Древняя Греция — Всемирная историческая энциклопедия
Карта греческих полисов, 500г. до н.э
Simeon Netchev (CC BY-NC-SA)
Греция располагается на юго-востоке Европы, на Балканском полуострове; в состав страны также входят многочисленные острова. В древности Грецию также называли Эллада (Hellas). Именно в Древней Греции зародилась западная философия (Сократ, Платон и Аристотель), литература (Хомер и Гесиод), математика (Пифагор и Евклид), история (Геродот), театр и драматургия (Софокл, Еврипид и Аристофан), Олимпийские игры и демократия.
Теория о том, что все предметы состоят из атомов, впервые была описана греческими философами Демокритом и Левкиппом. Но современный научный подход о строении материи был впервые разработан Фалесом Милетским и его учениками. Латинский алфавит зародился в древней Греции, во время финикийской колонизации в VIII веке до н.э. Ранние работы в области физики и инженерного дела были написаны Архимедом в греческой колонии на Сицилии — Сиракузы, а также многими другими учеными.
Материковая часть Греции находится на Балканском полуострове и омывается Средиземноморским морем, которое впадет в Ионическое море на западе и Эгейское на востоке, в акватории которых находятся архипелаги Додеканес и Киклады (включая остров Родос) в Егейском море, Ионические острова (включая Ке́ркира или Корфу), остров Крит и южный полуостров Пелопоннес.
Греки стали опытными мореплавателями и торговцами, которые строили наиболее впечатляющие сооружения древности.
Географическое расположение Греции сильно повлияло на ее быт и культуру. В стране находится очень мало полезных ископаемых, а тот факт, что полуостров окружен водой, грекам приходится использовать дары моря для пропитания. Горы покрывают около 80% территории Греции и только небольшие реки протекают по гористым склонам, что не сильно помогает в сельском хозяйстве. В следствие чего, греки в период ранней античности стали колонизировать близлежащие острова и основывать поселения на берегу Анатолии (также известная как Малая Азия или современная Турция).
Происхождение термина
ЭлладаНазвание Эллада происходит от имени сына Девкалиона и Пирры — Эллина, который упоминаются в сказе Овидия про Древний потоп в произведении «Метаморфозы». Мифический Девкалион, сын Промятея (кто дал людям огонь), был спасителем рода человеческого от Великого Потопа, подобно тому, как Ной представлен в библейской версии или Утнапиштим в месопотамской. Девкалион и Пирра вновь заселяют землю после того, как воды потопа отступают, бросают камни на землю, видя, как они оживают и становятся людьми. Первым из них был Эллин. Хотя есть противоположная теория, что слово «Эллада» не имеет ничего общего с Еленой Троянской из поэмы Гомера «Иллиада». Овидий, однако не вводил в обиход это слово. Вот как Фукидид писал о названии Эллада в своей книге I «Истории»:
Мне даже кажется, что Эллада во всей своей совокупности не носила еще этого имени, что такого обозначения ее вовсе и не существовало раньше Эллина, сына Девкалиона, но что названия ей давали по своим именам отдельные племена, преимущественно пеласги.
Только когда Эллин и его сыновья достигли могущества в Фтиотиде (Южная часть Фессалии) и их стали призывать на помощь в остальные города, только тогда эти племена одно за другим, и то скорее вследствие взаимного соприкосновения друг с другом, стали называться эллинами, хотя все-таки долгое время название это не могло вытеснить все прочие. Об этом свидетельствует лучше всего Гомер. Он жил ведь гораздо позже Троянской войны и, однако, нигде не обозначает всех эллинов, в их совокупности, таким именем, а называет эллинами только тех, которые вместе с Ахиллом прибыли из Фтиотиды, — они-то и были первыми эллинами, — других же Гомер в своем эпосе называет данаями, аргивянами и ахейцами.
Фрагмент минойский фрески
Mark Cartwright (CC BY-NC-SA)
Ранняя история Древней Греции
Для того чтобы легко понять историю Древней Греции, достаточно разделить ее на периоды. Во время эры Палеозоя, этот регион был давно заселен, где процветало сельское хозяйство, что свидетельствуют находки в пещерах Петралона и Франхти (одни из самых ранних следов пребывания человека).
Эра Неолита (6000-2900гг. до н.э) характеризуется активным заселением (преимущественно в Северной Греции), одомашнивание животных, развитие сельского хозяйства. Археологические находки, найденные на севере Греции (Фессалия. Македония, Сескло, и др.) предполагают на миграцию населения из Анатолии, т.к. глиняные чашки, горшки и фигурки имеют схожие черты, по сравнению с тем, которые были найдены во время неолитического периода в Анатолии. Эти поселенцы, жившие далеко от берегов моря были в основном земледельцами, поскольку в Северной Греции почва была наиболее плодородна; они жили в глиняных однокомнатных домах с деревянной крышей.
Кикладская цивилизация (3200-1100гг.до н.э) процветала на территории островов в Эгейского моря (включая Делос, Наксос и Парос) и являлась самом ранним доказательством проживания человека в этом регионе. Во время Кикладского периода, люди строили дома и храмы из обработанного камня и жили за счет рыболовства и торговли. Этот период разделяют на 3 ступени: Ранняя Кикладская, Средняя Кикладская и Поздняя Кикладская, во время которых наблюдается неуклонное развитие в искусстве и архитектуре.
Кикладская статуэтка, 2400г. до н.э
Mary Harrsch (Photographed at the Getty Villa, Malibu) (CC BY-NC-SA)
Минойская цивилизация (2700-1500гг. до н.э) развивалась на острове Крит и очень быстро стала доминировать в этом регионе. Термин «Минойская» был введен археологом Сэром Артуром Эвансом, кто открыл Кносский дворец в 1900г. и назвал культуру острова Крит в честь короля Миноса. Но как сами минойцы называли свой народ – неизвестно. Минойская цивилизация процветала, как и Кикладская, еще задолго, когда историки соотнесли какие-то даты о ее возрасте, и вероятно, она существует еще раньше, чем 6000г. до н.э.
Минойцы развили систему письменности, известную как Линейное письмо А (которое до сих пор не расфированно), достигли успехов в кораблестроении, строительстве, гончарном ремесле, искусстве, науке и военном деле. По мнению многих историков (как и Фукидид), король Минос был первым, кто первым построил флот, с помощью которого он колонизировал Киклады.
Микенская цивилизация и их боги
Микенская цивилизация (прим.1900-1100гг. до н.э.) издавна считается началом греческой культуры, хотя нам практически ничего не известно о Микенах, кроме находок в ходе археологических раскопах и эпической поэме Гомера «Илиада» о войне с Троей. Микенская цивилизация достигла внушительных успехов в архитектуре и письменности, известная как линейное письмо Б, ранняя форма греческого языка, произошедшая от линейной письменности А, а также проведению и усовершенствованию религиозных обрядов.
Золотая погребальная маска Агамемнона
Xuan Che (CC BY)
В греческой мифологии прослеживается парадигма создание Вселенной, мира и человека. В ранних мифах повествуется начала начал, когда не было ничего кроме хаоса, который описывался как бескрайний океан. Богиня Еврино́ма отделила воду от неба и начала танец сотворения мира в дуэете со змием Офионом. Их танец породил все сущее, а Эвринома стала Великой Богиней-Матерью и Создательницей всего сущего.
Ко времени писательской деятельности Гесиода и Гомера (VIIIв. до н.э.), этот сказ станет более знаком всем читателям благодаря упоминанию титанов и войны Зевса против них, рождение Олимпийских богов, где Зевс является главным богом-олимпийцем. Такой сдвиг свидетельствует о переходе от матриархальной парадигмы к патриархальной. Однако какой бы она не была, боги постоянно взаимодействуют с людьми, которые им поклонялись и были значительной частью социальной жизни в Древней Греции.
До прихода римлян, единственный путь, ведший в Грецию, кроме тернистых неизученных дорог, был Священный Путь между Афинами и древним городом Элевсин, местом проведения таинств во имя богинь Деметры и ее дочери Персефоны.
Большие Пропилеи в Элевсине
Carole Raddato (CC BY-SA)
Около 1100г. до н.э. происходит «Катастрофа Бронзового века», переход от Бронзового века к Железному, великие микенские города от юго-востока Греции были заброшены, некоторые ученые полагают, что их цивилизация был уничтожена дорийцами. Археологические находки не смогли дать однозначного ответа о причинах падения Микенской цивилизации, также как и не были найдены письменные подтверждения этому, а об истинных причинах можно только строить предположения. Однако были найдены таблички на линейной письменности Б, на которых указаны товары, которыми торговали микенцы или как хранили их. Около 1100-800г. до н.э. наступают так называемые Темные века Греции. Название обусловлено отсутствием всяческих письменных доказательств, после которых, греческая колонизация распространилась до Малой Азии и островах у материковой Греции и происходит значительный культурный прорыв.
От Архаичности до Классического Периода
Во время Классического Периода Греция достигла успехов в изучении человеческого познания во всех его проявлений.
Архаический период (800-500г. до н.э.) характеризуется установлением республиканского строя, вместо монархии (впоследствии, Афины перешли к демократическому строю), города переорганизовались в города-государства или полисы, происходит законодательная реформа (реформа Дра́конта в Афинах), учреждением великого Панафинейского фестиваля, рождаются самые известные деятели гончарного и скульптурного дела, чеканятся первые монеты в островном царстве Эгина. Все эти достижения способствовали к переходу к Классическому периоду истории Греции, 480-323 г. до н.э., от победы при Саламине до гибели Александра Македонского.
Это был Золотой Век Афин, когда Перикл затеял строительство Акрополя и произнес знаменитую Евлогию о погибших людях, защищавших Грецию во время Марафонской битвы в 490г. до н.э. Греция достигла значительных высот в области познания человека, в это время многочисленные деятели искусств и философии (Фидий, Платон, Аристофан и др.) создают свои шедевры. Царь Леонид и его 300 спартанцев терпят поражение во время Фермопильского сражения и в этом же году, в 480г. до н.э., Фемистокл одерживает победу над флотом персов при Саламинах, которая привела к поражению персов на битве при Платеях.
Демократия (demos – народ и kratos – власть, власть народа) была установлена в Афинах, позволявшая всем мужчинам, достигнувшим 20-летнего возраста, принимать участие в государственной жизни города и голосовать за те или иные законы. Досократовские философы, последовавшие примеру Фалеса, положили начало тому, что стало научным подходом в изучении природных явлений. Такие ученые как Анаксимандр, Анаксимен, Пифагор, Демокрит, Ксенофан и Гераклит отказались от теистической теории вселенной, пытаясь найти причину возникновения Вселенной и жизни.
Их последователи, Евклид и Архимед продолжали развивать науку и философскую мысль в Греции и утвердили математику как самостоятельную науку. Труды Сократа, Платона и Аристотеля значительным образом повлияли на западную культуру и общество даже спустя более 2000 лет. В течении этого периода наблюдаются колоссальные успехи архитектуре и искусстве, с переходом от изображения идеальных пропорций к реализму. Самые известные скульптуры такие как: Мраморы Элгина и Статуя Дискобола (метателя диска) олицетворяют глубокий интерес скульпторов к человеческим эмоциям, красоте, даже если эти качества присутствуют в работах, изображающих бессмертных.
Парфенон
Andrew Griffith (CC BY-NC-SA)
Все эти достижения стали возможными благодаря возвышению Афин после блистательной победы над персами в 480г. до н.э.; в Греции воцарился мир и благополучие, а экономическая стабильность способствовала процветанию культуры и искусства. Афины стали сверхдержавой с самым сильным флотом своего времени, Афины смогли требовать дань от других городов-государств и заставлять исполнять свои требования.
Афины сформировали Делийский союз, оборонительный альянс, целью которого было предотвратить дальнейшие набеги персов.
Город-государство Спарта сомневалась в искренних намерениях Афин и создала собственный союз для защиты от врагов – Пелопоннесский (так называется полуостров, где располагалась Спарта). Те полисы, находившиеся неподалеку от Спарты, поддерживали ее и воспринимали Афины как тирана, то же время, Афины воспринимали Спарту как союзника, недоверие, которой неуклонно росло. Напряжение между двумя фракциями усугублялось и в конечном итоге переросло в Пелопонесские Войны. Первая война (460-445гг. до н.э.) закончилась перемирием, а Вторая (431-404гг. до н.э.) оставила Афины в руинах; Спарта впоследствии обанкротилась после продолжающейся войны с Фивами.
Этот период принято считать Поздним Классическим (400-330гг до н.э.). Вследствие падения Афин и Спарты, в стране настало безвластие, которое вскоре нарушил Филипп II Македонский (382-336) после победой на афинянами в битве при Херонеи в 338г.
до н.э. Он объединил греческие полисы под властью Македонии. После его убийства в 336г. до н.э. на трон восходит Александр Македонский.
Александр Македонский и приход римлян
Александр Македонский (356-323гг. до н.э.) продолжил дело отца по вторжению в Персию, в отместку на их военные действия в Греции в 480г. до н.э. Поскольку у него были войска всей Греции, армия внушительных размеров, а также полная казна денег, то Александру не нужно было покровительство каких-либо союзов или консультации советников по поводу своей военной кампании. Греческий полководец повел свою армию в Египет, далее через всю Малую Азию и наконец достигнув Индии. Александра обучал самый лучший ученик Платона – Аристотель. Он распространял свои взгляды и идеалы греческой цивилизации на все завоеванные территории, тем самым передавал греческое искусство, философию, культуру и язык другим державам, с которым контактировал.
Александр Македонский
Egisto Sani (CC BY-NC-SA)
В 323г.
до н.э. Александр умирает, и его Империя была разделена между его 4 генералами. И этот период известен историкам как Эллинистический Период (323-31гг. до н.э.), во время которого греческая философия и культура достигают своего апогея во множество стран под влиянием этих 4 генералов. После войн Диадохии (приемники генералов Александра), Антигон I начал династию Антигонов в Греции, которая впоследствии угаснет. Она вновь восстановится вод властью его внука Антигона II Гоната, который управлял страной в своем дворце в Македонии.
Римская империя все больше вмешивалась в дела Греции и в 169г. до н.э. захватила Македонию во время битвы при Пинде. Вскоре, Греция постепенно переходит под контроль Рима. В 146г. до н.э. этот регион был провозглашен протекторатом Рима, и римляне стали подражать греческой культуре, философии, в какой-то мере, убеждениям и менталитету. В 31г. до н.э. Октавиан Цезарь аннексировал всю страну в качестве провинции Рима после победы над Марком Антонием и Клеопатрой у битвы при Актиуме.
Октавиан стал именовать себя Август Цезарь, а Греция стала частью Римской Империи.
14 вопросов о Древней Греции • Arzamas
У вас отключено выполнение сценариев Javascript. Измените, пожалуйста, настройки браузера.
- История
- Искусство
- Литература
- Антропология
Мне повезёт!
История, Антропология
Кто такие древние греки? Почему все, что они делали, кажется таким красивым? Они все ходили голые? Любили людей своего пола? Воевали с утра до ночи? Верили в Зевса? А гречка — тоже из Древней Греции? Читайте ответы на эти и другие вопросы и слушайте курс о жизни древних греков в «Радио Arzamas»
Автор Александр Бутягин
1. Почему древние греки были такие образованные и просвещенные?
В школе. Килик с краснофигурной росписью Дуриса. Около 480 года до н. э. Altes Museum, Staatliche Museen zu BerlinКак и в любом обществе, в древнегреческом были самые разные прослойки, и речь тут даже не о рабах или иностранцах, которые жили в греческих городах.
Большинство граждан были не очень образованны, а их интересы в области просвещения не отличались широтой. По-настоящему образованными были люди довольно узкого круга: мыслители и состоятельные граждане, преимущественно аристократы. А так хватало и людей от сохи, солдафонов, грубых ремесленников и просто граждан, озабоченных исключительно собственными делами.
Другое дело, что греков отличала почти поголовная грамотность. Существовать в греческом обществе, вообще не умея читать и писать, было невозможно, поэтому все граждане или нанимали своим детям частных учителей, дававших им уроки грамоты, или сами учили их дома. Одновременно дети знакомились с различными поэтическими сочинениями. Более глубокое образование требовало денег и времени.
Почему же тогда нам кажется, что все греки, во всяком случае мужчины, были поголовно образованными мыслителями? Это связано с тем, что со времен Римской империи в основе европейского образования лежали тексты греческих и римских авторов, героями которых часто становились известные философы, ученые или общественные деятели.
Они вполне могли создать впечатление, что греки постоянно беседовали на глубокие темы. Еще раз повторим, что такое развлечение было доступно только узкому кругу интеллектуалов, тогда как темы разговоров обыкновенных жителей греческих городов на пиру или во время прогулки были не столь возвышенны.
2. Они внешне были похожи на свои статуи?
Пьяная старуха. Римская мраморная копия с греческого оригинала. 200–180 годы до н. э. © Matthias Kabel / CC BY-SA 3.0 / Glyptothek, MünchenСмотря на какие: греческие статуи очень разные. Одни изображали богов или совершенных атлетов эпохи классики, другие — ораторов и философов времени эллинизма, а третьи представляли собой характерные изображения простых людей вроде старого рыбака или пьяной старухи. Лица в греческом искусстве было принято изображать симметричными, а тело — анатомически совершенным, учитывалась только специфика возраста (хотя бывали и исключения). Разнообразие достигалось за счет индивидуальных особенностей лиц (симметрия при этом сохранялась, а отталкивающие детали не передавались) и канонов изображения, которыми пользовались разные скульпторы.
Например, аргосский скульптор V века до нашей эры Поликлет изображал юношей с едва намеченными анатомическими деталями, а его современник Мирон показывал их более развитыми, как у мужчин постарше.
Для того чтобы ответить на вопрос, на какие из этих статуй были похожи древние греки, нужно знать, похожи ли современные жители Греции на своих предков. Данные физической антропологии говорят, что различия не слишком существенные. Впрочем, если лица лишь немного идеализированы, то тела древних моделей, конечно, не были столь совершенны и физически развиты. Статуи стремились показать идеального человека, а в жизни все было немного по-другому. Конечно, иногда можно было встретить атлета с формами Аполлона и красавицу с телом Афродиты, но все же нечасто. А вот пьяных старух и старых рыбаков хватало, особенно в бедных кварталах древнегреческих городов.
3. Кстати, почему все статуи голые? Греки что, ничего не стыдились?
Фрина перед ареопагом. Картина Жана-Леона Жерома. 1861 год Hamburger KunsthalleЭто ложное впечатление.
Во-первых, далеко не все греческие статуи обнаженные, хотя таких довольно много. Во-вторых, это не означает, что греки не испытывали чувства стыда. Стыдились они не меньше, чем современные люди.
Вопрос о том, почему грекам полюбилось изображение обнаженного тела, весьма непростой. В глубокой древности мужчины работали в поле обнаженными — этот обычай фиксировал поэт Гесиод в VIII веке до нашей эры. В том же столетии бегуны стали выступать обнаженными, и их примеру последовали и другие спортсмены. По преданию, во время Олимпийских игр 720 года до нашей эры с бегуна Орсиппа упала набедренная повязка и он финишировал голым. Другой вариант легенды говорит, что спартанец Акант сразу стартовал обнаженным. В любом случае голыми могли ходить только мужчины и только в определенных обстоятельствах в своем кругу: во время занятий спортом, некоторых религиозных обрядов и так далее. Существует гипотеза, объясняющая это совместное обнажение демократическим мышлением: оно предполагало, что равные граждане ничего не скрывают друг от друга, в том числе и интимные места своего тела.
Статуи подчеркивали социальную роль гражданина, поэтому их авторы стали изображать греков обнаженными.
А вот приличных женщин, в том числе богинь, изображать обнаженными не допускалось. Невозможно было гражданке полиса и показаться без одежды на публике. Голые на произведениях искусства только гетеры Гетера — в Древней Греции женщина, ведущая свободный образ жизни. Обычно гетеры были образованны, остроумны, умели вести себя в мужском обществе и часто играли на музыкальных инструментах, танцевали и пели. Зарабатывали они тем, что развлекали мужчин на пиру или находились с ними в отношениях, получая за это деньги., танцовщицы, флейтистки и другие дамы, задачей которых было развлекать мужчин во время пира. В IV веке до нашей эры афинский скульптор Пракситель сделал статую обнаженной Афродиты, что не сразу понравилось грекам. Утверждали, что в качестве модели он использовал свою подругу, гетеру Фрину. Однако со временем статуи обнаженной Афродиты стали популярны.
4.
У них была свободная любовь и все мужчины были гомосексуалами?Сцена ухаживания. Килик с краснофигурной росписью. Предположительно, вазописец Бриг. 480–485 годы до н. э. Ashmolean Museum of Art and Archaeology Нет и нет. Скорее сексуальные отношения у греков были организованы несколько иначе, чем в нашем обществе. Если использовать современную терминологию, то греческие мужчины были бисексуалами с определенными ограничениями. Для женатого грека было недопустимо вступать в отношения со свободной гражданкой полиса (при этом связь с гетерой была возможна). По афинскому закону любовник, пойманный на месте преступления, мог быть убит мужем, и такие прецеденты случались. На свободную любовь это мало похоже. Зато вне семьи мужчина был не ограничен в сексуальных отношениях с женщинами. Связи с рабынями вообще не рассматривались всерьез, а сексуальные отношения со свободными негражданками из метеков Метеки — свободные жители Афин, лишенные гражданских прав.
Обычно это были иностранцы, проживавшие в городе продолжительное время или постоянно, а также отпущенные на свободу рабы. также не считались постыдными. Как раз из них происходили гетеры, которых мужчины нанимали для развлечения во время пира или для интимных встреч.
С гомосексуальностью все сложнее. Для греческих мужчин было нормальным заводить сексуальные отношения с безбородыми юношами до 15–16 лет, и такие взаимоотношения даже поощрялись как своеобразное наставничество. При этом связи между взрослыми мужчинами считались постыдными и служили объектом насмешек. И все же на это смотрели более спокойно, чем во многих традиционных обществах.
Если говорить о женщинах, то гражданки греческих городов были ограничены в своих сексуальных отношениях: они могли спать только с мужем, а другие связи строго возбранялись. В то же время иногда женщины копировали гомосексуальные отношения между мужчинами: взрослые женщины заводили связь с юными девушками. В таких отношениях подозревали знаменитую поэтессу Сапфо, жившую на острове Лесбос, — с тех пор гомосексуальные отношения между женщинами стали называть лесбийскими (хотя на самом деле Сапфо пишет не столько о сексуальной, сколько о платонической любви между женщинами).
5. Древние греки носили трусы?
Чернофигурная роспись на амфоре. Около 530 года до н. э. The Metropolitan Museum of ArtНет, ничего подобного трусам греки не носили. В качестве нижнего белья иногда использовались набедренные повязки: рабы или ремесленники и крестьяне надевали их во время работы. Впрочем, под одежду повязка надевалась не всегда, а чтобы утеплиться или защитить пах. Настоящие трусы, напоминающие современные бикини или стринги, с завязками по бокам, появились уже в римское время, но использовались, видимо, только женщинами, обслуживающими пиршества, и, возможно, во время занятий спортом.
6. Они действительно разбавляли вино водой?
Мужчина на симпосии пытается вызвать рвоту. Килик с краснофигурной росписью Дуриса. 490–480 годы до н. э. Musei VaticaniДа, действительно, причем порой очень сильно. Нормальным считалось разбавление одной доли вина двумя долями воды, а порой доходило и до десяти долей воды.
Учитывая, что греки не умели крепить вино, то есть добавлять в него спирт, и оно редко содержало более 15 % алкоголя, разбавленное вино часто становилось менее крепким, чем современное пиво.
Существуют разные объяснения, откуда взялась эта традиция: греческие авторы пишут только, что разбавление вина отличает греков от варваров. Можно было бы предположить, что разбавление вина не давало участникам пира сильно напиваться, но на греческих вазах часто изображены очень пьяные люди и даже процесс рвоты. Есть версия, что вода из колодцев и цистерн могла быть плохого качества и с помощью вина ее обеззараживали. Однако разбавление еще сильнее уменьшало долю алкоголя, снижая антисептические свойства вина.
Вероятнее всего, греческое вино существенно отличалось от современного по технологии производства. Чтобы повысить долю сахара, виноград подвяливали, и в результате получался очень сладкий и густой напиток. Кроме того, в вино добавляли морскую воду, толченый камень и другие ингредиенты: они помогали вину не скиснуть, но делали его мутным.
Ситечко, через которое процеживали напиток, было обязательным атрибутом греческого пира.
Впрочем, в некоторых обстоятельствах вино не разбавляли: например, в холодное время года, когда его пили как лекарство, в начале пира или просто потому, что кому-то нравился его вкус. А вот варвары пили неразбавленное вино, чтобы напиться как можно быстрее: грекам такое поведение казалось недостойным.
7. А что они ели, кроме оливок? Гречку?
Скифос с росписью. Около 330–300 годов до н. э. The Metropolitan Museum of ArtОливки в обработанном виде или оливковое масло, конечно, не были единственным блюдом на греческом столе. Впрочем, в своем разнообразии он сильно уступал нашей современной кухне. Важнейшими в греческом питании были зерновые культуры — пшеница и ячмень. Из пшеницы делали хлеб, кроме того, из нее, так же как и из других круп, например проса или полбы, варили каши. Гречки, к сожалению, греки не знали, а то бы точно использовали.
Другой важной основой пищи были бобовые.
Крупная фасоль была неизвестна в Древней Греции (ее гораздо позже завезут из Америки), зато там росли горох, чечевица и разные виды вики, которая сейчас считается кормом для скота. Бобовые использовали в сыром виде и как основу для густой похлебки. Также ели лук, перец, огурцы, которые тогда были очень горькими, и другие овощи.
Мясо, как и в других древних культурах, появлялось на греческом столе не каждый день, а его основным источником были овцы и козы, которых выращивали в изобилии. Чаще всего их использовали как жертвенных животных, а после жертвоприношения съедали на специально организованном пиршестве. Говядину ели нечасто: ее могли позволить себе только богатые люди. Свинина была не очень популярна. Из птиц часто готовили курицу, ну и конечно, ели куриные яйца. Охотились на кабанов и оленей, а также различных птиц, причем в пищу употреблялись даже мелкие птички. Впрочем, вблизи городов крупные животные не водились, и дичь появлялась на столе редко. Из молока овец, коз и коров делали сыры, которые тоже были распространенным продуктом.
Если в глубокой древности аристократия брезговала есть рыбу — об этом говорится в поэмах Гомера, — в архаической и классической Греции все продукты моря шли в пищу. Особенно ценился тунец и осетровые, которых добывали в устьях крупных рек Черного моря. Рыбу солили и вялили, также ели крабов, омаров, осьминогов, каракатиц и так далее. Моллюски, в первую очередь устрицы и мидии, употреблялись в пищу в огромных количествах.
Из фруктов греки ели яблоки, груши, фиги и виноград. На десерт — сушеный инжир, изюм и мед, который также добавляли в салат и хлеб.
Пили воду, молоко (часто козье) и вино. Пиво было известно, но не особо популярно.
8. Они реально верили, что гром и молнии — это Зевс сердится, а под землей их ждет пес с тремя головами?
Зевс. Амфора с краснофигурной росписью Берлинского вазописца. 480–470 годы до н. э. British MuseumКто-то да, а кто-то нет. С глубокой древности мифы объясняли устройство мира, и большинство греков, конечно, не подвергали их сомнению: за проявлениями природы они видели волю богов, молнии метал Зевс, а морскими волнами управлял Посейдон.
Однако с развитием философии и науки, то есть уже к VI веку до нашей эры, образованные греки стали сомневаться в такой картине мира. С одной стороны, мир богов казался им недостаточно структурированным и логичным, с другой — концепция Аида, в котором все становились бестелесными, потерявшими память тенями, казалась безысходной. В некоторых новых философских идеях главенствующая роль отводилась могучим стихиям, в других боги вообще не фигурировали. Но все же интеллектуальные размышления о мироустройстве были характерны для узкой образованной прослойки, а более простые люди продолжали верить во всесильных богов, могучих героев и страшных чудовищ. Эти истории они принимали как данность, но поклонялись богам скорее по традиции, нежели из-за истинной веры.
9. Насколько больше было бедняков, чем богатых, и какие между ними были отношения?
Корабль с гребцами. Фрагмент чернофигурной росписи на чаше. Около 520 года до н. э. Cabinet des médailles, Bibliothèque nationale de FranceТочное соотношение богатого и бедного населения в Древней Греции мы не знаем: оно очень сильно отличалось от города к городу и от эпохи к эпохе.
Даже если говорить о таких городах, как Афины и Спарта, эти данные очень приблизительны. В Афинах V века до нашей эры жило примерно 300 000 человек. Среди них было около 40 000 свободных мужчин, то есть 10–15 %. Если прибавить членов их семей, получится примерно 150 000 человек. Около 100 000 жителей были рабами, а остальные были свободными негражданами — метеками. Рабы были не просто бедняками: они вообще не имели собственности. Реформы Солона VI века до нашей эры распределили свободных жителей Афин на четыре имущественных класса. Самые богатые, чей годовой доход превосходил 26 000 литров зерна, вина или масла, назывались пентакосиомедимнами (то есть 500-медимновыми Медимн — мера объема, равная 52,5 литра.). Такой грек мог владеть большими землями и садами, а возможно, и собственными кораблями. В случае войны они должны были за свой счет снарядить боевой корабль. Те, чей доход составлял 300–500 медимн, назывались гиппеями, то есть всадниками От греч. ἱππεύς (hippeús) — «конный».
. Это значит, что их дохода хватало для содержания коня. В бедной плодородными землями Греции для этого требовался либо кусок незасеянного поля, либо покупной корм, что было весьма дорого. Такие граждане владели большим количеством земли и богатыми просторными домами. Во время войны они, естественно, служили в коннице. Граждане, чей доход располагался между 200 и 300 медимнами, называли зевгитами. Это были крепкие хозяева, которые могли содержать нормальный дом и обладали достаточным для этого количеством земли. Именно такие граждане были основой греческих полисов и первоначально составляли большинство. Во время войны они служили в тяжелой пехоте — гоплитах, так как их дохода хватало для того, чтобы купить себе оружие и доспехи. Наконец, те, чей доход был еще меньше, назывались фетами. Это были люди, которые едва сводили концы с концами: они были освобождены от любых повинностей в городе, так как это могло подорвать их и без того небольшой бюджет. Фактически феты были бедными крестьянами и рабочей беднотой.
Во время войны они служили легковооруженными пехотинцами, значение которых в бою было невелико, и гребцами во флоте. Рабов на галерах у греков не было, на веслах сидели бедные, но свободные люди. Первоначально фетов было относительно немного, но постепенно бедноты в крупных городах становилось все больше. Из этих примеров видно, что самые богатые люди были не менее чем в два с половиной раза богаче бедных и примерно в два раза богаче среднего класса — зевгитов. Разрыв между богатыми и бедными в Древней Греции был меньше, чем в современном обществе.
Конечно, бедные граждане и свободные неграждане недолюбливали богатых, но, так как любые вопросы можно было решить в суде (а для граждан — и на народном собрании или в других органах власти), до открытых конфликтов дело доходило редко. В некоторых случаях гражданам платили за участие в народном собрании, службу в суде или даже выделяли средства на посещение театра во время праздников. К властям можно было обратиться и за социальной поддержкой.
Такие меры не давали случиться социальному взрыву. Положение рабов было разным в греческих государствах: порой случались и небольшие восстания. Самой тяжелой в Афинах была работа на Лаврийских серебряных рудниках, откуда рабы сбегали при первой возможности. Кроме того, различалось положение частных рабов и государственных, которые могли служить полицейскими, писцами, тюремщиками, глашатаями и так далее. Фактически они были государственными работниками и находились в лучшем положении относительно других рабов. В Афинах, где к рабам отношение было довольно сносным, что даже порой вызывало недовольство граждан, считавших их слишком дерзкими, восстаний не случалось.
10. Греки были воинственными, как викинги? Они вообще часто воевали?
Динос с краснофигурной росписью последователей Полигнота. 440–430 годы до н. э. British MuseumГреки были очень хорошими воинами и воевали довольно часто, но их воинственность была несколько иного толка, чем у викингов.
По сути, викинги были профессиональными пиратами и наемниками, которые двигались по миру ради грабежа и наживы. Они представляли опасность даже для своих соотечественников. Иногда викингам удавалось подчинить себе значительные территории и даже основать королевства, но часто эти образования держались только на силе небольших военных дружин, которые не оказывали на подчиненный народ особого культурного влияния.
Греки были хорошими воинами, потому что знали, за что сражались, и были прекрасно готовы к бою. В идеале каждый гражданин греческого полиса вооружался за свой счет и в случае необходимости должен был пополнить ряды ополчения. Обычно такая «милиция», то есть войско вооруженных граждан, обладает неплохим боевым духом, но не может состязаться на поле боя с профессиональными солдатами. Однако постоянные спортивные упражнения и соревнования делали греков сильными, меткими и готовыми к бою.
Кроме того, греки обладали блестящей тактикой ведения боя. Они строились плечом к плечу в длинные шеренги, прикрытые щитами, подходили к противнику на расстояние вытянутой руки и сражались врукопашную короткими копьями и мечами.
Такой способ ведения боя требовал хладнокровия, а также давал почувствовать поддержку товарищей, тесно стоявших справа, слева и сзади. Чтобы научиться передвигаться в фаланге — именно так назывался этот строй, — греки проводили военные тренировки. Лучшими были спартанцы, которые почти ежедневно упражнялись в военном деле.
Также важной тренировкой были постоянные военные конфликты, возникавшие между греческими государствами и их соседями. Эти войны были скоротечными и не приводили к большим потерям. Если одна фаланга опрокидывала другую, проигравшие бежали, бросая щиты. Победители не могли оставить тяжелые щиты на земле — это считалось недостойным воина, — а бежать с ними в руках было неудобно. Поэтому проигравшие не несли потерь во время бегства. Обычно сразу после боя заключалось перемирие: нужно было похоронить погибших.
Греческие земледельцы не любили воевать без необходимости, так как это отвлекало их от хозяйственных занятий, но всегда были готовы к войне и прекрасно подготовлены.
Это сыграло огромную роль в разгроме таких опасных и опытных воинов, как персы, которые завоевали огромную территорию, но сломали зубы о маленькие греческие города.
Курс о повседневности древнего грека в «Радио Arzamas»
Археолог Александр Бутягин рассказывает о жизни греков: доме, семье, работе, развлечениях и войнах
11. Они придумали Олимпийские игры?
Пелика с краснофигурной росписью. 500–490 годы до н. э. Christie’sДа, в этом нет никаких сомнений. У греков была традиция проводить в честь богов соревнования, так как считалось, что боги испытывают удовольствие от процесса выбора победителя (естественно, выиграть мог только их избранник). Самые важные соревнования проводились под эгидой крупных святилищ с определенной периодичностью. Например, в Афинах были Панафинейские игры в честь Афины, в Коринфе — Истмийские в честь Посейдона, в Дельфах — Пифийские в честь Аполлона. Однако самыми крупными и почетными считались Олимпийские игры, проводившиеся в святилище Зевса в Олимпии, на полуострове Пелопоннес.
По данным Аристотеля, первые игры состоялись в 776 году до нашей эры, хотя, возможно, это легенда. Олимпийские игры проводились раз в четыре года. Чтобы спортсмены могли, не опасаясь за свою жизнь и свободу, добраться в Олимпию и уехать обратно домой, на время игр объявлялось общегреческое перемирие. Сначала единственным видом соревнований был бег, но постепенно к нему добавились и другие виды спорта. Победа в этих соревнованиях была весьма почетной и прославляла не только спортсмена, которого называли олимпиоником, но и его город. Игры просуществовали до конца IV века нашей эры, когда были запрещены вместе с другими языческими праздниками.
В новое время некоторые европейские соревнования по традиции называли Олимпийскими играми, а с 1896 года игры возродили, и они стали, как раньше, проходить раз в четыре года.
12. Почему все античное для многих до сих пор считается самым красивым?
Венера Милосская. Скульптура неизвестного автора. Около 130–100 годов до н. э.
Musée du Louvre Чтобы ответить на этот вопрос, нужно понять, что вообще люди считают красивым. Ученые предполагают, что отчасти чувство красоты объясняется биологическими причинами. Например, человеку нравится разделение какого-то предмета по длине в отношении 68 к 32 % — это называют золотым сечением. С другой стороны, красивым считается то, что связано с культурной традицией того или иного народа.
Древнегреческие скульпторы, художники и архитекторы отличались высоким художественным чутьем и часто интуитивно находили приятные для человеческого глаза соотношения. Большое значение они придавали точному копированию человеческой анатомии, при этом следуя строгой симметрии в изображении лица и тела, что соответствует стандартам красоты, принятым в различных культурах.
Однако самым существенным является то, что греческое искусство, несколько переработанное римлянами, легло в основу искусства некоторых европейских народов. В Средневековье многое изменилось, но в период Возрождения мастера снова обратились к Античности, активно используя древние образы, а порой и копируя произведения искусства.
С этого времени начинает развиваться классическое образование, которое включало в себя изучение древнегреческого и латыни, а также знакомство с античным искусством. С XVIII века оно становится общепринятым, а искусство Древней Греции считается идеалом и основой европейского искусства. Несмотря на то что сегодня искусство сильно изменилось, античные основы европейской культуры общеизвестны, продолжают оказывать влияние на современную культуру, и в силу этого античное искусство многим кажется красивым.
13. Почему Греция со всеми своими преимуществами не стала такой крутой империей, как Рим?
Александр Македонский вступает в Вавилон. Картина Шарля Лебрена. Около 1664 года Musée du LouvreОсновать большую империю грекам помешала сама структура их общества. Древние греки жили в самостоятельных городах-государствах — полисах, которым обычно принадлежали близлежащие, легко обозримые земли. Колонии, выведенные в отдаленные земли, обычно сразу становились самостоятельными государствами, которые поддерживали со своими метрополиями дружеские отношения, но были независимы от них.
Для решения различных задач, например войны против общего противника, полисы объединялись в союзы: некоторые из них сохранялись столетиями, другие существовали недолго. Если какой-то город усиливался, против него сразу же складывалась коалиция противников, которые пытались ослабить соседа. Некоторым государствам, в частности Афинам и Спарте, удалось подчинить себе довольно большие по греческим меркам территории, но свою власть они распространяли преимущественно через союзнические отношения. Римское же государство было, по сути, властью одного города, которому удалось подчинить себе огромные территории.
Большое государство грекам удалось установить только под управлением македонян — народа, возможно, родственного, но считавшегося варварами. Под единым управлением царя Филиппа II македоняне захватили и фактически объединили Грецию, а потом благодаря выдающемуся воинскому таланту его сына Александра III, прозванного Великим, разгромили Персидскую империю и захватили некоторые сопредельные ей территории.
Несмотря на ведущую роль македонян, огромную роль в этом завоевании сыграли греки, а их язык и культура стали объединяющими для завоеванных территорий. Правда, это государство ненадолго пережило своего создателя, но на его развалинах образовались большие греческие государства: Египет Птолемеев, империя Селевкидов и Пергамское царство. Постепенно большую часть этих государств подчинили себе римляне.
14. Как исчезла такая огромная цивилизация?
Греки в Парфеноне. Картина Мартинуса Рёрбю. 1844 год Statens Museum for Kunst, KøbenhavnГреческая цивилизация не исчезла, подобно государствам американских майя или мифической Атлантиде. Римляне, захватившие греческие территории, с почтением относились к греческой культуре, признавая вкус и образованность греков, а также сохраняли в городах местное самоуправление, что давало возможность хранить и развивать древние традиции.
Поэтому греческая культура никуда не исчезла, а продолжала развиваться в рамках римского государства. После распада Римской империи на Западную и Восточную на территории последней постепенно формируется Византийская империя, ядром которой было греческое население, говорившее на среднегреческом языке — поздней форме древнегреческого. С конца VII века нашей эры он становится официальным языком империи. Конечно, основной религией Византии стало православие, но ее культура наследовала древнегреческой и древнеримской. Своего культурного своеобразия греки не потеряли и под властью Османской империи, сохранив его до начала XIX века, когда была возрождена греческая государственность. Таким образом, современная Греция — полноправная культурная преемница древнегреческих государств, с которыми она связана непрерывной линией исторического развития. Древняя Греция не погибла, а превратилась в Грецию современную.
Помпеи до и после извержения Везувия
Курс Александра Бутягина в приложении «Радио Arzamas»
Помпеи: 8 вещей, которые мы узнали благодаря раскопкам
Надпись углем на стене дома, пекарни и 300 скелетов
9 эротических фресок из Помпей
Как украшали стены своих домов жители погибшего города
Изображения: Краснофигурная роспись на килике.
Предположительно, вазописец Дурис. Около 480 года до н. э.
Museo Gregoriano Etrusco
Теги
Античность
Стыдные вопросы
микрорубрики
Ежедневные короткие материалы, которые мы выпускали последние три года
Романс дня
Серенада профессора Преображенского
Маргиналия дня
Фаллосы на дереве
Моностих дня
Ян Сатуновский
Архив
История, Антропология
Краткая история рака
Как лечили рак в разные времена и почему сейчас он перестал быть синонимом смерти
О проектеЛекторыКомандаЛицензияПолитика конфиденциальностиОбратная связь
Радио ArzamasГусьгусьСтикеры Arzamas
ОдноклассникиVKYouTubeПодкастыTwitterTelegramRSSИстория, литература, искусство в лекциях, шпаргалках, играх и ответах экспертов: новые знания каждый день
© Arzamas 2022. Все права защищены
Что сделать, чтобы не потерять подписку после ухода Visa и Mastercard из России? Инструкция здесь
.
..Пала Византийская (Греческая) империя — Лица эллинизмаДобавлено: 01 июня 2015 г. 14:55
29 мая — трагическая, скорбная дата в историческом календаре Греческой нации, мировой истории.
29 мая 1453 года под напором 150-тысячного войска султана Мехмета Второго пал, защищаемый менее 10 тысячами защитниками города, Константинополь (Полис). Немногие факты мировой истории вызвали столь большое число откликов и даже подробных рассказов у современников и потомков, как падение Византийской империи и завоевание турками Константинополя в 1453 г. Событие это оказалось не только важнейшим в политической и военной истории Европы, но, употребляя расхожий современный термин, знаковым. Когда во вторник 29 мая полчища турок через пролом в стене ворвались в «царственный город», «новый Рим» (так византийцы называли свою столицу) и рассеялись по городу, вряд ли кто-нибудь из них думал о чем-либо, кроме мародерства и грабежей. Но для византийцев и жителей других христианских государств это была катастрофа космическая.
Падение Константинополя символизировало конец тысячелетней истории главной православной державы, чуть ли не конец света, в лучшем случае начало новой и совсем другой, худшей эпохи. Ведь на смену византийской (греческой) цивилизации не пришло что-то лучшее.
…Επάρθεν η Ρωμανία. …Пала Византийская (Греческая) империя.
…29 мая 1453 года рано утром начался последний штурм Константинополя. Первые атаки были отбиты, но затем раненый Джустиниани покинул город и бежал в Галату. Главные ворота столицы Византии турки смогли взять. Бои шли на улицах города, в сражении пал император Константин XI, и когда турки нашли его израненное тело, ему отрубили голову и водрузили на шест. Три дня в Константинополе шли грабежи и насилия. Турки убивали подряд всех, кого встречали на улицах: мужчин, женщин, детей. Потоки крови стекали по крутым улицам Константинополя с холмов Петры в Золотой Рог.
Турки врывались в мужские и женские монастыри. Некоторые молодые монахи, предпочитая бесчестью мученическую смерть, бросались в колодцы; монахи же и пожилые монахини следовали древней традиции православной церкви, предписывавшей не оказывать сопротивления.
Дома жителей также подверглись грабежу один за другим; каждая группа грабивших вывешивала у входа небольшой флажок в знак того, что в доме уже брать нечего. Обитателей домов забирали вместе с их имуществом. Каждого, кто падал от изнеможения, тут же убивали; так же поступали и с многими младенцами. В церквах происходили сцены массового надругательства над святынями. Многие распятия, украшенные драгоценностями, выносили из храмов с лихо напяленными на них турецкими тюрбанами. В храме Хоры турки оставили нетронутыми мозаики и фрески, но уничтожили икону Богоматери Одигитрии – самое священное ее изображение во всей Византии, исполненное, по преданию, самим святым Лукой. Ее перенесли сюда из церкви Богородицы близ дворца в самомначале осады, чтобы эта святыня, находясь как можно ближе к стенам, вдохновляла их защитников. Турки вытащили икону из оклада и раскололи на четыре части.
А вот как современники описывают взятие величайшего храма всей Византии – собора св. Софии. «Церковь все еще была заполнена народом.
Святая литургия уже закончилась и шла заутреня. Когда снаружи послышался шум, громадные бронзовые двери храма закрыли. Собравшиеся внутри молились о чуде, которое одно только и могло их спасти. Но их молитвы были напрасны. Прошло совсем немного времени, и двери под ударами снаружи рухнули. Молящиеся оказались в западне. Немногочисленные старики и калеки были убиты на месте; большинство же турки связали или приковали друг к другу группами, причем в качестве пут пошли в ход сорванные с женщин платки и шарфы. Многие красивые девушки и юноши, а также богато одетые вельможи были чуть ли не разорваны на части, когда захватившие их солдаты дрались между собой, считая своей добычей. Священники продолжали читать у алтаря молитвы до тех пор, пока также не были схвачены…».
…29 мая 1453 года. День, когда смешались беспримерный героизм защитников Полиса, пораженчество, малодушие и предательство. Что предопределило падение Византийской (Греческой) империи? Разобщенность христианского мира.
Сыграли свою решающую роль такие «частности», как панические слухи и предательство со стороны тех, кто обещал, но не пришел на помощь. Флорентийскую унию 1438 г. приняли верхи, но не «низы», для которых магометанское владычество (ВРЕМЕННОЕ) было меньшим злом, чем Папская скуфья. В их памяти 1204 год, катастрофические последствия Четвертого Крестового похода, когда «освободители» показали свой истинный нрав варваров и негодяев. …В этот день нашей трагической памяти о падении Полиса задумаемся и о наших сегодняшних греческих реалиях во Всемирном, Континентальном (Греции), федеративном (стран нашего проживания), местном измерении. О нашем единстве, ответственности за судьбу нашего великого народа.
О нашей готовности, перед лицом пример героических защитников Константинополя (Полиса), отдать за свободу и честь нашего народа свою жизнь.
«…Η Ρωμανία αν πέρασεν, ανθεί και φέρει κι άλλο».
Никос Сидиропулос. Москва. Νίκος Σιδηρόπουλος. Μόσχα.
древнегреческой цивилизации | История, карта, культура, политика, религия, достижения и факты
Афины: Акрополь
Смотреть все СМИ
- Дата:
- 1200 г. до н.э. — 323
- Основные события:
- Эллинистический век Греко-персидские войны Пелопоннесская война Классическая древность Битва при Фермопилах
- Ключевые люди:
- Аристотель Сократ Платон Еврипид Перикл
- Похожие темы:
- Олимпийские игры Греческая религия Греческая мифология греческий закон Греческая керамика
- Похожие места:
- Турция Италия Греция Афины Спарта
Просмотреть весь связанный контент →
Популярные вопросы
Древняя Греция — это страна?
Нет, Древняя Греция была цивилизацией. У греков были общие культурные особенности, религия и язык, хотя они говорили на многих диалектах.
Основной политической единицей был город-государство. Конфликты между городами-государствами были обычным явлением, но они были способны объединиться против общего врага, как это было во время персидских войн (492–449 г. до н. э.). Могущественные города-государства, такие как Афины и Спарта, оказывали влияние за пределами своих границ, но никогда не контролировали весь грекоязычный мир.
Где находилась Древняя Греция?
Древнегреческая цивилизация была сосредоточена на территории современной Греции и вдоль западного побережья Турции. Однако древнегреческие колонисты основали города по всему Средиземноморью и вдоль побережья Черного моря.
Древняя Греция была демократией?
Каждый древнегреческий город-государство имел собственное правительство. Распространенными формами правления были тирания и олигархия. В 507 г. до н. э. под руководством Клисфена граждане Афин начали развивать систему народного правления, которую они назвали демократией, которая просуществовала почти два столетия.
В их руководящем органе, Собрании (Ecclesia), все взрослые граждане мужского пола, возможно, от 10 до 15 процентов от общей численности населения, имели право голоса.
Когда началась и закончилась Древняя Греция?
Древнегреческая цивилизация процветала с периода, следующего за микенской цивилизацией, который закончился около 1200 г. до н. э., до смерти Александра Великого в 323 г. до н. э. К тому времени греческое культурное влияние распространилось по всему Средиземноморью и, благодаря завоевательной кампании Александра Македонского, распространилось даже за пределы Индии.
Чем важна Древняя Греция?
Политические, философские, художественные и научные достижения древнегреческой цивилизации сформировали наследие, оказавшее беспрецедентное влияние на западную цивилизацию. Греческие политические идеи повлияли на современные формы правления, греческая керамика и скульптура вдохновляли художников на протяжении тысячелетий, а греческие эпические, лирические и драматические стихи до сих пор читают во всем мире.![]()
Сводка
Прочтите краткий обзор этой темы
древнегреческая цивилизация , период после микенской цивилизации, который закончился около 1200 г. до н.э. до смерти Александра Македонского в 323 г. до н.э. Это был период политических, философских, художественных и научных достижений, которые сформировали наследие, оказавшее беспрецедентное влияние на западную цивилизацию.
Раннеархаический период
Послемикенский период и Лефканди
Период между катастрофическим концом микенской цивилизации и примерно 900 г. до н.э. часто называют Темным веком. Это было время, о котором у греков классической эпохи были смутные и фактически ложные представления. Фукидид, великий древний историк V века до н. э., написал очерк греческой истории от Троянской войны до наших дней, в котором, как известно, в соответствующей главе ему не удалось обозначить какой-либо драматический разрыв. (Однако он говорит о том, что Греция «постепенно оседала» и колонизировала Италию, Сицилию и то, что сейчас является западной Турцией.
Это, несомненно, подразумевает, что Греция оседала после чего-то.) Фукидид действительно демонстрирует хорошее знание серии миграций. которым Греция была переселена в постмикенский период. Самым известным из них было «дорийское нашествие», которое греки называли или связывали с легендарным «возвращением потомков Геракла». Хотя многое в этом вторжении проблематично — оно оставило мало или совсем не оставило археологических следов в тот момент времени, о котором говорит традиция, — проблемы здесь не имеют значения. Однако для понимания архаического и классического периодов важна сильная вера в доризм как в лингвистическую и религиозную концепцию. Фукидид мимоходом, но многозначительно упоминает солдат, говорящих на «дорическом диалекте», в повествовании об обычных военных делах в 426 году. Это удивительно абстрактный взгляд на подразделения греков, потому что это было бы более естественным для 5-го века. греческий век, чтобы идентифицировать солдат по родным городам. Не менее важным для понимания этого периода является враждебность к дорийцам, обычно со стороны ионийцев, другой языковой и религиозной подгруппы, самым известным городом которой были Афины.
Эта враждебность была настолько крайней, что дорийцам было запрещено входить в ионийские святилища; дошедший до нас сегодня пример такого запрета V века, надпись с острова Парос.
Такие явления, как напряженность между дорийцами и ионийцами, уходящие корнями в Темные века, напоминают о том, что греческая цивилизация не возникла ни без предупреждения, ни без влияния того, что было раньше. Темные века сами по себе выходят за рамки этой статьи. Однако нельзя не заметить, что археологические находки, как правило, ставят под сомнение всю концепцию Средневековья, показывая, что некоторые черты греческой цивилизации, которые когда-то считались не более ранними, чем около 800 г. до н. э., на самом деле могут быть отодвинуты на целых два столетия назад. . Достаточно одного примера, выбранного из-за его связи с возникновением греческого города-государства или полиса. В 1981 археология приподняла завесу над «самой темной» фазой из всех, протогеометрическим периодом ( ок. 1075–900 гг.
до н. э.), который получил свое название от геометрических фигур, нарисованных на глиняной посуде. Могила, богатая по стандартам любого периода, была обнаружена в месте под названием Лефканди на Эвбее, острове вдоль восточного фланга Аттики (территория, контролируемая Афинами). В могиле, датируемой примерно 1000 г. до н. э., находятся (вероятно, кремированные) останки мужчины и женщины. Большой бронзовый сосуд, в котором был похоронен прах мужчины, прибыл с Кипра, а золотые изделия, захороненные вместе с женщиной, великолепны и изысканны в своей работе. Были найдены и останки лошадей; животные были зарыты вместе с их трензельными удилами. Могила находилась внутри большого разрушенного дома, форма которого предвосхищает форму греческих храмов двумя веками позже. Ранее считалось, что эти храмы были одним из первых проявлений «монументализации», связанной с зарождением города-государства. Таким образом, эта находка и те, что сделаны на ряде близлежащих кладбищ в годы до 1980, свидетельствующие о дальнейших контактах между Египтом и Кипром между 1000 и 800 г.
до н.э., являются важным свидетельством. Они показывают, что по крайней мере один уголок одного из островов Греции не был ни обедневшим, ни изолированным в период, который обычно считается и тем, и другим. Трудность состоит в том, чтобы понять, насколько исключительным был Лефканди, но с любой точки зрения он пересмотрел прежние представления о том, что было и что было невозможно в начале 1-го тысячелетия до нашей эры.
Колонизация и образование городов-государств
Срок колонизация , хотя она может быть удобной и широко используемой, вводит в заблуждение. Применительно к архаической Греции это не обязательно означает отправку определенного количества поселенцев при поддержке государства, как предполагает более позднее римское происхождение этого слова. Во-первых, будет видно, что формирование государства само по себе может быть продуктом колониального движения.
Викторина «Британника»
Викторина «Любитель истории»
Вы знаете основные факты истории от и до.
Но как насчет промежуточных деталей? Проверьте свои исторические способности и узнайте, соответствуете ли вы званию любителя истории.
Греческая империя
| Для греков прекрасное было святым; для иудеев святое было прекрасным. Эти взгляды должны были столкнуться. |
4 век до н.э. был богат событиями для еврейского народа:
- Сосланные в Вавилон, они становятся свидетелями падения могущественной империи прямо на их глазах, когда вторгаются персы.
- Имея разрешение вернуться в землю Израиля персидским императором Киром в 370 г. до н. э., они неохотно принимают это предложение, и на самом деле возвращается только 42 000 человек из их числа.
- Попытки репатриантов восстановить Храм в Иерусалиме обрываются раньше времени, так как их разгневанные соседи, не очень добрые самаритяне, жалуются императору.

- В Персии Аман, главный министр царя Ахашвероша, вынашивает заговор с целью уничтожения евреев. Но царица Эстер (тайная еврейка) приходит на помощь в 355 г. до н.э. 90 120 Следующий персидский монарх, Дарий II, сын Есфири, разрешает восстановление Храма в 347 г. до н. э.
- Еврейский народ, живущий на земле Израиля, обретает новую духовную энергию благодаря лидерству Эзры и Людей Великого Собрания.
Сейчас 312 г. до н.э., и последний из Мужей Великого Собрания, Шимон Ха-Цаддик, является Первосвященником. На другом берегу Средиземного моря нависла новая угроза. Называется Греция.
ВОЗНИКНОВЕНИЕ ГРЕЧЕСКОЙ ИМПЕРИИ
Происхождение Греции окутано тайной и восходит к временам Авраама, 18 веку до н.э., а может быть, и раньше. Историки расходятся во мнениях относительно происхождения греков. Это могли быть люди, мигрировавшие из Азии через Европу и поселившиеся на греческих островах, или они могли быть мореплавателями, поселившимися вдоль побережья.
Кем бы они ни были, самые ранние жители материковой Греции (названные микенцами после раскопок, найденных в Микенах) развили развитую культуру. Но около 1100 г. до н.э. микенцы были захвачены варварами, называемыми дорийцами, и вся их цивилизация исчезла. Греция вошла в «темные века», чтобы возродиться через сотни лет.
Классический греческий период начинается еще в 7 веке до нашей эры, хотя мы, как правило, более знакомы с его историей в 5 веке, когда Греция состояла из группы постоянно враждующих городов-государств, самыми известными из которых были Афины и Спарта. Греческая победа в марафоне (490 г. до н.э.), (1) уничтожение персидского флота при Саламине (480 г. до н.э.) и победа при Платеях (479 г. до н.э.) положили конец попыткам Персидской империи завоевать Грецию. В течение последних трех десятилетий V века Афины и Спарта вели опустошительную войну (Пелопоннесская война 431–404 гг. до н. э.), кульминацией которой стала капитуляция Афин. В 4 веке последовали новые межгреческие сражения, но позже в том же веке вся Греция уступила Филиппу II Македонскому, который проложил путь своему сыну Александру Македонскому для распространения греческой цивилизации по всему миру.
Конец 5-го и 4-й век так же богат событиями для греков, как и для евреев. Несмотря на постоянные войны, это также золотой век классической греческой культуры — зарождение демократии, время Аристотеля, Сократа и Платона.
ГРЕЧЕСКАЯ БЕСЧЕЛОВЕЧНОСТЬ
Восхищаясь вкладом Греции в цивилизацию — ее политикой, философией, искусством и архитектурой — легко забыть, каким на самом деле было греческое общество.
Например, мы слышали о «спартанском образе жизни», но что это означало на практике? Ну, для начала, в семилетнем возрасте спартанских мальчиков разлучали с родителями; они жили в военных казармах, где их избивали и не давали даже минимальной еды, чтобы побудить их к краже. Быть спартанцем означало быть жестким.
Афиняне, не такие крутые, как спартанцы, были и не такими уж мягкими. Например, они ничего не думали об убийстве младенцев (обычная практика во всех древних цивилизациях, даже «возвышенных»). Один из самых влиятельных мыслителей в западной интеллектуальной истории — не кто иной, как Аристотель — утверждал в своей «Политике» (VII.
16), что убийство детей необходимо для функционирования общества. Он писал:
«Должен быть закон о том, что нельзя воспитывать несовершенных или искалеченных детей. И чтобы избежать избыточного населения, некоторые дети должны подвергаться воздействию [т.е. выброшены на свалку или оставлены умирать в лесу]. Ибо предел должен быть установлен для населения штата».
Обратите внимание на тон его заявления. Аристотель не говорит: «Мне нравится убивать младенцев», но делает холодный рациональный расчет: перенаселение опасно; это наиболее целесообразный способ держать его под контролем.
В военном деле греки изобрели «генеральное сражение», когда тысячи пехотинцев сталкиваются с врагом, убивая и убивая по мере продвижения. (80 фунтов доспехов и оружия, которые нес средний греческий гоплит (пехотинец), также требовали решающего сражения, поскольку примерно через 30–45 минут все солдаты были истощены). Хотя сегодня мы склонны думать о греках как о культурных и благородных, это шокирует, чтобы узнать, насколько жестокой могла быть их цивилизация (как и все древние цивилизации).
(2)
Другим великим греческим нововведением была фаланга. Вместо недисциплинированного «свободного для всех» боя, характерного для древних войн, греки сражались дисциплинированными боевыми линиями; пехота продвигалась со щитами, «сцепленными» вместе, и копьями, направленными прямо вперед. Хорошо дисциплинированная фаланга создала грозную стену из щитов и копий, которые использовались со смертоносной эффективностью.(3)
Тем, кто поднял греческие завоевания на новую высоту, был, конечно же, Александр Македонский.
АЛЕКСАНДР ВЕЛИКИЙ
Александр, родившийся в 356 г. до н. э., был сыном Филиппа II (382–336 гг. до н. э.), царя Македонии в северной Греции. (И считается варваром южными греческими городами-государствами). Филипп создал мощную профессиональную армию, которая насильно объединила разрозненные греческие города-государства в одну империю. С раннего возраста Александр проявлял огромный военный талант и в возрасте восемнадцати лет был назначен командующим армией своего отца.
Завоевав всю Грецию, Филипп собирался начать кампанию по захвату заклятого врага Греции, Персидской империи. Прежде чем он смог вторгнуться в Персию, он был убит, возможно, Александром, который затем стал царем в 336 г. до н.э. Через два года в 334 г. до н.э. он пересек Хеллспонт (на территории современной Турции) с 45 000 человек и вторгся в Персидскую империю.
Основу македонской армии Александра составляла его пехота. Они несли чрезвычайно длинные пики (копья, длина которых могла достигать 21 фута/3 метра). Эти копейщики двигались гигантскими квадратами, называемыми фалангами, со сомкнутыми щитами, 16 человек в ширину и 16 в глубину — первые пять рядов пик были направлены прямо. впереди создавая смертельную стену наконечников копий.
В трех Колоссальных битвах, Гранике, Иссе и Гавгамелах, которые произошли между 334 и 331 годами, Александр блестяще (и часто безрассудно) привел свою армию к победе над персидскими армиями, которые, возможно, превосходили его численностью в десять раз.
Его главная тактика заключалась в том, чтобы всегда быть в нападении и всегда действовать неожиданно. В бою он вел свою Кампанионскую кавалерию прямо в самую сильную (а не в самую слабую) точку вражеской линии. Например, когда он сражается с персами, он идет к наиболее защищенной точке персидских сил, окружающих персидского императора, стремясь уничтожить лидерство. Когда персидский император Дарий бежит в битве, персидская армия терпит поражение. К 331 г. до н. э. Персидская империя потерпела поражение, персидский император Дарий умер, а Александр стал бесспорным соперником Средиземноморья. Его военная кампания длилась 12 лет и привела его и его армию на 10 000 миль к реке Инд в Индии. Только усталость его людей и его безвременная смерть в 323 г. до н.э. в возрасте 32 лет положили конец греческому завоеванию известного мира. Говорят, что когда Александр смотрел на свою империю, он плакал, потому что больше нечего было завоевывать.
Империя Александра простиралась от Египта до Индии.
Он построил в своей империи шесть греческих городов, названных Александрией. (Сегодня наиболее известен город Александрия в Египте в дельте Нила.) Эти города и поселившиеся в них греки принесли греческую культуру в центр древнейших цивилизаций Месопотамии.
ЭЛЛИНИЗМ
Греки были не только военными империалистами, но и культурными империалистами. Греческие солдаты и поселенцы принесли на Ближний Восток свой образ жизни: свой язык, искусство, архитектуру, литературу и философию. Когда греческая культура слилась с культурой Ближнего Востока, возник новый культурный гибрид — эллинизм (Эллада — греческое слово, обозначающее Грецию), чье влияние будет намного сильнее и продлится гораздо дольше, чем краткий период империи Александра. Будь то идея генерального сражения, искусство, архитектура или философия, влияние эллинизма на Римскую империю, христианство и Запад было монументальным.
Греки демонстрировали все человеческие таланты — литературу, драму, поэзию, музыку, архитектуру, скульптуру и т.
д. Они прославляли красоту человеческого тела, демонстрируя атлетическое мастерство на Олимпийских играх. Ничто в отношении человеческого тела не считалось смущающим, нуждающимся в сокрытии или личным, если уж на то пошло.
(Спортивные соревнования, проводимые в обнаженном виде, были нормой в Греции. Наше современное слово «гимназия» происходит от греческого слова «gumnos», что означает «обнаженный». Общественные туалеты часто представляли собой скамью на главной улице с отверстиями; люди сидели там и занимались своими делами, пока другие проходили мимо.)
Естественно, человеческие страсти почитались, а это означало, что было мало сексуальных табу — даже педофилия и педерастия. Действительно, сексуальная инициация молодого мальчика пожилым мужчиной считалась высшей формой любви и жизненно важной частью воспитания мальчиков. Платон писал об этом в своем Симпозиуме (178С):
«Я, со своей стороны, затрудняюсь сказать, какое большее благословение может иметь человек в ранней юности, чем почтенный [пожилой] любовник.
..»
Даже греческие боги описывались человеческими терминами и часто проигрывали людям в греческой мифологии; со временем интеллектуальные греки стали принижать своих богов и говорить о них с язвительным цинизмом и неуважением.
Короче говоря, греки внесли в человеческое сознание идею, которая войдет в игру как одна из самых могущественных интеллектуальных сил в современной истории, — гуманизм. Человек является центром всех вещей. Человеческий разум и его способность разумно понимать, наблюдать и постигать вещи — это все-все-и-конец всего. Это идея, пришедшая от греков.
Прежде всего греки думали, что это просветление, высший уровень цивилизации. У них было сильное чувство судьбы, и они верили, что их культуре суждено стать универсальной культурой человечества.
У евреев было другое видение. Евреи считали, что мир, объединенный верой в единого Бога и придерживающийся одного абсолютного стандарта моральных ценностей, включая уважение к жизни, мир, справедливость и социальную ответственность за слабых и бедных, был окончательным будущим человечества.
Эта еврейская идеология была связана с крайней, бескомпромиссной исключительностью поклонения (как того требовала вера в единого Бога) и полной нетерпимостью к политеистическим религиозным верованиям или практикам. Был только один Бог, и поэтому можно было поклоняться только одному Богу, конец истории.
Для евреев люди были созданы по образу Бога. Для греков боги были созданы по образу людей. Для евреев физический мир был чем-то, что нужно было совершенствовать и возвышать духовно. Для греков физический мир был совершенным. Короче говоря, для греков прекрасное было святым; для иудеев святое было прекрасным.
Столь разные взгляды рано или поздно должны были столкнуться.
ГРЕКИ ПРОТИВ. ЕВРЕИ
Во время своей военной кампании против Персии Александр делает крюк на юг, завоевывая Тир, а затем Египет через то, что сегодня называется Израилем. Александр планирует разрушить Храм, подстрекаемый ненавидящими евреев самаритянами. Существует увлекательная история о первой встрече Александра с евреями Израиля.
(которые были до этого времени подданными Персидской империи).
Рассказ о первом общении Александра с евреями записан как в Талмуде (Йома 69а, так и в книге еврейского историка Иосифа Флавия «Древности XI, 321–347»). Шимон ха-Цаддик — последний оставшийся в живых член Мужей Великого Собрания) в Иерусалиме, опасаясь, что Александр разрушит город, выходит ему навстречу, прежде чем он прибудет в город. Затем в повествовании описывается, как Александр, увидев первосвященника, спешивается и кланяется ему. (Александр редко, если вообще когда-либо, кланялся кому-либо.) По рассказу Иосифа Флавия, когда его полководец Пармерио попросил объяснить свои действия, он ответил: «Я склонялся не перед ним, а перед тем Богом, который почтил его первосвященством. ; ибо я видел этого самого человека во сне, в этом самом одеянии».
Александр истолковал видение первосвященника как доброе предзнаменование и, таким образом, пощадил Иерусалим и мирно присоединил Землю Израиля к своей растущей империи.
В знак уважения к его доброму завоеванию раввины постановили, что еврейский первенец того времени будет называться Александром (что до сих пор является еврейским именем), а дата встречи (25 Тевеса) была объявлена второстепенным праздником.
Значит, Александр Македонский не разрушает Храм. И он слушает, когда Шимон Ха-Цадик говорит ему, что не евреи враги греков, а самаритяне. Талмуд описывает взаимодействие между Александром и еврейской делегацией
Они (евреи во главе с Шимоном Ха-Цаддиком) ответили: «Возможно ли, чтобы эти идолопоклонники обманом заставили вас разрушить Дом, где возносятся молитвы за вас и ваше царство, чтобы он никогда не был разрушен!» Александр сказал им: «Каких идолопоклонников вы имеете в виду?» Они ответили: «Мы имеем в виду самаритян, которые сейчас стоят перед вами». Александр сказал: «Я передаю их вам, чтобы вы поступали с ними по своему усмотрению». А Израиль и Иерусалим мирно поглощаются Греческой империей.
Поначалу греческие власти защищают права местного еврейского населения и не пытаются вмешиваться в еврейскую религиозную практику.
Евреи продолжают процветать как отдельная и самостоятельная единица уже 165 лет — редкое явление в эллинистическом мире.
Подавляющее большинство народов, завоеванных Александром Македонским, добровольно отдали себя на эллинизацию. Тот факт, что евреи, за исключением небольшого меньшинства, отвергают эллинизм, является убедительным свидетельством этого вездесущего еврейского стремления и чувства миссии.
Знаменитый историк-классик Майкл Грант в своей книге «От Александра до Клеопатры» (стр. 75) объясняет:
Евреи оказались не только неассимилированными, но и неассимилируемыми, и… самые важные поворотные моменты в греческой истории из-за гигантского влияния, оказываемого их религией на протяжении последующих веков…
Эллинистическое мировое господство.
Для в целом толерантных греков этот вызов становится все более и более невыносимым. Это только вопрос времени, когда возникнет открытый конфликт.
1) Современный марафонский забег на 26 миль увековечивает традицию, согласно которой бегун пробежал это расстояние от марафона до Афин с известием о победе, а затем упал замертво.
2) Более подробное объяснение жестокости древнего мира см. в моей первой книге: WorldPerfect-The Jewish Impact on Civilization , Health Communications Inc., 2002
3) Отличный обзор греческой войны см.: Peter Connolly. Греция и Рим в войне. Лондон : Greenhill Books, 1998.
4) Талмуд- Йома 69a.
| № 27 из 70 на сайте Aish.com Еврейская история Серия | |
| << Предыдущая Часть 26: Великое Собрание | Далее >> Часть 28: Греческое преследование |
Древние греки
В Таблице народов Бытие 10.1-32 , в которой перечислены потомки Ноя и народы, которые они основали, греки фигурируют под именем «Яван», который является сыном Яфета. Яван соответствует греческому слову «Иония», греческому региону Малой Азии; «Яфет» соответствует греческому слову «Япет», мифологическому отцу Прометея в греческой легенде.
В таблице фигурируют еще два греческих народа: Родос (Роданим) и Кипр (Киттим и Элиша). Сыновья Сима, брата Яфета, — это семитские (названные в честь Сима) народы, включая евреев. Представьте себе, если хотите, еврейское видение истории. В какой-то момент, в смутных глубинах времени, после того, как мир был разрушен потопом, все народы земли содержались в трех сыновьях Ноя. Их сыновья и внуки знали друг друга, говорили на одном языке, ели одни и те же кольчуги, поклонялись одному богу. Как странно и неизмеримо странно должно было быть тогда, когда после бесконечного множества поколений и тысячелетий разлуки потомки Явана двинулись среди потомков Сима!
Они пришли неожиданно. После двух веков служения в качестве вассального государства Персии Иудея внезапно оказалась вассальным государством Македонии, греческим государством. Александр Македонский завоевал Персию и тем самым завоевал большую часть мира.
Ибо большая часть мира принадлежала Персии; в мгновение ока она досталась грекам.
Эта великая греческая империя просуществовала бы не дольше, чем короткая жизнь Александра; после его смерти ссоры между его генералами привели к разделу его империи между тремя генералами. Один полководец, Антигон, а затем Птолемей, унаследовал Египет; другой, Селевк, унаследовал Ближний Восток и Месопотамию. После двух столетий мира под властью персов еврейское государство снова оказалось в эпицентре борьбы за власть между двумя великими империями: государством Селевкидов со столицей в Сирии на севере и государством Птолемеев со столицей в Египте на севере. юг. И снова Иудея будет завоевана сначала одним, а затем другим, поскольку она перешла от вассального государства Селевкидов к вассальному государству Птолемеев. Между 319и 302 г. до н.э. Иерусалим семь раз переходил из рук в руки.
Как и все остальные жители региона, евреи сильно ненавидели греков. Они были более иностранцами, чем любая группа, которую они когда-либо видели.
В государстве, основанном на поддержании чистоты еврейской религии, боги греков казались дико оскорбительными. В обществе, жестко настроенном против обнажения тела, греческая практика борьбы в обнаженном виде и преднамеренно одеваться в светлых тонах должна была быть ужасной! В религии, которая специально выделяет гомосексуальность как преступление против Яхве, греческое отношение и даже предпочтение гомосексуализма должно быть непонятным.
В общем же, греки оставили евреев в покое; приняв политику Кира, они позволили евреям управлять своей страной, объявили закон Иуды Торой и попытались сохранить еврейскую религию. Когда царь Селевкидов Антиох IV осквернил Храм в 168 г. до н. э., он спровоцировал еврейское восстание под предводительством Маккавеев; на короткое время Иудея снова стала независимым государством.
В этот период еврейская история разворачивается на нескольких территориях: в Иудее, Месопотамии и других частях Ближнего Востока, а также в Египте. Ибо рассеяние евреев началось во время изгнания, и большие и могущественные группы евреев жили по всей Персидской империи, а затем и в эллинистических царствах («эллинистические» = «греческие»).
Греки принесли с собой совершенно новую концепцию: «полис» или «город-государство». Среди революционных идей 9 в.0085 полис был идеей натурализации . В древнем мире нельзя было стать гражданином государства, если ты не родился в этом государстве. Если вы родились в Израиле и переехали в Тир, Вавилон или Египет, вы всегда были израильтянином. Ваш правовой статус в стране, в которой вы живете, будет «иностранцем» или «временным гражданином». Однако греки разрешали иностранцам становиться гражданами полиса года; стало возможным по всему Ближнему Востоку для евреев и других народов стать гражданами государств, отличных от Иудеи. Это жизненно важно для понимания еврейского рассеяния; за права гражданства (или полугражданства, называемого polituemata) , позволили евреям остаться за пределами Иудеи и по-прежнему процветать. Во многих зарубежных городах эллинистического мира евреи образовали единые и сплоченные общины; Еврейские женщины пользовались большими правами и автономией в этих общинах, чем дома.
Однако самым важным событием эллинистического периода является перевод Торы на греческий язык в птолемеевском Египте. Греки, на самом деле, несколько интересовались (не очень) иудейской религией, но, похоже, им нужна была копия еврейских писаний для библиотеки в Александрии. Во время Изгнания Изгнанники начали очищать свою религию и обычаи и обратились к книгам Моисея как к образцу. После изгнания Тора стала авторитетным кодексом евреев, признанным сначала Персией, а затем греками как еврейский «закон». В 458 г. до н. э. Артаксеркс I из Персии сделал Тору «законом иудейского царя».
Итак, греки захотели копию и взялись за ее перевод. Названный Септуагинтой по количеству переводчиков, которое потребовалось для этого («септуагинта» по-гречески означает «семьдесят»), текст далек от совершенства. Еврейская Тора не стала окончательной версией, и в нее вкрадывается ряд неправильных переводов по причинам, варьирующимся от политической целесообразности до путаницы.
Например, еврейские писания, доступные средиземноморскому миру и ранним христианам, которые в остальном были склонны рассматривать христианство как религию, не связанную с иудаизмом. Благодаря этому греческому переводу еврейское представление о Боге, истории, законе и человеческом состоянии во всем его великолепии распространится по всему миру. Рассеяние, или диаспора, евреев будет включать идеи, а также людей. Еврейская Тора безжалостно антиегипетска; ведь основополагающим событием еврейского народа было угнетение евреев египтянами и избавление от Египта. Переводчики Септуагинты, которые, в конце концов, работают на греческих правителей Египта, стирают большую часть антиегипетских аспектов. С другой стороны, есть слова, которые они не могут перевести на греческий язык, например, «брит», которое они переводят как «диатека» или «обещание», а не как «завет».
Несмотря на эти несовершенства, Септуагинта является водоразделом в еврейской истории. Этот перевод больше, чем любое другое событие в еврейской истории, сделал еврейскую религию мировой религией.

Только когда Эллин и его сыновья достигли могущества в Фтиотиде (Южная часть Фессалии) и их стали призывать на помощь в остальные города, только тогда эти племена одно за другим, и то скорее вследствие взаимного соприкосновения друг с другом, стали называться эллинами, хотя все-таки долгое время название это не могло вытеснить все прочие. Об этом свидетельствует лучше всего Гомер. Он жил ведь гораздо позже Троянской войны и, однако, нигде не обозначает всех эллинов, в их совокупности, таким именем, а называет эллинами только тех, которые вместе с Ахиллом прибыли из Фтиотиды, — они-то и были первыми эллинами, — других же Гомер в своем эпосе называет данаями, аргивянами и ахейцами.
..»