Выживет ли БЛА «ГЛОБАЛ ХОК»?
В.А. ЧАБАНОВ
Разведывательно-наблюдательный беспилотник «Глобал Хок» хорошо зарекомендовал себя в Ираке и Афганистане, но его полеты могут закончиться вместе с боевыми действиями в этих странах. Первая попытка ВВС США заменить пилотируемые самолеты беспилотными летательными аппаратами в качестве носителей оружия и разведки сталкивается с финансовым давлением.
В 2001 г. ВВС США официально приняли на вооружение беспилотный летательный аппарат (ЛА) » Глобал Хок» («Global Hawk») компании Нортроп Грумман. Общая стоимость заказанных 55 машин составляла 12,4 млрд долларов. Только что принятый на вооружение БЛА сразу же был поставлен на боевое дежурство на Ближнем Востоке после террористического акта 11 сентября 2001 г., а командование ВВС США начало инициировать проекты утяжеленных версий «Глобал Хок» Блок 20/30, которые должны были взять на себя разведывательные функции высотного самолета-разведчика U-2 [1].
Таким образом, БЛА «Глобал Хок» становится первым беспилотным комплексом, разработанным ВВС США для высотных задач ISR, выполнявшихся до этого пилотируемыми самолетами. На протяжении последних десяти с лишним лет беспилотный летательный аппарат «Глобал Хок» служил основным, а то и единственным беспилотным средством воздушной разведки ВВС США в Ираке и Афганистане. Однако несмотря на высокий рейтинг этого БЛА в Пентагоне, сегодня командование ВВС подумывает о том, чтобы прекратить его эксплуатацию и не рассматривать как альтернативу самолету-разведчику U-2, отстаивая финансирование модернизации его БРЭО и добиваясь поддержки руководства министерства обороны (МО).
Теперь, по прошествии десяти лет, планам вывода из эксплуатации стратегического самолета-разведчика U-2, полетное время которого ограничивается 10 — 12 ч, в пользу БЛА «Глобал Хок», находящегося в полете более 24 ч, осуществиться не удалось: ВВС США заявляют о высокой стоимости эксплуатации и низких тактикотехнических характеристиках этого БЛА.
История создания БЛА «Глобал Хок» – это не только двукратный перерасход средств, но и несколько аварийных катастроф БЛА и нестабильное финансирование программы.
От многих ответственных сотрудников МО можно услышать о негласно принятом некоторыми высшими чинами ВВС решении пожертвовать ради экономии денег вариантом Блок 40 беспилотника «Глобал Хок» при формировании оборонного бюджета на 2014 фин. г. Но для этого необходимо получить согласие аппарата министра обороны, а затем конгресса [2]. Бывший начальник штаба ВВС генерал Джампер не сгласен с нынешним решением руководства ВВС США не выводить из эксплуатации самолеты-разведчики U-2. БЛА «Глобал Хок» оснащается встроенным многофункциональным сенсорным оборудованием (Enhanced Integrated Sensor Suite – EISS) компании Рейтеон и бортовой системой радиотехнической разведки (Airborne Signals Intelligence Payload – ASIP) компании Нортроп Грумман. Такая комплектация борта предусматривается только для того, чтобы БЛА смог взять на себя функции U-2, которые в конце концов станут функциями беспилотных самолетов.
Другой генерал, Н. Шварц, тоже бывший начальник штаба ВВС США, напротив, утверждает, что решение о прекращении производства БЛА Блок 30 и консервации уже изготовленных было принято по причине их высоких эксплуатационных затрат, а также ограниченных функций по сравнению с характеристиками электроннооптической системы наблюдения SYERS (Senior Year Electro-optical Reconnaissance System) самолета-разведчика U-2 (разработка фирмы Гудрич). «Реальность такова, — говорит он, — что БЛА
«Глобал Хок» оказался не дешевле в эксплуатации U-2, и сенсорное оборудование Блока 30 не имеет таких возможностей, как аналогичное у высотного разведчика».
Хотя конгресс готов принять решение о прекращении производства, предложение о консервации 18 БЛА «Глобал Хок», затраты на производство которых составили 3,4 млрд долл., кажется сомнительным.
Законодатели выражают скептицизм и относительно записки ВВС США конгрессу, где, в частности, говорится: «Несмотря на то, что эксплуатация самолета-разведчика U-2 является менее затратной, но если взять за основу его почасовую работу, то на 24-часовое непрерывное патрулирование заданной локальной зоны потребуется несколько единиц U-2. Когда же соответствующие оценки проводились в отношении БЛА «Глобал Хок», то, с точки зрения его применения в глобальных операциях, стоимость эксплуатации самолетов-разведчиков U-2 обойдется на 220 млн долл. в год дороже по сравнению с БЛА «Глобал Хок».
Реальность такова, что, минимизируя военные расходы, Пентагон должен сделать выбор между этими двумя платформами, чтобы не поставить под угрозу возможность непрерывного высотного мониторинга больших площадей.
В свою очередь, ВВС США еще должны рассчитать суммарную годовую экономию от эксплуатации БЛА в варианте Блок 30, запланированного к закупке в размере 31 ед., причем на 18 из них уже заключен контракт.
И хотя Пентагон только лишь в 2011 г. заявил о БЛА «Глобал Хок» как о беспилотном комплексе в структуре национальной безопасности после его сертификации (несмотря на перерасход выделенных денежных средств), ВВС США пришлось признать наличие технических проблем с сенсорным оборудованием EISS, особенно в части его функционирования в инфракрасном диапазоне даже при нахождении БЛА прямо над целью. Оказались ограниченными функции и системы радиотехнической разведки ASIP, разработанной с целью получения разведывательной информации через слежение за коммуникативными системами и комплексами противовоздушной обороны противника. Такой вывод последовал из отчета о проведении испытаний. Хотя система ASIP фиксировала большое количество внешних сигналов, но возникали трудности с их геолокацией (географическим определением местоположения), что сказывалось на точности наведения на цель другого самолета или оружия. Компания Нортроп Грумман вынуждена была наметить ряд корректирующих мероприятий для решения этих технологических проблем – система ASIP была доработана как для БЛА «Глобал Хок», так и самолета-разведчика U-2 вместе со снятой с производства, но все еще находящейся в эксплуатации системой инфракрасной и радиотехнической разведки RAS IR.
По мнению фирмы Нортроп Грумман, проблем с сенсорным оборудованием БЛА «Глобал Хок» можно было избежать, если бы оно изначально разрабатывалось под этот БЛА в рамках тендера, а не когда он уже поступил в состав вооружения ВВС США.
Непростым вопросом является стоимость БЛА «Глобал Хок», расходная смета которого превышала запланированные издержки в 2005 и 2011 гг., но Пентагон решил сохранить эту программу, несмотря на то, что у него появился шанс прекратить ее выполнение. Первый перерасход средств был в значительной степени вызван недостаточным пониманием ВВС США и компании Нортроп Грумман причин увеличения габаритов БЛА при переходе от варианта RQ-4A Блок 10, рассчитанного на 1000 фунтов (454 кг) полезной нагрузки, к версии RQ-4B Блок 20/30, несущего 3000 фунтов (1362 кг) полезного груза. Блок 20/30 предназначался для размещения системы радиотехнической разведки ASIP, а также интегрированного сенсорного оборудования EISS, чтобы приблизиться к возможностям сбора многочисленных разведданных самолетом-разведчиком U-2, у которого масса бортовых сенсоров составляет 5000 фунтов (2270 кг).
Перспективы БЛА «Глобал Хок» прежде всего связывались со сбалансированностью характеристик его датчиков, несмотря на возможное ухудшение их точности и надежности по сравнению с аналогичными параметрами самолетаразведчика U-2.
Что касается стоимости, то ее значительный рост компания Нортроп Грумман объясняет возможностью БЛА длительно находиться в воздухе. Аналитики из этой же фирмы заявляют о не совсем корректном алгоритме сравнения затрат на проект БЛА «Глобал Хок» и поддержку эксплуатации U-2. Дело в том, что ВВС считают отдельно издержки по статьям «безопасность» (надежность функционирования) и «обеспечивающая инфраструктура» как для «Глобал Хок», так и U-2.
В 2011 г. ВВС США запросили 400 000 долл. на статью «безопасность» для самолета-разведчика, в то время как заявка на аналогичное финансирование БЛА «Глобал Хок» составила 7,5 млн долл. В том же году расходы на поддержку базовой инфраструктуры U-2 составили 2 млн долл., а соответствующие издержки программы «Глобал Хок» в шесть раз превысили это значение.
Но если в основу расчета затрат положить стоимость одного полетного часа, который для БЛА «Глобал Хок» на 1500 долл. меньше, чем у самолета-разведчика U-2, то ценовой дисбаланс будет иным.
«Глобал Хок» родился из далеко идущих планов и занял видное место в арсенале ВВС. Отказ от версии Блок 40, которая еще не поступила на вооружение, нанесет очередной удар по сотрудничеству ВВС и компании Нортроп Грумман, тем более, что последней уже приходилось выслушивать публичные выговоры со стороны заказчика в ходе многолетней совместной работы по данному проекту, трудному как с технической, так и с финансовой стороны.
Вопрос о варианте Блок 40 поставлен всего через год после того, как ВВС предложили прекратить на неопределенный срок полеты аппаратов Блок 30, однако конгресс постановил продолжать их эксплуатацию до конца 2014 г. С конца 2001 г. «Глобал Хок» Блок 30 летает на боевые задания из авиабазы Аль-Дафра в Объединенных Арабских Эмиратах.
До поступления проекта федерального бюджета на 2014 фин. г. в конгресс США фирма Нортроп Грумман предприняла энергичное лоббирование по спасению полученных заказов на версии Блок 30/40. В то же время ВВС и Нортроп Грумман воздерживаются от публичных высказываний по поводу решения отказаться от варианта Блок 40.
БЛА «Глобал Хок» Блок 30 предназначен для съемки в видимой и инфракрасной областях спектра, радио- и радиотехнической разведки, а вариант Блок 40 оснащен РЛС с АФАР (размер антенны 0,46×1,22 м), разработанной в рамках «Программы оснащения унифицированной бортовой радиолокационной техникой» (Multi-Platform Radar Technology Insertion Program, MPRTIP) для слежения за движущимися наземными целями и передачи данных о них подразделениям (рис. 1). Командование ВВС отводило обоим вариантам центральную роль в модернизации средств высотной разведки, для которой с 50-х годов прошлого века применяют пилотируемые самолеты U-2, не отличающиеся надежностью. Предполагалось, что переход к беспилотным летательным аппаратам не только позволит сни- зить затраты на сбор разведывательной информации, но и увеличит время пребывания в воздухе более чем вдвое и устранит риски, которым подвергались летчики.
Рис. 1. Снимки земной поверхности разного масштаба, полученные одновременно РЛС с АФАР БЛА «Глобал Хок» Блок 40 с высоты 13 500 м над Йоханнесбургом (шт. Калифорния). (На правом снимке видны столбы ограды земельного участка, отмеченного квадратом на левом снимке)
Финансирование программы работ по БЛА «Глобал Хок» резко возросло в связи с террористическим актом 11 сентября, после которого ВВС нашли для его экспериментальных и серийных вариантов неожиданное применение в Ираке и Афганистане. Вообще, по словам руководителей программы, «Глобал Хок» применялся для разведки почти во всех горячих точках планеты: на Гаити после землетрясения в январе 2010 г., в Японии после землетрясения и цунами в марте 2011 г., в Египте и соседних странах во время «арабской весны» 2011 г., а недавно – в Мали.
Вместе с тем не следует сводить проблемы с вариантом Блок 40 только к финансовым трудностям, переживаемым Пентагоном. Дело в том, что миллиардные ассигнования на разработку и внедрение версий Блок 30 и 40 имели не только положительные, но и отрицательные последствия. От подрядчика заказчик стал требовать увеличения габаритных размеров беспилотника и установки на него новых целевых устройств.
Стремясь удовлетворять насущные потребности командования ВВС, фирма Нортроп Грумман усложняла конструкцию «Глобал Хок». Кроме того, для снижения технических рисков проектирование сопровождалось отработкой технических решений на промежуточных опытных образцах (spiral development), из которых вырастали все новые и новые варианты «Глобал Хок».
В итоге, по словам одного из сотрудников Пентагона, у заказчика возникло ложное представление, что БЛА «Глобал Хок» может делать все для всех и притом с меньшими затратами, чем высотный разведчик U-2. На самом же деле оказалось, что при всех достоинствах этого БЛА над полем боя анализ добываемой им информации и доведение его результатов до потребителей стоят намного больше, чем предполагалось. Кроме того, дважды – в 2005 и 2011 гг. – имел место перерасход средств на разработку. «Он стоит намного больше, чем нам говорят», — признается генерал М. Хостидж, возглавляющий Боевое авиационное командование ВВС.
И хотя сокращения бюджета сами по себе не смертельны для «Глобал Хок», они ставят ВВС перед выбором. Проведенный в последние годы анализ программы работ выявил в ней существенный дефект: «Глобал Хок» не способен превзойти U-2 по тактикотехническим характеристикам, что в современной финансовой ситуации закрывает ему путь в арсенал ВВС. Утверждения приверженцев БЛА о том, что от его первых вариантов не требовалось превосходства над U-2, дела не меняют. А в ответ на их жалобы на постоянные корректировки тактикотехнических требований сторонники U-2 указывают на просчеты при формировании тактикотехнических требований к беспилотнику – слишком малую заложенную в ТТТ мощность двигателя варианта Блок 30, ограничившую его полезную нагрузку.
Что касается версии Блок 40, то ее судьба должна быть решена всего через несколько месяцев после поступления первых образцов в Афганистан.
А пока военные кураторы работ по «Глобал Хок» заняты подготовкой комплексной оценки эксплуатационных характеристик (operational utility evaluation) Блок 40, которая должна быть проведена перед отправкой его в Афганистан. По словам кураторов на авиабазе Райт-Паттерсон (шт. Огайо), ее цель – выяснить, способен ли беспилотник и его РЛС с АФАР к реализации функции обнаружения целей. Программа оценки была утверждена заместителем министра обороны Э. Картером в апреле 2012 г.
В оценочных испытаниях будут использованы два БЛА «Глобал Хок», которые выполнят в общей сложности четыре длительных самолетовылета. В частности, будет проанализирована способность операторов беспилотника и его системы наблюдения к применению «Глобал Хок» Блок 40 в реальных боевых условиях. Пока, по утверждению представителей ВВС, беспилотник продемонстрировал способность выполнять боевые задачи начального уровня и задержек с его отправкой в Афганистан не ожидается.
Комплексная оценка эксплуатационных качеств БЛА «Глобал Хок» Блок 40 – важный этап для компании Нортроп Грумман, особенно в части бортовой РЛС, на испытания которой ушло в общей сложности 454,9 ч. Войскам в Афганистане нужны средства воздушного наблюдения с широкими возможностями, и фирма готова к демонстрации боевых качеств нового варианта беспилотника на театре военных действий.
Однако вопрос о принятии «Глобал Хок» Блок 40 на вооружение будет решаться на основании результатов заключительных войсковых испытаний, включая оценку работы РЛС в различных режимах, которые будут проводиться Пентагоном и начнутся не ранее мая 2014 г. Следует отметить, что в бортовой РЛС предусмотрены не только обзор земной поверхности и слежение за движущимися наземными целями, но и уникальная возможность работы в этих двух режимах одновременно. С другой стороны, как говорят представители ВВС, реализацию некоторых первоначально запланированных функций, таких, как селекция цели в плотной группе (при высокой разрешающей способности по дальности), пришлось отложить, по крайней мере, до 2016 фин. г. по причине ее технической сложности.
Надо также отметить, что Блок 40 не пользуется поддержкой никакой влиятельной группы в Пентагоне и его шансы на выживание оцениваются там как 50 на 50. Дело в том, что задачи, для которых он предназначен, уже решаются воздушной системой «Джойнт Старз» (Joint Stars), размещенной на самолете Боинг-707 и разработанной также компанией Нортроп Грумман. Поскольку система «Джойнт Старз» собирает данные только для сухопутных войск, ВВС не проявляют к ней особого интереса.
