Авиационная пушка ГШ-6-23 страшнее «Вулкана»

ГШ-6-23М калибра 23 миллиметра со скорострельностью 10 000 выстрелов в минуту была разработана двумя великими отечественными конструкторами-оружейниками Аркадием Шипуновым и Василием Грязевым еще в начале 70-х. С момента принятия «шестиствольной ГШ» на вооружение в 1974 году ее носителями стали легендарные фронтовые бомбардировщики Су-24 и не менее известные сверхзвуковые тяжелые перехватчики Миг-31.

От «картечницы» до «Вулкана»

В середине 50-х годов, когда на вооружение истребителей начали поступать первые самонаводящиеся ракеты, такие как американская AIM-9 «Сайдвиндер», авиационные эксперты заговорили о том, что от пулеметов и пушек на боевых самолетах в ближайшем времени придется отказаться. Во многом такие выводы основывались на опыте прошедшей корейской войны, где впервые массово сражались реактивные истребители. С одной стороны это были советские МиГ-15, с другой – американские F-86 «Сейбр», F9F «Пантера» и т. д. МиГам, вооруженным тремя пушками, зачастую не хватало скорострельности, а «Сейбрам» – дальности стрельбы, иногда еще и могущества шести 12,7-мм пулеметов, которыми они располагали.

» Идея Шипунова и Грязева обеспечивала гораздо более компактное размещение пушки и боекомплекта, что особенно важно для авиационной техники, где конструкторы сражаются за каждый сантиметр ”

Примечательно, что новейший по тем временам американский палубный истребитель F-4В «Фантом-2» имел только ракетное вооружение, в том числе сверхсовременные AIM-7 «Спэрроу» среднего радиуса действия. На адаптированные для нужд ВВС США F-4C пушки также не устанавливались. Правда, во Вьетнаме «Фантомам» первоначально противостояли имевшие только пушечное вооружение советские МиГ-17, на которых вьетнамские пилоты стремились вести ближний воздушный бой, чтобы не попасть под удар управляемых ракет.

В «собачьих схватках», как на западном авиационном сленге называются такие бои, американским асам не всегда помогали и считавшиеся на то время лучшими ракеты AIM-9 ближнего радиуса действия с тепловой головкой самонаведения. Поэтому командованию военно-воздушных сил, а также авиации ВМС и Корпуса морской пехоты пришлось срочно разрабатывать новые тактические приемы борьбы с вьетнамскими истребителями, прежде всего довооружить «Фантомы» подвесными пушечными контейнерами с 20-мм шестиствольными авиационными пушками М61 «Вулкан». А вскоре в ВВС США поступил истребитель F-4E. Одним из основных отличий новой модели стал штатно установленный в носовой части шестиствольный «Вулкан».

В ряде недавно опубликованных исследований, посвященных воздушной войне во Вьетнаме, утверждается, что решение вооружить «Фантом-2» пушечной установкой вызвано не необходимостью борьбы с вьетнамскими МиГами, а желанием сделать истребитель более приспособленным для ударов по наземным целям. Для беспристрастной оценки стоит обратиться к цифрам. По данным Пентагона, за все время войны в Юго-Восточной Азии пушечным вооружением американских истребителей было сбито от 39 до 45 вьетнамских истребителей, включая сверхзвуковые МиГ-19 и МиГ-21. А всего, по подсчетам американских военных историков, Северный Вьетнам потерял 131 МиГ, так что на авиационные пушки приходится 35–40 процентов от общего количества машин, сбитых летчиками США.

Коллаж Андрея Седых

Как бы там ни было, именно с появления в строю F-4E «Фантом-2» пушечное вооружение, отвергнутое в конце 50-х, начало возвращаться в арсенал истребителей, истребителей-бомбардировщиков, разведчиков и других машин.

Одной из самых массовых в арсенале западных ВВС стала уже упомянутая М61 «Вулкан». Примечательно, что американский истребитель пятого поколения F-22 «Лайтнинг» также вооружен этой шестиствольной пушкой, хотя и специально модернизированной.

Разработавшая и выпускающая «Вулкан» американская фирма «Дженерал электрик» до этого никогда не занималась образцами стрелкового оружия. Более того, основным направлением деятельности компании всегда было электрическое оборудование. Но сразу после Второй мировой войны американские ВВС открыли перспективную тему по созданию авиационных пушек и пулеметов, скорострельность которых должна была составлять не менее 4000 выстрелов в минуту, при этом от образцов требовались достаточная дальнобойность и высокая кучность при ударах по воздушным целям.

В традиционных схемах стрелкового оружия реализовать такие запросы заказчика было достаточно проблематично. Здесь приходилось выбирать: либо высокая точность, дальность стрельбы и кучность, либо скорострельность. Как один из вариантов решения разработчики предложили адаптировать под современные требования так называемую картечницу Гатлинга, использовавшуюся в США еще во время их Гражданской войны. В основе этой конструкции лежала разработанная доктором Ричардом Гатлингом аж в 1862 году схема 10-ствольного вращающегося блока.

Как ни удивительно, несмотря на участие в конкурсе именитых разработчиков и производителей вооружений, победа досталась «Дженерал электрик». При реализации схемы Гатлинга стало понятно, что самая важная часть новой установки – внешний электрический привод, вращающий блок стволов, а с его разработкой, имея богатый опыт, «Дженерал электрик» справилась лучше своих конкурентов.

В июне 1946 года фирма, защитив проект перед специальной комиссией ВВС США, получила контракт на реализацию своей схемы в «железе». Это был уже второй этап создания новых авиационных стрелковых систем, где также должны были принять участие фирмы «Кольт» и «Браунинг».

В ходе исследований, испытаний и опытно-конструкторских работ фирме пришлось поэкспериментировать с количеством стволов (в разное время оно варьировалось от 10 до 6), а также с калибрами (15,4 мм, 20 мм и 27 мм). В результате военным была предложена шестиствольная авиационная пушка калибра 20 миллиметров, с максимальной скорострельностью 6000 выстрелов в минуту, выпускающая 110-граммовые снаряды со скоростью свыше 1030 метров в секунду.

Ряд западных исследователей утверждают, что выбор в пользу калибра 20 миллиметров был обусловлен возникшим в начале 50-х годов требованием заказчика – ВВС США, посчитавших, что пушка должна быть достаточно универсальной, одинаково пригодной для ведения прицельного огня как по воздушным, так и по наземным целям.

27-мм снаряды хорошо подходили для стрельбы по земле, но при их использовании резко падала скорострельность и повышалась отдача, а проведенные позже испытания показали и относительно невысокую точность пушки такого калибра при стрельбе по воздушным целям.

Снаряды калибра 15,4 миллиметра имели слишком низкое могущество против предполагаемого противника на земле, но пушка с такими боеприпасами обеспечивала хорошую скорострельность, правда, при недостаточной дальности для ведения воздушного боя. Так что разработчики из «Дженерал электрик» остановились на компромиссном калибре.

Шесть стволов принятой на вооружение в 1956 году пушки М61 «Вулкан» вместе с затворами были концентрично собраны в единый, расположенный в общем кожухе блок, вращавшийся по часовой стрелке. За один оборот каждый ствол последовательно перезаряжался, а из ствола, находящегося в этот момент наверху, производился выстрел. Работала вся система за счет внешнего электрического привода мощностью 26 кВт.

Правда, военных не совсем удовлетворяло то, что масса пушки в итоге получилась почти 115 килограммов. Борьба за снижение веса продолжалась долгие годы, и в результате внедрения новых материалов установленная на F-22 «Рэптор» модель М61А2 весит чуть более 90 килограммов.

Примечательно, что в настоящее время в англоязычной литературе все стрелковые системы с поворотным блоком стволов называются Gatling-gun – «Пушка (орудие) Гатлинга».

Советская многостволка

В СССР работы по созданию многоствольных авиационных пушек шли еще до Великой Отечественной войны. Правда, закончились безрезультатно. К идее системы со стволами, сведенными в один блок, который бы вращался электродвигателем, советские оружейники пришли одновременно с американскими конструкторами, но тут нас постигла неудача.

В 1959 году к работам подключились Аркадий Шипунов и Василий Грязев, работавшие в Климовском НИИ-61. Как оказалось, работы надо было начинать фактически с нуля. Конструкторы обладали информацией о том, что в США создается «Вулкан», но при этом не только применяемые американцами технические решения, а и тактико-технические характеристики новой западной системы оставались секретными.

Правда, сам Аркадий Шипунов позже признался, что даже если бы ему и Василию Грязеву стали бы тогда известны американские технические решения, применить их в СССР все равно вряд ли удалось бы. Как уже было сказано, конструкторы «Дженерал электрик» подключали к «Вулкану» внешний электрический привод мощностью 26 кВт, в то время как советские авиастроители могли предложить всего лишь, как выразился сам Василий Грязев, «24 вольта и ни грамма больше». Поэтому надо было создавать систему, работающую не от внешнего источника, а с использованием внутренней энергетики выстрела.

Примечательно, что схожие схемы были предложены в свое время другими американскими фирмами – участницами конкурса по созданию перспективной авиационной пушки. Правда, западные конструкторы реализовать такое решение не смогли. В отличие от них Аркадий Шипунов и Василий Грязев создали так называемый газоотводный двигатель, который, по словам второго участника тандема, работал наподобие двигателя внутреннего сгорания – отбирал часть порохового газа из стволов при выстреле.

Но, несмотря на изящное решение, возникла другая проблема: как сделать первый выстрел, ведь газоотводный двигатель, а значит, и сам механизм пушки еще не работает. Для начального импульса требовался стартер, после использования которого с первого выстрела пушка работала бы на собственном газе. В дальнейшем были предложены два варианта стартера: пневматический и пиротехнический (со специальным пиропатроном).

В своих мемуарах Аркадий Шипунов вспоминает, что еще в начале работ над новой авиационной пушкой он смог увидеть одну из немногих фотографий готовящегося к испытаниям американского «Вулкана», где его поразило то, что снаряженная боеприпасами лента стелилась по полу, потолку и стенкам отсека, но не была сведена в единый патронный ящик. Позже стало понятно, что при скорострельности в 6000 выстрелов в минуту в патронном ящике в считаные секунды образуется пустота и лента начинает «гулять». При этом боеприпасы выпадают, а сама лента разрывается. Шипунов и Грязев разработали специальный пневматический лентоподтяг, не позволяющий смещаться ленте. В отличие от американского решения, эта идея обеспечивала гораздо более компактное размещение пушки и боекомплекта, что особенно важно для авиационной техники, где конструкторы сражаются за каждый сантиметр.

В цель, но не сразу

Несмотря на то, что изделие, получившее индекс АО-19, практически было готово, в советских Военно-воздушных силах ему места не нашлось, так как сами военные считали: стрелковое оружие – пережиток прошлого, а будущее за ракетами. Незадолго до отказа ВВС от новой пушки Василий Грязев был переведен на другое предприятие. Казалось бы, АО-19, несмотря на все уникальные технические решения, так и останется невостребованным.

Но в 1966 году после обобщения опыта действий северовьетнамских и американских ВВС в СССР было принято решение возобновить работы по созданию перспективных авиационных пушек. Правда, к тому времени почти все предприятия и конструкторские бюро, ранее работавшие по данной тематике, уже переориентировались на другие направления. Более того, желающих возвращаться к этому направлению работ в военно-промышленной отрасли не находилось!

Как ни удивительно, несмотря на все сложности Аркадий Шипунов, возглавивший к этому времени ЦКБ-14, решил возродить на своем предприятии пушечную тематику. После утверждения Военно-промышленной комиссией этого решения ее руководство согласилось вернуть на тульское предприятие Василия Грязева, а также нескольких других специалистов, принимавших участие в работе над «изделием АО-19».

Как вспоминал Аркадий Шипунов, проблема с возобновлением работ по пушечному авиационному вооружению встала не только в СССР, но и на Западе. Фактически на тот момент из многоствольных пушек в мире была только американская – «Вулкан».

Стоит отметить, что, несмотря на отказ от «объекта АО-19» Военно-воздушных сил, изделие заинтересовало Военно-морской флот, для которого были разработаны несколько пушечных комплексов.

К началу 70-х годов КБП предложило две шестиствольные пушки: 30-мм АО-18, использовавшую патрон АО-18, и АО-19 под 23-мм боеприпас АМ-23. Примечательно, что изделия различались не только применяемыми снарядами, но и стартерами для предварительного разгона блока стволов. На АО-18 стоял пневматический, а на АО-19 – пиротехнический с 10 пиропатронами.

Изначально к АО-19 представители ВВС, рассматривавшие новую пушку как вооружение перспективных истребителей и истребителей-бомбардировщиков, предъявляли повышенные требования по отстрелу боеприпасов – не менее 500 снарядов одной очередью. Пришлось серьезно поработать над живучестью пушки. Наиболее нагруженную деталь, газовый шток, сделали из особых термостойких материалов. Изменили конструкцию. Подвергся доработке газовый двигатель, куда были установлены так называемые плавающие поршни.

Проведенные предварительные испытания показали, что доработанная АО-19 может показать гораздо лучшие характеристики, чем заявлялось изначально. В результате проведенных в КБП работ 23-мм пушка смогла вести огонь с темпом стрельбы 10–12 тысяч выстрелов в минуту. А масса АО-19 после всех доводок составила чуть более 70 килограммов.

Для сравнения: доработанный к этому времени американский «Вулкан», получивший индекс М61А1, весил 136 килограммов, делал 6000 выстрелов в минуту, залп был почти в 2,5 раза меньше чем у АО-19, при этом американским авиаконструкторам требовалось также разместить на борту самолета еще и 25-киловаттный внешний электропривод.

И даже на М61А2, стоящей на борту истребителя пятого поколения F-22, американские конструкторы при меньших калибре и скорострельности их пушки так и не смогли добиться тех уникальных показателей по массе и компактности, как у пушки, разработанной Василием Грязевым и Аркадием Шипуновым.

Рождение легенды

Первым заказчиком новой пушки АО-19 стало Опытное конструкторское бюро Сухого, которое в то время возглавлял сам Павел Осипович. «Сухие» планировали, что новая пушка станет вооружением для разрабатываемого ими тогда перспективного фронтового бомбардировщика с изменяемой геометрией крыла Т-6, позже ставшего легендарным Су-24.

Сроки работ по новой машине были достаточно сжатые: совершивший первый полет 17 января 1970 года летом 1973-го Т-6 уже был готов к передаче военным испытателям. При доводке АО-19 под требования авиастроителей возникли определенные трудности. Хорошо стрелявшая на стенде, пушка не могла дать очередь более 150 выстрелов – стволы перегревались, их требовалось охлаждать, на что зачастую уходило порядка 10–15 минут, в зависимости от температуры окружающей среды.

Еще одной проблемой стало то, что пушка не хотела, как шутили конструкторы Тульского КБ приборостроения, «прекращать стрелять». Уже после отпускания кнопки пуска АО-19 ухитрялась самопроизвольно выпустить три-четыре снаряда. Но за отведенные сроки все недостатки и технические проблемы были устранены, и в ГЛИЦ ВВС на испытания Т-6 был представлен с полностью интегрированной в новый фронтовой бомбардировщик пушкой.

В ходе начавшихся в Ахтубинске испытаний проводился отстрел изделия, получившего к тому времени индекс ГШ (Грязев – Шипунов)-6-23, по различным мишеням. При контрольном применении новейшей системы менее чем за одну секунду пилот смог полностью накрыть все мишени, выпустив около 200 снарядов!

Павел Сухой был настолько удовлетворен ГШ-6-23, что наряду со штатно установленной в боекомплект Су-24 были включены так называемые подвесные пушечные контейнеры СППУ-6 с подвижными пушечными установками ГШ-6-23М, способными отклоняться по горизонтали и вертикали на 45 градусов. Предполагалось, что с таким вооружением, а всего на фронтовом бомбардировщике планировалось размещать две такие установки, он сможет за один заход полностью вывести из строя взлетно-посадочную полосу, а также уничтожить колонну мотопехоты в боевых машинах протяженностью до одного километра.

Разработанная на заводе «Дзержинец» СППУ-6 стала одной из самых больших подвижных пушечных установок. Ее длина превышала пять метров, а масса с боекомплектом из 400 снарядов – 525 килограммов. Проведенные испытания показали, что при ведении огня новой установкой на каждый погонный метр приходилось минимум одно попадание снаряда.

Примечательно, что сразу после «Сухого» пушкой заинтересовались в ОКБ имени Микояна, предполагавшем использовать ГШ-6-23 на новейшем сверхзвуковом перехватчике МиГ-31. Несмотря на его большие размеры, авиастроителям требовалась достаточно малогабаритная пушка с высокой скорострельностью, так как МиГ-31 должен был уничтожать сверхзвуковые цели. В КБП помогли «Микояну», разработав уникальную легкую бесконвейерную систему беззвеньевого питания, благодаря чему массу пушки удалось уменьшить еще на несколько килограммов и выиграть дополнительные сантиметры пространства на борту перехватчика.

Разработанная выдающимися оружейниками Аркадием Шипуновым и Василием Грязевым автоматическая авиационная пушка ГШ-6-23 до сих пор остается на вооружении отечественных ВВС. Более того, во многом ее характеристики, несмотря на более чем 40-летний срок службы, остаются уникальными.

aviator.guru

ГШ-6-23 — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

ГШ-6-23/ГШ-6-23М
На изображении вторая слева GSh-6-23
Носители
Размеры, мм
Длина 1400
Ширина 243
Высота 180
Масса
Масса снаряда, г 200
Масса патрона, г
Масса пушки, кг 76
Характеристики
Калибр, мм 23
Число стволов 6
Боекомплект, патронов 500
Скорострельность
Темп стрельбы, выст/мин 9000
Начальная скорость, м/с 715
Длина непрерывной очереди,
выст
300
Внешние медиафайлы

ГШ-6-23 (АО-19, ТКБ-613, Индекс УВ ВВС — 9-А-620) — шестиствольная авиационная 23-мм автоматическая пушка схемы Гатлинга.

Модернизированный образец обозначается ГШ-6-23М (индекс 9-А-768).

Разработка шестиствольной 23-мм пушки АО-19 (ТКБ-613) Тульского КБ приборостроения. Работы возглавлял Василий Грязев. Общее руководство осуществлял Аркадий Шипунов. Общая схема пушки аналогична АО-18, но вместо пневматического стартера применён кассетный пиростартер с десятью пиропатронами. Серийное производство организовано в 1972 году. Принята на вооружение в 1974 году под обозначением ГШ-6-23 (9-А-620).

Пушка предназначена для поражения как наземных, так и воздушных целей (включая крылатые ракеты). Устанавливается на самолётах МиГ-31, Су-24. Имеет отдачу в откате 5 тонн и в накате 3,5 тонны.

Пушка ГШ-6-23 выполнена по многоствольной схеме автоматики с вращающимся блоком стволов. Стволы с затворами собраны в единый блок и вращаются в неподвижном кожухе вместе с центральной звездой. Затворы, скользящие в продольных направлениях центральной звезды, совершают возвратно-поступательное движение. За один оборот блока стволов каждый из затворов осуществляет перезаряжание, а из стволов последовательно производятся выстрелы. Блок стволов и связанные с ним механизмы совершают непрерывное движение в течение всей очереди. Разгон блока стволов осуществляется пиростартером газопоршневого типа с использованием штатных пиропатронов ППЛ. Работа автоматики пушки основана на использовании энергии пороховых газов, отводимых из стволов через газоотводные отверстия в газовый двигатель. Управление стрельбой — дистанционное от источника постоянного тока напряжением 27 В.

Для стрельбы из пушки ГШ-6-23М используются 23-мм снаряды с осколочно-фугасно-зажигательной и с бронебойно-зажигательно-трассирующей боевой частью (масса снаряда 200 г). Снаряд 23×115 мм (тип снаряда АМ-23) аналогичны пушке ГШ-23.

Ссылки

wikipedia.green

Страшнее «Вулкана» » Военное обозрение

Авиационная пушка ГШ-6-23 остается непревзойденной более 40 лет

«Чуть опускаешь нос машины, аккуратно доворачиваешь на цель так, чтобы она легко ловилась в марку прицела. Нажимаешь на гашетку на долю секунды и возникает такое ощущение, будто самолет трясет гигант, но хорошо видно, как к земле летит огненный смерч. В этот момент находящемуся там врагу, хоть и условному, не позавидуешь», – поделился с «Военно-промышленным курьером» своими впечатлениями от применения шестиствольной авиационной пушки ГШ-6-23 летчик отечественных ВВС.


ГШ-6-23М калибра 23 миллиметра со скорострельностью 10 000 выстрелов в минуту была разработана двумя великими отечественными конструкторами-оружейниками Аркадием Шипуновым и Василием Грязевым еще в начале 70-х. С момента принятия «шестиствольной ГШ» на вооружение в 1974 году ее носителями стали легендарные фронтовые бомбардировщики Су-24 и не менее известные сверхзвуковые тяжелые перехватчики Миг-31.

От «картечницы» до «Вулкана»

В середине 50-х годов, когда на вооружение истребителей начали поступать первые самонаводящиеся ракеты, такие как американская AIM-9 «Сайдвиндер», авиационные эксперты заговорили о том, что от пулеметов и пушек на боевых самолетах в ближайшем времени придется отказаться. Во многом такие выводы основывались на опыте прошедшей корейской войны, где впервые массово сражались реактивные истребители. С одной стороны это были советские МиГ-15, с другой – американские F-86 «Сейбр», F9F «Пантера» и т. д. МиГам, вооруженным тремя пушками, зачастую не хватало скорострельности, а «Сейбрам» – дальности стрельбы, иногда еще и могущества шести 12,7-мм пулеметов, которыми они располагали.

Примечательно, что новейший по тем временам американский палубный истребитель F-4В «Фантом-2» имел только ракетное вооружение, в том числе сверхсовременные AIM-7 «Спэрроу» среднего радиуса действия. На адаптированные для нужд ВВС США F-4C пушки также не устанавливались. Правда, во Вьетнаме «Фантомам» первоначально противостояли имевшие только пушечное вооружение советские МиГ-17, на которых вьетнамские пилоты стремились вести ближний воздушный бой, чтобы не попасть под удар управляемых ракет.

В «собачьих схватках», как на западном авиационном сленге называются такие бои, американским асам не всегда помогали и считавшиеся на то время лучшими ракеты AIM-9 ближнего радиуса действия с тепловой головкой самонаведения. Поэтому командованию военно-воздушных сил, а также авиации ВМС и Корпуса морской пехоты пришлось срочно разрабатывать новые тактические приемы борьбы с вьетнамскими истребителями, прежде всего довооружить «Фантомы» подвесными пушечными контейнерами с 20-мм шестиствольными авиационными пушками М61 «Вулкан». А вскоре в ВВС США поступил истребитель F-4E. Одним из основных отличий новой модели стал штатно установленный в носовой части шестиствольный «Вулкан».

В ряде недавно опубликованных исследований, посвященных воздушной войне во Вьетнаме, утверждается, что решение вооружить «Фантом-2» пушечной установкой вызвано не необходимостью борьбы с вьетнамскими МиГами, а желанием сделать истребитель более приспособленным для ударов по наземным целям. Для беспристрастной оценки стоит обратиться к цифрам. По данным Пентагона, за все время войны в Юго-Восточной Азии пушечным вооружением американских истребителей было сбито от 39 до 45 вьетнамских истребителей, включая сверхзвуковые МиГ-19 и МиГ-21. А всего, по подсчетам американских военных историков, Северный Вьетнам потерял 131 МиГ, так что на авиационные пушки приходится 35–40 процентов от общего количества машин, сбитых летчиками США.

Как бы там ни было, именно с появления в строю F-4E «Фантом-2» пушечное вооружение, отвергнутое в конце 50-х, начало возвращаться в арсенал истребителей, истребителей-бомбардировщиков, разведчиков и других машин.

Одной из самых массовых в арсенале западных ВВС стала уже упомянутая М61 «Вулкан». Примечательно, что американский истребитель пятого поколения F-22 «Лайтнинг» также вооружен этой шестиствольной пушкой, хотя и специально модернизированной.

Разработавшая и выпускающая «Вулкан» американская фирма «Дженерал электрик» до этого никогда не занималась образцами стрелкового оружия. Более того, основным направлением деятельности компании всегда было электрическое оборудование. Но сразу после Второй мировой войны американские ВВС открыли перспективную тему по созданию авиационных пушек и пулеметов, скорострельность которых должна была составлять не менее 4000 выстрелов в минуту, при этом от образцов требовались достаточная дальнобойность и высокая кучность при ударах по воздушным целям.

В традиционных схемах стрелкового оружия реализовать такие запросы заказчика было достаточно проблематично. Здесь приходилось выбирать: либо высокая точность, дальность стрельбы и кучность, либо скорострельность. Как один из вариантов решения разработчики предложили адаптировать под современные требования так называемую картечницу Гатлинга, использовавшуюся в США еще во время их Гражданской войны. В основе этой конструкции лежала разработанная доктором Ричардом Гатлингом аж в 1862 году схема 10-ствольного вращающегося блока.

Как ни удивительно, несмотря на участие в конкурсе именитых разработчиков и производителей вооружений, победа досталась «Дженерал электрик». При реализации схемы Гатлинга стало понятно, что самая важная часть новой установки – внешний электрический привод, вращающий блок стволов, а с его разработкой, имея богатый опыт, «Дженерал электрик» справилась лучше своих конкурентов.

В июне 1946 года фирма, защитив проект перед специальной комиссией ВВС США, получила контракт на реализацию своей схемы в «железе». Это был уже второй этап создания новых авиационных стрелковых систем, где также должны были принять участие фирмы «Кольт» и «Браунинг».


В ходе исследований, испытаний и опытно-конструкторских работ фирме пришлось поэкспериментировать с количеством стволов (в разное время оно варьировалось от 10 до 6), а также с калибрами (15,4 мм, 20 мм и 27 мм). В результате военным была предложена шестиствольная авиационная пушка калибра 20 миллиметров, с максимальной скорострельностью 6000 выстрелов в минуту, выпускающая 110-граммовые снаряды со скоростью свыше 1030 метров в секунду.

Ряд западных исследователей утверждают, что выбор в пользу калибра 20 миллиметров был обусловлен возникшим в начале 50-х годов требованием заказчика – ВВС США, посчитавших, что пушка должна быть достаточно универсальной, одинаково пригодной для ведения прицельного огня как по воздушным, так и по наземным целям.

27-мм снаряды хорошо подходили для стрельбы по земле, но при их использовании резко падала скорострельность и повышалась отдача, а проведенные позже испытания показали и относительно невысокую точность пушки такого калибра при стрельбе по воздушным целям.

Снаряды калибра 15,4 миллиметра имели слишком низкое могущество против предполагаемого противника на земле, но пушка с такими боеприпасами обеспечивала хорошую скорострельность, правда, при недостаточной дальности для ведения воздушного боя. Так что разработчики из «Дженерал электрик» остановились на компромиссном калибре.

Шесть стволов принятой на вооружение в 1956 году пушки М61 «Вулкан» вместе с затворами были концентрично собраны в единый, расположенный в общем кожухе блок, вращавшийся по часовой стрелке. За один оборот каждый ствол последовательно перезаряжался, а из ствола, находящегося в этот момент наверху, производился выстрел. Работала вся система за счет внешнего электрического привода мощностью 26 кВт.

Правда, военных не совсем удовлетворяло то, что масса пушки в итоге получилась почти 115 килограммов. Борьба за снижение веса продолжалась долгие годы, и в результате внедрения новых материалов установленная на F-22 «Рэптор» модель М61А2 весит чуть более 90 килограммов.

Примечательно, что в настоящее время в англоязычной литературе все стрелковые системы с поворотным блоком стволов называются Gatling-gun – «Пушка (орудие) Гатлинга».

Советская многостволка

В СССР работы по созданию многоствольных авиационных пушек шли еще до Великой Отечественной войны. Правда, закончились безрезультатно. К идее системы со стволами, сведенными в один блок, который бы вращался электродвигателем, советские оружейники пришли одновременно с американскими конструкторами, но тут нас постигла неудача.

В 1959 году к работам подключились Аркадий Шипунов и Василий Грязев, работавшие в Климовском НИИ-61. Как оказалось, работы надо было начинать фактически с нуля. Конструкторы обладали информацией о том, что в США создается «Вулкан», но при этом не только применяемые американцами технические решения, а и тактико-технические характеристики новой западной системы оставались секретными.

Правда, сам Аркадий Шипунов позже признался, что даже если бы ему и Василию Грязеву стали бы тогда известны американские технические решения, применить их в СССР все равно вряд ли удалось бы. Как уже было сказано, конструкторы «Дженерал электрик» подключали к «Вулкану» внешний электрический привод мощностью 26 кВт, в то время как советские авиастроители могли предложить всего лишь, как выразился сам Василий Грязев, «24 вольта и ни грамма больше». Поэтому надо было создавать систему, работающую не от внешнего источника, а с использованием внутренней энергетики выстрела.

Примечательно, что схожие схемы были предложены в свое время другими американскими фирмами – участницами конкурса по созданию перспективной авиационной пушки. Правда, западные конструкторы реализовать такое решение не смогли. В отличие от них Аркадий Шипунов и Василий Грязев создали так называемый газоотводный двигатель, который, по словам второго участника тандема, работал наподобие двигателя внутреннего сгорания – отбирал часть порохового газа из стволов при выстреле.

Но, несмотря на изящное решение, возникла другая проблема: как сделать первый выстрел, ведь газоотводный двигатель, а значит, и сам механизм пушки еще не работает. Для начального импульса требовался стартер, после использования которого с первого выстрела пушка работала бы на собственном газе. В дальнейшем были предложены два варианта стартера: пневматический и пиротехнический (со специальным пиропатроном).

В своих мемуарах Аркадий Шипунов вспоминает, что еще в начале работ над новой авиационной пушкой он смог увидеть одну из немногих фотографий готовящегося к испытаниям американского «Вулкана», где его поразило то, что снаряженная боеприпасами лента стелилась по полу, потолку и стенкам отсека, но не была сведена в единый патронный ящик. Позже стало понятно, что при скорострельности в 6000 выстрелов в минуту в патронном ящике в считаные секунды образуется пустота и лента начинает «гулять». При этом боеприпасы выпадают, а сама лента разрывается. Шипунов и Грязев разработали специальный пневматический лентоподтяг, не позволяющий смещаться ленте. В отличие от американского решения, эта идея обеспечивала гораздо более компактное размещение пушки и боекомплекта, что особенно важно для авиационной техники, где конструкторы сражаются за каждый сантиметр.

В цель, но не сразу

Несмотря на то, что изделие, получившее индекс АО-19, практически было готово, в советских Военно-воздушных силах ему места не нашлось, так как сами военные считали: стрелковое оружие – пережиток прошлого, а будущее за ракетами. Незадолго до отказа ВВС от новой пушки Василий Грязев был переведен на другое предприятие. Казалось бы, АО-19, несмотря на все уникальные технические решения, так и останется невостребованным.

Но в 1966 году после обобщения опыта действий северовьетнамских и американских ВВС в СССР было принято решение возобновить работы по созданию перспективных авиационных пушек. Правда, к тому времени почти все предприятия и конструкторские бюро, ранее работавшие по данной тематике, уже переориентировались на другие направления. Более того, желающих возвращаться к этому направлению работ в военно-промышленной отрасли не находилось!

Как ни удивительно, несмотря на все сложности Аркадий Шипунов, возглавивший к этому времени ЦКБ-14, решил возродить на своем предприятии пушечную тематику. После утверждения Военно-промышленной комиссией этого решения ее руководство согласилось вернуть на тульское предприятие Василия Грязева, а также нескольких других специалистов, принимавших участие в работе над «изделием АО-19».

Как вспоминал Аркадий Шипунов, проблема с возобновлением работ по пушечному авиационному вооружению встала не только в СССР, но и на Западе. Фактически на тот момент из многоствольных пушек в мире была только американская – «Вулкан».

Стоит отметить, что, несмотря на отказ от «объекта АО-19» Военно-воздушных сил, изделие заинтересовало Военно-морской флот, для которого были разработаны несколько пушечных комплексов.

К началу 70-х годов КБП предложило две шестиствольные пушки: 30-мм АО-18, использовавшую патрон АО-18, и АО-19 под 23-мм боеприпас АМ-23. Примечательно, что изделия различались не только применяемыми снарядами, но и стартерами для предварительного разгона блока стволов. На АО-18 стоял пневматический, а на АО-19 – пиротехнический с 10 пиропатронами.

Изначально к АО-19 представители ВВС, рассматривавшие новую пушку как вооружение перспективных истребителей и истребителей-бомбардировщиков, предъявляли повышенные требования по отстрелу боеприпасов – не менее 500 снарядов одной очередью. Пришлось серьезно поработать над живучестью пушки. Наиболее нагруженную деталь, газовый шток, сделали из особых термостойких материалов. Изменили конструкцию. Подвергся доработке газовый двигатель, куда были установлены так называемые плавающие поршни.

Проведенные предварительные испытания показали, что доработанная АО-19 может показать гораздо лучшие характеристики, чем заявлялось изначально. В результате проведенных в КБП работ 23-мм пушка смогла вести огонь с темпом стрельбы 10–12 тысяч выстрелов в минуту. А масса АО-19 после всех доводок составила чуть более 70 килограммов.

Для сравнения: доработанный к этому времени американский «Вулкан», получивший индекс М61А1, весил 136 килограммов, делал 6000 выстрелов в минуту, залп был почти в 2,5 раза меньше чем у АО-19, при этом американским авиаконструкторам требовалось также разместить на борту самолета еще и 25-киловаттный внешний электропривод.

И даже на М61А2, стоящей на борту истребителя пятого поколения F-22, американские конструкторы при меньших калибре и скорострельности их пушки так и не смогли добиться тех уникальных показателей по массе и компактности, как у пушки, разработанной Василием Грязевым и Аркадием Шипуновым.

Рождение легенды

Первым заказчиком новой пушки АО-19 стало Опытное конструкторское бюро Сухого, которое в то время возглавлял сам Павел Осипович. «Сухие» планировали, что новая пушка станет вооружением для разрабатываемого ими тогда перспективного фронтового бомбардировщика с изменяемой геометрией крыла Т-6, позже ставшего легендарным Су-24.

Сроки работ по новой машине были достаточно сжатые: совершивший первый полет 17 января 1970 года летом 1973-го Т-6 уже был готов к передаче военным испытателям. При доводке АО-19 под требования авиастроителей возникли определенные трудности. Хорошо стрелявшая на стенде, пушка не могла дать очередь более 150 выстрелов – стволы перегревались, их требовалось охлаждать, на что зачастую уходило порядка 10–15 минут, в зависимости от температуры окружающей среды.

Еще одной проблемой стало то, что пушка не хотела, как шутили конструкторы Тульского КБ приборостроения, «прекращать стрелять». Уже после отпускания кнопки пуска АО-19 ухитрялась самопроизвольно выпустить три-четыре снаряда. Но за отведенные сроки все недостатки и технические проблемы были устранены, и в ГЛИЦ ВВС на испытания Т-6 был представлен с полностью интегрированной в новый фронтовой бомбардировщик пушкой.

В ходе начавшихся в Ахтубинске испытаний проводился отстрел изделия, получившего к тому времени индекс ГШ (Грязев – Шипунов)-6-23, по различным мишеням. При контрольном применении новейшей системы менее чем за одну секунду пилот смог полностью накрыть все мишени, выпустив около 200 снарядов!

Павел Сухой был настолько удовлетворен ГШ-6-23, что наряду со штатно установленной в боекомплект Су-24 были включены так называемые подвесные пушечные контейнеры СППУ-6 с подвижными пушечными установками ГШ-6-23М, способными отклоняться по горизонтали и вертикали на 45 градусов. Предполагалось, что с таким вооружением, а всего на фронтовом бомбардировщике планировалось размещать две такие установки, он сможет за один заход полностью вывести из строя взлетно-посадочную полосу, а также уничтожить колонну мотопехоты в боевых машинах протяженностью до одного километра.

Разработанная на заводе «Дзержинец» СППУ-6 стала одной из самых больших подвижных пушечных установок. Ее длина превышала пять метров, а масса с боекомплектом из 400 снарядов – 525 килограммов. Проведенные испытания показали, что при ведении огня новой установкой на каждый погонный метр приходилось минимум одно попадание снаряда.

Примечательно, что сразу после «Сухого» пушкой заинтересовались в ОКБ имени Микояна, предполагавшем использовать ГШ-6-23 на новейшем сверхзвуковом перехватчике МиГ-31. Несмотря на его большие размеры, авиастроителям требовалась достаточно малогабаритная пушка с высокой скорострельностью, так как МиГ-31 должен был уничтожать сверхзвуковые цели. В КБП помогли «Микояну», разработав уникальную легкую бесконвейерную систему беззвеньевого питания, благодаря чему массу пушки удалось уменьшить еще на несколько килограммов и выиграть дополнительные сантиметры пространства на борту перехватчика.

Разработанная выдающимися оружейниками Аркадием Шипуновым и Василием Грязевым автоматическая авиационная пушка ГШ-6-23 до сих пор остается на вооружении отечественных ВВС. Более того, во многом ее характеристики, несмотря на более чем 40-летний срок службы, остаются уникальными.

topwar.ru

ГШ-6-23 — Howling Pixel

ГШ-6-23 (АО-19, ТКБ-613, Индекс УВ ВВС — 9-А-620) — шестиствольная авиационная 23-мм автоматическая пушка схемы Гатлинга.

Модернизированный образец обозначается ГШ-6-23М (индекс 9-А-768).

Разработка шестиствольной 23-мм пушки АО-19 (ТКБ-613) Тульского КБ приборостроения. Работы возглавлял Василий Грязев. Общее руководство осуществлял Аркадий Шипунов. Общая схема пушки аналогична АО-18, но вместо пневматического стартера применён кассетный пиростартер с десятью пиропатронами. Серийное производство организовано в 1972 году. Принята на вооружение в 1974 году под обозначением ГШ-6-23 (9-А-620).

Пушка предназначена для поражения как наземных, так и воздушных целей (включая крылатые ракеты). Устанавливается на самолётах МиГ-31, Су-24. Имеет отдачу в откате 5 тонн и в накате 3,5 тонны.

Пушка ГШ-6-23 выполнена по многоствольной схеме автоматики с вращающимся блоком стволов. Стволы с затворами собраны в единый блок и вращаются в неподвижном кожухе вместе с центральной звездой. Затворы, скользящие в продольных направлениях центральной звезды, совершают возвратно-поступательное движение. За один оборот блока стволов каждый из затворов осуществляет перезаряжание, а из стволов последовательно производятся выстрелы. Блок стволов и связанные с ним механизмы совершают непрерывное движение в течение всей очереди. Разгон блока стволов осуществляется пиростартером газопоршневого типа с использованием штатных пиропатронов ППЛ. Работа автоматики пушки основана на использовании энергии пороховых газов, отводимых из стволов через газоотводные отверстия в газовый двигатель. Управление стрельбой — дистанционное от источника постоянного тока напряжением 27 В.

Для стрельбы из пушки ГШ-6-23М используются 23-мм снаряды с осколочно-фугасно-зажигательной и с бронебойно-зажигательно-трассирующей боевой частью (масса снаряда 200 г). Снаряд 23×115 мм (тип снаряда АМ-23) аналогичны пушке ГШ-23.

Ссылки

  • ГШ-6-23 на сайте «Уголок неба»
23 × 115 мм

23×115 мм — советский выстрел для малокалиберных автоматических пушек. В целом уступил место в войсках выстрелу 30×165 мм. В ВВС России до сих пор используется в ГШ-23Л (в хвостовой турели самолёта и в УПК-23-250) и шестиствольной ГШ-6-23. Боеприпас создан на основе крупнокалиберного патрона 14,5×114 мм путём увеличения шейки гильзы до 23 мм. Как и в оригинальных 14,5-мм патронах, использовался поначалу слабый заряд весом 33 г. дававший скорость снаряду в 690 м/с при максимальном давлении 294,3 МПа. В 1954 году боеприпас подвергся модернизации и скорость стала достигать 720 м/с. Энергия — 45 000 джоулей.

АК-630

АК-630 — 30-мм шестиствольная автоматическая корабельная артиллерийская установка АО-18, созданная в 1964 году под руководством В. П. Грязева и А. Г. Шипунова и принятая на вооружение ВМФ СССР 6 января 1976 года. В наименовании «6» означает шесть стволов, 30 — калибр.

Является средством самообороны кораблей, может быть использована для поражения воздушных целей на наклонной дальности до 4000 м и лёгких надводных сил противника на дистанциях до 5000 м.

Производство освоено на Тульском машиностроительном заводе.

Авиапушка

Авиапушки — автоматические пушки, адаптированные либо специально спроектированные для применения на летательных аппаратах.

Отличительными особенностями авиационных пушек является их малый вес, высокая скорострельность, компактность и относительно небольшой калибр (до 45 мм).

Исключение составляют редкие авиационные пушки среднего и крупного калибра, основанные на безоткатной (динамореактивной) схеме. Например, 76,2-мм пушками АПК-4 был вооружены советские истребители И-12 и И-Z, 105-мм гаубицей вооружен американский Lockheed AC-130.

ВС-8

ВС-8 (или СВ-8, расшифровывается как винтовка снайперская или снайперская винтовка) — российская снайперская винтовка, созданная в КБП.

Гатлинг, Ричард Джордан

Ричард Джордан Гатлинг (англ. Richard Jordan Gatling) (12 сентября 1818 — 26 февраля 1903) — американский изобретатель, врач, обладатель более чем полусотни патентов.

Наиболее известное изобретение — картечница Гатлинга, многоствольное скорострельное оружие (1862 год), приводимое в действие мускульной силой стрелка и обладающее скорострельностью 400—3000 выстрелов в минуту. В настоящее время артиллерийские, авиационные и стрелковые системы с вращающимся блоком стволов называются схемой Гатлинга (в частности, 20-мм шестиствольная пушка M61 «Вулкан», 30-мм семиствольная пушка GAU-8 Avenger, 7,62-мм шестиствольный пулемёт M134 «Миниган», 23-мм шестиствольная авиационная пушка ГШ-6-23 и т. п.) Главное отличие артсистем, построенных по схеме Гатлинга от других — очень высокая скорострельность (3000—12000 выстрелов в минуту), достигаемая в основном за счёт равномерного распределения нагрузки на все стволы орудия в ходе выполнения одного цикла и избавления от проблемы перегрева.

Китолов (управляемый снаряд)

Китолов — комплекс управляемого артиллерийского вооружения, разработанный в Тульском КБ Приборостроения.

Включает в себя корректируемый осколочно-фугасный снаряд с полуактивной головкой самонаведения, принимающей отражённый сигнал от подсветки цели лазерным целеуказателем-дальномером. Предназначен для поражения бронированных целей и инженерных сооружений с первого выстрела.

МЕРА (ракета)

Мера — российская неуправляемая двухступенчатая твердотопливная метеорологическая ракета класса «DART» с пассивной подкалиберной головной частью и отделяемым на малой высоте подъема стартовым ускорителем. Максимальная высота подъёма полезной нагрузки до 110 километров.

МЦ-111

МЦ-111 — двуствольное охотничье ружьё с горизонтальным расположением стволов. Создано в 1971 г. в Центральном Конструкторском Бюро Спортивного и Охотничьего Оружия (ЦКИБ СОО) авторским коллективом под руководством И. М. Михалёва в составе М. И. Скворцова, Н. С. Рыжова и А. П. Глинского.

МЦ-111 — ружьё высшего класса, которое изготавливалось только в штучном исполнении, очень дорогой подарок высшего класса, преподносилось в дар руководителям государств.

ОЦ-28

ОЦ-28 — дробовой карабин, разработанный для вооружения милиции и внутренних войск России. Предназначен для подавления массовых беспорядков, избирательного силового, психического и химического воздействия.

Карабин был разработан в Тульском ЦКИБ СОО в конце 1990-х годов параллельно с КС-23К, созданным в КБП. Карабин получился дороже в производстве, поэтому в 1998 году на вооружение был принят КС-23К, а не ОЦ-28.

ОЦ-62

ОЦ-62 — российский револьвер, разработанное на предприятии ЦКИБ СОО. Калибр 12-й. Для более точной стрельбы у револьвера имеется цевьё. Максимальная прицельная дальность стрельбы 50 метров.

ОЦ-69

ОЦ-69 — перспективный бесшумный стрелково-гранатомётный комплекс разработки Тульского КБП.

Оружие с вращающимся блоком стволов

Оружие с вращающимся блоком стволов (пушка схемы Гатлинга) — многоствольное автоматическое оружие с вращающимся блоком стволов по схеме Гатлинга. Иногда его называют «револьверным пулемётом».

Имеет разные калибры, от 5,56 (XM214, опытный образец) до 37 мм (T249 Vigilante, опытный образец).

ПП-90М1

ПП-90М1 — 9-мм специальный пистолет-пулемёт, предназначенный для создания высокой плотности огня и ведения продолжительного ближнего боя. Несмотря на сходство обозначений с пистолетом-пулемётом ПП-90, рассматриваемый образец является оригинальной разработкой и призван конкурировать с ПП-19 «Бизон». ПП-90М1 предназначен для вооружения сотрудников правоохранительных органов, бойцов армейского спецназа и спецподразделений полиции и внутренних войск.

Сосна-А

«Сосна-А» — российский лёгкий мобильный буксируемый зенитный пушечно-ракетный комплекс. Разработан во ФГУП «КБ точного машиностроения им. А. Э. Нудельмана».

ТКБ-011

ТКБ-011, ТКБ-011M и ТКБ-011 2M — прототипы советских автоматов, созданных Николаем Афанасьевым под патрон 7,62×39 мм в 1963—1965 годах. Оружие являлось одной из первых в мире разработок по ныне широко распространенной схеме булл-пап. Кроме этого в данной системе использовался принцип выброса стреляных гильз вперед, в дальнейшем позаимствованный разработчиками F2000.

ТКБ-0247

ТКБ-0247 (от Тульское Конструкторское Бюро, образец № 0247) — опытный российский пистолет-пулемет, разработанный под боеприпас 7Н21 в Тульском конструкторском бюро ЦКИБ СОО конструктором В. В. Злобиным. Работа над оружием была начата в 1998 году в инициативном порядке.

ТКБ-09

ТКБ-09 (от Тульское Конструкторское Бюро, образец №09) — опытный советский автомат разработанный в ЦКИБ СОО ведущим конструктором Г.А. Коробовым.

ТКБ-464

ТКБ-464 — советский опытный единый пулемёт. Участвовал в конкурсе на универсальный пулемёт для вооружённых сил СССР для замены станкового СГМ и ручного РП-46 вместе с пулемётами Калашникова, Никитина-Соколова, Гаранина, Шилина и Грязева. Первый эскизный вариант представлен в 1955 году. В 1956 году участвовал и не прошёл конкурс из-за поперечной деформации гильз. Пулемёт основан на конструкции СГМ. Разработан конструкторами тульского ЦКБ-14 В. И. Силиным и В. Ф. Перерушевым.

Револьверы
Пистолеты
Пистолеты-пулемёты
Автоматы
Винтовки и карабины
Охотничьи ружья и карабины
Боевые и служебные ружья
Снайперские винтовки
Гранатомёты
Пулемёты
Авиационные пушки и орудия
Ракетные комплексы
Комплексы ПВО
Патроны
ПТУР и реактивные снаряды
Боевые модули
Огнемёты
Боевые ножи
Прочее
  • 1030 «Дрозд»
  • Метеоракета «Мера»
  • ТКБ-06
  • ТКБ-012
  • ТКБ-026
  • ТКБ-040
  • ТКБ-047
  • ТКБ-049А
  • ТКБ-069 «Факел»
  • ТКБ-076
  • ТКБ-0166 «Запуск»
  • ТКБ-0183 «Кристалл»
  • ТКБ-450А
  • ТКБ-451
  • ТКБ-871
  • ТКБ-881
  • КСАУО «Малахит»
  • КУВТ «Редут»
  • Б05Я01
  • КАУПП «Командирша-Э»
  • ОЦ-06
  • ОЦ-15

На других языках

This page is based on a Wikipedia article written by authors (here).
Text is available under the CC BY-SA 3.0 license; additional terms may apply.
Images, videos and audio are available under their respective licenses.

howlingpixel.com

ГШ-6-23 Википедия

ГШ-6-23/ГШ-6-23М
На изображении вторая слева ГШ-6-23
Длина 1400
Ширина 243
Высота 180
Масса снаряда, г 200
Масса патрона, г
Масса пушки, кг 76
Калибр, мм 23
Число стволов 6
Боекомплект, патронов 500
Темп стрельбы, выст/мин 9000
Начальная скорость, м/с 715
Длина непрерывной очереди,
выст
300

ГШ-6-23 (АО-19, ТКБ-613, Индекс УВ ВВС — 9-А-620) — шестиствольная авиационная 23-мм автоматическая пушка схемы Гатлинга.

Модернизированный образец обозначается ГШ-6-23М (индекс 9-А-768).

Разработка шестиствольной 23-мм пушки АО-19 (ТКБ-613) Тульского КБ приборостроения. Работы возглавлял Василий Грязев. Общее руководство осуществлял Аркадий Шипунов. Общая схема пушки аналогична АО-18, но вместо пневматического стартера применён кассетный пиростартер с десятью пиропатронами. Серийное производство организовано в 1972 году. Принята на вооружение в 1974 году под обозначением ГШ-6-23 (9-А-620).

Пушка предназначена для поражения как наземных, так и воздушных целей (включая крылатые ракеты). Устанавливается на самолётах МиГ-31, Су-24. Имеет отдачу в откате 5 тонн и в накате 3,5 тонны.

Пушка ГШ-6-23 выполнена по многоствольной схеме автоматики с вращающимся блоком стволов. Стволы с затворами собраны в единый блок и вращаются в неподвижном кожухе вместе с центральной звездой. Затворы, скользящие в продольных направлениях центральной звезды, совершают возвратно-поступательное движение. За один оборот блока стволов каждый из затворов осуществляет перезаряжание, а из стволов последовательно производятся выстрелы. Блок стволов и связанные с ним механизмы совершают непрерывное движение в течение всей очереди. Разгон блока стволов осуществляется пиростартером газопоршневого типа с использованием штатных пиропатронов ППЛ. Работа автоматики пушки основана на использовании энергии пороховых газов, отводимых из стволов через газоотводные отверстия в газовый двигатель. Управление стрельбой — дистанционное от источника постоянного тока напряжением 27 В.

Для стрельбы из пушки ГШ-6-23М используются 23-мм снаряды с осколочно-фугасно-зажигательной и с бронебойно-зажигательно-трассирующей боевой частью (масса снаряда 200 г). Снаряд 23×115 мм (тип снаряда АМ-23) аналогичны пушке ГШ-23.

Ссылки

wikiredia.ru

6-23 — это… Что такое ГШ-6-23?

ГШ-6-23/ГШ-6-23М
Носители
МиГ-31, Су-24, Су-24М
Масса
Вес снаряда 174 г
Вес патрона 325 г
Вес пушки 73 кг
Характеристики
Калибр 23 мм
Число стволов 6
Боекомплект 260 патронов
Скорострельность
Темп стрельбы 9000 выст/мин
Начальная скорость 715 м/с
Длина непрерывной очереди 50-300 выст
Внешние изображения
[1]

ГШ-6-23 (АО-19, ТКБ-613, Индекс УВ ВВС — 9-А-620) — шестиствольная авиационная 23-мм автоматическая пушка схемы Гатлинга.

Модернизированный образец обозначается ГШ-6-23М (индекс 9-А-768).

Разработка шестиствольной 23-мм пушки АО-19 (ТКБ-613) Тульского КБ приборостроения. Работы возглавлял Василий Грязев. Общее руководство осуществлял Аркадий Шипунов. Общая схема пушки аналогична АО-18, но вместо пневматического стартера применён кассетный пиростартер с десятью пиропатронами. Серийное производство организовано в 1972 году. Принята на вооружение в 1974 году под обозначением ГШ-6-23 (9-А-620).

Пушка предназначена для поражения как наземных, так и воздушных целей (включая крылатые ракеты). Устанавливается на самолётах МиГ-31, Су-24. Имеет отдачу в откате 5 тонн и в накате 3,5 тонны.

Пушка ГШ-6-23 выполнена по многоствольной схеме автоматики с вращающимся блоком стволов. Стволы с затворами собраны в единый блок и вращаются в неподвижном кожухе вместе с центральной звездой. Затворы, скользящие в продольных направлениях центральной звезды, совершают возвратно-поступательное движение. За один оборот блока стволов каждый из затворов осуществляет перезаряжание, а из стволов последовательно производятся выстрелы. Блок стволов и связанные с ним механизмы совершают непрерывное движение в течение всей очереди. Разгон блока стволов осуществляется пиростартером газопоршневого типа с использованием штатных пиропатронов ППЛ. Работа автоматики пушки основана на использовании энергии пороховых газов, отводимых из стволов через газоотводные отверстия в газовый двигатель. Управление стрельбой — дистанционное от источника постоянного тока напряжением 27 В.

Для стрельбы из пушки ГШ-6-23М используются 2З-мм патроны с осколочно-фугасно-зажигательным и с бронебойно-зажигательно-трассирующим снарядами (масса снаряда 200 г). Патроны (тип патрона АМ-23) аналогичны пушке ГШ-23.

Ссылки

dic.academic.ru

ГШ-6-23 Википедия

ГШ-6-23/ГШ-6-23М
На изображении вторая слева ГШ-6-23
Длина 1400
Ширина 243
Высота 180
Масса снаряда, г 200
Масса патрона, г
Масса пушки, кг 76
Калибр, мм 23
Число стволов 6
Боекомплект, патронов 500
Темп стрельбы, выст/мин 9000
Начальная скорость, м/с 715
Длина непрерывной очереди,
выст
300

ГШ-6-23 (АО-19, ТКБ-613, Индекс УВ ВВС — 9-А-620) — шестиствольная авиационная 23-мм автоматическая пушка схемы Гатлинга.

Модернизированный образец обозначается ГШ-6-23М (индекс 9-А-768).

Разработка шестиствольной 23-мм пушки АО-19 (ТКБ-613) Тульского КБ приборостроения. Работы возглавлял Василий Грязев. Общее руководство осуществлял Аркадий Шипунов. Общая схема пушки аналогична АО-18, но вместо пневматического стартера применён кассетный пиростартер с десятью пиропатронами. Серийное производство организовано в 1972 году. Принята на вооружение в 1974 году под обозначением ГШ-6-23 (9-А-620).

Пушка предназначена для поражения как наземных, так и воздушных целей (включая крылатые ракеты). Устанавливается на самолётах МиГ-31, Су-24. Имеет отдачу в откате 5 тонн и в накате 3,5 тонны.

Пушка ГШ-6-23 выполнена по многоствольной схеме автоматики с вращающимся блоком стволов. Стволы с затворами собраны в единый блок и вращаются в неподвижном кожухе вместе с центральной звездой. Затворы, скользящие в продольных направлениях центральной звезды, совершают возвратно-поступательное движение. За один оборот блока стволов каждый из затворов осуществляет перезаряжание, а из стволов последовательно производятся выстрелы. Блок стволов и связанные с ним механизмы совершают непрерывное движение в течение всей очереди. Разгон блока стволов осуществляется пиростартером газопоршневого типа с использованием штатных пиропатронов ППЛ. Работа автоматики пушки основана на использовании энергии пороховых газов, отводимых из стволов через газоотводные отверстия в газовый двигатель. Управление стрельбой — дистанционное от источника постоянного тока напряжением 27 В.

Для стрельбы из пушки ГШ-6-23М используются 23-мм снаряды с осколочно-фугасно-зажигательной и с бронебойно-зажигательно-трассирующей боевой частью (масса снаряда 200 г). Снаряд 23×115 мм (тип снаряда АМ-23) аналогичны пушке ГШ-23.

Ссылки[ | ]

Оружие и боеприпасы

ru-wiki.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.