становление — Викисловарь

Материал из Викисловаря

Это стабильная версия, проверенная 20 августа 2018. 1 изменение ожидает проверки.
Состояниеотпатрулирована
Перейти к навигации Перейти к поиску
См. также становленье.
В Википедии есть страница «становление».

Содержание

  • 1 Русский
    • 1.1 Морфологические и синтаксические свойства
    • 1.2 Произношение
    • 1.3 Семантические свойства
      • 1.3.1 Значение
      • 1.3.2 Синонимы
      • 1.3.3 Антонимы
      • 1.3.4 Гиперонимы
      • 1.3.5 Гипонимы
    • 1.4 Родственные слова
    • 1.5 Этимология
    • 1.6 Фразеологизмы и устойчивые сочетания
    • 1.7 Перевод
    • 1.8 Библиография
Паронимы: установление.

Морфологические и синтаксические свойства[править]

падежед. ч.мн. ч.
Им.становле́ниестанов

ru.wiktionary.org

СТАНОВЛЕНИЕ — это… Что такое СТАНОВЛЕНИЕ?

        категория диалектики, означающая процесс формирования к.-л. материального или идеального объекта. Всякое С. предполагает переход возможности в действительность в процессе развития. В идеа-листич. философии С. обычно рассматривалось телеологически — как направленная реализация некоторой внутр. цели.         Др.-греч. натурфилософия выдвинула учение о С. как возникновении и уничтожении вещей, порождаемых космич. первоначалом, которое перевоплощается в различные формы бытия. Гераклит, рассматривая мир как становящееся, текучее, вечно изменчивое целое, развивал вместе с тем учение о логосе — как нерушимом законе и установленной мере С., объединяющего предел и беспредельность. В онтологии Платона «идея» выступала как предел чувственноматериального С. В философии Аристотеля характеристикой направленности С. является энтелехия. У Плотина и Прокла принципом С. является третья ступень неоплатонич. триады — «мировая душа». Аристотелевская и неоплатонич. трактовка С. сохранялась в
ср.-век.
философии и в новой форме развивалась в эпоху Возрождения (Бруно, Николай Кузанский).         Во время господства ньютоновской механистич. концепции Вселенной идея об изменяющемся, становящемся мире возрождается в учениях Лейбница, Гердера и получает развитие в классич. нем. философии. В натур-филос. учении Шеллинга природа толкуется как разум в процессе С. (т. е. бессознательное, имеющее своею конечной целью сознание). Условием всякого С., по Шеллингу, служит ограничение или предел: бесконечность С. означает постоянное расширение предела, что обусловливает для духа возможность быть бесконечным в ряду своих самоограничений.         В логич. учении Гегеля С. трактуется как движение, в котором первоначальные антитезы мыслящего духа — «чистое бытие» и «ничто» — переходят друг в друга, благодаря чему С. оказывается границей их взаимного соотношения. С. у Гегеля выступает как процесс формирования предмета, как переход мысли из неопределённости в определённость,
т. е.
переход «чистого бытия» в к.-л. определённую его форму («наличное бытие»). В его идеалистич. системе С. есть развёртывание, раскрытие абс. идеи. Само абсолютное (истина) определяется Гегелем как осуществляемое, становящееся целое, которое включает в себя опосредствование всеми моментами и ступенями своего осуществления.         В марксистской литературе понятие «С.» употребляется в контексте понятия «развитие» и обычно отождествляется с последним.         Лосев А. Ф., Антич. космос и
совр.
наука, М., 1927, с. 73—86, 301—20; его же, История антич. эстетики. Аристотель и поздняя классика, М., 1975, с. 70—78, 109—38; Шеллинг Ф. В., Система трансцендентального идеализма, пер. с нем., Л., 1936, с. 70—71; Гегель Г. В. Ф., Феноменология духа, Соч., т, 4, ?.,1959, с. 2—14; его же, Наука Логики, т. 1, М., 1970, с. 140—43, 151—53, 164—67; его же, Энциклопедия филос. наук, т, 1— Наука Логики, М., 1974, с. 222—28; Гордон В. М., Категория С. в марксистской диалектике, «ФН», 1968, № 4.

Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983.

dic.academic.ru

Слово СТАНОВЛЕНИЕ — Что такое СТАНОВЛЕНИЕ?

Слово состоит из 11 букв: первая с, вторая т, третья а, четвёртая н, пятая о, шестая в, седьмая л, восьмая е, девятая н, десятая и, последняя е,

Слово становление английскими буквами(транслитом) — stanovlenie

Значения слова становление. Что такое становление?

Становление

СТАНОВЛЕНИЕ — переход от одной определенности бытия к другой. Все существующее является становящимся, а его бытие есть становление. Отношение бытия к становлению представляет собой старую проблему.

Философская энциклопедия

СТАНОВЛЕНИЕ – категория философии в целом и диалектики в частности. Характеризует процесс перехода от возникновения предмета к его развитому состоянию.

Философия. — 2004

СТАНОВЛЕНИЕ В условиях современного глобального кризиса из всех форм движения (функционирование, развитие, становление) на первый план выдвигается С., как доминанта социокультурных процессов.

Евразийская мудрость от А до Я

СТАНОВЛЕНИЕ — категория диалектики, означающая процесс формирования к.-л. материального или идеального объекта. Всякое С. предполагает переход возможности в действительность в процессе развития.

Советский философский словарь. — 1974

СТАНОВЛЕНИЕ — понятие, указывающее на переходные состояния, ведущие к оформлению вещей и явлений, к обособлению органических и человеческих индивидов, к самоопределению природных и общественных систем.

Кемеров В. Философская энциклопедия. — М., 1998

СТАНОВЛЕНИЕ — философская категория, выражающая спонтанную изменчивость вещей и явлений — их непрерывный переход, превращение в др. Классическим представителем концепции С. был Гераклит…

Философский энциклопедический словарь. — М., 1989

Становление династии Ся

Становление династии Ся. И «Событие 4200BP» в свете исследований китайских и западных учёных. Ся 夏 – первая из исторических династий Китая. Она достаточно уверенно соотносится с археологической культурой Эрлитоу 二里头…

История и культура Китая

Украина — Становление нации

«Украина — Становление нации» (англ. Ukraine — The Birth of a Nation) — 4-серийный фильм Ежи Гофман, законченный и представленный на Украине в 2008 году.

ru.wikipedia.org

Бытие и становление. Знание о бытии и истине в античности

Бытие и становление. Знание о бытии и истине в античности В основании всякой самой изощренной теории и самой утонченной культуры лежит изначальное простое видение или понимание того, что есть нечто данное, самостоятельное, открытое нашему взору.

История философии Запад-Россия-Восток. Кн. 1

Русский язык

Становле́ние, -я.

Орфографический словарь. — 2004

Становл/е́ни/е [й/э].

Морфемно-орфографический словарь. — 2002

Становле́ние

СТАНОВЛЕ́НИЕ — процесс, главная черта к-рого состоит в том, что существование явления уже началось, но еще не приобрело завершенной формы. С. есть единство бытия и небытия, возникновения и уничтожения, ведущее к результату, ставшему…

Философская энциклопедия

Примеры употребления слова становление

С появлением письменности началось становление российского государства.

Сеич, как его называли друзья и коллеги, внес большой вклад в становление ярославского хоккея.

Горьковская область внесла большой вклад в становление Победы в Великой Отечественной войне.

Становление нынешнего ПСЖ началось с прихода в команду Карло Анчелотти.

Именно с этим ресурсом и связано становление будущего миллионера.

От того, какое зерно вы посеете в душе своего ребенка, зависит будущее становление его личности.


  1. становиться
  2. становить
  3. становище
  4. становление
  5. становой
  6. становщик
  7. становье

wordhelp.ru

СТАНОВЛЕНИЕ это что такое СТАНОВЛЕНИЕ: определение — Философия.НЭС

Становление

1. Синоним изменения. 2. Внутренняя континуальная сторона изменения, схватываемая переживанием («алогическое становление» по А.Ф. Лосеву). — Сагатовский В.Н. Диалектическая логика или алогическое становление? / http://vasagatovskij.narod.ru

Оцените определение:

Источник: Философские категории авторский словарь

СТАНОВЛЕНИЕ

категория философии в целом и диалектики в частности. Характеризует процесс перехода от возникновения предмета к его развитому состоянию. Чаще понимается как наполнение первоначальной «пустоты» и бессодержательности объекта каким-то содержанием и превращением его во что-то определенное. В процессе становления первоначальное «ничто» превращается в «нечто»: становление мира, становление общества, становление личности и т.д.

