первый серийный истребитель Су-57 передан в авиационный полк ЮВО — РТ на русском

Первый серийный истребитель пятого поколения Су-57 передан в один из авиаполков Южного военного округа. Ожидается, что до конца года ВС РФ получат ещё четыре таких машины. К 2028 году российским военным собираются передать уже 76 самолётов. Эксперты называют Су-57 уникальным истребителем, который отличается высокими манёвренными и боевыми характеристиками. По словам аналитиков, он также может управлять беспилотниками, выполняя роль «летающего командного пункта», что значительно повысит ударную мощь ВКС.

Первый серийный истребитель пятого поколения Су-57 был передан в один из авиационных полков Южного военного округа. Об этом сообщили в правительстве Хабаровского края, где находится производитель самолётов — Комсомольский-на-Амуре авиационный завод имени Ю.А. Гагарина (КнААЗ).

«Пять многофункциональных истребителей пятого поколения Су-57 передаст Комсомольский-на-Амуре авиазавод Вооружённым силам России в этом году. Первый самолёт уже поступил в один из авиаполков ЮВО», — говорится в релизе.

По данным Министерства промышленности Хабаровского края, Воздушно-космические силы России получат 22 Су-57 к концу 2024 года, а к 2028 году будет поставлено уже 76 машин.

Ранее ВКС РФ для опытной эксплуатации получили партию из десяти самолётов. После этого было принято решение взять машину на вооружение.

Су-57 компании «Сухой» является наиболее современным российским военным самолётом, построенным на принципиально новой платформе. Это многоцелевой истребитель пятого поколения, предназначенный для поражения воздушных, наземных и морских целей.

Также по теме

Ударный «Орион»: как новые беспилотники усилят Вооружённые силы России

Министерство обороны России впервые опубликовало фото ударного беспилотника «Орион». На нём БПЛА демонстрируется в пустынном камуфляже…

Машина способна преодолевать комплексы ПВО противника, осуществлять мониторинг воздушного пространства на больших удалениях от места базирования и разрушать системы управления вражеской авиацией.

Первый полёт Су-57 совершил 29 января 2010 года. В 2013-м началось мелкосерийное производство самолётов для испытаний на КнААЗ, где проводилась сборка опытных образцов. До августа 2017-го самолёт именовался ПАК ФА (Перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации) и обозначался заводским шифром Т-50. Контракт на выпуск этих истребителей был подписан по личному распоряжению президента РФ Владимира Путина в ходе международного военно-технического форума «Армия-2018».

Ранее директор КнААЗа Александр Пекарш сообщил, что сейчас на предприятии идёт модернизация производства под Су-57.

«По программе перевооружения под самолёт пятого поколения все запланированные объекты должны быть введены в строй к 2024 году», — сказал он.

В программу модернизации входит оборудование агрегатно-сборочных цехов дополнительными стендами и оснасткой для сборки, в том числе уникальными поворотными стапелями, разработанными специально для строительства Су-57.

«В рамках выполнения государственного контракта по выпуску самолётов Су-57 до 2028 года в цехах КнААЗа идёт развёртывание серийного производства. С 2021 года планируется увеличение темпов постройки крылатых машин пятого поколения», — приводит его слова телеканал «Звезда».

Новые технологии

Главными достоинствами истребителя Су-57 компания-разработчик называет его сверхманёвренность и возможность длительное время вести крейсерский полёт на сверхзвуковой скорости. Кроме того, для взлёта и посадки самолёту требуются короткие расстояния, он малозаметен для радаров и в инфракрасных диапазонах. Этому также способствует особая геометрия корпуса, выполненного из специальных радиопоглощающих композитных материалов, вместе с использованием средств радиоэлектронной борьбы. Корпус машины может быть покрыт защитным или деформирующим камуфляжем, который искажает зрительное восприятие формы самолёта и затрудняет ведение воздушного боя для противника.

Машина также оснащена аппаратурой с высоким уровнем защиты от помех и многоканальными системами оружия.

  • Российский истребитель пятого поколения Су-57
  • РИА Новости
  • © Андрей Катаев

Благодаря этим нововведениям Су-57 может осуществлять скрытые манёвры на театре военных действий, утверждает разработчик.

Ещё одно важное достоинство истребителя — принципиально новый комплекс глубоко интегрированной авионики с открытой архитектурой. Благодаря высокому уровню автоматизации управления бортового оборудования лётчик может  концентрироваться на выполнении задач.

Авионика Су-57 также позволяет обмениваться данными в режиме реального времени как с наземными системами управления, внутри авиационной группы, так и выполнять задачи в автономном режиме.

Вооружение самолёта размещено в отсеках внутри фюзеляжа, а не на подкрыльных пилонах, как у истребителей прошлого поколения, что значительно повышает радиолокационную малозаметность. Это затрудняет получение противником точной информации о скорости самолёта и его положении в пространстве.

«Качественно новый продукт»

Су-57 оснащён авиационной пушкой 9-А1-4071К калибра 30-мм разработки тульского Конструкторского бюро приборостроения. Это модификация пушки ГШ-30-1, которой были оборудованы истребители Миг-29 и Су-27.

Также в арсенал истребителя входит широкая номенклатура управляемых и неуправляемых средств поражения — авиационные ракеты класса «воздух — воздух» малой, средней и большой дальности и ракеты класса «воздух — поверхность» различных семейств (Х-31, Х-35, Х-38, Х-58, Х-59).

  • Группа истребителей Су-57
  • РИА Новости
  • © Михаил Воскресенский

В то же время на внешних точках подвески можно установить корректируемые авиационные бомбы массой 250, 500 и 1500 кг. Кроме средств поражения, на них также могут быть подвешены внешние топливные баки ПТБ-2000, ПТБ-3400. Максимальная боевая нагрузка Су-57 составляет 10 т.

Размах крыла самолёта составляет 14 м, длина фюзеляжа — 19,7 м при высоте 4,8 м. Максимальная взлётная масса составляет 37 т. Истребитель способен развивать скорость до 2,6 тыс. км/ч, а практическая дальность действия самолёта на дозвуковой скорости составляет 5,5 тыс. км.

Как отметил в комментарии RT заслуженный лётчик Владимир Попов, Су-57 поступил именно в авиаполк Южного военного округа, потому что эта природно-географическая часть России сейчас наиболее подходит для выполнения полётов с точки зрения климатических условий.

Также по теме

«Советские истребители» в Зоне 51: почему ВВС США засекретили авиакатастрофу в штате Невада

ВВС США отказываются предать огласке подробности авиакатастрофы, в результате которой погиб лётчик-испытатель и специалист по…

«К тому же из этого полка изъяли самолёты Су-27 для очередного ремонта, и по графику их было нужно чем-то заменить. Чтобы не ждать Су-35, Су-30СМ, было принято такое решение. Су-57 поступил в Центр боевого применения и переучивания лётного состава для подготовки командиров и лётчиков будущих строевых полков. Будет вырабатываться методика, идти подготовка лётчиков, которые должны будут освоить отдельные фигуры высшего пилотажа, в том числе приёмы атаки как наземных, так и воздушных целей», — рассказал Попов.

По его словам, Су-57 значительно отличается от истребителей поколения 4+ и 4++.

«У этого истребителя высокие манёвренные и боевые характеристики, также он малозаметен, что достигается благодаря системе РЭП и использованию неметаллизированных деталей. Важно отметить, что все элементы истребителя по отдельности обкатаны на самолётах предыдущих поколений, но теперь комплексно объединены на одной технической платформе, что позволило получить качественно новый продукт», — отметил он.

По словам военного эксперта полковника в отставке Виктора Литовкина, Су-57 — уникальный самолёт, оснащённый мощными двигателями и всеракурсным оперением, что позволяет ему совершать сложнейшие фигуры высшего пилотажа, которые предназначены для ухода от ракет противника.

