Краткий курс истории. Алексей Маресьев

20 мая (н. ст.) 1916 года родился Алексей Петрович Маресьев, легендарный советский военный летчик, Герой Советского Союза, прототип героя знаменитой «Повести о настоящем человеке».

Сила и упрямство

Алексей Петрович родился в Саратовской губернии, в городе Камышине (ныне – Волгоградская область). Однако из документов, выставленных в 2016 году в Жирновском районном краеведческом музее в рамках выставки, посвященной 100-летию легендарного летчика-истребителя А. П. Маресьева, следует, что он родился на хуторе Веревкин, Добринской волости, Камышинского уезда. Алексей лишился отца в 3-летнем возрасте – сказались последствия многочисленных ранений, полученных в Первую мировую. В результате воспитанием троих сыновей занималась мама. Алексей Маресьев в детстве часто болел, крайне тяжело перенес малярию, выжил, но заработал ревматизм. Лишь огромная сила воли и упрямый характер, доставшиеся от отца, позволили выдерживать мучительные боли в суставах. Маресьев окончил восемь классов в камышинской школе, в местном училище освоил специальность токаря и приступил к трудовой деятельности.

Мечта о небе

Однако Алексея Петровича не покидала мечта о небе. Два раза будущий герой подавал документы в летное училище, два раза ему отказывали в приеме – здоровье неподходящее. В 1934 году Маресьева направили строить Комсомольск-на-Амуре. Там ему посчастливилось осуществить мечту детства – начал заниматься в аэроклубе. В 1937 году Алексей Петрович был призван в армию, в 1940-м окончил Батайское авиационное училище в звании младшего лейтенанта. В начале Великой Отечественной войны Маресьева направили на Юго-Западный фронт, в 296-й истребительный авиаполк. В 1941 году советской авиации приходилось крайне трудно. Маресьев, в отличие от многих советских летчиков, был уже опытным пилотом – возможно, потому и остался жив. Весной того же года Алексея Петровича направили на Северо-Западный фронт.

Герой

4 апреля 1942 года, в ходе вылета по прикрытию бомбардировщиков в районе так называемого Демянского котла, где Красная Армия окружила почти 100-тысячную группировку немецких войск, самолет Маресьева был подбит. В результате вынужденной посадки на вражеской территории летчик получил серьезные травмы. Несмотря на это, на сильно поврежденных ногах, затем ползком, затем перекатываясь, он 18 суток по глубокому снегу пробирался к своим. В подробностях порталу «История.РФ» об этом рассказал Александр Морзунов, постоянный участник поисковых экспедиций Российского военно-исторического общества, руководитель НООО «Поисковый отряд “Находка”». Сам Маресьев не любил вспоминать эту историю. Известно лишь, что питался тем, что можно было съесть, вышел живым из схватки с медведем и все-таки добрался до русской деревни, почти без сознания. В начале мая Маресьева самолетом доставили в московский госпиталь. Находясь в критическом состоянии, он перенес ампутацию стоп обеих ног: из-за обморожения началась гангрена. Казалось, о небе можно забыть навсегда. Но Маресьев был все таким же волевым и упрямым, как в детстве, и через шесть месяцев после того, как встал на протезы, уже почти невозможно было по его походке определить отсутствие стоп – невероятный по тем временам случай! Маресьев преодолел все административные и медицинские барьеры и вернулся в строй летчиков-истребителей в июне 1943 года, как раз к Курской битве. За годы Великой Отечественной войны на счету Героя Советского Союза Алексея Маресьева – 86 боевых вылетов, 11 сбитых немецких самолетов, 7 из которых после ранения. После войны Маресьев вел активный образ жизни, в отставку вышел в 1946 году в звании полковника, с 1956 года и до конца дней занимал руководящие должности в Советском (затем Российском) комитете ветеранов войны и военной службы. Умер герой 18 мая 2001 года.

Алексей Маресьев — биография, личная жизнь

Весть о начале войны 25-летний лейтенант Маресьев встретил в должности инструктора авиаучилища. Она предполагала бронь: новых курсантов кто-то должен обучать. Но сидеть в тылу, когда Родина в опасности, было не в его характере. Если бы Алексей знал, что ему предстоит пережить в своей биографии…

Алексей родился 20 мая 1916 года в городе Камышин. Мечта стать летчиков преследовала Алешу с самого детства. Но советский пилот должен был иметь железное здоровье, а подросток этим похвастаться не мог. Малярия и ревматизм почти «прописали» его в больнице и поставили крест на мечте.

Когда в семье Маресьевых умер отец, самому младшему из троих сыновей — Алеше — едва исполнилось три года. Неудивительно, что мальчик его почти не помнил. Мать в одиночку поднимала детей на скромное жалование уборщицы.

В начале 1930-х из каждого радиопродуктора звучали слова о бесстрашных сталинских соколах, и Алексей заболел небом. По окончании школы пошел учиться на токаря, но, добиваясь направления в авиаучилище, дважды подавал заявление в военкомат. И оба раза доктора выносили вердикт — «не годен».

В 18 лет райком комсомола отправил парня на стройку в Комсомольск-на-Амуре. Здесь о его болезнях никто не знал, и он стал посещать аэроклуб. Именно тут Алексей впервые в своей биографии сел за штурвал самолета. Отсюда же его призвали в Красную армию.

Учитывая подготовку, Маресьева определили в Сахалинский авиапогранотряд. Уже через год смышленого парня отправили в Читинскую школу военных пилотов, которую вскоре перевели в Батайск и повысили до статуса училища. Получив погоны лейтенанта, юноша охотно принял предложение остаться при училище авиаинструктором. Хорошее жалованье, возможность летать и внимание девушек — что еще нужно молодому парню?

Однажды вместе с сослуживцем Алексей решил пошить коверкотовый костюм. Когда лейтенанты пришли в ателье, то увидели плачущую женщину. «Война началась!» — обернувшись к посетителям, крикнула она. Лейтенант сдвинул фуражку на затылок: «Ну что, Коля — придется повоевать нам».

Первый боевой вылет военный летчик совершил в августе 1941-го. Страха не было, а смерть товарищей лишь добавляла злости к врагу. Он быстро открыл счет победам, пока сам не стал мишенью немецкого аса. 4 апреля 1942 года, прикрывая партию бомбардировщиков, Маресьев напоролся на группу «мессершмиттов». Он видел, как две огненные очереди прошли мимо его крыльев, а третья попала в мотор. Самолет затарахтел и, накренившись, устремился вниз. Спасая машину, пилот хотел спланировать, но долететь до поля не удалось. Истребитель рухнул на еловые ветви, а пилота выбросило из кабины…

Очнулся лейтенат от того, что ему в лицо тыкалось что-то влажное. Открыв глаза, похолодел: его обнюхивал огромный медведь. Охотники говорят, что в таких случаях лучше притвориться мертвым: медведи мертвечину не едят. Но самообладание изменило молодому летчику, он дернулся — и зверь ударил его лапой, распоров комбинезон. Кое-как нащупав пистолет, Алексей выпустил в косолапого всю обойму. К счастью, ее хватило: медведь заревел и рухнул замертво.

Алексей попытался встать — и почувствовал дикую боль. Обе ноги сломаны! Подобрав палку, он кое-как заковылял по сугробам: помощи ждать все равно неоткуда.

Экипирован Маресьев был неплохо: меховой комбинезон, унты и шлем давали шанс продержаться в зимнем лесу. Но он не предполагал, насколько долгим окажется его путешествие. Уже на следующий день ноги опухли так, что идти стало невозможно. Пришлось ползти. Вместо воды он ел снег, а питался корой, шишками и мхом. Всего в заснеженном лесу летчик провел 18 суток.

Ближе к концу скитаний появились проталины, и Алексей поймал ящерицу. Она ему оставила свой хвост, и бедняга попытался его есть, однако чувство отвращения оказалось сильнее голода… Ночевал лейтенант в оврагах, дно которых выстилал ельником, им же и укрывался.

Когда боли усилились, у него начались галлюцинации — он видел то невесту, то родной аэродром, то товарищей по службе. В таком состоянии его и нашел житель новгородской деревни Плав. На вопрос: «Ты — немец или нет?!» летчик не откликнулся, и сельчанин, решив, что немец, ушел. Спустя пару часов на пилота наткнулись мальчишки: Сережа Малинин и Саша Вихров. Услышав, что он что-то бормочет по-русски, Саша сбегал за отцом, и на подводе они привезли летчика в деревню.

Сломанные, обмороженные, почерневшие ноги Маресьева требовали срочной операции, а доктора в деревне не было. Колхозникам как-то удалось сообщить о раненом через фронт, и вскоре за ним прилетел самолет. Но в госпитале, едва взглянув на пациента с гангреной, дежурный медик отрезал: «Не жилец».

Всю ночь умирающий летчик лежал на каталке возле морга. Спасло только то, что мимо проходил главврач. Он осмотрел ноги больного и скомандовал: «Срочно в операционную!»

Узнав, что у него больше нет ног, Маресьев впервые захотел умереть. «Ради чего жить? — думал он. -Летать я не смогу. Да и замуж за калеку не пойдет ни одна девушка». Из депрессии его вывел сосед по палате — комиссар Семен Воробьев. «Человек может что хочешь сделать — было бы желание», — сказал он и вручил книгу о летчике Первой мировой Валерьяне Карповиче, летавшем без ступни на биплане.

