биография кратко, годы жизни, деятельность — История России

20 мая (н. ст.) 1916 года родился Алексей Петрович Маресьев, легендарный советский военный летчик, Герой Советского Союза, прототип героя знаменитой «Повести о настоящем человеке».

Сила и упрямство

Алексей Петрович родился в Саратовской губернии, в городе Камышине (ныне – Волгоградская область). Однако из документов, выставленных в 2016 году в Жирновском районном краеведческом музее в рамках выставки, посвященной 100-летию легендарного летчика-истребителя А. П. Маресьева, следует, что он родился на хуторе Веревкин, Добринской волости, Камышинского уезда. Алексей лишился отца в 3-летнем возрасте – сказались последствия многочисленных ранений, полученных в Первую мировую. В результате воспитанием троих сыновей занималась мама. Алексей Маресьев в детстве часто болел, крайне тяжело перенес малярию, выжил, но заработал ревматизм. Лишь огромная сила воли и упрямый характер, доставшиеся от отца, позволили выдерживать мучительные боли в суставах. Маресьев окончил восемь классов в камышинской школе, в местном училище освоил специальность токаря и приступил к трудовой деятельности.

Мечта о небе

Однако Алексея Петровича не покидала мечта о небе. Два раза будущий герой подавал документы в летное училище, два раза ему отказывали в приеме – здоровье неподходящее. В 1934 году Маресьева направили строить Комсомольск-на-Амуре. Там ему посчастливилось осуществить мечту детства – начал заниматься в аэроклубе. В 1937 году Алексей Петрович был призван в армию, в 1940-м окончил Батайское авиационное училище в звании младшего лейтенанта. В начале Великой Отечественной войны Маресьева направили на Юго-Западный фронт, в 296-й истребительный авиаполк. В 1941 году советской авиации приходилось крайне трудно. Маресьев, в отличие от многих советских летчиков, был уже опытным пилотом – возможно, потому и остался жив. Весной того же года Алексея Петровича направили на Северо-Западный фронт.

Герой

4 апреля 1942 года, в ходе вылета по прикрытию бомбардировщиков в районе так называемого Демянского котла, где Красная Армия окружила почти 100-тысячную группировку немецких войск, самолет Маресьева был подбит. В результате вынужденной посадки на вражеской территории летчик получил серьезные травмы. Несмотря на это, на сильно поврежденных ногах, затем ползком, затем перекатываясь, он 18 суток по глубокому снегу пробирался к своим. В подробностях порталу «История.РФ» об этом рассказал Александр Морзунов, постоянный участник поисковых экспедиций Российского военно-исторического общества, руководитель НООО «Поисковый отряд “Находка”». Сам Маресьев не любил вспоминать эту историю. Известно лишь, что питался тем, что можно было съесть, вышел живым из схватки с медведем и все-таки добрался до русской деревни, почти без сознания. В начале мая Маресьева самолетом доставили в московский госпиталь. Находясь в критическом состоянии, он перенес ампутацию стоп обеих ног: из-за обморожения началась гангрена. Казалось, о небе можно забыть навсегда. Но Маресьев был все таким же волевым и упрямым, как в детстве, и через шесть месяцев после того, как встал на протезы, уже почти невозможно было по его походке определить отсутствие стоп – невероятный по тем временам случай! Маресьев преодолел все административные и медицинские барьеры и вернулся в строй летчиков-истребителей в июне 1943 года, как раз к Курской битве. За годы Великой Отечественной войны на счету Героя Советского Союза Алексея Маресьева – 86 боевых вылетов, 11 сбитых немецких самолетов, 7 из которых после ранения. После войны Маресьев вел активный образ жизни, в отставку вышел в 1946 году в звании полковника, с 1956 года и до конца дней занимал руководящие должности в Советском (затем Российском) комитете ветеранов войны и военной службы. Умер герой 18 мая 2001 года.

histrf.ru

Алексей Маресьев: жизнь и война настоящего человека

Сто лет назад, 20 мая 1916 года, родился Алексей Петрович Маресьев — один из самых выдающихся лётчиков-истребителей в истории авиации. Его заслуги заключаются не в счёте сбитых вражеских самолётов, а прежде всего в высоких морально-волевых качествах и стремлении после тяжёлой аварии вернуться в воздух, несмотря ни на что.

Маресьев родился в приволжском городе Камышине. Когда мальчику едва исполнилось три года, умер его отец, и мать осталась одна с тремя детьми. После окончания школы Алексей в училище при деревообделочном заводе становится токарем по металлу. В 1934 году юношу направляют на строительство далёкого Комсомольска-на-Амуре. Несмотря на ревматизм (следствие тяжёлого детства) и малярию, после работы он ходит в аэроклуб, интересуется парашютным спортом — и побеждает болезни.

Алексей Маресьев. 3 ряд 4 справа
http://voel.ru/

В 1937 году Маресьева призывают в армию. Сначала он служит в авиапогранотряде на Сахалине, в селе Кировское, а затем направляется в Батайское авиационное училище имени Анатолия Серова. Незадолго до войны Маресьев выпускается из училища и получает звание младшего лейтенанта.

Война

По наградным документам, Маресьев начал войну 28 июня (по другим данным — 7 августа) 1941 года — на Юго-Западном фронте, защищая Кривой Рог. Первый боевой вылет лётчик выполнил 23 августа. Маресьев, воюя под командованием капитана Николая Ивановича Баранова на И-16, заслужил первые благодарности в донесениях. Затем он с конца марта 1942 года сражался на Северо-Западном фронте, в 580-м истребительном авиаполку, уже на Як-1. В феврале 1942 года войска Северо-Западного и Калининского фронтов закрыли «Демянский котёл». Немецкая авиация принялась активно снабжать окружённых по воздуху, а советские лётчики изо всех сил старались этому помешать. На командира звена Алексея Маресьева записано три сбитых транспортных самолёта Ju 52 — первый был уничтожен 1 апреля, ещё два — 5 апреля 1942 года (так в документах — Маресьев был сбит 4 апреля, но в списках пропавших без вести значится 5 апреля).

Вероятно, именно этот бой описан Борисом Полевым в «Повести о настоящем человеке»:

«Вот тут-то Алексей и совершил промах. Вместо того, чтобы строго стеречь воздух над районом штурмовки, он, как говорят летчики, соблазнился легкой дичью. Бросив машину в пике, он камнем ринулся на только что оторвавшийся от земли тяжелый и медлительный «ломовик», с удовольствием огрел несколькими длинными очередями его четырехугольное пестрое, сделанное из гофрированного дюраля тело. Уверенный в себе, он даже не смотрел, как враг ткнется в землю. На другой стороне аэродрома сорвался в воздух еще один «юнкерс». Алексей погнался за ним. Атаковал — и неудачно. Его огневые трассы скользнули поверх медленно набиравшей высоту машины. Он круто развернулся, атаковал еще раз, снова промазал, опять настиг свою жертву и свалил ее где-то уже в стороне над лесом, яростно всадив в широкое сигарообразное туловище несколько длинных очередей из всего бортового оружия. Уложив «юнкерс» и дав два победных круга у места, где над зеленым всклокоченным морем бесконечного леса поднялся черный столб, Алексей повернул было самолет обратно к немецкому аэродрому».

Поразительная точность для художественной книги! Борис Полевой всю войну стремился к максимальной точности в военных репортажах — и здесь тоже не изменил себе. Не менее характерно для Полевого, что выигранный воздушный бой описывается без малейшего пафоса, и даже может оцениваться как ошибка (пилот останется без боеприпасов, и его собьют). Чего стоило с отмороженными ногами, почти без еды, восемнадцать суток по глухому лесу брести, ковылять, ползти до своих — знает только сам Маресьев. Наконец, его подбирают жители сожжённой деревни Плав.

В книге упоминается командир эскадрильи Герой Советского Союза Андрей Дегтяренко:

«Алексей открыл глаза, но ему показалось, что он продолжает спать и во сне видит это широкое, скуластое, грубое, точно сделанное столяром вчерне, но не обтертое ни шкуркой, ни стеклышком добродушное угловатое лицо друга с багровым шрамом на лбу, со светлыми глазами, опушенными такими же светлыми и бесцветными, свиными — как говорили недруги Андрея — ресницами. Голубые глаза с недоумением всматривались в дымный полумрак».

Андрей Николаевич Дехтяренко служил в РККА с 1931 года, в 1939 году воевал на Халхин-Голе, где заслужил орден Красного Знамени. Весной 1942 года Дехтяренко командовал 2-й эскадрильей 580-го авиаполка, входящего в 6-ю Ударную авиагруппу Ставки Верховного Главнокомандования. За три боевых вылета на счёт Дехтяренко записали девять Ju 52 — из них два на земле. Первый из этих вылетов произошёл 1 апреля 1942 года. В районе аэродрома Истошино под Демянском Дехтяренко первым заметил группу из 18 Ju 52, атаковал и уничтожил три самолёта. За этот бой Дехтяренко получил ещё один орден Красного Знамени. 4 апреля он уничтожил ещё два самолёта на земле.

Андрей Дехтяренко
http://soviet-aces-1936–53.ru/

8 апреля тройка Дехтяренко у того же аэродрома встретила около 30 Ju 52. По итогам боя было заявлено девять транспортников сбитыми, из них четыре — командиром группы. Звено полностью израсходовало боекомплект, в баках после посадки оставалось буквально по 20 литров горючего. 21 апреля Дехтяренко был награждён Золотой Звездой Героя Советского Союза. 8 мая реактивными снарядами и очередями своего Як-1 Дехтяренко уничтожил бомбардировщик He 111, а затем истребитель Bf 109. Во втором бою того же дня Дехтяренко, выручая подбитого товарища, один сражался с двумя истребителями, пять раз заходя в лобовые атаки. Его эскадрилья с 31 марта по 8 мая совершила 220 боевых вылетов, сбила в воздушных боях 31 немецкий самолёт и ещё 10 уничтожила на земле.

Именно Дехтяренко вывез Маресьева из лесной глухомани на У-2 — как в книге, так и в жизни. 11 июля 1942 года Дехтяренко не вернулся с боевого задания…

Лётчик без ног

Неописуемыми усилиями Маресьев после ампутации обеих ног научился не только ходить на протезах, но также бегать и даже танцевать. По воспоминаниям авиатехника Пивкина, Маресьев вернулся в истребители, чтобы рассчитаться с немцами.

После лечения и тренировок Алексей был направлен в 63-й Гвардейский истребительный авиаполк под командованием Героя Советского Союза Николая Павловича Иванова: «Сам опытный ас, он по звукам, несущимся в эфире, понял, что бой идёт жаркий, что противник силён и упорен и не хочет уступать небо». За бои по уничтожению Демянской группировки Иванов был награждён «Красным Знаменем», а в марте 1943 года представлен к ордену Александра Невского. Можно сказать, что полк заочно свёл счёты за Маресьева и других сбитых лётчиков.

Эскадрильей, где доведётся сражаться Маресьеву, командовал Александр Михайлович Числов (в книге — Чеслов). Он воевал исключительно грамотно, с первых дней и до конца войны, совершил 342 боевых вылета, лично сбил 21 самолёт и два в группе, при этом ни разу не был ранен. Награждён двумя орденами Ленина, орденом Александра Невского и двумя орденами Красного Знамени. 23 февраля 1945 года Ла-7 Числова был подбит, а сам лётчик ранен, но смог долететь до своего аэродрома и сесть.

Числов и Маресьев
http://soviet-aces-1936–53.ru/

С 10 июля 1943 года Маресьев снова воюет. Его долго берегли, давая лишь прикрывать аэродром. Числов одним из первых вылетел в паре с Маресьевым в бой. По словам Маресьева, «…пожалуй, в этом бою я научился у Александра, как надо драться… На земле Александр сказал мне — с тобой в паре не пропадешь». Числов позднее вспоминал: «Трудно было… Но для меня, например, главное то, что я подготовил лётчика, который летал без ног».

В боях над Курской дугой, на Орловском направлении, Маресьев совершил семь боевых вылетов на Ла-5, лично сбил три немецких самолёта. Так, 20 июля 1943 года в неравном воздушном бою Маресьев спас жизнь двух лётчиков (одним из которых был командир соседнего авиаполка) — и это тоже отражено Полевым. В той схватке Маресьев уничтожил два истребителя:

«У уха зарокотал незнакомый сиплый бас:

— Ну спасибо, старший лейтенант! Классный удар, ценю, спас меня. Да. Я до самой земли его проводил и видел, как он ткнулся… Водку пьешь? Приезжай на мой КП, за мной литр. Ну спасибо, жму пять. Действуй».

Три сбитых Маресьевым машины подтверждались экипажами других самолётов и наземными частями 63-й Армии. Звание Героя Советского Союза было присвоено Маресьеву и Числову одним указом, 24 августа 1943 года. Узнав о боях гвардейского полка, который за девять дней сбил 47 самолётов, потеряв лишь пять своих и трёх лётчиков, военкор «Правды» Борис Полевой вылетел в его расположение.

Алексей Маресьев у самолета
http://www.airaces.narod.ru/

«Начальник штаба, совершенно охрипший, с красными, как у кролика, от бессонницы глазами, поначалу было огрызнулся, а потом, рассмотрев мои погоны, спохватился, произнес какие-то скомканные извинения и заявил:

— Вот вернется из боя Алеша Маресьев. Он только что второй самолет за сегодняшний день сбил. Ступайте к нему. Он на «девятке». Сядет «девятка», вы прямо на него и пикируйте.

«Девятка» села, подрулила к своему капониру на опушке леса, и я «спикировал» на молодого коренастого парня, что с какой-то особой медвежьей грацией выбрался из самолета. Он еле стоял на ногах. Еще бы: шесть боев, два сбитых противника».

Позднее, после ужина, Маресьев пригласил корреспондента переночевать в его землянке — сосед истребителя не вернулся с боевого задания.

«Летчик вышел наружу, и было слышно, как он шумно чистит зубы, обливается холодной водой, крякая, фыркая на весь лес. Он вернулся веселый, свежий с каплями воды на бровях и волосах, опустил фитиль в лампе и стал раздеваться. Что-то тяжело грохнуло об пол. Я оглянулся и увидел такое, чему сам не поверил. Он оставил на полу свои ноги. Безногий летчик! Летчик-истребитель! Летчик, только сегодня совершивший семь боевых вылетов и сбивший два самолета! Это казалось совершенно невероятным.

Но ноги его, точнее говоря, протезы, ловко обутые в ботинки военного образца, валялись на полу. Нижние концы их торчали из-под койки и были похожи на ноги прячущегося там человека. Должно быть, взгляд у меня в эту минуту был очень озадаченный, так как хозяин, посмотрев на меня, спросил с хитрой, довольной улыбкой:

Неужели вы раньше не заметили?

Даже в голову не пришло.

Вот хорошо! Вот спасибо! Удивляюсь только, как вам ни кто не рассказал. У нас в полку столько же асов, сколько и звонарей. Как это они нового человека, да еще из «Правды», прозевали и не похвастались такой диковинкой? Это потому, что сегодня вымотались все так…»

В ответ на слова Полевого, что история авиация не знает лётчика, сражавшегося на истребителе без ног, Маресьев показал ему истёртую вырезку из старого журнала о лётчике, который без ступни воевал на «Фармане». Эпизод с Прокофьевым-Северским (безногим лётчиком, будущим консультантом по авиации президента Рузвельта) тоже вошёл в книгу, а позднее — и фильм. Возможно, Маресьев читал статью о Юрии Гильшере, также потерявшем ногу, продолжавшем летать и летом 1917 года погибшем в бою. Видимо, о британском лётчике-истребителе Дугласе Бадере, потерявшем ноги до войны и в тот момент находившемся в немецком плену, Полевой знать просто не мог.

Со страницы журнала глядело на Алексея незнакомое лицо молодого офицера с маленькими усиками, закрученными «шильцем», с белой кокардой на пилотке, надвинутой на самое ухо
http://airaces.narod.ru/

Полевому не дали опубликовать очерк о безногом лётчике немедленно, чтобы не кормить вражескую пропаганду. Вернуться к истории Маресьева Полевой смог только после войны, когда многое уже было утрачено. Не удалось даже разыскать собеседника: «Не имея здесь возможности строго придерживаться фактов, я слегка изменил фамилию героя и дал новые имена тем, кто сопутствовал ему, кто помогал ему на трудном пути его подвига. Пусть не обидятся они на меня, если узнают себя в этом повествовании». Образец честности военного журналиста и писателя!

Всего за войну Маресьев совершил 86 боевых вылетов, на него записано сбитыми 11 самолётов (по словам Полевого, два — в Прибалтике).

После войны

В 1946 году вышла книга Полевого «Повесть о настоящем человеке», а в 1948 году — одноимённый фильм. Консультантом был прославленный лётчик-истребитель, маршал авиации Евгений Яковлевич Савицкий.

