. Линхардом. Изображения Stuka ниже предоставлены Wikipedia Commons.

Щелкните здесь, чтобы посмотреть на «Штуки» в полете. А вот видео история Штуки.


Темная сторона: Вверху, «Штуки» над Польшей в 1939 году.