Содержание

Российский государственный герб от Петра I до Александра II

В 1682 году на Российский престол взошел Петр I (1682-1725). Россия очень изменилась во времена его правления. Если обобщить, то заслуги этого императора можно свести к тому, что Российская империя стала одной из ведущих держав и стояла выше, чем большинство европейских государств.

Петр был хорошо образованным человеком. Он внес очень большой вклад в российскую геральдику. При нем гербовой орел по геральдическим правилам стал изображаться черным (до него орел, как правило, изображался золотым). На этот факт повлияла Северная война. После нее Россия предстала перед Европой в облике могущественного государства. А следовательно и ее герб должен был быть не только “украшением” государственных бумаг и грамот, но и отражать силу русского государства.

В связи с принятием Петром I 22.10.1721 года императорского титула на гербах взамен царских корон стали изображать императорские. В 1722 году он учредил герольдмейстерскую контору (1722-1796) и должность герольдмейстера.

Государственный герб при Петре I претерпел множество изменений. Помимо изменения цвета орла, на крыльях его впервые стали размещать щиты с гербами Великих княжеств и Царств. На правом крыле (левом от зрителя) были размещены щиты с гербами (сверху вниз): Киевским, Новгородским, Астраханским; на левом крыле: Владимирским, Казанским, Сибирским. Таким образом, при Петре I сложился основной комплекс атрибутов гербового орла. Такое изменение в государственном гербе можно, если подойти с исторической точки зрения, трактовать как символ быстрого и успешного скачка в развитии России. Однако после выхода России на “бескрайние просторы Сибири и Дальнего Востока” ”двуглавый орел стал символом нераздельности Европейской и Азиатской России, объединенных под одной императорской короной, так как одна коронованная голова смотрит на запад, другая на восток”.

Послепетровская эпоха характеризуется напряженной борьбой на вершине государственной власти, известной как “эпоха дворцовых переворотов”, что в 30-е годы XVIII привело к чрезмерному влиянию в государстве выходцев из Германии, отнюдь не способствовавшие усилению России.

В 1740 год швейцарский гравер Гедлингер, приглашенный Анной Иоанновной в Россию в 1736 году, изготовил государственную печать, которая использовалась до 1856 года и, по существу, закрепила классический облик русского двуглавого орла.

До конца XVIII века коренных изменений в рисунке герба не было, однако заметны специфические черты, соответствующие времени правления императоров и императриц, особенно во времена Елизаветы Петровны и Екатерины Великой. В это время орел больше похож не на орла, а на орлицу. Как ни странно, но во времена Екатерины II государственный герб почти не изменился, хотя, как известно, она провела большое количество реформ в области государственного устройства и образования. Ею государственный Сенат, выродившийся в громоздкое и неповоротливое учреждение, неспособное не только при необходимости заменять монарха (как замышлял Петр I), но и решать текущие вопросы, по проекту Н.И. Панина в 1763 году был разделен на шесть департаментов, каждый из которых имел строго оговоренный круг обязанностей и полномочий. Также было упразднено гетманство на Украине (1764), что окончательно уничтожило украинскую автономию. В отношении с церковью она сначала отменила секуляризацию церковных земель, однако потом вновь вернулась к этому вопросу, проведя секуляризацию в 1763-1764 гг. Тем самым духовенство потеряло имущественную самостоятельность и оказалось на содержании государства. Так был завершен процесс превращения духовенства в особый ряд чиновничества.

Взойдя на престол, Павел I (1796-1801) сразу же попытался модифицировать российский герб. Указом от 5 апреля 1797 года двуглавый орел становится неотъемлемой частью герба императорской фамилии.

Так как Павел I был магистром Мальтийского ордена, то это отразилось и на государственном гербе. 10 августа 1799 года был издан указ императора Павла I об изображении двуглавого орла с мальтийским крестом на груди . На верхнем конце этого креста помещалась корона Великого магистра.

Павел I также явился “отцом” Большого российского герба. Его манифестом от 16 декабря 1800 года было дано его полное описание. Большой российский герб должен был символизировать собой внутреннее единство и могущество России. Однако проект Павла I не был реализован.

Александр I (1801-1825), взойдя на престол, отменил мальтийский крест на государственном гербе. Но тут же на двуглавом орле отразилось французское влияние. При Александре I на гербе крылья орла широко раскинуты в сторону, перья опущены вниз. Одна голова более наклонена, чем другая. Вместо традиционных скипетра и державы в лапах орла появляются новые атрибуты: перуны или громовые стрелы, факел, лавровый венок (иногда ветвь), ликторский пучок, перевитый лентами. Подобные орлы характерны для первой четверти XIX века. Правление Николая I (1825-1855) характеризуется твердостью и решительностью. Им все восставшие декабристы были подвергнуты суду — 5 расстреляны, остальные сосланы в Сибирь. После восстания в Польше (1830-1832) Николай I ограничил ее статус, который лишил Польшу государственного управления, сейма, государственного совета и национальных войск. Именно при нем с 1830 гербовой орел стал окончательно изображаться с поднятыми крыльями, что стало его неотъемлемой признаком до 1917 года. В этом скрыт некий смысл, который символизировал окончательное установление России. В 1829 Николай I короновался на царство Польское. И с 1832 года герб этого царства помещен на крылья орла, то есть впервые включен в российский герб…

В конце царствования Николая I барон Б. В. Кене, который тогда управлял департаментом герольдии, предпринял попытки придать гербу черты западноевропейской геральдики. В частности изображение орла должно было стать более строгим. Герб Москвы должен был изображаться лишь во французском щите, всадника необходимо было повернуть согласно геральдическим правилам в левую от зрителя сторону. Но его проекты реализованы лишь при Александре II, так как в 1855 году Николай I скончался, не успев реализовать проекты Б.В. Кене.

studfiles.net

Символы власти | Петровское барокко

     Государственная символика
     Уже в конце XVII над головами двуглавого орла появляются императорские короны.
     После поездки в Европу, Пётр I изменяет цвет герба по немецкому образцу – чёрный орёл на жёлтом фоне.

Герб в 1699 году

Герб в 1700-е годы
     Иногда, кроме скипетра, в лапе у орла помещается меч.

  1700-е
     В конце XVII века использовались одновременно «Флаг царя Московского» (триколор с гербовым орлом) и «Гербовое знамя» старого образца.
     С начала 1700-х годов государственным знаменем становится триколор. Иногда его сочетают с Андреевским крестом.

Знамя 1696 года

Знамя в 1700-е (вариант)
     С конца XVII века обязательным элементом государственной печати становится Андреевский крест. Иногда на груди у двуглавого орла, вместо московского герба, изображается образ Божией Матери.

Государственная печать в 1699 году

Государственная печать в 1710 году
     В 1699 году учреждается первая высшая награда России – орден Святого Андрея Первозванного, в 1714 году – вторая, орден Святой Екатерины. Ими награждались высочайшие особы мужского и женского пола соответственно.
     Первый полагалось носить на голубой ленте, а второй – на красной.

      Звезда и крест ордена Святого Андрея Первозванного (принадлежали Петру I)

 Звезда и знак ордена Святой Екатерины
    
 Гербы крупнейших земель (с жалованной грамоты)
     Царская символика
     Царскими регалиями при Петре I являлись «государственное яблоко, корона, скипетр, ключ и меч».
 Алмазная шапка Петра I

Держава Петра I

 Скипетр Петра I

 Перенесение регалий на похоронах Петра (в том числе короны царств в составе России)
     С юных лет и до конца жизни у Петра I была личная печать.
     «Азъ бо есмь в чину учимых и учащих мя требую», – гласит надпись на печати конца XVII века, на которой изображены многочисленные инструменты и предметы вооружения.

Учебная печать Петра I
     Изображение на самой известной печати Петра I гораздо символичней.
     На ней изображён сам Пётр, высекающий статую России. Над сценой – каббалистическая символика и надпись «Adiuvante» (от лат. «Deo adiuvante, «Богу споспешествующему).

 Печать Петра I
     С 1703 года появляется личный флаг императора – Штандарт царский. На нём изображался орёл с картами четырёх морей, выход к которым имелся у России.

Штандарт в 1703 году
     Первым из русских царей Пётр I подписывает письма и приказы собственноручно. Он делает это и по-русски, и по-голландски.

Подписи Петра I
     Вскоре после поездки в Европу, Пётр I берёт для себя в качестве вензеля две скрещенные латинские «P».

 Вензель Петра I (1700-10-е гг.)
     В геральдике середины XVIII века этот вензель (перешедший затем к Петру II и Петру III) интерпретировался в виде двух скрещённых пальм.

Художественная интерпретация вензеля Петра I

Вензель 1720-х годов — 4 русские буквы «П», образующие крест.

Вензель Петра I (1720-е гг.)

Запись опубликована в рубрике Церемониал. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

petro-barocco.ru

11 апреля 1857 года официально утвержден Герб Российской империи

11 апреля 1857 года (162 года назад) официально утвержден Герб Российской империи

     11 апреля 1857 года император Александр II официально утвердил государственный герб России — двуглавого орла. Также были утверждены Большой, Средний и Малый гербы Российской империи.

     Говоря об истории государственного герба Российской империи, не лишним будет вспомнить, что на Руси никогда не существовало понятия рыцарского наследственного герба, широко принятого в Западной Европе. Не существовало и самого понятия геральдики как дисциплины, содержащей правила составления гербов. Во время боёв знамёнами для русских витязей служили, как правило, вышитые или нарисованные изображения Христа, Богородицы, святых или православного креста. Встречающиеся на древнерусских военных щитах изображения тоже не были наследственными (любой воин мог изображать то, что ему вздумается). Вся русская геральдика уходит своими корнями в сфрагистику – вспомогательную историческую дисциплину, которая занимается изучением изображений на печатях. Поэтому история герба России — это, по большому счёту, история великокняжеской печати.

Московский «ездец»

     Древнерусские князья на своих печатях изображали, прежде всего, своих святых покровителей (например, на печати Симеона Гордого изображен св. Симеон, Дмитрия Донского — св.Димитрий и т.д.). К изображению добавлялась надпись, указывающая, кому именно принадлежит печать («Печать (великого) князя такого-то»). Начиная с киевских великих князей Мстислава Удатного (Удалого) и внуков Всеволода Большое Гнездо, на печатях (и на монетах) стал появляться так называемый «ездец» — символическое изображение правящего князя. Оружие ездеца могло быть разным — копьё, лук, меч. На монетах времён Ивана II Красного (отца Дмитрия Донского) впервые появляется пеший воин, поражающий мечом змея (дракона). Изображение ездеца было присуще печатям не только князей Владимирских и Московских, но и других. Символизированный портрет самого князя, представленный в виде всадника, можно встретить на великокняжеских буллах (металлических печатях) Александра Невского (XIII век).

     Всем известное изображение всадника, поражающего копьём змея, впервые появляется на печати Великого князя Тверского Михаила Борисовича (шурина Ивана III). Близость фигуры всадника образу популярного святого Георгия-змееборца побудила потомков (начиная с XVIII века) соединить их в одно целое, хотя в XVI-XVII веках в многочисленных документах встречается вполне четкое толкование всадника как великого князя, царя, государя. Популярность культа святого Георгия именно как заступника-воина объясняет, почему святого всадника использовали князья, в частности московские, считая его своим покровителем в военных делах. Часто они переносили на себя не только деяния святого, но и его внешний вид. С тех пор, как Московский князь стал единоличным правителем Руси, всадник на коне, поражающий копьём дракона (символическое изображение победы добра над злом), стал одним из главных символов Великого княжества Московского, а затем и всего Русского государства наравне с двуглавым орлом.

«Ездец»: с копьем, с саблей

     Кроме России, «ездец» или всадник использовался как символ соседнего, не менее могущественного государства — Великого княжества Литовского. Там всадник изображался с мечом, скачущим направо и обычно без змея.

     Авторство первой общегосударственной печати историки однозначно приписывают Великому князю Ивану III Васильевичу, первому государю объединённой Руси.

     Красновосковой оттиск этой печати донесла до нашего времени грамота 1497 года. В «Истории государства Российского» Н.М. Карамзин высказал предположение, что символика русского державного герба ведет начало именно от этой печати. Действительно, печать представляет впервые соединившихся и неразрывных в течение многих последующих столетий всадника, поражающего копьем дракона, и двуглавого орла с коронами на головах. Но если на печати Ивана III обе эмблемы выступают как бы на равных, занимая каждая свою сторону, то уже со следующего века двуглавый орел «завоевывает приоритет».

Откуда «прилетел» двухголовый?

     Со времен историка В.Н.Татищева (то есть с XVIII века) в отечественной историографии утвердилась следующая версия происхождения герба: великий князь Иван III, женившись на Софье (Зое) Фоминишне Палеолог, племяннице последнего византийского императора Константина XI, взял герб Византии (двуглавого орла) и соединил его с московским гербом — всадником. Многим последующим поколениям историков и филологов эта версия пришлась по душе, и они переносили ее из книги в книгу вплоть до настоящего времени. А вот сам Татищев сомневался в точности излагаемой им версии и предлагал внести ясность в этом вопросе «более меня сведущим». Более сведущие исследователи уже в начале нашего столетия скептически смотрели не только на «подарок из Византии», но и на необоснованно преувеличенное во многих исторических трудах влияние Софьи Палеолог на деятельность ее мужа — Великого московского князя. Известный во всем научном мире знаток византийских и русских печатей Н.П. Лихачев одним из первых заявил, что Иван III никакого византийского герба позаимствовать не мог, ибо в Византии, как и в Римской империи, существовали только личные печати императоров. Ни общегосударственной печати, ни тем более герба с орлом Византия в то время не имела.

Печать Ивана III, 1497 г.

     Тем не менее, московский Великий князь не случайно помещает мифическую птицу на печати, получившей статус государственной. В западноевропейской историографии имеется достаточное количество работ, в которых воссоздается эволюция двуглавого орла как специфического знака, превратившегося в герб двух крупнейших европейских монархий, рухнувших одновременно — Российской и Австро-Венгерской.

     Изображение двуглавого орла известно с глубокой древности как отражение религиозных верований народов Передней Азии, в частности шумерийцев и хеттов (III-II тыс. до н.э.). На рельефах, обнаруженных в Малой Азии, двуглавый орел изображался вместе с богами Хеттского царства. Есть сведения об украшении двуглавым орлом шумеро-аккадских и хеттских печатей. В качестве культурного наследия, перешедшего к сельджукам от древних народов Передней Азии, двуглавый орел известен исламскому миру средневековья. С ним познакомились и европейцы во время крестовых походов, постепенно придав ему свойство знака власти.

     Начиная с XIII века двуглавого орла можно увидеть на монетах и печатях разных правителей в Западной Европе. Вместе с развитием в средневековой Европе системы геральдики он превращается в гербовую фигуру. В какой-то момент двуглавый орел приходит на смену одноглавому – «римскому орлу», иногда обе эмблемы сосуществуют вместе. Как результат воздействия западноевропейских традиций, которые в это время наряду с византийским влиянием утверждаются в южнославянских странах, можно расценить появление двуглавого орла у болгарских царей (на монетах), у сербских правителей (на печатях), в Албании — на печатях знаменитого военачальника Скандербега Георга Кастриоти.

     Возможно, средневековой Руси была знакома эмблема двуглавого орла с тех времён, когда она использовалась как художественный мотив в исламском мире и у южных славян. В XV веке возобновились торговые и политические связи русских князей с балканскими народами, прерванные монголо-татарским нашествием, и двуглавый орел потребовался Ивану III в качестве государственного символа. Великий князь заменил им устойчивое к тому времени изображение льва, терзающего змею. Американский исследователь Г. Алеф полагает, что причиной этой «замены» явилось знакомство Ивана III с делопроизводством Габсбургов — императоров Священной Римской империи. Однако Алеф подчеркивает: великий московский князь не просто скопировал с немецких печатей двуглавую птицу. Он знал, что данная эмблема идентифицируется с высоким положением западных императоров. Таким образом, по мнению американского ученого, изображение на печати русского государя двуглавого орла свидетельствует о желании московского князя продемонстрировать равенство с западными странами, особенно с императорами Священной Римской империи (Москва – Третий Рим!). О том же побудительном мотиве писал Н.П. Лихачев, заметив, что великий князь «хотел во всем равняться — в титулах, и в формулах грамот, и во внешности булл — цесарю и королю римскому».

     Западноевропейские монархи считали себя прямыми потомками римских императоров. В процессе утверждения этой концепции власти возник и символ императорской власти — двуглавый орел, который отличал эту власть от королевской, означаемой орлом одноглавым. Судя по государственным печатям, двуглавый орел ко второй половине XV века выступает как герб Священной Римской империи, но не Византии.

     Печать 1497 года объединяет в себе изображение орла и изображение московского всадника, что можно рассматривать как декларацию концепции власти московского великого князя. Ее символы должны были свидетельствовать, с одной стороны, о древности власти Ивана III, а с другой — о его знатности. Эти властные символы отвечали политическим устремлениям Великого московского князя и должны были служить доказательством его права на титул кесаря (императора). Все последующие русские государи использовали описанные выше две эмблемы для своих печатей; они вошли в государственный герб.

Эволюция символов в «допетровскую» эпоху

     Внук Ивана III, Иван IV Васильевич Грозный, пользовался для скрепления государственных актов и писем различными печатями. На некоторых из них вместо всадника на одной стороне помещался единорог. Существовали варианты «слившихся» эмблем: на одной стороне печати располагался двуглавый орел, но в паре с единорогом. О создании такой печати записано даже в летописи, где сообщается, что 3 февраля 1561 года «учинена» новая государственная печать – «орел двоеглавый, а середи его человек на коне, а на другой стороне орел же двоеглавый, а середи его инрог». С укреплением самодержавной власти двуглавый орел «украшается» новыми властными атрибутами. На Большой печати Ивана IV 1577 года вместо двух корон появилась одна с крестом над орлом. Во время правления Фёдора Иоанновича две короны вернулись обратно, однако над головами орла был помещён православный крест (возможно, как символ самостоятельной Русской православной церкви).

«Золотой орел» времен Федора Иоанновича

     На печати Лжедмитрия(1604) орёл впервые был изображён под тремя коронами, а всадник на груди орла был повёрнут в правую сторону по западноевропейским геральдическим традициям. Однако после Лжедмитрия изображение всадника вернулось в прежнее состояние, а над головами орла ещё долго изображались две короны. Датой официального установления трёх корон на гербе можно считать 1625 год, когда при царе Михаиле Фёдоровиче Романове на малой государственной печати между глав орла вместо креста появилась третья корона (в отличие от печати Лжедмитрия, которая была, вероятно, сделана в Польше, эта печать была уже чисто русской). В XVII веке в лапках орел уже держал скипетр и державу — регалии королевской, императорской власти.

     После Андрусовского перемирия, завершившего русско-польскую войну 1654-1667 годов, было официально признано присоединение к России земель Левобережной Украины. Тут же создали новую государственную печать, сообразно с новым титулом царя. Эта печать знаменита тем, что ее официальное описание, внесенное в Полное собрание законов, является и первым постановлением российского законодательства о форме и значении государственного герба. В именном указе 1667 года «О титуле царском и о государственной печати» впервые зафиксировано, что «орел двоеглавный есть герб державный великого государя, царя и великого князя Алексея Михайловича». Три короны знаменуют Казанское, Астраханское и Сибирское царства; скипетр и яблоко (держава) «являют» государя, самодержца и обладателя.

Геральдические поиски Петра I

Герб при Петре I

     Правление Петра I ознаменовано, кроме использования предшествующих, целой серией оригинальных государственных печатей и новыми элементами государственного герба. Государственный герб при Петре I претерпел множество изменений. Помимо изменения цвета орла (был золотым, стал чёрным), на крыльях его впервые стали размещать щиты с гербами Великих княжеств и Царств. На правом крыле (левом от зрителя) были размещены щиты с гербами (сверху вниз): Киевским, Новгородским, Астраханским; на левом крыле: Владимирским, Казанским, Сибирским. Таким образом, при Петре I сложился основной комплекс атрибутов гербового орла. После победоносного окончания Северной войны Петру I был поднесен в 1721 году императорский титул. Это повлекло за собой появление одной большой императорской короны на печатях и в гербе. Тогда же устанавливаются государственные гербовые цвета: императорский черный орел на золотом (желтом) фоне. В Герольдмейстерской конторе, учрежденной в 1722 году, «раскрасили» и другие фигуры государственного герба: «поле красное, на котором изображен святой Георгий, с золотою короною, обращен он налево, он же одет, вооружен и сидит на коне, который убран своею сбруею с седловою приправою с покрышкою и подтянут подпругами, а все то колера серебряного, или белого; оной святой Георгий держит копье в пасти, или во рту, змия черного». Впоследствии эти цвета получил герб Москвы.

После Петра I

     Как это ни странно, но при Петре I, который придавал большое значение внешней символике и привил, наконец, геральдику на Руси, так и не было создано ни одного официального документа, утверждающего изображение герба Российской империи. Не существовало и документа, в котором были бы прописаны значения символов, составляющих государственный герб. Это давало определённую свободу в изменении облика двуглавого орла и сопутствующих ему атрибутов.

     В 1740 год швейцарский гравер Гедлингер, приглашенный Анной Иоанновной в Россию, изготовил государственную печать, которая использовалась до 1856 года и, по существу, закрепила классический облик русского двуглавого орла. До конца XVIII века коренных изменений в рисунке герба не было, однако заметны специфические черты, соответствующие времени правления императоров и императриц, особенно в периоды царствования Елизаветы Петровны и Екатерины Великой. Некоторые исследователи уверяют, что во времена «женского правления» орёл на гербе стал больше похож на орлицу. На наш взгляд, даже опытному орнитологу было бы затруднительно определить половую принадлежность державной птицы лишь по её символическому изображению. Но факт остаётся фактом: закреплённых каким-либо документом канонов изображения государственного герба в Российской империи по-прежнему не существовало.

Герб по проекту Павла I

     Лишь в 1800 году, печально известный император Павел I собрался было поставить точку в «гербовом» вопросе. Он повелевает изготовить манифест о «Полном государственном гербе Всероссийской империи». Согласно манифесту, государственный герб должен был подвергнуться существенным изменениям. Основное отличие нового герба — размещение титульных гербов не на крыльях, а в большом щитке, расположенном на груди двуглавого орла. Они должны были символизировать объединение всех территорий государства российского вокруг императора. В государственном гербе появляются сень (мантия), щитодержатели в виде ангелов и прочие атрибуты, заимствованные из западноевропейской геральдики. На груди двуглавого орла должен был красоваться восьмиконечный белый мальтийский крест, что связывалось с принятием Павлом I титула Великого магистра Ордена святого Иоанна Иерусалимского. На грудь «птички» добавлялась и ещё одна императорская корона.

Герб при Александре I

     В связи со смертью императора манифест не был опубликован, но оригинал его хранился в Департаменте герольдии. Александр I не дал ход странным нововведениям родителя и первоначально оставил герб «в том виде, как он существовал до 1796 года». Однако впоследствии и он сам, и его брат Николай I, не раз «поправляли» монаршей рукою герб российский. «Новации» самодержцев коснулись в основном художественного облика герба и соответствовали их политическим пристрастиям и вкусам. Например, в эпоху Александра I трактовка двуглавого орла часто выдержана в господствующем в то время стиле ампир. Вместо скипетра и державы орёл держит в лапах венок, ленты, факел. Щиток на груди орла имеет необычную конусовидную форму, а цепь ордена Андрея Первозванного, титульные гербы на крыльях или вокруг орла отсутствуют. Крылья орла и вовсе оказались опущенными вниз, то есть изменили свое традиционное положение, что уже при Николае I вызвало нарекание общественности. По мнению многих острословов, «Россия уже не возвышала, а опускала крылья»…

«Геральдическая реформа» Александра II

     Вступивший на престол император Александр II решил, наконец, покончить с монаршими экспериментами в области государственной геральдики. В 1856-57 годах ему пришлось проводить целую «геральдическую реформу», о которой мало кто из историков «великих реформ» Александра II обмолвился хоть словом. Специально для работы над государственными гербами в Департаменте герольдии Сената ещё при Николае I создали Гербовое отделение. Его руководитель барон Б.В. Кене предложил новому монарху целую систему российских государственных гербов, ориентируясь в их художественном воплощении на общепризнанные в европейской монархической геральдике нормы и правила, а также некоторые нереализованные «наработки» манифеста Павла I (1800 год). В результате работы гербового отделения были созданы: Большой, Средний и Малый государственные гербы, соответствующие им печати, гербы всех членов императорского дома и родовой герб Романовых.

     Большой государственный герб Российской империи был введен 11 апреля 1857 года по указу императора Александра II. Идея герба, изложенная в давно забытом манифесте 1800 года императора Павла I, была реализована: большой герб России отражает в себе символ единства и могущества России. В нем присутствует древняя традиция изображать вокруг двуглавого орла гербы территорий, входящих в состав русского государства. Это сходно с идеей объединений русских княжеств вокруг Москвы.

Большой государственный герб

     В центре Большого государственного герба помещен французский щит с золотым полем, на котором изображен двуглавый орел. Сам орел черного цвета, увенчан тремя императорскими коронами, которые соединены голубой лентой; в лапах скипетр и держава; на груди изображен «герб Московский: в червленом золотыми краями щите святой великомученик и победоносец Георгий в серебряном вооружении и на серебряном коне…». Георгий Победоносец в рыцарском шлеме, повернутый в левую от зрителя сторону, теперь нисколько не напоминает русского святого воина.

     Щит, на котором изображен орел, сверху увенчан шлемом святого великого князя Александра Невского, вокруг главного щита — цепь и орден святого Андрея Первозванного. По сторонам щита расположены щитодержатели: святой Архистратиг Михаил и Архангел Гавриил. Центральная часть объединяется под сенью большой императорской короны и государственной хоругвью над ней. Слева и справа от государственной хоругви, на одной горизонтальной линии с ней расположены шесть щитов с соединенными гербами княжеств и волостей. Девять щитов, увенчанных коронами с гербами Великих княжеств и царств и гербом Его Императорского Величества, составляют продолжение и большую часть того круга, который начали соединенные гербы княжеств и волостей. Гербы таковы (против часовой стрелки): Герб Астраханского царства, герб Сибирского царства, Родовой герб Его Императорского Величества, соединенные гербы Великих княжеств, герб Великого княжества Финляндского, герб Херсониса-Таврического, герб Польского царства, герб Казанского царства. Верхние шесть щитов расположены следующим образом (слева направо): соединенные гербы княжеств и областей Великороссийских, соединенные гербы княжеств и областей Юго-Западных, соединенные гербы Прибалтийских областей и герб Туркестанский.

     Тем же указом императора были приняты Средний и Малый государственные гербы. Средний государственный герб представлял собой то же, что и Большой, но без государственных хоругвей и шести гербов над сенью. Малый — то же, что и Средний, но без сени, изображений святых и родового герба Его Императорского Величества.

     Новые проекты большого, среднего и малого гербов, «скомпонованные» с несколько иным расположением титульных гербов по окружности, а орла изображающие с более густым оперением на крыльях, были утверждены Александром III уже в 1882-83 годах.

     Вплоть до 1917 года государственный герб Российской империи не претерпевал более никаких изменений.

По материалам статьи Н. Соболевой «Герб российского государства», журнал «Наука и жизнь», №4 — 1994


ptiburdukov.ru

Большой герб Российской империи. История герба Российской империи

Основными символами любого государства являются флаг, герб и гимн. Подобное триединство в практике человеческого общества сложилось относительно недавно, только в конце 19 в. Но этот факт вовсе не относится к государственному гербу. Данный символ имеет более древнее происхождение. Так, герб Российской империи возник еще в Средневековье. В этот же период такого рода символика появилась и во многих европейских государствах.

Что касается флага Российской империи, то его цвета утвердили только при Петре I. Полотнище с бело-сине-красными полосками – символика флота великого царя. Еще долгое время этот флаг «конкурировал» с императорским стягом черно-желто-белой раскраски. И только спустя двести лет бело-сине-красное полотнище утвердили окончательно.

В 19 в. герб и флаг Российской империи присоединили к себе третью составляющую – гимн. В своем единстве они стали настоящим символом страны.

Что такое герб?

Государственным символам и их смыслу в Средние века придавалось большое значение. При этом особую роль люди отводили тем знакам, которые были олицетворением государя, верховной власти и идеи их господства над своими подданными. Подобным отличительным знаком в нашей стране служил герб.

Данное слово пришло к нам от поляков. В переводе с языка этого народа слово «герб» означает «наследство». Данный символ во все времена являлся отличительным знаком, эмблемой, на которой изображались те предметы, которые принадлежали владельцу. Причем, однажды созданный, такой герб передавался по наследству.

Поляки, в свою очередь, позаимствовали это слово у крестоносцев. У этих воинов щиты с родовыми знаками передавались по наследству от отца к сыну.

Символ современной России

25 декабря 2009 г. Федеральный Закон утвердил Положение, касающееся Государственного герба РФ. Этот официальный символ России представляет собой четырехугольный красный щит с закругленными нижними углами, заостренный в своей оконечности. На этом символе находится и золотой двуглавый орел, который поднял вверх распущенные крылья. Птица увенчана двумя маленькими коронами, над которыми находится одна большая. Все они соединены лентой. В правой лапе орел сжимает скипетр, а в левой – державу. На груди птицы нарисован красный щит, на котором изображен скачущий серебряный всадник, облаченный в синий плащ. Находясь на серебряном коне, он сражает серебряным копьем черного змея, опрокинутого навзничь.

Каждый из знаков герба обладает особым смыслом. Так, короны олицетворяют суверенитет не только РФ, но и всех субъектов федерации. Держава и скипетр в лапах орла являются символами власти и единого государства.

Однако такой вид был у герба не всегда. В своей истории рисунок претерпел множество изменений.

Появление символа государства

История герба Российской империи началась в 15 в. В 1472 г. Иоанн III Васильевич взял в жены Софью Фоминичну Палеолог – племянницу Константина XI Драгаса. Этот последний из византийских императоров использовал изображение двуглавого орла на эмблеме своей династии. После гибели Константина XI Драгаса наследником престола считался брат Софьи – Андрей. Однако Иван III откупил его права на наследство. После этого в качестве преемника императора Восточной части Римской Империи он и начал использовать символ двуглавого орла. И данное изображение как нельзя лучше подходило для эмблемы России. Крылья с давних времен ассоциировались с полетом. Причем аналогия существовала не только в прямом, но и в переносном смысле. Как символ государства они означали стремление к высшему и полет мысли. Означали они и способность к уравновешиванию противоположных начал.

С давних времен многие народы предпочитали использовать в качестве эмблемы власти орла. Эта смелая, красивая и умная птица всегда ассоциировалась с бессмертием и величием, силой и бесстрашием. А вот двуглавое изображение орла указывает на двойную мудрость, неусыпное бодрствование, совершенство и процветание. Первоначальный вид птицы на гербе соответствовал тому рисунку, который был изображен на привезенном Софьей Палеолог троне. Это был орел с коронами на двух головах, с опущенными крыльями и с закрытыми клювами.

Гордо парить среди куполов русских церквей эти птицы начали именно с правления Иоанна III. Первый двуглавый орел появился на Спасской башне Кремля после освобождения страны от татаро-монгольского ига. На этом месте он находится вплоть до Октябрьской революции, когда символ Российской империи низвергли большевики.

Символ государства в 16 веке

В период правления Василия III – сына Ивана III – Русь продолжила объединение своих земель, постепенно превращаясь в мировой центр православия. В первой трети 16 в. орел на ее гербе раскрыл свои клювы и высунул язычки. Это символизировало силу государства, способного защитить себя от врагов.

С середины 16 в, в период правления Ивана IV, герб Российской империи несколько видоизменился. Орел широко, будто для полета, размахнул свои крылья, а на его голове появились короны. На груди птицы разместили всадника («ездеца»), поражающего копьем змия.

На протяжении всех последующих столетий описание герба Российской империи оставалось практически неизменным. В главный символ страны в последующем были внесены только некоторые дополнения, а также видоизменялась его художественная форма.

Герб Руси в 17 в.

В начале семнадцатого столетия страной правил царь Михаил Романов. При нем Русь постепенно стала превращаться в развитое и процветающее государство. Именно в этот период у орла, украшающего герб Российской империи, появилась еще одна, третья корона. Эти атрибуты стали символом Святой Троицы.

В 1667 г. Алексеем Михайловичем было издано «Уложение», а спустя пять лет свет увидел «Титулярник», явившийся первым русским гербовником. В этих документах было официально закреплено такое понятие, как «государственный герб Российской империи». Именно с указанного периода в стране стала развиваться наука геральдика.

Период правления Петра Великого

При этом царе герб и флаг Российской империи еще больше утвердились в качестве символов великой державы. Именно по приказу Петра I появился трехцветный стяг. Вначале под ним ходили торговые корабли, а после этот флаг стал символом государства Российского.

Некоторые изменения были внесены Петром Великим в рисунок герба. На нем появились элементы, украшающие орден Андрея Первозванного. Это один из учеников Иисуса Христа – Святой Апостол. По легенде, именно Андрей Первозванный занимался пропагандой христианства на тех землях, где жили восточные славяне. Происходило это в первом веке нашей эры.

Знак ордена в виде косого креста, на котором находилось изображение распятого Иисуса, государь приказал разместить в хвосте орла. На концах креста поместили буквы «SAPR». Их перевод с латыни означал «Святой Андрей – покровитель России».
Еще один знак ордена – цепь, которую Петр I приказал разместить вокруг щита с изображением всадника. Данный атрибут стал символом единения территории, расположенной вокруг Москвы.

От ордена Андрея Первозванного он позаимствовал герб и голубую ленту, которая и сегодня соединяет между собой все три короны. Геральдическая наука представляет эту деталь в качестве символа, означающего верность традициям предшествующих поколений, а также желание сохранить то лучшее, что оставили после себя деды и отцы (боевую славу, научные и культурные достижения, национальную самобытность).

При Петре I герб Российской империи получил новое цветовое оформление. Так, орла окрасили в черный, его лапы, клюв, язык, глаза, а также различные атрибуты оказались золотыми, Георгий Победоносец стал изображаться в серебре, а змей, как и орел, приобрел черный колер. Такое цветовое оформление сохранялось и во времена нахождения на троне всей династии Романовых.

Правление Павла I

Этот правитель был первым после Петра Великого, кто внес значительные изменения в государственный герб Российской империи. Именно при Павле I все предшествующие варианты этого символа были унифицированы, что позволило привести их к одному виду.

На крыльях орла царь приказал поместить полотна масонских флагов. На груди птицы появился мальтийский крест, который отличали раздвоенные концы. На одном из них (верхнем) было нанесено изображение короны Великого Магистра ордена, коим и являлся сам Павел I. Это было тайное сообщество, стремящееся к созданию всемирной организации по объединению всех людей в братском союзе. Почему же на гербе России был изображен мальтийский крест? Дело в том, что, по мнению Павла I, именно наша страна должна привести человечество к данному объединению.

Однако вскоре правитель осознал, что выводить на всеобщее обозрение скрытые помыслы еще рано. Час всемирного союза пока еще не наступил. В связи с этим в 1800 г. Павел I издает Манифест, в котором говорится о том, что необходимо создать Большой государственный герб Российской империи. Однако вскоре царя убили, и реализация этого плана отодвинулась на полвека.

Правление Александра II

Большой герб Российской империи был создан именно при этом царе. От предшествующих вариантов его отличало наличие щитодержателей. Ими являлись фигуры двух святых: Архистратига Михаила, возглавляющего Высшие Силы, а также Архангела Гавриила, являющего провозвестником всей жизни, в том числе и духовной.

Выше щита нанесли изображение шлема Александра Невского – Великого князя, защитившего Русь от Тевтонского ордена. В своей центральной части Большой герб Российской империи был украшен мантией из меха горностая. Эта деталь служила символом монархической власти. Орла на этом варианте государственной эмблемы словно обнимал круг, который составляли гербы всех пятидесяти двух территорий России. На верху символа была изображена сень с девизом «Съ нами Богъ». Здесь же располагалась и хоругвь с находящимся над ней православным крестом. Все эти символы означали водительство и помощь Высших Сил.

В центре эмблемы неизменно изображался герб Москвы со Святым Георгием. Всадник символизировал стремление русского народа объединяться вокруг столицы.
Большой государственный герб был введен указом Александра II 11 апреля 1857 г. И никаких существенных изменений в него вплоть до октябрьской революции не вносилось.

Александр II принял своим указом Малый государственный герб Российской империи и Средний. Второй из них, в отличие от Большого, не имел в своем изображении шести гербовых щитов над сенью и хоругви. Малый герб Российской империи не имел сени и гербов, находящихся в окружении главного щита. Другими словами, он был намного проще по своему изображению. В связи с этим Малый герб использовали в широкой практике.

Правление Александра III

В 1882 г. Большой герб опять подвергся некоторым изменениям. Об этом говорилось в указе Александра III, изданном 3 ноября. В изображение главного символа страны был добавлен щит, на котором отображался герб Туркестана, вошедшего в состав Российского государства в 1867 г. Были внесены и еще некоторые изменения. Так, в один соединились щиты гербов Белорусского и Литовского княжеств. В качестве обрамления стали использовать дубовые и лавровые ветви, символизирующие мужество, доблесть, заслуги, честь и славу.

Свержение царской власти

Временное правительство, возглавившее Россию в феврале 1917 г., оставило двуглавого орла в качестве основного символа государства. Однако теперь птицу стали изображать без корон, державы, скипетра, с опущенными крыльями. Исчез с изображения герба и всадник.

Большевики, пришедшие к власти в октябре 1917 г., вовсе отменили символику Российской империи. Они создали свой герб, структура которого напоминала расположение деталей на Большом гербе. Так, двуглавого орла в центре сменили молот и серп, а сень заменили земным шаром, находящимся в лучах солнца. Вместо лавровых и дубовых листьев появились колосья, а крест поменяли на звезду. Вместо девиза «Съ нами Богъ» появился клич «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!».

Только 30.11.1993 г. президентом России Ельциным был издан указ о возврате двуглавого орла на герб. И до настоящего времени эта птица символизирует единство и могущество России.

Дворянская символика

В дореволюционной России герб мог являться и эмблемой, указывающей на принадлежность к знатному роду. Причем передавался этот символ по наследству. Первые гербы дворянские Российской империи появились лишь в конце 17 в. Эти знаки обладали композицией, поясняющей заслуги, происхождение и статус рода. В конце 17 в. был составлен их первый сборник.

Гербы дворянских родов Российской империи стали усиливать внимание к себе после введения Табеля о рангах. Этим документом устанавливалась возможность выслуги. Однако воспользоваться ею мог только потомственный дворянин.

Родовые гербы составлялись по всем правилам геральдики. На них изображали боевой щит, шлем, мантии, короны, а также цветные украшения, служившие фоном. Были на этих символах щитодержатели, девизы и некоторые другие художественные элементы. Изображая дворянские гербы, применяли восемь красок, среди которых — голубая и красная, пурпурная и зеленая, белая и черная. Если на рисунке изображался человек, то разрешалось пользоваться телесным колером.

Символика городов

Эта геральдика появилась в России довольно поздно. Ее основателем стал царь Петр I. До того как появились гербы городов Российской империи, символами населенных пунктов служили печати, украшенные различными эмблемами.

В 1962 г. Петром Великим был издан указ. В нем-то впервые и появился такой термин, как «городской герб». Касался указ Ярославля. Тогда был создан символ города, который мы видим и сегодня – медведь, удерживающий на плече протазан.
Стоит сказать о том, что гербы городов Российской империи в большинстве своем изображали птиц, рыб и животных. На некоторых из них можно было увидеть сабли, луки и мечи.

Гербы городов Российской империи отображались на печатях судебных органов. Увидеть их можно было и на знаменах полков, расквартированных в определенном населенном пункте. Постепенно эти символы стали все больше и больше входить в жизнь русской общественности. Вот почему правительство стало относиться к городским гербам как к официальным отличительным знакам населенных пунктов. Эти символы стали утверждать на государственном уровне. В 1722 г. Петром I была основана Герольдмейстерская контора. Это было специальное учреждение, задача которого заключалась в составлении гербов. В конторе царь собрал самых опытных рисовальщиков. И уже к 1785 г. официальную регистрацию получили гербы практически всех российских городов.

Первоначально новая символика рисовалась, как и ранее. Иначе говоря, эмблема размещалась на щите. Далее городской герб стал выполняться в несколько иной композиции. В его верхней части разместили символику наместничества (губернии). Это вызвало критику знатоков геральдики. При таком расположении гербы губерний Российской империи считались главными, а все должно было быть наоборот. К середине 19 в. эти замечания учли. Гербы губерний стали размещать в свободном поле щита справа или слева от основного рисунка.

fb.ru

Российские гербы | Рефераты KM.RU

.
Российские гербы

План реферата

Вступление
Россия и Византия. Появление двуглавого орла
Становление Российского герба от Ивана III до Петра I
Российский государственный герб от Петра I до Александра II
Большой, Средний и Малый гербы Российской империи
Заключение
Список литературы и источников

от Ивана III до Петра I

Уже в самом начале развития российского герба мы видим его переплетение с историей Руси. Интересен тот факт, что орел на печатях Иоанна III изображался с закрытым клювом и больше походил на орленка, нежели на орла. Если же посмотреть на Россию того периода, то можно увидеть, что она является молодым государством, которое только начинает формироваться как централизованное. Первым достоверным свидетельством использования двуглавого орла в качестве государственной эмблемы является печать Иоанна III Васильевича на меновой грамоте 1497 с племянниками его, князьями Федором и Иваном Борисовичами Волоцкими.

В царствование Василия III Иоанновича (1505-1533) двуглавый орел изображается уже с раскрытыми клювами, из которых высовываются язычки. Об этом, например, свидетельствует печать, приложенная в 1523 году к записи государя и великого князя Василия Иоанновича при отбытии его с войском в Казань. Вкратце, если подойти с чисто художественной точки, то можно сказать, что орел начинает злиться. В то же время, рассмотрев Россию того времени, заметим, что она укрепляет свои позиции, становится новым центром православия. Этот факт нашел свое воплощение в теории монаха Филофея ”Москва — III Рим”, известную из послания монаха Василию III.

В царствование Иоанна IV Васильевича (1533-1584) Русь одержала решающие победы над Казанским и Астраханским царствами, присоединила Сибирь. Рост могущества русского государства отразился и на его гербе. Двуглавый орел на государственной печати увенчан одной короной с восьмиконечным православным крестом над ней. На лицевой стороне печати на груди орла изображен щит вырезанной, или “германской”, формы с единорогом — личным знаком царя. Дело в том, что все символы, используемые в личной символике Иоанна IV взяты из Псалтыря, что свидетельствует об укоренении христианства на Руси. На оборотной стороне печати на груди орла — щит с изображением святого Георгия, побивающим змея. Впоследствии эта сторона печати сыграет важную роль в формировании российского герба. Изображение московского герба на груди орла становится традиционным. Однако, в соответствии с древнерусской иконописной традицией святой Георгий обращен в правую от зрителя сторону, что противоречит геральдическим правилам.

21 февраля 1613 года Земский собор избрал на царство Михаила Федоровича Романова. Это положило конец Смутам, которые в период между кончиной Ивана Грозного и взошествием на престол Михаила Романова подорвали дух русского народа и чуть не искоренили русскую государственность. Россия выходила на путь процветания и величия. В этот период орел на гербе “встрепенулся” и впервые распустил крылья, что могло означать “пробуждение” России после длительного сна, и начало новой эры в истории государства. К этому периоду Россия полностью окончила свое объединение и уже сумела стать единым и довольно прочным государством. И этот факт символично отразился в государственном гербе. Над орлом вместо осьмиконечного креста появилась третья корона, что означало Святую Троицу, однако трактовалось многими как символ единства великорусов, малороссов и белорусов.

Алексей Михайлович Романов (1645-1676) сумел завершить русско-польский конфликт, установив Андрусовское перемирие с Польшей (1667), при нем Россия смогла “показать себя” всей Европе. Российское государство занимает довольно значительное место рядом с европейскими государствами. В период царствования Алексея Романова отмечено также появление нового изображения гербового орла. Это связано с тем, что по просьбе царя, император Священной Римской империи Леопольд I прислал в Москву своего герольдмейстера Лаврентия Хурелевича, который в 1673 году написал сочинение “О родословии российских великих князей и государей, с показанием имевшегося, посредством браков, сродства между Россией и восемью европейскими державами, то есть Цезарем римским, королями английским, датским, гишпанским, польским, португальским и шведским, и с изображением оных королевских гербов, а в середине их великого князя св. Владимира, на же портрета царя Алексея Михайловича”. Она явилась отправной точкой для развития конце российской геральдики. Государственный орел Алексея Михайловича явился прототипом последующих официальных изображений русского гербового орла. У орла высоко подняты вверх и полностью раскрыты крылья, что символизировало собой полное утверждение России, как солидного и мощного государства; главы его венчают три царские короны, на груди помещен щит с московским гербом, в лапах — скипетр и держава. Интересен тот факт, что до появления в лапах орла атрибутов монархической власти когти орла, начиная от орла на мраморной плите Ксиропотамского монастыря в Афоне (Византия. 451-453 гг), постепенно разжимались, как бы в надежде что-нибудь схватить, пока не взяли державу и скипетр, символизировав тем самым утверждение абсо

лютной монархии на Руси.

В 1667 году при помощи Лаврентия Хурелевича впервые было дано официальное разъяснение российского герба: “Орел двоеглавый есть герб державный Великого Государя, Царя и Великого Князя Алексея Михайловича всея Великия и Малыя и Белыя России самодержца, его Царского Величества Российского царствия, на котором три коруны изображены, знаменующие три великия Казанское, Астраханское, Сибирское славныя царства, покоряющиеся Богом хранимому и высочайшей Его Царского Величества милостивейшаго Государя державе и повелению… на персях изображение наследника; в пазонктех скипетр и яблоко, и являют милостивейшаго Государя, Его Царского Величества Самодержца и Обладателя”. Как видим, описание дает новое толкование элементов гербового орла. Оно продиктовано дипломатическими соображениями и должно свидетельствовать о величии России.

Российский государственный герб

от Петра I до Александра II

В 1682 году на Российский престол взошел Петр I (1682-1725). Россия очень изменилась во времена его правления. Если обобщить, то заслуги этого императора можно свести к тому, что Российская империя стала одной из ведущих держав и стояла выше, чем большинство европейских государств.

Петр был хорошо образованным человеком. Он внес очень большой вклад в российскую геральдику. При нем гербовой орел по геральдическим правилам стал изображаться черным (до него орел, как правило, изображался золотым). На этот факт повлияла Северная война. После нее Россия предстала перед Европой в облике могущественного государства. А следовательно и ее герб должен был быть не только “украшением” государственных бумаг и грамот, но и отражать силу русского государства.

В связи с принятием Петром I 22.10.1721 года императорского титула на гербах взамен царских корон стали изображать императорские. В 1722 году он учредил герольдмейстерскую контору (1722-1796) и должность герольдмейстера.