По дневникам Павла Кадочникова, сыгравшего Маресьева в кино, сцена, где Маресьев перед медкомиссией встаёт на стул, а потом спрыгивает с него, не выдумана. Маресьев и Кадочников при первой встрече очень волновались. Наконец, Маресьев спросил: «Вас, наверное, интересует больше всего, как мне удалось преодолеть…»«Сейчас скажет «район черного леса», — подумал Кадочников. «…преодолеть врачебную комиссию и доказать, что я физически здоровый человек», — закончил Маресьев. И, «мягко и свободно» встав на стул, рассказал, как прошёл её.

В эпизоде с медведем снималась настоящая медведица из зоопарка, Марьям:

«Кадочников лежит. Он чувствует на своём лице близкое дыхание зверя. Ему, как и Мересьеву, безумно хочется вскочить, но огромным усилием воли он сдерживается и лежит неподвижно, как мёртвый. Обнюхав лицо человека, Марьям переходит к обследованию его куртки, и все облегчённо вздыхают. Марьям нюхает куртку, от неё пахнет чем-то очень вкусным; медведица отлично знает, как ей поступить, чтобы получить лакомый кусочек. Ведь не раз Кадочников нарочно прятал себе в карман что-нибудь вкусное и учил Марьям, как надо доставать. Огромными, сильными когтями разрывает медведица куртку, достаёт спрятанный кусочек и отходит. Отходит она потому, что Галина Григорьевна машет ей руками и высыпает на землю целый пакет сахара. Марьям бросается к сахару. Съёмка окончена».

Режиссёр Столпер не терпел ни малейшей фальши. Он долго не мог добиться впечатления, что актёр идёт с раздробленными ногами. После долгих проб Кадочников насыпал сосновых шишек в унты и надел их на босу ногу. Под конец съёмок не выдержал даже Маресьев, сказав: «Я ведь полз в течение восемнадцати суток и почти всё время в полубессознательном состоянии, а он в полном сознании ползает здесь в лесу уже более трёх месяцев».

Маресьев на съемках фильма. РГАКФД

После войны Маресьев женился, десятки лет работал в Советском комитете ветеранов войны. Занимался гимнастикой, летом ездил на велосипеде, зимой бегал на лыжах и коньках. Однажды он был в составе советской делегации в США. В пресс-релизе сообщалось, что среди участников будут автор и герой книги «Повесть о настоящем человеке». Полевой с обострившимся ревматизмом, полученным после контузии в Сталинграде, неловко боком сошёл с трапа, а Маресьев легко сбежал на землю. В итоге некоторое время на фото Полевого подписывали как Маресьева, а Маресьева — как Полевого. И только при возложении цветов на Арлингтонском кладбище путаница прояснилась.

Герой Советского Союза Алексей Петрович Маресьев скончался 18 мая 2001 года, прямо во время праздничного вечера, посвящённого его 85-летнему юбилею…


Источники и литература:

  1. Материалы сайта http://podvignaroda.mil.ru
  2. Материалы сайта https://pamyat-naroda.ru
  3. Материалы сайта http://www.airaces.narod.ru
  4. Анохин В. А., Быков М. Ю. Все истребительные авиаполки Сталина. Первая полная энциклопедия. — Москва: Яуза-пресс, 2014
  5. Брикхилл Пол. Безногий ас. — М.: АСТ, 2003
  6. Быков М. Ю. Асы Великой Отечественной. Самые результативные лётчики 1941–1945 гг. / Под ред. А. Б. Васильева. — М.: ЯУЗА, ЭКСМО, 2007.
  7. Полевой Борис. Эти четыре года. Из записок военного корреспондента. Том I — М., Молодая гвардия, 1978

warspot.ru

биография, личная жизнь, фото и видео

Маресьев Алексей (20.05.1916 – 18.05.2001) – советский военный пилот. Звание Героя Советского Союза получил за подвиги в Великой Отечественной войне. Стал первообразом главного персонажа «Повести о настоящем человеке».

Ранние годы

В биографических данных Алексея Петровича обычно указывается, что родился он в Саратовской губернии, город Камышин. Однако, согласно записям метрической книги, в качестве места рождения Маресьева значится хутор Веревкин в Камышинском уезде. Отца Алексей потерял в трехлетнем возрасте. Мать вынуждена была одна воспитывать троих сыновей, работая обычной уборщицей на заводе. Алексей был самым младшим.

Окончив среднюю школу, юноша освоил профессию токаря и работал на заводе по заготовке леса. Но детские мечты о небе не оставлял. С завидным упорством он пытался поступить в летное училище, однако ему там дважды отказали из-за проблем со здоровьем: переболев в детстве малярией, Алексей страдал от осложнения – ревматизма.

В 1934 году комсомол отправляет Маресьева на строительные работы в Комсомольск-на-Амуре. В этом городе молодому человеку предоставляется возможность стать членом аэроклуба и впервые подняться в небо.

Через три года был призван в армейские ряды, служил на Сахалине, откуда был направлен в Читу для обучения в школе военных летчиков. После перевелся в Батайск, где в 1940 году окончил авиационное училище. Получив диплом, остался работать в учебном заведении инструктором.


Военное время

С началом войны Алексей оказался на Юго-Западном фронте, служил в 296-м истребительном полку. В августе 1941 года совершил первый боевой вылет недалеко от Кривого Рога. На данном фронте летчику удалось сбить четыре вражеских самолета. Весной 1942 года вместе с полком пренаправлен на Северо-Западный фронт. 5 апреля в районе поселка Демянск Новгородской области в открытом бою самолет Маресьева был подбит, летчик получил серьезные ранения ног. Алексей смог посадить самолет, но высадился на оккупированной немцами территории.

В течение восемнадцати дней ему пришлось ползком пробираться в направлении советской территории. Все это время он питался найденными ягодами, шишками, древесной корой. Умирающий летчик был обнаружен жителями поселка Сплав Валдайского района. Еще несколько дней он пробыл в селе без медицинской помощи, за Алексеем, как могли, ухаживали сельчане. Лишь в начале мая недалеко приземлился самолет, и раненого уже с гангренами и заражением крови отправили в столичный госпиталь. В Москве поначалу Маресьева сочли безнадежным и даже отправили в морг, но профессор Теребинский перехватил его и спас летчику жизнь. В ходе операции врачам ничего не оставалось, как ампутировать Алексею обе ноги в районе голеней.

Молодой человек не отчаялся и сразу же приступил к реабилитационным мероприятиям. Все, чего он хотел, – вернуться на фронт. Он начал готовиться к вылетам с протезами еще в госпитале, продолжил тренироваться, находясь в санатории. Уже в начале 1943 года получил разрешение медиков и прибыл в Ибресинскую летную школу, находившуюся на территории Чувашии. Пробный полет состоялся в феврале, в июне благодаря своему упорству попал на фронт, в 63-й истребительный полк.


А. Маресьев после возвращения на фронт (слева)

Однако командир не сразу дал летчику возможность участвовать в бою, тем более, что обстановка в небе накалилась. Начальник эскадрильи А. Числов, пожалев сильно переживавшего Маресьева, взял его в боевой вылет. Вместе они сделали еще несколько удачных вылетов, после чего на Алексея взглянули другими глазами. 20 июля он сбил два немецких самолета, которые прикрывали собой бомбардировщики. Несмотря на превосходящие силы врага, смог спасти жизни двух советских пилотов.

Молва об удивительном летчике разошлась далеко за пределы фронта. К Маресьеву стали прибывать журналисты, среди которых оказался Борис Полевой, написавший позже «Повесть о настоящем человеке». В августе Алексею присвоили звание Героя Советского Союза. Принял предложение оставить боевые действия и стать летчиком-инструктором в управлении Вузов военно-воздушных сил в 1944 году. На его счету к тому времени было 86 боевых вылетов, 11 сбитых вражеских самолетов.


Маресьев с супругой и старшим сыном

Жизнь после войны

Маресьев всегда следил за своей физической формой, много занимался, увлекался плаванием, лыжами. Несмотря на известность и почетное звание, Алексей был скромным и простым человеком. В конце войны в главном штабе он встретил девушку, которая ему очень понравилась, но постеснялся познакомиться. Маресьеву пришлось узнавать про нее в отделе кадров. Уже месяц спустя Галина стала его невестой.

У Алексея и Галины родилось двое сыновей: в 1946 году – Виктор, в 1958 – Алексей. Старший сын стал инженером в автомобильной промышленности, младший в трехлетнем возрасте получил инвалидность, умер в 2001 году. После 1946 года Маресьев пребывал в запасе. Последний раз в небе был в качестве инструктора в начале 50-х годов. После войны вел активную жизнь, был участником многих мероприятий.

В 1952 году получил высшее образование в партийной школе, через четыре года получил степень кандидата исторических наук. В 1956 году вступил в должность секретаря Комитета ветеранов войны. В 1960 году выпустил свою книгу «На курской дуге». В 1978 году стал полковником запаса, в 1989 – народным депутатом. В мае 2001 года было запланировано торжество, приуроченное к юбилею летчика, в Театре Российской армии. Перед началом концерта у Маресьева случился инфаркт, унесший его жизнь. Похоронен герой на Новодевичьем кладбище Москвы.


Маресьев на встрече в Центральном доме культуры железнодорожников, 1998

Признание

Подвиг, совершенный Алексеем Маресьевым, а также его заслуги на протяжении многих лет остаются в памяти граждан. Кроме звания Героя он неоднократно поощрялся государственными наградами, среди которых множество орденов, Благодарность Президента, Почетная грамота Правительства РФ. Маресьев стал почетным гражданином городов Камышин, Стара-Загора, Комсомольск-на-Амуре, Батайск, Орел. В его честь названы улицы в Актюбинске, Ташкенте, Ибреси, Москве, Чернигове и других населенных пунктах. В нескольких городах установлены памятные доски и монументы.

«Повесть о настоящем человеке» Б. Полевого была восторженно принята во всем мире, переведена на многие языки, стала литературным источником для одноименной оперы, кинофильма. В 1980 году имя Маресьева присвоено одной из малых планет, также его имя носят несколько учебных заведений.

stories-of-success.ru

Алексей Петрович Маресьев — краткая биография, факты, личная жизнь

Краткая биография

Алексе́й Петро́вич Маре́сьев (20 мая 1916, Камышин, Саратовская губерния — 18 мая 2001, Москва) — советский военный лётчик-истребитель. Герой Советского Союза (1943). Полковник (1978).

Из-за тяжёлого ранения во время Великой Отечественной войны у него были ампутированы обе ноги. Однако, несмотря на инвалидность, лётчик вернулся в небо и летал с протезами. Всего за время войны совершил 86 боевых вылетов, сбил 10 самолётов врага: три — до ранения и семь — после.

Является прототипом героя книги Бориса Полевого «Повесть о настоящем человеке» Алексея Мересьева (писатель изменил в фамилии лишь одну букву).

Детство и юность

Официально считается, что Алексей Маресьев родился в уездном городе Камышин Саратовской губернии (с 10 января 1934 года Сталинградская область), однако выставленная в апреле 2016 года в Жирновском краеведческом музее запись из метрической книги Свято-Троицкой церкви города Камышина свидетельствует о том, что он родился на хуторе Веревкин Верхне-Добринской волости Камышинского уезда Саратовской губернии. Русский . Отец, Пётр Авдеевич Маресьев, вернулся домой с фронта Первой мировой войны и умер от ран в 1919 году, когда Алексею было три года. Мать, Екатерина Никитична, работала уборщицей на деревообделочном заводе и воспитывала троих сыновей — Петра, Николая и Алексея.

После окончания 8 классов школы в Камышине Маресьев окончил фабрично-заводское училище № 32 там же в Камышине в 1932 году, получив специальность токаря по металлу. В 1932 году начал свою трудовую деятельность токарем на Камышинском лесозаводе. Дважды подавал документы в лётное училище, но их возвращали, так как Алексей в детстве перенёс очень тяжёлую форму малярии, подорвавшую здоровье и приведшую к ревматизму. Тем не менее поступил на заочный рабфак Московского авиационного института и учился там одновременно с работой.

В 1934 году Камышинский райком комсомола направил его на строительство авиационного завода в Комсомольске-на-Амуре. Здесь, без отрыва от производства, Алексей занимался в аэроклубе.

В октябре 1937 года призван на срочную службу в РККА. Вначале служил в 12-м авиапогранотряде Тихоокеанского пограничного округа в городе Александровск-Сахалинский на острове Сахалине, где обслуживал стоявшие на вооружении отряда самолёты Р-5 и сменившие их И-15. В январе 1939 года был направлен в 30-ю Читинскую школу военных пилотов, которую в октябре 1939 года перевели в Батайск. Батайское авиационное училище им. А. К. Серова он окончил в 1940 году, получив звание младшего лейтенанта. После окончания училища был оставлен там инструктором. Там же, в Батайске, встретил Великую Отечественную войну.

Военные годы

В июле 1941 года направлен на Юго-Западный фронт в 296-й истребительный авиационный полк. Первый боевой вылет Маресьева состоялся 23 августа 1941 года в районе города Кривой Рог.

Новая памятная стела, установленная в 2016 году на месте, где был найден тяжело раненный летчик А.П. Маресьев

В марте 1942 года был переведён в 580-й истребительный авиационный полк ВВС Северо-Западного фронта, где назначен командиром звена. В бою 1 апреля 1942 года открыл своей боевой счет, сбив бомбардировщик Ю-52, а 4 апреля сбил в один день сразу два бомбардировщика этого типа. 5 апреля 1942 года в районе так называемого «Демянского котла» (Новгородская область) во время операции по прикрытию бомбардировщиков в бою с немцами его самолёт Як-1 был подбит.. Маресьев сумел дотянуть самолет до своей территории через линию фронта, и в 4 км севернее деревни Рабежа при попытке совершить вынужденную посадку в лесу упал с высоты 30 метров. Восемнадцать суток лётчик через леса и болота ползком пробирался к людям на восток, ориентируясь по солнцу. Первыми его заметили жители из деревни Плав Кисловского сельсовета Валдайского района). Из-за того, что лётчик не откликнулся на вопросы («Ты немец?»), они из боязни вернулись в деревню. Затем уже еле живого лётчика обнаружили мальчишки из той же деревни — Серёжа Малин и Саша Вихров. Дед Саши отвёз Алексея на подводе в свой дом.

Несколько дней колхозники ухаживали за Маресьевым. Нужна была медицинская помощь, но в селе не было врача. В первых числах мая рядом с деревней приземлился самолёт, пилотируемый А. Н. Дехтяренко, и Маресьева отправили в Москву, в госпиталь.

По воспоминаниям сына лётчика, Виктора Маресьева, в интервью, данному корреспонденту газеты «Аргументы и факты»:

В госпитале он, с заражением крови, с гангреной, лежал на каталке уже по пути в морг. Так случилось, что мимо умирающего Маресьева шёл профессор Теребинский. Он спросил: «А этот что тут лежит?» С отца сняли простыню и говорят: «А это лейтенант молодой с гангреной». Теребинский приказал: «Ну-ка на операционный стол его живо!»

Врачи вынуждены были ампутировать Маресьеву обе ноги в области голени, но жизнь спасли.

В июне 1942 года за три сбитых немецких самолёта награжден орденом Красного Знамени.

Ещё в госпитале Алексей Маресьев начал тренироваться, готовясь к тому, чтобы летать с протезами. Тренировки продолжались в санатории, куда он был направлен в сентябре 1942 года.

В начале 1943 года прошёл медкомиссию и был направлен в Ибресинскую лётную школу (Чувашская АССР). В феврале 1943 года совершил первый после ранения пробный вылет. Добился отправки на фронт.

В июне 1943 года прибыл в 63-й Гвардейский истребительный авиационный полк. Командир полка не отпускал Алексея на боевые задания, так как обстановка в небе накануне Курской битвы была крайне напряжённой. Алексей переживал. Ему посочувствовал командир эскадрильи А. М. Числов и взял с собой в пару на боевой вылет. После нескольких удачных вылетов в паре с Числовым доверие к Маресьеву возросло.

19 июля 1943 года он одерживает первую победу после возвращения в строй — сбит пикирующий бомбардировщик Ю-87. 20 июля 1943 года Алексей Маресьев во время воздушного боя с превосходящими силами противника спас жизни двух советских лётчиков и сбил сразу два вражеских истребителя Fw.190, прикрывавших бомбардировщики Ju.87. Боевая слава о Маресьеве разнеслась по всей 15-й воздушной армии и по всему фронту. В полк зачастили корреспонденты, среди них был будущий автор книги «Повесть о настоящем человеке» Борис Полевой.

24 августа 1943 года за спасение жизни двух лётчиков и сбитие трёх немецких истребителей старший лейтенант А. П. Маресьев, заместитель командира эскадрильи 63-го гвардейского истребительного авиационного полка 3-й гвардейской истребительной авиационной дивизии 1-го гвардейского истребительного авиационного корпуса 15-й Воздушной армии, удостоен звания Герой Советского Союза (Золотая Звезда № 1102). С октября 1943 года воевал помощником командира 63-го гвардейского иап по воздушно-стрелковой службе, затем стал штурманом полка.

В марте 1945 года А. Маресьев после ряда настойчивых пожеланий (его имя было уже известным стране и гибель лётчика была нежелательна в пропагандистских целях) согласился перейти из боевого полка на должность инспектора-лётчика в управление вузов Главного управления обучения, формирования и боевой подготовки ВВС РККА. Всего за время войны совершил 86 боевых вылетов, сбил 10 самолётов врага: три (по широко распространённым ошибочным данным — четыре) до ранения и семь после. По данным М. Ю. Быкова, достоверно подтверждаются 7 личных побед А. М. Маресьева (в боях 1 апреля 1942, 4 апреля 1942 — две победы в одном бою, 19 июля 1943, 20 июля 1943 — 2 победы в одном бою, 15 декабря 1943 года).

После войны

А. П. Маресьев выступает на Пленуме ЦК ВЛКСМ, посвящённом 50-летию Ленинского комсомола. Москва, Кремль, 1968 год.

С июля 1946 года в запасе. Постоянно поддерживал себя в отличной физической форме (лыжи, коньки, велосипед, плавание). Установил личный рекорд в санатории под Куйбышевом, переплыв Волгу (2 км 200 м) за 55 минут. Свои последние вылеты на самолёте (учебном По-2) Алексей Петрович совершил в начале 1950-х годов в качестве инструктора спецшколы ВВС в Москве.

В послевоенное время, отчасти благодаря хрестоматийной «Повести о настоящем человеке» Бориса Полевого, был очень известен, его приглашали на многие торжества, часто организовывали встречи со школьниками: пример Маресьева широко использовался для воспитания молодого поколения.

  • В 1949 году был участником Первого Всемирного конгресса сторонников мира, проходившего в Париже.
  • В 1952 году окончил Высшую партийную школу при ЦК КПСС.
  • В 1956 году А. П. Маресьев защитил кандидатскую диссертацию по истории.
  • С сентября 1956 был ответственным секретарём Советского комитета ветеранов войны.
  • В 1960 году издана книга Маресьева А. П. «На Курской дуге».
  • 7 октября 1960 года состоялась премьера оперы «Повесть о настоящем человеке» С. С. Прокофьева в Большом театре.
  • 8 мая 1967 года Маресьев участвовал в церемонии зажжения Вечного огня у Могилы Неизвестного Солдата.
  • 3 сентября 1968 года был назван почётным гражданином города Камышин Волгоградской области.
  • 11 июля 1973 года — почётный гражданин города Стара-Загора, Болгария.
  • 7 июня 1977 года — почётный гражданин города Комсомольск-на-Амуре.
  • 4 апреля 1979 года — почётный гражданин города Батайск Ростовской области.
  • В 1989 году избран народным депутатом СССР.
  • 25 апреля 1990 года был назван почётным гражданином города Орла.

Семья

  • Был женат: супруга — Галина Викторовна, в прошлом сотрудница Главного штаба ВВС ВС СССР, умерла в 2002 году.
  • Имел двоих сыновей:
    • Виктор (род. 1946) — инженер-автомобилист;
    • Алексей (1958—2001) — инвалид с детства.

Обстоятельства смерти

18 мая 2001 года в Театре Российской армии намечался торжественный вечер по случаю 85-летия Маресьева, но буквально за час до начала концерта у Алексея Петровича случился инфаркт, после которого он скончался. Торжественный вечер состоялся, но начался он с минуты молчания.

Маресьев был похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.

Воинские звания

  • младший лейтенант (10.10.1940)
  • лейтенант (12.04.1942)
  • старший лейтенант (1943)
  • капитан (апрель 1944)
  • майор (22.07.1946)
  • полковник запаса (1978)

Награды

  • Герой Советского Союза (24 августа 1943)
  • Орден «За заслуги перед Отечеством» III степени (16 мая 1996) — за выдающиеся заслуги перед государством и большой вклад в патриотическое воспитание подрастающего поколения
  • Орден Дружбы (4 мая 2000) — за многолетнюю плодотворную работу по социальной защите ветеранов, патриотическому воспитанию молодёжи и укреплению дружбы между народами
  • Два ордена Ленина (24 августа 1943 и 19 мая 1986 года) — за большие заслуги перед Советским государством, плодотворную общественную деятельность и в связи с семидесятилетием со дня рождения
  • Орден Октябрьской Революции
  • Орден Красного Знамени (23 июня 1942) — за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом доблесть и мужество
  • Орден Отечественной войны 1-й степени (6 апреля 1985) — за храбрость, стойкость и мужество, проявленные в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками, и в ознаменование 40-летия победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941—1945 годов
  • Два ордена Трудового Красного Знамени (19 мая 1966 год) — за активную и плодотворную общественную деятельность и в связи с пятидесятилетием со дня рождения
  • Орден Дружбы Народов (19 мая 1976 года) — за активное участие в патриотическом и интернациональном воспитании советских людей, укрепление дружественных связей между народами Советского Союза и других стран и в связи с шестидесятилетием со дня рождения
  • Орден Красной Звезды
  • орден Почёта (26 июля 1991) — за особо плодотворную общественную деятельность, большой вклад в укрепление мира и сотрудничества между народами
  • медали СССР
  • Орден Дружбы (ЧССР) (1986)
  • Благодарность Президента Российской Федерации (27 апреля 2001) — за многолетнюю плодотворную работу по патриотическому воспитанию молодёжи, социальной защите ветеранов, укреплению дружбы между народами
  • Почётная грамота Правительства Российской Федерации (14 мая 1996) — за мужество, проявленное в годы Великой Отечественной войны 1941—1945 годов, большой личный вклад в развитие ветеранского движения, активное участие в патриотическом воспитании молодёжи и в связи с 80-летием со дня рождения

Память

Кожаное пальто Маресьева А. П. в Центральном музее Вооружённых Сил в Москве
  • В честь Маресьева 1 апреля 1980 года названа малая планета (2173) Маресьев, открытая 22 августа 1974 года Л. В. Журавлёвой в Крымской астрофизической обсерватории.
  • Центральная улица в посёлке Ибреси Чувашской Республики названа в честь Алексея Маресьева, в 2005 году там была открыта мемориальная доска. Также имя героя носят улицы в городах Актюбинске, Ташкенте, Горно-Алтайске, Чернигове и других городах.
  • 20 мая 2006 года в честь 90-летия со дня рождения Маресьева в Камышине был открыт монумент, недалеко от дома, где он жил.
  • Мемориальная доска на доме в Москве, где Маресьев жил после войны.
  • Надпись на мемориальной доске «Герой Советского Союза» в Батайске.
  • Школа-лаборатория № 760 в Москве и школа № 89 в Москве носят имя героя.
  • В честь Алексея Маресьева поставлен бюст в Комсомольске-на-Амуре, он является почётным гражданином этого города, его фотография висит на городской доске почёта.
  • Бюст установлен на Аллее героев на территории Краснодарского высшего военного авиационного училища лётчиков.
  • Алексей Маресьев участвовал в открытии школы № 31 города Петров Вал Камышинского района Волгоградской области.
  • В честь Маресьева названа улица в Москве в жилом районе Люберецкие Поля (район Некрасовка, ЮВАО).
  • Камышинский педагогический колледж носит имя А. П. Маресьева.
  • МБОУ СОШ № 13 города Орла носит имя А. П. Маресьева. В школе также есть музей, где хранятся некоторые личные вещи Алексея Петровича.
  • Картина Николая Жукова «Алексей Маресьев».
  • Мемориальная доска на часовне св. Николая Чудотворца в городе Батайске Ростовской области. Установлена 6 мая 2003 года.
  • В Москве улицу Ново-Преображенскую переименовали в улицу Маресьева, а также установили памятную доску
  • В 100-й юбилей в городе Камышин открыт музей А. П. Мересьева
Надгробный памятник на Новодевичьем кладбище МосквыСтела у въезда в КамышинОбелиск на улице Маресьева в городе ИбресиПочтовый конверт «Герой Советского Союза, летчик А. П. Маресьев»Мемориальная доска на часовне в городе Батайске Ростовской областиПамятник А. П. Маресьеву в родном городе КамышинПочтовая марка России к 100-летию А. П. Маресьева (ЦФА [ИТЦ «Марка»] № 2089)

Отражение в искусстве

Фильмы

  • «Повесть о настоящем человеке» — Режиссёр А. Столпер — драма — Мосфильм, 1948 год — 96 мин. — IMDb ID 0040707
  • «Судьба настоящего человека» — Режиссёр: А. Славин. — Документальный — Телеканал «Россия», 2005 год — 53 мин.

Музыка

  • Опера «Повесть о настоящем человеке» С. С. Прокофьева.
  • ВИА «Красные Звёзды» записал песню «Васильки», посвящённую Алексею Маресьеву.
  • Упоминается в треке Babangida «На улицах будущего».
  • Группа Ломовой-Бенд песня «Товарищ Мересьев».

worldofaphorism.ru

15 лет назад ушёл из жизни Алексей Маресьев

После окончания школы в Камышине Маресьев получил специальность токаря по металлу в училище при лесозаводе и там же начал свою трудовую деятельность. Дважды подавал документы в лётное училище, но их возвращали, так как Алексей в детстве перенёс очень тяжёлую форму малярии, подорвавшую здоровье и приведшую к ревматизму. В 1934 году Камышинский райком комсомола направляет его на строительство Комсомольска-на-Амуре. Здесь, без отрыва от производства, Алексей занимается в аэроклубе.
В 1937 году призван в армию.
В 1940 году окончил Батайское авиационное училище, получив звание младшего лейтенанта. После окончания училища был оставлен там инструктором. Там же, в Батайске, встретил войну.
В марте 1942 года был переброшен на Северо-Западный фронт. К этому моменту на счету лётчика числилось 4 сбитых немецких самолёта. 4 апреля 1942 года в районе так называемого «Демянского котла» (Новгородская область) во время операции по прикрытию бомбардировщиков в бою с немцами его самолёт был подбит, а сам Алексей тяжело ранен[прояснить]. Совершил вынужденную посадку на территории, занятой немцами. Восемнадцать суток раненный в ноги лётчик сначала на покалеченных ногах, а затем ползком пробирался к линии фронта, питаясь корой деревьев, шишками и ягодами. Первыми его заметили отец и сын из деревни Плав Кисловского сельсовета Валдайского района. Из-за того, что лётчик не откликнулся на вопросы («Ты немец?»), отец и сын из боязни вернулись в деревню. Затем уже еле живого лётчика обнаружили мальчишки из той же деревни — Серёжа Малин и Саша Вихров. Отец Саши отвёз Алексея на подводе в свой дом.
Больше недели колхозники ухаживали за Алексеем Маресьевым. Нужна была медицинская помощь, но в селе не было врача. В первых числах мая вблизи деревни приземлился самолёт, пилотируемый А. Н. Дехтяренко, и Маресьев был отправлен в Москву, в госпиталь.
Далее — ампутация обеих ног, деревянные протезы того времени и усиленные тренировки. Только благодаря своему характеру и силе воли он снова окзался в небе !
20 июля 1943 года Алексей Маресьев во время воздушного боя с превосходящими силами противника спас жизни 2 советских лётчиков и сбил сразу два вражеских истребителя Fw.190, прикрывавших бомбардировщики Ju.87. Боевая слава о Маресьеве разнеслась по всей 15-й Воздушной армии и по всему фронту. В полк зачастили корреспонденты, среди них был будущий автор книги «Повесть о настоящем человеке» Борис Полевой.
24 августа 1943 года за спасение жизни двух лётчиков и сбитие двух немецких истребителей старший лейтенант А. П. Маресьев, заместитель командира эскадрильи 63-го гвардейского истребительного авиационного полка 3-й гвардейской истребительной авиационной дивизии 1-го гвардейского истребительного авиационного корпуса 15-й Воздушной армии удостоен звания Герой Советского Союза. Золотая Звезда № 1102.
С 1946 года в отставке. Постоянно поддерживал себя в отличной физической форме (лыжи, коньки, велосипед, плаванье). Установил личный рекорд в санатории под Куйбышевом, переплыв Волгу (2 км 200 м) за 55 минут.
18 мая 2001 года в Театре Российской армии намечался торжественный вечер по случаю 85-летия Маресьева, но буквально за час до начала концерта у Алексея Петровича случился инфаркт, после которого он скончался. Торжественный вечер состоялся, но начался он с минуты молчания.
Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.
Вечная память герою !

fishki.net

Маресьев, Алексей Петрович — Википедия

Алексей Петрович Маре́сьев (7 [20] мая 1916, Камышин, Саратовская губерния — 18 мая 2001, Москва) — советский военный деятель, лётчик. Герой Советского Союза.

Из-за тяжёлого ранения во время Великой Отечественной войны у него были ампутированы обе ноги. Однако, несмотря на инвалидность, лётчик вернулся в небо и летал с протезами. Всего за время войны совершил 86 боевых вылетов, сбил 11 самолётов врага: четыре — до ранения и семь — после.

Является прототипом героя повести Бориса Полевого «Повесть о настоящем человеке».

Детство и юность[править]

Алексей Маресьев родился 20 мая 1916 года в городе Камышине Камышинского уезда Саратовской губернии. Русский [1]. В три года остался без отца. Мать, Екатерина Никитична, работала уборщицей на деревообделочном заводе и воспитывала троих сыновей — Петра, Николая, Алексея.

После окончания школы в городе Камышине Маресьев Алексей Петрович получил специальность токаря по металлу в училище при лесозаводе и там же начал свою трудовую деятельность. Дважды подавал документы в лётное училище, но их возвращали, так как Алексей в детстве перенёс очень тяжёлую форму малярии, подорвавшую здоровье и приведшую к ревматизму. Мать и соседи не верили в то, что А. П. Маресьев станет лётчиком. В 1934 году Камышинский райком комсомола направляет его на строительство Комсомольска-на-Амуре. Здесь, без отрыва от производства, Алексей занимается в аэроклубе.

В 1937 году призван в армию. Вначале служил в 12-м авиапогранотряде на острове Сахалине, затем был направлен в 30-ю Читинскую школу военных пилотов, которую в 1938 перевели в Батайск. Батайское авиационное училище им. А. К. Серова, он окончил в 1940 году, получив звание младшего лейтенанта. После окончания училища был оставлен там инструктором. Там же, в Батайске, встретил войну.

Участие в Великой Отечественной войне[править]

В августе 1941 года направлен на Юго-Западный фронт в 296-й истребительный авиационный полк. Первый боевой вылет Маресьева состоялся 23 августа 1941 года в районе Кривого Рога.

В марте 1942 года был переброшен на Северо-Западный фронт. К этому моменту на счету лётчика числилось 4 сбитых немецких самолёта. 4 апреля 1942 года в районе так называемого «Демянского котла» (Новгородская область) во время операции по прикрытию бомбардировщиков в бою с немцами его самолёт был подбит, а сам Алексей тяжело ранен[прояснить]. Совершил вынужденную посадку на территории, занятой немцами. Восемнадцать суток раненный в ноги лётчик сначала на покалеченных ногах, а затем ползком пробирался к линии фронта, питаясь корой деревьев, шишками и ягодами. Первыми его заметили отец и сын из деревни Плав Кисловского сельсовета Валдайского района. Из-за того, что лётчик не откликнулся на вопросы («Ты немец?»), отец и сын из боязни вернулись в деревню. Затем уже еле живого лётчика обнаружили мальчишки из той же деревни — Серёжа Малин и Саша Вихров. Отец Саши отвёз Алексея на подводе в свой дом.

Больше недели колхозники ухаживали за Маресьевым. Нужна была медицинская помощь, но в селе не было врача. В первых числах мая вблизи деревни приземлился самолёт, пилотируемый А. Н. Дехтяренко, и Маресьев был отправлен в Москву, в госпиталь.

Сын лётчика Виктор Маресьев в интервью корреспонденту газеты «Аргументы и факты» вспоминал: отец рассказывал, что в госпитале он с заражением крови и гангреной лежал уже на каталке по пути в морг. Мимо умирающего Маресьева проходил профессор Теребинский; он спросил: «А этот что тут лежит?» С Маресьева сняли простыню и сказали: «А это лейтенант молодой с гангреной». Тогда Теребинский приказал: «Ну-ка на операционный стол его живо!»[2]. Врачи вынуждены были ампутировать Маресьеву обе ноги в области голени, но жизнь спасли.

Ещё в госпитале Алексей Маресьев начал тренироваться, готовясь к тому, чтобы летать с протезами. Тренировки продолжались в санатории, куда он был направлен в сентябре 1942 года. В начале 1943 года прошёл медкомиссию и был направлен в Ибресинскую лётную школу (Чувашская АССР).

В феврале 1943 года совершил первый после ранения пробный вылет. Добился отправки на фронт. В июне 1943 года прибыл в 63-й Гвардейский истребительный авиационный полк. Командир полка не отпускал Алексея на боевые задания, так как обстановка в небе накануне Курской битвы была крайне напряжённой. Алексей переживал. Ему посочувствовал командир эскадрильи А. М. Числов и взял с собой в пару на боевой вылет. После нескольких удачных вылетов в паре с Числовым доверие к Маресьеву возросло.

20 июля 1943 года Алексей Маресьев во время воздушного боя с превосходящими силами противника спас жизни 2 советских лётчиков и сбил сразу два вражеских истребителя Fw.190, прикрывавших бомбардировщики Ju.87. Боевая слава о Маресьеве разнеслась по всей 15-й Воздушной армии и по всему фронту. В полк зачастили корреспонденты, среди них был будущий автор книги «Повесть о настоящем человеке» Борис Полевой.

24 августа 1943 года за спасение жизни двух лётчиков и сбитие двух немецких истребителей старший лейтенант А. П. Маресьев, заместитель командира эскадрильи 63-го гвардейского истребительного авиационного полка 3-й гвардейской истребительной авиационной дивизии 1-го гвардейского истребительного авиационного корпуса 15-й Воздушной армии удостоен звания Герой Советского Союза. Золотая Звезда № 1102.

В 1944 году Маресьев согласился с предложением стать инспектором-лётчиком и перейти из боевого полка в управление Вузов ВВС.

Всего за время войны совершил 86 боевых вылетов, сбил 11 самолётов врага: четыре до ранения и семь — после ранения[2].

После войны[править]

А. П. Маресьев выступает на Пленуме ЦК ВЛКСМ, посвященном 50-летию Ленинского комсомола. Москва, Кремль, 1968 год<center>

С 1946 года в отставке. Постоянно поддерживал себя в отличной физической форме (лыжи, коньки, велосипед, плаванье). Установил личный рекорд в санатории под Куйбышевом, переплыв Волгу (2 км 200 м) за 55 минут. Свои последние вылеты на самолёте (учебном У-2) Алексей Петрович совершил в начале 1950-х годов в качестве инструктора спецшколы ВВС в Москве.

В послевоенное время, отчасти благодаря хрестоматийной «Повести о настоящем человеке» Бориса Полевого (в ней Маресьев назван Мересьевым), был очень известен, приглашался на многие празднования. Часто организовывались встречи со школьниками, пример подвига Маресьева широко использовался для воспитания молодого поколения.

Семья[править]

  • Был женат: супруга — Галина Викторовна, в прошлом сотрудница Главного штаба ВВС, умерла в 2002 г.
  • Имел двоих сыновей:
    • Виктор (1946 г. р.) — инженер-автомобилист;
    • Алексей (1958—2001) — инвалид с детства.

Обстоятельства смерти[править]

18 мая 2001 года в Театре Российской армии намечался торжественный вечер по случаю 85-летия Маресьева, но буквально за час до начала концерта у Алексея Петровича случился инфаркт, после которого он скончался. Торжественный вечер состоялся, но начался он с минуты молчания.

Алексей Петрович Маресьев похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.

  • Герой Советского Союза (24 августа 1943)
  • Орден «За заслуги перед Отечеством» III степени (16 мая 1996) — за выдающиеся заслуги перед государством и большой вклад в патриотическое воспитание подрастающего поколения[5]
  • Орден Дружбы (4 мая 2000) — за многолетнюю плодотворную работу по социальной защите ветеранов, патриотическому воспитанию молодёжи и укреплению дружбы между народами[6]
  • Два ордена Ленина (24 августа 1943 и 19 мая 1986) 
  • Орден Октябрьской Революции
  • Орден Красного Знамени (23 июня 1942) — за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом доблесть и мужество[7]
  • Орден Отечественной войны 1-й степени (6 апреля 1985) — за храбрость, стойкость и мужество, проявленные в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками, и в ознаменование 40-летия победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов
  • Два ордена Трудового Красного Знамени
  • Орден Дружбы Народов (19 мая 1976)
  • Орден Красной Звезды
  • Орден Почёта (26 июля 1991) — за особо плодотворную общественную деятельность, большой вклад в укрепление мира и сотрудничества между народами[8]
  • Орден Дружбы (ЧССР) (1986)
  • Благодарность Президента Российской Федерации (27 апреля 2001) — за многолетнюю плодотворную работу по патриотическому воспитанию молодёжи, социальной защите ветеранов, укреплению дружбы между народами[9]
  • Почётная грамота Правительства Российской Федерации (14 мая 1996) — за мужество, проявленное в годы Великой Отечественной войны 1941 — 1945 годов, большой личный вклад в развитие ветеранского движения, активное участие в патриотическом воспитании молодёжи и в связи с 80-летием со дня рождения[10]
  • В честь Маресьева названа малая планета 2173 Maresjev.
  • Центральная улица в посёлке Ибреси Чувашской Республики названа в честь Алексея Маресьева.[11], в 2005 году там была открыта мемориальная доска. Также имя героя носят улицы в городах Актюбинске, Ташкенте, Горно-Алтайске, Чернигове и других городах.
  • 20 мая 2006 года в честь 90-летия со дня рождения знаменитого лётчика в Камышине был торжественно открыт монумент, расположенный на пересечении двух центральных улиц города, недалеко от дома, где жил Алексей Маресьев.
  • Мемориальная доска на доме в Москве, где Маресьев жил после войны[12].
  • Надпись на мемориальной доске «Герой Советского Союза» в Батайске[13].
  • Школа-лаборатория № 760 в Москве и школа № 89 в Москве носят имя героя.
  • В честь Алексея Маресьева поставлен бюст в Комсомольске-на-Амуре, он является почётным гражданином этого города, его фотография висит на городской доске почёта.
  • Алексей Маресьев открыл школу № 31 в городе Петров Вал, Камышинский район, Волгоградская область.
  • В честь Маресьева названа улица в Москве в жилом районе Люберецкие Поля (район Некрасовка, ЮВАО).
  • МБОУ СОШ № 13 города Орла носит имя А. П. Маресьева. В школе также есть музей, где хранятся некоторые личные вещи Алексея Петровича.
  • Картина Николая Жукова «Алексей Маресьев».
  • Мемориальная доска на часовне св. Николая Чудотворца в городе Батайске Ростовской области. Установлена 6 мая 2003 года.[1]
Надгробный памятник
на Новодевичьем кладбище Москвы
Обелиск на улице Маресьева
в городе Ибреси
Почтовый конверт
«Герой Советского Союза, летчик А.П. Маресьев»
Мемориальная доска
на доме 19 по Тверской улице Москвы
Мемориальная доска на часовне в городе Батайске Ростовской области

Памятник А.П. Маресьеву в родном городе Камышине

Отражение в искусстве[править]

Фильмы[править]

Музыка[править]

  • Ибресинская лётная школа
  • Бадер, Дуглас Роберт (летал и воевал без обеих ног)
  • Белоусов, Леонид Георгиевич (летал и воевал без обеих ног)
  • Елькин, Леонид Ильич (летал и воевал, будучи слепым на левый глаз)
  • Лебедь, Анатолий Вячеславович (десантник, продолжал воевать без ступни ноги)
  • Прокофьев-Северский, Александр Николаевич (лётчик-ас Первой мировой войны, летал без одной ступни)
  • Рудель, Ганс-Ульрих (летал и воевал без ноги)
  • Сакаи, Сабуро (японский лётчик-ас, летал и воевал без одного глаза)
  • Сорокин, Захар Артёмович (летал и воевал без обеих ступней)
  • Наш Маресьев / составитель Шантарин В. С.. — г. Камышин, 1996. — 60 с. — 1000 экз.
  • А. П. Маресьев. . «На Курской дуге» (рус.). militera.lib.ru. Проверено 11 августа 2008. Архивировано из первоисточника 13 февраля 2012.
  • Бондаренко А. С., Бородин А. М. (руководитель группы), Логинов И. М., Меринова Л. Н., Науменко Т. Н., Новиков Л. Н., Смирнов П. Н. Строки из биографии // Герои-Волгоградцы / Литературная обработка В. И. Ефимова, В. И. Псурцева, В. Р. Слобожанина, В. С. Смагоринского; вступление А. С. Чуянов. — Волгоград: Нижне-Волжское книжное издательство, 1967. — С. 221—229. — 471 с. — 25 000 экз.

 Маресьев, Алексей Петрович. Сайт «Герои Страны».

www.wiki-wiki.ru

Легенда русского неба – Алексей Маресьев » Военное обозрение

Трое братьев у меня. Так вот они умные
А я, младший, в летчики пошел!
А. Маресьев


1916 год подарил Советскому Союзу будущего человека-легенду – Алексея Маресьева. Родился мальчик в многодетной семье, последним и имел слабое здоровье. Алексей часто болел малярией и по его собственному выражению был похож более на китайца, чем на русского мальчишку. Его мать воспитывала сыновей одна, так как отец, вернувшись с войны, скоропостижно скончался от ран. Он был окопным солдатам во время Первой мировой войны. Скромный доход матери и ее волевой характер, заставил мальчиков рано изучить и понять главные законы честной жизни. Заработок уборщицы деревообрабатывающего завода не позволял жить роскошно и мальчики с детства приучались к труду. В конце своей жизни Маресьев назовет добросовестное отношение к труду главным положительным качества человека. У Алексея Петровича в юности были серьезные проблемы с суставами, что доставляло ему немалые страдания. Боли были настолько сильными, что ребенок порой просто не мог ходить. Страдал мальчик и от мигреней. Точный диагноз Маресьеву так и не был установлен, однако, после переезда на Дальний восток болезни прошли сами собой. По словам самого Алексея Петровича, ему помог климат. Следует упомянуть, что ехать по заданию партии на строительство Комсомольска-на-Амуре Маресьев не хотел и едва не потерял свой комсомольский билет, но спасли уговоры матери и родственников. Одна из знакомых сказала ему о возможности благотворного влияния природных условий этого края и юный Алексей согласился. Поправив здоровье, Алексей Петрович прилагал все усилия, чтобы стать профессиональным летчиком. Первые уроки он проходил на Амуре, затем, после вступления в военные ряды, был зачислен в авиационные погранотряд на Сахалине. Однако реальных полетов еще не было, они оставались лишь в мечтах молодого Алексея Петровича.

Первый опыт полетов пришел к Маресьеву лишь в 1940 году в городе Батайске, во время пребывания в военной школе. Удача в настоящем бою нашла его позже в 1942. Упорное стремление стать отличным летчиком не прошло даром, Алексей Петрович был отличным учеником и усвоил все, о чем говорили ему преподаватели. Сбитые неприятельские истребители следовали один за другим. И уже к концу марта первого года боевых полетов на счету талантливого летчика было 4 неприятельских машины.

В апреле с молодым пилотом случилось несчастье. Его самолет подбили, и он, планируя до земли, намеревался сесть на занесенное снегом лесное болотце. Однако мощности машины не хватило, и она со всей силы рухнула на могучие стволы деревьев. Маресьев остался жив, но был серьезно ранен. По его собственным словам, лишь неукротимое желание жить позволило ползком добираться до своих в течение восемнадцати дней. Каким образом выжил Алексей Петрович никому не известно. Сам он не любил вспоминать об этом событии, и мало что рассказывал. Летчик дополз до деревни, где местные жители не сразу его подняли. Своим спасением Алексей Петрович обязан деревенским мальчишкам Малину и Вихрову, которые притащили его в дом. Селяне оказывали летчику посильную помощь, однако в деревне не было профессионального врача, и обмороженные ноги сильно воспалились. После его транспортировки в ближайший госпиталь, их пришлось ампутировать, так как развилась опасная для жизни гангрена.

Молодой мужчина был страшно подавлен, но железная воля не дала ему отказаться от дальнейшей военной деятельности. Маресьевым двигало совсем не стремление стать знаменитым или сделать карьеру. Этот удивительный человек сожалел о своей навязчивой и обременительной для него известности во многих интервью. Алексей Петрович был воспитан так своей благородной матерью, что не мог в тяжелую минуту для страны сделаться инвалидом и стать обузой. Он чувствовал себя полным сил и способным защищать свое отечество. Кроме того, Маресьев безумно любил небо, и диагноз врачей о непригодности становился приговором.

Алексей Петрович обязан своей дальнейшей службой в летных войсках исключительно своей силе воли и упорству. Старший лейтенант смог убедить не только себя в том, что он может летать и воевать, но и врачей. Наконец, в 1943 году его вновь отправили фронт. Человек, лишившийся обеих ног, оказался годным к службе и полетам. Эта была самая большая победа Маресьева и самый великий его подвиг.

На Брянском фронте командиры опасались выпускать в небо инвалида. Алексей Петрович очень переживал и, наконец, сам попросил дать ему шанс. Позволил вновь подняться Маресьеву в небо Александр Числов, став таким образом «крестным отцом» великого советского летчика. В кровавом сражении на Курской дуге Алексей Петрович подтвердил свое право на звание одного из лучших летчиков истребителей. На его счету после потери ног оказалось еще 7 вражеских самолетов, а по данным М.В. Быкова 8.

Слава о безногом летчике герое быстро распространялась по военным частям и среди населения. В пятнадцатую Воздушную армию стали прибывать корреспонденты. В это время Маресьев познакомился с автором «Повести о настоящем человеке». Борис Полевой не решился дать своему герою истинное имя, так как всерьез опасался, что Маресьев может совершить какой-нибудь идеологический проступок, и повесть не будет допущена к печати. Так и появился всем известный Мересьев. Однако события, описанные в произведении, действительно имели место, за исключением романа с девушкой. Образ которой, тем не менее, понравился прототипу. Жена Маресьева также имеет непосредственное отношение к ВВС, поэтому выбора между небом и девушками Алексею Петровичу делать не пришлось. К слову, сам Маресьев не читал повести о себе, как он говорил: «Не довелось», хотя книга у него все же была.

Человек-легенда был не единственным прототипом Мересьева. На фронте воевали также Белоусов, Грисенко, Кисилев, Кузьмин, Сорокин, Белецкий, Маликов. Все они были лишены одной или двух конечностей и многие впоследствии отмечены званиями и орденами, поэтому Мересьев все же образ собирательный. Конечно, главный вклад внес в творчество Полевого именно подвиг Алексея Петровича.

1946 году Маресьева уволили со службы, хотя сам он об этом не ходатайствовал. Алексею Петровичу уже приходилось тяжело, так как начали сказываться старые раны, и он занялся деятельностью по обучению молодых летчиков. Последние его полеты состоялись уже в 50-х годах, это было завершение блистательной небесной истории героя.

Мы знаем Маресьева лишь как великого летчика, однако он также имел кандидатскую степень по истории, состоял в общественных организациях. До самой смерти этот человек не поддавался недугам и удивлял окружающих своей жизнерадостностью. Жил он небогато, но никогда не жаловался на судьбу, а, находясь на фронте, даже не замечал своих физических недостатков. Правда мечтал он управлять Аэрокоброй, но не мог, так как конструкция этих машин предполагает ножной тормоз, а с протезами это был слишком большой риск.

Алексей Петрович — пример мужества, воли и жизнелюбия. Его не заставила отступить даже такое серьезное препятствие как потеря ног. Он шел к своей мечте, любил небо и жизнь, никогда не гордился своими победами и даже не считал их подвигами. Маресьев просто не представлял, что жить можно как-то иначе.


Скончался этот удивительный человек в 2001 году накануне встречи, посвященной его 85-летию.

Алексей Маресьев. Судьба настоящего человека

Великая Отечественная война закончилась, но стране по-прежнему были нужны герои. Цена нашей победы оказалась очень высока: миллионы раненых, инвалидов, отчаявшихся и потерявших близких людей. Конечно, все они нуждались в живом примере мужества и воли, которым и стал Алексей Маресьев, летчик-истребитель, потерявший обе ноги, но вернувшийся в авиацию.

Это имя знал практически каждый. О его подвиге писатель Борис Полевой написал книгу «Повесть о настоящем человеке». Позже повесть была переведена почти на все языки мира, по ней был снят художественный фильм, а в Большом театре была поставлена одноименная опера.

Но каким был в реальной жизни «настоящий человек»? После начала «перестройки» многие мифы советской эпохи были развенчаны, то же самое попытались сделать и с именем Маресьева. Но его военные подвиги, равно как и вся послевоенная деятельность, оказались действительно настоящими…

Однако мало кто знает, что были и другие летчики, летавшие без ног. Авторы документального фильма рассказывают о другом русском летчике — Северском, а также об англичанине Дугласе Бадере, о немце Гансе Ульрихе Руделе.

В фильме принимают участие люди, знавшие Алексея Маресьева лично: жители маленькой деревни, которые подобрали раненого летчика, однополчане, режиссер-постановщик оперы «Повесть о настоящем человеке». Они рассказывают неизвестные ранее детали известной всем истории.

topwar.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *