БМ-21 В. Младший «Град». — Пролетарский мужской журнал . — LiveJournal
БМ-21 «Град» легендарная и великая разработка советских оружейников. Эта РСЗО имеет множество вариантов от простой, однотрубной вариант для партизан до корабельных и противолодочных систем.
Среди этого обилия модификации есть и вариант для ВДВ. Это БМ-21В «Град-В». Этот вариант «Града» начали разрабатывать в 1963 году. Он должен был заменить буксируемую РСЗО РПУ-14, которая на тот момент стояла на вооружении ВДВ.
Разработкой новой системы для ВДВ занималось Государственное КБ компрессорного машиностроения МАП и агрегатный завод «Универсал». Новая система залпового огня базировалась на шасси автомобиля ГАЗ-66 в десантном варианте, без металлической крыши. Количество направляющих было уменьшено до 12. Новая система была авиатранспортабельна. Ее можно было десантировать на парашютно-десантной платформе. Причем в заряженном варианте. Что сильно сокращало время приведения системы к бою.
«Град-В» был принят на вооружение в 1967 году. На экспорт практически не поставлялся. Основной войной в которой поучаствовал БМ-21В стала война в Афганистане. В условиях Афганистана это РСЗО пришлось очень к стати. Более легкая и мобильная, чем БМ-21 «Град», она часто забиралась туда, куда обычный «Град» попасть не мог. По дальности стрельбы «Град-В» не отличался от большого «Града». Те же 20 км. А мощности залпа из 12 направляющих вполне хватало. С большого «Града» то же не всегда стреляли сразу из всех 40 направляющих.
Однажды с батареей «Град-В» произошла весьма забавная история.
Эта история была рассказана мне одним капитаном ВДВ запаса, как раз служившим на этой батарее. Как-то в окрестностях Кабула и самом городе резко возросла активность душманов. По этой причине весь Кабул был обложен нашими войсками, проходила грандиозная зачистка города.
В пригороде на горе, в полной боевой готовности, стояло батарея «Град-В». Направляющие грозно смотрели в долину под горой, готовые в любую минуту открыть огонь.
Под горой проходила дорога. По этой дороге флегматичный ослик тащил арбу с фруктом-овощем. На арбе сидел условно мирный афганец неопределенного возраста(у афганцев вообще трудно возраст определить).
Тут на батарею поступил приказ ударить по определенному квадрату. Несколько секунд на наведение и батарея готова открыть огонь. Но ниже по дороге двигается условно мирный афганец. На крики и просьбы ускориться дитя гор не отреагировал. Тогда прозвучала команда: — Залп!!
Как только первые ракеты с воем пронеслись над дорогой, флегматичный ослик, как борзый конь, встал на дыбы, сломал оглоблю и умчался в строну заката. Вслед за ним, проклиная шурави, бежал условно мирный афганец.
За то залп попал куда надо. Наши десантники выдавили банду душманов из жилого сектора, тут духов и накрыло огнем. Несколько десятков бойцов за веру отравились пообщаться с Аллахом.
Еще наши артиллеристы иногда использовали «Град-В» очень своеобразно. Вывешивалось задние колеса, к колесу вешалась канистра с водой, сахаром и дожами. Двигатель пускался на малых оборотах, колесо крутилось и через небольшой промежуток времени в канистре получалась брага. Которую оставалось перегнать в такой ценный напиток как самогон.
amonov.livejournal.com
«Град-1» на МТ-ЛБ, 9П139 живьем! Нашлись нормальные фотографии раритетной машины! — Не теряйте мужества
Ух ты, какая золотая рыбка попалась в мой трал.. Смотрите, это же 9П139, так же известной как «Град-2», брат рОдный 9П138, оно же 9К55 «Град-1», облегченной «полковой» версии БМ-21 «Град». Гусеничный плавающий аналог, предназначенный для вооружения морской пехоты и способный к десантированию вместе с другой плавающей техникой, такой как танки ПТ-76, БМП и БТРы. Однако, судьба-злодейка загнала эту машину ко мне в ЖЖ.
вид на БМ 9П139 сбоку
По постановлению Совета министров СССР № 71-26 от 21 января 1970 года в НПО «Сплав» были начаты работы по созданию реактивной системы залпового огня «Град-1». Работы велись под руководством главного конструктора А. Н. Ганичева. Боевая машина разрабатывалась в двух вариантах. Первый вариант предусматривал размещение пусковой установки на шасси грузового автомобиля ЗиЛ-131, этот вариант машины получил обозначение 9П138. Второй вариант предусматривал размещение пусковой установки на гусеничном бронированном шасси высокой проходимости. Такой вариант боевой машины получил обозначение 9П139. Разработка второго варианта проводилась в Государственном конструкторском бюро компрессорного машиностроения Министерства авиационной промышленности СССР под руководством главного конструктора А. И. Яскина. Машина была спроектирована в 1974 году. Специально к боевой машине была создана транспортно-заряжающая машина 9Т451 на шасси тягача МТ-Лбу. В 1976 году система была принята на вооружение. После окончания разработки была создана небольшая серийная партия машин, которые были отправлены в войска. Полномасштабное производство боевых машин 9П139 и транспортных машин 9Т451 планировалось организовать в Болгарии, однако серийное производство освоено не было.
9П139, вид сзади. Хорошо видны выдвижные упоры.
По некоторым данным, те несколько единиц 9П139, что были изготовлены и прошли войсковые испытания, -по состоянию на 1983 год были на хранении в одной из в/ч Читинской области. Они не эксплуатировались, стояли в боксах как НЗ для укрепрайона, а в 1985 году убыли оттуда куда-то в сторону г.Белая Церковь (Украина). На этом след этих уникальных машин теряется.
Честно говоря, немного жаль, что не получилось. Плавающая (а возможно и авиадесантируемая) РСЗО, обладающая равной с боевыми машинами морпехов и ВДВ (согласитесь, что «Град-В», одна третья часть «Града-1» на Шишиге, — это несколько не то) могла бы привнести много интересного в тактические схемы мобильных частей. Бронированность, присущая МТ-ЛБ исходно, — существенно увеличивала бы живучесть боевых машин в случае контрбатарейной стрельбы противника, кстати.
+ вид строго спереди
P.S. пять лет назад был неправ в части шасси. Поправляйте википедию.
strangernn.livejournal.com
БМ-21 «Град», реактивная система залпового огня
www.arms-expo.ru