Гибель крейсера «Варяг». Морские сражения

Гибель крейсера «Варяг»

В ночь с 8 на 9 августа 1904 года над Порт-Артуром раздался грохот орудий. А в это время в корейском порте Чемульпо ждали своего часа английские, итальянские и американские суда. В Порт-Артуре ожесточенно оборонялись русские войска, высвечивая прожекторами нападавшие на них японские миноносцы.

Утром 9 февраля командиру российского крейсера «Варяг» капитану первого ранга В. Ф. Рудневу был вручен японский ультиматум, согласно которому «Варяг» и канонерская лодка «Кореец» должны были покинуть порт.

В 11 часов 10 минут русские моряки, отклонив предъявленный им ультиматум, решили принять бой. «Варяг» и «Кореец» вышли из порта Чемульпо и медленно двинулись вдоль стоящих судов. Оркестр на борту русских кораблей играл гимны иностранных государств, а в ответ с берега раздавался салют. Все понимали, что «Варяг» и «Кореец» шли на верную смерть. Бронепалубному крейсеру «Варяг» и канонерской лодке «Кореец» пришлось выдержать натиск пятнадцати японских военных кораблей. Русские выпустили по неприятелю 1105 снарядов. Через час ожесточенный бой закончился. Разрушенные до неузнаваемости «Варяг» и «Кореец» были затоплены. Некоторые из моряков, уцелевшие в том сражении, перешли на иностранные корабли.

Прожектором называется специальный осветительный прибор. Прожектора бывают нескольких типов: дальнего действия (для удаленных объектов), заливающего света (для освещения открытых причалов) и сигнальные (для передачи световых вспышек).

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

info.wikireading.ru

Героическая и трагическая судьба крейсера «Варяг»…


Более 300 лет назад по указу Петра Великого на русских кораблях был впервые поднят Андреевский флаг. С тех пор в историю флота вписано немало героических страниц, но крейсер «Варяг» отказавшийся спустить стяг перед огромной вражеской эскадрой в 1904 году навсегда остался в памяти людей самым ярким символом бесстрашия, самопожертвования и воинской доблести.

История крейсера «Варяг» 

А началась история этого корабля более 100 лет назад в 1898 году в американском городе Филадельфия. Легкий бронепалубный крейсер «Варяг» был построен в США по заказу русского морского министерства. Местом строительства корабля была избрана верфь компании «American Company William Cramp & Sons» в городе Филадельфия на реке Делавэр. Стороны подписали контракт 11 апреля 1898 года. Выбор этой судостроительной компании был не случаен. Завод прекрасно знали в России. Здесь ремонтировали и переоборудовали корабли и крейсера для Российского флота купленные в Америке. Кроме этого в компании обещали сдать корабль через 20 месяцев. Это было значительно быстрее темпов строительства кораблей на русских казенных заводах. Например, крейсер «Аврора» на Балтийском заводе по готовому проекту строился около 7 лет.

Подлинные фотографии крейсера «Варяг»


 
крейсер «Варяг» в доке Филадельфии

«Варяг» в Филадельфии перед выходом в Россию




рейд Алжира, сентябрь 1901 года
крейсер «Варяг», 1916 год


Однако все вооружение «Варяга» было сделано в России. Орудия на Обуховском заводе, торпедные аппараты на Металлическом заводе в Санкт-Петербурге. Ижевский завод изготовил оборудование для камбуза, якоря заказали в Англии. 


19 октября 1899 года после освещения и молебна крейсер был торжественно спущен на воду. «Варяг» поражал современников не только красотой форм и совершенства пропорций, но и множеством технических новинок примененных при его строительстве. По сравнению с кораблями, созданными ранее, он имел значительно больше приборов работавших на электричестве, шлюпочные лебедки, брашпили, элеваторы для подачи снарядов и даже тестомешалки в корабельной пекарне были снабжены электроприводами. Впервые в истории кораблестроения вся мебель крейсера «Варяг» была сделана из металла и прокрашена под дерево. Это повышало выживаемость корабля в бою и во время пожара. Крейсер «Варяг» стал и первым русским кораблем, на котором телефонные аппараты были установлены практически во всех служебных помещениях, включая посты у орудий. 


Одним из слабых мест крейсера были новые паровые котлы «

Nickolas» они позволяли развивать высокую скорость иногда до 24 узлов, но были крайне не надежны в эксплуатации. Из-за некоторых найденных недостатков, при приеме корабля, «Варяг» был сдан в начале 1901 года. Во времена строительства крейсера на верфи работало 6500 человек. Одновременно с постройкой «Варяга» руководство России заказало постройку броненосца «Ретвизан» для российской тихоокеанской эскадры. Он строился на соседнем стапеле. 


Андреевский флаг и вымпел были подняты на крейсере «Варяг» 2 января 1901 года. В марте того же года корабль на всегда покинул Филадельфию. Утром 3 мая 1901 года «Варяг» отдал якорь на Большом Кронштадтском рейде. Через две недели состоялся смотр, на котором присутствовал сам император Николай II. Корабль так понравился царю, что ту же был включен в состав императорской яхты «Штандарт» направлявшийся в Европу. После официальных визитов в Германию, Данию и Францию крейсер «Варяг» отбыл к месту постоянного базирования на Дальний Восток.

25 февраля 1902 года боевой корабль прибыл на рейд Порт-Артур. До этого крейсер «Варяг» успел побывать в Персидском заливе, Сингапуре, Гонконге и Нагасаки. Повсюду появление нового эффектного русского корабля производило огромное впечатление. 


Порт-Артур на карте


Япония не довольная усилением русского влияния на Дальнем Востоке лихорадочно готовилась к войне с Россией. На английских верфях практически заново был построен ее флот. Армия была увеличена в 2,5 раза. На оснащение брались самые передовые разработки вида вооружений. Страна восходящего солнца, так же как и Россия считала Дальний Восток зоной своих жизненных интересов. Результатом грядущей войны, по мнению японцев должно было стать изгнание русских из Китая и Кореи, отторжение острова Сахалин и установление господства Японии на Тихом океане. Над Портом-Артуром сгущались тучи.


Героическая битва крейсера «Варяг» 

27 декабря 1903 года командир крейсера «Варяг» Всеволод Федорович Руднев получил приказ русского наместника выйти в корейский международный порт Чемульпо (нынешний порт Inchhon, Южная Корея). По замыслу командования крейсер должен был установить надежную связь между Порт-Артуром и нашим посланником в Сеуле, а также обозначить русское военное присутствие в Корее. Покидать порт Чемульпо запрещалось без приказа старшего командования. Из-за сложного фарватера и мелководья «Варяг» бросил якорь на внешнем рейде. Через несколько дней к нему присоединилась канонерская лодка «Кореец». Очень скоро стало ясно, что японцы готовятся к крупной десантной операции. 25 января командир крейсера В. Ф. Руднев лично направился к российскому послу, чтобы забрать его и отправиться домой вместе со всей миссией. Но посол Павлов так и не решился оставить посольство без приказа своего ведомства.

Через сутки порт был заблокирован армадой японкой эскадры, состоявшей из 14 кораблей. Флагманом был броненосный крейсер «Osama». 


27 января командир крейсера «Варяг» получил ультиматум от адмирала Урио. Японский командующий предлагал покинуть порт и сдаться на милость победителям в противном случае он угрожал атаковать русские корабли прямо на рейде. Узнав об этом, корабли иностранных государств направили протест — идти в бой на нейтральном рейде, в то же время они отказались сопровождать русских до выхода в море, где те имели бы больше возможностей для маневра и отражения атаки. 


На крейсере «Варяг» и канонерской лодке «Кореец» начали готовиться к бою. По традиции все матросы и офицеры переоделись в чистые рубахи. В 10:45 к экипажу с речью обратился В. Ф. Руднев. Корабельный священник благословил моряков перед боем. 


В 11:20 крейсер «Варяг» и канонерская лодка «Кореец» снялись с якоря и пошли навстречу японской эскадре.
В знак восхищения моряков французы, англичане, итальянцы выстроили команды своих кораблей на палубах. На «Варяге» оркестр играл гимны государств, в ответ на итальянском корабле звучал гимн Российской Империи. При появлении на рейде русских кораблей японцы подняли сигнал предлагавший сдаться, командир крейсера приказал на сигналы противника не отвечать. Несколько минут Адмирал Урио напрасно ждал ответа. Поначалу он не мог поверить, что русские идут не сдаваться, а атаковать его эскадру. 

В 11:45 флагманский корабль «Osama» открыл огонь по крейсеру «Варяг». Один из первых снарядов угодил в верхний носовой мостик и разрушил дальномерную станцию, штурманская боевая часть погибла. Через две минуты «Варяг» открыл сильный ответный огонь с правого борта. 


Особенно тяжело пришлось комендорам, которые находились на верхней палубе. Японцы впервые применили в этом бою новую тактику — они буквально засыпали крейсер «Варяг» фугасными снарядами сильного разрывного действия, даже при ударе о воду такой снаряд разлетался на сотни кусочков. 


На русском флоте использовали мощные бронебойные снаряды. Они прошивали борта кораблей противника, так и не взорвавшись. 


битва крейсера «Варяг»
Всюду была кровь и кровь, обгорелые руки и ноги, разорванные тела и обнаженное мясо. Раненые отказывались покидать свои места, в лазарет попали лишь те, кто уже не мог стоять на ногах. Верхняя палуба была пробита в нескольких местах, все вентиляторы и решетки крейсера превратились в решето. Когда очередным взрывом сорвало кормовой флаг, боцман поднял новый, рискуя жизнью.

В 12:15 Руднев принял решение ввести в бой орудие левого борта. Когда корабль начал разворачиваться в него одновременно попало два крупных снаряда. Первый попал в помещение, где находились все рулевые приводы, осколки второго влетели в боевую рубку, три человека стоявшие рядом с Рудневым были убиты на месте. Сам командир крейсера «Варяг» получил ранение в голову, но, несмотря на контузию, остался на посту и продолжал руководить боем. Когда расстояние между противниками сократились до 5 км, в бой вступила канонерская лодка «Кореец». 


Любопытно, что ни один японский снаряд не попал в нее. Накануне командир приказал укоротить мачты, что помешало японцам точно определить расстояние и корректировать стрельбу. 


В 12:25 «Варяг» открыл огонь с левого борта. Прямым попаданием был уничтожен кормовой мостик «Osama», после чего на флагмане возник сильный пожар. К этому моменту второй японский крейсер «Takatiha», получив серьезные повреждения, вынужден был выйти из боя. Один из миноносцев затонул. В 12:30 два снаряда пробили борт крейсера «Варяг» под водой. Крейсер стал крениться на левый борт. Пока команда задраивала пробоины, Руднев принял решение вернуться в порт Чемульпо. На рейде он планировал исправить повреждения и потушит пожары, чтобы потом снова вернуться в бой.


В 12:45 с приближением к рейду общий огонь прекратился. За время сражения «Варяг» успел выпустить по противнику 1105 снарядов.

В 13:15 израненный и дымящейся «Варяг» отдал якорь на рейде. По свидетельствам очевидцев вся палуба его была залита кровью. В обгоревших помещениях крейсера лежало 130 раненых матросов. 22 человека погибли во время боя. Из 12 шестидюймовых орудий в рабочем состоянии осталось два. Дальнейшее сопротивление было не возможным. И тогда военный совет крейсера принял решение, чтобы корабли не достались японцам затопить, а команду по договоренности разместить на иностранных судах. Получив обращение Руднева, командиры европейских кораблей немедленно прислали шлюпки с санитарами. Во время эвакуации несколько моряков скончались. Больше всех — 352 человека — принял французский крейсер «Pascal», англичане забрали 235 человек, итальянцы — 178.

В 15:30 на «Варяге» открыли кингстоны и клапаны затопления, «Кореец» был взорван. 


9 февраля 1904 года в 18:10 легкий бронепалубный крейсер «Варяг» лег на левый борт и скрылся под водой. 


Ни один офицеров и матросов после боя не попал в плен. Уважая мужество, проявленное в том бою адмирал Урио, согласился пропустить их через зону боевых действий для возвращения на родину. 


Через два месяца пароход с моряками «Варяга» и «Корейца» прибыл в Одессу. Героев Чемульпо встретили громом оркестров, многотысячными манифестациями. Моряков засыпали цветами и небывалым взрывом патриотических чувств. Всем участникам боя были вручены Георгиевские кресты. От императора каждый матрос получил именные часы. Тогда появились первые песни посвященные крейсеру «Варяг» и канонерской лодке «Кореец».

Вторая жизнь крейсера «Варяг» 


После подъема в августе 1905 года
Японский крейсер «SOYA» («Варяг»)


Однако на этом история легендарного крейсера не закончилась. Вскоре после боя выяснилось, что «Варяг» затонул не глубоко. Во время отливов уровень воды в заливе Чемульпо падал до 9 метров. Узнав об этом, японцы начали работы по подъему крейсера «Варяг». Уже через месяц в Чемульпо из Японии были доставлены водолазы и специальное оборудование. С крейсера сняли орудия, мачты и трубы, выгрузили уголь, но все попытки поднять его в 1904 году закончились не удачей. Только 8 августа 1905 года после создания специальных кессонов удалось оторвать крейсер от илистого дна. В ноябре 1905 года «Варяг» собственным ходом дошел в Японию. Почти два года крейсер «Варяг» находился в городе Йокосука на капитальном ремонте. Работы по его подъему и восстановлению обошлись японской казне в 1 миллион иен. В 1907 году он был зачислен в состав Японского военного флота под названием «Soya». На корме в знак уважения к противнику была оставлена надпись прежнего имени крейсера. В течение девяти лет крейсер был учебным кораблем кадетской школы. На нем учили, как надо защищать честь своей родины. 


После первой мировой войны российское правительство начало переговоры о передачи нескольких кораблей-трофеев. После длительных торгов русское правительство выкупило «Варяг» у японцев. В марте того же года крейсер отправился в Россию. 21 марта 1916 года тысячи жителей Владивостока наблюдали как в бухту Золотой Рог входят три русских корабля под японскими флагами. Это были броненосцы первой тихоокеанской эскадры «Полтава», «Пересвет» и легендарный крейсер «Варяг». Через 12 лет крейсер снова ошвартовался у родных берегов. Корабли были приняты вновь в состав российского флота. Отныне они комплектовались только гвардейскими экипажами.


Крейсер «Варяг»


Крейсер «Пересвет»


В конце 1916 года крейсер «Варяг» был зачислен в состав флотилии Северного Ледовитого океана. Вскоре был отправлен на ремонт в Англию. В 1917 году он прибыл в Ливерпуль. Дальнейшая судьба «Варяга» сложилась трагически. После известия об октябрьском перевороте в России британское правительство приказало задержать в своих портах все русские корабли, к этому моменту стоимость ремонта «Варяга» была оценена в 300000 фунтов стерлингов. Когда выяснилось, что большевики не собираются платить по царским долгам, англичане конфисковали «Варяг» и спустя некоторое время продали его одной из немецких фирм на слом. 5 февраля 1920 года два буксира повели его в порт Глазго. Во время буксировки в Ирландском море начался сильный шторм. У берегов Южной Шотландии «Варяг» наскочил на скалы и затонул, правда, опять не глубоко. Во время отливов корпус крейсера выступал из воды почти на 2 метра. Все попытки снять его со скалы не увенчались успехом. Тогда новые хозяева начали разбирать его прямо в море. В 1925 году все работы на месте крушения «Варяга» были закончены. Так завершилась судьба легендарного корабля, но подвиг его экипажа не был предан забвению. 


9 августа 1992 года в селе Савине был открыт памятник командиру крейсера В.Ф. Рудневу. Летом 1997 года во Владивостоке установлен памятник крейсеру «Варяг». 

Памятник морякам крейсера «Варяг»


Этот подвиг стал символом мужества и отваги русских моряков, поэтому ежегодно 9 февраля тихоокеанцы и жители города Владивосток собираются на Морском кладбище, чтобы отдать почесть морякам крейсера «Варяг» и канонерской лодки «Кореец».


Технические характеристики крейсера 1 ранга «Варяг»:

Длина — 127,9 м;

Ширина — 15,8 м;

Осадка — 6,9 м;

Водоизмещение — 6500 тонн;

Скорость полного хода — 23 узла;

Экипаж — 570 человек, из них 20 офицеров;

Вооружение:

Орудия 152 мм — 12;

Орудия 75 мм -12;

Орудия 47 мм — 8;

Пулеметы — 2;

Торпедные аппараты — 6.

rus-historical.blogspot.com

Героический бой и гибель крейсера «Варяг» и канонерской лодки «Кореец». : picturehistory — LiveJournal

kstk71 (kstk71) wrote in picturehistory,
Categories: Оригинал взят у kstk71 в Героический бой и гибель крейсера «Варяг» и канонерской лодки «Кореец». Легендарный крейсер «Варяг» стал одним из архетипов русского национального сознания, наряду с Невской битвой, Ледовым побоищем, Куликовской битвой, взятием Казани, штурмом Измаила, Бородинским сражением.
Накануне 26 января (8 февраля) японцы совершили ночное нападение на русский флот в Порт-Артуре. Внезапное начало русско-японской войны застало в корейском порту Чемульпо (пригороде Сеула) два русских военных корабля: бронепалубный крейсер «Варяг» под командой капитана 1 ранга Всеволода Федоровича Руднева и канонерскую лодку «Кореец», возглавляемую капитаном 2 ранга Григорием Павловичем Беляевым. Неожиданно появившаяся у Чемульпо японская эскадра заблокировала русских моряков в порту, предъявив им наглый ультиматум: или они до полудня 27 февраля 1904 г. выходят из гавани для боя или сдачи, или японская эскадра атакует их прямо в нейтральном порту.
Руднев решил принять бой вне порта, поскольку так можно было нанести врагам больше урона. Выстроив команду «Варяга» на палубе и сообщив об ультиматуме японцев, Всеволод Федорович объявил, что решил идти на прорыв. «Никаких разговоров о сдаче не может быть — мы будем сражаться до последней капли крови. Исполняйте свой долг спокойно и точно, и тогда каждый снаряд ляжет в цель… А ежели судьба сулит нам смерть и этот наш парад последний, помните: так умереть, как мы умрем под русским флагом, это значит не умереть никогда! Покажем врагу, как умеют сражаться за Родину российские моряки! На прорыв вражеской эскадры, с верой в победу и к славе! Ура!». Эти слова были с восторгом встречены командой, единодушно поддержавшей решение любимого командира.
Японцы, несмотря на то, что имели 14 кораблей (6 крейсеров и 8 миноносцев), решили не выпускать русских в открытое море, а, поправ в очередной раз нейтралитет Кореи, навязать Рудневу бой в территориальных корейских водах, в шхерах. Там российские корабли, вынужденные идти по строго определенному фарватеру, не могли уклоняться от вражеских ударов; японская же эскадра на избранной ею позиции могла свободно маневрировать. Так, первый день русско-японской войны был ознаменован отчаянным неравным боем «Варяга» и «Корейца» с японской эскадрой…
«Варяг» в ходе боя тяжело пострадал. Большая часть орудий и почти половина людей на верхней палубе была перебита и вышла из строя, сплошные пожары охватили судно.
«Везде всюду кровь, груды тел вкруг лежат.
Все стонет, кричит, умирает!
«Варяг» наш жестоким пожаром объят,
Огонь уж повсюду пылает!» Но ничто не могло сломить боевого духа русских моряков — на «Варяге» никто не сдавался. Верные присяге и вековым традициям российского флота, они сражались до последнего вздоха… Все предполагали, что японцы попытаются захватить подбитый «Варяг» как трофей. Но капитан Руднев решил уничтожить оба русских корабля, чтобы они не достались врагу. «Кореец» был взорван, а «Варяг» затоплен на рейде. Наши моряки, только что смело глядевшие в глаза смерти, при уничтожении родных кораблей теперь плакали. Руднев последним сошел с крейсера в шлюпку, поцеловав поручни трапа.
Однако не умер «Варяг». Из жизни временной геройский экипаж перешел в жизнь вечную, в народную память. Вскоре появилось несколько песен, из которых «Плещут холодные волны» на стихи Я. Репнинского, опубликованные в газете «Русь» в феврале 1904 г., стала особенно любимой.
Подвиг православных героев вызвал глубокое уважение не только в России, но и по всему миру. Восхищенное мастерством и доблестью русских моряков японское правительство уже после Войны наградило Руднева высшим японским орденом Восходящего Солнца (Всеволод Федорович принял эту награду лишь по настоянию Царя и никогда ее не носил). И даже один японский поэт сложил о подвиге «Варяга» японскую песню.
Русская Православная Церковь соборно сохранила память о событиях тех лет: в Петербурге был построен храм Спаса-на-водах, разрушенный большевиками и ныне восстанавливаемый. Бессмертное имя «Варяг» стало священным для каждого русского патриота, воодушевляя его в трудные минуты.

Photo

Hint http://pics.livejournal.com/igrick/pic/000r1edq

picturehistory.livejournal.com

рецепт прорыва » Военное обозрение

Под вывеской подвига часто скрывается разгильдяйство и военная некомпетентность. Решение действовать по шаблону породило героический миф, но убило корабль.

Врагу не сдается наш гордый «Варяг»!

История крейсера «Ва­ряг» — миф, переживший целое столетие. Думаю, не одно столетие он еще переживет. Немногим боям XX века, богатого двумя мировыми войнами, выпала такая честь. Воевали, кровь проливали, а помнится вот это — одинокий корабль, идущий на бой с целой эскадрой, гордо реющий Андреевский флаг, вечные слова песни: «Наверх вы, товарищи, все по местам! Последний парад наступает!»

Команды русских кораблей той эпохи интернациональны. В кают-компании — множество немецких фамилий. Старшим штурманским офицером «Варяга» был лейтенант Беренс. Старшим минным офицером — лейтенант Роберт Берлинг. Мичманы Шиллинг, Эйлер и Балк — тоже варяговцы. Буквально на первых минутах боя японский снаряд разорвал на куски мичмана Алексея Нирода — от двадцатидвухлетнего графа осталась только кисть руки с кольцом на пальце.

Каждый третий офицер «Варяга» — немец. Читая этот список, можно подумать, что речь идет о каком-нибудь германском или британском корабле. Но российский флот начинался при Петре Первом с приглашенных на службу иностранных специалистов. Многие из них обрусели, как в незапамятные времена варяги, давшие название крейсеру. Основали офицерские династии. Так и служили империи на морях из поколения в поколение. С европейскими фамилиями и русскими отчествами, как у того же Берлинга Роберта Ивановича.

К тому же после присоединения Прибалтики (Лифляндии, Эстляндии и Курляндии) в первой половине XVIII столетия в состав российского дворянства вошло вместе с тощими поместьями многочисленное «остзейское» дворянство. «Ост зее» (Восточное озеро) по-немецки — Балтийское море. Все эти бедные, но благородные роды, вроде знаменитых Врангелей, не мучились лишними сомнениями. Служили шведам до Карла XII. Пришли русские — стали служить им. Впрочем, Романовы не лезли в культурную политику этой категории своих подданных. На каком языке в Риге и Ревеле (ныне — Таллинн) они говорят, какую веру исповедуют — неважно. Лишь бы служили. А служили безденежные немцы действительно хорошо. Такой уж у них был менталитет. Вот и получилось, что РОВНО ТРЕТЬ офицеров-варяговцев, учавствовавших в бою, по национальности являлись немцами. Шесть из восемнадцати!

«Ауф дек, камераден!» Да и песню, ставшую знаменитым военным гимном, сочинил самый настоящий немец! Природный и чистокровный. Поэт Рудольф Грейнц — подданный германского кайзера Вильгельма. В том же 1904-м. Буквально по горячим следам. И по-немецки, естественно. В оригинале начало звучит так: «Ауф дек, камераден!» («На палубу, товарищи!»). То, что мы знаем в русском переводе, как: «Наверх вы, товарищи!»

Едва отгремели залпы боя у Чемульпо и мировые информагентства разнесли по газетам всех стран сообщение о героическом поединке «Варяга» с кораблями микадо, Грейнц в восторге бросился за письменный стол. Его распирало сочувствие. Мужская солидарность. В войне с японцами Германия была однозначно на стороне России. Поэтому Грейнц и писал, буквально сливаясь с командой погибшего корабля в местоимении «мы»:

Из пристани верной мы в битву идем,
Навстречу грозящей нам смерти,
За родину в море открытом умрем,
Где ждут желтолицые черти!

«Желтолицые черти» меня всегда умиляли. Говорят, из песни слов не выкинешь. Неправда. Эти выкинули. Как «неполиткорректные». Привязка к конкретной войне со временем исчезла. А ведь «Варяг» пели на многих войнах. И не только русские. К примеру, те же немцы, поступавшие после проигранной уже Второй мировой во Французский Иностранный легион, лихо горланили его во Вьетнаме. Напомню, что до американцев, еще в 50-е в этой стране «желтолицых чертей» (прошу редакторов не вычеркивать!) успели повоевать французы.

Лобода среди эйлеров. В общем, причудлива судьба военных песен. Тот же автор «Варяга» Рудольф Грейнц дожил, между прочим, до 1942 года. Интересно, что чувствовал он, когда немецкие танки шли на Сталинград? Что пела тогда его душа? Вряд ли когда-нибудь узнаем.
Но, возвращаясь к офицерам «Варяга», находим среди них и своего земляка — мичмана Александра Лободу. Во время боя ему было всего девятнадцать. Назначение на крейсер он получил ровно за три месяца до прославленного сражения. В Гражданскую войну будет драться против красных на бронепоезде «Адмирал Колчак». Расстрелян в 1920 году в Холмогорах.

Разведет история героев боя в Чемульпо. Лейтенанта Сергея Зарубаева (вот уж лихая фамилия!) расстреляет ЧК в Петрограде в 1921 году — по тому же Таганцевскому делу, что и поэта Николая Гумилева. Капитан II ранга Степанов (старший офицер крейсера) эмигрирует в Югославию после победы Октябрьской революции, которая для него оказалась не победой, а поражением. Тяжким и непереносимым. Мичман Шиллинг умрет в независимой уже Эстонии (бывшей Эстляндии) в 1933 году. Эйлер скончается в Париже в 1943-м. А лейтенант Евгений Беренс умудрится стать одним из первых начальников Морских Сил Советской Республики (я же говорил — немцы могут служить, кому угодно!) и умрет в Москве в 1928-м. Не судите никого из них строго. Страсти, раздиравшие души в начале прошлого века, остыли, сменившись новыми переживаниями. Да, и наши тоже остынут. Потомки точно так же, как мы сегодня, будут с недоумением взирать на нас, задаваясь вопросом: отчего же ОНИ так кипятились? Стоило ли? А память о «Варяге» и песня все равно останутся.

Вчистую проигранный бой. С детства, с того, самого момента, как, сидя рядом с отцом у телевизора, смотрел я черно-белый художественный фильм «Крейсер «Варяг», мучил меня вопрос: мог ли он прорваться? Было ли хоть одно решение, которое принесло бы кораблю не только славу, но и победу — свободное море впереди, тающие за кормой очертания японской эскадры и продолжение боевой биографии?

Бой «Варяга» с японцами 27 января 1904 г. (по ст. ст.) продолжался чуть меньше часа. Ровно в 11:45 броненосный крейсер «Асама» открыл огонь по русскому кораблю, вышедшему в открытое море. А в 12:45, согласно записям в вахтенном журнале, «Варяг» и сопровождавшая его устаревшая канонерская лодка «Кореец» уже вернулись в гавань Чемульпо. Крейсер тащился с явным креном на левый борт. В борту его имелось восемь пробоин. По другим данным, одиннадцать. Потери — 1 убитый офицер и 30 матросов, 6 офицеров и 85 матросов ранеными и контужеными. Еще около ста получили легкие ранения. Это из 570 человек экипажа. Ранение получил и командир корабля капитан I ранга Всеволод Руднев. Фактически все, кто находился на верхней палубе у орудий, были ранены или убиты. О продолжении боя не могло быть и речи.

В тот же день Руднев принял решение о затоплении «Варяга» и взрыве «Корейца». С военной точки зрения — полное поражение. Впрочем, иначе даже не могло быть. На протяжении всего боя «Кореец» сделал только несколько выстрелов по японским миноносцам. Достать крейсера противника устаревшая посудина не могла. Ее орудия стреляли дымным порохом на небольшое расстояние. Боевым значением корабль не обладал вообще.


Песня о «Варяге». Немецкий оригинал и русский перевод.


Офицеры «Варяга». Присмотреться: ничего героического…


После боя. Отчетливо виден крен на левый борт подбитого крейсера.

Бегун против бойца. В отличие от «Корейца», построенный в США бронепалубный крейсер «Варяг» был новым боевым кораблем с двенадцатью шестидюймовыми орудиями. Однако все они были установлены открыто на палубе и не имели даже противоосколочных щитов. Единственным козырем корабля являлась высокая скорость. На испытаниях в Америке он показал 24 узла. «Варяг» был быстроходнее любого корабля японской эскадры. Однако старый тихоход «Кореец», едва развивавший 12 узлов, связывал его по рукам и ногам.

Чтобы расправиться с «Варягом», хватало всего одного корабля японцев — броненосного крейсера «Асама», на котором держал флаг контр-адмирал Уриу. Этот корабль британской постройки, кроме 14 шестидюймовых орудий, обладал еще и четырьмя восьмидюймовыми в башнях. Не только палубу, как у «Варяга», но и борта его надежно прикрывала броня. Иными словами, «Варяг» был «бегун», а «Асама — «боец». «Варяг» предназначался для разведки и рейдерства — охоты за беззащитными транспортами. «Асама» — для эскадренного сражения. А ведь, кроме мощнейшей «Асамы», у японцев при Чемульпо имелись небольшой броненосный крейсер «Чиода», четыре бронепалубных крейсера (из них три новых), посыльное судно и стайка миноносцев в количестве восьми штук. Полное численное превосходство. Целая свора охотников загоняла «дичь»!

Как поется в другой, несколько менее известной песне («Плещут холодные волны»): «Мы пред врагом не спустили славный Андреевский флаг, сами взорвали «Кореец», нами потоплен «Варяг»!» Звучит, согласитесь, даже несколько издевательски — сами себя взорвали и потопили, чтобы то, что уцелело, не попало в руки врагу. А это, как по мне, слабое утешение. Учитывая, что «Варяг» японцы потом все равно подняли.

Ни в коем случае не хочу упрекнуть экипаж крейсера и его командира в недостатке личного мужества. Его-то было проявлено даже в избытке! Недаром, кроме русского ордена св. Георгия IV степени, Руднева в 1907 г., уже по окончании войны, наградила еще и Япония. Он получил от микадо орден Восходящего Солнца в знак признания неопровержимой отваги.

Передовая Азия против отсталой Европы. Но любой бой — это еще и математическая задача. Имея пистолет, не стоит связываться с целой толпой противников, вооруженных винтовками. Но если у вас длинные и быстрые ноги, лучше не связываться и попытаться уйти. А вот уйти «Варяг» с его 24 узлами против 21-го у «Асамы» действительно мог! Тащилась бы вся эта до зубов вооруженная кавалькада в «бронежилетах» за ним и только потом обливалась бы. Но достать ни из 8-, ни из 6-дюймовок не могла. Правда, для этого нужно было предварительно самим уничтожить «Кореец». Но ведь его и так потом взорвали!
Существует версия, что из-за ошибок в эксплуатации русские моряки за предыдущие три года якобы запороли паровую машину «Варяга». Держать свою рекордную скорость долго он не мог. Тут мне остается только руками развести. Японцы, поднявшие после боя крейсер, перебрали его машину и добились весьма приличной скорости в 22 узла! «Желтолицые черти»? А, может, просто усердные, аккуратные люди, вроде нынешних китайцев, показавшие чванливым европейцам, что могут на самом деле «отсталые» азиаты? Ну, как и те же русские демонстрировали в свое время под Полтавой Европе способность быстро обучаться всем европейским премудростям. В общем, недаром Ленин о русско-японской войне статью написал — о ПЕРЕДОВОЙ Азии и ОТСТАЛОЙ Европе. Так НА ТОТ момент и было!

Неброское, но правильное решение. Так и видится мне отрадная картина. Ранним утром 27 января 1904 года безо всяких оркестров и исполнения гимнов при прохождении мимо застывших на рейде иностранных кораблей, где несут они почетную службу стационеров, выскальзывает из гавани узкий длинный корабль в боевой оливковой раскраске и летит, что было сил, мимо ошалевших японцев в Порт-Артур. И на нем — мичман Нирод (уцелевший!) и мичман Лобода, которого никто не расстреляет в 1920-м. И все 570 матросов и офицеров, вплоть до вольнонаемного ресторатора Плахотина и матроса 2-й статьи Михаила Авраменко, с которого начинается список погибших, и матросов Карла Спруге и Николая Нагле (явно — эстонцев!), ближе к концу этого скорбного перечня покоящихся!

Своих в Порт-Артуре предупредили бы о готовящемся нападении. Война бы иначе сложилась. А на рейде в это время взрывается «Кореец» и команда его переходит на иностранные корабли — единственное возможное решение, чтобы снять путы с быстрых ног «Варяга».

Всем своим критикам приведу два примера из истории той же войны. 1 августа 1904 года три русских крейсера столкнулись с более мощной японской эскадрой в Корейском проливе. Устаревший крейсер «Рюрик» был подбит и стал терять ход. Но адмирал Карл Иессен отбросил сантименты и принял решение уходить во Владивосток. «Рюрик» погиб. «Россия» и «Громобой» спаслись. Никто не упрекнул Иессена в правильности решения. Оно было единственно верным. По документам, японские крейсера были быстроходнее русских. Однако на практике ни «Россию», ни «Громобой» в тот день они не догнали. Уголь стал кончаться. А возвращаться в Японию было далеко.

И крейсер «Изумруд» после Цусимского сражения бросился наутек, вместо того, чтобы сдаться, и ни один «желтолицый черт» его не догнал. Сам, правда, сел через несколько дней на камни под Владивостоком. Но зато позора плена ИЗБЕЖАЛ в изначальном смысле этого слова.

В общем, если ты бегун, БЕГИ! И не связывайся с дуболомами. Героем не станешь. Но жить будешь. Лучше петь песни, чем знать, что про тебя их споют другие.

topwar.ru

ГИБЕЛЬ КРЕЙСЕРА ВАРЯГ — Героический бой и гибель крейсера «Варяг» и канонерской лодки «Кореец»

Броненосный крейсер Asama (крейсер 1-го класса), наиболее мощный и боеспособный корабль, участвовавший в бою с японской стороны. В 1905 году «Варяг» был поднят японцами, отремонтирован и введён в строй 22 августа в качестве крейсера 2-го класса под названием «Соя» (яп.宗谷по японскому названию пролива Лаперуза?).

В полдень «Варяг» и «Кореец» вышли из Чемульпо. Официальные японские источники и архивные документы не подтверждают ни попадания в японские корабли, ни наличие каких-либо потерь. На «Корейце» потерь не было. По мнению Руднева, корабль не имел возможности продолжать бой, что послужило основанием для возвращения в Чемульпо и последующего уничтожения корабля. Затем экипажи русских кораблей были приняты на иностранные суда и, дав обязательство не принимать участия в последующих боевых действиях, через нейтральные порты вернулись в Россию.

16 апреля 1904 года они прибыли в Петербург и, выстроившись колоннами, промаршировали от Николаевского вокзала до площади Зимнего дворца. Всем матросам «Варяга» в подарок от Николая II были вручены именные часы. С 14 марта по 7 августа 1909 года крейсер ушёл в поход к Гавайским островам и Северной Америке для отработки навигации в условиях дальнего плавания и обучения офицерского состава.

Из последнего был сделан корабль-музей. В феврале 1917 года ушёл на ремонт в Великобританию, где был конфискован британцами, поскольку советское правительство отказалось платить по долгам Российской Империи. Позднее орденами и медалями были награждены ещё 139 ветеранов-моряков с «Варяга» и «Корейца».

После прихода к власти Никиты Сергеевича Хрущёва, все строившиеся артиллерийские крейсера были разобраны на металл. В 2003 году состоялась первая российская экспедиция с погружением в район обломков, были подняты некоторые небольшие детали. 10 февраля 2004 года, в ознаменование 100-летия исторического морского сражения, в южнокорейском порту Инчхон были открыты мемориальная доска и памятник.

На время съёмок фильма на «Авроре» была поставлена четвёртая (фальшивая) труба, поскольку настоящий крейсер «Варяг» был четырёхтрубным. Историческая комиссия по описанию действий флота в войну 1904-1905 гг. при Морском Генеральном Штабе. Русско-японская война 1904—1905 гг. Книга первая.

Решение Руднева дать бой в открытом море было единодушно поддержано командой. Корабли вернулись в порт Чемульпо. Продолжать бой было невозможно. Соглашаясь с мнением военного совета, Руднев приказал разместить раненых и команду на иностранных кораблях. В 1906 г. «Варяг», поднятый Японией, вошел в состав ее флота под названием «Сойя», в 1916 г. был выкуплен Россией, перешел в Мурманск и был зачислен в состав флотилии Северного Ледовитого океана.

Ловушка в Чемульпо

Под впечатлением подвига экипажа крейсера «Варяг» австрийский писатель и поэт Рудольф Грейнц написал стихотворение «Варяг», посвящённое этому событию. Оно было опубликовано в немецком журнале «Югенд» (1904, № 10). В апреле 1904 г. Н.К. Мельников и Е.М. Студенская опубликовали переводы этого стихотворения. И вскоре музыкант 12-го гренадерского Астраханского полка А.С. Турищев, принимавший участие в торжественной встрече героев «Варяга» и «Корейца», положил эти стихи на музыку.

В годы Первой мiровой войны из песни был удалён третий куплет, так как японцы в этой войне были уже союзниками. При власти большевиков многие военные песни царской России попали под запрет и только с началом советско-германской войны многие из них были возвращены, в том числе и песня о «Варяге».

Все вымпелы вьются и цепи гремят, Наверх якоря поднимая, Готовятся к бою орудия в ряд, На солнце зловеще сверкая! Это преступление перед БОГОМ РОДИНОЙ и своими потомками.А посему полемику вокруг действий командира «Варяга» В.Ф.Руднева я считаю безнравственной ипреступной.

Образ в искусстве

Речь командира крейсера В. Ф. Руднева перед боем: «Сегодня получил письмо японского адмирала о начале военных действий с предложением оставить рейд до полдня. Исход боя был предрешен заранее… «Еще при самом начале русско-японской войны мужественным, самоотверженным героем заявил себя священник на крейсере «Варяг» о. Михаил Руднев.

По окончании войны японское правительство создало в Сеуле музей памяти героев «Варяга» и наградило В. Ф. Руднева орденом Восходящего Солнца. Поднятый японцами крейсер стал учебным кораблем, куда приходили на экскурсии группы японских моряков – для примера мужества.

Политическая ситуация в Корее была крайне нестабильной, и военное присутствие являлось необходимым условием отстаивания разными государствами своих интересов в данном регионе. Под давлением сухопутных войск высадка японского десанта должна была пройти в бухте Чемульпо, как самой удобной и близкой к Сеулу гавани. Ни в каком случае не уходить из Чемульпо без приказания, которое будет передано тем или иным способом.

Японский флот провел подготовку кораблей назначеных на участие в операции. Обстановка у противника по состоянию на 23:00 7 февраля: в бухте Чемульпо по-прежнему стоят на якоре русские корабли «Варяг» и «Кореец».

Уриу, конечно, был этим несколько обеспокоен, но в то же время, находясь на мостике и наблюдая за стычкой, с деланным равнодушием заметил: «Не вижу в этом никакого смысла». После совещания на английском крейсере командиры стационеров согласились выйти из гавани, если русские корабли ее не покинут.

В. Ф. Руднев, являвшийся командиром отряда русских кораблей, принял решение выйти в море и попытаться с боем прорваться в Порт-Артур. Отряд был разнороден, в строю стояли как ветераны японо-китайской войны с большим опытом боевых действий, так и необстрелянные новички. В 13:35 Руднев отправился на «Талбот», где заявил его командиру о намерении уничтожить «Варяг» и перевезти команду на нейтральные корабли.

Уничтожение русских кораблей

Я не был приглашён на совет. С момента выхода крейсера из сферы огня неприятеля занят был распоряжениями по изготовлению корабля к новой встрече с неприятелем. К «Варягу» стали прибывать шлюпки с иностранных кораблей с врачами, которые начали перевозить сначала раненых, а затем и остальную команду корабля на английский, французский и итальянский крейсера.

Примечательно, что в роли крейсера «Варяг» был использован крейсер «Аврора». После чего, чтобы не сдавать корабли врагу, «Кореец» был взорван, крейсер – затоплен… Во время перехода в начале 1922 г. крейсер во время шторма напоролся на каменную банку и затонул. В 1954 году по случаю 50-летия подвига у Чемульпо было принято постановление Президиума ЦК КПСС о награждении и назначении пенсий ветеранам крейсера «Варяг».

Популярное:

  • Игра Братва и кольцо Два карапуза — Фёдор Сумкин и Сеня Ганджубас — несут в мордовскую домну зловредное кольцо. Например, на сайте может быть краткая версия репортажа, а в журнале полная, и наоборот. […]
  • Алина Алексеева (II) Блогер livre сообщает: одна из самых красивых пар российского шоу-бизнеса — Константин Крюков и Алина Алексеева — сегодня поженились. Поэтому новость о том, что 28-летний Крюков […]
  • Какие лекарства от стоматита лучшие — мази, гели, спрей, растворы Хроническое механическое повреждение покровных тканей полости рта в детском возрасте встречается чаще, чем острое. Я пользуюсь другой мазью для заживления домашних ран и ожогов. […]

kalavalapi.ru

«Прощайте, товарищи, с Богом, ура!» — День героической гибели крейсера «Варяг»

Сегодня, 9 февраля, в 1904 году началась Русско-Японская война, в которой русские моряки и солдаты проявили чудеса героизма в неравном […]

Сегодня, 9 февраля, в 1904 году началась Русско-Японская война, в которой русские моряки и солдаты проявили чудеса героизма в неравном противостоянии.

Война началась без официального объявления, с нападения японской эскадры на стоящие на рейде Чемульпо (соврем. Инчхон) русский крейсер “Варяг” и канонерскую лодку “Кореец”.

В ночь на 27 января (9 февраля) 1904 г. японские миноносцы напали на русскую эскадру на внешнем рейде Порт-Артура — военно-морской базы, арендованной Россией у Китая, что явилось началом Русско-Японской войны.

В тот же день в нейтральном корейском порту Чемульпо японской эскадрой, состоящей из 1 броненсного крейсера, 5 легких крейсеров и 8 миноносцев, были блокированы крейсер «Варяг» и канонерская лодка «Кореец».

Капитан Руднев получил извещение японского адмирала Уриу, объявлявшее о том, что Япония и Россия находятся в состоянии войны и требовавшее, чтобы «Варяг» вышел из порта и сдался, в противном случае японские корабли дадут бой прямо на рейде. «Варяг» и «Кореец» подготовились к бою, снялись с якорей и направились в море.

Бой был жестоким. Под сильнейшим огнем превосходящего противника матросы и офицеры вели огонь по врагу, подводили пластырь, заделывая пробоины, тушили пожары. Руднев, раненный и контуженный, продолжал руководить боем. Но, несмотря на шквальный огонь и огромные разрушения, «Варяг» все же вел прицельный огонь по японским судам из оставшихся орудий. Не отставал от него и «Кореец».

Огнем крейсера был потоплен один миноносец и повреждены 4 японских крейсера. Потери экипажа  «Варяга» — 1 офицер и 30 матросов убиты, 6 офицеров и 85 матросов ранены и контужены, еще около 100 человек получили легкие ранения. На «Корейце» потерь не было.

Критические повреждения вынудили «Варяг» через час вновь вернуться на рейд бухты. После оценки серьезности повреждений оставшиеся орудия и оборудование на нем были уничтожены, а сам он был затоплен в бухте, чтобы не достался врагу. «Кореец» также был взорван экипажем.

Поражение русских кораблей не обернулось победой японцев – их эскадра получила сильнейшие повреждения, а многие офицеры и матросы погибли от огня русских кораблей.

 

Также сегодня:

День перенесения мощей святителя Иоанна Златоуста, память преподобного Петра Египетского и Международный день стоматолога.

 

В прошлом сегодня произошли и другие важные события:

1441 — родился Алишер Навои, выдающийся поэт Востока, философ суфийского направления, государственный деятель тимуридского Хорасана (ум. 1501).

1529 — Сторонники Реформации разграбили и осквернили Кафедральный собор в Базеле. При этом значительное количество скульптур было повреждено иконоборцами.

1601 — Столица Испании возвращается в первую столицу Испании Вальядолид.

1783 — появился на свет великий русский поэт Василий Андреевич Жуковский, переводчик, литературный критик.

1844 — родился Анатолий Фёдорович Кони, юрист, литератор и общественный деятель, член Государственного совета.

1879 — скончался Александр Иванович Барятинский, князь, генерал-фельдмаршал, главнокомандующий Кавказской армией и кавказский наместник.

1881 — умер Фёдор Михайлович Достоевский, один из величайших русских писателей.

1885 — в России открылась первая бесплатная библиотека-читальня им. Ивана Сергеевича Тургенева в Москве.

1886 — состоялась премьера оперы М. П. Мусоргского «Хованщина».

1887 — появился на свет Василий Иванович Чапаев, российский военачальник, герой Гражданской войны.

1895 — В США изобретена игра «волейбол».

1896 — В Юсуповском саде Санкт-Петербурга прошёл первый чемпионат мира по фигурному катанию. Победу одержал немец Гильберт Фукс.

1897 — состоялась Первая Всеобщая перепись населения Российской империи.

1920 — родился Григорий Андреевич Речкалов, генерал-майор авиации, дважды Герой Советского Союза.

1943 — Харьковская наступательная операция: войска 40-й армии (К. С. Москаленко) Воронежского фронта (Ф. И. Голиков) полностью очистили Белгород от немцев;

Сотня УПА под командой Григория Перигийняка напала на польскую деревню Паросля на Волыни. Было убито от 149 до 173 мирных поляков. Это нападение было первым массовым убийством поляков украинскими националистами. С него началась Волынская резня.

1948 — в Токио основан Всемирный центр айкидо Айкикай.

1964 — Завершились IX зимние Олимпийские игры. В медальном зачёте лучшими были спортсмены СССР.

1980 — скончался Ростислав Евгеньевич Алексеев, инженер-кораблестроитель, главный конструктор судов на подводных крыльях.

 

Андрей Сегеда

 

Facebook

Вконтакте

Одноклассники

LiveJournal

Google+

pravoslavie.fm

Капитан легендарного «Варяга». | Дневник XPEh23

Неожиданно для самих себя в одной из поездок по Тульской области мы наткнулись на музей и могилу Все́волода Фёдоровича Ру́днева — капитана легендарного крейсера «Варяг». 

«Наверх, о товарищи, все по местам!
Последний парад наступает!
Врагу не сдаётся наш гордый «Варяг»,
Пощады никто не желает!»

Могила капитана»Варяга» именно в Тульской области показалась нам весьма странной. Скромных знаний по истории (к нашему стыду) хватило лишь на то, что бы вспомнить, что «Варяг» принял неравный бой на Дальнем Востоке во время Русско-Японской войны и был потоплен. По логике получалось, что команда и капитан должны были погибнуть.

Оказалось, что логика тут не при чем, надо просто учить историю своей страны. Для таких же бездарей как мы, мой краткий экскурс.

Все́волод Фёдорович Ру́днев (19 (31) августа 1855 — 7 (20) июля 1913) — герой русско-японской войны, контр-адмирал Российского Императорского Флота, командир знаменитого крейсера «Варяг».

Все́волод Фёдорович Ру́днев (19 (31) августа 1855 — 7 (20) июля 1913).

Предок Всеволода Фёдоровича, матрос Семён Руднев участвовал в бою под Азовом и получил офицерский чин по указу Петра Первого за храбрость.

Род Рудневых, дворян Тульской губернии, с 1616 года владел имением у деревни Яцкой Ясенецкого стана Венёвского уезда (ныне Новомосковский район Тульской области).

Отец — Фёдор Николаевич Руднев, герой русско-турецкой войны 1828—1829 годов. Участвовал в сражениях на Чёрном, Средиземном и Адриатическом морях, в блокаде Дарданелл и Константинополя.

Все́волод Руднев родился в городе-крепости Динамюнде (ныне микрорайон Риги Даугавгрива). В то время его отец, капитан 2-го ранга был командиром Рижской брандвахты.

В 1857 году Фёдор Николаевич вышел в отставку, имея чин капитана 1-го ранга. Остаток жизни прожил с семьёй в своём имении. Умер в 1864 году. После смерти отца семья вместе с матерью, Александрой Петровной, переехала в город Любань Петербургской губернии.

В Любани Всеволод Руднев закончил гимназию.

В 1872 году он поступил в Морское училище в Петербурге (в то время в Российской империи было только одно учебное заведение по подготовке офицеров ВМФ — Морское училище, бывший Морской кадетский корпус). В училище он содержался и обучался за счёт государства, в память боевых заслуг его отца.

На действительную службу Руднев поступил 1 мая 1873 года, во время учёбы в училище. В 1873—1875 годы был в учебных плаваниях по Балтийскому морю. В октябре 1875 года получил звание старшего унтер-офицера.

Весной 1876 года сдал выпускные экзамены на отлично и получил воинское звание «гардемарин».

Руднев был назначен на учебный фрегат «Петропавловск» матросом. С 18 мая 1876 года по 25 августа 1877 года он находился в заграничном учебном плавании — это был первый дальний поход Всеволода Руднева.

В августе 1877 года  он получил чин мичмана и был направлен на годичные курсы во флотскую стрелковую роту, куда отправляли наиболее перспективных молодых офицеров.

С 16 апреля 1880 года мичман Руднев служил на крейсере «Африка». Крейсер прибыл на Дальний Восток, а затем совершил кругосветное путешествие. Впоследствии Руднев написал об этом непростом походе книгу — «Кругосветное плавание крейсера „Африка“ в 1880—1883 годах».

6 октября 1880 года Руднев стал командиром 7-й роты на крейсере, а в январе 1882 года ему присвоили звание лейтенанта.

После возвращения из кругосветного путешествия Руднев продолжал плавать по Балтийскому морю.

В 1888 году Российский флот получил первый паровой военный транспорт «Пётр Великий». Привести его из Франции, где он был построен для России, в Кронштадт было поручено Рудневу.

В 1888 году Всеволод Фёдорович женился на Марии Николаевне Шван. Отец Марии, капитан 1-го ранга Н. К. Шван был героем обороны Севастополя в Крымской войне.

C 1 августа 1889 года В. Ф. Руднев находился в заграничном плавании на крейсере «Адмирал Корнилов», где участвовал в манёврах Тихоокеанского флота и стал старшим офицером корабля.

4 декабря 1890 года Руднев вернулся в Кронштадт, где был командиром миноносца «Котлин», затем портового парохода «Работник», потом старшим офицером броненосца «Гангут».

В 1893 году Руднев получил чин капитана 2-го ранга и стал старшим офицером эскадренного броненосца «Император Николай I». Броненосец отправился в Грецию, чтобы присоединиться к группе русских кораблей. Командующий Средиземноморской эскадрой контр-адмирал С. О. Макаров держал на «Императоре Николае I» свой флаг. Около года броненосец провёл в территориальных водах Греции.

С 1 января по 9 декабря 1895 года «Император Николай I» находился в кругосветном плавании.

Вернувшись в Кронштадт, Руднев стал командиром броненосца береговой обороны «Адмирал Грейг», а затем был назначен командиром миноносца «Выборг».

В декабре 1897 года Руднев стал командиром канонерской лодки «Гремящий», на которой он совершил своё первое самостоятельное кругосветное плавание. Следует отметить, что канонерская лодка — сравнительно небольшой корабль, кругосветное одиночное плавание на котором представляет определённую трудность.

В августе 1899 года Руднев был назначен командиром броненосца береговой обороны «Чародейка».

В начале июня 1900 года Российский флот получил эскадренный миноносец «Скат», построенный для России. Руднев привёл его из порта города Эльбинга в Германии в Кронштадт. Поход оказался нелёгким — их преследовала плохая погода, к тому же был неисправен компас. Тем не менее, миноносец под командованием Руднева благополучно достиг берегов родины.

В то время, Порт-Артур был базой 1-й Тихоокеанской эскадры, основной силой Русского флота на Дальнем Востоке. В 1900 году в Порт-Артуре проводились обширные работы по его модернизации, сразу после этого Руднев становится там старшим помощником командира порта. В декабре 1901 года Руднев получил звание капитана 1-го ранга.

В декабре 1902 года Всеволод Фёдорович Руднев был назначен командиром крейсера «Варяг». На «Варяг» Руднев пришёл уже опытным морским офицером, прошедшим службу на семнадцати кораблях и командовавший девятью, будучи участником трёх кругосветных путешествий, одно из которых он проделал в качестве командира судна.

Крейсер «Варяг».

Обстановка на Дальнем Востоке России ухудшалась. Япония форсировала усилия по подготовке к войне. Японцы сумели добиться немалого превосходства в силах над дальневосточной группировкой войск Российской империи.

Накануне войны «Варяг» был направлен с дипломатической миссией в нейтральный корейский порт Чемульпо (современный Инчхон, рядом с корейской столицей Сеулом), в котором «Варяг» должен был охранять русскую миссию и нести обязанности старшего стационера на рейде.

Начало русско-японской войны.  Бой у Чемульпо – подвиг «Варяга».

Ночью 25 января (7 февраля) японский крейсер «Чиода» без огней вышел с рейда и встретился с подходившей японской эскадрой.

26 января(8 февраля), в 4 часа дня, канонерская лодка «Кореец» снялась с якоря и вышла в открытое море. При выходе с рейда Чемульпо лодка «Кореец» встретила японскую эскадру: 6 крейсеров, 8 миноносцев 1 класса и 3 войсковых транспорта.

При выходе из гавани японский крейсер «Асама» блокировала путь канонерке, а миноносцы выпустили по ней три торпеды, две из которых прошли мимо, а третья затонула в считанных метрах от борта. С «Корейца» в ответ было сделано два выстрела из скорострельной револьверной пушки, именно их японцы назовут первыми выстрелами русско-японской войны, при этом умолчав о торпедах.

Корейцу пришлось вернуться на рейд Чемульпо. Согласно международным законам, японцы не могли атаковать русские суда, находившиеся в нейтральном порту, с другой стороны, по тем же законам, русские суда не могли атаковать японские транспорты, когда они вошли в порт.

Утром 27 января (9 февраля) 1904 года Руднев получил ультиматум японского контр-адмирала Сотокити Уриу, объявлявший о том, что Япония и Россия находятся в состоянии войны. Японцы требовали от русских покинуть рейд до полудня, угрожая в противном случае открыть по ним огонь. Подобные действия в нейтральном порту явились бы нарушением международного права.

В. Ф. Руднев принял решение прорываться из залива. Перед строем офицеров и матросов крейсера он сообщил им об ультиматуме японцев и о своём решении: «Безусловно, мы идем на прорыв и вступим в бой с эскадрой, как бы она сильна ни была. Никаких вопросов о сдаче не может быть — мы не сдадим крейсер и самих себя и будем сражаться до последней возможности и до последней капли крови. Исполняйте каждый свои обязанности точно, спокойно, не торопясь. Особенно комендоры, помня, что каждый выстрел должен нанести вред неприятелю. В случае пожара тушить его без огласки, давая мне знать».

В 11 часов 20 минут «Варяг» и «Кореец» снялись с якорей для следования в море. Но Японская эскадра перекрыли оба выхода в море.

Японский адмирал предложил сдаться, русские корабли сигнал проигнорировали.

В 11 часов 45 минут крейсер «Асама» с расстояния в 7 км первым выстрелил из 8-дюймового орудия, после чего вся японская эскадра открыла огонь. «Кореец» и «Варяг» ответили огнём.

На «Варяге» в первые минуты боя возникло несколько пожаров, были подбиты и уничтожены многие дальномерные станции и орудия, понес потери личный состав, недолетавшие снаряды разрывались при ударе об воду и осыпали корабль осколками, а также разрушали надстройки и шлюпки.

«Варяг»и «Кареец» под боем. 27 января (9 февраля) 1904 года.

В 12 часов 5 минут при прохождении траверза острова Iodolmi на «Варяге» была перебита труба, в которой проходили рулевые приводы. Одновременно с этим, осколками другого снаряда, разорвавшегося у фок-мачты и залетевшими в броневую рубку через проход, был контужен в голову командир крейсера, убиты наповал стоявшие около него по обеим сторонам штаб-горнист и барабанщик, тяжело ранен в спину стоявший на штурвале рулевой. Крейсер стал плохо слушаться руля.

Командир «Корейца», опасаясь образовать вместе с «Варягом» единую цель для японских крейсеров, положил право руля на борт и дал малый ход. При этом лодка описала дугу в 270° и вновь стала в кильватер крейсеру, снова развив полный ход, открыв огонь.

В 12 часов 15 минут желая на время выйти из сферы огня, чтобы по возможности исправить рулевой привод и потушить возникавшие в разных местах пожары, «Варяг» начал поворачивать вправо машинами. Из-за этого крейсер поставило в невыгодное положение относительно острова, расстояние до неприятеля уменьшилось, огонь усилился и попадания увеличились.

Далее «Варяг» получил несколько серьезных повреждений и пробоину, возник пожар в лазарете и крейсер начал крениться на левый борт. Были предприняты меры по откачке воды и тушению пожара.

Следом за русскими кораблями пошла японская эскадра, оставляя Йодолми к северу и на параллели этого последнего острова остановилась.

«Варяг» под японским огнём в бухте Чемульпо. 27 января (9 февраля) 1904 года.

В 12 часов 40 минут при подходе крейсера к якорному месту огонь японцев стал опасен для иностранных судов, стоявших на рейде, и был прекращен, преследовавшие «Варяг» два крейсера вернулись к эскадре, оставшейся за островом Йодолми. Огонь с «Корейца» был прекращён одновременно с японской эскадрой.

В 12 часов 45 минут снаряды перестали долетать до японских крейсеров, «Варяг» прекратил огонь.

Около 13 часов «Кореец» встал на якорь, оставаясь в полной боевой готовности.

В 13 часов 15 минут, подойдя к своему бывшему якорному месту, «Варяг» отдал левый якорь, начались работы по исправлению повреждений, оставшаяся часть команды разведена по орудиям в ожидании возможного нападения неприятеля на рейде. Иностранные суда, несмотря на свою готовность к уходу, немедленно прислали шлюпки с санитарами и врачами.

Таким образом, бой «Варяга» и «Корейца» с японскими кораблями занял всего полтора часа.

При осмотре крейсера кроме перечисленных повреждений оказались ещё следующие:

  • Все 47-миллиметровые орудия непригодны для стрельбы.
  • Ещё 5 орудий 6-дюймового калибра получили различные серьёзные повреждения.
  • Семь 75-миллиметровых орудий повреждены в накатниках и компрессорах.
  • Разрушено верхнее колено 3-ей дымовой трубы.
  • Обращены в решето все вентиляторы и шлюпки.
  • Верхняя палуба пробита во многих местах.
  • Найдено ещё четыре подводные пробоины, а также много других повреждений.

Варяг после сражения.

В 13 часов 35 минут капитан «Варяга» на французском катере отправился на английский крейсер «Talbot», где заявил что намерен уничтожить «Варяг» за полной его непригодностью. Он получил согласие на перевоз команды на английский крейсер.

В 13 часов 50 минут он вернулся на крейсер, где сообщил офицерам о своём решении, причём последние его одобрили. В то же время к крейсеру подошли шлюпки с французского, английского и итальянского крейсеров. Начали сажать на шлюпки раненых, а затем и остальную команду и офицеров.

В 15 часов 30 минут вся команда покинула крейсер. Старший и трюмный механики с хозяевами отсеков открыли клапаны и кингстоны и тоже оставили «Варяг».

Решение именно о затоплении крейсера было принято вследствие просьбы иностранных командиров не взрывать судна, чтобы не подвергнуть опасности их корабли на узком рейде, а также и из-за того, что крейсер погружался всё больше и больше.

В 15 часов 35 минут команда «Корейца» отчалила от борта на спущенных шлюпках на французский крейсер. На лодке остались для взрыва добровольцы.

В 15 часов 50 минут командир Руднев со старшим боцманом, удостоверившись ещё раз, что все люди покинули «Варяг» и отчалили от него на французском катере.

В 16 часов лодка «Кореец» взорвалась двумя последовательными взрывами. Крейсер «Варяг» постепенно наполнялся водой и продолжал крениться на левый борт. Кормовая часть его была вся в огне.

Взрыв «Корейца».

В 18 часов 10 минут крейсер «Варяг» погрузился в воду, совсем положившись на левый борт.

Итог боя у Чемульпо:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Моряки «Варяга» и «Корейца» несколькими эшелонами вернулись на родину через нейтральные порты. Дома им устроили достойную встречу. Офицеры и матросы были награждены Георгиевскими крестами IV степени. Капитан 1-го ранга В. Ф. Руднев был награждён орденом св. Георгия 4-й степени, получил чин флигель-адъютанта и стал командиром эскадренного броненосца «Андрей Первозванный» (ещё только строившегося в Петербурге).

В 1907 году японский император Муцухито в знак признания героизма русских моряков направил В. Ф. Рудневу орден Восходящего солнца II степени. Руднев, хотя и принял орден, никогда его не надевал.

Английская пропагандистская открытка с надписью «Уничтожение русских крейсеров „Варяг“ и „Кореец“ в заливе Чемульпо» (1904).

Но слава Руднева длилась недолго. В ноябре 1905 года он отказался принять дисциплинарные меры против революционно настроенных матросов своего экипажа. Последствием этого было увольнение его в отставку с производством в контр-адмиралы.

Последние годы Всеволод Фёдорович жил в Тульской губернии в своей усадьбе в деревне Мышенки Алексинского уезда (сейчас Заокский район). 7 (20) июля 1913 года В. Ф. Руднев умер (в возрасте 57 лет). Похоронен возле церкви Казанской Богоматери соседнего села Савино Заокского района Тульской области.

с. Савино. Церковь Казанской иконы Божией Матери, 1770.

Могила Всеволода Фёдоровича Руднева возле церкви.

Рудневы воспитали троих сыновей — Николая, Георгия и Пантелеймона.

В 1916 году Мария Николаевна, вдова Всеволода Фёдоровича, продала имение и переехала в Тулу вместе с двумя младшими детьми. В 1917 году к ним в Тулу приехал жить и старший сын с женой. Позже они переехали к родственникам в Севастополь. Когда гражданская война стала подходить к концу, Мария Николаевна с сыновьями эмигрировала в Югославию. Позже они переехали во Францию.

В 1958 году старший сын Николай Всеволодович вернулся с семьёй на родину, где и прожил до самой смерти в 1963 году. Средний сын Георгий эмигрировал в Венесуэлу. Младший остался жить во Франции.

Николай Всеволодович передал в областной краеведческий музей значительную часть личных вещей своего отца, которые затем были переданы в музей В. Ф. Руднева в селе Савино, который был открыт в 2000 году.

Музей В. Ф. Руднева в селе Савино.

К сожалению, за последние годы музей утерял свою значимость из-за плохого финансирования и удаленности от крупных населенных пунктов. С первого дня в музее не обновлялись экспозиции и выставки, сейчас туда можно попасть только по предварительной договоренности.

«Мы перед врагом не спустили
Славный Андреевский флаг,
Сами взорвали «Корейца»,
Нами потоплен «Варяг»!»

xpeh13.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *