Содержание

Восточная граница Израиля и Иордании.

Граница Израиля и Иордании так же как и границы с Ливаном и Сирией претерпели несколько изменений на протяжении ста с небольшим последних лет.

Начать нужно опять же с того факта, что Британия во время первой мировой войны завоевала территорию находившуюся до того под правлением Турции, на которой впоследствии были созданы Иордания, Израиль и др.

И если вы помните соглашения Сайкса — Пико от 16 мая 1916 года делящее шкуру еще неубитого “турецкого медведя”, то там граница должна была идти с севера примерно от озера Кинерет, до северной оконечности Мертвого моря и оттуда немного в сторону Средиземного моря, южнее города Газа. Все что восточнее и южнее этой линии должно было быть Арабским государством под британским мандатом.

В марте 1921 года королю Иордании Абдалле ибн Хусейну было передано управление этой территорией, хотя официально граница прочерчена не была так как все находилось внутри подмандатной Британии территории.

 

Но вот что возможно интересно! Первого сентября 1922 года, верховный комиссар Палестины опубликовал закон который гласил, что граница выйдет в двух милях западнее Акабы, далее пройдет на север по долине Арава, пересечет посередине Мертвое море, далее пройдет посреди русла реки Иордан на север вплоть до впадения в нее ручья Ярмух, что на юге Голанских высот, у Хамат Гадера.

Кстати интересно упомянуть, что в 1926 году на территории подмандатной Иордании началось строительство гидроэлектростанции Нахараим которую строили евреи под управлением Пинхаса Рутенберга, о чем сегодня рассказывает музей в Гешер ха Яшана. Обслуживающий персонал жил в поселении Тель Ор. Само поселение и гидроэлектростанция находились на территории современной Иордании, а тогда как можно понять выше все еще являлась частью британского мандата.

 

Годом позже, в 1927 была принята поправка из-за того, что река Иордан решила поменять себе русло. Поправка гласит, что там где проходит русло реки Иордан, пройдет и граница.

 

Теперь немного политической истории.

Так как завоевать эту территорию британцам помогал Хусейн ибн Али аль-Хашими — шериф Мекки под чутким управлением Лоуренса Аравийского, то он требовал и ему было обещано создать арабское государство которое должно было включать: часть аравийского полуострова, территорию современных Иордании, Сирии, Израиля и Ливана. 

 

Как говорится в русской сказке: “ В некотором царстве, в некотором государстве жили — были старик и старуха, и было у них три сына”. Так и в нашем рассказе про приграничные и не очень с Израилем территории. 

Старший сын Али ибн Хусейн должен был стать правителем большой Сирии, Абдалла ибн Хусейн должен был править Иорданией, а Фейсал ибн Хусейн должен был править Ираком.

Как упоминалось не раз, французы и британцы обещали всем и каждому кто хоть как-то мог повлиять на исход первой мировой войны в их сторону — все что угодно!

Так Сирия и Ливан уже были обещаны Французам, но также и Арабам с Аравийского полуострова в лице Хусейна ибн Али. Таким образом Хусейн хотел поставить после войны правителем большой Сирии своего первенца Али но как мы помним по статье о Сирийской границе у Али с французами вышла небольшая война, после которой ему пришлось снять с себя поспешно взятые сирийские полномочия.

 

Но история на месте не стоит и вот Хусейн ибн Али аль-Хашими в 1924 году приписал себе “должность” — Король всех Арабов. С этим решением были в корне не согласны люди из клана Саудитов (да да, те самые которые правят Саудовской Аравией).

Они силой выбили Хашимитов с территории Аравийского полуострова и так отец семейства Хусейн ибн Али и его первенец Али ибн Хусейн остались без королевств.

Возможно факт который впоследствии повлиял на границы между Израилем и Иорданией и вообще на участие Иордании в войнах, это то, что Хусейн ибн Али бывший Шериф Мекки и отец трех вышеупомянутых сыновей, был похоронен в Иерусалиме на Храмовой горе. 

Напомню что в 1931 году когда это произошло, территория современных Израиля, Иордании и Ирака находилась под управлением британского мандата.  

Тем самым как вы понимаете британия создала еще один инцидент в сердце священного Иерусалима который волочит и по сей день неприятный осадок.

То есть Иерусалим столица Израиля, а Иордания она защитник священных исламских мест на храмовой горе — горе на которой некогда стоял иудейский храм.

 

Теперь вернемся к Абдалле ибн Хусейну ведь именно он стал королем Иордании, хоть сначала и под управлением британского мандата.

