Герб России

Одним из главных государственных символов нашей страны является герб Российской Федерации.

Государственный герб – это отличительный знак, который является официальной эмблемой государства и общенациональным символом, предназначенным объединять людей, живущих на территории государства.

За всю историю нашей страны государственный герб не раз изменялся, дополнялся, становился предметом жарких споров и дискуссий на всех уровнях политической и общественной жизни.

Современный государственный герб Российской Федерации представляет собой четырёхугольный, с закруглёнными нижними углами, заострённый в оконечности красный геральдический щит с золотым двуглавым орлом, поднявшим вверх распущенные крылья. Орёл увенчан двумя малыми коронами и – над ними – одной большой короной, соединёнными лентой. В правой лапе орла – скипетр, в левой – держава.

На груди орла, в красном щите, – серебряный всадник в синем плаще на серебряном коне, поражающий серебряным копьём чёрного опрокинутого навзничь и попранного конём дракона.

Каждая деталь российского герба имеет своё символическое значение.

Красный цвет щита – это традиционный символ российского народа. Цвет любви, мужества и отваги. Цвет крови, пролитой в защиту Отечества.

Двуглавый орёл – это многовековой исторический символ нашего государства, единства Европы и Азии, а золотой цвет орла является символом величия и богатства.

Короны над головой символизируют суверенитет как всей Российской Федерации, так и её частей.

Скипетр и держава символизируют государственную власть и единство страны.

Изображение всадника, поражающего копьём дракона, – это один из древних символов борьбы добра со злом, света с тьмой и защиты Отечества.

Автором официального изображения государственного герба является народный художник России Евгений Ухналёв.

Современный символ российского государства имеет довольно длинную историю.

Как утверждают историки, впервые двуглавый орёл в качестве символа государства был использован в конце пятнадцатого века великим князем Московским Иваном III Васильевичем, до этого времени древнерусские князья изображали на своих печатях и монетах всадника, который символизировал самого князя. И только в 1472 году, после заключения брака между Иваном III и наследницей Византийского престола Софьей Палеолог, изображение двуглавого орла вместе с всадником стало использоваться на государственной печати.

Согласно легенде, двуглавый орёл был изображён на флаге, который несли впереди невесты, поскольку этот символ являлся родовым гербом правителей византийской империи, охватывающей Восток и Запад, и символизировал её величие. Иван III воспринял это как великую честь и возможность встать в один ряд с другими европейскими правителями, и принял этот символ как герб Российского государства.

В течение веков различные события нашей истории находили своё отражение и на гербе. Со временем он наполнялся всё новыми и новыми элементами. В середине шестнадцатого века, в эпоху Ивана IV Грозного, изображение всадника, поражающего змея, появляется уже на самом гербе.

По мере укрепления царской власти к орлу и всаднику добавлялись новые атрибуты. В XVII веке в лапах орёл уже держал скипетр и державу – регалии королевской или императорской власти, общепринятые во всех монархических государствах.

Изображение трёх корон, символизирующих три царства, – Казанское, Астраханское и Сибирское, или по другой версии, союз Великой, Малой и Белой Руси, – появляется на государственном гербе спустя почти сто лет при царе Алексее Михайловиче. Тогда же появляются и скипетр, и держава как символы власти. Кроме того, в соответствии с европейской традицией, крылья орла были подняты вверх.

В годы царствования Петра I на гербе появилась лента голубого цвета, которая скрепляла короны, а на груди орла – орден Святого апостола Андрея Первозванного, покровителя России.

Также, в связи со стремлением Петра ко всему европейскому и в угоду европейской моде того времени, орёл стал чёрным.

В дальнейшем государственный герб России видоизменялся при многих правителях нашей страны и каждый из этих монархов вносил какие-либо изменения в государственную эмблему.

Но самые серьёзные изменения государственный герб претерпел при Александре II в 1855–1857 годах. По его распоряжению было создано специальное Гербовое отделение во главе с бароном Бернгардом Кёне.

Гербовое отделение разработало целую систему российских государственных гербов (Большой, Средний и Малый), а государственный герб был приведён в соответствие с принятыми международными правилами.

11 апреля 1857 года Александр II утвердил в качестве герба Российской империи двуглавого орла. Также был утверждён весь комплект государственных гербов – Большой, Средний и Малый.

Так, Большой герб России стал символом единства и могущества империи, поскольку в нём была воплощена древняя традиция изображать вокруг двуглавого орла гербы территорий, входящих в состав русского государства. Всего в нём было помещено 17 щитов, на которых были изображены 52 исторических герба территорий, входивших в состав Российской империи. В таком виде государственный герб практически без изменений просуществовал вплоть до Февральской революции 1917 года, после которой Российская империя прекратила своё существование.

После Февральской революции 1917 года Временное Правительство сохранило двуглавого орла как государственную эмблему, но птица изображалась там с опущенными крыльями, без корон, всадника, скипетра и державы. Этот герб так и не получил своего официального утверждения.

Молодой Стране Советов также понадобились свои государственные символы. Новый герб страны, автором которого стал художник Николай Андреев, был закреплён конституцией РСФСР в 1918 году. Герб состоял из изображения на красном фоне в лучах солнца золотых серпа и молота, окружённых венцом из колосьев, с надписями «Р. С. Ф. С. Р.» и «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!».

А в 1924 году практически все эти элементы были использованы и в гербе Союза Советских Социалистических Республик.

Герб представлял собой изображение серпа и молота на фоне земного шара, в лучах солнца и в обрамлении колосьев, с надписью на языках союзных республик «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!». В верхней части герба – пятиконечная красная звезда с жёлтым ободком.

Советский герб символизировал нерушимый союз рабочих, крестьян и интеллигенции, дружбы и братства трудящихся всех наций и народностей страны, добровольное объединение равноправных союзных республик в едином союзном государстве, равноправие всех наций и выражал идею интернациональной солидарности народов СССР с трудящимися всех стран планеты Земля.

И только в начале девяностых годов двадцатого века, с распадом советского государства, вопрос о гербе независимой России встал вновь.

Было предложено несколько вариантов нового государственного символа.

30 ноября 1993 года президент Российской Федерации Борис Николаевич Ельцин подписал Указ «О государственном гербе Российской Федерации». В нём подчёркивалось, что новый государственный герб утверждается «в целях   восстановления исторической символики Российского государства».  В качестве нового герба страны был предложен двуглавый золотой орёл на фоне красного щита. Восстановление двуглавого орла как государственного герба России олицетворяет неразрывность и преемственность отечественной истории нашего великого государства – России.

В 2000 году был принят федеральный конституционный закон «О Государственном гербе Российской Федерации», который в настоящее время регулирует вопросы, связанные с использованием герба.

Согласно закону, государственный герб Российской Федерации, как и другие символы государства, может быть использован строго по назначению.

Например, изображение герба должно присутствовать:

·        на пограничных столбах и в пунктах пропуска через Государственную границу нашей страны;

·        на бланках и печатях государственных органов власти и управления, силовых структур, а также судов;

·        на официальных документах, выдаваемых от имени государства (свидетельствах о рождении и заключении брака).

·        на документах, удостоверяющих личность гражданина, таких как паспорт и загранпаспорт;

·        на денежных знаках;

·        на фасадах зданий государственных организаций и учреждений, на территории нашей страны, а также на зданиях посольств и консульств нашей страны за рубежом;

·        в рабочем кабинете Президента Российской Федерации и иных государственных служащих;

·        в залах заседаний Совета Федерации и Государственной Думы Правительства, Конституционного, Верховного и других федеральных судов и т.д.

Также на основе Государственного герба строятся эмблемы органов федеральной исполнительной власти – министерств и ведомств. Они содержат: изображение двуглавого орла, у которого некоторые атрибуты (например, скипетр и держава в лапах, щит на груди) заменяются знаками, указывающими на профиль министерства. Таким образом, герб служит знаком, указывающим на государство и государственную власть.

На протяжении нескольких столетий двуглавый орёл пережил разные эпохи, триумфы и забвения. Его видоизменяли, отменяли и опять восстанавливали. В новое столетие Россия вошла с новым государственным гербом, который является частью истории и культуры нашей страны, и мы, как граждане России, должны с уважением относиться к нему.

videouroki.net

Государственные символы России | Развивайка

Герб, гимн и флаг есть у каждого государства. Символы — это условные знаки или изображения. Они отражают историю государства и его народа. Послушайте, как они описаны в Федеральном конституционном законе от 25 декабря 2000 года: «Государственный герб Российской Федерации представляет собой четырёхугольный, с закруглёнными нижними углами, заострённый в оконечности красный геральдический щит с золотым двуглавым орлом, поднявшим вверх распущенные крылья. Орёл увенчан двумя малыми коронами и — над ними — одной большой короной, соединёнными лентами. В правой лапе орла — скипетр, в левой — держава. На груди орла на красном щите — серебряный всадник в синем плаще на серебряном коне, поражающий серебряным копьём чёрного, опрокинутого навзничь и попранного конём дракона; государственный флаг Российской Федерации представляет собой прямоугольное полотнище трёх равновеликих горизонтальных полос: верхней — белого цвета, средней — синего, а нижней — красного цвета».

Герб — это главный символ каждого государства. Он изображается на государственных флагах, печатях, бланках официальных бумаг, на деньгах и почтовых марках. Слово «герб» в переводе с немецкого обозначает «наследство». Раньше у каждого воина должен был быть щит, на котором изображались личные родовые знаки. Эти знаки передавались по наследству от отца к сыну. Так возникли первые гербы. Затем эти знаки отличия появились у государств.
Гербы бывают разной формы: овальные, треугольные, квадратные, с разнообразными закруглениями и вырезами. Цвет у гербов также различный. На гербах изображались разнообразные растения, животные, мифические создания или элементы неживой природы. Каждый знак имел своё значение.
Откуда на герб России «прилетел» орёл?  Русское государство было образовано при Иване III. Он женился на Софье Палеолог. Византия была очень сильным и богатым государством. На её гербе был изображён орёл, как символ непобедимости и силы. Иван III решил, что на гербе его страны тоже должен быть орёл.
Рисунок современного герба выполнил художник Ухналев. Что символизирует каждая составляющая часть Государственного герба нашей страны?
Двуглавый орёл, охраняя государство, смотрит на запад и восток, так как народы России живут в двух частях света — в Европе и Азии. Корона на голове орла — символ законности. Скипетр (золотой жезл) и держава (золотой шар) — древнерусские символы власти и его защиты. На груди орла — красный щит, на котором изображён всадник — святой Георгий Победоносец на коне. Копьём всадник поражает дракона, что символизирует победу добра над злом.

Государственные флаг, как и герб, является символом государства. Государственные флаги поднимаются над правительственными и дипломатическими зданиями, во время Олимпийских игр, в праздничные дни флаги украшают улицы и дома.
Флаг в переводе с греческого языка означает «сжигать, озарять, гореть». Самые первые флаги были военные. Придумали их для того, чтобы издали отличать, какой отряд движется — свой или вражеский. Для этой цели воины привязывали к копьям ленточки и кисточки разных цветов. Размеры ленточек увеличивались, рисунки изменялись, и появились настоящие флаги.
У каждого государства свойй флаг. Размеры флага, его цветовая гамма устанавливаются верховной властью страны. Можно увидеть флаги одноцветные и многоцветные, с полосками и звёздами. Каждый знак. цвет или полоса что-то обозначают и не бывают случайными.
Синий, белый и красный — самые распространённые цвета государственных флагов. На флаге России горизонтальные полосы белого, синего и красного цветов. А на флаге Франции — вертикальные белая, синяя и красная полосы.
Трёхцветный флаг России был учреждён первым российским императором — Петром I. По указу на российских кораблях стали поднимать бело-сине-красный флаг. На флоте по первым буквам цветов издавна российский флаг сокращённо называли «бесик», а французский «сибек».

Гимн — главная песня страны, посвящённая родине. Это такой же символ государства, как флаг и герб. Слово «гимн» в переводе с греческого означает «хвалебная, торжественная песня». Гимн исполняется в особо торжественных случаях; при открытии торжественных заседаний, при встрече зарубежных гостей, при награждении спортсменов во время Олимпийских игр, на военных парадах. Когда звучит гимн, все люди встают, а военные отдают честь.
Современный Государственный гимн был утверждён Указом Президента России 30 декабря 2000 года. Слова гимна написал Сергей Владимирович Михалков. Музыку — Александр Васильевич Александров.

Доклады, сообщения, рефераты. Окружающий мир. 2 класс

Государственные символы России

4.4 (88.57%) от 91 голосующих

razviwaika.ru

Знакомство дошкольников с государственной символикой Герб, гимн, флаг России

Цели:

  • Познакомить детей с государственными символами России. Учить узнавать их среди других символов.
  • Продолжать знакомить с символами, учить понимать знаки.
  • Закрепить знания детей о Москве – столице России, воспитывать чувство гордости и уважения к своему народу.
  • Расширять запас слов детей, совершенствовать умение использовать в речи сложные предложения, закреплять умение отвечать на вопросы, воспитывать культуру речевого общения.

Ход занятия.

— Сегодня на занятие мы будем говорить о нашей Родине. Россия – очень большая страна. У каждой страны есть главный город – столица. А какой город является столицей России?

Москва.

— Кто является президентом России?

— Владимир Владимирович Путин.

— У каждой страны есть свои государственные символы. Это флаг, герб и гимн.

(Выставляются флаг и герб России)

— Флаг символизирует нашу Родину. Он развивается над зданием правительства, его вывешивают во время праздников, поднимают во время побед.

— Какого цвета полосы изображены на флаге России.

— Белая, синяя и красная.

— Правильно, белая, синяя и красная. Каждая полоса имеет свое значение.

Белый цвет – это цвет мира. Он говорит о том, что наша страна миролюбивая, и не идет на конфликт с другими странами.

Синий цвет – это вера, верность. Народ любит свою страну, верен ей, защищает ее.

   Красный цвет – это цвет силы. Наша страна сильная, миролюбивая.

— А теперь давайте с вами вспомним, какие пословицы и поговорки о Родине мы с вами знаем.

  • Нет в мире краше Родины нашей.
  • Береги землю родную, как мать любимую.
  • Человек без Родины, что соловей без песни.
  • Для родины своей сил не жалей.

— Молодцы ребята, много пословиц знаете о нашей родине.

— Кроме флага Россия имеет свой герб.

Гербы появились давным – давно. Герб был отличительным знаком рыцарей. Служил он для того, чтобы можно было отличать друг от друга закованных в железные доспехи воинов. Такой символ был изображен на рыцарских щитах. Шло время, не стало рыцарей, но остались гербы. Герб является знаком отличия, эмблемой государства. Его изображение

можно увидеть на флагах, печатях, монетах, на паспорте гражданина России, на пограничных столбах, на зданиях, где работает правительство.

— Посмотрите на герб нашего государства. Что вы на нем видите?

— Орел с двумя головами, у орла распущенные крылья, на головах короны, в одной лапе орел держит золотой шар, а в другой золотой жезл.

— Вывод: на гербе России золотой двуглавый орел, над орлом три короны. В лапах орла золотой жезл и золотой шар.

— А что вы видите на груди орла?

— Щит.

— Подумайте, вам знаком этот щит?

— Щит похож на герб Москвы.

— Как вы думаете, почему герб Москвы в центре государственного герба?

— Москва – столица нашего государства.

— Попробуйте описать герб Москвы.

— На красном щите нарисован всадник на белом коне. В руках он держит копьё, которым убивает змея.

— Правильно, мы видим Георгия Победоносца в серебряных доспехах. Золотым копьем он поражает дракона.

— Ребята, каждый элемент герба имеет своё значение:

  • Двуглавый орел – символ единства России;
  • Короны – союз республик, входящих в состав России;
  • Жезл и шар означают сильную власть, защиту государства и его единство;
  • Всадник на щите – победа добра над злом, готовность народа защищать свою страну от врага.

— Давайте еще раз повторим, что же означают элементы герба.

— Государственный гимн – торжественное музыкально-поэтическое произведение. Под музыку и слова гимна, под расправленным Государственным флагом России деятелям культуры, ученым и спортсменам вручают награды, молодые воины принимают присягу. Во время торжественного исполнения гимна его слушают стоя. В этот момент люди поворачиваются в сторону Государственного флага, мужчины снимают головные уборы.

— Ребята послушайте гимн Российской Федерации.

Гимн Российской Федерации

Слова С.В. Михалкова

Музыка А. В. Александрова

Россия — священная наша держава,

Россия — любимая наша страна.

Могучая воля, великая слава —

Твое достоянье на все времена!

Припев:

Славься, Отечество наше свободное,

Братских народов союз вековой,

Предками данная мудрость народная!

Славься, страна! Мы гордимся тобой!

От южных морей до полярного края

Раскинулись наши леса и поля.

Одна ты на свете!

Одна ты такая —

Хранимая Богом родная земля!

Припев.

Широкий простор для мечты и для жизни

Грядущие нам открывают года.

Нам силу даёт наша верность Отчизне.

Так было, — так есть и так будет всегда!

Припев.

 

— Граждане России гордятся Государственными гербом, флагом и гимном.

dohcolonoc.ru

План-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) на тему: Рассказ-беседа: «История России. Символика страны – герб, флаг, гимн»

ГБДОУ детский сад

№ 47 Колпинского района г. Санкт-Петербурга

Подготовила: воспитатель Никишина Н.А.

Средняя группа

Рассказ-беседа:

«История России. Символика страны – герб, флаг, гимн»

История России. Символика страны – герб, флаг, гимн.

Цель:

Закрепить знания детей о природе России. Познакомить детей с историей возникновения страны, с ее символикой. Воспитывать в детях интерес к истории своей страны, чувство любви и гордости за свою страну.

Материал и оборудование:

Карта России, иллюстрации с изображением древнерусских князей, герба России, флага России.

Ход рассказа-беседы:

Воспитатель обращает внимание детей на карту России, которую они рассматривали раньше.

Воспитатель:         Ребята, посмотрите внимательно на карту. Кто сможет показать мне границы нашего государства, нашей страны – России.

Вы уже знаете, что карта может многое рассказать о стране. Вспомните, что мы узнали о России, когда рассматривали эту карту.

Воспитатель с помощью наводящих вопросов помогает детям вспомнить то, что он им рассказывал ранее: Россия большое государство, в России много городов, морей, рек, лесов, полезных ископаемых.

Воспитатель:        Наша Родина – государство очень древнее, оно возникло много-много-много лет назад. В те давние времена еще не было ни городов, ни домов, в которых мы живем. А были небольшие деревянные домишки по берегам рек, в них жили наши предки. Предки – это люди, от которых мы произошли. Наши предки – восточные славяне. Они жили возле рек Ока, Днепр, Волхов. (Показать на карте.)

Славяне были очень гостеприимными: когда к ним заходил какой-либо странник, они ласково его принимали и хорошо угощали. Этот обычай остался до сих пор. Когда к вам приходят гости, ваша мама обязательно готовит что-то вкусненькое.

Жили славяне в небольших избушках. Самым главным у них был князь.

Вы уже знаете некоторых русских князей. Вспомните, какой князь основал Москву? (Юрий Долгорукий.) При каком князе воздвигнут белокаменный Кремль? (При Дмитрии Донском.) При каком князе началось строительство краснокирпичного Кремля? (при Иване III.)

Много княжеств было в Древней Руси – так называлась тогда Россия. Князья очень часто ссорились между собой и захватывали друг у друга земли. Но когда на них нападали враги из других стран (например: немцы, шведы), то князья объединялись вместе и побеждали своих врагов. Наконец князья поняли, что если они объединятся навсегда, а не только на время, то они будут намного сильнее. Вместе им будет легче не только воевать, то и трудиться, помогать друг другу, и тогда никто не сможет их победить.

Князья объединились, а самым главным стал князь Иван III. Все остальные князья стали ему подчиняться, и образовалось Русское государство. Оно было большим и сильным.

Раньше у каждого князя был свой герб. Эти гербы у князей остались, но у нового Русского государства проявился свой герб, новый.

Этот герб и сейчас является гербом нашей страны. Давайте его рассмотрим. (Показывает крупное изображение герба России.)

Что вы видите в центре? (Орла.) Расскажите о нем, какой он? (С двумя головами, с поднятыми крыльями.) Почему же на гербе России изображен орел? Орел на гербе означает силу, это значит, что государство, на гербе которого изображен орел – сильное и непобедимое. Россия в то время была таким государством, Иван III женился на дочери императора Византии. А в те давние времена Византия была очень сильным государством, и на ее гербе был изображен орел. Иван III тоже изобразил на гербе России орла, чтобы все знали, что Россия – сильная страна. Но почему у орла две головы? (Предположения детей.) Русское государство очень большое и головы орла смотрят на запад и на восток, как бы показывая, что государство большое, но единое. В России живут люди разных национальностей, а не только русские: якуты, коряки, и многие другие.

А что вы видите еще? (Корону.) Как вы думаете, что она обозначает? (Предположения детей.) Корона обозначает, что в России главный – царь.

А что в лапах у орла? (ответы детей.) Это посох или жезл, а еще его называют скипетр. Это символ царской власти.

В другой лапе у орла шар, его называют держава. Держава – значит могущество, то есть страна, в которой правит царь, могучая.

А что-нибудь в этом герое вам знакомо? Да, в центре изображен герб Москвы. Расскажите, что вы помните про герб Москвы. (Рассказы детей.) А почему герб Москвы в самом центре? (Предположения детей.) да, потому, что Москва – главный город России, ее столица.

Этому российскому гербу много-много лет. Конечно, нет сейчас царей. Но корона, скипетр и держава напоминают нам о том, что наша Родина очень древняя, что она возникла очень давно.

У каждой страны обязательно есть не только герб, но и флаг. Под флагом сражаются за свою страну воины, флаг поднимают во время побед, флаги вывешивают во время праздников.

У России флаг трехцветный, он состоит из трех полос – белой, синей и красной. Что же они обозначают?

Белый цвет – это цвет мира. Он говорит о том, что наша страна миролюбивая, она ни на кого не нападает.

Синий цвет – это вера, верность. Народ любит свою страну, защищает ее, верен ей.

Красный цвет – цвет силы. Это кровь, пролитая за Родину.

Вот как много могут рассказать о стране ее герб и флаг.

У каждого государства обязательно есть свой гимн. Гимн – это торжественная песня. Его исполняют в самых торжественных случаях – во время праздников и других важных событий.

Когда спортсмены побеждают на соревнованиях, то поднимается флаг их Родины, и звучит гимн их страны. При исполнении гимна все обязательно встают, а мужчины снимают головные уборы. В конце занятия можно прочитать слова российского гимна или послушать по аудио запись.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГИМН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Музыка А. Александрова                                                        Слова С. Михалкова

Россия – священная наша держава,

Россия – любимая наша страна.

Могучая воля, великая слава –

Твое достоянье на все времена!

                Славься, Отечество наше свободное,

                Братских народов союз вековой,

                Предками данная мудрость народная!

                Славься, страна! Мы гордимся тобой!

От южных полей до последнего края

Раскинулись наши леса и поля.

Одна ты на свете! Одна ты такая –

Хранимая Богом родная земля!

                Славься, Отечество наше свободное,

                Братских народов союз вековой,

                Предками данная мудрость народная!

                Славься, страна! Мы гордимся тобой!

Широкий простор для мечты и для жизни

Грядущие нам открываю года,

Нам силу дает наша верность Отчизне,

Так было, так есть и так будет всегда!

                Славься, Отечество наше свободное,

                Братских народов союз вековой,

                Предками данная мудрость народная!

                Славься, страна! Мы гордимся тобой!

nsportal.ru

План-конспект занятия на тему: Конспект НОД в старшей группе по теме «Наше государство — РФ. Символика страны: герб, флаг, гимн»

Ельцова Людмила Ивановна,

воспитатель;

АУДОУДСОВ №16 «Снежинка», г. Радужный

Конспект НОД  в  старшей группе по теме «Наше государство — РФ. Символика страны: герб,  флаг, гимн»

Цель: Формировать нравственные качества как важный аспект патриотического воспитания дошкольников.        

Задачи:

Обучающие: углубить знания и представления детей  о Родине – о России. Обобщить понятие детей о Государственной символике РФ, её происхождении, назначении, символическом значении цвета и образов  в ней. Расширить представления детей о Москве – главном городе, столицы России.

Развивающие: развивать диалогическую и монологическую речь.

Воспитательные: воспитывать в детях чувство любви к Родине: ее природе, людям. Воспитывать в детях радость от того, что мы родились и живем в России; желание стать наследниками славных традиций русской истории, уважение к флагу, гербу, гимну.

Оборудование. Карта, картинки – государственные символы России, портрет президента РФ. Контуры флага, краски.

Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы, беседы патриотического содержания, посещение музея, праздники и развлечения в ДОУ.

Ход НОД:

Что мы Родиной зовем?

Дом, где мы с тобой живем,

И березки, вдоль которых

Рядом с мамой мы идем.

Что мы Родиной зовем?

Поле с тонким колоском,

Наши праздники и песни,

Теплый вечер за окном.

Что мы Родиной зовем?

Все, что в сердце бережем,

И под небом синим-синим

Флаг России над Кремлем.

Воспитатель: Дети, посмотрите на карту, какую огромную территорию занимает наша страна. Как, вы думаете, что такое Родина? (Где мы живем).

Воспитатель: Правильно, это место, где человек родился, где он живет, учится, работает, ходит в детский сад. Наша с вами малая родина — наш город Радужный. А свою большую Родину мы называем страной. В какой стране мы живем? (В России).

Воспитатель: Вслушайтесь в это слово — Россия, Русь. Какие слова мы слышим, когда произносим это слово? (роса, рослый, русый, русло, русский).

Наша страна самая большая  в мире. В России много рек, озер, лесов, степей, есть даже пустыни, моря и океаны. Наша страна очень богата, в её недрах есть залежи каменного угля, газа, нефти, алмазов, золота. Любить Родину — это значит, беречь её, трепетно относиться к своей любимой земле. У каждой страны есть свои отличительные знаки (Дети показывают и называют: флаг, герб, гимн).

Воспитатель: Правильно, есть они и у России. С одним из них вы уже знакомы. На государственном флаге России мы видим 3 цветных полосы, одинаковые по размеру, расположенные по горизонтали. (Вверху — белая полоса,  означает мир и чистоту совести. В центре – синяя полоса, означает небо, веру и правду. Красная полоса – нижняя, символизирует огонь и отвагу).

Д/игра «Раскрась флаг»

Детям даются контуры  с тремя полосками.

Воспитатель: Когда вывешивают Государственный флаг РФ? В какие праздники?

(В День победы и в День Защитника Отечества, можно увидеть Знамя Победы во время праздничного парада на Красной площади в Москве, в момент возложения венков или цветов к могиле Неизвестного солдата).

Воспитатель: Это флаг Президента России он называется штандартом, у него особая квадратная форма. На фоне белой, синей и красной полос расположен герб России. Края штандарта украшает золотая бахрома. Кто у нас президент?

(В Москве работает правительство нашей страны и наш президент В.В. Путин).

Воспитатель: А какой главный город в России? (Москва).

Воспитатель: Москву мы называем столицей нашей Родины. Москва очень большой и красивый город, там много достопримечательностей: Кремль, Храм Христа Спасителя, Собор Василия Блаженного, Большой театр. В Москве много парков и скверов, веселых аттракционов и кафе. Кто покажет на карте столицу нашей Родины город Москва?

(Дети показывают столицу нашей Родины город Москва.)

Государственный флаг — важнейший символ государственной и национальной независимости. Поэтому надо быть очень внимательными. Нашему бело-сине-красному флагу больше трехсот лет. Где можно увидеть флаг?

(Флаг поднят на зданиях, его вывешивают в дни праздников. Флаг развевается на мачтах российских кораблей, изображение флага мы видим на самолетах, космических кораблях. Дети и взрослые с Российскими флажками ходят на праздники). 

Воспитатель: Молодцы ребята, вы многое рассказали о нашем флаге.

Заучивание пословиц и поговорок:

ГЛУПА ТА ПТИЦА, КОТОРОЙ ГНЕЗДО СВОЕ НЕ МИЛО.

РОДНАЯ СТОРОНА МАТЬ, А ЧУЖАЯ — МАЧЕХА.

БЕРЕГИ ЗЕМЛЮ РОДИМУЮ, КАК МАТЬ ЛЮБИМУЮ.

ДЛЯ РОДИНЫ СВОЕЙ СИЛ НЕ ЖАЛЕЙ.

ВЕЛИКА СВЯТОРУССКАЯ ЗЕМЛЯ, А ВЕЗДЕ СОЛНЫШКО.

КАЖДОМУ СВОЙ КРАЙ СЛАДОК.

РОДИНА КРАШЕ СОЛНЦА, ДОРОЖЕ ЗОЛОТА.

Ребята, как вы понимаете значение этих пословиц и поговорок? (Ответы детей)

Физкультминутка «Раз и стану я землёй».

РАЗ – и стану я землёй,

Мягкой, теплой и живой!

Очень сильной, очень крепкой,

Очень доброй и большой.

ДВА – и вмиг я глиной стану,

Может, к обуви, пристану,

Если дождик во дворе.

Не ходите вы по мне!

ТРИ – сейчас я холм зыбучий,

Очень желтый и сыпучий.

Осторожней, люди, будьте,

Если вы не на верблюде!

А ЧЕТЫРЕ – камни мы,

Крепкие ребята.

И бросать в окошко нас

Никому не надо.

ПЯТЬ – я почва – верхний слой,

Дружат травы все со мной,

И деревья, и кусты,

Червяки, жуки, кроты.

Всем живущим говорю:

«Чтите матушку свою!»

Наша круглая планета

Называется ЗЕМЛЯ,

Все живущие под солнцем

Братья нам. И мы друзья!

Воспитатель: Второй символ нашего государства — это герб.

Герб — отличительный знак государства. Дети, расскажите, что изображено на гербе России? (Ответы детей)

Воспитатель: Золотой двуглавый орел на фоне красного щита означает силу и непобедимость нашей страны.  У орла две головы, что означает — наше государство очень большое и единое. В нем живут люди разных национальностей.  Над головами орла — короны. Это означает, Россия живет по своим Законам.  Он держит скипетр — символ власти и державу — золотой шар, знак могущества, единства.  На груди орла изображение всадника — это Святой Георгий Победоносец. Он на серебряном коне, с копьем в руке побеждает черного дракона. Черный дракон — это символ зла. 
Верно, ребята, вы очень точно и красиво описали наш герб. 
Герб России символизирует красоту и справедливость, победу Добра над злом. 

Дети, расскажите, где можно встретить изображение герба?  (На знаменах и печатях, на паспорте, на аттестате, на правительственных наградах, официальных документах, 
на денежных знаках, почтовых марках, открытках, значках). 
Воспитатель:  Молодцы, очень много рассказали о нашем гербе. 

А сейчас мы поговорим о гимне. У каждого государства есть свой Гимн. Где можно услышать гимны государства?

(Каждое утро с гимна начинается новый день, его можно услышать на спортивных соревнованиях; Олимпиадах в моменты награждения, в школах в начале учебного года)

Воспитатель: ГИМН — это торжественная песня. Музыка гимна неторопливая и величавая. В ней поется о любви к Родине — России, об уважении к ее истории, о красоте ее природы, о надежде на прекрасное будущее. Дети, а что вы можете рассказать о нашем гимне? (Ответы детей). 

Воспитатель: Государственный гимн — один из главных символов страны, поэтому его исполнение сопровождают знаками высшего уважения.  При исполнении гимна все присутствующие встают, а мужчины снимают головные уборы, военные отдают честь или салютуют оружием.  Гимн всегда поют и слушают стоя.  Гимн исполняется на торжественных праздниках, на военных парадах, на спортивных соревнованиях, при награждении спортсменов. Дети, а сейчас мы встанем и послушаем главную песню нашей Родины. 
ЗВУЧИТ «ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГИМН» муз. А. Александрова слова С. Михалкова 

Воспитатель: Сегодня мы поговорили о символах нашей страны: флаге, гербе и гимне. Ко всем символам государства надо относиться с уважением, чтить их как память прошлого и достояние современности. Дети, а как вы думаете, почему мы должны уважать наши символы? 

(Мы граждане большой,  красивой и сильной страны.  Мы гордимся ее заслугами и достижениями. Переживаем вместе с ней  горе и радости. Мы будем стараться сделать  Россию еще богаче и сильнее).

nsportal.ru

Доклад про герб России

Герб России
У каждой страны есть свои символы, через которые олицетворяется ценности государства. Одним из таких символов является герб России. На протяжении многих лет развития страны его меняли, дополняли, о нем спорили и вели дискуссии деятели в области политики и права. Изучая гербы других государств этот символ является одним из самых непростых.

Значение деталей герба


Нынешний герб России состоит из красивого геральдического щита алого цвета, прямоугольной формы со сглаженными краями внизу. По центру находится двуглавый орел в золоте, крылья птицы раскрыты и подняты.
В верхней части располагаются короны маленького размера, между головами сверху находится третья корона большего размера. Все три короны соединяются лентой. В орлиных лапах находится символика власти: в правой лапе – скипетр, в левой лапе – держава. По центру герба располагается всадник в синем плаще, изображение находится на красном щите. Воин убивает черного дракона копьем, сидя на серебряном коне.
У каждой детали государственного герба есть свое иносказательное значение. Символом суверенитета страны выступают короны. Они отражают целостность и всего государства, и отдельных его областей. Через скипетр и державу показаны символы власти. Сама двуглавая птица символизирует единство Европы и Азии.

История


Русского государство развивалось постепенно, все начиналось с объединения княжеств близ Москвы, и возникновение и формирование централизованного государства. Оно росло и расширялось путем присоединения различных княжеств. Многие столетия Русь развивалась и была сначала слабым и малоизвестным государством. Затем Россию стали воспринимать мощным государством, с ее мнением стали считаться и ее мировой авторитет постепенно крепчал. И, в конце концов, Российская империя превратилась в мощную великую державу, ставшая одной из лидеров на мировой арене.
Герб как символ государства менялся вместе со страной, отражая ее развитие. Сначала он был «орленком», хотя очень скоро раскрыл свои крылья, его облик сперва дополнился царскими, а потом императорскими коронами, атрибутику власти монарха стали держать лапы, центр изображается с гербом столицы, гербы других царств и княжеств, являющие территорией государства стали изображаться на его крылах. Также далее были утверждены три герба империи: Малый, Средний и Большой. Они созданы при соблюдении всех геральдических правил и отображали целостность и силу страны.
После революции 1917 года правительство отказалось от герба в виде орла. Большевики посчитали эту птицу отражением монархии. Стоит отметить, что авторы того времени полагали, что у русского народа нет прав на символы своей нации, почитания обычаи и память других народов.
Важнейшим фактом является то, что в середине августа 91 года 20 века произошла попытка политического переворота. Из-за чего впоследствии коммунисты были свергнуты, и демократические силы оказались и власти под руководством Б.Н. Ельцина.
На следующий день после произошедшего переворота Государственный флаг снова представляет собой триколор. В конце ноября 1993 года новый президент России принял указ «О государственном гербе Российской Федерации». Двуглавого орла приняли вновь как герб страны.
У истории герба, так же как и истории государства, драматичный и сложный путь. Около четырехсот веков орел был главным символом страны, несмотря на то, что его образ претерпевал изменения по желаниям правителей. На сегодняшний день двуглавый орел несет тот же смысл мощи и единства Российской Федерации, как и многие столетия назад.

www.istmira.com

План-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме: Непосредственная образовательная деятельность по истории России «Герб – двуглавый орел и всадник. Герб Москвы. Герб России. Гимн. «

Непосредственная образовательная деятельность№6

Тема: «Герб – двуглавый орел и всадник». Герб Москвы. Герб России. Гимн.

Цель: Познакомить с историей герба, его назначением в прошлом и настоящем. Знакомить с образами, цветом и их значением. Воспитывать уважительное отношение к государственному гербу России, отражающем в себе отвагу, мужество, героизм русского народа.

Познакомить с Государственным гимном России. Дать понятие «гимна», как торжественной песни, принятой символом государства.

Материал: Монеты советского периода и современные российские, монеты зарубежных стран, бланки с гербовой печатью, удостоверения, дипломы, гербовая бумага, рисунки с изображением герба России, Москвы, Родного города, аудиозапись гимна.

Ход

I.        – На прошлом занятии мы узнали, что такое флаг и для чего он нужен (выставляю изображения гербов, которые знакомы детям). А кто знает, что это такое? Как называются эти изображения? (Ответы). Что же такое герб, откуда он появился и для чего нужен? Давайте поговорим об этом.

II. Рассказ воспитателя.

История герба также как и флага, началась в те времена, когда наши предки много времени проводили в боях. Воины были хорошо вооружены. Какие виды старинного оружия вы знаете? (Ответы.) А что защищало самого воина? (Доспехи, щит.)

Флаг помогал воинам определить, где свои войска, а где вражеские. Но флаг был только один – у знаменосца. В разгар боя воинов, закованных в доспехи, различить было трудно. Как определить, свой это, или чужой?

Чтобы не ошибиться, воины придумывали разные знаки отличия: плащи разных цветов, шлемы разной формы. Но главный опознавательный знак наносили на щит. Щит большой, и рисунок на нем виден издалека. Щит с таким рисунком стали называть гербом. Чаще всего рыцарь изображал на щите-гербе то животное, с которым сам себя сравнивал, на кого хотел быть похожим. Например, изображение льва говорило, что рыцарь считает себя сильным и храбрым, как лев. Рыцари очень дорожили своими гербами, передавали их своим детям и внукам. Гербом гордились и старались его не позорить. Простые люди селились ближе к рыцарскому замку в надежде, что его хозяин и его войско защитят их в случае нападения. Постепенно вырастал целый город. И герб рыцаря-хозяина становился не только его личным, но и всего города. Над воротами города вывешивали щит-герб. Любой гость, путешественник, увидев герб над воротами, знал, что у города есть надежная защита и хозяин этого города, например, мудр, как сова, или бесстрашен, как волк, или хитер, как лиса.

(Показ картинки).

Уже давно нет рыцарей, современные воины не используют щиты. Но гербы остались. Свой герб есть у каждой страны, области, города. Если вы внимательно рассмотрите герб какого-нибудь города, то можете узнать много интересного. На нем изображено то, чем город славится, гордится, дорожит.

(Показ нескольких гербов городов).

III. Все страны мира, все государства, существующие на земле, имеют свои гербы и флаги. Что такое герб?

Герб – это отличительный знак страны. Золотой двуглавый орел — эмблема или символ России.

— История герба началась очень давно. Мы с вами поговорим о двух гербах: гербе Москвы и гербе России и узнаем, чем они близки.

  • Рассказ об  историческом возникновении герба.
  1. знакомство с гербом Москвы;

 (Воспитатель предлагает детям рассмотреть  герб Москвы. Определить его атрибутику, чтение рассказа «Георгий Победоносец»)

2) знакомство с  Государственным гербом России.

— Золотой двуглавый орел изображен на фоне щита красного цвета. Правой лапой орел сжимает скипетр. Вы знаете, что это такое? (Жезл – посох, обычно украшенный золотом и драгоценными камнями, служит символом власти, почетного положения.) В его левой лапе – держава (государство). (Держава представляет собой золотой шар с крестом наверху.) Над головами орла мы видим короны, крылья орла похожи на солнечные лучи, а сама золотая птица – на солнце. (Рассматривается государственный герб и дети рассказывают то, что видят на нём, а воспитатель уточняет их высказывания. Сравниваются оба герба, делается вывод. (Воспитатель может сам составить рассказ, а дети дополняют его.)

— В давние времена корона и держава служили символами царской власти. Сегодня они напоминают нам об историческом прошлом нашей Родины.

Вы знаете, где устанавливают государственный герб? Государственный герб устанавливают на границе. Его помещают на специальных пограничных столбах и в местах, предназначенных для проезда на территорию нашей страны. Гости, туристы, приезжающие из других государств, видят герб – двуглавого орла и бело-сине-красный флаг на границе Российской Федерации.

Что было бы, если бы не было бы герба у каждой страны? Что было бы, если бы все гербы были бы одинаковые? (Ответы детей).

IV.

Воспитатель вносит в группу «Волшебный сундучок», где лежат монеты, печать, гербы Российского государства и Иркутска. Объясняет детям, что здесь находятся предметы, связанные с символикой государства, и по вопросам дети должны отгадать, что там находится. (Чтобы сориентировать детей на предметы, им выдаются опорные карточки-модели.)

1-я карточка-модель монеты. Что изображено на монетах? Вы знаете, как называются монеты, на которых изображен всадник? Почему они так называются?

Копье святого Георгия Победоносца дало название монете-копейка. Московские князья, а затем и русские цари использовали печати, чеканили монеты с изображением всадника, копьем поражающего змея. Воспитатель предлагает сравнить современные рубли и копейки, монетки советского периода и зарубежные, спрашивает: «Чем они похожи, а чем отличаются?»

— Герб нужен для того, чтобы мы могли отличить монеты своей страны от иностранных денежных знаков.

2-я картинка – печать. Дети спрашивают воспитателя:

— Что это такое? Для чего нужна печать? Что не печати изображено?

Необходим герб и для печатей, подтверждающих подлинность важных документов.

3-я карточка – модель российского герба. Варианты вопрос детей.

— Какой формы герб?

— Из каких частей он состоит?

— Какие цвета есть на гербе?

— Что изображено на нем?

4-я картинка – Модель герба Иркутска (Бабр, держащий в зубах соболя).

Дети задают вопросы по той же схеме.

Кроме гербов стран существуют гербы городов. Даже люди могут иметь свои гербы – отличительные знаки. В заключение воспитатель предлагает детям внимательно рассмотреть гербы других городов.

V. Дидактическое задание «Зачеркни те предметы изображение, которых не входит в герб».

Физминутка.

VI. – Сегодня мы познакомимся с ещё одним символом нашей Родины- Гимном. (Включаю аудиозапись «Гимн Российской Федерации»).

— Кто знает, что прозвучало?

— Да, это гимн. А, что такое «Гимн»? (Ответы детей).

  • Рассказ воспитателя о гимне.

— Давайте ещё раз послушаем гимн внимательно и узнаем, как говорится в нём о нашей стране.

— Назовите слова, характеризующие нашу Родину? Как говорит о ней С. Михалков. Вы с ним согласны? (Ответы детей).

VII. Итог занятия.

nsportal.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *