Содержание

ГАЗ-66 (Каталог 1983 г.) ( каталог 1983г.) (66-01, 66-05)- описание, характеристики, история.

ГАЗ-66 выпускался Горьковским автозаводом с 1964 по 1999 г. Модель ГАЗ-66-11 выпускалась с 1985 г. Кузов — металлическая платформа армейского типа с откидным задним бортом, продольными откидными сиденьями, боковыми и передней съемными решетками, предусмотрена установка дуг и тента.

Кабина — двухместная, расположена над двигателем, откидывается вперед, оборудована местами крепления ремней безопасности и спальным местом. Сиденье водителя регулируется по длине и углу наклона спинки.

Ранее выпускался автомобиль ГАЗ-66-01 (1964-1985 гг.).

Основной прицеп — ГКБ-8302 (армейский).

 

Модификации автомобиля:

  • ГАЗ-66-12 — с лебедкой: ГАЗ-66-14 — с экранированным электрооборудованием;
  • ГАЗ-66-15 — с экранированным электрооборудованием и лебедкой;

экспортные:

  • ГАЗ-66-81 для стран с умеренным климатом;
  • ГАЗ-66-61 для стран с тропическим климатом;
  • шасси ГАЗ-66-11 для специализированных автомобилей.

ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Снаряженная масса (без лебедки), кг 3440
В том числе:  
на переднюю ось, кг 2125
на заднюю ось, кг 1315
Полная масса (с дополнительным снаряжением), кг 5770
В том числе:  
на переднюю ось, кг 2715
на заднюю ось, кг 3055
Допустимая масса прицепа, кг 2000
Максимальная скорость автомобиля, км/ч 90
То же, автопоезда, км/ч 80
Минимальная устойчивая скорость, км/ч 3
Время разгона автомобиля до 60 км/ч, с 30
Максимальный преодолеваемый подъем автомобилем, град 31
То же, автопоездом, град 20
Тормозной путь автомобиля с 50 км/ч, м 25
То же, автопоезде, м 26,5
Контрольный расход топлива автомобиля при скорости 60 км/ч, л/100 км, л 20
Выбег автомобиля с 50 км/ч, м 500
Глубина преодолеваемого брода с твердым дном при номинальном давлении воздуха в шинах, м 1,0
Радиус поворота:  
по внешнему колесу, м 9,5
габаритный, м 10,0
Двигатель
Модификация ЗМЗ-66-06, оборудованный компрессором для подкачки шин и привода тормозов прицепа. Основные данные двигателя, а также коробки передач см. Автомобили ГАЗ-53-12 и ГАЗ-3307.
Трансмиссия
Раздаточная коробка — двухступенчатая, передаточные числа: I — 1,982; II — 1,0, управление раздаточной коробкой — двумя рычагами. Отбор мощности от раздаточной коробки — до 29,4 кВт (40 л.с.). Карданная передача состоит из трех карданных валов. Главная передача ведущих мостов — гипоидная, передаточное число — 6,83, дифференциал — кулачкового типа. Поворотные кулаки имеют шарниры равных угловых скоростей.
Колеса и шины
Колеса — дисковые 8.00СУ-18 с разъемным ободом. Кропление на 6 шпильках. Шины — с регулируемым давлением воздуха 12,00-18 (320-457), мод. К-70. Номинальное давление воздуха в шинах передних и задних колес — 2,8 кгс/см2, минимальное — 0,5 кгс/см2. Число колес 4+1.
Подвеска  
Зависимая: передняя и задняя на полуэллиптических рессорах с амортизаторами, концы коренных листов установлены в резиновых подушках опорных кронштейнов.
Тормоза
Рабочая тормозная система — с барабанными механизмами (диаметр 380 мм, ширина накладок — 80 мм), двухконтурным гидравлическим приводом (раздельным по осям) с гидровакуумным усилителем в каждом контуре, оборудована двухпроводным пневмовыводом для тормозов прицепа. Стояночный тормоз — трансмиссионный, барабанный (диаметр 220 мм, ширина накладок 60 мм), установлен на раздаточной коробке, привод — механический. Запасной тормоз — каждый контур рабочей тормозной системы.
Рулевое управление
Рулевой механизм — глобоидальный червяк с трехгребневым роликом, передаточное число — 21,3. Имеется разнесенный гидравлический усилитель.
Электрооборудование
Напряжение 12 В, аккумуляторная батарея 6СТ-75ЭМ, 6СТ-75ЭР, 6СТ-75ТМ или 6СТ-75ТР, генератор Г287, регулятор напряжения РР132А, стартер СТ230-А1, коммутатор зажигания 13.
3734-01, Добавочный резистор — 14.3729, аварийный вибратор 51.3747.
Заправочные объемы и рекомендуемые эксплуатационные материалы
Топливные баки, л 2х105
бензин А-76
система охлаждения, л 25,5
тосол А-40 (допускается вода)
система смазки двигателя, л 10
масла М-8Вр, М-6/10В (ДВ-АСЗп-10В), зимой — масло АСЗп-6 заменитель — всесезонно АСЗп-10
гидроусилитель рулевого привода, л 1,8
масло марки Р (заменитель — масло веретенное АУ)
картер коробки передач, л 3,0, при температурах до −25°С — ТАп-15В (заменители ТСп-15К, ТСп-Мгип) при температурах до −45°С — ТСп-10 (заменители, смесь масла ТАП-15В или ТСп 15к с 10-15% диз. топлива З или А или масло ТСз-9гип)
картер раздаточной коробки, л 1,5; масло для коробки передач
картер заднего моста, л 6,4
картер переднего моста, л 7,7; масло ТСп-14гип. при температурах ниже −35°С смесь масла ТСп-14гип с 10-15% диз. топлива З или А заменитель ТСз-9гип
гидравлический привод тормозов и сцепления, л 1,35; жидкость ГГЖ-22М (заменитель жидкость «Нева», «ТОМЬ» )
Амортизаторы, л 4х0,4; амортизаторная жидкость АЖ-12Т (заменитель — масло МГЕ-10А)
поворотные кулаки переднего моста, кг 1,0; смесь 70% Литола-24 и 30% масла ТАп-15В
Масса агрегатов, кг
Раздаточная коробка с тормозом 57
передний мост 350
кузов 446
кабина в сборе 360
рама 290
рессора 46
колесо с шиной
118
карданная передача 36

ГАЗ 66 (4×4) бортовой автомобиль — фото, характеристики, схема, описание

Модель ГАЗ‑66 ГАЗ‑66А ГАЗ‑66‑02 ГАЗ‑66‑01 ГАЗ‑66‑11 ГАЗ‑66‑12 ГАЗ‑66‑16 ГАЗ‑66‑21 ГАЗ‑66‑22 ГАЗ‑66‑41 ГАЗ‑66‑40 ГАЗ‑66‑42
Годы производства 1964 — 1968 1968 — 1984 1985 — 1996 1991 — 1992 1992 — 1994 1993 — 1995 1995 — 1999
Грузоподъемность, кг 2000 2300 3500 2000
3500
Масса буксируемого прицепа, кг 2000
Полная масса, кг 5650 5850 5650 5770 5940 6040 нд 6350 нд
Снаряженная масса, кг 3440 3640 3440 3610 3710 нд 4100 нд
Габаритные размеры (ДхШхВ), мм 5655 х 2342 х 2440 5700 х 2342 х 2440 5655 х 2342 х 2440 5805 х 2525 х 2490 5920 х 2635 х 2490 нд 5920 х 2635 х 2490 нд
Размеры платформы (ДхШхВ), мм 3330 х 2050 х 890 3313 х 2050 х 890 3390 х 2145 х 900 3490 х 2170 х 510 3390 х 2145 х 900 3490 х 2170 х 510
Колесная база, мм 3300
Дорожный просвет, мм 315 335 265 315 265
Колея передних/ задних колес, мм 1800/ 1750 1820/ 1750 1800/ 1770 1800/ 1690 1820/ 1770 1800/ 1690
Наружный радиус поворота, м 9,5 11 9 9,5 9
Максимальная скорость, км/ч 85 90 85 90 85
Расход топлива, л/100 км 31,5 22 30 16,5 16 17,5
Объем топливного бака, л 105 х 2 105 105 х 2 105
Запас хода, км 666 950 350 630 1310 600
Двигатель
Модель ЗМЗ-66 ЗМЗ-66-06 ЗМЗ-513. 10 ГАЗ-5441.10 (по лицензии Deutz)
Тип, кол-во тактов, цилиндров карбюраторный, четырехтактный, 8-ми цилиндровый, дизель, 4-х цилиндровый, рядный, воздушного охлаждения
Расположение цилиндров V-образный, верхнеклапанный, жидкостного охлаждения с турбонаддувом, с охлаждением наддувочного воздуха
Диаметр цилиндра, мм 92 105
Ход поршня, мм 80 120
Рабочий объем, л 4,25 4,15
Степень сжатия 6,7 16
Мощность двигателя, л.с. (кВт) 115 (84,6)  120 (88,5)  125 (92)  85 (62,5) 116 (85)
при 3200 об/мин при 3200-3400 об/мин при 2800 об/мин при 2600 об/мин
Крутящий момент, кГс*м (Нм) 29 (284,4)  29 (284,5)  30 (294)  24 (235) 39 (382)
при 2000-2200 об/мин при 2000-2500 об/мин при 1600 об/мин при 1600-1800 об/мин
Трансмиссия
Сцепление однодисковое, сухое
Коробка передач механическая, 4-х ступенчатая (синхронизаторы 3, 4 передачи) механическая, пятиступенчатая (синхронизаторы 3, 4, 5 передачи) механическая, 4-х ступенчатая (синхронизаторы 3, 4 передачи)
Раздаточная коробка 2-х ступенчатая (1:1 и 1,963:1) 2-х ступенчатая (1:1 и 1,982:1)
Главная передача коническая, гипоидного типа (6,83:1) коническая, гипоидного типа (6,17:1) коническая, гипоидного типа (6,83:1) коническая, гипоидного типа (6,17:1) коническая, гипоидного типа (6,83:1)
Размер шин 12. 00-18″ 320-457 (12.00-18″) 12.00R18″/КИ-115 8.25R20″/ К-84 или К-55А 12.00-18″/К-70 или 12.00R18″/КИ-115 12.00R18″/КИ-115 8.25R20″/ К-84 или К-55А
Проходимость
Преодолеваемый брод, м 0,8 1 1
Преодолеваемый подъем, град. 30 31 31

ГАЗ-66 технические характеристики


Оснащение ГАЗ-66

Оснащение ГАЗ-63

ГАЗ-66 технические характеристики

ТипДвухосный грузовой автомобиль
Грузоподъёмность2000 кг.
Разрешенная максимальная масса5600 кг.
Габариты
Длина5805 мм.
Ширина2322 мм.
Высота по тенту2520 мм.
Колесная база3300 мм.
Дорожный просвет315 мм.
Глубина приодолеваемого брода1 м.
Двигатель ГАЗ-66 бензиновый
МаркаЗМЗ-513
Рабочиц объём4254 см3
Мощность115 л.с.
Количество цилиндров8
КонфигурацияV
Порядок работы цилиндров1-5-4-2-6-3-7-8
Количество клапанов16
Материал БЦ и ГБЦалюминий
Диаметр поршня92 мм.
Ход поршня80 мм.
Рекомендованное топливоА-76, А-80, газ
Питание карбюраторК-126, К-126Б, К-126М
Двигатель ГАЗ-66 дизельный
МаркаД-245
Рабочиц объём4750 см3
Мощность117-122 л. с.
Количество цилиндров4
КонфигурацияV
Порядок работы цилиндров1-3-4-2
Количество клапанов8
Материал БЦ и ГБЦалюминий
Диаметр поршня110 мм.
Ход поршня125 мм.
Трансмиссия ГАЗ-66
КППМеханическая 4-х ступенчатая
Раздаточная коробкаС понижающей передачей и отключаемым передним мостом
ПриводЗадний или полный
КолесаСпециальные 8,00-18. Шины 12,00-18.
Максимальная скорость95 км/ч
Расход топлива/марка топлива21 л./А-72,А-76,АИ-80
Ёмкость топливных баков210 л.
Ёмкость АКБ75 А/ч

ГАЗ-66 модификации

ГАЗ-66 модификации и специализированные кузова
ГАЗ-66 (1964—1968)базовая модель без централизованной системы подкачки шин
ГАЗ-66А (1964—1968)базовая модель с лебёдкой
ГАЗ-66Б (с 1966)авиадесантный складной крышей и откидной рамкой стекла
ГАЗ-66Д (1964—1968)шасси с коробкой отбора мощности
ГАЗ-66Пседельный тягач (опытный)
ГАЗ-66Э (1964—1968)модель с экранированным электрооборудованием
ГАЗ-66-01 (1968—1985)базовая модель с централизованной системой регулирования давления воздуха в шинах
ГАЗ-66-02 (1968—1985)базовая модель с лебёдкой
ГАЗ-66-03 (1964—1968)с экранированным электрооборудованием
ГАЗ-66-04 (1968—1985)— шасси с экранированным электрооборудованием
ГАЗ-66-05 (1968—1985)с экранированным электрооборудованием и лебедкой
ГАЗ-66-11 (1985—1996)модернизированная базовая модель
ГАЗ-66-12 (1985—1996)модернизированная базовая модель с лебёдкой
ГАЗ-66-14 (1985—1996)шасси с экранированным электрооборудованием и коробкой отбора мощности
ГАЗ-66-15 (1985—1996)с экранированным электрооборудованием и лебёдкой
ГАЗ-66-16 (1991—1993народнохозяйственная модификация с двухскатной ошиновкой заднего моста и деревянной платформой, грузоподъёмность 3,5 т
ГАЗ-66-21 (1993—1995)народнохозяйственная модификация с удлинённым шасси, усиленными мостами
ГАЗ-66-30 ГАЗ-66-31шасси для самосвалов
ГАЗ-66-41 (1992—1995)с безнаддувным дизелем ГАЗ-544
ГАЗ-66-40 (1995—1999)с турбодизелем ГАЗ-5441
ГАЗ-66-92 (1987—1995)северный вариант
ГАЗ-66-96шасси для вахтовых автобусов
ГАЗ-66 Экспортные модификации и специализированные кузова
ГАЗ-66-511968—1985
ГАЗ-66-521968—1985 — с лебёдкой
ГАЗ-66-811985—1995 — для стран с умеренным климатом
ГАЗ-66-911985—1995 — для стран с тропическим климатом
АС-66санитарный автомобиль, предназначенный для эвакуации раненых
ДДА-2дезинфекционно-душевая установка
ГЗСА-731, 983А, 947, 3713, 3714фургоны
ГАЗ-САЗ-3511самосвал сельскохозяйственного назначения на шасси ГАЗ-66-31

ГАЗ-66 фотографии

фотография ГАЗ-66

фотография ГАЗ-62

фотография двигатель ГАЗ-66

фотография передний мост ГАЗ-66

фотография ГАЗ-66 десантный


Спецавтомобиль газ 66 14.

Конструктивные особенности и характеристики

Во второй половине 20 века на протяжении тридцати пяти лет в Горьком на ГАЗ выпускался один из самых удачных автомобилей советского времени — грузовой автомобиль с двумя осями и полноприводной марки ГАЗ-66.

В период с 1964 по 1999 год было выпущено чуть менее одного миллиона этих автомобилей в различных модификациях.

Описание базовой модели

Платформой для вездехода ГАЗ-66 послужил ГАЗ-62, который собирали в пятидесятых годах на заводе в Горьком.

Эта машина имела характерную для того времени конструкцию кабины с рулонной матерчатой ​​крышей и съемными надставками дверей.

Создатели нового полноприводного автомобиля сохранили общую компоновку кабины, расположенной над двигателем. Только теперь он стал цельнометаллическим.

Запасное колесо располагалось вертикально за кабиной, перед кузовом. В результате при уменьшении габаритных размеров всего автомобиля удалось увеличить размеры грузовой платформы и опустить ее посадку, облегчив тем самым погрузку/разгрузку.

Платформа кузова грузовика металлическая с деревянной решеткой и откидными бортами на задней стороне. В задней части имелись складные скамейки для перевозки людей.

Первый базовый ГАЗ-66-1 имел грузоподъемность две тонны. Различные модификации на этом шасси выпускались вплоть до середины восьмидесятых годов.

За это время для нужд Вооруженных Сил, сельского хозяйства и местностей со сложными дорогами были созданы такие модификации как:

  • «66А» с лебедкой;
  • «66Э» или «66-03» — машина, оборудование которой экранировано;
  • модификация, предназначенная для десантирования с военно-транспортного самолета, имеющего маркировку «66Б» . Он имел откидную крышу, откидную переднюю раму с триплексом и РУ с откидной колонкой;
  • одиночных опытных экземпляров — ГАЗ-4 с колесной формулой 6х6 и «66П» в качестве седельного тягача.

Отличительной чертой первых автомобилей ГАЗ-66-1 было отсутствие автоматической подкачки воздуха в колеса.

В середине восьмидесятых годов с конвейера сошел модернизированный вариант этого вездехода под маркировкой ГАЗ-66-11.

На него установили компрессор с приводом от двигателя для автоматического поддержания нужного давления в колесах, что, по словам владельцев, достаточно удобно.

Благодаря техническим характеристикам автомобиля, таким как грузоподъемность четыре тонны, на базе ГАЗ-66 можно было устанавливать КУНГи и спецоборудование в разных комплектациях. В книгах можно найти следующие параметры автомобиля:


КУНГ различной комплектации

Надежная рама из высокопрочной стали, составляющая основу автомобиля ГАЗ «66-11», позволяет устанавливать на нее два ведущих моста с рессорной подвеской, двигатель с элементами трансмиссии , кабина, поднимающаяся на петлях и открывающая возможность работы с двигателем, а также различные варианты кузова.

Эти автомобили имели следующие особенности и характеристики:

Шасси «66-11», на которые монтировались специализированные КУНГи или кузова, получили отдельную маркировку. Например, для народного хозяйства произведено:

  • передвижные мастерские по ремонту сельскохозяйственной техники;
  • для медицинских нужд — поликлиника на колесах ;
  • грузовые автомобили для перевозки хлебобулочных изделий, почтовых отправлений или медикаментов;
  • передвижная буровая установка ;
  • вахтовые автобусы с теплым кузовом — НЗАС-3964 и Волгарь-39461;
  • также выпускался полноприводный автобус ПАЗ-672 — ПАЗ-3201.

Знаете ли вы рабочие параметры дизельного двигателя?

По этому вы узнаете самые распространенные модели полуприцепов Grunwald.

Наибольшее количество таких спецавтомобилей было выпущено для армейских нужд:

Выводу этой машины из штатного армейского расписания способствовали боевые действия в Афганистане.

Выяснилось, что при реальном подрыве на мине экипаж машины, находившийся в кабине, получил значительные повреждения. Это было связано с тем, что кабина находилась над колесами, то есть в зоне подрыва.

В девяностых годах на базе этого вездехода был спроектирован ГАЗ-3308 Садко, на котором силовая установка располагалась впереди.

Тем не менее в десантных и пограничных войсках ГАЗ-66 до сих пор используется благодаря своим уникальным качествам.

Варианты двигателя для автомобиля

Важно! На этот автомобиль впервые в СССР был установлен V-образный двигатель, имевший восемь цилиндров объемом 4254 куб. см и мощностью 120 л. из.

Маркировка ДВС — ЗМЗ 66-06 производства Заволжского моторного завода.

В течение двух лет, с 1991 по 1993 год, выпускалась версия 66-16 с двигателем внутреннего сгорания ЗМЗ-513.10 для эксплуатации в особо тяжелых условиях. Мощность этого двигателя составляет 125 л.с. из. с крутящим моментом 294 Нм при 2000 об/мин.

В начале девяностых годов ХХ века на «66-е» устанавливался дизельный двигатель ГАЗ-544, эти автомобили имели маркировку «66-41». Этот дизель имел мощность 85 л.с. из. Крутящий момент составляет 235 Нм при 1600 об/мин.

Позже стали монтировать турбированный дизель ГАЗ-5441 марки . Эта версия автомобиля имеет маркировку ГАЗ «66-40» и имеет улучшенные технические характеристики.

Этот турбированный дизель при 1600 об/мин имеет мощность 116 л.с. из. и выдает расход топлива 17 литров при 25 л на карбюраторных ДВС.

Особенности конструкции раздаточной коробки

Раздаточная коробка на машине предназначена для усиления крутящего момента и его распределения, а также передачи его на передний и задний мосты.

Кроме того, РК «66-11» имеет конструкцию отключения и включения переднего ведущего моста.
Конструктивно включает:

  • вал карданный, на котором имеется подвижная шестерня для соединения прямой и понижающей передачи;
  • промежуточный вал . Он также имеет шестерни. Одно колесо включает редуктор, второе, подвижное, служит для включения мостов;
  • в наличии приводной вал заднего моста ;
  • приводной вал переднего моста ;
  • Механизм управления , имеющий рычаги переключения передач и тяги.

Для автомобилей, эксплуатируемых в особо тяжелых условиях, на раздаточной коробке устанавливается дополнительный редуктор с двумя понижающими передачами, чтобы еще больше увеличить тяговое усилие ведущих колес.

Раздаточная коробка для ГАЗ-66 сейчас продается по цене 12 тысяч рублей.

Что такое лебедка

На ГАЗ-66 модификаций 02, 05, 12, 15, 52 (экспортная версия) устанавливалась механическая лебедка, которая приводилась в движение от коробки отбора мощности через два карданных шарнира и промежуточный подключение поддержки.

Такая лебедка превосходит электрическую конструкцию по всем параметрам, особенно учитывая тяжелые условия эксплуатации машины.

Длина троса на лебедке 50 метров, толщина 16 мм. Тяговая нагрузка на прямой трос около трех с половиной тонн. Лебедка оборудована тормозом.

Механическая лебедка на «66» достаточно проста и не подвержена поломкам. Его можно использовать во влажной и грязной среде, не опасаясь сломать эту лебедку.

Цены

С 1999 года этот полноприводный автомобиль не производится, а новые можно найти только при продаже конверсионных автомобилей. Такие ГАЗ-66, особенно с КУНГами, продаются по цене от 400 тысяч рублей.

Бортовые автомобили имеют значительно более низкую цену – от 250 тыс. руб. Подержанные автомобили оцениваются на рынке по-разному и стоят от 70 000 до 200 000 рублей.

В следующем видео более подробно рассказывается история создания и эксплуатации автомобиля ГАЗ-66, а также его общие технические характеристики:

ГАЗ-66 — популярный советский грузовик с кабиной, расположенной над силовой установкой, колесной формулой четыре на четыре и грузоподъемностью 2000 кг. Модель считается самым массовым полноприводным 2-осным грузовиком. Пик популярности автомобиля пришелся на 1960-1980-е годы.

Дебютные модели автомобиля были представлены в 1962 году. Грузовик позиционировался как улучшенная версия 1,2-тонного ГАЗ-62, нуждавшегося в замене. Модель также вытеснила другую продукцию Горьковского автозавода — ГАЗ-63, производство которого окончательно было завершено к 1968.

Вошел в серию ГАЗ-66 летом 1964 года. Через 4 года модель приобрела функцию регулирования давления в шинах. В этот период автомобиль получил главный приз на Московской выставке современной техники. В 1967 году грузовик получил признание и за границей, удостоившись «золота» в Лейпциге. Спустя два года модель получила национальный Знак качества. Автомобиль экспортировался практически во все социалистические страны.

Грузовик пользовался большой популярностью в народном хозяйстве и Советской армии. Позже его приняли на службу в русскую армию.

Видео об истории создания

Серийное производство ГАЗ-66 прекращено в 1995 году. На смену ему пришла модель ГАЗ-3308 Садко. Производство автомобиля было окончательно завершено летом 1999 года. Всего Горьковский автозавод собрал свыше 965 000 экземпляров ГАЗ-66.

Модель отличалась повышенной проходимостью и предназначалась для работы в сложных дорожных условиях и бездорожье. Высокий дорожный просвет, двухосный самоблокирующийся дифференциал и функция регулировки давления в шинах улучшили ходовые качества. Еще одной важной особенностью автомобиля стало сбалансированное расположение центра тяжести, обеспечивающее практически одинаковую нагрузку на заднюю и переднюю оси. К недостаткам автомобиля можно было отнести ограниченный объем кабины и ее расположение над колесами. Это сделало модель более компактной, но менее защищенной. Осмотр мотора производился путем откидывания кабины. Двигатель также был защищен несъемным кожухом. Перегрузить машину было невозможно, так как в ее конструкции использовались одинарные рессоры.

Для отдыха в машине можно было использовать брезентовую кровать, используемую по аналогии с гамаком.

Горьковский автомобильный завод выпускал следующие модификации ГАЗ-66:

  1. ГАЗ-66-1 — версия без функции регулировки давления в шинах. Его производство закончилось в 1968 году;
  2. ГАЗ-66А — модель с лебедкой;
  3. ГАЗ-66Б — бортовая модификация с откидной рамой основного стекла, телескопической рулевой колонкой и складной крышей;
  4. ГАЗ-66Д — шасси с коробкой отбора мощности;
  5. ГАЗ-66П — опытный седельный тягач;
  6. ГАЗ-66Э — модификация с экранированным электрооборудованием. Снято с производства в 1968 году;
  7. ГАЗ-66-01 — базовая версия с функцией регулирования давления воздуха в шинах;
  8. ГАЗ-66-02 — вариант с лебедкой;
  9. ГАЗ-66-03 — модель с экранированным электрооборудованием;
  10. ГАЗ-66-04 — шасси с экранированным электрооборудованием;
  11. ГАЗ-66-05 — модификация, получившая лебедку и экранированное оборудование;
  12. ГАЗ-66-11 — улучшенная базовая версия;
  13. ГАЗ-66-12 — улучшенный вариант с лебедкой;
  14. ГАЗ-66-14 — улучшенная модификация с коробкой отбора мощности и экранированным электрооборудованием.

На экспорт выпускались модификации ГАЗ-66-51, ГАЗ-66-52, ГАЗ-66-81 и ГАЗ-66-91.

Потребителям также были предложены специализированные варианты:

  1. АС-66 — скорая помощь;
  2. АП-2 — основной автомобиль медпункта;
  3. ДДА-2 — дезинфекционно-душевая установка;
  4. ГЗСА-731 — фургоны «Хлеб», «Почта» и «Лекарства»;
  5. Р-142 — командно-штабная машина;
  6. МЗ-66 — нефтеналивное судно.

Технические характеристики

ГАЗ-66 благодаря необычной компоновке получился достаточно компактным.

Размеры автомобиля:

  • длина — 5806 мм;
  • ширина
  • — 2322 мм;
  • высота кабины с полной массой — 2490 мм;
  • высота тента
  • – 2520 мм;
  • колесная база
  • – 3300 мм;
  • Колея задних колес
  • – 1750 мм;
  • Колея передних колес
  • — 1800 мм.

Машина имеет дорожный просвет 315 мм. Грузоподъемность модели 2000 кг, а максимальный вес 5940 кг.

Другие характеристики автомобиля:

  • глубина брода — 0,8 м;
  • минимальный радиус поворота — 9,5 м;
  • максимальная скорость — 90 км/ч;
  • время разгона до 60 км/ч — 30 секунд;
  • тормозной пуск при скорости 50 км/ч — 25 м;
  • выбег с 50 км/ч — 500 м;
  • максимальный преодолеваемый подъем 31 градус.

По сравнению с предыдущими версиями модель стала более стабильной. Оптимальное расположение центра тяжести помогало преодолевать различные препятствия во время движения. При этом машина легко проезжала 80-сантиметровые сугробы и броды, показывая себя настоящим грузовиком-вездеходом.

Расход топлива

При скорости 60 км/ч расход топлива ГАЗ-66 составляет 20 л/100 км. В качестве топлива для автомобиля используется бензин А-72, А-76 и АИ-80. Объем топливного бака модели составляет 210 литров.

Двигатель

ГАЗ-66 оснащался V-образным 8-цилиндровым 4-тактным карбюраторным дизельным агрегатом «ЗМЗ-66-06» с жидкостным охлаждением (изготовитель — Заволжский моторный завод). Во многом он был похож на своих предшественников, но имел определенные отличия. Мотор был более компактным и выделялся рядом уникальных решений.

Характеристики двигателя «ЗМЗ-66-06»:

  • рабочий объем — 4,25 л;
  • номинальная мощность — 115 л.с.

В 90-е годы появились версии с дизелем ГАЗ-544 мощностью 85 л.с. и крутящий момент 235 Нм. Эти модификации получили индекс «66-41». Вскоре Горьковский автомобильный завод начал выпускать дизельные модели с турбированным двигателем ГАЗ-5441. Агрегат имел улучшенные характеристики и номинальную мощность 116 л.с.

Фото

Прибор

ГАЗ-66 использовался не только для военных нужд. В строительстве, добыче полезных ископаемых и добыче полезных ископаемых маневренные, неприхотливые и выносливые полноприводные автомобили пользовались большим спросом. Широкий спектр модификаций, построенных на базе базовой версии, значительно расширил возможности автомобиля. В 60-80-х годах прошлого века грузовик использовался повсеместно. Он нашел применение и в сельском хозяйстве.

Базовые версии модели комплектовались стандартным кузовом, представляющим собой металлическую платформу с откидными скамейками. Кроме того, он был накрыт тентом.

ГАЗ-66 комплектовался цельнометаллической кабиной. В нем размещались два унифицированных сиденья — водительское и пассажирское. В салоне предусматривалась организация спального места. Внутреннее пространство было лаконичным. Зимой в салоне было довольно жарко. Капот сильно нагревался, передавая часть тепла салону.


Автомобиль комплектовался 4-ступенчатой ​​коробкой передач, имевшей нестандартное расположение. Он был установлен сзади и справа от водителя. Трансмиссия также включала гидравлическое сцепление и 2-ступенчатую раздаточную коробку. Грузовик имел ведущие мосты гипоидного типа и передний мост с шаровыми опорами. ГАЗ-66 оснащался барабанными тормозами с гидравлическим приводом и гидровакуумным усилителем.

Установленная на автомобиле раздаточная коробка помогла увеличить крутящий момент, а также распределить его на заднюю и переднюю оси. В некоторых модификациях модели был предусмотрен механизм отключения (включения) переднего моста, конструктивно включающий:

  • карданный вал с подвижной шестерней для подключения понижающей и прямой передачи;
  • промежуточный вал с шестернями;
  • приводной вал заднего моста;
  • механизм управления;
  • приводной вал переднего моста.

Некоторые версии автомобиля получили механическую лебедку, усилие на которую подавалось через коробку отбора мощности. По своим параметрам он значительно превосходил электрическую версию. Длина троса составляла 50 метров, тяговая нагрузка — 3,5 тонны.

Стоимость ГАЗ-66 б/у и с консервации

Производство ГАЗ-66 закончилось в 1999 году, но в продаже до сих пор много автомобилей этой модели. Довольно часто можно встретить грузовики, снятые с консервации. Версии последних лет выпуска с КУНГами доступны по цене от 400 000 рублей. Бортовые модификации можно приобрести по более низкой стоимости – от 250 000 рублей. В то же время на рынке есть более дешевые варианты (70 000-100 000 руб.). Однако их состояние оставляет желать лучшего.

Прокат автомобилей не популярен.

Аналоги

Аналогами ГАЗ-66 можно назвать модели ЗИЛ-131, ГАЗ-63 и ГАЗ-3308.

На Горьковском автомобильном заводе в 1964 году был разработан и запущен в производство грузовой автомобиль ГАЗ 66. Сначала на него устанавливался одноименный двигатель ГАЗ 66, после чего его заменили на более мощный ЗМЗ 66-06. Начиная с 1980 года автомобили ГАЗ 66 стали агрегатироваться с двигателями ЗМЗ 511, сегодня устанавливается ЗМЗ 513. Автомобиль ГАЗ 66 относится к категории полноприводных грузовиков. Этот уникальный грузовик продолжает пользоваться большой популярностью благодаря отличным внедорожным характеристикам.

Технические характеристики двигателя ГАЗ 66

тип двигателя Карбюратор (К-126, К-135)
Количество цилиндров 8
Количество циклов 4
Макет U-образный двигатель
Тип системы охлаждения жидкость
Объем двигателя ГАЗ 66, ЗМЗ 511 4, 254 литра
Мощность двигателя ГАЗ 66, ЗМЗ 511 120 лошадиных сил
Момент затяжки 284,4 Нм (при 2500 об/мин коленчатого вала)
Диаметр цилиндра 92 мм
Длина хода 80 мм
Масса двигателя 262 кг
Степень сжатия 6,7
Израсходованное топливо Бензин марки А-76 (низкооктановый)
Количество расходуемого топлива на 100 км от 20 до 25 литров
Формула включения цилиндра 1-5-4-2-6-3-7-8

В конструкцию двигателя ГАЗ 66 входит предпусковой подогреватель марки ПЖБ 12.

Область применения двигателя ЗМЗ 511 и его модификаций — среднетоннажные грузовики:

  • ГАЗ-53;
  • ГАЗ-66;
  • ГАЗ-3307;
  • ГАЗ-66-1;
  • ГАЗ-66А, Б, Д, П, Е;
  • ГАЗ-66-01, 02, 03, 04, 05, 11, 12, 14, 15, 16.

На базе ЗМЗ 511 создана модификация ЗМЗ 513. Данная модель двигателя предназначена для автомобилей, работающих в тяжелых условиях:

  1. Военная техника.
  2. Перевозка грузов по пересеченной местности и др.

Новый силовой агрегат имеет ряд существенных отличий от базовой модели:

  1. Вес двигателя ЗМЗ-513 275 кг.
  2. Поддон двигателя имеет другую конфигурацию.
  3. Рабочие элементы электрооборудования экранированы.

Конструктивные особенности двигателя ГАЗ 66 (ЗМЗ 511)

Бензиновый двигатель внутреннего сгорания имеет систему питания карбюраторного типа.

  1. Цилиндры диаметром 92 мм расположены под прямым углом.
  2. Расстояние между осями соседних цилиндров 123 мм.
  3. Поршни приводят в движение коленчатый вал.
  4. Двигатель оборудован закрытой системой охлаждения жидкостного типа.
  5. Охлаждающая жидкость циркулирует под действием специального насоса — принудительное охлаждение.
  6. Система смазки работает как под давлением, так и методом масляного распыления — комбинированная.


Материал для изготовления блока цилиндров – отливка из алюминиевого сплава АЛ-4.

  • Гильзы цилиндров из специального легированного чугуна, диаметр 100 мм, высота 153 соответственно.
  • Втулки имеют нижнюю фиксацию, верхняя часть фиксируется под воздействием головки ГБЦ.
  • Внизу уплотнительные кольца из меди.
  • За счет смещения на 75 миллиметров нижней части блока цилиндров относительно оси коленчатого вала значительно увеличена его жесткость.
  • Масса корпусной части блока цилиндров 44 кг.

Чугун используется для изготовления коленчатого вала. Материал изготовления — высокопрочный чугун ВЧ-50. Коренные и шатунные шейки подшипников закалены.

  • Коренные шейки диаметром 70 — 69,9 мм;
  • Шатун — 60 — 59,9 мм.

С целью снижения массы двигателя ЗМЗ 511 применены кованые шатуны. Значения их параметров:

  • Длина — 156 мм;
  • Вес — 0,86 кг;
  • Диаметр верхнего отверстия 25 мм.

Варианты поршня:

  • Вес — 0,565 кг;
  • Высота — 51 мм;
  • Диаметр — 92 — 91,99 мм;
  • Внутренний диаметр поршневого пальца 16 мм;
  • Внешний — 25 мм.

Особенности обслуживания двигателя ГАЗ 66 (ЗМЗ 511)

Независимо от того, какой двигатель стоит на ГАЗ 66, он нуждается в обязательном периодическом обслуживании. Срок службы силового агрегата зависит от качества и своевременности профилактических мероприятий. В перечень требований по уходу за двигателем входят следующие позиции:

  1. При замене ГСМ необходимо заливать моторное масло, бензин рекомендованных марок.
  2. В процессе проведения очередного ТО необходимо подтянуть крепления ГБЦ (только на остывшем двигателе).
  3. Следить за рабочей температурой силового агрегата, не допускать его перегрева.
  4. Контролировать степень затяжки гайки крепления выхлопной трубы, при необходимости подтянуть ее во избежание попадания охлаждающей жидкости в смазку.
  5. Проверить поршневые кольца и вкладыши подшипников на наличие повреждений. При малейших деформациях и других отклонениях от нормы немедленно заменить новыми деталями.

Перед заменой смазочного материала необходимо выяснить, какое масло в двигатель ГАЗ 66 наиболее подходит для него и в каком количестве заливать.

Для двигателя ГАЗ 66, ЗМЗ 511, ЗМЗ 513, а также модификаций рекомендуется использовать моторное масло следующих марок:

  • АСЗп-10;
  • М-5з/10А;
  • М-6з/10В;
  • Мобил Делвак 1330;
  • Mobil Delvac MX 15W/40, 10W/30;
  • ССПМО;
  • Лукойл 15W40.


Объем смазки для моторов этой линейки 10 литров. замена моторного масла производится после очередного пробега, равного 6 — 10 000 км пробега.

Основные проблемы двигателей ГАЗ 66 (ЗМЗ 511) и их модификаций

Все двигатели внутреннего сгорания этой серии имеют схожие неисправности и типичные проблемы:

  1. Масляные потеки в районе сальника коренной подшипник расположен сзади.
  2. Пониженное давление в системе смазки двигателя.
  3. Повышенный расход моторного масла.

При возникновении ситуации, когда расход масла превышает 0,4 л при пробеге 100 км, а приборы показывают резкое снижение давления в системе смазки, необходимо отправить автомобиль на диагностику с последующим ремонтом.

Совет: Если манометр неисправен, его можно заменить манометром. Перед измерением давления хорошенько прогрейте силовой агрегат. Нормальным считается давление: в режиме холостого хода — 0,5 кгс/см.кв. или 1 кгс/см.кв на средних скоростях.

При низком давлении масла в системе эксплуатация автомобиля категорически не допускается.

Снижение компрессии в цилиндрах также является негативным фактором, указывающим на неисправность ДВС. Компрессию измеряют специальным устройством, которое называется «компрессор». Перед его использованием необходимо:

  • выкрутить свечи зажигания;
  • открыть дроссельную заслонку;
  • отключить подачу питания на высоковольтную проводку.

Тюнинг двигателя ГАЗ 66

Многие автовладельцы не спешат расставаться с автомобилями, оснащенными двигателями внутреннего сгорания, давно снятыми с производства. В то же время предпринимаются многочисленные попытки его модернизации. Разумеется, речь не идет о чип-тюнинге, ведь в конструкции этого силового агрегата отсутствует электронный блок управления.


Для улучшения мощностных характеристик двигателя ГАЗ 66 применяют следующие методы:

  1. Изменена конструкция двигателя под современные газораспределительные устройства.
  2. Карбюраторная система подачи топлива заменена на инжекторную.
  3. Турбокомпрессор установлен.

В результате такого форсирования значительно повышаются такие технические характеристики, как экономичность и мощность двигателя. Следует помнить, что двигатель ГАЗ 66 – довольно старое устройство. Чтобы получить желаемый результат, владельцу автомобиля придется потратить немало материальных средств и свободного времени.

Для больших энтузиастов есть высокозатратный метод, не уступающий капитальному ремонту силового агрегата. Суть его сводится к превращению двигателя ГАЗ 66 в аналог ПАЗ модели ЗМЗ 523.

Владелец приобретает и устанавливает следующие детали:

  1. Новый коленвал ПАЗ 3205.
  2. Вставки ЗМЗ 5234.
  3. Комплект элементов поршневой группы (например, «Мотордеталь Кострома»).
  4. Уплотнения, прокладки.

Для повышения степени сжатия до значения 8,5 корпус головки блока срезан на 1,8 мм (не более, иначе возникнут сложности при установке впускного коллектора).

Кроме того, родной карбюратор К126 или 135 заменяется на американский Edelbrock 1407. При этом во впускном коллекторе все каналы объединяются и сваркой подготавливается специальное место установки, на которое будет устанавливаться новый карбюратор стоять.

Замена двигателя ГАЗ 66

При тюнинге автомобиля ГАЗ 66 силовой агрегат часто заменяют дизельным двигателем. Чаще всего вместо ГАЗ 66 (ЗМЗ 511) устанавливают дизельный двигатель внутреннего сгорания Д-245 производства Минского моторного завода. Дизели этой серии оснащены турбокомпрессором.

Интересно: По заказу Никарагуа производитель переоснащает автомобили серии ГАЗ 66. Вместо родных двигателей на них устанавливаются новые минские дизеля Д 245. При желании вы можете сделать индивидуальный заказ на модернизацию вашего автомобиля.

Дизайн Газ-66 был одобрен многочисленными любителями бездорожья. Этот грузовик обладает невероятной проходимостью: он способен передвигаться по полному бездорожью и преодолевать водные преграды глубиной до 0,8 метра.

История создания

Разработка автомобиля началась в 60-х годах прошлого века. В процессе проектирования было две выдающихся личности: сначала — Заворотный, а потом его сменил Образцов. Работой руководил Просвирин. В основу грузовика лег Газ-62, выпущенный в 1958.

Новый грузовик основан на множестве уникальных конструкторских решений. Двигатель Газ-66 — 8-цилиндровый V-образный двигатель, впервые применен в Советском Союзе. Рубка располагалась над силовой установкой. Это позволило увеличить объем грузовой платформы при сохранении нужной длины.

«Запаска» располагалась вертикально за кабиной. Такое простое решение позволило опустить грузовую платформу. Остальные нововведения не носят глобального характера: появление гидроусилителя, гипоидного редуктора и др.

В 1963 году появилась опытная серия, прошедшая серию заводских испытаний. Серийное производство началось в 1964 году. Самосвал Газ-66 надежен, его производство продолжалось 35 лет. За это время транспорт успел получить множество наград.

Устройство Газ-66

Советский грузовик имеет рамную конструкцию. Возможность передвижения по бездорожью обеспечивается полным приводом. В 1968 году в устройство машины внедрили централизованную систему контроля давления в шинах.

Корпус выполнен из металла. По бокам установлены борта, дверь багажника можно откинуть. Складные скамейки устанавливаются внутри кузова. При необходимости можно установить тент.

Самосвал Газ-66 имеет металлическую кабину, рассчитанную на два места. На случай длительных поездок можно установить подвесную кровать. Двигатель расположен под кабиной. Доступ к нему можно получить, откинув кабину. Для запуска после простоя на морозе используется встроенная система обогрева.

Коробка Газ-66 имеет четыре ступени, синхронизация осуществляется между 3 и 4 передачей. Раздаточная коробка имеет две передачи. Сцепление выполнено по однодисковому типу, для комфортной работы установлен гидравлический привод.

Механизм рабочего тормоза барабанный имеет гидравлический привод и вакуумный усилитель — такая конструкция обеспечивает хорошее торможение на любом дорожном покрытии. Стояночный тормоз действует на все колеса грузовика. Лебедка Газ-66 встречается на некоторых модификациях транспорта, применяется во многих сферах.

Газ 66: технические характеристики

Двигатель Газ-66 имеет 8 цилиндров и мощность 115 л.с., способен развивать до 3500 об/мин. Мощности хватает для езды в самых суровых условиях. Работу обеспечивает бензин АИ-76 или АИ-80. Газ-66 дизель встречается редко, таких машин было выпущено немного.

Грузовик разгоняется до 90 километров в час. Можно самостоятельно убрать ограничитель скорости, тогда можно будет разогнаться до 110-120 километров в час. Специалисты не рекомендуют проводить такие действия, так как значительно сокращается рабочий ресурс мотора.

Изначально транспорт создавался для езды по бездорожью. Все технические характеристики соответствуют езде по таким дорогам. Расход топлива Газ-66 20-25 литров на 100 км, всего два бака по 105 литров на Газ-66 дизель и бензин. Полный бак обеспечивает пробег в 800 километров.

Мостовая конструкция

Задний мост

Конструкция заднего моста Газ-66 представлена ​​следующими деталями: картер, сборный редуктор, две полуоси и две цапфы. Редуктор расположен в картере: для него есть специальное утолщение. Он обеспечивает оптимальную скорость вращения колеса для конкретного дорожного покрытия.

Редуктор Газ-66 состоит из корпуса, главной передачи, сборного дифференциала и подшипников.

Передняя ось

Передний мост Газ-66 включает в себя тот же редуктор, что и задний, но вместо полуосей здесь работают ШРУСы.

Ремонт мостов

Для того чтобы мосты проработали многие тысячи километров без поломок, необходимо выполнить следующие процедуры:

  • Проверка наличия и качества масла в картере;
  • Смазка шарниров равных угловых скоростей;
  • Контроль герметичности узлов и соединений;
  • Контроль расхода масла из узлов.

При эксплуатации автомобиля на дорогах общего пользования рекомендуется менять масло в мостах каждые 50-70 тыс. км пробега. Если машина используется для езды по бездорожью, масло следует менять чаще. После пересечения глубоких водных преград рекомендуется как можно скорее заменить масло: в случае протечки мостов вода смешается с маслом.

Передний мост вмещает 7,7 л масла, задний мост — 6,4 л. В центре картеров имеется отверстие, через которое сливается старая смесь. Заливка масла происходит через контрольное отверстие, которое находится сбоку коробки передач. Для заправки используйте шприц. Заливайте до тех пор, пока масло не начнет выливаться из отверстия.

Управление автомобилем

Движение по полному бездорожью возможно благодаря приводу на обе оси и использованию самоблокирующихся дифференциалов. Дорожный просвет – 31,5 сантиметра, благодаря ему можно преодолевать препятствия внушительных размеров, включая броды и небольшие речки. Система автоматического контроля давления в шинах устанавливает оптимальное значение для дорожного покрытия.

Торможение осуществляется гидравлическим механизмом с вакуумным усилителем. Такое оборудование не позволяет тормозить при выключенном двигателе, поэтому спускаться по склону для экономии топлива не получится. Удобное управление обеспечивает гидроусилитель руля.

Самосвал Газ-66 имеет прекрасную балансировку: вся нагрузка равномерно распределяется на обе оси. При прыжках с небольших трамплинов и горок машина приземляется сразу на все колеса, поэтому широко используется в военной промышленности.

Исполнения и применение в армии

Конструкция Газ-66 делает транспорт универсальным. Передвигается по любым дорогам, может перевозить как простые грузы, так и людей. На базе стандартной модификации было построено множество других: для строительной и военной промышленности. За весь период производства было выпущено около миллиона автомобилей.

Грузовик использовался в авиации: на некоторых аэродромах используется для перевозки самолетов. На некоторых тяжелых крейсерах используется для перевозки грузов по кораблю. Главной особенностью является использование в авиации. Сбалансированный центр тяжести и посадка сразу на все колеса позволяют забросить грузовик с самолета на любую территорию.

В конструкцию стандартного транспорта в 80-х внесены изменения. Затем был доработан двигатель, изменена тормозная система и установлена ​​новая световая оптика. Первая партия обновленных самосвалов сошла с конвейера в 1919 году.85. Производство было остановлено в 1999 году, но по сей день ведется выпуск ограниченных партий по государственным заказам.

Какой можно сделать вывод?

Газ-66 — универсальный автомобиль, способный передвигаться как по дорогам общего пользования, так и по бездорожью. Грузовик можно использовать для перевозки различных грузов и людей. На данный момент производство приостановлено, купить самосвал можно только на вторичном рынке. Цена колеблется от 70 до 200 тысяч рублей.

Если у вас есть вопросы — оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители будем рады ответить на них.

Диспрозий — информация об элементе, свойства и использование

Перейти к основному содержанию

У вас не включен JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript, чтобы получить доступ ко всем функциям сайта.

Перейти к гольмию >

Группа Лантаниды Температура плавления 1412 ° С, 2574 ° F, 1685 К
Период 6 Температура кипения 2567°С, 4653°F, 2840 К
Блок ф Плотность (г см −3 ) 8,55
Атомный номер 66 Относительная атомная масса 162. 500
Состояние при 20°С Твердый Ключевые изотопы 164 Дай
Электронная конфигурация [Xe] 4f 1 0 6s 2 Номер КАС 7429-91-6
ChemSpider ID 22355 ChemSpider — бесплатная база данных химической структуры.

Изображение представляет собой стилизованное изображение ядерного реактора, отражающее использование элемента в стержнях управления реактором.

Яркий серебристый металлический элемент.

В чистом виде мало используется, так как легко вступает в реакцию с водой и воздухом. Диспрозий в основном используется в сплавах для магнитов на основе неодима. Это связано с тем, что он устойчив к размагничиванию при высоких температурах. Это свойство важно для магнитов, используемых в двигателях или генераторах. Эти магниты используются в ветряных турбинах и электромобилях, поэтому спрос на диспрозий быстро растет.

Иодид диспрозия используется в газоразрядных галогенных лампах. Соль позволяет лампам излучать очень интенсивный белый свет.

Кермет из оксида диспрозия и никеля (композитный материал из керамики и металла) используется в стержнях управления ядерными реакторами. Он легко поглощает нейтроны и не набухает и не сжимается при бомбардировке нейтронами в течение длительного времени.

Биологическая роль диспрозия неизвестна. Обладает низкой токсичностью.

Как и многие другие лантаноиды, диспрозий содержится в минералах монаците и бастнезите. Он также содержится в меньших количествах в некоторых других минералах, таких как ксенотим и фергусонит.

Может быть извлечен из этих минералов путем ионного обмена и экстракции растворителем. Его также можно получить восстановлением трифторида диспрозия металлическим кальцием.

Элементы и история периодической таблицы

Диспрозий был открыт в 1886 году Полем-Эмилем Лекоком де Буабодраном в Париже. Его открытие произошло в результате исследования оксида иттрия, впервые проведенного в 1794 году, из которого впоследствии должны были быть извлечены другие редкоземельные элементы (также известные как лантаноиды), а именно эрбий в 1843 году, затем гольмий в 1878 году и, наконец, диспрозий. Метод де Буабодрана включал в себя бесконечные осадки, проводимые на мраморной плите его домашнего камина.

Чистые образцы диспрозия не были доступны до тех пор, пока Фрэнк Спеддинг и его коллеги из Университета штата Айова примерно в 1950 году не разработали метод ионообменной хроматографии. С тех пор стало возможным надежно и эффективно разделять редкоземельные элементы, хотя этот метод разделения в настоящее время заменен технологией обмена жидкость-жидкость.

Атомный радиус, несвязанный (Å) 2,31 Ковалентный радиус (Å) 1,80
Сродство к электрону (кДж моль −1 ) Неизвестный Электроотрицательность
(шкала Полинга)
1,22
Энергии ионизации
(кДж моль −1 )

1 ст

573. 017

2 и

1125,98

3 рд

2199,9

4

4001.25

Общие степени окисления 3
Изотопы Изотоп Атомная масса Естественное изобилие (%) Период полураспада Режим распада
156 Дай 155,924 0,056
158 Дай 157,924 0,095
160 Дай 159,925 2,329
161 Дай 160,927 18. 889
162 Дай 161,927 25.475
163 Дай 162,929 24. 896
164 Дай 163,929 28.26

Относительный риск поставок 9,5
Содержание земной коры (ppm) 0,3
Степень переработки (%)
Взаимозаменяемость Высокая
Концентрация производства (%) 97
Распределение резерва (%) 50
Топ-3 производителя
  • 1) Китай
  • 2) Россия
  • 3) Малайзия
Топ 3 резервных держателя
  • 1) Китай
  • 2) Страны СНГ (включая Россию)
  • 3) США
Политическая стабильность топ-производителя 24. 1
Политическая стабильность главного держателя резерва 24.1

Удельная теплоемкость
(Дж кг -1 К -1 )
173 Модуль Юнга (ГПа) 61,4
Модуль сдвига (ГПа) 24,7 Объемный модуль (ГПа) 40,5
Давление пара
Температура (К)
400 600 800 1000 1200 1400 1600 1800 2000 г. 2200 2400
Давление (Па)
1,54
x 10 -8
8,21
х 10 -5
0,0241 1,362 27,5

Слушайте подкаст о диспрозиуме

Стенограмма:

(Промо)

Вы слушаете «Химию в ее стихии», представленную вам Chemistry World , журналом Королевского химического общества.

(Конец рекламного ролика)

Мира Сентилингам

На этой неделе элемент, который казался труднодоступным, но однажды пойманный, дал широкий спектр химических применений. Саймон Коттон.

Саймон Коттон

Если вы изучите хронологию открытия химических элементов, вы увидите, что новые элементы часто открывались группами, параллельно с каким-либо другим прорывом в науке. Очевидно, трансурановые элементы были побочным продуктом разработок в области радиохимии, сопровождавших Манхэттенский проект — проект Второй мировой войны по созданию первой атомной бомбы. Точно так же благородные газы можно было легко отделить, как только криогеника стала возможной, благодаря изобретению сосуда Дьюара.

В середине 19 века Бунзен и Кирхгоф обнаружили, что разные элементы излучают свет разной частоты в горячем состоянии, и использовали это для идентификации новых элементов, таких как рубидий и цезий. Поль Эмиль Лекок де Буабодран был одним из первых, кто применил эту новую технику. Он приехал из Коньяка во Франции, поэтому вы не удивитесь, узнав, что его семья производила коньяк. В 1875 году он идентифицировал галлий по двум спектроскопическим линиям в спектре образца цинковой обманки из Пиренеев и выделил этот элемент позже в том же году, заполнив таким образом один из пробелов, оставленных Менделеевым в периодической таблице. В то время ученые использовали усовершенствованные методы, такие как фракционная кристаллизация, для получения отдельных лантаноидов из смесей. В 1879 г.Лекок извлек чистый самарий из минерального самарскита, а в 1886 году он был первым, кто идентифицировал диспрозий, отделив его оксид от оксида гольмия. Для разделения он использовал осаждение аммиаком и оксалатом, проверяя фракции спектроскопически. На это у него ушло более 30 подходов, поэтому он назвал элемент соответствующим образом, от греческого слова «диспрозитос», что означает «труднодоступный».

Все лантаноиды довольно похожи друг на друга химически, показывая градации свойств от одного конца ряда к другому, но электронные и магнитные свойства, которые зависят от числа электронов, сильно различаются от одного лантаноида к его соседу, давая каждому лантаниду свое собственное применение.

Одно очень необычное применение диспрозия — сплав Терфенол-Д, который также содержит тербий и железо. Это магнитострикционный материал, а это означает, что когда он помещается в магнитное поле, он обратимо меняет форму. Это нашло применение в судовых гидроакустических системах (подводный радар, использующий звуковые волны), а также во всевозможных датчиках и преобразователях.

Наряду с небольшим количеством йодида цезия и бромида ртути йодид диспрозия используется в редкоземельных лампах со средним источником (также известных как MSR). Это газоразрядные лампы, в которых йодид диспрозия излучает в диапазоне частот, обеспечивая хорошую цветопередачу. Иодид цезия помогает расширить излучение, а бромид ртути снижает коррозию колбы и вольфрамовых электродов. У них есть приложения, включая киноиндустрию; лампы имеют высокую светоотдачу, при этом их можно значительно уменьшить, сохраняя при этом ту же «цветовую температуру».

Как и другие более тяжелые лантаноиды, диспрозий имеет много неспаренных электронов, что придает металлу и его ионам высокую магнитную восприимчивость. Это привело к применению в устройствах хранения данных, таких как компакт-диски.

Диспрозий имеет высокое поперечное сечение поглощения тепловых нейтронов, что означает, что он очень хорошо поглощает нейтроны. Из-за этого он используется для изготовления регулирующих стержней, которые помещаются в ядерные реакторы, чтобы поглощать избыточные нейтроны и останавливать реакции деления, выходящие из-под контроля.

Кажется, в начале 21-го века было много слов о дисфункциях. У них есть греческий префикс для обозначения ненормального или плохого — дислексия, диспепсия и дисфункция приходят на ум. Диспрозий не такой, у него много применений, и со временем их будет еще больше.

Мира Сентилингам

Так элементарно меняется коннотация греческого префикса. Это Саймон Коттон объяснял широко применяемую химию диспрозия. Теперь на следующей неделе мифологический элемент, который, кажется, плачет.

Джон Стид

Элемент был назван в честь Ниобы, дочери Тантала в греческой мифологии. Ниобе пришлось нелегко. Она была достаточно глупа, чтобы предположить, что вместо того, чтобы поклоняться невидимым богам, может быть хорошей идеей ценить реальных людей для разнообразия. Греческие боги не очень-то прощали такого рода высокомерие и в наказание убили если не всех, то большую часть ее двенадцати детей — Ниобидов. В результате Ниоба бежала на гору Сипил и обратилась в камень. По сей день в Эгейском регионе Турции существует скальное образование, называемое плачущей скалой, которое напоминает женское лицо, предположительно Ниобеи. Вода просачивается сквозь пористый известняк плачущей скалы и, как говорят, напоминает непрекращающиеся слезы Ниобы над судьбой Ниобидов.

Мира Сентилингам

И отойдите от слез, чтобы узнать красочную и сверхпроводящую химию элемента ниобия с Джоном Стидом в Химии в ее элементе на следующей неделе. А пока я Мира Сентилингам, спасибо за внимание и до свидания.

(Промо)

Химия в ее стихии представлена ​​вам Королевским химическим обществом и произведена thenakedscientists. com. Дополнительную информацию и другие эпизоды химии в ее стихии можно найти на нашем веб-сайте chemistryworld.org/elements.

(окончание акции)

Нажмите здесь, чтобы посмотреть видео о диспрозиуме

Learn Chemistry: ваш единственный путь к сотням бесплатных учебных ресурсов по химии.

Изображения и видео Visual Elements
© Murray Robertson 1998-2017.

 

Data
W.M. Haynes, ed., CRC Handbook of Chemistry and Physics , CRC Press/Taylor and Francis, Boca Raton, FL, 95th Edition, Internet Version 2015, по состоянию на декабрь 2014 г.
Таблица 906 & Chemical Constants, Kaye & Laby Online, 16-е издание, 1995 г. Версия 1.0 (2005 г.), по состоянию на декабрь 2014 г.
Дж. С. Курси, Д. Дж. Шваб, Дж. Дж. Цай и Р. А. Драгосет, Атомные веса и изотопные композиции (версия 4.1) , 2015 г., Национальный институт стандартов и технологий, Гейтерсберг, Мэриленд, по состоянию на ноябрь 2016 г.
TL Cottrell, The Strengths of Chemical Bonds , Butterworth, London, 1954.

 

Использование и свойства

John Emsley, Строительные блоки природы: руководство по элементам от А до Я , Oxford University Press, New York, 2nd, New York, 2nd. Издание 2011 г.
Национальный ускорительный центр Томаса Джефферсона — Управление научного образования, It’s Elemental — The Periodic Table of Elements, по состоянию на декабрь 2014 г.
Периодическая таблица видео, по состоянию на декабрь 2014 г.

 

Данные о рисках снабжения

Частично получены из материалов, предоставленных Британской геологической службой © NERC.

Исторический текст

Элементы 1-112, 114, 116 и 117 © Джон Эмсли, 2012. Элементы 113, 115, 117 и 118 © Королевское общество химии 2017.

Получиты

. .

 

Периодическая таблица видео

Создано видеожурналистом Брэди Хараном, работающим с химиками Ноттингемского университета.

Загрузите наше бесплатное приложение Периодической таблицы для мобильных телефонов и планшетов.

Исследуйте все элементы

 

Характеристики газа-эквивалента пластика А-150 в пластиковых ионизационных камерах А-150 для p(66)Be(49)) нейтронов (Технический отчет)

Характеристики газа-эквивалента пластика А-150 в пластиковых ионизационных камерах А-150 на p(66)Be(49) нейтронах (Технический отчет) | ОСТИ.GOV

перейти к основному содержанию

  • Полная запись
  • Другое связанное исследование

Средняя энергия, необходимая для образования электронно-ионной пары (антиW) газовой смеси, атомный состав которой очень близок к составу пластика А-150, была изучена при использовании ионизационных камер различных размеров, изготовленных из этого пластика в p(66 )Be(49) пучок нейтронной терапии. Было получено предварительное значение для анти-W(A-150-газа) 27,3 ± 0,5 Дж C/суп-1/. Значение анти-W газовой смеси, эквивалентной A-150, сравнивают со значениями тканеэквивалентного газа на основе метана и воздуха для p(66)Be(49).) пучка нейтронов, а также к соответствующим значениям, полученным в аналогичных экспериментах с моноэнергетическими нейтронами с энергией 14,8 МэВ.

Авторов:
Авшалом, М; Розенберг, И.; Тен Хакен, Р. К.; Пирсон, Д. В.; ДеЛука-младший, премьер-министр; Аттикс, FH
Дата публикации:
Исследовательская организация:
Висконсинский университет, Мэдисон (США). кафедра медицинской физики; Национальная ускорительная лаборатория Ферми, Батавия, Иллинойс (США)
Идентификатор ОСТИ:
5140348
Номер(а) отчета:
DOE/EV/01105-291
ON: DE82019974; РНН: 82-019187
Номер контракта с Министерством энергетики:  
AC02-76EV01105
Тип ресурса:
Технический отчет
Страна публикации:
США
Язык:
Английский
Тема:
46 ПРИБОРЫ, СВЯЗАННЫЕ С ЯДЕРНОЙ НАУКОЙ И ТЕХНОЛОГИЯМИ; 36 МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЕ; ГАЗЫ; ТКАНЕЭКВИВАЛЕНТНЫЕ МАТЕРИАЛЫ; ВОЗДУХА; СРАВНИТЕЛЬНЫЕ ОЦЕНКИ; ИОНИЗАЦИЯ; ИОНИЗАЦИОННЫЕ КАМЕРЫ; МЕТАН; ДИАПАЗОН МЭВ 10-100; НЕЙТРОННЫЕ ПУЧКИ; ФИЗИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА; АЛКАНЫ; БАЛКИ; ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ДИАПАЗОН; ЖИДКОСТИ; УГЛЕВОДОРОДЫ; МАТЕРИАЛЫ; ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ ПРИБОРЫ; ДИАПАЗОН МЭВ; НУКЛОННЫЕ ПУЧКИ; ОРГАНИЧЕСКИЕ СОЕДИНЕНИЯ; ПУЧКИ ЧАСТИЦ; ДЕТЕКТОРЫ ИЗЛУЧЕНИЯ; 440102* — Радиационные приборы — Дозиметры радиации; 360605 — Материалы — Радиационные эффекты

Форматы цитирования

  • MLA
  • АПА
  • Чикаго
  • БибТекс

Авшалом, М. , Розенберг, И., Тен Хакен, Р. К., Пирсон, Д. В., ДеЛука, младший, П. М., и Аттикс, Ф. Х. Характеристики газа, эквивалентного пластику А-150, в пластиковых ионизационных камерах А-150 для p(66) Be(49) нейтронов . США: Н. п., 1982. Веб.

Копировать в буфер обмена

Авшалом, М., Розенберг, И., Тен Хакен, Р. К., Пирсон, Д. В., ДеЛука, младший, П. М., и Аттикс, Ф. Х. Характеристики газа, эквивалентного пластику А-150, в пластиковых ионизационных камерах А-150 для p(66) Be(49) нейтронов . Соединенные Штаты.

Копировать в буфер обмена

Авшалом, М., Розенберг, И., Тен Хакен, Р.К., Пирсон, Д.В., ДеЛука, младший, П.М., и Аттикс, Ф.Х. 1982. «Характеристики газа-эквивалента пластика А-150 в пластиковых ионизационных камерах А-150 на p(66)Be(49) нейтронах». Соединенные Штаты.

Копировать в буфер обмена

@статья{osti_5140348,
title = {Характеристики газа-эквивалента пластика А-150 в пластиковых ионизационных камерах А-150 на p(66)Be(49) нейтронах},
автор = {Авшалом, М. и Розенберг, И., и Тен Хакен, Р. К., и Пирсон, Д. В., и ДеЛука, младший, П. М., и Аттикс, Ф. Х.},
abstractNote = {Средняя энергия, необходимая для образования электронно-ионной пары (анти-W) газовой смеси, имеющей атомный состав, очень близкий к составу пластика А-150, была изучена с использованием ионизационных камер различных размеров, изготовленных из этого пластика в пучок нейтронной терапии p(66)Be(49). Было получено предварительное значение для анти-W(A-150-газа) 27,3 ± 0,5 Дж C/суп-1/. Значение анти-W газовой смеси, эквивалентной A-150, сравнивают со значениями тканеэквивалентного газа на основе метана и воздуха для p(66)Be(49).) нейтронный пучок, а также соответствующие значения, найденные в аналогичных экспериментах с моноэнергетическими нейтронами с энергией 14,8 МэВ.