«На этом истребителе установлена система предупреждения о ракетном нападении, самое современное бортовое радиоэлектронное оборудование, система связи и управления, а также более мощное вооружение. Важно отметить, что Су-57 может служить не только индивидуальным истребителем-перехватчиком, штурмовиком, но также быть летающим командным пунктом, например сопровождать тяжёлые БПЛА и управлять ими в воздухе. Это повышает ударную мощь авиации и эффективность подавления противника в несколько раз», — говорит Литовкин.

По его словам, Су-57 обладает высоким потенциалом и можно ожидать, что в скором времени эти машины появятся в Западном и Восточном военных округах, поступят в войска всех частей ВКС.

ПАК ФА | это… Что такое ПАК ФА?

Перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации (ПАК ФА, Т-50, Изделие 701, истребитель 21) — российский истребитель пятого поколения, разрабатываемый ОАК. Головным разработчиком является ОАО Сухой, где он получил обозначение Т-50. На КнААПО, где собирают первый летный экземпляр, именуется изделием 701. Самолёт разрабатывается для замены МиГ-29 и Су-27. Первый полёт ПАК ФА планируется на осень 2009. Серийное производство самолета запланировано на 2010. Возможно, истребитель также будет поставляться на экспорт.

Содержание

  • 1 История
  • 2 Характеристики
  • 3 Ход работ над комплексом
  • 4 Технология «стелс»
  • 5 Тактико-технические характеристики (расчетные)
    • 5.
      1 Технические характеристики
    • 5.2 Лётные характеристики
    • 5.3 Вооружение
    • 5.4 Авионика
    • 5.5 Схожие самолеты
  • 6 Примечания
  • 7 См. также
  • 8 Ссылки

История

Микоян 1.44 технологическая демонстрация дельтавидного крыла.

В конце 80-х ВВС Советского Союза выработали требования к истребителю пятого поколения для фронтовой авиации на замену МиГ-29 и Су-27. На основе этих требований КБ Микояна разработал проект Микоян 1.44, КБ Сухого — Су-47. Распад Советского Союза и последовавший экономический спад не позволили продолжить работу над созданием самолета, проекты были позже закрыты. В 2002 КБ Сухого было выбрано для разработки нового самолета, на котором будут использованы некоторые технологии Су-47 и МиГ 1.44.

Характеристики

Надежная информация по лётно-техническим характеристикам ПАК ФА практически отсутствует. Из интервью с людьми из российских ВВС известно, что самолет полностью отвечает требованиям для самолетов 5-го поколения (простой и дешевый в обслуживании; развивает сверхзвуковую скорость без использования форсажа; маневрирует с большими перегрузками; малозаметен и многофункционален).

Для достижения этих целей на ПАК ФА установят новые двигатели, более мощные, чем у предшественников, и с отклоняемым вектором тяги. Вооружение он сможет нести как на внешних узлах подвески, так и во внутренних. Формы самолета призваны обеспечивать минимальную площадь отражающих поверхностей и хорошие аэродинамические характеристики. Вооружение — ракеты нового поколения класса «воздух-воздух» (по некоторым данным, ракеты будут квадратными в сечении для уменьшения размеров внутренних отсеков), «воздух-земля» и противокорабельные ракеты; корректируемые авиабомбы. Система управления — полностью компьютеризированная. РЛС с активной ФАР.

ПАК ФА — это самолет тяжелого класса (максимальная взлетная масса около 32-37 тонн, как у Су-27, Су-47 и F-22). Параллельно с ним разрабатывается облегченный истребитель 5-го поколения (его название — ЛФИ). Однако на данном этапе принято решение что в роли ЛФИ будет выступать МиГ-35, частично соответствующий требованиям к истребителю 5 поколения и пригодный для выполнения современных задач.

Внешний вид ПАК ФА остается в тайне и насчет него ходит много спекуляций. Сначала его изображали как Су-47 без или с незначительными изменениями. Затем, форма этого самолета изменилась в воображении художников до сходства с F-22. На это особенно повлияли известия об отказе от интегрального триплана с КОС в пользу традиционной компоновки (собственно, буква Т в названии, означает «треугольный», т. е. треугольное крыло). На сегодня наибольшее доверие вызывает изображение с сайта НПО «Сатурн» и с одного из индийских авиафорумов. На обоих изображениях совпадает даже камуфляж и можно сделать вывод, что они делались с какой-то одной модели.

Ход работ над комплексом

В мае 2007 года первый вице-премьер Правительства РФ Сергей Иванов в своём интервью заявил, что истребитель ПАК ФА по своим характеристикам ни в чём не будет уступать американскому истребителю F-22 «Рэптор». Исходя из этого, предположение о том, что зарубежным аналогом ПАК ФА является именно F-22, выглядит наиболее вероятным.

В декабре 2007 года генеральный директор компании «Сухой» Михаил Погосян сообщил, что испытания нового самолета запланированы на 2009 год, а серийное производство должно быть налажено до 2015 года[1].

26 декабря 2008 года главнокомандующий ВВС России генерал-полковник Александр Зелин сообщил, что к 12 августа 2009 г. Россия получит летный образец самолета пятого поколения и в этом же году он поднимется в воздух. «Работа над самолетом идет по плану, все задачи выполняются. В следующем году мы должны получить первые три машины. В настоящее время все они находятся в состоянии сборки, в той или иной степени готовности», — отметил Зелин.[2]

Летные испытания российского истребителя пятого поколения должны начаться до конца текущего года, а серийное производство — в 2010 году, заявил в Комсомольске-на-Амуре вице-премьер России Сергей Иванов[3].

Технология «стелс»

Доподлинно неизвестна «эффективная площадь» отражающей поверхности ПАК ФА. ПАК ФА — практически первый серьезный опыт России в разработке самолёта по технологии «стелс», хотя на поздних моделях боевых самолетов Микояна, Сухого и Туполева на корпусе используются поглощающие радиоволны материалы. Они позволяют снизить эффективную площадь до значений менее 1 м² (Справка: у F-22 немногим менее 0,1 м²[4]). Стоит отметить, что использование технологии «стелс» обходится крайне дорого и сильно влияет на стоимость самолёта, к тому же чрезмерное увлечение технологиями снижения заметности приводит к сильному ухудшению летно-технических характеристик летательных аппаратов. Например, самолёт F-117, при создании которого приоритетом было снижение заметности во всех возможных диапазонах, обладает крайне низким для тактических ударных самолётов аэродинамическим качеством, что напрямую влияет на массу боевой нагрузки и дальность полёта. Для современных самолетов принят принцип «разумной достаточности», состоящий в компромиссе снижения заметности и высоких летных характеристик.

Тактико-технические характеристики (расчетные)

Приведённые ниже характеристики являются расчетными[5].

Технические характеристики

  • Экипаж: 1 человек
  • Длина: 22 м
  • Размах крыла: 14,2 м
  • Высота: 6,05 м
  • Площадь крыла: 78,8 м²
  • Масса пустого: 18 500 кг
  • Нормальная взлётная масса: 26 000 кг
  • Максимальная взлетная масса: 37 000 кг
  • Масса полезной нагрузки: 7 500 кг
  • Объём топлива: 10 300 л
  • Двигатели: 2 × ТРДДФ АЛ-41Ф
    • Тяга максимальная: 2 × 9 800 кгс
    • Тяга на форсаже: 2 × 15 500 кгс
    • Масса двигателя: 1 350 кг
    • Углы отклонения вектора тяги: ±16° в любом направлении, ±20° в плоскости
    • Скорость отклонения вектора тяги: 60 °/с

Лётные характеристики

  • Максимальная скорость: 2 128 км/ч (2 М)
  • Крейсерская скорость: 1 300 км/ч
  • Перегоночная дальность: 4 000—5 500 км
  • Продолжительность полёта: 3,3 ч
  • Практический потолок: 20 000 м
  • Скороподъёмность: 350 м/с
  • Длина разбега/пробега: 350 м
  • Нагрузка на крыло:
    • при максимальной взлётной массе: 470 кг/м²
    • при нормальной взлётной массе: 330 кг/м²
  • Тяговооружённость:
    • при максимальной взлётной массе: 0,84
    • при нормальной взлётной массе: 1,19
  • Максимальная эксплуатационная перегрузка: + 10—11 g
  • ЭПР: 0,05 м²

Вооружение

  • Пушечное: 30 мм встроенная пушка
  • Точки подвески: 16 (8 внутри фюзеляжа и по 4 с каждой стороны)

Авионика

  • РЛС: Н050 (?) (улучшенный вариант РЛС ИРБИС-Э истребителя Су-35)
    • Рабочая длина волны: 3 мм
    • Диаметр: 0,9 м
    • Цели: 30 сопровождение, 8 обстрел
    • Дальность: 400 км
      • Разрешение РЛС: 3 м² на 350-400 км
      • Углы обзора: ±120°, +90/–60°
    • Мощность: 4 000 Вт
    • Масса: 65—80 кг

Схожие самолеты

  • F-22
  • F-35
  • Су-47

Примечания

  1. [1]
  2. [2]
  3. BBC Russian: Сергей Иванов обещал самолет 5-го поколения к концу года
  4. http://www. airwar.ru/enc/fighter/f22.html
  5. ТТХ проекта Т-50 на сайте www.warfare.ru (англ.)

http://www.niip.ru/Library/sky/2007/2007_2.pdf

См. также

  • КБ Сухой
  • ПАК ДА
  • МиГ 1.44

Ссылки

  • КБ «Сухой» — главный разработчик ПАК ФА
  • ПАК ФА на Warfare.ru
  • Компания «Сухой» приступила к изготовлению опытных образцов истребителя пятого поколения
  • Истребитель пятого поколения поднимется в воздух в 2009 году
  • Сергей Иванов обещал самолет 5-го поколения к концу года
  • Информация о ПАКФА на сайте «Стелс Машины»

технические характеристики, скорость, новейший российский самолёт, напугал британцев

ПАК ФА Т-50 – многоцелевая машина нового поколения, полностью разработанная в современной России. Имеет ряд преимуществ, характерных как для ударного самолета, так и для истребителя.

Т-50 — хороший компромисс между отличными летными показателями и малозаметностью, что в совокупности с современными бортовыми средствами обнаружения (РЛС, ОЛС), комплексом обороны и новым ракетным оружием сделает возможным завоевание превосходства в небе над всей существующей в данный момент авиацией. Планируется, что Т-50 станет прямой заменой морально устаревшего Су-27 в российских ВВС.

Содержание

  1. История создания
  2. КОНСТРУКЦИЯ
  3. Вооружение
  4. Комплекс обороны
  5. Сравнение самолетов пятого поколения
  6. Видео

История создания

Начальной точкой к появлению боевых машин пятого поколения явилось противостояние в небе СССР и Америки. В конце 70-х — начале 80-х годов были созданы по два истребителя четвертого поколения от каждой страны: тяжелые Су-27 и F-15 и легкие МиГ-29 и F-16. На основе полученного опыта в 1990 в США создаются и тестируются первые прототипы самолета нового поколения F-22. Доработка и постановка на серию займет почти 12 лет, позже данная машина получит обозначение Raptor.

В Советском Союзе разработку перспективного истребителя поручили РСК «МиГ». Команда конструкторов разработала самолет МиГ 1.44. Но из-за политического, а затем и экономического кризиса в стране все испытания прототипа отменили, проект заморозили на неопределенный срок.

Новая жизнь истребителя МиГ 1.44 началась в 2000 году уже в другой стране.

Серия летных испытаний показала, что машина перестала соответствовать современным требованиям по маневренности, малозаметности на радарах, способности поражать различные виды целей. Разработку МиГ 1.44 окончательно прекратили.

В 2001 году высшее военное руководство России сосредоточило все старания на выпуске совершенно нового перспективного авиационного комплекса фронтовой авиации (ПАК ФА). Главным его создателем выступило ОКБ «Сухого».

С 2002 по 2005 гг. бюро создает эскизный проект под названием Т-50, на основе которого разрабатывается технологическая документация на сборку самолета. Внедрение новейшего метода конструирования позволило значительно ускорить выпуск первого прототипа машины. В январе 2010 года был создан истребитель пятого поколения ПАК ФА Т-50.

КОНСТРУКЦИЯ

Единый корпус образован фюзеляжем и крылом с передним наплывом. Внедрение данного решения позволило ощутимо увеличить маневренность самолета. Само крыло оборудовано отклоняемыми носками, элеронами и флапперонами. Фронтальная часть передних наплывов сделана поворотной для дополнительного управления. Вертикальное оперение машины составляют два цельноповоротных киля.

Горизонтальное оперение представляет собой цельноповоротный стабилизатор.

Теплообменники системы кондиционирования и воздухозаборники мотогондол расположены на фронтальной части пилонов. Воздухозаборники двигателей с мотогондолами разнесены на расстоянии 0,6-0,7 метра от центральной оси самолёта, где располагаются несколько отсеков для скрытого размещения ракет и бомб. Связь всех органов управления самолета в одну систему обеспечивает высокую маневренность при всевозможных углах атаки, исключает как явление вхождение самолета в штопор.

Компоновка планера с почти полным отсутствием прямых углов, специальное покрытие радиопоглощающими материалами, использование в конструкции композитных материалов снизили видимость Т-50 на радарах. Данный показатель улучшился в 20 раз в сравнении с 4 поколением. Превосходный обзор летчика истребителя обеспечивается продуманной конструкцией остекления фонаря. Также с левой стороны кабины, внизу от пилота, располагается выдвижная штанга для заправки топливом.

Шасси ПАК ФА Т-50 унифицировано с шасси самолетов четвертого поколения. Носовая стойка состоит из двух колес диаметром 0,6 метра, грязезащитного щитка и фар. Задние стойки – по одному колесу диаметром около 1 метра с тормозами. Все опоры шасси складываются вперед по направлению полета.

Одна из самых главных характеристик боевого самолета – соотношение тяги двигателя к массе самолета (тяговооруженность). Ее повышение увеличивает маневренность и скорость разгона как на земле, так и в воздухе. Начиная с истребителей поколений 4 и 4+ этот показатель превышает 1, то есть суммарная тяга, создаваемая двигателем, выше снаряженной массы машины.

Основной установкой в настоящее время является турбореактивный двигатель с двумя контурами.

Его особенность состоит в том, что часть нагнетаемого воздуха направляется по второму контуру вокруг камеры сгорания. На создание тяги уходит меньше топлива, соответственно снижается расход и повышается экономичность установки.

Все это характерно для бесфорсажного режима. При включении форсажа в три раза увеличивается расход топлива, обеспечивая лишь 70% прирост тяги. Однако данный режим работы двигателя крайне полезен. С его помощью можно сократить длину разбега при взлете, быстрее выполнить опасные маневры во время боя.

Почти все самолеты предыдущих поколений не могли преодолеть звуковой барьер без форсажа, не говоря о постоянном полете на скорости более одного Мах. Вот почему важнейшее требование к новому двигателю — способность крейсерского полета на сверхзвуке без использования режима форсажа, что также позволит уменьшить инфракрасный след от машины. Согласно заявленным требованиям на ПАК ФА Т-50 установили два двухконтурных турбореактивных двигателя.

Для начальных испытаний был выбран ТРДД АЛ-41Ф1 с тягой 9500 кгс в крейсерском режиме и 15000 кгс при форсаже, с изменяемым вектором тяги и системой зажигания на основе плазмы. Пара таких двигателей позволяет развить самолету максимальную скорость в 2400 км/ч.

Главным разработчиком силовой установки второго этапа является НПО «Сатурн».

Планируется, что двигатель этого поколения станет на 3-8% лучше АЛ-41Ф1 по основным параметрам, до 20% по вспомогательным. Установка изделия 30 (предварительное название) на Т-50 начнется в 2023-25 гг.

Основа системы управления вооружением самолета ПАК ФА Т-50 — радиолокационный комплекс Ш-121. В его состав входят: бортовая радиолокационная станция дальнего обнаружения Н036 Белка с пятью антеннами, оптиколокационная станция (ОЛС-50М), система Н036УВС. БРЛС Н036 Белка произведена в НИИП им. В.В. Тихомирова и оснащена локатором с активной фазированной антенной решеткой (АФАР). На поверхности антенны равномерно распределены 1526 небольших приёмо-передающих модулей.

Конструкция такого типа позволила увеличить надежность станции.

Оптиколокационная станция (ОЛС-50М) расположена спереди от кабины. Она предназначена для нахождения цели по инфракрасному следу, а также для измерения расстояния до нее с помощью лазерного дальномера-целеуказателя. Возможна совместная работа с нашлемной системой целеуказания пилота во время ближнего боя.

Многофункциональная радиоэлектронная система самолета позволяет обнаруживать малозаметные объекты; осуществлять навигацию, разведку и выполнять радиоэлектронное противодействие самолетам противника.

Вооружение

Истребитель оснащается 30-мм встроенной пушкой 9А1-4071К. Она служит для атаки по земле или для ближнего боя. Предельная боевая нагрузка Т-50 составляет 10 тонн. Для снижения заметности весь боезапас располагается во внутренних контейнерах.


Ракетное (бомбовое) вооружение делится на несколько классов:

  1. Ракеты «воздух-воздух» малой дальности — РВВ-МД с ИК головкой наведения (К-73Э, К-74МЭ).
  2. Ракеты «воздух-воздух» средней дальности (РВВ-СД). В настоящее время на ракеты средней дальности (до 100 км) устанавливают головки с активной радиолокационной системой нового поколения. На первом этапе после пуска ракета определяет точку включения комплекса самонаведения, а затем сама себе начинает подсвечивать цель. Реализуется цель «пустил и забыл».
  3. Ракеты «воздух-воздух» большой и сверхбольшой дальности (РВВ-БД). Данный тип вооружения используется на внешних точках подвески из-за больших габаритов. Примерами таких ракет — изделие 180-БД, КС-172. Дальность поражения – до 400 км.
  4. Противокорабельные ракеты/
  5. Различные модификации ракет «воздух-поверхность».
  6. Корректируемые авиабомбы.

Возможно вам будет интересна статья: Смотрите, как российский Су-57 запускает ракету во время ПОЧТИ ВЕРТИКАЛЬНОГО НАБОРА ВЫСОТЫ (ВИДЕО)

Комплекс обороны

Главной задачей оборонного комплекса является предоставление полного контроля над ситуацией на ближнем и дальнем расстоянии от самолета. С его помощью возможно вывести из строя или повредить систему наведения противника, снизив до минимума шанс любой атаки.

Множество датчиков сигнализирует пилоту о пуске ракет, о лазерном или радиоэлектронном облучении. Система противодействия истребителя в автоматическом режиме запускает постановку помех при обнаружении какой-либо угрозы.

Прототипом кабины самолета ПАК ФА Т-50 стала кабина истребителя четвертого поколения Су-35.

В ней установлены два больших цветных экрана, на которые выводится вся информация. Была реализована возможность размещения нужных сведений индивидуально для каждого летчика. Основная прицельная информация находится на широкоформатном индикаторе лобового стекла машины.

С развитием авиации и вычислительной техники улучшалась и система управления самолетом. В настоящее время боевые операции подразумевают, что пилот истребителя должен обладать полной информацией о воздушной и наземной обстановке. Сведения поступают как от собственной станции обнаружения, так и от наземных средств.

Система «электронного пилота» Т-50 проводит анализ и предлагает летчику лучший вариант, с которым он может согласиться или ввести иные вводные данные и получить другие рекомендации.

Сравнение самолетов пятого поколения

Основные конкуренты ПАК ФА Т-50 — американские истребители пятого поколения F-22 Raptor и F-35 Lighting. Их сводные данные представлены в таблице.

 Т-50 ПАК ФАF-22 RaptorF-35 Lighting II
ЭПР, м20.005−0.50.005−0.30.001−0.1
Масса пустого, кг18 50019 70013 300
Макс. взлетная масса, кг37 00038 00031 800
Макс. скорость, км/ч250021001900
Крейсерская скорость, км/ч210018501300
Дальность полета, км270019002200
Боевая нагрузка, кг10 00090007700
Точек подвески ракет, шт10 внутренних8 внутренних4 внутренних
6 внешних4 внешних
Дальность обнаружения целей
Истребители 4-го поколения330 км165 км220 км
Истребители 5-го поколения90 км90 км110 км

Тяговооруженность Т-50 при средней взлетной массе с двумя модернизированными двигателями на 10% больше, чем у F-22 и почти в 1,5 раза больше, чем у F-35. Дальность действия самолета ПАК ФА Т-50 при полной загрузке составляет 2700 км, у Раптора она не превышает 2500 км.

Эффективная площадь рассеивания (ЭРП) у Т-50 около 0,5м2, что несколько хуже, чем у американских истребителей. Но это компенсируется гораздо лучшей маневренностью и максимальной скоростью изменения вектора тяги (60о в секунду при 20о у американцев).

По количеству вооружения преимущество на стороне истребителя ПАК ФА Т-50. С учетом внешних подвесок – максимальное количество ракет составляет 16 штук. У F-22 – 12 штук, F-35 – 4 штуки.

Гипотетически, воздушную битву Т-50 и F-22 Raptor можно представить так. На расстоянии в 60-70 км F-22 первый обнаружит самолет противника и выпустит по нему ракету. ПАК ФА сможет от нее уклониться за счет своей сверманевренности, а после заметит Raptor, выпустив по нему ракету в ответ. На дальнейший исход боя повлияет только подготовка пилотов и их опыт ведения боя. У F-35 практически нет шансов на победу из-за низкой скорости полета, плохой маневренности и небольшого количества ракет.

Т-50 ПАК ФА – прекрасное воплощение инженерной мысли российских ученых.

Несмотря на все препятствия (отсутствие финансирования, отток квалифицированных инженеров и конструкторов за рубеж) разработка, а затем и выпуск самолета на авиазаводе были выполнены в кратчайшие сроки. Как итог — Т-50 опередил время, задав тем самым вектор развития мировой авиации вперед на ближайшие годы.

С 2018 года началось серийное производство истребителя. Ему было присвоено новое название Су-57. Планируется, что поставки в российские войска начнутся в 2019 году с первой установочной партии в 12 машин.

Видео

Т-50 Сухой ПАК ФА — Surrey Models

  • Обзор:

    Этот новый истребитель Т-50 произвел сильное впечатление на индустрию радиоуправляемого моделирования как очень масштабный и потрясающий спаренный 70-мм реактивный самолет EDF. Модель оснащена полным вектором тяги на 360 градусов для оптимальной маневренности и высоких характеристик, что делает истребитель более чувствительным и управляемым в условиях отсутствия гравитации, способным воспроизводить фигуры высшего пилотажа, как и полномасштабная версия! Цельнометаллические амортизирующие стойки шасси обеспечивают надежный взлет и посадку. Кроме того, упрощенная компоновка компонентов и удобные точки доступа упростили техническое обслуживание сервоприводов, регуляторов скорости, втягивания и т. д. Наконец, красиво спроектированные воздухозаборники, аэродинамический дизайн и большой размах крыла позволяют этой модели Т-50 производить большой опыт полета. Приготовьтесь повеселиться с новым истребителем 5-го поколения!

    Особенности:

    • Крупногабаритная радиоуправляемая модель
    • 12-канальный полнофункциональный радиоуправляемый (элерон, руль высоты, дроссель, руль направления и управляемое носовое колесо, убирание, закрылки, управление вектором тяги)
    • Новые металлические амортизирующие стойки шасси
    • Т-50 оснащен полным вектором тяги на 360 градусов для оптимальной маневренности и высокой производительности
    • Великолепные воздухозаборники, аэродинамический дизайн и большой размах крыльев обеспечивают незабываемые впечатления от полета
    • Точки компоновки компонентов упростили проведение работ по техническому обслуживанию
    • Очень масштабный и впечатляющий двойной 70-мм сопло EDF
  • Больше изображений:

  • Спецификация:

    Название продукта: Т-50 Сухой ПАК ФА
    Длина: 1590 мм (62,6 дюйма)
    Размах крыльев: 1080 мм (42,5 дюйма)
    Радио: 12 каналов
    Система привода: 2 бесколлекторных мотора Outrunner 2100KV
    Полетный вес: 3100 г (109 унций)
    EDF Диаметр: 2x 70 мм
    Сервопривод: 13 цифровых металлических сервоприводов по 17 г
    Система втягивания: Приводной вал с резьбой
    ESC: Бесколлекторный регулятор скорости 2x50A с UBEC 5A
    Батарея для самолета: 2x3S 25C 4000 мАч
  • В настоящее время нет текущего видео
  • Информация о продукте:

    Этот самолет НЕ ИГРУШКА. Он не подходит для детей младше 14 лет. Дети в возрасте до 14 лет не должны работать с этим изделием в одиночку. Их всегда должен сопровождать опытный взрослый.

    Уровень навыка полета:

    (Отлично подходит для опытных и опытных пилотов) Рекомендуется расширенная практика на авиасимуляторе и наблюдение опытного пилота.

    Уровень сборки:

    Требуется небольшая сборка самолета. Требуется внутренняя проводка и конфигурация электроники. Пожалуйста, просушите и проверьте всю электронику, прежде чем склеивать и закреплять какие-либо компоненты.

    Уровень обслуживания:

    После каждых 5 полетов, а также до и после хранения самолета проверяйте все рупоры на рулевых поверхностях и при необходимости подтягивайте винты на рулях. Проверьте вилку толкателя управления, чтобы убедиться в отсутствии видимых трещин и ослаблении вилки. Проверьте все поверхности управления на предмет плотного контакта между ними, основными крыльями и хвостовым оперением. Проверьте, нет ли ослабленных винтов в любом месте, где они расположены. Проверьте все провода, идущие к приемнику, на надежность соединения.

    Обратите внимание: если у вас очень мало знаний о сборке моделей самолетов или у вас нет опыта управления полетами на радиоуправлении, мы НЕ рекомендуем вам приобретать этот продукт для обучения.

  • Комплектация: Не существует четкого стандартного определения RTF, ARF, RXR, KIT и т. д. Каждый производитель придумывает свои собственные определения. Общепринятые определения: КОМПЛЕКТ означает, что вы получаете все компоненты самолета, то есть: фюзеляж, крылья, хвостовое оперение, шасси, даже вентилятор и т. д., предварительно собранные, но не собранные; В комплект не входят электронные компоненты. RTF (Ready To Fly) означает, что вы получаете полную модель, которая включает в себя все электронные детали, включая саму модель, радиоуправляемый передатчик, приемник, полетную батарею и сборку на 90–98 %. Все версии «RTF» будут иметь небольшую окончательную сборку и настройку перед полетом. Необходимые предметы: Батарейки типа АА для радиоуправляемого передатчика и зарядное устройство для полетных аккумуляторов Li-po в зависимости от приобретенной модели самолета. RXR означает, что вы получаете RTF, но не передатчик RC /приемник . ARF означает, что вы получаете RTF, но не получаете радиоуправляемый передатчик /приемник и авиационную батарею.

Супероружие ВВС России: остерегайтесь истребителя-невидимки ПАК-ФА

Российский истребитель-невидимка Сухого Т-50 ПАК-ФА может составить грозную конкуренцию американским боевым самолетам пятого поколения, таким как Lockheed Martin F-22 Raptor и F-35 Joint Strike Fighter. Действительно, по некоторым параметрам новый российский боевой самолет будет превосходить оба американских самолета, но ПАК-ФА не лишен недостатков.

«Анализ, который я видел на ПАК-ФА, указывает на довольно сложную конструкцию, которая, по крайней мере, равна, а некоторые даже превосходят американские самолеты пятого поколения», — сказал бывший начальник разведки ВВС США генерал-лейтенант. Дэйв Дептула рассказал National Interest . «Он, безусловно, обладает большей маневренностью благодаря сочетанию вектора тяги, всех подвижных поверхностей хвостового оперения и отличного аэродинамического дизайна, чем F-35».

Действительно, ПАК-ФА, похоже, оптимизирован для завоевания господства в воздухе, как и F-22, в большей степени, чем многоцелевой, оптимизированный для нанесения ударов F-35. Как и «Раптор», ПАК-ФА проектируется так, чтобы летать высоко и быстро, чтобы передать максимальное количество энергии запуска своему арсеналу ракет «воздух-воздух» большой дальности, что значительно увеличило бы дальность этих ракет.

«По характеристикам он, безусловно, может составить конкуренцию Raptor», — сказал National Interest один высокопоставленный военный чиновник, имеющий большой опыт работы с американскими истребителями пятого поколения.

( Что вам может понравиться : 5 видов боевого оружия НАТО, которых Россия должна бояться) 

Ожидается, что российская машина, как и F-22, сможет летать на сверхзвуковой скорости в течение длительного периода времени, вероятно, со скоростью, превышающей 1,5 Маха. . Максимальная скорость самолета должна быть больше 2,0 Маха — при условии, что его малозаметные покрытия могут выдержать нагрузку.

Однако, в отличие от американских самолетов пятого поколения, ПАК-ФА уделяет меньше внимания малозаметности и гораздо больше — маневренности. Хотя он мог бы конкурировать с Raptor с точки зрения кинематических характеристик, ПАК-ФА значительно превосходит F-35. И этот запас производительности может увеличиться.

( What You May Like : 5 видов российского оружия, которых НАТО должно бояться) 

В настоящее время российский самолет оснащен модифицированными версиями двигателей Су-30 Flanker под названием «Изделие 117» или АЛ-41Ф1, которые производят около 33 000 единиц. фунтов тяги. Двигатель, который работает намного горячее, чем исходные двигатели АЛ-31, на основе которых он был создан, оказался не таким надежным, как предполагалось изначально. Но нынешние двигатели только временные. Ожидается, что более поздние серийные варианты ПАК-ФА будут оснащаться новым двигателем «Изделие 30», который должен поступить на вооружение в 2020 году9. 0045

Российский самолет также оснащен мощным комплексом авионики, который является развитием работы Сухого над истребителями серии Flanker. «Есть признаки того, что авионика унаследована от Су-35С с добавлением многорежимного радара АФАР Х-диапазона с очень большой мощностью», — сказал Дептула.

Кроме того, есть указания на то, что ПАК-ФА также оснащен радиолокационными решетками L-диапазона, которые способны обнаруживать присутствие самолетов-невидимок размером с истребитель. Хотя радар L-диапазона не позволял ПАК-ФА нацеливаться на самолет-невидимку, он позволял пилоту сфокусировать другие датчики самолета на определенной области неба.

Помимо радаров и средств электронной поддержки, ПАК-ФА оснащен инфракрасными средствами поиска и сопровождения.

В то время как русские добились огромных успехов в своих сенсорных возможностях, военные самолеты США по-прежнему удерживают преимущество с точки зрения сенсоров и объединения данных, что имеет решающее значение для современной войны. «Реальный вопрос заключается в том, смогут ли русские достичь такой же степени объединения данных и сетевых возможностей, как у F-22A и F-35 — прямо сейчас я поставил бы свои деньги на США и наших союзников в этом отношении», — сказал Дептула.

( Вам также может понравиться : 5 способов, которыми Россия может помочь китайской армии стать еще более смертоносной)

Высокопоставленный представитель американской промышленности согласился с оценкой Дептулы. С точки зрения авионики ПАК-ФА ближе к Boeing F/A-18E/F Super Hornet или F-16E/F Block 60, чем к F-22 или F-35. «Кто-то может утверждать, что ПАК-ФА — это 5-е поколение. истребитель, но это скорее 4.5 поколения. истребитель по стандартам США», — сказал представитель отрасли.

На самом деле, отсутствие у ПАК-ФА полноценного слияния сенсоров и комплексных каналов передачи данных, которые находятся на одном уровне с его американскими аналогами, может оказаться его ахиллесовой пятой. Стратеги США движутся к подходу, при котором каждый самолет или надводный корабль может действовать как датчик для любого самолета, корабля или транспортного средства, несущего оружие. Самолет-носитель может даже не направить оружие после выстрела. ВМС США уже внедряют конструкцию под названием Naval Integrated Fire Control-Counter Air (NIFC-CA), которая будет делать именно это. В ВВС тоже работают над чем-то подобным.

«В будущем, хотя аэродинамические характеристики будут по-прежнему важны, скорость, дальность полета и полезная нагрузка будут важнее, чем маневренность. Еще более важной будет возможность повсеместного обмена знаниями до такой степени, что у нас будет более быстрое преимущество в принятии решений, чем у любого противника», — сказал Дептула. «Это понятие «боевого облака». Это больше о том, как мы интегрируем датчики-шутеры, которые находятся в системах, выходящих в онлайн, а не о новых платформах».

( Вам также может понравиться : 5 самых мощных российских боевых орудий в небе) 

Высокопоставленный военный чиновник согласился с оценкой Дептулы, но добавил, что у ПАК-ФА есть и другая уязвимость. У русских, как правило, нет необходимости воевать внутри плотной высокоразвитой интегрированной системы противовоздушной обороны (IADS), как это сделал бы американский реактивный самолет. Таким образом, несмотря на то, что ПАК-ФА обладает функциями малозаметности, он уделяет гораздо меньше внимания технологии малозаметности, чем F-22 или F-35. «Его отказ от приоритета скрытности и слияния датчиков делает его уязвимым как для пятого поколения Запада. истребители, безусловно, F-22», — сказал чиновник. «Когда вы смотрите на концепцию ВВС США [U.S. ВВС] будет применяться с группой F-22/F-35, ПАК-ФА столкнется со значительными проблемами».

А вот с китайцами совсем другая история. «Кстати, именно из-за этого сценария китайцы видят ценность в комбинации J-20 и J-31», — сказал высокопоставленный чиновник.

В любом случае, хотя Россия могла бы разработать очень боеспособный истребитель пятого поколения, есть вопросы, сможет ли страна произвести такую ​​машину. Советская промышленная база всегда была оптимизирована для производства в больших количествах с относительно грубым контролем качества. Однако стелс-технологии требуют такого уровня производственной точности, которого Россия никогда раньше не демонстрировала, особенно после коллапса ее промышленной базы в годы, последовавшие за распадом Советского Союза. «Ему предстоит пройти долгий путь, прежде чем он достигнет IOC [первоначальной эксплуатационной способности]», — сказал высокопоставленный представитель отрасли. «И русские, и китайцы еще не нарастили производство ни одного из своих истребителей нового поколения. Русские должны сначала реанимировать свои аэрокосмические промышленные мощности… и ни у кого нет технологии невидимости, производства и опыта эксплуатации, как у США».

Высокопоставленные представители ВВС США согласились с оценкой представителя отрасли. «Я упомяну, что получение пятого поколения. Самолет из брошюры в полностью функциональный и надежный очень сложно», — сказал высокопоставленный представитель ВВС. «У них не так много опыта, как у нашей промышленной базы, с некоторыми возможностями, которые им нужны, и нам все еще довольно сложно это сделать, поэтому я предсказываю проблемы роста в полевых условиях».

Всесторонне оценить ПАК-ФА перед его поступлением на вооружение — сложная задача даже для тех, кто имеет доступ к данным военной разведки. «Трудно сказать, пока ПАК-ФА не пойдет в производство», — сказал другой высокопоставленный представитель ВВС. «Я сомневаюсь, что они будут на одном уровне с нашим пятым поколением. истребители, но у нас их немного, и они, скорее всего, превзойдут любой четвертого поколения. [истребитель типа F-15, F-16 или F/A-18.]»

Тем не менее, Соединенные Штаты начали работу по формированию требований к следующему поколению преемников F-22 и F-35 в виде истребителя завоевания превосходства в воздухе F-X ВВС и F/A- ВМС США. XX ударный истребитель нового поколения. Но даже до этого Пентагон может предпринять шаги, чтобы уменьшить угрозу со стороны российских и китайских истребителей-невидимок.

«Пятое поколение. авиация и информационные технологии открывают новые концепции операций, которые нам еще предстоит полностью использовать. Я бы предположил, что именно сюда мы вложим нашу энергию, прежде чем тратить много времени и денег на создание еще одного эволюционного истребителя», — сказал Дептула. «LRS-B [дальний ударный бомбардировщик], если его правильно спроектировать для роста, станет следующим важным компонентом этой концепции, чем F-X и F/A-XX».

Дептула сказал, что полная интеграция разрозненных вооружений Пентагона, чтобы они функционировали как единое целое, обеспечит возможности, превосходящие возможности нового самолета. «Будущие разработки в области обмена данными обещают значительно улучшить способы достижения боевых эффектов, поскольку отдельные аэрокосмические средства полностью интегрированы с морскими, наземными, космическими и киберсистемами, чтобы сформировать вездесущий оборонный комплекс», — сказал он. «Отдельные системы, соединенные вместе, чтобы сформировать самоформирующееся/самовосстанавливающееся «боевое облако» и способные использовать свои сильные стороны, одновременно обходя определенные слабости и уязвимости системы, — это то, к чему мы должны стремиться. Это вполне может стать основой следующей «стратегии компенсации», которую сейчас отстаивают [министр обороны] и его заместитель».

The Generation Game — Armada International

В хвостовом «жале» Т-50 размещены элементы системы самозащиты KNIRTI/Zhukov L402 Gimalai. В обтекателе между выхлопами двигателей также размещены три дозатора противодействия на 14 снарядов производства Московской компании «Вымпел». (Сухой)

27 апреля 2016 года последний образец российского истребителя пятого поколения Т-50-6-2 компании Сухой совершил свой первый полет. Этот испытательный самолет, описанный конструкторским бюро как первый из прототипов «второго этапа», стал важной вехой программы.

Однако в последние месяцы программа потерпела ряд неудач, так что перспективы ее долгосрочного успеха теперь должны вызывать сомнения. Работы по созданию современного Т-50 всерьез начались в конце 1990-х годов по программе ПАК ФА (Авиационный комплекс тактической авиации будущего). В апреле 2002 года правительство выбрало проект Сухого Т-50 для требований ПАК ФА в пользу конкурирующего предложения от Российской авиастроительной корпорации «МиГ». В июле 2003 года Министерство обороны (МО) России заключило с Сухим контракт на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, включая детальное проектирование, строительство и испытания серии прототипов Т-50. Эскизный проект Т-50 получил одобрение ВВС России в декабре 2004 года. Производство Т-50 ведется на Комсомольском-на-Амуре авиационном заводе, который полностью принадлежит компании Сухой. Первый прототип (Т-50-1) совершил первый полет 29 января., 2010.

Неокрашенный первый опытный образец ПАК ФА Т-50-1 во время первого полета из Комсомольска-на-Амуре, где находится завод по производству самолетов. (Сухой)
Первоначальный испытательный парк

В то время как прототип Т-50-1 использовался для оценки летных характеристик, последующий Т-50-2 (первый полет в марте 2011 г.) имеет усиленный планер и использовался для тестовой работы при больших перегрузках и углах атаки. У Т-50-1 и Т-50-2 отсутствуют системы управления полетом, но Т-50-2 использовался для проверки основных систем самолета, включая дверцы отсека для оружия и зонд для дозаправки в полете.

Поднявшийся в воздух в ноябре 2011 года, Т-50-3 является первым, оснащенным РЛС Тихомирова НИИП Н036 Белка, хотя и без запланированных боковых антенн, которые будут использоваться для расширения углов поиска и сопровождения РЛС. Т-50-3 также были представлены некоторые датчики из комплекса оптоэлектроники УОМЗ/Екатеринбург 101КС Атолл. В Т-50-3 также внесены незначительные изменения планера, в том числе модифицированные законцовки крыла по сравнению с предыдущими прототипами. По сравнению с Т-50-3, последующий Т-50-4 (первый полет состоялся в декабре 2012 года) имеет обновленный комплекс оптоэлектроники и, вероятно, оснащен комплексом радиоэлектронной борьбы (РЭБ) КНИРТИ/Жуков L402 Gimalai. Дальнейшие изменения в комплексе оптоэлектроники 101КС Атолл были внесены в Т-50-5 (первый полет состоялся в октябре 2013 г.). На этом самолете отсутствует система предупреждения о приближении ультрафиолетовых ракет 101КС-У, но он включает две турели оптико-электронного локатора 101КС-О вместо одной, включая новый датчик 101КС-О/Н, расположенный под носовой частью фюзеляжа. 900:45 Вихревой поток от верхних поверхностей Т-50-4, четвертого прототипа ПАК ФА. Этот самолет оснащен немного другим набором оптоэлектронных датчиков, а также использовался для испытаний лафета, в том числе с внешними боеприпасами. (Сухой)

Т-50-6 планировался как последний из летающих прототипов «первой очереди», но от него отказались после аварии Т-50-5 в июне 2014 года. Вскоре после приземления на экспериментальном аэродроме в Жуковском, Под Москвой из воздухозаборника правого двигателя Т-50-5 выходил дым, после чего возник локальный пожар. Самолет был возвращен в Комсомольск на Дальнем Востоке России и отремонтирован с использованием деталей недостроенного Т-50-6, после чего самолет получил новое обозначение Т-50-5Р. «По сути, в программе ПАК ФА не было никакого реального прогресса за последние пять лет», — утверждает Джастин Бронк, научный сотрудник, специализирующийся на боевой авиации и технологиях Королевского института объединенных вооружений (RUSI) в Лондоне. «Если вы посмотрите на его ближайшего конкурента, Lockheed Martin F-22A Raptor, разработка комбинации планера и двигателя не заняла слишком много времени по сравнению с почти десятилетием разработки систем и исправления ошибок для первого».

Г-н Бронк считает, что комбинация планера и двигателя Т-50 до сих пор не заморожена, о чем свидетельствуют неоднократные меры по усилению крыльев. «Тот факт, что им все еще приходится латать крылья, особенно для самолета-невидимки, показывает, что у планера есть реальные проблемы». По сути, утверждает г-н Бронк, Т-50 представляет собой «очень сильно модифицированный планер (истребитель Су-27/30/35 Flanker)» со всеми компромиссами с точки зрения радиолокационного сечения, которые это приносит.

В хвостовом «жале» Т-50 размещены элементы комплекса самозащиты РЭБ КНИРТИ/Жуков L402 Gimalai. В обтекателе между выхлопами двигателей также размещены три дозатора противодействия на 14 снарядов производства Московской компании «Вымпел». (Сухой)
Второй этап

В 2012 году Минобороны России разместило заказы на очередную партию опытных самолетов для «второго этапа» программы. Хотя первый такой испытательный самолет должен был подняться в воздух осенью 2015 года, в конце концов он поднялся в воздух в конце апреля 2016 года. должен быть завершен. Первым из них полетит уже упомянутый Т-50-6-2 (см. выше). Между тем, Т-50-6-1, по-видимому, относится к планеру для статических испытаний «второго этапа», который также обозначается как Т-50-7. Объявленные планы, которые почти наверняка чрезмерно оптимистичны, предусматривали создание восьми предсерийных самолетов, которые последуют за прототипами. Сообщается, что эти самолеты, получившие обозначение Т-50С, должны были быть построены в период с 2016 по 2018 год. После этого серийное производство будет запущено в 2019 году..

Последующие прототипы Т-50 получили несколько иное оснащение и модификации с точки зрения конструкции и аэродинамики с целью доработки конструкции для «второго этапа» программы, целью которого является выпуск серийного репрезентативного планера. (Сухой)

ПАК ФА разработан с учетом требований ВВС России (ВВС России). Летчик Минобороны России впервые совершил полет на Т-50 в летно-испытательном центре в апреле 2013 года. В феврале 2014 года Т-50-2 впервые был переброшен в Ахтубинск на западе России, а Т-50-3 был доставлен в центр для первый этап государственных приемочных испытаний в декабре 2014 года. «По сравнению с публичными заявлениями, программа ПАК ФА затянулась», — отмечает российский аэрокосмический обозреватель Петр Бутовски. Собственно, этого и следовало ожидать, поскольку сроки, обещанные российскими официальными лицами с самого начала программы, никогда не казались реальными. После первого полета в 2010 г. было заявлено, что в 2013 г. начнутся государственные приемочные испытания, а в 2015 г. начнутся поставки серийных Т-50 в воинские части. g-нагрузка ограничена пятью. По этой причине Т-50-1 более года находился на капитальном ремонте с августа 2011 г. по сентябрь 2012 г. после повреждения конструкции во время показа на Московском международном авиационно-космическом салоне (МАКС) в 2011 г. После этого на Т-50-1 появились различные усиливающие дополнения. планеры. Структура серийного самолета будет значительно улучшена». Помимо вышеупомянутой аварии с Т-50-5, было несколько инцидентов, в которых у самолетов возникли проблемы с двигателем. В августе 2011 года у Т-50-2 произошел отказ компрессора двигателя, что привело к прерванному взлету. Во время испытательного полета в апреле 2015 года у Т-50 треснул фонарь кабины.

Согласно опубликованным планам, Минобороны России надеялось заявить о начальной боевой готовности и запустить полномасштабное серийное производство Т-50 к концу декабря 2016 года. , призвал приобрести 60 Т-50 к 2020 году. Эти планы не будут реализованы, и Минобороны России начало составлять планы на случай непредвиденных обстоятельств в свете задержек с программой ПАК ФА и, возможно, более широких опасений по поводу его возможностей. В марте 2015 г. заместитель министра обороны России Юрий Борисов объявил, что к 2020 г. может быть закуплено меньшее количество Т-50, возможно, не более двенадцати9.0045 Два тандемных отсека вооружения между двигателями предназначены для размещения до четырех ракет средней дальности «Вымпел» К-77М «воздух-воздух» (ЗРК), а две ЗРК «Вымпел» К-74М2 малой дальности могут нести в подкрыльевых обтекателях. (Сухой)

Шансы Т-50 снижаются из-за наличия истребителей Су-30СМ и Су-35, последних модификаций семейства Flanker. Эти два более дешевых варианта, уже находящиеся на вооружении ВВС РФ, представляют собой альтернативу Т-50, по крайней мере, в краткосрочной и среднесрочной перспективе.

The Indian Connection

Так же, как заказы Минобороны Индии позволили Сухому разработать многоцелевой истребитель Су-30МКИ (сейчас состоит на вооружении ВВС Индии, который, в свою очередь, был «русизирован» как Су-30СМ для ВВС РФ), поэтому готовность Индии купить Т-50 окажет значительное влияние на ее дальнейшие перспективы. В январе 2003 года Москва и Нью-Дели подписали письмо о намерениях, касающееся совместной разработки того, что Индия называет истребителем пятого поколения (FGFA). В октябре 2007 г. последовало межправительственное соглашение. В декабре 2010 г. был подписан контракт на эскизный проект FGFA9.0045

Сухой и Hindustan Aeronautics Limited (HAL) совместно разрабатывают истребитель на базе Т-50. Для версии ВВС Индии (IAF) запланирован ряд изменений, в том числе добавление радара Тихомирова НИИП Н079 вместо радара Н036 Белка на Т-50 РуВФ, а также экспортных версий систем противодействия и системы управления вооружением. , Например.

Как и их российские коллеги, когда дело доходит до FGFA, представители Министерства обороны Индии представили набор нереалистичных целей по срокам (включая запуск производства в Индии в 2018-19 гг.).) и угрозы сокращения общего количества приобретений. В начале 2015 года начальник штаба ВВС Индии главный маршал авиации Аруп Раха подтвердил, что количество истребителей, которое Индия приобретет, еще не определено и будет зависеть от финансовых факторов.

Ангад Сингх, оборонный аналитик из Нью-Дели, предполагает, что наиболее важным фактором, с которым сталкивается FGFA, является тот факт, что это межправительственная программа, а это означает, что ее окончательная судьба зависит от политического решения, а не от IAF. «ВВС неоднократно заявляли о готовности пожертвовать FGFA, если это означает, что они смогут увеличить количество истребителей в краткосрочной перспективе. Чрезвычайно дорогая программа MMRCA (Medium Multirole Combat Aircraft), а теперь и межправительственная сделка по приобретению истребителя Dassault Aviation Rafale-F3, имеют приоритет в штаб-квартире (IAF), и многочисленные заявления нескольких офицеров указывают на то, что они готовы отодвиньте или уменьшите (или и то, и другое) FGFA в пользу более быстрой покупки четвертого поколения ».

Г-н Сингх также считает, что IAF недовольны текущими или даже обещанными возможностями FGFA. «Они никогда не признаются в этом публично, но парк Су-30МКИ — это огромная головная боль с точки зрения надежности, особенно с двигателями».

В качестве силовой установки Т-50 в настоящее время использует два ТРДД Сатурн/Рыбинск АЛ-41Ф1 с вектором тяги. Несмотря на свое новое название, как указывает г-н Сингх, двигатель АЛ-41Ф1 по сути представляет собой модернизацию двигателя АЛ-31Ф, используемого в истребителях Су-27/Су-30, хотя и с усовершенствованиями, включая вентилятор большего диаметра, новые турбины высокого и низкого давления, модернизированная камера сгорания и новая система полного цифрового управления двигателем (FADEC), с помощью которой двигатель управляется полностью компьютеризированным способом. По словам г-на Бутовски, двигатели АЛ-41Ф1 будут устанавливаться на истребители Т-50 «как минимум до 2020 года». Ожидается, что после этой даты они будут оснащены ТРДД «Изделие-30» совершенно новой конструкции. 900:45 На данный момент Т-50 оснащен парой ТРДД Сатурн/РыбинскАЛ-41Ф (Изделие 117) с управляемым вектором тяги. Этот двигатель является развитием двигателя 117С, уже опробованного на истребителе Су-35С. Примерно к 2020 году для Т-50 должен быть готов совершенно новый двигатель «Изделие 30». (Сухой)

Г-н Сингх продолжает: «Как оператор нескольких типов российских истребителей, ВВС знакомы с российскими технологическими ограничениями… Нет уверенности в том, что двигатели «Изделие-30» будут доставлены вовремя и в соответствии со спецификациями». Доверие Индии к Т-50 также подрывается нежеланием России делиться данными испытаний и участвовать в оценке прототипа. «Офицеры ВВС невероятно недовольны тем, что русские не позволяют им заполучить даже прототипы Т-50. Индийская делегация присутствовала, когда Т-50-5 загорелся, и, как сообщается, русские не сказали им, что пошло не так, и не подпустили их к самолету после того, как пожар был потушен. Такое поведение расстраивает потенциальных клиентов».

Беспокойство Индии усугубляется решением ВВС Великобритании ввести в строй лишь небольшую партию серийных Т-50, прежде чем переходить к полномасштабному производству. Однако, за исключением Индии, экспортные перспективы Т-50 несколько ограничены. «Классический рынок топового российского оборудования — Китайская Народная Республика (КНР)», — отмечает г-н Бронк. Однако КНР пошла по другому пути разработки собственных перспективных истребителей. «Похитив так много данных, КНР находится в лучшем положении для разработки отечественных истребителей пятого поколения. Что касается стран, готовых покупать истребители у России, то им, как правило, необходимо укреплять свою ПВО быстро и, прежде всего, дешево». Хотя были заявления о том, что стоимость единицы Т-50 будет «сопоставима с последней серией Flanker (Су-35)», г-н Бронк считает, что это явно нереально. Кроме того, при наличии и серийном производстве Су-35 этот вариант сам по себе представляет собой очень выгодную сделку. «За 65 миллионов долларов мало что может сравниться с Су-35», — добавляет он.

В то время как КНР разрабатывает свои собственные сопоставимые истребители пятого поколения, Индия надеялась, что присоединение к России для совместной разработки FGFA обеспечит фору для ее собственной аэрокосмической промышленности. «Пока мало ясности в отношении индийского промышленного участия, за исключением того факта, что HAL должна стать ведущим интегратором индийского производства», — говорит г-н Сингх. «О промышленном участии говорить в любом случае рано, поскольку все, похоже, пошло наперекосяк. Русские сделали большую часть, если не всю работу по развитию. Если Индия заплатит 6 миллиардов долларов, которые просили русские, они, по сути, будут платить за инструкции по созданию истребителя, разработка которого почти завершена. Я думаю, что даже русские признали это и пересмотрели свой спрос примерно до 3,7 миллиарда долларов».

Программа FGFA также осуществляется на фоне серьезных бюджетных ограничений в МО Индии. Текущие приоритеты включают восстановление подводного флота ВМС Индии, а также механизацию и модернизацию индийской армии. «ВВС США необходимо восполнить критическую нехватку истребителей», — добавляет г-н Сингх. «В силу того, что FGFA находится дальше по списку в хронологическом порядке, ему просто не уделяется много внимания со стороны ВВС, Минобороны и администрации в целом».

Даже если Т-50 не продвинется вперед, Россия все же может воспользоваться ее опытом разработки боевого самолета пятого поколения. Г-н Бронк предвидит ситуацию, при которой Россия может экспортировать свой опыт, полученный в рамках программы, в другие страны, работающие над созданием перспективных истребителей. За пределами Индии к ним в настоящее время относятся КНР, Республика Корея и Турция.

Завершая свой анализ перспектив FGFA в Индии, г-н Сингх сказал Armada, : «Лично я не высоко оцениваю шансы FGFA на успех. Это дорого, и поэтому даст МО паузу, в то время как НВФ просто не хочет его в его нынешнем или предлагаемом виде. Но в мире политики и дипломатии все может измениться. Если дело дойдет до того, чтобы подарить русским подарок после того, как они игнорировали их в пользу американцев и европейцев в столь многих военных закупках за последнее десятилетие или около того, 4 миллиарда долларов могут оказаться очень выгодными в конце концов».

В настоящее время ясно, что программа FGFA находится в тупике, и во многом будущий успех Т-50 зависит от этого фактора. «Теперь нет уверенности в том, что график программы не соблюдается», — говорит г-н Сингх. «Две страны должны были подписать контракт на НИОКР сразу после заключения контракта на предварительное проектирование. Но когда на стадии НИОКР возникли технические проблемы и проблемы с распределением работ, контракт застопорился и с тех пор застопорился».

Для г-на Бронка Т-50 ограничен тем фактом, что его конструкция представляет собой «дом на полпути», в котором достигнуты компромиссы с точки зрения малой радиолокационной эффективной площади (ЭПР) для обеспечения максимальной маневренности. «С Т-50 Сухой преследует странный гибрид с точки зрения технологической доктрины. Было сделано много жертв с точки зрения очень низких наблюдаемых характеристик, чтобы улучшить маневренность. Не было особого интереса с точки зрения ситуационной осведомленности (датчик и система связи самолета) или скрытности во всех аспектах».