Государственный герб при Петре I претерпел множество изменений. Помимо изменения цвета орла, на крыльях его впервые стали размещать щиты с гербами Великих княжеств и Царств. На правом крыле (левом от зрителя) были размещены щиты с гербами (сверху вниз): Киевским, Новгородским, Астраханским; на левом крыле: Владимирским, Казанским, Сибирским. Таким образом, при Петре I сложился основной комплекс атрибутов гербового орла. Такое изменение в государственном гербе можно, если подойти с исторической точки зрения, трактовать как символ быстрого и успешного скачка в развитии России. Однако после выхода России на “бескрайние просторы Сибири и Дальнего Востока” ”двуглавый орел стал символом нераздельности Европейской и Азиатской России, объединенных под одной императорской короной, так как одна коронованная голова смотрит на запад, другая на восток”.

Послепетровская эпоха характеризуется напряженной борьбой на вершине государственной власти, известной как “эпоха дворцовых переворотов”, что в 30-е годы XVIII привело к чрезмерному влиянию в государстве выходцев из Германии, отнюдь не способствовавшие усилению России.

В 1740 год швейцарский гравер Гедлингер, приглашенный Анной Иоанновной в Россию в 1736 году, изготовил государственную печать, которая использовалась до 1856 года и, по существу, закрепила классический облик русского двуглавого орла.

До конца XVIII века коренных изменений в рисунке герба не было, однако заметны специфические черты, соответствующие времени правления императоров и императриц, особенно во времена Елизаветы Петровны и Екатерины Великой. В это время орел больше похож не на орла, а на орлицу. Как ни странно, но во времена Екатерины II государственный герб почти не изменился, хотя, как известно, она провела большое количество реформ в области государственного устройства и образования. Ею государственный Сенат, выродившийся в громоздкое и неповоротливое учреждение, неспособное не только при необходимости заменять монарха (как замышлял Петр I), но и решать текущие вопросы, по проекту Н.И. Панина в 1763 году был разделен на шесть департаментов, каждый из которых имел строго оговоренный круг обязанностей и полномочий. Также было упразднено гетманство на Украине (1764), что окончательно уничтожило украинскую автономию. В отношении с церковью она сначала отменила секуляризацию церковных земель, однако потом вновь вернулась к этому вопросу, проведя секуляризацию в 1763-1764 гг. Тем самым духовенство потеряло имущественную самостоятельность и оказалось на содержании государства. Так был завершен процесс превращения духовенства в особый ряд чиновничества.

Взойдя на престол, Павел I (1796-1801) сразу же попытался модифицировать российский герб. Указом от 5 апреля 1797 года двуглавый орел становится неотъемлемой частью герба императорской фамилии.

Так как Павел I был магистром Мальтийского ордена, то это отразилось и на государственном гербе. 10 августа 1799 года был издан указ императора Павла I об изображении двуглавого орла с мальтийским крестом на груди . На верхнем конце этого креста помещалась корона Великого магистра.

Павел I также явился “отцом” Большого российского герба. Его манифестом от 16 декабря 1800 года было дано его полное описание. Большой российский герб должен был символизировать собой внутреннее единство и могущество России. Однако проект Павла I не был реализован.

Александр I (1801-1825), взойдя на престол, отменил мальтийский крест на государственном гербе. Но тут же на двуглавом орле отразилось французское влияние. При Александре I на гербе крылья орла широко раскинуты в сторону, перья опущены вниз. Одна голова более наклонена, чем другая. Вместо традиционных скипетра и державы в лапах орла появляются новые атрибуты: перуны или громовые стрелы, факел, лавровый венок (иногда ветвь), ликторский пучок, перевитый лентами. Подобные орлы характерны для первой четверти XIX века. Правление Николая I (1825-1855) характеризуется твердостью и решительностью. Им все восставшие декабристы были подвергнуты суду — 5 расстреляны, остальные сосланы в Сибирь. После восстания в Польше (1830-1832) Николай I ограничил ее статус, который лишил Польшу государственного управления, сейма, государственного совета и национальных войск. Именно при нем с 1830 гербовой орел стал окончательно изображаться с поднятыми крыльями, что стало его неотъемлемой признаком до 1917 года. В этом скрыт некий смысл, который символизировал окончательное установление России. В 1829 Николай I короновался на царство Польское. И с 1832 года герб этого царства помещен на крылья орла, то есть впервые включен в российский герб…

В конце царствования Николая I барон Б. В. Кене, который тогда управлял департаментом герольдии, предпринял попытки придать гербу черты западноевропейской геральдики. В частности изображение орла должно было стать более строгим. Герб Москвы должен был изображаться лишь во французском щите, всадника необходимо было повернуть согласно геральдическим правилам в левую от зрителя сторону. Но его проекты реализованы лишь при Александре II, так как в 1855 году Николай I скончался, не успев реализовать проекты Б.В. Кене.

Большой, Средний и Малый гербы

Российской империи

Большой государственный герб Российской империи введен 11 апреля 1857 года по указу императора Александра II (1855-1881). Идея герба, изложенная еще в манифесте 1800 года императора Павла I, была реализована.

Большой герб России, как и в идеи Павла I, отражает в себе символ единства и могущества России. В нем отражена древняя традиция изображать вокруг двуглавого орла гербы территорий, входящих в состав русского государства. Это сходно с идеей объединений русских княжеств вокруг Москвы.

В центре Большого государственного герба помещен французский щит с золотым полем, на котором изображен двуглавый орел. Сам орел черного цвета, увенчан тремя императорскими коронами, которые соединены голубой лентой: две малых увенчивают голову, большая расположена между головами и возвышается над ними; в лапах скипетр и держава; на груди изображен “герб Московский: в червленом золотыми краями щите святой великомученик и победоносец Георгий в серебряном вооружении и лазоревой приволке на серебряном коне…”. Щит, на котором изображен орел, сверху увенчан шлемом святого великого князя Александра Невского, вокруг главного щита — цепь и орден святого Андрея Первозванного. По сторонам щита расположены щитодержатели: с правой стороны (с левой от зрителя) — святой Архистратиг Михаил, с левой — Архангел Гавриил. Центральная часть объединяется под сенью большой императорской короны и государственной хоругвью над ней. Слева и справа от государственной хоругви, на одной горизонтальной линии с ней расположены шесть щитов с соединенными гербами княжеств и волостей — три справа и три слева от хоругви, создающие почти целый полукруг. Девять щитов, увенчанных коронами с гербами Великих княжеств и царств и гербом Его Императорского Величества, составляют продолжение и большую часть того круга, который начали соединенные гербы княжеств и волостей. Гербы таковы (против часовой стрелки): Герб Астраханского царства, герб Сибирского царства, Родовой герб Его Императорского Величества, соединенные гербы Великих княжеств, герб Великого княжества Финляндского, герб Херсониса-Таврического (так в книге — В.Л.) , герб Польского царства, герб Казанского царства.

Верхние шесть щитов расположены следующим образом (слева направо): соединенные гербы княжеств и областей Великороссийских, соединенные гербы княжеств и областей Юго-Западных, соединенные гербы Прибалтийских областей и герб Туркестанский.

В тоже время были приняты Средний и Малый государственные гербы. Средний государственный герб представлял собой то же, что и Большой, но без государственных хоругвей и шести гербов над сенью; Малый — то же, что и Средний, но без сени, изображений святых и родового герба Его Императорского Величества.

Принятый указом Александра III от 3 ноября 1882 года Большой Государственный герб отличался от принятого в 1857 году. Добавлен щит с гербом Туркестана (вошел в состав России в 1867 году), соединены в один щит гербы княжеств Литовских и Белорусских, и т.д.

Большой государственный герб теперь обрамляют лавровые и дубовые ветви. Они символизируют славу, честь, заслуги (лавровые ветви), доблесть, мужество (дубовые ветви).

Средствами геральдической символики в Большом государственном гербе отражена “триединая сущность русской идеи: За веру, Царя и Отечество”. Вера выражена в символах русского православия: множество крестов, святой Архистратиг Михаил и святой Архангел Гавриил, девиз “Съ нами Богъ”, восьмиконечный православный крест над государственной хоругвью. Царь, идея самодержца выражена в атрибутах власти — государственные регалии России: большая императорская корона, другие российские исторические короны, скипетр, держава, цепь ордена святого ордена святого Андрея Первозванного. Отечество отражено в гербе Москвы, гербах русских и российских земель, в шлеме святого великого князя Александра Невского. Круговое расположение гербов подчеркивает равенство между ними, а центральное расположение герба Москвы — стремление к единению Руси вокруг Москвы — исторического центра земли русской. Большой государственный герб Российской империи создает монументальный образ великой, единой и неделимой России, каковой она в то время и являлась. Здесь мы и находим еще одну очевидную взаимосвязь геральдики и государственной истории.

Заключение

В данной работе показан весь путь развития русского государства, начиная от объединения княжеств вокруг Москвы и становления Руси как централизованного государства, роста его территорий за счет присоединяемых земель, таких как Перяславское княжество, Ростовское княжество, Суздальско-Нижегородское, княжество Смоленское, Владимирское, Северные уделы, Казанское княжество, Астраханское царство, Сибирское царство, Украина, Прибалтийские земли, княжества Финляндское и Белорусское, царство Польское, Туркестан и др. Начавшееся развитие Руси, как слабого, малоизвестного государства, продолжалось в течении столетий. Россия превращалась в мощное государство, завоевывала мировой авторитет. И, наконец, Российская империя стала великой державой, готовая соперничать с любым государством.

Как и российское государство, ее герб также менялся с течением времени. Он начинался с “орленка”, однако вскоре начал раскрывать крылья, над его головой появились сначала царские, а затем и императорские короны, в лапах появились атрибуты монархической власти: скипетр и держава, на груди появился герб Москвы, символизирующий ее столичный статус, на крыльях стали появляться гербы царств и великих княжеств, входящих в состав России. И, наконец, были приняты Большой, Средний и Малый гербы Российской империи, которые были составлены согласно всем геральдическим правилам, и должны были символизировать собой единство и могущество России.

В 1917 году орел перестал быть гербом России. Его символика показалась большевикам символом самодержавия. Любопытно, что выражая уважение к традициям и памяти других народов, советские авторы считали, что русский народ не имеет права на свои исторические, национальные символы. Они не принимали во внимание то, что двуглавый орел был символом русской государственности. Напомню, что с 1917 года советское руководство даже и не ставило вопроса о символе русской государственности. Нам известен герб Российской Федерации, субъектами которой являлись автономные республики и другие национальные образования. В каком качестве входил в эту федерацию русский народ? Каждая из республик, субъектов Российской Федерации, имела свой национальный герб. Где же герб русских?

Знаменательным событием стало то, что 19-21 августа 1991 года была произведена попытка государственного переворота. В следствие чего в России была свергнута власть коммунистов, и к власти пришли демократы во главе с Б. Н. Ельциным.

22.08.1991 года Государственным флагом России становится вновь бело-сине-красный флаг. 30 ноября 1993 года президент России Б. Н. Ельцин подписал указ “О государственном гербе Российской Федерации”. Двуглавый орел вновь стал гербом России.

Его история отражает путь Российской державы, полный величия и драматизма. На протяжении четырех с половиной столетий двуглавый орел неизменно оставался главной эмблемой русского государства, хотя облик его менялся от правителя к правителю.

Перед вами основные вехи в долгой истории обретения русским народом символа своей государственности. Сейчас двуглавый орел как и прежде символизирует могущество и единство Российского государства. И будем надеяться, повторив слова Есенина, что “Русь взмахнет крылами”.

Список литературы и источников
  1. Полное собрание законов Российской империи” Cобрание 1. СПб, 1830
  2. “Собрание государственных грамот и договоров” часть 1. М, 1813
  3. Брокгауз и Эфрон “Хронология всеобщей и русской истории”. СПб, 1905
  4. Брокгауз и Эфрон “Энциклопедия” т.17. СПб, 1893
  5. Фон Винклер П.П. “Государственный орел”. СПб: тип. Э.Гоппе, 1892
  6. “Хрестоматия по истории СССР XVI — XVII в.в.”. М,1962
  7. Вилинбахов Г.В. “Государственная геральдика России конца XVII — первой четверти XVIII в. (к вопросу становления абсолютизма в России)” //Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук. Л, 1982
  8. “Геральдика” //Материалы и исследования Государственного Эрмитажа. Л: ГЭ, 1987 (1988)
  9. Дворянские роды Российской империи”. СПб, 1993
  10. “История России в лицах и датах” Словарь-справочник. СПб, 1995
  11. Каменцев Е.И., Устюгов Н.В. “Русская сфрагистика и геральдика”. М, 1974
  12. Н.М. Карамзин “Предания веков”. М., 1988
  13. Лакиер А.Б. “Русская геральдика”. М: Книга, 1990
  14. Лебедев В. “Державный орел России”. М: Родина, 1995
  15. Лукомский В.К. “Герб как исторический источник” //Краткие сообщения о докладах и полевых исследованиях института истории материальной культуры. М, 1947; вып. 17.
  16. Лукомский В.К. “Гербовая экспертиза (случаи и способы применения)” //”Архивное дело” 1939 N 1(49).
  17. Лукомский В.К. “О геральдическом художестве в России”. СПб, 1911.
  18. “Новый герб, утвержденный императором Павлом”. 1799 г., Б. М. и Г.
  19. Пушкарев С.Г. “Обзор русской истории”. Ставрополь, 1993.
  20. Хорошкевич А.А. “Символы русской государственности”. М., 1989
  21. Г. Вилинбахов “Родословная российского герба” //”Родина” 1993 N1
  22. Шиланов В., Семенович Н. “Флаги Русского флота” // “Советский музей”, 1990. N 3(113), с.59
  23. Конов А. “Геральдика российская” //”Нева” 1985 N2

Дата добавления: 19.02.2001

www.km.ru

Российский герб при Петре I и его приемниках


Занятие 6. Российский герб в XVIII- XIX веках.

Цель: проследить, какие изменения произошли в Российском гербе в новый период истории России – начиная с Петра I и до середины XIX века.

Основные даты: 1699 г. – учреждение Петром I ордена св. Андрея Первозванного; 1722 г. – учреждение Герольдмейстерской конторы; 1799 г.- возникновение нового герба с мальтийским крестом в центре.

Основные понятия: Герольдмейстерская контора, Мальтийский орден, мальтийский крест.


  1. Российский герб при Петре I и его приемниках.

В 1682 году на Российский престол взошел Петр I (1682-1725). Россия очень изменилась во времена его правления. Если обобщить, то заслуги этого императора можно свести к тому, что Российская империя стала одной из ведущих держав и стояла выше, чем большинство европейских государств.

Петр был хорошо образованным человеком. Он внес очень большой вклад в российскую геральдику. При нем гербовой орел по геральдическим правилам стал изображаться черным (до него орел, как правило, изображался золотым). На этот факт повлияла Северная война. После нее Россия предстала перед Европой в облике могущественного государства. А следовательно и ее герб должен был быть не только “украшением” государственных бумаг и грамот, но и отражать силу русского государства.

Е
ще в 1699 г. Петром I был учрежден высший орден Российского государства — апостола Андрея Первозванного. Его давали за воинские подвиги и безупречную государственную службу. По распоряжению Петра I были вырезаны несколько новых государственных печатей, отличных от прежней: орел на них помещался в гербовом щитке (ранее этого не было), вокруг щитка была изображена характерная цепь ордена Андрея Первозванного. В этих печатях был изменен и титул российского самодержца — он стал более кратким. В связи с принятием Петром I 22.10.1721 года императорского титула на гербах взамен царских корон стали изображать императорские. В 1722 году он учредил герольдмейстерскую контору и должность герольдмейстера.

Государственный герб при Петре I претерпел множество изменений. Помимо изменения цвета орла, на крыльях его впервые стали размещать щиты с гербами Великих княжеств и Царств. На правом крыле (левом от зрителя) были размещены щиты с гербами (сверху вниз): Киевским, Новгородским, Астраханским; на левом крыле: Владимирским, Казанским, Сибирским. Таким образом, при Петре I сложился основной комплекс атрибутов гербового орла. Такое изменение в государственном гербе можно, если подойти с исторической точки зрения, трактовать как символ быстрого и успешного скачка в развитии России. Однако после выхода России на “бескрайние просторы Сибири и Дальнего Востока” ”двуглавый орел стал символом нераздельности Европейской и Азиатской России, объединенных под одной императорской короной, так как одна коронованная голова смотрит на запад, другая на восток”.

Приглашенный из Европы знаток геральдики Ф. Санти составил новое описание российского герба для государственной печати. В 1730 г., уже после смерти Петра I, рисунок герба был утвержден. В соответствии с ним «черный двуглавый орел располагался в золотом поле, на груди орла помещался герб Москвы, окруженный цепью ордена Андрея Первозванного». Ранее цвета герба не были определены. Отныне гербом Российской империи становится черный орел на золотом фоне. Такие цвета соответствовали западноевропейской имперской традиции. При ближайших преемниках Петра I в гербе существенных изменений не происходило.

После петровская эпоха характеризуется напряженной борьбой на вершине государственной власти, известной как “эпоха дворцовых переворотов”, что в 30-е годы XVIII привело к чрезмерному влиянию в государстве выходцев из Германии, отнюдь не способствовавшие усилению России.

В
1740 год швейцарский гравер Гедлингер, приглашенный Анной Иоанновной в Россию в 1736 году, изготовил государственную печать, которая использовалась до 1856 года и, по существу, закрепила классический облик русского двуглавого орла.

До конца XVIII века коренных изменений в рисунке герба не было, однако заметны специфические черты, соответствующие времени правления императоров и императриц, особенно во времена Елизаветы Петровны и Екатерины Великой. В это время орел больше похож не на орла, а на орлицу. Как ни странно, но во времена Екатерины II государственный герб почти не изменился, хотя, как известно, она провела большое количество реформ в области государственного устройства и образования. Ею государственный Сенат, выродившийся в громоздкое и неповоротливое учреждение, неспособное не только при необходимости заменять монарха (как замышлял Петр I), но и решать текущие вопросы, по проекту Н.И. Панина в 1763 году был разделен на шесть департаментов, каждый из которых имел строго оговоренный круг обязанностей и полномочий. Также было упразднено гетманство на Украине (1764), что окончательно уничтожило украинскую автономию. В отношении с церковью она сначала отменила секуляризацию церковных земель, однако потом вновь вернулась к этому вопросу, проведя секуляризацию в 1763-1764 гг. Тем самым духовенство потеряло имущественную самостоятельность и оказалось на содержании государства. Так был завершен процесс превращения духовенства в особый ряд чиновничества.

^

Взойдя на престол, Павел I (1796-1801) сразу же попытался модифицировать российский герб. Указом от 5 апреля 1797 года двуглавый орел становится неотъемлемой частью герба императорской фамилии.

Так как Павел I был магистром Мальтийского ордена, то это отразилось и на государственном гербе. 10 августа 1799 года был издан указ императора Павла I об изображении двуглавого орла с мальтийским крестом на груди . На верхнем конце этого креста помещалась корона Великого магистра.

Павел I также явился “отцом” Большого российского герба. Его манифестом от 16 декабря 1800 года было дано его полное описание. Большой российский герб должен был символизировать собой внутреннее единство и могущество России. Однако проект Павла I не был реализован.

Герб Павла I

^

Александр I (1801-1825), взойдя на престол, отменил мальтийский крест на государственном гербе. Но тут же на двуглавом орле отразилось французское влияние. При Александре I на гербе крылья орла широко раскинуты в сторону, перья опущены вниз. Одна голова более наклонена, чем другая. Вместо традиционных скипетра и державы в лапах орла появляются новые атрибуты: перуны или громовые стрелы, факел, лавровый венок (иногда ветвь), ликторский пучок, перевитый лентами. Подобные орлы характерны для первой четверти XIX века.

Правление Николая I (1825-1855) характеризуется твердостью и решительностью. Им все восставшие декабристы были подвергнуты суду — 5 расстреляны, остальные сосланы в Сибирь. После восстания в Польше (1830-1832) Николай I ограничил ее статус, который лишил Польшу государственного управления, сейма, государственного совета и национальных войск. Именно при нем с 1830 гербовой орел стал окончательно изображаться с поднятыми крыльями, что стало его неотъемлемой признаком до 1917 года. В этом скрыт некий смысл, который символизировал окончательное установление России. В 1829 Николай I короновался на царство Польское. И с 1832 года герб этого царства помещен на крылья орла, то есть впервые включен в российский герб…

Герб Александра I

В конце царствования Николая I барон Б. В. Кене, который тогда управлял департаментом герольдии, предпринял попытки придать гербу черты западноевропейской геральдики. В частности изображение орла должно было стать более строгим. Герб Москвы должен был изображаться лишь во французском щите, всадника необходимо было повернуть согласно геральдическим правилам в левую от зрителя сторону. Но его проекты реализованы лишь при Александре II, так как в 1855 году Николай I скончался, не успев реализовать проекты Б.В. Кене.

Задание:


  1. Какие изменения претерпел российский герб в царствование Петра I и Павла I?

  2. Подготовить доклад на тему «Орден апостола Андрея Первозванного».

  3. Подготовить рассказ (5- 10 мин.) о гербе г. Ртищево, г. Саратова ( в сообщении должен быть описан герб, рассказано о его истории и о значении символов, в нем заключенных).

zanny.ru

Российский герб при Петре I и его приемниках

Занятие 6. Российский герб в XVIII- XIX веках.

Цель: проследить, какие изменения произошли в Российском гербе в новый период истории России – начиная с Петра I и до середины XIX века.

Основные даты: 1699 г. – учреждение Петром I ордена св. Андрея Первозванного; 1722 г. – учреждение Герольдмейстерской конторы; 1799 г.- возникновение нового герба с мальтийским крестом в центре.

Основные понятия: Герольдмейстерская контора, Мальтийский орден, мальтийский крест.


  1. Российский герб при Петре I и его приемниках.

В 1682 году на Российский престол взошел Петр I (1682-1725). Россия очень изменилась во времена его правления. Если обобщить, то заслуги этого императора можно свести к тому, что Российская империя стала одной из ведущих держав и стояла выше, чем большинство европейских государств.

Петр был хорошо образованным человеком. Он внес очень большой вклад в российскую геральдику. При нем гербовой орел по геральдическим правилам стал изображаться черным (до него орел, как правило, изображался золотым). На этот факт повлияла Северная война. После нее Россия предстала перед Европой в облике могущественного государства. А следовательно и ее герб должен был быть не только “украшением” государственных бумаг и грамот, но и отражать силу русского государства.

Е
ще в 1699 г. Петром I был учрежден высший орден Российского государства — апостола Андрея Первозванного. Его давали за воинские подвиги и безупречную государственную службу. По распоряжению Петра I были вырезаны несколько новых государственных печатей, отличных от прежней: орел на них помещался в гербовом щитке (ранее этого не было), вокруг щитка была изображена характерная цепь ордена Андрея Первозванного. В этих печатях был изменен и титул российского самодержца — он стал более кратким. В связи с принятием Петром I 22.10.1721 года императорского титула на гербах взамен царских корон стали изображать императорские. В 1722 году он учредил герольдмейстерскую контору и должность герольдмейстера.

Государственный герб при Петре I претерпел множество изменений. Помимо изменения цвета орла, на крыльях его впервые стали размещать щиты с гербами Великих княжеств и Царств. На правом крыле (левом от зрителя) были размещены щиты с гербами (сверху вниз): Киевским, Новгородским, Астраханским; на левом крыле: Владимирским, Казанским, Сибирским. Таким образом, при Петре I сложился основной комплекс атрибутов гербового орла. Такое изменение в государственном гербе можно, если подойти с исторической точки зрения, трактовать как символ быстрого и успешного скачка в развитии России. Однако после выхода России на “бескрайние просторы Сибири и Дальнего Востока” ”двуглавый орел стал символом нераздельности Европейской и Азиатской России, объединенных под одной императорской короной, так как одна коронованная голова смотрит на запад, другая на восток”.

Приглашенный из Европы знаток геральдики Ф. Санти составил новое описание российского герба для государственной печати. В 1730 г., уже после смерти Петра I, рисунок герба был утвержден. В соответствии с ним «черный двуглавый орел располагался в золотом поле, на груди орла помещался герб Москвы, окруженный цепью ордена Андрея Первозванного». Ранее цвета герба не были определены. Отныне гербом Российской империи становится черный орел на золотом фоне. Такие цвета соответствовали западноевропейской имперской традиции. При ближайших преемниках Петра I в гербе существенных изменений не происходило.

После петровская эпоха характеризуется напряженной борьбой на вершине государственной власти, известной как “эпоха дворцовых переворотов”, что в 30-е годы XVIII привело к чрезмерному влиянию в государстве выходцев из Германии, отнюдь не способствовавшие усилению России.

В
1740 год швейцарский гравер Гедлингер, приглашенный Анной Иоанновной в Россию в 1736 году, изготовил государственную печать, которая использовалась до 1856 года и, по существу, закрепила классический облик русского двуглавого орла.
До конца XVIII века коренных изменений в рисунке герба не было, однако заметны специфические черты, соответствующие времени правления императоров и императриц, особенно во времена Елизаветы Петровны и Екатерины Великой. В это время орел больше похож не на орла, а на орлицу. Как ни странно, но во времена Екатерины II государственный герб почти не изменился, хотя, как известно, она провела большое количество реформ в области государственного устройства и образования. Ею государственный Сенат, выродившийся в громоздкое и неповоротливое учреждение, неспособное не только при необходимости заменять монарха (как замышлял Петр I), но и решать текущие вопросы, по проекту Н.И. Панина в 1763 году был разделен на шесть департаментов, каждый из которых имел строго оговоренный круг обязанностей и полномочий. Также было упразднено гетманство на Украине (1764), что окончательно уничтожило украинскую автономию. В отношении с церковью она сначала отменила секуляризацию церковных земель, однако потом вновь вернулась к этому вопросу, проведя секуляризацию в 1763-1764 гг. Тем самым духовенство потеряло имущественную самостоятельность и оказалось на содержании государства. Так был завершен процесс превращения духовенства в особый ряд чиновничества.

^

Взойдя на престол, Павел I (1796-1801) сразу же попытался модифицировать российский герб. Указом от 5 апреля 1797 года двуглавый орел становится неотъемлемой частью герба императорской фамилии.

Так как Павел I был магистром Мальтийского ордена, то это отразилось и на государственном гербе. 10 августа 1799 года был издан указ императора Павла I об изображении двуглавого орла с мальтийским крестом на груди . На верхнем конце этого креста помещалась корона Великого магистра.

Павел I также явился “отцом” Большого российского герба. Его манифестом от 16 декабря 1800 года было дано его полное описание. Большой российский герб должен был символизировать собой внутреннее единство и могущество России. Однако проект Павла I не был реализован.

Герб Павла I

^

Александр I (1801-1825), взойдя на престол, отменил мальтийский крест на государственном гербе. Но тут же на двуглавом орле отразилось французское влияние. При Александре I на гербе крылья орла широко раскинуты в сторону, перья опущены вниз. Одна голова более наклонена, чем другая. Вместо традиционных скипетра и державы в лапах орла появляются новые атрибуты: перуны или громовые стрелы, факел, лавровый венок (иногда ветвь), ликторский пучок, перевитый лентами. Подобные орлы характерны для первой четверти XIX века.

Правление Николая I (1825-1855) характеризуется твердостью и решительностью. Им все восставшие декабристы были подвергнуты суду — 5 расстреляны, остальные сосланы в Сибирь. После восстания в Польше (1830-1832) Николай I ограничил ее статус, который лишил Польшу государственного управления, сейма, государственного совета и национальных войск. Именно при нем с 1830 гербовой орел стал окончательно изображаться с поднятыми крыльями, что стало его неотъемлемой признаком до 1917 года. В этом скрыт некий смысл, который символизировал окончательное установление России. В 1829 Николай I короновался на царство Польское. И с 1832 года герб этого царства помещен на крылья орла, то есть впервые включен в российский герб…

Герб Александра I

В конце царствования Николая I барон Б. В. Кене, который тогда управлял департаментом герольдии, предпринял попытки придать гербу черты западноевропейской геральдики. В частности изображение орла должно было стать более строгим. Герб Москвы должен был изображаться лишь во французском щите, всадника необходимо было повернуть согласно геральдическим правилам в левую от зрителя сторону. Но его проекты реализованы лишь при Александре II, так как в 1855 году Николай I скончался, не успев реализовать проекты Б.В. Кене.

Задание:


  1. Какие изменения претерпел российский герб в царствование Петра I и Павла I?

  2. Подготовить доклад на тему «Орден апостола Андрея Первозванного».

  3. Подготовить рассказ (5- 10 мин.) о гербе г. Ртищево, г. Саратова ( в сообщении должен быть описан герб, рассказано о его истории и о значении символов, в нем заключенных).

dopoln.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *