Дети – герои Первой мировой войны

Прощайте, дорогие родители, я еду оборонять Россию

Молодой литератор Корней Чуковский писал в 1915 году в популярном журнале «Нива»: «В 1980 году укажут на какого-нибудь старичка и шепнут: он помнит ещё Великую войну! А теперь этот старичок-шестилетка. Стоит где-нибудь у забора… и созерцает, как в его родной город въезжают огромные немцы… Или в комфортабельной детской, среди игрушечных аэропланов и пушек, рисует в тетрадках казаков и Вильгельма… Или, как 13-летний Петя Ростов, бежит на передовые позиции – «прощайте, дорогие родители, я еду оборонять Россию». Всё многомиллионное детское царство в Европе и Азии захвачено ныне войной. Что станет с этим роковым поколением, взрастающим среди громов и пожаров?» (Чуковский К. «Дети и война//Нива», 1915, №51, с. 949). Участие детей в войне – явление противоестественное. Между тем в российской прессе 1914-1917 годов имеется немало сведений о героизме и самопожертвовании юных воинов, которые наравне со взрослыми выступили на защиту своей Родины. Масштабность и значимость Первой мировой, взрыв патриотизма, относительная близость фронта, активизация общественной жизни в тылу, многочисленные беженцы и раненые – всё это способствовало тому, что сотни добровольцев стали «сынами полков» российской армии. Российский педагог А. Богданов писал в 1914 году: «Когда волнуется вся страна, тогда дети, невольно следуя за взрослыми, не могут остаться безучастными зрителями событий… Кто из детей перед войной не изображал… Робинзона, разбойника Чуркина, Ната Пинкертона, Шерлока Холмса. Любовь к героическому, к приключениям неотделимы от детской души. Под влиянием слышанного и прочитанного воспламенившаяся детская фантазия толкнула детей на войну»

(Богданов А. «Дети и война//Нива», 1915, № 12, с. 238).


Война привнесла и некоторые новые моменты в детскую жизнь. Участвуя в общественной и благотворительной работе, дети получали «первые уроки гражданственности». Они помогали взрослым ухаживать за ранеными, оборудовать в учебных заведениях лазареты, устраивать различные сборы пожертвований. Знаток детской души Чуковский подчеркнул ещё одну специфическую сторону в детском восприятии войны:

«Преподаватели истории и географии должны быть благодарны войне. Она – их величайший помощник. Политические взаимоотношения держав изучены учениками до тонкости. Дети нынче доподлинно знают, что думает Швеция, и что замышляет Голландия. Для них нет дипломатических тайн. Карту Бельгии они рады приласкать и погладить, а карту Германии бьют кулаками… Ужасные призраки войны скрыты от их внимания той блестящей, красочной и шумной декорацией, которая прежде всего привлекает детские взоры».


Иван Казаков (слева) — 15 лет и Антон Пшеводский — 14 лет

Ну а те, кто постарше, убегали на войну. Об этом свидетельствуют газетные хроники тех лет:

Псков. За сентябрь 1914 года станционные жандармы сняли с поездов более 100 детей. — Вильна. «20 октября 1914 года на станции было задержано свыше 30 детей-добровольцев». Всего за первые б месяцев войны из Вильны бежало около сотни детей. Киев: «В течение января-февраля 1915 года железнодорожной полицией задержано 214 юных добровольцев, среди задержанных 11 девочек»


(«Неделя войны», 1915, № 11 (приложение к журналу «Родина»), с. 4).

Николаев, 23 октября 1915 года: «Воспитанник 2-го высшего начального училища Иван Кальченко, 14 лет, убежал на театр военных действий; туда же бежали Иван Гассен, 13 лет, и служащий на заводе «Наваль» Виктор Головченко, 16 лет»

(Николаевская газета, 1915, 23 октября).


Юный участник Брусиловского наступления

Детское бегство на войну стало настоящей эпидемией. О ней с тревогой писала пресса, на неё указывали школа и церковь. Газета «Русское слово» опубликовала интервью с одним офицером-фронтовиком, которое сразу же перепечатали популярные российские журналы:

«Их раны бесполезны, и бесполезна их смерть. Детям не место на войне. Им надо учиться… Неужели не странно, что Россия, которая может выставить 16 миллионов солдат, имеет в рядах своих детей! Попадёт такой малец в плен к немцам, и там воспользуются им, чтобы показать войскам: «Смотрите, как истощилась Россия! Детей посылает на войну!»


(«Нива», 1915, №52).

Участие юных воинов в Первой мировой – забытая ныне страница войны. В советское время упоминалось об участии в военных действиях, пожалуй, только маршала Малиновского и Вишневского. Поэтому о них и пойдёт речь вначале. В конце августа 1914 года бежал на фронт будущий Маршал Советского Союза Родион Малиновский, тогда ему шёл шестнадцатый год. Вначале он хотел «честно» отправиться в действующую армию и пошёл записываться добровольцем, но в воинском присутствии ему пояснили, что принимают «охотником» только с 18 лет. В своей автобиографии, написанной в 1938 году, Малиновский вспоминал, что перед самой войной прочитал брошюру про 1812 год и проникся желанием воевать так же, как под Бородино.

«В один из эшелонов я залез тайком и уехал вместе с солдатами на фронт. Уже в Вильно меня представили начальству, и я был зачислен официально добровольцем в пулемётную команду 256-го пехотного Елисаветградского полка… Я всё время был в строю, сперва подносчиком патронов, а затем наводчиком и начальником пулемёта»

(«Эпоха в автобиографиях. Р. Я. Малиновский//Военно-исторический журнал», 1990, № 4, с. 15).

В сентябре 1914-го будущий маршал получил боевое крещение, а в марте 1915 года был удостоен своей первой в жизни боевой награды. В районе города Кальварии, севернее Сувалок, пулемётный взвод, в котором служил Родион Малиновский, был спешно переброшен к месту прорыва немцев. Фланговым пулемётным огнём юный доброволец перебил немцев, прорвавшихся на позицию артиллерийского дивизиона. Он спас батарею, и артиллеристы шрапнелью, прямой наводкой, рассеяли немецкие цепи. Малиновский был награждён солдатским «Георгием» IV степени и произведён в ефрейторы. В октябре 1915 года в боях под Сморгонью Родион был ранен, а после выхода из лазарета был отправлен в Самару, во 2-й запасной пулемётный полк. В составе русского Экспедиционного корпуса этот полк в апреле 1916-го прибыл во Францию, в Марсель. С июня Малиновский сражался на французском фронте. После октября 1917 года французское командование, разоружив русские части, отправило их на тыловые работы. Как писал в автобиографии Малиновский, он тогда:

«всё же чувствовал моральную необходимость побить немцев – в это время они оккупировали Украину… я решил пойти на фронт и был направлен в иностранный легион 1-й Марокканской дивизии французской армии. Я был наводчиком, а потом начальником пулемёта, вплоть до перемирия»

(Там же, с. 16).

Малиновский дослужился до сержанта и был представлен к трём французским знакам отличия. Лишь в октябре 1919 года он вернулся в Россию. Свой боевой путь «сыном полка» в Первую мировую начал будущий советский писатель Всеволод Вишневский. 24 декабря 1914 года, тогда ещё гимназист 5-го класса 1-й петроградской гимназии, Воля Вишневский бежал на фронт. С раннего детства его увлекала военная история. Спустя много лет литератор вспоминал:

«История России, которую мы изучали в гимназии, иллюстрировалась замечательными наглядными пособиями – экспонатами музеев, художественными изданиями. Мальчишеский взгляд останавливался на всём военном… В витринах офицерских магазинов меня околдовывали кирасы, радуги орденов, погон, значков… Вполне понятно, что постоянное сосредоточение на военных сюжетах отражалось на складе мышления, на характере знаний, игр»

(Хелемендик В. «Всеволод Вишневский», М., 1980, с. 15).

Глубокая любовь к Родине двигала поступками юного добровольца. Он был убеждён, что именно германский империализм – подлинный виновник войны и его нужно сокрушить. Ранняя фронтовая закалка определила характер будущего писателя, автора знаменитой пьесы «Оптимистическая трагедия» (1933) и сценария известного фильма «Мы из Кронштадта» (1936). Добравшись до Радома, Всеволод упросил командование принять его добровольцем в расположенный неподалёку от города лейб-гвардии Егерский полк, прославившийся ещё в кампанию 1812 года. Определён был четырнадцатилетний «сын полка» в разведку. В начале февраля 1915 года Вишневский получил боевое крещение.

«Сейчас идёт 3-й день боя, – писал он матери. – Я был в разведке и в перестрелке… И под шрапнелями ходил с донесениями. Жив и здоров… Ничего немцы не могут с нами сделать»

(Там же, с. 20).

За личное мужество в этих боях Вишневский получил Георгиевскую медаль IV степени. 27 июля 1915 года Всеволод участвовал в схватке с германским кирасирским разъездом. Поединок закончился уничтожением немецких кавалеристов и взятием одного пленного. За этот бой он был награждён солдатским Георгием 4-й степени (Там же, с. 27-28). Лейб-гвардии Егерский полк участвовал в знаменитом Брусиловском прорыве. 15 июля 1916 года гвардия перешла в атаку на Стоходе (Волынь). Всеволод в составе 14-й роты один из первых ворвался в немецкие окопы и был контужен. Выйдя из лазарета, он вернулся в полк и участвовал в сентябре 1916 года в новых атаках у Свинюх на Стоходе. Войну юный разведчик закончил с Георгиевским крестом и двумя георгиевскими медалями. А уже в марте 1918-го он стал революционным бойцом 1-го морского берегового отряда. Но это уже была другая война… В 1941 году, отправляясь военным корреспондентом на фронт, Всеволод Витальевич захватил с собой в память о боевой молодости георгиевские ленточки. Прочитав в «Ленинградской правде» от 21 октября 1943 года очерк о пехотинце Иване Белееве, которому не только разрешили носить «Георгия» за Первую мировую, но и торжественно прикололи на грудь перед строем роты эту награду, Вишневский 27 октября сделал запись в своём дневнике:

«Вечером в Доме Красной армии впервые с 1917 года приколол сегодня свои 3 истёртые георгиевские ленточки… Вспоминал праздники юности, дни вручения георгиевских наград в 1915 и 1916 годах»

(Вишневский В. «Дневники военных лет», т. 4. (1943-1945), М., 1958, с. 413).

На всех фотографиях 1945 года, в том числе и на фоне поверженного Рейхстага, на груди у писателя под колодкой советских наград расположен солдатский «Георгий».

В сентябре 1914 года из Ростова бежал на фронт 14-летний Константин Заполли. А уже 29 ноября он был на передовой у реки Пилица в Польше. Позиции противников разделяли всего 200 шагов. Участок, где находилась рота Заполли, постоянно простреливался удачно замаскированным на бруствере немецким пулемётом. Ротный командир поставил задачу уничтожить эту огневую точку. «Охотником» вызвался юный воин. Ночью Константин подполз к неприятельским окопам и обнаружил замаскированный ветками пулемёт. Самому пулемёт унести было невозможно, и тогда он обвязал его принесённой с собой верёвкой. Доброволец вернулся к своим, насколько возможно, протащив за собой верёвку. Команда разведчиков в «нейтральной зоне» потащила верёвку: пулемёт был сбит с бруствера и через мгновение «запрыгал» по полю, в сторону русских траншей. Проснувшиеся немцы бросились его догонять, но русским огнём были загнаны в окопы. За удачный «поиск» Заполли был награждён Георгием 4-й степени, позднее он стал кавалером ещё одного Георгиевского креста («Отклики войны//Нива», 1916, № 4, с. 3-4). В начале войны в действующую армию попал 12-летний уроженец Харькова Андрей Мироненко. Отправившись как-то в разведку, он заблудился. Ночью, блуждая, Мироненко оказался в немецком расположении. Увидев неприятельские орудия, разведчик прокрался мимо спящего часового и отвинтил замки у двух пушек. К утру он вышел к своим. Юный герой был удостоен Георгия 4-й степени. С открытием военных действий на Юго-Западный фронт отправился ещё один доброволец – гимназист 4-го класса 2-й житомирской гимназии Николай Орлов. Он успел принять участие в 11 боях, случай же отличиться произошёл с ним в Галиции у Злочёва. Подразделение, где служил Орлов, оказалось отрезанным австрийцами. И тогда юный воин вызвался добровольцем пробраться под неприятельским огнём к своим за подкреплением. За этот подвиг Николай был представлен к награждению Георгиевским крестом IV степени. 20 сентября 1914 года он прибыл «на побывку» в Житомир, где был восторженно встречен в стенах родной гимназии (Николаевская газета, 1914, 27 сентября). В сентябре 1914-го под Сувалками был ранен конный разведчик — доброволец, уроженец Петрограда, 14-летний Александр Марков. 24 ноября 1914 года на фронте погиб смоленский гимназист Харитон Жук, который посмертно был награждён Георгиевской медалью «За храбрость». Когда разразилась война, в пулемётную команду 208-го Лорийского пехотного полка поступил 13-летний доброволец Иван Степанович Соболев из станицы Антоновской Томской губернии. Отличился он в мае 1915 года, в период оборонительных боёв на реке Сан, когда полк отступал, осыпаемый немецкими тяжёлыми снарядами. Во время одного из обстрелов полковые пулемётные двуколки были разбиты. Уцелела лишь одна, но погиб ездовой. Не растерявшись, Иван, невзирая на рвущиеся вокруг снаряды, на этой двуколке помчался к сборному пункту. Во время езды получил тяжёлую контузию в голову. Но, доехав до сборного пункта, он отказался идти в лазарет и обратился за медицинской помощью только тогда, когда полк вышел из боя. За спасение пулемёта и личное мужество Соболев был награждён Георгиевской медалью «За храбрость» IV степени («Незаметные герои фронта//Нива», 1917, № 9, с. 144). Юный ротный разведчик 87-го пехотного Нейшлотского полка, воспитанник московского Строгановского училища Владимир Соколов был награждён Георгиевским крестом за удачный «поиск», во время которого он гранатой уничтожил вражескую заставу. Летом 1915 года прибыл с Юго-Западного фронта на лечение в Николаев уроженец этого города 13-летний Павел Смоляной, удостоенный Георгиевского креста IV степени. Он был разведчиком Модлинского пехотного полка, бежал из плена, неоднократно выполнял опасные поручения командования (Николаевская газета, 1915, 11 июля). Доброволец Николай Смирнов, 13 лет, Георгиевский кавалер (имел «Георгия» IV степени и 2 медали), в 1915 году совершил побег из германского плена, а в последующих боях сам пленил немецкого офицера («Огонёк», 1915, № 20). 15-летний воин Иван Казаков, награждённый тремя Георгиевскими крестами и тремя медалями, несколько раз отличился в боях, захватил пулемёт, спас жизнь прапорщику, во время одной из разведок обнаружил батарею противника, которая потом, во время атаки, стала трофеем русских войск. Георгий Павлов, 15 лет, был удостоен двух Георгиевских крестов. 13-летний Василий Правдин за вынос с поля боя раненого командира полка получил Георгиевский крест. Из последнего класса московской гимназии в 1915 году ушёл добровольцем на фронт Леонид Керцелли и уже через три месяца за мужество, проявленное в боях, был награждён тремя Георгиевскими крестами. Так началась его военная карьера. «За шпионаж» в 1938 году он был репрессирован. В 1956-м Керцелли посмертно реабилитировали «за отсутствием состава преступления» (Керцелли Л. «Военный дневник//Наше наследие», 1990, № 4, с. 116-119). 10-летний доброволец пулемётной команды 131-го пехотного Тираспольского полка Степан Кравченко получил два ранения, а за спасение пулемёта был награждён Георгием 4-й степени («Огонёк», 1915, № 20). 12-летний разведчик Василий Наумов удостоился двух «Георгиев» и медали, стал унтер-офицером, в боях был дважды ранен. Гимназист из Коломны Александр Пробатов, поддерживая под обстрелом сообщение между соседними частями, был контужен и удостоен Георгиевского креста. В кампании 1916 года юный разведчик Владимир Владимиров за побег из плена и сообщение важных сведений о немецком расположении был награждён Георгиевским крестом. В то время ему было 11 лет. Пётр Мельник, 12 лет, был удостоен Георгия 4-й степени и произведён в унтер-офицеры за то, что во время атаки под вражеским огнём, первым перерезал проволочные заграждения перед окопами противника. 13-летний доброволец Константин Липатов получил Георгиевскую медаль, за то, что под огнём неприятеля соединил провода телефона и обеспечил связь. Летом 1917 года стали формироваться ударные добровольческие части, дабы своим примером «устыдить» покидающих фронт дезертиров. В формирующийся из безруких, безногих, полуослепших инвалидов «увечный батальон» записался 16-летний Ф.Т. Зорин. На фронте Зорин находился с начала войны, с 13-ти лет. За это время был четыре раза ранен, заслужил два Георгиевских креста и две медали («Нива», 1917, №39, с. 596). Дети не только сражались на фронте, но и старались оказать посильную помощь в тылу. Так, летом 1916 года на приёмном пункте для раненых Одесского вокзала постоянно дежурили братья-близнецы Евгений и Николай Богатырёвы. «Братики милосердия», как их прозвали солдаты, перешли во 2-й класс гимназии и добровольно решили на каникулах ухаживать за ранеными и помогать своей матери – сестре милосердия Е.В. Богатырёвой. Братья целыми днями писали письма, разносили обеды, бегали по поручениям, за что заслужили любовь и благодарность увечных воинов и обслуживающего персонала всего приёмного пункта («Искры», 1916, №31, с. 247). На их детские годы на заре века пришлась война с Германией. Юные добровольцы, защищая Отечество на фронтах войны, получили первый боевой опыт. Через четверть века, уже в зрелом возрасте, многим из них вновь довелось взяться за оружие.

http://www.belrussia.ru/page-id-5130.html

 

smolbattle.ru

Дети Первой мировой войны » Военное обозрение

С незапамятных времен дети принимали активное участие в войнах и сражениях, помогая взрослым мужчинам. Примеров тому в истории очень много. В Средние века юные пажи и оруженосцы ухаживали за оружием и доспехами рыцарей. В восемнадцатом веке восьмилетние парнишки перезаряжали пушки на военных кораблях. До девятнадцатого века в армиях разных стран мальчишки, достигшие десяти лет, могли служить барабанщиками. В русской армии «сыны» или «воспитанники» полка также не были исключением. В восемнадцатом веке во флоте служили несовершеннолетние гардемарины, а в армии – барабанщики.

Когда началась Первая мировая война, детский патриотизм охватил все слои общества, все учебные заведения государства. Воспитанники училищ, семинарий, гимназий, кадетских корпусов просили у своих руководителей отпустить их на борьбу с врагом.

Учащиеся Омской учительской семинарии так написали в своем письме: «У нас нет ничего того, чем мы могли бы помочь Родине, кроме собственной жизни, и мы готовы пожертвовать ею».

Участие в войне подростков и детей, юношей и девушек зафиксировано во многих документах. Еженедельный журнал тех лет под названием «Искры» регулярно издавал материалы, посвященные юным защитникам Родины. Военная хроника сохранила большое количество сообщений и отчетов о юных добровольцах и их подвигах.

Желание оказаться на фронте заставляло забыть обо всем не только русских детей, но и французских, английских. В западных державах были сформированы специальные молодежные организации, которые занимались в тылу охраной особо ответственных объектов: железнодорожных мостов и вокзалов, водокачек, переправ, пунктов связи. В России же Николай II выпустил указ, который позволял студентам вузов идти добровольцами в армию. Почти сразу же на имя руководителей учебных округов лавиной обрушился поток просьб от учеников выпускных классов с просьбой провести им ускоренные экзамены. Ребята хотели как можно быстрее попасть на фронт, пока война не закончилась. Для изгнанных гимназистов, второгодников и юнкеров война так же решила проблему занятости.

Воевали вчерашние студенты и гимназисты смело и отважно. Под смертельным ураганом немецкой артиллерии они быстро становились взрослыми, учились переносить различные лишения, холод, голод, смерть своих товарищей. К концу 1915 года среднее количество кадровых офицеров на полк составляло около пяти человек. Те из гимназистов, кто уцелел в мясорубке боев, вместе с кандидатами на замещение офицерских постов были направлены в тыл для ускоренной переподготовки. Через шесть месяцев эти безусые ребята в офицерских погонах уже вели в бой целые роты и батальоны.

Советский историк Николай Николаевич Яковлев так описывает это явление: «Юные командиры как могли организовывали контратаки. Они понаслышались, что в бой пристойно идти с сигарой во рту, с тупой шашкой, подозрительно смахивающей на театральный реквизит, если есть – в белых перчатках и только впереди нижних чинов».

Многие юноши, не имевшие никакого опыта командования, тем не менее, выполнили свой долг, заставив солдат, отступавших под напором хорошо оснащенных немецко-австрийских войск, собраться и сражаться.

Стремясь помочь своим отцам и братьям в защите отечества, на фронт рвались ребята помладше, в возрасте от 7 до 13 лет. В пропагандистской литературе тех времен встречаются утверждения о том, что взрослые всячески потакали и содействовали боевым устремлениям своих детей. Вряд ли всё обстояло так на самом деле. Скорее полностью наоборот, ведь мало кто из родителей поможет своему сыну или дочери собраться и отправиться на явную погибель, даже во имя страны. В армию, на фронт дети бежали из Москвы, Санкт-Петербурга, Одессы, Киева, Екатеринбурга, Новгорода и многих других городов, хуторов, деревень, сел, станиц. Бежали русские, украинцы, белорусы, поляки и эстонцы. Бежали как поодиночке, так и группами. Обретя массовый характер, для родителей и станционных жандармов уход детей стал настоящей напастью. Только в сентябре 1914 года в одном Пскове жандармы сняли с поездов более 100 детей, едущих на фронт. В газетах каждый день публиковались объявления о розыске пропавших без вести, удравших на войну ребятишках. На боевых позициях многие офицеры не хотели брать на себя ответственность за юных защитников отечества. Нередко дети оставались в части втайне от командования, только с разрешения командира подразделения. Но если дети все же попадали в воинскую часть, то свои обязанности, как правило, выполняли безукоризненно. Они подносили стрелкам патроны, передавали команды в качестве посыльных, под огнем противника на поле битвы собирали патроны и выносили раненых, участвовали в разведывательных и диверсионных операциях.

Хочется привести фразу одного из командиров вооруженных отрядов в Демократической Республике Конго. Его слова ужасают своей простотой: «Дети — хорошие бойцы, потому что молоды и хотят показать себя. Они верят, что это какая-то игра, поэтому они так бесстрашны».

В ходе изучения исторических публикаций было установлено множество имен юных героев Первой мировой войны и их подвигов. О некоторых из них стоит упомянуть отдельно.

Тринадцатилетний Василий Правдин неоднократно отличался в сражениях. Вынес из гущи боя раненого командира полка. Получил три Георгиевских креста.
Двенадцатилетний Василий Наумов. С огромным трудом, через всевозможные испытания и препоны добрался до фронта из сибирского села Каретниково. В результате стал разведчиком, был награжден двумя солдатскими Георгиевскими крестами и Георгиевской медалью. Был повышен до унтер-офицера. Дважды ранен.

Пятнадцатилетний казак Иван Казаков. Самостоятельно в бою с немцами отбил пулемет, позже спас жизнь своему товарищу, неоднократно с успехом принимал участие в разведке. Получил три Георгиевских креста и три Георгиевских медали, а также звание унтер-офицера.

Талантливый семиклассник Виленской гимназии Мазур усовершенствовал работу искрового телеграфа в штабе первой русской армии. Молодой изобретатель погиб при разминировании водокачки в городе Инстенбурге (Черняховске).

Будущий мapшал Советского Союза Родион Яковлевич Малиновский участвовал в боях в составе русского экспедиционного корпуса во Франции. В свои шестнадцать лет он уже был опытным пулеметчиком.

На фронте воевали не только юноши, но и девушки. Ученица шестого класса Мариинского училища Кира Башкирова за боевые подвиги была удостоена Георгиевского креста. Под видом добровольца Николая Попова она вступила в один из полков и уже через неделю отличилась в ночной разведке. После того как тайну раскрыли, Киру отправили домой, но вскоре девушка вновь очутилась на фронте в другой части.

Две гимназистки-казачки Елена Козловская и Фелицата Кульдяева участвовали в целом ряде кавалерийских битв.

К сожалению, кроме наград и званий любая война «дарит» ее участникам тяжелые психические травмы. Все детей и подростки, прошедшие кровавую баню Первой мировой, заработали в той или иной степени различные нарушения и расстройства психики.

Князь Феликс Юсупов писал в мемуарах: «Ехал с нами пятнадцатилетний мальчик. Мальчик мальчиком, а видно было, боевое крещение получил. Даже и смельчак, судя по Георгиевскому кресту на рваной гимнастерке. Он не много занял места, но спокойно ему не сиделось. Он то вскакивал на полку, как обезьяна, то лез на крышу в окно и оттуда принимался палить из револьвера. Потом тем же путем обратно, и опять скачки и прыжки. Когда он улегся и заснул, мы смогли отдохнуть немного».

По-разному сложились дальнейшие судьбы молодых защитников отечества. После Великой Октябрьской социалистической революции началась Гражданская война, многие, еще вчерашние фронтовые друзья и одноклассники, стали беспощадными врагами. Воспитанники кадетских корпусов в своем большинстве не смогли признать и принять власть большевиков. Они пополнили Белую армию, потому что еще Февральская революция показала им гибель всего чему их готовили служить и во что они верили. Для них война продолжилась. Например, кадеты первого Петербургского корпуса разрабатывали план подрыва поезда с правительством Ленина, а Псковские кадеты, эвакуировавшиеся в Казань, в октябре 1917 года совместно с местными юнкерами пытались сдержать восстание солдат.

topwar.ru

ДЕТИ ПЕРВОЙ МИРОВОЙ — МОРПОЛИТ

Первая мировая война началась и велась противоборствующими сторонами, с целью передела мира, а в итоге стала войной на истребление народов. Гибли и дети, причем не, только случайно в тылу, но и на боевых позициях, т.е. дети воины, воспитанники полков.

 

      В восемнадцатом веке во флоте служили несовершеннолетние гардемарины, а в армии — барабанщики. Когда Отчизна в опасности, в их детских душах пробуждается трепетное чувство  любви к милой, истерзанной и страдающей Родине. Например, в Отечественной войне 1812 г. 15-летний Петя Ростов из «Войны и мира» пишет отцу: «Прощайте дорогие родители, я еду оборонять Россию!» Участие в Первой мировой подростков, юношей, девушек зафиксировано документально. Это свидетельствует о том, что патриотизм, особенно детский, захватил все слои общества. Воспитанники гимназий, семинарий, кадетских корпусов и реальных училищ нередко обращались к своему начальству с просьбой отпустить их на войну. «Мы готовы помочь Родине, – писали в своем обращении воспитанники Омской учительской семинарии. У нас нет ничего такого, чем мы могли бы помочь ей, кроме собственной жизни, и мы готовы пожертвовать ею…». В воспоминаниях военного корреспондента В.И. Немировича-Данченко за 1916 г. записано: «Счастлива та страна, где со всем народом на общую мучительную страду идут и женщины, и дети. Рим и Спарта ими гордились бы».

В ходе исследования исторических публикаций той поры военным историкам удалось выявить несколько таких героев, которые сражались и на передовой, и в тылу. К примеру, иллюстрированный еженедельник «Искры» систематически публиковал материалы о юных защитниках Родины. Пожалуй, первыми в этом списке юных воинов можно назвать братиков милосердия, как называли их раненые, — учеников Одесской гимназии близнецов Женю и Колю, трудившихся в интересах фронта, на приемном пункте временно выбывших из строя солдат. Об этом в печати извещалось так: «Привозя в своем санитарном поезде раненых, сестра милосердия Е. В. Богатырева поручает братикам особо несчастных и одиноких. Они следят за ними, навещают и стараются удовлетворить их маленькие нужды, пишут письма, звонят по телефону, вызывая родных и близких». А ведь Женя и Коля были всего лишь учениками 2-го класса.
Война продолжалась с переменным успехом, но все больше и больше становилось в рядах русской армии юных героев. Они понимали, что, участвуя непосредственно в боевых действиях, защищают и свою малую родину. Один из них «доброволец Станислав Игнатьевич Викторович, — как сообщал еженедельник, — награжден Георгием 4-й степени».  Станислав отличился в разведке. Даже получив ранение, он выполнил задание и сумел вернуться к своим, да еще с трофеями.  Другой подросток, пятнадцатилетний Антон Харашкевич, за боевые подвиги также был награжден солдатским Георгием с присвоением звания унтер-офицер. Иногда в печати появлялись сведения о юных патриотах не только без фамилий, как это получилось с братьями-близнецами Женей и Колей, но и вовсе безымянных. Так, рассказывалось о рвавшихся на фронт после излечения в госпитале двух героях-добровольцах — одного из Варшавы, другого из Бессарабии. Корреспондент отмечал их боевой вид: они, дескать, были решительны, суровы, и пощады захватчикам от них ждать, мол, не стоит. Некоторые из добровольцев, как уже отмечалось, погибали. Например, Харитон Владимирович Жук, ученик частной гимназии Воронина (г. Смоленск) был убит 24 ноября 1914 года во время разведки боем у деревни Богдановой. Посмертно его наградили Георгиевской медалью «За храбрость». В воюющих частях оказывались не только те юные защитники Отечества, которые жили в прифронтовой полосе. Иные из них убегали на фронт из глубинных губерний и областей Российской Империи. Например, двенадцатилетний Вася Наумов добирался «в бойцы» из сибирского села Каретниково. Преодолев долгий, полный всевозможных испытаний и преград он стал разведчиком, удостоился двух солдатских Георгиевских крестов и Георгиевской медали, был произведен в унтер-офицеры. Васю Наумова превзошел по воинской доблести пятнадцатилетний казачок Иван Казаков. Он несколько раз отличился в боях с немцами: отбил пулемет, спас прапорщика Юницкого, ходил в разведку. В одной из вылазок обнаружил батарею противника, которая затем была захвачена нашим отрядом. Грудь юного героя украсили три Георгиевских креста и три Георгиевские медали, а плечи — погоны унтер-офицера. Друг Казакова и тоже казацкого роду Илья Александрович Трофимов, воевавший в Пруссии, был награжден солдатскими Георгиевскими крестами 4-й и 3-й степени.  Хотя старшие товарищи и оберегали от всевозможных опасностей своих подопечных, младшее поколение героев не щадило себя, стараясь быть в любой обстановке наравне со взрослыми. Об этом свидетельствовали боевые ранения многих из них. Так, упоминавшийся уже двенадцатилетний разведчик Вася Наумов дважды не уберегся от вражеской пули, а четырнадцатилетний доброволец-артиллерист Антон Гулюк был контужен и оглушен.

       Воевали не только подростки и юноши, рвались в бой и девушки. О двух гимназистках, казачках Елене Козловской и Фелицате Кульдяевой, в печати сообщалось, что они — «участницы целого ряда кавалерийских стычек», что своим примером девушки «воодушевляли часть, где находились». Елена была ранена, а Фелицата заболела. Познакомился с ними корреспондент «в одном из петроградских лазаретов».  Еще дна патриотка, ученица 6-го класса высшего Мариинского училища Кира Башкирова, за свои боевые подвиги была награждена Георгиевским крестом. 8 декабря 1915 года она под видом юноши Николая Попова вступила добровольцем в один из сибирских полков. Уже через неделю девушка отличилась в ночной разведке, за что и была удостоена солдатского Георгия. «Затем до начальства дошло, что доброволец Николай Попов оказался девицею Башкировой, — посочувствовал Кире журналист, — а потому означенное лицо подлежит отправке к месту своего жительства в г. Вильну, но пожалованная ей боевая награда… была за нею признана». Однако Кира домой не явилась, а вновь оказалась на фронте, но уже в другой воинской части. Примечательно, что среди юных воинов встречались представители разных национальностей: русские, украинцы, поляки, белорусы, эстонцы и.т.д. К сожалению, имена и фамилии многих остались неизвестными.  Сообщения и рассказы о юных героях, их подвигах и боевых наградах – сдержанны и лаконичны, они напоминают скорее тексты наградных листов. И судьба детей-добровольцев — как у взрослых солдат — «ранен», «контужен», «убит», «умер от ран», «после лазарета вернулся на фронт»… Даже сейчас, спустя почти 100 лет, их светлые и серьезные лица на пожелтевших от времени фотографиях — дышат мужеством и любовью к Родине, готовностью к подвигам и верой в Грядущую Нашу Победу!

       Не прерывается связь времен! Дети-герои Первой мировой войны приняли героическую эстафету от детей-героев 1812 года, Крымской (1853-1856 гг.) и русско-японской войн (1904-1905 гг.). Их славные дела продолжили дети — герои Великой Отечественной 1941-1945 гг. — юные защитники Брестской крепости, партизаны и сыны полков.

Литература:

 

  1. Великий князь Александр Михайлович. Книга воспоминаний. М.: 1991.
  2. Кшесинская М. Воспоминания Смоленск «Русич» 1998.
  3. Вестник войны 1914 № 4.
  4. Ксюшин А. Народ и война: Из записок военного корреспондента 1916.

Габриэль Цобехия.

morpolit.milportal.ru

Дети – герои Первой мировой войны | Страница 2

Дети войны // Голос Москвы. 1915. 23 апреля

Их много очень много… Со всех концов нашей необъятной родины бегут эти маленькие герои, как мотыльки на огонь туда, где грохочут орудия где разрешается мировая трагедия. С самого начала войны они, как ручейки, вливались в широкий поток прибывающих подкреплений. Сколько недетского мужества, лишений, голода и холода пришлось перенести этим мальчуганам, пока они добрались до театра военных действий!
Большинство из них обжигало свои крылышки на полпути и лишь десятая часть устраивалась в воинских поездах, в которых солдаты делились с ними своим пайком. Эти «дети войны» зачастую приносили немалую пользу. Слава о юных героях проникла в самые медвежьи углы и наплыв добровольцев стал так велик, что необходимо было принять меры.
Разослали циркуляр… Всех мальчиков, которым по внешнему виду нельзя было дать более 17 лет, предписывалось задерживать и препровождать в ближайшие арестные дома, откуда, по выяснению личности, водворять на родину.

Автор циркуляра, начальник главного тюремного управления предписывает по возможности ограждать задержанных от «тлетворного влияния арестантской среды». Циркуляр облетел всю Россию, и ребятишек начали арестовывать десятками.

Конечно, в армии не решились держать в частях юных воинов и снабдив их одеждой и деньгами, предложили отправиться восвояси; часть из них доехала благополучно, а другие попали-таки в арестные дома.
На днях в Москву прибыла целая партия «добровольцев», но так как они пересылались из разных мест, среди них есть много и таких, которые с войной не имеют ничего общего, т. е. карманные воришки, бесписьменные и проч.
Отбирать по дороге было некогда и решили возложить эту обязанность на московскую администрацию. В Москве мальчиков начали «сортировать», но дело продвигается пока довольно туго, и преступный элемент еще не отделен.
Наш сотрудник посетил «добровольцев» в их временной квартире — городском арестном доме.

За последние дни 30 человек мальчиков освобождены и взяты на поруки родителями, осталось еще 33 человека, их которых пятеро, несомненно, побывали на войне и принимали непосредственное участие в боях.
Когда их привели в приемную канцелярию, особенно кинулся в глаза их «военный» внешний вид. Одеты «добровольцы» в серые шинели, в рубашки защитного цвета, у некоторых сумки солдатского образца.
Все малыши лет 12-14, вид довольно хороший, но одеты очень плохо. Одежонка от окопной жизни требует капитального ремонта.

На вопросы отвечают охотно и, сверкая глазенками, описывают «боевые воспоминания».

— Я был под Плоцком, — рассказывает Коля Броли, ростом немного больше аршина, — под деревней Рембово, здорово наседали на нас немцы, но мы им спуска не давали. Я, значит, в цепи патроны подавал. Потом поехал я в Холм лечиться, простудился, значит, а тут меня и забрали…

Алексей Романчеев, худенький мальчик лет 14, участвовал в боях под Х. в период наступления австрийцев.

— Горячий бой был, — говорит он мягким, музыкальным голосом, — три дня не переставая дрались, австрийцев окружили в ущелье, ни один не ушел… Я на войне два с половиной месяца пробыл — в разведчиках служил, пошлют двух солдат и меня, проберешься до неприятельских окопов и планы снимаешь… Здорово нас обстреливали, но ничего… уцелели…

История ребят одна и та же. Пробрались в воинский поезд, — солдаты пригрели, одели, потом приняли в полк, пока не вышел циркуляр, они служили наравне с другими.

Дети все, как на подбор, удивительно симпатичные. Открытые лица, ясные глаза.
Я еду обратно — вдали сверкает золотым куполом храм Христа Спасителя, убегающая лента Москвы-реки теряется в синем мареве далекого леса, природа пробуждается в весеннем неутомимом шуме, а в ушах звенит тоненький голосок ребенка.

— Разведчики мы — проберемся к окопам и планы снимаем…

Подготовил Андрей Иванов, доктор исторических наук

 

smolbattle.ru

Дети-Герои 1 Мировой войны — ОБЖ: Основы безопасности жизнедеятельности

«Я еду оборонять Россию!»

Дети – герои Первой мировой войны.

По страницам газет и журналов 1914-1918 гг.

Владимир Максимов, руководитель военно-исторического объединения «Россия молодая»

 

Русские мальчики! Когда Отчизна в опасности, в их детских душах пробуждается трепетное чувство патриотизма, любви к истерзанной и страдающей Родине. Убежавший на Первую Отечественную войну 1812 года 15-летний Петя Ростов из «Войны и мира» пишет отцу: «Прощайте, дорогие родители, я еду оборонять Россию!»

С первых дней Второй Отечественной войны (1914-1918) из городов и сел они сотнями бежали на фронт в действующую армию. Что двигало ими – жажда приключений и подвигов, детский романтизм и поэзия, желание быть разведчиками, артиллеристами, героями?! Воспитанники гимназий, семинарий, кадетских корпусов и реальных училищ нередко обращались к своему начальству с просьбой отпустить их на войну: «Мы готовы помочь Родине, — писали в своем обращении воспитанники Омской учительской семинарии. У нас нет ничего того, чем мы могли бы помочь ей, кроме собственной жизни, и мы готовы пожертвовать ею».

 Военная хроника тех лет пестрит сообщениями и рассказами о юных добровольцах, их подвигах на полях сражений, ранениях и боевых наградах. И в детских книжках и журналах Первой мировой мальчики-герои окружены особым ореолом. На войне они быстро становились взрослыми, стойко перенося окопные страдания и лишения, голод, холод и смерть боевых друзей. Проявляя чудеса самопожертвования и героизма, в свои 12-15 лет они нередко становились Георгиевскими кавалерами.

 И в глубоком тылу дети всех возрастов и сословий помогали сеять хлеб и убирать урожай, оказывали посильную помощь старшим братьям и матерям на фабриках и заводах. «Все для фронта, все для победы над врагом!» Дети войны экономили на себе, отдавая все свои сбережения – «заветные грошики» — на Алтарь Отечества. Благоговейно собирали пожертвования в кружки – «на табачок солдату» и теплые вещи для беженцев, солдатских сирот и раненых в госпиталях и лазаретах.

 Не прерывается связь времен! Дети-герои Первой мировой войны приняли героическую эстафету от детей-героев 1812 года, Крымской (1853-1856) и русско-японской войн (1904-1905). Их славные дела продолжили дети – герои Великой Отечественной 1941-1945 гг. – юные защитники Брестской крепости, Севастополя и Керчи, партизаны и сыны полков.

Юные герои, благородные русские мальчики! Чистотой душ и жаром своих сердец, героизмом и самопожертвованием вы зовете нас к славе и подвигам во имя Отечества!

 

xn--90akw.xn--p1ai

Дети – герои Первой мировой войны | Страница 4

Игорь Калистратов. Из сборника «Георгиевский архив» № 2. 2002 г.

Из истории Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. известно о многочисленных военных эпизодах, участниками которых были дети, подростки. По разным причинам оказались они вовлечёнными в военные «игры взрослых». Кто-то оказался на оккупированной территории и чем мог помогал партизанам, другие, потеряв родителей и родной дом, находили своеобразный приют в той или иной военной части и даже иногда зачислялись в неё. «Сын полка» — так называли таких детей, деливших со взрослыми все тяготы и радости боевых будней, нашедших среди чужих им ранее людей свою новую семью. И из далёкого тыла пробирались пацаны на фронт. Десятками отлавливали их на железнодорожных станциях, в поездах и возвращали домой. Однако, многим из них «повезло» попасть на «всамделишную войну».

Немало геройских подвигов совершили малолетние воины в годы Великой Отечественной войны, многие из них были удостоены заслуженных наград.

Вообще тема «Дети и война», видимо, вечная, так как подрастающее поколение волей или неволей всегда бывает втянуто в круговорот военного лихолетья. И чем масштабнее и продолжительнее военные действия, тем больше подобных примеров. Естественно, не стала исключением в данном случае и I Мировая война.

Просматривая периодические издания того времени, можно найти немало заметок о юных добровольцах, фотографий, на которых запечатлены 10-16 — летние кавалеры солдатского Георгия или Георгиевской медали.

«На войну!»

Из публикаций в прессе явствует, что с началом Великой войны тысячи подростков, в том числе и девочек, решили бросить отчий дом с тем, чтобы отправиться на фронт биться с «германцем». Количество этих беглецов было настолько велико, что вызвало серьёзную обеспокоенность общества и властей. На крупных железнодорожных станциях полиция ежедневно снимала с поездов по несколько юных волонтёров. Заметка в «Родине» за 1915 г: «В течение января и февраля железнодорожной полицией задержано в Киеве 214 юных добровольцев, бежавших на войну. Главный контингент — учащаяся молодёжь, есть и крестьянские дети. Среди задержанных добровольцев 11 девочек». Известный детский писатель К. Чуковский, бывший очевидцем тех дней, откликнулся на тему «Дети и война» очерком в журнале «Нива» (1915 г.), в котором также приводит характерные публикации: «Вильна. Бежали на войну сын полковника Рубанович, реалист пятого класса Бейзак и сын местного пристава Кармелитов. Серпухов. Скрылись на войну гимназисты: сын дворянина Ю.В. Фридерикс 13-ти лет и его товарищ Курдюков. Москва. Скрылись от родителей с целью попасть в действующую армию гимназист Гернет-Короленко и его сверстник Курения. Всё это дети из высшего круга. Крестьянских же мальчиков бежало без счёту … в Пскове у Троицкого собора и вокзала ежедневно задерживали около десяти малышей».

По свидетельству писателя, полиция в то время с ног сбилась, разыскивая беглецов и водворяя их обратно. Конечно, часть юных добровольцев всё же проникала на фронт, например, так, как описывает один из них: «…я пошёл на станцию в Петрограде — там отправляли солдат на войну, и я с одним солдатом подружился, и он сказал: пойдём на войну. Я обрадовался, сел под лавку, меня он чемоданом закрыл и положил подушку на меня. Близко у Варшавы стали смотреть кондуктора, нет ли мальчишек, которые хотят убежать на войну. Они несколько мальчишек нашли, а меня пропустили. Я обрадовался. Когда приехали в Варшаву, на меня надел шинель солдат, и я вышел как будто бы солдат, меня не заметили, и я с солдатами поехал на германскую границу. Я побывал на войне и озяб. И заболел лихорадкой. Потом пришёл на станцию Варшаву, стал ходить там. Вдруг идёт начальник, он арестовал меня и отправил домой…» («Российский архив» т.VI, с. 457, М. 1995 г.)

Этот парнишка, как видим, долго на войне не задержался. А уж совсем «счастливчикам» удалось и повоевать, и награды получить. О них — то и писали военные корреспонденты тех лет, вызывая у читателей противоречивые чувства: от умиления юным патриотизмом и геройством до негодования по поводу участия детей в военных действиях.

Однако, оставив в стороне эмоции, обратимся к фактам.

«Пулемёт на верёвке».

Под таким заголовком помещена заметка в журнале «Нива» № 4 за 1916 г. Речь в ней идёт о 16-летнем Георгиевском кавалере, награждённом крестами 4-й и 3-й степеней, Константине Заполли. В сентябре 1914 г., бежав из родительского дома в Ростове-на-Дону, юноша в ноябре 1914 г. оказывается на позициях у реки Пилица, где добровольцем участвует в сражениях с «австро-германцами». Случай отличиться выпал ему тогда, когда понадобилось уничтожить особо допекавший русским пулемёт противника. Причём плотность вражеского огня делала все попытки подобраться к нему обречёнными на неудачу. К тому же этот пулемёт не был виден с наших позиций. Заполли вызвался на это весьма рискованное дело. Ночью без малейшего шума он подобрался к окопам противника и полз вдоль них до тех пор, пока не обнаружил грамотно замаскированный пулемёт, поблизости от которого никого не было. Прихваченной с собой верёвкой он обвязал пулемёт (видимо, такой вариант развития событий был предусмотрен. — авт.) и пополз с концом верёвки в свои окопы, по пути проделав небольшую галерею в проволочных заграждениях. Принявшие верёвку солдаты дружными усилиями сдёрнули пулемёт с вражеского бруствера, и в следующее мгновение он запрыгал по полю. Австрийцы бросились было его догонять, но залпы с наших позиций вернули их на место. Пулемёт благополучно дотащили до русских окопов.

За это дело Заполли был удостоен Георгиевского креста 4-й степени. К сожалению, автор заметки не сообщает, при каких обстоятельствах юный герой получил следующий крест и дальнейшая судьба Константина Заполли в журнальных публикациях не прослеживается.

Честь по заслугам.

Большинство заметок о юных героях, награждённых или представленных к награждению Георгиевскими наградами, являются, как правило, весьма короткими сообщениями, обобщая которые корреспондент «Огонька» пишет: «… Со свойственным детскому возрасту бесстрашием перед лицом опасности и юной ловкостью они оказывали зачастую неоценимые услуги своим старшим товарищам по полку в окопах ли, поднося патроны или пищу, на разведке ли, где ловкость и юркость играют видную роль. Много их вернулось также с полей битв, награждённые Георгиевскими крестами за совершённые блестящие подвиги. Большинство из детей рвётся обратно в бой». Ниже приводится далеко не полный список юных героев I Мировой войны, имена которых стали известны благодаря публикациям в прессе того времени:

Николай Воронов (12 лет). Вместе с отцом ушёл на войну. Во время разведки был ранен. Представлен к Георгиевской медали «За храбрость».

Алексей Беляков (16 лет). Оставшись последним на бронированном автомобиле, он до самого конца боя продолжал достреливать ленту патронов, нанося противнику в упор громадные потери, за что был награждён Георгиевским крестом 4-й степени и произведён в ефрейторы.

Антон Власов. За исправление и восстановление телеграфной линии под убийственным огнём противника удостоился награждения Георгиевским крестом 4-й степени.

Василий Керов (15 лет). Ранен во время разведки в ногу, оправился и снова вернулся в полк. Получил за разведку чин младшего унтер-офицера и представлен к Георгиевскому кресту 4-й степени.

П. Золотарёв (14 лет). Награждён Георгиевскими крестами 4-й и 3-й степени.

Антон Тарашневич (12 лет). Награждён Георгиевской медалью «За храбрость».

Ян Бондарчук (15 лет) Доброволец одной из Сибирских дивизий. Был ранен. Награждён Георгиевским крестом 4-й степени и медалью «За храбрость».

Д.И. Шапиро (13 лет). Награждён Георгиевским крестом 4-й степени. Был дважды ранен и вернулся на позиции.

А.В. Краснопев (14 лет). Контужен. Награждён Георгиевским крестом 4-й степени.

В.С. Поливанов. Был ранен и контужен, вернулся в полк, произведён в унтер-офицеры и награждён Георгиевскими крестами 4-й и 3-й степени.

Степан Моисеенко (14 лет). Ранен под Перемышлем, награждён Георгиевским крестом 4-й степени и Георгиевской медалью, произведён в унтер-офицеры.

Фёдор Хренов (14 лет). Ранен под Варшавой, представлен к Георгиевскому кресту 4-й степени.

Степан Кравченко (10 лет). Награждён Георгиевским крестом 4-й степени за спасение пулемёта. Был дважды ранен.

Николай Смирнов (13 лет). Георгиевский кавалер. Был в плену у немцев, откуда бежал, принеся ценные сведения.

Татаревич (15 лет). Георгиевский кавалер.

Вероятно, что и в рядах противника находились юные добровольцы, возможно, не менее отважные чем русские сверстники. Но, естественно, о их подвигах в нашей прессе нет ни слова. Напротив, каждый известный случай с малолетними немецкими или австрийскими «вояками» преподносится как пример безжалостного отношения «кровавого кайзера» к своим юным подданным, или в качестве иллюстрации к вопросу об исчерпании противником людских резервов. В таких случаях российская пресса, ни на день не ослаблявшая пропагандистский натиск на умы отечественного обывателя, представляла, чаще всего, ту или иную карикатуру.

В заключение несколько цитат из уже упоминавшегося нами очерка К. Чуковского «Дети и война». Надо отметить, что писатель крайне негативно относился к участию детей в военных действиях: «Как смеем мы, взрослые, завлекать детей под огонь! Неужели наша армия так уж слаба, что нуждается в помощи маленьких!» Кроме этого, он приводит фрагмент беседы фронтового офицера с корреспондентом «Русского слова»: «Они мешают. Они создают неудобства! Их раны бесполезны и бесполезна их смерть. Детям не место на войне.. .Неужели не странно, что Россия, которая может выставить шестнадцать миллионов солдат, имеет в рядах своих войск детей!» Озабоченность вызывает у писателя и то, что остаётся в тени юных геройских подвигов: «…дети невдалеке от позиций курят махорку, пьянствуют (!), мёрзнут, голодают, ругаются». Как видно из всего вышесказанного, вопрос на тему «что такое хорошо и что такое плохо» так и останется без убедительного для всех ответа, но, тем не менее, подвиги юных добровольцев Великой войны сохранятся в памяти потомков благодаря публикациям на страницах журналов тех лет.

http://medalirus.ru/stati/nagrady-yunym-geroyam.php

 

smolbattle.ru

Маленькие герои «Великой войны»! — С любимыми не расставайтесь…

«Слава вам храбрые, слава бесстрашные!
Вечную славу поет вам народ.
Доблестно жившие, смерть сокрушившие,
Память о вас никогда не умрет!»

Русские мальчики! Когда Отчизна в опасности, в их детских душах пробуждается трепетное чувство патриотизма, любви к истерзанной и страдающей Родине. Убежавший на Первую Отечественную войну 1812 года 15-летний Петя Ростов из «Войны и мира» пишет отцу: «Прощайте, дорогие родители, я еду оборонять Россию!»


С первых дней Второй Отечественной войны (1914-1918) из городов и сел они сотнями бежали на фронт в действующую армию. Воспитанники гимназий, семинарий, кадетских корпусов и реальных училищ нередко обращались к своему начальству с просьбой отпустить их на войну: ‘Мы готовы помочь Родине, — писали в своем обращении воспитанники Омской учительской семинарии. У нас нет ничего того, чем мы могли бы помочь ей, кроме собственной жизни, и мы готовы пожертвовать ею'»...

Оригинал взят у 1mim

И в глубоком тылу дети всех возрастов и сословий помогали сеять хлеб и убирать урожай, оказывали посильную помощь старшим братьям и матерям на фабриках и заводах. ‘Все для фронта, все для победы над врагом!’ Дети войны экономили на себе, отдавая все свои сбережения — ‘заветные грошики’ — на Алтарь Отечества. Благоговейно собирали пожертвования в кружки — ‘на табачок солдату’ и теплые вещи для беженцев, солдатских сирот и раненых в госпиталях и лазаретах.

Ну а те, кто постарше, убегали на войну.

Об этом свидетельствуют и газетные хроники тех лет:
— Псков. За сентябрь 1914 года станционные жандармы сняли с поездов более 100 детей.
— Вильна. ’20 октября 1914 года на станции было задержано свыше 30 детей-добровольцев’. Всего за первые б месяцев войны из Вильны бежало около сотни детей.
— Киев. ‘В течение января-февраля 1915 года железнодорожной полицией задержано 214 юных добровольцев, среди задержанных 11 девочек’ (‘Неделя войны’, 1915, ? 11 (приложение к журналу ‘Родина’), с. 4).
— Николаев, 23 октября 1915 года. ‘Воспитанник 2-го высшего начального училища Иван Кальченко, 14 лет, убежал на театр военных действий; туда же бежали Иван Гассен, 13 лет, и служащий на заводе ‘Наваль’ Виктор Головченко, 16 лет’ (Николаевская газета, 1915, 23 октября).

Детское бегство на войну стало настоящей эпидемией. О ней с тревогой писала пресса, на неё указывали школа и церковь. Газета «Русское слово» опубликовала интервью с одним офицером-фронтовиком, которое сразу же перепечатали популярные российские журналы:

«Их раны бесполезны, и бесполезна их смерть. Детям не место на войне. Им надо учиться… Неужели не странно, что Россия, которая может выставить 16 миллионов солдат, имеет в рядах своих детей! Попадёт такой малец в плен к немцам, и там воспользуются им, чтобы показать войскам: «Смотрите, как истощилась Россия! Детей посылает на войну!» («Нива», 1915, №52).

Проявляя чудеса самопожертвования и героизма, в свои 12-15 лет они становились Георгиевскими кавалерами. В ходе изучения исторических публикаций было установлено множество имен юных героев Первой мировой войны и их подвигов. О некоторых из них стоит упомянуть отдельно.

Пожалуй, первыми в этом списке юных воинов можно назвать братиков милосердия, как называли их раненые, — учеников Одесской гимназии близнецов Женю и Колю, трудившихся в интересах фронта на приемном пункте временно выбывших из строя солдат. Об этом в печати извещалось так: ‘Привозя в своем санитарном поезде раненых, сестра милосердия Е.В. Богатырева поручает братикам особо несчастных и одиноких. Они следят за ними, навещают и стараются удовлетворить их маленькие нужды, пишут письма, звонят по телефону, вызывая родных и близких’ А ведь Женя и Коля были всего лишь учениками 2-го класса.

*********************
Самый юный георгиевский кавалер России — Владимир Владимиров. Казак. Доброволец. Ушел на войну со своим отцом-хорунжим казачьего полка. После гибели отца был взят в команду разведчиков. Участник многих разведывательных операций. Во время одной из них, попал в плен. Из плена бежал, добыв при этом, ценные сведения.

*********************
15-летний казак Иван Казаков. Самостоятельно в бою с немцами отбил пулемет, позже спас жизнь своему товарищу, неоднократно с успехом принимал участие в разведке. В одной из вылазок обнаружил батарею противника, которая затем была захвачена нашим отрядом. Грудь юного героя украсили три Георгиевских креста и три Георгиевские медали, а плечи — погоны унтер-офицера.

*********************
12- летний Василий Наумов. С огромным трудом, через всевозможные испытания и препоны добрался до фронта из сибирского села Каретниково. В результате стал разведчиком, был награжден двумя солдатскими Георгиевскими крестами и Георгиевской медалью. Был повышен до унтер-офицера. Дважды ранен.


*********************
15-летний доброволец Ян Пщулковский за свои подвиги награжден двумя Георгиевскими крестами и медалью.

*********************
16 -летний конный разведчик Василий Устинов- за порчу неприятельских проволочных заграждений и уничтожение с тремя боевыми товарищами немецкого разъезда из 12-ти человек — награжден Георгиевскими крестом и медалью.


*********************
14-летний доброволец из Москвы и воспитанник Строгановского училища Владимир Соколов, раненый в ногу, награжден Георгиевским крестом 4-й степени и произведен в унтер-офицеры — ‘за захват неприятельского пулемета во время атаки на австро-германском фронте’

*********************
На фотографии с боевых позиций два бравых казака с саблями и карабином — 12-летний Иван Рыпкевич и 14-летний Роман Кочаковский, первый из которых за храбрую разведку был награжден Георгиевским крестом и медалью.

*********************
16-летний доброволец Алексей Беляков, оставшись последним на бронированном автомобиле, продолжил стрельбу из пулемета ‘до самого конца боя, нанося противнику в упор громадные потери’. За подвиг награжден Георгиевским крестом 4-й степени и произведен в ефрейторы.

«…Всё многомиллионное детское царство в Европе
и Азии захвачено ныне войной. Что станет с этим
роковым поколением, взрастающим среди громов
и пожаров?»

(Чуковский К. «Дети и война//Нива», 1915, №51).

К сожалению, кроме наград и званий любая война ‘дарит’ ее участникам тяжелые психические травмы. Все детей и подростки, прошедшие кровавую баню Первой мировой, заработали в той или иной степени различные нарушения и расстройства психики.

Князь Феликс Юсупов писал в мемуарах: ‘Ехал с нами пятнадцатилетний мальчик. Мальчик мальчиком, а видно было, боевое крещение получил. Даже и смельчак, судя по Георгиевскому кресту на рваной гимнастерке. Он не много занял места, но спокойно ему не сиделось. Он то вскакивал на полку, как обезьяна, то лез на крышу в окно и оттуда принимался палить из револьвера. Потом тем же путем обратно, и опять скачки и прыжки. Когда он улегся и заснул, мы смогли отдохнуть немного’.

Пять юных Георгиевских кавалеров.

*********************
С 1 октября 1915 года на передовые позиции русской армии вместе с отцом Николаем II часто приезжал наследник цесаревич Алексей, что вызывало высокий патриотический подъем и прилив сил у всех сражающихся. За пребывание на фронте вблизи боевых действий, по решению Георгиевского комитета, 11-летний Алексей Николаевич был награжден Георгиевской медалью

*********************
15-летний Антон Харашкевич. До войны Антон жил в Вильне и после смерти отца нищенствовал со слепой матерью. На фронт подросток ушел добровольцем. За проявленное мужество в боях А.Харашкевич был награжден Георгием 4-й степени и произведен в унтер-офицеры.

*********************
13-летний Василий Правдин неоднократно отличался в сражениях. Вынес из гущи боя раненого командира полка. Получил три Георгиевских креста.

*********************

*********************
15-летний Илья Трофимов, воевавший в Пруссии, был награжден солдатскими Георгиевскими крестами 4-й и 3-й степени.

*********************
Харитон Жук, ученик частной гимназии Воронина (г. Смоленск) был убит 24 ноября 1914 года во время разведки боем у деревни Богдановой. Посмертно его наградили Георгиевской медалью ‘За храбрость’.

*********************
14-летний доброволец-артиллерист Антон Гулюк сын героя Русско-японской войны, был у Кенигсберга и подвозил снаряды, контужен и оглушен у г. Лыка 31 декабря 1914 г.

*********************

*********************
На фронте воевали не только юноши, но и девушки. Ученица 6 класса Мариинского училища Кира Башкирова за боевые подвиги была удостоена Георгиевского креста. Под видом добровольца Николая Попова она вступила в один из полков и уже через неделю отличилась в ночной разведке. После того как тайну раскрыли, Киру отправили домой, но вскоре девушка вновь очутилась на фронте в другой части.


*********************
Две гимназистки-казачки Елена Козловская и Фелицата Кульдяева участвовали в целом ряде кавалерийских битв.

*********************
Двенадцатилетний Василий Наумов. С огромным трудом, через всевозможные испытания и препоны добрался до фронта из сибирского села Каретниково. В результате стал разведчиком, был награжден двумя солдатскими Георгиевскими крестами и Георгиевской медалью. Был повышен до унтер-офицера. Дважды ранен.

*********************

*********************
Талантливый семиклассник Виленской гимназии Мазур усовершенствовал работу искрового телеграфа в штабе первой русской армии. Молодой изобретатель погиб при разминировании водокачки в городе Инстенбурге (Черняховске).

*********************
Будущий мapшал Советского Союза Родион Яковлевич Малиновскийй участвовал в боях в составе русского экспедиционного корпуса во Франции. В свои шестнадцать лет он уже был опытным пулеметчиком.


*********************
В сентябре 1914 года из Ростова бежал на фронт 14-летний Константин Заполли. А уже 29 ноября он был на передовой у реки Пилица в Польше. Позиции противников разделяли всего 200 шагов. Участок, где находилась рота Заполли, постоянно простреливался удачно замаскированным на бруствере немецким пулемётом. Ротный командир поставил задачу уничтожить эту огневую точку. «Охотником» вызвался юный воин.
Ночью Константин подполз к неприятельским окопам и обнаружил замаскированный ветками пулемёт. Самому пулемёт унести было невозможно, и тогда он обвязал его принесённой с собой верёвкой. Доброволец вернулся к своим, насколько возможно, протащив за собой верёвку. Команда разведчиков в «нейтральной зоне» потащила верёвку: пулемёт был сбит с бруствера и через мгновение «запрыгал» по полю, в сторону русских траншей. Проснувшиеся немцы бросились его догонять, но русским огнём были загнаны в окопы. За удачный «поиск» Заполли был награждён Георгием 4-й степени, позднее он стал кавалером ещё одного Георгиевского креста («Отклики войны//Нива», 1916, № 4, с. 3-4).

*********************
В начале войны в действующую армию попал 12-летний уроженец Харькова Андрей Мироненко. Отправившись как-то в разведку, он заблудился. Ночью, блуждая, Мироненко оказался в немецком расположении. Увидев неприятельские орудия, разведчик прокрался мимо спящего часового и отвинтил замки у двух пушек. К утру он вышел к своим. Юный герой был удостоен Георгия 4-й степени.

*********************

*********************
С открытием военных действий на Юго-Западный фронт отправился ещё один доброволец – гимназист 4-го класса 2-й житомирской гимназии Николай Орлов. Он успел принять участие в 11 боях, случай же отличиться произошёл с ним в Галиции у Злочёва. Подразделение, где служил Орлов, оказалось отрезанным австрийцами. И тогда юный воин вызвался добровольцем пробраться под неприятельским огнём к своим за подкреплением. За этот подвиг Николай был представлен к награждению Георгиевским крестом IV степени. 20 сентября 1914 года он прибыл «на побывку» в Житомир, где был восторженно встречен в стенах родной гимназии (Николаевская газета, 1914, 27 сентября).

*********************
Пётр Мельник, 12 лет, был удостоен Георгия 4-й степени и произведён в унтер-офицеры за то, что во время атаки под вражеским огнём, первым перерезал проволочные заграждения перед окопами противника. 13-летний доброволец Константин Липатов получил Георгиевскую медаль, за то, что под огнём неприятеля соединил провода телефона и обеспечил связь.

*********************
10-летний доброволец пулемётной команды 131-го пехотного Тираспольского полка Степан Кравченко получил два ранения, а за спасение пулемёта был награждён Георгием 4-й степени («Огонёк», 1915, № 20). 12-летний разведчик Василий Наумов удостоился двух «Георгиев» и медали, стал унтер-офицером, в боях был дважды ранен. Гимназист из Коломны Александр Пробатов, поддерживая под обстрелом сообщение между соседними частями, был контужен и удостоен Георгиевского креста.

*********************
Из последнего класса московской гимназии в 1915 году ушёл добровольцем на фронт Леонид Керцелли и уже через три месяца за мужество, проявленное в боях, был награждён тремя Георгиевскими крестами. Так началась его военная карьера. «За шпионаж» в 1938 году он был репрессирован. В 1956-м Керцелли посмертно реабилитировали «за отсутствием состава преступления» (Керцелли Л. «Военный дневник//Наше наследие», 1990, № 4, с. 116-119).

*********************

*********************
Доброволец Николай Смирнов, 13 лет, Георгиевский кавалер (имел «Георгия» IV степени и 2 медали), в 1915 году совершил побег из германского плена, а в последующих боях сам пленил немецкого офицера («Огонёк», 1915, № 20). 15-летний воин Иван Казаков, награждённый тремя Георгиевскими крестами и тремя медалями, несколько раз отличился в боях, захватил пулемёт, спас жизнь прапорщику, во время одной из разведок обнаружил батарею противника, которая потом, во время атаки, стала трофеем русских войск. Георгий Павлов, 15 лет, был удостоен двух Георгиевских крестов. 13-летний Василий Правдин за вынос с поля боя раненого командира полка получил Георгиевский крест.

*********************
Абубакар Джургаев — чеченец, в возрасте 12 лет ушел на фронт добровольцем вместе со своим отцом Юсупом, оставив учебу в Грозненском реальном училище. Был активным участником всех знаменитых боев и сражений «Дикой Дивизии» в Первой мировой войне. В составе дивизии этот отчаянный мальчик неоднократно проявлял мужество и героизм. Узнав о нём командир ‘Дикой дивизии’ князь Михаил Романов подарил предмет гордости каждого кавказца — кинжал, в то время ему было всего лишь 12 лет. В 14 лет Абубакар получил в награду почетную Георгиевскую ленту, перевязанную ему лично князем Романовым.

*********************
Летом 1915 года прибыл с Юго-Западного фронта на лечение в Николаев уроженец этого города 13-летний Павел Смоляной, удостоенный Георгиевского креста IV степени. Он был разведчиком Модлинского пехотного полка, бежал из плена, неоднократно выполнял опасные поручения командования (Николаевская газета, 1915, 11 июля).

Примечательно, что среди юных воинов встречались представители разных национальностей: русские, украинцы, поляки, белорусы, эстонцы. К сожалению, имена и фамилии многих остались неизвестными.
Сообщения и рассказы о юных героях, их подвигах и боевых наградах — сдержанны и лаконичны, они напоминают скорее тексты наградных листов. И судьба детей-добровольцев — как у взрослых солдат — ‘ранен’, ‘контужен’, ‘убит’, ‘умер от ран’, ‘после лазарета вернулся на фронт’…

Даже сейчас, спустя 100 лет, их светлые и серьезные лица на пожелтевших от времени фотографиях — дышат мужеством и любовью к Родине, готовностью к подвигам и верой в Грядущую Нашу Победу.

Покуда не переведутся на Руси герои, дотоле и будет стоять она, наша Родина. Дотоле будет существовать и страна наша.. Все мы, внуки и правнуки, наследники участников и героев Первой мировой войны — солдат и офицеров, тружеников тыла и сестер милосердия, многие из которых положили свои силы и жизнь на Алтарь Отечества. Мы все — в долгу перед их светлой Памятью. Перед каждым юным героем

‘Возьми себе в пример героя, догони его, обгони его. Слава тебе, русский воин!’ завещал своему маленькому крестнику великий русский полководец Александр Суворов.

http://forum.guns.ru/forum_light_message/47/1357137-m33966137.html
http://smolbattle.ru/index.php?threads/%D0%94%D0%B5%D1%82%D0%B8-%E2%80%93-%D0%B3%D0%B5%D1%80%D0%BE%D0%B8-%D0%9F%D0%B5%D1%80%D0%B2%D0%BE%D0%B9-%D0%BC%D0%B8%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%B9-%D0%B2%D0%BE%D0%B9%D0%BD%D1%8B.30109/

otevalm.livejournal.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *