Грозная боевая машина с нежным девичьим именем
Одним из самых известных символов Великой Отечественной войны1941-1945 годов является знаменитая «Катюша» — боевая машина реактивной артиллерии.
Существует много версий происхождения названия этого грозного оружия. По одной из них, она связана с индексом «К» на корпусе миномета — ведь установки выпускали на Воронежском заводе имени Коминтерна, по другой — с популярной во время Великой Отечественной войны одноименной песней. Есть и другие предположения. В любом случае фронтовики любили давать прозвища оружию.
Например, 122-мм гаубицу М-30 прозвали «Матерью», 152-мм пушку-гаубицу МЛ-20 — «Емелька». И БМ-13 сначала иногда именовали «Раисой Сергеевной», таким образом расшифровывая сокращение РС (реактивный снаряд) — основной элемент «Катюши».
… После принятия на вооружение авиации 82-мм реактивных снарядов класса «воздух-воздух» РС-82 (1937 р.) и 132-мм реактивных снарядов класса «воздух-земля» РС-132 (в 1938 г.), а также их успешного применение во время гражданской войны в Испании (1936-1939) в борьбе против фашистских мятежников и итало-германских интервентов, Главное управление поставило перед разработчиком снарядов — Реактивным научно-исследовательским институтом — задачу создания реактивной полевой системы залпового огня на основе снарядов РС-132 .
Согласно этой задачи к лету 1939 г. институт разработал новый 132-мм осколочно-фугасный снаряд, который позже получил официальное название М-13 и по сравнению с авиационным РС-132 имел большую дальность полета и более мощную боевую часть.
Также было разработано самоходную многозарядную пусковую установку, первый вариант которой был создан на базе двухосного грузового автомобиля ЗИС-5 (завод имени Сталина, пятая модель) и имел обозначение МУ-1 (механизированная установка, первый образец). Пусковая установка имела 24 направляющих, установленных на специальной раме поперек продольной оси автомобиля. Проведенные испытания установки показали, что она не в полной мере отвечала предъявляемым требованиям, ведь ее конструкция позволяла производить пуск реактивных снарядов только поперек автомашины. При этом существовала опасность при управлении огнем из кабины автомашины от воздействия горячих газов, струи которых также повреждали элементы установки и очень ее раскачивали, что ухудшало кучность стрельбы. Также предполагалась подзарядка пусковой установки с передней части направляющих, что было крайне неудобно и требовало много времени, а автомашина ЗИС-5 при этом имела ограниченную проходимость.
С учетом результатов испытаний, Реактивный НИИ разработал новую пусковую установку МУ-2, которая в сентябре 1939 г. была принята Главным артиллерийским управлением для полигонных испытаний.
Установка, которая была создана на базе трехосного грузового автомобиля повышенной проходимости ЗИС-6, имела 16 направляющих, расположенных вдоль оси автомобиля. Каждые две направляющие соединялись (спаривались), образуя единую конструкцию, что именовалась «спариванием». Как и на установке первого варианта, для большей устойчивости во время стрельбы были предусмотрены домкраты, но, благодаря расположению направляющих вдоль шасси автомашины, силы, что раскачивали пусковую установку, передавались вдоль оси машины на два центральных домкрата, расположенные вблизи центра масс машины, в результате чего раскачивание стало минимальным. Зарядка установки осуществлялось с заднего конца направляющих, что было гораздо удобнее и позволяло существенно увеличить скорострельность. Для защиты экипажа от горячих газов реактивных снарядов стекло кабины закрывалось броневыми откидными щитами.
Дальность полета снаряда М-13 массой 42 кг достигала 8470 м. Время перевода пусковой установки из походного в боевое положение составлял 2-3 минуты, угол вертикального обстрела находился в пределах от 4 ° до 45 °, а угол горизонтального обстрела составлял 20 °. Все 16 снарядов можно было выпустить всего за 7-10 с. При этом пусковая установка была достаточно мобильной, ведь она допускала передвижение в заряженном состоянии со скоростью до 40 км / ч.
В ходе испытаний выявилась важная особенность залповой стрельбы реактивными снарядами: при условии одновременного разрыва нескольких снарядов на ограниченной площади с разных направлений действовали ударные волны, добавление которых друг к другу значительно увеличивало разрушительное действие каждого снаряда.
По результатам полигонных исследований, что были закончены в ноябре 1939 года, институту было заказано пять пусковых установок для проведения войсковых испытаний. Еще одну установку заказало Артиллерийское управление Военно-морского флота для использования ее в системе береговой обороны.
Несмотря на очевидную эффективность реактивной артиллерии, работа по ее внедрению двигалась крайне медленно. И только накануне Великой Отечественной войны, 21 июня 1941 года, на осмотре образцов вооружения Красной Армии установка была представлена руководству ВКП (б) и Советского правительства. В тот же день, буквально за несколько часов до начала Великой Отечественной войны, было принято решение о срочном развертывании серийного производства реактивных снарядов М-13 и пусковой установки, получившей официальное название БМ-13 (боевая машина 13).
Первая отдельная экспериментальная батарея полевой реактивной артиллерии в количестве семи установок была отправлена на фронт в ночь с 1 на 2 июля 1941 под командованием капитана Ивана Андреевича Флерова (1905-1941). Своим первым залпом в 15 часов 15 минут 14 июля 1941 батарея полностью уничтожила железнодорожный узел Орша вместе с немецкими эшелонами, находившихся на нем.
Исключительная эффективность действий батареи капитана И.А. Флерова и сформированных вслед за ней еще семи таких батарей способствовала быстрому наращиванию темпов производства реактивного вооружения. По мере поступления боевой техники от промышленности началось формирование полков реактивной артиллерии, один залп каждого из которых составлял 576 снарядов. При этом живая сила и боевая техника противника уничтожались на площади более чем квадратный километр! Официально полки назывались гвардейскими минометными полками артиллерии резерва Верховного Главнокомандования.
Интересно, что если высокое звание «гвардейский» во время Великой Отечественной войны придавалось военным формированиям за массовый героизм, мужество и высокое воинское мастерство, проявленные непосредственно в боях, то частям реактивной артиллерии уже с осени 1941 года гвардейское звание присваивалось при их формировании. Этим подчеркивалось огромное значение реактивной артиллерии как мощного оружия, а также особая ответственность личного состава за выполнение боевых задач.
Катюша Необходимо отметить, что установки были настолько засекречены, что даже запрещалось использовать привычные для традиционного артиллерийского вооружения команды «пли», «огонь», «залп». Вместо этих команд применяли слова «пой» или «играй» (что, возможно, также было связано с песней «Катюша»). Да и для нашей пехоты залп «катюш» был приятной музыкой, в отличие от врага, который также на музыкальный лад называл их «сталинскими органами» (из-за мощного потрясающего рева что возникал при запуске снарядов).
… В связи с тем, что производство пусковых установок БМ-13 в срочном порядке было развернуто на нескольких предприятиях, имевших различные производственные возможности, в конструкцию установки вносили определенные изменения, обусловленные принятым на этих предприятиях технологическим процессом производства. Кроме того, на стадии развертывания серийного производства пусковой установки конструкторы внесли в ее конструкцию целый ряд изменений. Важнейшим из них была замена направляющих типа «спарка» на более совершенную направляющую типа «балка».
Таким образом, в течении первых двух лет войны использовалось до десяти разновидностей пусковой установки БМ-13, что затрудняло обучение личного состава гвардейских минометных частей и негативно сказывалось на эксплуатации боевой техники. Поэтому был разработано и в апреле 1943 года принято на вооружение унифицированную (нормализованную) пусковую установку БМ-13Н. Созданная конструкция позволила уменьшить трудоемкость, время изготовления и стоимость пусковых установок. Массу артиллерийской части было снижено на 250 кг, а стоимость — более чем на 20%.
Существенно были повышены и боевые и эксплуатационные характеристики установки. За счет введения бронирования бензобака, бензопровода, боковых и задних стенок кабины водителя была повышена живучесть пусковых установок в боевых условиях. Также был увеличен сектор обстрела, повышена устойчивость пусковой установки в походном положении, усовершенствованы подъемный и поворотный механизмы.
Как и БМ-13, боевая машина БМ-13Н могла вести огонь реактивными снарядами М-13, а также реактивными снарядами М-20, поступивших на вооружение в июне 1942 года. Реактивный снаряд М-20 был единственным фугасным снарядом калибра 132 мм. Масса взрывчатого вещества в его боевой части была увеличена до 18,4 кг по сравнению с 4,9 кг в снаряда М-13, благодаря чему снаряды М-20 успешно использовались для разрушения полевых укреплений противника. Недостатками нового снаряда были недостаточная дальность стрельбы (не более 5 км) и то, что из-за большой длины их можно было запускать только с верхних направляющих боевых машин, что вдвое уменьшало массу залпа. Поэтому после разработки более мощных фугасных реактивных снарядов М-30 и М-31 снаряд М-20 был снят с производства.
Более удачным оказался предназначенный для боевых машин БМ-13 и БМ-13Н принятый на вооружение в апреле 1944 года реактивный снаряд М-13-УК (улучшенной кучности). Проведенные еще в 30-е годы исследования показали, что кучность оперенного реактивного снаряда можно повысить за счет его медленного вращения во время полета. Для этого в передней части снаряда М-13 было выполнено 12 тангенциально расположенных отверстий, через которые во время работы ракетного двигателя выходила часть пороховых газов, чем обеспечивалось вращения снаряда. Хотя дальность полета снаряда при этом несколько уменьшилась (до 7,9 км), улучшение кучности способствовало росту плотности огня втрое, по сравнению со снарядами М-13.
Также существенным фактором, что повысил тактическую мобильность частей реактивной артиллерии, вооруженных установками БМ-13Н, было то, что в качестве шасси для пусковой установки был использован мощный американский грузовой автомобиль «Студебеккер US 6×6», поступавший в СССР по ленд-лизу. Этот автомобиль имел повышенную проходимость, что обеспечивалась мощным двигателем, тремя приводными осями (колесная формула 6х6), демультипликатором, лебедкой для самовытаскивания, а также высоким расположением всех частей и механизмов, чувствительных к воздействию воды.
Созданием пусковой установки БМ-13Н была окончательно завершена отработка серийной боевой машины БМ-13. В таком виде она и провоевала до конца войны. При этом на 1 мая 1945 г. в войсках была 3081 единица боевых машин реактивной артиллерии различных моделей.
… В послевоенные годы с учетом огромного опыта боевого применения первых образцов реактивной артиллерии отечественной промышленностью были разработаны еще более мощные потомки знаменитой «Катюши»: «Град», «Ураган», «Смерч», «Прима», которые сегодня является одним из наиболее убедительных средств сдерживания некоторых горячих голов. Ведь все понимают: что тот, кто с мечом к нам придет, тот получит такую «пощечину», в том числе и от последователей «Катюши», от которой он еще долго не оправится.
И.Микульонок
боевая техника времён ВОВ, от которой враг буквально сходил с ума
Фото: commons.wikimedia.org/wiki/File:BM-13-16_on_a_ZiS-151_chassis_in_a_military_museum_in_Belarus.jpg?uselang=ru
19 апреля 2021
Страницы истории
Военная техника часто появляется на наших страницах, а в этом случае говорить про неё будет особенно приятно. Знаменитая реактивная система залпового огня БМ-8 и БМ-13 «Катюша» стала одним из самых грозных орудий и значимых символов Великой Отечественной войны. И не зря, есть задокументированные случаи потери немцами рассудка от разрушительных артиллерийских ударов этих грозных машин. Причём это случалось с завидной частотой. Один из таких случаев произошёл в деревне Попково. Советские солдаты от пленных выяснили, что БМ-13 часто доводил противника до сумасшествия.
Ещё с начала 1930-х годов в СССР разрабатывали реактивные снаряды и думали о возможности их залпового запуска. В 1933 г. даже специально создали РНИИ — Реактивный научно-исследовательский институт. В 37-38 г. учёные разработали 82 и 132-мм реактивные снаряды, которые заполучила в вооружение авиация. Так или иначе, уже тогда думали о применении такого оружия на земле. Проблема была в том, что у подобных снарядов не очень высокая точность, а значит, надо было их запускать очень много за раз, чтобы поражать цель. Главное артиллерийское управление дало задачу разработать соответствующую машину для этих целей, изначально её вообще хотели применять для ведения химической войны.
Сказано — сделано: в апреле 1939 г. инженеры создали принципиально новую установку. Здесь направляющие были расположены продольно. Кстати, сперва машину называли МУ-2, «механизированная установка», однако позже её довели до ума и в 1941 г. приняли на вооружение уже под известным нам названием «боевая машина БМ-13». Смертоносное оружие можно было устанавливать на разные типы шасси, один из них — это ЗиС-6. Это первый в мире крупносерийный трёхосный грузовик повышенной проходимости. Он имел колёсную формулу 6×4 и двигатель мощностью 73 л. с. и мог развивать скорость до 55 км/ч. Впоследствии его ещё устанавливали на другую самоходную технику — на ЗиС-5, а ещё позже — на пришедшие по ленд-лизу «Студебекеры» ЮС-6.
Реактивная установка включала в себя 16 направляющих желобкового типа. Они располагались вдоль шасси несущего автомобиля. Снаряды заряжали с задней стороны, а выпустить всю пачку «приветов Гитлеру» можно было всего за 7-10 сек. К слову, один залп одного полка М-13 состоял из 576 снарядов, а М-8 — из 1296.
Фото: commons.wikimedia.orgНовое оружие показало себя чрезвычайно эффективно. Снаряды и машины запустили в серийное производств, стали формироваться части. Впервые применили «Катюши» в 1941 г. Сперва даже русские солдаты не сразу поняли, что именно происходит. Им объяснили, кто и в кого стреляет, это серьёзно подняло боевой дух. А вот немцам — не особенно: «Катюши» аннигилировали живую силу и технику так, что давление противника в районе боевых действий как-то сразу ослабевало, и советская пехота могла смело идти на захват. Также находили документы, где говорилось, что немцы не могли понять, что вообще их убивает. Сперва думали, что это сверхмассивный точечный удар артиллерии, потом — что это огнеметные пушки, потом — что электрические. Моральный дух нацистов падал, оно и правильно. Огромную роль «Катюши» сыграли в обороне Москвы.
К слову, хоть снаряды были и фугасными, а не бронебойными, но для танков они тоже создавали проблемы. Экипаж получал тяжёлые контузии, а осколки перебивали траки и могли вызвать пожар. Поэтому тяжёлая броня «Тигров» и «Пантер» не всегда спасала немецких танкистов.
«Катюша» получила в ходе войны ряд модификаций, в том числе и за счёт захваченной немецкой техники. Количество направляющих могло доходить до 48, снаряды модернизировали для разных целей. Их делали вращающимися для большей точности или более тяжёлыми для большего поражения техники. Также росло и число шасси, на которые их устанавливали. Кроме того, «Катюши» успели поучаствовать в Афганской войне.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
военная техника | Грузовик | Полоса | ссср | шасси
Поделиться:
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Читайте также по теме
Понравился материал?
Подпишитесь на Дайджест от “Грейдера” и получайте подборку лучших статей каждый месяц на свою почту!
Подписываясь на рассылку, вы соглашаетесь с Правилами пользования и Политикой конфиденциальности и обработку персональных данных *
Поделиться:
Карьерная техника
Новый бульдозер ЧЕТРА Т30.03: технические характеристики
Узнать больше →
Популярное
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Читайте по теме
Выбор читателей
ЗИС-151с БМ-13 «Катюша», копия, продажа, цена договорная ⋆ Техклуб
Цена по запросу
Артикул: 28764 1720
ЗИС-151с БМ-13 «Катюша», копия
Код производителя: 28764 1720 42
Цена по запросу
Чтобы написать сообщение Звонить Написать сообщениеЗвонить по телефону
ЗиС-151 с копией реактивной установки БМ-13 НН «Катюша» продается или будет изготавливаться на заказ.
Полная копия, воссозданная по чертежам с помощью лазерной резки и сварки. На ходу, с документами. Не стреляет, не оружие, только в декоративных целях.
Возможна установка БМ-13НН на ЗИЛ-157 или ЗИЛ-131.
Изготовим макет памятника, отдельной инсталляции или ее элементов.
- Состояние: Б/у
Показать полностью
Вам может быть интересно
Реактивная установка «Катюша»
Настройки конфиденциальности данных
Указанные здесь настройки сохраняются в «локальной памяти» вашего устройства. Настройки будут запомнены при следующем посещении нашего интернет-магазина. Вы можете изменить эти настройки в любое время (значок отпечатка пальца в левом нижнем углу).
Для получения дополнительной информации о сроке действия файлов cookie и необходимых основных файлах cookie см. Уведомление о конфиденциальности.
Выбрать/Отменить все
YouTube
Дополнительная информацияЧтобы просмотреть содержимое YouTube на этом веб-сайте, вам необходимо дать согласие на передачу данных и хранение сторонних файлов cookie Ютуб (гугл).
Это позволяет нам улучшить ваш пользовательский опыт и сделать нашу сайт лучше и интереснее. Без вашего согласия никакие данные не будут переданы на YouTube. Однако вы также не сможете пользоваться услугами YouTube на этом веб-сайте.Описание:
Встраивание видео
Процессинговая компания:
Google Inc.
Условия эксплуатации: Ссылка
Vimeo
Дополнительная информацияДля просмотра контента Vimeo на этом веб-сайте вам необходимо согласиться с передача данных и хранение сторонних файлов cookie Vimeo. Это позволяет нам улучшить опыт и сделать наш сайт лучше и интереснее. Без вашего согласия никакие данные не будут быть перенесены на Vimeo. Однако вы также не сможете пользоваться услугами Vimdeo на этом веб-сайте.
Описание:
Встраивание видео
Процессинговая компания:
Vimeo
Условия эксплуатации: Ссылка
ReCaptcha
Дополнительная информацияЧтобы отправлять формы на этой странице, вам необходимо дать согласие на передачу данных и хранение сторонних файлов cookie компанией Google. С вашего согласия будет встроена reCAPTCHA, служба Google, позволяющая избежать спам-сообщений через контактные формы. Эта услуга позволяет нам предоставить нашим клиентам безопасный способ связаться с нами через онлайн-формы. В то же время сервис предотвращает компрометацию наших сервисов спам-ботами. После того, как вы дали свое разрешение, вас могут попросить ответить на запрос безопасности для отправки формы. Если вы не согласны, к сожалению, вы не можете использовать форму. Пожалуйста, свяжитесь с нами другим способом.
Описание:
Остановка спам-ботов
Процессинговая компания:
Google Inc.
Условия эксплуатации: Ссылка
Sendinblue
Дополнительная информацияЧтобы отправлять данные в sendinblue, вам необходимо дать согласие на передачу данных и хранение сторонних файлов cookie с помощью sendinblue. Это позволяет нам улучшить ваш пользовательский опыт и сделать наш веб-сайт лучше и интереснее.
Описание:
Отслеживание автоматизации Sendinblue
Процессинговая компания:
синий
Условия эксплуатации: Ссылка
Пиксель Facebook
Дополнительная информацияЧтобы отправлять данные в Facebook, вам необходимо дать согласие на передачу данных и хранение сторонних файлов cookie Facebook. Это позволяет нам улучшить ваш пользовательский опыт и сделать наш веб-сайт лучше и интереснее.
Описание:
Отслеживание конверсий Facebook
Процессинговая компания:
Компания Meta Platforms Ireland Limited
Условия эксплуатации: Ссылка
Выбрать/Отменить все
Настройки конфиденциальности данных
Хотите увидеть это содержимое? Активируйте желаемое содержимое только для одного сеанса или разрешите веб-сайту запомнить эти настройки.