Прочтя ее, Алексей воспрял духом: «А чем я хуже Карповича?!»

После госпиталя летчика отправили в санаторий, где он не просто стал осваивать протезы, а решил научиться танцевать на них. Хотел убедить медкомиссию, что деревянными ногами человек может управлять как своими. Часами лейтенант репетировал вальс и «барыню», после чего на культях выступали кровавые мозоли. Но своего добился: медкомиссия дала добро на возвращение в строй.

Когда Маресьев прибыл в полк, командир представил его личному составу. Но тут же добавил, что у лейтенанта нет ног, и лично он не рискнет лететь с ним в паре. После этого ни один пилот в полку не изъявлял желания взять новичка в напарники. Алексей снова стал терять надежду сесть за штурвал самолета…

Вернуться в небо ему помог командир эскадрильи -капитан Числов. Нарушив молчаливое табу, взял его в пару. После нескольких вылетов капитан убедился, что безногий летчик не хуже остальных, и Алексей опять стал летать.

20 июля 1943 года в ночном бою с превосходящими силами противника Маресьев сбил два вражеских «фоккевульфа». Этим подвигом он спас двух пилотов советского бомбардировщика, уже взятого противником на прицел. Именно за это, а не за лесной переход (как думают многие) командование представило капитана к Звезде Героя Советского Союза. Всего же безногий ас сбил 7 немецких самолетов, доведя общий счет до 11 машин врага.

В конце войны командование перевело капитана в летное училище -передавать опыт молодым. А незадолго до этого с героем, о котором ходили слухи по всему фронту, встретился военный корреспондент Борис Полевой. На основе рассказа летчика в 1946 году он написал «Повесть о настоящем человеке», ставшую бестселлером.

А в 1947 году на основе этой книги был снят фильм «Повесть о настоящем человеке». Роль летчика блестяще исполнил актер Павел Кадочников.

Обрушившаяся слава стала для Маресьева очередным испытанием, всеобщее внимание было ему в тягость. Хотя один раз он все же воспользовался служебным положением. Несмотря на недуг, Алексей продолжал нести службу в штабе ВВС. Там он и приметил красивую девушку по имени Галина. Но подойти познакомиться не решался: он хоть и герой, но калека.

Да и вдруг она замужем, а тут он… И летчик попросил друга-кадровика провести с Галиной беседу на предмет… жилищных условий. Узнав, что она живет с родителями, Алексей стал действовать: подкатил на служебной «эмке» и предложил подвезти. Красавица не отказалась — так же, как и от предложения, сделанного ей спустя месяц.

Они прожили долгую счастливую жизнь, вырастили двоих сыновей, построили дом. В 2001-м Алексея Маресьева не стало, Галина пережила его всего на год.

Алексей Маресьев — Ползал 18 дней

Алексей Маресьев был гражданином России, родился в городе Камышине в 1916 году. Он происходил из скромного происхождения, его отец был рабочим, который также участвовал в Первой мировой войне, одна из возможных причин он сам пошел в армию в 1937 году в возрасте 21 года. Всего через два года после вступления в армию разразилась Вторая мировая война, и России не хватало летчиков и квалифицированных военных.

 

Маресьев попросился в летчики и окончил Батайское военное авиационное училище в 1940, но только в следующем году он увидит бой. В августе 1941 года он был отправлен на боевое патрулирование и за следующие 6 месяцев сумел сбить четыре немецких самолета, что привлекло к нему внимание начальства.

 

5 апреля 1942 года он оказался в очередном бою под городом Старая Русса на крайнем западе страны. Его самолет был обстрелян высококвалифицированным немецким пилотом, предположительно асом Петером Зиглером, который в тот день сражался в этом районе, поскольку у немецкого аса было несколько десятков сбитых самолетов. Маресьев на своем гораздо более простом истребителе Яковлев Як-1 не нет шансов.

 

Самолет Маресьева рухнул в лес недалеко от линии фронта немцев и разбился на куски при ударе о полог леса. Маресьев был сильно ранен, но вполне жив, причем большая часть повреждений пришлась на его ноги, поскольку кабина смялась вокруг них во время удара. Немцы увидели, как самолет упал, и отправили войска, чтобы попытаться найти пилота, но они были далеко, давая Маресьеву достаточно времени, чтобы сбежать.

 

К несчастью для него, его ноги были слишком сильно повреждены, чтобы нормально ходить, и после попытки шататься как можно дальше ему вскоре пришлось прибегнуть к ползанию как можно быстрее, чтобы спастись от немецкого разведывательного отряда. Поскольку он все еще находился в России, немцы не могли долго его преследовать, но это не означало, что спасение стало ближе. Во время войны руководство считало русских солдат одноразовыми, часто используя их, не заботясь об их безопасности, и, зная это, Маресьев знал, что никто не придет его спасать.

 

Он был недалеко от безопасного места, но, поскольку он не мог идти пешком, путешествие заняло бы у него пару недель вместо пары дней. У него было несколько пайков и нож, но ничего существенного, чтобы продержаться в поездке, единственное, что пошло ему на пользу, это то, что вода, похоже, не была проблемой, так как сельская местность покрыта ручьями и из-за времени года. снег может быть использован в качестве крайней меры.

 

В течение следующих 18 дней он ползал по лесной подстилке, пытаясь найти кого-нибудь дружелюбного, кто мог бы ему помочь, но день за днем ​​никого не было видно. Его ноги приняли на себя большую часть повреждений во время аварии и имели ряд больших открытых ран, которые ему нечем было перевязать, и в первые дни у Маресьева началась заметная гангрена.0003

 

Поскольку перед ним стоял выбор: либо ползти, либо умереть, он каким-то образом нашел в себе силы продолжать движение и, в конце концов, вернулся на дружественную территорию и был доставлен в больницу. Проблема была не в порезах на ногах, а в гангрене, которая к настоящему времени глубоко проникла в обе его голени. Врач, с которым он изначально разговаривал, сказал ему, что его можно спасти, не потеряв ноги, но после длительной операции он проснулся и обнаружил, что обе ноги отсутствуют чуть выше колена.

 

Его первоначальной реакцией был гнев из-за мысли, что он не сможет летать, но после начального периода заживления ему поставили протезы, и он провел месяцы, снова учась ходить, и даже вернулся в кресло пилота в июне. 1943 г.

 

За свои летные достижения как до, так и после аварии, в сочетании с невероятной историей выживания, Маресьев был удостоен звания Героя Советского Союза и уволился из армии в 1946. ​​

 

Когда репортеры позже спросили о его истории выживания, он дал следующее заявление:

«в том, что я сделал, нет ничего экстраординарного. Тот факт, что меня превратили в легенду, меня раздражает».

Маресьев Алексей Петрович, летчик-истребитель, бросивший вызов смерти Он родился в 1916 в маленьком городе Камышин на берегу реки Волги.

В 1937 году он вступил в Красную Армию и служил в пограничной авиационной части техником, но все, что он сделал, по словам Маресьева, «это поставил хвост самолета в правильное положение для стоянки».

Через полтора года его отправили в летную школу в город Батайск на юге России. В 1940 году окончил Военную авиационную школу. Алексей Маресьев дислоцировался в Центральной Украине в эскадрилье, укомплектованной истребителями Поликарпова И-16. Начал полеты в качестве летчика-истребителя 19 августа.41. К марту 1942 г. сбил четыре немецких самолета.

В апреле 1942 г. Алексей Маресьев вступил в воздушный бой с двумя немецкими истребителями. Самолет Маресьева был сбит в лесу недалеко от города Старая Русса. Ему удалось спастись из пылающего самолета на парашюте. Во время посадки он сильно повредил ноги. Несмотря на это, Алексею пришлось бороться за свою жизнь в зимнем лесу. Он начал ползать в поисках помощи. Через 18 дней в лесу, борясь с болью и голодом, Алексею Маресьеву удалось добраться до села Плавни.

Во время 18-дневного скитания по зимнему лесу его травмы стали настолько серьезными, что единственной возможностью спасти жизнь Алексею была ампутация обеих ног ниже колена.

Но Алексей решил, что он снова будет летать! Отчаявшись вернуться к своей карьере летчика-истребителя, он провел почти год упражнений, чтобы освоить управление своими протезами, и преуспел в этом, вернувшись к полетам в июне 1943 года.

Он вернулся в 63-ю эскадрилью, но командир был опасаюсь Алексея. Первые два месяца Алексею разрешалось летать только над Центральной Россией с командиром эскадрильи в качестве его ведомого. Наконец ему разрешили летать в одиночку. В одном из своих первых полетов сбил три FW-19.0 бойцов. За свою карьеру Маресьев совершил 86 боевых вылетов и сбил 11 немецких самолетов.

24 августа 1943 года Алексей Маресьев награжден Золотой Звездой Героя Советского Союза, высшей военной наградой СССР. В 1946 году уволился из армии.

Алексей Маресьев всю оставшуюся жизнь помогал советским ветеранам Великой Отечественной войны.