На сегодня, по словам ответственных сотрудников компании, Нортроп Грумман передала военным 16 машин из 31 запланированной к производству единицы «Глобал Хок» Блок 30, а также 8 из 11 заказанных единиц Блок 40. Изготовление обеих партий продолжается и будет завершено в 2014 г. Они производятся на заводе фирмы Нортроп Грумман в Мосс-Пойнте (шт. Миссисипи) (табл. 1).
Если заказ на вариант Блок 40 будет аннулирован, то у ВВС останется шесть единиц «Глобал Хок» Блок 20, четыре из которых были в короткий срок оснащены связной аппаратурой, разработанной для Центрального командования в рамках программы «Воздушный тактический узел связи» (Battlefield Airborne Communications Nodе). Наряду с ВВС беспилотник привлек внимание ВМС, которые выбрали его в качестве воздушной платформы по проекту «Дальний морской дозор» (Broad Area Maritime Surveillance, BAMS). На разработку новой системы наблюдения и производство 68 беспилотных летательных аппаратов до 2028 г. под названием «Тритон» (Triton), которые станут дополнением к патрульным самолетам P-8, выделено 11,4 млрд долл. По утверждению сотрудников Пентагона, проект «Дальний морской дозор» наверняка будет осуществлен.
По заявлению официальных представителей ВМС, экономия средств от этой сделки может быть ощутимой, даже несмотря на потенциальный отказ от Блок 30. ВВС и ВМС по-прежнему вынашивают планы относительно единой и совместной платформы БЛА как для задач морской широкозонной разведки, так и внеокеанического воздушного патрулирования. Основные варианты конфигураций будут рассмотрены в ближайшее время; БЛА «Глобал Хок», состоящие на вооружении ВВС, в настоящее время базируются на авиабазах ВВС США Бил (шт. Калифорния) и Гранд-Форкс (шт. Северная Дакота).
Компания Нортроп Грумман «разочарована» таким решением ВВС и ВМС. Дело в том, что БЛА «Глобал Хок» Блок 40 разработаны под их оснащение РЛС на базе мультиплатформенной технологии MP-RTIP для наблюдения за поверхностью земли и уже поставляются в ВВС США. Достигнутое соглашение между ВВС и ВМС потребует внесения изменений в конструкцию БЛА, что вызовет простой сборочного конвейера уже готовой производственной линии под мелкосерийное производство Блок 40.
За пределами США БЛА «Глобал Хок» может найти применение в создаваемой НАТО системе воздушного мониторинга наземной поверхности AGS (Alliance Ground Surveillance). Ожидается заказ на 5 — 8 ед. Блок 40 с дополнительными режимами обзора (включая работу над морем). Таким образом, все восемь «Глобал Хок» Блок 40, поступившие в ВВС США, могут найти применение, если последние решат отказаться от него. Южная Корея рассматривает возможность закупки четырех БЛА Блок 40. Кроме того, один «Глобал Хок» куплен Германией в качестве платформы для радио- и радиотехнической разведки. Министерством обороны этой страны рассматривается вопрос о приобретении еще четырех единиц таких беспилотников; первый «Евро Хок» на базе «Глобал Хок» для Германии планировали к поставке в 2012 г. при потенциальной продаже еще четырех БЛА. Но согласно [3] министерство обороны ФРГ решило отказаться от планов принятия на вооружение германских ВВС беспилотного летательного аппарата «Евро Хок», несмотря на вклад ведомства в размере 1,3 млрд евро в данный проект. Об этом официально сообщил представитель министерства.
Как ранее отметила газета «Франкфуртер альгемайне цайтунг», принять это решение минобороны Германии могло намного раньше, что позволило бы избежать многомиллионных финансовых вливаний. По информации издания, профильным ведомствам, которые отвечают непосредственно за закупку БЛА, «уже на протяжении нескольких лет было известно, что недоработки, из-за которых аппарат не может быть принят на вооружение, не могут быть устранены». Однако средства продолжали вкладывать.
Рис. 2. Хронология работ по программе БЛА «Глобал Хок»
Еще около десяти лет назад было известно, что БЛА «Евро Хок» не оснащен системой, предупреждающей о столкновении в воздушном пространстве, и программирует маневр автоматически, без команды из наземного центра управления, хотя БЛА и способен обнаруживать позиции ракет и радиолокационных систем противника, одновременно осуществляя запись информации, передаваемой по радио- и телевизионным каналам. («Евро Хок» создан на базе беспилотника «Глобал Хок», вот уже много лет состоящего на вооружении ВВС США. Размах крыла достигает 40 м, масса — 15 т, длина — 14,5 м. Беспилотник способен подниматься на высоту до 20 км и преодолевать расстояние до 6000 км без дозаправки). Наличие такой системы обязательно для полетов над территориями 190 стран – членов Международной организации гражданской авиации. Таким образом, для БЛА было бы крайне проблематично долететь до любой горячей точки. Более того, в Германии должны были учесть, что использовать такой беспилотник в запретных зонах военного назначения также было бы невозможно, так как для этого требуется подробная техдокументация, а США ее предоставлять не намерены из соображений безопасности. На рис. 2 представлена хронология работ по проекту «Глобал Хок».
В настоящее время, компания Нортроп Грумман готовит рекламную кампанию «по спасению БЛА Блок 30».
Начало летных испытаний БЛА «Тритон»
Несмотря на продолжающиеся дебаты между ВВС США и компанией Нортон Грумман о судьбе семейства БЛА «Глобал Хок», начались летные испытания разведывательного БЛА морской авиации «Тритон», финансируемые ВМС США, который, продолжая линию БЛА «Глобал Хок», обладает более высокой живучестью и надежностью бортовых систем [4].
Первый полет БЛА «Тритон», состоявшийся 22 мая 2013 г., не только интенсифицирует действия фирмы Нортроп Грумман в отношении БЛА «Глобал Хок», но также возрождает, с одной стороны, надежду на его зарубежные поставки, а с другой – на действия ВМС по расширению боевых функций этого типа БЛА применительно к задачам военно-морского флота. Полет БЛА MQ-4C «Тритон», принятие которого на вооружение запланировано на 2015 г., состоялся через несколько дней после катапультного пуска ББС Х-47В с палубы авианосца ВМС. БЛА ВМС США «Тритон», по утверждению руководителя этой программы, после его развертывания в 2016 г. станет первым беспилотным авиационным комплексом (БАК) ВМС, который, заменив пилотируемую разведывательную систему, возьмет на себя выполняемые ею в настоящее время задачи (рис. 3).
Рис. 3. Первый полет БЛА MQ-4C
Полет продолжался 80 мин в ограниченном воздушном коридоре около авиабазы Эдвардз (шт. Калифорния). Это был первый из нескольких запланированных (до девяти) полетов, выполняемых с целью расширения полетных режимов, которые должны заложить основу обширных летных испытаний бортовых систем на авиационной базе ВМС в Патаксент-Ривер (шт. Мэриленд). Хотя полет состоялся на пять месяцев позже, чем было запланировано при выкатке БЛА MQ-4C в июне 2012 г., он, тем не менее, является показателем успешного продвижения ВМС в направлении беспилотного морского патрулирования больших площадей на больших дальностях в рамках новой воздушно-морской стратегической концепции, ядром которой является Азиатско-Тихоокеанский регион. Пакет решаемых на этом ТВД оперативно-тактических задач предполагает замену устаревшего парка патрульных самолетов ВМС Р-3 «Орион» на комбинацию из 117 морских патрульных самолетов Р-8А «Посейдон» фирмы Боинг, разработанных на базе 737-й авиаплатформы этой же компании, и 68 БЛА MQ-4C «Тритон» наземного базирования.
MQ-4C – перспективный вариант БЛА «Глобал Хок» фирмы Нортроп Грумман, разрабатывается с 2008 г. по программе BAMS (Broad Area Maritime Surveillance – БЛА для разведки морской акватории), на которую выделены ассигнования в сумме 1,16 млрд долл. ВМС планируют закупить 70 машин, включая два экспериментальных БЛА, потратив 13 млрд долл.
Первый полет MQ-4C позволит предотвратить преждевременное прекращение работ по варианту RQ-4В для ВВС США из-за проблем с его стоимостью и функционированием датчиков. (Германия уже объявила о своем отказе финансирования в размере 655 млн долл. программы БЛА «Евро Хок» в части его оснащения собственным комплектом оборудования радиотехнической разведки SIGINT по причине трудностей с сертификацией этого БЛА в воздушном пространстве страны; пока у Германии имеется один такой БЛА, и она не намеревается приобретать еще четыре ранее запланированных). К первому полету БЛА «Тритон» проявила также интерес Австралия, направившая запрос в компанию Нортроп Грумман по поводу его стоимости и характеристик. Являясь партнером по программе Р-8 и объявив о закупке в 2014 г. восьми самолетов этой модели, Австралия намеревается заменить свои самолеты АР-3С фирмы Локхид Мартин на Р-8А и рассматривает MQ-4C в качестве кандидата в рамках национальной программы AIR 7000 по созданию авиакомплексов морской разведки. Также интерес к БЛА «Тритон» проявила Индия – реальный заказчик самолета Р-8.
ВМС надеются развернуть первые три БЛА «Тритон» на этапе поступления опытных образцов боевой техники в войска в 2016 г. в 5-м авиасоединении, расквартированном в Персидском заливе. Начальная плановая оперативная готовность намечена на момент прибытия четвертой машины. Вторая партия MQ-4C предназначена для боевых действий в Азии и на Тихом океане; третью, по словам адмирала в отставке Ш. Бака, бывшего командующего группой патрулирования и разведки ВМС США, отправят в район Средиземного моря.
К первому из двух экспериментальных БЛА «Тритон» SDD-1 через 2 — 3 мес. Присоединится SDD-2. В начале 2014 г. на базе в ПатаксентРивер к этим двум аппаратам добавится третий экспериментальный MQ-4C для проведения испытаний по оценке воздействия электромагнитных помех. Полеты на первом этапе будут осуществляться один раз в 7 — 10 дней; их продолжительность будет постепенно увеличиваться и в конце концов достигнет около 12 ч.
Возникшие технические проблемы с бортовым комплексом управления выполнением боевого задания и управляющими поверхностями привели к отсрочке первого полета БЛА «Тритон». Из-за возникновения флаттера потребуется доработка конструкции крыла, ослабляющая воздействие полетных вибраций. (По сообщению фирмы Нортроп, будет добавлен противовес к рулю направления и высоты на V-образном оперении). БЛА MQ-4C в силу своего полетного профиля должен обладать возможностью полета на меньших высотах, чем БЛА ВВС «Глобал Хок».
Параллельно с этим и испытаниями продолжается летная отработка основного агрегата БЛА «Тритон» – его многофункциональной РЛС кругового обзора MFAS (Multifunction Activ Sensor) на борту самолета «Гольфстрим-2». Работы по программе MFAS идут с опережением графика. Оснащение двух экспериментальных БЛА РЛС MFAS намечено на начало 2014 г., до проведения основных летных испытаний в Патаксент-Ривер, но семейство датчиков наблюдения и связи уже присутствует на борту экспериментальных БЛА в летных испытаниях.
РЛС MFAS предназначена для обнаружения, сопровождения и классификации морских целей в режимах инверсного синтезирования апертуры (ISAR) и SAR. В качестве вспомогательного оборудования для селекции целей на борту БЛА MQ-4C установлена система автоматического распознавания (AIS), функционирующая в метровом диапазоне длин волн (частотном спектре VHF). AIS способна синтезировать и обрабатывать данные о перемещениях морских объектов, находящихся в мировом океане.
В 2015 г., на год позже, чем планировалось, должно начаться мелкосерийное производство БЛА «Тритон». Этот вынужденный перерыв в производстве вызван категорическим отказом ВВС от закупки дополнительного количества БЛА «Глобал Хок», вплоть до консервации БЛА, состоящих на вооружении. Но согласно последней информации [4], конгресс, оказывая давление на ВВС, настаивает на приобретении еще трех таких БЛА (№ 19-21), даже несмотря на открытость вопроса о финансировании военных операций на период после 2014 г. Но ВВС, тем не менее, ожидают поставки двух БЛА «Глобал Хок» Блок 30 для сбора видеоинформации и еще двух БЛА Блок 40, оснащенных РЛС наблюдения за наземными целями.
Руководство фирмы Нортроп Грумман предложило договориться с ВВС о фиксированной цене на этот тип беспилотников, чтобы снизить расходы на эксплуатацию варианта Блок 30 и заменить комплект ненадежных датчиков наблюдения EISS (Enhanced Integrated Sensor Suite) фирмы Рейтеон устройством формирования изображения с самолета U-2. Это позволит зафиксировать затраты на материальнотехническое обеспечение и снизить на 40% стоимость летного часа БЛА «Глобал Хок».
Президент фирмы Нортроп Грумман Аэроспейс Системз согласен, что данные меры являются следствием жестких споров с ВВС о необходимости снижения расходов на эксплуатацию и обслуживание БЛА, с одной стороны, а с другой – увеличения дальности полета и разрешающей способности разведывательного БРЭО. В последнем докладе конгрессу ВВС отмечают, что стоимость летного часа для самолета U-2, на смену которому должен прийти БЛА «Глобал Хок», и беспилотного авиационного комплекса «Тритон» приблизительно одинакова и составляет 33 564 долл. Хотя стоимость, по утверждению начальника штаба ВВС, и является важным моментом в трениях с ВВС, но несущественным фактором: командование ВВС настаивает на развертывании бортовой системы оптоэлектронной разведки SYERS производства фирмы Гудрич, недавно установленной на самолете U-2. Некоторые военные даже готовы вернуться к прежней системе видеорегистрации на обыкновенную видеопленку (кстати, этот метод остается востребованным, особенно в случаях проверки (верификации) достоверности видеоданных и их трансляции союзникам).
Как результат, фирма Нортроп пойдет на комплексирование SYERS-2В с БРЭО БЛА «Глобал Хок», в частности, видеокамерой ОВС (Optical Bar Camera). Cтоимость работ составит около 487 млн долл. ВВС также предлагают снять с БЛА «Глобал Хок» РЛС SAR, установленную в нижней части фюзеляжа, и разместить датчики от самолета U-2.
Командование ВМС, напротив, сообщает об успешности продолжения работ по программе БЛА «Тритон». В табл. 2 приведены массогабаритные и тактико-технические характеристики MQ-4C «Тритон» и RQ-4B «Глобал Хок».
Таблица 1
1 Блок 0 составляли экспериментальные образцы, созданные в рамках «Войсковой оценки перспективных технических решений» (Advanced Concept Technology Demonstration) – программы министерства обороны США.
2 ВВС США намерены прекратить полеты полученных машин Блок 30 и отказаться от приобретения остальных, однако конгресс постановил оставить в эксплуатации 21 ед.
3 Ожидается дополнительный заказ на 4 ед. беспилотника.
Т а б л и ц а 2
* Общее количество подлежит уточнению. Источники: фирма Нортроп Грумман, Главное контрольно-финансовое управление (GAO) МО и ВВС США.
Источники информации
1. Aviation Week & Space Technology, II/2012, p. 34 — 36.
2. Aviation Week & Space Technology, II/2013, p. 22 — 24.
3. Материалы сайта http://www.itar-tass.com от 15.05.13.
4. Aviation Week, V/2013, p. 22, 23.
russiandrone.ru
Что представляет собой американский беспилотник RQ-4 Global Hawk? | Справка | Вопрос-Ответ
Стратегический беспилотный летательный аппарат ВВС США RQ-4 Global Hawk, вылетевший с авиабазы Сигонелла на Сицилии, совершил разведывательный полет вблизи Крыма. Самолет приблизился к полуострову со стороны Черного моря и территории Украины, затем, войдя в воздушное пространство Украины у побережья Николаевской области, продолжил полет на восток от Херсона до Мелитополя. Беспилотник приблизился на 217 км к линии разграничения под Донецком, а на обратном пути пролетел над Кировоградской и Винницкой областями Украины, Молдавией, Румынией, Болгарией и Грецией.
RQ-4 Global Hawk — американский стратегический разведывательный летательный аппарат. Может патрулировать в течение 30 часов на высоте до 18 000 метров. Стоимость единицы оценивается до 140 млн, час полёта стоит 31 тыс. долларов.
Первый полет совершил 28 февраля 1998 года с авиабазы ВВС США в Калифорнии. Первый аппарат Global Hawk был передан ВМС США в 2004 году и приступил к выполнению боевых задач в марте 2006 года.
Эксплуатируется ВВС США, ВМС США, НАСА, Австралией, Германией. Также беспилотники планируют закупить Канада, Испания, Япония и Новая Зеландия.
Тактико-технические характеристики
Конструкция
Фюзеляж RQ-4 Global Hawk изготовлен из алюминиевых сплавов. Крыло полностью выполнено из композиционного материала на основе углеволокна. V-образное хвостовое оперение также сделано из композиционных материалов.
Двигатель
Аппарат оснащен турбовентиляторным двигателем Allison Rolls-Royce AE3007H с тягой 31,4 кН и способен нести полезную нагрузку массой до 900 кг.
Оборудование
Global Hawk оснащен интегрированной системой наблюдения и разведки HISAR (Hughes Integrated Surveillance & Reconnaissance). Комплекс включает радар SAR/MTI, а также оптический и инфракрасный сенсоры. Все три подсистемы могут работать одновременно, а их данные обрабатываются единым процессором. Цифровые данные могут передаваться на землю в режиме реального времени в пределах прямой видимости или через спутниковый канал со скоростью до 50 Мбит/с.
Летные характеристики:
- макс. скорость в горизонтальном полете, км/ч — 800
- макс. крейсерская скорость на оптимальной высоте, км/ч — 650
- дальность полета, км — 24985
- продолжительность полета с максимальной заправкой, ч — 36
Масса, кг:
- пустого — 3851
- максимальная взлетная — 12111
Размеры, м:
- размах крыла — 35,40
- длина, м — 13,50
- высота — 4,70.
Смотрите также:
aif.ru
Арктическая версия БПЛА RQ-4 Global Hawk для Канады
Канадское правительство обеспокоено гонкой разных стран за природные ресурсы Арктики. Этим воспользовались американские компании и предложили средство контроля над арктической территорией, у нее в данное время совсем ограниченные возможности по контролю ситуации в арктическом регионе – это несколько самолетов «Aurora CP 140» и один спутник типа «Polar». Они собирают информацию по территории Арктики в течение 3-х недель. А беспилотник с современным оборудованием сможет не только сократить это время в несколько раз, но и предоставит информацию самого высокого качества.Две компании из США — L-3 MAS и Northrop Grumman предложили использовать военному ведомству Канады переработанный беспилотник Polar Hawk, который создан на базе БПЛА Global Hawk и является специализированной версией для использования его в качестве разведывательного аппарата над арктической территорией, принадлежащей канадскому государству.
Оборудование разведки, установленное на летательном аппарате, и его характеристики пока не раскрываются. Как сообщается, данный арктический беспилотник будет отличаться от базовой версии «Global Hawk» некоторыми конструкционными изменениями и электронными системами. Эти изменения помогут «Polar Hawk» совершать разведывательные полеты над Арктикой, где всегда царствует минусовая температура. С помощью одного летательного аппарата МО Канады сможет осуществлять контроль территории в 22 000 километров.
Как следует из предложения американских компаний, Канада смогла бы использовать арктический беспилотник «Polar Hawk» для наблюдения и контроля за:
— ледовой обстановкой;
— движением ледовых полей;
— мореходной обстановкой в арктической зоне;
— прибрежной арктической территорией.
Polar Hawk может находиться в небе в течение 1.5 дней, на максимальной высоте до 18500 метров. Скоростные характеристики, скорее всего, остались неизменны от Global Hawk и равны 800 км/ч.
Основные характеристики Global Hawk:
— длина — 13.5 метра;
— высота — 4.2 метра;
— крыло -35 метров;
— максимальный взлетный вес – 15 000 килограмм;
— силовая – ТВДД «AE3007H»;
— тяга – 31.4 кН;
— полезная нагрузка – 900 килограмм;
— оборудование: сенсоры с высокой четкостью, система РЭБ, система ретрансляции, аппаратура РЭР.
Данное предложение имеет свою предысторию – в начале 2012 года американские военные объявили о намерении полностью отказаться от дальнейшего приобретения, эксплуатации имеющихся БПЛА RQ-4 Block 30. По планам Пентагона, должно было бы построено 42 экземпляра данной серии и 14 БПЛА уже находятся на вооружение ВВС Соединенных Штатов. Полученные аппараты законсервируют и уберут в резерв, а новых БПЛА RQ-4 Block 30 закупать не будут. Это произошло вследствие большой стоимости и техобслуживания данных БПЛА. Это, конечно, не повлияет на разработку модификации «Global Hawk», однако снизится общий темп проводимых работ. Разработка же морского варианта «MQ-4C BAMS» беспилотника на его базе прекращена не будет. Разработка RQ-4 Block 40 продолжается и полностью финансируется военным ведомством Соединенных Штатов.
Заинтересованные государства по Арктике:
— Соединенные Штаты Америки;
— Российская Федерация;
— Норвегия;
— Дания;
— Канада.
Кроме этих государств, ряд стран также претендует на «дележ» Арктики. Поэтому с каждым годом ситуация вокруг нее накаляется. Серьезным беспокойством для Канады, стало известие о российской подводной лодке, которая ушла на Северный полюс для установки на глубине российского флага.
Канада ответила обещанием в скором времени построить порт на Нанисивике, расположенном на севере Баффиновой земли. Тогда Канада заявила, что она реально оценивает ситуацию и если она не начнет пользоваться ресурсами Арктики, то это сделает кто-то другой. Примерная стоимость беспилотника колеблется в районе 30-50 миллионов долларов, а с учетом того что для обеспечения полного (круглосуточного) контроля над арктической территорией Канаде потребуется купить минимум 3 экземпляра, то общая сумма затрат составит до 150 миллионов долларов и это без учета будущих эксплуатационных издержек.
Возможно, что закупка арктических беспилотников в Канаде произойдет по Первой части оборонной стратегии, по которой она планировала приобрести несколько патрульных кораблей для примерно этих же целей, однако подтверждения о возможной закупке БПЛА «Polar Hawk» от МНО Канады до сих пор не поступало.
P.S. Фото предоставленные в статье не являются фотографиями «Polar Hawk», так как он пока является проект-предложением.
Источники информации:
http://lenta.ru/news/2012/06/01/polarhawk/
http://www.pcavia.ru/ycow/2012/06/03/minoborony-kanady-predlozhili-dorabotannuyu-versiyu-bespilotnika-rq-4-block-30-global-hawk.html
topwar.ru
RQ-4 Global Hawk оснастят боевым лазером » Военное обозрение
Агентство по противоракетной обороне США (Missile Defense Agency, MDA) ищет беспилотник, способный лазером уничтожать баллистические ракеты. Как сообщает портал flightglobal.com, Northrop Grumman планирует моденизировать свой беспилотный летательный аппарат (БПЛА) RQ-4 Global Hawk, чтобы тот соответствовал заявленным требованиям MDA, передает «Warspot»Агентство по противоракетной обороне США в июне текущего года опубликовало запрос на предоставление информации для создания БПЛА типа HALE (high-altitude, long-endurance), способного нести боевой лазер. В запросе указывалось, что беспилотник должен быть способным подниматься на высоту более 19 км и нести полезную нагрузку массой от 2,3 до 5,7 т. В военном командовании считают, что беспилотник, оснащенный лазером определенной мощности, способен уничтожать межконтинентальные баллистические ракеты в так называемой фазе разгона.
Запрос MDA выходит далеко за возможности, для которых проектировался Global Hawk. Мы готовы быстро модернизировать наш беспилотник до минимальных требований агентства по противоракетной обороне, а затем работать над новыми модификациями, которые смогут полностью удовлетворить запрос MDA
— рассказал Майк Лайонс, руководитель программы Global Hawk в компании Northrop Grumman.Согласно технической документации, БПЛА RQ-4 Global Hawk может подниматься на высоту до 18 км и нести до 1,3 т полезной нагрузки. Но, по словам Майка Лайонса, часть оборудования беспилотника не менялась еще с 90-х годов, когда он был разработан, и если его заменить, то можно существенно увеличить полезную нагрузку.
Агентство по противоракетной обороне США уже несколько десятилетий заказывает разработки самолетов, способных нести лазерное вооружение и уничтожать баллистические ракеты. Известно, что еще в 80-е годы были испытаны первые прототипы подобного оружия, а в 2014 году была закрыта программа по созданию самолета Boeing YAL-1, который успешно уничтожал ракеты в ходе тестирования, но из-за сокращения военного бюджета его разработка была прекращена. Но в последние годы Минобороны США вновь активно финансирует программы по созданию лазерного оружия и MDA пробует воссоздать закрытые ранее программы уже на базе беспилотника.
topwar.ru
БПЛА RQ-4 GLOBAL HAWK. НОВОСТИ 2013 — 2016 STRATEGIC RECONNAISSANCE RECONNAISSANCE UAV RQ-4 GLOBAL HAWK. NEWS 2013 — 2016 14.09.2013 11.11.2013 21.11.2013 31.12.2013 ВООРУЖЕННЫЕ СИЛЫ КИТАЯ 17.01.2014 БПЛА NORTHROP GRUMMAN MQ-4C TRITON
18.09.2014 18.12.2014 11.01.2015 ВООРУЖЕННЫЕ СИЛЫ ИНДИИ МИРОВАЯ ТОРГОВЛЯ ОРУЖИЕМ 06.03.2015 06.06.2015 МИРОВАЯ ТОРГОВЛЯ ОРУЖИЕМ 19.12.2015 08.02.2016 02.03.2016 06.05.2016 29.07.2016 25.08.2016 17.10.2016 ВОЕННОЕ ПРОТИВОСТОЯНИЕ НА ГРАНИ ИНЦИДЕНТОВ НАТО ОРГАНИЗАЦИЯ СЕВЕРОАТЛАНТИЧЕСКОГО ДОГОВОРА СТРАТЕГИЧЕСКИЙ РАЗВЕДЫВАТЕЛЬНО-УДАРНЫЙ БПЛА RQ-4 GLOBAL HAWK (США) |
bastion-karpenko.ru
Global Hawk | Армия и вооружение
Беспилотный летательный аппарат RQ-4 Global Hawk (в процессе создания назывался Tier II+), разработанный компанией Northrop Grumman (ранее, Ryan Aeronautical), активно используется ВВС и ВМФ США в разведывательных операциях.
Роль RQ-4 Global Hawk схожа с задачами, которые ставились в 1950 году шпионскому самолету Lockheed U-2. Это чрезвычайно полезный инструмент разведки и наблюдения. Для выполнения поставленных задач RQ-4 оборудован радаром с синтезрованной апертурой, который работает сквозь облака и песчаные бури, а также электрооптической/ИК (ЭО/ИК) системой формирования изображения, которая способна записывать свыше 100000 км земли в день на площади 200 км. При включении точечного режима, съемка производится покадрово, и за день может быть получено свыше 1900 изображений областей 2 х 2 км с разрешением 1 м.
Спектр задач, возлагаемых на Global Hawk, включает разведку для обеспечения войск информацией в мирное и военное время. Согласно ВВС, применение аппарата повышает точность прицеливания высокоточного оружия, а также повышает защиту войск на передовой.
Стоимость одной машины составляет около 35 млн.$ (вместе с разработкой, стоимость достигает 123.2 млн.$).
Разработка
Первые 7 аппаратов создавались в рамках программы «Демонстрации передовых технологий» (ACTD), финансируемой DARPA, и предназначались для оценки возможностей выполнения специальных задач. Мировая обстановка обеспечила высокий спрос на данный БПЛА, и первые прототипы сразу были отправлены в Афганистан.
Производство RQ-4 Global Hawk стартовало довольно необычно, потому что штучные экземпляры выпускались параллельно с непрекращающейся разработкой. Было изготовлено девять БЛА Блок 10 (иногда их называют модель RQ-4A), два из которых сразу приобрели ВМФ Соединенных Штатов. Три аппарата отправили в Ирак. Последние БЛА Блок 10 были получены в 26 июня 2006 года.
Для повышения характеристик аппарата видоизменили его корпус, вытянули носовую часть и крылья. Новая модель, именуемая RQ-4B Блок 20, могла нести 1360 кг во внутренних отсеках. Образец Блок 20, 17-ый произведенный Global Hawk, был продемонстрирован 25 августа 2006 года. 1 марта 2007 года аппарат совершил свой первый полет от авиабазы Plant 42 в Палмдейле, Калифорния до базы ВВС Эдвардс. Доводка БПЛА Блок 20 продолжалась и в 2008 году. Следующие модификации аппарата — Блок 30 и 40, разработанные в 2008-2010 году, имеют схожие с Блок 20 размеры.
Перерасход средств
Перерасход средств во время создания Global Hawk поставило программу на грань закрытия. Перерасход на один образец в середине 2006 года составил 25% от оценочной, что являлось необоснованным. Тем не менее, в июне 2006 года программа создания Global Hawk была реструктурирована. Из-за того, что наметилось отставание производства и разработки, окончательный операционный оценочный доклад военно-воздушных сил был отложен с августа 2005 года до ноября 2007. В марте доклад опубликовали, в нем запланировали выпуск 54 аппаратов до 2015 года. План также подразумевал продажу Global Hawk пяти странам, включая США и Германию.
Версия для ВМФ США
Флот Соединенных Штатов приобрел два образца Блок 10, обозначаемые N-1 (BuNo 166509) и N-2 (BuNo 166510), для оценки его применимости в морском патрулировании. Изначально, в течение нескольких месяцев они испытывались на авиабазе Эдвардс, а позднее, 28 марта 2006 года, были перебазированы на авиабазу ВМС США в Патуксент Риве (NAS Patuxent River) для участия в программе «Global Hawk Maritime Demonstration» GHMD. Эскадрилья VX-20 была укомплектована системами GHMD.
Аппараты GHMD первое время в июле 2006 годы совершали полеты в береговой зоне мирового океана (Rim of the Pacific). Хотя RIMPAC испытания проходили в близости от Гавайев, аппарат взлетал из базы Эдвардс, что требовало перелета на 4000 км до операционной зоны. Было выполнено 4 полета, которые включали 24 часа непрерывного морского наблюдения, координируемого военными кораблями США Abraham Lincoln и Bonhomme Richard. Программа испытаний состояла из поддержания морской ситуативной осведомленности, выслеживания по следу и сканирования местности.
Изображение с Global Hawk передовалось на авиабазу в Патуксент Риве, которая обрабатывалась перед отправкой кораблям на Гавайях, таким образом, испытания характеризовались глобальным масштабом воздушной операции.
Компания Northrop Grumman представила модель RQ-4B на конкурс «БПЛА для морского наблюдения на большой территории» (Broad Area Maritime Surveillance), в результате которого должны были заключить контракт. 22 апреля 2008 года модель RQ-4N выиграла с вследствие предложенной цены, с ВМФ США был заключен контракт на сумму 1.16 млрд.$. В сентябре 2010 года RQ-4N официально переименован в MQ-4C.
Конструкция
БПЛА RQ-4 снабжен турбовентиляторным двигателем Allison Rolls-Royce AE3007H мощностью 3200 кгс/ 31.4 кН, может нести 900 кг полезной нагрузки. Фюзеляж выполнен из алюминия, полу-монококовой конструкции, в то время как крылья и хвостовое оперение сделаны из легких высокопрочных композиционных материалов.
Global Hawk является первым БПЛА, полеты которого в гражданском пространстве одобрены Федеральным управлением гражданской авиации США. Это, определенно, является достижением, и может служить основой для внедрения беспилотных пассажирских авиалайнеров.
Сравнение планера PQ-4A и PQ4B.
Интегрированные системы
Системы аппарата Global Hawk включают авиационные системы – датчики, авионику и каналы связи; наземную часть – элементы запуска и обслуживания, элементы управления с оборудованием наземной связи; обслуживающий персонал; элементы обучения кадров.
Набор интегрированных датчиков поставляется компанией Raytheon и включает радар с синтезированной апертурой (РСА), электрооптические (ЭО) и инфракрасные (ИК) датчики. Как ЭО, так и ИК датчики могут функционировать совместно с РСА. РСА имеет режим обнаружения движения наземных целей, который выдает сообщения о скорости и позициях целей. РСА и ЭО/ИК изображения обрабатываются на борту аппарата и в качестве отдельных кадров передаются элементам управления заданием. Блок управления может складывать кадры в единое изображение перед последующей отправкой. Навигация представляет собой инерциальную навигацию через систему глобального спутникового позиционирования. БПЛА Global Hawk может работать автономно, либо «на привязи» через систему спутниковой связи (Ku- и УВЧ-диапазон). Когда беспилотник работает в зоне прямой видимости, данные передаются по прямой связи.
Наземный сегмент системы Global Hawk включает блок управления заданием и элементы запуска и обслуживания, производимые компанией Raytheon. Блок управления заданием служит для планирования, управления, обработки и передачи изображений. Система запуска и обслуживания обеспечивает точную дифференциальную коррекцию системы глобального спутникового позиционирования для точного взлета и посадки, в то время как в полете используется GPS с инерциальной навигационной системой. Благодаря разобщению элементов наземной станции, каждая его часть может находиться в различной точке мира. Блок управления задание часто располагается вместе с главной точкой управления. Оба элемента помещаются в военный контейнер вместе внутренней антенной для прямой связи и оборудованием для спутниковой связи.
Global Hawk и его блок ЭО/ИК датчиков.
Комплект датчиков
Изображение кликабельно
Global Hawk несет «Интегрированную систему наблюдения и разведки Хьюз » (HISAR). HISAR дешевый аналог комплекта ASARS-2, который компания Hughes (Хьюз) разрабатывала для Lockheed U-2. HISAR также включена к авиационную систему радиоэлектронной разведки ARL-M, созданной на базе разведывательных самолетов RC-7B, которые продаются на международном рынке вооружений. HISAR совмещает РСА и индикатор движения, а также ЭО и ИК блок формирования изображений. Все три датчика контролируются за счет единого процессора. Цифровые данные от датчиков, посредством прямой связи, либо через спутник, передаются наземной станции со скоростью 50 мбит/сек в режиме реального времени.
Система РСА/индикатор движения цели функционирует в Х-диапазоне и обеспечивает несколько операционных режимов:
1. Зональный режим индикации движения может обнаружить перемещение цели в радиусе 100 км.
2. Совмещенный полосный режим РСА/индикатор движения цели обеспечивает разрешение 6 м в полосе 37 км в диапазоне 20-110 км.
3. РСА точечный режим обеспечивает разрешение 1,8 м на 10 км2, а также функции морского наблюдения.
Фотоприемники видимого и ИК диапазонов являются частью единого шарнирного механизма, и используют общий телеобъектив с фокусным расстоянием 1750 мм. Комплект может дополнительно снабжаться набором радиотехнической разведки. Для улучшения наблюдательных способностей Global Haw оборудуется набором самозащиты AN/ALR-89 компании Raytheon, включающим систему предупреждения о лазерном облучении AN/AVR-3, приемник предупреждения об облучении AN/APR-49 и систему постановки помех. Кроме того, против вражеской воздушной обороны беспилотник использует прицепную ловушку ALE-50.
В июле 2006 года на авиабазе Эдвардс ВВС приступили к испытаниям модернизированного варианта Global Hawk Блок 30 на новом полигоне Benefield Anechoic Facility (антенный полигон Бенефилд, предназначенный для тестирования авионики, требующей большие камеры с радиопоглощающим покрытием). Эта модель имела чрезвычайно чувствительный процессор SIGINT, известный как «Элемент расширенный радиоэлектронной разведки» (Advanced Signals Intelligence Payload).
В сентябре 2006 года испытания проводились вместе со специальным радаром, «Multi-Platform Radar Technology Insertion Program» (MP-RTIP), на борту самолета Proteus компании Scaled Composites. Будучи утвержденной, система была установлена на один Global Hawk. Ранее ВВС рассматривали множество вариантов MP-RTIP (известных как датчики зонального наблюдения или WAS sensor) для закрытого испытательного стенда E-10 MC2A и самолета Joint STARS.
В августе 2010 года компания Northrop Grumman представила новую версию, блок 40, которая вошла в производство. Она обладает новыми возможностями, включая радар MP-RTIP, приоритет наблюдения над разведкой. Блок 40 имеет также модифицированное шасси.
История
ВВС США
Global Hawk совершил испытательные полеты, находясь при 452-ой испытательной эскадрильи, авиабаза Эдвардс.
Действующий аппарат входит в состав 9-го разведывательного крыла, 12-ой разведывательной эскадрильи на авиабазе «Биль».
Протитипы Global Hawk ATCD использовались в Афганистане и в Ираке. С апреля 2010 года они совершают полёты по Северному пути, от авиабазы «Биль» над Канадой до Северо-Восточной Азии и обратно, значительно снизив время подлета и время патрулирования. В то время как возможности аппарата по сбору информации заслуживают похвалы, программа уже потеряла три прототипа, потеряны более чем ¼ всех беспилотников Global Hawk, участвовавших в войнах. Согласно австралийской прессе, крушения были вызваны «техническими неполадками или плохой эксплуатацией». Интенсивность отказов на 1 час полетов в 100 раз выше, чем истребителей F-16 в той же войне. Производитель отметил, что несправедливо ставить соответствие между неполадками окончательной модели и прототипами. В результате несчатных случаев были потеряны три БПЛА Global Hawk
Рекорды
В 21 марта 2001 года аппарат номер 982003, третий прототип ACTD, поставил официальный рекорд по продолжительности полета, вылетев из Эдвардса и продержавшись в воздухе 30 часов 24 минуты и 1 секунду. Беспилотник совершил перелет на 19928 метров, который позднее был побит прототипом NASA Helios.
24 апреля 2001 года БПЛА Global Hawk пролетел без дозаправки из авиабазы Эдвардс до авиабазы в Эдинбурге, Австралия, став первым беспилотным аппаратом, совершившим перелет через мировой океан. Перелет включал 13219,86 метров и занял 22 часа.
11 февраля 2010 года Global Hawk налетали 30000 боевых часов.
НАСА
В декабре 2007 года два беспилотника были переданы ВВС Соединенных Штатов Дрейденскому научному центру, авиабаза Эдвардс. Исходя из требований проведения высотных продолжительных полетов по изучению Земли, начались испытания Global Hawk. 1-, 6- и 7-ой аппараты, выполненные ещё по программе демонстрации передовых технологий, в которых более не нуждались военные, поступили на службу НАСА. Компания Northrop Grumman, являясь партнером НАСА, помогало в апробации новых технологий на беспилотнике, что открывало для него новые рынки, в том числе и область гражданского применения.
Согласно статье Scientific American (март 2010 года, p. 25-27), в октябре 2009 года Национальное агентство по аэронавтике и исследованию космического пространства проводили испытания БПЛА, тогда как в научных операциях Global Hawk начал использоваться с марта 2010. Изначально, БПЛА применялся для измерения озонового слоя и переноса загрязнений через мировой океан. Авторы статьи считают, что беспилотники могли использоваться для исследования Антарктики, когда они базировались и работали в Чили.
В августе, сентябре 2010 года один из двух аппаратов участвовал в программе НАСА «Возникновение и быстрое усиление» (Genesis and Rapid Intensification Program). Являясь высотным БЛА большой продолжительности полета, Global Hawk прекрасно подходил для мониторинга атлантического бассейна на предмет возникновения ураганов. Он оборудовался погодными датчиками, включающими радар в Ku –диапазоне, датчик отображения молний и камерами, из которых выбрасывается парашютный радиозонд (Dropsonde).
НАТО
НАТО ожидает получения 8 БПЛА Global Hawk с радарами MP-RTIP к 2012 году. Всего на проект будет потрачено 1 млрд. $, хотя контракт с Northrop Grumman ещё не заключен.
Люфтваффе
ВВС Германии установили на RQ-4B европейские датчики, окрестив его EuroHawk. Машина сохранила исходный планер, но получила разведывательное оборудование компании EADS. Германия решила заменить, в конец устаревший, разведывательный самолет Breguet Atlantic, который списан с июля 2010 года. БПЛА базируется на моделях Блок 20/30/40 RQ-4B, однако оборудуется набором SIGINT компании EADS. Комплект датчиков включает 6 подвесок на крыльях, из которых один унаследован от Global Hawk. Официально EuroHawk поступил на службу в 8 октября 2009 года, а первый полет совершил 29 июня 2010. Он несколько месяцев подвергался летным испытаниям на авиабазе Эдвардс, прежде чем, начал летать в Германии в мае 2011. Изначально, он поступил в подразделение WTD61, аэропорт Ingolstadt Manching.
Стоимость первых 5 машин составила 430 млн. € на разработку и ещё столько же на закупку.
Потенциальные операторы
Австралия рассматривала возможность приобретения нескольких аппаратов для морского и наземного наблюдения. На испытаниях в 2007 году сравнивались машины Global Hawk и RQ-1 Mariner. Если бы выбор был сделан в пользу первого, тогда Global Hawk работал бы вместе с пилотируемыми самолетами P-8A Poseidon, находясь в составе 10 и 11 эскадрильи. Эта или вторая (вместе с RQ-1 Mariner) комбинация должны к 2018 году заменить существующие самолеты AP-3C Orion. В текущей экономической ситуации правительство Австралии решило отказаться.
Канада также является потенциальным покупателем. Они хотят заменить патрульные самолеты CP-140 Aurora, предназначенные для морского и наземного наблюдения. Также новые беспилотник помогут убрать наземные пограничные службы из Арктики. Аналогичные причины побудили Испанию заключить контракт с Northrop Grumman.
Япония также хотела бы купить БПЛА, но они не могут найти средств.
Управление закупок для оборонных программ Северной Кореи крайне заинтересовано в покупке четырех RQ-4B к 2012. Они необходимы для повышения возможностей наблюдения и возвращения операционного контроля за США и Южной Кореей. Контракт оценивается в 19 млн. $. Предложение вызвало горячие споры в администрации США, которая озабочена тем, будет ли покупатель использовать новые машины для своей собственной программы разработки БПЛА.
Новая Зеландия ранее также проявляла интерес к Global Hawk, который предназначался для мониторинга Атлантического океана вокруг Антарктики и Марианских островов. Позднее покупатель обратил внимание на БПЛА IAI Heron и находящийся в разработке, запускаемый с рук, аппарат «Kahu».
Потенциальным покупателем является также Индия.
Модели
RQ-4A – первоначальный вариант ВВС, построено 16 единиц.
RQ-4B – улучшенная версия с повышенной полезной нагрузкой, размах крыльев доведен до 39,8 метров, длина до 14,5 метров. Дальность полета снизилась до 8700 км.
RQ-4E – немецкий Euro Hawk. Модель RQ-4B, оборудованная компанией EADS средствами радиотехнической разведки.
MQ-4C – первоначально именовался RQ-4N. Аппарат предназначен для зонального морского наблюдения.
KQ-4 – находится в разработке. Предположительно, будет полностью автономным аппаратом.
Миниатюрные варианты
В рамках программы «Hunter-Killer» компании Scaled Composites и Northrop Grumman также представили копию RQ-4A в масштабе 50%, названную Model 396.
Операторы
США
ВВС США
Боевое авиационное командование
9-ое разведывательное авиакрыло – авиабаза «Биль», Калифорния
1-ая разведывательная эскадрилья
12-ая разведывательная эскадрилья
53-е авиакрыло
31-я испытательная эскадрилья – авиабаза «Эдвардс», Калифорния
Командование резерва ВВС
940-ое авиакрыло – авиабаза «Биль», Калифорния
13-ая разведывательная эскадрилья — авиабаза «Биль», Калифорния
ВМФ США
НАСА
Дрейденский научный центр
Характеристики
Экипаж: 0
Длина: 13,54 м
Размах крыльев: 35,41 м
Высота: 4,62 м
Масса пустого: 3,851 кг
Масса взлетная максимальная: 10,387 кг
Силовая установка: 1 × Allison Rolls-Royce AE3007H турбовинтовой двигатель, мощностью 3200 кгс/ 31.4 кН
Максимальная скорость: 800 км/ч;
Крейсерская скорость: 650 км/ч
Дальность полета: 24,985 км
Endurance: 36 часов
Рабочий потолок: 19,812 м
——
en.wikipedia.org/wiki/Northrop_Grumman_RQ-4_Global_Hawk
commons.wikimedia.org/wiki/File:RQ-4_Global_Hawk.jpg
sobchak.files.wordpress.com/2009/08/globalhawkcutaway.jpg
1.bp.blogspot.com/_SuL-22JZ-eU/S80D6HHJt8I/AAAAAAAAITk/J_ywQFBcwKw/s1600/Global+Hawk+(GloPac)4.jpg
warinform.ru
СТРАТЕГИЧЕСКИЙ РАЗВЕДЫВАТЕЛЬНО-УДАРНЫЙ БПЛА RQ-4 GLOBAL HAWK (США) STRATEGIC RECONNAISSANCE RECONNAISSANCE UAV RQ-4 GLOBAL HAWK (USA) 31.03.2019 ВОЕННОЕ ПРОТИВОСТОЯНИЕ НА ГРАНИ ИНЦИДЕНТОВ ВОЕННОЕ ПРОТИВОСТОЯНИЕ НА ГРАНИ ИНЦИДЕНТОВ В СБИТОМ ИРАНОМ RQ-4 GLOBAL HAWK УВИДЕЛИ ВЫГОДУ РОССИИ
Беспилотные летательные аппараты RQ-4 «Глобал Хок» различных модификаций предназначены для ведения воздушной видовой (оптико-электронными и радиолокационными средствами), а также радиотехнической разведки в целях обеспечения действий ВВС и других видов ВС сил на различных ТВД с передачей данных на наземный пункт управления и обработки информации в реальном масштабе времени. В настоящее время это единственный серийно выпускаемый стратегический высотный разведывательный БЛА большой продолжительности полета. Global Hawk оснащен интегрированной системой наблюдения и разведки (Hughes Integrated Surveillance & Reconnaissance — HISAR). Это упрощенная и более дешевая версия комплекса ASARS-2 разработанного фирмой Hughes для разведывательного самолета Lockheed U-2. Данный комплекс так же используется на борту армейского БПЛА RC-7B и продается на международном рынке. Комплекс включает SAR/MTI, а так же оптический и инфракрасный сенсоры. Все три подсистемы управляются, а их данный обрабатываются единым процессором. Цифровые данные могут передаваться на землю в режиме реального времени в пределах прямой видимости или через спутниковый канал со скоростью до 50 Мбит/с. Подсистема SAR/MTI работает в Х диапазоне и обеспечивает: Для повышения мобильности все наземное оборудование размещено в контейнерах или на специальных трейлерах. В состав наземного оборудования входят: ХАРАКТЕРИСТИКИ Размах крыла, м 35.42 Источник: Зарубежное военное обозрение №5 2010, www.airwar.ru, http://3mv.ru, Военный Паритет СТРАТЕГИЧЕСКИЙ РАЗВЕДЫВАТЕЛЬНО-УДАРНЫЙ БПЛА RQ-4 GLOBAL HAWK. НОВОСТИ 2017 — 2018 БЕСПИЛОТНЫЙ АППАРАТ EURO HAWK |
bastion-karpenko.ru