Оцените определение:

Источник: Философия: конспект лекций и словарь терминов (элементарный курс)

СТАНОВЛЕНИЕ

категория, выражающая изменчивость вещей и явлений. Употребляется в трех основных значениях: а) как синоним категории развитие, б) как выражение процесса создания предпосылок процессов и явлений, возникающих на их основе; в) как характеристика «первоначального формирования» предмета, как процесс, представляющий собой единство возникновения и уничтожения, бытия и небытия. В процессе становления осуществляется переход от старого к новому, его рост, упрочение и превращение в целостную развитую систему.

Оцените определение:

Источник: Тематический философский словарь

СТАНОВЛЕНИЕ

переход от одной определенности бытия к другой. Все существующее является становящимся, а его бытие есть становление. Отношение бытия к становлению представляет собой старую проблему. У Парменида становление растворяется в бытии, у Гераклита — наоборот. Позже, в ходе развития философии, становление опять получило приоритет перед бытием. Согласно учению неотомизма о действии и потенции, становление состоит из уже осуществленного действия и из еще не осуществленной потенции (внутренние причины становления). Если процесс становления вызывается производящей причиной, то направляется он др. причиной — целью. Благодаря энтелехии цель может содержаться в самом становящемся. Последней причиной любого становления является аристотелевский proton kinun, на место которого схоластика ставит Бога. В соответствии с этим Бог становится источником и одновременно целью всякого становления; см. Ничто.

Оцените определение:

Источник: Философский энциклопедический словарь

СТАНОВЛЕНИЕ

постоянное, охватывающее все изменение, возникновение или исчезновение. Противопоставление С. бытию как устойчивости и неизменности берет свое начало в антич. философии. Гераклит растворял бытие в С. и представлял мир как становящееся, текучее, вечно изменчивое целое. Парменид, напротив, считал С. кажимостью и подлинное существование приписывал только бытию. В онтологии Платона вечно существующий умопостигаемый ми

terme.ru

Становление — это что такое?

Становление – это философское понятие, которое означает процесс движения и видоизменения чего-либо. Это может быть возникновение и развитие, а иногда – исчезновение и регресс. Часто становление противопоставляется неизменности.

Этот термин в философии, в зависимости от этапов ее развития или же школ и направлений, приобретал то негативный, то позитивный оттенок. Часто его считали атрибутом материи и противопоставляли стабильности, устойчивости и неизменности высшего бытия. В этой статье мы попробуем рассмотреть различные грани данного понятия.

Начала и происхождение

Становление – это термин, который в Европе впервые появляется в античной философии. Оно означало процесс изменения и формирования.

Натурфилософы определяли становление как учение о вещах, их появлении, развитии и уничтожении. Так они описывали некое единое первоначало, которое изменяется и воплощается в разные формы существования.

Гераклит впервые противопоставил становление бытия мира, которое вечно «становится», то есть течет («панта рей») и является неустойчивым – логосу (нерушимому принципу, закону и мере). Последний определяет принципы становления и полагает ему предел. Если Парменид полагал, что становление растворяется в бытии, то для Гераклита дело обстояло с точностью до наоборот.

Платон, Аристотель и их последователи

У Платона в вечном развитии и изменении находятся материальные вещи. Идеи же – вечны, и являются целями для становления явлений. Несмотря на то что Аристотель являлся оппонентом Платона и многих концепций последнего, он тоже применял это понятие в поддоном дискурсе.

Становление и развитие претерпевают вещи, реализуя свою сущность, материализуя форму и превращая возможность в действительность. Высший способ такого бытия Аристотель назвал энтелехией, предполагая, что это своего рода энергия.

В человеке таким законом становления является его душа, которая и сама развивается, и управляет телом. Основатели неоплатонической школы – Плотин, Прокл и другие – видели в становлении космический принцип, обладающий одновременно жизнью и разумом. Они называли его Мировой Душой и полагали источником всякого движения.

Стоики называли такую силу, благодаря которой развивается Вселенная, пневмой. Она пронизывает все, что существует.

Средневековье

Христианской философии тоже был не чужд этот принцип. Но становление – это, с точки зрения средневековых схоластов, развитие, целью, пределом и источником которого является Бог. Фома Аквинский развивает эту концепцию в учении о действии и потенции.

Существуют внутренние причины становления. Они побуждают к действию. Становление – это единство потенции и осуществляемого процесса. В позднее Средневековье были «модны» аристотелевская и неоплатоническая трактовки. Они использовались, к примеру, у Николая Кузанского или Джордано Бруно.

Философия Нового Времени

Становление науки в современном смысле этого слова и ее методологии в эпоху Галилея, Ньютона и Бэкона несколько поколебало уверенность в том, что все находится в движении. Классические эксперименты и принцип детерминизма привел к созданию механической модели Космоса. Идея о том, что мир постоянно преобразуется, изменяется и возрождается, остается популярной немецких мыслителей.

В то время как их французские и английские коллеги воображали Вселенную чем-то вроде огромного часового механизма, Лейбниц, Гердер, Шеллинг видели в ней становление. Это развитие природы от бессознательного к разумному. Предел этого становления бесконечно расширяется, и потому дух может изменяться неограниченно.

Чрезвычайно тревожил философов той эпохи и вопрос о соотношении бытия и мышления. Ведь именно так можно было дать ответ на вопрос, существуют ли в природе какие-либо закономерности, или нет. Кант считал, что мы сами привносим понятие становления в наше познание, поскольку оно само ограничено нашей чувственностью.

Разум же противоречив, и поэтому между бытием и мышлением существует пропасть, преодолеть которую невозможно. Мы также не в состоянии понять, каковы вещи на самом деле и как они сделались такими.

Гегель

Для этого классика немецкой философии этапы становления совпадают с законами логики, а само развитие – это движение духа, идеи, их «развертывание». Гегель определяет этим термином диалектику бытия и «ничто». Обе эти противоположности могут перетекать друг в друга именно благодаря становлению.

Но это единство неустойчиво или же, как говорит философ, «беспокойно». Когда какая-то вещь «становится», она только устремляется к бытию, и в этом смысле ее еще нет. Но поскольку процесс уже начался, то она как бы и есть.

Таким образом, становление, с точки зрения Гегеля, представляет собой безудержное движение. Оно же является первичной истиной. Ведь без него и бытие, и «ничто», не имеют конкретики и представляют собой пустые, лишенные наполнения абстракции. Все это мыслитель описал в своей книге «Наука логики». Именно там Гегель сделал становление диалектической категорией.

Прогресс или неизвестность

В девятнадцатом веке множество философских течений – марксизм, позитивизм, и так далее, воспринимали становление как синоним термина «развитие». Их представители считали, что это процесс, в результате которого осуществляется переход от старого к новому, от низшего к высшему, от простого к сложному. Становление системы из отдельных элементов, таким образом, является естественным.

С другой стороны, критики подобных взглядов, такие, как Ницше и Шопенгауэр, уверяли, что сторонники концепции развития приписывают природе и миру законы и цели, которых не существует. Становление осуществляется само по себе, нелинейно. Оно лишено закономерностей. Мы не знаем, к чему оно может привести.

Эволюция

Теория развития и прогресса как целенаправленного становления была очень популярна. Она получила поддержку в связи концепцией эволюции. Например, историки и социологи стали рассматривать становление государства как процесс, приведший к формированию и образованию новой общественной системы, превращению военного типа правления в политический, созданию аппарата насилия.

Следующими этапами этого развития стало прежде всего отделение органов администрирования от остального социума затем замена родоплеменного деления на территориальное, а также возникновение институтов публичной власти. Становление человека в этой системе координат рассматривалось как возникновение нового биологического вида в результате эволюции.

Современная философия и человек

В нашу эпоху понятие становления чаще всего применяется в области методологии. Оно также популярно в дискурсе социокультурных процессов. Термин современной философии «бытие в мире», можно сказать, является синонимом становления. Это реальность, которая обусловливает развитие, делает изменения необратимыми, является их динамикой. Становление имеет глобальный характер. Оно охватывает не только природу, но также социум.

Становление общества с этой точки зрения неразрывно связано с формированием человека как особой психологической, духовной и разумной сущности. Теория эволюции не дала на эти вопросы однозначных ответов, и они до сих пор являются предметом изучения и исследования. Ведь если мы можем объяснить развитие биологической природы человека, то процесс формирования его сознания проследить, и тем более вывести из него какие-то закономерности, очень сложно.

Что сыграло самую большую роль в том, кем мы стали? Труд, и язык, как полагал Энгельс? Игры, как считал Хейзинга? Табу и культы, как был убежден Фрейд? Умение общаться знаками и передавать образы? Культура, в которой зашифрованы структуры власти? А, может быть, все эти факторы привели к тому, что антропосоциогенез, длившийся более трех миллионов лет, создал современного человека в его общественном окружении.

fb.ru

Возникновение философии и становление ее предмета. Философия: Конспект лекций

Возникновение философии и становление ее предмета

Слово «философия» имеет древнегреческое происхождение. Оно образовано из двух греческих слов: «филео» («люблю») и «софия» («мудрость»), что означает «любовь к мудрости». Этот термин встречается уже у древнегреческого философа Пифагора (580–500 гг. до н. э.). Но в качестве названия особой отрасли знания о бытии, человеке, смысле его жизни, познании он был введен Платоном (428/27-347 гг. до н. э.).

Философия возникла в древности, в первых классовых обществах Древнего Египта, Вавилонии, Индии, Китая, но наибольшего расцвета достигла на первом этапе в античном мире – в Древней Греции и Древнем Риме. Зарождение философии исторически совпадает с возникновением зачатков научного знания (когда эти знания стали приходить в противоречие с традиционными верованиями). Социальной предпосылкой возникновения философии явилось разделение труда между членами общества, в частности, отделение умственного труда от физического.

Предмет философии изменялся по мере накопления знаний о мире, по мере развития самого философского знания, в тесной связи с общественно-исторической практикой. Вначале философия была нерасчлененным учением, не дифференцированным на отдельные отрасли знания, и включала в себя всю совокупность знаний о мире (астрономических, математических, географических, исторических, медицинских и др.). Это была так называемая натурфилософия, а первые философы были натурфилософами, то есть и философами, и естествоиспытателями одновременно.

По мере накопления знаний о мире происходил процесс их выделения в самостоятельные отрасли исследования. Возникли математика, астрономия, география, история, медицина и другие отрасли знания. Происходило развитие, углубление, обогащение собственно философских представлений, возникали различные философские теории и течения. Сформировались такие философские дисциплины, как онтология (учение о бытии), гносеология (теория познания), логика (наука о формах правильного мышления), философия истории, этика, эстетика, история самой философии.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

fil.wikireading.ru

Возникновение и становление античной философии.

Философия начиналась с поиска ответов на вопрос, уже поставленный до нее в мифологии, — о происхождении мира. Философия сформулировала его в более чистом теоретическом виде и сумела найти принципиально новое решение с помощью учения о первоначале. Идея первоначала была выдвинута первыми греческими философами, представителями Милетской школы: Фалесом (конец VII — пер. пол. VI вв. до н. э.), Анаксименом (VI в. до н. э.), Анаксимандром (VI в. до н. э.). Особенность этой школы состояла в том, что в ней впервые сознательно был поставлен вопрос о первооснове всего сущего.

Опираясь на мировоззрение Гомера и Гесиода, на достижения ближневосточной мудрости: вавилонской, египетской, финикийской, — последовательно освобождая их от мифологической формы, милетцы совершли прорыв от мифа к логосу, создав парадигму научного мышления. Основным принципом мысли стало правило: мир должен быть понят, исходя из него самого, а не из внешних (гетерономных) причин. Этот принцип остается краеугольным камнем и для современного научного знания.

Основателем милетской философской школы был Фалес (ок 625 – 547 до н. э.). По преданию, Фалес считался одним из семи мудрецов. Его называли «первым философом», «первым математиком», «первым астрономом». Он был первым, кто начал доказывать геометрические теоремы. Фалес предсказал солнечное затмение (585 г. до н. э.). Ему было известно годовое движение солнца. Он разделил год на 365 дней, определив продолжительность месяца в 30 дней.

Философское учение Фалеса заключалось в поиске первоначала многообразия мира. Основой всего сущего Фалес считал воду. Согласно его учению все начинается с воды и в нее возвращается. Тем самым, вода понималась и как первооснова, и как первоначало, из которого возникают все вещи.

Фалесу приписывают следующие изречения:

Древнее всего сущего — бог, ибо он не рожден.

Прекраснее всего — мир, ибо он сотворение бога.