Политические игры с арабским населением подмандатной Палестины, а также с противостоящими друг другу арабскими семьями Иерусалима Хусейни и Нашашиби и разумеется с евреями, сделали короля Абдаллу весьма важным и влиятельным человеком в том числе в арабо-еврейском конфликте.

Конфликтные ситуации, или точнее сказать арабские восстания на территории современного Израиля находящегося под мандатом Британии были в  1920, 1929 и 1936-1939 годах. Восстания были кровавы и судьбоносны, с большим количеством интересов со всех сторон и каждая такая волна приводила к созданию очередной комиссии по решению вопросов, и принятию мер.  

Одной из таких мер был запрет на продажу земель евреям и запрет на создание евреями новых поселений, а также последующее ограничение еврейской репатриации до 75 тысяч человек на протяжении 5 лет и это уже в 1939 году, когда в Европе вот-вот начнется вторая мировая война!

 

Все эти комиссии предлагали различные решения арабо-еврейского конфликта, где основным решением должен был быть план раздела подмандатной территории на два государства. Первой предложила свое видение раздела комиссия во главе лорда Пиля в 1937 году, но их план отклонили по ряду причин, в том числе массовое переселение арабоязычного населения из Галилеи.

 

В 1938 году комиссия возглавляемая Джоном Вудхедом предложила создать еврейское государство на клочке прибрежной равнины между городами Реховот и Зихрон Яаков — Государство длинной в 100 км! 

 

В 1946 году был создан Англо-американский комитет по вопросу о Палестине, который также должен был решить судьбу евреев переживших Холокост, но британцы воспротивились решениям Американцев, которые предложили создание одного государства и немедленную репатриацию 100. 000 евреев с последующим продолжением и отмену запрета на продажу земель евреям.

 

После всех неудачных попыток как со стороны Британии, так и со стороны США разделить одну страну между двумя народами, ООН отправила сюда свою комиссию — Специальный комитет ООН по Палестине.

Представители комитета представляли 11 государств: Австралия, Уругвай, Иран, Гватемала, Индия, Голландия, Югославия, Перу, Чехословакия, Канада и Швеция.

Перед комитетом выступили различные представители еврейской стороны в то время как арабская сторона на территории подмандатной Палестины попросту бойкотировала попытки комитета наладить хоть какой-то контакт.

Тут можно посмотреть на фотографии посещения комитета ООН в Израиле и то, чем их удивляли.

 

Одним из самых согласованных между членами комитета решением, было решение о как можно более быстром окончании мандата Британии на управление Палестиной, передачи правления ООН и последующей независимостью.

 

Также все представители комитета ООН согласились на том, что с экономической точки зрения в стране должна быть единая экономическая система.

Но на этом согласие закончилось и начались разногласия.

Главное было в том как разделить и как будет управляться государство или государства находящиеся на этом географическом клочке.

Большинство было за то, что Иерусалим и Вифлием святые для христианства останутся под управлением ООН, а государства несмотря на разную политическую систему будут иметь одну экономическую. Интересно заметить, что Назарет почему-то христиан менее интересовал.

Еврейское будущее государство сумело убедить представителей ООН, что пустыня Негев должна отойти ему, показав представителям комитета 11 новых поселений которые были основаны в Негеве двумя годами ранее. 

Обязательно показали и трубопровод который провели не только для еврейских поселений, но и которым пользовались местные бедуины.

 

Меньшинство (Индия, Иран и Югославия) предложило раздел государства с предложением создания федерации.

 

Как вы понимаете евреи после почти двух тысяч лет без государства приняли предложение раздела, так как оно обещало хоть какое-то независимое еврейское государство. Арабская сторона отказалась от обоих предложений (часто добавляют указав на море, что там евреям самое место).

 

Так или иначе, комиссия которая провела большую работу представила свои заключения в ООН в ходе которых родилась карта раздела Палестины на еврейское и арабское государство.

В ходе обсуждений от еврейской части в районе границы с Египтом (которую напомним тоже прочертили британцы) взяли 7% и соотношение территорий из 38%-62% стало 45%-55% в пользу еврейского государства.

Правда на территории арабского государства было около 10.000 еврейских жителей, а на еврейской территории около 497.000 арабов при около 500.000 еврейских жителей.

Еще одной интересной деталью на карте вырисовывались два перекрестка которые делили государство на три куска, один на севере, один в центре и еще один на юге и еще интересным местом был город Яффо — анклав арабского государства внутри еврейского, с основным портом для государства арабского.

 

29 ноября 1947 года большинство членов ООН проголосовали за разделение этой территории, но с кем вы говорите… я вас прошу… Тут (в Израиле) всем было ясно, что эти гои проголосовали за создание очень таки еврейского государства Израиль! 

Мы как подобаеться периферии думали и думаем, что весь мир заботим только мы и разумеется если в ООН решили что-то поделить, то по еврейски это звучало — что-то создать, и конечно же речь шла об Израиле, а не о палестинском государстве.  

 

Вот вам ссылка на Википедию с флагами и названиями стран: кто был за, кто против и кто воздержался. Плохишей ведь нужно знать в лицо 😉

 

И самое главное посмотрите на карту раздела Палестины, где предполагалось быть еврейскому и где арабскому государству и что есть сегодня.

И вот такий симпатичный ролик о этом же событии 

 

 

Кроме праздников которые начались с закрытием голосования на еврейской стороне, началась подготовка к войне обоих сторон, правда фактически в войне против Израиля участвовали не только палестинские арабы но и соседние страны и их “друзья”.

 

Так интересный факт, что все участники хотели себе что-то завоевать как только британцы удалятся. Египтяне планировали в 1948 году дойти до Яффо и Тель Авива, Иордания хотела править Иерусалимом и ей это удалось с поддержкой Иракских военных частей (все таки братья правили обеими странами). На счет Сирии и Ливана можете посмотреть в статьях о их границах (Ливан, Сирия), там тоже ясно кто и что планировал себе урвать. .. 

Заметьте, что никто не воевал за интересы палестинцев.

Вернувшись немного назад, нужно сказать, что в 1946 году королевство Иордания получило независимость от британского мандата, а в 1947 году уже во всю с королем Иордании Абдаллой ибн Хусейном велись тайные переговоры. 

Вопрос в этих переговорах был: “что будет после ухода британцев”?

Король Иордании предлагал евреям стать его подданными и самому править территорией современного Израиля. 

Как вы понимаете это не устраивало евреев уже живущих тут рассчитывающих на независимость, и самое интересное, что это также не устраивало большую часть местных арабов. 

 

Голда Мэир провела две личные встречи с королем Иордании. На первой встрече король выразил желание занять те территории которые должны будут отойти арабскому государству при разделе этой территории, на что Голда Мэир согласилась при условии, что король не будет мешать еврейскому государству. 

На второй встрече речь уже шла только об одном государстве и еврейской автономии. Обе стороны понимали, что война неизбежна и Голда Мэир сказала, что евреи будут защищаться, на что король ответил — “это ваша обязанность”. 

Как известно Иордании удалось завоевать территории Иудеи и Самарии, а также старый город Иерусалим в 1948 году. Возможно самый важный факт состоит в том, что на этих территориях практически не было еврейских поселений, а арабы не оказывали особого сопротивления, так как им объяснили, что война против евреев.

 

Еще один интересный факт это то, что 15 ноября 1948 года король Иордании Абдалла ибн Хусейн объявил себя королем еще и Палестины.

 

Чуть позже 24 апреля 1950 года, Иордания объявила об объединении территории по оба берега реки Иордан в единое государство Иорданию с единым парламентом, опять же видна прям таки отеческая забота о палестинском независимом государстве.

 

20 июля 1951 года Абдалла ибн Хусейн первый король Иордании был убит на Храмовой горе в Иерусалиме при входе в мечеть Эль Акса!!!

Убийца был из последователей Муфти Иерусалима Амин аль Хусейни который происходил из влиятельного клана противников короля Хусейна.

 

После убийства короля Иордании, его родственники даже вели между собой переговоры об объединении Ирака и Иордании. 

 

Место убитого короля Иордании на короткое время занял его сын Талаль ибн Абдалла но уже через год из-за приступов шизофрении был отстранен парламентом и его место  занял его сын Хусейн ибн Талаль который был со своим дедушкой Абдаллой ибн Хусейном во время покушения на него в Иерусалиме и по счастливой случайности остался жив так как пуля предназначавшаяся ему попала в медаль на груди.

 

Далее было время разного рода союзов между арабскими соседями Израиля, в основном союзов направленных против Израиля которые частично отразились во время шестидневной войны. 

Так королю Хусейну Израиль по закрытым каналам дал понять, что он не хочет участия Иордании в конфликте и не собирается ее атаковать, но Иордания решила иначе и результатом Шестидневной войны стала потеря Иорданией власти и присутствия на территории всего западного берега реки Иордан включая старый город Иерусалим со стеной Плача и Храмовой горой.

 

Теперь границы между королевством Иордания и Израилем проходят только по руслу реки Иордан, посередине Мертвого моря и примерно посередине долины Арава, вплоть до города Эйлат.  Протяженность границы между Израилем и Иорданией 309 км — самая длинная граница Израиля.

 

Фотографии взяты из Википедии, верхняя карта из Карт Гугл.

 

 

 

Границы Иордании на карте. Из Израиля в Иорданию и обратно

Автор Марина Саморосенко На чтение 16 мин Опубликовано

В Иордании много различных правил и столько же исключений, что голова идет кругом, когда разбираешься в местных заморочках. Время проходит, а по крупицам добытая информация стирается из памяти, поэтому решила собрать до кучи все знания про границы Иордании. Если из Израиля в Иорданию и обратно мы сами добирались, и теоретические знания подкреплены личным опытом, то с границами Сирии, Ирака и Саудовской Аравии все сложнее. А учитывая неспокойную обстановку на Ближнем Востоке, ситуация с погранпереходами иногда очень быстро изменяется.

Иордания без границ

Сначала я сгруппирую границы по критериям и особенностям, а после рассмотрю каждую из них по отдельности

. В конце статьи я подробно расскажу личный опыт пересечения границ Иордании. Если по тексту будут стоять «???», значит информация полностью не подтверждена.

Содержание

Границы Иордании на карте

Я подготовила гугл-карту, где отмечены границы Иордании с Израилем, Сирией, Ираком, Саудовской Аравией, а также международные аэропорты и порт. Если нажать на метку, то можно увидеть GPS-координаты.

Термины и понятия

Сейчас я хочу познакомить вас с некоторыми терминами и особенностями, связанными с ними. Далее по тексту, когда перейдем к рассмотрению каждой границы Иордании по отдельности, при необходимости буду делать сноски на этот раздел.

СЭЗ ASEZA

ASEZA – это свободно-экономическая зона на юге Иордании в районе Акабы и Красного моря. Границы с СЭЗ ASEZA: а/п Акабы, порт Акабы, погранпереход с Израилем Ицхак Рабин – Вади Арава и погранпереход с Саудовской Аравией Хакль – Дурра.

Для въезда из других стран на эту территорию Иордании действуют особые правила: для пребывания до 30 дней ставят бесплатную визу по прибытию в виде дополнительного штампа в паспорт. Виза выдается на всех погранпунктах зоны ASEZA, но на переходе Эйлат-Акаба есть некоторые ограничения (изм. с сентября 2016 г.).

Покидать Иорданию с такой бесплатной визой нужно также через КПП зоны ASEZA

(в этом направлении можно и в Эйлат). Но на выезде на всех переходах нужно будет заплатить специальный сбор СЭЗ ASEZA, размером в 20 JOD (28$).

Исключения:

  • Если покидать Иорданию через аэропорт в Акабе, то выездной сбор будет включен в стоимость авиабилета, поэтому дополнительно ничего оплачивать не нужно.
  • При предъявлении документов, подтверждающих посещение Петры, выезжающие освобождаются от уплаты выездного сбора ASEZA не зависимо от количества дней пребывания в стране.

Если въехать в Иорданию через границы зоны ASEZA, а выехать через другие погранпункты страны, то на выезде придется

оплатить стоимость визы в Иорданию в размере 40 JOD (56$) и стандартный выездной сбор 10JOD (14$).

Билет Jordan Pass

Jordan Pass – это специальный платный единый билет, позволяющий посещать большинство достопримечательностей Иордании и освобождающий от необходимости получать визу. От уплаты традиционного выездного сбора 10 JOD (14$) билет Джордан-Пасс не освобождает.

Чтобы воспользоваться безвизовым въездом в Иорданию по JP, нужно соблюсти одно условие: провести в стране минимум 3 ночи. В противном случае помимо выездного сбора при покидании страны придется заплатить за въездную визу 40 JOD (56$), даже при выезде через КПП Вади-Арава (Акаба-Эйлат).

Связь границ Иордании с визой

Границы, где выдают визу по прибытию:

  • Платная на 30 дней за 40 JOD (56$): аэропорт Королева Алия (Амман) и переход «Река Иордан» – «Шейх Хуссейн». Сирия, Ирак, СА — ???
  • Платная на 30 дней за 10 JOD (14$) – в некоторых неофициальных русскоязычных интернет-источниках я нашла информацию, что с 01.01.2016 г. на сухопутных КПП при запланированном нахождении в Иордании более 3-х ночей вместо 40 JOD можно заплатить 10 JOD – ???
  • Бесплатная на 30 дней: аэропорт Короля Хуссейна (Акаба), порт Акабы, погранпереход с Саудовской Аравией Дурра – Хакль и с Израилем Ицхак Рабин — Вади Арава (для этой границы есть специфические условия).

Границы, где можно пройти с визой в паспорте: все действующие.

Границы, где можно пройти с Джордан-Пасс: все действующие, кроме КПП «Мост Алленби/Мост Короля Хуссейна» из Израиля.

Связь границ Иордании с выездными сборами

На выезде из Иордании по умолчанию положен к уплате выездной сбор в размере 10 JOD (14$).

Исключение:

  • При вылете из Иордании на самолете платить ничего не нужно, так как сборы входят в стоимость авиабилета.
  • У границ СЭЗ ASEZA свой выездной сбор в 20 JOD (28$), и платить нужно только его. Напомню, что при посещении Петры, туристы освобождаются от уплаты 20 JOD на всех КПП СЭЗ, не зависимо от количества дней пребывания в стране.
  • В некоторых неофициальных русско- и англоязычных интернет-источниках я нашла информацию, что при нахождении в Иордании
    более трех ночей
    , туристы освобождаются от выездного сбора — ???

Воздушные и морские границы Иордании

В Иордании два международных аэропорта и один морской порт.

Международный аэропорт Королева Алия (Амман)
  • Координаты GPS: 31.72222, 35.98534
  • Визовые тонкости: 1. Можно прилететь с готовой визой в паспорте. 2. Можно получить по прилету за 40JOD (57$). 3. Возможен безвизовый въезд с Джордан-Пасс.
  • Затраты по прилету: при необходимости оплачивается виза по прибытию 40JOD (57$).
  • Затраты на вылете: 0 JOD, так как выездной сбор включен в стоимость авиабилета.
  • Транспорт: Автобус до Аммана стоит 2-3 JOD (2,8-3,5$). Такси до столицы обойдется от 20 JOD (28$), до Мертвого моря — от 35 JOD (49$). Персональный трансфер до отеля, со встречей в аэропорту и помощью с багажом до Аммана — 42$, до Мертвого моря — 60$ (смотрите цены здесь). Также в аэропорту Королева Алия можно взять в аренду автомобиль.

Международный аэропорт им. Короля Хуссейна (Акаба)
  • Координаты GPS: 29. 60915, 35.02091
  • Визовые тонкости: До 30-ти дней выдается бесплатная виза, но выезд должен осуществляться только через КПП зоны ASEZA.
  • Затраты по прилету: 0 JOD, так как виза бесплатная.
  • Затраты на вылете: 0 JOD, так как выездной сбор ASEZA включен в стоимость авиабилета.
  • Транспорт: такси до Акабы 10-15 JOD (14-21$). Встреча в аэропорту, помощь с багажом и личный трансфер — 37$ (смотрите цены здесь). В аэропорту Акабы также можно взять напрокат автомобиль, только заказ нужно делать заранее, чтобы его туда доставили.
Аэропорт Акабы

Морская граница Иордании в Акабе

На эту границу можно попасть паромом из Египта «Нувейба-Акаба» либо в составе круиза. Расписание и цены на паромы из Египта можно посмотреть на сайте

http://www.abmaritime.com.jo/en.

  • Координаты GPS: 29.46108, 34. 97487
  • Визовые тонкости: До 30-ти дней виза ставится по прибытии бесплатно, но выезд из Иордании должен осуществляться только через КПП СЭЗ ASEZA.
  • Затраты по приезде: никаких, так как виза бесплатная.
  • Затраты при выбытии: ??? выездной налог ASEZA 20 JOD (28$). Граждане, посетившие Петру, освобождаются от данного сбора.
  • Транспорт: Такси до Акабы будет стоить в районе 15 JOD (21$). Заранее заказывать трансфер не рекомендую, так как паромы из Нувейбы выплывают, когда им вздумается, а не по четкому расписанию.
Паром в Акабе

Граница Израиля и Иордании

Между Израилем и Иорданией существует три наземных перехода. На официальном сайте по границам Израиля можно узнать актуальную информацию о режиме работы и взимаемых сборах. Информация составлена исходя из того, что россиянам, белорусам и украинцам виза в Израиль не нужна.

КПП Шейх Хуссейн – КПП Река Иордан (Ирбит – Бейт-Шеан)
  • Координаты GPS: 32.49702, 35.57552
Из Иордании в Израиль
  • Затраты на иорданской стороне: У поворота с шоссе N65 к терминалу (за 2 км до границы) находится полицейский кордон, который запрещает идти к КПП пешком (местный бизнес), придется брать такси за 2$. Выездной налог 10 JOD (14$) + обязательный билет на автобус до израильского КПП 1 JOD (1,4$) — ???.
  • Затраты на израильской стороне: нет.
  • Транспорт: Такси из Аммана – 50 JOD (70$). Можно из Аммана доехать до Ирбида на автобусе за 3-4 JOD (4,2-5,6$). Автобус из Ирбида до границы — 3 JOD (4,2$), а такси из Ирбида – 10-13 JOD (14-18$). Такси от границы до Бейт-Шеана (Израиль) – 20-45 NIS (5,3-11,84$).
Из Израиля в Иорданию
  • Визовые тонкости: на этом переходе можно пройти по визе в паспорте, билету Джордан Пасс, а также получить визу по прибытию за 40 JOD (56$), или 10 JOD при планировании пробыть более 3-х дней (???).
  • Затраты на израильской стороне: выездной сбор 101 шек. (26,6$) на человека + комиссия 5 шек. (1,3$) за группу. (если вас двое, то получится 2*101+5=207 шек., если трое, то 3*101+5=308 шек. и т.д.). Обязательный билет на автобус до иорданского КПП 5 шек. (1,3$) — ???.
  • Затраты на иорданской стороне: Пограничники могут заставить взять такси от иорданского терминала до выезда на трассу (2 км) за 2$.
  • Транспорт: смотри выше, как в обратном направлении.
Поворот к границе «Река Иордан»

КПП Мост Короля Хуссейна – КПП Мост Алленби (Амман — Иерусалим)
  • Координаты GPS: 31.87419, 35.5408
Из Иордании в Израиль
  • Затраты на иорданской стороне: выездной налог 10 JOD (14$) + обязательный билет на автобус до израильского КПП 7 JOD (10$) + 1,5 JOD (2$) за единицу багажа, курсирует раз в 1-2 часа.
  • Затраты на израильско-палестинской стороне: 0 NIS.
  • Транспорт: автобусы компании JETT (https://www.jett.com.jo/en) ходят ежедневно в 7 утра из Аммана (р-н Абдали) на границу «Мост Короля Хуссейна» за 10 JOD (14$). Возможно курсируют автобусы и других фирм. Читала, что ходят минибасы с северного вокзала за 3,5 JOD. Такси из Аммана обойдется 25-30 JOD (35-42$). На этом КПП есть пункт проката машин Авис (подробнее про аренду авто в Иордании). По израильскую сторону границы дежурят маршрутки. Цены на билет + багаж: до Иерихона 13 + 3 NIS (3,4+0,8$), до Иерусалима 42+5 NIS (11+1,3$).
Автобусы на КПП Шейх Хуссейн
Из Израиля в Иорданию
  • Визовые тонкости: на этом переходе
    не выдают визы
    по прибытию и не пускают без визы по Джордан-Пасс. Въезд в Иорданию через КПП Мост Алленби возможен только по визе в паспорте, полученной заранее.
  • Затраты на израильской стороне: выездной сбор 176 NIS (46$) на человека + комиссия 5 NIS (1,3$) за группу до 100 чел. Потом приобретается обязательный билет на автобус до иорданского КПП за 7 JOD (10$) + 1,5 JOD (2$) за единицу багажа, курсирует раз в 1-2 часа.
  • Затраты на иорданской стороне: нет.
  • Транспорт: смотрите предыдущий пункт «Из Иордании в Израиль».

КПП Вади Арава – Ицхак Рабин (Акаба-Эйлат)
  • Координаты GPS: 29.57508, 34.97812
Из Иордании в Израиль
  • Затраты на иорданской стороне: выездной налог СЭЗ ASEZA 20 JOD (28$). Если есть документы, подтверждающие посещение Петры, то сбор не уплачивается. Такси из Акабы 10 JOD (14$).
  • Затраты на израильской стороне: нет.
  • Транспорт: Такси из Акабы 10 JOD (14$). Такси до Эйлата 30-40 NIS (7,9-10$). Общественный транспорт по обе стороны границы Израиль-Иордания не ходит.

Подведу резюме, какие ситуации могут возникнуть при выходе из Иордании через КПП Вади Арава, если въезд в страну был осуществлен этим же путем:

  • Провели 3 ночи в Иордании и посещали Петру — ничего не платите.
  • Провели 3 ночи в Иордании и не посещали Петру — платите выездной сбор ASEZA 20 JOD (28$).
  • Провели 2 ночи в Иордании и посещали Петру — платите только выездной сбор 10 JOD (14$).
  • Провели 2 ночи в Иордании и не посещали Петру — платите стандартный выездной сбор 10 JOD (14$) и выездной сбор ASEZA 20 JOD (28$).
  • Провели менее 2-х ночей в Иордании и посещали Петру — платите сбор за визу 40 JOD (56$) и выездной сбор 10 JOD (14$).
  • Провели менее 2-х ночей в Иордании и не посещали Петру — платите сбор за визу 40 JOD (56$), стандартный выездной сбор 10 JOD (14$) и выездной сбор ASEZA 20 JOD (28$).
Из Израиля в Иорданию
  • Визовые тонкости: на этом переходе с сентября 2016 г. снова стали пускать без визы, но только с условием, что турист проведет в Иордании более 2-х ночей. Также можно пройти с заранее оформленной визой или Джордан-Пасс.
  • Затраты на израильской стороне: выездной сбор 101 NIS (27$) на человека + комиссия 5 NIS (1,3$) на группу. (если вас двое, то получится 2*101+5=207 NIS, если трое, то 3*101+5=308 NIS).
  • Затраты на иорданской стороне: заставят брать такси до Акабы (около 10 км до центра города).  За последним пунктом пропуска установлен стенд с государственными расценками. Таксисты будут называть свою цену, но им можно указать на официальный прайс (там есть пометка, что цена за машину, а не за каждого пассажира).
Расценки на такси из КПП Вади Арава в Акабу и другие места

Границы Иордании и Сирии

На границе Иордании и Сирии имеются два погранперехода: Джабер и Рамта.

КПП Джабер – Нассиб
  • Координаты GPS: 32. 52959, 36.2007
  • Состояние: временно закрыта ???

КПП Рамта – Дерья
  • Координаты GPS: 32.58475, 36.05123
  • Состояние: временно закрыта ???

Граница Иордании и Ирака

На границе Иордании и Ирака существует единственный переход КПП Аль-Карама – Табрил.

  • Координаты GPS: 32.73956, 39.00721
  • Состояние: некоторое время была закрыта, так как приграничные территории захватило ИГИЛ. Сейчас — ???

Границы Иордании и Саудовской Аравии

На границе Иордании и Саудовской Аравии имеются три погранперехода.

КПП Умари – Аль Хадиса
  • Координаты GPS: 31.52316, 37.09121

КПП Мудавара – Халат Аммар
  • Координаты GPS: 29. 18671, 36.07236

КПП Дурра – Хакль

Координаты GPS: 29.35689, 34.96194

Из Иордании в Саудовскую Аравию
  • Затраты на иорданской стороне: выездной сбор ASEZA 20$.
  • Затраты на стороне СА: ???
Из Саудовской Аравии в Иорданию
  • Визовые тонкости: виза ставится на границе бесплатно, т.к. это зона ASEZA (выезжать нужно через погранпункты этой СЭЗ).
  • Затраты на стороне СА: ???
  • Затраты на иорданской стороне: нет, так как виза бесплатная.

Наш опыт пересечения границ Иордании

Из Эйлата в Акабу

07.01.2016 г. около 8-ми утра мы из Израиля направились в Иорданию через переход Ицхак Рабин (Вади Арава) с билетом Jordan-Pass.

Наш затраты:

  • Такси Эйлат – КПП Ицхак Рабин – 30 NIS (8$).
  • Выездной сбор из Израиля – 207 NIS (55$) за двоих.
  • Такси до аэропорта Акабы – 15$.
  • Такси (попутка) от аэропорта до города – 10$.

Прохождение границы заняло около 40-ка минут, при том большую часть времени мы провели на иорданской стороне, и это с учетом того, что людей перед нами вообще не было.

КПП Ицхак Рабин (Израиль)

На КПП Ицхак Рабин спросили, есть ли виза в Иорданию. Ответили, что идем по JordanPass. Нас пропустили. В одном окошке мы уплатили сбор, в другом – поставили в паспорт штамп. Потом мы пошли в Иорданию. Путь проходит транзитом через магазин дьюти-фри, даже если покупать ничего не нужно.

Дюти-фри на границе Эйлат — АкабаКПП Вади Арава

На КПП Вади Арава был тотальный досмотр багажа. Придрались к флакону пенки для волос. Когда я объяснила, что это, изымать не стали. Потом с нашими паспортами и распечатками Джордан Пасс сотрудники ходили туда-сюда минут 20. Далее с нами провели мини-собеседование в кабинете начальника. Обстановка не принужденная, спрашивали о том, женаты ли мы, сколько дней планируем находится в Иордании, что собираемся посмотреть. В конце концов штамп поставили в паспорт. На выходе из КПП мы услышали «Welcome to Jordan», теперь эта фраза станет нашим спутником на протяжении всего путешествия по гостеприимной Иордании.

Такси от границы в аэропорт Акабы

А тем временем нас поджидали таксисты. Мы думали в аэропорту взять напрокат автомобиль, поэтому направились именно туда на такси за 15$ (это потом я в своем фотоаппарате обнаружила снимок госрасценок, которые в 1,5 раза ниже). Но в акабском аэропорту не оказалось прокатных контор. Там договорились с водителем автомобиля, который высадил своих пассажиров, чтобы он довез нас в Акабу до прокатной конторы за 10$. А дальше началась уже другая история. P.S. Деньги поменяли уже в Акабе, рассчитывались долларами, хотя на КПП Вади Арава обменник присутствует.

Из Аммана в Иерусалим

12.01.2016 г. нам предстояло вернуться из Иордании в Израиль, воспользоваться решили переходом Мост Короля Хуссейна (Мост Алленби). Выехали из Аммана в районе полудня.

Наши затраты:

  • Трансфер Амман – КПП Мост Короля Хуссейна – 25 JOD (35$). Заказали в прокатной конторе.
  • Выездной сбор из Иордании – 20 JOD (28$) за двоих.
  • Обязательный билет на автобус до израильского КПП – 14 JOD (20$) на двоих.
  • Маршрутка от КПП до Иерусалима – 10$.

Про все наши расходы во время поездки написала в статье Цены в Иордании.

На паспортный контроль очередей не было. Только как обычно нас отправляли то в одно окошко, то в другое. Попросили уплатить выездной сбор. Мы стали тыкать в распечатку JordanPass. Нее, говорят, JP освобождает от визового сбора, а не от выездного (хотя как потом выяснилось, раз уж мы были в Иордании более 2-х ночей, то вроде как должны были быть освобождены от него). Ну, что же, пришлось платить. Паспорта нам не вернули, сказали, что отдадут в автобусе, который вот-вот отправится. Эти «вот-вот» можно скоротать в зоне ожидания или в магазине беспошлинной торговли дюти-фри. На границе есть ATM и обменный пункт.

Территория КПП Мост Короля ХуссейнаЗона ожидания

Пешком в Израиль идти нельзя. Для транспортировки желающих попасть по ту сторону реки Иордан курсируют специальные автобусы. Пограничники говорили, что автобус через несколько минут нас заберет. Угу, как же! Спустя более часа ожидания наконец-то позвали в автобус. И только на входе в него вернули паспорта. Дальше следовал пятикилометровый трансфер через мост Короля Хуссейна.

Транспорт на границе Иордании и ИзраиляМост Алленби (Короля Хуссейна)

Перед нами высадили целый автобус палестинцев с огромными чемоданами (как я поняла, туристов и палестинцев везут разные автобусы). Около получаса мы простояли очередь в окошко на регистрацию багажа. Потом мы зашли в сам терминал, там нас и наши рюкзаки просканировали, на эту процедуру очередей не было. И вот теперь только нам предстоял паспортный контроль, где тоже было свободно.

Терминал на КПП Мост Алленби

На все про все на обеих сторонах границы Иордания-Израиль ушло около трех часов. Осталось доехать до Иерусалима и успеть там взять машину напрокат до 18.00. На выходе из КПП маршрутка уже поджидала своих потенциальных пассажиров. Быстренько купили билеты, куда нам включили стоимость багажа, хоть мы рюкзаки свои все равно на коленях держали. Машина набилась буквально за несколько минут. С учетом дороги от Аммана до Иерусалима мы потратили пять часов своего времени.

Касса на маршрутку Мост Алленби – ИерихонМаршрутка Мост Алленби — Иерусалим

На данный момент все, что знала о переходах из Иордании в Израиль, Сирию, Саудовскую Аварию и Ирак, рассказала. Статья будет дополняться по мере поступления информации. Если вы обладаете более детальными знаниями в части пересечения той или иной границы Иордании, буду признательна, если поделитесь опытом в комментариях.

Марина и Костя Саморосенко

Граница между Израилем и Иорданией: Полное руководство