Больше всего — пространство, ибо оно объемлет все.

Быстрее всего — ум, ибо он обегает все.

Сильнее всего — неизбежность, ибо она властвует всем.

Мудрее всего — время, ибо оно раскрывает все.

Его спросили, что на свете трудно? — «Познать себя». Что легко? — «Советовать другому». Что приятнее всего? — «Удача».

Что божественно? — «То, что не имеет ни начала, ни конца». Что он видел небывалого? — «Тирана в старости».

Когда легче всего сносить несчастье? — «Когда видишь, что врагам еще хуже».

Какая жизнь самая лучшая? — «Когда мы не делаем сами того, что осуждаем в других».

Кто счастлив? — «Тот, кто здоров телом, восприимчив душою и податлив на воспитание».

Учеником и последователем Фалеса был Анаксимандр (ок. 610 – 546 до н. э.). Все его работы утрачены, среди них называют его сочинение «О природе». За первооснову всего существующего Анаксимандр принимал апейрон — абстрактное и беспредельное вещество, которое невозможно определить ни как воду, ни как что-либо другое. У Анаксимандра апейрон активен. Благодаря его движению одни вещи рождаются, другие умирают. Анаксимандр был стихийным диалектиком. Он учил, что из единого апейрона выделяются противоположности теплого и холодного, сухого и влажного. Возникновение мира он рассматривал как борьбу и обособление противоположностей, прежде всего как борьбу тепла и холода. Анаксимандр был первым в греческой философии, поставившим вопрос о происхождении животных и человека.

Учеником и последователем Анаксимандра был философ Анаксимен. (585 – 524 до н. э.) Подобно Фалесу и Анаксимандру, он изучал астрономические явления, которые он стремился объяснить естественным путем. В своих философских взглядах Анаксимен придерживался учения Анаксимандра, но вносил в это учение ряд существенных изменений. Так, первоосновой всего, по Анаксимену, является воздух. Разряжаясь, воздух становится огнем, сгущаясь, — превращается в ветер, затем — в облако, делается водой, потом землей, камнями и другими вещами.

Пифагорийская школа. Пифагор (2-я половина VI в. до н.э.) — основоположник и создатель пифагорейского союза. Он родился, по-видимому, на острове Самосе в Ионии, который был вынужден покинуть из-за тирании Поликрата. Отправившись по совету Фалеса в Египет, он учился там на протяжении 22 лет у египетских жрецов. Когда в 525 г. до н.э. Египет был захвачен персами, Пифагор вместе с другими пленными был отправлен на восток, где на протяжении 12 лет проходил обучение у жрецов Вавилонии, а также, возможно, и у мудрецов Индии. Попав в дальнейшем в «Великую Элладу», он основал в городе Кротоне пифагорейский союз — школу, научно-философское и этико-политическое сообщество, чье учение было тайным, а организация — закрытой для посторонних. В союз принимались свободные граждане обоего пола, выдержавшие многолетнюю предварительную проверку.

Об учении самого Пифагора известно довольно мало. Ряд источников приписывает этому ученому и философу различные сверхъестественные способности, другие авторы прямо обвиняют его в фабрикации подобных «чудес». Пифагор, равно как и его последователи, разделял веру в метемпсихоз (переселение душ) и даже якобы знал о своих прошлых воплощениях, первым из которых был сын бога Гермеса Эфиальт. Выделяя себя из массы людей, Пифагор считал, что на свете, кроме богов и людей, есть еще и «подобные Пифагору», происходящие из семени лучшего, чем человеческое.

Главное в учении Пифагора — субстанциональность числа, которое управляет как материальной, так и духовной сферой, включая сюда даже нравственность. Душа, по мнению пифагорейцев, — гармония, — также числовое отношение. Этот вывод был сделан Пифагором на основе собственных эмпирических наблюдений за связью между весом кузнечного молота и высотой звука, производимого им при ударе о наковальню.

Пифагор слывет великим математиком, много сделавшим для превращения этой науки из эмпирической в теоретическую. Ему приписывается доказательство «теоремы Пифагора» и открытие явления несоизмеримости. Ему приписывается идея о связи пяти физических элементов с пятью видами правильных многогранников. В астрономии с его именем связывается открытие косого положения зодиака и определение продолжительности «великого года». Пифагор — в числе первых геоцентристов и создатель учения о «гармонии сфер».

Известны имена целого ряда ранних пифагорейцев, среди них: Парменикс, Перкопс, Петрон, Алкмеон, Бронтин, Теано (Дейноно) — по одной версии дочь, а по другой — жена Бронтина, а возможно и самого Пифагора, Гипас — второй после Пифагора лидер Пифагорейского союза.

Гераклит из Эфеса (ок. 520 – 460 до н. э.) — один из основоположников диалектики. От сочинений Гераклита, названных позднее «О природе», сохранилось около 150 фрагментов, а также несколько сот свидетельств о его учении. Гераклит происходил из Царского рода Кодридов, правившего в городе Эфесе (в Ионии). Как мыслитель он продолжил линию стихийного материализма милетских философов, развив ее наивную диалектику. Изложение идей Гераклитом отличалось трудностью, за что еще при жизни его прозвали «темным». Первоначалом сущего Гераклит считал огонь, который управляется мировым логосом.

Фундаментальный образ, используемый Гераклитом, — образ огня как жизнеопределяющего начала. Ритмичной пульсацией вечно живого огня, его размеренным возгоранием и угасанием он объяснял мировые процессы; возникновение и исчезновение вещей составляют противоречивое единство. Но космос Гераклита — это не просто единство, согласие, гармония противоположностей, а и их борьба. Борьба — созидающее начало жизни и бытия

Идея борьбы противоположных начал сочеталась у Гераклита с мыслью о вечности происходящих в мире изменений, символизируемых в образе потока, течения реки. Высказывания Гераклита «все течет, все изменяется» и Кратила «нельзя дважды войти в одну и ту же реку» давно вошли в философскую культуру.

Диалектика Гераклита еще не была выражена в понятиях, а строилась на основе наглядных, предельно конкретных, чувственно достоверных образах-понятиях и смыслообразах.

Зарождающаяся греческая философия хотя уже вышла на уровень философских проблем, но еще не была философией в собственном смысле слова, а протофилософией, или предфилософией. Для нее было характерно наличие многих образов ми­фологии, неразработанность собственной философской терминологии, отсутствие философской аргументации.

Элейская школа. Известная под этим названием философская школа возникла, как и пифагорейский союз, в «Великой Элладе», в полисе Элея, на южном побережье Аппенинского полуострова, и относится к «философии италийцев». Философы, определившие лицо школы — Ксенофан (ее создатель), Парменид Зенон и Мелисс. Возможно, именно в философии элеатов, где с предельной остротой были поставлены проблемы теории познания, т.е. проблемы познания философской мыслью самой себя, происходит окончательное превращение античной протофилософии в собственно философское учение.

Элеаты сделали серьезный шаг вперед от некритически -нерасчлененного мышления первых философов к логическому прояснению сложившихся философских представлений и выработке новых философских понятий.

Парменид впервые выработал философское понятие «бытие». Он также поставил вопрос о том, как можно мыслить бытие, в то время как его предшественники мыслили бытие, не задумываясь об этом.

В центре внимания Парменида были проблемы соотношения бытия и небытия, бытия и мышления. На вопрос о соотношении бытия и небытия Парменид отвечал: бытие есть, а небытия нет. Он впервые применил доказательства для обоснования своего тезиса. То, что есть, можно выразить в мысли; то, чего нет, выразить в мысли нельзя. Небытие невыразимо, непознаваемо, недоступно мысли, потому оно и есть небытие

Бытие — это то, что всегда есть; оно едино и вечно — вот главные его признаки.

Вечность бытия и его единство для Парменида неразрывно связаны. То, что у бытия нет ни прошлого ни будущего, как раз и означает, что оно едино, тождественно себе. Вечное, единое, неделимое бытие, по Пармениду, неподвижно. Ибо откуда взяться движению из того, что не изменяется.

Невозможность движения доказывал последователь Парменида Зенон в своих апориях «Дихотомия», «Ахиллес и черепаха», «Стрела», «Стадион». Логика доказательств Зенона следующая: мыслить движение нельзя, так как мысль о возможности движения приводит к противоречиям. А то, что нельзя мыслить, не существует.

Если Парменид первым начал доказывать философские тезисы, то Зенон вполне справедливо назван Аристотелем отцом диалектики (имеется в виду искусство ведения диалога, в котором опровергаются утверждения оппонента).

Метод, используемый Зеноном, — доказательство от противного. Если Парменид апеллировал к «закону противоречия, то Зенон добавил к нему «закон исключенного третьего». Знаменитые аргументы Зенона: «Ахиллес», «Дихотомия», «Стрела», «Стадион» и др. — получили название апории Зенона, ставшие камнем преткновения для многих, включая и наших современников, поколений философов.

С именем Демокрита(ок. 460—370 до н. э.) и именем его учителя Левкиппа, хотя о нем практически нет сведений, связано создание атомистической теории. Демокрит был разносторонне образованным человеком. Его сочинения были посвящены различным отраслям знания: натурфилософии, теории познания, математике, астрономии, политике, этике. Античный писатель Диоген Лаэртский — автор книги по истории греческой философии — называет до 70 работ Демокрита, охватывающих практически все области знания того времени. Однако до наших дней не дошло ни одного труда Демокрита. Сейчас известны лишь отдельные высказывания Демокрита по различным отраслям знания, приводимые другими античными философами. Согласно учению Демокрита бытие состоит из атомов, а небытие из пустоты. Атомы — это мельчайшие тела, не имеющие качеств. Атомы неделимы и различаются по форме, порядку и положению. Они находятся в непрестанном движении в пустоте.

Атомистическое воззрение Демокрит распространял не только на природу, но и на душу живых существ. Душу образовывали особые атомы: шарообразные, огненные, весьма подвижные. Жизнь и смерть живых организмов зависела от соединения и разъединения атомов. Душа является смертной: когда тело умирает, атомы души покидают его, рассеиваясь в пространстве. Учение Демокрита о душе противостояло господствовавшим религиозным представлениям о ее бессмертии.

Важное место в философии Демокрита занимали проблемы познания. Он рассматривал два рода познания, основанных на различении чувственного (темного) и рассудочного (истинного) знания. По его мнению, с поверхностей предметов отделяются, «истекают» тончайшие образы («идолы» по-гречески), которые улавливаются органами чувств человека, в результате чего возникают ощущения (темное познание). К нему он относил зрение, слух, запах, вкус, осязание. Однако это «темное» познание не способно само по себе дать знания атомов. Поэтому необходимо участие «истинного» познания — разума, который исправляет неполные знания и открывает то, что не воспринимается чувствами. В этих воззрениях Демокрита проявлялась позиция, получившая позднее название материалистической тенденции в философии. Много внимания Демокрит уделял этическим и политическим вопросам. Он считал, что целью жизни человека является земное счастье, понимаемое как разумное удовлетворение потребностей. Состояние души должно быть светлое и спокойное. Достижение такого состояния обеспечивается обучением и воспитанием.

Главная задача политики состоит в обеспечении свободным гражданам условий для хорошего расположения духа. Идеалом Демокрита является жизнь, обеспеченная хорошо управляемым государством, общим законом, порядком.

В атомистическом учении Демокрита (460—370 до н. э.) была выдвинута идея множественного первоначала, которая позволяла мыслить движение, возникновение и уничтожение вещей. Демокрит исходил из того, что, не только бытие, но и небытие существуют. При этом он представлял бытие в виде атомов (мельчайших, неделимых, невидимых частиц), а небытие как пустоту. Движением атомов Демокрит объяснял те свойства чувственного мира, которые элеаты объявили пустой видимостью — изменчивость всех предметов и явлений.

В концепции Демокрита атом рассматривался одновременно и как материальная причина существования вещей, и как их сущность, не видимая зрением, но постигаемая умом.

На основе атомистической гипотезы предлагалось решение целого ряда философских проблем. Прежде всего объяснялось единство мира — мир един, так как основу его составляют атомы. Далее, давалось решение проблемы множественности вещей и состояний мира. На основе принципа атомизма стало возможным объяснить образование множества разнообразных вещей путем различных сочетаний атомов. Наконец, атомизм объяснял процессы возникновения и уничтожения вещей как процессы соединения и разъединения атомов. Атомы вечны, а их сочетания носят временный, преходящий характер. К концу V в. до н. э. учение атомистов представляло собой последнюю и наиболее теоретически развитую форму классической натурфилософии, которая уже завершала свое развитие и приходила к саморазложению.

studfiles.net

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *